Философия зародилась в древней. Возникновение философии в Древней Греции. Мифология и “первые философы”. Милетская школа. Проблема первоначала.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Зарождение философии в Древней Греции. Досократики (Милетская школа, Италийская философия, элеаты, атомисты). Философия зародилась в древней


1. Причины зарождения философии в Древней Греции.

Греция, Китай, Индия. Слово "философия" происходит от греческих "phileo" (люблю) и "sophia" (мудрость) и означает любовь к мудрости. Уже сама этимология данного понятия раскрывает специфику философского постижения бытия - это всегда некий незавершенный мыслительный процесс, процесс стремления к истине, которая в абсолютном смысле недостижима. То же, что мы сегодня называем философией, во всех существующих цивилизациях исторически возникает почти одновременно - в период с VII по V в. до н.э. В Вавилоне из шумерской мифологии и эпоса зарождаются философские представления о мире и месте в нем человека. В Древнем Египте, который оказал такое сильное воздействие на греческую философию, существовали элементы философского знания, связанные с процессами демифологизации. В Иране именно в этот период возникает зороастризм с его учением о зависимости устройства мира и торжества справедливости в нем от свободной воли человека. В Индии в VI в. до н.э. возникают классические ортодоксальные философские системы, такие, например, как веданта, йога. В тот же период появляются неортодоксальные философские системы джайнизм, буддизм, санкхья. В Китае в VI-V вв. до н.э. возникают конфуцианство (Конфуций, Сюн-цзы, Мэн-цзы), моизм (Мо-цзы), даосизм (Лао-цзы) и почти все известные нам варианты философского постижения мира от скептицизма до материализма и нигилизма. В Древней Греции в VIII в. до н.э. в творчестве Гомера и Гесиода обнаруживаются первые элементы философского подхода к миру, тогда же создаются космотеогонические системы орфиков и философия семи мудрецов. По масштабам всемирного исторического процесса, насчитывающего тысячелетия, это действительно почти одновременные события; таким образом, зарождение философии представляет собой своеобразный социокультурный взрыв, отражающий кардинальные изменения, происходящие в сознании и мышлении человека, во всей культуре.

Человек пытается понять из чего состоит мир. Человек понимает, что он есть нечто отличное от природы, его начинает удивлять факт, что его представления о мире не соответствуют легендам и мифам. Возникает потребность рационально объяснить мир, познать его таким, какой он есть. В ответ на эту проблему и возникает философия: теоретически объяснить все. В Древней Греции складывались особые предпосылки, потребовавшие серьезных перемен в мировоззрении. Основные из них:

1.Письменность.

2.Разложение первобытно-общинного строя.

3.Образованность.

4.Перезрелость мифологии.

Первая предпосылка- письменность, т.е. наличие богатого зафиксированного материала и возможность его осмысления. Но этого источника мало. Второй источник разложение первобытно-общинного строя (мироощущения, опирающегося на кровно-родственное начало). В начале каждый человек принадлежал какому-либо роду, племени. Мыслить против рода не мог, т.к. тогда был бы изгоем. Индивидуализм и самостоятельность не поощрялись. Наступило время и как следствие разложения первобытно-общинного строя стало то, что люди оказались, предоставлены сами себе. Необходимо было развивать индивидуальную инициативу. Многие поехали учиться. Почти все известные философы побывали в Египте. По возвращению с учебы, люди сталкивались с неграмотными людьми, возникает такое понятие как образованность. Эти люди не могли найти себе место, где бы они смогли применить свой интеллект. Возникла идея альтернативного осмысления своей культуры. Появились мудрецы (в Греции считалось, что было 7 мудрецов). Они пытались выразить в афоризмах представления о своих жизненных ситуациях. Состав «семи мудрецов» в разных источниках варьируется; неизменное ядро составляют: Фалес, Биант и Приены, Питтак из Митилены, Солон Афинский. Философия получает почву - соревновательность в оригинальном толковании действительности. Особенность греческой религии состояла в том, что под богами греки понимали сущность вещи или явления, в отличие от римской мифологии, где богом было само явление. Скажем, бог моря Посейдон символизировал собой сущность морской стихии, в то время как бог Нептун был само море со всеми его явлениями. Может быть, в этом мы увидим ключ к разгадке феномена греческой философии и поймем, почему философия возникает именно в Древней Греции, а в Древнем Риме философия всегда существовала лишь в форме чисто эклектического восприятия идей греческих философов. В древней Греции выделяют 3 пласта мифологии, каждому пласту соответствовала пара царствующих божеств.1.Уран и Гея. 2. Кронос и Рея 3. Зевс и Гера.

