Фото древняя посуда. Орнамент и узор на посуде: виды и особенности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ностальгический клуб любителей кино . Фото древняя посуда


Столовые приборы. История.15-19 век - История красоты

 

Столовые приборы стали произведением искусства очень давно. Здесь приборы с 15 века- из музея Виктории и Альберта и необыкновенной красоты приборы 19 века с антикварных аукционов.

---------------------История столовых приборов--------------------------===============================================«Столовое серебро» было символом аристократизма и отличало простолюдинов от знати не только по наличию предметов роскоши, но и по умению пользоваться столовыми приборами и соблюдать этикет.

Flemish? 15th century. The fork prongs later.

late 15th century (made)Cutlery set, Knife, Fork, Skewer, CaseCutlery set, Knife, Fork, Skewer, CaseFrance (made)* Date:1550-1600 (made)

Знатные путешественники имели при себе складные вилки и ложки, так как на постоялых дворах гостям не давали столовых приборов. Дорожные столовые приборы компактно укладывались в красивый чехол и пристёгивались к ремню.

Fork

Unknownca. 1670 Wedding knife and fork

Unknownmid 17th century Knife and fork ca. 1675 (made)

Самый старый столовый прибор – это нож. Есть мнение, что именно костяной или каменный нож, а не палка, стал первым инструментом человека умелого. Много тысячелетий нож использовался как оружие, для охоты и всех видов работ, но уже около 5000 лет назад появились специальные столовые ножи. Вплоть до средневековья люди носили с собой личные универсальные ножи, которыми пользовались не только за столом, но и в работе. В 15-16 веках на столах у знатных особ появляются дорогие ножи из золота с черенками из дорогого дерева. С течением времени в ножах менялись только материалы, появлялись новые формы клинка и рукоятки. Простые бронзовые с деревянной ручкой и изысканные серебряные и золотые с роскошными инкрустированными ручками ножи уступили место универсальным стальным с рукоятками из пластика.

Knife and fork ca. 1650

Cutlery set

Что касается формы ножа, то первые столовые ножи из меди и бронзы лишь незначительно отличаются по форме от современных. До 17 века существовали только ножи с заострёнными лезвиями. Закруглённые основания лезвий, по преданию, появились по приказу Людовика XIV, чтобы предотвратить привычку придворных ковырять в зубах и есть с ножа. Несмотря на то, что складной нож кажется недавним изобретением, он был изобретен римлянами ещё в I веке для использования во время военных походов и путешествий. Появившийся вскоре обычай носить нож в ножнах помешал дальнейшему развитию карманных ножей. В конце 16 века складной нож вновь стал необходим путешественникам и солдатам как оружие, инструмент для защиты и столовый прибор.

Cutlery set

unknown18th century

Knife and fork

Unknownca.1680-1700

Unknown1680-1720

Canteen set London (made)ca. 1690 (made

Вторым столовым прибором после ножа стала ложка. Неизвестно, когда именно появились первые ложки, потому что делались они из глины, щепок, скорлупы орехов или из раковин. До сих пор в удалённых уголках мира люди пользуются раковинами для зачёрпывания жидкой пищи, а в латинском и древнегреческом слово «ложка» образовано от «раковины улитки». Уже начиная с III тысячелетия до н.э. появились ложки из рога, дерева и рыбных костей. Древнеримская знать уже пользовалась золотыми ложками. В Египте ложки для знати делали из драгоценных металлов, слоновой кости и камня, простолюдины пользовались деревянными ложками, а чаще ели руками. В Юго-Восточной Азии изготавливали красивые ложки из кристаллов и позже – из фарфора. В Европе делали в основном деревянные ложки.

