География древняя наука. Технологическая карта 5 класс "География древняя и современная наука"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

География древняя и современная наука Аннотация вводный урок. География древняя наука


древняя и современная наука — КиберПедия

Темы уроков

«География. Планета Земля» (Начальный курс географии) 5-6 класс.

Класс

Урок 1. География: древняя и современная наука

Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Определять понятие «география»

Развитие географических знаний о Земле

Урок 2. География в современном мире

Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география.

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты.

Различать природные и антропогенные географические объекты

Урок 3. География в древности

Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.

Показывать по картам территории древних государств Востока.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока

Развитие представлений человека о мире

 

Урок 4. Географические знания в древней Европе

Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.

Показывать по картам территории древних государств Европы.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме

Развитие представлений человека о мире

 

Урок 5. География в эпоху Средневековья; Азия, Европа

Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели.

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги

Выдающиеся географические открытия

 

Урок 6. Открытие Нового Света.

Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света.

Прослеживатьиописыватьпо картам маршруты путешествий Х. Колумба.

Приобретатьнавыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов

Выдающиеся географические открытия

 

Урок 7. Эпоха Великих географических открытий.

Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение Великих географических открытий

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждатьзначение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий

Выдающиеся географические открытия

Урок 8. Открытие Австралии и Антарктиды

Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие.

Практическая работа по составлению презентации о великих путешественниках.

Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева,И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания

Развитие географических знаний о Земле. Географические методы изучения окружающей среды

 

Урок 11. Масштаб

Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний. Детальность изображения местности от масштаба.

Определять топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов

 

Урок 12. Условные знаки

Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи.

Распознавать условные знаки планов местности и карт.

Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.

Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.

Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков

Способы изображения рельефа земной поверхности

 

Урок 15. Съёмка местности.

Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане.

Практическая работа по ориентированию и определению азимутов на местности и плане.

Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов.

Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте).

Определять стороны горизонта на плане

Составление простейшего плана местности

 

Урок 16. Составление плана местности.

Практическая работа по проведению полярной съёмки местности.

Использовать оборудование для глазомерной съёмки.

Составлять простейший план небольшого участка местности

Отличия карты от плана. Чтение карты, определение местоположения объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт

Урок 30. Рельеф Земли

Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа.

Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа.

Выполнятьпрактические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты.

Определятьпо географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлятьособенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их.

Сопоставлятьрасположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит.

Выявлятьзакономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит

Землетрясения и вулканизм, обеспечение безопасности населения

 

ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 6 класс (35 ч)

Урок 1. Введение.

Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.

Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов.

Начать заполнение дневника наблюдений за погодой

 

Урок 2. Гидросфера

Понятие «гидросфера». Объём гидросферы, её части. Мировой круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и человека.

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме.

Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».

Объяснять значение круговорота воды для природы Земли.

Описывать значение воды для жизни на планете.

Части Мирового океана. Свойства вод Мирового океана

 

Урок 3. Мировой океан.

Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года.

Определять и описыватьно карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов.

Наноситьна контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.

Выявлятьс помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана.

Строить графикиизменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты

Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды

 

Урок 6. Озёра и болота

Озёра, их разнообразие. Водохранилища. Болота.

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира.

Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира.

Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимостьуровня грунтовых вод от климата, особенностей горных пород. Минеральные воды

Урок 7. Подземные воды

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод.

Анализировать модели (иллюстрации) «Подземные воды», Артезианские воды».

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении, разных видов подземных вод и минеральных источников для человека

Урок 11. Атмосфера

Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ионосфера). Значение атмосферы.

Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли».

Объяснять значение атмосферы.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — «кухня погоды

Нагревание атмосферы, температура, распределение тепла на Земле. Построение графиков изменения температуры

Урок 14. Атмосферные осадки

Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах.

Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам.

Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных.

Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах

Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой

 

Урок 17. Погода.

Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, миноптические карты. Получение информации для прогноза погоды. Погода. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды

Определятьс помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды.

Характеризоватьтекущую погоду. Устанавливатьвзаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах.

Овладеватьчтением карты погоды, описыватьпо карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Описыватьпогоду

Климат и климатические пояса

 

Урок 18. Климат

Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы.

Сравниватьпоказатели, применяемые для характеристики погоды и климата.

Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм.

Овладеватьчтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте.

Сопоставлятькарты поясов освещённости и климатических поясов, делать выводы

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды

 

Урок 21. Биосфера

Понятие «биосфера». В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере Границы современной биосферы Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах - реликтах. Распространение живыхорганизмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше и в Мировом океане. Сопоставлятьграницы биосферы с границами других оболочек Земли.

Обосновывать проведение границ биосферы.

Описывать сферу распространения живых организмов.

Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов

в биосфере

Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане

 

Урок 22. Жизнь в Океане и на суше

Факторы воздействия на распространение живых организмов в океане х и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа.

Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.

Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей

Биологический круговорот. Роль биосферы

 

Урок 23. Значение биосферы

Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека.

Анализироватьсхему биологического круговорота ивыявлятьроль разных групп организмов в переносе веществ.

Составлять (дополнять)схему биологического круговорота веществ.Обосновыватьконкретными примерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек

 

Урок 28. Почва

Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация.

Выявлятьпричины разной степени плодородия используемых человеком почв.

Сравниватьпо иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма. Сопоставлятькарты почв и природных зон, устанавливатьсоответствие между основными типами почв и природными зонами. Наблюдатьобразцы почв своей местности, выявлять их свойства

Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности в разных природных зонах

 

Урок 30. Леса.

Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного

мира.

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнаватьприродные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие междуприродной зоной и представителями её растительного и животного мира Находитьинформацию(в Интернете и других источниках), подготавливатьиобсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей

Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности в разных природных зонах

 

Урок 31. Степи и саванны. Засушливые области планеты

Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира.

Определятьпо картам географическое положение природных зон, показывать их.

Узнаватьприродные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствиемеждуприродной зоной и основными представителями её растительного и животного мира.

Находить информацию(в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения обадаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей

 

Темы уроков

«География. Планета Земля» (Начальный курс географии) 5-6 класс.

Класс

Урок 1. География: древняя и современная наука

Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Определять понятие «география»

Развитие географических знаний о Земле

cyberpedia.su

Земля как планета | География — одна из древнейших наук

Древняя наука география перешла сейчас в новую фазу своего развития. Зародившись как описательная наука, она все более сосредоточивает свое внимание не просто на описании Земли, а на сочетании этого описания с объяснением. Географию интересует не только размещение пpиpодных и социальных явлений на земной поверхности, но и связи между этими объектами и явлениями, причины того, что это размещение оказалось именно таким, а не иным, изменения, происходящие со временем на земной поверхности, последствия, которые могут быть вызваны этими изменениями в будущем. Таким обpазом, геогpафия, кроме своей первоначальной задачи, выpаженной в названии самой науки — землеописание, выполняет и дpугую — землеобъяснение. Это вовсе не значит, что первая задача перестала быть важной. О человеке можно сказать, что он знает географию, только в том случае, если он знает карту, может показать на карте многие страны, города, реки, без карты ясно представляет себе их взаимное расположение. Для человека, претендующего на знание географии, есть и еще многие требования, но эти были и остаются обязательными. Поэтому в тестах так много внимания уделено именно знанию карты. В настоящем пособии сведения о взаимном расположении стран, их столицах и т.д. не приводятся, но знать все это нужно из школьного курса географии, тем более, что в тесты включены лишь самые основные, обязательные сведения.

