Эрмитаж древний египет. Статуя фараона Аменемхета III и другие экспонаты Египетского зала Эрмитажа
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Египетские залы Эрмитажа. Культура Древнего Египта. Эрмитаж древний египет


Египетские залы Эрмитажа. Культура Древнего Египта

Египет — государство древнее, с богатой историей, с удивительными традициями. На весь мир известны огромные пирамиды, величественные сфинксы, расписанные тайными знаками усыпальницы и другие архитектурные творения зодчих прошлого.

Создание Древнеегипетского зала

В 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Владимирович Сивков выступил с инициативой — создать в музее Египетский зал для того, чтобы ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира были доступны всеобщему обозрению. Власть и общественность поддержали предложение Сивкова, и тематический зал обустроили на месте Главного буфета Зимнего дворца.

Основу экспозиции составили артефакты, которые привозил в Петербург один из хранителей Эрмитажа, писатель по вопросам искусства Владимир Георгиевич Бок в 1889-1898 годах. Многочисленные раритеты, предметы обихода египтян, представляющие огромную ценность, ученому удалось найти в монастырских хранилищах Сохага, а также в гробницах некрополя Багауат. Правительством Египта был выдан специальный сертификат, разрешающий вывоз древних сокровищ.

Египетская экспозиция

Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают 3 зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная выставка Древнего Египта позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца 4-го тысячелетия до нашей эры до 1-го тысячелетия нашей эры. Вся экспозиция дает возможность познакомиться с Египтом древнего, птолемеевского и римского периодов.

Экспонаты помогают определить характеристики, присущие древнеегипетской культуре, равно как заимствованные в ходе истории из Греции, Сирии, Ирана, Рима. Они, безусловно, проявляются в представленных наследиях.

Большой интерес представляет период, когда Египет находился под влиянием Византии. Данная эпоха ознаменовалась изготовлением монет с изображением византийских императоров. Тут же есть папирусы, в которых описываются подати, полученные от египетских селений в государственную казну, долговые расписки и множество других документов, подтверждающих, что Египет находился под игом могущественного соседа.

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5–6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Статуя царя 12-ой династии Аменемхета III — лучший портрет правителя. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла. Во времена правления македонской династии был создан уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции, это статуя последней царицы династии Птолемеев — Клеопатры VII.

Статуя Аменемхета Третьего

Царская скульптура Аменемхета Третьего, правившего в девятнадцатом веке до нашей эры, единственная полностью сохранившаяся статуя, которой располагает Эрмитаж. Она являет собой ярчайший образец портретного искусства той эпохи. Правитель изображен на троне, напоминающем куб.

Тщательно проработаны все атрибуты царского костюма. Древний художник передал особенности облика фараона. Черты лица статуи схожи с чертами сфинксов в Таниссе, что позволило египтологу Голенищеву установить что сфинксы являются изображение Аменемхета, а вовсе не Рамсеса Второго, как было принято считать до этого. Рамсес приказал изменить надписи, вписав свое имя.

В своем искусстве египетские мастера старались передать величие и силу царей, ведь они являлись олицетворением могущества страны. На основании памятника вырезаны царские титулы. Этот фараон был одним из самых выдающихся фигур Среднего Царства. При нем было построено множество храмов, один из которых в районе Фаюмского оазиса греки назвали Лабиринтом, и утверждали, что он затмевает пирамиды.

Статуя царицы династии Птолемеев

Клеопатра Седьмая — одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа.

Статуя богини Мут-Сохмет

В египетской мифологии было много божеств самого разного уровня. Им поклонялись, им возводили храмы, которые украшались изваяниями. Одна из почитаемых богинь Мут-Сохмет. Она была покровительницей войны и палящего солнца, способного убить все живое на земле. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей. Традиционно ее изображали с львиной головой.

Это была очень суровая богиня с непредсказуемым характером. Когда над страной нависала угроза в виде нападения врагов, египтяне в едином порыве обращались к небесной покровительнице. В храмах, посвященных Сохмет, священными животными были львы.

В Эрмитаже можно увидеть гранитную статую женщины с львиной головой. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.

Мумия жреца Па-ди-иста

В Эрмитаже хранится несколько мумий, но самой знаменитой считается мумия древнеегипетского жреца Па-ди-иста. Возраст, приблизительно, десятый век до нашей эры. Мумия занимает самое видное место в зале Древнего Египта. В Эрмитаж экспонат попал вместе с коллекцией мумий и саркофагов, которую музею преподнес в дар купец Анастас Аверов. Па-ди-иста мумифицировали, что отвечало обычаям того времени. Нам остается лишь диву даваться, насколько высок был уровень мастерства бальзамировщиков Древнего Египта.

