Фармация древней индии. Фармация в древней Индии В создании презентации участвовали
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Фармация Древней Индии Веды Ведийского периода Записывать. Фармация древней индии


Что представляла собой фармация Древней Индии?

 

       Индия - одно из древнейших очагов цивилизации. К. Маркс называл Индию великой страной, «колыбелью наших языков» (К. Маркс и Ф. Энгельс, соч., 2-е изд., т.9, с.229). Культура эпохи бронзы, созданная в начале 3 тыс.до н.э. племенами, населявшими долину р. Инд (на территории современного Пакистана), не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. Археологические исследования показали, что города, построенные не позднее 3 тыс. до н.э. отличались высоким уровнем строительства и сан. благоустройства. Канализационная система Мохенджо-даро была наиболее совершенной на территории Древнего Востока, некоторые гидротехнические сооружения явились прототипом современных конструкций. «...У человека, впервые попавшего в Мохенджо-даро и прогуливающего по улицам этого древнего города, - говорил английский археолог Д. Маршалл, - может сложиться впечатление, что он находится среди развалин современного фабричного города типа Ланкашира». Культура Харапны и Мохенджо-даро развивалась в условиях раннеклассового общества. В 3 тыс. до н.э. была создана иероглифическая письменность, которая до настоящего времени не расшифрована, многие орудия производства и оружие изготовлялись из бронзы и меди. Были известны плавка, ковка и литье металла.

       Во второй половине 2 тыс. до н.э. началось проникновение в Индию арийских племен - так называемых ведических Ариев, занимавшихся скотоводством и земледелием; у них существовала частная собственность и выделилась племенная аристократия. В первой половине 1 тыс. до н.э. в Северной Индии возник ряд рабовладельческих монархических государств, свободное население которых подразделялось на четыре сословия (варны): брахманов, кшатриев, вайшиев и шуда (прообраз будущего кастового деления). Первые два сословия занимали привилегированное положение. Земледельцы жили общинами, коллективно владели землей и ирригационными сооружениями и уплачивали налог государству. Наряду с этим появилась и начала развиваться частная собственность на землю. Труд рабов использовался главным образом в домашнем хозяйстве. В 6-4 вв. до н.э. в жизни древнеиндийского общества произошли существенные изменения. Значительная часть земли перешла в частное пользование. В земледелии, ремесле и горнорудных промыслах значительно шире стал использоваться труд рабов и наемных работников. Развивались элементы товарно-денежных отношений. К середине 4 в. до н.э. среди государств Северной Индии выделилась Магадха, превратившаяся в могущественную рабовладельческую деспотию и завоевавшая почти всю долину р. Ганг. В 4 в. до н.э. часть долины р. Инд вошла в состав персидской державы Ахеменидов. В 327 - 325 гг. до н.э. в Индию вторглись войска Александра Македонского, не дошедшие, однако, до границ Магадхи. В 4 -5 вв. под властью династии Гуптов Магадха достигла наивысшего расцвета.

       Во 2-4 вв. в Индии начали складываться феодальные отношения. Появились законодательные акты, запрещавших обращение свободных общинников в рабов. Рабам, государственным и принадлежавшим частным лицам, отдавались в аренду земельные участки с условием отдавать землевладельцу определенную часть урожая. Усилился процесс дробления общинных земель с выделением участков для отдельных семей. Получили распространение дарение царями частным лицам и храмам земель с проживающими на них общинниками и принудительный бесплатный труд. Таким образом, общинники превращались в феодально зависимых крестьян.

        В духовной жизни древнеиндийского общества большое место занимала религия, существовавшая в форме местных культов и долгое время сохранявшая верования, обряды и мифологические представления, свойственные доклассовому обществу. Сохранение доклассовых форм сознания, политеизм местных индийских религий, длительное отсутствии единой идеологии, обусловили возникновение и существование различных религиозно-философских учений. Эта особенность духовной жизни оказало существенное влияние на форму и содержание философской мысли Древней Индии, во многом определив ее приверженность традициям и большую роль в ней религиозной идеологии.

       С падением империи Маурьев (около 1 в. до н.э.) эпоха расцвета древнеиндийской философии окончилась, однако ее диалектические представления были восприняты и развиты другими народами Древнего мира.

        Сведения о естественнонаучных знаниях в Индии 1 тыс. до н.э. крайне скудны. Известно, что жрецы занимались астрономическими наблюдениями, знали арифметические операции, включая действия с элементарными дробями. 1 тыс. н.э., особенно 4-6 вв., - эпоха расцвета духовной культуры в Индии. Ученые этого периода внесли весомый вклад в развитие математических и астрономических знаний. Была создана десятичная позиционная система исчисления, составлена таблица синусов для вычисления местонахождения планет, изложена теория эпициклов для объяснения неравномерности движения планет, была известна разница в длине дня и ночи на различных широтах земного шара и др. Индийский математик и астроном Ариабхата впервые высказал мысль, что Земля - шар, вращающийся вокруг своей оси. Многие математические и астрономические труды индийских ученных позднее были переведены на арабский язык. К 5 в. появились первые труды, посвященные теории и практике алхимии.

        Источниками изучения древнеиндийской медицины являются данные археологических исследований и памятники письменности, среди которых ведущее место занимают веды, особенно Аюрведы. Являясь сборниками гимнов, молитв, веды имеют значение и как свод конкретных знаний о природе. Из эпических произведений большой интерес представляет поэма «Махабхарата» - энциклопедия народных преданий, окончательно сложившаяся незадолго до буддийского периода. В «Панчатантре» - древнем сборнике рассказов и басен (первая половина 1 тыс. до н.э.) упоминаются лекарственные средства, болезни говорится о врачах, различных способов лечения болезней. В юридическом памятнике - законах Ману ( в редакции Ману содержаться положения сан. законодательства, высказываются, выдуваются суждением о постановке врачебной помощи  населению, приводятся правило общественной и личной санитарии и гигиены. Особую группу источников составляют записи участников походов Александра Македонского (4 в. до н.э.).                      

      Господство культовых представлений о греховности убоя животных, вскрытия человеческих трупов неблагоприятно сказывалось на приобретении  знаний о строении человеческого тела. В дальнейшем анатомирование трупов не преследовалось, но способ его был крайне несовершенным. Тем не менее в «Аюрведе» описаны многие анатомические образования: органы, системы с перечислением отдельных костей, связок, сосудов, различается головной и спинной мозг. Центром жизни считается пупок, от которого берут начало сосуды, несущие кровь, воду и слизь. В «классическом» периоде (1 тыс. н.э.) исследования по анатомии, считавшейся «преддверием медицинской науки», накапливались настолько интенсивно, что объем анатомических сведений позволил врачу Бхаскаре Бхатте написать большой трактат по нормальной анатомии «Сариранадмини». Это сочинение, написанное раньше, чем «Канон врачебной науки Ибн-Сины», получило распространение и у арабов.

      В ведах болезнь объяснялась неравномерным соединением пяти соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира - земля, вода, огонь, воздух и эфир). Гармоническое сочетание их считалось условием, без которого не бывает здоровья. Среди причин, порождающих болезни, важное значение придавалось погрешностям в пище, пристрастию к вину, физическому перенапряжению, голоду, перенесенным заболевания. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют изменение климата, возраст, настроение больного. Наиболее уязвимы люди преклонного возраста; они заболевают даже легче грудных детей. Тоска, печаль, гнев, испуг - «первые ступени на лестнице любой болезни».