This silver gilt travelling set may have been made as an accessory for a historic dining club. The beaker, knife, fork, spoon and spice box, were made by a London silversmith, George Reid in 1825-6. The form and decoration of the set copies in detail the style of English travelling sets of the 1690sCutlery set

Unknownca. 1650-1700

Cutlery set

unknownearly 18th century Cutlery set

Unknownmid 18th century Knife box

Unknownca. 1775 Fork

Англо-саксонское слово «ложка» (spoon) имеет тот же корень, что и «щепка». На Руси ложка вошла в обиход простых людей намного раньше, чем в Европе. Собственную деревянную ложку было принято носить с собой в гости вплоть до 19 века. Существовало множество вариантов деревянных ложек от грубых бурлацких до тонких и резных остроконечных. Первое упоминание о серебряных ложках на Руси датируется 988 годом, когда дружинники Владимира Красно Солнышко потребовали большие серебряные ложки как компенсацию за принятие новой веры.

Unknownca. 1750 Mortimer and Hunt1842-1843 The Hon. Victoria Alexandrina Jocelyn, the recepient of this christening set, was a god daughter of Queen Victoria. She gave similar christening sets to her other god children.1864 (made)This christening set consists of a matching knife, fork, spoon, cup, plate and bowl, in the original presentation case. The size of the pieces and the subject of the decorative motifs do not seem very appropriate for children, but the set was intended as a future heirloom rather than for a very young child's use.

Хотя римляне, распространившие столовые приборы во все пределы Римской Империи, предпочитали ложки овальной формы с длинной ручкой, в Европе распространились ложки с круглой выемкой и удобной для захвата короткой ручкой, и только в 15-17 веках снова стали появляться удлиненные ложки овальной формы. Значительное удлинение ручки произошло в то время, когда были в моде пышные воротники и жабо. С появлением париков и кринолинов ручки ложек приняли изящную форму и привычную нам длину. В середине 19 века появились ложки с плоской ручкой, потому что их можно было элегантно держать тремя пальцами. В это же время появился обычай помещать фигурки 12 апостолов на ручки дорогих ложек. (Вот почему сервизы формировались на 12 персон.) Младенцу на крестины дарили серебряную ложку с изображением апостола, в честь которого он назван. До сих пор этот обычай сохранился во многих христианских странах. В России, правда, он модифицировался в дарение серебряной ложки в честь первого зуба.

------------НОЖИ---------------

Для сыра-Для сыра-Sterling Cheese Knife Circa 1880 Рыбный-A rare sterling fish server presumably by the Whiting Manufacturing Company with a cast bird and branch on the handle.
Gorham Hizen Sterling Ice Cream KnifeДля мороженогоWhiting Novelty Sterling Cheese Scoop with Embossed Cat and Mouse Сырный с кошкой и мышкой

----------------------Лопаточки-------------------

Rare Duhme Sterling Silver Exotic Crumber??

On first examination this Tiffany Olympian server with the Olympian handleOn first examination this Tiffany Olympian server with the Olympian handle

----------------Сервировочные ложки------------

Для макарон Fantastic Hand Engraved Antique Silver Macaroni ServerFantastic Hand Engraved Antique Silver Macaroni ServerTiffany Indian Preserve SpoonTiffany Indian Preserve SpoonСалат серверы A pair of salad servers marked sterling and Theodorre B Starr, circa 1880 A pair of salad servers marked sterling and Theodorre B Starr, circa 1880 К ним- ножи-

A set of twelve Gorham sterling and metal fruit knives circa 1880.

A two piece salad serving set by Tiffany and Company, circa 1880Для льда-A Heavy sterling silver and 14K ice spoon by Shiebler

Tiffany Olympian Conch Serving Spoon

-------------------СовкиA large Gorham sterling silver scoop circa 1880 with an ornate cast canopy style hoodGorham Lady Fruit Scoop

A Gorham sterling silver fruit scoop measuring 10" with gold washed shovel shaped bowl.

---------------Ковши------------

Caldwell Coin Silver Oyster LadleCaldwell Coin Silver Oyster LadleLarge George Sharp Sterling ScoopLarge George Sharp Sterling Scoop

Duhme Coin Silver Gravy Ladle with Applied BullDuhme Coin Silver Gravy Ladle with Applied Bull

A coin silver gravy ladle by Duhme and Company of Cincinnati Ohio circa 1860--------------------Цветочные мотивы-----------------------

Large sterling silver fruit scoop by Wood & Hughes with a naturalistic branch handle with vines and applied leaves

Sterling silver 19th century serving spoon with a cast applied fuschia on the handle complete with leavesLinker Naturalistic Sardine ForkRare Gorham Morning Glory Server

A six inch long sterling silver spoon circa 1880 with a leaf shaped bowl and naturalistic vine inspired handle.full size serving spoon by Gorham with applied three dimensional morning glory on the handle.

