Формы древней религии. Реферат "Основные формы древних верований"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

9.4. Исторические формы религии. Формы древней религии


9.4. Исторические формы религии. Культурология: Учебник для вузов

9.4. Исторические формы религии

Древнейшие религиозные представления, как правило, именуют либо первобытными верованиями, либо первобытным комплексом, так как, во-первых, в первобытную эпоху религиозные представления только формируются, они представлены в мифологической форме, не имеют четко выраженной догматики, регламентируемого культа, оформленной социальной доктрины; во-вторых, понятие комплекса предполагает равноправие и равнозначность всех элементов, их параллельное существование и во времени, и в пространстве.

Итак, еще во времена древнего палеолита зародились следующие формы религиозных представлений (для нас важно проследить их проявления в последующих формах религии):

1. Тотемизм – представление о некоем едином для людей и растений или животных предке, о родстве между человеком, животными, растениями (например, знаменитый гороскоп кельтских жрецов-друидов, основанный на родстве человека и дерева). Тотемизм сохранился в мифологических представлениях о зооморфных божествах, животном-прародителе, в культе священных животных, в обряде причащения, символизирующем вкушение тела тотема. Первоначально тотемами считались, как правило, дикие животные – объекты охоты. Очевидно, изображение головы и лап медведя первобытными охотниками, жившими в предгорьях Урала (так называемый «звериный стиль»), или захоронения медвежьих лап и головы, открытые археологами в Западной Европе, свидетельствуют о том, что медведь был тотемным животным для людей этих племен, они почитали его не только как прародителя, но и как родственника.

2. Анимизм – одухотворение природных явлений, животных, растений, различных предметов. Первоначально духи «населяли» различные природные объекты – в каждом озере, лесу, у каждой горы был свой дух. Постепенно духи приобрели антропоморфные черты, по отношению к человеку могли, в зависимости от обстоятельств, вести себя по-доброму или, наоборот, причинять зло. Анимистические представления о духах были основой для дальнейшего формирования понятий «божество», «бог». В современных религиях результатом анимистических представлений стало своеобразное «удвоение» миров: мир земной, человеческий, несовершенный и мир божественный, который и является подлинным, настоящим.

3. Аниматизм – представление о наличии у человека своеобразного невидимого «двойника», которого потом называли «сущностью», «душой». Аниматические представления вошли во многие религии и стали основой заупокойного культа. Древние египтяне насчитывали семь таких «сущностей», которые после смерти человека продолжали свой собственный путь. Очевидно, к аниматическим корням восходят представления о возможности возвращения «души» в тело человека после его смерти, для чего необходимо было как можно дольше сохранять тело (такие примеры этнографы приводят, описывая похоронные обряды индейцев Северной Америки).

4. Фетишизм – представление об особенных свойствах предметов, способных влиять на ход событий и судьбу человека, – основа для почитания талисманов, оберегов, священных реликвий. Древнейшие фетиши были естественного происхождения – камни, деревья, водоемы, потом появились сделанные человеком предметы – талисманы, изображения духов – идолы. Пережитки фетишизма сохранились в культовой практике многих религий как поклонение священным предметам, иконам и т. д.

5. Магия – система воздействия на сверхъестественные силы, средство общения и воздействия на них. По целям магия может быть как полезная, так и вредоносная. Магические действия составляют основу религиозного культа (например, молитва – вариант вербальной магии).

В эпоху неолита, когда происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему и складывается развитая родоплеменная организация, старые культы претерпевают трансформацию:

1. Тотемизм проявляется в культе домашних животных, а также в появлении в мифологии зооморфных духов и божеств.

2. Анимизм претерпевает эволюцию в сторону культа могущественных божеств – покровителей сил природы или людских занятий.

3. Природные фетиши заменяются искусственными – идолами, амулетами.

4. Для проведения магических действий выделяются харизматические (от греч. «харизма» – милость, божественный дар) лидеры – шаманы и колдуны, деятельность которых основана на особой психотехнике, умении входить в состояние транса, когда создавалось впечатление, что шаман общается с невидимыми для остальных духами.

5. Возникают новые культы, которые являются отражением тех изменений, которые произошли в хозяйстве и социально-политической сфере. Это культ плодородия и связанный с ним солярный культ, культ племенного вождя, которому тоже приписываются харизматические черты, культ предков.

