Эрос древняя греция. Эротическое искусство древней Греции и Рима. 18 +
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Бог Эрос - прекрасный небожитель Греции. Эрос древняя греция


Бог Эрос - прекрасный небожитель Греции

Бог Эрос, или Эрот, является одним из самых излюбленных персонажей в греческой мифологии. К сожалению, сегодня его облик сильно исковеркан влиянием римской культуры, из-за чего многие люди представляют его в виде маленького мальчика. Однако подлинный Эрос отличается от этого образа как внешне, так и внутренне.

бог эрос

Первые упоминания о великом боге

Греческий бог Эрос олицетворяет любовь и плодородие, также он считается одним из первых небожителей. Так, согласно преданиям, он появился благодаря слиянию вечного мрака Эреба и богини ночи Никты. Из-за этого его часто называют созданием, заставшим изначальный Хаос. Именно он впоследствии заставил сплестись воедино Урана (небо) и Гею (землю).

Однако с течением времени греки придумали иную историю рождения Эроса. Так, родителями бога любви стали Афродита и Арес – два сильнейших обитателя Олимпа. Поговаривают, что Зевс, увидав угрозу в их ребенке, приказал убить его еще младенцем. Но богиня любви и красоты не смогла смириться с подобным приказом отца – она отправила свое дитя в священный лес. Там за ним присматривали две свирепые львицы, охраняя и вскармливая его.

Облик Эрота

Греческий бог любви Эрос – это красивый юноша с атлетическим телосложением. Эллины считали, что он обладает самым прекрасным лицом на планете, так как его матерью является Афродита. Помимо этого, неотъемлемым атрибутом Эроса были белые крылья, способные доставить бога в любое место.

В частности, облик Эрота послужил прототипом для римского бога любви Амура, позже он стал более известен как Купидон. Что правда, под влиянием римской мифологии облик греческого небожителя сильно изменился. Так, из крепкого и мускулистого юноши он превратился в пухленького шаловливого карапуза с маленькими крылышками.

греческий бог эрос

Эрос – бог любви, вооружённый луком

Бог Эрот обладал священным луком любви. Греки верили в то, что он сделан из чистого золота, а его блеск был способен ослепить каждого, кто посмел бы посмотреть на него. Но куда большей силой обладали стрелы Эрота. К слову, в колчане находилось два типа стрел: золотые с голубиным оперением и свинцовые с совиной окантовкой. Первые дарили людям любовь, а вторые вызывали безразличие.

К тому же бог Эрос мог поразить душу любого существа, будь то человек или бог. Поэтому Афродита всегда держала своего сына возле себя, дабы в нужный момент воспользоваться его силой. Поговаривают, что таким образом она погубила сердца многих людей, посмевших презрительно отозваться о ней.

 греческий бог любви эрос

Бог Эрос и Психея

Долгое время никто не мог сравниться в красоте с Афродитой. Однако в один прекрасный день богиня услышала, что в одной маленькой деревушке живет прелестная девушка по имени Психея. И, что хуже всего, многие мужчины уверены, что ее лицу может позавидовать даже сама богиня красоты.

Естественно, подобные слухи привели в бешенство Афродиту. В порыве гнева она просит своего сына пустить ей в сердце стрелу, дабы та заставила ее влюбиться в самого уродливого мужчину. Бог Эрос покорно выслушал слова матери и отправился к дому, где жила Психея. Но, увидав прекрасную женщину, безоговорочно ее полюбил.

Беда была в том, что законы Олимпа запрещали смертным видеть Эроса. Поэтому он начал приходить к Психее только под покровом ночи, дабы та не видела его лица. Но девушка все равно полюбила молодого бога всем сердцем. Вскоре они поженились, но даже после этого Эрот приходил к своей супруге лишь в темные ночи.

И все бы ничего, если бы не завистливые сестры Психеи. После свадьбы они начали оговаривать Эроса, убеждая молодую жену в том, что ее избранник - настоящий монстр. Увы, бедная Психея поверила их словам и решила нарушить обет, данный своему мужу. Она пронесла в спальню свечу и нож, дабы увидеть истинный облик Эрота, а в случае необходимости убить его.

Однако ей явилось не чудовище, а прекрасный юноша. От этого ее руки задрожали и капли воска полетели прямиком на тело возлюбленного. Раскрыв глаза, Эрос увидел свою жену, удерживающую нож в своей руке, и, потрясенный таким предательством, улетел от нее прочь.

эрос бог любви

Финал истории

Бог Эрос сильно обиделся на девушку и долгое время не появлялся перед ней. Разлука разрывала сердце Психеи на части, поэтому она решила сама найти своего возлюбленного. И тут в игру вступила Афродита. Ведомая жаждой мести, она обманом заставила девушку спуститься в Подземное царство и найти там шкатулку Персефоны.

Психея справилась со всеми задания Афродиты, но, открыв злополучный ящик, заснула мертвым сном. Благо об этом узнал Эрот и спас ее, уколов своей стрелой. После этого он обратился за помощью к самому Зевсу. Верховный бог был в добром настроении и согласился примирить мать с невесткой. Впоследствии он одарил Психею своим благословлением и сделал одной из бессмертных богинь Олимпа.

fb.ru

Бог Любви - Эрот (Амур, Купидон)... Рене Менар "Мифы древней Греции в искусстве" (часть-1)

Эрос и Антерос.jpgЭрос и Антерос

Афродита тогда дала Эроту в товарищи Антэрота (в переводе с древнегреческого языка — «разделенная, взаимная любовь»).Антерос (Антерот, Антэрот, др.-греч. Ἀντέρως) — бог взаимной («ответной») любви, а также бог, мстящий тем, кто не отвечает взаимностью на любовь или насмехается над теми, кто испытывает чувства.

Bernardino Campi - Venus, Eros and Anteros..jpgЭрос и Антерос. Germán Hernández-Amores (1823-1894).jpg

По верованиям древних греков, сперва был тёмный Хаос, затем одновременно из Хаоса возникли Хронос (Кронос — Время), страстный Эрос (Эрот — Любовь) и хладнокровный, рациональный Антерос (Антерот — Отрицание любви). Иногда Эрос и Антерос считаются близнецами-братьями и их одновременное рождение в Древней Греции почиталось чуть ли не священным.

Boucher Francois.jpg

В центре площади установлена скульптура Антерос Альфреда Гильберта..JPG

Самым страшным проклятием в Древней Греции считалась ненависть, порождённая любовью. Именно такой ненависти и покровительствовал Антерос. Он порождал страстное желание разрушить объект любви. Люди, неспособные любить, считались одержимыми Антеросом. Бог Аполлон вечно высмеивал Эроса, за это любимые им женщины были одержимы Антеросом (нимфа Дафна, Кассандра).

В романе Ефремова «Таис Афинская» есть эпизод, в котором Таис испытывает ужас при виде алтаря Антероса, считая его богом анти-любви.

 "Omnia vincit Amor," (Love triumphs over everything) is a quotation from Virgil's Eclogues. Venus, the goddess of love

Когда они вместе — бог Эрот растет, но вновь становится маленьким, лишь только Антэрот покидает его. Смысл этой античной аллегории заключается в том, что любовь или дружба должны быть разделяемы другим человеком, для того чтобы расти и развиваться.

