Географическое положение древнего междуречья. Географическое положение и природа древнего междуречья
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Географическое положение и природные условия. Географическое положение древнего междуречья


Тема 3: архитектура и искусство месопотамии

ЛЕКЦИЯ № 1 (6): ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МЕСОПОТАМИИ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСКУССТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Географическое положение региона, экономика и политическая история Междуречья в древности. Историческая периодизация.

  2. Культура Шумера. Первые города-государства.

  3. Материалы и конструкции в архитектуре Месопотамии.

  4. Зиккурат как архитектурный тип сооружения.

  5. Архитектура жилища и дворцов.

  6. Основные типы городов и их структура. Развитие принципов градостроительства Месопотамии.

1. Географическое положение региона, экономика и политическая история Междуречья в древности. Историческая периодизация.

Месопотамией (в переводе с греческого – Междуречье) в древности называли низменную долину между реками Тигр и Евфрат (в настоящее время – территория Ирака). Благодаря возможности орошаемого земледелия первые государственные образования появились здесь еще в V – IV тысячелетиях до н.э.. Сведения о древних культурах Месопотамии мы находим в Библии, у древнегреческого историка Геродота, в период греко-македонского господства вавилонский жрец Берос написал на греческом языке «Вавилонскую историю». В середине ХIХ в. начались раскопки холмов в Месопотамии, под которыми были найдены руины городов и отдельных сооружений. С 1802 г. началась работа над расшифровкой клинописи, которая завершилась в начале ХХ в.

Месопотамия представляет собой низменную, местами заболоченную равнину, климат здесь жаркий, осадки выпадают крайне редко (в основном, зимой), древесной растительности очень мало, почва, в основном, глинистая.

Множество кочевых и оседлых народов населяли территорию Месопотамии, множество государств существовало на ее территории, находясь в постоянном противостоянии друг другу. Многочисленные военные столкновения оказали значительное влияние на образ жизни народов этого региона, на характер архитектурных форм, структуру городов.

Первые города-государства на территории Месопотамии появились уже в IV-III тысячелетиях до н.э., в основном, вдоль течения реки Евфрат и на берегу Персидского залива, который в те времена вдавался в сушу на 100 км глубже, чем теперь.

Самым древним народом, создавшим цивилизацию на юге этого региона был народ шумеры. Происхождение этого народа до сих пор не выяснено, его язык расшифрован не полностью. Известно, что культура шумеров была очень высокоразвитой для своего времени и легла в основу всех более поздних культур Месопотамии.

Необходимость сооружения оросительных каналов и запруд-водохранилищ требовала большого количества рабочей силы. Уже в период перехода от первобытности к образованию первых городов-государств шумеры использовали рабский труд населения покоренных общин, рабов приносили в жертву богам и умершим царям.

Управление племенными делами постепенно захватывала в свои руки племенная аристократия, стремящаяся к захвату лучших земель. Государства (как самостоятельные организации, обладающие специальными механизмами управления и принуждения, а также устанавливающие правовой порядок на определённой территории) возникают из необходимости обеспечения для рабовладельческой знати господствующего положения в обществе.

Каждый город-государство имел свой главный храм, посвященный одному из богов. Храмовое хозяйство было государственной собственностью, его доходы шли на содержание государственного аппарата и жречества. Все государственные посты и жреческие должности занимали представители знати – крупные землевладельцы. Большинство населения составляли земледельцы-общинники, т.е. земля принадлежала не отдельным крестьянам, а общинам. В течение длительного времени сохранялось народное собрание, но постепенно социальная роль свободных общинников снижалась, и племенные вожди превращались в царей.

Севернее народа шумер жили пастушеские племена семитов. Постепенно, по примеру шумеров, они начали строить города. Крупнейшим из них стал Аккад.

В XXIII в. до н.э. аккадский царь Саргон I объединил Шумер и Аккад в единое государство. Его сын Нарам-Син продолжил политику отца и в процессе своих завоевательных походов вышел к Средиземному морю. Это государство просуществовало около 100 лет, а после было разгромлено кочевниками–кутиями.

Но в конце ХХII в. до н.э. вся Южная Месопотамия снова объединилась в государство под властью III династии города Ур. Наступил период недолгого расцвета восточной деспотии: производилось бронзовое оружие, сооружались богатые гробницы, строились храмы и зиккураты.