Rare and Important Tiffany Sterling Serving SpoonRare and Important Tiffany Sterling Serving SpoonGorham Morning Glory 13 piece Dessert Set Circa 1870 Gorham Morning Glory 13 piece Dessert Set Circa 1870 Rare Shiebler Sterling Silver Gold Washed SpoonRare Shiebler Sterling Silver Gold Washed Spoon

A wonderful dessert set comprising large flat server with three 3 dimensional strawberries at the top and satin finished bowl

--------------------С капюшоном------------------

Назначение этой ложки я не знаю- она что-то должна была придерживать?A superb sterling silver hooded scoop dated 1865 with a milled edge finial and cast bird on an ornate cherry blossom hood.

-----------Вилка – самый молодой столовый прибор. Прототип современной вилки появился в Древней Греции. Это был довольно большой инструмент с двумя острыми зубцами для вытаскивания мяса из жаровни и сервировки сложных горячих блюд. Кроме двузубых вилок, для сервировки использовались пики и вертела, на которых подавали мясо. Для еды тогда вилки не использовали, а ели руками. На римских пирах было принято надевать специальные перчатки или заострённые наконечники на пальцы, чтобы руки оставались чистыми. В 7 веке небольшие вилки с двумя зубцами появились в Турции, в 10 веке – в Византии, откуда и распространились по Европе. Из-за сходства с дьявольскими рогами и неудобства в использовании вилки были почти забыты во время Средневековья. А в некоторых странах вилки даже были запрещены по указу папы римского.

--------------------Сервировочные вилки---------------Shiebler Etruscan Serving ForkShiebler Etruscan Serving ForkОвощная Вилка сервировочная-A large coin silver serving fork by Wood & Hughes of New York, circa 1865A large coin silver serving fork by Wood & Hughes of New York, circa 1865Rare Gorham Serving Fork Circa 1880

-------------ВилочкиВилочки для вишен-Twelve Sterling Cast Cherry Forks

Shiebler Olive Fork and Spoon Sea Creatures

В 14-16 веках вилки считались прихотью богачей. Во Франции в это время как раз перестали есть с ножа и использовали однозубую вилку (шило) для накалывания кусочков пищи. Даже в начале 17 века английские джентльмены считали вилку излишеством и предпочитали использовать пальцы. Согласно этикету того времени, мясо элегантно брали тремя пальцами, после чего ополаскивали их в специальной чаше. Лишь в конце 17 века, когда появились удобно изогнутые вилки с тремя и четырьмя зубцами, они стали неотъемлемым атрибутом высшего общества. Принято считать, что в России вилки появились благодаря Петру I, однако, при дворе его отца, Алексея Михайловича, почётным иноземным гостям уже подавали эти приборы. А первую вилку привезла в Россию Марина Мнишек, жена Лжедмитрия, и это отнюдь не способствовало её популярности в народе. Российские аристократы были приучены использовать вилку как раз во время правления Петра I, который носил свои столовые приборы с собой, не будучи уверенным, что в гостях ему подадут то же самое. В русском языке до 18 века даже не было слова «вилка», а прибор называли рогатиной или вильцами. Русские крестьяне настороженно относились к вилкам до начала 20 века, считая заморский прибор неудобным и лишним за простым крестьянским столом.

---------------------разные мотивы-------------

bellezza-storia.livejournal.com

Орнамент и узор на посуде: виды и особенности

Традиция украшать посуду различными узорами пришла еще из древности, при этом она ставилась в отдельный сервант, что служило знаком статуса и богатстузоры и орнаменты на посудева хозяина дома. Раньше в корнамент и узор на посудеачестве росписи использовались различные изображения на пасторальную тематику, цветочки, а сегодня нетрудно найти кухонную утварь с изображениями человека-паука и героев "Звездных войн".