Эростазия. Афродита и Гермес взвешивают Любовь (Эрос и Антерос).jpgЭростазия. Афродита и Гермес взвешивают Любовь (Эрос и Антерос)Eros and Anteros.jpeg

Воспитание Эрота

Афродита и Эрот.jpg

Воспитание бога Эрота богиней Афродитой (Венерой) очень часто в античности изображалось на камеях и гравированных камнях. Мать Афродита играет с Эротом, отнимает у него лук или стрелы, дразнит Эрота и резвится с ним. Но шаловливый ребенок Эрот не остается в долгу у матери, и богиня Афродита не раз испытывает на себе действие стрел бога Эрота.

Диана и Купидон (1761). Помпео Джироламо Батони (1708-1787).jpg901px-Education_of_Amor_18th_c.jpgОбучение АмураFrançois Boucher (1703–1770)Обучение АмураLoo_Education_of_Cupid.jpgОбучение Амура

Эрот, по античной мифологии, является цивилизатором, сумевшим смягчить грубость первобытных нравов. Античное искусство воспользовалось этой идеей и, желая выказать непреодолимую силу бога Эрота (Купидона), стало изображать Эрота укротителем диких и свирепых зверей.

Bénigne_Gagneraux_-_Cupidon_avec_un_lion_(1791).jpg

На многих камеях и гравированных камнях античности бог Эрот изображен верхом на льве, которого он укротил и превратил в ручного зверя. Часто изображается Эрот на колеснице, в которую впряжены дикие звери.

1024px-Lejon_med_cupid_vid_stadshuset.jpg1024px-Wenceslas_Hollar_-_Cupid_on_a_lion,_after_Giulio_Romano.jpg

Бог Эрот (Купидон) страшен не только людям, но и богам. Зевс (Юпитер), предвидя уже перед самым рождением Эрота все беды, которые он натворит, приказал богине Афродите (Венере) умертвить Эрота, но Афродита спрятала сына в лесу, где дикие звери вскормили его.

aphrodite-bezzuoli-big.jpg

Античные поэты и писатели постоянно твердят о жестокости бога Эрота, о том, что Эрот не знает жалости, что Эрот наносит неизлечимые раны, заставляет людей совершать самые безрассудные поступки и доводит до преступления.

Анри-Пьер Пику (1824-1895).jpg808px-Pierre_Mignard_(1610-1695)_-_Time_Clipping_Cupid's_Wings_(1694).jpgВремя отсечения крыльев у Купидона

У древнегреческого поэта Анакреона есть несколько прелестных стихотворений на эту тему. Вот одно из них:

«Посреди ночи, в тот час, когда все смертные спят крепким сном, является бог Эрот и стучит в мою дверь. “Кто там стучит? — восклицаю я. — Кто прерывает мои сны, полные очарования?” — “Отвори! — отвечает мне бог Эрот. — Не бойся, я мал, я весь промок от дождя, луна куда-то скрылась, и я потерял дорогу в ночной темноте”. Услышав слова Эрота, мне становится жалко бедняги, я зажигаю мой светильник, открываю дверь и вижу перед собою дитя; у него крылья, лук, колчан и стрелы; я подвожу его к моему очагу, согреваю его холодные пальчики в своих руках, вытираю его мокрые волосы. Но едва успел бог Эрот немного оправиться, как берется за лук и стрелы. “Я хочу, — говорит Эрот, — посмотреть, не отсырела ли тетива”. Бог Эрот натягивает ее, пронзает мне сердце стрелой и говорит мне, заливаясь звонким смехом: “Мой гостеприимный хозяин, радуйся; мой лук совершенно здоров, но зато сердце твое больное”».

Тип и отличительные признаки бога Эрота

Henri Pierre Picou Waking Heart, 1882

В искусстве у бога Эрота два совсем различных типа: Эрот изображается то под видом прелестного крылатого ребенка, играющего с матерью, то под видом юноши.

В музее Пио-Клементинском находится прекрасный тип Эрота-юноши. К сожалению, сохранились только голова и плечи.

Venus And Cupid is a painting by Giovanni Antonio Pellegrini.jpg

Древнегреческий скульптор Пракситель первый дал идеальный тип бога Эрота, послуживший прототипом для всех последующих статуй этого бога.

Пракситель был большим поклонником прекрасной гетеры Фрины, которая просила Праксителя подарить ей самое лучшее из его произведений. Пракситель согласился исполнить просьбу гетеры Фрины, но все не мог решиться указать, которую из своих статуй он считает лучшей. Тогда гетера Фрина прибегла к следующей хитрости. Фрина велела одному из ее рабов прийти сказать Праксителю, что его мастерская объята пламенем; встревоженный художник кинулся к двери, крича, что все плоды его долголетних трудов пропали, если пламя не пощадит его двух статуй — Сатира и бога Эрота. Гетера Фрина успокоила Праксителя, сказав, что это было только испытание и что теперь она знает, какие произведения Пракситель считает лучшими. Фрина выбрала себе статую Эрота.

Кауфман Ангелика, Пракситель дарит. Фрине статую Эрота.jpgКауфман Ангелика, Пракситель дарит. Фрине статую ЭротаСтатуи Афродиты Книдской (копии), запечатлевшие образ гетеры Фрины – музы скульптора Праксителя.jpgСтатуи Афродиты Книдской (копии), запечатлевшие образ гетеры Фрины – музы скульптора Праксителя

Гетера Фрина принесла в дар статую бога Эрота работы Праксителя родному своему городу Феспии, только что опустошенному Александром Македонским. Статую Эрота поставили в храм, посвященный богу любви, и туда стали приезжать из разных стран только для того, чтобы любоваться этим великим произведением искусства. «Феспия, — говорит по этому поводу Цицерон, — превращена теперь Александром в ничто, но в ней появился бог Купидон Праксителя, и нет путешественника, который не завернул бы в этот город, чтобы посмотреть на эту прекрасную статую».

Eros stringing his bow. Marble. Second half of the 2nd cent. CE after the Greek original of the second half of the 4th cent. BCE by Lysippos. Inv. No. Gr. 1302 (A 199). Saint-Petersburg, The State Hermitage Museum."Эрот, натягивающий лук" Мрамор. Римская работа II в. н. э. по греческому оригиналу (Эрмитаж)

Римский император Калигула перенес статую Эрота Праксителя в Рим, а император Клавдий возвратил ее феспийцам, император Нерон ее вновь отнял, и она погибла при пожаре, уничтожившем большую часть Рима.

Знаменитый греческий скульптор Лисипп изваял также статую бога Эрота. Статуя Эрота работы Лисиппа была помещена в том же храме, где находилось произведение Праксителя.

Амур, пускающий мыльные пузыри (1634) (Вена, Музей Лихтенштейн) Рембрандт.jpg

В храме богини Афродиты в Афинах находилась знаменитая картина Зевксида, изображавшая бога любви Эрота, увенчанного розами.

