Фото клеопатры древний. Клеопатра в жизни и в кино: как на самом деле выглядела царица Египта (20 фото)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Прижизненные и средневековые портреты Клеопатры. Часть 2. Фото клеопатры древний


Как на самом деле выглядела царица Египта (20 фото) — FotoJoin

Миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений.

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени:  Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи . Но  миф о красоте Клеопатры  – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.

Кембриджский египтолог Салли»/>

Эффектные экранные Клеопатры – Элизабет Тейлор и Моника БеллуччиКембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года. На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости. Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.

«/>

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон

В массово»/>

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн ЭштонВ массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты. 

«/>

Бюсты Клеопатры (предположительно)

«/>

Изображения Клеопатры на монетах

«Она, вероятно, не была полностью евро»/>

Сохранившиеся изображения Клеопатры (предположительно)«Она, вероятно, не была полностью европейкой, – поясняет Салли Энн Эштон. – Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти».

«/>

Звезда немого кино Теда Бара в роли Клеопатры, 1917

Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица в»/>

Клодетт Кольбер в фильме *Клеопатра*, 1934Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок. Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной. По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты.

«/>

Вивьен Ли в фильме *Цезарь и Клеопатра*, 1945

Греческий историк Плутарх так писал о Клеоп»/>

Софи Лорен в фильме *Две ночи с Клеопатрой*, 1953Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре: «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной… однако беседовала она с неотразимым очарованием.С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».

«/>

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

«/>

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопат»/>

Как говорится, найдите 10 отличийТем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония. Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью и недюжинным умом, и в совершенстве владела искусством обольщения.Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, и хорошо разбиралась в политике.

«/>

Как говорится, найдите 10 отличий

Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря»/>

Как говорится, найдите 10 отличийЕсть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.

«/>

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963

Следует отметить, что реконструкция внешнего облика Кл»/>

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963Следует отметить, что реконструкция внешнего облика Клеопатры, выполненная Салли Энн Эштон, вызывает сомнения у британского египтолога, профессора Оксфордского университета Джона Бейнса. Ученый заявил о том, что проект коллег из Кембриджа имеет популистский характер и не представляет научной ценности, поскольку сохранившиеся изображения Клеопатры нельзя признать подлинными и достоверными.

«/>

Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002

Поделитесь этим посто»/>

Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002Поделитесь этим постом с друзьями!

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

fotojoin.ru

Клеопатра - последняя царица Египта. Интересные факты. Добавил Знаменитые люди

Клеопатра - последняя царица Египта фото

Клеопатра - последняя царица Египта

«Я – живой Бог, именно я разделила небо и землю, я дала своему народу возможность жить и работать. Я – управляю всеми земными стихиями и буду жить вечно» - примерно такими фразами венчала себя, пожалуй, самая легендарная женщина мира. Тот образ, ореол тайны и совокупность мифов – которыми окутала себя последняя правительница Египта Клеопатра – и обеспечили ей такую важную роль в мировой истории.

Женщина-воин, гениальный стратег, психолог, политик и просто – самая известная любовница на земле – и это все один человек.

Клеопатра - последняя царица Египта

Биография Клеопатры

Клеопатра родилась в 69 году до нашей эры. Она была одной из шестерых детей, но сразу ярко отличалась от остальных. Она была любознательна, умна и всегда имела на все свою точку зрения. Благодаря отцу – Птолемею Авлету – девочка получила отменное образование и вошла в дальнейшем в историю, как единственная царица, которая разговаривала со своим народом на их родном языке. Она изучала анатомию, астрологию, физику, математику, химию и литературу. После смерти отца – дабы сесть на трон, Клеопатра выходит замуж за своего родного брата – 10-летнего Птолемея XIII и в 18 лет начинает править державой. Но власть, как того и следовало ожидать – рассорила брата и сестру, которые были теперь также мужем и женой. Собрав каждый по армии, они начинают войну друг против друга, пока в эту схватку не вмешивается гарант стабильности и мира в Египте – римский диктатор Гай Юлий Цезарь. С этого момента и рождается истинная персона Клеопатры.

Клеопатра - последняя царица Египта

Борьба за престол

Недолго размышляя над тем, как бы произвести на уже зрелого мужчину должное впечатление – царица приказывает завернуть себя в ковер и принести Юлию его в дар. Ее появление полуобнажённой перед Цезарем – было фурором. Не удивительно, что очень скоро он потерял от нее голову. Тут стоит сразу обратить внимание на то, что не смотря на множество мифов про невероятную красоту этой женщины – истинно привлекательной она не была. Скорее даже наоборот. Но она очень быстро поняла, как свои недостатки превратить в достоинства. У царицы всегда был очень яркий макияж и откровенные платья, которые подчеркивали то, что ей стоило демонстрировать в зависимости от ситуации. Кроме всего прочего – она была гениальным манипулятором и просчитывала все свои ходы наперед. Это и послужило спасением целостности ее головы на плечах столь долгое время.

Клеопатра рождает 52-летнему диктатору сына Птолемея-Цезариона. За это время она побеждает своего законного мужа в борьбе за престол, но Цезарь, как того требуют традиции династии – заставляет ее выйти замуж за ее второго брата Птолемея-Неотероса. Она соглашается, но власть ее уже настолько велика, что Египтом она правит абсолютно единолично. В 44 году до нашей эры Цезаря убили в следствии заговора. Понимая чем это для нее грозит – она быстро начинает разрабатывать новую концепцию своего выживания для себя и сына. Она пытается соблазнить новоявленного правителя одной из частей Рима – Марка Антония.

Мифы о Клеопатре

В истории существует миф, что за ночь с Клеопатрой мужчине отнимали голову. Одни ученые говорят, что это просто россказни, другие твердят – что такой факт имеет место быть. Биографы этой египетской царицы вообще утверждают, что в жизни этой женщины было всего два мужчины – Цезарь и Антоний. Как бы то ни было – единственный человек, которого она искренне и честно любила – была она сама.

Клеопатра родила Марку близнецов – Александра Гелиоса и Клеопатру Селену, а после заключения их официального брака – еще одного сына Птолемея. Тот, будучи человеком слова – одаривает в своем завещании жену с детьми римскими землями, что очень огорчило его бывшего шурина Октавиана Августа. Именно он расшевелил восстание против Марка и внушил людям, что Клеопатра ведьма. Войска Антония потерпели неудачу. Когда Клеопатра узнала, что теперь в честь победы - ее и детей проведут по Риму в виде заложников – покончила с собой. Август нашел ее гордо возлежащей на постаменте, в обличье, которое считалось одеждой богов. На ее теле было две маленьких точки, которые принято считать следами укуса змеи.

Мумия в Британской музее

Мумия легендарной правительницы - сегодня находится в Британском музее, в Лондоне.

vilingstore.net

вот как на самом деле выглядела Клеопатра

Какая мысль приходит первая в голову, когда вас спрашивают о Клеопатре? Большинство из нас, конечно же, ответят, что она была невероятно красивой. Но оказывается она была не так красива, как принято считать. Египтолог из Кембриджа Салли Энн Эштон, целый год работала над реконструкцией внешности Клеопатры и вот к каким результатам она пришла.

Материалом для изучения лица Клеопатры стали монеты, на которых было изображено лицо царицы, а также репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, скульптурные изображения и анализ ее родословной.

Оказывается у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок. Согласитесь такая смуглолицая женщина вряд ли бы могла сойти за Мисс Мира. К тому британские ученые пришли к выводу, что и фигура у царицы была непропорциональной — при росте 152 см она была полноватой и коренастой.

Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре: «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной… однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».

Клеопатра является доказательством того, что внешность все же не главное, внутренняя харизма и интеллект, которые способны покорить любого.

Источник

Понравилось? Расскажи друзьям:

interesnoznat.com

Прижизненные и средневековые портреты Клеопатры. Часть 2: philologist

Оригинал взят у gorbutovich в Клеопатра Великая. Портреты и Плутарх. Часть 2

Красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад.