Основной тенденцией в развитии мифологии в предфилософское время становится утрата богами антропоморфных черт и превращения их в безличные начала мира, например, Зевс - в огонь, Кронос - во всеобъемлющее время. Подобная переработка мифа свидетельствовала о сложных, противоречивых, внутренних процессах мыслительной деятельности, внутри которых постепенно складывались условия для возникновения совершенно нового, принципиально отличного мировоззрения - философского. Первым попытался навести порядок Гомер в Илиаде, он описал Олимп, как там живут боги. Он делал это не специально. Сознательно это сделал Гесиод в "Теогонии". Он попытался найти взаимоотношения богов. Перезрелость приводит к тому, что 4-ый пласт создавать нет необходимости, т.к. мифология себя исчерпала, появляются мудрецы, а затем философы. Первый философ – Фалес. Мифология распалась на 3 части: философию, религию и науку.

studfiles.net

3. ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЕ. Философия для аспирантов

3. ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЕ

У древних греков философия ассоциировалась с мудростью. Мудрость приписывали богам. Богиня мудрости Афина Паллада изображалась вместе с совой. Считалось, что эта священная птица видит во тьме.

Мудростью называли знание о неведомом, дар божий. В своей «Илиаде» Гомер вещает: «Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет…» (Илиада. М.; Л., 1949). Мудрый ведает о прошлом, настоящем и будущем потому, что он располагает информацией о первоначале, он знает, что от этого «первоначала» все происходит.

Гомеровский эпос носит мировоззренческую направленность. Почти все природное и многое из социального имеют сверхъестественную антропоморфную ипостась. Мифологические личности находятся в отношениях кровного родства. Однако боги отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием, способностью принимать образы фантастических существ, сочетающих черты человека и животного.

Люди несчастны, ибо зависят от произвола богов. Но если богов можно умилостивлять, то этого нельзя сделать в отношении Судьбы. Судьба — «мойра», «ананке» могущественнее богов. Судьбе подчиняются не только люди, но и боги.

Если искать философию в гомеровском эпосе, то ее можно усмотреть только в деантропоморфизации судьбы, в прославлении мудрости, в ориентире на первоначало.

Если Гомер полулегендарен, то Гесиод вполне историческая личность. Если Гомер продолжает отчасти воспроизводить культуру мифа, то Гесиод осуществляет ее анализ. В этом смысле представляет интерес его поэма «Труды и дни». Поэма несет в себе уже не мифологическое, а философское мировоззрение. Оно ориентирует на «правильное» отношение человека к миру. С точки зрения Гесиода человечество развивается по нисходящей линии — от совершенного порядка до хаоса и полного распада.

44

Рассматривая настоящее и сравнивая его с прошлым, Гесиод отмечал: «Люди золотого века жили, как Боги, со спокойной и ясной душой. Горя не зная, не зная трудов. Сколько хотелось трудились. И печальная старость к ним приближаться не смела… А умирали как будто объятые сном». Потом был серебряный век. Его сменили медный и век героев. Что касается железного века, то Гесиод изъявляет желание: «Раньше его умереть я хотел бы, иль позже родиться. Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя… Правду заменит кулак. Где сила, там будет и право. Стыд пропадет. От зла избавления не будет» (Эллинские поэты. М., 1963).

Исторический пессимизм Гесиода — мировоззренческое сознание древнего грека в условиях распада общины, когда в жизнь вторгаются экономические отношения купли и продажи, когда сущее и должное рассогласованно. В поисках разрешения этого противоречия Гесиод выходит на подлинную философскую проблему меры. Но мера для него не объект философского осмысления, а средство. «Меру во всем соблюдай», — учит мыслитель. Меру он рассматривает как основание регламента отношений человека к миру, где зло воспринимается как безмерность, а благо — как умеренность.

Вторая поэма Гесиода «Теогония» ориентирована на поиск первоначала, поскольку в «древних мифах есть предузнавание всех путей и всех побед ума, так воображение заранее предрекло ученые тома…». Мироздание оформляется в направлении от Хаоса к Зевсу — к порядку, свету и социальному устройству, проходя очередную ступень «теогонии» — рождения богов, появившихся после Хаоса. За царством Зевса следовало царство человека, за мифом следовал Логос.

Логос — это не просто слово, а разумное слово. Логос означал рождение философского мировоззрения и закат культуры мифа, где, как справедливо отмечал А. Ф. Лосев, «мыслил тут именно род, ставил себе цели род, и индивидууму было не обязательно мыслить, ибо род есть стихия жизни, а стихия жизни действует в индивидууме стихийно-жизненно, т. е. инстинктивно, не как сознательная расчлененная мысль» (Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1963. С. 107).

45

Логос как разумное слово обусловил постановку вопроса «что такое мудрость?» На место оракульского прорицания в рамках культуры мифа пришло самостоятельное размышление человека о мире, о своей судьбе. Появились люди, поражавшие других способностью рассуждать о вещах, о которых никто не задумывался. Похоже, что этих людей сначала называли безумцами. Сами же они называли себя философами, т. е. любящими мудрость. Пройдет значительный период времени, и они обретут признательность за свой талант, фантазию, прозорливость. (См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979).

С появлением философов понятие «философ» обретает свой социальный статус. Вскоре этот статус получит и «философия». Философ не мудрец. Истинная мудрость присуща только богам. Смертные могут быть лишь философами, т. е. любящими мудрость. Стало быть, и философия — это еще не мудрость, а только любовь к мудрости.

Протофилософия Древней Эллады завершается формированием убеждения, что мудрость как высший идеал знаний, без которых человеческая жизнь не может быть полноценной, приобретается собственными усилиями человека. И источником мудрости является не вера, а познание, ориентированное на доказательное знание.

