Географическое расположение древнего китая. Географическое положение и природные ресурсы Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Географическое положение и границы Китая. Географическое расположение древнего китая


Географическое положение и границы Китая

Главная страница » Китай » Общее о Китае » Географическое положение и границы Китая

Китай располагается в восточной части Евразийского континента, на западном побережье Тихого океана. По площади территории – почти 9,6 млн. кв км (1/4 площади Азии, 1/14 суши земного шара) – Китай является третьей страной мира, уступая только России и Канаде.

По численности населения – 1,31 млрд человек, Китай занимает первое место в мире. Размещено население очень неравномерно: плотность населения в отдельных провинциях на востоке страны превышает 400 человек на 1 кв. км, в то время как в пустынных и высокогорных западных и северо-западных районах местами приходится менее 1 человека на квадратный километр.

Карта Китая

Бóльшая часть территории страны расположена между 20º и 50º северной широты и относится к умеренному поясу. Самая западная точка (73º40′ в.д.) лежит к западу от уезда Уця в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Крайняя восточная точка (135º5′ в.д.) находится в месте слияния рек Хэйлунцзян (Амур) и Уссури. Северная оконечность страны (53º31′ с.ш.) расположена на фарватере реки Хэйлунцзян севернее города Мохэ. Южная точка (4º15′ с.ш.) – мыс Цзэнмуаньша в южной оконечности архипелага Наньша.

Таким образом, протяженность страны с севера на юг составляет приблизительно 5,5 тыс км, с запада на восток – 5,2 тыс км. Китай имеет протяженные границы: длина сухопутной границы достигает 22143 км , из которых более 7,5 тыс км приходится на границу со странами СНГ, а материковой береговой линии – более 14500 км.

На северо-востоке Китай граничит с Северной Кореей, на севере – с Россией и Монголией, на северо-западе – с бывшими советскими республиками, а ныне независимыми государствами-членами СНГ – Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, на западе и юго-западе – с Афганистаном, Пакистаном, Индией, Непалом и Бутаном, на юге – с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом. Китай имеет также морские границы с Южной Кореей, Японией, Филиппинами, Брунеем, Малайзией и Индонезией.

Китай омывается водами трех морей – Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского, являющимися окраинными морями Тихого океана, а также Бохайским заливом Желтого моря. Характерно, что в китаеязычной литературе Бохайский залив часто выделяется в качестве отдельного моря.

Материковая береговая линия отличается в основном ровным рельефом и расчленена многочисленными заливами, здесь много прекрасных заливов и удобных гаваней, большинство из которых – незамерзающие.

Однако в последние годы в прибрежной полосе стала наблюдаться тенденция постепенного подъема уровня воды. Согласно расчетам Государственного океанографического управления Китая, в течение ближайших 3-10 лет уровень моря в приморских районах страны будет постоянно повышаться. В настоящее время самые высокие темпы трансгрессии моря наблюдаются в районе г. Тяньцзинь, где за последние 50 лет среднегодовые темпы повышения уровня воды составили 2,5 мм, что незначительно превышает среднемировой показатель. В целом, в последние годы сохраняется тенденция «волнообразного» повышения уровня моря. В 2003 г. средний уровень моря на территории страны оказался на 60 мм выше показателя, зарегистрированного в прошлые годы. По-видимому, одной из причин этого является глобальное потепление.

Общая площадь территориальных вод Китая составляет примерно 4,73 млн кв км (данные по разным источникам несколько отличаются), где располагается более 5,4 тыс. островов. Из них самыми большими являются Тайвань и Хайнань.

Самыми восточными островами Китая являются Дяоюйдао и Чивэйюй, расположенные к северо-востоку от Тайваня. Острова Дяоюйдао (яп. Сэнкаку) являются предметом территориального спора между Китаем, Японией, Южной Кореей и Тайванем. Суммарная площадь этой островной группы, лежащей на континентальном шельфе Восточно-Китайского моря, не превышает 6,3 кв км. Однако здесь были обнаружены значительные запасы нефти. Учитывая, что и Китай, и Япония являются одними из крупнейших в мире импортеров нефти, этот спор имеет важное политическое и экономическое значение.

