Фармация древнего египта. Медицина и фармация Древнего Египта Подготовил Акимов Евгений
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экономика фармации Организация Деятельности Аптеки. Фармация древнего египта


История фармации древнего Египта - История фармации древнего мира - История фармации - Каталог статей по ОЭФ

К эпохе древнего Египта относится и деятельность ученого Имхотепа, первого врача-специалиста. Имхотеп - обожествленный впо­следствии древний мудрец, сподвижник одного из фараонов III династии. Покровитель ученых, писцов, врачей, он изобра­жался в виде человека с развернутым папирусом в руках. Его главный храм был в Мемфисе, где находилась также и знаме­нитая  медицинская школа.

Источником, откуда мы черпаем сведения о египетской фар­мации, служат так называемые «Герметические книги», припи­сываемые египетскому Гермесу. Из 42 этих книг 6 касаются медицины. Вторым важнейшим источником служит папирус Эберса, вывезенный из Египта и находящийся в Лейпцигском университете. Он состоит из 110 страниц по 22 строки каждая и имеет надпись: «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Там же и указана дата его составления — XVII сто­летие до нашей эры, т. е. 3 600 лет назад.

Анатомия и физиология древних египтян весьма скудны. Животные считались священными, и бальзамирование трупов большей частью ограничивалось такими приемами, которые не вели к детальному изучению человеческого тела. Так, напри­мер, бальзамирование состояло в погружении тела в натриевую щелочь или в раствор поваренной соли, во введении кедрового масла в анальное отверстие и т.п. Болезнь египтяне рассмат­ривали как результат изменения различных частей тела и в особенности крови. Кроме того, здоровье, по их мнению, зави­сит от невидимого вещества, находящегося в воздухе - пневмы. Пневма вдыхается легкими и разносится по всему телу. Здоровье зависит от состояния  крови и пневмы.

Этим взглядам соответствуют методы лечения, которые имеют целью, прежде всего, выделить из тела образовавшиеся в нем «гнилостные вещества», для чего служат разнообразные средства, вызывающие рвоту, опорожнение кишечника, мочеот­деление и потение. Другие лечебные средства ставят своей целью возбудить отрыжку и отход газов, т. е., иными словами, помочь пневме выделить  «испорченный воздух».

Медицина находилась в руках касты жрецов, которые должны были строго выполнять все предписания ритуала: лишении, умеренность, обрезание, крайнюю опрятность, омове­ние днем и ночью. Такие же строгие предписания деспотически распространялись и на народ.

Огромное применение имели препараты животного происхождения. Как лекарства применялись волосы, желчь, жир, зубы, молоко женщины, особенно после рождения сына, молоко коровье, ослицы, кислое молоко, моча, печень, помет и т. д.

Не менее обширен был и каталог растительных средств. Древние египтяне применяли мак снотворный, культивировав­ший в больших количествах (город Сикион с огромными плантациями мака был назван «Меконе», т. е. маковый город), матовые головки, мяту, папирус, подорожник, пшеницу, касторовое масло, ладан, копаловая смола, опий, пальмовое масло, вино, пиво, пивные дрожжи, терпентин, мед, хлебное тесто.

Из лекарственных форм были известны мази, примочки, пластыри, пилюли, отвары. Были так же в ходу сигнатуры для больных "утром", "вечером". 

www.ecopharmacia.ru

Что представляла собой фармация Древнего Египта?

 

 

     Долина Нила - один из древнейших очагов цивилизации. Не позднее 5 тысячелетия до н.э. здесь возникли земледельческая культура с применением сельскохозяйственными орудий и первые городские поселения. К  5-4 тысячелетии до н.э. относится проведение первых  ирригационных работ (сооружение каналов, дамб, колодцев) с использованием труда общинников и рабов, захваченных в междоусобных войнах. В 4 тысячелетии до н.э. началась обработка меди, появились гончарное, ткацкое и керамическое производства, фаянс. С 3 тысячелетия до н.э. изготовлялось стекло, во 2 тысячелетии до  н.э. входят в употребление сначала бронза, а затем железо.

      К 4 тысячелетию до н.э. в результате смешения протосемитских племен, населявших долину Нила с 10 тыс. до н.э., образовалась этнополитическая общность (древнеегипетская народность), представители которой считают коренным населением Древнего Египта. К этому времени завершился 4 процесс расслоения общин, выделения родоплеменной знати и превращения вождей племён в царьков; возникли первые примитивные государственные образования. Около середины 4 тыс. до н.э. на территории Древнего Египта образовалось два царства (Нижний и Верхний Египет), с объединением которых в единое государство (около 3000 г до н.э.) страна превратилась в централизованную восточную деспотию.

        Додинастический период Древнего Египта (около 4000-3000 гг. до н.э.) и эпохи Раннего (около 3000-2800 гг. до н.э.) и Древнего (около 2800-2250 гг. до н.э.) царств ознаменованы крупными достижениями в области культуры, хозяйственной и политической деятельности. По-видимому, не позднее 4 тыс. до н.э. появилась египетская иероглифическая письменность: наиболее ранние дошедшие до нашего времени памятников древнеегипетской литературы датируют 32 в. до н.э. Причем для сюжетов фольклора и литературы, характерных для многих народов мира, впервые встречаются в египетских текстах, что свидетельствует о древности и оригинальности древнеегипетских фольклорных и литературных традиций и о влиянии культуры Древнего Египта на развитие культуры других народов.