Стела Ипи

Этот артефакт относится к одному из ярчайших произведений древнеегипетской пластики. Стела выполнена из известковой плиты и практически вся ее поверхность занята сценой поклонения сановника по имени Ипи статуе бога Анубиса. На троне восседает шакалоголовый Анубис. Тут же жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. Ипи стоит перед божеством с поднятыми в молитве руками. Надписи на стеле содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи. Прекрасно сохранились минеральные краски, продержавшиеся на камне более двух тысячелетий.

Саркофаги

В египетском зале экспонируется несколько саркофагов, относящихся к различным эпохам. От простого глиняного ящика с изображением младенца на крышке до саркофага, в котором помещалась мумия фараона. Этот саркофаг высечен из цельного куска каменной глыбы, и украшен ярким орнаментом и резьбой.

Египетский отдел в Эрмитаже представляет очень обширную экспозицию, включающую в себя и предметы культа, и женские украшения, и статуи различных размеров, и посуду, и многие другие интереснейшие артефакты.

peterburg.center

Египетский зал Эрмитажа, история древности

египетский зал эрмитажа

Египет - страна настолько древняя, что ученые давно оставили попытки определить ее возраст. История Египта прослеживается примерно на 5 тысяч лет назад в прошлое, эти данные получены по результатам археологических раскопок. Известно, что знаменитые пирамиды, усыпальницы египетских фараонов, строились в середине третьего тысячелетия до н. э. Возраст пирамид составляет четыре с половиной тысячи лет. И вся культура Египта, архитектура и искусство овеяны древностью.

Для того чтобы систематизировать археологические ценности Египта и сделать историю этой страны доступной широкой публике, в Петербурге был создан Египетский зал Эрмитажа, рассчитанный на массовые посещения. Произошло это событие по инициативе главного архитектора Эрмитажа А. В. Сивкова в 1940 году.

Зал находится на первом этаже, в конце анфилады правого крыла. Основу экспозиции составили раритеты египетской культуры, привезенные в Петербург хранителем Эрмитажа В. Г. Боком в 1889 и 1898 годах. Большинство древних предметов были найдены ученым в монастырях города Сохага и в некрополе Багауат. В монастырских подвалах посланцы музея нашли немало сокровищ, имеющих историческую ценность, а в гробницах некрополя покоились многочисленные предметы обихода простых египтян.

эрмитаж египетский зал фотоСпециальный сертификат от имени правительства Египта позволил вывезти большую часть экспонатов в Россию и таким образом Египетский зал Эрмитажа получил интересную обширную экспозицию, которая до сих пор привлекает сотни туристов со всего мира.

Экспозицию разместили в трех последних залах анфилады, по принципу этнографического деления. Отдельно экспонируется древний Египет, затем Египет птолемеевского периода и, наконец, Египет римский. Часть музея "Эрмитаж" - Египетский зал, фото которого размещены в этой статье, посвящена одной из самых загадочных цивилизаций мира. Посетители музея могут проследить весь ход развития культуры древней страны, эволюцию династий фараонов, основные исторические вехи, войны и мирное созидание египетского народа.

экспонаты египетского зала эрмитажаНа протяжении многих веков культура Египта переплеталась с культурой и искусством других стран: Ирана и Сирии, Греции и Рима. Взаимосвязь всех этих близких по менталитету стран несет в своих экспозициях Египетский зал Эрмитажа, причем эти экспозиции периодически пополняются из запасников музея.

Хорошо просматривается период нахождения Египта под игом Византии. Под стеклом выложены сотни монет александрийской чеканки, с изображением византийских правителей. Особую ценность имеют папирусные свитки о выдаче пособия на содержание египетских поселений, и другие документы, свидетельствующие об эксплуатации египтян завоевателями.

Разнообразные экспонаты Египетского зала Эрмитажа позволяют проследить эволюцию великой цивилизации в период с IV тысячелетия до н. э. и до III тысячелетия нашей эры.

египетская вазаПо теме строительства египетских пирамид в музее представлены фотографии, сделанные в разные периоды на протяжении всего 20-го века.

По сути дела, Египетский зал Эрмитажа является грандиозной коллекцией, отражающей многовековую историю целой страны. Среди тематических экспозиций - предметы быта, произведения искусства древности, женские украшения, скульптуры, а также саркофаги как символ особой ритуальной принадлежности.