       В ведах описаны симптомы малярии, сибирской язвы. Были известны болезни, идентифицируемые теперь как кала-азар, слоновость, желтушно-гемоглобинурийная лихорадка. Заболевание, распространенное в долинах больших рек и уносившее в могилу несметное число людей в жаркое время года, - холера, считалось одним из самых страшных. Ведические арки знали, что чума - результат предшествующей эпизоотии среди крыс, что бешенство у человека начинается с укуса бешенным животным (собакой, шакалом), а проказа - в результате длительного контакта здорового человека с больным. Частные укусы ядовитых змей нередко со смертельными последствиями рассматривались как неотвратимый бич судьбы. В Древней Индии умели различать некоторые виды паразитических червей. С большой тщательностью описаны кожные, мочеполовые болезни. Индийские народные врачи учили, что почти все кожные болезни, особенно хронические, свидетельствуют о патологических процессах во внутренних органах.

        Терапия была основана на учении о соках организма. Для приведения их в первоначальную гармонию обращались к средствам очистительным раздражающим, рвотным, чихательным. Этой же цели служили кровопускание, прижигания, техника которых была очень высокой, популярно было грязелечение.

         Индийская медицина исходила из положения, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Больным рекомендовалась умеренность во всем, правильное применение медикаментов, соблюдение правил личной гигиены (чистота тела, волос, постели.) К больному надо относится, как к ребенку. Пища должна соответствовать его вкусами привычкам. Позволительно иногда назначать ему и крепкие напитки, если к ним имеется длительная привычка. Надо чаще совершать  с больным прогулки, представляя ему возможность созерцать ласкающие взор ландшафты. Чтение находящемуся в постели больному легких увлекательных рассказов, слушание им приятного пения птиц, пребывание в обществе поющих юношей и красивых молодых женщин-все это, применение в меру, способствует «укорочению нити физических страданий и скорейшему излечению.

        Первоначальной формой медицинской подготовки являлись школы при храмах и монастырях, где юноши обучались под руководством сведущих в медицине представителей культа. Более совершенное образование  получали в высших школах, нередко именуемых в исторической литературе университетами, в Таксиле. Бенаресе  и других культурных центрах Древней Индии. Ученый-врач пользовался большим почетом. По преданию, Будда предпочитал лечится у врачей, окончивших Таксильскую школу: Сушрута окончил Бенаресскую медицинскую школу. Преподавание вели наставники из высшего сословия врачей - вайдша, которым разрешалось обучать одновременно не более 3-4 учеников. От наставника требовались не только основательные знания, но и высокие нравственные качества. Ученики должны были иметь хорошее происхождение (высокое кастовое положение родителей), «молодость, стройность, здоровье, нормальные органы чувств и скромность». Воспитание будущий врач получал в духе высоких этических требований. Его учили быть первым другом больных: «можно боятся отца, друзей, учителя, но недолжно чувствовать страха перед врачом, ибо он для больного - отец, мать, друг и наставник». Врачу надлежало одинаково относится ко всем больным независимо от их материального достатка, положения и веса в обществе, за лечение брать не больше того, что необходимо для пропитания. Профессиональная  ценность врача определялась степенью его практической и теоретической подготовки: эти две стороны должны составлять полную гармонию. «Врач, пренебрегающий теоретическими сведениями, похож на птицу с обрезанным крылом».

          Среди выдающихся представителей медицина ведическая  литература называет врача Дванхантари: под его эгидой объединялись все терапевты, хирурги, а также астрологи, причислявшиеся в Древней Индии к врачебному сословию. Реально существовавшим следует считать Дживака - придворного врача магадхского правителя (вторая половина 6 века до нашей эры основавшего больницу при одном из монастырей в столице Магадхи.

          Античные авторы высоко ценили индийских врачей. Их призывали в войска Александра Македонского, где их познания расценивались не ниже познаний прославленных врачей Греции, а их уменье лечить последствия укусов змей стояло вне всякой конкуренции. На рубеже новой эры врачи Чарака и Сушрута объединили обширнейшие своды ведической медицинской письменности, составили к ним комментарии и дополнения. Руководство «Чарака-Самхита» и «Сушрута-Самхита» переводились в дальнейшем на арабском языке, по-видимому, врачами Гундишапурской школы.

         В системе медицинских знаний важное значение придавалось диагностике. Врачу прежде всего вменялось в обязанность «разгадать болезнь и лишь потом приступать к лечению». При исследовании больного принимались во внимание его возраст, место жительства, определялось физическое сложение, выяснялось все, что имело отношение к привычкам, характеру занятиям больного. Осмотр тела производился при солнечном свете. Частота дыхания, сердцебиение подсчитывались как в спокойном состоянии, так и в работе - при беге. Каждый врач должен был уметь искусно пальпировать брюшную полость, определять размеры селезенки, печени с помощью линейки. Органолептичное  изучение мочи, исследование пульса были обязательными компонентами в комплексе диагностических приемов.

        Лечебную помощь оказывали преимущественно на дому. Некоторые врачи имели собственные амбулатории и даже стационары с запасами лекарственных средств. Во время войн организовывались сеть подвижных госпиталей. Общественные стационарные учреждения типа больниц имелись в портовых городах, внутри страны- стояли на центральных дорогах, нередко объединяясь с караван- сараями. Храмовые стационары и стационары при высших школах, служившие своеобразной клинической базой для подготовки врачей, оснащались соответствующим инвентарем, имели библиотеки.

          Хирургия почиталась как первая и лучшая из всех медицинских наук: «Она драгоценное произведение неба и вечный источник славы». От хирурга требовалось большое умение. Он должен был обладать твердой рукой и бестрепетным сердцем, чтобы «во время операции не походить на трусливого солдата, впервые попавшего на поле сражения». Древнеиндийские врачи умели производить лапаротомию, трепанацию черепа, ампутации конечностей, мочепузырное  камнедробление, очищать и сушить раны. Был известен метод остановки кровотечения наложением лигатур. Высоким было искусство пластических операций на лице и других частях тела.

         В акушерстве прибегали к поворотам на ножку, кесареву сечению. Зубоврачеванию рассматривалось как важная отрасль хирургии. Хирургический инструментарий насчитывал свыше 200 наименований. В качестве  перевязочного  материала использовали хлопок, камбий растений; раны сшивали джутовыми нитями, полосками апоневроза, кишечника животных. Применялось общее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых. При больших операциях хирургу помогали ассистенты. Индийские хирурги были широко известны в странах эллинистического мира.

         Применялось большое число лекарственных средств. Растительных лекарственных средств в Индии,  по источникам того времени, насчитывалось свыше 1000. Часть из них до сих пор не изучена. Из средств животного происхождения широко употреблялись молоко, жир, масло, кровь, тестикулы, желчь животных, птиц, рыб. Использовались соединения меди, железа, мышьяк, сурьма ими прижигали язвы, лечили глазные, кожные болезни, назначали при внутренних страданиях. Большой славой пользовались ртуть и ее соли: «Врач, знакомый с лечебными свойствами кореньев,- человек знающий силу молитв- пророк знающий же действие ртути- бог».Ртуть слыла панацеей. Ею лечили сифилитические поражения, парами ее убивали вредных насекомых. Постепенное накопление знаний из области ботаники, химии, начавшееся еще со времени ведения способствовало развитию лекарствоведение.

26.05.2015

www.pharmspravka.ru

История фармации Индии - История фармации древнего мира - История фармации - Каталог статей по ОЭФ

Согласно древнему учению Сушруты, существуют три органические жидкости: желчь - между пупком и сердцем; воздух - ниже пупка; слизь - выше сердца. Затем он определял пять основных космических элемента: земля, вода, огонь, воздух и эфир.

