Финансы древнего китая. 2.1.5. Экономические взгляды мыслителей Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Финансы древнего китая


Древний Китай

Финансы Древний Китай

просмотров - 20

Древняя Индия

Древний Египет

Развитие представлений о финансах

Тема 2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.

Выработка понятий финансовой науки

Научные абстракции – обобщённые понятия, вырабатываемые людьми путём мышления, отвлечённые от непосредственной конкретности изучаемого явления.

Основные методы научного познания:

Ø Анализ и синтез

Ø Количественный и качественный анализ

Ø Единство исторического и логического

«Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» (ок. 1710-1560 гᴦ. до н.э.)

«Папирус Вильбурга» (1158 ᴦ. до н.э.) – в данном произведении восхвалялась должность писца.

«Артхашастра» (Каутильи) – 1 в. н. э.

«Шастра» - наука. «Артха» - материальная выгода, польза.

Трактат состоит из 15 книᴦ.

Приписывается советнику Каутилье (4 в. до н.э.)

Основная идея – главная цель государства – пополнения казны.

Налоги рассматривались как содержания, даваемое радже (госчиновнику) – вознаграждение за то, что он охраняет страну от внешних опасностей и внутренних смут.

Сельскохозяйственный налог составлял 1/6 урожая.

В Древней Индии большая часть податей собиралась не деньгами, а продуктами. Деятельность администрации рассматривалась только с той точки зрения, какие доходы могут и должны быть использованы при формировании казны: различные поборы, обвинœения в адрес богатых людей и последующее изъятие их имущества, введение добровольных взносов в казну, предлагалось почаще менять чиновников, чтобы они не освоили всœе способы казнокрадства.

Трактат «Гуань-цзы» (4 в. н.э.)

Главная мысль – рекомендация установления уровня налогообложения исходя из качества земли, а количественной нормы повинности – исходя из конкретной ситуации в стране. Обоснование возможности построения государственных финансов без использования прямых налогов, их предлагалось заменить прибылью от эксплуатации природных ресурсов и надбавками к цене соли и желœеза.

Основная задача государства – регулирование цен по всœей стране.

Читайте также

  • - Суньцзы. Искусство войны. Древний Китай (ок. 500 г. до н.э.).

    Система статусов Для того чтобы глубже понять содержание статуса и существо складывающейся в обществе системы статусов, приведем два примера «Гусарская баллада». Спасенный Шурочкой Азаровой адъютант требует от Кутузова наградить юного корнета: «Ужель совсем не... [читать подробенее]

  • - Древний Китай.

    Древняя Индия. Индия и Китай. Лекция 2.3Помимо Ближнего Востока, важнейшими регионами восточной цивилизации являются Индия и Китай – наиболее густо населенные страны планеты, тысячелетиями варившиеся в собственном соку, но одновременно оказывавшие громадное... [читать подробенее]

  • - ДРЕВНИЙ КИТАЙ

    История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии: 1)Шан (Инь) - XVIII-XII вв. до н.э.; 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э.; 3)Цинь - 221 г. до н.э. - 207 г. до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс... [читать подробенее]

  • - Древний Китай. Конфуцианство и легизм - традиционное и рациональное в государственном строе

    История государства и права Древнего Китая представляет особый интерес резким противостоянием двух идеологических направлений в государственности - конфуцианства и легизма, где вырисовывается роль стихийного, традиционного и рассудочного (осознанно направляемого) в... [читать подробенее]

  • - Древний Китай

    Китай - это многонациональная страна с древнейшей культурой. Она имеет свою многовековую историю и блестящие традиции в культуре, в том числе и музыкальной. Роль китайской культуры для народов Азии можно сравнить с ролью античной Греции для народов Европы. Китайская... [читать подробенее]

  • - Древний Китай

    По словам фр.историка, антрополога права Н.Рулана, «история права в Китае это в значительной степени история его отсутствия или ограничения». В Китае право никогда не связывалось с тем, что правильно или справедливо. Оно носило репрессивный характер. Сам термин «Фа» (права)... [читать подробенее]

  • - Древний Китай: формирование основ государства и общества

    В отличие от Индии Китай – страна истории. Начиная с глубокой древности умелые и старательные грамотеи-летописцы фиксировали на гадательных костях и панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило вокруг... [читать подробенее]

  • - ДРЕВНИЙ КИТАЙ

    АРХАИЧЕСКИЙ КИТАЙ Неолитическая эпоха(нижняя временная граница датируется 6 – сер. 5 тыс. до н.э.) представлена керамическими изделиями, которые достаточно широко варьируются по функциям (хозяйственная, столовая, погребальная утварь) и внешним характеристикам. ... [читать подробенее]

  • - Древний Китай. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае

    2. Древнекитайские школы. 3. Содержание и принципы обучения. 4. Особенности образования в Ханьскую эпоху. 5. Идеи Конфуция в области образования. 1. Наиболее обстоятельным источником по системе обучения в Китае является "Ли цзи" - книга о ритуале и обычаях,... [читать подробенее]

  • - ДРЕВНИЙ КИТАЙ.