До римского владычества бога Эрота продолжали изображать юношей, статным и изящным по формам. Только в эту эпоху является бог Эрот на памятниках античного искусства в виде крылатого и здорового ребенка. Отличительные признаки Эрота-ребенка — крылья, лук, колчан со стрелами.

attributed_to_michelangelo_maestri_cupid_d5601950g.jpgAttributed to Michelangelo Maestri (Italian, d. 1812) аукцион christies

Новейшее искусство очень часто изображало бога Амура. В одной из комнат Ватикана Рафаэль написал Амура на колеснице, везомой бабочками и лебедями. Почти во всех музеях находятся картины Рафаэля с изображением маленького бога любви и богини Венеры.

bog-kupidon-kradet-med.jpgКупидон крадет мед. Альбрехт Дюрер, 1514 г. Бог Купидон бежит от роя пчел к своей матери - богине Венере.

Корреджо и Тициан писали бога Купидона в различных позах и видах, но никто так часто не изображал бога любви, как Рубенс: почти во всех картинных галереях можно встретить его толстеньких, румяных и веселых Купидонов.

Франсуа Буше Гении искусств.jpg

Во французской школе Пуссен, Лезюэр, а в особенности Буше, являются художниками — специалистами Амуров, прелестных и веселых, но ничем не напоминающих идеального типа Праксителя.

hist-etnol.livejournal.com

Эрос и Психея | Мифы Древней Греции

Эрос - греческий бог любви, которому в римской мифологии соответствуют Амур и Купидон (от «cupido» - «желание»).

Эроса почитали также и как бога плодородия, продолжения рода; бога, знавшего изначальный Хаос. В Дионисийских Мистериях его называют «протогонос» (πρωτόγονος), то есть первый из рождённых, первенец.

Согласно Аристофану, Эрос был рождён Эребом, олицетворяющим вечный мрак, и богиней ночи Нюктой (Никта). В более поздних мифах он представлен сыном Афродиты и Ареса.

Одна из ранних легенд гласит, что именно Эрос заставил сплестись в объятии Урана (Небо) и Гею (Землю), которые дали жизнь многочисленным потомкам. По Аристофану, именно Эрос даровал людям свет бытия! Но самое интересное это то, что перед Эросом равны все: как боги, так и простые смертные!

Обычно Эроса изображают в виде крылатого мальчика или юноши с луком и стрелами, причем стрелы у него двух видов: золотые, оперённые голубиными перьями, и свинцовые с совиными перьями. Первые вызывают любовь, а вот другие - безразличие.

Известная древнегреческая поэтесса Сапфо - «мать греческих страстей» - называла Эроса прекрасным, но жестоким к своим жертвам, а любовь уподобляла сладкой горечи: «Эрос вновь меня мучит истомчивый - горько-сладостный, необоримый змей»…

Однако, случилось так, что однажды Эрос сам влюбился и не на шутку!

Эрос и ПсихеяАмур и Психея, Антонио Канова, ЭрмитажПсихея Покинутая, Лувр

Юный бог был неразлучным спутником своей матери - Афродиты, а также исполнителем её воли и помощником во всех её божественных делах.

Как-то Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки по имени Психея. Богиня, охваченная ревностью, повелела сыну пронзить сердце девушки золотой стрелой, чтобы та влюбилась в самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился исполнить желание матери, но, увидев Психею, сам влюбился в неё. 

Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно прилетал к ней, правда, только по ночам и в темноте, при этом предупредив свою возлюбленную о том, что она не должна вносить огонь в спальню и видеть его без покрова ночи.

Психея полюбила Эроса, несмотря на то, что даже не видела его. Однако, ревнивые сёстры всячески пытались убедить девушку, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Так потихоньку они привели её к мысли об убийстве своего мужа.

В одну роковую ночь любопытство и страх взяли верх, и Психея решила спрятать у себя в спальне масляную лампу  вместе с ножом. Когда Эрос заснул, она зажгла огонь в светильнике, готовясь увидеть монстра, но вместо этого увидела необыкновенно красивого юношу, спящего на её кровати.

При виде его красоты Психею охватила трепетная дрожь - так, что несколько капель раскалённого масла со светильника попали на его кожу. Эрос проснулся от боли и заметил нож в руках любимой. Увидев такое предательство, он сразу улетел… Психея же в отчаянии отправилась искать своего возлюбленного по всему свету.

Эрос вернулся к своей матери, которая излечила его раны, но вконец измучила бедную Психею. После нескольких трудных заданий Афродита приказала Психее спуститься в Нижний Мир, чтобы взять у Персефоны шкатулку с частицей её красоты. Психея и не ведала о намерениях богини, которая надеялась на то, что девушка просто не выдержит столь опасного пути. Однако, несмотря ни на что, ей удалось достичь цели, благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счёты с жизнью. Получив шкатулку у Персефоны, Психея открыла её в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погрузилась в глубокий сон, подобный смерти.

Еротас и Психея, Антонио КановаСвадьба Амура и Психеи, Франсуа БушеСвадьба Амура и Психеи, Помпео Батони

Эрос, уже исцелившийся от ран, затосковал по своей возлюбленной и стал повсюду её искать. Найдя Психею, он разбудил её уколом своей стрелы и сразу улетел к Зевсу, чтобы попросить Отца людей и богов встать на его сторону в споре с рассерженной Афродитой. В конце концов, Афродиту удалось умиротворить, и Зевс, благословив Психею и Эроса, превратил девушку в богиню, подарив ей бессмертность.  

Вот почему Душа (Психея) и Любовь (Эрос) бессмертны и неразлучны. Именно поэтому влюблённые соединяются навеки.

Кстати, у Психеи и Эроса родилась дочь, которую назвали Наслаждением (Идони).

www.grekomania.ru

Боги Древней Греции | Эрот

Эрот (Эрос) - в греческом мифологии бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Согласно Гесиоду является одним из пяти богов, рожденных Хаосом (Теогония, 116-122). Согласно изложения мифографа 5-го века до н. э. Акусилая, Эрот был внуком Хаоса, рожденным его детьми Никтой и Эребом.

Традиция греческой классической поэзии представляет Эрота сыном Зевса (Еврипид, Ипполит, 533), порождением Ириды и Зефира (Алкей, Фрагменты, 80). В позднейших преданиях Эрот обыкновенно называется сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты “златокрылого” бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому и капризному Эросу эллинистической поэзии.

Он стал, как отмечено у Аполлония Родосского, прекрасным своенравным и жестокосердным мальчиком, полным хитрости и лукавства, жестоким мучителем богов и людей. Он повсюду летает на своих золотых крыльях, бездумно пуская стрелы, возбуждающие любовь не только между мужчиной и женщиной, но и однополую. Эрот господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее — со стрелами любви или пылающим факелом.

Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической школы — Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота, находившаяся в Мегарах; Пракситель изваял Эрота для мизийского города Пария при Геллеспонте и — шедевр греческой скульптуры — для Феспий, где находилась также статуя Эрота работы Лисиппа.

Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через каждые четыре года устраивались в честь Эрота празднества — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявший юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где его статуи ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла (Павсаний, IX 27, 1-3). Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву; лучший фиванский отряд воинов имел в Эроте своего покровителя и вдохновителя; самийцы посвятили Эроту гимназий и праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображала Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга.

Позднейшему времени принадлежит возникновение симбиоза Эрота и Психеи (Любви и плененной ею Души). Похожее символическо-аллегорическое изображение Эрота дается Апулеем в его сочинении “Метаморфозы”.

Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, дается Платоном. У него Эрот является сыном Бедности и Богатства, зачатым в день рождения Афродиты и получившим в наследство от родителей жажду обладания, тягу к странствиям, стойкость и отвагу. В римской мифологии Эроту соответствуют римские боги Амур и Купидон.

ЭРОС, БОГ ВСЕПОБЕЖДАЮЩИЙ(Отрывок из трагедии “Антигона” - Софокл )

Эрос, бог всепобеждающий,Бог любви, ты над великимиТоржествуешь, а потом,Убаюканный, покоишьсяНа ланитах девы дремлющей,Пролетаешь чрез моря,Входишь в хижину убогую.Ни единый в смертном племени,Ни единый из богов,Смерти чуждых, не спасается,Но страдают и безумствуют,Побежденные тобой.

* * *Миф ЭРОС и ПСИХЕЯ

Как-то Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки по имени Психея. Богиня, охваченная ревностью, повелела сыну пронзить сердце девушки золотой стрелой, чтобы та влюбилась в самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился исполнить желание матери, но, увидев Психею, сам влюбился в неё.

Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно прилетал к ней, правда, только по ночам и в темноте, при этом предупредив свою возлюбленную о том, что она не должна вносить огонь в спальню и видеть его без покрова ночи.

Психея полюбила Эроса, несмотря на то, что даже не видела его. Однако, ревнивые сёстры всячески пытались убедить девушку, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Так потихоньку они привели её к мысли об убийстве своего мужа.

В одну роковую ночь любопытство и страх взяли верх, и Психея решила спрятать у себя в спальне масляную лампу вместе с ножом. Когда Эрос заснул, она зажгла огонь в светильнике, готовясь увидеть монстра, но вместо этого увидела необыкновенно красивого юношу, спящего на её кровати.

При виде его красоты Психею охватила трепетная дрожь - так, что несколько капель раскалённого масла со светильника попали на его кожу. Эрос проснулся от боли и заметил нож в руках любимой. Увидев такое предательство, он сразу улетел… Психея же в отчаянии отправилась искать своего возлюбленного по всему свету.

Эрос вернулся к своей матери, которая излечила его раны, но вконец измучила бедную Психею. После нескольких трудных заданий Афродита приказала Психее спуститься в Нижний Мир, чтобы взять у Персефоны шкатулку с частицей её красоты. Психея и не ведала о намерениях богини, которая надеялась на то, что девушка просто не выдержит столь опасного пути. Однако, несмотря ни на что, ей удалось достичь цели, благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счёты с жизнью. Получив шкатулку у Персефоны, Психея открыла её в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погрузилась в глубокий сон, подобный смерти.

Эрос, уже исцелившийся от ран, затосковал по своей возлюбленной и стал повсюду её искать. Найдя Психею, он разбудил её уколом своей стрелы и сразу улетел к Зевсу, чтобы попросить Отца людей и богов встать на его сторону в споре с рассерженной Афродитой. В конце концов, Афродиту удалось умиротворить, и Зевс, благословив Психею и Эроса, превратил девушку в богиню, подарив ей бессмертность.

Вернуться к списку богов Древней Греции

www.mysterylife.ru

Эротическое искусство древней Греции и Рима. 18 +: vedaveta

Материалы данного поста могут показаться кому-то шокирующими, оскорбляющими его представления о морали, нравственности и прочих замечательных чувствах. В таком случае, лучше не смотреть. Тем же, кто спокойно относится к различиям между культурами, сообщаю, что иллюстративный материал взят из книги Catherine Johns.  Sex or Symbol: Erotic Images of Greece and Romehttp://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_a7aabdac.jpg

Часть краснофигурной росписи. Женщина поливающая фаллосы, растущие из земли. Вероятнее всего, обряд плодородия. 430-420 до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_a2437e9e.jpgСлева: римский бронзовый амулет.Справа: римский амулет в виде гладиатора атакуемого животным, которое является его же фаллосом I в. до н.э. - I в. н.э.http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_46d0f256.jpg

Бог Пан и коза. Эта небольшая мраморная группа из Геркуланума считается классикой античного эротического искусства I в. до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_c3afbe60.jpg

Любовники на постели. Помпейская роспись. I в н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_6a1f8e2e.jpg

Леда и лебедь. Римская настенная роспись из Геркуланума I в н.э.

Леда (др.-греч. Λήδα) — в древнегреческой мифологии дочь этолийского царя Фестия и Евритемиды (или дочь Сисифа и Пантидии, по Евмелу Коринфскому), жена царя Спарты Тиндарея.  Поразившись красотой Леды, на реке Эврот предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею, она снесла два яйца, и плодом их союза были Полидевк и Елена

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_0ed96065.jpg

Деталь украшения серебряного блюда, изображающего Вакха и Силена с танцующими сатирами и менадами

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_f09ca15e.jpg

Сатир и менада. Помпеи.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_5c83e3b0.jpg

Терракотовая фигурка из Помпей, изображающая Пана или фавна. Возможно использовалась в качестве лампы. I в н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_58410934.jpg

Бронзовая статуэтка Меркурия с многочисленными фаллосами снабженными кольцами для колокольчиков. I в. н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_25c60e1f.jpg

Глазастый фаллосКонец VII века до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_8f1a27ea.jpg

Отлично сохранившийся римский бронзовый амулет. Найден в реке Мозель близ Трира. I в. н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_2a18bbea.jpg

Менада защищается тирсом от сатира

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_77839932.jpg

Деталь римского мраморного саркофага, изображающего женоподобного Пана и Пана на герме. Вторая половина II в. н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_af7c4fe6.jpgКраснофигурная роспись. 500-475 гг. до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_7accafb6.jpg

Чернофигурная роспись с гомосексуальной сценой. Середина VI в. до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_8901e847.jpg

Эллинистическая мраморная скульптура, изображающая Гермафродита, отдыхающего на ложе

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_b4582953.jpg

Чернофигурная роспись. VI в. до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_05d02f17.jpg

Часто повторяющиеся эротические сюжеты. 470 г. до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_87305738.jpg

Сцены пира. Вторая половина VI в. до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_f74c0962.jpg

Краснофигурная роспись. Последняя четверть V в. до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_28aaa0b6.jpg

Краснофигурная роспись. 500-475 г. до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_1514879c.jpg

Небольшой мраморный рельеф из Помпей. Пара любовников. Середина I в. н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_d5cfceb6.jpg

Римская стенная роспись из Помпей. I в. н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_0cdd374d.jpg

Кратер украшенный изображением женщины несущей огромную модель фаллоса. Вторая половина V в. до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_45cf0b29.jpg

Деталь краснофигурной росписи 470 г. до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_e673e4ac.jpg

Небольшая римская бронзовая статуэтка Гермафродита. I-II вв н.э.Гермафродит - сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты. Был вскормлен наядами в идейских пещерах. Во время странствий Гермафродита по родной Карии в возрасте 15 лет его увидела нимфа Салмакида и загорелась любовью к нему. Когда Гермафродит купался в источнике, в котором жила Салмакида, она прильнула к нему и попросила богов навеки соединить их. Он влюбился в неё. Боги выполнили её желание, и они слились в одно существо. По преданию, каждого, кто пил из этого источника, постигала судьба Гермафродита — если не буквально, то хотя бы в том смысле, что он становился болезненно женственным.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_1abf171e.jpg

Краснофигурная роспись. Сцена танца вокруг фаллического символа - религиозный обряд. V в. до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_c9e8c6ac.jpg

Приап. Стоит у корзины с фруктами и занимается взвешиванием своего фаллоса.