Около 1505 года. Самоубийство Клеопатры при помощи двух змей / Cleopatra with two snakes, miniature from The Lives of Famous Women by Antoine Dufour, manuscript, France. Nantes, Musée Thomas Dobrée, Ms 17. "Les vies des femmes célèbres", "Antoine Du Four présentant le manuscrit à Anne de Bretagne", manuscrit sur vélin, Paris, texte - Antoine Du Four, 1504: illustrations - Jean Pichore, 1506, legs Dobrée. Source

История Клеопатры VII (69-30 гг. до н.э.) и грубого пошлого солдафона Марка Антония (83-30 до н.э.) известна всем, но лучше всех – Плутарху (ок.45-ок.127 н.э.)

Начало: часть 1

Плутарх сообщает: [1]

56. <…> и меж тем как войска продолжали собираться, Антоний с Клеопатрой отплыли на Самос и там проводили все дни в развлечениях и удовольствиях. Подобно тому как все цари, властители и тетрархи, все народы и города между Сирией и Мэотидой, Иллирией и Арменией получили приказ посылать и везти военное снаряжение, так же точно всем актерам было строго предписано немедленно отправляться на Самос.

2.Фараон Клеопатра перед Исидой. 51 г. до н.э. Лувр / Cleopatra VII of Egypt dressed like a pharaoh presenting offerings to Isis, 51 BC. Limestone stele dedicated by a Greek man, Onnophris / La reine Cléopâtre VII (51 - 30 avant J.-C.), vêtue en pharaon, fait une offrande à la déesse Isis. 2 juillet 51 avant J.-C. Calcaire H.: 52,40 cm.; L.: 28 cm.; Pr.: 4 cm. Stèle dédiée par Onnophris, un Grec "président de l'association d'Isis Snonaïs". Musée du Louvre. Source

Чуть ли не целая вселенная гудела от стонов и рыданий, а в это самое время один-единственный остров много дней подряд оглашался звуками флейт и кифар, театры были полны зрителей, и хоры усердно боролись за первенство. Каждый город посылал быка, чтобы принять участие в торжественных жертвоприношениях, а цари старались превзойти друг друга пышностью приемов и даров, так что в народе с недоумением говорили: каковы же будут у них победные празднества, если они с таким великолепием празднуют приготовления к войне?!

3.Император Марк Антоний и Юпитер (?) / The Triumvirs. Mark Antony. Autumn-early winter 39 BC. AR Denarius (18mm, 3.60 g, 12h). Military mint traveling in Cilicia or northern Syria; Mark Antony, imperator. M · (ANT) IM · III · V · R · P [· C], bare head right; lituus to left. [P] VE(NT)IDI PO(NT) IMP, Jupiter(?) standing right, holding scepter in right hand, olive branch in left. via. Source

57. Затем Антоний назначил актерам для жительства город Приену, а сам уехал в Афины, и снова непрерывною чередой потянулись зрелища и забавы. Ревнуя к почестям, которые город оказал Октавии, — афиняне горячо полюбили супругу Антония, — Клеопатра щедрыми подарками старалась приобрести благосклонность народа. Назначив почести и Клеопатре, афиняне отправили к ней домой послов с постановлением Собрания, и одним из этих послов был Антоний — в качестве афинского гражданина; он произнес и речь от имени города.

4.Марк Антоний и его супруга Октавия / Mark Antony, with Octavia. 39 BC. AR Cistophoric Tetradrachm (27mm, 12.10 gm, 1h). Ephesus mint. M.ANTONIVS. IMP.COS. DESIG.ITER ET TERT., laureate head of Antony and draped bust of Octavia right, conjoined. III.VIR.R.P.C., Bacchus standing left on cista mystica, holding cantharus and thyrsus, coiled serpents at sides. RPC I 2202; CRI 263; Sydenham 1198; RSC 3. Good VF, old collection toning. via, Source

В Рим он послал своих людей с приказом выдворить Октавию из его дома, и она ушла, говорят, ведя за собою всех детей Антония (кроме старшего сына от Фульвии, который был с отцом), плача и кляня судьбу, за то что и ее будут числить среди виновников грядущей войны. Но римляне сожалели не столько об ней, сколько об Антонии, и в особенности те из них, которые видели Клеопатру и знали, что она и не красивее и не моложе Октавии.

<…>

60. Когда Цезарь [Октавиан] счел свои приготовления достаточными, было постановлено начать войну против Клеопатры и лишить Антония полномочий, которые он уступил и передал женщине. К этому Цезарь прибавил, что Антоний отравлен ядовитыми зельями и уже не владеет ни чувствами, ни рассудком, и что войну поведут евнух Мардион, Потин, рабыня Клеопатры Ирада, убирающая волосы своей госпоже, и Хармион — вот кто вершит важнейшими делами правления.

Войне, как сообщают, предшествовали следующие знамения. Выведенная Антонием колония Пизавр на берегу Адриатического моря была проглочена пучиной во время землетрясения. В Альбе с мраморной статуи Антония струился пот, и несколько дней подряд статуя не просыхала, как ее ни вытирали. Когда Антоний находился в Патрах, молния сожгла тамошний храм Геракла, а из «Битвы с гигантами» [35] в Афинах порыв ветра вырвал изображение Диониса и забросил в театр. Между тем Антоний, как уже говорилось выше, происхождение свое возводил к Гераклу, а укладом жизни подражал Дионису и даже именовался «новым Дионисом». Та же буря, обрушившись на Афины, из многих гигантских статуй опрокинула только две — Эвмена и Аттала, которые, по надписям на цоколях, были известны под названием «Антониевых». Флагманское судно Клеопатры звалось «Антониада», и на нем случилось вот какого рода зловещее происшествие: ласточки свили под кормою гнездо, но прилетели другие ласточки, выгнали первых и убили птенцов.

<…>

5.Скульптурный портрет Клеопатры из Берлина. 30-40 гг. до н.э. / Marblebust of Cleopatra VII of Egypt form 30-40 BC. Altes Museum Berlin /Berliner Museumsinsel. via

62. Но Антоний уже до такой степени превратился в бабьего прихвостня, что, вопреки большому преимуществу на суше, желал решить войну победою на море — в угоду Клеопатре! <…>

66. <…> Битва сделалась всеобщей, однако исход ее еще далеко не определился, как вдруг, у всех на виду, шестьдесят кораблей Клеопатры подняли паруса к отплытию и обратились в бегство, прокладывая себе путь сквозь гущу сражающихся, а так как они были размещены позади больших судов, то теперь, прорываясь через их строй, сеяли смятение. А враги только дивились, видя, как они, с попутным ветром, уходят к Пелопоннесу.

Вот когда Антоний яснее всего обнаружил, что не владеет ни разумом полководца, ни разумом мужа, и вообще не владеет собственным разумом, но — если вспомнить чью-то шутку, что душа влюбленного живет в чужом теле [39], — словно бы сросся с этою женщиной и должен следовать за нею везде и повсюду. Стоило ему заметить, что корабль Клеопатры уплывает, как он забыл обо всем на свете, предал и бросил на произвол судьбы людей, которые за него сражались и умирали, и, перейдя на пентеру, в сопровождении лишь сирийца Алекса и Сцеллия, погнался за тою, что уже погибла сама и вместе с собой готовилась сгубить и его.

