Эллинистический период древней греции. Тематический конспект по теме «Эллинистический период Древней Греции»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Второй и третий эллинистические периоды (281—30 гг. до н. э.). Эллинистический период древней греции


Эллинистический период

Характеристика эллинистического периода

Заключительным этапом древнегреческой культуры стал эллинистический период (323-146 до н.э.), или период эллинизма, как его принято называть. Возникновение этого периода связывают с началом походов Александра Македонского ($IV$ век до н. э.), а окончание – с завоеванием эллинистических государств Древним Римом в $I$ веке до н. э. (последним был захвачен Египет). Победа Спарты над Афинами в Пелопонесской войне знаменовало начало конца целой эпохи. Греки почти перестали участвовать в жизни государства, и это не могло не ослабить конфедерацию греческих полисов.

Эллинская культура в это время в целом сохраняет свой высокий уровень. Однако главной особенностью эпохи эллинизма является активная экспансия греческой культуры на всех областях эллинистического мира. В результате этого процесса многие племена и народы, проживающие на этой территории, стали приобщаться ко всем достижениям Древней Греции в области литературы, изобразительного искусства, науки.

Замечание 1

Особенность этого периода заключается в том, что, распространяясь на огромной территории, элементы греческой культуры вступали во взаимодействие с местными, в основном, восточными культурными традициями.

Сложение общегреческого языка (койне) сыграло значительную роль в распространении греческой образованности.

В эпоху эллинизма продолжали развиваться философия, математика, естественные науки. На дальнейшее развитие материализма и атеизма, огромное влияние оказали естественно-научные воззрения и общефилософские взгляды Эпикура.

Искусство периода эллинизма

Отличительными чертами искусства, которое было призвано наглядно убеждать в превосходстве эллинской культуры, становятся помпезность и роскошь. В скульптуре и живописи под влиянием восточных культур появляются новые жанры, наблюдается рост реалистических исканий, расширение тематики искусства. В качестве примера можно привести попытки греков под влиянием иранского и египетского искусства создавать образ абсолютного правителя, что было, безусловно, новым для греческой культуры.

Главным видом искусства в период эллинизма остается архитектура. Очень быстро идет возведение новых городов и многочисленных торговых центров, разрабатываются схемы планировки полисов, предполагающие деление на кварталы и оформление центров городов, где должны появиться сооружения социального назначения:

  • городской совет,
  • народное собрание,
  • базилика (судебно-административное здание),
  • храмы,
  • гимназии,
  • школы.

В архитектуре можно найти влияние искусства Двуречья, представленного органическим сплавом архитектуры, пластики и цвета. Это Пергамский алтарь, посвященный Зевсу, в котором оформление цокольной части несвойственно древнегреческой архитектуре. Другое монументальное сооружение – Фаросский маяк в Александрии, простоявший полторы тысячи лет, входит в число семи чудес света. Величие этого сооружения является одной из основных черт древнегреческой архитектуры того времени.

От египетской и персидской культуры греки переняли традицию обожествления монарха. Статуи императоров в храмах возводились на месте статуй атлетов, что особенно наглядно проявилось в созданном архитекторами Пифеем и Сатиром Галикарнасском около 353 г. до н.э. Мавзолее, который также является одним из «семи чудес света».

В искусстве эпохи эллинизма широко представлена скульптура жанрового характера. Примером могут служить работы скульптора Боэфа «Мальчик с гусем», «Старый рыбак».

Стала использоваться также декоративная скульптура, которая широко применялась в качестве украшения садов и парков.

Замечание 2

Для искусства эпохи эллинизма были характерны индивидуализм, снижение философских и общественных мотивов, космополитизм, преобладание тем, прославляющих правителей, бытовых, любовных сюжетов, преувеличенное внимание к внешним формам произведений искусства, торжество реализма. Значение культуры эллинизма трудно переоценить, так как она оказала значительное влияние на культуру Рима, а затем и всю мировую культуру.

spravochnick.ru

Вопрос 4. Эллинистический период (конец IV—I вв. До н.Э.).

 

Молодой правитель был верен клятве, данной отцом, и вскоре начал войну против Персии.

Персидская держава, в то время уже довольно слабая, охватывала огромную территорию: нагорье Ирана, большую часть Средней Азии, всю Переднюю и Малую Азию, часть Индии и Египет. После первых побед у Александра Македонского возникла идея завоевания всей Персидской державы, а потом и мирового господства. Только в 324 г. до н. э., доведя свое изнуренное войско до реки Инд, Александр был вынужден закончить долгий военный поход и через год умер в возрасте 33 лет.

 

 

Рис. 23

 

Благодаря завоеваниям Александра Македонского была создана гигантская империя, включавшая в себя помимо Балканского полуострова и островов Эгейского моря Египет, Малую Азию, юг Средней и часть Центральной Азии. Походы великого полководца несли одновременно и разрушение и созидание. На Восток хлынули потоки греческих и македонских поселенцев, которые повсеместно устанавливали новые социальные отношения, основывали города-полисы, прокладывали пути сообщения и распространяли культуру греческого мира, в свою очередь, вбирая достижения древнейших цивилизаций. Так возникло своеобразное общество и культура, представлявшее синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизаций.

Эллинизм – насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира в единую систему государств.

 

Термин «эллинизм» появился в XIX в. Большинство историков обозначают им эпоху с 323 г. до н. э., когда на месте империи Александра Македонского стали по являться отдельные государства, и до 30 г. до н. э., когда римляне завоевали Египет, который дольше других эллинистических государств сохранял независимость.

 

Этот период характеризовался систематизацией научных знаний, накопленных в течение веков, усилением культурного обмена между странами, распространением греческого языка как официального языка греческого мира, открытым характером греческой культуры, которая все более становится культурой интеллектуальной элиты. Во многих завоеванных городах устраивались общественные школы, где мальчиков учили на греческий лад, строились театры, стадионы, ипподромы. Вместе с греческими богами почитались Исида, Осирис и другие восточные божества, в честь которых воздвигались храмы. Эллинистические цари насаждали, по восточному обычаю, царский культ. Некоторые города превращались в крупнейшие культурные центры, соперничавшие с греческими. Так, в Александрии Египетской была создана огромная библиотека, которая насчитывала около 700 тыс. свитков. Крупные библиотеки были в Пергаме и Антиохии.

Империя была крайне непрочным образованием. В нее входили области, очень отличающиеся друг от друга и в экономическом, и в культурном отношении. Их население исповедовало разные религии. В состав эллинистического мира вошла территория классической Греции (включая Великую Грецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток, т. е. Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая).

После смерти Александра держава была поделена между преемниками легендарного завоевателя — полководцами, которые вели друг с другом борьбу за власть: Птолемеем Лагом, Антипатром, Антигоном Одноглазым, Селевком и др.

 

 

Рис. 24

 

В системе эллинистических государств можно выделить две крупнейшие сверхдержавы, самые большие по территории, самые сильные по своему военно-экономическому потенциалу и самые влиятельные во всем мире эллинизма: Египетское царство, где правила династия Птолемеев, и держава Селевкидов (в конце III в. до н. э. стала называться Сирийским царством). Крупными и влиятельными государствами эллинистического мира были Македонское царство, где правила династия Антигонидов, Пергамское царство, где утвердилась династия Аталлидов. Возникли ряд эллинистических государств: Вифиния, Пергам, Каппадокия, Понт, Этолийский союз, Ахейский союз, представлявших собой своеобразное единение восточных деспотий и греческой полисной системы.

Помимо этих государственных образований в эллинистической ойкумене было множество мелких полисов и государств иного типа, которые не играли первых ролей в политике, но принимали участие во многих политических коалициях, являлись культурными центрами, желанными союзниками, т. е. играли свою роль в жизни эллинизма. Афины, Спарта, Фивы, мелкие полисы Балканской Греции и островов Эгейского моря, Гераклея, Синопа, Херсонес, Ольвия, Тарент и многие другие принадлежали к этой категории мелких государств. Сложные отношения между всеми этими крупными, средними и мелкими государственными образованиями и составили конкретную историю эллинистического мира как некоей политической целостности. Однако в этой общей системе взаимоотношений основную роль играли четыре великие державы эллинистического мира: Птолемеевский Египет, держава Селевкидов, Пергам и Македония, к которым тяготели многие другие государства.

Система государственной власти в условиях эллинизма выглядела следующим образом. Во главе стоял монарх, имевший свои земли, постоянную армию и централизованную администрацию. Но города с приписанными к ним сельскими территориями сохраняли самоуправление. Правда, размеры городских земель зависели от царя, полис терял право вести самостоятельную внешнюю политику, а за его внутренними делами следил царский чиновник.

Новые порядки давали некоторые преимущества: обеспечивали большую безопасность в неспокойной политической обстановке той эпохи, полису легче было устанавливать связи с другими областями государства. И все-таки отношение к монархической власти было неоднозначным. В определенных ситуациях города поддерживали ее, но она вызывала и сопротивление, особенно на территории собственно Греции, где слишком сильны были традиции демократии.