Приа́п (др.-греч. Πρίαπος, также лат. Priapus) греческий бог плодородия; полей и садов — у римлян. Изображался с чрезмерно развитым половым членом в состоянии вечной эрекции.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_3ca16e02.jpg

Два персонифицированных фаллоса, символизирующие победу фаллоса над дурным глазом.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_7d3f5d3e.jpg

Небольшой бронзовый фаллический амулет-птица.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_2440e831.jpg

Чернофигурная роспись. Дионисийская сцена. Вторая четверть VI в. до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_2e4a0f47.jpg

Мраморный рельеф. Пастух соблазняющий сирену.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_becc218e.jpg

Верх: сатир совокупляется с оленемНиз: чернофигурная амфора со сценами ухаживания мужчин за юношами

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_97063b36.jpg

Пара любовников. Вторая половина VI в. до н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_4a681f92.jpg

Римский кубок с гомосексуальной сценой. Рубеж I в. до н.э. I в. н.э.

http://cs11426.vkontakte.ru/u75163/129423780/x_5c1ea037.jpg

Краснофигурная роспись. Скульптор создает герму. Последняя четверть VI в до н.э.

vedaveta.livejournal.com

В Древней Греции выделяли 7 типов любви: - Английского языка жемчуга

Эрос - Людус - Сторге - Филия - Мания - Агапэ - Прагма

м и ж в глубинах водных

Эрос. Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь — зависимость. Происходит идеализация любимого. Но всегда следует период когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. После наступившего разочарования, любовь проходит, и начинается поиск нового партнера.

Людус. Любовь - спорт, любовь - игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направленна исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. Но параллельно могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером. Недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, партнер перестает быть интересным объектом.

Сторге. Любовь — нежность, любовь — дружба. При данном виде любви партнеры являются одновременно и друзьями. Их любовь основывается на теплых дружески-партнерских отношениях. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.

Филия. Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.

Кроме того, древние греки выделяли еще три вида любви, которые являются сочетанием основных видов:

Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь — манию считали и считают наказанием. Это любовь — одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.

Агапэ. Данный вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Но надо отметить, что этот вид любви можно встретить и у друзей, но в таком случае, будет отсутствовать сексуальное влечение, всё остальное сохраняется. Также о такой любви говорится в христианстве — жертвенная любовь к ближнему своему. Сохраняться всю жизнь. Но встречается очень редко.

Прагма. Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви. (с) источник

* для меня любовь - очень сильное желание помогатькому-то в развитии. и успешная его реализация. а для вас?

1way-to-english.livejournal.com

Вожделение и душа: Эрос и Психея

Вожделение и душа: Эрос и Психея

А. Бутро. Эрот и Психея. 1844.

Эрос - греческий бог любви. С VI века до н. э. возникают мифы, определяющие место Эроса в олимпийской семье богов. Эросу соответствуют римские Амур и Купидон (латинское "cupido" - желание).

Эроса почитали так же как бога плодородия, продолжения рода, бога, знавшего изначальный Хаос, одного из древнейших богов. В Дионисийских Мистериях Эроса называют "protagonus", то есть первый из рожденных, первенец. При этом есть много версий того, кем именно был рожден Эрос. По Аристофану ("Птицы") Эрос был рожден Эребом (Мраком) и Нюктой (Ночью), в более поздних мифах он сын Афродиты и Ареса. Однако в "Теогонии" Гесиода (VIII в. до н.э.) Эрос является спутником Афродиты, но отнюдь не её сыном. По другой легенде он сын Ириды и Зефира (Радуги и Западного ве).

Одна из ранних легенд гласит, что именно Эрос заставил сплестись в объятии Урана (Небо) и Гею (Землю), которые дали жизнь многочисленным потомкам. В тех же "Птицах" Аристофана говорится, что Эрос "насиживал" человечество и именно он даровал людям свет бытия. При этом будучи одним из древнейших богов, Эрос довольно поздно занял свое место в религиозных мистериях и самом пантеоне. В Феспе его почитали как древнего бога плодородия, а в Афинах существовал культ Афродиты и Эроса. В Афинах также четвертый день каждого месяца был посвящен Эросу. Иногда Эрос фигурирует в источниках как Эрот (множественное число от "эрос"). Антэрос (известный также как божество платонической любви) был братом Эроса, вторым сыном Афродиты и Ареса.

Эроса обычно изображают в виде крылатого мальчика или юноши с луком и стрелами, прицеливающегося и готового поразить любовью и желанием сердце бога или смертного. Стрелы у Эроса есть двух видов: золотые, оперенные голубиными перьями, и свинцовые с совиными перьями. Одни вызывают любовь, другие безразличие. Сафо называла Эроса прекрасным, но жестоким к своим жертвам в своем очаровании, а любовь уподобляла сладкой горечи. Будучи совершенно бессовестным, Эрос представляет собой явную опасность для всех, кто на свою беду окажется рядом с ним: в его привычках сеять своими стрелами вокруг себя столько смятения и боли, сколько окажется возможно. Но в легенде говорится и о том, что однажды он сам влюбился.

Вожделение и душа: Эрос и Психея

Франсуа Жерар. Психея.

Согласно этой легенде Эрос был неразлучным спутником своей матери , а также исполнителем её воли и помощником во всех её божественных делах. Случилось так, что Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки Психеи. Охваченная ревностью богиня повелела Эросу пронзить сердце Психеи золотой стрелой, чтобы она полюбила самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился исполнить желание матери, но увидев Психею, сам полюбил её. 

Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно приходил к ней, но лишь по ночам и в темноте, предупреждая свою возлюбленную, что она не должна не вносить огонь в спальню и видеть его без покрова ночи.

Вожделение и душа: Эрос и Психея

Ж.-Л. Давид. Купидон и Психея.

Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно приходил к ней, но лишь по ночам и в темноте, предупреждая свою возлюбленную, что она не должна не вносить огонь в спальню и видеть его без покрова ночи.

Психея влюбляется в Эроса, даже не видя его, но ревнивые сестры убеждают её, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Они подстрекают её к убийству мужа. В одну роковую ночь любопытство и страх взяли верх и Психея спрятала масляную лампу и нож в спальне. Когда Эрос заснул, она вытащила светильник и зажгла огонь, чтобы увидеть монстра, но вместо этого увидела прекрасного спящего юношу

Вожделение и душа: Эрос и Психея

Эдуар Пико. Эрот и Психея.