6.Скульптурный портрет Клеопатры. Мрамор. 30-40 гг. до н.э. Старый музей, Государственные музеи Берлина, Берлин / Portrait of Cleopatra VII; Marble; Inv. 1976.10. 30-40 BC. Altes Museum Berlin. via

67. Узнавши Антония, Клеопатра приказала поднять сигнал на своем корабле. Пентера подошла к нему вплотную, и Антония приняли на борт, но Клеопатру он не видел, и сам не показался ей на глаза. В полном одиночестве он сел на носу и молчал, охватив голову руками. Тут появились либурны [40] Цезаря. <…>

Когда Эврикл отстал, Антоний снова застыл в прежней позе и так провел на носу три дня один, то ли гневаясь на Клеопатру, то ли стыдясь ее. На четвертый день причалили у Тенара, и здесь женщины из свиты царицы сперва свели их для разговора, а потом убедили разделить стол и постель. <…>

68. Но расстанемся на время с Антонием. Флот при Актии долго сопротивлялся и, несмотря на тяжелые повреждения, которые наносили судам высокие встречные валы, прекратил борьбу лишь в десятом часу. Убитых насчитали не более пяти тысяч, зато в плен взято было триста судов, как рассказывает сам Цезарь. Немногие видели бегство Антония собственными глазами, а те, кто об этом узнавал, сперва не желали верить — им представлялось невероятным, чтобы он мог бросить девятнадцать нетронутых легионов и двенадцать тысяч конницы, он, столько раз испытавший на себе и милость и немилость судьбы и в бесчисленных битвах и походах узнавший капризную переменчивость военного счастья. Воины тосковали по Антонию и всё надеялись, что он внезапно появится, и выказали при этом столько верности и мужества, что даже после того, как бегство их полководца не вызывало уже ни малейших сомнений, целых семь дней не покидали своего лагеря, отвергая все предложения, какие ни делал им Цезарь. Но в конце концов однажды ночью скрылся и Канидий, и, оставшись совсем одни, преданные своими начальниками, они перешли на сторону победителя.

После этого Цезарь поплыл в Афины, примирился с греками и разделил остатки сделанных для войны хлебных запасов между городами, которые терпели жесточайшую нужду — ограбленные, лишившиеся всех своих денег, скота и рабов. Мой прадед Никарх рассказывал, что всех граждан Херонеи заставили на собственных плечах перенести к морю близ Антикиры сколько-то пшеницы, да еще подгоняли их при этом плетьми, а когда они вернулись, им отмерили еще столько же и уже готовы были взвалить им на плечи, когда пришла весть о поражении Антония, и это спасло город: управители Антония и солдаты тут же бежали, и хлеб граждане поделили между собою.

69. Высадившись в Африке, Антоний отправил Клеопатру из Паретония в Египет, а сам бродил с места на место в подавленности и глубоком уединении, которое с ним разделяли лишь двое друзей — греческий оратор Аристократ и римлянин Луцилий. <…> Когда же полководец, которому он поручил свои силы в Африке, сам склонил это войско к измене [42], Антоний хотел покончить с собой, но друзья помешали ему и увезли в Александрию, где он встретился с Клеопатрою <…>

Антоний между тем покинул город, расстался с друзьями и устроил себе жилище среди волн, протянувши от Фароса в море длинную дамбу. Там он проводил свои дни, беглецом от людей <…>

71. С сообщением о потере войска, стоявшего при Актии, к Антонию прибыл сам Канидий. Одновременно Антоний узнал, что Ирод, царь Иудейский с несколькими легионами и когортами перешел к Цезарю, что примеру этому следуют и остальные властители и что кроме Египта за ним уже ничего не остается.

Но ни одна из этих вестей нимало его не опечалила, напротив — словно радуясь, отрекся он от всякой надежды, чтобы вместе положить конец и заботам, бросил свое морское пристанище, которое называл Тимоновым храмом, и, принятый Клеопатрою в царском дворце, принялся увеселять город нескончаемыми пирами, попойками и денежными раздачами.

7.Клеопатра и ее сын от Юлия Цезаря Цезарион. Храм в Дандаре. Западный берег Нила, 60 км от Луксора, Египет / Temple of Denderah. Back wall where can be seen: Cleopatra and her son, Cesarion. via

Сына Клеопатры и Цезаря он записал в эфебы, а своего сына от Фульвии, Антулла одел в мужскую тогу без каймы [45], и по этому случаю вся Александрия много дней подряд пьянствовала, гуляла, веселилась.

Вместе с Клеопатрой они распустили прежний «Союз неподражаемых» и составили новый, ничуть не уступавший первому в роскоши и расточительности, и назвали его «Союзом смертников». В него записывались друзья, решившиеся умереть вместе с ними, а пока жизнь их обернулась чередою радостных празднеств, которые они задавали по очереди.

8.Статуя Клеопатры VII. Эрмитаж / Black basalt statue of the Ptolemaic period, height 105 cm, from Hermitage's Ancient Egyptian collection (Peterburg, Russia). In 2002 the statue was identified as Cleopatra VII of Egypt. via

Тем временем Клеопатра собирала всевозможные смертоносные зелья и, желая узнать, насколько безболезненно каждое из них, испытывала на преступниках, содержавшихся под стражею в ожидании казни. Убедившись, что сильные яды приносят смерть в муках, а более слабые не обладают желательною быстротою действия, она принялась за опыты над животными, которых стравливали или же напускали одно на другое в ее присутствии. Этим она тоже занимались изо дня в день и, наконец, пришла к выводу, что, пожалуй, лишь укус аспида вызывает схожее с дремотою забытье и оцепенение, без стонов и судорог: на лице выступает легкий пот, чувства притупляются, и человек мало-помалу слабеет, с недовольством отклоняя всякую попытку расшевелить его и поднять, словно бы спящий глубоким сном.

72. Вместе с тем они отправили к Цезарю в Азию послов. Клеопатра просила передать власть над Египтом ее детям, а Антоний — разрешить ему провести остаток своих дней если не в Египте, то хотя бы в Афинах, частным лицом. По недостатку в друзьях и по недоверию к ним — ведь кто только не перебежал на сторону врага! — послом был отправлен Эвфроний, учитель детей царицы. <…>

9.Статуя царицы Клеопатры. I в. до н.э. Древний Египет. Династия Птолемеев. Материал: базальт. Высота 104,7 см. Поступил в 1929 г. Передан из дворца в Петергофе. Эрмитаж. Source

73. Просьбу Антония Цезарь отверг, а Клеопатре отвечал, что ей будет оказано полное снисхождение при одном условии — если она умертвит или изгонит Антония. Этот ответ повез в Александрию один из вольноотпущенников Цезаря, Фирс, человек весьма смышленый и сумевший самым убедительным образом говорить от имени молодого императора с надменною и непомерно гордившейся своей красотою женщиной. Клеопатра проявляла к нему особое уважение и беседовала с ним дольше и охотнее, нежели с остальными; это внушило Антонию подозрения, и он высек Фирса плетьми, а затем отпустил назад, к Цезарю, написав, что несчастья сделали его вспыльчивым и раздражительным, а Фирс держал себя слишком заносчиво и высокомерно. «Впрочем, — прибавлял он, — если ты сочтешь это оскорблением, то у тебя мой отпущенник Гиппарх — высеки его как следует, и мы будем квиты». Желая рассеять его подозрения, Клеопатра после этого случая ухаживала за ним с удвоенным усердием. Собственный день рождения она справила скромно и сообразно обстоятельствам, но в день рождения Антония задала празднество такое блестящее и пышное, что многие из приглашенных, явившись на пир бедняками, ушли богатыми.

<…>

10.Антоний. Серебряная тетрадрахма с портретами Антония на аверсе и Клеопатры на реверсе. Другая сторона монеты: Часть 1, илл.10 / Tetradrachm of Seleucis and Pieria in Syria, with Mark Antony on obverse. Compare with RPC# 4095. via

75. Снова Антоний послал Цезарю вызов на поединок. Тот отвечал, что Антонию открыто много дорог к смерти, и Антоний понял, что нет для него прекраснее кончины, нежели гибель в сражении, и решил напасть на противника и на суше и на море разом. Передают, что за обедом он велел рабам наливать ему полнее и накладывать куски получше, потому что, дескать, неизвестно, будут ли они потчевать его завтра или станут прислуживать новым господам, между тем как он ляжет трупом и обратится в ничто. Видя, что друзья его плачут, он сказал, что не поведет их за собою в эту битву, от которой ждет не спасения и победы, но славной смерти.

Около полуночи, как рассказывают, среди унылой тишины, в которую погрузили Александрию страх и напряженное ожидание грядущего, внезапно раздались стройные, согласные звуки всевозможных инструментов, ликующие крики толпы и громкий топот буйных, сатировских прыжков, словно двигалось шумное шествие в честь Диониса. Толпа, казалось, прошла чрез середину города к воротам, обращенным в сторону неприятеля, и здесь шум, достигнув наибольшей силы, смолк. Люди, пытавшиеся толковать удивительное знамение, высказывали догадку, что это покидал Антония тот бог, которому он в течение всей жизни подражал и старался уподобиться с особенным рвением.

