Фото древние идолы. Картинки древний идол, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения древний идол | Depositphotos®
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний идол Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Фото древние идолы


Картинки древний идол, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения древний идол

Красивая статуя в храме — стоковое фотоТрадиционные тики — стоковое фотоКаменные идолы — стоковое фотоМеталлический маска, изолированные на белом фоне — стоковое фото
Каменный колесница в Хампи — стоковое фотоИдолы Сан Августин национального парка, Колумбия, Латинская Америка — стоковое фотоКолдун жуткий маска — стоковое фотоПрекрасная иллюстрация, изображающая Будду и цветочные элементы с большим количеством пространства для текста — стоковое фото

anjalilikespeppersauce

3000 x 1971

Ацтек Майя кукурузы Бог маски - Мексика — стоковое фотоКитайские религиозные камень — стоковое фотоИндуистский храм в Сингапуре — стоковое фотоMulti вооруженных Будды — стоковое фотоТри цвета китайского Бога на крыше — стоковое фото
Памятник Леди Острова Гваделупа на кладбище — стоковое фотоСтатуя бога Шивы — стоковое фотоБудда старый резьба — стоковое фотоФигурка собаки, изолированные на белом му — стоковое фотоИндуистского бога Гаруда — стоковое фото
РА - Бог солнца — стоковое фотоДревняя богиня — стоковое фотоДревний Египетский кувшин — стоковое фотоКаменный воин. древний slavian идол — стоковое фотоМаска Тутанхамона — стоковое фото
Ганеш древние фрески — стоковое фотоДревняя скульптура — стоковое фотоБогиня Лакшми — стоковое фото

TheLightPainter

3434 x 5317

Статуя Ганеша в Сумерки наклонена — стоковое фотоХрам в Индии — стоковое фото
Индуистский храм Минакши в Мадурае, Тамил Наду, Южная Индия — стоковое фотоЕгипетская кошка, пирамиды и папирус - сувениры из путешествий — стоковое фотоКитайские религиозные камень — стоковое фотоАнубис — стоковое фотоСкульптура ангела — стоковое фото
Храм в Хампи, штат Карнатака, Индия — стоковое фотоТрадиционный камень Азии статуя — стоковое фотоТрадиционный камень Азии статуя — стоковое фотоХрам Перумал Varadaraja — стоковое фотоТрадиционные статуи богов и богинь в индуистском храме — стоковое фото
Ганеша — стоковое фотоИндуистской архитектуры — стоковое фотоКаменный идол — стоковое фотоЖенщина половцев в украинских степях — стоковое фотоДеревянный частокол статуя славянских воин и лошадей — стоковое фото
Медальон выгравирован с календарем майя — стоковое фотоДревние каменные скульптуры — стоковое фотоСтарая бронзовая маска — стоковое фотоАрхитектура — стоковое фото
Индуистский храм Минакши в Мадурае — стоковое фотоГанеша — стоковое фотоИндия Бог Ганеша или Бог успеха — стоковое фотоИндуистский храм Минакши в Мадурае, Южная Индия — стоковое фотоХрам Перумал Varadaraja — стоковое фото
Оригинальные маски для лица древних богов, для тату и древних амулетов — стоковое фотоХрам Минакши — стоковое фотоДорога к храму vittala — стоковое фотоДаттатрея Господь йоги — стоковое фото

TheLightPainter

2188 x 3580

Ганеш, Индия — стоковое фото

ru.depositphotos.com

Идолы и культовые изображения — Язычество

идолы и культовые изображения

Мы уже кое-что знаем о храмах и святилищах кельтов и о друидах, которые были жрецами по крайней мере у некоторых кельтов. Теперь встает следующий вопрос: изготовлялись ли в доримское время культовые изображения? Почитали ли кельты своих богов в осязаемой форме или просто представляли себе абстрактные концепции божественности?

Все наши данные заставляют предполагать, что у них было множество самых разнообразных изображений и идолов. Поразительное свидетельство тому — огромный клад из примерно 190 деревянных предметов из того места, где был расположен храм Секваны у истоков реки Сены. Все они сделаны из сердцевины дуба, как и многие другие культовые деревянные предметы из Дании (где кельтское влияние было достаточно сильным), Франции и с Британских островов. Такое большое количество сохранившихся изображений фактически свидетельствует о том, что в свое время они существовали в огромном количестве. Таким образом, любимым материалом для изготовления идолов служило дерево, и, поскольку кельты почитали дуб больше, чем какие-либо другие деревья, выбор дуба для изготовления идолов был вполне естественным. Некоторые филологи считают, что само слово «друид» связано с кельтским обозначением дуба, которое само по себе связано и с греческим названием дуба — drus. Второй слог этого слова, возможно, связан с индоевропейским корнем «wid», что означает «знать»; то есть в целом «друид» означает нечто вроде «мудрец, почитающий дуб». Максим Тирский говорит, что кельты представляли Зевса (имея в виду кельтский эквивалент античного бога) как огромное дубовое дерево. Цезарь говорит, что в Галлии существует больше всего изображений Меркурия (опять-таки имея в виду местных богов, которые в римское время слились с Меркурием). Все это говорит о том, что кельтская религия отнюдь не была лишена изображений, как это иногда утверждают, — совсем наоборот.

pagandom.ru

Каменные идолы Беларуси (22 фото)

alt

Идол из д. Грабовцы Жабинковского района Брестской области

Слово «идол» происходит от греческого εἴδωλον и имеет несколько значений, одно из которых обозначает объект религиозного почитания в виде скульптурного изображения божества. Именно в этом смысле слово «идол» будет использоваться в данной статье.

Эта работа является попыткой обобщения известных на сегодняшний день находок языческих идолов и сведений о них в письменных и этнографических источниках на территории Беларуси. Такой подход немного ограничен, так как население, оставившее после себя идолы, далеко не всегда занимало территории, которые совпадают с границами современной Беларуси. Вместе с тем в статье упоминаются сведения об идолах в приграничных с Беларусью регионах.