В зале Египта есть один уникальный экспонат - это подлинная мумия фараона. Ей четыре тысячи лет, она является доказательством искусства бальзамирования. Также в зале экспонируется каменный саркофаг, в котором лежала эта мумия. Высеченный из цельного камня каменный гроб представляет собой настоящее произведение искусства. Украшенная богатым орнаментом и затейливой резьбой, крышка саркофага свидетельствует о трепетном отношении египтян к памяти усопших.

fb.ru

Государственный Эрмитаж Египет. - История красоты

Эрмитажная коллекция древнеегипетских памятников, насчитывающая около 7500 предметов, невелика по сравнению с собраниями Лувра, Британского музея или музея Метрополитен  однако она охватывает все основные периоды истории Египта и включает ряд интересных и важных вещей от додинастики (4-е тысячелетие до н. э.) до времени римского господства. История ее своеобразна, поскольку изначально в Эрмитаже не проявлялся интерес к древневосточным, в частности египетским, Академия наук в 1825 году приобрела коллекцию Франческо Кастильоне (около 1200 памятников), на основе которой был создан Египетский музеум в составе Кунсткамеры. В Эрмитаже в это время находилось лишь несколько случайных египетских предметов и около 250 скарабеев, купленных у того же Кастильоне. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа как универсального публичного музея, в него была передана большая часть памятников из Египетского музеума, собрание которого к этому времени заметно пополнилось за счет даров и приобретения вещей из частных коллекций; в 1881 году были переданы остальные памятники из Кунсткамеры.

IMG_6036.JPG

IMG_6039.JPG

Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах

Огромная храмовая статуя богини Мут-Сохмет, высеченная из черного гранита, входит в галерею шедевров эрмитажного собрания. Сохмет величаво сидит на кубообразном троне с высокой спинкой. Первоначально голову богини венчал солнечный диск со священной коброй. Грива львицы плавно переходит в пряди трехчастного парика. Тонкий стан Сохмет, затянутый в узкое, облегающее тело платье, торжественно выпрямлен. Руки богини спокойно лежат на коленях, в левой - знак жизни "анх" в виде большой петли, завязанной бантом. Спереди на троне вырезаны два столбца иероглифической надписи, содержащие титулатуру царя Аменхотепа III. Сохмет (буквально "Могучая") занимала почетное место среди богов. Грозная львица почиталась как богиня палящего солнца и ярости войны и считалась дочерью бога Ра. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей

IMG_6038.JPGСтатуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах

В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. "мут" - мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына - бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.

IMG_4190.JPGГрадоначальник Аменемхеб с женой и матерью Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

Изображение градоначальника Фив с женой и матерью - единственная в Эрмитаже монументальная семейная группа Нового царства. Она представляет постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона или более позднее. Из одного блока серого гранита высечены три сидящие на скамье фигуры с большими головами в париках. В центре представлен, судя по иероглифической надписи на одежде, "верховный писец царя, любимый им... начальник житниц Амона, покойный князь Города (т.е. Фив), Аменемхеб, рожденный Кало". На нем характерное для этого времени парадное одеяние - рубашка с широкими в складках рукавами и длинный передник.

IMG_6033.JPGГрадоначальник Аменемхеб с женой и матерью деталь Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

По правую руку Аменемхеба сидит его мать - "певица Амона, госпожа дома, покойная Кало...". По левую руку градоначальника Фив - его жена, верховная жрица храма богини Хатхор, "певица Амона", "покойная Таисеннеферт". Женщины обнимают Аменемхеба за плечи - жест, передающий родственную привязанность. Согласно традиции, все три широких, круглых, чуть уплощенных лица совершенно одинаковы. Чтобы передать складки тонких прозрачных плиссированных тканей нарядных одежд, резчики используют глубокую гравировку, разрушая цельность поверхности камня. Гробница градоначальника Аменемхеба находится в Дра Абу эль-Нага на западном берегу Нила в Фивах. На скульптурной группе сохранились тексты, восходящие к "Книге мертвых".

IMG_6037.JPGСтела Ипи Древний Египет Вторая половина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия известняк

Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи - одно из самых ярких произведений древнеегипетской пластики в собрании Эрмитажа. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую - с жезлом "уас" - протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии - рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов (фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека). Различная трактовка образов Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована, а фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых - жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. На стеле прекрасно сохранилась первоначальная раскраска продержавшиеся на камне более двух тысячелетий и выполненная, согласно канону, минеральными красками. В цветовом решении фигуры Анубиса преобладают характерные для божеств цвета - синий и зеленый, краски для которых получали из ляпис-лазури и малахита. Надписи стелы содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи.

IMG_4189.JPGКратериск Египет I-V вв. стекло выдувание поступил из собрания Голицына.

IMG_6020.JPGСтатуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г.  из дворца в Петергофе.

Клеопатра Седьмая — одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа. Статуя царицы Клеопатры -  уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции.

IMG_6021.JPGСтатуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г.  из дворца в Петергофе

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5–6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки.  Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла.

IMG_4186.JPG

Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.

IMG_4187.JPG

Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.

IMG_4178.JPG

IMG_4179.JPG

IMG_4181.JPG

IMG_4182.JPG

IMG_4184.JPG

IMG_4188.JPG

IMG_4192.JPG

IMG_6006.JPG

IMG_6007.JPG

IMG_6008.JPG

IMG_6009.JPG

IMG_6012.JPG

IMG_6015.JPGБоги Древнего Египта. Осирис и Исида Осирис - владыка загробного мира. Исида с Хором.