76. С первыми лучами солнца Антоний расположил войско на холмах перед городом и стал наблюдать, как выходят навстречу врагу его корабли. В ожидании, что моряки проявят и доблесть, и упорство, он спокойно смотрел вниз. Но едва только сблизились они с неприятелем, как, подняв весла, приветствовали суда Цезаря и, получив ответное приветствие, смешались с ними, так что из двух флотов возник один, который поплыл прямо на город. Пока Антоний глядел на это зрелище, успела переметнуться и конница; а когда потерпела поражение пехота, Антоний возвратился в город, крича, что Клеопатра предала его в руки тех, с кем он воевал ради нее.

11.Портреты Клеоптары VII на различных монетах, отчеканенных в её правлениев Александрии и Триполисе (Сирия). I в. до н. э. via, Source

Полная ужаса пред его гневом и отчаянием, царица укрылась в своей усыпальнице и велела опустить подъемные двери с надежными засовами и замками. К Антонию она отправила своих людей, которые должны были известить его, что Клеопатра мертва. Антоний поверил и, обращаясь к самому себе, воскликнул: «Что же ты еще медлишь, Антоний? Ведь судьба отняла у тебя последний и единственный повод дорожить жизнью и цепляться за нее!» Он вошел в спальню, расстегнул и сбросил панцирь и продолжал так: «Ах, Клеопатра, не разлука с тобою меня сокрушает, ибо скоро я буду в том же месте, где ты, но как мог я, великий полководец, позволить женщине превзойти меня решимостью?!». У него был верный раб по имени Эрот, которого Антоний уже давно уговорил убить его, если придет нужда. Теперь он потребовал, чтобы Эрот исполнил свое слово. Раб взмахнул мечом, словно готовясь поразить хозяина, но, когда тот отвернул лицо, нанес смертельный удар себе и упал к ногам Антония. «Спасибо, Эрот, — промолвил Антоний, — за то, что учишь меня, как быть, раз уже сам не можешь исполнить, что требуется». С этими словами он вонзил меч себе в живот и опустился на кровать. Но рана оказалась недостаточно глубока, и потому, когда он лег, кровь остановилась. Антоний очнулся и принялся молить окружающих прикончить его, но все выбежали из спальни, и он кричал и корчился в муках, пока от Клеопатры не явился писец Диомед, которому царица велела доставить Антония к ней в усыпальницу.

77. Услыхав, что она жива, Антоний с жаром приказал слугам немедленно поднять его с ложа, и те на руках отнесли хозяина к дверям усыпальницы. Дверей, однако, Клеопатра не открыла, но, появившись в окне, спустила на землю веревки, которыми обмотали раненого, и царица еще с двумя женщинами [46] — никого, кроме них она с собою внутрь не взяла — собственными руками втянула его наверх. Эти женщины — единственные свидетельницы происходившего — говорили, что невозможно представить себе зрелище жалостнее и горестнее. Залитого кровью, упорно борющегося со смертью, поднимали его на веревках, а он простирал руки к царице, беспомощно вися в воздухе, ибо нелегкое то было дело для женщин, и Клеопатра, с исказившимся от напряжения лицом, едва перехватывала снасть, вцепляясь в нее что было сил, под ободряющие крики тех, кто стоял внизу и разделял с нею ее мучительную тревогу.

12.Клеопатра и Антоний. Денарий, серебро / Denier où figurent Cléopâtre et Antoine. via

Наконец Антоний очутился наверху, и, уложив его на постель и склонившись над ним, Клеопатра растерзала на себе одежду, била себя в грудь и раздирала ее ногтями, лицом отирала кровь с его раны и звала его своим господином, супругом и императором. Проникшись состраданием к его бедам, она почти что забыла о своих собственных. Утишив ее жалобы, Антоний попросил вина — то ли потому, что действительно хотел пить, то ли надеясь, что это ускорит его конец. Напившись, он увещал ее подумать о своем спасении и благополучии, если только при этом окажется возможным избежать позора, и среди друзей Цезаря советовал больше всего доверять Прокулею. А его, продолжал он, пусть не оплакивает из-за последних тяжких превратностей, пусть лучше полагает его счастливым из-за всего прекрасного, что выпало на его долю — ведь он был самым знаменитым человеком на свете, обладал величайшим в мире могуществом и даже проиграл свое дело не без славы, чтобы погибнуть смертью римлянина, побежденного римлянином.

78. Едва только Антоний испустил дух, как явился присланный Цезарем Прокулей. Случилось так, что когда раненого Антония понесли к Клеопатре, один из его телохранителей, Деркетей, подобрал меч Антония, тайком выскользнул из дому и побежал к Цезарю, чтобы первым сообщить о кончине Антония и показать окровавленное оружие. Услыхав эту весть, Цезарь ушел в глубину палатки и заплакал, горюя о человеке, который был его свойственником, соправителем и товарищем во многих делах и битвах.

13.Марк Антоний и Октавиан. 41 год до н.э. / Mark Antony and Octavian. 41 BC. AV Aureus (7.95 gm). Mint moving with Mark Antony. M. Barbatius Pollio, moneyer. M ANT IMP AVG III VIR R P C M BARBAT Q P, bare head of Antony right / CAESAR IMP PONT III VIR R P C, bare head of Octavian right. Crawford 517/1a; Sear, CRI 242; R. Newman, "A Dialogue of Power in the Coinage of Antony and Octavian," ANSAJN 2 (1990), 41.1; Sydenham 1180; BMCRR (East) 98; Bahrfeldt 77. Near EF, Very rare. via. Source

Потом, достав письма, он кликнул друзей и принялся им читать, чтобы они убедились, как дружелюбно и справедливо писал он и с какою грубостью, с каким высокомерием всегда отвечал Антоний. Затем он отправляет Прокулея с наказом употребить все средства к тому, чтобы взять Клеопатру живой: Цезарь и опасался за судьбу сокровищ, и считал, что, проведя Клеопатру в триумфальном шествии, намного увеличит блеск и славу своего триумфа.

<…>

14.Около 1440. Джованни Боккаччо «О несчастиях знаменитых людей» / BL Royal 16 G V, f. 101. Detail of a miniature of the death of Cleopatra. Giovanni Boccaccio. De claris mulieribus in an anonymous French translation (Le livre de femmes nobles et renomées). Origin France, N. (Rouen). Date c. 1440. Language French. Script Gothic. Artists Talbot Master. Parchment codex. Source

82. Многие цари и полководцы вызывались и хотели похоронить Антония, но Цезарь оставил тело Клеопатре, которая погребла его собственными руками, с царским великолепием, получив для этого все, что только ни пожелала. Нестерпимое горе и телесные страдания — грудь ее под жестокими ударами воспалилась и покрылась язвами — привели за собою лихорадку, и царица радовалась болезни, которая открывала ей возможность беспрепятственно умереть, отказываясь от пищи. В числе ее приближенных был врач Олимп, которому она открыла свое истинное намерение и пользовалась его помощью и советами, как пишет сам Олимп, издавший рассказ об этих событиях. Но Цезарь, заподозрив неладное, стал угрожать ей расправою с детьми, и угрозы эти, словно осадные машины, сокрушили волю Клеопатры, и она подчинилась заботам и уходу тех, кто хотел сохранить ей жизнь.