География — одна из наук о Земле. Другая большая наука, входящая в эту гpуппу, — геология. К наукам о Земле относятся также все отpасли географии (физическая геогpафия, социально-экономическая геогpафия и более дpобные подpазделения этих наук) и геологии (минеpалогия, петpогpафия, тектоника и дp.).

За последние 3-4 десятилетия в науках о Земле пpоизошел pезкий скачок.

Во-пеpвых, были достигнуты большие успехи в исследованиях океанов и моpей, занимающих более двух тpетей повеpхности планеты, и Землю стали pассматpивать как единое целое, яснее пpедставляя себе сходство и pазличия стpоения земной коpы суши и океанов, пpоцессы массообмена и энеpгообмена между сушей и моpем.

И, во-втоpых, появилась новая гpуппа очень мощных методов исследования Земли — космические методы. Человек впеpвые взглянул на свою планету со стоpоны. Пеpвый шаг к этому был сделан еще пpи пеpвых полетах на воздушном шаpе и затем на самолете. К началу космической эpы аэpофотосъемка получила уже всеобщее пpизнание. Но pезультаты исследования Земли из космоса пpевзошли все ожидания. На космических снимках увидели сpазу большие теppитоpии, а вместе с этим такие особенности стpоения планеты, о котоpых pаньше можно было только догадываться. Заговоpили даже о «pентгеноскопичности» космических снимков, хотя, конечно, это скоpее художественный обpаз, чем научный теpмин. Космические методы познания Земли уже нашли шиpокое пpименение в геологии — пpи составлении геологических каpт и поисках полезных ископаемых; в метеоpологии — сейчас пpогнозы погоды составляются только с пpименением спутниковой инфоpмации; в лесном хозяйстве — по снимкам опpеделяют площади pаспpостpанения лесов, их состав, контpолиpуют их состояние; в сельском хозяйстве — контpолиpуется состояние посевных площадей, пpогнозиpуется уpожай; в морском тpанспоpте — определяется ледовая обстановка; в строительстве — изыскания под строительство крупных объектов непременно включают изучение космических снимков. Огромную помощь оказывают космические методы при изучении окружающей среды.

Изменение задач географической науки связано еще и с тем, что воздействие человека на пpиpоду с pазвитием науки и техники становится все более интенсивным, пpиpода изменяется, и одной из основных забот человека становится ее охpана, стремление к тому, чтобы пpиpода не перестала быть благоприятной средой обитания. Роль географии в анализе и пpогнозе пpоисходящих в пpиpоде изменений огpомна: геогpафы изучают пpоекты, осуществление котоpых может повлиять на состояние пpиpодной сpеды, дают pекомендации для того, чтобы вpед, наносимый пpиpоде, был наименьшим.

Как и любая наука о Земле, география подразделяется на общую и региональную. Общая география или ее отрасль (физическая география, социально-экономическая география) изучает общие закономерности распространения на Земле объектов и явлений — природных или социально-экономических, а региональная — те же объекты и явления на какой-либо определенной территории. Так, может быть общая физическая география, региональная физическая география России, Западной Сибири, Франции, общая социально-экономическая география, региональная социально-экономическая география уже названных или любых других территорий. То же относится и к наукам, входящим в состав физической или социально-экономической географии; так, общая геоботаника изучает общие закономерности распределения растительности на Земле в зависимости от географических условий, а региональная геоботаника, например, России или Московской области — растительность этих территорий.

В названиях наук о Земле часто присутствуют греческие корни ге- (от ge — Земля) с неизменной соединительной гласной -о-, -графия (описание, от grapho — пишу), -логия (учение, от logos — слово). География — наука о поверхности Земли, о размещении и взаимодействии на ней объектов и явлений.

По школьным курсам географии хорошо известно разделение географии на физическую и экономическую (сейчас предпочитают более точный термин «социально-экономическая география», но для краткости часто употребляют и привычное старое название). Физическая география изучает размещение на Земле природных объектов и явлений, а экономическая — людей и всего, что людьми создано. Существование этих двух крупных ветвей географической науки уже более полувека назад поставило вопрос о том, существует ли единая география. Мнения разделились. Одни специалисты, опираясь на существовавшее в то время в нашей стране резкое противопоставление естественных и общественных наук, отрицали существование единой географии. Другие утверждали, что география едина, как едина и сама Земля. Горячим сторонником единства географии был выдающийся экономико-географ Николай Николаевич Баранский (1881—1963), считавший, что экономическая география, не учитывающая природных условий, лишается своей основы, а физическая география, которая не обращает внимания на то, как человек влияет на природу, превращается в «бесчеловечную географию». Сейчас вопрос, кажется, можно считать решенным в пользу единства географии. В частности, уже выпущены учебники географии России без четкого разделения на физико-географическую и экономико-географическую части.

Методы географии, как и других наук о Земле, можно объединить в три большие группы.

1. Камеральные методы (от латинского camera — комната). Изучаются литература, карты, аэрофотоснимки, космические снимки. Применение этих методов даже задолго до появления аэро- и космической съемки давало возможность сделать открытия. Так, океанолог Владимир Юльевич Визе (1886 — 1954), изучая материалы дрейфа судна "Св. Анна" (незадолго до революции), предсказал существование в Карском море острова, который позже был найден и получил имя Визе.

2. Полевые методы. Объекты исследуются на месте, в естественных условиях. Название это применяется к работам независимо от того в каких природных условиях они ведутся — в поле, в лесу, в горах; специалисты по экономической географии нередко ведут исследования в городах — такие работы также считаются полевыми. Полевые работы ведутся во время путешествий, маршрутов, поездок, путем длительных наблюдений в одной точке или на небольшой территории (стационарные исследования). К полевым методам относятся и наблюдения объекта с воздуха или из космоса, потому что, как бы далеко мы ни отходили от объекта, мы изучаем сам объект, а не его описание, изображение или макет.

3. Экспериментальные методы. Создаются — непосредственно в поле или в лаборатории — искусственные условия, позволяющие изучить какой-нибудь природный процесс. Природное явление можно наблюдать случайно; преимущество эксперимента состоит в том, что его можно повторить и, изменяя условия, установить влияние на процесс различных факторов.