Из этих элементарных веществ образуется 7 органических продуктов, входящих в состав тела: хилус, кровь, мясо, жировая клетчатка, кости, мозг, тело. Сушрута указывая на причины развития заболеваний называл такие как - климат, времена года, космические стихии, ветры, неопрятность одежды, жилища, вредные местности, испорченую воду и др.

Лекарства в древней Индии разделялись на возбуждающие и прохлождающие. Врач должен стараться содействовать усилиям природы и стремления ею извергнуть испорченные соки, а поэтому принимать лекарства больным следует лишь во время созревания в организме этих самых испорченных соков. Например, рвотные препараты следует употреблять раз в две недели, слабительные средства - один раз в месяц, кровопускания - 2 раза в год.

Перечень лекарственных средств весьма богат по ассортименту и включает различные препараты животного, растительного и минерального происхождения. Более всего почиталась вода Ганга. Самым свещенным цветком у индусов был Лотус - они считали его древним  живым божеством на Земле. Драгоценные камни употребляли как укрепляющее средство. Золото считалось самым сильным укрепляющим средством, так же применялись свинец, олово, железо, ртуть, сурьма, мышьяк. 

Знание ядов и противоядий было обязательно, ибо "враги раджи, злые женщины и неблагодарные слуги отравляют иногда пищу". 

В качестве перевязочных материалов использовались хлопок, камбий деревьев, шелк, волокна растений, кишечник животных (специальным образом обработаный).

Также наравне с лечением лекарственными препаратами в Древней Индии применялись различные оперативные методы лечения заболеваний, гигиенические мероприятия, прививки против оспы, так же использовалась изоляция больных при лечении заразных заболеваний. Индийские врачи могли ампутировать конечности тела, удаляли катаракту. При переломах и вывихах суставов использовали методы вправления, растяжения, наложения специальных шин.

Медицина и фармация Древней Индии оказала огромное положительное влияние на дальнейшее развитие фармации в соседних странах, откуда пошло дальше по всему миру.

Кстати, если Вы не знаете значение карт Таро, то Вам просто необходимо посетить сайт Черное солнце. На сайте Вы найдете информацию по значению арканов карт Таро и найдете для себя много нового.

www.ecopharmacia.ru

Фармация Древней Индии Веды Ведийского периода Записывать

Фармация Древней Индии Фармация Древней Индии

Веды Ведийского периода Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э. Веды Ведийского периода Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э. (около 500 г. до н. э. )

 «Ригведа» «Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель— болезней, а жрец — жертвенных «Ригведа» «Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель— болезней, а жрец — жертвенных возлияний»

медицинские божества ведийского периода Индра Сурья Агни медицинские божества ведийского периода Индра Сурья Агни

древнеиндийское общество брахманы (brahma-па — знающий священные учения, т. е. жрец), кшатрии (ksatriya— наделенный древнеиндийское общество брахманы (brahma-па — знающий священные учения, т. е. жрец), кшатрии (ksatriya— наделенный могуществом, т. е. военная знать и члены царских родов), вайшьи (vaisya — свободный общинник, т. е. земледельцы и скотоводы) и шудры (sud-га — бесправные бедняки)

Древние лекари назывались — бхишадж ( «изгоняющий бесов» ). Древние лекари назывались — бхишадж ( «изгоняющий бесов» ).

ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (магадхско-маурийская и кушано-гуптская эпохи) • Доктор Дживака Комарапхат – известный врач ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (магадхско-маурийская и кушано-гуптская эпохи) • Доктор Дживака Комарапхат – известный врач и целитель, чья жизнь описана в буддистских писаниях.

ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (магадхско-маурийская и кушано-гуптская эпохи) Чарака описал около 500 лекарственных растений, 100 ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (магадхско-маурийская и кушано-гуптская эпохи) Чарака описал около 500 лекарственных растений, 100 животного и минерального происхождения и вошел в историю не только как врач, но и как один из первых фармацевтов.

По окончании обучения будущий Врачеватель произносил проповедь, которая приведена в «Чарака-самхите» : • Если По окончании обучения будущий Врачеватель произносил проповедь, которая приведена в «Чарака-самхите» : • Если Вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти. . . Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни. . . Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей. . . Ваша речь должна быть приятной. . . Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания. . . Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить. . . никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому.

ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (магадхско-маурийская и кушано-гуптская эпохи) • Согласно древнему учению Сушруты, существуют три ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (магадхско-маурийская и кушано-гуптская эпохи) • Согласно древнему учению Сушруты, существуют три органические жидкости: желчь - между пупком и сердцем; воздух - ниже пупка; слизь - выше сердца.

Методы лечения • В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: Методы лечения • В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде — незначительные боли; во втором — стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем — уменьшение припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.

Лекрственные средства • По выражению Сушруты, «в руках невежды лекарство — яд и по Лекрственные средства • По выражению Сушруты, «в руках невежды лекарство — яд и по своему действию может быть сравнимо с ножом, огнем и светом, в руках же людей сведущих, оно уподобляется напитку бессмертия» .

Аюр-веда • Аюр-веда считается дополнительной ведой (упаведой) «Атхарваведы» и основывается на философской системе санкхья. Аюр-веда • Аюр-веда считается дополнительной ведой (упаведой) «Атхарваведы» и основывается на философской системе санкхья. Считается своеобразной индийской фармакопее, дает перечень 760 лекарственных препаратов.

Лекарственные средства • Древнеиндийские врачи применяли растения местной флоры и почти ничего не заимствовали Лекарственные средства • Древнеиндийские врачи применяли растения местной флоры и почти ничего не заимствовали из соседних стран.

Минералы в лечении • Золото в Древней Индии считалось самым сильным укрепляющим средством. Минералы в лечении • Золото в Древней Индии считалось самым сильным укрепляющим средством.

Врачебная этика Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и дальше, чтобы надежно обеспечить Врачебная этика Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и дальше, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее здоровье и активное долголетие.

Лечение В основе индийской медицины лежало положение о целостности человеческого организма. Считалось, что только Лечение В основе индийской медицины лежало положение о целостности человеческого организма. Считалось, что только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье.

Спасибо за внимание Спасибо за внимание

present5.com

3.3. Лекарствоведение Древней Индии

Свод законов Ману «Веды», сборники бытовых и религиозных предписа­ний, произведения народного эпоса Древней Индии являются не только источником для изучения ее общественного строя, экономики и куль­туры, но содержат сведения, которые дают представление о медицине и фар­мации Древней Индии.

Известны четыре веды (вторая и третья книги - веды медицинских сведений не содержат). В первой книге «Риг-веда» содержатся стихи о медицине, в них приводится 1001 лекарственное вещество.

Вся меди­цина носит магический характер, болезни лечатся заклинанием и колдовст­вом. Четвертая книга «Атарва-веда» содержит, кроме магических формул, указания на некоторые лекарственные растения.

К более позднему периоду (последнее столетие до нашей эры) относятся «Аюр-веды», что в переводе означает «Книги жизни» или «Наука о жизни».

«Аюр-веды» является оригинальным медицинским сочинением, где все магическое отступает на задний план. Книга содержит восемь глав. Особый интерес представляет седьмая глава «Искусство приготовления лекарств от всех болезней и для продления жизни. Лекарства для укрепления болез­ненного организма и возбуждающие».