При виде его красоты её охватывает дрожь, и несколько капель раскаленного масла со светильника попадает на кожу Эроса. Он просыпается от боли, видит нож, который она держит в руке. В ярости от предательства любимой Эрос улетает, а Психея в отчаянии отправляется искать возлюбленного по всему свету. 

Эрос возвращается к своей матери Венере/Афродите, которая лечит его раны и всячески тиранит Психею. После нескольких трудных заданий она приказывает Психее спуститься в Нижний Мир и взять у Персефоны шкатулку с частицей её красоты. Психея не знает о намерениях Венеры, которая надеется, что девушка не переживет опасностей путешествия. Но ей удается достичь цели благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счеты с жизнью. Получив шкатулку у Персефоны, Психея открывает её в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погружается в глубокий сон, неотличимый от смерти.

Эрос, исцелившийся от ран, тоскует по своей возлюбленной и повсюду ищет её. Он будит Психею, уколов ее стрелой из своего колчана, а потом улетает, чтобы убедить Юпитера (Зевса) принять его сторону в споре с сердитой Венерой (Афродитой). В конце концов им удается умиротворить Венеру. Юпитер благословляет Психею и Эроса. Он превращает девушку в богиню, сделав её бессмертной. Так влюблённые соединяются навеки. Вскоре у Психее и Эроса рождается дочь, которую называют Наслаждением.

Вожделение и душа: Эрос и Психея

А. Помпео. Брак Амура и Психеи.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

По Гомеру души умерших в Подземном царстве выглядят как живые люди. На греческих гробницах душу часто изображали в виде птицы, а позднее - в виде бабочки. Психею иногда изображали с крылышками, что говорило о способности души к полету и перерождению, а иногда - с бабочкой в руках.

Вожделение и душа: Эрос и Психея

Морис Дени. Вознесение Психеи на небо.

Эроса также почитали как бога жизни после смерти и его изображениями украшали гробницы. Эта традиция жива и по сию пору: многие склепы с изображениями улетающего Эроса и умирающей от горя Психеи, цепляющейся за него в тоске, можно найти на современных кладбищах. Греки считали его прекраснейшим, самым любимым и самым любящим. Его статую помещали в гимнастические залы ( предполагалось, что атлеты должны быть подобны красотой Эросу). Изображения Эроса можно увидеть на практически любой утвари, от сосудов для питья до фляжек с маслом. И практически всегда видно, что Эрос снова готов поразить сердце новой ничего не подозревающей жертвы.

Есть и несколько другие версии мифа. скажем, Овидий в своих "Метаморфозах" так описывал происхождение Эроса: 

Хотя и говорят, что Эрот - один из старших богов, возникших из Хаоса, или что, как считают орфики, он появился из яйца, мы говорить об Эроте как об одном из первых божеств не станем. Итак, родителями Эрота были то ли Афродита и Арес, то ли Афродита и Гермес, а может быть и Ирида и Зефир, или Артемида и Гермес; есть уж и совсем фантастические версии: например, поэт Олен (Olen) называет Эрота сыном Илифии, богини, помогающей при родах, а Еврипид ("Иполлит") и вовсе считает Эрота сыном Зевса...

У Гесиода Читаем:

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос. Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Орфики (сторонники философско-мистического течения) считали, что 

Протогон, или Фанет (он же Эрот), вылупился из Мирового Яйца, созданного Хаососм и Эфиром. Протогон (Protogonus) значит "Перворожденный". У Протогона есть также и другие имена: Фанет ("Явленный"), златокрылый бог света и любви, Эрикапей (Ericapaeus), что значит "Могущественный", и Метис (Metis), "Мудрый". Он хозяин ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тартара.

Есть и другие варианты. Позднее, в эллинистический и римский периоды 

его изображают совсем еще мальчиком, белокурым и крылатым, капризным и хитрым. Он часто служит матери в обмен на какой-нибудь абсолютно бесполезный подарок (но у Аполлония Родосского Эрот и вовсе помыкает Афродитой). И в общем, каждый человек, вероятно, сможет более ясно представить себе Эрота, если вспомнит свое чадо (или вообще ребенка.

Самой же популярной остается версия, которая была уже приведена - из романа Апулея "Метаморфозы":

В некотором царстве-государстве жил царь с царицею, и было у них три дочери. Старшие красивы, а младшая, Психея, так хороша собой, что люди стали говорить, будто бы то сама Венера ходит среди них, или, что новая Венера родилась на земле. Народ стал нести ей дары и взывать к ней в молитвах. Справедливо вознегодававшая Венера "сейчас же призвала к себе сына своего крылатого, крайне дерзкого мальчика, который, в злонравии своем общественным порядком пренебрегая, вооруженный стрелами и факелом, бегает ночью по чужим домам, расторгая везде супружества, и, безнаказанно совершая такие преступления, хорошего решительно ничего не делает. Его, от природной испорченности необузданного, возбуждает она еще и словами, ведет в тот город и... показывает" девушку, призывая сделать так, чтобы Психея полюбила самого убогого и недостойного человека, который только отыщется на земле.

Вожделение и душа: Эрос и Психея

Караваджо. Купидон и Психея.

Хотя старшие сестры давно вышли замуж и жили тихой и счастилвой жизнью, к Психее нико не сватался. Опечаленный отец обратился к оракулу, и Аполлон ответил:

Царь, на высокий обрыв поставь обреченную девуИ в погребальный наряд к свадьбе ее обряди;Смертного зятя иметь не надейся, несчастный родитель:Будет он дик и жесток, словно ужасный дракон.Он на крылах облетает эфир и всех утомляет,Раны наносит он всем, пламенем жгучим палит.Даже Юпитер трепещет пред ним и боги боятся.Стиксу внушает он страх, мрачной подземной реке.

Поплакали родители, а делать нечего - нужно выполнять указы богов. И вот, когда девушка осталась на скале одна, Зефир поднял ее в небо и унес в диковинный сад. Во дворце ей стали прислуживать невидимые рабыни, а ночью явился Амур, и так много дней: днем ей прислуживали невидимые слуги, а ночью являлся неведомый супруг, который, как только начинала заниматься заря, улетал.

Вожделение и душа: Эрос и Психея

Жан-Батист Реньо. Амур и Психея.

Между тем, родители Психея старились, и старшие сетры решили проведать их. В ту же ночь Амур велел Психее не слушать голосов сестер, если те придут к утесу, что все, что ни скажут они, принесет ему немало страданий, а ей неминуемую гибель. На следующий день Психея была безутешна, и Амур, желая утешить возлюбленную, не только смирился с тем, чтобы она услышала сестер, но и в конце концов согласился приказать Зефиру отнести их во дворец.

Увидев в какой роскоши живет Психея, сестры решили отомстить ей за свою менее благосклонную судьбу. Напомнив Психее, что в предсказании говорилось о чудовище, сестры посоветовали ей спрятать бритву и свечу, и когда тайный супруг заснет, обезглавить его.