Классификацию культовых языческих скульптур можно выполнить на основании различных критериев, например, материала, из которого они были сделаны. Согласно такому подходу идолы можно разделить на деревянные, каменные, металлические, костяные и т. д. Также идолы можно подразделить на антропоморфные и зооморфные, на мужские и женские и т. д. Коллектив белорусских исследователей предложил следующую классификацию идолов, найденных на территории Беларуси:

- отдельные каменные головы (около 10), которые вставлялись в деревянные или каменные постаменты. Это идолы из Слонима, деревни Остромечево Брестского района, Шклова, «Царь Давид» на Червеньщине;

- фигуры, среди которых имеются четкие человекообразные (д. Богино Браславского р-на) и в различной степени стилизованные формы (д. Залузье Жабинковского р-на, Лепель, Чаплин около Бреста, деревни Юхновичи Слонимского р-на, Хожево Молодечненского р-на, Елизаровичи Речицкого р-на, Долгиново Вилейского р-на, Бутьки Пружанского р-на и другие).

Правда, насчет первого вида возникают определенные вопросы: найденные каменные головы не обязательно могли устанавливаться на постаменты; не стоит исключать версию, что это просто части разбитых идолов. Также некорректным является пример идола «Царь Давид», который не сохранился, а из описаний следует, что это был каменный столб с вытесанным лицом.

Языческие культовые скульптуры обозначались не только словом идол. Существовал ряд других наименований: идолы, стоды, боги, истуканы, болваны, кумиры, каменные бабы и т. д. . Слово стод по-видимому, происходит от староскандинавского stoð «столб, колонна» . Этот термин имеет близкое слово и в литовском языке – stabas, которое обозначает идола – объект языческого поклонения.

Этим словам подобно и старославянское слово столб (бел. стоўб), которым также могли обозначать идолов в форме столба. Не так давно стоўб возле печи был известным культовым местом в белорусской хате, возле которого отправляли различные обряды; характерно, что этот столб также назывался балванам.

В 1622 г. монах Жировицкого монастыря Феодосий в своем трактате объяснял смысл слова идол: «Семдесят прекладачов преложыли рытыну идолом, то ест балванъ... а балванъ естъ фалшывое подобенство то ест значачы то, чого правдиве немашъ, яко гды погане выставляли слупы Венере, або Менерве, оные знаки балваном были ижъ значыли бога або богиня таковые яковыхъ не было, немашъ, ани быть могут, а такъ они правдиве значыли» .

Этот отрывок интересен тем, что в нем упоминаются сразу несколько обозначений языческой культовой скульптуры: идол, болван, слуп (столб). Последнее, хотя и не очень информативно, дает сведения о внешнем виде идолов. Также обращает на себя внимание, что монах объяснил смысл греческого термина идол с помощью слова «болван». Хотя происхождение этого понятия до конца не выяснено, но можно предположить, что оно местное или закрепилось в языке очень давно, так как не требовало для читателей дополнительного объяснения.

Для церковных авторов почитание идолов являлось главным признаком дохристианских культов. От слова идол в старобелорусском языке образовался ряд соответствующих понятий: идолопоклонение, идолатрия, идолопоклонство (идолопоклоньство), идолохваление ‘почитание идолов’, идолобесие (идолобисие), идолослужение ‘языческий культ поклонения идолам’, идоложрецъ , идолослужитель (идолослужытель), ‘тот, кто служит идолам, языческий жрец‘, идолопоклонникъ , идолохвалитель ‘идолопоклонник‘, идольский (идолский) ‘языческий‘, а также балвохвальство (болвохвалство , балвофалство) ‘идаласлужэнне‘, балвохвалца (болвохвалца) ‘идолопоклонников‘. Греческое происхождение слова «идол» на самом деле свидетельствует о позднейшем церковном происхождении образованной от него терминологии. Языческими по происхождению следует считать слова стод, стоўб (слуп), баба и, возможно, болван (бел. балван).

alt

Экспедиция Уфокома в 2007 году искала в Брестской области легендарную поляну с идолами, о которой упоминали местные жители. Фото Виктора Гайдучика.

Свидетельства об идолах в письменных и этнографических источниках

В белорусско-литовских летописях и хрониках представлены сведения о почитании в балтийском регионе идолов, а также природных ландшафтов – холмов, рек, озер, деревьев. Например, в «Летописи Красинского» утверждается: «...И подданыи его, милуючи его, a подле римского обычая вчинили болвана на паметь его и назвали Спера. И потом оные люди, мешькаючи около него, и почали офери чинити и за бога мети, a потом, коли тот болван сказился, и они тое озеро и тое местцо хвалили, и мели за бога».

Идол «Спера» был назван в честь сына легендарного князя Палемона, который считается родоначальником династии литовских князей. «Хроника Литовская и Жемойтская» сообщает, что этот идол почитался народом до времен крещения Ягайлы «...и поставили там же балван Спери на славу князя своего, которого балвана за бога аж до часов Ягеллиовых хвалили».

Письменные источники также свидетельствуют и о существовании женских идолов: «B тые лета князя великому литовскому и жомоитскому Куковоитю умре y великои старости мати его Поята. И князь великыи Куковоити, милуючи матку свою, a вчинил болвана на образ ее, чинячи еи память, и поставил того болвана именем матки своее Пояты вышеи озера Жослеи, которую ж охвалили и мели за бога тую Пояту. A потом, коли тот болван згнил и на том местци липы выросли, и тыи липы хвалили и за бога их мели на имя тое Пояты» .

О почитании идола на холме и священной рощи говорится в следующих летописных строках: «...которыи же сын, милуючи отца своего, великого князя Куковоитя, вчинил болвана на памятку отца своего и поставил его на однои горе над рекою Святою недалеко Дявилтова, которого ж болвана хвалили. Потом тот болван згнил, a там гаи вырос, и люди тыи хвалили тот гаи, a прозвали его именем пана своего Куковоитя».

Вряд ли эти идолы существовали на самом деле, но письменные источники свидетельствуют о давних и длительных традициях почитания образов божеств вместе с природными объектами; почитание последних и до сих пор широко распространено на территории Беларуси. Описания идолов и мест, где они почитались, подтверждаются более поздними археологическими и этнографическими исследованиями.