IMG_6018.JPG

IMG_6019.JPG

IMG_6022.JPG

IMG_6023.JPG

IMG_6024.JPGСтатуя бога Осириса

Оси́рис— бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

IMG_6025.JPG

IMG_6026.JPG

IMG_6027.JPG

IMG_6028.JPG

IMG_6029.JPG

IMG_6030.JPG

IMG_6031.JPG

IMG_6003.JPG

В египетском зале экспонируется несколько саркофагов, относящихся к различным эпохам. От простого глиняного ящика с изображением младенца на крышке до саркофага, в котором помещалась мумия фараона. Этот саркофаг высечен из цельного куска каменной глыбы, и украшен ярким орнаментом и резьбой.

IMG_6005.JPG

IMG_6004.JPG

IMG_6034.JPG

IMG_6035.JPG

bellezza-storia.livejournal.com

Bolshakov_Yegipet_v_Ermitage

Она непроста, так как требует от читателя определенного труда – нужно пройти теми же путями, которыми ходили исследователи представленных памятников, понять их логику и увидеть, как были сделаны их выводы. По сути это не столько популярный, сколько облегченный за счет сокращения технических деталей научный текст, однако автор полагает, что чтение приносит пользу, лишь когда заставляет постоянно задумываться, а любой в меру образованный человек в состоянии понимать весьма сложные вещи, если только они поданы должным образом.

Автор старался сделать текст максимально удобным для восприятия неспециалиста, неисторика и даже негуманитария, однако за рассматриваемыми памятниками стоит вся трехтысячелетняя история фараоновского Египта и с каждым из них связаны либо научные проблемы, либо факты из истории науки, либо просто незнакомые реалии жизни древнего человека. Для того чтобы растолковать читателю непонятное и объяснить незнакомое, в конце книги помещен довольно большой египтологический словарик,

вкоторый включены имена египетских правителей и их подданных, титулы, географические названия, понятия из области религии и многие другие категории терминов. Слова, включенные в глоссарий, при первом упоминании

втексте каждой главки помечены звездочкой. Определенную сложность для читателя египтологической литературы представляет то, что одна и та же местность может иметь древнеегипетское,­ коптское*, греческое и современное

арабское название (например, [др.-егип.] Уасет =[копт.] Джеме =[греч.] Диосполь =[греч.] Фивы =[араб.] Луксор), а имена царей зачастую могут передаваться как в условном египтологи-

ческом чтении, так и в древнегреческих передачах (напри-

мер, [др. егип.] Яхмес =[греч.] Амасис). Чтобы избежать путаницы, те и другие в тексте даны в наиболее распространенной

и привычной версии ([греч.] Гелиополь, а не[др.-егип.] Иуну,[др.-егип.] Сенусерт, а не[греч.] Сесострис), а в словарике приводятся перекрестные ссылки на варианты. Главкам, по-

священным памятникам каждого большого периода египетской истории, предпосланы разделы, в которых период кратко характеризуется в историческом и культурном плане, что позволяет до какой-тостепени включить рассмат­ риваемые памятники в более широкий контекст.

Египтология в большой мере представляет собой чтение текстов, поэтому в книге не только даются переводы надписей на памятниках, но в некоторых случаях, там, где это необходимо, рассматриваются иероглифические написания. Непривычность и чуждость египетской системы письма могут поначалу вызвать смятение, но ничего по-настоящемустрашного в ней нет, а автор постарался объяснить все максимально понятно. Первое знакомство с иероглификой по памятникам сложнее, но зато и полезнее и интереснее, чем по учебникам.

Книга снабжена стандартным для египтологии аппаратом. Библиография, разумеется, не полна (иначе она возросла бы многократно), но в том, что касается эрмитажных памятников, почти исчерпывающа. В переводах текстов используются условные обозначения, характерные для специальных публикаций:

… – часть текста, опущенная в переводе;

---– разрушенная и невосстановимая часть текста; [ ] – восстановление разрушенного текста;

/ / – слова, отсутствующие в оригинальном тексте и добавленные в перевод для понятности.

Тот, кто сумеет справиться со сложностями, возникающими при чтении книги, увидит памятники в совершенно новом свете и уже не будет жаловаться, что в музее показывают скучные вещи, – все они по-своемуинтересны. Особенно полезно походить с книгой по египетскому залу Эрмитажа, где выставлено большинство памятников, о которых идет речь (расположение их в витринах указано на плане, помещенном на с. 175), – никакие, даже самые лучшие фотографии не заменят живого общения с вещами, для которого и предназначен музей.