Все сведения о Земле получены в конечном счете полевыми методами — сделаны описания различных областей Земли по собственным наблюдениям многих исследователей; из них составлены — уже камерально — описания более обширных областей и всей Земли. И только наличие этих сведений позволило выявить общие природные закономерности на Земле, то есть создать общую физическую географию, или землеведение — науку об общих закономерностях природы на земной поверхности, о размещении элементов природы, об их пространственных и временных связях; создать общую социально-экономическую географию — науку об общих закономерностях размещения населения и хозяйства на земной поверхности.

3ys.ru

значение слова. Наука о Земле и ее история

География — одна из самых интересных и увлекательных наук. Ведь она напрямую связана с путешествиями и приключениями. Но какой смысл несёт в себе термин «география»? Значение слова весьма интересно. И мы попробуем объяснить его в нашей статье.

Наука о Земле

Одной из древнейших наук в мире является география. Значение слова мы рассмотрим немного позже, а сейчас познакомимся с историей этой дисциплины. Известно, что основы современной географии были заложены ещё во времена древних эллинов. Их изыскания обобщил и систематизировал древнегреческий учёный Птолемей в первом столетии нашей эры. Именно в Греции география развивалась семимильными шагами. Параллельно изучением Земли интересовались и в Древнем Египте. Уже в 3 тысячелетии до нашей эры здесь осуществляли первые морские экспедиции по акваториям Красного и Средиземного морей. Отдельные элементы географических описаний можно отыскать и в древних книгах Индии – «Ведах» или «Махабхарате».

география значение слова

Как в последующие столетия развивалась география? Значение этой науки особенно возросло в XVI веке, в так называемую эпоху Великих географических открытий. Колумб и Магеллан, Джеймс Кук и Америго Веспуччи привозили со своих плаваний множество новых сведений и фактов о нашей планете, которые требовалось детально изучить и систематизировать. География в её современном академическом виде была заложена в первой половине XIX века Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером. На сегодняшний день человечество уже покорило Луну, планирует высадку на Марс в самом ближайшем будущем. Однако и на Земле ещё остается множество неизученных мест – «белых пятен», по которым не ступала нога человека. Поэтому географам в XXI веке будет чем себя занять на этой планете.

География: значение слова, происхождение термина

Когда же возник термин «география»? Кто его придумал и закрепил за данной наукой? Попробуем объяснить значение слова «география». Этот термин женского рода происходит от двух древнегреческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю). То есть его можно перевести на русский язык следующим образом: «землеописание».

география значение слова происхождение

Термин «география» придумал и ввёл в науку ещё древнегреческий философ и учёный Эратосфен. Случилось это примерно в III веке до нашей эры. Как и когда употребляется сегодня термин «география»? Значение слова в наши дни можно рассматривать в двух аспектах. Оно может употребляться:

  1. Как наука, объединяющая в себе множество более мелких дисциплин. Они изучают Землю, особенности природы, локализацию по её поверхности населения, полезных ископаемых и т. п.
  2. Как область распространения по территории какого-либо явления или процесса. Например, запасов нефти или уровня общей грамотности людей.

Что изучает наука география?

Согласно универсальному определению, география – это наука, изучающая так называемую географическую оболочку Земли. Последняя, в свою очередь, включает в себя четыре участка: лито-, атмо-, гидро- и биосферу. Но это ещё не всё. Иногда к ним добавляют техносферу, то есть все то, что создано руками человека на планете.

объяснить значение слова география

Основным объектом исследований науки можно назвать природные законы и закономерности распределения и взаимодействия различных компонентов географической оболочки (почв, горных пород, растительности, вод и т. д.). Современная наука делится на три больших блока: физическую, социальную и экономическую географию. Первая изучает природу, вторая – население и условия жизни людей, третья – особенности и закономерности экономического развития территорий и стран.

Значение слова «историческая география». Особенности научной дисциплины

Как уже упоминалось выше, география – это комплексная наука. Она включает в свой состав множество различных дисциплин. Одной из них как раз и является историческая география. Что же она изучает?

значение слова историческая география

Историческая география – это особый раздел, который пытается объяснить различные исторические процессы и события посредством знаний географических. Иными словами, данная наука изучает историю через пространство. И особое место в ней уделяется именно географическим (территориальным) факторам.

В заключение

Одной из самых старых наук на Земле считается именно география. Значение этого термина очень интересно. Слово выдумали в Древней Греции. И перевести его на русский язык можно как «землеописание». Термин ввёл ещё в третьем веке до нашей эры древнегреческий учёный Эратосфен. К слову, именно он впервые измерил параметры нашей планеты. И сделал это достаточно точно, не имея под рукой современных приборов и технологий.

fb.ru

География | Наука | FANDOM powered by Wikia

Файл:Elevation.jpg Файл:World-map-2004-cia-factbook-large-2m.jpg На эту статью установлено перенаправление со страницы «Географ», см. также другие значения этого термина.

Геогра́фия (от др.-греч. γεωγραφία, землеописание, от γῆ — Земля и γράφω — пишу, описываю):

  1. единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)
  2. свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области).

Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География — одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора. Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.

    История географии Править

    География Древнего Востока Править

    Уже в 2 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

    В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги. В « Ведах» целая глава посвящена космологии. В «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек. Уже IX—VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения, целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая.

    Античная средиземноморская география Править

    PtolemyWorldMapPtolemyWorldMap

    Карта мира, сделанная Птолемеем

    Досократическая философская традиция уже породила немало предпосылок к появлению географии. Древнейшие описания Земли носили у греков название «периодов» (περίοδοι), то есть «объездов»; название это применялось одинаково к картам и описаниям; им пользовались нередко и впоследствии вместо названия «география»; так, Арриан называет этим именем общую географию Эратосфена. Одновременно употреблялись также названия «перипл» (περίπλος) в смысле морского объезда, описания берегов, и «периегез» (περιήγησις) — в смысле сухопутного объезда или путеводителя. Страбон противопоставляет «периплы» с их перечислениями гаваней, как односторонние описания мореходов, не собирающих сведений о странах, удалённых от берегов, — «периегезам», содержащим в себе подробное описание стран, и таким географическим трудам, как Эратосфенов, имевшим задачей астрономическо - математическое определение величины земного шара и вида и распределения «обитаемой земли» (ήοίκουμένη) на его поверхности. Название «периегезов» Страбон придает и частям своего собственного сочинения, подробно описывающего известные тогда страны, иногда, впрочем, смешивая термины «периегез» и «перипл», тогда как другие авторы явственно отличают «периплы» от «периегезов», причем у некоторых позднейших авторов название «периегез» употребляется даже в смысле наглядного представления всей обитаемой земли. Есть указания, что «периоды» или «периплы» (рядом с документами или грамотами об основании городов, «ктизисами») были первыми греческими манускриптами, первыми опытами применения заимствованного у финикийцев искусства письма.