Мудрость семи «мудрецов» заключалась в том, чтобы поступать сообразно природе. Не удивительно, что за «первоначало» они принимают всем известные чувственно воспринимаемые вещества. Если Гесиод принял за первоначало возникшее во времени (Хаос), то Орфей нашел первоначало в самом времени. Последователи Орфея, орфики, принимали за начало мира воду. Вода послужила основанием для теогонии, а теогония перерастает в антропогонию. Человек воплощает цепь всего космического процесса. В нем два начала: низшее и телесное, титаническое и высшее. Тело — темница души. Посему цель жизни заключается в том, чтобы освободить душу от тела. Осуществить эту цель нелегко, ибо душа обречена к переселению из тела в тело.

46

Существует мнение, что через орфизм индийская мифология (учение о сансаре) оказала определенное влияние на греческую протофилософию.

В целом протофилософия Древней Эллады заложила основания для формирования античной философии как рационализированного мировоззрения, ориентированного на поиск субстанционального основания мироздания, что обеспечивало познание мира, а при необходимости и его последующее преобразование. Если Архимед ищет рычаг, чтобы мир перевернуть, то первые мыслители античной философии заняты поиском первоначала Бытия мира.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Античная философия зародилась в городах Ионии

Античная философия зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в …

+: Афинах

Античный философ ### связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма.

+: Сократ

Автор «Опытов» и создатель нового литературного жанра – эссе: …

+: М. Монтень

Автором книги «Иметь или быть» является …

+: Э. Фромм

Американский философ Томас Кун сформулировал представление о науке как едином стиле мышления, назвав его …

+: парадигмой

Автором работы «Слово о законе и благодати» является …

+: Илларион

Автор работы « Государственность и анархия» –

+: М.А. Бакунин

Автором работы «Диалектика природы» является Энгельс

Анализ сновидений, как способность проникновения в бессознательное человека, обосновывал…З. Фрейд

Активность, избирательность являются свойствами

R сознание

Базовые ментальные структуры, общие для всего человечества, К.Юнгом названы…архетипами

Белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции относятся к…биосистемам

Бытие как объективная реальность обозначается термином…материя

«Бритва Оккама» отражает содержание принципа

+: «не следует умножать сущности сверх необходимого»

Богооправдание – религиозно-философская проблема объяснения существующего в мире зла и несправедливости в отношении всемогущего, премудрого и благого бога – это …

+: теодицея

Взгляд личности на что-либо есть …

R мнение

Высшим моральным долгом человека Сократ считал: попечение о душе

Внешне правильное доказательство заведомо ложных утверждений с помощью преднамеренного нарушения логических законов – это …софизм

В философии Канта – «вещь в себе», то, что объективно существует, но не дано человеку ни в опыте, ни до него и поэтому непознаваемо – это …

+: ноумен

В учениях Гегеля, Фейербаха и Маркса отделение какого-либо творения или продукта от своего создателя, при котором творение становится не зависящим от него и враждебным ему – это …

+: отчуждение

Высказывание, искажающее действительное положение вещей – это ложь

Возникновение современной неклассической иррационалистической философии связано с именами…R А. Шопенгауэра и Ф. Ницше

Веком философии в истории европейской культуры называют эпоху…R Просвещения

Вершиной европейской рационалистической философии является…R Английский эмпиризм

Вопрос о том, что есть истина и каковы ее критерии, рассматривается в…R гносеологии

Вопрос о том, способен ли человек познать мир, исследуется в …R гносеологии

В современной философии учение о научном познании называется…R эпистемологией

Выберите правильное соотношений понятий «философия» и «наука»:R философия выступает методологией науки

В рамках целостной системы научного знания, философия как учение о первых началах бытия называется…R диалектикой

Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе Ф. Энгельс назвал основным вопросом …R философии

В учении З. Фрейда человеческие мысли, действия и поступки из сферы бессознательного определяют

+: Эрос+: Танатос

Возрождение берет начало в деятельности гуманистов XIV-XV вв.: …+: Ф. Петрарки+: К. Салюатти

Выдающийся мыслитель и учёный античности, создатель «Ликея», – это …+: Аристотель

Ведическая литература наряду с «Упанишадами» и «Араньяками» включает …+: «Брахманы»

Ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским – это …+: томизм

В средневековой философии – общие идеи, понятия – это …+: универсалии

В эллинистический период древнегреческой философии центральное место занимает проблема …+: человека

Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т. е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря: …+: номиналистов

+: реалистов

Веды включают в себя следующие разделы …

+: Ригведа+: Яджурведа+: Атхарваведа

В противоположность западному индивидуализму славянофилы как основу самобытности Российской цивилизации связывали с+: соборностью

: В основе философских систем французских просветителей лежит ### картина мира

+: механистическая

Выдающийся деятель Возрождения, автор сочинения «Похвала глупости» Роттердамский

: В основе натурфилософии Возрождения лежит …

+: пантеизм

Возрождение как движение в европейской культуре возникает в (во) …+: Италии

Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т. е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря: …

+: реалистов и номиналистов

Выдающимся представителем этапа патристики является …+: Августин Аврелий

Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья является …

+: теоцентризм

В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о …+: свободе воли человека

Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется …+: добродетелью

Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается …+: христианство

В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся на …

R материалистов и идеалистов

Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь…+: Не лжесвидетельствуй!

