Философские учения древней греции. Философские учения Древней Греции (милетская школа, диалектика Гераклита, Пифагор, софисты, Сократ).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философия. Билеты. Философские учения древней греции


Философия. Билеты

1.Основания возникновения философии.

Первым толчком к возникновению философии было разделении вещей на познанные и необъяснимые. Второй шаг — это стремление объяснить неизвестное. И это касалось всего — истории сотворения мира, смысла жизни, законов вселенной, строения живых организмов и т.д. Возникновение философии стало возможным и благодаря таким социальным факторам, как отделение физического и умственного труда, формирование разных слоев общества и свободомыслия.

2.Специфика философского мировоззрения.

Основные черты:

• философское мировоззрение универсально, поскольку предметом изучения философии является мир в целом, в самом многообразном единстве его проявления, поскольку философия первоначально в себе объединяла формы рационального знания;

• философское мировоззрение системно, поскольку с нем органически сочетаются в единстве природные, духовные и социальные образования;

• философское мировоззрение субстанционально (субстанция – предельно общее основание), поскольку при построении философских систем всегда берется какое – либо основание, основываясь на котором, выстраивается общая картина;

• философское мировоззрение рационально, поскольку здесь присутствует не простое отношение сознания и мира, а отношение разумного мышления и мира.

4.Философские учения Древней Греции (милетская школа, диалектика Гераклита, Пифагор, софисты, Сократ).

Милетская школа. Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа - древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.

Пифагорейцы. Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.

Софисты. Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни.

Академия. Академия Платона - религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др.

Эпикурейцы. Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э. школу, где и преподавал свою философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания.

Стоицики. Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего.

Киники. Кинизм - одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.). Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи.

5.Становление европейской философии в Древней Греции (философия Демокрита и Платона).

Демокрит из Фракии. Материалист, человек энциклопедических знаний. Работал во всех направлениях: в этике, математике, физике, астрономии, медицине, теории музыки. Он создал учение об атоме. Атом – «неделимый», от греческого или целостная натура.

Атом не возникает и не гибнет, не подвергается изменениям из вне, а превращается в геометрическое тело, без физических свойств. Он вечен.

Считал, что материя состоит из атомов, но отрицал делимость материи. Душа состоит из атомов, огненных, тонких, круглых, гладких. После смерти они распадаются на бессмертные атомы. Мышление – высшие формы атома, хотя носит телесный характер, основанный на ощущениях. В этике он считал, высшим блаженством видеть все освобожденным от чувственного и случайного. Видеть в спокойной ясности духа. Историческое развитие, как прогресс, и является обязательной потребностью людей.

Платон - основатель идеализма. Жил в Афинах. Из родовитой Афинской семьи. Гражданин. Он создал школу в Афинах, назвал Академией. Главное учение Платона – определение и разъяснение понятия эйдос. Понятие эйдос – идея – идеология. Придумал Платон.

Платон создал идею вещей – совокупность существенных свойств, чем вещи друг от друга отличаются.

Разделял вещи: чувственные вещи и их идеи. Они непрерывно возникают, погибают, изменяются и движутся.

Государство по Платону. Демократия – государство, которое отражает интересы собственников, создает материальные ценности.

Олигархия - господство немногих над большинством, это немногие расточители, богачи и трутни, порождающие зло, преступления и воровство.

Демократия – она развивается из олигархии в худшую государственную форму. Демократия – это правления и власть большинства, где возникают противоречия между бедными и богатыми. Они обостряются и выливаются в восстание. Победа бедных, они изгоняют старых властителей, затем делят власть, а управлять не могут и отдают власть диктаторам, тиранам.

Тирания – власть одного над всеми,

6.Философия Аристотеля.

Аристотель родился примерно в 38 году до н.э. в городе Стагиры на северо-востоке Греции, в провинции Фракияжил в Милете где открыл собственную школу — «Ликей» (лицей), учеников которой называли перипатетиками, или «теми что прогуливаются». Главные вопросы в философском учении Аристотеля: Философия изучает сущее таким, какое оно есть.

«Метафизика» состояла из 14 книг, основной темой были причины существования вещей. Причины: Материальная причина («гиле» — материя).