В начале II тысячелетия до н.э. эта держава распадается под натиском амореев и эламитов, появляются мелкие государства Исин и Ларса, а также царства Эшнунна и Мари. Здесь утвердились аморейские династии, которые постепенно ассимилировались с местными народами.

Позже, в ХIХ в. до н.э. на основе ассимилированной культуры Шумера и Аккада возникает более высокая культура – культура Вавилона, который на два тысячелетия становится одним из крупнейших центров в этом регионе.

Около 1895 г. одна из аморейских династий обосновалась в небольшом городе Вавилоне, находившемся в северной части государства Исин. Расцвету Вавилона способствовал приход к власти шестого царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). Вавилон стал столицей государства, объединившего почти всю южную Месопотамию. В это же время на севере Месопотамии возникает мощное государство семитских племен Ассирия со столицей г. Ашшур.

Ассирия занимала выгодное географическое положение на пересечении караванных путей. Царь Вавилонии Хаммурапи вел с Ассирией захватнические войны. Чтобы укрепить свое положение на захваченных землях, он построил большой оросительный канал. Наиболее крупными победами Хаммурапи были захват царства Мари с разрушением столицы и дворца до основания и подчинение Ассирии и Элама.

Хаммурапи создал первый в мире свод законов, зафиксированный на специальной плите из черного базальта, которая называется Стела Хаммурапи. Так образовалось Старовавилонское царство – мощное централизованное государство, первое в Западной Азии. Но оно просуществовало недолго: наследники Хаммурапи не сумели укрепить свои позиции, на территорию. В царство стали вторгаться кочевники (касситы, эламиты).

В XVI в. до н.э. нашествие хеттов и касситов на 400 лет прерывает развитие Вавилонского государства, на арену истории выходит другое мощное царство – Ассирия. Вавилония еще долгое время была полунезависимым государством, однако, Ассирия постоянно посягала на власть в ней. В феврале 702 г. до н.э. войска ассирийского царя Синаххериба разбили войска халдейско-эламского союза и Вавилон был покорен. Сын царя Синаххериба был назначен царем Вавилона, но вскоре был захвачен эламитами.

К 691 г. до н.э. была создана антиассирийская коалиция: Вавилон, Элам, арамеи, мидийцы, персы. В результате восстания этой коалиции против царя Синаххериба была предпринята осада Вавилона в 689 г. до н.э., Вавилон был полностью разрушен, а его улицы – затоплены водами Евфрата.

В ХIV – VIII вв. до н.э. происходит превращение Ассирии в сильную военную державу. Роль царя – военачальника в государстве усиливается, ассирийские войска стремятся захватить земли вдоль течения Евфрата – основные торговые пути. В 1116 – 1090 гг. до н.э. царь Тиглатпаласар значительно расширил пределы Ассирии (до Ливанских гор и Финикии и до Черного моря) и фактически не имел соперников в Передней Азии.

Во второй половине XIII в. до н.э. Ассирия достигла наивысшего могущества, ассирийцы разграбили Вавилон, осуществляли удачные набеги на хеттов. В IХ в. ассирийская территория подверглась набегам арамеев, государство временно ослабло. В Х в. до н.э. Ассирия восстановила свою военную мощь и в ХI в. до н.э. возобновила завоевания.

Ассирийцы перешли к изготовлению железного оружия, начали употреблять стенобитные метательные орудия (баллисты и катапульты). Ассирийский царь Ашшурнасирапал II (883 - 859 гг. до н.э.), прославившийся необыкновенной жестокостью, безжалостно разрушил города Месопотамии и Сирии, население обращалось в рабство и переселялось на другие территории. На переселенцев-рабов возлагалась строительная повинность.

В 722 – 705 гг. при царе Саргоне II Ассирия еще более усилила свое влияние в регионе. Саргон II разрушил столицу Израильского царства Самарию и выселил из Израиля 27000 жителей. Территория Израиля была включена в состав Ассирии. На Северо-востоке Саргон II разгромил царство Урарту, в 710 г. до н.э. он покорил Вавилон, но позже вернул Вавилону автономию. В 707 г. до н.э. Саргон II построил новую столицу-резиденцию г. Дур – Шаррукин.

