Философия древней школы индии. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ —
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Философия древней школы индии


Философские школы Древней Индии - часть 5

Апариграха, «нестяжательство», отказ от собственности и материальных ценностей перед принятием монашества. После этого отказа человек понимает, как отделить себя от вещей и собственности, также от дома и семьи, а следовательно, становится ближе к мокше. Для мирян, Апариграха означает избавление от стремления к накоплению, так как само понятие собственности иллюзорно. Однажды принадлежавшее одному, станет вскоре собственностью другого. Апариграха учит не ставить целью жизни накопление материальных благ, а тратить энергию на духовное развитие.

Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками миpовую человеческую мысль. Индийская философия сохpанила полную пpеемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, котоpый идет с Востока", "истины о пpоисхождении pода человеческого", котоpым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, котоpая соединяет западную культуpу с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та пpитягательность целительных pецептов, котоpые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теоpии, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность дpевнеиндийской философии состоит в ее обpащении к внутpеннему миpу человека, она откpывает миp возможностей нpавственной личности, в этом-то, веpоятно, и кpоется тайна ее пpитягательности и живучести.

В начале работы, я поставила перед собой главную цель своего реферата и задачи, которые я выполнила. На основе проделанной работы можно сделать следующий вывод. Философские школы Древней Индии подразделяются на две группы: ортодоксальные и неортодоксальные. Первые поддерживали Вед, когда вторые не считали его авторитетным. Каждая из школ этих групп имеет свое учение и свои положения, на которых она и основывается.

Данный реферат рассказывает о тех моментах философской мысли, о которых мы должны знать. Поэтому материал, собранный в работе поможет в дальнейшем легко ориентироваться в такой науке, как философия.

1. Антология мировой философии. - М.: Мысль, 1969. – с.145

2. Бауеp В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов.- М.: Кpонпpесс, 1995. – с. 84-95.

3. Боги, брахманы, люди. Перев. с чешск. - М.: Мысль, 1969. – с.54-56.

4. Васильев Л.С. История религии Востока. – М.: Мысль, 1998. – с.156-162.

5. Немиpовская Л.З. Философия. - М.: Учение, 1996. – с. 102-106.

6. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. - М.: Аpевазун, 1996. – с.54-100.

7. Философский Энциклопедический Словарь.- М.: Мир, 1989. – с.452

8. Чаттерджи С., Датта Д. Древнеиндийская философия. - М.: Мысль, 1994. с.202 – 208.

mirznanii.com

Философские школы Древней Индии

Философия Философские школы Древней Индии

просмотров - 29

Древняя Индийская философия

Письменные источники, оказавшие влияние на становление и развитие философии

Зарождение философии

Тема 3. Исторические типы философии

Учебные вопросы:

1. Древняя философия:

А. Философия Древней Индии и Китая

Б. Философия Древней Греции.

2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

3. Философия Нового времени:

А. Западноевропейская философия ХУ11 века.

Б. Французский материализм ХУ111 века.

4. Немецкая классическая философия

5. Отечественная философская мысль

А. Становление неклассической философии ХХ века.

Б. Основные течения и школы в философии ХХ века.

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2006. Раздел 1.

Цель: Изучение философии помогает человеку

А. Понять сущность и содержание тех важнейших проблем, которые ставились и по-разному решались в философии.

Б. понять, что всœе философские системы являются формой самосознания исторически конкретной эпохи.

В. Представить развитие философии как цельный и логически стройный процесс.

Г. Увидеть, что вся история развития философии характеризуется многообразием и различием существующих в ней типов и направлений, историческая деятельность которых и есть реальная картина развивающейся философии.

В многовековой истории философии выделяют следующие её исторические типы:

· Древняя философия;

· Философия периода средневековья;

· Философия эпохи Возрождения;

· Философия Нового времени;

· Немецкая классическая философия;

· Отечественная философия;

· Современная философская мысль.

· Разложение родовых отношений, переход к классовому рабовладельческому обществу;

· Отделœение умственного труда от физического;

· Развитие языка и письменности.

· Веды

· Пураны

· Брахманы

· Итихасы

· Араньяки

· Эпические поэмы

· Упанишады

Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний.

Ортодоксальные (астика)

Признавали авторитет Вед и разделяли убеждения их авторов

· Санкхья (Капила)

· Йога (Патанджали)

· Веданта (Бадараяна)

· Ньяя (Готама)

· Вайшешиха (Канада)

· Миманса (Джаймини)

Неортодоксальные (настика)

Не признавали авторитет Вед или выступали с их критикой

· Джайнизм (Махавира)

· Буддизм (Будда)

· Чарвака (Брихаспати)

· Адживика (Макхали Госала)

Некоторые важные понятия философии Древней Индии

1. Атман – высшее субъективное духовное начало бытия; высшее духовное начало человека.