В III веке в Индии был издан приказ о введении культуры лекарствен­ных растений. Лекарственные средства Индии отличались исключительным разнообразием и богатством. Индийская фармакопея насчитывала до 800 растительных лекарственных средств. Значительная часть из них и до настоящего времени используется в научной медицине Индии. В эмпириче­ской медицине Древней Индии находили применение злаки, древесина, кора, коренья, цветы, плоды, ягоды. Употреблялось вино, уксус. Наряду с лекар­ствами растительного происхождения применялись лекарства животного происхождения, молоко, масло, жиры, кровь. Также широко применяли органы животных, рыб, птиц. Из минеральных веществ использовались медь, железо, мышьяк. Их солями прижигали язвы, лечили глазные болез­ни. Большой славы в медицине в течение многих тысячелетий пользовались ртуть и ее соли. Ртуть являлась как бы панацеей, ею лечили сифилис, пара­ми ее убивали насекомых. Она была известна в виде солей красной, желтой, белой. В одном из медицинских сказаний приведен рецепт ртутной мази (серо-ртутная мазь), изготовленной из металлической ртути, серы и живот­ного жира.

Развитие индийской культуры, накопление знаний в области ботаники и химии способствовало развитию практической медицины.

3.4. Лекарствоведение древних греков и римлян

Наследие египетской медицины сказалось на развитии медицины Древней Греции и Рима. Медицина Греции, как и других стран Востока, также была достоянием храмов. Храмы в Греции стали местом лечения, а жрецы присво­или себе функции врачей. Наряду с медициной храмов существовала профессиональная светская медицина, которая характеризовалась появлением первых в истории медицин­ских лечебниц и школ при них. Лечебницы от­крывались разбогатевшими врачами.

Помещения, предназначенные для лечения при храмах, часто назывались асклепейонами, названными так в честь знаменитого врача Гре­ции Асклепия.

Асклепий жил в Северной Греции. По Гомеру, он был царем Фесалии (около 1250 лет до нашей эры). Впоследствии Асклепий был обожествлен и вошел в гре­ческую и мировую литературу в качестве бога врачеб­ного искусства — сына Аполлона исцеляющего.

Покро­вительница гигиенических познаний медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и покровительница лекарственной терапии Панацея считались его дочерьми (рис. 11). ­

Гигиея просла­вилась разумными профилактическими советами и была почитаема как богиня здо­ровья. Она изображалась юной девой, держащей в левой руке чашу, из которой пьет змея. Изображение змеи и чаши впоследствии стало эмблемой медицины. Смысл эмблемы в том, что врач должен быть мудр, как змея, а мудрость черпать из чаши познания природы. Панацея умела лечить «от всех болезней»; впоследствии имя ее стало нарицательным. Панацеей стали называть средство, которому приписы­вается лечебное действие от всех болезней.

В Греции имелись школы для подготовки врачей. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии, в Книдосе и Кос. Представителем школы, находившейся на острове Кос, являлся знаменитый Гиппократ (460—377 до нашей эры).

Характерные черты отца медицинской науки Гиппократа (460—377 до н.э.) увековечены классическим стилем неизвестного французского скульптора XVIII века (рис. 12).

Гиппократ родился в семье врача на острове Кос. 18 поколений его род за­нимался медициной, передавая опыт из поколения в поколение. Отец Гиппокра­та рано посвятил сына в тайны своего искусства, подлинно народной медици­ны, позже переросшей в профессио­нальную медицину. После смерти отца Гиппократ покинул остров Кос, жил в Афинах, которые к тому времени стали центром духовной жизни всей Греции, где и продолжал образование. Годы деятельности Гиппократа совпали с правлением Перикла в Афинах. В это время жили философы Анаксагор и Де­мокрит, историк Геродот, скульптор Фи­дий, драматурги Софокл и Эврипид.

Гиппократ придерживался в основ­ном материалистических взглядов. Он знал систему органов движения - кости, суставы, связки, мышцы, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения перело­мов (закрытых и открытых), растяжений, вывихов. Об этом свиде­тельствует "скамья Гиппократа", применявшийся им станок для вы­тяжения и других ортопедических процедур. Гиппократ известен как выдающийся хирург древности. Ему принадлежит разработка способов применения повязок (простые, спиральные, ромбовид­ные, "шапка Гиппократа"), лечение ран, фистул, геморроя.

В анализе процессов, совершающихся в организме, Гиппократ исходил из гуморальных представлений. По его мнению, в челове­ческом теле находятся четыре кардинальных жидкости (соки, вла­ги): кровь, слизь, желтая и черная желчь. Количественное измене­ние одного из этих приведенных веществ в организме человека при­водило к болезни. Отсюда и требования к лекарственным веществам сводились к воздействию их на одну из приведенных выше жидко­стей. Гиппократ считал, что если давать кому-либо лекарство, дей­ствующее на слизь, то произойдет рвота слизью; если давать лекарство, действующее на желчь, - желчью. В зависимости от пре­обладания той или иной жидкости в организме человека различа­ют четыре основных типа конституции и темперамента: при из­бытке крови - сангвиники; желтой желчи - холерики; слизи - флегматики; черной желчи - меланхолики.

Гиппократ много путешествовал, ведя жизнь странствующего врача, побывал в Египте, Малой Азии, Ливии и др. Им написаны следующие сочинения: «О древней медицине» - краткое сочине­ние, трактующее задачи и цели врачебного искусства, "О воз­духе, воде и свойствах почвы" - краткая оценка влияния этих факторов на общее состояние организма, "Об эпидемических болезнях" - со­чинение, выдержанное отчасти в форме дневника.

Гиппократ считал, что медицина представляет собой искусст­во и главная задача врача состоит в выполнении целого ряда мо­рально - этических свойств: нестяжательство, сдержанность, со­вестливое отношение, чувство собственного достоинства, готов­ность услужить.

В знаменитой клятве врача ("Клятва Гиппократа") он определил взаимоотношение врача и больного, а также вра­чей между собой.

Основа терапии Гиппократа - вера в целительные свойства природы. Природа-врач болезней, поэтому врач должен придер­живаться пути, начертанного им природой.

Школа Гиппократа (Косская школа) была школой наблюдателей, полагавшихся согласно своим воззрениям на целительные силы природы, однако они никогда не думали отрицать пользу рацио­нальной терапии. Тем не менее, они были крайне осторожны, и пер­вая заповедь Гиппократа гласила: "Не навредить".

У Гиппократа можно выделить 2 способа лечения: лекарствен­ная терапия (фармакологическая) и диетика. Фармакологическое лечение только в исключительных случаях применялось в целях предупреждения болезней - это терапия уже имеющегося забо­левания. Диетическое лечение, напротив, является преимуще­ственно профилактическим: его цель - предупредить болезнь при угрозе появления последствий в известных условиях.

Гиппократ умер 80 - летним стариком.

Авл Корнелий Цельс (род.30 г. до н.э.) - выдающийся древнеримский ученый, энциклопедист и врач. Он получил разностороннее образование. Цельс был автором обшир­ной энциклопедии "Искусства", обобщавшей знания древ­них по самым различным вопросам - агрономии, юриспруденции, философии, риторике, военному делу. Медицине были посвящены У1-Х11 книги этого обширного труда под названием "О Медицине", который составлен около 25 - 30 гг. н.э. Это единственный дошед­ший до нас труд Цельса. Первое издание труда "О медицине" выш­ло в свет во Флоренции в 1478 году. За ним последовало Миланс­кое издание в 1481 году и три Венецианских (1493, 1496, 1497гг.). Таким образом, только до конца XV века вышло пять изданий книги Цельса. В XVI столетии труд издавался 25 раз, а всего его сочине­ние издавалось более 70 раз.