Внутри эллинистических государств не было настоящей стабильности: время от времени их потрясали династические войны, конфликты между городской знатью и царской администрацией, борьба городов за полную автономию и выступления социальных низов против налоговой системы. Ситуация усугублялась тем, что уже в III в. до н. э. молодая воинственная римская цивилизация начала наступление на эллинский мир, завоевывая одно государство за другим. В 196 г. до н. э. Рим провозгласил «свободу» греческих полисов, т. е. ликвидацию монархического строя — лозунг, имевший определенную популярность у греков. Римские гарнизоны размещались теперь в крупных городах Эллады, Рим определял границы государств, вмешивался во внутренние дела полисов. Союзы полисов были распущены, вместо демократии установлена олигархия, огромное число людей продавалось в рабство и вывозилось из страны.

И в 30 г. д.н.э. пало последнее сохранившее независимость, эллинистическое государство – птолемеевский Египет. На востоке эллинистические образования захватила могущественная Парфия.

Так заканчивается история Древней Греции, оставившей миру уникальные культурные достижения. Они легли в основу европейской цивилизации более позднего времени.

 

Особенности греческой культуры.

В Греции возникла новая система духовных ценностей. Ее основными параметрами были рационализм мышления, сознание ценности человеческой личности, прославление активности, смелости и умения человека в борьбе с природой, чувство неразрывной связи гражданина и полиса, понятие свободы как высшей нравственной категории.

Греки разработали оригинальную религиозную систему, в которой трактовка божества коренным образом отличалась от принятой в большинстве древневосточных религий. По греческим понятиям, божество- это могущественное существо, но и оно, в свою очередь, подчиняется высшей силе — судьбе. Для грека божество близко человеку, его конечное назначение — помогать людям в их трудной жизни, а не использовать лишь для служения себе. Боги близки людям еще и потому, что, по представлениям греков, они могут вступать в брачные отношения со смертными людьми, и от этих смешанных браков рождаются герои, люди-полубоги, совершающие блистательные подвиги, уничтожающие враждебные людям существа. Боги постоянно вмешиваются в дела людей, но и люди с помощью жрецов-предсказателей узнают о божественной воле. Эти предсказатели (оракулы) жили при храмах. Наиболее известными были храмы Зевса в Додоне (Эпир), Аполлона в Дельфах (Фокида), Аполлона в Дидимах (около Милета).

Греки представляли своих богов в образах красивых людей, которые живут в благоустроенных храмах. Эти представления о божествах вдохновляли скульпторов и архитекторов на разработку мужских и женских образов в скульптуре. Образ прекрасного бога в человеческом облике, а его храма как совершенного жилища стали исходными пунктами развития греческой скульптуры и архитектуры. Совершенства в создании скульптур, изображающих богов и героев, достигли Пракситель, Поликлет («Раненая амазонка», «Дорифор»), Мирон («Дискобол», «Афина и Марсий»), Фидий («Афина Парфенос», «Зевс Олимпийский»). В смутном, тревожном IV в. д.н.э. выдающиеся скульпторы отражали в своих произведениях страсть, глубокие сомнения, скорбные переживания, беспокойство, борьбу с враждебными силами. Именно тогда были созданы Скопасом «Битва греков с амазонками», Праксителем «Отдыхающий сатир», «Афродита Книдская», Лиссипом «Апоксиомен», «Отдыхающий Гермес».

 

 

Рис. 25. Пракситель, Апполон, убивающий ящерицу

 

 

Рис. 26. Фидий, Афина Парфенос

 

 

Рис. 27. Ника Самофракийская

 

 

Рис. 28. Мирон, Дискобол

 

 

Рис. 29. Поликлет, раненая амазонка

 

 

Рис. 30. Лисипп, отдыхающий Гермес

 

 

Греческие архитекторы возводили великолепные храмы, используя новейшие достижения в технике. Храм имел прямоугольную форму, двускатную крышу, которую поддерживали колонны, украшенные статуями и рельефами фронтоны. Самым совершенным образцом греческого храма является Парфенон в Афинах. Высшее достижение греков в градостроительстве – концепция регулярного города.

 

 

Рис. 31. Парфенон

 

 

Рис. 32. Храм Деметры

 

 

Рис. 33. Храм Ники Аптерос

 

 

Рис. 34. Эрехтейон

 

 

Греки любили рассказывать и о своих богах, об их вмешательстве в мирские дела, о сложных взаимоотношениях между ними. Эти сказания и легенды (по-гречески «мифы») породили богатую мифологию, из арсенала которой греческие поэты, живописцы, скульпторы, философы черпали сюжеты для своих произведений. Среди великих философов, которая Греция подарила Европе и миру – представители Милетской школы (Фалес, Анаксимен), Гераклит Эфесский, Демокрит, Пифагор, Парменид, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и другие. Они размышляли о происхождении и устройстве окружающего мира, о человеке, об обществе и государстве. В VIII—VI вв. до н. э. рождается греческая литература. Знаменитые имена Гомера, Гесиода, Анакреонта, Эзопа, Тиртея, Сафо, Алкея, Пиндара составляют цвет ее раннего периода. Аристофан, Софокл, Еврипид, Эсхил, Менандр – создатели комедий и трагедий более позднего периода. Геродот и Фикидид – имена прославленных историков, которые знакомы всем со школьных лет.

Светский характер греческой культуры, которая была пропитана полисными ценностями, воспевала ценность человеческой личности, утверждала важность физической культуры и спорта наряду нравственным совершенством и высоким интеллектом (калокагатия, гармоничное соединение двух начал) меняется в эпоху эллинизма. Повышается роль религии. Идет поиск новых религиозных форм и идей, обнаруживается тяга к монотеизму. Если раньше ярко проявлялось агональное (состязательное) начало: проявление личных качеств посредством игровых соревновательных действий, имеющих своей целью общее благо, а не выигрыш отдельных индивидов, то теперь в эпоху кризиса полисных ценностей ясно ощутим подрыв основ коллективизма, проявления индивидуализма, появление интереса к отдельной личности, рост самосознания.

В эллинистическую эпоху возникает несколько мощных культурных центров всего эллинистического мира - Александрия Египетская, Антиохия, Пергам, Сиракузы. Это - столицы эллинистических государств. Грандиозные и роскошные постройки, которые их украшают, зачастую свидетельствовали об утрате чувства прекрасного, свойственного классической эпохе.

 

 

Рис. 35. Пергам. Алтарь Зевса

 

Наряду с этим в духовной жизни периода эллинизма наблюдается выдающиеся достижения в области науки, которая выделилась в отдельную сферу человеческой деятельности. Это касается астрономии, математики, медицины, гуманитарных наук. Такой взлет оказался возможен присистематизации научных знаний, накопленных в течение веков. Ему способствовал усиленный культурный обмен между странами. Ученые легко понимали друг друга, так как на пространстве эллинистического мира греческий язык (койне) был официальным языком, а сама греческая культура становилась благодаря своему открытому характеру культурой интеллектуальной элиты.

На смену эллинистическому периоду в развитии греческого общества придет иная эпоха. Она будет связана с утверждением христианских ценностей. Но блестящие достижения античности никогда не будут забыты и станут основой развития общества на следующем этапе. Откроется еще одна новая страница в истории Европы.

 

Основные выводы.

1.  Начало греческой истории – крито-микенская эпоха XXX-XXII вв. д.н.э., которая была связана с бронзовым веком. Именно тогда на острове Крит, а позже на материковой Греции возникают дворцы как центры государств, создавших удивительную культуру, где божественное и человеческое было тесно переплетено. Тип государств на Крите считают теократией.

2.  После крушения микенской государственности в результате нашествия северных племен на территории материковой Греции наступил период глубокого упадка (гомеровский период XI-IX вв. д.н.э.). Важнейшим приобретением нового общества стала техника выплавки и обработки железа, что подготовило взлет греческого общества, произошедший в результате развития самоуправляющихся общин свободных земледельцев существовавших в условиях автаркии. Экономической основой общин было натуральное хозяйство.

3.  Широкое применение железных орудий труда привели к изменениям жизни греческого общества, ярко проявившихся в архаическую эпоху (VIII-VI вв.д.н.э.). Именно тогда в результате «великой греческой колонизации» широко раздвинулись горизонты греческого мира. Колонизация способствовала переходу к товарно-денежному хозяйству, совершенствованию ремесла и сельского хозяйства, развитию мореплавания и морской торговли. Она изменила социальную структуру полиса, где стали выдвигаться на первый план торгово-ремесленные слои, меняя тем самым политическую направленность полиса от аристократии через тиранию к демократии. Сформировались основные черты античного общества: полисная система как основы суверенитета народа и демократии, классическое рабство. Было положено начало формированию культурных традиций, главными ценностями которых является человек.