15.Первая четверть XV века. Джованни Боккаччо «О знаменитых женщинах» / BL Royal 20 C V, f. 131v. Miniature of of the death of Cleopatra; blood drips from her arms into the mouths of two dragons. Giovanni Boccaccio. Des cleres et nobles femmes, De claris mulieribus in an anonymous French translation. Origin France, Central (Paris). 1st quarter of the 15th century. Language French. Script Gothic cursive. Artists Master of Boethius BnF fr. 12459. Source

83. Немногими днями позже Цезарь навестил Клеопатру и сам, чтобы сколько-нибудь ее утешить. Она лежала на постели, подавленная, удрученная, и когда Цезарь появился в дверях, вскочила в одном хитоне и бросилась ему в ноги. Ее давно не прибранные волосы висели клочьями, лицо одичало, голос дрожал, глаза потухли, всю грудь покрывали еще струпья и кровоподтеки, — одним словом, телесное ее состояние, казалось, было ничуть не лучше душевного. И однако ее прелесть, ее чарующее обаяние не угасли окончательно, но как бы проблескивали изнутри даже сквозь жалкое это обличие и обнаруживались в игре лица. Цезарь просил ее лечь, сел подле, и Клеопатра принялась оправдываться, все свои действия объясняя страхом перед Антонием или принуждениями с его стороны, но Цезарь опроверг один за другим каждый из ее доводов, и тогда она тотчас обратилась к мольбам о сострадании, словно обуянная жаждою жить во что бы то ни стало.

Под конец она вынула опись своих сокровищ и передала Цезарю. Селевк, один из ее управляющих, стал было уличать царицу в том, что какие-то вещи она похитила и утаила, но Клеопатра набросилась на него, вцепилась ему в волосы, била по лицу и, когда Цезарь, улыбаясь, пытался ее унять, вскричала: «Но ведь это просто неслыханно, Цезарь! Ты, в моих жалких обстоятельствах, удостоил меня посещения и беседы, а мои же рабы меня обвиняют, и за что? За то, что я отложила какие-то женские безделушки — не для себя, несчастной, нет, но чтобы поднести Октавии и твоей Ливии и через них смягчить тебя и умилостивить!» Эти слова окончательно убедили Цезаря, что Клеопатра хочет жить, чему он немало радовался. Он сказал, что охотно оставляет ей эти украшения и что все вообще обернется для нее гораздо лучше, чем она ожидает, а затем удалился с мыслью, что обманул египтянку, но в действительности — обманутый ею.

<…>

16.1403. Джованни Боккаччо «О знаменитых женщинах». Смерть Антония и Клеопатры / Antoine se tue à la vue de Cléopâtre morte sur son trône, deux aspics aux bras. Giovanni Boccaccio, De Claris mulieribus, traduction anonyme en français Livre des femmes nobles et renommées. Date d'édition: 1403. Manuscrit. Paris. Langue: Latin. Langue: Français. Bibliothèque nationale de France, Français 598, f. 128v (LXXXIII). Source

85. Так она сетовала и сокрушалась, а затем украсила гробницу венком и вернулась во дворец. Она велела приготовить себе купание, искупалась, легла к столу. Подали богатый, обильный завтрак. В это время к дверям явился какой-то крестьянин с корзиною. Караульные спросили, что он несет. Открыв корзину и раздвинув листья, он показал горшок, полный спелых смокв. Солдаты подивились, какие они крупные и красивые, и крестьянин, улыбнувшись, предложил им отведать. Тогда они пропустили его, откинувши всякие подозрения. После завтрака, достав табличку с заранее написанным и запечатанным письмом, Клеопатра отправила ее Цезарю, выслала из комнаты всех, кроме обеих женщин, которые были с нею в усыпальнице, и заперлась. Цезарь распечатал письмо, увидел жалобы и мольбы похоронить ее вместе с Антонием и тут же понял, что произошло. Сперва он хотел броситься на помощь сам, но потом, со всею поспешностью, распорядился выяснить, каково положение дела. Все, однако, совершилось очень скоро, ибо когда посланные подбежали ко дворцу и, застав караульных в полном неведении, взломали двери, Клеопатра в царском уборе лежала на золотом ложе мертвой. Одна из двух женщин, Ирада, умирала у ее ног, другая, Хармион, уже шатаясь и уронив голову на грудь, поправляла диадему в волосах своей госпожи. Кто-то в ярости воскликнул: «Прекрасно, Хармион!» — «Да, поистине прекрасно и достойно преемницы стольких царей», — вымолвила женщина и, не проронив больше ни звука, упала подле ложа.

17.1403. Джованни Боккаччо «О знаменитых женщинах». Смерть Антония и Клеопатры / Antoine se tue à la vue de Cléopâtre morte sur son trône, deux aspics aux bras. Giovanni Boccaccio, De Claris mulieribus, traduction anonyme en français Livre des femmes nobles et renommées. Date d'édition: 1403. Manuscrit. Paris. Langue: Latin. Langue: Français. Bibliothèque nationale de France, Français 598, f. 128v (LXXXIII). Source

86. Говорят, что аспида принесли вместе со смоквами, спрятанным под ягодами и листьями, чтобы он ужалил царицу неожиданно для нее, — так распорядилась она сама. Но, вынувши часть ягод, Клеопатра заметила змею и сказала: «Так вот она где была…» — обнажила руку и подставила под укус. Другие сообщают, что змею держали в закрытом сосуде для воды и Клеопатра долго выманивала и дразнила ее золотым веретеном, покуда она не выползла и не впилась ей в руку повыше локтя. Впрочем, истины не знает никто — есть даже сообщение, будто она прятала яд в полой головной шпильке, которая постоянно была у нее в волосах. Однако ж ни единого пятна на теле не выступило, и вообще никаких признаков отравления не обнаружили. Впрочем, и змеи в комнате не нашли, но некоторые утверждали, будто видели змеиный след на морском берегу, куда выходили окна. Наконец, по словам нескольких писателей, на руке Клеопатры виднелись два легких, чуть заметных укола. Это, вероятно, убедило и Цезаря, потому что в триумфальном шествии несли изображение Клеопатры с прильнувшим к ее руке аспидом. Таковы обстоятельства ее кончины.

18.Около 1479-1480. Смерть Антония и Клеопатры. Джованни Боккаччо (1313-1375). «О несчастиях знаменитых людей» (первая редакция около 1360). Книга 6, глава 13 / Giovanni Boccaccio, translated by Laurent de Premierfait. Title De casibus virorum illustrium in French translation (Des cas des ruynes des nobles hommes et femmes). Origin Netherlands, S. (Bruges). Date c.1479-c.1480. Language French. Script Gothic cursive (bâtarde). Artists Master of the White Inscriptions, Master of the Getty Froissart. The British Library, Royal 14 E.V, f.339. The deaths of Antony and Cleopatra, at the beginning of chapter 13 of book 6. Source. По клику - целый лист

Цезарь, хотя и был раздосадован смертью Клеопатры, не мог не подивиться ее благородству и велел с надлежащей пышностью похоронить тело рядом с Антонием. Почетного погребения были удостоены, по его приказу, и обе доверенные служанки.

19.Cleopatra. Paulinus Venetus, O. F. M., Chronologia magna. Date d'édition: 1328-1343. Type: manuscrit. Langue: Latin. Italie (Naples). - Ecriture italienne. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin 4939, fol. 41v. Source

Клеопатра умерла тридцати девяти лет; двадцать два года она занимала царский престол и более четырнадцати правила совместно с Антонием. Антоний прожил, по одним сведениям, пятьдесят шесть, по другим — пятьдесят три года. Изображения Антония были сброшены с цоколей, а за то, чтобы эта участь не постигла и статуи Клеопатры, один из ее друзей, Архибий, заплатил Цезарю две тысячи талантов.

87. Антоний оставил семерых детей от трех жен, и лишь самый старший из них, Антулл, был казнен Цезарем. Всех прочих приняла к себе Октавия и вырастила наравне с собственными детьми. Клеопатру, дочь Клеопатры, она выдала замуж за Юбу, самого ученого и образованного среди царей, Антония же, сына Фульвии, возвысила настолько, что если первое место при Цезаре принадлежало Агриппе, а второе сыновьям Ливии [49], третьим и был и считался Антоний. <…> "

20.Клеопатра и Юлий Цезарь / Detail of the busts of Cleopatra and Julius Caesar. BL Egerton 1500, f. 15v. Author Paolino Veneto. Title Abbreviamen de las Estorias (begins imperfectly), or Chronologia magna. Origin France, S. (Avignon). 2nd quarter of the 14th century (after 1323). Language French (Provençal dialect). Script Gothic. Dimensions in mm 380 x 290. Parchment codex. Source

" 81. Сына Антония от Фульвии, Антулла, Цезарь казнил. Мальчика выдал его дядька Феодор и, когда солдаты отрубили ему голову, украдкою снял с шеи казненного громадной ценности камень и зашил себе в пояс. Несмотря на все запирательства Феодор был изобличен и распят. Что касается детей, которых Антонию родила Клеопатра, то они вместе со своими воспитателями содержались хотя и под стражей, но вполне достойно их звания.