Формальна причина ( материя получает форму ).

Действующая причина ( творец вещи ).

«Причина Цели» ( конечный результат ).

Космология Аристотеля. Земля состоит из четырех основных элементов: огонь, вода, земля и воздух. Ближе всего к ней находится месяц, который находится на границе Эфира — некого вещества в котором находятся Солнце и другие небесные тела.

Основные психологические концепции Аристотеля изложены в трактате «О душе». Душа рассматривается как энтилехия (становление). «Энтилехия — душа, производящая жизнь».

Главный политический трактат «Политика». Критикуется идеальное государство Платона. Лучшей формой правления выступает аристократия, потому что демократия часто превращается в олигократию ( правление многих ) или в охлократию ( правление толпы ). Работы «Никомаховая Этика», написанная для сына. Другим сочинением этического характера у Аристотеля является «Большая этика»

7.Ф. Бэкон – основоположник философии нового времени.

Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1626). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов). «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» («призрак площади») — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).

8.Рационализм Р. Декарта.

Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.

Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».

9.Сенсуализм Дж. Локка.

Джон Локк, 1632 - 1704, - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.

10.Философия Д. Беркли.

Джордж Бе?ркли (1685 —1753) — английский философ, известный своей системой спиритуалистической философии. Последовательно развивал тезис о том, что «бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает». Философское мировоззрение Беркли развилось, отчасти, как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей, отчасти же под влиянием сенсуализма Локка. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Этот спиритуализм послужил поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против Беркли как философов, так и богословов.

11.Философия И. Канта.

Иммануи?л Кант 1724-1804, Кёнигсберг, Пруссия — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. «Чистым разумом» Кант называет теоретическое мышление, главным образом математику и математическое естествознание. Далее Кант приступает к анализу структуры знания, он Препарирует разум так же, как анатом препарирует мозг. Выясняется, что всякое наше знание состоит из двух компонентов: [I] материала чувственного опыта и [II] категорий, чистых форм деятельности рассудка. Чувства дают нашему мышлению всё его содержание, тогда как Рассудок придает этому содержанию логическую форму.

Что представляют собой те Вещи, которые мы воспринимаем в формах пространства и времени и мыслим с помощью категорий? Это Феномены, отвечает Кант, т. е. вещи, которые Являются нашему сознанию. А таковы ли эти вещи Сами по себе, какими мы их воспринимаем? Этого, отвечает Кант, человеку знать не дано.

Такие вещи, как Бог, свобода, неделимые частицы материи, границы Вселенной в пространстве и времени, – навсегда останутся “вещами в себе”, скрытыми от человеческого разума. Но не только о них, а вообще ни об одной вещи в мире нельзя сказать, такова ли она “в себе” – в действительности, какой мы ее знаем или какой она является нашему сознанию. Философское учение о непознаваемости реальных вещей, которое отстаивал Кант, называется Агностицизмом.

12.Философия Г. Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Ге?гель, 1770-1831 — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость», метод исследования, противоположный метафизике. Своеобразным введением в гегелевскую философскую систему является «Феноменология духа» (1807), одна из наиболее сложных работ философа. В ней Гегель ставит задачу преодоления точки зрения обыденного сознания, признающего противоположность субъекта и объекта. Учение о бытии (в широком смысле) и учение о сущности составляют две первые части гегелевской логики (логика объективная). Третья часть есть учение о понятии (в широком смысле), или логика субъективная, куда включаются и основные категории обыкновенной формальной логики (понятие, суждение, умозаключение). Абсолютная идея по внутренней необходимости полагает или, как выражается Гегель, отпускает от себя внешнюю природу — логика переходит в философию природы, состоящую из трёх наук: механики, физики и органики. Третья главная часть гегелевской системы — философия духа — сама троится соответственно различению духа в его субъективности, в его объективации и в его абсолютности. Субъективный дух рассматривается в своем непосредственном определении как существенно зависящий от природы в характере, темпераменте, различиях пола, возраста, сна и бдения и т. п.; всем этим занимается антропология.

13.Философия Л. Фейербаха.

Людвиг Андреас фон Фейербах, 1804-1872, — выдающийся немецкий философ-материалист, атеист.

Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней». От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.Важную составную часть философии Фейербаха представляет его учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний. Это учение навеяно отчасти «Речами о религии» Шлейермахера. Фейербах задаётся целью показать, каким путём в человечестве и в человеке постепенно складывается известное религиозное миросозерцание.

14.Причины возникновения, идеи и сущность марксистской философии.

Диалектико-материалистическая Ф возникла в середине 40-х годов 19 века, когда в ряде стран Западной Европы уже утверждался капитализм. Завоевание политической власти буржуазией проложило дорогу его ускоренному развитию. Следствием этого явилось, с одной стороны, бурное развитие капитала, крупной машинной индустрии, а с другой - формирование промышленного пролетариата. Однако громадный рост производительности труда и общественного богатства отнюдь не сопровождался улучшением положения трудящихся масс. Усиление эксплуатации, обнищание, ухудшение экономического положения вызвали недовольство рабочих. Выступления рабочих против своего угнетенного положения все чаще принимали форму забастовок, стихийно вспыхивающих вооруженных выступлений. Таковы были восстания лионских ткачей во Франции (1831 и 1834 годы), силезское восстание ткачей в Германии (1844 г.), в Англии в 30-40 годах 19 века развернулось первое массовое пролетарское движение - чартизм. На фоне этих событий и возникает диалектико-материалистическая Ф, созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Возникновение марксистской политической экономии было наиболее выдающимся событием в истории мировой экономической мысли XIX в. Основоположники марксизма совершили подлинно революционный переворот в экономической мысли, в понимании предмета и метода исследований, трактовке категорий капитализма, его социальной природы и исторических судеб.

Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование возможности освобождения порабощенного человечества.

16.Позитивизм и его эволюция.

Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Основоположником позитивизма является ученик Сен-Симона Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, 1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О.Конту):

Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога. Сама теологическая стадия распадается на три ступени:

• Фетишизм (поклонение вещам, наделённым человеческим статусом)

• Политеизм (люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов).

• Монотеизм (Единый Бог)

Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи».

Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия».

Идея эволюции. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903).Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию.

17.Иррационализм и его эволюция.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный), обозначение идеалистич. течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие И. объединяет разнородные филос. системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредств. созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистич. «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религ. и религ.-филос. учения, хотя в своём дальнейшем истолковании они и используют формы рационального мышления. И. с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще.

Если в самом общем смысле иррационалистич. тенденции прослеживаются на протяжении всей истории философии, то в более узком смысле термин «И.» относят к тем течениям бурж. философии, которые складывались в противопоставлении себя рационализму нового времени. Таковы, напр., «философия чувства и веры» Якоби, противостоящая просветительскому рационализму, «философия откровения» позднего Шеллинга, волюнтаристич. концепция Шопенгауэра и учение Кьер-кегора, представляющие собой своеобразную реакцию на идеалистич. рационализм нем. классич. философии, в частности панлогизм философии Гегеля. Крупнейшими представителями И. в сер. 19 в. были Ницше, родоначальник философии жизни, и Э. Гартман с его «философией бессознательного».

Иррационалистич. умонастроения получают широкое распространение в связи с кризисом бурж. общества и его культуры в кон. 19—20 вв. И. особенно проявляется в таких течениях, как философия жизни (Дильтей, Бергсон и др.) и экзистенциализм (Хайдеггер идр.), но иррационалистич. тенденции присущи и др. направлениям совр. бурж. философии (напр., некоторым разновидностям неопозитивизма и др.). И. противоположен марксистско-ленинской философии, материалистич. мировоззрению.

18.Неотомизм.

НЕОТОМИЗМ - направление в совр. буржуазной философии морали, в к-ром нашли конкретное воплощение принципы официального католического философско-религиозного учения (само название «Н.» происходит от латинизированного имени средневекового схоласта Фомы Аквинского - Thomas). Осн. представители Н. (данное направление в этике известно также под названием теории «естественного закона») - фр. философы Маритен и Э. Жильсон, у к-рых нашлось мн. последователей среди ортодоксальных католических теологов, теологов, близких к протестантизму, а также философов религиозного толка. В отличие от неопротестантизма, к-рый является направлением откровенного иррационализма в этике, Н. представляет собой попытку включить в религиозное мировоззрение нек-рые принципы этического рационализма. Это нашло выражение в построении дедуктивной системы понятий, с помощью к-рых обосновываются требования нравственности, по принципу иерархии (последовательного их подчинения) и в придании универсального характера основополагающим принципам морали.