4.  Расцвет Древней Греции наступил в классическую эпоху (V-VI вв. д. н.э.). Греко-персидские войны доказали жизнеспособность и перспективность развития гражданских общин, главными из которых стали полисы Спарты и Афин. Имея различные политические модели существования, олигархию и аристократию, различные социально-экономические условия (аграрный полис и торгово-ремесленный полис), два центра, объединив союзников, вступили в затяжной конфликт. Он ослабил и разорил всю Грецию. На фоне стремительного развития товарно-денежных отношений (что позволяет говорить об античном капитализме), классического рабства, греческое общество вступило в полосу кризиса. Это был кризис полисной системы в целом: он затронул и политическую, и социально-экономическую и духовную сферы.

5.  Объединить Грецию смогла Македония, сплотив общество на идее борьбы с Персией. Империя Александра Македонского, созданная в результате победоносных походов, стала стремительно разваливаться после смерти великого полководца. Эллинистический период (IV-I вв. д.н.э.), когда происходило насильственное соединение греческого и восточного мира в единую систему государств, стал завершающей главой истории Древней Греции, судьба которой продолжилась уже в составе Римской державы. Однако великая греческая культура стала основой для формирования европейской цивилизации.

 

studfiles.net

Тематический конспект по теме «Эллинистический период Древней Греции»

Тематический конспект по теме

«Эллинистический период Древней Греции»

Характеристика исторического периода, после 323 г. до н.э. Искусство эллинизма – искусство огромных государств, образовавшихся после распада державы Александра Македонского. Специфика эллинистического искусства не только в исключительно интенсивном развитии всех художественных форм, но прежде всего в их связи как с греческими, так и с «варварскими» принципами  культуры. Различают периоды раннего, высокого и позднего эллинизма. Территориально эллинистическое искусство было распространено в широких рамках преимущественно восточного Средиземноморья. После ожесточённой борьбы диадохов за власть в первые два десятилетия раннего эллинизма образовались крупные монархии: Македонская, Геллеспонтская, Переднеазиатская и Египетская.

В период раннего эллинизма большую роль играли задававшие тон и управлявшие монархиями греки, оттеснявшие на второй план стремившуюся к власти местную знать. Это нашло отражение в характере многих памятников раннего эллинизма, ещё сохранявших традиции классического искусства.

Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточёнными пуническими войнами, отвлекавшими внимание Рима от восточных областей Средиземноморья, и длился до завоевания римлянами Македонии в 168 г. до н.э. и разрушения ими Коринфа. В эти годы процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство при Атталее (241-197 гг. до н.э.), создавались величественные памятники птолемеевского Египта. Характерно появление в искусстве особенно патетических и драматических образов, сочетание в искусстве трагических и идиллических тем, гигантизма и камерности, широкое развитие садово-парковой декоративной скульптуры.

В искусстве позднего эллинизма ярко выступила противоречивость действительности, глубокая внутренняя дисгармония жизни в эллинистических городах. Обострилась борьба эллинских  и «туземных» местных идей, вкусов и настроений, гипертрофированный индивидуализм сопровождался яростной борьбой за власть.

Искусство эллинистической эпохи было тесно связано с наукой и техникой, естествознанием и философией, литературой и религией того времени (Архимед, Эвклид, Эратосфен, Аристарх Самосский, Зенон, Аполлоний Родосский.). Успехи архитектуры во многом зависели от возросшего уровня строительных возможностей, от развития технической и научной мысли. Новшества в сюжетах и в характере стиля живописи, мозаик, скульптуры, вызванные новым отношением к явлениям, были созвучны тому, что находило отражение в философии, религии, литературе эллинизма.

Значительное расширение кругозора эллинов в эту эпоху вселяло в человека чувство мировых просторов (космополитизм), мало знакомое греку классической поры, жившему в рамках города-полиса. Мир оказался лишённым гармонии, управляемый капризной и своенравной богиней судьбы Тюхе. Глубокая противоречивость эллинистической действительности вызвала в искусстве этой эпохи заметные контрасты, проявляясь в выражении чувств то драматических, то лирических.

Архитектура. Бурное развитие зодчества в эллинистическую эпоху связано во многом со стремлением правителей прославить мощь своих монархий в архитектурных памятниках, созданием больших городов в отдалённых районах античной периферии. Огромное количество новых городов возникло в эту эпоху в различных частях античного мира (Александрия, Селевкия, Антиохия и другие). Характер планировки эллинистических городов отличался строгой упорядоченностью. Особенно процветали малоазийские города, служившие центрами оживлённой торговли Востока и Запада, средоточием многих ремёсел и производств, крупными очагами культуры и искусства. В Приене, Милете, Сардах, Магнезии на Меандре, Пергаме воздвигались в это время многочисленные величественные сооружения. Бурное строительство шло и на богатых торговых островах Эгейского моря – Родосе, Делосе, Косе, Самофраке. Грандиозные памятники создавались в построенной Дейнократом Александрии египетской. В целых защиты эллинистические города не только имели мощные крепостные сооружения, но были подчас разделены на кварталы, с собственными оборонительными стенами (Антиохия, Деметриада). Строительные материалы в основном те же, что и в классическую эпоху – мрамор, известняк, дерево, сырцовые и обожженные кирпичи. Постепенно инженерно-строительная сущность сооружения начинала отодвигать на второй план архитектурно-художественный образ памятника. Утрачивалась цельность и органичность содержания, свойственная классическим произведениям, зато усилилось эмоциональное воздействие, рассчитанное на большее количество людей. Сохранилась ордерная система, в которой наметилась тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. В архитектуре восточных районов иногда использовались арки.

Особенно много в эти века сооружалось гражданских зданий общественного назначения – булевтериев и экклезиастериев для собраний, пританеев для заседаний должностных лиц, гимнасиев для обучения юношей. Большое внимание уделялось строительству арсеналов, подземных водосборных цистерн, морских гаваней, доков, волнорезов, маяков и других сооружений. Широкое развитие получила архитектура жилых домов, дворцов и вилл. В строительстве культовых зданий создавались величественные огромные храмы и алтари.

Театр Пергама. Во многих памятниках пергамского акрополя можно заметить новизну художественных форм эллинизма. Театр Пергама имеет особенно крутые склоны зрительских мест. Орхестра кажется маленькой с верхних рядов этого фантастического по своей архитектуре эллинистического сооружения.

Алтарь храма Афины в Приене. 3 в. до н.э. Заметна динамика эллинистических архитектурных форм. Выдвижение вперёд боковых крыльев, украшенных колоннадами.

Храм Артемиды в Магнесии на Меандре. 2 в. до н.э. Эффект захватывания пространства и человека.

Алтарь Зевса в Пергаме. 180 г. до н.э. Приём, использованный в выше указанном храме Артемиды, здесь ощутим ещё сильнее. Величественная ионическая колоннада алтаря Зевса воплощает совершенство и могущество олимпийского пантеона, вырастая из хаотического потока фигур на фризе цоколя. Система расположения рельефа абсолютно не характерна для классического искусства, но воспринимается в этом сооружении гармонично.

Храм Зевса Олимпийского в Афинах (Олимпейон), начат в 6 в. до н.э., закончен при императоре Адриане во 2 в. н.э. Принадлежал к числу самых крупных античных храмов. Диптер размером 41 на 108 м, 20 колонн по продольной стороне, 8 – по фасадам. Здесь впервые применён коринфский ордер, до того встречавшийся только в оформлении внутреннего пространства храмов. До наших дней дошли 15 колонн из пентеллийского мрамора, в общем храм был примером традиции, опиравшейся на достижения классической эпохи.

Башня ветров, сер. 1 в. до н.э. Афины. Небольшая 8-гранная башня, высотой 12,1 м, поставленная на трехступенчатое основание. Башня украшена рельефным фризом с аллегорическими изображениями летящих ветров, который нарушает тектоническую логику архитектурных форм.

Резюме по архитектуре: зодчие эллинизма, не оставившие потомкам глубоких художественных образов, подобных Парфенону или Эрехтейону, превзошли классических мастеров в создании огромных комплексов, стремились решить проблему размещения крупных архитектурных объектов и ансамблей в пространстве.

Живопись. Мозайки. В связи с расцветом строительства широкое распространение получили фрески и особенно мозаики, плохо сохранившиеся до наших дней, о которых сообщают древние авторы. Также некоторое представление о живописи данного периода дают нам копии, выполненные мастерами Рима, Помпей и Геркуланума. Эллинистические мастера и в живописи предпочитали необычные, возбуждающие, тревожившие сюжеты и темы. В мозаиках, украшавших полы жилых домов и общественных зданий в Делосе, Приене, Херсонесе, дворцов в Пеле и других мозаичисты обращались к бытовым сценам из жизни и мифологическим образам. В мозаиках находили отражение разные тенденции: свободная, живописная манера трактовки сюжета или подчёркнуто гармонизированная, тяготевшая к классической продуманности композиции и сдержанности в передаче драматических сцен.