21.Цезарион, сын Юлия Цезаря и Клеопатры. Храм в Дандаре. Западный берег Нила, 60 км от Луксора, Египет / Temple of Denderah. Back wall where can be seen: Cleopatra and her son, Cesarion. via

Цезариона же, слывшего сыном Цезаря, мать снабдила большою суммою денег и через Эфиопию отправила в Индию, но другой дядька, Родон, такой же негодяй, как Феодор, уговорил юношу вернуться, уверив, будто Цезарь зовет его на царство. Говорят, что, когда Цезарь раздумывал, как с ним поступить, Арий [философ] произнес:Нет в многоцезарстве блага… [48]И позднее, после кончины Клеопатры, Цезарь его умертвил. "

Источник текста и примечания:

[1] Антоний // Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: Издательство «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. II. / Перевод С.П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания С.С. Аверинцева, примечания М.Л. Гаспарова. Издание подготовили С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, С.П. Маркиш. Ответственный редактор С.С. Аверинцев.

[Примечания]35. «Битва с гигантами» — скульптурная группа, украшавшая акрополь.

39. …чью-то шутку… и далее. — См.: КСт., 9, Плутарх приписывает эту шутку Катону.

40. Либурны — быстроходные галеры по образцу лодок иллирийского племени либурнов (ср.: КМл., 54).

42. …полководец… к измене… — Это был Л. Пинарий Карп, державший для Антония Кирену.

45. …записал в эфебы… — Греческий акт совершеннолетия; …одел в мужскую тогу без каймы… — Знак римского совершеннолетия.

46. …с двумя женщинами… — Ирадой и Хармион, ср. гл. 60 и 85.

48. Нет в многоцезарстве блага… — Переделка знаменитого места из «Илиады» (II, 204), слова Одиссея бунтовщику Ферситу:

Нет в многовластии блага, да будет единый властитель

Царь нам да будет единый…

49. Сыновья Ливии — (от первого ее мужа, Тиб. Клавдия Нерона) — Тиберий, будущий император, и Друз, рано умерший полководец, упоминаемый ниже.

Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

philologist.livejournal.com

как на самом деле выглядела царица Египта (20 фото)

Вивьен Ли, Элизабет Тейлор и Моника Беллуччи в роли Клеопатры

Вивьен Ли, Элизабет Тейлор и Моника Беллуччи в роли Клеопатры

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени: Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи. Но миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.

Эффектные экранные Клеопатры – Элизабет Тейлор и Моника Беллуччи

Эффектные экранные Клеопатры – Элизабет Тейлор и Моника Беллуччи

Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года. На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости. Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон

В массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты.

Бюсты Клеопатры (предположительно)

Бюсты Клеопатры (предположительно)

Изображения Клеопатры на монетах

Изображения Клеопатры на монетах

Сохранившиеся изображения Клеопатры (предположительно)

Сохранившиеся изображения Клеопатры (предположительно)

«Она, вероятно, не была полностью европейкой, – поясняет Салли Энн Эштон. – Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти».

Звезда немого кино Теда Бара в роли Клеопатры, 1917

Звезда немого кино Теда Бара в роли Клеопатры, 1917

Клодетт Кольбер в фильме *Клеопатра*, 1934

Клодетт Кольбер в фильме *Клеопатра*, 1934

Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок. Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной. По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты.

Вивьен Ли в фильме *Цезарь и Клеопатра*, 1945

Вивьен Ли в фильме *Цезарь и Клеопатра*, 1945

Софи Лорен в фильме *Две ночи с Клеопатрой*, 1953

Софи Лорен в фильме *Две ночи с Клеопатрой*, 1953

Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре: «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной... однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

Как говорится, найдите 10 отличий

Как говорится, найдите 10 отличий

Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония. Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью и недюжинным умом, и в совершенстве владела искусством обольщения. Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, и хорошо разбиралась в политике.

Как говорится, найдите 10 отличий

Как говорится, найдите 10 отличий

Как говорится, найдите 10 отличий

Как говорится, найдите 10 отличий

Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963

Следует отметить, что реконструкция внешнего облика Клеопатры, выполненная Салли Энн Эштон, вызывает сомнения у британского египтолога, профессора Оксфордского университета Джона Бейнса. Ученый заявил о том, что проект коллег из Кембриджа имеет популистский характер и не представляет научной ценности, поскольку сохранившиеся изображения Клеопатры нельзя признать подлинными и достоверными.

Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002

Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002

Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002

Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002

Интересные материалы:

5 малоизвестных достопримечательностей Египта, не имеющих отношения к пирамидам (11 фото + видео) Как древние египтяне повлияли на наше представление о красоте (7 фото)

nlo-mir.ru

Интересные факты о жизни и судьбе Клеопатры

Клеопатра - последняя из фараонов, первая из женщин – политиков, мечтавшая о египетско-римской империи, которая стала реальным фактом после смерти Клеопатры с разницей лишь в том, что монархи империи вели свой род от Октавиана, внучатого племянника Цезаря, а не от Цезариона, его сына.

История жизни Клеопатры, её любви и трагической смерти остаётся до конца не разгаданной. Более двух тысяч лет образ Клеопатры окутан романтическим ореолом тайны.

Историки, как древние, так и современные, сходятся в том, что Клеопатра была женщиной исключительного интеллекта, властолюбивой, обаятельной, дерзкой, честолюбивой, беспринципной, проницательной. Она говорила на семи языках, была автором книг по философии, единицам веса, измерений и монетной системе, а также книг о причёсках и косметике.

Клеопатра возродила обряды древней религии Египта, приняла символ Богини Хатхор - дочери Бога Ра и считала, что является представительницей Бога - Солнца на Земле, посредницей между человеком и Богами.

На стенах египетских храмов (Дендера, Гермонтис) выполнены барельефы, на которых изображена Клеопатра, беседующая с Богом Амоном. В поздние годы правления Клеопатры события датировались, ведя отсчёт «от (или после) союза Клеопатры с Амоном».

Миф о божественной связи Клеопатры не был чем-то удивительным или оригинальным. Мифологический вымысел подобного рода использовался в Древнем Египте в отношении рождений Хатшепсут и Аменхотепа III.

Клеопатра добивалась желаемого результата своим блестящим умом, храбростью и безграничным оптимизмом, с помощью хитрости, игр, уловок, интриг.

Как говорят эзотерики, «запускала мыслеформы или мыслеобразы в материализацию», а потом «отпускала ситуацию» и добивалась желаемого.

Для древнеримского поэта Горация Клеопатра была женщиной «достаточно сумасшедшей, чтобы вынашивать самые фантастические надежды, будучи любимицей судьбы».

Клеопатра была последней царицей Древнего Египта, одной из дочерей царя Птолемея XII. Она стала царицей в 18 лет и до самой смерти (в 39 лет) оставалась личностью, о которой рассказывают самые прекрасные и самые загадочные истории. Вот некоторые из них:

* Клеопатру отождествляли с Исидой, Венерой - Хатхор, Венерой - Афродитой. Сохранилось предание о том, что одна из её знаменитых жемчужных серёжек была разрезана на две части и украсила уши статуи Венеры в римском пантеоне. Были найдены монеты, на которых Клеопатра изображена как Афродита с младенцем Цезарионом, который олицетворял Эроса.

*В древнем городе Эфесе (современная Турция) была обнаружена гробница родной сестры Клеопатры - Арсенои. Анализ останков говорит о том, что мать Арсенои была африканкой. Учёные предполагают, что матерью Клеопатры и Арсенои была наложница Птолемея XII. Возможно, в Клеопатре текла африканская кровь.