Вопрос о смысле жизни, прежде всего, порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек …+: эгоистичен

Впервые термин "ценность" в собственно философском смысле употребил…+: И. Кант

Высшая степень ценного, значимого для человека называется …+: идеалом

Воплощение эстетического идеала называется …+: прекрасным

В структуре общественно-экономической формации К. Маркс выделял /базис и надстройку/

В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется /Классовая борьба/

Волнообразный характер развития техники и ее влияния на общество обосновывал. /О.Тоффлер/

В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:г) науке;

В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:в) ноосфера;

В современности господствующим типом культуры является:а) поп-культура;

Выделите формы социальной стратификации, не рассматриваемые П. Сорокиным.г) возрастная.

В явном виде идея общественного прогресса была сформулирована в…-: философии Просвещения

В структуру современных производительных сил общества не входит(-ят)...

-: отношения распределения продуктов производства

Важнейшими элементами, связывающими личность и общество, являются...-: ценности

-: социальные нормы

Важнейшей производительной силой любого общества является…-: человек

В античной философии возникло течение скептицизм, оно выражало сомнение в достоверности знания

Вся совокупность сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть R знание

В античной философии возникло течение ___________, оно выражало сомнение в достоверности знания

R скептицизм

Ведущая роль сознания в жизнедеятельности человека отрицается фрейдизмом

Выделение и оценка себя как мыслящего. Чувствующего и действующего существа есть самосознание

Важнейшим в процессе опыта является:

R выдвижение идеи

В понимании пространства и времени существуют _________концепции

R субстанциальная и реляционная

Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой…

R движение

Воля отождествляется с «неисповедимыми силами» космической первоосновы мира в философии …

+: А. Шопенгауэра

Взаимозависимость свойств пространства и времени утверждается в ______________ концепции

R реляционной

Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением - организация

Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является…

R интенциональность

Главная задача философа - умение доказывать то, что он сам считает правильным и выгодным утверждали - софисты;

Глобальные проблемы могут быть решены...

-: объединенными усилиями всех стран

Гносеология – это философское учение о …R познании

Грамота об «отпущении грехов», которую в Средние века мог купить у католической церкви любой человек – это …

+: индульгенция

Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является …

интенсиональность

Главной целью Реформации XVI в. являлось (-ась) …преобразование католической церкви

Голландский мыслитель, чья философия носит монистический характер, автор «Этики» – это …

+: Спиноза

Духовная деятельность человека, связанная со стремлением к мудрости реализуется в…R философии

Древнегреческая философия зарождается как…R рационалистическая

Древнеиндийская философия зарождается как…R мистическая

Древнекитайская философия зарождается как…R прагматическая

Душа мира, связующее звено между Богом и его творением, по В. Соловьеву, есть …+: София

Детерминизм отрицает существование…

R случайности

Действие случайных факторов придает законам:

R вероятностный характер

Древнегреческий философ, ставший символом грубой откровенности …+: Диоген

Для эпохи Возрождения характерен …

+: антропоцентризм

До середины XIX века царило общее убеждение, что философия – …+: царица наук

Деятельность философов Нового времени способствовала развитию …+: естествознания

Диалектика как учение о развитии Абсолютной идеи связано с именем Гегеля

Диалектический закон отрицания выражает:

R направленность развития

Деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является основополагающим в творчестве /X. Ортеги-и–Гассeтa/

Демократизация предполагает /Формирование гражданского общества и правового государство/

Древнейший принцип - "Не делай того другим, чего не желаешь себе" - называется золотым правилом …+: нравственности

Если свободу понимать по принципу "куда хочу, туда поворочу", то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии с нормами …+: морали

Если для неверующего человека целью и смыслом жизни является стермление к счастью, то для верующего:+: спасение души

Единство свойств и отношений предмета с точки зрения его внутреннего содержания выражается в понятии R сущность

«Естественное состояние», по Т. Гоббсу, – это …

+: война всех против всех

Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как… R рационалистическая

Естественный путь вещей в древнекитайской философии – это …+: *АО

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано…

R теорией относительности

Единобожие, религиозное представление, по которому существует только один Бог – это …

+: монотеизм

Европейское общественно-политическое движение XVI в. против католической церкви, а вернее, за ее радикальное преобразование – это +: Реформация

Знание предмета в исторически обусловленных пределах есть …относительное

Законы, описывающие большие совокупности объектов и носящие вероятностный и неоднозначный характер применительно к состоянию каждого из них, в науке принято называть…R статистическими

Заметный след в философии досократовского периода оставили атомисты …+: Демокрит

+: Левкипп

Знание, взятое в его полноте, которое не может быть опровергнуто в процессе познания есть – абсолютное

Знание предмета в исторически обусловленных пределах есть -…R относительная истина

Заслуга софистов состоит в том, что они …

+: выдвинули на первый план проблему человека

Знание, взятое в его полноте, которое не может быть опровергнуто в процессе познания есть - …