Керамика. В расписной керамике эллинистические мастера преследовали преимущественно декоративные цели, используя не только живопись и рисунок, но чаще рельеф для украшения поверхности. Достоинство видели в усложнении форм (лагиносы, эпихизисы), в изысканности цветовых решений (чернолаковые и краснолаковые сосуды), многофигурности мелких рельефных композиций («мегарские чаши»). В 3 веке до н.э. распространение получила чернолаковая посуда с накладными росписями белой, золотисто-жёлтой, пурпуровой красками, так называемая гнафия. Проявлением своеобразной архаизации явилось некоторое возрождение чернофигурной техники в пределах 3 века до н.э. в вазах группы Гадры из Александрии, служившие пеплохранильницами в  эллинистических некрополях. Своеобразные керамические памятники возникали в эллинистических центрах Великой Греции и Сицилии в 3 веке до н.э. перед завоеванием их римлянами. В Чентуриппе (Сицилия) создавались большие, до полуметра высотой, сосуды, украшенные многокрасочными росписями, не подвергшимися обжигу и потому плохо сохранившимися. В Канозе (юг Апеннинского полуострова) керамисты изготавливали огромные вазы с сильно выступающими рельефными изображениями голов горгоны Медузы или лошадей.

Стекло. В эпоху эллинизма широкое распространение получили стеклянные чаши. В александрийских мастерских появились кубки с двойными стенками, между которыми вставлялись тончайшие узоры из золотой фольги. Создавались чаши из так называемого «мозаичного стекла».

Ювелирные изделия. На широко распространённых в эллинистических монархиях резных камнях из драгоценных и полудрагоценных пород (геммах и камеях) изображались мифологические сцены и портреты. В портретных геммах и камеях часто воспроизводились лица эллинистических монархов, определению имён которых сейчас помогают не менее точные и художественные их изображения на монетах. Резчикам удалось достичь высокого совершенства как в передаче портретных черт лица, так и в использовании природных качеств красивых многослойных сардониксов (камея Гонзага из ГЭ, 3 в. до н.э.)

Скульптура. Общая характеристика. В скульптуре эллинистической эпохи можно видеть продолжение, дальнейшее развитие тенденций, которые проявились в работах великих мастеров 4 века до н.э. Темы Праксителя приобрели характер подчёркнутой чувственности, а пафос Скопаса выразился в повышенной драматичности многих эллинистических изваяний.

В года эллинизма сформировались различные скульптурные школы: александрийская, родосская, аттическая, пергамская. Развитие получила декоративная скульптура садов и парков, возникших вокруг многочисленных дворцов эллинистических правителей (монархов). Часто обращались к образу Афродиты, изображая богиню кокетливо жеманной и стыдливой. В это время былое величие классического божества утрачивалось. В густой зелени садов и парков можно было встретить статуи нежно обнявшихся Амура и Психеи, старого и молодого кентавров и много других приземлённых, небожественных образов и героев. Впервые появляются изображения пожилых людей, старух и стариков, также и младенческий возраст.

Важно. Скульпторы стремились к передаче портретной характеристики, черт характера, стремились передавать чувства. Именно в эпоху эллинизма особое развитие получил греческий скульптурный портрет.

Ника Самофракийская, конец 4 в. до н.э. Одно из самых известных и впечатляющих произведений ранней эллинистической пластики. Статуя дошла до нас сильно повреждённой, фигура стояла на высокой отвесной скале, на пьедестале в виде передней части боевого корабля. Образ полный ликующего чувства победы. Этот памятник даёт пример нового пластического решения, - более сложное понимание движения, различный подход в трактовке пластических форм каждой детали образа. Общее движение фигуры богини носит сложный винтообразный характер, что способствует эмоциональной выразительности образа. Складки развивающейся одежды играют большую роль в образно-пластической характеристике. Здесь проявляется одна из отличительных черт эллинистического искусства – грандиозность, титанизм, впечатляющая недосягаемость образа. Образ полон оптимистического звучания, что нехарактерно для патетики и драматизма других эллинистических произведений.

Саркофаг Александра (Сидонский саркофаг). Мраморный саркофаг местного правителя с рельефами работы греческих мастеров. На двух продольных сторонах длиною в 2.30 метра изображены сцены битвы между греками и персами, сцены охоты на львов с участием греков и персов. Скорее всего образцом служил фриз Галикарнасского мавзолея, изображающий сцены битвы греков с амазонками. Здесь становится явным типичный для эллинизма принцип общего живописного целого (масса фигур сливается в единое целое). Живописность рельефа усиливалась раскраской, роль которой направлена на усиление эмоционального эффекта, также важную эмоциональную роль играют выражения лиц.

«Девушка из Анцио», середина 3 в. до н.э. близка к направлению, продолжившему традиции творчества Праксителя. Сохранился мраморный греческий оригинал. В отличие от классической эпохи более подробно трактованы аксессуары, очень свободная, без тенденции к красивости, передача одежды, что не привело к измельчанию образа, но способствовало его конкретизации и усилению жизненности. Складывается общее впечатление удивительной красоты и свежести, что сближает данное произведение с лучшими памятниками классической эпохи.

Голова девушки с острова Хиос, конец 4 в. до н.э. Греческий мраморный оригинал, принадлежащий к тому же направлению, что и «Девушка из Анцио». Тончайший лиризм образа, необычайное по своей мягкости выражение внутреннего чувства. Мастер достиг совершенства в обработке камня, - контур лица девушки кажется тающим.

Бронзовая статуя мальчика, скачущего на лошади, конца 2-го в. до н.э. Памятник был обнаружен на дне моря около острова Эвбея. Характерное изображение детского лица, что не встречалось в классическую эпоху. Образ лишён даже малейшей условности и идеализации. Общее композиционное решение, техника исполнения литья из бронзы отличаются высоким совершенством.

Афродита Милосская, 3-2 вв. до н.э. Скульптор Александр (Агесандр). Статуя была обнаружена острове Мелосе. Данный памятник имеет спорную датировку, так как образ несёт в себе много черт классического искусства: возвышенная красота, одновременно женственный и в то же время мощный образ. Автор сумел осознать идеал высокой классики, когда красота образа была неотделима от его высокой нравственной силы.

Характеристика эллинистического скульптурного портрета. В области скульптурного портрета эллинистическое искусство по сравнению с классикой делает важный шаг вперёд. Новые принципы портретного искусства: ослабление идеальной обобщённости образа, интерес к передаче натуры, обращение к внутреннему миру человека.

Портреты Аристотеля. Изображения великого мыслителя отличаются детальной передачей характерных особенностей внешнего облика модели, стремлением к воплощению духовного облика. Всё это сильно отличает портреты Аристотеля от портретов философов 4 века до н.э.

Портрет Менандра, кон. 4-нач. 3 в. до н.э. В данном портрете известного драматурга более индивидуально переданы черты тонкого нервного лица, детальнее раскрывается его внутренний облик (черты раздумий, грусти, усталость) – всё это свидетельствует об отходе от классических канонических принципов обобщённого образа греческого философа.

Демосфен, скульптор Полиевкт, ок. 280 г. до н.э. Пример зрелого эллинистического портрета, к сожалению дошедшего до наших дней в римской копии. Статуя афинского оратора выполнена в 280-279 годах до н.э. (спустя около 40 лет после смерти Демосфена). Полиевкт отказался от идеализации в передаче индивидуальных черт лица Демосфена, трактуя их с ярко выраженным портретным сходством. Перед нами образ человека, исчерпавшего все свои силы в бесплодной борьбе (сознание бессилия, горечь и разочарование).

Портрет философа (поэта), 3-2 вв. до н.э. Бронза. В бюсте неизвестного философа в Неаполитанском музее читается глубокая передача духовного облика человека, который изображен в состоянии крайнего эмоционального напряжения.

Терракотовые статуэтки. В этих произведениях мелкой пластики нашли отражение лучшие качества раннеэллинистического периода.

Живопись. В раннеэллинистическую эпоху на территории материковой и островной Греции были созданы замечательные памятники живописи. В доме Фавна в Помпеях была найдена прекрасная мозаичная копия с прославленной картины живописца Филоксена из Эритреи (к. 4-н. 3 в. до н.э.). Картина эта, исполненная по заказу правителя Афин Кассандра, изображала битву между Александром Македонским и Дарием при Иссе. Яркие черты искусства – трактовка темы в драматическом плане, патетический характер образов.

«Ахилл среди дочерей Ликомеда», роспись из дома Диоскуров в Помпеях - пример композиции на мифологический сюжет. Данная роспись восходит к оригиналу работавшего в 3 в. до н.э. живописца Атениана из Фракии. И снова перед нами драматичная трактовка темы, динамичное построение всей композиции.