Орнамент и узор на посуде: что было, что стало

Как правило, на современной кухне можно найти посуду на любой вкус. Что касается, например, тарелок, то выполнены они в основном аскетично — то есть в белом цвете и с минимальным количеством рисунка. Причем основной узор обычно приходится на каемку, в то время как ценузоры и орнаменты на посудетральная часть остается пустой. Настоящим произведением искусства могут считаться керамические и фарфоровые изделия. Вот уже где художники дают волю своей неуемной фантазии, ведь узоры и орнаменты на посуде из этих материалов поражают воображение. Такие декоративные изделия выглядят очень роскошно, изящно, поэтому способны украсить собой любой шкаф или постамент. Кроме того, с их помощью можно создать определенный стиль в помещении. Как правило, основной цвет в таких тарелках, блюдцах выбирается пастельных оттенков. На таком лаконичном фоне эффектно смотрятся яркие и броские многоцветные узоры.

Однако ввиду того, что фарфор был довольно дорогим удовольствием, мастера из разных стран стали размышлять, как сделать предметы утвари, продумывая орнамент и узор на посуде. Так, умельцы из Гжели создали особенный стиль росписи, где преобладали изображения цветов, птиц, зверей. Кстати, гжельский фарфор получил свое начало в Подмосковье, где в древноорнамент на посуде картинкисти было хорошо развито гончарное ремесло. Со временем мастера Гжели сумели усовершенствовать свое мастерство, и теперь произведенные ими изделия отличаются сочетанием синих узоров на белом фоне.

Современные веяния

Очень популярна сегодня японская техника изготовления предметов из керамики для кухни, где отличительной особенностью является орнамент и узор на посуде. Пожалуй, это единственная страна, которая предлагает в своих изделиях такое утонченное сочетание простоты и элегантности и при этом уникального дизайна. Такая кухонная утварь, как тойики и якимоно, сегодня востребована во всем мире, но мало кто знает, что изначально они изготавливались из камня, земли, после чего покрывались глиной с лазурью. Но японские мастера смогли через века пронести главную традицию — использование характузоры и орнаменты на посудеерных для старины традиционных мотивов и цветов.

узоры и орнаменты на посуде

Однако для большинства покупателей актуальными остаются изделия из стекла, которые могут иметь настолько интересный орнамент на посуде (картинки это подтверждают), что их смело можно ставить и на праздничный стол. Кроме того, такая кухонная утварь хороша тем, что она прочна, проста в уходе и экономична в плане стоимости. В отдельную группу можно отнести детскую посуду, которая может изготавливаться из стекла, пластика и даже керамики и при этом иметь свой орнамент и узор. На посуде они смотрятся очень ярко и эффектно, а главное, подобные рисунки совершенно безопасны для здоровья ребенка.

Роспись, цветочные орнаменты, геометрические мотивы, традиции Востока и Запада — все это вполне можно найти на современной посуде.

fb.ru

Драгоценная посуда Древней Руси: Кубки

Драгоценная посуда Древней Руси: Кубки

С древних времен известна на Руси еще одна форма посуды - кубок, старинный сосуд для вина. Форма кубков была различной и определялась формой тулова: в виде стакана, колокола, братины, различных видов плодов: тыквы, кисти винограда и т.д. Существовали фигурные кубки в форме птиц, животных. Стояны кубков делались в виде ножки, литой человеческой фигурки, дерева, обвитого ветвями, балясины (столбика). Поддон имел форму перевернутой чаши или блюдца. Кубки почти всегда были с подъемными крышками. Изготавливались кубки из золота, серебра, украшались рельефным, литьевым и гравированным, эмалевым орнаментом, накладными медальонами, драгоценными камнями. На крышках кубков помещались литые фигурки. Упоминаются кубки из цветных камней, кокосовых орехов, перламутровых раковин, рогов различных животных, из капа - древесного наплыва. Такие кубки часто искусно оправлялись серебром, украшались драгоценными камнями.