       В эпоху Раннего и древнего царств полностью сложились иерархическая система государственного управления, характеризующаяся властью фараона, и обслуживающая ее прослойка чиновников-писцов. К этому же времени относится создание единой ирригационной системы, в результате чего значительно повысилась производительность земледелия и скотоводства, служивших основой экономики страны. Получило широкий размах монументальное строительство.

        Потребности совершенствования хозяйственной деятельности (ирригация, строительство, проводившиеся в эпоху Древнего царства в широких масштабах) и государственного управления (введение сложной налоговой системы) обусловили развитие астрономических и математических знаний. «Необходимость вычислить периоды подъема и спада воды в Ниле, - писал К.Маркс, - создала египетскую астрономию...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., т. 23, с. 522, примечание 5). Приблизительно к 4 тыс. до н.э. относят создание египетского календаря; для измерения времени применялись солнечные и водяные часы. Египтяне первыми ввели десятичную систему исчисления, знали дроби, четыре действия арифметики, прогрессии, вычисляли площадь прямоугольника и треугольника, поверхность и объем простой и усеченной пирамиды. При этом астрономические и математические знания древних египтян не поднимались до уровня обобщений и теоретических выводов, а носили чисто эмпирический, прикладной характер.

       В эпоху Древнего царства сложилась и египетская система образования. Сначала при дворе фараона были созданы школы для обучения чтению, счёту и письму будущих чиновников, позднее появились школы при храмах, в которых давалось главным образом религиозное образование, а также преподавались астрономия и медицина.

       Впервые у египтян появилась и иерархия богов, более жесткая, чем иерархия богов у других народов Древнего Востока, и в целом соответствующая сложившейся системе государственного устройства. Многие из религиозных представлений египтян были заимствованы другими религиями, в частности иудаизмом и христианством. Важное место в мировоззрении древних египтян занимали учение о бессмертии души и связанный с ним культ мертвых.

      Согласно древнеегипетским верованиям, у человека было несколько душ, важнейшая из которых Ка - божественный двойни человека, олицетворяющий собой жизненную силу, - после смерти отделяется от тела и отправляется в странствия по загробному царству. Достичь вечного блаженства можно при слови, если тело будет сохранено в целости (отсюда обычай мумифицировать трупы) и если на суде Осириса будет установлено, что тело умершего не отягощено грехами. В искусстве долгое время   ведущее место занимали архитектура и скульптурный портрет, тесно связанные с поминальным культом. Господствующие в архитектуре принципы монументальности и статичности воплощали представление о незыблемости существовавшего социального строя. Важность скульптурного портрета определялась прежде всего тем, что, по верованиям египтян, он играл роль прибежища Ка. Архитектурные и скульптурные формы были канонизированы, но не смотря на это, египетское искусство сумело отразить важнейшие изменения в политической и духовной жизни общества на различных этапах развития древнеегипетского государства. Кроме того в Египте были осмысленны и приведены в стройную систему основные средства пластических искусств (объем, масса, форма), сложились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства.

      Источниками знаний о состоянии медицины в Древнем Египте являются дошедшие до нашего времени 9 папирусов с медицинскими текстами, многочисленные иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах, колоннах храмов, различные памятники материальной культуры (санитарно-технические сооружения, хирургические инструменты, предметы бытового обихода, произведение искусства). Некоторые сведения медико-гигиенического характера, а также косвенные свидетельства об уровне развития медицины и состояния медпомощи в Древнем Египте имеются в памятниках письменности религиозного содержания, государственных и дипломатических документах, литературных произведениях.

       Кроме того, оценка достижений древних египтян в области медицины дана в произведениях античных авторов (Гомера, Геродота, Диодора, Тацита и др.) Историки древности (Геродот и др.) считали египтян исключительно здоровым народом и отмечали, что благодаря умению сохранить здоровье,  каждый египтянин выглядел в глазах иноземцев как врач. Судя по имеющимся источникам, высокая оценка достижений древнеегипетской медицины имеет достаточные основания: египтяне обладали обширными для своего времени познания по хирургическим, внутренним и кожным болезням, в акушерстве, стоматологии и других областях медицины, включая рациональные приемы диагностики, консервативного и хирургического лечения. Они создали школы для подготовки врачей. Вместе с тем в текстах медицинских папирусов встречается большое количество магических формул, заклинаний и обрядов, выполнение которых должно было сопровождать  каждое рациональное действие врача и больного, обеспечивая успех в диагностике и лечении. Причем исследователи древнеегипетских медицинских папирусов отмечают, что более ранние тексты менее отягощены религиозной мистикой и магическими формулами.