Одновременно со становлением древних цивилизаций складываются и древнейшие религиозные системы, для которых характерна четкая структура и взаимосвязь всех элементов религии. В целом для этих систем характерны следующие черты:

– строгая иерархия всех элементов; структурообразующим элементом системы является наличие пантеона божеств, пришедших на смену представлениям об отдельных духах природы. Постепенно эта политеистическая система эволюционирует в сторону дуализма (примером может служить учение зороастризма о двух «равноправных» божествах, одно из которых олицетворяет свет и добро, а второе – тьму и зло), а со временем и монотеизма (единобожия). Одной из первых форм монотеистической религии должен был стать культ Солнечного бога Амона, установленный в результате религиозной реформы в Древнем Египте, но традиционно древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до наших дней, считается иудаизм;

– первобытные представления (тотемистические, фетишистские) включаются в виде отдельных элементов в учения, возникшие в древности, а также сохраняются на уровне обыденных стереотипов;

– постепенное «удвоение» мира. Если в древнейшей мифологической картине мира и люди, и духи живут в одних пространственно-временных измерениях, то уже в древних религиях появляется разделение миров на земной, человеческий, и божественный, небесный;

– появляется идея нравственного выбора – человек сам решает, кому служить – злу или добру (очень ярко эта идея представлена в этике зороастризма), но за свой выбор он должен нести ответственность. Эта ответственность может наступить не в земной жизни, а после перехода из бренного земного мира в загробный. Так постепенно формируется представление о загробном суде и загробном воздаянии. В зависимости от нравственного выбора душа человека после смерти получает вечное блаженство или вечные мучения. Так постепенно формируются представления об Аде и Рае;

– развивается и усложняется мифология, появляются четко сформулированные догматические положения, записываются первые сакральные тексты, такие, как Книга пирамид в Египте, Авеста в Персии, Ветхий Завет в Восточном Средиземноморье;

– складывается особый социальный слой – жречество. В отличие от шаманов и колдунов – харизматических лидеров – жрецы являлись профессиональными организаторами и исполнителями религиозных ритуалов и обрядов; в обществе они объединялись в особые кланы, или коллегии, которые часто включались в систему государственного управления, когда жрецы (например, в Древнем Египте) исполняли ряд функций государственных чиновников.

Из многообразия религиозных учений принято выделять особый тип религий, достаточно условно называемых мировыми религиями. Традиционно к ним относят буддизм, христианство, ислам. Мировыми их называют из-за широкого распространения по всему миру, однако очевидно, что большое число приверженцев этих учений всего лишь следствие, а не причина популярности этих религий. Причины же достаточно быстрого распространения именно этих конфессий следует искать в самих вероучениях. В мировые эти религии превратились благодаря следующим особенностям:

– они формируются в переломные, кризисные эпохи, предлагая решения уже назревших проблем. Буддизм должен был преодолеть политическую, этническую и кастовую разобщенность, а также разрешить ряд философских вопросов, сложившихся в различных школах Древней Индии. Перед христианством стояла задача найти пути выхода из политического и нравственного кризиса в Риме, а ислам должен был стать идеологией зарождающегося арабского государства;

– большую роль во всех этих религиях играет харизматическая фигура основателя, таковыми являлись и Будда, и Христос, и Мухаммад;

– в учениях мировых религий имеется обоснование социального и этнического равноправия, эта интернациональность способствовала быстрому распространению буддизма, христианства и ислама среди разных народов и представителей разных классов;

– особое внимание во всех этих учениях уделяется нравственному аспекту, что делает их очень привлекательными в те периоды времени, когда кризисное состояние морали заставляло искать новые ценности и нормы.

Следует отметить, что список мировых религий не сводится только к трем – буддизму, христианству и исламу. Мировой религией мог стать зороастризм, основа для этого содержалась в его вероучении, так как приверженцем этой религии мог стать любой человек, независимо от национальной и социальной принадлежности, который признавал служение божеству Ахурамазде. Неблагоприятно сложившиеся исторические обстоятельства, прежде всего войны, которые ограничили распространение этого учения, помешали превращению зороастризма в мировую религию. Тенденцию к превращению в мировую религию проявляют в своем развитии религии, считавшиеся в большей степени национальными, например иудаизм. Кроме того, следует учитывать, что те учения, которые складываются в современном мире, изначально содержат все черты, характерные для мировых религий (это присуще подавляющему большинству так называемых нетрадиционных религий).