    Составители географических «объездов» назывались «логографами»; они были первыми греческими писателями-прозаиками и предшественниками греческих историков. Геродот пользовался ими немало при составлении своей истории. Немногие из этих «объездов» дошли до нас, и то более позднейшего времени: некоторые из них, как «Перипл Красного моря» (I век н. э.) или «Перипл Понта Эвксинского» — Арриана (II в. после Р. X.), составляют важные источники по древней географии. Формой «перипла» пользовались в позднейшее время для описания «обитаемой земли», совершая вокруг неё как бы мысленный, воображаемый объезд. Такой характер имеет, например, география Помпония Мелы (I век н. э.) и прочие.

    Название «объезд» было в данном случае тем более подходящим, что древнейшее представление греков о Земле соединялось с представлением о круге. Это представление, естественно вызываемое круглой линией видимого горизонта, встречается уже у Гомера, где оно имеет только ту особенность, что земной диск представлялся омываемым рекой «Океаном», за пределами которой помещалось таинственное царство теней. Океан — река уступил скоро место океану — морю в смысле внешнего моря, омывающего кругом обитаемую землю, но понятие о Земле, как о плоском круге, продолжало жить долго, по крайней мере в народном представлении, и возродилось с новой силой в средние века. Хотя уже Геродот насмехался над теми, которые воображали себе Землю правильным диском, как бы выточенным искусным столяром, и считал не доказанным, чтобы обитаемая земля была окружена со всех сторон океаном, однако представление, что Земля есть круглая плоскость, несущая на себе в виде острова круглую же «обитаемую землю», господствовало в период древнейшей ионической школы. Оно нашло себе выражение и в картах Земли, которые также делались круглыми и первая из которых приписывается обычно Анаксимандру. До нас также дошло известие о круглой карте Аристагора Милетского, современника Гекатея, исполненной на меди и изображавшей море, землю и реки. Из свидетельств Геродота и Аристотеля можно заключить, что на древнейших картах обитаемая земля изображалась также круглой и омываемой кругом океаном; с запада, от Геркулесовых столбов, середина ойкумены была прорезана внутренним (Средиземным) морем, к которому с восточной окраины подходило восточное внутреннее море, и оба эти моря служили к отделению южного полукруга Земли от северного. Круглые плоские карты были в ходу в Греции ещё во времена Аристотеля и позже, когда шаровидность Земли уже была признана почти всеми философами.

    Анаксимандр выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму цилиндра, и сделал революционное предположение, что на другой стороне «цилиндра» также должны жить люди. Он издавал и отдельные географические сочинения.

    В IV в. до н. э. — V в. н. э. античные учёные-энциклопедисты пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих изысканий явилось умозрительное представление о Земле как о шаре (Аристотель), создание карт и планов, определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций. Кратет Малльский, философ-стоик, изучал строение земного шара и создал модель — глобус, также он предполагал, как должны соотноситься погодные условия северного и южного полушарий.

    «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея содержала сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек. Эратосфен Киренский впервые измерил дугу меридиана и оценил размеры Земли, ему принадлежит и сам термин «география» (землеописание). Страбон был родоначальником страноведения, геоморфологии и палеогеографии. В трудах Аристотеля изложены основы гидрологии, метеорологии, океанологии и намечается разделение географических наук.

    География Средневековья Править

    До середины XV в. открытия греков были забыты, и «центр географической науки» сместился на Восток. Ведущая роль в географических открытиях перешла к ученым Востока и Средней Азии. Это учёные и путешественники — Ибн Сина, Бируни, Идриси, Ибн Баттута. Важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Северной Америке были сделаны норманнами, а также новгородцами, достигшими Шпицбергена и устья Оби.

    Marco Polo portraitMarco Polo portrait

    Марко Поло

    Венецианский купец Марко Поло открыл для европейцев Восточную Азию. А Афанасий Никитин, ходивший по Каспийскому, Чёрному и Аравийскому морям и достигнув Индии, описал природу и жизнь этой страны.

    Эпоха Великих географических открытий Править

    XV—XVII века — расцвет географии на фоне всеобщего подъёма культуры и науки. География стала важнейшей наукой, обогатилась сведениями о природе и населении почти всей суши, начала делиться на общую и частную. На карте Меркатора были показаны реальные очертания материков, а на карте Леонардо да Винчи — гипотетический Южный материк. В России же создали «Большой чертеж» Российского государства в 1627 году.

    Файл:MercatormapFullEurope16thcentury.jpg

    Эпоха экспедиций Править

    В XVII—XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретенных знаний. Поиски Южного материка закончились открытием Австралии (Янсзон) и Океании. Три кругосветных экспедиции совершил Джеймс Кук, открыв Гавайи и Большой Барьерный риф. Русские первопроходцы продвигались в Сибирь на Дальний Восток.

    М. В. Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент, а при Екатерине II составил первый кадастр землепользования. Кроме этого, он предложил идеи о непрерывном изменении лика Земли под влиянием внутренних и внешних сил, о движении воздушных масс, о слоях земных и т. д.

    Файл:Alexandre humboldt.jpg

    Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков Править

    Значительные территориальные открытия сочетались с глубокими теоретическими обобщениями, открытием географических законов (Гумбольдт, Риттер, Реклю, Тюнен). География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества.

    В России сформировались: Русское географическое общество, мощные географические школы, представители которых (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев) внесли большой вклад в исследование Евразии и других регионов мира.

    В 1884 году в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии.

    Географические открытия Править

    Одним из выдающихся путешественников был историк Геродот — путешествовал по Египту, Малой Азии, Балканскому полуострову, а также по южным областям Восточно-Европейской равнины.

    Карта как основа географических исследований Править

    Файл:Land ocean ice cloud 1024.jpg

    «От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. Связано это с тем, что карта — наиболее совершенный способ передачи пространственной информации. Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод.

    Географическая картина мира и географическая культура Править

    Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

    Физическая география Править

    Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, составляющие её природные комплексы и компоненты.

    Основу физической географии составляет общее землеведение и ландшафтоведение. Общее землеведение занимается изучением закономерностей географической оболочки в целом, ландшафтоведение изучает ландшафтные комплексы.

    Отраслевые науки:

    Социально-экономическая география Править

    Социально-экономическая география изучает территориальную организацию общества, подразделяется на четыре отраслевых блока (со своими разделами):

    Военная география Править

    Особый раздел географии - теоретическая и прикладная дисциплина, призванная обеспечивать успех в стратегическом и тактическом планировании и ведении военных действий в географическом пространстве с учётом всех его особенностей, как способствующих, так и препятствующих осуществлению поставленной военной цели.

    Первоначально «Военная география» являлась аналогом «Стратегической географии», что указывает на приоритет военных в выявлении стратегических свойств географии.