Основатель Вильно князь Гедимин приказал установить в новой столице каменный идол Перуна: «Поставил еще Кгедимин болвана перунова з каменя кременистого великого, c которого огонь попы огонь поганские кресали, в руках держачи, и огонь ему вечный з дубины в день и в ночи палили на том местцу, где теперь костел святаго Станислава в замку от Ягелля, внука Гедиминового, збудованый».

Шведский автор ХVI в. Олаф Магнус писал: «Некоторые паны рассказывают, что на границе литовского и московского государств у широкого тракта стоит идол, статуя старухи, которая на языке литвинов называется «Золотая Баба» (Zlotababa), что значит в переводе золотая старуха. Этой бабе каждый путешественник должен поднести маленький недорогой подарок, если он хочет без нежелательных приключений достичь цели своего путешествия...» .

Белорусский исследователь А. Котлярчук, проанализировав сведения Магнуса, полагает, что этот идол мог находиться на территории Браславского повета.

В 1691 г. в Гродно рассматривалось судебное дело о чародее Максиме Знаке. Во время процесса упоминалось: «Po podpisaniu zeznał, że ieszcze Bankieczcza w Wiercieliczkach, która z Rosołem na Rospne lata (jakąś «łysą » górę, być może istniejącą dotychczas pod Wiercieliszkami?), tam iest słup y to dołożył , że kiedy Rosoła wezmą – w ypowie on wszystkich». Вероятно, здесь могла идти речь о языческом идоле на сакральным холме.

В 1684 г. в руинах какого-то старинного здания возле Витебска был найден, как считают, идол Перуна значительных размеров, стоящий на подносе. Поднос и идол были изготовлены из чистого золота. К.С. Стецевич описал этот случай: «От находки многие поживились, и что даже Папе в Рим послана была часть золота».

Это была не последняя находка идолов из драгоценных металлов. В XIX в. крестьяне Борисовского уезда при вырубке леса возле реки Пони, срубивши старый дуб, нашли двух идолов: один был из серебра, а второй из бронзы. За серебряный идол предложили 400 рублей, что свидетельствует о значительных размерах идола. Однако оба идола оказались в собственности владельца леса Чеховича.

Известно, что в 1860- х годах они еще хранились у него, однако владелец, несмотря на обещания, так и не показал их графу К.П. Тышкевичу. Можно предположить, что идолы могли устанавливаться в почитаемые деревья. Об этом свидетельствует как данная находка, так и текст заговора: «На сінім моры стаіць яблыня. У той яблыні дуплінае гняздо, у тым гняздзе 77 ідалаў. Бярыце, 77 ідалаў, багры гаручыя, пруты сталёвыя, біце сталёвымі прутамі, каліце гарачымі буграмі…» .

Народное предание о Мядельском замке также сохранило сведения об идоле из драгоценных металлов: «Основание замка приписывается королеве Боне... Она была волшебницей. Эту чудодейственную силу давал ей золотой Бог с бриллиантовыми глазами, который будто бы сохранился со времен язычества на замке... Перед своим бегством она бросила чудесного золотого идола в колодец» .

В этнографических белорусских границах у д. Чижи (бывший Бельский уезд) существовал холм, который назывался «Срибная горка». Возвышенность получила такое название из-за того, что на ней некогда стояли позолоченные и посеребренные боги (идолы). Крестьяне упоминали имя одного из них – Леляк .

В списке добровольных пожертвований Виленскому музею в период с 1 января по 11 июня 1856 г. отмечены находки языческих идолов и их фрагментов: серебряный идол Перкунаса и другие идолы, найденные в Швекшнях у графа Плятера, каменная нога от идола, выкопанная на кладбище при костеле св. Иакова в Вильне и глиняный идол, который был вырыт у Новогрудка. Следует отметить, что каменная нога необязательно могла принадлежать идолу. Вполне вероятно, что это мог быть фрагмент поздней религиозной или надгробной скульптуры.

Среди перечисленных находок непосредственно с территории современной Беларуси происходит глиняная скульптура из окрестностей Новогрудка. Она была найдена в 1850 г. и представляла собой женщину в сидячем положении. Передана в Вильнюсский музей неким Адольфом Кобылинским. К сожалению, об этой находке больше нет никаких сведений, поэтому трудно определить точно, являлось ли изображение языческим идолом.

Определенные вопросы вызывает и находка в 1850-х годах каменной шлифованной статуэтки из кургана возле поместья Экимань Полоцкого уезда. Статуэтка размером 104 мм представляла собой изображение человека восточного типа в длинной одежде в полулежащем состоянии: левая рука подносила чашу к губам, а правая была согнутой, на голове отсутствовали волосы, лицо одутловатое. А. Киркор, который передал находку в Виленский музей, уверенно причислил ее к идолам. По описаниям можно сделать вывод о неместном происхождении статуэтки.

В июле 1874 г. при посадке дерева в Невельском уезде был найден идол с двумя лицами, высотой около 23 см. Впервые его описал А. Киркор. Правда, он не сообщал, из какого материала он был сделан. Подлинник идола на некоторое время исчез. Известно, что в 1874 г. он был у Городокского исправника Бурмейстера. Фотография идола хранилась в музее Ягеллонского университета. Однако в мае 1888 г. А. Сементовский увидел этого идола в коллекции М.Ф. Кустинского. Выяснилось, что идол был сделан из гипса и окрашен желтым лаком. Невельский идол оказался подделкой.

alt

Невельский идол

Сохранились сведения, что в 1855 г. крестьяне из д. Полав бывшего Дисненского уезда, которые считались сильными чародеями, скрывали от духовенства какого-то идола, вокруг которого в определенные дни устраивались пляски, при этом неистово повторяя: «Гаўры, гаўры – гам!». Согласно преданиям Гаўры – имя собаки первопредка белорусов Белополя и его отца князя Бая, который после смерти любимых собак приказал почитать их и назначил для этого поминальные дни.

Несколько каменных и бронзовых идолов хранились в музее Полоцкого кадетского корпуса. Бронзовый идол в виде женщины, которая стоит на пьедестале, найден в Комаровке в Минске. Небольшие идолы из металла в XIX в. были известны на Пинщине и д. Богданово на Ошмянщине. Идол из Богданово представлял женщину в боевом облачении, а идол с Пинщины – мужчину-воина и был предназначен для ношения на шее или на груди. Мифологи XIX в. безосновательно считали их изображениями литовских божеств: богини целомудрия Прауримы и бога войны Каваса.