Однако, как пишет Артур Вейгал в книге «Клеопатра. Последняя царица Египта», «в венах Клеопатры, вероятно, текла и толика сирийской крови, так как её бабушка, любовница её деда Птолемея Латира, была из этого народа. Клеопатра, несомненно, имела македонские, греческие и иранские гены».

Из рассказа древнегреческого философа Плутарха известно, что Юлия Цезаря «покорило доказательство смелого ума Клеопатры», когда она велела Аполлодору с Сицилии закатать её в одеяла, обвязать верёвкой, и так пронести через дворцовые ворота на встречу с Цезарем.

Юлианский календарь, на котором основывается наша нынешняя календарная система, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введен Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. благодаря предложению Клеопатры пригласить в Рим её придворных астрономов, которые внедрили новую календарную систему, основанную на египетском календаре.

Когда Марк Антоний звал Клеопатру на первую встречу, она несколько раз её откладывала. В это время Клеопатра тайно воздвигала грандиозный корабль - сюрприз. Огромное судно из драгоценной древесины под алыми парусами, источающее фантастическое благоухание, приплыло к Антонию в сумерках, под звуки нежнейшей музыки. Когда Антоний пришёл в себя от потрясения, сумерки сгустились, и на корабле зажглась грандиозная иллюминация.

В исторических хрониках упоминается пари Клеопатры с Антонием, суть которого заключалась в том, что она сама может легко потратить сумму, равную нескольким сотням тысяч сестерциев, на один прием пищи. Когда в конце пиршества Антоний подсчитал общую сумму расходов, Клеопатра сказала: «теперь я попробую потратить оговоренную сумму на себя». Царица сняла серьги с двумя огромными жемчужинами, каждая из которых стоила больше половины суммы, заявленной в пари, вынула одну из жемчужин, бросила её в чашу с уксусом и выпила содержимое.

По словам Плутарха, по окончании пиршеств, которые Клеопатра организовывала для Антония, царица дарила каждому гостю диван, на котором он возлежал, кубки, стоявшие перед ним на столе, а самым главным гостям - паланкины вместе с рабами-носильщиками. Менее значительным гостям она предоставляла лошадей в золотой сбруе.

В память о женитьбе Антония и Клеопатры были отчеканены монеты, на которых изображены их головы и написаны их имена. В честь этого события Клеопатра начала новое летосчисление своего правления, и на монетах, выпущенных шестью годами позже, рядом с головами Антония и царицы есть надпись: «В правление царицы Клеопатры, в 21-й, который также есть 6-й год Богини».

Для развлечения римлян на пиру, Клеопатра как-то приказала усыпать пол в пиршественном зале розами высотой в полметра. Цветы образовали сплошной ковёр благодаря сеткам, которые были натянуты над ними и прикреплены к стенам, а гости шли к своим ложам по ароматному ковру.

Поскольку расточительство Клеопатры не знало границ, а ее богатство казалось неисчерпаемым, алхимики тех времён верили, что царица владела философским камнем, который давал ей возможность превращать простые металлы в золото.

О Клеопатре говорили, что царица не пьянеет благодаря магическому кольцу с аметистом, который обладает способностью изгонять винные пары из головы того, кто его носит.

У Галена (античного медика) сохранился любопытный рецепт Клеопатры для лечения облысения. Возможно, это был тот самый рецепт, который она составила для Цезаря, скрывающего свою плешивую макушку под лавровым венком императора. В качестве лечения Клеопатра советовала: «Истолочь красную серу с мышьяком и смешать со смолой дуба. Положить смесь на тряпицу и прикладывать, предварительно хорошенько намылив лысое место».

Клеопатра собирала коллекции всевозможных ядовитых снадобий и часто ходила в темницу, чтобы там проводить свои эксперименты на осужденных преступниках.

Из всех историй, рассказанных об огромном научном любопытстве Клеопатры, самой необычной является история, изложенная в Талмуде (Ниддах), которая повествует об экспериментах, проводимых царицей с её служанками, приговорёнными к смерти. Эксперименты проводились, чтобы определить, в какой момент плод в утробе обретает форму, становится эмбрионом, и установить, когда реально зарождается человек путем вхождения в него души.

Историк Кристофер Шефер полагает, что Клеопатра умерла не от укуса змеи, как было принято считать, а от смертельного коктейля из опиума и растения болиголов. Изучив древние медицинские тексты, учёный сообщил, что смерть от укуса кобры наступает в течение нескольких дней, а на теле жертвы выступают пятна. Клеопатра же хотела оставаться красивой и после смерти, поэтому использовала смесь опиума с ядовитыми растениями, и умерла в течение нескольких часов, не испытав при этом мучений.

Однако, их всех писателей древности вопрос о смертельной силе змеиного укуса и предполагаемом использовании его Клеопатрой, разрешил Элиан Клавдий - древнеримский писатель и философ, который писал: «чрезвычайно трудно обнаружить проявления или следы змеиных укусов, а змеиный яд удивительно быстродействующий. Когда придворные Октавиана заметили два крошечных прокола и след змеи на песке, они поняли, что без змеи тут не обошлось».

Смерть Клеопатры была неким ритуальным действом с глубоким смыслом, обрядом, подчинённым строгому канону. Клеопатра просила Октавиана разрешить похоронить Марка Антония в Египте. Она хотела быть похороненной рядом с мужем, поскольку мечтала воспроизвести миф об Осирисе и Исиде.

Из рассказов Плутарха известно, что гробница Клеопатры была частью храмовых построек, чтобы останки царицы покоились на территории святилища Богини Исиды, с которой её отождествляли. Мавзолей поражал своей высотой и был построен из ценных пород мрамора. Плутарх сообщает, что по приказу Октавиана последняя царица Египта была погребена подле своего поверженного супруга - римлянина.

Римский историк Дион Кассий утверждает, что тело Клеопатры, как и Антония, было забальзамировано. Только вот где находится могила Клеопатры и Антония, никому неизвестно.

Землетрясения, цунами, вооруженные конфликты стёрли с лица земли тот древний квартал, где 300 лет жили поколения семьи Клеопатры. Теперь величие и слава древней Александрии покоятся глубоко на морском дне.

В апреле 2009 года министр по делам древностей Египта Захи Хавасс сообщил, что радарная съёмка в храме Тапосирис Магна (современный Абусир) показала три важных аномалии, одна из которых может быть гробницей Клеопатры и Марка Антония.

Храм Осириса расположен в 45 километрах к западу от Александрии и был построен в правление царя Птолемея II. Это священное место – одно из тех, где по легенде было захоронено тело Осириса (или один из его фрагментов).

Под развалинами храма обнаружен 120-метровый тоннель, заполненный песком. Очистив его, ученые нашли посмертную маску Антония, статую Клеопатры и 20 монет с её изображением, отчеканенных в Египте во времена правления царицы.

Клеопатра заранее всё спланировала - как ей жить, как умереть и как должны найти её саркофаг. Осталось только ждать завершения раскопок.

dr-rusi4.livejournal.com

Клеопатра (биография, изображения, фильмы)

Клеопатра VII (69 — 30 гг. до н. э.) - последняя царица Египта, самая знаменитая женщина античной эпохи. Клеопатра родилась 2 ноября 69 до н. э. Она является одной из трёх (известных) дочерей царя Птолемея XII Авлета из македонской династии Птолемеев, основанной Птолемеем I - полководцем Александра Македонского.

 Античный бюст Клеопатры (Британский музей, Лондон)

 

Достоверных изображений Клепатры не сохранилось. Существует несколько античных бюстов Клеопатры, самым достоверным считается алжирский бюст Клепатры, сейчас находящийся в Берлинском музее античности, созданный после её смерти по случаю свадьбы дочери Клеопатры. Одни ученые считают, что это бюст самой Клеопатры в её последние годы, другие считают, что бюст изображает не Клеопатру, а её дочь. Сохранились изображения Клеопатры на монетах, отлитых в её царствование, однако сложно сказать, насколько они отражают её действительную внешность.Древнегреческий историк Плутарх, видевший портрет Клеопатры, в биографии Марка Антония описывает внешность Клеопатры так: "красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие, так что лишь с очень немногими варварами она говорила через переводчика, а чаще всего сама беседовала с чужеземцами — эфиопами, троглодитами, евреями, арабами, сирийцами, мидийцами, парфянами… Говорят, что она изучила и многие языки, тогда как цари, правившие до нее, не знали даже египетского, а некоторые забыли и македонский".