Наивная Психея последовала совету сестер, но стоило ей увидеть прекрасного бога, как решимость ее исчезла. Нечаянно уколовшись стрелой Амура, Психея воспылала еще большей любовью к богу, однако, дрогнув, уронила каплю масла, и Амур, проснувшись, взлетел в небо.

"Ведь я, простодушнейшая Психея, вопреки повелению матери моей Венеры, приказавшей внушить тебе страсть к самому жалкому, последнему из смертных и обречь тебя убогому браку, сам предпочел прилететь к тебе в качестве возлюбленного. Я знаю, что поступил легкомысленно, но, знаменитый стрелок, я сам себя ранил своим же оружием и сделал тебя своей супругой для того, значит, чтобы ты сочла меня чудовищем и захотела бритвой отрезать мне голову за то, что в ней находятся эти влюбленные в тебя глаза. Я всегда то и дело убеждал тебя остерегаться, всегда дружески уговаривал. Почтенные советницы твои немедленно ответят мне за свою столь гибельную выдумку, тебя же я накажу только моим исчезновением", - сказал он, остановившись в саду, и улетел.

Вожделение и душа: Эрос и Психея

А. Канова. Амур и Психея.

Далее следует подробный рассказ о злоключениях прекрасной девушки:

Опечаленная Психея попыталась утопиться, но река, не желая ссориться богом любви, отринула ее тело. Увидев ее, заплаканную, изможденную, Пан посоветовал ей не убиваться, а молиться Купидону, и хотя такой совет был едва ли не абсурден, Психея решила во что бы то ни стало найти супруга. Достигнув ближайшего города, в котором, царицей была ее сестра, Психея отправилась к ней и рассказала, что свет лампы открыл ей, что мужем ее был сам Купидон, но что он проснулся и выгнал ее, объявив, что предпочитает ее сестру (и Психея назвала имя). Восторженная сестрица тут же села на корабль, уплыла к тому утесу, откуда прежде Зефир переносил ее во дворец Купидона и не дожидаясь ветра, спрыгнула с обрыва.

Тем временем Психея дошла до города, где жила ее вторая сестра и рассказала ей ту же историю, что и первой; и эта завистница точно так же разбилась. Так, переходила она из одного города в другой в поисках возлюбленного.

Между тем, обожженый Амур улетел во дворец своей матери и лежал там больной. Расторопная чайка, узнавшая об этом, поспешила к Венере и рассказала ей о болезни сына и о том, что люди более не влюбляются и не женятся, что ругают за это бездельников Венеру и Амура. Не забыла чайка также упомянуть и Психею, которую Амур сделал своею возлюбленною вопреки приказу матери. Богиня пришла в ярость: накинувшись на сына, она пригрозила отнять у него оружие и горько отомстить его избраннице. Приказав запереть сына и строго охранять его (отчасти, страшась за ожог, отчасти, чтобы юноша не сбежал к возлюбленной), Венера удалилась на поиски девушки.

Между тем Психея сама решила идти к Венере. Когда она уже видела дворец богини к ней подбежала Привычка и за волосы приволокла к своей госпоже Венере. Богиня пришла в восторг: пообещав не позволить Психее родить, она приказала Заботе и Унынию избить девушку, а после перемешала рожь, ячмень, просо, мак, горох, чечевицу, бобы и велела Психее перебрать все это за день. Однако над Психеей сжалились муравьи, и когда Венера вернулась с пира, работа была уже выполнена.

На следующее утро Венера приказала Психее принести клок шерсти с золоторунных баранов, что паслись на лугу. Девушка покорно пошла, но лишь для того, чтобы утопиться в ближайшей реке, по берегам которой рос тростник. Одна тростинка сжалилась над девушкой и сказала: "Психея.. смотри не приближайся в этот час к ужасным овцам: когда палит их солнечный зной, на них обычно нападает дикое бешенство... Когда же после полудня спадет солнечный жар и приятная речная прохлада стадо успокоит, тогда... ты найдешь золотую шерсть, застрявшую повсюду среди переплетенных ветвей, - стоит лишь потрясти листву соседних деревьев".

Разгенванная богиня не замедлила дать следующее задание. На этот раз Психее необходимо было набрать в сосуд воды из реци Коцит, которую охранял дракон. Но и в этом испытании ей нашелся помощник: орел, птица Юпитера, набрал воды и отдал сосуд Психее.

В качестве последнего испытания Венера велела Психее спуститься в царство Орка (Аида) и взять у Прозерпины немного ее красоты. "Ведь, свою я уж истратила в заботах о сыне," - сказала Венера. Это задание, решила Психея, ей точно не по плечу. Поднявшись на саму высокую башню, Психея собралась сброситься вниз, как вдруг услышала голос самой башни: "Зачем, бедняжка, искать тебегибели в пропасти? Почему новые опасности и труды так легко удручают тебя? Ведь раз дух твой отделится однажды от тела, конечно, сойдешь ты в глубокий Тартар, но назад оттуда... не вернешься. Вот послушай-ка меня... Неподалеку отсюда находится Лакедемон, знаменитый город Ахайи; по соседству с ним отыщи Тенар, скрытый среди безлюдных мест. Там расщелина Дита, и через зияющие врата видна дорога непроходимая; лишь только ты ей доверишься и переступишь порог, как прямым путем достигнешь Оркова царства. Но только вступать в этот сумрак должна ты не с пустыми руками: в каждой держи по ячменной лепешке, замешенной на меду с вином, а во рту неси две монеты. Пройдя уже значительную часть смертоносной дороги, встретишь ты хромого осла, нагруженного дровами, и при нем хромого же погонщика; он обратится к тебе с просьбой поднять ему несколько полешек, упавших из вязанки, но ты не говори ни единого слова и молча иди дальше. Вскоре дойдешь ты до реки мертвых, над которой начальником поставлен Харон... Грязному этому старику ты и дашь в уплату за перевоз один из медяков, которые будут у тебя с собою, но так, чтобы он сам, своей рукой, вынул его у тебя изо рта. Это еще не все: когда будешь ты переправляться через медлительный поток, выплывет мертвый старик на поверхность и, простирая к тебе сгнившую руку, будет просить, чтобы ты втащила его в лодку, но ты не поддавайся недозволенной жалости. Когда, переправившись через реку, ты пройдешь немного дальше, увидишь старых ткачих, занятых тканьем; они попросят, чтобы ты приложила руку к их работе, но это не должно тебя касаться. Ведь все это и многое еще другое будет возникать по коварству Венеры, чтобы ты выпустила из рук хоть одну лепешку. Не думай, что потерять эти ячменные лепешки пустое, ничтожное дело: если одну хотя бы утратишь, снова света белого не увидишь. Преогромный пес с тремя большими головами, громадный и страшный, извергая громоподобное рычанье из своей пасти и тщетно пугая мертвых, которым зла причинить не может, лежит у самого порога, черных чертогов Прозерпины и постоянно охраняет обширное жилище Дита. Дав ему для укрощения в добычу одну из двух лепешек, ты легко пройдешь мимо него и достигнешь скоро самой Прозерпины, которая примет тебя любезно и милостиво, предложит мягкое сиденье и попросит отведать пышной трапезы. Но ты сядь на землю и возьми только простого хлеба, затем доложи, зачем пришла, и, приняв, что тебе дадут, возвращайся обратно; смягчи ярость собаки оставшейся лепешкой, заплати скупому лодочнику монетой, которую ты сохранила, и, переправившись через реку, снова вступишь на прежнюю дорогу и снова увидишь хоровод небесных светил. Но вот о чем я считаю особенно нужным предупредить тебя прежде всего: не вздумай открывать баночку, которая будет у тебя в руках, или заглядывать в нее, не проявляй любопытства к скрытым в ней сокровищам божественной красоты".