В 1887 г. в лесу близ д. Переспа Ульяновской волости на Сенненщине был откопан идол в виде четырехгранного столба с высеченной головой наверху, которого потом установили на местном кладбище. Каменный идол в виде столба с высеченным на верху лицом был известен в Игуменским уезде (ныне Червенский р-н). В народе идол назывался «Царь Давид». Примерно в километре от него близ д. Гудавичи на возвышенности «Святая горка» находилось языческое святилище. Между тем, экспедиция Центра этнокосмологии «Kryŭja» в эти места показала, что местное население ничего не помнит об этом идоле, но у него хорошо сохранилась память о культовом «Давыдовом камне». Остается нерешенной проблема: это один и тот же объект или разные?

alt

Камень, напоминающий идола (либо каменный крест с обитыми перекладинами), откопанный на курганном комплексе в Дзержинском районе.

Рядом с д. Цапли на Пружанщине ранее находился холм, который назывался «могильник». Холм был округлый, диаметром около 85 м, а высотой около 1,5 м. На вершине его стоял вертикальный камень со следами обработки в виде человеческого корпуса. По преданию, на городище близ д. Войстом стоял идол и около него приносились жертвы: «Koło Wojstomia znajduje się gora formy prawidłowej (ucięty stożek) , na ktorej, podług podania miejscowego, był kiedyś , za czasow Litwy pogańskiej bożek, ktoremu składano ofiary i wskntek tego ziemia tam i teraz czarna».

Известный исследователь XIX в. Зориан Доленга-Ходаковский в письме к Каролю Черноцкому от 9 октября 1822 г. писал, что на горе у д. Мыслобожа есть камень, похожий на идола.

На острове озера Богино на Браславщине стояла каменная антропоморфная фигура из серого гранита высотой с половину человеческого роста со сложенными на груди руками и отбитой головой. В народе фигуру называли «Стод» В. Ластовский приводит легенду, согласно которой на этом острове имелся высокий курган, посреди которого находилась, в старой веры божница с единственным оконцем, через которое солнечный луч внутрь проникал только ровно в полдень .

При обследовании острова Богино археологом Э.М. Зайковским было обнаружено городище железного века, заселенное в прошлом балтами [43]. Следует заметить, что и сейчас местное население хранит память об идолах на острове. В 1983 г. во время археологического обследования берегов озера от одной престарелой женщины исследователям удалось услышать, что еще на ее памяти на острове стояли «литовские боги».

Определенным пережитком идолопочитания является традиция установления больших деревянных столбов с резными изображениями христианских святых. Например, такие столбы с изображением Богородицы, Христа и Иоанна Предтечи можно было увидеть при въезде в Несвиж. В д. Большое Стахово Борисовского р-на на кладбище со средневековыми курганами раньше была часовня, перед входом которой стояли деревянные «балваны» (бел.): «Небальшая такая капліца была… І такія я баялася, малая была, ды баялася, там былі такія дзерэвянныя называліся балваны – людзі такія самые настаяшчые, сделаны з дзерава… Не ў капліцы, а сразу как пры ўхода. Пры ўхода стаялі. Ну я очэнь баялася, такія абыкнавеныя з дзерава сделаны былі… Ізабражон быў мужчына і жанчына…».

alt

Еще один деревянный идол, поднятый в августе 2011 года из Дриссы. Дендрохронологический анализ показал, что находке не более 30 лет.

На Полесье до сих пор сохранилась традиция почитания деревянных антропоморфных крестов, которые называют «хвігуры». Различают мужские и женские изображения. Мужской образ носит название Герман, он был увешан полотенцами и изготавливался с целью вызова дождя. Женские «хвігуры» представляли собой деревянные кресты, обвешанные полотном и полотенцами так, что в них можно было узнать очертания женщины и выделить детали женского костюма. Также обращает на себя внимание и культ «каменной девочки» – почитаемых каменных крестов, которые украшают полотном, фартуками, бусами. Все это исследователи считают остатками традиции почитания языческих идолов.

Народные предания сохранили сведения о поклонении идолам. Имеются упоминания о молении обычным колодам, а также вырезанному из колоды богу: «Один раз наш сосед Тимох взял большое полено и вырезал бога. Потом огородил одно место, чтобы туда не ходил скот и поставил своего бога. Сам ходил молиться к этому богу каждое утро...» . С описанными в преданиях поклонениями колоде хорошо соотносится информация о почитании в 1920- х годах на Мир-Горе в Бобруйском р-не некоего «Божьего пенька», который находился в церкви и к которому ходили молиться 1 октября . Почитание пней культовых деревьев также хорошо известно на территории Беларуси.

Находки языческих идолов в XX в.

Большинство языческих идолов не сохранилось до наших дней, особенно это касается деревянных стодов. Однако их следы находят археологи во время раскопок. Так, следы от деревянного столба-идола были обнаружены в центре площадки Ходосовичского святилища. Это было углубление диаметром 1 м и глубиной 0,15 м. . Деревянные столбы-идолы находились на предполагаемом Туровском капище . Яма для идола также была выявлена во время раскопок Верховлянского святилища в Берестовицком р–не . На городище милоградской археологической культуры Горошково в одной из культовых построек в центре была выявлена небольшая кольцевая канавка, которая могла являться основой для жертвенника либо стоявшего здесь идола .

К наиболее древним находкам культовых скульптур исследователи причисляют небольшие изображения, найденные на поселении Осовец-2 в Бешенковичском районе, которые относятся к позднему неолиту (раннему бронзового веку) . Эти фигурки оставило население северобелорусской археологической культуры. Одна статуэтка была вырезана из твердого лиственного дерева и имела темно-серый цвет, что вызвано, возможно, натиранием соответствующим красителем.

Статуэтка представляет собой голову мужчины с четкими и резко очерченными чертами лица. Нижняя часть находки обломана. Похоже, что головка переходила в стержень-жезл. Длина сохранившейся на сегодня части составляет 9,5 см. Ныне фигурка хранится в Национальном музее истории и культуры Беларуси в Минске. Вторая фигурка представляет собой отломанную головку статуэтки из рога длиной 4,2 см. Это опять же образ мужчины с острой бородой, прямым носом, высоким лбом и глубокими выбуравленными глазницами.