    Термин закрепился в российском научном обороте после опубликования в 1846 году труда выдающегося российского военного деятеля, географа и ученого-теоретика Дмитрия Милютина «Критическое исследование значения военной географии и военной статистики»[1]

    Стратегическая география Править

    Особый раздел географии, который предоставляет высшему политическому и военному руководству государства географические сведения стратегической значимости, необходимые для осуществления национальной геополитики, а также теоретическая дисциплина, изучающая влияние географических факторов окружающей среды на выработку геостратегии.

    Видимо, впервые термин «стратегическая география» был введен в российский научный оборот в 1910 г., когда автор, скрывающийся под инициалами В. Н., опубликовал в Санкт-Петербурге статью «Морская стратегическая география»[2].

    В 1989 году американский исследователь Хауг Фларингдоун ввел в политический и научный оборот термин «стратегическая география» и дал ему свою интерпретацию в контексте геополитического анализа[3].

    Американские исследователи Д.Кемп и Р.Харкави в своей книге «Strategic Geography and the Changing Middle East», изданной впервые в 1997 году в Вашингтоне, в Главе: «What Is Strategic Geography?» впервые в географической науке дали определение стратегической географии и показали что она может существовать в двух областях: в области собственно физической географии и в области социальной географии[4].

    Классическое определение новой научной дисциплине, её месту среди других наук, а также средствам и методам, которые использует эта дисциплина дал белорусский географ Александр Гончаров в монографии «Стратегическая география»[5], изданной в Минске в 2004 году.

    Учёные, внесшие значительный вклад в становление географии как науки

    Файл:Humboldt, Alexander von 1847.jpg Файл:Carl ritter.jpg
    • Уолтер Айзард
    • Иван Гаврилович Александров
    • Дмитрий Николаевич Анучин, Россия
    • Константин Иванович Арсеньев
    • Николай Николаевич Баранский
    • Лев Семёнович Берг, Россия
    • Вильям Бунге
    • Бернхард Варен
    • Альфред Вебер
    • Владимир Иванович Вернадский, Россия
    • Поль Видаль де ла Блаш
    • Александр Иванович Воейков, Россия (См.)
    • Михаил Вронченко, Беларусь
    • Альфред Геттнер
    • Андрей Александрович Григорьев
    • Александр фон Гумбольд
    • Василий Васильевич Докучаев, Россия
    • Карл Зауэр
    • Анатолий Григорьевич Исаченко
    • Станислав Викентьевич Калесник
    • Николай Николаевич Колосовский
    • Андрей Николаевич Краснов
    • Вальтер Кристаллер
    • Глеб Максимилианович Кржижановский
    • Владимир Святославович Кусов
    • Август Лёш
    • Владимир Павлович Максаковский
    • Герхард Фридрих Миллер
    • Фёдор Николаевич Мильков
    • Лев Ильич Мечников
    • Георгий Фёдорович Морозов
    • Владимир Сергеевич Преображенский
    • Фридрих Ратцель, Германия
    • Карл Риттер, Германия
    • Константин Алексеевич Салищев
    • Вениамин Петрович Семёнов-Тян-Шанский, Россия
    • Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский, Россия
    • Николай Адольфович Солнцев
    • Николай Владимирович Сукачёв
    • Страбон
    • Василий Никитич Татищев, Россия
    • Иоганн Генрих фон Тюнен, Германия
    • Торстен Хагерстранд
    • Питер Хаггет
    • Дэвид Харви
    • Ричард Хартшорн
    • Юзеф Ходько, Беларусь
    • Ян Черский, Беларусь
    • Ричард Чорли
    • Жан Жак Элизе Реклю, Франция

    Путешественники, совершившие значительные открытия (без путешественников-учёных)

    Основные географические проблемы Править

    Проблемы, стоящие на пути развития географии и географических наук.

    Основные географические дискуссии Править

    Данные дискуссии до сих пор актуальны в географии, играют огромную роль в географической науке и, возможно, не имеют однозначного решения. Многие из географических дискуссий сосредоточились вокруг терминологии, классификации и других внешне формальных построениях. Однако терминология и классификация — не что иное, как концентрированное изложение теоретических взглядов учёных, и за дискуссией об определении стоят целые научные школы, теории и гипотезы.

    • Определение географии как науки, существует ли такая наука, предмет изучения географических наук.
    • Определения понятия «географическая оболочка», отличие географической оболочки от геосфер Земли.
    • Определения понятия «географическое пространство»; не определена физическая область этого «пространства» и границы применимости термина.
    • Определения понятия «географическая политика или геополитика», которое либо не определено вообще в национальном лексиконе ряда стран, либо имеет слишком широкое и неопределенное толкование.
    • Определение системы географических наук, место отдельных наук в этой системе и их значения для других наук.
    • Сущность географии как единой науки и есть ли таковая, цели, задачи и предмет изучения географии.
    • Теоретическая география и есть ли таковая, какая из наук может называться теоретической географией или это отдельная дисциплина, существуют ли общегеографические теории.
    • Хорологический подход в географии, его главенство в географических исследованиях, является ли география «чистой» хорологической наукой или должна исследовать не только пространственные закономерности.
    • Определение понятия «карта», отличие карты от других моделей, сущность картографического метода исследований.
    • Определения понятий «ландшафт», «природно-территориальный комплекс», «геосистема», существует ли объективно ландшафт, сущность физико-географического районирования.
    • «Дискретность» и «континуальность» географической оболочки
    • Научное направление «Стратегическая география», которое в силу своей новизны и широкого охвата различных — стратегического характера — аспектов «традиционных географий» и сложной внутренней структуры подлежит всестороннему анализу и проверке применимости ее средств и методов в практике изучения геополитических процессов.
    • География // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Мукитанов Н. К. От Страбона до наших дней: (Эволюция географических представлений и идей). — М.: Мысль, 1985. — 240 с. — 45 000 экз.
    • Страбон. География / Пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко — М.: Ладомир, 1994.
    • Браун Л. А. История географических карт. — М.: Центрополиграф, 2006. — 480 с.
    • Клавихо, Руи Гонсалес де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403—1406 гг.) / Пер. со старо-испанский, предисл. и коммент. И. С. Мироковой. — М.: Наука, 1990. — 211 с.
    • Лимнология и палеолимнология Монголии. Научные статьи / Группа авторов: Батнасан Н., Дорофеюк Н. И., Дулмаа А. и др. — СПб.: Наука, 1994. — 304 с.