До XVII века на Руси бытовали кубки преимущественно иностранной работы, которые привозились из Европы купцами или иностранными гостями в качестве подарков или дипломатических даров.

Оригинальный кубок в виде рога изобилия, поддерживаемый литой фигурой богини Цереры - памятник работы гамбургского мастера Дитриха Тор Мойе. (из.1) Этот кубок входил в состав дипломатических даров, поднесенных царю Алексею Михайловичу послом Швеции Эриком Гилленштерном в 1647 году.

В России кубки появились преимущественно во второй половине XVII века. Их преподносили к семейным торжествам, юбилейным датам, а так же при восшествии на престол. Серебряные кубки составляли гордость владельцев, их выставляли в поставцах на пирах напоказ иностранным гостям и послам.

Хранящиеся в Музеях Кремля кубки московской работы напоминают церковные потиры - чаша для причастия, в которых традиционная литургическая надпись по венцу заменена царским титулом. Примером тому служит золотой кубок, украшенный драгоценными камнями, выполненный в Мастерских Московского Кремля в первой половине ХVII века. (из.2) Он выполнен в форме потира с восьмигранной гладкой чашей на высоком восьмигранном стояне. По венцу чаши сделана надпись, свидетельствующая об его принадлежности царю Михаилу Федоровичу Романову:

Однако во второй половине XVII века русские мастера начинают создавать сосуды, в формах которых ощущается влияние западноевропейской утвари.

Примером тому служит, серебряный кубок конца XVII века, изготовленный в Патриаршей серебряной мастерской, мастером Андреем Бланкостиным (Кашпаровым). (из 3). На кубке имеется клеймо - благословляющая рука Патриарха и буквы на щитке - АБС.

Драгоценная посуда Древней Руси: Кубки

Кубок

Германия, Гамбург, 1633-1635 гг. Дитрих Тор Мойе. Серебро, литье, чеканка, золочение. Входил в состав дипломатических даров, поднесенных царю Алексею Михайловичу послом Швеции Эриком Гилленштерном в 1647 году.

Драгоценная посуда Древней Руси: Кубки Кубок

Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг. Золото, драгоценные камни, чеканка, эмаль, резьба. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.

Драгоценная посуда Древней Руси: Кубки Кубок

Россия, Москва, Патриаршая серебряная мастерская, конец XVII века. Андрей Бланкостин (Кашпаров). Серебро, чеканка, литье, резьба, золочение, канфарение.

historicaldis.ru

Русское народное творчество. Деревянная посуда.

Плывёт утица

С незапамятных времен дерево на Руси было самым любимым материалом. Из него строили дома, делали орудия труда, изготовляли предметы домашнего обихода. И так веками. Из поколения в поколение передавались приемы обработки дерева, умение разбираться в свойствах разных его пород.

Деревянная посуда — один из самых интересных разделов народного творчества. Русские мастера достигли такого совершенства ее форм, что изготов­ленные ими вещи с полным правом можно назвать произведениями скульптуры. А удивительные узоры и краски, покрывающие многие изделия! Обычные ве­щи становились явлением подлинного искусства, в котором сказались и неисчерпаемая фантазия рус­ского народа, и его особое понимание красоты.

Дерево недолговечно, поэтому дошедшая до нас посуда немногочисленна. Большинство изделий - XIX века, а вещей XVII — уже единицы, и встретить их можно только в больших музеях. О древнерусской посуде судить приходится по археологическим раскопкам. Иногда они бывают очень удачны. На­пример, в Новгороде ученые раскопали деревянные миски, ложки, обломки ковшей X—XII веков!

Древняя посуда и более поздняя во многом схожи. Это и понятно: народное искусство традиционно, и многие мотивы — скажем, изображение коней, птиц, солнечных розеток — живут в нем с глубокой древ­ности. В то же время, перенимая ремесло у отцов, бережно сохраняя его основу, каждое новое поколе­ние мастеров вносило и свое собственное понимание старых форм.