В книге воспроизведены фотографии нескольких памятников, хранящихся в разных музеях мира, но связанных с рассматриваемыми эрмитажными вещами. За предоставление фотографий и разрешение опубликовать их автор благодарен Салли Энн Эштон, ассистенту хранителя Отдела древностей Музея Фитцвиллиам в Кембридже; Жильмет Андрё, хранителю Египетского отдела Лувра; Могенсу Йоргенсену, хранителю Египетского отдела копенгагенской Глиптотеки Ню Карлсберг; Маартену Равену, хранителю Египетского отдела Государственного музея древностей в Лейдене.

studfiles.net

Государственный Эрмитаж Египет. - vittasim

Эрмитажная коллекция древнеегипетских памятников, насчитывающая около 7500 предметов, невелика по сравнению с собраниями Лувра, Британского музея или музея Метрополитен https://vittasim.livejournal.com/217405.html, однако она охватывает все основные периоды истории Египта и включает ряд интересных и важных вещей от додинастики (4-е тысячелетие до н. э.) до времени римского господства. История ее своеобразна, поскольку изначально в Эрмитаже не проявлялся интерес к древневосточным, в частности египетским, Академия наук в 1825 году приобрела коллекцию Франческо Кастильоне (около 1200 памятников), на основе которой был создан Египетский музеум в составе Кунсткамеры. В Эрмитаже в это время находилось лишь несколько случайных египетских предметов и около 250 скарабеев, купленных у того же Кастильоне. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа как универсального публичного музея, в него была передана большая часть памятников из Египетского музеума, собрание которого к этому времени заметно пополнилось за счет даров и приобретения вещей из частных коллекций; в 1881 году были переданы остальные памятники из Кунсткамеры.

IMG_6036.JPG

Часть фотографий – моего любимого блогера lap_ira

IMG_6039.JPGСтатуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах

Огромная храмовая статуя богини Мут-Сохмет, высеченная из черного гранита, входит в галерею шедевров эрмитажного собрания. Сохмет величаво сидит на кубообразном троне с высокой спинкой. Первоначально голову богини венчал солнечный диск со священной коброй. Грива львицы плавно переходит в пряди трехчастного парика. Тонкий стан Сохмет, затянутый в узкое, облегающее тело платье, торжественно выпрямлен. Руки богини спокойно лежат на коленях, в левой - знак жизни "анх" в виде большой петли, завязанной бантом. Спереди на троне вырезаны два столбца иероглифической надписи, содержащие титулатуру царя Аменхотепа III. Сохмет (буквально "Могучая") занимала почетное место среди богов. Грозная львица почиталась как богиня палящего солнца и ярости войны и считалась дочерью бога Ра. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей

IMG_6038.JPGСтатуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах

В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. "мут" - мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына - бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.

IMG_4190.JPGГрадоначальник Аменемхеб с женой и матерью Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

Изображение градоначальника Фив с женой и матерью - единственная в Эрмитаже монументальная семейная группа Нового царства. Она представляет постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона или более позднее. Из одного блока серого гранита высечены три сидящие на скамье фигуры с большими головами в париках. В центре представлен, судя по иероглифической надписи на одежде, "верховный писец царя, любимый им... начальник житниц Амона, покойный князь Города (т.е. Фив), Аменемхеб, рожденный Кало". На нем характерное для этого времени парадное одеяние - рубашка с широкими в складках рукавами и длинный передник.

IMG_6033.JPGГрадоначальник Аменемхеб с женой и матерью деталь Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

По правую руку Аменемхеба сидит его мать - "певица Амона, госпожа дома, покойная Кало...". По левую руку градоначальника Фив - его жена, верховная жрица храма богини Хатхор, "певица Амона", "покойная Таисеннеферт". Женщины обнимают Аменемхеба за плечи - жест, передающий родственную привязанность. Согласно традиции, все три широких, круглых, чуть уплощенных лица совершенно одинаковы. Чтобы передать складки тонких прозрачных плиссированных тканей нарядных одежд, резчики используют глубокую гравировку, разрушая цельность поверхности камня. Гробница градоначальника Аменемхеба находится в Дра Абу эль-Нага на западном берегу Нила в Фивах. На скульптурной группе сохранились тексты, восходящие к "Книге мертвых".

IMG_6037.JPGСтела Ипи Древний Египет Вторая половина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия известняк

Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи - одно из самых ярких произведений древнеегипетской пластики в собрании Эрмитажа. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую - с жезлом "уас" - протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии - рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов (фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека). Различная трактовка образов Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована, а фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых - жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. На стеле прекрасно сохранилась первоначальная раскраска продержавшиеся на камне более двух тысячелетий и выполненная, согласно канону, минеральными красками. В цветовом решении фигуры Анубиса преобладают характерные для божеств цвета - синий и зеленый, краски для которых получали из ляпис-лазури и малахита. Надписи стелы содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи.

IMG_4189.JPGКратериск Египет I-V вв. стекло выдувание поступил из собрания Голицына.

IMG_6020.JPGСтатуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г.  из дворца в Петергофе.