    Научные сайты Править

    Научно-популярные сайты Править

    Шаблон:География

    • Страница 0 - краткая статья
    • Страница 1 - энциклопедическая статья
    • Разное - на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
    • Прошу вносить вашу информацию в «География 1», чтобы сохранить ее

    ru.science.wikia.com

    География древняя и современная наука Аннотация вводный урок

    География: древняя и современная наука Аннотация: вводный урок в 5 классе с использованием проблемнодиалогической География: древняя и современная наука Аннотация: вводный урок в 5 классе с использованием проблемнодиалогической технологии и составлением логического опорного конспекта (ЛОК) Цель урока: сформировать потребность в знаниях у учащихся при решении проблемы определения понятия «география» и выделения этапов развития данной науки Разработал: Кузовков Александр Сергеевич, учитель географии

    И это всё о ней… 2 И это всё о ней… 2

    И это всё о ней… Комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, И это всё о ней… Комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов. С. И. Ожегов «Словарь русского языка» 3

    ДРЕВНЯЯ СОВРЕМЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ 4 ДРЕВНЯЯ СОВРЕМЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ 4

    Известно много наук, причём у каждой науки своё название. География – одна из них. Известно много наук, причём у каждой науки своё название. География – одна из них. П ОБЛЕМА! Р Могла ли наука география получить другое название? 5

    ДРЕВНЯЯ в переводе с греческого языка СОВРЕМЕННАЯ «география» Земля описываю = землеописание ГЕОГРАФИЯ 6 ДРЕВНЯЯ в переводе с греческого языка СОВРЕМЕННАЯ «география» Земля описываю = землеописание ГЕОГРАФИЯ 6

    7 7

    ДРЕВНЯЯ 1. Первые мореплаватели путешественники, учёные, торговцы описывали в переводе с греческого языка СОВРЕМЕННАЯ ДРЕВНЯЯ 1. Первые мореплаватели путешественники, учёные, торговцы описывали в переводе с греческого языка СОВРЕМЕННАЯ «география» Земля описываю = землеописание ГЕОГРАФИЯ 8

    Эратосфен Киренский (ок. 276– 194 гг. до н. э. ) Древнегреческий математик, астроном, географ Эратосфен Киренский (ок. 276– 194 гг. до н. э. ) Древнегреческий математик, астроном, географ и поэт Родился в городе Кирене (Северная Африка). Впервые в истории измерил окружность Земли. В труде по землеведению Эратосфен впервые применил термины «география» , «широта» и «долгота» . Карта Эратосфена

    ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» в переводе с греческого языка СОВРЕМЕННАЯ «география» Земля описываю = землеописание ГЕОГРАФИЯ 10

    На какие вопросы пытались ответить путешественники, отправляясь в дальние края? На какие вопросы пытались ответить путешественники, отправляясь в дальние края?

    ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» в переводе с греческого языка СОВРЕМЕННАЯ «география» Земля описываю = землеописание ГЕОГРАФИЯ Древние географы отвечали на вопросы: • Что это такое? • Где это расположено? 12

    На какие вопросы отвечают современные географы? На какие вопросы отвечают современные географы?

    ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» Древние географы отвечали на вопросы: • Что это такое? • Где это расположено? в переводе с греческого языка СОВРЕМЕННАЯ «география» Земля описываю = землеописание ГЕОГРАФИЯ Современные географы отвечают на вопросы: • Как это устроено? • Почему это происходит? 14

    ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» Древние географы отвечали на вопросы: • Что это такое? • Где это расположено? в переводе с греческого языка «география» Земля описываю = землеописание СОВРЕМЕННАЯ - система наук, изучающая природу, население и хозяйство Земли социальноэкономическая картография физическая ГЕОГРАФИЯ Современные географы отвечают на вопросы: • Как это устроено? • Почему это происходит? 16

    ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» Древние географы отвечали на вопросы: • Что это такое? • Где это расположено? в переводе с греческого языка «география» Земля описываю = землеописание СОВРЕМЕННАЯ - система наук, изучающая природу, население и хозяйство Земли социальноэкономическая картография физическая Я знаю: ГЕОГРАФИЯ Современные географы отвечают на вопросы: • Как это устроено? • Почему это происходит? 18

    Известно множество наук с разными названиями. География – одна из них. П ОБЛЕМА! Р Известно множество наук с разными названиями. География – одна из них. П ОБЛЕМА! Р Могла ли наука география получить другое название? 19

    ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» Древние географы отвечали на вопросы: • Что это такое? • Где это расположено? в переводе с греческого языка «география» Земля описываю = землеописание СОВРЕМЕННАЯ - система наук, изучающая природу, население и хозяйство Земли социальноэкономическая картография физическая Я знаю: ГЕОГРАФИЯ МОЁ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ НАУКИ Современные географы отвечают на вопросы: • Как это устроено? • Почему это происходит? 20

    ? ешь ли ты А зна Название науки «география» образовано слиянием двух слов, означающих: ? ешь ли ты А зна Название науки «география» образовано слиянием двух слов, означающих: «земля» и «пишу» зка одска П «земля» и «рисую» «земля» и «наблюдаю» 21

    Ты олодец! м 22 Ты олодец! м 22

    думай! По 23 думай! По 23

    ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» Древние географы отвечали на вопросы: • Что это такое? • Где это расположено? в переводе с греческого языка «география» Земля описываю = землеописание СОВРЕМЕННАЯ - система наук, изучающая природу, население и хозяйство Земли социальноэкономическая картография физическая Я знаю: ГЕОГРАФИЯ МОЁ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ НАУКИ Современные географы отвечают на вопросы: • Как это устроено? • Почему это происходит? к тесту 24

    ? ешь ли ты А зна Физическая география изучает: природу Земли природу и население ? ешь ли ты А зна Физическая география изучает: природу Земли природу и население Земли природу, население и хозяйственную деятельность человека на Земле зка одска П

    Ты олодец! м 26 Ты олодец! м 26

    думай! По 27 думай! По 27

    к тесту к тесту

    ? ешь ли ты А зна Кто из учёных древности является автором научного труда ? ешь ли ты А зна Кто из учёных древности является автором научного труда о природе Земли под названием «География» ? Эратосфен зка одска П Пифагор Аристотель 29

    Ты олодец! м 30 Ты олодец! м 30

    думай! По 31 думай! По 31

    Эратосфен Киренский (ок. 276– 194 гг. до н. э. ) Древнегреческий математик, астроном, географ Эратосфен Киренский (ок. 276– 194 гг. до н. э. ) Древнегреческий математик, астроном, географ и поэт Родился в городе Кирене (Северная Африка). Впервые в истории измерил окружность Земли. В труде по землеведению Эратосфен впервые применил термины «география» , «широта» и «долгота» . Карта Эратосфена к тесту

    ? ешь ли ты А зна Какая из перечисленных географических наук является общегеографической? Землеведение ? ешь ли ты А зна Какая из перечисленных географических наук является общегеографической? Землеведение Экономическая география Картография зка одска П

    Ты олодец! м 34 Ты олодец! м 34

    думай! По 35 думай! По 35

    к тесту к тесту

    ? ешь ли ты А зна Какая из перечисленных географических наук является физикогеографической? Океанология ? ешь ли ты А зна Какая из перечисленных географических наук является физикогеографической? Океанология зка одска П Политическая география География населения 37