Губы тонкие, сформированные поперечной нарезкой. На шее у самой основы головы пробурено отверстие, этот образ также к чему-то подвешивался. Сравнение статуэток показывает их индивидуальность. Выполняя определенное ритуальное назначение, они в то же время передают, несомненно, европеоидные черты жителей окрестностей бывшего Кривинского озера.

alt

Крест-идол, установленный на кладбище д. Липляны Лельчицкого района. Камень был перенесён с урочища Чумкое перед Великой Отечественной войной. В наши дни начал служить объектом поклонения.

На территории Беларуси сохранились сведения о каменных идолах с тремя лицами. Один из них был обнаружен в лесу на берегу реки Лесной возле д. Млыны Каменецкого р-на. В польских архивах сохранилось его схематическое изображение и описание. Размеры идола: 1,65 × 0,5 × 0,35 м. . Согласно рисунку идол антропоморфный, имеет хорошо видимые очертания тела и головы, но шея отсутствует. Руки опущены вдоль тела, ладони сложены на поясе. Внизу идол имеет расширение, вероятно, чтобы придать скульптуре устойчивость.

Следует отметить, что примерно в районе находки идола на небольшом песчаном холме находился крупный курганный могильник. Отмечают, что рядом с курганами было много камней, на одном из которых было также схематичное изображение человека. Возможно, что идол также находился на территории курганного могильника. Остатки второго каменного идола с тремя лицами были найдены возле имения Богуславцы в Пружанском районе. Рисунок идола поступил в музей 3 октября 1901 г.

Сохранилась часть головы с тремя парами глаз. Размеры находки: длина – 8 см, ширина – 6 см, высота – 7,5 см, окружность – 23,5 см. Нашел фрагмент идола Богуслав Крашевский . Между тем, следует заметить, что рисунки с изображениями этих идолов не могут подтвердить их трехголовость. Картинки сделаны некачественно и только с одной стороны.

В 1925 г. около Волковысского городища на глубине 1,5 м найден идол из окаменевшего песчаника размерами 95 × 60 × 29 см . Идол имеет аккуратно высеченную круглую голову, заметный нос и глаза. Шея едва очерчена, туловище расширено, прямоугольной формы наподобие постамента, но внизу видны небольшие ножки. На старых фотографиях видно, что на груди прослеживаются линии, возможно, на нем был высечен какой-то крестоподобный знак. Позже идол попал в Гродненский государственный музей истории религии (бывший музей атеизма).

В 1927 г. был обнаружен крестообразный каменный идол близ д. Стайки Оршанского р-на размерами 70,4 × 39,6 см и весом 98,4 кг . Каменных идолов находили также и в курганах Оршанского района: близ д. Плеханов, д. Журавичи, откуда идол был перевезен в сад совхоза Смоляны . Также в Оршанском районе каменный истукан был обнаружен в XIX в. близ д. Турьево, а потом был перевезен в сад поместья Смоляны. Как отмечает Д. Василевский, большой красоты в них не наблюдается.

В 1934 г. при прокладке новой улицы на окраине Слонима на глубине 0,5 м был найден идол, сделанный из валуна красно-серого цвета в виде мужского торса без рук. Фигура рельефная со всех сторон. Лицо довольно плоское с заостренной бородкой, но без усов и широким носом с горбинкой, хорошо обозначена шея, четко подчеркнуты глаза и рот.

Низ скульптуры клинообразный, видимо, потому, что ее вставляли в специальный пьедестал. Высота идола – 46 см, ширина – 22 см, толщина – 15 см. Хранится идол в Слонимском краеведческом музее [65]. Слонимский идол имеет аналоги с языческими скульптурами балтов, например, с идолом из Елички (Польша) .

alt

Слонимский идол. Датируется приблизительно X в.

В 1955 г. в селе Остромечево Брестского района местный житель А. Матвеюк близ здания правления колхоза «Память Ильича» на глубине примерно 60 см нашел каменную голову идола. Голова по форме напоминала гриб: четко очерченная шапка или лоб, выступающий прямой широкий нос, глубоко посаженные глаза. Место находки головы идола называлось «Дубовы Грудок» (дубовый бугорок), что косвенно свидетельствует о наличии там в прошлом почитаемого урочища в виде холма с дубовой рощей, где, возможно, раньше и стоял идол. Такое размещение целиком соответствует приведенным нами летописным сведениям.

alt

Идол из Остромечево.

Летом 1963 г. был найден самый знаменитый и загадочный идол на территории Беларуси – так называемый Шкловский идол. Его нашли мальчишки из деревни Старый Шклов в песчаном овраге на правом берегу реки Серебрянки в урочище «Зязюлин ров» (кукушкин ров). Идол был выкопан взрослыми и перевезен в Минск археологом Л.Д. Поболем. При транспортировке идола в кузове грузовика скульптура получила повреждения: сильно потерлась, было немного стесано лицо .

Когда местные жители откопали идола, то дали ему название «Ёлуп» («Олух» – рус.) . Идол представлял собой подгрудный образ мужчины. Нижняя часть обработана в виде пьедестала. Фигура обтесана, имеет вид столба. Идол высечен из песчаника, высота 1,2 м, вес около 250 кг. В научный оборот был введен Г.В. Штыховым . Сейчас хранится в Национальном историческом музее в Минске. Идол имеет очерченное лицо: выразительно прослеживаются глаза, причем похожие на закрытые, рот и усы. Между тем Шкловский идол имеет определенные фаллические очертания. Данная находка вызвала немало споров среди историков, археологов, искусствоведов.

alt

Шкловский идол.

Обзор основных теорий был хорошо представлен в докладе Р. Забашты. Обзор основных теорий был хорошо представлен в докладе Р. Забашты. Проблемы с атрибуцией идола, соответственно и разные взгляды ученых, были вызваны случайностью находки изваяния (вне археологического комплекса), а также отсутствием непосредственно у идола подходящих для атрибуции признаков. Главные вопросы: время создания и этнокультурная принадлежность населения, которое ему поклонялось. «Классическая» версия времени создания идола – Х в. – принадлежит Г. В. Штыхову.

