Философы древнего мира список. Великие философы мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философы. Философы древнего мира список


Философы · Философия

ФилософГоды жизниОсобенности деятельностиконец VII — первая половина VI в. до н.э.6–5 вв. до н.э.610–540 гг. до н.э.6 в. до н.э.
551–479 до н.э.около 544–480 гг. до н.э.около. 500–428 г. до н.э.около 470–399 до н.э.
428/427–348/347 до н.э.384 – 322 до н.э.5 г. до н.э. — 65 г.н.э.335–около 394354–4301033–1109
1079–11421221–12741401–14641469–15361469–1527
1478–15351533–15921561–16261588–16791596–1650
1632–16771632–17041646–17161685–1753
1689–17551694–17781709–17511711–17761715–1771
1723–17891724–18041762–1814
1770–18311775–18541788– 18601798–1857
1804–18721812–18701813–18551820–1903
1822–18851833–19111838–19161839–19141842– 19101843–18961844–19001848–19151853–19001856–19391859–19381859–19411859–19521870–19371871–19441873–19281874–19461875–19611880–19361883–19551883–19691895–19751889–19761896–19581913–1960р. в 1929
ФАЛЕСПервый из философов Милетской школы, по преданию — один из семи греческих мудрецов; древнегреческий философ «физиса», по традиции открывает ряд западноевропейских философов.
ЛАО–ЦЗЫ (Ли Эр)Полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором "Дао дэ цзин" – "Книги о дао–пути и благой силе–дэ".
АНАКСИМАНДРДревнегреческий философ «физиса», представитель Милетской школы (Иония, Малая Азия), ученый и натурфилософ, младший современник Фалеса.
АНАКСИМЕНДревнегреческий философ «физиса», ученик Анаксимандра, последний представитель Милетской школы греческой философии. В центре внимания Анаксимена — вопросы «философии природы».
КОНФУЦИЙ(Кун–Фу–цзы, Кун–цзы, «Учитель Кун»)Китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства – идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Политический деятель, педагог, создатель оригинальной этико–политической системе на основе идей самовоспитания и всеобщих правил нравственности.
ГЕРАКЛИТ ЭфесскийДревнегреческий философ из Эфеса, города в Малой Азии, считается основоположником диалектики.
АНАКСАГОРДревнегреческий философ из Клазомен (Малая Азия). Кроме решения философских проблем занимался геометрией, астрономией, метеорологией. Выдвинул положение о вечности бытия.
СОКРАТАнтичный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. Полагая, что "письмена мертвы", отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. С идеями Сократа можно познакомиться по работам его великого ученика — Платона.
ПЛАТОН АфинскийДревнегреческий философ, классик философской традиции; мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие направления классического философствования и европейский стиль мышления в целом. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах собственную философскую школу — Академию. Создатель первого развитого учения античного идеализма.
АРИСТОТЕЛЬДревнегреческий философ и ученый–энциклопедист. Обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда других дисциплин. Явился основоположником формальной логики, предложив модально–временную логику и систему силлогистики, а также неформальной логики, разработав теорию аргументации. Выдающийся ученик Платона; один из слушателей его Академии. В 335 г. до н.э. основал собственную философскую школу — Ликей. Воспитатель Александра Македонского.
СЕНЕКА Луций Анней
Древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма; талантливейший оратор своего времени. Воспитатель Нерона; обвиненный в заговоре, по его приговору покончил жизнь самоубийством.
ГРИГОРИЙ НИССКИЙОдин из представителей патристики, писатель, богослов, церковный деятель, защитник христианства от ереси ариан и апполинариев на Вселенских Соборах. Авторитетный толкователь Священного писания и Предания.
АВГУСТИН Аврелий (Блаженный)Крупнейший средневековый христианский теолог и философ, представитель зрелой патристики, оказавший существенное влияние как на развитие христианского богословского канона (и в католической, и в православной, и в протестантской его версиях), так и на эволюцию культуры западного образца в целом. Систематизатор христианского мировоззрения, христианизовал платонизм.