Посуда наших предков необыкновенно разнообраз­на. Тут долбленые ковши и точеные миски, жбаны бондарной работы и резные ложки — трудно даже перечислить все виды. Посуда из дерева служила самым разным слоям населения деревни и города, потому спрос на нее постоянно увеличивался. Росло и число мастеров, занимавшихся подобным промыс­лом. В основном это были крестьяне. Они не порывали с главным своим трудом, а выделкой посуды занима­лись чаще всего в зимнее время. Готовую продукцию скупали и развозили по всей России купцы.

Деревянную посуду делали повсюду. Но были и крупные центры — в Московской, Калужской, Твер­ской губерниях; Троице-Сергиев монастырь. Много ее производилось на севере, особенно в Кирилло-Белозерской обители.

В каждом районе преобладали свои, местные, формы посуды и способы ее украшения: тут — кра­сочная роспись, там — искусная резьба. По этим признакам исследователи народного творчества определяют, где выполнена та или иная вещь.

Уже в XVI веке деревянную посуду вывозили для продажи за русские рубежи. Там она чрезвычайно дорого ценилась, особенно в восточных странах. О высоком качестве ее говорит и то, что деревянные сосуды наряду с золотыми и серебряными жерт­вовали в церкви и монастыри. Нередко их препод­носили в дар царям, а те, в свою очередь, жаловали изделия русских мастеров чужестранным послам и монархам.

Какие породы дерева применялись для посудного дела? В богатой лесами стране выбор у мастеров был большой. Брали березу, осину, хвойные породы. Из более мягкой липы резали ложки и ковши-налив­ки, которыми разливали напитки из больших ковшей. В документах порой упоминаются «ложки прямизны» и «ковши коренные» — что это? «Прямизной» называли древесину ствола, а «коренные» сосуды выпол­нялись из мощных корневищ. Крестьянин исполь­зовал все, что давала ему природа: в ход шли дре­весные развилины, луб, кора, даже гибкие корни, удобные для плетения. Особенно прочна и красива была посуда из капа — нароста на дереве, зато она и стоила больших денег.

Многие столетия верой и правдой служила русско­му человеку деревянная посуда. Лишь в прошлом веке начала ее вытеснять более дешевая фабрич­ная — фаянсовая, фарфоровая, стеклянная. Много ли времени прошло, а уже не встретишь на нашем столе ни ковшей, ни братин, ни ендов. Увидеть их можно только в музее: красивые, ладные, необычайно естественные, вещи эти рассказывают нам об удиви­тельном искусстве наших предков. За редким исключением, мы не знаем имен мастеров — даже самые талантливые не подписывали своих работ. Просто передавали умение детям, внукам — всем последую­щим поколениям. Потому и воспринимаем мы эти изделия как творения целого народа.

Древние традиции продолжают жить и в наши дни. Современные мастера Хохломы, Городца, Архан­гельской области бережно хранят и развивают их, создавая новые изделия, украшающие быт человека.

Ковш

Ковш — самый распространенный вид праздничной посуды для напитков. В больших сосудах, вмещавших до нескольких ведер, подавали на стол мед, пиво, квас. Но пили гости из малых ковшей, которые повторяли форму больших. Вместе они составля­ли цельный ансамбль — главное укра­шение стола.

Очень выразительны ковши в виде ладьи или плывущей птицы. Ковш с двумя рукоятями, напоминающими голову и хвост утки, сделан на Север­ной Двине. Название его — скобкарь — очень древнее и сохранилось только на Севере. Обратите внимание на нарядную роспись, которой северо­двинские мастера украшали самые разные предметы крестьянского быта.

Ковш с изображением конских го­лов выполнен в Тверской губернии (ныне Калининская область). Такие сосуды там называли «конюхами». Поверхность их украшали резьбой. В самом центре — геометрическая розетка — древний символ солнца.  Да и сама форма ковшей уводит нас в глубокую старину: водоплавающая птица и конь некогда были символами воды и солнца: Во, всяком случае, образец ковша-скобкаря в виде плыву­щей птицы, найденный в свое время на Урале, ученые датируют II тыся­челетием до нашей эры.