Основы вероучения буддизма

Первой религией, которая развивалась как мировая, стал буддизм.

Буддизм возник в VI веке до н. э. в Индии, которая представляла собой объединение различных небольших государств. В I тыс. до н. э. в индийской культуре сложилось несколько философских школ, их учения во многом предопределили буддийскую картину мира и этику. В биографии основателя этого учения Сиддхартхи Гаутамы говорится, что прежде, чем он достиг «просветления» и стал Буддой, он учился у представителей разных философских школ. Характерным для древнеиндийской культуры было уважение к различным взглядам и учениям, особого внимания заслуживал личный духовный путь, пройденный человеком. Из добуддийской философии пришло учение о том, что соединение нематериальных частиц – дхарм и их разъединение составляют различные формы жизни. Каждое новое перерождение происходит по закону о воздаянии – карме. Чувственный мир – сансара, подобно колесу, бесконечно вращается, повинуясь этому закону. Когда Сиддхартха Гаутама достиг «просветления» и стал Буддой, ему открылись «четыре благородные истины», ставшие основой его учения:

1. Жизнь есть страдание. Следует отметить, что под «страданием» понималась вообще всякая привязанность к жизни. Следует заметить, что перевод санскритского слова «дукха» не вполне тождествен русскому слову «страдание», так как в русском языке оно означает сильные отрицательные переживания, как душевные, так и телесные. «Страдание» в буддизме – вообще всякое эмоциональное проявление. Так как это характерно для всех живых существ, то все люди равно подвержены «страданию».

2. Источник страданий – наши желания. Стремления человека достичь как можно большего в земной жизни и добиться счастливой вечной жизни только увеличивают привязанность к этому миру, а значит, увеличивают страдания.

Первые две истины по своей сути совсем не религиозны и ничего нового по сравнению с древними учениями не содержат. Религией нового типа буддизм делает третья «благородная» истина:

3. Страдания можно прекратить. Целью является не счастливая вечная жизнь, а полное избавление от нее, достижение нирваны, т. е. пробуждения сознания и прекращения цепи перерождений – сансары.

4. Путь прекращения страданий – «Восьмеричный благородный путь», т. е. восемь правил достижения нирваны. Особо следует отметить «правильное поведение» – основу буддийской морали: 1). Не лишать жизни ни одно живое существо. 2). Не брать чужого. 3). Не говорить неправду (не говорить ни о ком плохо, даже если это правдивые сведения, вообще лучше меньше говорить и больше молчать). 4). Соблюдать супружескую верность (вообще отношения между мужчиной и женщиной должны преследовать только одну цель – продолжение рода). 5). Не дурманить сознание никакими средствами и снадобьями.

Начиная с III века до н. э. буддизм распространяется в Юго-Восточной Азии, в Китае, позднее в Японии и на Тибете. В каждом регионе учение буддизма приобретает свои особенности. С VII века начинается формирование школы ламаизма. В ламаизме происходит оформление буддизма в религиозную систему. Сохраняя все основные догматы, это учение особую роль отводит ламам – монахам, с помощью которых человек достигает спасения. Значительное место в достижении этой цели в ламаизме отводится культовой практике – обрядам и праздничным церемониям.

Основы христианского учения

Самой распространенной и многочисленной из мировых религий является христианство.

Христианство сложилось две тысячи лет назад на территории Римской империи. Зародившись в ее восточных провинциях, оно быстро завоевало и население самого Рима. Идеи раннего христианства давали всем жителям римских провинций утешение и надежду. Римляне, жестоко преследовавшие первых христиан, постепенно сами восприняли идею Мессии, видя в ней выход из нравственного распада, поразившего Рим. Уже в IV веке христианство становится государственной религией в Риме, приобретает четко оформленную церковную организацию и канонизированные догматы.

Основу христианского вероучения составляет Символ веры, основные положения которого сводятся к следующим:

1. Монотеизм – Бог един в трех ипостасях: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Бог – абсолютный совершенный Дух, абсолютный Разум и Всемогущество, абсолютная Благость и Любовь.