      Так, например, папирус Смита (дошедший до нашего времени экземпляр, датируемый 1550 г. до н.э., считают копией более раннего текста), авторство которого приписывается Имхотепу  (не позднее 2700 г. до н.э.), в отличие от остальных папирусов, составленных значительно позднее, не содержит каких-либо магических заклинаний. Это дало основание немецкому египтологу Грапову сделать вывод, что медицина в Египте с течением времени все более и более погружалось в колдовство и мистику. Такое положение представляется вполне объяснимым и даже естественным, если принять во внимание характер мировоззрения древних египтян и общую закономерность развития всех религиозных систем, стремящихся придать догматичное истолкование любому рациональному знанию, и, наконец, ту напряженную работу по развитию религиозных представлений и обрядов, которая составляла главное содержание интеллектуальной деятельности образованной части древнеегипетского общества. В то же время во многом справедливое замечание Грапова не следует понимать как прямое противопоставление рациональных традиций древнеегипетской медицинской эпохи Древнего царства теургическим представлением древнеегипетской медицины более позднего времени. Медицина времен Имхотепа базировалась на опыте земледельческой и охотничье общины и не могла быть свободной от магических, тотемистических, анимистических представлений. Они не попали в текст папируса Смита скорее всего потому, что эпоха Древнего царства была периодом радикального пересмотра религиозных представлений, а точнее периодом формирования системы верований первого централизованного государства. В дальнейшем по мере разработки религиозных представлений и обрядов в медицинские папирусы (кроме папируса Смита, текст которого в связи с обожествлением Имхотепа по видимому, был канонизирован) включались многочисленные религиозные и магические тексты. Однако под теургической оболочкой рациональное начало древнеегипетской медицины сохранялась: магические действия и заклинания, как правило, должны были лишь сопровождать рациональные приемы. Более того, судя по содержанию медицинских папирусов, древнеегипетская медицина 2 тыс. до н.э. сделала много рациональных приобретений, разумеется, относящихся к вопросам гигиены, диагностики и лечения болезней, а не к общим биологическим и общепатологическим представлениям.

      Согласно воззрениям древних египтян, ведущее место в жизнедеятельности организма занимали кровь и пневма. Под пневмой понималось находящееся в воздухе невидимое и невесомое вещество, которое при вдохе поступало в легкие, затем в сердце и далее, вместе с кровью, расходилось по всему телу. Болезнь означала изменение свойств или соотношений крови и пневмы. Таким образом, в древнеегипетской медицине зародились две важнейшие общепатологические концепции - гуморальная и пневматическая, которые в различных формах сохранились в медицине на протяжении более 3 тыс.

      По некоторым магическим заклинаниям, сопровождавшим лечебные процедуры, можно сделать вывод, что определенная в возникновении болезни приписывалась духом. В этом отношении показательно приводимое Торвалдом заклинание из папируса Хирст (не позднее 14 в. до н.э.): «О дух, мужчины или женщины, ты, который прячется в моем мясе, в этих моих членах. Я принес этот кал! Остерегайся, ты, спрятавшийся, исчезни!» Для лечения авторы папируса Эберса рекомендовали обратиться с заклинанием к богу мудрости Тоту: «Вылейся, насморк, сын насморка, который разламывает кости, который разрушает череп так, что заболевают все 7 отверстий в голове людей свиты Ра, которые с молитвой обращаются к Тоту. Смотри, я принес исцеляющее средство против тебя...Молоко той, которая родила мальчика...Выходи на землю, сгний, сгний четырежды!» Рекомендации «изгонять духов болезни» только заклинаниями в древнеегипетских медицинских папирусах не встречается.

      Египтяне полагали также, что многие вредные для организма вещества, изменяющие свойства крови и пневмы, содержатся в пищевых продуктах. Обе приведенные причины служили обоснованием для проведения  «очистительных» процедур с целью предупреждения и лечения болезней. Так, древнеегипетские врачи рекомендовали каждые три дня принимать рвотные средства и промывать кишечник, при многих заболеваниях назначались клизмы, рвотные, слабительные, мочегонные и потогонные средства для удаления «испорченной крови» применялись кровопускания. Благоприятной считалось и отрыжка, удаляющая «испорче6нный воздух». Однако приверженность древнеегипетских врачей к «очистительным» процедурам имела определенные пределы. Геродот указывает на существование строгих правил, согласно которым египетским врачам, в частности, запрещалось назначать рвотные и слабительные средства больным острыми заболеваниями ранее 3-го дня болезни.

      В Египте существовали космогонические представления о четырех основных элементах мира - воде, земле, воздухе, огне, и в связи с которыми возникли и зачатки гуморального учения о четырех основных соках - носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь. Эти указания, однако, не согласуются с имеющимися сведениями о том, как представляли себе древние египтяне происхождение и картину мира. Вместе с тем не исключено, что космогонические воззрения, имевшие распространение у шумеров, вавилонян и халдеев, были известны египетским жрецам, благодаря чему они и могли попасть в древнеегипетские тексты, составленные не ранее периода Нового царства.