В Южно-Китайском море также существуют неурегулированные территориальные вопросы, связанные, прежде всего, с Парасельскими островами (кит. Сиша цюньдао 西沙群岛) и островами Спратли (кит. Наньша цюньдао 南沙群岛). На Парасельские острова претендуют Китай и Вьетнам, за Спратли спор ведут целый ряд государств – Китай, Тайвань, Вьетнам, Филиппины и Малайзия. Площадь Парасельских островов составляет приблизительно 3 кв км, а о. Иту-Аба, самого крупного из островов Спратли – всего 0,42 кв км, хотя сам район Спратли имеет протяженность более 1000 км, где расположены более 100 островов. Опять-таки, несмотря на достаточную удаленность от берегов Китая (Парасельские острова – 250 км, а Спратли – 1000 км от о. Хайнань) и близость к берегам Вьетнама, Филиппин, Малайзии (70-200 км), спор ведется, фактически, за право обладания нефтяными месторождениями, а также за контроль над одной из самых напряженных международных судоходных трасс между Тихим и Индийским океанами, и, соответственно, за грузопотоками, имеющими важное экономическое значение (нефть, руды, продовольствие, промышленная продукция и др.).

Кроме того, сама принадлежность острова Тайвань Китаю неочевидна, хотя китайские власти признают существование только одного Китая. Провозглашается, что «провинция Тайвань является неотъемлемой частью КНР, и любое государство, установившее дипломатические отношения с КНР, должно разорвать любые официальные контакты с администрацией Тайваня».

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены Подписывайтесь на обновления сайта: Яндекс.Дзен Telegram ВКонтакте Facebook Instagram Twitter RSS Поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Статьи по этой теме

anashina.com

Императивы древней геополитики Китая | Геополитика Китая

               Местом становления китайской цивилизации и зарождения её геополитики является Центральная равнина — Чжунюань (Zhongyuan), которая, по всей видимости, дала название и самому государству Китай – Чжунго (Zhongguo – Центральное государство). В книгах по древнему и средневековому Китаю понятия “Центральная равнина”, “династии Центральной равнины” приравниваются к названию “Китай”. Встречается также выражение “Чанцзян, Чанчэн, Хуаншань, Хуанхэ”, что означает: «длинная река (река Янцзы), длинная стена (Великая китайская стена), желтая гора (горы Хуаншань) и желтая река (река Хуанхэ)», которое образно очерчивает конфигурацию Центральной равнины.

В Китае географического понятия Центральная равнина не существует. На этом пространстве китайские географы выделяют Северо-китайскую равнину (Хуабэй пинюань — Huabei pingyuan), занимающую северную, центральную и частично южную часть Центральной равнины, и Равнину среднего и нижнего течения Янцзы (Changjiang zhongxiayou pingyuan). На севере Центральная равнина ограничена горами Яньшань, на западе хребтом Тойханшань, восточные склоны которого обрываются в сторону равнины крутыми уступами, на юго-западе — хребтами Тунбошань и Дабешань, на юге сливающиеся с равниной по нижнему течению реки Янцзы. Это контуры Центральной равнины, которую дают географы. Китайские геополитики предпочитают, например, говорить о Гималаях, как о природной «стене»  разделяющей Китай и Индию. С востока Китай омывается “четырьмя морями”  (“сыхай”) – Бохайским заливом (считается внутренним морем Китая и в названии имеет иероглиф “море” — “хай”), Жёлтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. По древним представлениям, эти моря тоже были непреодолимой, естественной «стеной» (наравне с Великой китайской), защищающей  Китай от варваров. В дальнейшем понятие “четыре моря” трансформировалось в “три моря” (без Бохайского) и “два океана” (Тихий и Индийский), которые стали рассматриваться как морские геополитические пространства Китая.

Эти естественные континентальные и морские барьеры обособили географию Китая от внешнего мира, сделали её труднодоступной не только для завоевания, но и проникновения других культур и передовых знаний. Имея такие преграды и весьма благоприятный для сельского хозяйства климат, Китай, со своей стороны, тоже не стремился к их преодолению и познанию чужих культур. Всё это, вместе с равнинным характером ландшафта, предопределило появление китайской земледельческой цивилизации, полностью нацеленной на внутриравнинное, замкнутое  развитие. “Окружающая обстановка закрытого типа (на западе – горные хребты, на востоке – моря)”[1] стала важной особенностью географического положения Китая, которая оказала существенное влияние на формирование представлений об исключительности китайской культуры, её превосходстве над культурами окружавших Центральную равнину варваров, и привела к появлению китаецентризма — геополитического взгляда на мир  политической элиты страны, который сохранялся на протяжении многих столетий вплоть до 20 века.