Она сейчас приводится в энциклопедических изданиях и учебниках. Однако существуют и другие версии: VI–X вв., VI–VII вв., VI–ХIII вв.. Однако все они являются гипотетическими и не имеют надежного обоснования. Интересную версию можно обнаружить у Р. Забашты. На основании датировки археологических памятников в окрестностях находки – селища ХII–XVIII вв., курганного могильника того же времени, городища и селища возле него Х–XVI вв., а также датировки подобных языческих идолов из Тума (Польша XII в.) и Риги (Латвия) XII–XIII вв. был сделан вывод, что Шкловский идол относится к периоду XII–XIII вв.

Также жаркие споры вызывает вопрос: балты или славяне оставили этот идол? На этот вопрос также пока трудно дать однозначный ответ. Р. Забашта склоняется в пользу славянского населения, но вместе с тем, отмечает сходство с балтскими идолами из Риги (Латвия), вероятными столбоподобными идолами из святилищ Тушемля, Городка, Прудков (Смоленщина) . Вопросы остаются открытыми.

Также невозможно соотнести идол с определенным божеством. Здесь мы можем опираться только на косвенные данные относительно функций того божества. Закрытые глаза идола свидетельствуют о принадлежности божества к хтоническому царству, миру умерших предков. Фаллическая форма может свидетельствовать о функции плодовитости и плодородия.

В 1970-х годах в селе Вороничи Полоцкого р-на на мысе, в самой южной оконечности озера Воронец, был найден маленький каменный идол, который, к сожалению, был утерян. В энциклопедическом словаре «Мифология белорусов» был опубликован снимок случайно обнаруженного также на Полоччине небольшого каменного идола .

В энциклопедическом словаре «Мифология белорусов» был опубликован снимок случайно обнаруженного также на Полоччине небольшого каменного идола .

Профессор Э. Левков упоминает о находке каменного идола на берегу Паульского озера в урочище Рекшаты у д. Тётча Ушачского р-на: «Второй камень, если считать от северо-западного края, даже издали напоминал лежащего человека. Это был идол, высеченный из темного базальта. У него четко выделялось массивное туловище, одна рука и втянутая в плечи голова. Высота фигуры составляла 2 м 7 см, толщина и ширина – по 0,7 м. Вторая рука была отбита.

Некогда идол стоял вертикально, а затем был повален. Тут же лежало несколько небольших камней, которые скорее всего расклинивали для устойчивости фундамент идола». Рядом сохранился каменный жертвенник с искусственным углублением и камень со следами воздействия огня, благодаря чему Э. Левков сделал вывод о существовании здесь святилища.

В Гродненском государственном музее истории религии хранится идол, который был найден на Лепельщине. Сильно стилизованное изображение выполнено из известкового камня. Голова неправильной формы, вверху расширена. Туловище непропорциональное, расплющенное по бокам. Размеры идола 47 × 22,5 × 17,5 см .

alt

Идол, обнаруженный в Ворониловичском сельсовете, в 0,6 км к юго-западу от д. Бутьки на старом кладбище. Ныне перевезен в Пружанский краеведческий музей. Выявила и обследовала в 1986 году Т.Н. Коробушкина. Фото Ильи Бутова.

Каменный крестообразный идол из д. Бутьки Пружанского р-на примечателен тем, что на его груди высечено изображение столба с полусферой наверху. Этот символ широко распространен на территории Беларуси, в частности на севере и северо-востоке Минщины и на Витебщине. Он преимущественно обнаруживается на древних надгробиях, но встречается и на некоторых других памятниках. Этот знак языческий по происхождению и означает мировую ось и небесную сферу, обеспечивает связь между этим миром и загробным, содержит идею путешествия души в царство мертвых.

Примечательно, что идол был найден возле курганов на территории старого деревенского кладбища. Курганный могильник, возле которого был обнаружен идол, датируется XI в. Возможно, идол также относится к этому периоду. Идол высечен из светло-серого валуна, высотой 1,04 м, шириной 40–50 см, толщиной 30 см. Левая рука находится ниже правой, что придает фигуре асимметричность. Фигура незначительно расширяется внизу. Идол имеет круглую голову с очерченной линией лица и подбородком, прослеживаются следы глаз, носа, рта . Возможно, что лицо попытались стесать. Сейчас идол находится в Пружанском краеведческом музее.

alt

Каменный идол из д. Лозовка Пружанского района. До сих пор камень почитается, рядом с ним установлен крест.

Фрагмент маленького каменного идола был обнаружен во время археологических раскопок на городище Прудники Миорского р-на. Идольчик был выполнен в виде ассиметричной головки человека. Левый глаз очерчен полностью, правый только обозначен, нос прямой, кончик его приплюснутый, рот едва заметный, подбородок выражен слабо. Согласно данным стратиграфии, находка относится к VI-VII вв.; в это время на городище проживали балтские племена латгалов или селов.

Как уже упоминалось, на территории Беларуси находили языческие скульптуры из различных металлов, но они не сохранились до наших дней. Однако в 2010 г. (или 2011 г.) в окрестностях д. Стайки Воложинского р-на была найдена небольшая серебряная скульптура (2,4 см высотой). Выявлен присевший мужчина, руки которого согнуты на животе, правая рука выше левой, голова лысая, видны уши, лицо широкое, глаза большие, нос прямой и длинный.

Статуэтка напоминает некоторые скандинавские находки. Кроме того, вместе с ней были найдены фрагменты дирхемов, наконечник копья и другие раннесредневековые вещи. Также относительно недалеко от места находки, в соседней д. Погорельщина, был обнаружен большой клад дирхемов, на некоторых монетах которого есть граффити в виде воинских флагов, княжеского двузубца и руноподобного знака . Все это может свидетельствовать, что Стайковская находка может иметь отношение к дружинной среде и быть скандинавского происхождения.