R абсолютная истина

Знание, соединенное с верой в него, есть …

R убеждение

Интуитивные способности человека относятся к сфере бессознательного

Иррационалисты утверждают, что для познания действительности недостаточно ни опыта, ни разума; для этого необходима особая форма познания-…R интуиция

Идея о предопределенности всего существующего, в том числе любой человеческой жизни – это …

+: фатализм

Исследованием общества как особого рода реальности занимается…R социальная филос

Идеалистическое направление, по которому законы бытия определяются законами логики – это панлогизм;

Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности – это иррационализм;

Идея, по которой философия должна заниматься не отвлеченными вопросами, а проблемами реальной человеческой жизни и приносить конкретную пользу – это … утилитаризм

Идейное и фактическое размежевание светского и духовного, мировоззренческое отделение Бога от человека, религии от философии – это +: секуляризация

Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований– это …

+: герменевтика

Идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом (мыслительном) акте Богом из «ничто» – это …

+: креационизм

Искаженное восприятие или представление действительности называется….R иллюзией

Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для

+: экзистенциализма

Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», написанной в (во) …+: Франции

И. Кант в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» выдвинул …

+: небулярную космогоническою гипотезу

Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется …+: гуманизмом

Из перечисленных ниже признаков средневековую европейскую философию характеризовал …

+: религиозный догматизм

Идеалом стоика-мудреца является:+: невозмутимость

Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается:+: этика

Идею права как условия формирования гражданского общества дали миру /Древние римляне/

Идея «конца истории» была выдвинута /Ф. Фукуямой/

Идея линейной направленности общественной жизни возникла в /Средние века/

Исследованием общества как особого рода деятельности занимается /Социальная философия

Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта, человека и общества характерно для__ материализма диалектического

Истинность математических аксиом связан с _____________ концепцией.

R конвенционалистской

Истолкование сознания как свойств высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для ___________ материализма.

Диалектического

Иррационалисты утверждают, что для познания действительности недостаточно ни опыта, ни разума; для этого необходима особая форма познания - интуиция

Идея развития бытия утверждается в:R XIX в.

Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как…R прогресс

Идея, что пространство – это пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них, впервые высказана мыслителями…R Античности

История общества как существование локальных культур, переходящих в цивилизацию, представлена в творчестве: /О. Шпенглера/

Кому принадлежит высказывание «Каждый народ достоин своего правителя»? /Гегелю/

Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, назван термином /Формация/

Концепция «открытого общества» получила обоснование в творчестве /К. Поппера/

Кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всесторонний гегемонизм США. Утверждает /3. Бжезинский/

Культура XX века характеризуется как культура /Постмодернистская/

Крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность" - это …возвышенное

К чему приводила софистика в области морали: нравственному релятивизму

Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного "Я" и моих ощущений – это солипсизм;

«Как фантастическое отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни», - именно так выразили сущность религии …R атеисты

Как система взглядов на мир и место в нем человека философия выступает в качестве…R мировоззрения

Как рациональное знание о действительности, выявляющее ее сущность, философия выступает в качестве…R науки

Когда философия учит, ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с _____________ функцией.R критической

Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возниклаR в Древней Греции

К древнеиндийской философии относятся философские школы …+: веданта

Карма – это …+: принцип воздаяния

К эллинистическому периоду древнегреческой философии относится школа …+: эпикурейцев

К классикам немецкой философии не относится …

+: И. Гердер

К религиозным направлениям современной зарубежной философской мысли относятся …+: неотомизм и персонализм

Крупный немецкий философ, предвозвестник «философии жизни», экзистенциальной философии и философской антропологии – это …

+: Ф. Ницше

Классический период в античной философии связан с именами …

+: Аристотеля

+: Сократа

+: Платона

К числу наиболее известных авторов патристики относятся: +: Ориген+: Климент Александрийский

+: Аврелий Августин

Крупнейшие представители позитивизма: - Конт

+: Г. Спенсер+: Д.С. Милль

К религиозным направлениям современной зарубежной философской мысли относятся …

+: неотомизм+: персонализм

Категория философии, фиксирующая существование мира, человека, сознания -бытие

Категория философии, обозначающая то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого- субстанция

Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является…R время

Коллективный и индивидуальный носитель познавательной деятельности называется______________ познания.

R субъектом

Коллективный и индивидуальный носитель познавательной деятельности называется субъектом познания.