При царе Синаххерибе (705 – 681 гг.) столицей Ассирии стал город Ниневия, где царь построил новый дворец. При царе Ашшурбанапале Ниневия достигла расцвета. В результате раскопок Ниневии, предпринятых в 1849 г., были обнаружены руины дворца, множество рельефов и скульптур, изразцовые стены, мозаики. Ниневия была богатым торговым городом, политическим и хозяйственным центром Ассирии, центром науки и искусства. Здесь была самая большая в Месопотамии библиотека — хранилище “глиняных книг” (клинописных таблиц, сложенных в корзины).

В 671 г. до н.э. Ассирия захватила Египет, не него была наложена дань в 180 кг золота и 9 т серебра ежегодно. Таким образом, Ассирия постепенно превратилась в империю.

В 626 г. до н.э. власть в Вавилонии захватил халдейский вождь Набопаласар, одновременно усиливается государство Мидия. Набопаласар и Киаксар (правитель Мидии) объединяются в борьбе против Ассирии. В июле 614 г. до н.э. мидяне проникли в Ассирию и достигли Ашшура, который был взят штурмом и разграблен. Весной 612 г. до н.э. Набопаласар и Киаксар направились на Ниневию.

После трехмесячной осады Ниневия была взята, дворец царя сожжен. В 605 г. до н.э. вавилонский царевич Навуходоносор в союзе с мидянами разгромил объединенное ассирийско-египетское войско и существования Ассирийской державы прекратилось.

После разгрома Ассирии вновь усиливается Вавилония. Город Вавилон заново отстраивается и превращается в блестящую столицу, крупнейший религиозный, политический и культурный центр региона. Этому способствует его удачное географическое положение на пересечении водных и караванных торговых путей. Могущество Вавилона продолжалось до 539 г. до н.э., когда он был захвачен персами.

В сложной, запутанной истории Месопотамии современные исследователи выделяют 4 основных периода:

studfiles.net

Географическое положение и природные условия

Словом «Месопотамия» (Междуречье) древние греки обозначали земли, лежавшие между Тигром и Ефратом. На деле, однако, Тигр и Евфрат являются не границами этого края в точном смысле слова, а скорее главными ориентирами, к которым тяготеют его настоящие границы. Используя наименование «Месопотамия», античные авторы хотели подчеркнуть то, что подавляющая часть этой территории лежит между двумя реками. Месопотамия – это плоская равнина в бассейне Тигра и Евфрата, раскинувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Евфрата и гор Восточной Анатолии. Сейчас территория Месопотамии в основном входит в состав Ирака. Весь этот обширный регион делился на Нижнюю и Верхнюю Месопотамию.

В Верхней (Северной) Месопотамии Тигр и Евфрат далеко отстоят друг от друга. Нижняя (Южная) Месопотамия лежала в нижнем течении Тигра и Ефрата, где эти реки текли близко друг к другу. Сейчас Тигр и Евфрат при впадении в Персидский залив сливаются в единую реку Шатт-эль-Араб; в древности они имели отдельные устья. Евфрат в пределах Нижней Месопотамии разделялся на несколько рукавов; их долины были полностью заселены.

Нижнюю Месопотамию в древности именовали Шумером и, в свою очередь, делили на южную и северную часть. Юг Нижней Месопотамии именовался Приморьем, или Шумером в узком смысле слова, а север первоначально называли Ки-Ури, а позднее – Аккад (по названию города Аккад, столицы Месопотамии в конце III тыс. до н. э.). Отсюда и название Нижней Месопотамии в целом, закрепившееся с конца III тыс. до н. э., – «Шумер и Аккад». Еще позже Нижнюю Месопотамию стали называть Вавилонией, по ее новому главному центру – Вавилону.

К середине I тыс. до н. э. Нижняя Месопотамия стала именоваться Вавилонией, а Верхняя – Ассирией. Оба этих названия употребляли и греческие ученые, но при этом Ассирией они часто называли и земли, лежащие к западу от Евфрата до Средиземного моря. Внутри территории этой «расширенной» Ассирии географам необходимо было различать часть, лежащую к западу от Евфрата, и часть, лежащую к востоку от него. Первую из указанных частей греческие географы стали называть Сирией (редуцированный вариант названия Ассирия), а вторую – Месопотамией.