Клеопатра Седьмая — одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа. Статуя царицы Клеопатры -  уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции.

IMG_6021.JPGСтатуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г.  из дворца в Петергофе

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5–6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки.  Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла.

IMG_4186.JPG

Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.

IMG_4187.JPG

Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.

IMG_4178.JPG

IMG_4179.JPG

IMG_4181.JPG

IMG_4182.JPG

IMG_4184.JPG

IMG_4188.JPG

IMG_4192.JPG

IMG_6006.JPG

IMG_6007.JPG

IMG_6008.JPG

IMG_6009.JPG

IMG_6012.JPG

IMG_6015.JPGБоги Древнего Египта. Осирис и Исида Осирис - владыка загробного мира. Исида с Хором.

IMG_6018.JPG

IMG_6019.JPG

IMG_6022.JPG

IMG_6023.JPG

IMG_6024.JPGСтатуя бога Осириса

Оси́рис— бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

IMG_6025.JPG

IMG_6026.JPG

IMG_6027.JPG

IMG_6028.JPG

IMG_6029.JPG

IMG_6030.JPG

IMG_6031.JPG

IMG_6003.JPG

В египетском зале экспонируется несколько саркофагов, относящихся к различным эпохам. От простого глиняного ящика с изображением младенца на крышке до саркофага, в котором помещалась мумия фараона. Этот саркофаг высечен из цельного куска каменной глыбы, и украшен ярким орнаментом и резьбой.

IMG_6005.JPG

IMG_6004.JPG

IMG_6034.JPG

IMG_6035.JPG

vittasim.livejournal.com

Статуя фараона Аменемхета III и другие экспонаты Египетского зала Эрмитажа

Статуя фараона Аменемхета III является одним из главных экспонатов Египетского зала Эрмитажа. Она превосходно сохранилась и, пожалуй, является его главным украшением. Но, помимо этого, в музее находится множество самых различных древностей этой культуры.

Общая характеристика

Египетские традиции являются одними из древнейших среди мировых цивилизаций. Культура этой страны уникальна тем, что просуществовала на протяжении долгого времени – около четырёх тысяч лет. В то время как другие, например, греческая – всего два тысячелетия. Кроме того, она сохранила уникальные памятники и артефакты. Именно они позволяют судить о богатой мифологии, оригинальном мировоззрении. Одним из ключевых понятий в миропонимании египтян была вера в бессмертие души, так что каждый из представителей нации всю жизнь готовился к переходу в загробный мир. Это привело к тому, что ритуальные обряды, захоронения играли большую роль в их культуре.

статуя фараона аменемхета iii

Сакрализация культуры

Ещё одной характерной особенностью их общественно-политической и культурной жизни было обожествление правителей, примером чего служит статуя фараона Аменемхета III. Она, кстати, сохранилась в превосходном состоянии. В связи с верой в загробную жизнь египтяне оставили после себя множество ритуальных вещей и предметов, которые хранятся в Эрмитаже. Сохранились также стелы, рисунки с изображениями жертв и начертанными сакральными фразами.

египетский зал

Общая характеристика

Египетский зал был основан архитектором А. Сивковым в 1940 году на месте буфета в Зимнем дворе. В этом помещении представлена история и архитектура этой цивилизации начиная с 4-го тысячелетия до нашей эры. Особый интерес представляет экспозиция Древнего царства, а также последующих периодов: птолемеевского и римского, времени византийского господства.

От последнего сохранились монеты императорской и александрийской чеканки с изображениями правителей. По залам Эрмитажа можно судить о богатстве собранных здесь коллекций. Особый интерес представляет собрание коптских древностей, которые были найдены и систематизированы Боком. Он исколесил вдоль и поперёк эту страну в конце XIX века. Помимо находок различных древностей, он также посетил Красный и Белый монастыри, а также некрополь, где изучил надписи.

по залам эрмитажа

Экспонаты

Египетские экспонаты Эрмитажа чрезвычайно многообразны. Это и крупная скульптура, и мелкая пластика, и предметы обихода, и ритуальные приспособления, а также надписи, рисунки, изображения. Кроме того, здесь хранятся мумии. Особое место занимают предметы религиозного и ритуального назначения. Например, тут можно полюбоваться стелой Ипи (XIV век до нашей эры). Она изображает царского писца, опахалодержателя и главного управляющего хозяйством. Он представлен перед языческим божеством Анубисом.

Последний изображён с головой шакала в поясе, жезлом в одной руке и специальным иероглифом, который символизировал у древних египтян жизнь. Он назывался «анхом». Фигура Анубиса тщательно прописана и выполнена в традиционных цветах, в которых рисовали египетских божеств: синий и зелёный. Скульптура писца, напротив, более схематична. Он одет в рубаху с широкими рукавами и передник. На стеле изображён жертвенный сосуд, имеются надписи ритуального значения, а также перечислены титулы и звания самого Ипи.