 

Хлебница

Самое почетное место на столе искони занимали хлеб да соль. Неда­ром ими встречали самых дорогих гостей. «Без соли, без хлеба — худая беседа»,— говорили на Руси. Тем не менее: «Хлеб-соль ешь, а правду режь!»

Хлеб хранили в специальных коробейках-хлебницах, для изготовления которых обычно использовали луб - слой между корой и сердцевиной дерева. В такой посуде хлеб не черст­вел и не плесневел. Хлебница, которую вы видите на снимке, расписана рукой талантливого крестьянско­го художника Якова Ярыгина, он жил в начале XIX века в Архангельской области. Это один из немногих народ­ных мастеров прошлого, имена кото­рых удалось установить.

 

Солоница-стульчик,  солоница-уточка.

Соль стоила очень дорого. Потому и сосуды, где она хранилась, с особой заботливостью украшали росписью и резьбой. Известны две основные формы солоницы. Одна — стульчик с поднимающимся сиденьем-крышкой, в котором отразились очертания древ­него княжеского трона. Другая, со спинкой, что одновременно служила крышечкой, напоминала все ту же плывущую утицу.

 

Братина

Название, вероятно, происходит от «братчин» — праздничных засто­лий, известных по документам с XII века. Обычно у такой посудины шарообразное тулово, перехваченное вверху горлышком-венцом с отогну­тыми краями.

Перед вами одна из самых ста­рых братин, дошедших до наших дней. Она изготовлена в XVIII веке на Русском Севере. Тулово украшено расписным чешуйчатым орнаментом. Над ним — полоса, которая поначалу воспринимается как узор. Но, вглядев­шись внимательнее, мы прочтем: «Господа, гостите, пьяны не напивай­тесь, вечера не дожидайтесь».

Надписи на деревянной посуде не часты. Порой они говорят о месте создания вещи, рассказывают о ее хозяине. Большую ценность представ­ляют даты, тоже иногда встречающие­ся. Если ж их нет, то по манере написа­ния букв ученые-палеографы помога­ют приблизительно датировать пред­меты. Надписи вроде той, что мы прочли, как бы доносят до нас живое дыхание наших предков, как и мы, ценивших веселую шутку.

 

Ендова, кубки

Другой старинный сосуд для на­питков — ендова. Это круглая чаша, выдолбленная вручную или выточен­ная на станке. А вот носик-слив ма­стер всегда вырезал вручную, украшая его иногда резьбой. Ендовы были самые разные — от совсем маленьких до ведерных.

Ендова на иллюстрации — едва ли не красивейшая в собрании Государ­ственного Исторического музея, бога­то украшенная росписью и резьбой. Сделана она в XVIII веке на Северной Двине. Там же столетием позже изготовлены и кубки. Наряду с малы­ми ковшами, стаканами, чарками куб­ки издавна использовались на Руси во время праздничных пиров.

 

Два ставца, две ложки

Ставец - наиболее распространен­ная посуда для еды — вытачивался на токарном станке. Он состоял из двух глубоких чаш, одна из них служи­ла крышкой, но можно было исполь­зовать и каждую половину в отдель­ности. Такая вещь особенно удобна в дороге. В документах упоминаются ставцы разной величины; «ставы», «ставцы» и «ставчики». Поговорка же «всякий старец имей свой ставец» указывает на то, что это индивидуаль­ная посуда.

Наконец, ни праздничный, ни обыденный стол не мог обойтись без деревянной ложки. В старой России их делали до нескольких миллионов штук в год. Причем самые разные: из капа — да еще в серебряной оправе; художественной работы — с росписью или резьбой; с укорочен­ным стеблем, чтобы в дороге убирать в ставец. Но большинство составляли самые обычные ложки простой и удобной формы. Ложкарных центров было немало, но к XIX веку самыми попу­лярными стали семеновские ложки, которые изготовляли в Семеновском уезде Нижегородской губернии (те­перь Горьковская область). Отсюда их развозили по всей России и даже в другие страны.

 

О. СТРУГОВА

научный сотрудник Государственного Исторического музея

shedevrs.ru


Смотрите также