Во вступительной части Цельс делает обзор истории медицины. Им было отмечено, что в послегиппократовской Греции медицина разделилась на три части. Первую назвали диетической (лечит об­разом жизни), вторую - фармацевтической (лечит лекарствами), тре­тью - хирургической (лечит хирургическим путем). Основанием для высказывания соб­ственного мнения послужил богатый врачебный опыт Цельса, при­обретенный им в древнеримской больнице для рабов. Так он категорически возражал против практиковавшихся его предшественниками вскрытий преступников - живых людей, иное дело трупов, которые и тогда не поощрялись, а впоследствии были запрещены церковью под страхом смертной казни. Цельс постоян­но подчеркивал важность рационального подхода к проблемам сим­птоматики, диагностики, лечения и про­гноза заболеваний. Характерно, что свой труд древнеримский врач начал с отлично написанных разделов о гигие­не и диетике здорового человека. Гово­ря об образе жизни, он рекомендовал «как можно чаще заниматься физичес­кими упражнениями, так как праздность расслабляет тело, а труд укрепляет его; первое приносит преждевременную старость, второе - продолжительную молодость».

Важным разделом книги следует считать раздел о свойствах и приготовлении лекарств, их действии и дозировке. Специальный раздел пятой книги посвящен фармакотерапии. Книга эта состоит из 25 глав, в которых собраны многочисленные знания о различ­ных лекарственных средствах, о компрессах, пластырях, лепешеч­ках, маточных кольцах, пилюлях. Одна из глав посвящена смеши­ванию простых веществ. В ней Цельс пишет, что хотя "свойства ве­ществ не столь многочисленны, виды смесей неисчислимы". Цельс вводит весовые единицы для измерения веса вещества. Это унции, денарии, секстанты. В унции заключалось 7 денариев, а в одном денарии 6 секстант. При изготовлении сложных лекарств Цельс ре­комендовал все компоненты готовить отдельно, а затем смешивать в одно целое.

В главе "О компрессах" Цельс пишет, что компрессы служат для согревания, но в некоторых случаях могут служить и для охлажде­ния, например при подагре, а также для извлечения жидкости или гноя. Цельс приводит ряд рецептов компрессов. В следующей гла­ве "О пластырях" приводится 28 рецептов пластырей и описывает­ся назначение пластырей. Цельс рекомендовал накладывать плас­тырь на рану, чтобы прекратить воспаление или ослабить его силу. Кроме того, они предназначались для склеивания раны и ускоре­ния ее рубцевания.

Цельс приводил состав вагинальных суппозиториев при воспале­нии матки, в состав которых входит шафран, восковая мазь, коровье масло, гусиное сало, сваренные яичные желтки и розовое масло.

Энциклопедический труд Цельса "О Медицине" был высоко оценен его современниками. Его назвали "латинским Гиппократом" и "медицинским Цицероном".

Клавдий Гален (131-201 гг.) - римский врач и есте­ствоиспытатель, по своему происхожде­нию грек, родился в городе Пергаме в се­мье богатого греческого архитектора (рис. 13). Первым учителем Галена был его отец, ко­торый стремился сделать своего сына фи­лософом. Гален избрал специальность врача. Для усовершенствования своих медицинских по­знаний он предпринял путешествие и посетил культурные центры: Ко­ринф, Александрию, Кипр, Палестину; на месте изучил целебные ми­нералы, металлы, смолы и пряности. В 28 лет Гален возвратился в Пергам, где в течение шести лет занимался врачебной практикой среди гладиаторов и прославился большим искусством в излечении ранений, вывихов и переломов. В 164 году в возрасте 33 лет Гален переехал в Рим и поступил на службу придворным врачом, где заво­евал славу выдающегося врача.

Гален написал около 400 сочинений, в том числе 200 по медици­не. До нас дошло около 140 медицинских сочинений, часть сочине­ний погибла во время пожара храма Мира в Риме (рис. 14).

Рисунок 14 - Титульный лист полного собрания трудов Галена (1562) на латинском языке с предисловием, жизнеописанием и комментариями.

В вопросах о сущ­ности болезней и их лечении Гален исходил из учения Гиппократа и его последователей, внося в него поправки и дополнения. Лечение болезней по Галену достигается правильной диетой и лекарствен­ными средствами, которые вызывают противоположные действия, сухость умеряют влагой, тепло - холодом. Гален раскрыл конкрет­ные представления об анатомическом строении организма и его физиологии.

Гален известен как лекарствовед. Он делил лекарства на опо­рожняющие, задерживающие, сгущающие, раздражающие, стяги­вающие, расслабляющие, вызывающие гниение, иссушающие и т.д. Гален придерживался следующих положений:

- для сохранения здоровья необходимо пользоваться принци­пами "подобное подобным", "противоположное противоположным";

- в болезнях врач должен помогать природе, ибо часто сама при­рода излечивает.

Гален стремился освободить лекарственные вещества от бал­ласта, дать более очищенные препараты, т.е. впервые ввел понятие о действующих веществах.

Он разработал способы изготовления ра­стительных лекарств в виде настоек на вине, масле, уксусе, ввел в практику отвары, сиропы. С того времени и до наших дней прочно закрепилось и название "галеновые препараты", обо­значающие лекарственные формы, полученные специальной обра­боткой (эфиром, водой и другими средствами), а также растворы, сиропы, мази с разной концентрацией активных веществ.

Гален широко применял в практике извлечения из природных материалов. Для получения извлечений применялись различные спо­собы (намачивание, извлечение).

Гален имел свою аптеку в Риме, где сам готовил лекарства для больных. Лекарства были преимущественно растительного проис­хождения и многие из них сложны по своему составу: так, некото­рые пластыри состояли из 23 - 60 веществ. Все эти сложные по сво­ему составу медикаменты заготовлялись в запас. Гален описывал производство порошков, пилюль, лепешек, мыл, мазей, пластырей, горчичников, сборов, настоев, отваров, растворов, жирных масел, вин. Во времена Галена в боль­шом количестве изготовлялись косметические средства, зубные по­рошки, помады, краски для волос и т. д.

studfiles.net

История фармации Индии — Новости и публикации — Pharmedu.ru

Согласно древнему учению Сушруты, существуют три органические жидкости: желчь - между пупком и сердцем; воздух - ниже пупка; слизь - выше сердца. Затем он определял пять основных космических элемента: земля, вода, огонь, воздух и эфир.

indexИз этих элементарных веществ образуется 7 органических продуктов, входящих в состав тела: хилус, кровь, мясо, жировая клетчатка, кости, мозг, тело. Сушрута указывая на причины развития заболеваний называл такие как - климат, времена года, космические стихии, ветры, неопрятность одежды, жилища, вредные местности, испорченную воду и др.

Лекарства в древней Индии разделялись на возбуждающие и прохлаждающие. Врач должен стараться содействовать усилиям природы и стремления ею извергнуть испорченные соки, а поэтому принимать лекарства больным следует лишь во время созревания в организме этих самых испорченных соков. Например, рвотные препараты следует употреблять раз в две недели, слабительные средства - один раз в месяц, кровопускания - 2 раза в год.

Перечень лекарственных средств весьма богат по ассортименту и включает различные препараты животного, растительного и минерального происхождения. Более всего почиталась вода Ганга. Самым священным цветком у индусов был Лотус - они считали его древним  живым божеством на Земле. Драгоценные камни употребляли как укрепляющее средство. Золото считалось самым сильным укрепляющим средством, так же применялись свинец, олово, железо, ртуть, сурьма, мышьяк. imagesя

Знание ядов и противоядий было обязательно, ибо "враги раджи, злые женщины и неблагодарные слуги отравляют иногда пищу".  В качестве перевязочных материалов использовались хлопок, камбий деревьев, шелк, волокна растений, кишечник животных (специальным образом обработанный).

Также наравне с лечением лекарственными препаратами в Древней Индии применялись различные оперативные методы лечения заболеваний, гигиенические мероприятия, прививки против оспы, так же использовалась изоляция больных при лечении заразных заболеваний. Индийские врачи могли ампутировать конечности тела, удаляли катаракту. При переломах и вывихах суставов использовали методы вправления, растяжения, наложения специальных шин.