Таким образом, первоначально название Месопотамия относилась только к Верхней Месопотамии. Кроме того, в древнееврейском языке существовало название Нахараим, дословно – «Страна двух рек» (русский синоним – Двуречье). Так древние евреи называли Верхнюю Месопотамию. Греческое «Месопотамия» (Междуречье) соответствовало библейскому «Нахараим» (Двуречье). Наконец, в начале нашей эры римские географы распространили название Месопотамия и на Вавилонию (Нижнюю Месопотамию). Так возникло современное географическое понятие «Месопотамия».

Двусмысленность названия Месопотамия и его аналогов сказывается иногда по сей день. Например, там, где в Библии встречается наименование Нахараим, на европейские языки его переводят как Месопотамия, хотя в Библии Нахараимом называется только Верхняя Месопотамия, а название Месопотамия в современных европейских языках означает и Верхнюю Месопотамию, и Нижнюю. Аналогично современное русское название Двуречье, являясь калькой с древнееврейского «На-хараим», тоже относится ко всей Месопотамии, а не только к Верхней.

Ученые XIX–XX вв. считали, что Персидский залив в древности вдавался в береговую линию гораздо севернее, чем сейчас. Эту точку зрения отражает большинство карт и атласов Древнего Востока. Действительно, шумерские Ур и Эреду, сейчас далеко отстоящие от моря, в древности были портовыми городами, в которых разгружались морские суда. Однако геологи выяснили, что на деле границы самого залива с древности и по сей день практически не менялись, и только устье рек Тигра и Евфрата было весьма широким и проходило так, что до речных пристаней в Уре и Эреду могли легко подниматься корабли из Персидского залива. Кроме того, впадина, расположенная близ Эреду, по-видимому, являлась в древности озером, соединявшимся со старым руслом Евфрата системой каналов. Это же русло могло подходить и к Уру.

Район свободно сообщавшихся с Персидским заливом болотистых лиманов Тигра и Евфрата и соединявшихся с ними лагун назывался в древности «Горькое море». Сейчас после аридизации и подъема почвы, вызванного намыванием ила обеими реками, этот район и есть долина Шатт-эль-Араба.

Географически Месопотамия представляет собой широкую неглубокую впадину, ограниченную Аравийским плато, возвышенностями Сирии и горными хребтами – Армянским Тавром и Загросом. Основные очаги развития цивилизации располагались в Нижней Месопотамии, которая была самой благоприятной для земледелия частью всего Плодородного Полумесяца, но бедной минеральными ресурсами и древесиной. К тому же масштабная ирригация, которую месопотамцы стремились по возможности развивать и без которой земледелие здесь изначально было невозможным, приводила к быстрому засолению почв и падению урожайности. В конце концов засоление почв и аридизация климата привели к запустению Южной Месопотамии и ее крупнейшего центра – Вавилона.

Похожие статьи:

poznayka.org

Географическое положение и природа древнего междуречья

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г.МОСКВЫ

ГБОУ СОШ № 448 ВАО

УРОК-МАСТЕРСКАЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ» В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДА ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕЧЬЯ»

РАЗРАБОТАЛ: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ГБОУ СОШ № 448

МАЛЫШКИНА Н. А.

МОСКВА, 2012 Г.

Тема урока: «Географическое положение и природа Древнего Междуречья»Цель урока: научить учащихся приемам работы с научным, научно-популярным и учебным текстом для развития критического мышления при изучении новой темы, научить работать в группе , воспитать самоуважение, толерантность по отношению к другим взглядам , продолжить формирование лексических навыков чтения и говорения.

Оборудование урока: карта Передней Азии в древности, ксерокопии текста из хрестоматий, школьных и вузовских учебников, энциклопедий (на каждого учащегося), таблицы для работы на уроке и дома (на каждого ученика) листы чистой бумаги.

Надписи на доске:

1) Что означают слова «Междуречье» и «Двуречье»?

2) Где располагались Междуречье и Двуречье?

3)Какие природные условия в Междуречье и Двуречье?I. Первый этап работы на уроке.

Обучающиеся работают индивидуально, затем в парах и, наконец, в группе. Работа ведется на интуитивном, бессознательном уровне (мозговая атака).

Класс произвольно разделен на 4 группы по 5 человек каждая группа. Каждая группа сидит за отдельным столом.