египетские экспонаты эрмитажа

Скульптура

Наиболее важное место в экспозиции занимает статуя фараона Аменемхета III. Как уже говорилось выше, она хорошо сохранилась и позволяет судить о том, какое большое значение в жизни древних египтян играла сакрализация своих правителей. Этот фараон был представителем двенадцатой династии, правившей в период Среднего царства (XIX век до нашей эры). При нём египетское государство достигло большого могущества, что, в частности, проявилось в грандиозном строительстве.

Речь идёт в первую очередь о сооружении огромного заупокойного храма в районе Фаюмского оазиса, который древние греки прозвали «лабиринтом». Статуя фараона Аменемхета III выполнена в постамарнских традициях, характерных для времени правления преемников Эхнатона. У неё хорошо прописано лицо. Автор большое внимание уделил воспроизведению портретного сходства, что было значительным шагом вперед по сравнению с искусством Древнего царства.

аменемхет 3

Особенно тщательно прописана мускулатура. Аменемхет 3 изображён в простой одежде: на нём передник и специальный платок на голове – традиционное одеяние фараонов-правителей. Особенно хорошо нарисованы глаза, которые, благодаря своей постановке, придают взгляду выразительность. Торс выполнен в традиционном стиле: он прям, строен, что соответствовало представлениям древних египтян о высоком статусе фараона, изображение которого должно было демонстрировать мощь и величие египетского государства.

Другие предметы

Ещё одним экспонатом, который привлекает внимание, является статуя древнеегипетской богини Семхет. Она изображена с головой львицы, поскольку жители Египта представляли её грозным оком Солнца. Они считали её богиней войн и верили в то, что она способна вызывать болезни и исцелять их. Поэтому она считалась покровительницей врачей.

Грозная львиная голова свидетельствует о том, что древним египтянам она представлялась как некая карающая сила. Так что все бедствия страны – голод, мор, войны, эпидемии – жители считали её карой. Ещё один экспонат – это забальзамированная мумия жреца, которая свидетельствует о том, что искусство мумифицирования применялось не только по отношению к фараонам, но и к состоятельным людям.

fb.ru

Египетский зал Эрмитажа, история древности

Новости и общество 13 января 2014

египетский зал эрмитажа

Египет - страна настолько древняя, что ученые давно оставили попытки определить ее возраст. История Египта прослеживается примерно на 5 тысяч лет назад в прошлое, эти данные получены по результатам археологических раскопок. Известно, что знаменитые пирамиды, усыпальницы египетских фараонов, строились в середине третьего тысячелетия до н. э. Возраст пирамид составляет четыре с половиной тысячи лет. И вся культура Египта, архитектура и искусство овеяны древностью.

Для того чтобы систематизировать археологические ценности Египта и сделать историю этой страны доступной широкой публике, в Петербурге был создан Египетский зал Эрмитажа, рассчитанный на массовые посещения. Произошло это событие по инициативе главного архитектора Эрмитажа А. В. Сивкова в 1940 году.

Зал находится на первом этаже, в конце анфилады правого крыла. Основу экспозиции составили раритеты египетской культуры, привезенные в Петербург хранителем Эрмитажа В. Г. Боком в 1889 и 1898 годах. Большинство древних предметов были найдены ученым в монастырях города Сохага и в некрополе Багауат. В монастырских подвалах посланцы музея нашли немало сокровищ, имеющих историческую ценность, а в гробницах некрополя покоились многочисленные предметы обихода простых египтян.

эрмитаж египетский зал фотоСпециальный сертификат от имени правительства Египта позволил вывезти большую часть экспонатов в Россию и таким образом Египетский зал Эрмитажа получил интересную обширную экспозицию, которая до сих пор привлекает сотни туристов со всего мира.

Экспозицию разместили в трех последних залах анфилады, по принципу этнографического деления. Отдельно экспонируется древний Египет, затем Египет птолемеевского периода и, наконец, Египет римский. Часть музея "Эрмитаж" - Египетский зал, фото которого размещены в этой статье, посвящена одной из самых загадочных цивилизаций мира. Посетители музея могут проследить весь ход развития культуры древней страны, эволюцию династий фараонов, основные исторические вехи, войны и мирное созидание египетского народа.

экспонаты египетского зала эрмитажаНа протяжении многих веков культура Египта переплеталась с культурой и искусством других стран: Ирана и Сирии, Греции и Рима. Взаимосвязь всех этих близких по менталитету стран несет в своих экспозициях Египетский зал Эрмитажа, причем эти экспозиции периодически пополняются из запасников музея.

Хорошо просматривается период нахождения Египта под игом Византии. Под стеклом выложены сотни монет александрийской чеканки, с изображением византийских правителей. Особую ценность имеют папирусные свитки о выдаче пособия на содержание египетских поселений, и другие документы, свидетельствующие об эксплуатации египтян завоевателями.