Медицина и фармация Древней Индии оказала огромное положительное влияние на дальнейшее развитие фармации в соседних странах, откуда пошло дальше по всему миру.

pharmedu.ru

3.3. Лекарствоведение Древней Индии

Свод законов Ману «Веды», сборники бытовых и религиозных предписа­ний, произведения народного эпоса Древней Индии являются не только источником для изучения ее общественного строя, экономики и куль­туры, но содержат сведения, которые дают представление о медицине и фар­мации Древней Индии.

Известны четыре веды (вторая и третья книги - веды медицинских сведений не содержат). В первой книге «Риг-веда» содержатся стихи о медицине, в них приводится 1001 лекарственное вещество.

Вся меди­цина носит магический характер, болезни лечатся заклинанием и колдовст­вом. Четвертая книга «Атарва-веда» содержит, кроме магических формул, указания на некоторые лекарственные растения.

К более позднему периоду (последнее столетие до нашей эры) относятся «Аюр-веды», что в переводе означает «Книги жизни» или «Наука о жизни».

«Аюр-веды» является оригинальным медицинским сочинением, где все магическое отступает на задний план. Книга содержит восемь глав. Особый интерес представляет седьмая глава «Искусство приготовления лекарств от всех болезней и для продления жизни. Лекарства для укрепления болез­ненного организма и возбуждающие».

В III веке в Индии был издан приказ о введении культуры лекарствен­ных растений. Лекарственные средства Индии отличались исключительным разнообразием и богатством. Индийская фармакопея насчитывала до 800 растительных лекарственных средств. Значительная часть из них и до настоящего времени используется в научной медицине Индии. В эмпириче­ской медицине Древней Индии находили применение злаки, древесина, кора, коренья, цветы, плоды, ягоды. Употреблялось вино, уксус. Наряду с лекар­ствами растительного происхождения применялись лекарства животного происхождения, молоко, масло, жиры, кровь. Также широко применяли органы животных, рыб, птиц. Из минеральных веществ использовались медь, железо, мышьяк. Их солями прижигали язвы, лечили глазные болез­ни. Большой славы в медицине в течение многих тысячелетий пользовались ртуть и ее соли. Ртуть являлась как бы панацеей, ею лечили сифилис, пара­ми ее убивали насекомых. Она была известна в виде солей красной, желтой, белой. В одном из медицинских сказаний приведен рецепт ртутной мази (серо-ртутная мазь), изготовленной из металлической ртути, серы и живот­ного жира.

Развитие индийской культуры, накопление знаний в области ботаники и химии способствовало развитию практической медицины.

3.4. Лекарствоведение древних греков и римлян

Наследие египетской медицины сказалось на развитии медицины Древней Греции и Рима. Медицина Греции, как и других стран Востока, также была достоянием храмов. Храмы в Греции стали местом лечения, а жрецы присво­или себе функции врачей. Наряду с медициной храмов существовала профессиональная светская медицина, которая характеризовалась появлением первых в истории медицин­ских лечебниц и школ при них. Лечебницы от­крывались разбогатевшими врачами.

Помещения, предназначенные для лечения при храмах, часто назывались асклепейонами, названными так в честь знаменитого врача Гре­ции Асклепия.

Асклепий жил в Северной Греции. По Гомеру, он был царем Фесалии (около 1250 лет до нашей эры). Впоследствии Асклепий был обожествлен и вошел в гре­ческую и мировую литературу в качестве бога врачеб­ного искусства — сына Аполлона исцеляющего.

Покро­вительница гигиенических познаний медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и покровительница лекарственной терапии Панацея считались его дочерьми (рис. 11). ­

Гигиея просла­вилась разумными профилактическими советами и была почитаема как богиня здо­ровья. Она изображалась юной девой, держащей в левой руке чашу, из которой пьет змея. Изображение змеи и чаши впоследствии стало эмблемой медицины. Смысл эмблемы в том, что врач должен быть мудр, как змея, а мудрость черпать из чаши познания природы. Панацея умела лечить «от всех болезней»; впоследствии имя ее стало нарицательным. Панацеей стали называть средство, которому приписы­вается лечебное действие от всех болезней.

В Греции имелись школы для подготовки врачей. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии, в Книдосе и Кос. Представителем школы, находившейся на острове Кос, являлся знаменитый Гиппократ (460—377 до нашей эры).

Характерные черты отца медицинской науки Гиппократа (460—377 до н.э.) увековечены классическим стилем неизвестного французского скульптора XVIII века (рис. 12).

Гиппократ родился в семье врача на острове Кос. 18 поколений его род за­нимался медициной, передавая опыт из поколения в поколение. Отец Гиппокра­та рано посвятил сына в тайны своего искусства, подлинно народной медици­ны, позже переросшей в профессио­нальную медицину. После смерти отца Гиппократ покинул остров Кос, жил в Афинах, которые к тому времени стали центром духовной жизни всей Греции, где и продолжал образование. Годы деятельности Гиппократа совпали с правлением Перикла в Афинах. В это время жили философы Анаксагор и Де­мокрит, историк Геродот, скульптор Фи­дий, драматурги Софокл и Эврипид.

Гиппократ придерживался в основ­ном материалистических взглядов. Он знал систему органов движения - кости, суставы, связки, мышцы, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения перело­мов (закрытых и открытых), растяжений, вывихов. Об этом свиде­тельствует "скамья Гиппократа", применявшийся им станок для вы­тяжения и других ортопедических процедур. Гиппократ известен как выдающийся хирург древности. Ему принадлежит разработка способов применения повязок (простые, спиральные, ромбовид­ные, "шапка Гиппократа"), лечение ран, фистул, геморроя.

В анализе процессов, совершающихся в организме, Гиппократ исходил из гуморальных представлений. По его мнению, в челове­ческом теле находятся четыре кардинальных жидкости (соки, вла­ги): кровь, слизь, желтая и черная желчь. Количественное измене­ние одного из этих приведенных веществ в организме человека при­водило к болезни. Отсюда и требования к лекарственным веществам сводились к воздействию их на одну из приведенных выше жидко­стей. Гиппократ считал, что если давать кому-либо лекарство, дей­ствующее на слизь, то произойдет рвота слизью; если давать лекарство, действующее на желчь, - желчью. В зависимости от пре­обладания той или иной жидкости в организме человека различа­ют четыре основных типа конституции и темперамента: при из­бытке крови - сангвиники; желтой желчи - холерики; слизи - флегматики; черной желчи - меланхолики.

Гиппократ много путешествовал, ведя жизнь странствующего врача, побывал в Египте, Малой Азии, Ливии и др. Им написаны следующие сочинения: «О древней медицине» - краткое сочине­ние, трактующее задачи и цели врачебного искусства, "О воз­духе, воде и свойствах почвы" - краткая оценка влияния этих факторов на общее состояние организма, "Об эпидемических болезнях" - со­чинение, выдержанное отчасти в форме дневника.

Гиппократ считал, что медицина представляет собой искусст­во и главная задача врача состоит в выполнении целого ряда мо­рально - этических свойств: нестяжательство, сдержанность, со­вестливое отношение, чувство собственного достоинства, готов­ность услужить.

В знаменитой клятве врача ("Клятва Гиппократа") он определил взаимоотношение врача и больного, а также вра­чей между собой.

Основа терапии Гиппократа - вера в целительные свойства природы. Природа-врач болезней, поэтому врач должен придер­живаться пути, начертанного им природой.