Сделав все так, как советовала башня, Психея получила от Прозерпины баночку, но, не удержавшись, открыла и тотчас уснула, ибо там был заключен сон подземного мира.

Между тем рана Амура зажила, и, беспокоясь за возлюбленную, он помчался к входу в царство Орка, где обнаружил спящую Психею. Сняв с нее сон, он спрятал его обратно в баночку. "Вот ты опять чуть не погибла, все из-за того же твоего любопытства. Но пока что усердно исполни поручение, которое мать моя дала тебе своим приказом, а об остальном я позабочусь", - сказал Вожделение и душа: Эрос и Психея

Прюдон. Эрот и Психея.

Амур и улетел в небо в царство Юпитера.

Апулей заканчивает тем, что Юпитер дает согласие на брак Амура и Психеи, а чтобы Венера не сочла оскорбительным союз своего сына со смертной, дарует Психее бессмертие. 

Полный текст мифа с подробными комментариями описан в книге Эриха Ньюманна «Амур и Психея: психическое развитие женского начала». Изд. Принстонского университета, Нью-Джерси, 1971.

Так же на основе этого мифа написана работа Роберта Джонса "Она" Глубинные аспекты женской психологии, в которой он рассмотрен более подробно.

 

К мифу об Эросе и Психее обращались некоторые поэты и писатели.

Вожделение и душа: Эрос и Психея

М. Дени. Эрот и Психея.

Джон КитсОда Психее

Перевод Григория Кружкова

К незвучным этим низойдя стихам,Прости, богиня, если я не скроюИ ветру ненадежному предамВоспоминанье, сердцу дорогое.Ужель я грезил? или наявуУзнал я взор Психеи пробужденной?Без цели я бродил в глуши зеленой,Как вдруг, застыв, увидел сквозь листвуДва существа прекрасных: за сплетеннойЗавесой стеблей, трав и лепестковОни лежали вместе, и бессонныйРодник на сто ладовБаюкал их певучими струями.Душистыми, притихшими глазамиЦветы глядели, нежно их обняв;Они покоились в объятьях трав,Переплетясь руками и крылами.Дыханья их живая теплотаВ одно тепло сливалась, хоть устаРукою мягкой развела дремота,Чтоб снова поцелуями без счета

Они, с румяным расставаясь сном,Готовы были одарять друг друга.Крылатый этот мальчик мне знаком,Но кто его счастливая подруга?

В семье бессмертных младшая она,Но чудотворней, чем сама Природа,Прекраснее, чем Солнце и Луна,И Веспер, жук лучистый небосвода;Прекрасней всех - хоть храма нет у ней,Ни алтаря с цветами;Ни гимнов, под завесами ветвейЗвучащих вечерами;Ни флейты, ни кифары, ни дымковОт смол благоуханных;Ни рощи, ни святыни, ни жрецов,От заклинаний пьяных.

О Светлая! давно умолкли одыАнтичные - и звуки пылких лир,Что, как святыню, воспевали мир:И воздух, и огонь, и твердь, и воды.Но и теперь, хоть это все ушло,Вдали восторгов, ныне заповедных,

Я вижу, как меж олимпийцев бледныхИскрится это легкое крыло.Так разреши мне быть твоим жрецом,От заклинаний пьяным;Кифарой, флейтой, вьющимся дымком -Дымком благоуханным;Святилищем, и рощей, и певцом,И вещим истуканом.Да, я пророком сделаюсь твоимИ возведу уединенный храмВ лесу своей души, чтоб мысли-сосны,Со сладкой болью прорастая там,Тянулись ввысь, густы и мироносны.С уступа на уступ, за стволом ствол,Скалистые они покрою гряды,И там, под говор птиц, ручьев и пчел,Уснут в траве пугливые дриады.И в этом средоточье, в тишинеНевиданными, дивными цветами,Гирляндами и светлыми звездами,Всем, что едва ли виделось во снеФантазии - шальному садоводу,Я храм украшу; и тебе в угодуВсех радостей оставлю там ключи,Чтоб никогда ты не глядела хмуро, -И яркий факел, и окно в ночи,Раскрытое для мальчика Амура!

Вожделение и душа: Эрос и Психея

Фрагонар. Психея и Амур.

                          Психея

 

Что чувствовала ты, Психея, в оный день,

Когда Эрот тебя, под именем супруги,

Привел на пир богов под неземную сень?

Что чувствовала ты в их олимпийском круге?

 

И вся любовь того, кто над любовью бог,

Могла ли облегчить чуть видные обиды:

Ареса дерзкий взор, царицы злобный вздох,

Шушуканье богинь и злой привет Киприды!

 

И на пиру богов, под их бесстыдный смех,

Где выше власти все, все - боги да богини,

Не вспоминала ль ты о днях земных утех,

Где есть печаль и стыд, где вера есть в святыни!

Валерий Брюсов.Вожделение и душа: Эрос и Психея

Дж. Уотерхауз. Психея вступает в сад Амура.

Психея

Пунш и полночь. Пунш — и Пушкин, Пунш — и пенковая трубка Пышущая. Пунш — и лепет Бальных башмачков по хриплым Половицам. И — как призрак — В полукруге арки — птицей — Бабочкой ночной — Психея! Шепот: «Вы еще не спите? Я — проститься…» Взор потуплен. (Может быть, прощенья просит За грядущие проказы Этой ночи?) Каждый пальчик Ручек, павших Вам на плечи, Каждый перл на шейке плавной По сто раз перецелован. И на цыпочках — как пери! — Пируэтом — привиденьем — Выпорхнула. — Пунш — и полночь. Вновь впорхнула: «Что за память! Позабыла опахало! Опоздаю… В первой паре Полонеза…» — Плащ накинув На одно плечо — покорно — Под руку поэт — Психею По трепещущим ступенькам Провожает. Лапки в плед ей Сам укутал, волчью полость Сам запахивает… — «С Богом!» А Психея, К спутнице припав — слепому Пугалу в чепце — трепещет: Не прожег ли ей перчатку Пылкий поцелуй арапа… Пунш и полночь. Пунш и пепла Ниспаденье на персидский Палевый халат — и платья Бального пустая пена В пыльном зеркале… Марина Цветаева.

Вожделение и душа: Эрос и Психея

Амур и Психея. Статуя в Летнем саду.

s30556663155.mirtesen.ru


Смотрите также