2. Абсолютная ценность человеческой личности как бессмертного, духовного существа. Равенство всех людей в отношении к Богу – все равно любимы им.

3. Учение о Богочеловеке – в Иисусе Христе воплощены два совершенства: божественное и человеческое.

4. Идея Боговоплощения, цель которого – спасение.

5. Учение об Искуплении, которое носит нравственный и всеобщий характер.

6. Догмат о Воскресении.

7. Учение о Святости Церкви.

Христианская церковь не сохранила своего единства. В XI веке произошел раскол христианства на католицизм и православие, с XVI века существует третье христианское направление – протестантизм.

Принципиальную разницу между этими направлениями определяет расхождение в понимании основного христианского догмата – учения о трех божественных ипостасях.

В основе вероучения католицизма находится Священное Писание (Библия) и Священное Предание, к которому относятся материалы всех Вселенских соборов, а также труды Римских Пап. К Символу веры католики добавили положение об исхождении Духа Святого не только от Бога Отца, но и Бога Сына тоже (латинское слово filioque – и от Сына). Особое место в католицизме занимает культ Девы Марии, приняты догматы о непорочном зачатии Марии и ее телесном вознесении. Католицизм сохранил единую централизованную организацию во главе с Папой Римским. Священник в католицизме считается исполняющим особую миссию по наделению мирян божественной благодатью, поэтому Папа почитается как наместник Бога на Земле.

Православие сохранило Символ веры без изменений, признавая исхождение Духа Святого только от Бога Отца. В основе православного вероучения – Священное Писание (Библия) и Священное Предание, к которому относят постановления первых семи Вселенских соборов и труды Отцов Церкви, живших во II–VII веках. Этика православия предполагает подтверждение веры через милосердие. В современном мире православие не сохранило своего единства, разделившись на полтора десятка самостоятельных церквей.

Протестантизм основывается исключительно на текстах Библии, признавая основные положения христианства, вводит догмат о том, что спасение достигается личной верой, и принцип всеобщего священства. Современный протестантизм объединяет достаточно большое число самостоятельных организаций.

Основы вероучения ислама

В VII веке на Аравийском полуострове происходит становление ислама. Это учение изначально формируется НС КЭ.К философия, а как свод правил и норм повседневной, политической и экономической жизни, поэтому в исламе большое место уделяется экономическим проектам, юридическим нормам, политическим программам, а также существует жесткая регламентация всех сфер бытового поведения.

1. Необходимо исповедовать строгий монотеизм. Отсюда знаменитая формула, являющаяся основой ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха». Бог – творец и управитель Вселенной.

2. Признание божественного предопределения. Все в мире происходит только по воле Аллаха. Все люди равны в возможности следовать предначертанному свыше пути.

3. Вера в пророчество Мухаммада, которому было дано Откровение.

4. Ожидание Воскресения, Судного дня и загробного воздаяния.

5. Вера в святость Корана как воплощения Бога. В отличие от христианства, где Бог воплощается в Сыне Человеческом, в исламе бог воплощен в слове Корана.

Мораль ислама опирается на нормы, которые предписывают, что мусульманин обязан делать, что возможно, что нежелательно и что запрещено. Обязанности определяются пятью «столпами ислама»:

1. Исповедование веры в единство Аллаха и пророчество Мухаммада.

2. Сотворение молитвы пять раз в день.

3. Соблюдение поста.

4. Уплата обязательного налога и раздача милостыни неимущим.

5. Паломничество к святым местам.

Основой жизни всего исламского мира являются правила шариата, которые опираются на Коран и Сунну – сборник изречений Пророка. В соответствии с нормами шариата строится исламская государственность и экономика.

Особую группу составляют так называемые нетрадиционные религии. При всем их многообразии, различных источниках происхождения, разнице в вероучениях и обрядовых формах для них характерны следующие черты:

1. Наличие определенного социального протеста, что делает эти учения привлекательными для молодежи (например, движение «христианских хиппи» в середине XX века).

2. Явная оппозиция ортодоксальным традиционным религиям. Для западного мира такой традиционной религией является христианство, и учения, которые вполне традиционны для культуры Востока, например дзен-буддизм, на Западе воспринимаются как нетрадиционная альтернатива христианству;

3. Синкретизм, т. е. соединение разнородных вероучительных и культовых элементов, принадлежащих разным религиозным направлениям.