 Ливийский бюст Клеопатры (Берлинский музей античности)

Клеопатра на античной монете

 

 

Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроеннный к Клеопатре, пишет о ней так: "Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи". Впрочем, к римским источникам, описывающим Клеопатру, не стоит относиться с доверием, т.к. Клеопатра в глазах римлян была врагом, а античная историография Клеопатры была инспирирована победителем Клеопатры,  императором Октавианом Августом, вовсе не желавшим её идеализации.

Frederick Augustus Sandys. Клеопатра

Александр Кабанель. Клеопатра

Frederick Arthur Bridgman. Клеопатра

Клеопатра

Михаил Врубель. Клеопатра на ложе

Гюстав Моро. Клеопатра

Завещание Птолемея XII, умершего в марте 51 до н. э., передавало престол Клеопатре и её младшему брату Птолемею XIII, которому тогда было около 9 лет, и с которым она сочеталась формальным браком, так как согласно птолемеевскому обычаю женщина не могла царствовать самостоятельно. Клеопатра сначала правила одна, отстранив малолетнего брата, но затем последний одержал реванш, опираясь на евнуха Потина (бывшего кем-то вроде главы правительства) и полководца Ахилла.В это время в Римской республике шла гражданская война между Цезарем и Помпеем. Побежденный Помпей бежал в Египет, надеясь найти поддержку, однако был убит приближенными Птолемея, надеявшими снискать благосклонность Цезаря. Однако Цезарь, прибыв в Египет, был разгневан расправой над Помпеем. Цезарь решает навести порядок в Египте, раздираемом меджуусобицей между Клеопатрой и её братом. Плутарх в биографии Цезаря так описывает первую встречу Цезаря и Клеопатры: "Клеопатра, взяв с собой лишь одного из друзей, Аполлодора Сицилийского, села в маленькую лодку и при наступлении темноты пристала вблизи царского дворца. Так как иначе трудно было остаться незамеченной, то она забралась в мешок для постели и вытянулась в нем во всю длину. Аполлодор обвязал мешок ремнем и внес его через двор к Цезарю. Говорят, что уже эта хитрость Клеопатры показалась Цезарю смелой и пленила его. Окончательно покоренный обходительностью Клеопатры и ее красотой, он примирил ее с царем для того, чтобы они царствовали совместно".

 Jean-Leon Gerome. Цезарь и Клеопатра

Против Цезаря в Египте начался мятеж, который Цезарь сумел подавить. Царь Птолемей погиб. Клеопатра, формально сочетавшаяся с другим своим малолетним братом Птолемеем XIV, фактически стала безраздельной правительницей Египта под римским протекторатом, гарантией которого являлись оставленные в Египте три легиона.Клеопатра родила от Цезаря сына, которого назвали Цезарионом. Летом 46 года до н.э. Цезарь вызывает Клеопатру в Рим (формально — для заключения союза между Римом и Египтом). Клеопатре была выделена вилла Цезаря в его садах на берегу Тибра. Ходил даже слух, что Цезарь собирается взять Клеопатру своей второй женой и перенести столицу в Александрию. Сам Цезарь приказал поместить позолоченную статую Клеопатры у алтаря Венеры Прародительницы (Венеры как мифического предка рода Юлиев, к которому он принадлежал). Однако Цезарь не решился официально признать Цезариона своим сыном. Цезарь был убит в результате заговора 15 марта 44 до н. э. Месяц спустя, в середине апреля, Клеопатра покинула Рим и в июле прибыла в Александрию. Вскоре после этого умер 14-летний Птолемей XIV. По утверждению Иосифа Флавия, он был отравлен сестрой: рождение сына дало Клеопатре формального соправителя. В этой ситуации взрослеющий брат был ей совершенно излишен.В Риме началась гражданская война между убийцами Цезаря, Кассием и Брутом с одной стороны, и с другой стороны — его наследниками Антонием и Октавианом. Антоний и Октавиан победили. При разделе римского мира, произведенном после разгрома республиканцев, Антонию достался Восток. Антоний, планирующий войну с парфянами, прибывает в Египет, чтобы заручиться помощью Египта. Клеопатре на момент их встречи было 29 лет, Антонию - 40. На встречу с Антонием царица прибыла, по словам Плутарха "на ладье с вызолоченной кормою, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под напев флейты, стройно сочетавшийся со свистом свирелей и бряцанием кифар. Царица покоилась под расшитою золотом сенью в уборе Афродиты, какою изображают ее живописцы, а по обе стороны ложа стояли мальчики с опахалами — будто эроты на картинах. Подобным же образом и самые красивые рабыни были переодеты нереидами и харитами и стояли кто у кормовых весел, кто у канатов. Дивные благовония восходили из бесчисленных курильниц и растекались по берегам". Антоний был совершенно пленён Клеопатрой. Их роман продлился более 10 лет до самой их смерти. У Клеопатры было трое детей от Антония.

Антоний и Клеопатра

 

К 32 году до н.э. отношения между бывшими союзниками - Антонием и Октавианом - окончательно превратились из дружеских во враждебные. Антоний, увлеченный Клеопатрой и порвавший со своей официальной женой Октавией (сестрой Октавиана), раздававший детям от Клеопатры римские земли, стал выглядеть в глазах римлян изменником. В битве при Акциуме 2 сентября 31 до н. э. флот Антония и Клеопатры проиграл, побежденные вернулись в Египет и пытались бежать в Индию, но при попытке перетащить суда волоком через Суэцкий перешеек их сожгли арабы. От плана побега пришлось отказаться.Когда Октавиан достиг Египта, Антоний покончил с собой, бросившись на меч. Клеопатра пыталась соблазнить Октавиана или хотя бы договориться с ним, но чары 39-летней царицы на этот раз оказались бессильны. Октавиан хотел увезти Клеопатру как пленницу в Рим для участия в своем триумфе, однако Клеопатра покончила с собой. По самой  распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи, однако змею в комнате не нашли. По другой, более правдоподобной версии, Клеопатра отравилась ядом. В пользу этой версии говорит быстрая смерть Клеопатры, то, что она незадолго до смерти испытывала яды на заключенных, и наконец, то, что вместе с Клеопатрой нашли двух мертвых служанок (сомнительно, что одна змея умертвила трех человек). Октавиан безуспешно пытался оживить Клеопатру с помощью псиллов, экзотического племени, умевшего высасывать яд безвредно для себя.

 Александр Кабанель. Клеопатра испытывает яды на заключённых

Benedetto Gennari el Joven. Смерть Клеопатры

Guido Cagnacci. Смерть Клеопатры

Jean Andre Rixens. Смерть Клеопатры

 

 Giampietrino. Смерть Клеопатры

Гвидо Рени. Смерть Клеопатры

Гвидо Рени. Смерть Клеопатры

Hans Makart. Смерть Клеопатры

 

 Смерть Клеопатры

Микеланджело. Клеопатра

 

Октавиан находит тело Клеопатры

Образ Клеопатры много раз воплощен в кинематографе. Самой известной исполнительницей роли Клеопатры является ушедшая от нас 23 марта Элизабет Тейлор. Фильм "Клеопатра" с Элизабет Тейлор в главной роли вышел на экраны в 1963 году.

 Элизабет Тейлор в роли Клеопатры

 Предшественницами Элизабет Тейлов в исполнении роли Клеопатры были не менее известные актрисы - Вивьен Ли (фильм "Цезарь и Клеопатра", 1945 год) и Софи Лорен (фильм "Две ночи с Клеопатрой", 1953 год).

Вивьен Ли в роли Клеопатры

 Софи Лорен в роли Клеопатры

 

Из современных воплощений Клеопатры в кино можно отметить, например, Монику Белуччи в фильме "Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра".

 

top-antropos.com