19.Экзистенциальная философия и ее основные направления.

Одной из ведущих течений общественной мысли XX ст. есть экзистенциальная философия, которая на первый план выдвинула идею абсолютной уникальности человеческого бытия, сосредоточившись вокруг проблемы человека и его места в мире, проблемы духовной выдержки человека, который попал в поток событий и потерял контроль. Экзистенциализм является философским выражением глубоких потрясений, которые постичь западную цивилизацию в XX ст. Представители екзисиенциализму не делали попыток проникнуть в методологические аспекты науки раскрыть ли природу морали, религии, искусства. В центре их внимания были вопросы вины и ответственности, решение и выбора, отношение человека к смерти и т.п., а проблемы науки, религии, морали, искусства интересовали их лишь настолько, насколько они касались названных вопросов. Основными проблемами экзистенциализма стали: человек как уникальное существо, философия бытия, гуманизм, история западно-европейской цивилизации, проблема свободы и ответственности, смерти как тайной сути человеческого существования, проблема времени как характеристики человеческого бытия.

Два основных направлений в экзистенциализме: религиозный (Г.Марсель, К. Яснерс) и атеистический (Ж, -П.Сартр, А.Камю). Первый призывает к движению от мира до Бог, к самоуглублению, которое сделает возможным достижение нового, "трансцендентного" измерения бытия. Атеистический экзистенциализм, на мысль Ж.-П.Сартра, есть значительно последовательным. Он учит, что даже, когда Бога нет, то все же есть, по крайней мере, одно бытие, в котором существование предшествует сущности (!), бытие, которое существует к своему определению с помощью понятий.

20.Герменевтика.

Герменевтика (от греч. - «истолкование») - искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; экзегетика. Использовалась в теологии (толкование учений, священных текстов), филологии (интерпретация текстов древних авторов на современный язык).

Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) - протестантским теологом и философом.

Заметно влияние И. Канта и особенно Г. Фихте («Наукоучение»). Главная функция герменевтики - в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Он противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуальный стиль произведения.

X. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую отрасль понимания. Ее предметом наряду с историко-гуманитарными науками является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Понимание здесь универсальный способ существования действующего человека, его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт.

23.Диалектика как учение о развитии и метод познания действительности.

Диалектика – это наука о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания. (Диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности.

Основные принципы Д: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие. (изменение не только количественное, но и качественное) 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения – внутренне противоречие.

studfiles.net

Философские учения Древней Греции (милетская школа, диалектика Гераклита, Пифагор, софисты, Сократ).

Характерным для античной философии является наличие четко выраженной материалистической линии, которая дает себя знать уже в самой ранней из греческих философских школ – милетской (VII – V вв. до н.э.), к которой относятся три мыслителя: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Все три мыслителя сделали решительные шаги к демифологизации античного мировоззрения. Фалес полагал, что все существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Анаксимандр признавал единым и постоянным источником рождения всех вещей некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон (буквально «беспредельное»). Анаксимен, принимая за первооснову воздух, ввел важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камень и огонь. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом. Гераклит из Эфеса полагал, что истина достигается размышлением. Главное произведение Гераклита – «О природе». Глубина мысли Гераклита затемняется стилем ее изложения. Современники прозвали его «Темный» за туманное изложение своих мыслей. В качестве субстанционально-генетического начала Вселенной он рассматривает огонь, так как из четырех стихий огонь наиболее подвижен и изменчив. Гераклит – стихийный материалист и наивный диалектик. По учению Гераклита, гармония (единство) и борьба Противоположностей – это две стороны одного и того же всеобщего логоса, порядка всего происходящего в мире. Другой философ, Пифагор, в качестве основного принципа всего сущего выделял число. По мысли Пифагора, «Бог — это число чисел», «числу же все подобно». По всей видимости, им было разработано учение о четных и нечетных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях. Мораль и право столь же различны, как суждения о вкусе и формах наслаждения. Людей, наиболее последовательно отстаивающих эту точку зрения, называли софистами. Софисты выполняли функцию «просвещения народа». Они распространяли знания и культуру среди народа, прежде всего среди политически активных граждан, способных оплатить их труд. Наиболее известными софистами были Горгий, Фрасимах и Протагор. Тезис Протагора, что «человек есть мера всех вещей», может быть истолкован как эпистемологическое положение, а именно: вещи не обнаруживают себя перед людьми такими, какими они являются сами по себе. Перед человеком предстают всегда только определенные стороны или свойства вещей. Сократ заложил основы идеализма. Основополагающая способность человека, по Сократу, это разум, мышление. Он приходит к убеждению, что самая главная идея – это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливость. В центре сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. Сократ связывает нравственность с разумом, что дает основание считать его этику рационалистической. Истина и нравственность для Сократа – совпадающие понятия. «Познай самого себя» - это изречение закрепилось за Сократом не случайно, ни один из мыслителей античного мира не сделал установку на самопознание. Философия, с точки зрения Сократа, есть способ познания добра и зла.