       Обычай бальзамировать трупы способствовал накоплению анатомических знаний, поскольку бальзамирование было сопряжено с извлечением внутренних органов и головного мозга. Однако многовековая практика бальзамирования не привела древних египтян к созданию сколько-нибудь стройной системы анатомических представлений. Бальзамирование не имело ничего общего с аутопсией или хотя бы с изучением строения, расположения и функций отдельных органов. Судя по текстам медицинских папирусов, древнеегипетским врачам были известны лишь отдельные внутренние органы, в т.ч сердце, головной мозг, печень, а также сосуды. Основным органом считалось сердце, ему приписывались функции мышления и чувств. Другие народы Древнего Востока уже по 2-1 тыс. до н.э. считали мышление функцией головного мозга: не исключено, что именно у древних египтян заимствовано сохранившееся до сих пор в быту представление о связи сердца с чувствами любви и ненависти, с характерологическими особенностями человека («Доброе сердце», «каменное сердце», «горячее сердце» и т.п.). По видимому, египтяне имели представление о движении крови в  связи с деятельностью сердца. Они считали, что от сердца отходят 22 сосуда, которые направляются ко всем частям тела (представление, вызывающее по меньшей мере, удивление, учитывая, что сердце извлекалось при бальзамировании). Врач, «касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену» - говорится в папирусе Эберса. Вместе с тем знаниями о внутренних органах анатомические представления древних египтян, по-видимому, не ограничивалась. В результате развития хирургической практики могли быть накоплены некоторые знания топографо-анатомического характера. Это нашло отражение в папирусе Смита, который украшен рисунками частей тела до и после операции. Не исключено, что наши знания об общепатологических и анатомических представлениях древних египтян не достаточно полны. Так, согласно египетскому представлению бог мудрости Тот «вероятно, обожествленный древнеегипетский мудрец» составил описание всех известных в Египте знаний, среди них отдельные книги (папирусы) были посвящены строению тела человека и учению о болезни.

         Древние египтяне знали многие заболевания и патологические заболевания. В папирусе Эберса, посвященном главным образом вопросам частной патологии, описано 250 заболеваний различных органов и частей тела и 877 способов их лечения. В частности, есть подробное описание симптоматики заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, кровотечений, слоновой болезни, изнурительных лихорадок и др. Описания болезней свидетельствуют о хорошо развитой наблюдательности и умении пользоваться различными диагностическими приемами: осмотров для выявления изменений формы и окраски наружных частей тела, кожных покровов, волос, ногтей; ощупыванием для установления отклонений положения, формы, напряжения и температуры органов брюшной и грудной полости, конечностей и др. Древнеегипетские врачи знали стадию кризиса при острых заболеваниях, считали критическим 10-й день от начала болезни.

      В древнеегипетской медицине существовала специализация врачей: были специалисты по внутренним, кожным, глазным, желудочно-кишечным («утробные врачи») болезням, по хирургии, акушерки и др. Большое внимание уделялось глистным инвазиям. «Наука о глистах» рано приобрела в Египте положение особой и весьма важной отрасли врачевания. О развитии зубоврачебного искусства свидетельствуют обнаруженные у мумий (3 тыс. лет до н.э.) зубы, прикрепленные к другим зубам золотой проволокой, челюсти, просверленные при операции. Античные авторы считали Египет родиной учения о кожных болезнях. В древнейших памятниках письменности приводится описание кожных сыпей и других симптомов болезней кожи: экземы, чесотки, карбункулов, рожи проказы.

       Древний Египет считают родиной косметики. Дошедшие до нашего времени прописи свидетельствуют, что древнеегипетские косметические средства обладали высокой стойкостью, не раздражали кожу, а в ряде случаев оказывали противовоспалительное и фотозащитные действия.

      Высокого развития достигла хирургия. Древнеегипетские врачи применяли для лечения переломов нечто подобное современным шинам, лонгетам и даже гипсовым повязкам (бинтовидные полоски из холста погружались перед наложением в алебастр или затвердевающие смолы). Известно, что в Древнем Египте производили ампутацию конечностей, трепанацию черепа, снятие катаракты (в папирусе Эберса говорится «о открытие зрения в зрачках позади глаз»), операции на позвоночнике, органе слуха и др. Изготавливались близкие по форме к современным металлические хирургические инструменты: ланцеты, пинцеты, ножи, ножницы и т.д. При операциях употреблялись обезболивающие средства. Имеются указания, что в Древнем Египте была впервые применена перевязка кровоточащих сосудов. Не исключено, что врачи Древнего Египта осознавали какой-то мере опасность инфицирования ран и пытались бороться с воспалительными явлениями, прикладывая к ране листья ивы, предупреждать воспалительный процесс рекомендовали прижиганием.

        Употреблявшийся в Древнем Египте арсенал лекарственных средств был чрезвычайно разнообразен; многое из них продолжают применяться до настоящего времени. В папирусе Эберса упоминаются препараты из мака, кассии (дикой корицы), можжевельника, граната, акации, льняного семени, укропа, тмина, чеснока, сельдерея, ромашки, полыни, камыша, лотоса и т.д., а также такие вещества растительного происхождения, как уксус, вино, дрожжи («ил пива»), скипидар (смола аравийского мирта), кедровое масло, белена, стрихнин. Из минеральных ве5ществ в лечебных целях использовались сера, селитра, купорос, различные соли и кислоты, соединения сурьмы, малахит, ярь-медянка, микродозы меди («удар медного молотка»), алебастровый порошок, уголь в виде «сажи со стен над очагом», мемфисский камень, квасцы, поваренная соль и др. Из средства животного происхождения применялись женское молоко и молоко коз, бычья желчь, мед, жиры, мозг, печень, кровь различных животных и др.