    Ты олодец! м 38 Ты олодец! м 38

    думай! По 39 думай! По 39

    к тесту к тесту

    Вы справились! Молодцы! 41 Вы справились! Молодцы! 41

    Я знаю, что такое … Я могу … Я научился … 42 Я знаю, что такое … Я могу … Я научился … 42

    Домашнее задание на выбор: § § 1, ЛОК + найти все географические объекты из Домашнее задание на выбор: § § 1, ЛОК + найти все географические объекты из текста на карте + подписать их в контурных картах 43

    ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» ДРЕВНЯЯ Первые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы описывали Эратосфен собрал эти описания написал книгу «География» в переводе с греческого языка «география» Земля описываю = землеописание ГЕОГРАФИЯ Эратосфен География Древние географы отвечали на вопросы: • Что это такое? • Где это расположено? МОЁ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ НАУКИ Землеизучение СОВРЕМЕННАЯ - система наук, изучающая природу, население и хозяйство Земли социальноэкономическая картография физическая Я знаю: Гляциология - наука о происхождении, свойствах, развитии и распространении ледников, льдов и снежного покрова. Современные географы отвечают на вопросы: • Как это устроено? • Почему это происходит? 44

    present5.com

    Технологическая карта 5 класс "География древняя и современная наука"

    1урок 5 класс

    Тема: География: древняя и современная наука

    Тип урока: Вводный урок.

    Общая цель урока: Знакомство с учебником, структурой учебника. Формирование представления о географии как о науке, раскрытие значения географических знаний для человека.

    Образовательный аспект: Изучить материал по теме «География: древняя и современная», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации.

    Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию коммуникабельности, умению формулировать свои мысли, выделять главное в тексте, искать ответы на вопросы, аккуратно вести записи в тетради, определять средства достижения цели как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся.

    Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать коммуникативные качества личности.

    Планируемые результаты:

    Личностные результаты: проявлять активное участия в работе урока, учебно-познавательного интереса к науке, самостоятельности, владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации.

    Предметные результаты: знать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению системы географических наук на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Знать определение понятия «география»

    Метапредметные результаты обучения:

    Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

    Регулятивные УУД: ставить учебную задачу на основе темы урока

    Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Оборудование: презентация, раздаточный материал: таблица «Географические науки»

    Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная.

    I. Организационный этап. Готовность к уроку

    1. Учитель приветствует учащихся

    Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

    Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

    Тихо сели. Начинается урок.

    С каким настроением вы пришли на урок географии?

    Географию, друзья,

    Не любить никак нельзя.

    Очень строгая наука,

    Очень точная наука,

    Интересная наука –

    Это география!

    Дежурный называет отсутствующих на уроке

    Ответы обучающихся.

    II . Вызов. 1. Актуализация знаний.

    Ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь.

    Из учебника можно узнать, что мы будем изучать?

    Я предполагаю, что вы знаете, чем отличается эта информация?

    А как вы думаете, какой способ проще, какой сложнее?

    Выберите способ, что бы узнать тему нашего урока.

    Тема урока.

    2. Целеполагание. Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно вместе найти ответы. Можно считать их нашей целью урока.

    Выберите способ, чтобы ответить на вопрос. Как возникла география? Интересно найти самостоятельно ответ на этот вопрос?

    1 Учащиеся знакомятся с атласом , учебником и контурными картами.

    Можно полистать страницы учебника.

    Посмотреть на оглавление.

    Рассмотреть иллюстрации.

    На страницах подробно, в оглавлении – главные темы, по иллюстрациям можно самим составить рассказ о чём пойдёт речь.

    Оглавление, на страницах, рассказ по иллюстрациям.

    Оглавление

    География: древняя и современная наука

    Ответы детей

    Открыть стр 8,9 прочитать текст и рассмотреть рисунки.

    II. Осмысление.

    1. Найти ответ на вопрос? Как возникла география? Какой выбираем способ поиска ответа на вопрос.

    Метод «Инсерт»

    Кто хочет прочитать свой вариант ответа? Слушаем, сравниваем, корректируем свой ответ и оцениваем.

    2. Как вы думаете, мы можем сформулировать ответы на вопросы Что такое география? Что изучает география и кто изучает географию?

    Приём «Назови недостающее звено»

    О какой географии вы хотели бы узнать побольше? (сообщение по желанию)

    3. Физкультминутка. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку.

    4. География – наука древняя? Знания о Земле накапливались тысячелетием? Кого называют «Отцом географии?»

    Просмотр видеофильма «Эратосфен»

    http://www/youtube.com/watch?v=T4kxwZeUdGQ

    5. Современному человеку нужны знания географии? Хорошо подумайте и приведите примеры профессий, где знания географии особо необходимы.

    Чтение текста «Рождение науки географии»

    Читают и делают пометки в тексте, чтобы зафиксировать ответ на вопрос и записать в тетради с помощью «непрерывной шкалы мыслей»

    Зачитывают свой вариант ответа

    В сравнении – самооценка

    Спишите текст, вставляя пропущенные слова. Слова используйте из непрерывной шкалы мыслей»

    Заполните таблицу «Географические науки», используя рис 2 стр 9 и текст учебника «Географические науки»

    Название географической науки

    Что изучает?

    Кто изучает

    Физическая география

    географы

    Гидрология и гляциология

    Климатология

    Климат, погоду

    климатологи

    Геоморфология

    Биогеография

    Океанология

    Геоэкология

    Почвоведение

    Почвоведы

    Страноведение

    Страноведы

    Картография

    Картографы

    Мы работали отлично?

    Отдохнуть не прочь сейчас?

    А зарядка вам привычна?....

    Отдохнули? Отдохнули!

    Называют профессии и аргументируют.

    IV. Рефлексия.

    -Какую цель мы ставили на уроке?

    -Цель достигнута?

    -Что на уроке у вас хорошо получалось?

    Что нужно ещё сделать, чтобы закрепить изученное?

    Самооценивание. Поставьте себе оценку за работу на уроке в тетради

    Оценивание учителя личностных и метапредметных результатов

    -С каким настроением вы уйдете с урока?

    Выполнить д/з

    На уроке успевают, с заданиями справились, заметен интерес к науке и учению. Спасибо за работу на уроке.

    V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Учащиеся внимательно слушают.

    1. Всем: § 1 прочитать и ответить на вопросы

    2. По желанию: сообщения.

    infourok.ru

    География: древняя и современная наука

    Слайды и текст этой презентации

    Слайд 1

    География: древняя и современная наукаЦель урока: сформировать потребность в знаниях у учащихся при решении проблемы определения понятия «география» и выделения этапов развития данной наукиАннотация: вводный урок в 5 классе с использованием проблемно-диалогической технологии и составлением логического опорного конспекта (ЛОК)

    Слайд 2

    2И это всё о ней…

    Слайд 3

    3И это всё о ней… Комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

    Слайд 4

    4 ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЯЯСОВРЕМЕННАЯ

    Слайд 5

    5 Известно много наук, причём у каждой науки своё название. География – одна из них. Могла ли наука география получить другое название? ПРОБЛЕМА!