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙСредневековый теолог и философ. Ансельма называют первым схоластиком, поскольку он впервые отчетливо выразил и попытался реализовать основную идею схоластической философии о необходимости использования рациональных принципов для оправдания христианских истин.
АБЕЛЯР ПьерСредневековый философ, теолог, поэт. Один из основателей схоластического метода, исходным принципом которого служит сомнение.
ФОМА АКВИНСКИЙСредневековый философ, теолог, «учитель церкви», основатель томизма. Центральная фигура периода схоластики, «ангельский» доктор, соединяющий интеллектуализм с неколебимой верой.
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ«Первый философ Возрождения», немец по происхождению, кардинал, автор концепции мистического пантеизма. Стиль его творчества сочетает черты средневековой схоластики и гуманизма Возрождения.
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙНидерландский философ–гуманист, богослов, ученый и писатель, представитель «Северного Возрождения».
МАКИАВЕЛЛИ НикколоПредставитель социальной философии итальянского Возрождения, мыслитель, политический деятель, развивавший идеи сильной государственной власти.
МОР ТомасАнглийский философ, писатель, гуманист, крупный политический деятель.
МОНТЕНЬ МишельФранцузский гуманист, философ, писатель, политический деятель, представитель возрожденческого скептицизма.
БЭКОН ФрэнсисАнглийский философ–материалист, политический деятель, писатель, представитель эмпиризма. В его произведениях ярко проявилась духовная атмосфера нового времени, эпоха становления промышленного капитализма.
ГОББС ТомасАнглийский философ, создатель системы механического материализма. Отрицал субстанциональное бытие души. Для теории познания Гоббса характерно сочетание сенсуализма, номинализма и конвенционализма.
ДЕКАРТ РенеФранцузский философ, один из виднейших представителей философского рационализма. Создатель аналитической геометрии, в механике сформулировал законы сохранения и инерции, в оптике — закон преломления света. Декарт также является одним из основоположников психофизиологии.
СПИНОЗА Барух (Бенедикт)Нидерландский философ, представитель натуралистического пантеизма. Один из главных творцов метафизики своего века, которая включает учение о бытии, о принципах знания, являющихся введением в разработанную им этику и социально–политическую философию.
ЛОКК ДжонАнглийский философ–просветитель, сторонник сенсуализма. Философские интересы Локка концентрировались прежде всего вокруг вопросов гносеологии.
ЛЕЙБНИЦ Готфрид ВильгельмНемецкий философ, математик, юрист, историк, языковед, организатор науки. Лейбниц внес вклад в развитии логики; был организатором Прусской Академии наук, подготовил для Петра I проект организации Российской Академии наук.
БЕРКЛИ ДжорджАнглийский философ, епископ Клойнский, теолог, математик, физиолог. Традиционно учение Беркли оценивают как «субъективный идеализм», хотя оно выходит за рамки этой однозначной оценки. Сам Беркли называл его «имматериализмом».
МОНТЕСКЬЕ Шарль–ЛуиФранцузский философ–просветитель, писатель и историк, сотрудник «Энциклопедии», редактируемой Д. Дидро. Обладал обширными познаниями в области естественных и общественных наук, искусства и религии.
ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ Ле ЖенФранцузский философ, писатель, публицист, представитель Просвещения. Вольтер способствовал распространению идей английского эмпиризма во Франции, известен своей резкой критикой религии.
ЛАМЕТРИ Жюльен Оффре деФранцузский философ–материалист, естествоиспытатель, врач. Ламетри считал себя последователем Декарта, имея в виду его учения о материи.
ЮМ ДавидАнглийский философ, историк, публицист, сторонник агностицизма, экономист, автор публицистических работ. Представитель субъективно–идеалистической традиции в философии Нового времени.
ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод АдрианФранцузский философ–материалист, последователь сенсуализма Дж. Локка, противник агностицизма, критик идеи бессмертия души и существования Бога.
ГОЛЬБАХ Поль АнриОдин из основателей французского материализма XVIII в. Принимал участие в создании «Энциклопедии». Гольбах сенсуалист, критиковал идеализм с позиций материалистически ориентированного здравого смысла, отрицал агностицизм Дж. Беркли.