    ЛЕКЦИЯ № 8 Древний Китай.... С незапамятных времен земля там желта, как и воды великой реки Хуанхэ, что в переводе с китайского означает - Желтая (лесс придает ее водам желтый оттенок). Сидя на ее берегу, богиня Нюйва лепила человечков из желтой глины. Они выскальзывали из... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Экономическая мысль в Древнем Китае.

    Ответы. История экономических учений

    Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке. Древний Китай и Вавилония.

    Особенность развития цивилизаций Древнего Востока — масштабные хозяйственные функции государства, например постройка пирамид или ирригационной системы.

    Древний Египет

    Об экономическом развитии Древнего Египта нам известно не так много, как хотелось бы. По большому счету до наших дней сохранились лишь два документа о тех временах: «Поучение герак- леопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.) и «Речение Ипуреса» (XVIII в. до н. э.).

    В первом документе говорится о том, что царь оставляет своему сыну правила управления государством. В те времена для царей было важно освоить какое-нибудь искусство, а еще лучше — несколько из них. Царь как бы завещает своему сыну овладеть наукой правильного управления хозяйством и государством в целом, поскольку это так же важно, как самый высокий уровень мастерства в каком-либо искусстве.

    Второй документ дает нам понять, что уже тогда цари старались не допускать бесконтрольности в росте процентов и ссудных операций, а также образования долгового рабства с той целью, чтобы не происходило расслоения в обществе, которое впоследствии могло бы привести к гражданской войне. Цари понимали, что гражданская война вызовет еще больший упадок страны в целом, а также приведет к обнищанию крестьян. Поскольку они будут считать, что терять им практически нечего, кроме жизни, то истребят последнее, что у них есть.

    Вавилония

    Вавилония — это древневосточное государство, которое располагалось в долине между реками Тигр и Евфрат. Из этого государства до нас дошли так называемые законы царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.). В истории их чаще всего называют кодексом законов, который использовался уже в XVIII в. до н. э. Нарушение законов, которые были записаны в этом кодексе, могло повлечь за собой строгие наказания: экономическую, уголовную ответственность, смертную казнь. Также были очень распространены адми­нистративные наказания. Некоторые из законов выглядели приблизительно так.

    1. Самый большой процент по денежной сумме — 20%, а по натуральной немного больше — 33%.

    2. Тот, кто посягнул на чужую собственность, даже на раба, сам может стать рабом или быть осужденным на смертную казнь.

    3. Если царские воины или граждане Вавилона несвоевременно платили налоги, по новому закону их лишали земельных наделов.

    4. Если кто-то попадал в долговое рабство, то не мог быть оставлен в рабах дольше, чем на три года, а после отбывания наказания в качестве раба долг прощали.

     

    Из подобных примеров возможно увидеть, что уже в очень древних странах, существовавших еще до нашей эры, уже начинали появляться первые «ростки» экономической мысли и законов об устройстве этого общества. Хотя в каждой цивилизации были свои нюансы, но в общих чертах их развитие совпадало, пусть даже одни цивилизации опережали в развитии другие.

    Экономическая мысль Древней Индии.

    Экономическая мысль в Древней Индии возникла в IV-III вв. до н. э. Она представлена сборником древних молитв под названием «Веды», законами Ману и трактатом – «Артхашастра». В «Ведах» отразились экономические воззрения периода общинного строя и начала формирования рабовладельческих отношений. В них группировка людей осуществлялась исходя из принадлежности человека к касте. Законы Ману являлись сводом благочестивых предписаний. Они санкционировали рабство, предусматривали случаи превращения свободного человека в раба, отрицали право последнего на собственность и допускали долговое рабство. Однако для индийских мыслителей характерно своеобразное понимание этого явления, которое состояло в объявлении рабов коллективным достоянием высших каст, что позволяло признавать нормой коллективное рабовладение.

    Трактат «Артхашастра» (321-297 гг. до н. э.), автором которого предположительно является индийский брахман Каутилья, представляет собой свод правил, адресованных царям и правителям, которые они должны использовать в государственной деятельности. В целом «Артхашастра» это учение о доходе, о пользе или выгоде, в котором обосновывалась необходимость укрепления рабовладельческого государства. Поэтому в трактате допускалось самое широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Например, в сфере внутренней торговли предполагалось осуществлять контроль над ценами. Для этого рыночные надзиратели с помощью экспертов должны устанавливать «справедливую цену» товара. А «справедливая цена» определялась на основе размера получаемой прибыли. Для местных товаров прибыль устанавливалась в размере 5%, для иностранных товаров 10%. Уделялось внимание и контролю качества продаваемых товаров. За продажу плохого товара в трактате предлагалось взимать штраф равный восьмикратной его стоимости. В сфере финансов для пополнения государственной казны обосновывалась необходимость применять различные виды налогов, сборов.