Небольшой серебряный идол из д. Стайки.

alt

Большой интерес вызывает и ряд каменных женских идолов, которые по форме напоминают кресты. Самым известным среди них является каменный идол, который находился между деревнями Долгиново и Жары Вилейского р-на. Впоследствии он был перевезен в Минский музей валунов, а сейчас выставлен в здании Института геологии Национальной академии наук. Идол крестообразной формы представляет собой стилизованный образ женщины. Он высечен из серого гнейсового валуна, слегка тронутого выветриванием. Высота его 173 см, размах 107 см. Для таких размеров он слишком тонкий, около 20–25 см.

Верхний конец своей округлостью напоминает голову, поперечники похожи на расставленные руки. На их уровне в середине находятся два небольших выступа – груди. Они немного оббиты с таким расчетом, чтобы заменить их небольшими крестоподобными знаками. Немного ниже, на уровне живота, находится еще одна выпуклая фигура – ребенок. Его форма повторяет очертания всей скульптуры. По всем признакам это не крест, а идол женского божества. На «спине» идола высечены четыре четырехконечных креста с перекладинами на концах.

alt

Раскопанный Долгиновский идол. Фото предоставлено Валерием Винокуровым.

alt

Кресты, высеченные на долгиновском идоле. Фото предоставлено Валерием Винокуровым.

Латышский историк и этнограф Гунтис Эниньш составил специальную таблицу символов, согласно которой этот символ имеет в народе названия «крест крестов», «огненный крест», «крест Мары». В Латгалии Мару почитали как покровительницу браков, свадеб. На этом основании Э. Левков предполагал, что этот идол был посвящен Маре – одному из древнейших божеств индоевропейцев – богини, которая опекала загробный мир, способствовала продолжению рода, женщине.

В белорусской фольклорной традиции Мара деградировала до персонажа низшей мифологии, была связана с хтоническим миром и смертью; ей была характерна похотливость, она могла родить ребенка от связи со смертным мужчиной. Археологи Я.Г. Зверуга и М.М. Чернявский предполагают, что идол является изображением Лады – богини брака и благополучия, либо Мокош – богини плодородия.

Как и в случае со шкловским, нельзя точно соотнести этот идол с определенным божеством, определить время его создания и т. д. Представляется довольно смелым отождествление идола из-под Долгиново с Ладой или Мокошью, так как для этого нет достаточных доказательств. Тем более нет надежных свидетельств о существовании их культов на территории Беларуси. Мнение Э. Левкова выглядит более аргументированным, по крайней мере, подкрепленным живой фольклорной традицией. В любом случае, Долгиновский идол является свидетельством почитания богини-матери. Следы бывших женских культов, в том числе и почитание женских фигур - божеств, сохранились до наших дней.

alt

Долгиновский идол в месте первоначального обнаружения. Фото Георгия Лихторовича.

Аналогии с Долгиновским идолом имеет антропоморфное каменное изображение со старых могил в Кобрине. Идол имеет четко очерченную шею, голову с ушами, лицо, руки отсутствуют, возможно, отбиты. На туловище снизу рельефное изображение ребенка-креста, напоминающего долгиновского.

Не так давно краеведом на заброшенном кладбище возле д. Буйновичи Лельчицкого района был обнаружен каменный идол подобного типа. Фигура также обработана в форме креста, но сохранилась нетронутой верхняя часть, имеющая округлую форму, на груди выбито рельефное изображение ребенка (как и на Долгиновском идоле), посреди головы которого, похоже, высечен маленький крестик.

alt

Антропоморфный каменный крест в д. Заполье Белыничского района. Фото Алексея Матеша.

alt

Каменный крест-идол в д. Данилевичи Лельчицкого района, в народе называемый каменная баба. Фото Сергея Кравчука.

Из Жабинковского ра

nlo-mir.ru

Самый древний идол - Археология - Статьи/Фото/Видео

Уникальный экспонат — деревянный истукан, на несколько тысячелетий старше египетских пирамид и даже библейской Вавилонской башни — хранится в особом зале Свердловского областного краеведческого музея.

Шигирское озеро

К западу от уральского города Невьянска, былой вотчины купцов Демидовых, тянется обширный Шигирский торфяник — болотистая луговина, в центре которой находится Шигирское озеро, постепенно зарастающее осокой. Со стародавних времён лежала эта местность нетронутой, пока в XIX веке на Урале не были открыты золотые россыпи.

В здешних краях началась «золотая лихорадка». Появились старатели и на Шигирском торфянике. Драгоценный металл находили тут под толщей торфа на глубинах до 8 м, поэтому выработки вели в открытых разрезах. Почти сразу же золотодобытчики начали находить в торфе хорошо сохранившиеся предметы из дерева, камня, глины, рогов и костей животных. Это были различные фигурки, предметы утвари, кинжалы, наконечники стрел, рыболовная снасть и т. д. На некоторых из них был нанесён сложный орнамент. Находки подобного рода исчислялись тысячами.

Уже тогда археологи заговорили о том, что в далёкой древности на месте Шигирского торфяника тянулась цепочка озёр, на берегах которых жили люди, создавшие уникальную культуру. Находки, между тем, продолжались, и самая удивительная из них была сделана 24 января 1890 года на 2-м Курьинском прииске. С 4-метровой глубины рабочие извлекли на поверхность части фигуры, высеченной когда-то из цельной лиственницы. Когда дерево очистили специальными скребками от вековой грязи, то взорам учёных предстали человеческие лица, или личины, в обрамлении затейливого орнамента. Находку назвали Большим Шигирским идолом.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ТОЛМАЧЁВА

Предпринималось несколько попыток сложить фрагменты истукана в единое целое, восстановить его первоначальный облик. Наиболее удачной и самой известной считают реконструкцию, выполненную уральским археологом В. Я. Толмачёвым в 1914 году. Сложив разрозненные части деревянной скульптуры по своей схеме, учёный определил её общую высоту — 5,3 м.

У идола имелись объёмная голова с двухсторонним изображением и длинное туловище, или тулово, в виде доски. На широких плоскостях этой доски древними мастерами были вырезаны лики, расположенные по вертикали.