Учитель: Прошу в каждой группе коллективно обсудить написанные на доске вопросы и попробовать ответить на них, используя те знания, которые у вас есть. Ответы записать на листе бумаги. По окончании этой работы каждая группа продиктует мне свои ответы.

Внимательно слушаем ответы других групп и из своих записей вычеркиваем ответы, совпавшие с ответами других групп. Я буду на доске записывать ваши ответы.

На доске стараниями учащихся появляется следующая запись (кластер):

+1) земля между двух рек;

+2) земля около озера ;

+3) земля у моря;

-4) место, где растет много деревьев;

-5) цветущее поле;

-6) растет одна трава

-7) нет воды;

-8) болотистая равнина;

+9) место, где течет множество ручьев;

+10) жарко;

-11) часто льет дождь;

-12)мало дождей;

-13) плохая земля;

-14)одни пески;

-15) много змей;

-16) очень много животных;

-17) холодно;

-18) нет зимы

Учитель: Давайте, все ответы, что относятся ко второму вопросу, отметим значком «+», ответы к третьему вопросу отметим значком «-».

Дети диктуют, а учитель ставит значки «+» или «-» у каждого номера кластера.

II. Второй этап работы. Это стадия осмысления при работе с конкретной информацией. На этой стадии происходит процесс взаимообучения, высказывание самостоятельной точки зрения .

Учитель раздает каждому учащемуся во всех группах ксерокопии разных текстов и таблицу(см. ниже):

«V »–это я знал «+»-это я узнал на уроке «-»-это противоречит тому, что я знал

Учитель: Сейчас каждый из вас самостоятельно работает с полученным текстом, проставляя в тексте значок «V» там, где информация была вам известна до урока, знак «+» там, где информацию вы узнали сейчас на уроке и значок «-» там, где полученная вами информация противоречит тому, что вы знали до урока.

Учащиеся работают сначала индивидуально с текстом, затем обсуждают в группе полученную информацию.

III. Третий этап работы. Рефлексия. Этот этап предполагает сравнение полученной информации, соотнесение ее с другой информацией, возвращение к кластерам, к меткам, которые учащиеся проставили ранее.

Учитель: Посмотрим на наши записи на доске, все ли мы правильно сделали? Что необходимо исправить?

Учащиеся называю учителю номера кластера, где они сделали ошибки. Учитель стирает с доски неверные ответы. При этом правильность каждого ответа коллективно обсуждается.

Учитель: А теперь внимательно посмотрите на доску и найдите ответы, которые противоречат полученной вами на уроке информации. Учащиеся находят и такие ответы.

Учитель: Я убираю неверные ответы. Что еще мы здесь с вами забыли записать? Что новое мы сегодня узнали на уроке.?

Ученики диктуют , а учитель добавляет к оставшимся на доске кластерам новую информацию. Класс и учитель работают вместе.

Запись на доске приобретает следующий вид:

1) Реки Тигр и Евфрат текут с южных отрогов гор Кавказа к Персидскому заливу

2) Междуречье - название всей страны между реками Тигр и Евфрат

3) Южное Междуречье называют Двуречьем

4) Реки разливаются при таянии снегов, несут плодородный ил

5)На севере Междуречья выпадает снег

6) В Двуречье лето жаркое , а зима прохладная

7) Глинистая почва(аллювиальная), требующая ирригационных работ

8) Скудная растительность

9) В Двуречье росли финиковая пальма, тростник, осока, камыш

Учитель: Обратите внимание на карту(показывает реки Тигр и Евфрат, Персидский залив, территорию Междуречья и Двуречье. Показ сопровождается рассказом учителя).

Учитель: Теперь сделайте записи в таблице, пользуясь значками, которые каждый из вас проставил в тексте. Внесите свои данные в таблицу каждый.

Ученики самостоятельно работают с текстом и таблицей

Учитель: В заключение прошу каждую группу составить синквей о Междуречье.

Каждая группа составлет свой синквей и читает его для всех

Учитель: Запишите задание на дом: параграф 13 из учебника читать, отвечать на вопросы в конце параграфа и заполнить дома сравнительную таблицу природных условий Древних Египта и Междурежья. Каждый из вас возьмет таблицу с собой со стола.

Линия сравнения Египет Междуречье
Условия, благоприятные для земледелия
Полезные ископаемые
Осадки

publekc.ru