2. Брахман – высшая объективная реальность; безличное Абсолютное начало Бытия.

3. Джива – душа, монада, всœелœенское жизненное начало.

4. Дхарма – моральный закон, долг, духовное учение.

5. Карма – воздаяние; рок или судьба; закон причин и следствий.

6. Майя – иллюзия; мираж; космическая сила, создающая объективный мир.

7. Сансара – круговорот постоянных перевоплощений души в круге материальных и духовных миров.

8. Мокша (мукти) – освобождение от сансары и земной кармы.

9. Нирвана – высшее духовное состояние сознания, связанное с достижением сферы духовного бытия.

10. Пракрити – материальная природа; материальная субстанция.

11. Пуруша – духовная природа; духовная субстанция.

Читайте также

  • - Философские школы Древней Индии

    Древняя Индийская философия Письменные источники, оказавшие влияние на становление и развитие философии Зарождение философии Тема 3. Исторические типы философии Учебные вопросы: 1. Древняя философия: А. Философия Древней Индии и Китая Б. Философия... [читать подробенее]

  • - Протофилософские школы Древней Индии. Сущность и специфика буддизма.

    Философия — наука Предмет философии. Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир — человек». философия выступает в... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ —

    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: ОСОБЕННОСТИ, ШКОЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ - Работу выполнила студентка 1 курса филологического факультета Гуманитарного института филиала Северного Арктического Федерального Университета Хандусь Наталия

    ПЕРИОДЫ ИНДИИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИДРЕВНЕЙ ведический ; - классический, или брахмано-буддийский ; - послеклассический.

    ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед - астика): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика; неортодоксальные (не признающие авторитет Вед - настика): чарвакалокаята, джайнизм, буддизм.

    РАЗВИТИЕ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады- содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма).

    ХАРАКТЕРНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ: - сансара - философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений; - карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности; - мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений; - ахимса - единство всех форм жизни на земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему

    ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ Ньяя и вайшешика; Санкхья и йога; Миманса; Веданта.

    НЬЯЯ И ВАЙШЕШИКА Ньяя и вайшешика, которые возникли как самостоятельные, а впоследствии слились в одну школу. Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь с точки зрения размера и формы, в то же время обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цветом и т. д. Основатель Ньяя– Акшапада Готама. Основатель Вайшешика – Канада.

    САНКХЬЯ И ЙОГА Санкхья представляет собой дуалистическое учение, в основе которого лежит противопоставление духа (пуруши) и материи (пракрити). Пурушу можно отождествить с сознанием, а пракрити — с телом. Основатель – Капила. Школа йога на основе представлений, сформированных в школе санкхья, стремилась разработать практические принципы поведения человека. Спасение человека состоит в осознании того факта, что пуруши полностью не зависит от пракрити. Основатель – Патанджали.

    МИМАНСА Представители этой школы полагают, что реальными являются и душа, и тело. Сторонники школы миманса разработали особую теорию познания. По их мнению, любое познание опирается на такие источники: восприятие, вывод, сравнение, словесное описание и невосприятие. Под невосприятием сторонники школы понимают отсутствие того, что ожидается. Основатель – Джаймини.

    ВЕДАНТА Космология веданты соответствует идеям Вед (Атман, Брахман…). Интересной составляющей является анализ индивидуальной души, «Я» , в частности соотношения реального и иллюзорного мира в учении о 4 -х состояниях психики человека. Основатель –Бадараяна.

    НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ Локоята; Джайнизм; Буддизм.

    ЛОКАЯТА В отличие от шести выше описанных даршан, чарвакалокаята отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах и строит свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это древнеиндийский материализм. По мнению ее представителей, смысл жизни и мира заключается в счастье и удовольствиях.

    ДЖАЙНИЗМ Согласно учению джайнистов, совершается вечный, не управляемый никаким Богом мировой процесс по закону кармы посредством совместного действия вечных духовных монад и вечных атомов. До тех пор пока душа пронизана тонкой материей, она должна странствовать, принимая вид все новых существований, но, если она освободится посредством правильного познания и аскетизма от всего материального, она, спасенная, поднимается в высшую сферу, где пребывает, бездеятельная, в чистой духовности.

    БУДДИЗМ

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ https: //studfiles. net/preview/5634272/page: 11/ http: //studopedia. ru/3_209944_filosofiya-drevneyindii. html

    present5.com