5. Становление европейской философии в Древней Греции (философия Демокрита и Платона).

Принято считать, что Демокрит жил с 460 по 370 г. до РХ. Демокрит родился в колонии Абдеры во Фракии. Атомизм Демокрита гениален в силу его простаты. Существует только один вид первоначал – маленькие неделимые частицы. Они движутся в пустоте, и их движения определяются исключительно механическими причинами. Все перемещения этих частиц вызываются их взаимными столкновениями. Маленькие материальные частица мыслятся как физически неделимые. Их свойства являются исключительно количественными, то есть свойствами, которые можно описать с помощью простейших математических понятий – это протяженность, форма, вес и т.п., но не цвет, вкус, запах, боль и т.п. Атомы столь малы, что не могут чувственно восприниматься. Вводится объяснение ощущаемых объектов с помощью принципиально чувственно невоспринимаемых сущностей, которые могут только мыслиться. Все атомы состоят из одного и того же материала. Он они различаются по форме и размерам, которые постоянны для каждого отдельного атома. Вещи возникают, когда атомы «сцепляются вместе». Вещи исчезают, когда образующие их атомы удаляются друг от друга. Движения атомов не зависят от божественного или человеческого разума. Все происходит механически.

В лице Платона (427 – 347 гг. до н.э.) древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения. В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику. Множество бытия Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущностями. Платон стремится развить сократовские представления. Для всякой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая для каждой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается ее именем. Идеи – это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира. Материальный мир вторичен. Что же представляет собой идея? Идеи существуют и без человека, идеи суть подлинные сущности. Идеи – объективны, в этом – ядро объективного идеализма Платона. Действительность разделена на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Мир идей – первичен, многообразие чувственно воспринимаемого мира – вторично. Между областью «идей» и областью «вещей» у Платона находится «душа мира». Чувственный мир – порождение мира «идей» и мира «материи». Однако, кроме бытия должно существовать и небытие. Это небытие Платон отождествляет с материей, а бытие – бестелесные, нематериальные идеи. При этом для Платона идеи первичнее материи. Виды (идеи), прежде всего бытие, а не понятие нашего ума, и существуют они сами по себе, независимо от субъекта, от его сознания и познания. Между миром идей и небытием (т.е. материей как таковой) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие, которое отделяет истинное бытие от небытия.

Философия Аристотеля.

Философия Аристотеля является логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Аристотель – мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. Аристотель конкретнее, эмпиричнее Платона, его по-настоящему интересует индивидуальное, жизненное данное. Он не отождествляет бытие с идеями и критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Наипростейшей определенностью этой первой материи являются, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля. Эти четыре элемента – основа реальных (чувственно воспринимаемых вещей). Правда, позднее, в связи с проблемами небесных сфер, Аристотель вводит пятый элемент – эфир. Самобытное единичное бытие Аристотель называет субстанцией, т.е. такое бытие, которое существует само в себе. Мир есть совокупность субстанций, каждая из них – некоторое единичное бытие. По Аристотелю, каждая единичная вещь, единичное бытие есть сочетание, единство «материи» и «образа», «формы». Материя – это первичный материал, потенция вещей. Основным средством познания мира Аристотель считал категории сущности. Его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производное вторичных, как его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического понимания действительности. Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука. Научное познание, таким образом, представляется как вершина всего процесса познания. Чувственное познание Аристотель считал истинным. Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.