КАНТ ИммануилНемецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, основатель так называемой трансцендентальной философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). Выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Идеи Канта знаменуют начало так называемого «второго антропологического поворота» в философии (авторство первого антропологического поворота приписывается Сократу).
ФИХТЕ Иоганн ГотлибНемецкий философ–идеалист, наряду с Кантом, Гегелем, Шеллингом — представитель немецкой классической философии.
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм ФридрихНемецкий философ, создавший на объективно–идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий. Создатель неформальной — диалектической логики.
ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм ЙозефНемецкий философ–идеалист, представитель немецкой классической философии наряду с Кантом, Гегелем, Фихте.
ШОПЕНГАУЭР АртурНемецкий философ, основоположник системы, проникнутой волюнтаризмом, пессимизмом и иррационализмом. Представитель философского иррационализма, один из разрушителей классического типа философствования.
КОНТ ОгюстФранцузский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в т.ч. шеститомный "Курс позитивной философии" (1830–1842).
ФЕЙЕРБАХ ЛюдвигПредставитель немецкой классической философии, философ–материалист. По его собственным словам, Фейербах был человеком, «поссорившимся с Богом и миром».
ГЕРЦЕН Александр ИвановичРусский философ–материалист, революционный демократ, писатель и публицист, один из идейных вдохновителей революционно–демократического движения в России.
КЬЕРКЕГОР Серен АабиДатский философ, «философ страдания», теолог, писатель, предшественник философии экзистенциализма. Ближе всего для его работ подошло бы название литературно–психологических эссе на религиозно–этические темы.
СПЕНСЕР ГербертАнглийский философ и социолог, один из главных представителей эволюционизма. Считал эволюцию всеобщим процессом в области мира явлений, описал всеобщие законы эволюции. Творчество Спенсера оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу своей эпохи. Теоретические взгляды С. формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции.
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай ЯковлевичРусский философ, социолог, писатель, естествоиспытатель. Был близок к славянофилам убеждением в своеобразии русской культуры и ее исторического пути.
ДИЛЬТЕЙ ВильгельмНемецкий философ и историк культуры, один из основателей философии жизни, родоначальник понимающей психологии. Дильтей синтезировал идеи немецкого романизма, немецкой классической философии, позитивизма и неокантианства.
МАХ ЭрнстАвстрийский физик и философ–идеалист, представитель эмпириокритицизма, психолог. Профессор физики университета в Граце (1864–1867). Профессор физики (с 1867) и ректор (с 1879) Пражского (с 1882 – Немецкого в Праге) университета. Профессор философии Венского университета (1895– 1901).
ПИРС Чарльз СандерсАмериканский философ, логик, математик, "отец научной философии США". Наиболее известен как родоначальник прагматизма. Ввел в философию понятие "прагматизм" (а также и "прагматицизм", что не привилось) как обозначение нового философского направления. Профессор в Кембридже, Балтиморе и Бостоне. Член Американской академии наук и искусств (1877).
ДЖЕМС (Джеймс) УильямАмериканский психолог и философ, профессор (преподавал, в частности, анатомию и физиологию) Гарвардского университета (1889–1907), один из основателей прагматизма. Развил идеи Ч. Пирса, положив их в основание своего учения.
АВЕНАРИУС РихардШвейцарский философ–идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Профессор Цюрихского университета. Центральное понятие философии Авенариуса – опыт, в котором он стремился растворить противоположность материи и духа, физического и психического. Философия Авенариуса является реакцией на философский идеализм, возрождение которого пришлось на последнюю треть XIX века.