       Были распространены разнообразные лекарственные формы: припарки, примочки, пластыри, промывание, мази, отвары, пилюли. При этом пилюли для женщин приготовлялись с добавлением меда, для мужчин - без меда. Применялись лекарства сложного состава, иногда включавшие до 30 компонентов; предписывалось употребление: «утром», «вечером» и др. Кроме лекарственных средств местного происхождения, древние египтяне пользовались привозными из Китая, Индии, Месопотамии, Центральной и Южной Африки. Сохранились длинные списки привозных лекарственных средств, служивших объектом международной торговли: шалфей, шафран, имбирь, корица, перец и др. В городах имелись учреждения для хранения и продажи лекарственных средств. Такие городские аптеки-склады имели вид круглых наполовину находившихся в земле колодцеобразных помещений, в которые по радиусам вели длинные, узкие ходы. Для хранения лекарств служили углубления, выдолбленные в стенах наподобие ячеек

      Рациональная в своей основе древнеегипетская медицина оказала большое влияние на развитие медицины других родов. Так, известно, что в древнем Иране большим авторитетом пользовались египетские врачи и медицинская литература. Некоторые общепатологические  положения (в частности учение о пневме), приемы диагностики, консервативного лечения были заимствованы и развиты античными врачами (по мнению Э. Литтре, 1861, отдельные древнеегипетские тексты были включены в «Гиппократовы сборники»), откуда были перенесены в труды врачей Византии, стран Арабского халифата. Средней Азии, а также Западной Европы периода раннего средневековья, Н.А.Богоявленский (1960г.) считает, что в памятниках древнерусской письменности оказалось немало египтизмов. Из повести «Аликсандрия» (11 в.) русские узнали о египетских болеутоляющих средствах в родовспоможении.    

26.05.2015

www.pharmspravka.ru

Развитие лекарствоведения Древнего Египта и Греции - История фармации древнего мира - История фармации - Каталог статей по ОЭФ

медицина древнего египтаЕгипетская культура возникла за несколько тысячелетий до нашей эры. Источниками для изучения медицины и фармации того времени явились письменные памятники. 

Многочисленные изображения растений и записи о них были найдены на стенах храмов и гробниц. Но особенно ценные сведения были обнаружены в древних памятниках письменности - египетских папирусах. Самый большой папирус - 20,23 метра - относится к 1570 года до новой эры и был Найден в 1872 году. Он получил название "папируса Эберса" по имени немецкого ученого Эберса, который изучал этот папирус. 

На 110 страницах папируса написан огромный трактат по медицине. В нем приведены рецепты для лечения заболеваний дыхательных путей, уха, горла, носа, ожогов, глазных и кожных болезней. Рецепты, как правило, содержат большое число ингредиентов (до 37).

Часть текста древнеегипетского папируса главным образом растительного происхождения. Наряду с этим встречаются минеральные вещества — сера, сурьма, сажа, глина, селитра, а также вещества животного происхождения. Пчелиный мед считался эффективным средством при заболевании глаз. 

Лекарственные средства классифицировались по фармакологическому признаку (слабительные, рвотные и т.д.). Древнеегипетские врачи считали, что многие болезни возникают от избытка пищи, и рекомендовали регулярно в третий день каждого месяца принимать слабительные средства. 

В числе лекарственных форм в Древнем Египте были известны отвары, пилюли, мази, примочки и т. д. При изготовлении лекарств пользовались настаиванием, процеживанием, отвариванием, измельчением, просеиванием. В папирусах трактовались вопросы о строении человеческого тела, симптомах болезней, приводились другие медицинские сведения. 

При исследовании больных применялись осмотр, ощупывание и выслушивание. Жрецы, в руках которых находилась медицина в Древнем Египте, Тщательно скрывали от народа происхождение и истинные названия применяемых ими лекарственных средств присваивая им условные названия во многих случаях по имени различных богов. 

Врачебное искусство древних египтян было заимствовано у вавилонян. Многие рецепты папируса Эберса были известны врачам Вавилона задолго до написания этого папируса. Вавилонские рецепты состояли из трех частей: в первой указывался перечень лекарственных растений, во второй - болезни, при которых они применяются, в третьей - способ применения растений. 

Медицина и фармация Древней Греции многое заимствовали из египетской медицины и фармации и в свою очередь оказали большое влияние на развитие медицины и фармации на Западе. Медицина Древней Греции была тесно связана с религией. С VII века до н.э. в Греции начинает развиваться храмовая медицина, возникшая на почве культа Асклепия (Эскулапа). 

Началом культа послужил миф, в котором обожествлялась личность давно умершего царя Фессалии Асклепия, славившегося своим врачебным искусстном. В VII веке до н.э. в греческих городах стали возникать храмы в честь Асклепия - асклепийны. Жрецы асклепийонов не только возносили молитвы в честь Асклепия, но и лечили стекавшихся отовсюду больных. 

Храмовая медицина была основана на системе внушения. Больной постом и молитвами подготавливался к вещей ночи, которую он должен был провести в помещении храма. Сон, увиденный больным в эту ночь, считался внушением свыше и толковался жрецами с целью выяснения воли богов и назначения способа лечения. 

Наряду с асклепийонами в Древней Греции - существовали общинные больницы, в которых врачи принимали пациентов и оказывали им необходимую медицинскую помощь. 

Одно из помещений такой больницы отводилось для хранения лекарственных средств и называлось apotheke (от греческого аро - от и theke - ящик). Так в Древней Греции называли хронилища редких или ценных вещей. Из древней Греции термин "аптека" распространился впоследствии во многие страны мира и стал означать специализированные предприятия по изготовлению и продаже лекарственных средств. 

Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея. Впоследствии змея стала эмблемой здоровья и медицины. Считалось, что Асклепий имел двух дочерей, которые занимались врачеванием. Гигиея прославилась профилактическими советами и считалась богиней здоровья (отсюда произошел термин "гигиена"). Другая дочь Панацея была покровительницей лекарственной терапии. Она якобы могла излечивать от всех болезней. Ее имя стало нарицательным. Панацеями стали называть лекарственные средства, которым приписывались целебные свойства при всех болезнях.

www.ecopharmacia.ru

Медицина и фармация Древнего Египта

Введение

 

Актуальность выбранной темы заключается в том, что история медицины не ограничивается изучением только ее прошлого. Развитие медицины как науки продолжается до сих пор, а именно страны Древнего Египта оставили свой отпечаток в медицинской практике и науке. Медицинская практика и наука развиваются в тесном историческом взаимодействии. Практика, накапливая материал, обогащает медицинскую теорию, ставит перед ней новые задачи. Медицинская наука, в свою очередь способствует развитию практики, ставит ее на более новый высокий уровень.

В основу периодизации истории медицины, как и любой другой науки положена периодизация общей истории - деление ее по общественно-экономическим формациям. В каждой формации медицина имеет своеобразные черты.

Целью данной курсовой работы является изучить медицину и фармацию Древнего Египта.

Задачи:

. Изучить развитие медицины и фармации Древнего Египта

. Значение медицины и фармации Древнего Египта в настоящее время

Научная значимость медицины и фармации Древнего Египта заключается в том, что многие выводы египетских врачевателей закладывали начало многим значащим в настоящее время теорий. Египтяне одними из первых поняли важность лечения зубов и десен. В Древнем Египте открыли медицинское значение многих растений, имелись большие знания в области хирургии, также египтяне предполагали о существовании третей регулирующей системы.

Практическая значимость деятельности врачевателей Древнего Египта заключается в огромном вкладе в технологии изготовления и применения многих лекарственных форм, таких как пасты и мази, косметических и парфюмерных средств.

Многие приемы и технологии косметологов Древнего Египта применяются, и посей день в глобальных масштабах. Египтяне предпочитали применять натуральные препараты, к чему и возвращаются в наше время ученые. Многие из косметических, парфюмерных и лекарственных средств не могли бы удачно применяться в наше время без огромного вклада Древнего Египта.

 

 

Основная часть

 

Глава1. История Древнего Египта

 

В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Эти тексты, а также свидетельства историков и писателей древности, изображения на стенах гробниц и надгробных стелах дают нам представление о медицинских знаниях древних египтян. Поговорим подробнее о двух медицинских папирусах - папирусе Эберса и папирусе Смита.

Папирус Эберса

Самую обширную информацию дает большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется Книга приготовления лекарств для всех частей тела. В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.

Исторические параллели:

Представление о том, что искусство врачевания было даровано людям богами, было свойственно многим культурам Древнего Востока. Именно поэтому медицинские школы создавались при храмах. Египтяне приписывали составление древнейших медицинских папирусов Имхотепу и Тоту, вавилоняне считали, что тайны искусства врачевания впервые поведал людям Оанн, человек-рыба, посланник бога Эа - обитателя вод. В Индии автором священных медицинских текстов считался Брахма (Брама), один из триады высших богов. Легенды и летописи рассказывали о том, что первые медицинские трактаты, открывающие секреты искусства врачевания, падали с неба, передавались мудрецам в форме священных (сакральных) текстов и ритуалов или были найдены в храмах во времена первых царей. Это часто затрудняет датировку древних, античных и средневековых медицинских текстов, дошедших до нашего времени.

Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, Средство для изгнания крови из раны, затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: варить, смешать. В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них - знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной. Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли.

Применение тех или иных лекарств зависело от времени года. Например, одно лекарство для глаз рекомендовалось применять только зимой, другое - во всякое время года. При назначении лекарства учитывали и возраст больного. Так, взрослым в качестве мочегонного средства рекомендовали лекарство на основе зеленых фиг, а детям для той же цели рекомендовали делать припарки из папируса, пропитанного маслом. Если подростку давали лекарство в виде пилюли, то для маленького ребенка его растворяли в молоке. На полях медицинских папирусов постоянно встречаются пометки против некоторых лекарств: это лекарство хорошее, мне удавалось вылечить, заметь это, так как это действительно хорошее средство. В состав лекарств входили растения (лук, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минераль

www.studsell.com

История фармации древнего Египта — Новости и публикации — Pharmedu.ru

К эпохе древнего Египта относится и деятельность ученого Имхотепа, первого врача-специалиста. Имхотеп - обожествленный впо­следствии древний мудрец, сподвижник одного из фараонов III династии. ImchotepПокровитель ученых, писцов, врачей, он изобра­жался в виде человека с развернутым папирусом в руках. Его главный храм был в Мемфисе, где находилась также и знаме­нитая  медицинская школа.

Источником, откуда мы черпаем сведения о египетской фар­мации, служат так называемые «Герметические книги», припи­сываемые египетскому Гермесу. Из 42 этих книг 6 касаются медицины. Вторым важнейшим источником служит папирус Эберса, вывезенный из Египта и находящийся в Лейпцигском университете. Он состоит из 110 страниц по 22 строки каждая и имеет надпись: «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Там же и указана дата его составления — XVII сто­летие до нашей эры, т. е. 3 600 лет назад.