Школа Гиппократа (Косская школа) была школой наблюдателей, полагавшихся согласно своим воззрениям на целительные силы природы, однако они никогда не думали отрицать пользу рацио­нальной терапии. Тем не менее, они были крайне осторожны, и пер­вая заповедь Гиппократа гласила: "Не навредить".

У Гиппократа можно выделить 2 способа лечения: лекарствен­ная терапия (фармакологическая) и диетика. Фармакологическое лечение только в исключительных случаях применялось в целях предупреждения болезней - это терапия уже имеющегося забо­левания. Диетическое лечение, напротив, является преимуще­ственно профилактическим: его цель - предупредить болезнь при угрозе появления последствий в известных условиях.

Гиппократ умер 80 - летним стариком.

Авл Корнелий Цельс (род.30 г. до н.э.) - выдающийся древнеримский ученый, энциклопедист и врач. Он получил разностороннее образование. Цельс был автором обшир­ной энциклопедии "Искусства", обобщавшей знания древ­них по самым различным вопросам - агрономии, юриспруденции, философии, риторике, военному делу. Медицине были посвящены У1-Х11 книги этого обширного труда под названием "О Медицине", который составлен около 25 - 30 гг. н.э. Это единственный дошед­ший до нас труд Цельса. Первое издание труда "О медицине" выш­ло в свет во Флоренции в 1478 году. За ним последовало Миланс­кое издание в 1481 году и три Венецианских (1493, 1496, 1497гг.). Таким образом, только до конца XV века вышло пять изданий книги Цельса. В XVI столетии труд издавался 25 раз, а всего его сочине­ние издавалось более 70 раз.

Во вступительной части Цельс делает обзор истории медицины. Им было отмечено, что в послегиппократовской Греции медицина разделилась на три части. Первую назвали диетической (лечит об­разом жизни), вторую - фармацевтической (лечит лекарствами), тре­тью - хирургической (лечит хирургическим путем). Основанием для высказывания соб­ственного мнения послужил богатый врачебный опыт Цельса, при­обретенный им в древнеримской больнице для рабов. Так он категорически возражал против практиковавшихся его предшественниками вскрытий преступников - живых людей, иное дело трупов, которые и тогда не поощрялись, а впоследствии были запрещены церковью под страхом смертной казни. Цельс постоян­но подчеркивал важность рационального подхода к проблемам сим­птоматики, диагностики, лечения и про­гноза заболеваний. Характерно, что свой труд древнеримский врач начал с отлично написанных разделов о гигие­не и диетике здорового человека. Гово­ря об образе жизни, он рекомендовал «как можно чаще заниматься физичес­кими упражнениями, так как праздность расслабляет тело, а труд укрепляет его; первое приносит преждевременную старость, второе - продолжительную молодость».

Важным разделом книги следует считать раздел о свойствах и приготовлении лекарств, их действии и дозировке. Специальный раздел пятой книги посвящен фармакотерапии. Книга эта состоит из 25 глав, в которых собраны многочисленные знания о различ­ных лекарственных средствах, о компрессах, пластырях, лепешеч­ках, маточных кольцах, пилюлях. Одна из глав посвящена смеши­ванию простых веществ. В ней Цельс пишет, что хотя "свойства ве­ществ не столь многочисленны, виды смесей неисчислимы". Цельс вводит весовые единицы для измерения веса вещества. Это унции, денарии, секстанты. В унции заключалось 7 денариев, а в одном денарии 6 секстант. При изготовлении сложных лекарств Цельс ре­комендовал все компоненты готовить отдельно, а затем смешивать в одно целое.

В главе "О компрессах" Цельс пишет, что компрессы служат для согревания, но в некоторых случаях могут служить и для охлажде­ния, например при подагре, а также для извлечения жидкости или гноя. Цельс приводит ряд рецептов компрессов. В следующей гла­ве "О пластырях" приводится 28 рецептов пластырей и описывает­ся назначение пластырей. Цельс рекомендовал накладывать плас­тырь на рану, чтобы прекратить воспаление или ослабить его силу. Кроме того, они предназначались для склеивания раны и ускоре­ния ее рубцевания.

Цельс приводил состав вагинальных суппозиториев при воспале­нии матки, в состав которых входит шафран, восковая мазь, коровье масло, гусиное сало, сваренные яичные желтки и розовое масло.

Энциклопедический труд Цельса "О Медицине" был высоко оценен его современниками. Его назвали "латинским Гиппократом" и "медицинским Цицероном".

Клавдий Гален (131-201 гг.) - римский врач и есте­ствоиспытатель, по своему происхожде­нию грек, родился в городе Пергаме в се­мье богатого греческого архитектора (рис. 13). Первым учителем Галена был его отец, ко­торый стремился сделать своего сына фи­лософом. Гален избрал специальность врача. Для усовершенствования своих медицинских по­знаний он предпринял путешествие и посетил культурные центры: Ко­ринф, Александрию, Кипр, Палестину; на месте изучил целебные ми­нералы, металлы, смолы и пряности. В 28 лет Гален возвратился в Пергам, где в течение шести лет занимался врачебной практикой среди гладиаторов и прославился большим искусством в излечении ранений, вывихов и переломов. В 164 году в возрасте 33 лет Гален переехал в Рим и поступил на службу придворным врачом, где заво­евал славу выдающегося врача.

Гален написал около 400 сочинений, в том числе 200 по медици­не. До нас дошло около 140 медицинских сочинений, часть сочине­ний погибла во время пожара храма Мира в Риме (рис. 14).

Рисунок 14 - Титульный лист полного собрания трудов Галена (1562) на латинском языке с предисловием, жизнеописанием и комментариями.

В вопросах о сущ­ности болезней и их лечении Гален исходил из учения Гиппократа и его последователей, внося в него поправки и дополнения. Лечение болезней по Галену достигается правильной диетой и лекарствен­ными средствами, которые вызывают противоположные действия, сухость умеряют влагой, тепло - холодом. Гален раскрыл конкрет­ные представления об анатомическом строении организма и его физиологии.

Гален известен как лекарствовед. Он делил лекарства на опо­рожняющие, задерживающие, сгущающие, раздражающие, стяги­вающие, расслабляющие, вызывающие гниение, иссушающие и т.д. Гален придерживался следующих положений:

- для сохранения здоровья необходимо пользоваться принци­пами "подобное подобным", "противоположное противоположным";

- в болезнях врач должен помогать природе, ибо часто сама при­рода излечивает.

Гален стремился освободить лекарственные вещества от бал­ласта, дать более очищенные препараты, т.е. впервые ввел понятие о действующих веществах.

Он разработал способы изготовления ра­стительных лекарств в виде настоек на вине, масле, уксусе, ввел в практику отвары, сиропы. С того времени и до наших дней прочно закрепилось и название "галеновые препараты", обо­значающие лекарственные формы, полученные специальной обра­боткой (эфиром, водой и другими средствами), а также растворы, сиропы, мази с разной концентрацией активных веществ.

Гален широко применял в практике извлечения из природных материалов. Для получения извлечений применялись различные спо­собы (намачивание, извлечение).

Гален имел свою аптеку в Риме, где сам готовил лекарства для больных. Лекарства были преимущественно растительного проис­хождения и многие из них сложны по своему составу: так, некото­рые пластыри состояли из 23 - 60 веществ. Все эти сложные по сво­ему составу медикаменты заготовлялись в запас. Гален описывал производство порошков, пилюль, лепешек, мыл, мазей, пластырей, горчичников, сборов, настоев, отваров, растворов, жирных масел, вин. Во времена Галена в боль­шом количестве изготовлялись косметические средства, зубные по­рошки, помады, краски для волос и т. д.

studfiles.net

Фармация в древней Индии В создании презентации участвовали

Фармация в древней Индии В создании презентации участвовали: Студентки 118 гр. Пятигорского медикофармацевтического института Фармация в древней Индии В создании презентации участвовали: Студентки 118 гр. Пятигорского медикофармацевтического института - филиала Волгоградского государственного медицинского университета Ростомян Гаяна , Громак Карина , Топольскова Марина.