НИЦШЕ Фридрих ВильгельмКрупный немецкий философ, предвозвестник «философии жизни», экзистенциальной философии и философской антропологии. В своем творчестве отразил драматизм и противоречие эпохи перехода от классической философии к философии современной.
ВИНДЕЛЬБАНД ВильгельмНемецкий философ, основатель Баденской школы неокантианства. В центре философской концепции Виндельбанда — учение об общезначимых ценностях.
СОЛОВЬЕВ Владимир СергеевичРусский религиозный философ, поэт, публицист. Делом всей его жизни было создание системы православной философии, предполагающей единство теории и жизненного, практического действия.
ФРЕЙД ЗигмундАвстрийский врач, психолог, мыслитель, основатель психоанализа. К концептуальному ядру теории Фрейда относятся концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного.
ГУССЕРЛЬ ЭдмундНемецкий философ, родоначальник феноменологии, ученик Брентано. Критикуя современную философию, утверждал, что она еще не существует как наука.
БЕРГСОН АнриФранцузский философ, возродивший традиции классической метафизики, один из основоположников гуманитарно–антропологического направления западной философии. Представитель интуитивизма, эволюционистского спиритуализма и "философии жизни". Лауреат Нобелевской премии по литературе.
ДЬЮИ ДжонАмериканский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Основное понятие философии Дьюи — опыт, толкуемый чрезвычайно широко — от всей активной человеческой деятельности до отношений человека и природы.
АДЛЕР АльфредАвстрийский психолог и мыслитель, психиатр, представитель психоанализа, создатель так называемой «индивидуальной психологии».
БУЛГАКОВ Сергей НиколаевичРусский религиозный философ, публицист, общественный деятель. Увлекался марксизмом, специализировался в годы учебы на политической экономии.
БОГДАНОВ Александр Александрович(Малиновский)Русский философ, экономист, врач, ученый–естествоиспытатель, активный революционный деятель пролетарского движения.
БЕРДЯЕВ Николай АлександровичРусский философ, публицист, религиозный мыслитель, развернувший систему своих идей в философию свободы и творчества экзистенциального типа, которую сам в ранний период называл «философским спиритуализмом», а позже — «эсхатологической матефизикой».
ЮНГ Карл ГуставШвейцарский психолог, мыслитель, основатель «аналитической психологии». С 1906 года — ученик и ближайший соратник З. Фрейда.
ШПЕНГЛЕР ОсвальдНемецкий философ, представитель философии жизни. Философия истории, которой посвящено все его творчество, и есть, с его точки зрения, подлинная философия.
ОРТЕГА–И–ГАССЕТ ХосеИспанский философ, публицист и общественный деятель. Его творчество является синтезом ряда современных философских направлений (неокантианства, феноменологии, философии жизни, экзистенциализма) и своеобразным ответом на них.
ЯСПЕРС КарлНемецкий философ и психиатр, один из создателей экзистенциализма. Доктор медицины (1909). Доктор психологии (1913). Профессор психологии (с 1916), профессор философии (с 1922) Гейдельбергского (1916–1937, 1945–1948) и Базельского университетов (1948– 1961). Стиль Ясперса — свободное философствование о жизненно важных вопросах.
БАХТИН Михаил МихайловичФилософ, филолог, культуролог. Преподавал философию и литературу, занимался научной деятельностью.
ХАЙДЕГГЕР МартинНемецкий философ, экзистенциалист, один из крупнейших мыслителей XX в. Его учение имеет также прямое отношение к таким философским направлениям, как герменевтика и феноменология. Сам Хайдеггер называл свою философию «фундаментальной онтологией».
КАСТАНЕДА КарлосАмериканский ученый мексиканского происхождения, профессор антропологии Калифорнийского университета. В его работах предстает первичная и поистине удивительная реальность магического мира, где нарушен закон физической причинности, смещены позиции формальной логики, разрушены основы времени, пространства и здравого смысла.
КАМЮ АльберФранцузский философ экзистенциальной ориентации, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Камю в своих работах размышлял о смысле существования человека в его конечности и одинокости.
ХАБЕРМАС ЮргенНемецкий философ, социолог и культуролог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму. Автор теории «коммуникативного действия», представитель «второго поколения» Франкфуртской школы.