«Медея», знаменитая картина Тимомаха из Византия (снова копия из Геркуланума). Мы видим Медею перед убийством детей, в её душе борются противоречивые чувства, любовь к детям и желание отомстить Язону. Тимомах – мастер глубого психологического раскрытия образа.

Мозаика «Дионис» с Делоса. Увенчанный венком крылатый Дионис.

nsportal.ru

Греция 🇬🇷 Эллинистический период, Александр Македонский, завоевание Римом

Подчинение Греции Македонией и дальнейшие завоевания Александра Македонского на востоке открыли в греческой истории период эллинизма. Огромная империя, созданная Александром, оказалась недолговечной и рухнула сразу же вслед за его гибелью в 323 г. до н.э. Последовавшая за этим борьба между полководцами завоевателя и их потомками – эпигонами – закончилась созданием нескольких независимых эллинистических государств, крупнейшими из которых были собственно Македония, государства Селевкидов и Птолемеев.

Для этого периода истории Греции характерно создание военизированных союзов (Этолийский союз, Ахейский союз) и государств (Македония, Спарта), которые оспаривали между собой превосходство в Греции. Государства эти в основном были монархиями или олигархиями. Пытавшиеся бороться с Македонией Афины несколько раз организовывали союз для борьбы с завоевателями. Вспыхнувшая сразу после гибели Александра Ламийская война завершилась победой Македонии, расправившейся с греческими демократами. Второе поражение, в Хремонидовой войне (267-261 гг.), привело к полному поражению Афин и зависимости их от Македонии.

Тем не менее, восстановить контроль над всеми Балканами Македония так и не смогла. Ей пришлось бороться с двумя сильными союзами – Ахейским и Этолийским – действовавшими в разное время то совместно, то порознь. В Ахейский союз входила большая часть Пелопоннеса (исключая Спарту, присоединившуюся к союзу лишь в 192 г.) и самые крупные города: Коринф, Мегара, Сикион. Этолийский союз, помимо собственно Этолии, включал в себя большую часть Средней Греции (исключая Афины), южную Фессалию и некоторые другие города. Эта борьба за власть приводила к страшному опустошению: разрушались города, разорялись пахотные земли и пастбища, жители продавались в рабство. Привлекавшиеся этолийцами пираты также грабили и опустошали греческие поселения, массово угоняя в рабство население. Из одной лишь области Лаконики в рабство было продано около 50 тысяч человек. Результатом же этой борьбы была медленная агония полисов, сопровождавшаяся разорением средних слоёв населения, ростом числа бедноты, волнения которой постепенно становились обычным делом.

После того, как римляне нанесли Македонии решающее поражение в сражении при Киноскефалах (197 г до н.э.), их вмешательство во внутригреческие дела и поддержка олигархических слоёв против демократов стали постоянными.

Провозглашённая римским полководцем Фламинином во время Истмийских игр 196 г. "свобода" Греции сделала Рим весьма популярным в Греции, хотя и на непродолжительный срок. Фактически, с этого времени Греция находилась под влиянием Рима постоянно. После утверждения в Риме империи (в 27 г. до н.э.) Греция превратилась в римскую провинцию Ахайю (исключая Афины, номинально продолжавшие считаться вольным городом), которая практически ничем не выделялась между других провинций Римской империи. Впоследствии Греция стала ядром Восточной Римской империи – Византии.

www.o-greece.ru

Второй и третий эллинистические периоды (281—30 гг. до н. э.)

Влияние Балканской Греции, бывшей прежде центром зарождения и бурного развития уникальной греческой культуры и искусства, постепенно слабело. Этому способствовали непрекращающиеся династические распри, народные волнения и значительный отток населения. Вновь образованные государства на Востоке привлекали переселенцев заманчивыми возможностями: строились большие города, быстро развивалась торговля, ремесла и земледелие.

 

Египет, где управляла династия Птолемеев и Сирия, держава Селевкидов доминировали в восточных землях. Эти могущественные эллинистические царства с хорошо развитой экономикой занимали огромные территории, обладали мощным военным потенциалом и оказывали жесткое влияние на политику других стран.

3 периода Эллинистической эпохи

Эллинистическая эпоха весьма условно разделена на три основных периода.  Первый период – это зарождение и формирование общей эллинистической культуры, возникшей благодаря слиянию культур завоеванных стран с культурой Греции. Второй период – эпоха бурного развития эллинистического мира, постепенно сменившаяся кризисом и упадком в третьем периоде.

 

Второй период в эллинистической эпохе стал временем стремительного подъема и расцвета во всех сферах экономики, науки и искусства за счет продолжающегося освоения восточных территорий. Строительство величественных дворцов, развитие военной техники и мореплавания способствовали активному развитию математики, геометрии, астрономии, механики, географии. Греки, прибывающие из полисов Балканской Греции в надежде на лучшую долю, смогли преодолеть ограничения полисного строя и достаточно успешно ассимилироваться на новых землях. Восток дал «глоток чистого воздуха» измученному многочисленными конфликтами и войнами греческому народу. Прогресс стал неизбежен благодаря изменению ментальности, расширению мировоззрения людей, принятию ими новых условий жизни и древних традиций местного населения, слиянию различных культур и обычаев. 

 

Правители эллинистических держав желали видеть свои столицы крупными культурными центрами. Богатая казна позволяла щедро финансировать музыкантов, поэтов, художников, скульпторов и ученых. Рукописям и научным трудам требовалась некоторая систематизация и помещения для хранения. В Александрии, столице Египетского царства, ставшей сердцем духовной и научной жизни Средиземноморья, под покровительством правящих Птолемеев создается первая библиотека – крупнейшее собрание уникальных древних рукописных книг. Библиотека входила в состав музея (museion – храм муз), в котором находились аудитории, кабинеты, коллекции. Известнейшие ученые занимались здесь астрономией, математикой, медициной, ботаникой, зоологией, филологией и другими науками. В этом музее Эвклид создал свой труд – «Элементы», а грек Эратосфен открыл способ определения окружности Земли. Среди других прославленных ученых, работавших в библиотеке, наиболее известны Аристарх, Аполлоний Родосский, Архимед, Каллимах и Эвклид. 

Взаимопроникновение эллинской и древневосточной культур

Немаловажным моментом развития эллинизма было взаимопроникновение именно эллинской и древневосточной культур. Этот процесс развития проходил в совершенно новых условиях и претерпевал еще большие изменения по сравнению с прошлым периодом. Объединение древневосточных и греческих начал дало ценнейшие результаты в таких отраслях как мировоззрение и философия, наука и религия. Культура эллинов объединила в себе все достижения греческого полиса и древнего Востока, занимая при этом доминирующее положение.

Культурные ценности эллинизма  и роль греческого языка

Греческий язык был общепризнанным на всей обширной территории империи Александра. В первую очередь, на нем общались все образованные люди эллинистического общества, создавая тем самым предпосылки для развития нового направления в литературе греков. Также греческий язык стал родным и для образованной социальной прослойки порабощенных народов, подвергшихся активной эллинизации. 

 

Культурные ценности эллинизма развивались,в первую очередь, благодаря ее непосредственным носителям – грекам и определялись теми достижениями периода 5—4 вв. до н. э, которых они достигли в театральном искусстве, градостроительстве , скульптуре , философии, архитектуре  и т.д . Влияние на культуру эллинов древневосточных традиций выражалось, в основном, в обогащении ее совершенно новыми идеями, такими как глубокий индивидуализм и мистицизм в философии, а также  новыми знаниями в области таких наук, как медицина, астрономия и т.д.

Философия и религия

Всеобщие преобразования в эллинистическом мире коснулись и религии. Культы древних греков находили свое место на Востоке, а восточные проникали, в свою очередь, в Грецию. По прямому указанию правителей возникали даже новые культы, которые должны были быть приемлемы как для коренного, так и для пришлого населения. Контроль в сфере религиозной жизни облегчал элите процесс управления народом.  Философское воззрение также подвергалось изменениям. Поменялось мироощущение людей, появилась идеология космополитизма. Человек стал чувствовать себя не частичкой ограниченного общества и пространства, а полноценным членом огромного государства и даже всего эллинистического мира в целом.

 

Литература Литература также существенно изменилась. Она стала намного популярнее в народе. До наших времен дошло множество литературных творений эпохи эллинизма. Изменения коснулись и литературных жанров. Получили развитие научно-исторические труды, появились романы-утопии социального характера и буколические комедии (идиллии), которые ставили в театрах, имеющихся почти во всех городах. 

Строительство и архитектура

Строительство и архитектура в эллинистический период достигли своего расцвета. Крупные населенные пункты стали строиться по принципам регулярного градостроительства. Это упорядочивало планировку городов. Получило развитие монументальное строительство. Такие чудеса света, как Александрийский Маяк и Колосс Родосский, появились именно в эллинистический период. Кроме этого стали популярны скульптурные произведения, расширялась сеть школ этого вида искусства. 

