Экономисты древнего востока. Экономическая мысль Древнего Востока 3 (стр. 1 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Реферат: Экономические учения Древнего Востока. Экономисты древнего востока


Экономическая мысль Древнего Востока 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р Е Ф Е Р А Т

по истории экономических учений на тему:

«Экономическая мысль Древнего Востока»

Студент:

Бачурин Виктор Михайлович

«Национальная экономика»

Преподаватель:

Тебиев Борис Константинович

ВИДНОЕ 2008

Содержание :

1. Введение. Предпосылки и проблемы экономической мысли Древнего Востока

2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока

2.1 Древний Египет

2.2 Вавилония

2.3 Древний Китай

2.4 Древняя Индия

3. Заключение

Список использованной литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

Экономико-специфическая сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций.

Наиболее ранние проявления экономической мысли следует искать в истории стран Древнего Востока. Это объясняется благоприятными экономическими условиями, наличием пищи, теплым климатом. Это привело к значительной концентрации населения в довольно ранний период, возникает охота, скотоводство, земледелие.

Основа экономики того периода - земледелие, в дальнейшем географические условия теряют свои приоритеты и экономика (ее развитие, степень развития) опирается только на земледелие. Возникают прочные людские поселения. Совершенствуются методы агрокультуры, повышаются урожаи, строятся ирригационные системы, становится возможным накопление материального богатства. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает хозяйственную ценность, все в целом это приводит к возникновению рабства.

Возникает государство: строительство в грандиозных масштабах - храмы, дворцы - это выходит за рамки общины и даже племенных союзов. Таким образом, страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет.

Все это и послужило основой раннего развития экономической мысли Древнего Востока. Оно происходит на основе обострения экономических противоречий вместе с развитием рабства и образованием деспотических государств. Возникали острые проблемы, которые и пыталась решить экономическая мысль. Она отражалась и в хозяйственном законодательстве и в экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в специальных сочинениях.

Одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины. Община удерживала свои позиции в области сельского хозяйства: распределение воды, ремонт каналов. В борьбе с угрозой порабощения в качестве неоплатных должников, крестьяне яростно боролись за сохранение общины между рабством и общиной, что заполняет всю историю Древнего Востока. Порабощение иноземцев, а тем более местных жителей встречало большое сопротивление: восстания рабов находили поддержку у бедноты, государства находились в состоянии перманентной гражданской войны. Возникает проблема морального оправдания рабства. Были сделаны и попытки ее решения. Об этом свидетельствуют "Речения Ипувера", законы Ману, учение Конфуция и другие проявления экономической мысли.

Расширение долгового рабства вело к сокращению социальных резервов деспотии и к накалу народных восстаний, часто рабовладельческие государства распадались. Например, в Египте централизованное государство распадалось несколько раз.

С момента появления государства, оно играло исключительно важную роль в экономической истории. Ирригационные системы наблюдались государственным чиновником, распределение воды контролировалось фараоном, государем или царем, выражалась система государственных монополий (соль, железо), государственное рабовладение. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы, как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны.

Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным, но уже получила значительное развитие торговля, а когда возникает торговля, тогда производство становится товарным. Так в экономической мысли появляется тема для дебатов - о преимуществе натурального и товарного хозяйства.

Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока:

- рабство;

- община;

- государство;

натуральное и товарное производство.

В странах Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации, нарождавшихся товарно-денежных отношении.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в Древнем мире?

Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему:

Выразители экономической мысли Древнего мира стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».

Доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

2.1 ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.

Древнеегипетская экономическая мысль представлена в основном различного рода "Поучениями" неизвестных авторов. Посвящены они вопросам государственного управления хозяйственной деятельностью, изложены в форме необязательных для выполнения советов хозяйствующим субъектам по поводу сооружения и обслуживания ирригационных систем, проведения мелиорационных работ. Всё это требовало централизованного управления со стороны правительства и четкой организации производства, на что и делали упор хозяйственные трактаты.

На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований:

«Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII век до н.э.). В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства.

«Речение Ипусера» (нач. XVIII в. до н.э.). Главная идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.

Произведение «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» датируется XXIIв. до н.э., составлено царем Верхнего и Нижнего Египта Ахтоем Уахкара для своего сына Мерикара.

Несколько основных положений из этого произведения:

«Вредный человек – это подстрекатель. Уничтожь его, убей, сотри имя его, погуби сторонников его. Его подчиненные любят его. Мятежник для горожан – это смута, так как он создает из подданных два отряда молодых воинов. Если ты обнаружишь горожанина и дела его известны тебе, сообщи о нем придворным, и они уничтожат его – он враг. Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от нее. Тот, кто беден, – он враг. Будь враждебен к бедняку. Он дает разъяриться толпе, помещенной в рабочие дома…»

«Уважай твоих вельмож, охраняй твоих людей. Укрепляй твои границы и твои округа. Хорошо творить для будущего. Благословляй человека, живущего с открытым лицом, так как доверчивость хуже, чем несчастье…Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается. Не говорит бедняк правды. Несправедлив говорящий: “О, если б я имел”. Пристрастен он к тому, кто владыка подаяний его. Велик царь своими вельможами. Могуч царь владыка, велик он богатством своих вельмож. Говори правду в твоем доме, и будут бояться тебя вельможи в стране…»

mirznanii.com

Экономическая мысль Древнего Востока — WiKi

Экономи́ческая мысль Дре́внего Восто́ка имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан[1].