            На развитие геополитики Китая важное влияние также оказали характер самого государства и тип общества, который сложился к моменту образования централизованного государства. Для понимания генезиса взглядов китайцев на окружащий их мир и местоположение своей страны историю Китая можно условно разбить на два больших периода: первый, со времени легендарной династии Ся  и до 221 года до н.э., время образования единой империи, и, второй, с 221 г до н.э. и до 1911г., года падения последней империи Цин. Первый характеризуется тем, что конкурентная политическая борьба идет между этносами, которые составят в будущем китайскую нацию, на просторах Центральной равнины и за Центральную равнину, где каждый правитель мечтал создать единое государство. Климатические условия равнины позволяли снимать  ежегодно несколько урожаев зерновых, что гарантировало обеспечение растущего населения продовольствием, позволяло развивать ремесла, искусства, давало возможность правителям княжеств содержать большую армию и вести затяжные войны. Целью практически всех войн в древние времена в Китае  было стремление к расширению пространственных границ княжеств до размеров Центральной равнины.  Именно в конце этого периода (эпохи «Весны-Осени» и «Воюющих царств») в Китае появляются все философско-этические учения: конфуцианство, легизм, даосизм, формулируются различные геостратегии и тридцать шесть стратагем. Второй, имперский,  период отличается тем, что борьба уже ведется между правящей династией Центральной равнины, т.е. китайцами, и приграничными районами, т.е. варварами. Для характеристики второго этапа развития китайского государства нельзя не вспомнить работу К.А.Витфогеля, известного немецкого ученого, “Восточный деспотизм. Сравнительное изучение тотальной власти”, где он описывает Китай как деспотическое государство и относит его к “гидравлическим” обществам. Витфогель пишет, что это общество исчерпывает творческие возможности уже на ранней стадии своего развития. Зрелость знаменует начало застоя и часто даже прямой регресс. На последней стадии “традиционное” общество оказывается на более низком уровне, чем в начале. Периоды некоторого подъема, скажем, в Китае седьмого – первой половины восьмого века объясняются “вливанием свежей крови”, т.е. “новыми завоеваниями и территориальной экспансией” и включением кочевого сектора в жизненное пространство государства. Отсюда и соответствующая периодизация истории традиционного общества, построенная на чередованиях “варварских” династий. Витфогель открывает, по его мнению, два закона,  определяющие деятельность деспотической власти: “кумулятивная тенденция неразделенной власти”, т.е. органически  присущее деспотизму стремление к безграничной централизации имеет единственное ограничение – “закон уменьшающейся административной отдачи” (затраты на содержание чиновничества не должны превышать доходы казны).[2]  Эти “естественные” имманентно присущие Китаю “ограничители” оказали свое негативное влияние на снижение творческих возможностей китайских мыслителей по развитию древних геополитических идей. В противостоянии с варварами вряд ли можно было ожидать появление  каких-либо философских школ и стратегий.

            Китайская цивилизация формировалась и развивалась в благоприятных климатических условиях плодородной Центральной равнины как земледельческая, сельскохозяйственная цивилизация. На протяжении тысячелетий сельское хозяйство было постоянной основой цивилизации китайской нации. В период Шан-Инь в 3-2 тысячелетиях до н.э., когда уже наблюдалась прочная оседлость, строились города, ремесла отделились от земледелия, природные условия Центральной равнины были исключительно благоприятными для земледелия. Этому способствовали лёсcово — илистые почвы речных пойм, регулярные дожди и субтропический климат. Из зерновых культур тогда возделывались сорго, ячмень, различные виды пшеницы, два сорта просо (черное и желтое), род конопли со съедобными зернами, выращивались                        также тутовые деревья для разведения шелкопряда. Урожай полностью зависел от дождей, поэтому основной формой гидротехники было регулирование стока рек с помощью водоотводных протоков.