    Например, рекомендовалось взимать в казну взносы по случаю торжественных событий в царской семье. Более того, можно было устраивать фальшивые чудеса в храмах и собирать затем деньги с доверчивых паломников. В то же время рекомендовалось предоставлять налоговые скидки с целью поощрения предприимчивости тех, кто возделывал целину, восстанавливал заброшенные оросительные сооружения и др. Одновременно предлагались и широкие меры по борьбе с казнокрадством. Сводились они к следующему. Во-первых, за каждым чиновником должен был следить другой чиновник. Во-вторых, велась слежка за ними при помощи тайных агентов и платных осведомителей. В-третьих, чиновников меняли часто, чтобы они не освоили способы злоупотреблений и не обзавелись собственной кликой. В-четвертых, прибегали к косвенным доказательствам, когда, например, жалование чиновника не соответствовало роскоши его жизни.

    Экономическая мысль в Древнем Китае.

    Экономическая мысль Древнего Китая явилась наиболее зрелой в истории Древнего Востока. Центральная фигура в древнекитайской экономической мысли — Конфуций (551-479 гг. до н. э.), автор работы «Беседы и суждения». Основные идеи его работы следующие:

    - признавалась коллективная собственность крестьянской общины и частное владение потомственной аристократии;

    - обосновывалась необходимость государственной защиты экономического благополучия родовой знати;

    - труд приумножает богатство народа и государства;

    - образованный правитель является гарантом равномерного распределения богатства в обществе.

    Главный вывод Конфуция — в государстве будет достаток, если умело хозяйствовать при соблюдении умеренности в расходах. Это касается как государства, так и отдельных его граждан. Так, государю надлежит соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях. Народу же не надо стремиться к насыщению, в жилище не искать комфорта, но при этом быть быстрым и деятельным.

    Против общинных иллюзий выступали разные экономические течения Древнего Китая (одно из них возглавлял Шан-ян), которые отвергали систему уравнительного землепользования, выступали за частную собственность на землю, сильное государство, накопление богатства в казне путем развития, главным образом, земледелия и военного дела. В IV-III вв. до н. э. получили распространение идеи трактата «Гуань-цзы». Главные из них заключались в следующем:

    - золото и жемчуг не являются исключительным богатством, а выступают материальными благами;

    - подчеркивается необходимость стабильного развития экономики, под которой, прежде всего, понимается регулирование цен на хлеб: в урожайные годы государство должно закупать зерно, чтобы поддержать цены и не дать им низко упасть, в неурожайные годы, наоборот, — распродавать зерно из своих амбаров, чтобы не дать ценам расти;

    - расширение функций государства объяснялось необходимостью создания ирригационных систем, строительство которых было возможно только с помощью государственной поддержки;

    - отвергались прямые налоги как вредные для экономической жизни и вместо них предлагалось ввести надбавки к цене соли и железа, на которые должна быть установлена государственная монополия.

    stydopedia.ru

    2.1.5. Экономические взгляды мыслителей Древнего Китая

    Базилевич. История экономических учений (2005)