Как искусство истолкования герменевтика зародилась:

R в античност

Классическое определение истины как суждения, соответствующего действительности, впервые было дано…

R Аристотелем

Концепция, согласно которой под истиной понимается соответствие знаний действительности, называется… R корреспондентской

Концепция, согласно которой под истинной понимается соответствие знаний действительности, называется классическая

Культура информационного общества характеризуется как:Постмодернизм

Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе, носит название:б) социал-экономической;

Ликвидация неграмотности, ликвидация эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, решение проблемы здравоохранения касается…-: развивающихся государств

Латинское слово «секуляризация» означает

+: мирской

Модель революционного развития общества получила обоснование в трудах…-: К. Маркса

«Материя не существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», - утверждают…R креационисты

Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности- это субъективизм;

Минимальный, неразложимый далее компонент системы именуется…

R элементом

Многобожие, религиозное представление, по которому существует много богов– это …

+: политеизм

Масса в постиндустриальном обществе…

-: формируется с помощью коммуникативных технологий

Мысль, отображающую общие и существенные признаки некоторого класса явлений, определяют как понятие

Мысленное образование, обобщающее некоторый класс предметов посредством фиксации их общий признаков- понятие

Мировая история в целом есть…

-: процесс стадиального изменения определенного числа изначально существовавших социологических организмов

Научно не обоснованное изображение идеального общества, альтернативного своим совершенством существующему, получило название…

-: утопии

Направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами единичных предметов, утверждавшее, что универсалии – чисто мыслительные образования, существующие в уме человека – это …номинализм

Наиболее глубинное отражение действительности происходит посредством понятия;

Направление в духовной жизни Средневековья, не допускающее возможности осмысления религиозных догматов, их обоснования средствами разума, призывающее только к безрассудной вере в них– это …мистика

Наука о формах и законах правильного мышления – это …: логика

Не хочешь - не верь, но и не богохульствуй" - таков принцип…веротерпимости

Носителем сознания, формой его существования называют: язык

Наряду с трудом и обществом необходимым фактором формирования человеческого сознания является…речь

Наряду с природным и социальным бытием выделяется бытие:R духовное

Наиболее закрытой социальной группой является:

а) род; г) сословие;

б) класс; д) страта.

в) каста;

Направленные, необратимые, качественные изменения называют развитие

Направление философия жизни объединяет таких философов как …

+: Ф. Ницше

+: В. Дильтей

+: Г. Зиммель

Неортодоксальные религиозно-философские учения в индийской философии: …

+: аджавика

+: чарвака

Направлениями древнекитайской философской мысли являются …

studfiles.net

4. Зарождение философии в Древней Греции. Досократики (Милетская школа, Италийская философия, элеаты, атомисты).

Первые элементы философского мышления проявились уже в произведениях древнегреческих историков - Гомера, Геродота, Гесиоида и Фукидида. Ими ставились и подвергались осмыслению вопросы о происхождении мира и его развитии, о человеке и его судьбе, развитии общества во времени.

Самой первой философской школой Древней Греции принято считать Милетскут. В которой чаще всего звучало имя мудреца Фалеса, который обычно признается первым древнегреческим философом. На первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это была нутурфилософия или философия природы.

Фалес исходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из воды.`Все из воды и все в воду`, так звучал основой тезис философа. Вода в философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом. Фалес был известен также и как географ, астроном, математик.

В число милестких философов входил также Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса, автор философской прозы. Он ставил и решал вопросы о основе мира. Апейрон являлся как нечто беспредельное и вечное. Он не знает старости, бессмертен и неуничтожим, всегда активен и пребывает в движении. Апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду(влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).Он полагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.

Последователем Анаксимандра был третий известный представитель Милетской школы - Анаксимен, философ, астроном и метролог. Началом всего сущего он считал воздух. При разряжении воздух становится сначала огнем а потом эфиром, а сгущаясь,- ветром, облаками и водой, землей и камнем. По мнению Анаксимена, душа человека тоже состоит из воздуха.

В рамках ранней греческой философии заметную роль играла школа, связанная с именем Гераклита из Эфеса. Он связывал все сущее с огнем, который рассматривался как наиболее изменчивое из всех стихий мира - воды, земли и других. Мир был, есть и всегда будет представлять из себя живой огонь. Для греческого философа огонь не только исток, но и символ динамичности и незавершенности всего сущего. Огонь разумная нравственная сила.

Душа человека тоже огненная, сухая (огненная) душа - мудрейшая и наилучшая. Гераклит выдвинул также идею Логоса. В его понимании логос - это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания. Быть мудрым - означает жить по Логосу.

Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики как учения о развитии всего сущего. Он полагал что все в этом мире взаимосвязано, и это делает мир гармоничным. Во-вторых, все в мироздании противоречиво. Столкновение и борьба этих начал является главным законом мироздания. В-третьих, все изменчиво, даже солнце каждый день светит по новому. Окружающий мир это река в которую невозможно войти дважды. Логос открывает свои тайны лишь тем, кто умеет размышлять о нем.

Пифагор основал собственную философскую школу. Он поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Пифагор учил, что основой мира является число: `Число владеет вещами`. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число `десять`, которое философы считали идеальным.

В школе элеатов ( Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Парменид утверждал, что бытие `неподвижно лежит в пределах оков величайших`. Для Парменида бытие не есть порок, а представляет собой застывший лед, нечто завершенное.

Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен.

Зенон из Элеи отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. В своих апориях он старался обосновать отсутствие движения.

Раняя греческая философия была представлена также творчеством Эмпледокла и Анаксагора. Первый из них выдвинул положение о четырех стилях всего сущего - огонь, воздух, земля и вода. Движущими силами мира он считал Любовь и Вражду, которые соединяют или же разъединяют эти стихии. Мир не сотворим и неуничтожим, все вещи постоянно меняются местами. Анаксагор основой всего сущего считал некие гомемерии, которые обусловливают единство и разнообразие мира. Миром движет некий нус - разум как источник гармонии единства.

Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).

Демокрит считал, что единичные вещи тленны и распадаются. Сам же человек, как утверждал Демокрит, произошел естественным путем, без участия Творца.

Демокрит был по оценке К. Маркса, первым энциклопедическим умом среди греков. Его не без оснований принято считать родоначальником материализма в истории философии. Философия все более и более обретала признаки системы рационального знания, дополненного мудростью как осмыслением жизненного опыта людей.

Милетская школа

Основатель милетской философской школы Фалес.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.

Италийская философия

Под италийской областью понимается «Великая Греция», т.е. греческие колонии в Южной Италии и на Сицилии {греч. Тринакрия). Собственно, судьба этих колоний всегда зависела от сложных отношении с Карфагеном. Решающий поворот произошел ок. 481 г. до н.э., когда греки под стенами Гимеры (на Сицилии) разбили крупный карфагенский экспедиционный корпус. Эта великая победа составила целую эпоху в истории Сицилии. Греки сопоставляли битву при Гимере со сражением у Саламина, утверждая с наивным преувеличением, будто оба события произошли в один и тот же день.

Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций.

Впервые термин «досократики» был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс собрал в своей книге «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») тексты философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний.

[править]Учение

Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.

Элеа́ты, элейцы, Элейская школа — древнегреческая школа философов-досократиков раннего периода, существовавшая в конце VI − первой половине V вв. до н.э., в городе Элее, в Великой Греции. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Характеристика философского учения

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом (т.е. из допущения движения и множества).

Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

***********************************************************************************

studfiles.net

Возникновение философии в Древней Греции. Мифология и “первые философы”. Милетская школа. Проблема первоначала.

1) Родина философии в собственно европейском смысле слова - Древняя Греция. Считается что, евреи дали миру религию, Рим - право, а философия берет свое начало от греков. Греческая философия - целый мир, имеющий свой предмет, свою историю, свою судьбу.

Появление этой интеллектуальной традиции возвысило Европу и до сих пор вызывает восхищение и вопросы. Как отметил Б. Рассел, "во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции" [1]. Об этом писал и выдающийся физик-теоретик М. Борн: "Лишь один феномен возвысил в то время Европу над хаотическим потоком событий всемирной истории - появление греков. Это они породили свободное независимое мышление, стремящееся к изучению природы, мира вне всякой связи с непосредственными практическими потребностями..." . Это позволяет говорить об особом античном типе философии.

Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей древних греков действительности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Медленно, но неуклонно делала первые шаги наука, пока еще наивная, но стихийно-материалистическая в своей естественной непосредственности. Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой в то время малоазийской Ионии.Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э.) , а его продолжателями были Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) . Милетские философы были стихийными материалистами. Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде. Фалеса также считали основоположником древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе. Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений. Он умел предсказывать солнечные затмения и мог дать физическое объяснение этого процесса. Во время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее предметов. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное, влажное и сухое. Их взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из апейрона, и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем первой географической карты и первой схемы небесного свода для ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе. Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие вещей. Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и боги, которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха. Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от прошлого. Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) с острова Самоса. После установления на острове Самосе тирании Пифагор эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI в. до н.э. основал из представителей местной аристократии реакционный религиозно-политический союз, известный под названием "пифагорейского". Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и таким образом установить количественные особенности и закономерности природы. Мир состоит в количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет... Сочетание их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру. В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась материалистическая философия милетской школы. В конце VI-начале V в. до н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.) . В его трудах нашли завершения искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

3.