 • Учёный , историк медицины -Н. А. Богоявленский в книге «Индийская медицина в • Учёный , историк медицины -Н. А. Богоявленский в книге «Индийская медицина в древнерусском врачевании» пишет: «Тысячи лет тому назад, когда Европа видела еще только ребяческие сны человечества, на территории Индии уже создавались великие государства, и складывалась великая культура» . Полуостров Индостан, расположенный у южной подошвы Гималайских гор, орошаемый величайшими реками, Индом и Гангом, при тропическом климате обладая богатейшей растительностью с разнообразными ароматными кореньями, пряностями, плодами и цветами, по праву считается родиной лекарственных растений.

 • Источники знаний о фармации в Древней Индии Источником для изучения истории медицины • Источники знаний о фармации в Древней Индии Источником для изучения истории медицины и фармации Древней Индии являются Веды (памятники индийской культуры), а также сборник законов Ману. Из них мы узнаем, что во II в. до н. э. в Индии существовало медицинское образование: университеты в Так-силе и Бенаресе. Университеты были не единственными очагами медицинского просвещения. Существовали также медицинские школы при провинциальных монастырях. Древнеиндийские врачи считали, что для нормальной жизнедеятельности организма необходимо наличие трех первичных элементов: воздуха (эфира), слизи и желчи. В «Аюр-Веде» (Книга жизни) говорилось, что болезнь наступает после нарушения равновесия этих трех компонентов, обеспечивающих здоровье. В IX в. до н. э. выдающийся древнеиндийский врач Сушрута, указывая на причины возникновения заболеваний, относил к ним климат, времена года, космические стихии, ветры, неопрятность одежды, жилища, испорченную воду, вредные местности и т. д.

Методы лечения древнеиндийских врачей • Древнеиндийские врачи при лечении больного исходили из необходимости устранения Методы лечения древнеиндийских врачей • Древнеиндийские врачи при лечении больного исходили из необходимости устранения несоответствия между дыханием, желчью и кровью. Врач должен был восстановить существовавшее до болезни равновесие с помощью лекарств, хирургического вмешательства или физических методов воздействия. В первом случае применялись рвотные и слабительные средства, потогонные вещества и масла — для удаления из Сбор перца в Индии. Из книги Марко Поло организма испорченных соков. При этом врач должен был уменьшить или увеличить количество жидкостей в организме, способствовать нормализации процессов усвоения пищи. Выбирая метод лечения, древнеиндийские врачи обязательно учитывали пол, возраст и телосложение больного, время года, характер болезни.

 • Важной и ответственной частью лечения у древнеиндийских врачей считалось назначение лекарств. По • Важной и ответственной частью лечения у древнеиндийских врачей считалось назначение лекарств. По выражению Сушруты, «в руках невежды лекарство — яд и по своему действию может быть сравнимо с ножом, огнем и светом, в руках же людей сведущих, оно уподобляется напитку бессмертия» . В «Аюр-Веде» , (индийской фармакопее), дается перечень 760 лекарственных препаратов. Индийские врачи отдавали предпочтение растительным лекарственным средствам, многие из них применяются в народной медицине Индии и в настоящее время. Индийская растительность чрезвычайно богата и разнообразна, поэтому древнеиндийские врачи применяли растения местной флоры и почти ничего не заимствовали из соседних стран. Напротив, производился вывоз индийского растительного сырья в другие страны, особенно много продавалось пряностей (перец, гвоздика, кардамон). В эмпирической медицине Древней Индии находили применение злаки, древесина, коренья, цветы, плоды как северных, гималайских, так и южных, тропических видов. Употреблялись также вино, уксус, молоко, масло, жиры , кровь, железы и другие органы многих животных, рыб и птиц. В качестве перевязочного материала использовались хлопок, камбий деревьев, волокна растений, шелк, особым образом обработанный кишечник некоторых животных.

 • Нашли широкое применение в лечебной практике минеральные вещества и их соли. Среди • Нашли широкое применение в лечебной практике минеральные вещества и их соли. Среди них препараты мышьяка, железа, меди, которыми прижигали язвы и лечили глазные болезни. Железо и мышьяк применяли при кровопотерях. В состав мазей часто включали свинец, серу, сурьму, цинк, соли аммония. Особенным почетом среди врачей пользовались, знавшие и умевшие применять препараты ртути. Ртуть находила применение при самых разнообразных заболеваниях, в том числе при лечении сифилиса. Она применялась в виде солей — красной, белой и желтой. В индийской медицине известен рецепт ртутной мази, которая изготавливалась из металлической ртути, серы и животного жира (серортутная мазь). Золото в Древней Индии считалось самым сильным укрепляющим средством. Для употребления оно расплющивалось на тоненькие листочки, накалялось, а затем несколько раз гасилось в молоке.

 • Особое внимание обращалось на знание ядов, оно было обязательным. Индусы, по-видимому, часто • Особое внимание обращалось на знание ядов, оно было обязательным. Индусы, по-видимому, часто страдали от укусов змей и бешеных животных. Сушрута насчитывает до 80 видов ядовитых змей, указывая всевозможные способы лечения. В связи с этим он приводит своего рода универсальный антидот из ассафетиды, цитруса в смеси с солями, перцем и имбирем — средство, которое употребляется против растительных и минеральных ядов.

Хирургия в Древней Индии • Наряду с лекарственной терапией в Древней Индии применялись хирургические Хирургия в Древней Индии • Наряду с лекарственной терапией в Древней Индии применялись хирургические методы лечения болезней, гигиенические мероприятия, осуществлялись прививки против оспы, изоляция больных при лечении проказы. Индийские врачи осуществляли ампутации конечностей, удаление катаракт, производили пластические операции. При лечении переломов применялись вытяжение, вправление, неподвижные повязки, шины из бамбука. Для остановки кровотечений индийские врачи использовали холод, горячую воду, золу. Раны перевязывали шелковыми и шерстяными бинтами, пропитанными коровьим маслом, повязками из кожи, древесной корой некоторых растений. В законах Ману и Ведах не рекомендовалось пресыщение, предписывались умеренное употребление мяса, растительная пища, молоко, мед. Были разработаны гигиенические правила ухода за телом и за жильем, ежедневная гимнастика.

Постепенно накапливались знания и в области химии, что было характерно еще для предшествующего тысячелетия. Постепенно накапливались знания и в области химии, что было характерно еще для предшествующего тысячелетия. Развитие химии в Древней Индии непосредственно сказывалось на развитии лекарствоведения. Великий индийский ученый II в н. э. Нагарджуна в своих сочинениях приводит сложные рецепты приготовления металлических солей и амальгам для очищения и осаждения металлов. Известную еще со II в до н. э. азотную кислоту стали применять в Древней Индии в технике и ремеслах, в медицине и ветеринарии. Затем были открыты способы изготовления соляной и серной кислоты, научились получать ляпис. Все эти открытия оказали огромное влияние на дальнейшее развитие фармации не только в Индии, но и в соседних арабских странах.

 Спасибо за внимание!!! В создании презентации участвовали: Ростомян Гаяна , Громак Карина, Топольскова Спасибо за внимание!!! В создании презентации участвовали: Ростомян Гаяна , Громак Карина, Топольскова Марина.

present5.com


Смотрите также