    В Древнем Китае мы находим високорозвине не общественное управление, занятое аграрными, коммерческими и финансовыми вопросами. Эти вопросы затрагиваются в основном с этических позиций в китайской классической литературе, которая дошла до нас.И. ШумпетерСвоеобразие экономической мысли Древнего Китая неотделима от самобытности древнекитайской цивилизации как одного из ранних центров мировой культуры. Главные течения общественной мысли Древнего Китая сформировались в VI-III вв. до н.э. Конфуцианство, легизм, даосизм, моизм протяжении веков вели острую полемику с многих философских и экономических проблем. г Определяющее влияние на экономическую мысль Древнего Китая произвело конфуцианство - учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551-479 pp. до н.э.). Основные его постулаты были систематизированы учениками Конфуция в сборнике "Лунь юй" ("Беседы и суждения"), датированной V в. до н.э. Социально-экономическая концепция конфуцианства базируется на учении о естественном праве, согласно которому в основе общественного устройства лежит божественная воля. По Конфуцием, Бог является первопричиной мира, но он не вмешивается в явления общественной жизни, которые познаются человеческим разумом (дар Божий) и составляют естественное право.Конфуций: Оправдывал сословное деление общества, существование рабства и строгую социальную иерархию как вечные и неизменные явления, установленные Богом и природой. Умственный труд он считал удачей "высших" состояний, а физическую-судьбой "низших" слоев, основную массу которых составляли рабы. Согласно конфуцианством каждый человек должен знать свое место в общественной жизни, в соответствии с порядком, установленным Небом: "Царь должен быть царем, подданный-подданным, отец - отцом, а сын - сыном". В основе морально-этического учения Конфуция лежит идея культуры, человечности, доброты, первоначально заложенных в каждом человеке, установление таких межличностных отношений, которые бы не вызывали нежелательных впечатлений и эмоций. Золотым для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н.э.). Одновременно современность он характеризовал как царство хаоса, бесконечных междоусобиц и мятежей. Поэтому мыслитель делал вывод о необходимости новой моральной философии, основанной на категориях "жень" (человечности, любви к человеку), "и" (верности долгу, справедливости), "сяо" (сыновней почтительности), "Куань" (великодушия) . Идеал человека в конфуцианстве - законопослушный гражданин, которого не нужно заставить подчиняться власти. Мудрый правитель, по мнению Конфуция, должен управлять народом посредством воспитания у подданных благоговения перед "ритуалом" ("ли"), то есть моральным законом.) Сформулировал патриархально-папгерналистську концепцию государства як"Большой семьи", управляемой "сыном Неба" - правителем, который должен быть "отцом нации", высоконравственной и образованной личностью, способной реально влиять на равноправный распределение созданного в обществе багатства.Большое внимание уделял социально-экономическим аспектам государственного управления: заботе о народном благосостоянии, обеспечения социальной стабильности, привлечение населения к общественным работам и т.д.. Связывая процветания государства с богатством народа, мыслитель призывал управлять государством на основе благотворительности, высоконравственного поведения, не обременяя население тяжелыми налогами и повинностями.Видел общественный идеал в прошлом, утверждая, что совершенные правила существовали только в глубокой древности. Конфуций идеализировал старину, обосновывая консерватизм общественного устройства и старые патриархальные порядки.Я передаю, но не создаю, я верю в древности и люблю ии.Главное внимание уделял морально-этическим нормам и программе нравственного совершенствования человека. По мнению мыслителя, совершенная личность живет по канонам древних традиций, уважает власть, является скромной, справедливой, непритязательной в быту. Конфуцианство не осуждало стремление человека к обогащению в условиях честных путей его здобуття.Князь великий с княжества Эти спросил Конфуция о том, в чем суть управления государством. Конфуций ответил: -Пусть будет царь царем, слуга - слугой, отец - отцом, а сын-сином.Цигун спросил: Найдешь одно слово, которому можно было бы следовать всю жизнь? Учитель ответил: Не таким является сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и иншим.Конфуций. АфоризмиДальнейшее развитие идеи конфуцианства получили в трудах Мэн-цзы (372 - 289 pp. До н.э.) и Сюнь-цзы (313-238 pp. До н.э.). В центре внимания этих мыслителей Древнего Китая были проблемы обеспечения социального согласия в обществе и стабильности централизованной влади.Как и Конфуций, Мэн-цзы обосновывал "естественное" происхождение общественных отношений господства и подчинения, деления населения на занятых физическим и умственным трудом. Он доказывал закономерность разделения людей на управленцев, которые "напрягают мозг", и подчиненных, которые "напрягают мышцы". Центральное место в его социально-экономической концепции занимает идея активного вмешательства государства в хозяйственные дела на основе 12 принципов успешного управления: подчинения людей не силой, а благотворительностью; недопущения терпимости; уважение к мудрым; снижение налогов и сборов; невидволикання народа от дел его; завоевания сердец подданных; любовь к народу; уважение к уважительным; Экономическая мысль древнего свитусохранение доброй природы человека; побуждение народа в направлении добра; поиск утраченного сознанием; справедливисть.