Разнообразные экспонаты Египетского зала Эрмитажа позволяют проследить эволюцию великой цивилизации в период с IV тысячелетия до н. э. и до III тысячелетия нашей эры.

египетская вазаПо теме строительства египетских пирамид в музее представлены фотографии, сделанные в разные периоды на протяжении всего 20-го века.

По сути дела, Египетский зал Эрмитажа является грандиозной коллекцией, отражающей многовековую историю целой страны. Среди тематических экспозиций - предметы быта, произведения искусства древности, женские украшения, скульптуры, а также саркофаги как символ особой ритуальной принадлежности.

В зале Египта есть один уникальный экспонат - это подлинная мумия фараона. Ей четыре тысячи лет, она является доказательством искусства бальзамирования. Также в зале экспонируется каменный саркофаг, в котором лежала эта мумия. Высеченный из цельного камня каменный гроб представляет собой настоящее произведение искусства. Украшенная богатым орнаментом и затейливой резьбой, крышка саркофага свидетельствует о трепетном отношении египтян к памяти усопших.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Статуя фараона Аменемхета III и другие экспонаты Египетского зала ЭрмитажаНовости и общество Статуя фараона Аменемхета III и другие экспонаты Египетского зала Эрмитажа

Статуя фараона Аменемхета III является одним из главных экспонатов Египетского зала Эрмитажа. Она превосходно сохранилась и, пожалуй, является его главным украшением. Но, помимо этого, в музее находится множество самы...

Тронный зал Эрмитаж — история, особенности и интересные фактыИскусство и развлечения Тронный зал Эрмитаж — история, особенности и интересные факты

Если вы бывали в Питере, тогда, наверное, обязательно посетили Эрмитаж. Вам остается только позавидовать, ведь вы видели самый роскошный музей мира. Он стоит в одном ряду с такими гигантами, как Метрополитен, Британск...

Часы «Павлин» в Эрмитаже: фото, история, время работы. В каком зале Эрмитажа находятся часы «Павлин» и когда их заводят?Искусство и развлечения Часы «Павлин» в Эрмитаже: фото, история, время работы. В каком зале Эрмитажа находятся часы «Павлин» и когда их заводят?

Мало какие чудеса науки и техники доходят до нашего времени в первозданном виде. Чаще всего мы видим либо фрагменты одного грандиозного творения, некогда созданного, либо восстановленную и уменьшенную копию-макет. Одн...

Театр кукол, Пермь: отзывы о репертуаре и дизайне помещения. Схема зала и история созданияИскусство и развлечения Театр кукол, Пермь: отзывы о репертуаре и дизайне помещения. Схема зала и история создания

В городе Пермь на Сибирской улице расположился театр кукол. Основан он был в далёком 1937 году, когда областным комитетом по делам искусств была организована труппа при Пермской филармонии.История создания

Египетская система счисления. История, описание, достоинства и недостатки, примеры древнеегипетской системы счисленияОбразование Египетская система счисления. История, описание, достоинства и недостатки, примеры древнеегипетской системы счисления

Мало кто задумывается о том, что приемы и формулы, которые мы используем для вычисления простых или сложных чисел, формировались на протяжении многих веков, причем в различных уголках планеты. Современные математическ...

Бриллиантовая кладовая Эрмитажа: история созданияПутешествия Бриллиантовая кладовая Эрмитажа: история создания

Эрмитаж – это государственный музей, который многие специалисты и посетители называют не иначе, как Короной российского музейного убранства. Его залы украшены множеством уникальных произведений искусства....

Завод «Залив», Керчь: история, продукция Бизнес Завод «Залив», Керчь: история, продукция

Градообразующее предприятие «Залив» (г. Керчь, Республика Крым) является крупным заводом по изготовлению и ремонту кораблей и плавательных средств различного класса. Расположенный на берегу Керченского зал...

Андреевский зал Кремля: история и фотоПутешествия Андреевский зал Кремля: история и фото

Андреевский зал поражает своей роскошью и красотой, дорогим убранством. И это неудивительно – в нем восседали короли и королевы России, у него есть своя история и своя индивидуальность.По фото Андреевског...

Эффективные упражнения в зале на спину - обзор, особенности и рекомендацииСпорт и Фитнес Эффективные упражнения в зале на спину - обзор, особенности и рекомендации

Мы используем мышцы спины каждый день. Независимо от того, поднимаем ли покупки вверх по лестнице, или садимся на корточки, или нагибаемся для того, чтобы поднять что-то с пола, мышцы спины задействованы при выполнени...

История фартука с древности и до современностиДом и семья История фартука с древности и до современности

В настоящее время такой предмет обихода, как фартук, является частью рабочей формы и в основном имеется у обслуживающего персонала и домохозяек, хотя история фартука уходит корнями в глубокое прошлое. Ведь смоковные л...

monateka.com


Смотрите также