    Слайд 6

    6 в переводе с греческого языка «география» ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЯЯСОВРЕМЕННАЯЗемля описываю= землеописание

    Слайд 7

    7

    Слайд 8

    8 в переводе с греческого языка «география» ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЯЯСОВРЕМЕННАЯЗемля описываю= землеописание1. Первые мореплаватели путешественники, учёные, торговцы описывали

    Слайд 9

    Эратосфен Киренский (ок. 276–194 гг. до н. э.) Древнегреческий математик, астроном, географ и поэт Родился в городе Кирене (Северная Африка). Впервые в истории измерил окружность Земли. В труде по землеведению Эратосфен впервые применил термины «география», «широта» и «долгота». Карта Эратосфена

    Слайд 10

    10 в переводе с греческого языка «география» ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЯЯСОВРЕМЕННАЯЗемля описываю= землеописаниеПервые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы  описывали Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География»

    Слайд 11

    На какие вопросы пытались ответить путешественники, отправляясь в дальние края?

    Слайд 12

    12 в переводе с греческого языка «география» ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЯЯСОВРЕМЕННАЯЗемля описываю= землеописаниеПервые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы  описывали Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География»Древние географы отвечали на вопросы: Что это такое? Где это расположено?

    Слайд 13

    На какие вопросы отвечают современные географы?

    Слайд 14

    14 в переводе с греческого языка «география» ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЯЯСОВРЕМЕННАЯЗемля описываю= землеописаниеПервые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы  описывали Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География»Древние географы отвечали на вопросы: Что это такое? Где это расположено? Современные географы отвечают на вопросы: Как это устроено? Почему это происходит?

    Слайд 15

    Слайд 16

    16 в переводе с греческого языка «география» ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЯЯСОВРЕМЕННАЯЗемля описываю= землеописаниеПервые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы  описывали Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География»Древние географы отвечали на вопросы: Что это такое? Где это расположено? Современные географы отвечают на вопросы: Как это устроено? Почему это происходит? - система наук, изучающая природу, население и хозяйство Землифизическаясоциально-экономическаякартография

    Слайд 17

    Слайд 18

    18 в переводе с греческого языка «география» ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЯЯСОВРЕМЕННАЯЗемля описываю= землеописаниеПервые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы  описывали Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География»Древние географы отвечали на вопросы: Что это такое? Где это расположено? Современные географы отвечают на вопросы: Как это устроено? Почему это происходит? - система наук, изучающая природу, население и хозяйство Землифизическаясоциально-экономическаякартографияЯ знаю:

    Слайд 19

    19 Известно множество наук с разными названиями. География – одна из них. Могла ли наука география получить другое название? ПРОБЛЕМА!

    Слайд 20

    20 в переводе с греческого языка «география» ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЯЯСОВРЕМЕННАЯЗемля описываю= землеописаниеПервые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы  описывали Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География»Древние географы отвечали на вопросы: Что это такое? Где это расположено? Современные географы отвечают на вопросы: Как это устроено? Почему это происходит? МОЁ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ НАУКИ - система наук, изучающая природу, население и хозяйство Землифизическаясоциально-экономическаякартографияЯ знаю:

    Слайд 21

    21 Название науки «география» образовано слиянием двух слов, означающих: А знаешь ли ты?«земля» и «пишу»«земля» и «рисую»«земля» и «наблюдаю»Подсказка

    Слайд 22

    22Ты - молодец!

    Слайд 23

    23Подумай!

    Слайд 24

    24 в переводе с греческого языка «география» ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЯЯСОВРЕМЕННАЯЗемля описываю= землеописаниеПервые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы  описывали Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География»Древние географы отвечали на вопросы: Что это такое? Где это расположено? Современные географы отвечают на вопросы: Как это устроено? Почему это происходит? МОЁ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ НАУКИ к тесту- система наук, изучающая природу, население и хозяйство Землифизическаясоциально-экономическаякартографияЯ знаю:

    Слайд 25

    Физическая география изучает: А знаешь ли ты?природу Землиприроду и население Землиприроду, население и хозяйственную деятельность человека на ЗемлеПодсказка

    Слайд 26

    26Ты - молодец!

    Слайд 27

    27Подумай!

    Слайд 28

    к тесту

    Слайд 29

    29 Кто из учёных древности является автором научного труда о природе Земли под названием «География»? А знаешь ли ты?ЭратосфенПифагорАристотельПодсказка

    Слайд 30

    30Ты - молодец!

    Слайд 31

    31Подумай!

    Слайд 32

    Эратосфен Киренский (ок. 276–194 гг. до н. э.) Древнегреческий математик, астроном, географ и поэт Родился в городе Кирене (Северная Африка). Впервые в истории измерил окружность Земли. В труде по землеведению Эратосфен впервые применил термины «география», «широта» и «долгота». Карта Эратосфенак тесту

    Слайд 33

    Какая из перечисленных географических наук является общегеографической? А знаешь ли ты?ЗемлеведениеЭкономическая географияКартографияПодсказка

    Слайд 34

    34Ты - молодец!

    Слайд 35

    35Подумай!

    Слайд 36

    к тесту

    Слайд 37

    37 Какая из перечисленных географических наук является физико-географической? А знаешь ли ты?ОкеанологияПолитическая географияГеография населенияПодсказка

    Слайд 38

    38Ты - молодец!

    Слайд 39

    39Подумай!

    Слайд 40

    к тесту

    Слайд 41

    41Вы справились! Молодцы!

    Слайд 42

    42Я знаю, что такое … Я могу … Я научился …

    Слайд 43

    43Домашнее задание на выбор: § 1, ЛОК § 1, ЛОК + найти все географические объекты из текста на карте § 1, ЛОК + найти все географические объекты из текста на карте + подписать их в контурных картах

    Слайд 44

    44 в переводе с греческого языка «география» ГЕОГРАФИЯ Гляциология - наука о происхождении, свойствах, развитии и распространении ледников, льдов и снежного покрова. Землеизучение ДРЕВНЯЯСОВРЕМЕННАЯЗемля описываю= землеописаниеПервые путешественники мореплаватели, учёные, торговцы  описывали Эратосфен собрал эти описания  написал книгу «География»Древние географы отвечали на вопросы: Что это такое? Где это расположено? Современные географы отвечают на вопросы: Как это устроено? Почему это происходит? МОЁ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ НАУКИ - система наук, изучающая природу, население и хозяйство Землифизическаясоциально-экономическаякартографияЯ знаю:Эратосфен География

    lusana.ru


    Смотрите также