cyberpedia.su

8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель) |  Читать онлайн, без регистрации

8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)

Древнегреческая философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э. до VI в. н. э. Для древнегреческой философии характерно:

1. Единое, своеобразное, хотя отнюдь неизолированное явление в развитии философского сознания человечества.

2. Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология.

3. Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий научных.

4. Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм.

5. Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафизики.

Первые греческие философы – диалектики.

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э.) – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

1. Пытаются заменить мифологическое мировоззрение рациональным объяснением.

2. Оперируют понятием «природа». Природа – совокупность самых разнообразных материальных явлений, которые возникают, функционируют и уходят в небытие.

3. Природа – совокупность переходящих друг в друга свойств, качеств, состояний (холод и тепло, влажное и сухое и пр.).

4. Хотят найти первоматерию («первопричину»).

Гераклит (VI–V вв. до н. э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идет борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая подвижная субстанция. Гераклит является зачинателем диалектики в античной философии.

Школа эллиатов (V в. до н. э.) – Парменид, Зенон. Выступали против учения Гераклита. Парменид считал, что абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует; что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит – это линия материализма, Парменид – идеализма.

Для Парменида вещь и мысли об этой вещи – одно и то же. Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон прославился апориями – затруднительными положениями, в которые попадает разум при анализе явления. Например, движение противоречиво, ибо состоит из неподвижных моментов (летящая стрела – покоится).

Сократ (V–IV вв. до н. э.), в противоположность Демокриту, считал ненужным и даже вредным изучение природы. «Богам не угождает человек, который допытывается того, чего они не пожелали открыть людям. Да мы и не способны управлять природными явлениями».

Сократ ставит вопрос: «В чем природа, сущность человека?» По его мнению, – это душа как «сознающее Я». А если сущность человека – его душа, то в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа; и высшая задача воспитателя – научить людей взращиванию души.

Сократ изменяет отношение к системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с внешними ценностями (богатство, слава) и телесными факторами (жизнь, физическое здоровье, красота), а сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости.

Платон (V–IV вв. до н. э.) – родоначальник объективного идеализма. Существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей – тот мир, с которым человек контактирует постоянно. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь – слабая копия идеи. Идея абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Идея Платона – идеальное государство. Основа – труд рабов. В идеальной аристократической республике Платона правят философы, охраняют воины, материальные блага производят ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Одно из самых замечательных учений античности – «атомизм» Левкиппа и Демокрита, учителя и ученика (V–IV вв.). Они считают, что есть бытие и небытие, понимая бытие как бесконечное количество атомов, а небытие – как пустоту, пространство. Атомы не возникают и не уничтожаются, они вечны и неизменны, неделимы и непроницаемы. Атомы – мельчайшие частицы, двигающиеся в пустоте. Атомы разнообразны по форме, величине, тяжести. Они находятся в постоянном движении, и не нужно искать источник движения атомов вне их. Атомы, «складываясь и сочетаясь… рождают вещи», изменения в вещах происходят вследствие изменений конфигурации атомов. Атомисты говорили, что существовал первичный атомный хаос, затем в нем вследствие столкновений возникают вихри и далее образуются миры. Так как число атомов и пустота бесконечны, то существует множество вихрей и миров; эти миры находятся на разных стадиях развития.

Атомистическая концепция оказала большое воздействие на последующую философию и естествознание.

В работах Аристотеля (IV в. до н. э.) философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Его учение, энциклопедически вобравшее в себя достижения античной науки, являет собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма – это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя – своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар – бог (или ум – перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Исходя из своего учения о четырех причинах (материальной, формальной, действующей и конечной, то есть целевой), Аристотель приходит к идее первой причины. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его форм: понятия, суждения, умозаключения и т. д. Аристотель является основоположником логики.

velib.com