Следует отметить, что Мэн-цзы был защитником рационального землепользования с целью повышения благосостояния крестьян и богатства государства. Он разработал проект земельной реформы, согласно которой основой хозяйственной системы должна была стать сельская община с 8 больших семей, каждой из которых выделялась государством одинакова земельный участок. Девятая участок имел обрабатываться всеми общинниками сообща, урожай с нее предназначался для государственной казны и содержание правителей и чиновникив.Мэн-цзы отмечал ограниченные возможности государственной регламентации торговли в масштабах страны, выражая опасения, что регулирование цен "приведет к взаимному обману" 2. Большое внимание он уделял развитию внутренней торговли на основе товарообмена между земледельцами и ремисниками.Согласно взглядам сторонника конфуцианства Сюнь-цзы управления государством составляет необходимую закономерность общественного развития, определенную природой человека. Время Сюнь-цзы отрицал "волю Неба" и взгляды Конфуция на добродетели патриархальной семьи. Объявляя человека творцом всех вещей, он отмечал, что благотворительность личности формируется законами и вихованням.По мнению Сюнь-цзы, важнейшей функцией правителя является распределение обязанностей в государстве. Обосновывая идею разделения труда в обществе, мыслитель отмечал, что отдельный человек "не может владеть искусством всех [ремесел] и если люди не будут опираться друг на друга, то это приведет к бедности". Мыслитель считал, что экономическая политика государства должна базироваться на принципах экономии в расходах, сохранения излишков и обеспечения богатства народа. "Лучше сначала дать возможность народу получить выгоду, - писал Сюнь-цзы, - и только потом отобрать часть ее, чем совсем не давать народу возможности получать выгоду и забирать ее у него" 4. Вместе мыслитель связывал обогащения народа с удовольствием только того уровня потребностей, соответствует социальному ранговые человека. В связи с этим государство должно было, по его мнению, регламентировать потребление низших слоев населения, обеспечивая накопление излишков общественного продукту.Конфуций (551-479 pp. До н.э.) - выдающийся мыслитель Древнего Китая. Имя Конфуция - Кун-цзы. Родился в вассальном княжестве Лу и был наименьшим одиннадцатым ребенком в семье. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, обедневшего и разорившегося к тому времени. Отец Конфуция умер, когда сыну было три года, в шестнадцать лет он потерял и мать раннего детства Конфуций старательно учился. Со временем он стал известным философом и учителем. Ученики звали его Кун Фу-цзы (уважаемый учитель Кун), отсюда пошло латинизированное имя Конфуций. В жизни Конфуция был период, когда он служил чиновником и занимался судебно-уголовными делами. Конфуций По преданию, его честность и усердие вызвали недовольство властей. Потерпев неудачи на государственной службе, Конфуций стал учительствовать. Тридцать лет он в сопровождении учеников путешествовал по стране, проповедуя свое учение и стараясь найти ему применение. Не встретив поддержки со стороны правителей, мыслитель вернулся домой и последние годы жизни посвятил созданию известного летописи "Чуньцю" ("Весна и осень"), редактированию материалов по истории "Шу цзин" ("Книга истории") и народных песен "Ши цзин" ("Книга стихов"). Создав первую в истории Китая частную школу, Конфуций принимал из своих слушателей умеренную плату и жил на средства нескольких богатых учеников, предоставивших ему помещение для проведения занятий. По преданию, мыслитель имел 3000 учеников, 72 из них были особо приближенные к учителю, 12 - были с ним постийно.Как Пифагор и Сократ, Конфуций излагал свое учение в форме бесед и не оставил ни письменной строки. Когда в возрасте 72 лет он умер, ученики собрали его высказывания и мысли в книгу "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). В последующие годы они распространяли и популяризировали учения своего учителя.Конфуций не был основателем религии, однако после смерти в его честь были построены храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как першоучителя человечества. Во II в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы, конфуцианство получило в Китае статус официального вероучения. Каждый образованный китаец был обязан знать наизусть текст "Лунь юй" и руководствоваться установками Конфуция в житти.В начале XX в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. человек, он существует и сейчас. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвятить себя уходу за могилой и храмом мислителя.Конфуцианство стало государственной идеологией Китая, квинтэссенцией китайской цивилизации. На постаменте памятника Конфуцию в главном помещении храма и пантеона мышления, который занимает более 20 гектаров располагаются надпись: "Святейший, наделенный даром предвидения Мудрец Конфуций - место успокоения его духа". Значительное влияние на развитие экономической мысли и хозяйственной практики Древнего Китая оказала школа легистов (законников), возникновение которой связано с именами политических деятелей Древнего Китая - Цзы Чаня и Ли Куя (VI-V вв. До н.э.). Экономические взгляды легистов нашли отражение в произведениях древнекитайских мыслителей Шан Яна (390-338 pp. До н.э.) правителя области Шан в царстве Цинь и Хань Фэя (280-233 pp. до н.э.) выходца из аристократической семьи, близкой к правителям царства Хань. их произведения показали усиление роли государства и формирования имперско-бюрократической системы управления в Китаи.Легисты были сторонниками политической централизации, отводили большую роль законам в управлении государством. Так, первый министр правителя царства Вэй Ли Куй выдвинул идею регулирования товарных цен путем наполнения внутреннего рынка большими объемами продовольственных товаров по фиксированным ценам. Оригинальное решение проблем государственного регулирования хлебного рынка базировалось на системе рациональных закупок зерна в урожайные годы и использования накопленных товарных запасов для страхования земледельцев в голодные неурожайные периоди."