Научная мысль

Научная мысль эллинистического мира также не стояла на месте. Наибольшего развития достигли естественные и гуманитарные науки. Началось разделение научных дисциплин. В отдельные группы были выделены математика и механика, медицина и ботаника, астрономия и география, филология и история.

Экономика и социальная сфера

И конечно, радикальным изменениям подверглись экономика и социальная сфера. Интенсивные торговые отношения, развивающиеся между Востоком и Западом, привели к расцвету экономики эллинистического мира, кроме этого, явная избыточность ресурсов способствовала торговым взаимосвязям. Восточные регионы быстро влились в общее экономическое пространство, с готовностью приняв весь рационализм принципов греческой экономики. 

Развитие и процветание эллинизма

В результате всех завоевательных походов Александра Македонского, мир пришел к развитию и процветанию, а не к разрушению, как в случае других вооруженных конфликтов. Как видим, эллинистический период становится одним из самых плодотворных в истории древнего мира, временем, когда человечество шагнуло далеко вперед в своем развитии. Объединение Восточных и Западных земель способствовало взаимопроникновению культур, обогатило тысячелетний опыт развития двух разных миров и привело в итоге к благим последствиям. В этом главное достижение эллинизма.

Падение эллинистического мира

Однако, не все так гладко было, как хотелось бы правителям. Восточные эллинистические государства основывались на покоренных народах. У власти везде стояли греки, а управляемый ими народ принадлежал к другой национально-этнической группе. Эта раздвоенность, отдаленность руководящей верхушки от народа явилась причиной падения и, в конечном итоге, распада эллинистического мира.

 

Национальная и религиозная неприязнь, все возрастая, создавали нестабильную обстановку, социальную напряженность в обществе и выливались в открытые конфликты и столкновения. Междоусобные войны, политические и династические распри вносят свою лепту в процесс упадка державы. Эллинистические государства постепенно угасают и к середине второго века до нашей эры начинают распадаться на отдельные части (Греко-Бактрийское царство, государство Селевкидов).

 

Великие державы, расположенные на Западе и Востоке (Рим и Парфия), умело воспользовались этой ситуацией. На фоне общего ослабления эллинистического мира, Рим, в череде военных операций, одерживает победу над Македонией и греческими государствами, расположенными на Балканском полуострове. В результате этих войн, во 2 в.– первой половине 1 в. до нашей эры, Средиземноморские государства эллинистического мира, вплоть до Евфрата, оказываются под властью Рима. Парфия, в свою очередь, подчиняет себе восточно-эллинистические государства, расположенные на территории Средней Азии, Ирана, Месопотамии. Ее западные рубежи доходят теперь до Евфрата. В 30-х гг. до нашей эры, Римская империя покорила Египет, и это явилось окончательным крахом эллинистического мира, а вместе с ним и всей эллинистической эпохи в древнегреческой истории. 

Теги: Второй и третий эллинистические периоды (281—30 гг. до н. э.)

www.ilovegreece.ru

Греция в эллинистический период.

Количество просмотров публикации Греция в эллинистический период. - 452

В Греции началось обезлюдивание: греки отправлялись на Восток, привлеченные неожиданно открывшимся богатством и роскошью этих областей, свою роль сыграли роль и регулярные войны с Македонией. В Балканской Греции после смерти Александра постоянно вспыхивали восстания, особую активность проявляли города Северного Пелопоннеса, в частности Сикион и Аргос, в связи с этим македонцам становилось всœе труднее удерживать отдельные области.

В Греции усилились этнические союзы, среди которых выдвинулся Этолийский союз, занимавший запад Средней Греции и, в отличие от Афинского и Пелопоннесского, являвшийся федерацией на базе суверенитета входивших в него областей, то есть был вполне демократичен. На севере Пелопоннеса на антимакедонской базе возродился Ахейский союз, имевший олигархическую направленность и подчинивший почти весь полуостров. Он фактически взял на себя функции гегемона, которые ранее выполнял Пелопоннесский союз.

В III в. до н. э. имели место попытки реформировать государственный строй Спарты. Молодой спартанский царь Агис IV (245-241) выступил за возрождение Ликургова строя. Герусия высказалась против нововведений, сводившихся к переделу земли, уравнению в собственности, гражданских правах и т. д. Агис выступил в народном собрании с предложением разделить земли ста наиболее богатых спартиатов, его самого в том числе, с целью наделить участками неимущих. Аристократия добилась отмены реформ, а Агис был казнен.

Спарта еще сохраняла относительную независимость, когда на смену Агису пришел царь Клеомен III (235-221), вдохновленный теми же идеями. Он действовал более агрессивно, произведя с помощью наемников политический переворот и упразднив институт эфоров. Поддержанный народным собранием, Клеомен разогнал герусию и наделил граждан землей, отменив крупные долги. Его действия вызвали широкое демократическое движение на Пелопоннесе, поскольку в других областях люди захотели повторить реформы царя. Ахейский союз с помощью недавнего врага, Македонии, разгромил войска Клеомена, претендовавшего на объединœение Спарты и восстановление ее могущества на полуострове. Клеомен бежал в Египет и там покончил жизнь самоубийством, а Спарта вошла в состав Ахейского союза, и всœе реформы были отменены.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в Греции в эллинистическую эпоху продолжались внутренние междоусобицы и борьба союзов, постоянно и разрушительно истощавшие силы греков.

Возвышение Македонии. Македония, расположенная к северу от Балканской Греции, отставала в своем развитии от передовых греческих полисов. Здесь были благоприятные условия для земледелия и скотоводства, богатые внутренние ресурсы, которые позволяли удовлетворять потребности населœения без активной внешней торговли. По этой причине здесь развитие товарно-денежных отношений шло медленнее, чем в Греции, и затрагивало лишь отдельные районы и верхушечные слои населœения(Из Македонии вывозили необходимый для строительства флота корабельный лес и металлы.). По своему общественно-политическому строю Македония еще в IV в. до н.э. сохраняла много архаических черт. Основную массу населœения составляли земледельцы и скотоводы, своим трудом добывавшие средства к существованию и пополнявшие ряды македонской пехоты.

Крупные земельные владения были сосредоточены в руках знати, поставлявшей котищу. До IV в. до н.э. в Македонии почти не было ни городов, ни удобных гаваней на морском побережье. Уровень жизни был низким, хозяйство носило преимущественно натуральный характер. Размещено на реф.рфПо политическому строю Македония представляла собой наследственную монархию с сильными пережитками военной демократии. Приход к власти пового царя требовал утверждения собранием воинов. Царь имел неограниченную власть во время похода, но в мирное время был ограничен советом македонской знати.

Уже в V в. до н.э. Македония стала играть некоторую роль в политической жизни Греции. Македонские правители активизируют свою дипломатическую деятельность, стремятся заимствовать достижения греческой культуры, приглашая ко двору представителœей литературы, науки и искусства и оказывая им покровительство. При этом подлинный перелом произошел лишь в IV в. до н.э. Македония не ограничивается более политическим посредничеством и культурными заимствованиями, а начинает претендовать вначале на роль равноправного партнера, а затем и на нечто большее. Эти притязания Македония, связанные с постепенным прогрессом в ее внутреннем развитии, совпали с периодом упадка и ослабления Греции. В решающий момент во главе Македонии оказался правитель, прекрасно оцепивший представившиеся ей возможности н сумевший использовать их для превращения этого государства в решающую силу на Балканском полуострове.

Филипп II, правивший Македонией с 359 но 336 ᴦ. до н.э., узурпировал власть у своего малолетнего племянника Аминты, воспользовавшись своим регентством. Устранив других претендентов на дрестол, он добился отречения Аминты в свою пользу, придав своему правлению видимость законности. Филипп, проведший неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время в Фивах в качестве заложника, многому научился там и впоследствии применил некоторые принципы военной организации Эпамипопда в македонской армии. Это был человек неуемной энергии, инициативный и решительный, твердо, не считаясь со средствами, шедший к намеченной цели. Обладая сам незаурядными полководческими и дипломатическими способностями, Филипп был лишен зависти к чужим дарованиям и талантам, умел подбирать людей и ценить их но заслугам. Он окружает себя способными в различных областях и преданными ему людьми, с помощью которых неуклонно осуществляет поставленные им задачи.

Придя к власти, Филипп припял меры, чтобы обезопасить границы Македонии от беспокоивших ее сосœедей — фракийцев и иллирийцев и укрепить позиции центральной власти и гористой Верхней Македонии, где сильны были сепаратистские тенденции местной знати. Организовав при дворе военную школу для юношей из знатных семей, Филипп готовил себе верных придворных и в то же время мог превратить их в заложников в случае участия их отцов в направленных против него заговорах.