Анатомия и физиология древних египтян весьма скудны. Животные считались священными, и бальзамирование трупов большей частью ограничивалось такими приемами, которые не вели к детальному изучению человеческого тела. Так, напри­мер, бальзамирование состояло в погружении тела в натриевую щелочь или в раствор поваренной соли, во введении кедрового масла в анальное отверстие и т.п. Болезнь египтяне рассмат­ривали как результат изменения различных частей тела и в особенности крови. Кроме того, здоровье, по их мнению, зави­сит от невидимого вещества, находящегося в воздухе - пневмы. Пневма вдыхается легкими и разносится по всему телу. Здоровье зависит от состояния  крови и пневмы.

Этим взглядам соответствуют методы лечения, которые имеют целью, прежде всего, выделить из тела образовавшиеся в нем «гнилостные вещества», для чего служат разнообразные средства, вызывающие рвоту, опорожнение кишечника, мочеот­деление и потение. Другие лечебные средства ставят своейnew_pa16целью возбудить отрыжку и отход газов, т. е., иными словами, помочь пневме выделить  «испорченный воздух».

Медицина находилась в руках касты жрецов, которые должны были строго выполнять все предписания ритуала: лишении, умеренность, обрезание, крайнюю опрятность, омове­ние днем и ночью. Такие же строгие предписания деспотически распространялись и на народ.

Огромное применение имели препараты животного происхождения. Как лекарства применялись волосы, желчь, жир, зубы, молоко женщины, особенно после рождения сына, молоко коровье, ослицы, кислое молоко, моча, печень, помет и т. д.

Не менее обширен был и каталог растительных средств. Древние египтяне применяли мак снотворный, культивировав­ший в больших количествах (город Сикион с огромными плантациями мака был назван «Меконе», т. е. маковый город), матовые головки, мяту, папирус, подорожник, пшеницу, касторовое масло, ладан, копаловая смола, опий, пальмовое масло, вино, пиво, пивные дрожжи, терпентин, мед, хлебное тесто.

Из лекарственных форм были известны мази, примочки, пластыри, пилюли, отвары. Были так же в ходу сигнатуры для больных "утром", "вечером".

pharmedu.ru

Медицина и фармация Древнего Египта Подготовил Акимов Евгений

Медицина и фармация Древнего Египта Подготовил Акимов Евгений Медицина и фармация Древнего Египта Подготовил Акимов Евгений

Истоки медицины и фармации Основные сведения о медицине и фармации Древнего Египта были получены Истоки медицины и фармации Основные сведения о медицине и фармации Древнего Египта были получены из найденных и расшифрованных историками папирусов. Самый большой из них – папирус Г. Эберса, найденный в 1872/1873 гг.

Влияние мифологии и религии на медицину Покровителями врачебного дела считались бог мудрости Тот и Влияние мифологии и религии на медицину Покровителями врачебного дела считались бог мудрости Тот и богиня плодородия Исида, а также обожествленный древнеегипетский жрец Имхотеп.

Развитие медицины и фармации в Древнем Египте напрямую связано с религией. У древних египтян Развитие медицины и фармации в Древнем Египте напрямую связано с религией. У древних египтян был широко распространён культ мёртвых. Религия говорила о том, что душа после смерти возвращается в тело и остается неприкаянной, если тело не сохранить. Поэтому египтяне были вынуждены научиться бальзамированию.

Врачевание В Древнем Египте существовали «школы жизни» - учреждения, в которых обучали будущих врачей. Врачевание В Древнем Египте существовали «школы жизни» - учреждения, в которых обучали будущих врачей. Врач должен был быть образованным не только в своей профессиональной области, но и в ряде сторонних дисциплин, таких как астрономия, архитектура , математика и др.

Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни.

Еще одним фактором, повлиявшим на развитие медицины и фармации, были египетские военные врачи. Благодаря Еще одним фактором, повлиявшим на развитие медицины и фармации, были египетские военные врачи. Благодаря им в Египте усовершенствовались хирургические операции, лечение переломов и ран и т. д.

Фармация Египтянам были в большом количестве известны лекарственные вещества и формы. Право на составление Фармация Египтянам были в большом количестве известны лекарственные вещества и формы. Право на составление лекарств имели только люди, принадлежащие к высшей касте священнослужителей.

При лечении больных в Древнем Египте использовались лекарственные средства, состоящие главным образом из трав, При лечении больных в Древнем Египте использовались лекарственные средства, состоящие главным образом из трав, реже с добавлением минеральных веществ. Например, кмин тминовый (на изображении справа) египтяне использовали проблемах с кишечником.

В качестве лекарств употреблялись хлебные растения, белена, мята, подорожник, смола, бальзамы, ладан, мирра (ароматическая В качестве лекарств употреблялись хлебные растения, белена, мята, подорожник, смола, бальзамы, ладан, мирра (ароматическая смола – на изображении справа). В качестве основы для приготовления лекарств египтяне использовали мед, молоко, воду и растительные масла. При этом прописи некоторых лекарств содержали до 40 компонентов.