4. Обещание личного спасения в земной жизни, а не вечного блаженства после смерти.

Численность современных религий. Самой многочисленной на Земле религией является христианство. Его исповедуют 33 % населения планеты. Около 20 % населения Земли – мусульмане, но следует учитывать, что число сторонников ислама растет быстрее, чем число христиан. 6 % земного населения – буддисты, около 13 % – нерелигиозные люди.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Реферат "Основные формы древних верований"

Профессиональная переподготовка

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ:

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Реферат по дисциплине

«Основы мировых религиозных культур»

на тему

«Основные формы древних верований»

Выполнил: слушатель курсов Бородулина А.А.,

учитель МБОУ СОШ №14 г. Сергиева Посада

Сергиев Посад

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………….с. 3

I. Возникновение и развитие религий…………………………….с. 4-5

II. Типология религий……………………………………………...с. 6-7

III. Формы древних верований…………………………………….с. 8-11

2.1. Анимизм………………………………………………….с. 8-9

2.2 Тотемизм…………………………………………………..с. 9-10

2.3 Фетишизм………………………………………………….с. 10

2.4 Магия и шаманизм………………………………………..с. 11

Заключение……………………………………………………………с. 12

Список литературы…………………………………………………..с. 13

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Один из центральных вопросов религиоведения - вопрос о происхождении религии. Религия, как и другие духовные новообразования далеких времен, - порождение становления культуры человечества, отражение общественных, семейных и производственных отношений, находящихся только на стадии своего формирования. Человек только начинал познавать мир, а его психика, чувства, разум и знания лишь начинали формироваться. Верования окутывали человека паутиной иллюзий, искажали его восприятие фантастическими мифами и магией, заставляли его создавать все более вычурные и сложные конструкции мироздания, загробного существования и т.д. Религия, укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, становилась частью культуры народа, страны или многих стран, и приобретала определённые социально-политические и культурно-этические функции.

Вопросы о том, что такое религия, как она возникла и в чем ее смысл уже долго будоражат умы различных ученых. Вклад в учение о происхождении религии и в исследование ее ранних форм внесли Ш. Де Бросс, Э.Б. Тефлор, М.Мюллер, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Л. Штернберг, С. Токарев, Ю. Францев, И. Крывелев и другие.

В наши дни считать себя человеком верующим, но не всегда таким являясь, означает идти в ногу со временем. Между тем, далеко не все наши современники знают не только о религии своего народа, но и о других религиях мира и тем более древних религиях. Однако, знание прошлого необходимо для понимания настоящего и будущего. Человек, не знающий своей истории, не имеет и будущего.

Цель работы: узнать, как появилась религия и изучить основные формы древних верований.

Методы, используемые в работе: анализ, классификация, обобщение.

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИЙ

Прежде всего, стоит определить, что же это такое – религия, и как она появилась. Очень давно люди начали задумываться над тем, что невозможно объяснить только земным опытом. Откуда произошли люди? Что происходит посе смерти? Кто создал деревья, горы и моря? К сожалению, эти и многие другие вопросы оставались без ответа.

Постепенно ответы были найдены в одушевлении и поклонении явлениям, объектам ландшафта, животныи и растениям. Этот подход отличает все древние религии.

infourok.ru

Ранние формы религии - Основы культурологии Библиотека русских учебников

К ранних форм религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, рильницький культ, шаманство, анимизм и культ предков

. Магия (от древнегреческого - ворожба) - вера в существование сверхъестественных средств воздействия на окружающий мир, это система приемов, основанных на вере в возможность заставить сверхъестественные силы осуществить желаемое. Ин. Другими словами, это совокупность действий, обрядов и церемоний, связанных с верой в сверхъестественные сущности и с верой в возможность влиять на эти сущности, а с их помощью - и на ход событий в реальном мире. Магия создает впечатление, что человек можете изменить реальность не только своим трудом, то есть естественным способом, но и особыми символическими действиями, обрядами и ритуалами, т.е. сверхъестественным путем

. Фетишизм (от португальского - вещь для колдовства; фетиш означает талисман, амулет) - вера в существование сверхъестественных свойств в материальных предметов, поклонение предметам ближайшего окружения человека (как правило, неодушевленным). К реальной пользы предметам добавляются их"потусторонние"свойства быть помощниками и защитниками людей сравнению с магией фетишизм является более сложной формой религии. Если магия усиливала веру в возможность влияния человека на природу, то фетишизм наделял сверхъестественными качествами еще и определенные матер иально объектальні об'єкти.