www.habit.ru

Великие философы мира

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова Кафедра философии ПЕРСОНАЛИИ В соответствии с государственным стандартом по дисциплине «Философия» по всем специальностям и направлениям Кокшетау – 2008 г. Содержание Сократ Платон Аристотель Августин Блаженный Фома Аквинский Аль-Кинди Абу Наср Аль-Фараби Ибн-Сина Ходжа Ахмет Яссави Юсуф Баласагуни Махмуд Кашгари Николай Кузанский Леонардо да Винчи Томазо Кампанелла Фрэнсис Бэкон Рене Декарт Бенедикт Спиноза Джордж Беркли Джон Локк Томас Гоббс Вольтер Жан Жак Руссо Иммануил Кант Иоганн Готлиб Фихте Фридрих Шеллинг Фридрих Гегель Людвиг Фейербах Эдмунд Гуссерль Кьеркегор Шопенгауэр Зигмунд Фрэйд Фридрих Ницше Бухар-Жырау Шокан Уалиханов Ибрай Алтынсарин Абай Кунанбаев Шакарим Кудайбердиев Владимир Соловьев Федор Достоевский Николай Бердяев Бертран Рассел Людвиг Витгенштейн Юнг Хайдеггер Сартр Камю Шпенглер Ясперс Хосе Ортега-и-Гассет Мишель Фуко СОКРАТ (469 - 399 до н.э.) Сократ - афинский философ. Родителями Сократа были скульптор Софроникс и Фенарета. Уже в пожилом возрасте Сократ вступил в брак с Ксантиппой, которая родила ему троих детей. Бедность Сократа, его неприхотливость и необычная внешность вошли в поговорку. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой – искусство определять понятие при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению, считает Сократ. Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. Если Сократ направлял всю свою мудрость и свое «служение Богу» на обличение мнимой человеческой мудрости, так это в силу идеала универсального разума и божественной мудрости, который он таким образом проповедовал. В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества». Он был приговорен к смерти. Сократ принял смерть, выпив яд. Сократ, по Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории филофии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также всемирно известную. Ибо главный повторный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в форме философской мысли. (427-347 до н.э.) Платон - греческий философ и педагог. Родился в Афинах, там же и умер в возрасте 80 лет. Идея – центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминают о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения. В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Платон подошел к познанию с позиций диалектики. Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой. Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идеи и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Однако государством этим могут управлять только аристократы. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Идеал объективной абсолютной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противопоставляется приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира. По Платону чувственный мир несовершенен – он полон беспорядка. Человек должен возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу. Основные произведения: «Георгий», «Теэтет», «Федон» , «Законы» и другие . (384 - 322 до н.э.) Древнегреческий философ и педагог. Родился в Стагире, а умер в Халкиде. Почти 20 лет Аристотель проучился в академии Платона, а покинув ее стал воспитателем Александра Македонского. Отец Аристотеля был врачом в Стагире. Рано оставшись без родителей, юноша обучался в Аттарне в Проксинах. Пока Аристотель учился в академии, он изучил всю философию Платона. Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основа была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытия. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики. Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии дает олигархию, от политии дает демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. Основные произведения: «О душе», «Афинская полития», «Метафизика», «Топика», «Аналитика», «Никомахова этика», «Евдемова этика» и другие . (354-430) Родился в римской провинции Нумидия. Его отец римский гражданин Патриций, был мелким землевладельцем. Мать, Моника была крестьянкой и настояла, чтобы произошло крещение сына, прямо перед смертью. Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. Августин специально подчеркивал отличие так понимаемого Бога от судьбы, фортуны, и занимающих столь большое место не только в древности, но и по сию пору. Вечность же мыслится Августином так: в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от Бога. Между тем в вечном нет ни переходящего, ни будущего, ибо, что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть. Говоря о деяниях Бога, мыслитель подчеркивал его всеблагость. Но в мире творится зло. В неоплатонизме зло рассматривается как отрицательная степень добра. Опираясь на тексты Священного Писания, где говорится о доброте Творца, Августин доказывал, что все сотворенное им в той или иной мере причастно к этой абсолютной доброте: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в товарную определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро. Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека и о божественном предопределении. Размышляя о социальной реальности, в частности о богатстве и бедности, Августин утверждал, что имущественное неравенство людей – неизбежное явление социальной жизни. Основные произведения: «Против академиков», «О жизни блаженной», «О порядке», «Монологи», «О количестве души», «Об учителе», «О бессмертии души», « О граде Божием» и другие.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 – 1274) Фома Аквинский родился в семье графа Ландольфа, крупного итальянского феодала. Родители резко протестовали против его стремления учиться желание монашества. Аквинат сбежал из родительского дома, но погоня настигла его. Он учился в Парижском и Кельнском университетах. Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. В трактовках Аквината индивидуальность человека – это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща, она – субстанция, обретающая свою полную лишь в единстве с телом. Но телесность имеет сущностную значимость: именно через нее душа только и может образовывать то, что есть человек. Душа всегда носит уникально – личностный характер. В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Важнейшей идеей в этике Аквината является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности – в деятельности теоретического разума познании истины ради самой истины и, значит, прежде всего, в познании абсолютной истины, т.е. Бога. Основу добродетельного поведения людей составляет коренящийся в их сердце естественный закон, требующий осуществление блага, избежание зла. По Аквинату, без божественной благодати вечной блаженство недостижимо. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется объекту. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве «вида». Исходя во многом из учения Аристотеля, Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего. В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. По Аквинату, зло являет собой лишь менее совершенное благо. Блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Начиная с 14 в. и поныне учение Ф. Аквинского признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения. В 1323 г. Аквинский был причислен к лику святых. Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников», «О правлении государей» и другие. АЛЬ-КИНДИ (800 – 870) Арабский философ, первый представитель восточного аристотелизма, был прозван «философом арабов», или «философом бедуинов», поскольку происходил из племени Кинда, в то время как почти все арабские философы были родом из Персии или Турции. Жил в Куфе, Басре и Багдаде, где служил при дворе Аббасидов в качестве переводчика греков, астролога и наставника принцев. Также является автором изложения ряда произведений античных философов и комментариев к «Категориям», «Второй аналитике» Аристотеля, «Элементам» Евклида и «Альмагесту» Птолемея. Был тесно связан с мутазилитами. Во время халифа аль – Мутаваккиля с рационалистами подвергался гонениям. Ввел в научный оборот произведения античных философов, редактировал переводы на арабский язык с греческого через сирийский. Как почти все первые арабские философы, Кинди был также ученым и создавал трактаты по физике и астрологии. Известно около 270 его произведений, но сохранились лишь немногие, главным образом благодаря латинским переводам, сделанным в Средние века. Большое число трактатов на языке оригинала, арабском, было обнаружено в Стамбуле. В своих сочинениях Кинди опирался на греческих философов, однако не занимался прямыми заимствованиями у Аристотеля, как Фараби, его интересовали, прежде всего, неоплатонические и неопифагорейские интерпретации аристотелизма. Оригинальным вкладом Кинди в философию является концепция четырех видов разума, которую он выдвинул в противовес концепции Александра Афродийского, комментатора Аристотеля. Кинди пытался также доказать фундаментальное согласие между откровением и спекулятивным разумом. Аль-Кинди оказал большое воздействие на развитие арабской и средневековой европейской философии; труды Аль-Кинди переводили Герберт (папа Сильвестр II), по ним учился Бэкон. Основные произведения: «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии», «Книга о пяти сущностях» и другие.