Толмачёв описал пять плоских ликов — три с лицевой стороны доски и два с обратной. Каждая личина вместе с орнаментом образовывала отдельную фигуру, и все они отличались индивидуальностью. Часть изображений была выполнена в так называемом «скелетном» стиле. Внутри очертаний различались два коротких отрезка — «пятна», характерных для древних уральских изображений. Такие «пятна» могут символизировать душу либо, учитывая их левостороннее расположение, сердце. Кроме того, доску со всех четырёх сторон, в том числе, и с боков, покрывали резные орнаменты и знаки-символы.

Нижний конец скульптуры представлял собой затёсанное на конус бревно с выемкой в основании, что, скорее всего, подразумевало ноги. По всем признакам, идол не был вкопан в землю, а стоял на виду целиком, прикреплённый, видимо, к некоему ритуальному столбу.

Заслуга Толмачёва ещё и в том, что он сделал подробные зарисовки Большого идола. Это действительно огромная удача, ибо позднее одна из вставок бесценной реликвии длиной 1,93 м бесследно исчезла. До сих пор неизвестно в точности, когда именно случилась утрата. По одной версии, ещё в годы Гражданской войны, по другой, — в период Великой Отечественной, когда музею пришлось сильно потесниться, чтобы принять на временное хранение сокровища Эрмитажа.

Так или иначе, но к настоящему времени сохранилась лишь верхняя половина тулова с головой, а также нижняя часть, затёсанная на конус. Их общая высота составляет около 3,5 м.

Единственным же источником, позволяющим судить, как о пропавшей части, так и о скульптуре в её первозданном виде, является рисунок Толмачёва. Надо отметить, что талантливый уральский археолог собирался более детально изучить загадочную реликвию, но осуществить задуманное ему не довелось.

В годы Гражданской войны Толмачёв, имея статус офицера царской армии, вынужденно оказался в восточных регионах страны, откуда эмигрировал сначала в Харбин, затем в Шанхай. В Китае, несмотря на трудности быта, ему удалось продолжить занятия археологией и даже участвовать в раскопках. В 1942 году учёный вместе с женой добился советского гражданства, но умер по дороге на родину, в Китае.

Вплоть до 1997 года Большой идол хранился в запасниках музея, вызывая интерес, главным образом, учёных мужей, которые спорили о его загадках, в том числе, о возможной датировке. А затем возраст истукана решили определить с помощью метода радиоуглеродного анализа, весьма и весьма точного. Эксперимент проводили сотрудники Геологического института Российской Академии наук в Москве, а также Института истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге. Результат принёс мировую сенсацию!

Возраст Большого Шигирского идола составил 8680 лет (погрешность — 140 лет)! Деревянная скульптура оказалась древнее египетских пирамид, каменных построек майя и ацтеков!

СЕДЬМАЯ ЛИЧИНА

Каким же образом дерево, пускай и очень прочное, пережило тысячелетия? Секрет в торфе, который является идеальным консервантом. Нечего и говорить, как резко возрос после этого интерес к древнему артефакту со стороны научного сообщества!

А в своём музее Большой идол тут же стал экспонатом номер один. Для его хранения на оборонном заводе заказали особый стеклянный саркофаг. После размещения идола в витрине из неё выкачали воздух и заполнили её инертным газом. Саркофаг со специальной подсветкой установили в отдельном зале, разместив здесь же ещё около 600 экспонатов, составивших экспозицию «Шигирская кладовая».

В этот же период, в августе 2003 года, учёные обнаружили среди орнаментов идола ещё одну личину, которая отсутствовала на рисунках Толмачёва. Она находилась на оборотной стороне сохранившейся части доски и была едва намечена. При этом вместо носа у неё был сучок, что придавало ей сходство со зверем. Сучок-то Толмачёв прорисовал, а вот самой личины не заметил. Таким образом, первоначально идол имел изображения семи личин: объёмная голова, венчавшая его, и шесть плоских персонажей, по три с каждой стороны доски. Цифра же семь имела у древних сакральное значение, считалась одной из самых таинственных.

Уже в те времена люди знали, что каждая из четырёх фаз Луны делится на семь дней. Логично предположить, говорят некоторые исследователи, что Шигирское божество, с его семью личинами, олицетворяет Луну, и что орнамент, покрывающий тулово, является ни чем иным, как древнейшим лунным календарём.

ЗАГАДКИ ОРНАМЕНТА

По другой версии, в элементах геометрического орнамента идола закодировано мировоззрение наших далёких предков. Древние уральцы верили, что боги живут в волокнах лиственницы и являются хранителями человеческих душ. Лики на разных сторонах доски олицетворяют духов, принадлежавших к разным мирам: к Верхнему и Нижнему миру, к миру живых и к миру мёртвых, к мужскому и женскому началу. При этом «поэтажная» постановка фигур подчёркивает иерархию представленных образов.

Глубокий смысл заложен в каждой детали орнамента. Так, прямая линия могла означать землю, горизонт, границу между землёй и небом, между водой и небом, вообще границу между различными мирами. Волнистая линия или зигзаг символизировали водную стихию, змею, ящерицу. Кроме того, зигзаг являлся сигналом опасности. Квадрат, круг, крест, ромб изображали огонь или солнце.

Оригинальную гипотезу предложил доктор философских наук профессор В. Чудинов. Он провёл эксперимент, увеличив на компьютере изображение идола, зарисованное Толмачёвым. При этом внутри орнаментов проступили буквы и целые надписи!

Возраст Большого Шигирского идола составил 8680 лет

Анализируя их, Чудинов пришёл к выводу, что идол изображал Мару — богиню болезней и смерти, покровительницу «загробного народа», которую чтили древние уральцы. Чудинов предположил, что в седые времена истукан стоял на болоте, которое воспринималось как царство мёртвых, где безраздельной владычицей была богиня Мара. Со всей округи сюда приходили к ней на поклонение, принося дары в память об усопших, — кто фигурку, кто украшение, кто наконечник стрелы...

Именно поэтому на Шигирском торфянике было найдено так много предметов древней культуры. Паломничество специалистов со всего мира к Большому Шигирскому идолу продолжается. Несмотря на утрату важного фрагмента он всё равно остаётся крупнейшей из когда-либо найденных деревянных скульптур древности. Его загадки ещё не разгаданы до конца, и нельзя исключить, что нас ждут новые открытия и новые сенсации.

wonderwork.ucoz.com


Смотрите также