. Тотемизм (на языке одного из индейских племен"тотем"- его род) - вера в сверхъестественную родство человеческих коллективов с определенными видами животных, растений или явлений. Тотемизм - это порождение присущего мифологической и сознания антропоморфизма, т.е. очеловечивание окружающего мира, наделение его человекоподобными чертами. Наш древний предок не выделял себя из окружающего мира, он чувствовалін відчував кровное родство с ним. Главными объектами поклонения были тотемные духи им приносили жертвы, для них танцевали, пели, чествовали их изображения. Убивать и съедать тотем можно было только при условии соблюдения определенных религиозных процедур - ритуалов и обрядов. Тотемистические элементы вошли в состав всех современных религий; особенно ощутимым является влияние тотемизма в индуизме

. Рильницький культ - поклонение двойникам тех факторов природы, которые влияют на урожаи

. Шаманство - вера в возможность общения человека с духом, которая доступна древним профессиональным служителям культа - шаманам, которые способны приводить себя в экстатическое состояние (Эвенкийский язык"шаман"означает"неистовое витой") и выступать якобы в ролиупати нібито в ролі посредника между человеком и духами

. Анимизм (от лат anima - душа) - вера в существование у материальных объектов и процессов сверхъестественных двойников, т.е. это вера в душу и духов человеческого тела, животных, орудий труда, войны, болезни и т.д. анимистических ни представления предполагают существование души как внутреннего источника деятельности всех живых существ, своеобразного внутреннего двигателя. У многих народов главными двойниками, которых больше уважали первоначальные анимисты, былили души умерших

От анимизма уже совсем недалеко до вероучений эпохи цивилизации. На этом пути у всех народов был еще одну ступень - культ предков. Он составляется на основе погребальных обрядов и веры в посмертное иснув ния дууш.

Необходимость объяснения различных явлений природы и общественной жизни привела к появлению мифологии о которой уже говорилось в теме"Первобытная культура"

С распадом родовых отношений, усилением социального расслоения и резким возрастанием роли племенной знати на место культа предков приходит культ вождей - мифических родоначальников, чьи души возносятся ся над душами других сородичей. От поклонения родоначальникам и вождям племен, которых мифологическое сознание единоплеменников наделяет легендарными качествами и умением творить чудеса, совсем недалеко до ид еи божеств - особо мощных существ, возвышающиеся над душами и духами и осуществляют чудеса не эпизодически, а постоянно. Когда процессы преобразования архаического общества в раннеклассовом и формирования ин титут государства углубились еще больше, предки получили исключительное значение для освящения (легитимизации) власть правителяля.

Переход к земледелию и скотоводству - важнейшая веха в истории человечества - привел к возникновению более сложных религиозных представлений, появление новых и осложнения старых религиозных обрядов и праздников. Пок клониння духам в образах животных постепенно вытесняется антропоморфизмом т.е. представлением о том, что духи имеют человеческий вид. С упадком первобытной общины и расслоением общества из многочисленного сонма духов выделяются мощные представители сверхъестественного мира - боги. Постепенно складывается пантеон в котором в своеобразной форме отображается земная социальная иерархия. Особое место занимает бог-покровитель мощного племени в союзе племен

Со временем религия используется также для укрепления влияния родовой верхушки - вождей, старейшин - на рядовых членов рода. Создается институт жрецов, то есть профессиональных священнослужителей, которые руководили ли религиозными церемониями и празднованиями и совершали жертвоприношения в честь. Богив.

Богословы называют ранние верования язычеством, т.е. религиями ложными, такими, что не знают истинного. Бога. Для поздних родоплеменных верований характерно многобожие - политеизм. Но язычество разных этносов составило туу исходную основу с которой родились древние религии цивилизованного мира, в которых идея бога занимает центральное место. С возникновением классового общества и образованием государств формируются национальные религии. В ее лоне в некоторых этносов многобожие вытесняетсяя монотеизмом - верой в единого. Бога-Творца, а некоторые национальные религии распространяются среди многих народов и становятся мировыми

uchebnikirus.com


Смотрите также