Книга правителя области Шан" раскрывает важную роль централизованных функций государства и законов в управлении страной: "Не следует ни на минуту забывать о законе, нужно ... править, опираясь на закон", - утверждает автор1. Время Шан Ян отрицал культуру во всех ее проявлениях, отрицая утверждение конфуцианства о приоритетности морально-этических норм. Ведущее место в обеспечении благосостояния государства он отводил земледелию и захватническим войнам, отстаивая консервацию общинного устрою.В "Книге правителя области Шан" осуждается торговля сельскохозяйственной продукцией, спекуляция зерном в неурожайные годы. Автор рекомендует правителям создавать такие условия, которые бы побуждали купцов бросать занятия торговлей и переходить в сферу непосредственного сельскохозяйственного производства. Известно, что в 351 г. до н.э. Шан Ян ввел систему круговой поруки - коллективной ответственности за проделанную работу и выплату налогов. Крестьянам запрещалось заниматься торговлей и оставлять общину, становиться арендаторами. Купцы облагались высокими налогами, должно было побудить их к занятию землеробством.Книга "Хань Фэй-цзы" стала обобщением имеющихся на то время легистского идей. ее автор, Хань Фей, провозглашал необходимость соблюдения "единого закона". Он разработал учение о трех инструменты управления (закон, власть и искусство управления) и две рычаги управления (наказание и вознаграждение). Легисты критиковали конфуцианство и отрицали незыблемый авторитет глубокой древности, обосновывая идею прогрессивного развития общества. Время Хань Фэй отмечал эгоистической природе человека, утверждая, что побудительные мотивы его поступков не имеют никакого значения, поскольку истинными критериями человеческих действий служат лишь результати.Подчеркивая, что природа человека эгоистична, основана на получении собственной выгоды, легисты связывали нравственность не с врожденными чертами, а с гармонией пользы отдельной личности и государства. Они настаивали на том, что выгоду государства определяет закон, за которым добро и зло не существуют. По мнению представителей этого течения общественной мысли Древнего Китая, мудрый и сильный правитель должен опираться на справедливые законы, уметь использовать силу власти и умело управлять людьми.Достопримечательностью экономической мысли Древнего Китая является коллективный трактат "Гуань-цзы" (IV-III вв. До н.э.), который содержит около 500 работ древнекитайских мыслителей, в основном сторонников легизма. Отводя большую роль законотворческой деятельности государства, составители трактата разработали систему мер ее регулирующего воздействия на экономическую жизнь. В этой работе нашли отражение вопросы совершенствования налогообложения, развития земледелия и ремесла, регулирования товарно-денежного обращения, направленные на то, чтобы сделать страну мощной, а народ - доволен, не допуская обогащения торговцев и лихварив.В трактате "Гуань-цзы": провозглашается незыблемость сословного деления общества, обращается внимание на то, что "Закон - не орудие в руках правителя, а сила, которая стоит над ним и призвана обогащать народ, а не казну"; обосновывается необходимость стабилизации натурально-хозяйственных отношений и защиты хозяйства от рыночной стихии, отмечается, что правитель должен регламентировать труд земледельцев, ремесленников и торговцев, держать в своих руках "возможности для регулирования хлеба, денег и металла"; важных функций государства зачисляются накопление товарных запасов в период удешевления продукции и их реализации в период подорожания, предоставления земледельцам государственной помощи, дешевых кредитов в неурожайные годы т.п.; рассматриваются вопросы денежного обращения, обращается внимание на необходимость применения нормированной эмиссии денежных знаков для того, чтобы "деньги были дорогими, а товары - дешевыми", провозглашается недопустимость неэквивалентных отношений между покупателями и продавцами, при которой "выгоды для одних становятся крупнее выгоды для других "; подчеркивается необходимость четкого учета хозяйственных явлений, применения нормативов для организации натурального хозяйства, создание земельного кадастра с целью приведения налогообложения в соответствие к качеству земельных участков, замены прямых налогов на железо и соль косвенными тощо.Интересно, что авторы трактата обнаружили некоторые закономерности развития товарно-денежного обращения в условиях простого товарного производства. Они выяснили противоположное движение цены товаров и количества денег, отметив, что рост товарных цен приводит к удешевлению денег. В трактате содержатся предложения относительно применения нормированной эмиссии денежных знаков, повышение цен на продовольственные товары с целью нейтрализации торгово-ростовщического капитала тощо.Трактат "Гуань-цзы" оказал значительное влияние на дальнейшее развитие экономической мысли и хозяйственной практики Древнего Китаю.Учредителем еще одного влиятельного течения общественной мысли Древнего Китая - моизма - был выдающийся философ и политический деятель Мо-цзы (Мо-ди, 479-400 pp. До н.э.). Школа моизма была создана в противовес конфуцианству и прошла два этапа своего развития (ранний и поздний), просуществовав до конца III в. до н.э. Учение моизма называется "пути занятых на работе людей", поскольку его сторонниками были мелкие собственники, товаропроизводители, которые стремились улучшить свое положение в суспильстви.Основным источником изучения экономических взглядов моистов является "Трактат учителя Мо" ("Мо-цзы"). 2.3.