Аль-Фараби родился в 870 г. в городе Фараб, что находится на берегу реки Сырдарьи при впадении в нее реки Арыс. Полное имя Аль-Фараби — Абу-Насыр Мухаммед Ибн Мухаммед ибн Узлаг ибн Тархан Ал-Фараби Узлаг. Место его рождения — древний казахский город Отрар — арабы называли Барба Фараб, т.е его имя переводится как Абу Насыр — выходец из Фараба. Сейчас данный город находится на территории Шаульдерского района Шымкентской области. Естественно-научное образование получил в Багдаде, Халебе (Алеппо). Астрономия, логика, теория музыки, математика, этика, медицина, психология и право - вот перечень его интересов. Автор около 160 трактатов, охватывающих самые различные отрасли знаний . Фараби побывал практически во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты. Фараби скончался в Дамаске в возрасте 80 лет и похоронен за Малыми воротами.

www.coolreferat.com

Философы - это... Что такое Философы?

  • ФИЛОСОФЫ — Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т.е. быть философом. Николай Бердяев Когда на твой вопрос отвечает философ, перестаешь понимать вопрос. Андре Жид Я философ; это значит, что у меня есть вопрос на любой ответ. Роберт Зенд… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его — С немецкого: Die Philosophen haben die Welt nur vcrschieden interpretiert, es kommt aber darauf an, sie zu verandern. Из работы «Тезисы о Фейербахе» (1845, опубл. 1888) Карла Маркса (1818 1883). Эти слова высечены на пьедестале памятника Карлу… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • ФИЛОСОФЫ-ПОПУЛЯРИЗАТОРЫ — название группы писателей 18 в., которые пытались сделать понятными и для неспециалистов философские учения эпохи Просвещения, в особенности философию Вольфа. К философам популяризаторам прежде всего причисляются: Энгель, Фр. Николаи, Томас Абт,… …   Философская энциклопедия

  • Философы огня —     Название, данное герметистам и алхимикам Средневековья, а также розенкрейцерам. Последние, последователи теургов, считали огонь символом Божества. Он являлся источником не только материальных атомов, но и вместилищем духовных и психических… …   Религиозные термины

  • ФИЛОСОФЫ ОГНЯ — Название, данное герметистам и алхимикам Средневековья, а также розенкрейцерам. Последние, последователи теургов, считали огонь символом Божества. Он являлся источником не только материальных атомов, но и вместилищем духовных и психических Сил,… …   Теософский словарь

  • Категория:Женщины-философы — Основная статья: Женщины философы Страницы в категории «Женщины философы» Показано 53 страницы этой категории из 53. А Арендт, Ханна Арета КиренскаяБ Батлер, Джудит Бахман, Ингеборг Бенхабиб, Сейла Бовуар, Симона де Боррадори, ДжованнаВ Васильева …   Википедия

  • ионийские философы — древнегреческие философы VI IV вв. до н. э., жившие в ионийских колониях Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (милетская школа), Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский. Одна из основных идей  мысль о единстве сущего, происхождении всех вещей из …   Энциклопедический словарь

  • “НОВЫЕ ФИЛОСОФЫ” —     “НОВЫЕ ФИЛОСОФЫ” движение молодых философов Франции, заявившее о себе в 1970 х гг. Его сторонники ставили целью теоретическое осмысление итогов мая 1968 (массового социально политического взрыва против существующего режима) и перспектив… …   Философская энциклопедия

  • ИОНИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ — ИОНИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ, древнегреческие философы 6 4 веков до нашей эры, жившие в ионийских колониях Греции в Малой Азии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (милетская школа), Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский. Одна из основных идей мысль о единстве …   Современная энциклопедия

  • Стоики, стоические философы — (Деян.17:18 ) философская школа, основанная Зеноном, уроженцем о. Кипра, за 300 лет до Р.Х. Говорят, что Зенон заимствовал многие из своих мнений из Еврейских свящ. книг, но, как известно, Сократ и Платон развивали некоторые из них еще до времен… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • dic.academic.ru