Досократикики – философы античного периода до Сократа (800 – 500 годы до Р.Х.). Досократикики (нем. Vorsokratiker; франц. Presocratiques, англ. Presocratics) – новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6-5 ст. до н. э Произведения досократиков известны только по фрагментам, сохранившимся в виде цитат у позднейших античных авторов (см. доксографии). Основные философские центры ранней философии Греции – Милет (в Ионии, западное побережье Малой Азии), Сицилия, Элея. Виднейшие философы-досократиков: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен(Милетская школа), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Парменид и его последователи (Элейский школа), Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. В центре внимания всей философии досократиков – космос, его элементарные первоосновы, причины различных природных явлений, поэтому эта философия называется также космологической и натурфилософией. В целом для восточной, ионийской, традиции(Милетская школа) характерны эмпиризм, интерес к многообразию материально-вещественного, для западной (итальянской) традиции (пифагореизм, Элейская школа, отчасти Гераклит) – преобладающий интерес к формальному, числовому и структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологических и онтологических проблем в чистом виде, нередко религиозно-эсхатологические интересы. Суммой и итогом развития всей ранней философии стала атомистическая система Демокрита. В ранний период греческая философия сформулировала два универсальных тезиса, которые позволяют говорить о ней как о самостоятельной школе мысли: «из ничего ничего не бывает» и «подобное познается подобным», которые так или иначе присутствовали во всех построениях досократиков. Антропологическая проблематика ранней традиции включена в космологическую: сначала она не выходит за рамки узкой физиологии и рассматривает человека как материал, хотя и одушевленный элемент космоса, затем, в атомистической философии, приобретает черты рационалистической этики, обосновывающая правила поведения в обществе в связи с представлению об универсальном благо(счастье). Впервые термин «досократики» был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс (1848-1922) собрал в своей книге «Фрагменты досократиков (" DieFragmentederVorsokratiker ") тексты" философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имен вместе с фрагментами орфических и других дофилософскоготеокосмогоний. Античная философия (сначала греческая, а затем римская) охватывает более чем тысячелетний период с VI в. до н. есть. к VI в. н. есть, зародилась в стародавньогрецьких полисах (городах-государствах)демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, присущего ранней античной культуре. Формирование философского взгляда на мир подготовлен стародавньогрецькою литературой, культурой(произведениями Гомера, Гесиода, гномической поэтов), где ставились вопросы о месте и роли человека в универсуме, формировались навыки установления мотивов (причин) действий, а художественные образы структурировались согласно чувство гармонии, пропорций и меры. Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорическую язык мифологии. Но если для мифа образ мира и настоящий мир отделимые, ничем не отличались и, соответственно, сопоставимые, то философия формулирует как свою основную цель: стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизиться к ней. Владение полной и определенной истиной, по античной традиции, считалось возможным только для богов. Человек же не могла слиться с «София», поскольку смертная, конечна, ограничена в познании. Поэтому человеку Только неуклонное стремление к истине, никогда не завершено полностью, активное, деятельное, страстное желание истины, любовь к мудрости, что вытекает из самого понятия философия. Основные этапы развития для древних греков живших в период античной философии новлению цивилизации, мир – огромное собрание разнообразных природных и общественных сил и процессов. Как жить в таком мире? Кто правит миром? Как согласовать собственные возможности с тайными и могущественными силами природы? Что есть бытие и каковы его основания, начало? Бытие ассоциировалось с многочисленностью изменяющимся стихий, а сознание – с ограниченным количеством понятий, сдерживали хаотичный проявление стихий. Поиск устойчивого первоначала в сменном кругооборота явлений необъятного Космоса – основная познавательная цель стародавньогрецькои философии. Поэтому античную философию можно понять как учение о «Первые начала и причины». По своему методу такой исторический тип философии стремится рационально объяснить бытие, реальность как целостность. Для античной философии являются значимыми разумные доводы, логическая аргументация, риторико-дедуктивная рациональность, логос. Переход «от мифа к логосу» создал известный вектор развития и духовной культуры, и цивилизации Европы. античная космология:

Большинство древнегреческих учёных поддерживали геоцентрическую систему мира, согласно которой в центре Вселенной находится неподвижная шарообразная Земля, вокруг которой обращаются пять планет, Солнце и Луна. Предложенная Аристархом Самосским гелиоцентрическая система мира, по видимому, не получила поддержки большинства древнегреческих астрономов.

Мир считался ограниченным сферой неподвижных звёзд[1]. Иногда добавлялась ещё одна сфера, отвечающая за прецессию. Предметом споров был вопрос о том, что находится за пределами мира: перипатетики вслед за Аристотелем полагали, что вне мира нет ничего (ни материи, ни пространства), стоики считали, что там находится бесконечное пустое пространство, атомисты (Левкипп, Демокрит, Метродор, Эпикур,Лукреций) полагали, что за пределами нашего мира находятся другие миры. Особняком стоят взгляды Гераклида Понтийского, согласно которому звёзды являются далёкими мирами, включающими в себя землю и воздух. Атомисты и Гераклид полагали Вселенную бесконечной. На закате античности появилось религиозно-мистическое учение герметизм, согласно которому вне мира может находиться область нематериальных существ — духов[2].

Многие досократики полагали, что движением светил управляет гигантский вихрь, давший начало Вселенной. Oднaко после Аристотеля большинство античных астрономов считали, что планеты переносятся в своём движении материальными сферами, состоящими из особого небесного элемента — эфира, свойства которого не имеют ничего общего с элементами земли, воды, воздуха и огня, составляющих «подлунный мир». Широко было распространено мнение о божественной природе небесных сфер или светил, их одушевлённости.

 

cyberpedia.su

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука.

Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы (И.Т.Фролов Введение в философию).

Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру — думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос.

реческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям «свободных», то есть по преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок.625-547гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546гг. до н.э.) и Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.).

Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных (В.Ф.Асмус Античная философия, 1999).

Следует сказать, что рождение философии было революцией в человеческом познании, результатом критики религиозных суеверий, долгого и мучительного развития мысли от мифологии к науке. Материалистические философские воззрения формируются вместе с зарождением научного знания и свободомыслия. Философия начинается не с рассуждений о боге, а с открытия материальности мира, с понятия материи. Философия возникает в борьбе против тенденции сведения бесконечного многообразия предметов и явлений природы к богу-творцу. Философы ищут этого единства в различных первоначалах, переходя от их конкретной вещественной формы к чему-то абстрактному, беспредельному: у древних греков к апейрону (неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество, это бескачественная материя, всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей (например, горячее и холодное)).

 

Похожие статьи:

poznayka.org