    econbooks.ru

    Экономическая мысль древнего Китая

    Китай (бассейн реки Куанха)

    В 10 веке до н.э. складывается общество, для которого характерно сочетание государственной эксплуатации населения с неразвитыми формами частного землевладения, идет процесс разрушения общины.

     

    Экономические направления (конкурирующие между собой):

    -конфуцианство (сейчас оба эти направления – Хенское конфуцианство)

    -легизм

     

    Конфуций (551-479 до н.э.). Знатная, но обедневшая семья. Учения изначально в форме бесед. Он стремился к консервации законных отношений внутри больших семейных общин (старшие – младшие). Стремился использовать эти архаические институты для экономической устойчивости общества.

     

    Учение об идеальном человеке, учение о благородном муже:

    -уважение к старшим

    -чувство долга

    -скромность

    -справедливость

    -сдержанность

    -скромное жилище

    Но он не порицает стремление к богатству, но заслужить его надо честно.

    Мораль – основа управления государством. Он считает: государство – это большая семья, а правитель – отец народа.

    Идеальный правитель должен соблюдать экономию расходов, следить за воспитанием общества.

    Конфуций – социально-экономическая программа:

    -власти должны быть озабочены тем, что богатство распределено неравномерно

    -власти должны быть озабочены не бедностью, а отсутствием мира между верхами и низами

    -недовольство низов можно предотвратить государственной регламентацией сельского хозяйства

    -не нарушать сезонности сельскохозяйственных работ

     

    Этические нормы Конфуция способствовали культу большой семьи, отвечали интересам аристократии, т.к.:

    -патриархальные отношения

    -главенство традиций

     

    Правитель подчиняется установленному порядку, который ограничивает его действия.

     

    Легизм – наоборот за реформы, опирается не на традиции, а на законы, которые разрабатываются мудрецами, издаются государями и осуществляются министрами с помощью чиновников.

     

    Залог стабильности страны – просвещенное чиновничество, необразованные и законопослушные жители.

    Идеи равных возможностей: «мобильный» человек (не только аристократ) может стать государственным чиновников – практика продажи государственных постов за деньги, которые могут покупать разбогатевшие чины земельных общин.

     

    Источник экономической мысли легистов – древнекитайский трактат «Книга правителя области Чиан»: основные положения реформ, программы, которые провел Гунь Сун Ян 390-338 гг до н.э. в истории Чиан Ян.

     

    В его концепции главная роль в сельском хозяйстве именно хлебопашество. Задача – накопление больших запасов продовольствия и ведение завоевательных войн. Государство добивается процветания земледелием и войной. Он сетовал, что многие земли заброшены (т.к. крестьян сгоняли на общественные работы, которые не успевали обрабатывать свои наделы). Перепись, единый налог с количества собранного зерна.

    -возвращение крестьян к земле

    -прекращение бродяжничества

    -предлог повысить пошлины

    -вести учет и привлекать к выполнению государственных повинностей купечества

    -высокий налог на вино и мясо

    Он считал, что станет < торговцев, земледельцы вернутся к полям, а чиновники вернутся к службе. Был противником возникновения аренды земли и рабства.

    -система взаимной ответственности за преступления

    -сторонник государственной монополии на добычу и производство соли и железа

     

    Представитель легистов: Канн Фэй (умер в 233 г до н.э.). Трактат Хай Фэй-Дзи, который обобщал идеи школы легистов:

    -идеи прогрессивного развития общества

    -главная причина развития общества – рост населения

     

    Трактат (Уань-Цзы 4 в до н.э.) – правитель царства Цзы основал академию Дворец науки, где собрал ученых.

    -главная роль – земледелие, покупки зерна

    -идея, что все действие правители должны находиться в согласии с природой: для установления налога достал истории о качестве почв (кадастр земли)

    -описывание 4х категорий населения (земледельцы, торговцы, ремесленники, чиновники)

    -налоги на любые виды деятельности приводят к замиранию этой деятельности

    -предлагается заменить налоги доходами от эксплуатации природных ресурсов

    -а также получить монополию на торговлю ресурсами

    -рыночная торговля – индикатор состояния экономики

    -регулятор экономики – изменение количества денег в обращении

    Институционализм

    Институционализм сформировался как специфическое течение политической экономии сначала в США, а затем в западноевропей­ских странах. В отличие от «ортодоксов» – неоклассиков институционалисты стремятся разработать теорию, объясняющую процессы раз­вития человеческого общества в виде единого целого. Анализ эконо­мических процессов тесно связывают с анализом социальных, право­вых, политических, организационных, психологических и других общественных отношений.

    Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген и другие представители институционализма рассматривают общество не как отлаженную и фиксирован­ную систему, а как постоянно обновляющуюся и развивающуюся. Они стремятся уяснить процесс общественной эволюции и предста­вить некоторые черты грядущего постиндустриального общества.

    Гэлбрейт Джон Кеннет (род. в 1908 г.) – один из наиболее извест­ных представителей нетрадиционной ветви в экономической науке. Довольно критически относится к конструированию формальных мо­делей, постоянно стремится уяснить суть изменений, происходящих в экономике и обществе. По его мнению, в современной экономике не­обходимо различать рыночную и планирующую системы. В современ­ной «техноструктуре» (термин Гэлбрейта) капиталом фактически рас­поряжаются не собственники, а менеджеры, технические специалис­ты. Задача науки – изучить, как меняются цели, стимулы деятельнос­ти, структура потребления, характер власти, оценить условия, в которых эволюционирует экономика.

    Д. Гэлбрейт – автор более двадцати книг, в том числе по истории экономической мысли. У нас переведены «Новое индустриальное об­щество», «Экономические теории и цели общества», «Жизнь в наше время».

    Д. Гэлбрейт предупреждал, что социальные преобразования надо совершать с величайшей осторожностью, что современная сложная экономика не может успешно развиваться без умной стратегической программы, гибкого централизованного управления.

    Перру Франсуа (1903–1987) – представитель и фактический лидер институционально-социологической школы во Франции. Автор теории экономического доминирования: отношения между участника­ми хозяйственной деятельности строятся не как отношения равно­правных партнеров, а как отношения господства и подчинения. «Со­временный экономический мир есть мир фирм господствующих и фирм подчиненных», – утверждает Перру. Подобным же образом строятся отношения между различными отраслями экономики, между отдельными государствами.

    Ф. Перру обосновал идеи индикативного планирования, разрабо­тал рекомендации по совершенствованию хозяйственно-регулирую­щей деятельности государства

    Институционализм — это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Институционалисты движущей силой экономики, наряду с материальными факторами, считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования, институты не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.

    В области методологии институционализм, по мнению многих исследователей, имеет много общего с исторической школой Германии. Например, В.Леонтьев пишет, что выдающиеся представители американской экономической мысли, имея в виду Т. Веблена и У.К. Митчелла, «в своей критике количественных аналитических методов в экономической науке продолжили общую линию немецкой исторической школы. Частично это можно объяснить тем обстоятельством, что на рубеже веков влияние немецкой школы в США было столь же велико, а возможно, и более значительно, чем влияние английской».

    Институционализм, таким образом, являет собой качественно новое направление экономической мысли. Он вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествовавших школ экономической теории — и прежде всего основанные на математике и математическом аппарате маржинальные принципы экономического анализа неоклассиков (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка), а также методологический инструментарий исторической школы Германии (для исследования проблем «социальной психологии» общества).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    zdamsam.ru

    4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ : История экономических учений Татарников Е.А. : Экономика и финансы

    Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль Китая. Экономические противоречия достигали в Китае большой остроты, что приводило к целому ряду реформ и политических переворотов.

    Большое место в истории экономической мысли Древнего Китая занимает конфуцианство – древнекитайское учение Конфуция (Кун-цзы) (551–479 гг. до н. э.). В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытно-общинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческиххозяйств.

    Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению и призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным» добиваться верности рабов. Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений – основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей.

    Конфуцианство нашло свое развитие во взглядах Мэн-цзы (372–289 гг. до н. э.), связывавшего социальное неравенство с «небесной волей», оправдывавшего противоположность между умственным и физическим трудом. Вместе с тем Мэн-цзы был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян.

    С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты). Они проповедовали природное равенство людей, отрицали сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщего участия людей в физическом труде, развития свободной инициативы мелких производителей.

    Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н. э.). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которое должно было активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т. д.

    Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль Китая. Экономические противоречия достигали в Китае большой остроты, что приводило к целому ряду реформ и политических переворотов.

    Большое место в истории экономической мысли Древнего Китая занимает конфуцианство – древнекитайское учение Конфуция (Кун-цзы) (551–479 гг. до н. э.). В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытно-общинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческиххозяйств.

    Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению и призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным» добиваться верности рабов. Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений – основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей.

    Конфуцианство нашло свое развитие во взглядах Мэн-цзы (372–289 гг. до н. э.), связывавшего социальное неравенство с «небесной волей», оправдывавшего противоположность между умственным и физическим трудом. Вместе с тем Мэн-цзы был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян.

    С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты). Они проповедовали природное равенство людей, отрицали сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщего участия людей в физическом труде, развития свободной инициативы мелких производителей.

    Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н. э.). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которое должно было активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т. д.

    www.srinest.com


    Смотрите также