Филипп укрепил и реорганизовал армию, создав знаменитую македонскую фалангу, вооруженную длинными копьями — сариссами, внедряя новые тактические приемы комбинированного действия пехоты и конницы, преследования побежденного врага до его полного уничтожения (Греки обычно довольствовались сооружением трофея (памятника из захваченного оружия) на поле битвы, покинутом противником.) и др.

Упрочив свои позиции в Македонии, Филипп начинает проводить активную внешнюю политику, используя и дипломатические средства, и подкуп иолитических и военных деятелœей Греции, и военную силу. Филипп стремится получить выход к морскому побережью п овладеть богатствами Фракии. Здесь интересы Македонии неизбежно должны были столкнуться с интересами Афин. Не имея достаточно сильного флота͵ способного противостоять афинскому, Филипп действует вначале с помощью хитрости. Он предлагает Афинам помочь им вернуть Амфиполь, откуда незадолго до того был выведен македонский гарнизон, с условием, что Афины не будут чинить препятствий к захвату им ᴦ. Пидны. Поверив обещаниям Филиппа, Афины не пришли па помощь осажденному им Амфиполю, хотя город просил их об этом. К тому же афинский флот занят был в это время, отстаивая интересы Афин против одного из фракийских царьков в районе Херсопеса Фракийского. Взяв Амфиполь, Филипп и не подумал отдавать его Афинам. Это явное вероломство привело к открытию военных действий между Афинами и Македонией. Отвлекаемые борьбой с непокорными союзниками, Афины не могли действовать достаточно активно. Филипп продолжает расширять свои владения. Захватив во Фракии, в районе золотых приисков, ᴦ. Крсниду, он переименовал его в Филиппы(До тех пор в Греции не было принято называть города именем смертного человека. В последующий, эллинистический период это стало распространенным обычаем.). Овладев золотыми месторождениями, Филипп получил в свое распоряжение большие средства.

Вскоре Македонии представилась возможность распространить свое влияние па Северную и Среднюю Грецию. Поводом послужила III Священная война (356 — 346 гᴦ. до н.э.). Началась она из-за обвинœения Фивами, игравшими в это время ведущую роль в Дельфийском культовом союзе (Амфиктионии), группы влиятельных фокидян в святотатстве.

Отказ обвиняемых уплатить возложенный на них штраф привел к объявлению Фокиде Священной войны. На стороне Фокиды выступили Афины, Спарта и правитель ᴦ. Фер в Фессалии. Фивы были поддержаны группой фессалийских городов, враждебных тиранам Фер. Размещено на реф.рфВ ходе борьбы фокидяне, ссылаясь па свои исконные права на святилище, завладели Дельфами и использовали храмовые сокровища на военные нужды, что позволило им набрать большое наемное войско. Противники фокидян, встревоженные их успехами, обратились за помощью к Македонии. Филипп охотно откликнулся на данный призыв и ввел свои войска в Среднюю Грецию. После упорной борьбы фокидяне были разгромлены, исключены из Амфиктионии и должны были выплачивать Дельфам компенсацию за расхищенные сокровища. Отнятые у фокидяп два голоса в Амфиктионии достались Филиппу. Это имело огромное политическое значение — македонский царь, не бывший греком, получил доступ в старинную, освященную древней традицией чисто греческую организацию. Вместе с тем, это создало ему плацдарм для дальнейшего наступления на Грецию. Афины, теснимые со всœех сторон, лишившиеся своих опорных пунктов в Халкидике, рискуя потерять своих последних союзников, вынуждены были пойти на мирные переговоры с Македонией. Филипп, считаясь с наличием пока еще сильного афинского флота и, по-видимому, не желая обострять отношения с прославленным государством Греции, согласился заключить мир (346 ᴦ. до н.э.). Между Афинами и Македонией был установлен дружественный союз. Оба государства обязались обеспечивать безопасность на суше и на море, ведя борьбу с пиратством. Афины сохраняли за собой острова Лемнос, Имброс, Скирос, Евбею. Договариваясь с Филиппом, Афины оставили на произвол судьбы своего союзника — Фокиду, которая вскоре была вынуждена капитулировать.

В Афинах к этому времени четко обозначились две политические группировки, именуемые обычно промакедонской и антимакедонской ʼʼпартиямиʼʼ. Расхождения между ними касались и внешнеполитических вопросов, и отношения к демократическим институтам Афин, по, поскольку угроза со стороны Македонии была страшной повсœедневной реальностью, данный вопрос выступал на первый и дан. Признанным главой антимакедонской политики был оратор Демосфен. Среди сторонников союза с Македонией и даже подчинœения ей были не только деятели, подкупленные Филиппом (хотя таких было немало). Многие из них (прежде всœего Эсхин, Исократ) были убеждены, что только объединœение греческих государств под эгидой сильного правителя позволит положить конец внутренним распрям, междоусобным войнам и восстановить условия мирного и безопасного существования. Проживший долгую, почти столетнюю, жизнь Исократ в своих многочисленных политических произведениях, написанных в форме речей, постоянно ратует за единство Греции и ищет силу, способную это осуществить. Вначале он возлагал свои надежды на Афины, затем на Спарту, и, только убедившись в неспособности какого бы то ни было греческого полиса, достигшего гегемонии, воздержаться от насилий п злоупотреблений и сохранить власть, он обратил свои взоры в сторону Филиппа.

Представители промакедонской группы выражали интересы той имущей рабовладельческой верхушки, которая опасалась за свои богатства, тяготилась бремепем, возлагавшимся на неё демократическим государством, считала несправедливым, что политическое руководство доверяется людям, которые не могут обеспечить себя и стремятся жить за счёт общественной деятельности. Не осмеливаясь открыто выступать против демократических порядков в целом, они критиковали лишь явные недостатки, объясняя ими всœе трудности и внешнеполитические неудачи. По мере того как развивались успехи Македонии, креплп их позиции. Οʜᴎ сулили разрешение всœех проблем в случае осуществления объединœенными силами греков под эгидой Македонии завоевательного похода на Восток. Исократ писал: ʼʼНуждающееся в земле крестьянство... получит обширные пространства земли, бродяги, вместо того чтобы терзать Элладу, найдут применение для своей деятельности в Азии... Победа даст процветание тем, кто останется дома (т. е. дельцам), и богатую добычу воинамʼʼ.

Антимакедонская группа понимала, что победа Македонии принœесет крушение демократической системы правления, в которой были заинтересованы широкие слои населœения не только в Афинах, но и в других полисах Греции. Против Македонии были настроены и представители торгово-денежных кругов Греции, чьи интересы были ущемлены претензиями Филиппа на контроль над важнейшими торговыми путями и захватом им фракийских золотых и серебряных месторождений.

При этом и среди них были люди, порожпвптпе прежде всœего своими богатствами, имевшие широкие связи за пределами своего полиса и тяготившиеся контролем и требованиями с его стороны. Неустойчивой была позиция и демоса, также разнородного по своему составу. Дорожа демократическим строем и всœегда готовый обличать и карать его противников, демос в греческих полисах к этому времени включал немало паразитических элементов, требовавших постоянной помощи от государства и богатых граждан, но не желавших нести: бремя военной службы и позволить хотя бы временно использовать на военные нужды предназначенные для раздач средства. Все же в целом демос наиболее последовательно поддерживал вождей антимакедонской группы и в решающие моменты делал выбор в ее пользу.

Филипп, державший агентуру в греческих полисах, был отлично осведомлен о том, что там происходило, и искусно использовал борьбу различных группировок и деятелœей, в своих целях. Взаимные нападки политических лидеров, обвинœения в ошибках, в использовании своего положения во вред интересам государства в целом, изобличение друг друга в аморальном поведении, шумные судебные процессы — всœе эти черты, характерные для политической жизни того периода, подрывали демократию изнутри, мешали проводить последовательную целœенаправленную политику. Пока греческие полисы были заняты внутренними распрями и междоусобной борьбой, Македония неуклонно шла к поставленной ею цели.

В 339 ᴦ. до н.э. разразилась IV Священная война — опять из-за обвинœения в святотатстве. К этому времени расторгнут был заключенный Афинами с Филиппом в 346 ᴦ. до н.э. мир. Размещено на реф.рфПопытки Афин утвердить свои позиции на Херсонесе Фракийском вызвали активное противодействие Филиппа. Потерпев неудачу при попытке взять осадой Византии, Филипп охотно откликается на призыв возглавить Священную войну против Амфиссы. Воспользовавшись этим, он занял Элатою, ключевую позицию у Фермопил на пути в Среднюю Грецию. Весть об этом потрясла Афины. Было ясно, что Филипп не остановится здесь, что на карту поставлена судьба всœей Греции. Демосфен развил лихорадочную деятельность, сумев склонить афинян и фивапцев забыть долголетнюю вражду и объединить усилия для спасения Эллады. К ним присоединились Коринф, Мегара, Евбея и некоторые другие города. Спарта осталась в стороне.