Медицина и фармация Древнего Египта оказали большое влияние на медицину Древней Греции, а также Медицина и фармация Древнего Египта оказали большое влияние на медицину Древней Греции, а также других государств. Но сама египетская медицина с самых древних времен была поставлена в строго религиозные рамки, исключающие всякую возможность свободного исследования. При таких условиях она не могла идти вперед, и так и застыла, просуществовав в этом виде многие тысячелетия.

present5.com

Медицина и фармация Древнего Египта

, что и современные косметические средства, - украшать, скрывая недостатки и подчеркивая то, что считается красивым. В истоках косметологии лежат здравый смысл и функциональность. Все начиналось с осознания необходимости личной гигиены, ритуальных раскрасок и желания выделиться. Мужчина раскрашивал себя, для того чтобы устрашать врагов и привлекать добрых духов, а женщина - для соблюдения ритуалов и просто для красоты.

Колыбелью косметики считается Древний Египет, где косметические средства были известны более 4000 лет тому назад. Первый справочник по косметике был обнаружен в Египте и составлен Клеопатрой. Не так давно итальянские ученые нашли остатки парфюмерной фабрики царицы Клеопатры. Царица и ее современницы египтянки окрашивали волосы и использовали различные благовония на основе натуральных веществ и трав - на кожу лица и рук они наносили благоухающие масла, стремясь придать ей красивый, ухоженный вид. При раскопках был обнаружен косметический кабинет, принадлежавший египетской царице Хатшепсут. Не кто иные, как жрецы в те времена были лучшими специалистами по косметике. Они являлись хранителями рецептов изготовления красок, эфирных масел и благовоний. Удалось восстановить почти две сотни косметических рецептов: например, для защиты от солнца девушки и женщины использовали составы из смеси кунжутного, оливкового, касторового масел, овечьего и воловьего жира. В гробницах древних захоронений обнаружены сосуды с мазями и различными благовониями, содержащими ладан, мирру, розовое и лавандовое масло. Секретом изготовления косметических средств в то время владели жрецы - для этого они использовали многочисленные растения. Уже тогда косметические средства применялись как в лечебных, так и в чисто декоративных целях. Так, например, жрецы Древнего Египта белили щеки, обводили глаза зеленым (углекислой медью) и натирали тело душистыми маслами, красили седые волосы в черный цвет, используя для этого кровь черных животных. Что касается использования лечебных свойств косметики, то в Древнем Египте существовал обряд очищения вернувшихся со сражения полководцев при помощи разнообразных косметических средств. Несколько дней и ночей в уединении храма жрецы восстанавливали физическое и психическое здоровье военачальников при помощи грязей, глины, растительных бальзамов, массажных масел, фруктово-овощных смесей, кислого молока, молодого пива и водяных ванн, чередуя контрастные состояния активности и расслабления. Состоятельные люди применяли дорогостоящие методы улучшения внешности (красились и женщины, и мужчины), доставая для этого специальные вещества, а менее богатые, не мудрствуя, применяли народные средства. Например, едкий сок некоторых видов ириса использовали в качестве румян - раздражение кожи этим соком вызывало красноту, которая сохранялась длительное время.

До наших дней дошла мода египетских красавиц - удлинять глаза с помощью темной линии вдоль века по направлению к виску. Египтянки использовали для этого ядовито-зеленый карандаш из растертого малахита, позже - черную краску из жженой слоновой кости и древесного угля. Подведение глаз не только женщинами, но и мужчинами предотвращало воспаление век от слепящего солнца и сухого ветра.

Сохранился один из самых древних в мире рецептов туалетной воды, композиция которой была составлена из ароматов мирры, аира, можжевельника, кипариса, кориандра, мяты и меда. Древние египтяне использовали также анис, кедр, кориандр, тмин, виноград и даже лук и чеснок.

Первый письменный документ, содержащий перечень своего рода косметических правил, найден в одной из египетских гробниц. Это был рецепт-гигант, написанный 1500 лет до н. э. жрецами на папирусе длиной примерно в 21 метр. Немецкий египтолог Георг Эберс приобрел его в 1875 г. и затем опубликовал. Впоследствии этот перечень получил название Папирус Эберса. Папирус содержал ряд косметических рецептов: как разгладить морщины, покрасить волосы, усилить их рост, удалить бородавки и др. Некоторые из рецептов, приведенных в этом папирусе, не утратили своего значения и в настоящее время. В Египте был найден также первый справочник по косметике, составленный царицей Клеопатрой (I в. до н. э.). Его рецепты использовались и в более позднее время.

 

 

Заключение

 

После близкого знакомства с историей медицины и фармакологии Древнего Египта возникает ощущение, что современная медицина не открыла ничего нового, а только развила уже известные знания и методы лечения. В то далёкое для нас время было открыто практически всё то, чем мы пользуемся сейчас, но в немного изменённом виде. Конечно же, никто из современных врачей не выпишет вам, при ране мягких тканей, прикладывать сырое мясо, а затем замазать рану жиром и мёдом, ведь на смену этим природным средствам пришли фармакологические аналоги. Но ведь методика сохраняется и по сей день. Если исключить аргоновые лазеры и высокоточные роботизированные хирургические установки, и рассмотреть только холодные инструменты современного хирурга, а потом сравнить их в Древнеегипетскими аналогами, разница в их форме и назначении будет минимальной. А если учесть, что не все медицинские папирусы сохранились до наших дней, и, что более вероятно, не все сохранившиеся были найдены, то существует вероятность, что медицина Древнего Египта была гораздо более развитой, чем принято сейчас считать. Но ответ на этот вопрос нам могут дать только последующие археологические открытия.

www.studsell.com


Смотрите также