            В дальнейшем после появления орашаемого земледелия на землях Центральной равнины возникает необходимость централизованного регулирования воды, а на северном Китае – защиты от наводнений с помощью дамб и строительства каналов для внутреннего мореплавания. Создается императорское управление водой рек. Макс Вебер в “Конфуцианстве и даосизме” – первой части “Хозяйственной этике мировых религий” (1920г.) связывает появление централизованного китайского государства с настоятельной необходимостью единства регулирования водного хозяйства на все более крупных территориях в связи с потребностью в политической защите культурной страны от нападений кочевников. Легендарный император Юй регулировал  потоки воды и занимался строительством каналов, а первый император Китая Цинь Шихуан считался величайшим строителем каналов, дорог и крепостей и, прежде всего, Великой стены. Эти строительные работы служили в целом, помимо орашения, фискальным и  военным целям, а также целям снабжения продовольствием. Знаменитый императорский канал от Янцзы до Хуанхэ предназначался для транспортировки дани рисом с юга в Пекин – новую столицу монгольских ханов.[3]

               Вебер отмечает особенность китайской цивилизации, которая заключается в том, что по мере её развития чиновники, занимающиеся регулированием воды, создали зародыш чисто патримониальной[4] бюрократии. Знаменитое на весь мир и в высшей степени действенное средство китайского патримониализма, предназначенное для препятствования феодально-сословной эмансипации должностных лиц от их власти: введение экзаменационной системы и назначение на должности в соответствии с образовательной квалификацией вместо назначения в зависимости от рождения или в зависимости от наследуемого ранга – имело для характера китайского управления и культуры самое решающее значение… Патримониальная бюрократия в Китае, как и на Западе, была твердым ядром, с чьим развитием было связано образование великих государств. Но “дух” бюрократической деятельности и там, и здесь был совершенно различным… Всеобщая судьба чисто патримониальных государственных образований, к которым относилась большая часть восточных государств заключалась в том, что именно осуществление денежного хозяйства усилило традиционализм вместо того, чтобы его ослабить. Потому что именно оно с помощью своих бенефициев создало такие шансы на промысел для господствующих слоев, которые не только усилили “дух рантье” в целом, но и сделали поддержание существующих решающих с точки зрения получения доходов от бенефициев хозяйственных условий одним господствующим над всем интересом причастных к этому слоев. Поэтому именно с развитием денежного хозяйства и сопряженным с этим растущим обращением в бенефиции государственных доходов возникают такие явления, которые обычно оцениваются как “окостенение”.[5]  Китайский “капитализм”, связанный с бенефициями исключительно на политические должности и бенефициями на взыскание налогов представлял собой “капитализм” государственных поставщиков и налоговых откупщиков, следовательно, политический капитализм. Одновременно развивался также чисто экономический, т.е. живущий “рынком” капитализм купечества. Однако рациональный промышленный капитализм, который составлял специфику современного развития, так и не возник ни при каком из китайских режимов.[6] Одной из причин была чрезвычайная трудоинтенсивность мелких предприятий и их экономическое превосходство. Любые технические усовершенствования были исключены: господствовала традиция, несмотря на сильное развитие денежного хозяйства. Производство в сельском хозяйстве оставалось в соответствии с трудоинтенсивной техникой выращивания риса почти исключительно мелкокрестьянским, в ремесле – кустарным.[7]

              Универсальным последствием восточного патримониализма и его денежных бенефициев было то, что только военные завоевания, успешные военные или религиозные революции могли взорвать жесткий панцирь бенефициарных интересов и создать совершенно новые властные отношения и тем самым новые экономические условия, тогда как каждая попытка преобразований изнутри разбивалась о сопротивление этих интересов. Политическая элита Китая в лице императора, родовой знати, чиновников настолько была удовлетворена доходами от своих государственных должностей, что ей было экономически не выгодно вести какие — либо заморские войны. Создание в 221 году до нашей эры единой империи умиротворило её и “законные” внутренние войны с того времени стали невозможными. Оборона от варваров и их подчинение были задачей правительства исключительно в области полицейского обеспечения безопасности. Варваров надо было всегда держать на расстоянии и в подчинении. Для этого были выработаны геополитические истины Китая, которые регулировали “взаимоотношения между китайцами и варварами”(“хуаигуань”), предусматривали “использование варваров против варваров”(“ии чжии”),  “оборону с помощью варваров”(“исячжифангуань”), не разрешали “варварам становиться (полноправными) китайцами”(бу сюй “иибъянься”).  Эти стратагемные коды взаимоотношений с приграничными племенами и вассальными политическими образованиями Восточной Азии Китай постепенно перенес на все страны мира вне зависимости от их реальной экономической и военной силы.  В Китае сложилось свое “представление о мировом порядке и мировозрение, основанные на различиях между китайцами и варварами (в современной интерпретации – между китайцами и иноземцами,  иностранцами”).