В 338 ᴦ. до н.э. при ᴦ. Херонее в Беотии произошла решающая битва. Греческая армия была разбита. Страшная паника охватила афинян, Ждали с минуты па минуту вторжения македонской армии. Оратор Гиперид предложил пойти на крайнюю меру — дать свободу рабам, гражданские права метекам, вернзть изгнанников и тем самым пополнить ряды боеспособных. Это предложение было вначале принято, но затем отклонено. При этом Филипп не пошел на Афины. Ему нужен был для выполнения дальнейших планов афинский флот. Вместе с тем, чересчур невыгодно было бы претенденту на господство в Элладе разрушить или даже подвергнуть расправе самый славный ее город. Жестоко наказав Фивы, своего бывшего союзника, за проявленное по отношению к Македонии вероломство, Филипп не только пощадил Афины, по заключил с ними новый мир на весьма умеренных условиях. Афины сохранили в своем владении Саламин, Делос, Самос, Лемнос, Имброс, получили ᴦ. Ороп па границе с Беотией. Но им пришлось отказаться в пользу Филиппа от Херсонеса Фракийского. Филипп возвратил без выкупа взятых в плен при Херонее афинян. В благодарность за великодушие Филипп и его сып Александр, командовавший левым флангом македонской армии при Херинœее и впервые проявивший там свои полководческие способности, получили гражданские права в Афинах. Филиппу была воздвигнута статуя.

В 337 ᴦ. до н.э. в Коринфе созван был конгресс и создай общегрсческий союз. Союзный совет (синœедрион) должен был заседать в Коринфе. Филипп пытался придать союзу вид патриотического начинания греков, объединившихся для борьбы против своего исконного врага—Персии. В Греции объявлялись всœеобщий мир, безопасность торговли и мореплавания, запрещались междоусобные войны, внутренние перевороты, противозаконные .казни, конфискация имущества, отмена долгов, массовое освобождение рабов с целью использования их для переворотов. Филипп был назначен главнокомандующим союзной армией. Никто из греков не имел права воевать в армии, выступающей против Филиппа, или помогать такому войску.

Херонейская битва и последовавший за ней Коринфский съезд подвели черту под целым периодом в истории Греции. Отныне властелином на Балканском полуострове стала Македония. Провозглашенная автономия греческих полисов была фикцией. Повсœеместно распоряжалась Македония, прямо или через своих ставленников. Запрет внутренних переворотов удовлетворил чаяния тех кругов Греции, которые видели в Македонии защитника своих состояний. Готовившийся поход против Персии сулил разрешение ряда экономических и социальных проблем. Но осуществить его довелось уже не Филиппу, а его преемнику Александру.

referatwork.ru

Эллинистический период - Древняя Греция

 эллинистический период

Гегемония в Греции перешла к Александру, которому удалось привести мятежные греческие группировки к повиновению. Александр штурмом и разрушил Фивы, обратив их жителей в рабство, дав прочим греческим государствам ясно понять, что Македония остается их повелителем. Он возглавил объединенное греко-македонское войско и реализовал планы своего отца, начав поход в Персию. В 334 до н.э. с войском в 35 тыс. человек (из них 7700 греков) он переправился через Геллеспонт и в сражении на реке Граник опрокинул передовую персидскую армию. Затем Александр приступил к освобождению греческих городов Малой Азии, хотя многие здешние греки отнюдь не симпатизировали ему, а отдавали предпочтение персам. В 333 до н.э. Александр сошелся с войском царя Дария близ Исса в Киликии и одержал блестящую победу. Сам Дарий спасся бегством, однако его семья попала в плен. На следующий год Александр овладел побережьем Сирии и Финикии, для чего ему пришлось вести длительную осаду и штурмовать Тир и Газу, поскольку он не хотел оставлять за спиной ни одного порта, куда мог бы заходить враждебный персидский флот. Затем он вторгся в Египет, сдавшийся ему без сопротивления. Здесь Александр основал Александрию, которой было суждено на протяжении веков оставаться важнейшим городом всего греческого мира. Египетское жречество приветствовало завоевателя; Александр посетил знаменитый храм бога Амона, где оракул обратился к нему как к сыну Амона (титул фараона).

Двинувшись далее на восток, через Евфрат и Тигр, Александр снова сошелся с огромной персидской армией Дария и в сражении при Гавгамелах в 331 до н.э. одержал еще одну победу. Он овладел Вавилоном, Сузами, Персеполем и Экбатаной. После гибели Дария в 330 до н.э. Александр объявил себя его преемником. Желая устранить отчуждение между Востоком и Западом, он стал одеваться в восточное платье и вести себя подобно восточным монархам. Александр поощрял браки своих воинов и туземных женщин, сам он женился на бактрийской принцессе Роксане, а впоследствии взял в жены дочь Дария Статиру. Его попытка привлечь персидских юношей на службу в македонскую армию натолкнулась на сопротивление македонян. В результате индийского похода (327-325 до н.э.) к империи Александра была присоединена обширная территория, включая Пенджаб. Александр умер в Вавилоне в 323 до н.э., не дожив до 33 лет. Главная его заслуга в глазах греков - создание гигантской империи, которая снесла все преграды на пути распространения греческой торговли и культуры. Он основал по всему Востоку более 70 городов, ставших очагами греческой культуры, и вся Азия к западу от Евфрата была эллинизирована.

После смерти Александра его империю разделили между собой его военачальники. После продолжавшихся несколько десятилетий войн окончательно определились три могущественных эллинистических царства: Македония (здесь правил Антигон Одноглазый и его преемники), Египет (здесь правила династия Птолемеев) и государство Селевкидов, охватывавшее Малую Азию и Сирию. Несколько позже видную роль в Малой Азии стал играть Пергам, где правила династия Атталидов. В самой Греции возродились два прежних союза: Этолийский (ок. 290 до н.э.) и Ахейский (280 до н.э.), которые пытались отстоять независимость городов-государств от Македонии. В конце концов в 189 до н.э. Этолийский союз покорился Риму, а Ахейский римляне разгромили и распустили в 146 до н.э.

Эллинистический период ознаменовался расцветом науки, литературы и искусства. Особенно велика роль Пергама и Александрии. Центром развития философской мысли оставались Афины, оформившиеся здесь учения стоиков и эпикурейцев приобрели многих последователей среди греков, а затем и римлян. При Птолемее II Филадельфе в Александрии была создана громадная библиотека, насчитывавшая свыше 500 тыс. свитков. В Египет стекались ученые и литераторы со всех концов греческого мира. Среди выдающихся ученых Александрии были математик Евклид, астроном Эратосфен, точно вычисливший длину окружности Земли, и Аристарх Самосский, предположивший, что Земля вращается вокруг Солнца. Из критиков, занимавшихся разбором произведений греческих авторов прошлого, наиболее известны Зенодот, Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский. В поэзии возникли новые формы: эпиграмма, элегия, короткий эпос и пастораль. Выдающимися поэтами этого времени были Каллимах, создавший ряд гимнов и элегий, и Феокрит, запечатлевший в своих пасторалях жизнь пастухов Сицилии. В Афинах продолжали сочинять и ставить комедии, здесь жил самый известный автор новой комедии Менандр. Его комедии были утрачены, но находки, сделанные в Египте в конце 19 в., а также в начале 20 в., позволили почти полностью восстановить несколько пьес.

Ко 2 в. до н.э. в эллинистическом мире все громче стал заявлять о себе Рим. Еще в начале 3 в. до н.э. эпирский царь Пирр вторгся в Италию, чтобы поддержать жителей Тарента в их борьбе с римлянами, а в 215 до н.э. македонский царь Филипп V заключил соглашение с Ганнибалом, который вел с Римом 2-ю Пуническую войну. Римляне помешали Филиппу переправиться в Италию, отправив через Адриатическое море небольшой флот и заручившись поддержкой Этолийского союза и Пергама в Малой Азии, На сдерживание Филиппа были брошены римские войска. Этот конфликт, известный как 1-я Македонская война, завершился в 205 до н.э. 2-я Македонская война (200-197 до н.э.) закончилась решительным поражением Филиппа при Киноскефалах. На этот раз Рим разрешил Филиппу продолжать править Македонией, но настоял на освобождении из-под его власти всех греческих полисов. В период 192-189 до н.э. ситуация изменилась: этолийцы объявили войну Риму, а Филипп его поддержал. Продолжавшиеся конфликты в Греции и Македонии привели к 3-й (171-168 до н.э.) и 4-й (149-148 до н.э.) Македонским войнам. Рим окончательно сокрушил Македонию, и в 146 до н.э. там была создана одноименная провинция. Кроме того, после поднятого Ахейским союзом антиримского восстания римляне в 146 до н.э. разрушили Коринф и передали всю Грецию в ведение проконсула, правившего Македонией. Все союзы городов были распущены.

serres.ru