           Китайские ученые, однако, полагают, что зерноводство, которое являлось основной формой сельскохозяйственного производства, предопределило негативное, запретительное отношение китайцев к войне, как способу экспансии за пределы границ возделываемых ими земель. Для ведения своего хозяйства китайским крестьянам требовался порядок и спокойная окружающая обстановка. Психология привязанности к одному месту жительства и отсутствие желания сменять его – одна из основных черт китайской психологии, — считают они. Сельскохозяйственное производство и соответствующий образ жизни были тесно связаны с землей. Как говорит Фэн Тяньюй в «Истории культуры Китая», сельскохозяйственная экономика – это мирная экономика. Порожденная этим национальная психология носит оборонительный по своему типу характер. Все что нужно было китайцам от легендарной династии Ся до династии Хань, правивших в эпоху Чжоу, была сельскохозяйственная экономика, существовавшая по принципу «сам произвожу – сам потребляю», которая нуждалась только в одном – стабильности.

            В связи с этим, современные китайские ученые выделяют две ошибки древней геополитики Китая, вызванные ее географическим положением, которые оказали катастрофическое влияние на развитие Китая и привели к упадку страны. Первая – это китаецентризм. Формула «Китай – это центр», которая изначально имела смысл центра как сферы распространения власти китайской империи, постепенно приобрела смысл центра мира. Это привело к самоизоляции Китая,  игнорировании научно-технических достижений Запада и как следствие отсталости Китая. Вторая – геополитическое представление о «важности Суши и малоценности Моря», которое привело к недооценке военно-морских сил в оборонной стратегии страны и  поражению Китая в морском противостоянии экспансии западных стран и превращению Китая в полуколониальную державу.[8]

china-geopolitics.ru

Географическое положение и природные ресурсы Китая | География. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Китайская Народная Республика — крупнейшее государство зарубеж­ной Азии. По площади территории (9,6 млн. км2) Китай занимает 3 место в мире, уступая только России и Канаде. Китай — социалистическая страна, столица — Пекин.

Китай находится в Восточной Азии, протягиваясь с севера на юг поч­ти на 4 тыс. км, а с запада на восток — почти на 6 тыс. км. Сухопутные границы Китая проходят в основном по природным рубежам: рекам, вы­сочайшим горным системам, пустыням, что по большей части отгоражи­вает Китай от своих соседей. На северо-востоке Китай граничит с КНДР, на севере — с Россией и Монголией, на западе — с Казахстаном, Кирги­зией, Таджикистаном и Афганистаном, на юго-западе — с Индией, Непа­лом и Бутаном, а на юге — с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом. Летом 1997 года Китай включил в свой состав Сянган (Гонконг), а в конце 1999 года — Аомынь (Макао). Китай считает частью своей территории о. Тайвань, самопровозгласивший свою независимость ещё в 1949 году. На востоке Китай омывается водами Жёлтого и Восточно-Китайского морей, а на юго-востоке — Южно-Китайского моря, относящимися к бассейну Тихо­го океана. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Огромные размеры страны предопределяют разнообразие природных условий: здесь можно увидеть крупнейшие низменности (Великая Китай­ская равнина) и высочайшее в мире плоскогорье (Тибет), влажные мус­сонные леса Южного Китая и тайгу Северо-Востока, гигантские реки (Янцзы и Хуанхэ) и знойные пустыни (Гоби и Такла-Макан). Китай отно­сится к уникальным странам по обеспеченности природными ресурсами. Недра Китая богаты нефтью (Дацин), природным газом, каменным углём, по геологическим запасам которого Китай занимает 3 место в мире (Фушунь и Фусинь), железными (Аньшань), марганцевыми, алюминиевыми, медными, вольфрамовыми (1 место в мире — 3/5 мировых запасов), мо­либденовыми, ртутными, сурьмяными, оловянными рудами, золотом, фосфоритами, калийными и поваренными солями. Китай обладает лес­ными, рыбными, водными, гидроэнергетическими (1 место в мире), поч­венными, агроклиматическими, геотермальными и рекреационными ре­сурсами.

На этой странице материал по темам:
  • Географическое положение китая в средевековье

  • География географическое положение включает- природные ресурсы

  • Древний китай местоположение. природные ресурсы

  • Географическое положение средневекового китая

  • Ресурсно-географическое положение китая

Вопросы по этому материалу:
  • Опишите особенности экономико-географического положения Китая.

  • Дайте оценку природно-ресурсного потенциала Китая.

worldofschool.ru