Экономическая мысль Древнего Китая

Изучение истории экономических учений древнего Китая началось в начале XX века. Вышедшая в 1911 году в Нью-Йорке на английском языке книга Чэнь Хуаньчжана «Экономические принципы Конфуция и его школы» положила начало исследованиям китайской экономической мысли на западных языках. В двадцатые годы были опубликованы работы Гань Найгуана «История доциньской экономической мысли» (Шанхай,1926) и Сюй Мэна «Экономические идеи Мо-цзы» ( Пекин, 1925) и "История экономической мысли философов конца эпохи Чжоу"(Шанхай,1930). Большой вклад в изучение истории экономической мысли и ее соотношения с другими науками Китая внесла работа известного китайского ученого Тан Цинцзэна «История китайской экономической мысли» (1936). Одним из первых экономических трудов является древнекитайский «Гуань-цзы», объединивший 564 трактата, созданных в VII—IV вв. до н. э. Перевод и исследование экономических глав этого древнекитайского памятника был осуществлен В.М. Штейном. В «Гуань-цзы» появилась идея уравновешивания рыночной стихии. Правитель должен удерживать товар, который находится в избытке у населения, и выпускать в обращение товар, который находится в недостатке. Авторы трактатов высказывались за нормированную эмиссию денежных знаков, а также государственное регулирование цен в целях стабилизации экономики[2].

Экономическая мысль Древней Индии

Основным экономическим трудом Древней Индии является трактат «Артхашастра», состоящий из 15 книг. Трактат посвящён «артхе» — материальной выгоде, которую можно получить путём завоевания новых населённых земель. За счёт доходов от новых земель царь может собрать больше войск и в итоге стать «владыкой мира». В трактате имеются конкретные рекомендации для пополнения казны: максимально возможные и разнообразные налоги, в том числе за алкогольные напитки, взимание средств с паломников, казнь и конфискация имущества преступников. Одной из главных задач ставится борьба с коррупцией и в качестве меры борьбы предлагается частая смена чиновников, чтобы они не успели привыкнуть к должности и использовать своё положение в корыстных целях[3].

Экономическая мысль Вавилонии

Социально-экономическим трудом в Вавилонии являются законы царя Хаммурапи, в которых давались конкретные шаги по улучшению экономической ситуации. В значительной мере уделялось внимание защите имущества граждан, в первую очередь чиновников и воинов. Законы Хаммурапи строились на основе разделения населения на полноправных свободных граждан, неполноправных свободных и рабов. Соответственно, наказание для полноправных свободных было наименьшим, для рабов — наибольшим. Регулировалась деятельность ростовщиков: чёткое определение процентной ставки, ограничение долгового рабства тремя годами, в случае неурожая срок погашения долга продлевался, устанавливалась ответственность за плохое обращение с должниками. Большое внимание уделялось вопросам найма, но не было различия между наймом людей и наймом имущества[3].

Экономическая мысль Древнего Египта

В центре древнеегипетской литературы стояли вопросы управления. В «Поучениях» отражались вопросы управления на разных уровнях, в «Поучениях гераклиопольского царя своему сыну Мерикара» уделялось внимание укреплению чиновничьего аппарата, в «Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» прославлялась карьера писца . Из литературных источников можно сделать вывод о высоком уровне централизации управления в Древнем Египте[1].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Е. Н. Лобачёва, 22.1. «Экономическая мысль Древнего Востока», стр. 435
  2. ↑ Е. Н. Лобачёва, 22.1. «Экономическая мысль Древнего Востока», стр. 433
  3. ↑ 1 2 Е. Н. Лобачёва, 22.1. «Экономическая мысль Древнего Востока», стр. 434

Литература

  • Экономическая теория / Под ред. Е. Н. Лобачёвой. — 2-е изд.. — М.: Высшее образование, 2009. — 515 с. — ISBN 978-5-9692-0406-5.
  • Штейн В.М., Гуань-цзы. Исследование и пер., М., 1959.
  • Штейн В.М. Трактат "Гуань-цзы" и его место среди экономической литературы древнего Китая // Ученые записки Института востоковедения АН СССР. Т.16. М.-Л., 1958.
  • Штейн В.М. Основные направления экономической мысли древнего Китая // Проблемы социально-экономической истории Древнего мира. М.-Л., 1963. С. 95-109.
  • Полянский Ф. Я., Платонов Д. Н. Экономические идеи легизма // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 99-103. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.
  • Борох О.Н. Наследие Тан Цинцзэна и изучение китайской экономической мысли в 1920-1930-е годы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2010.№ 2. С. 78-92.
  • "Economic Dialogues in ancient China" Selections from the Kuan-tzu,a book written probably three centuries before Christ. Translators:T'an Po-fii and Wen Kung-wen (Adam K.W.) Expert critic: Hsiao Kung-chuan. The enterprise directed, the book edited and published by Lewis Maverick, Carbonale, Illinois, 1954
  • Cheng Lin, Terry Peach and Wang Fang (eds.). The History of Ancient Chinese Economic Thought. Routledge, London and New York. 2014. - 236 c.
  • Guang-Zhen Sun The economics of the division of labour in early Chinese literature: With partic-ular comparison to the ancient Greek thought // The European Journal of the History of Economic Thought. Volume 23 Issue 1 2016 С. 102-126.
  • Chen Huan-Chang. The Economic Principles of Confucius and His School. New York: Longmans, 1911. 2 Vols. 756 p.
  • Гань Найгуан. Сяньцинь цзинцзи сысян ши (История доциньской экономической мысли). Шанхай: Шанъу иньшугуань, 1926. 71 с.
  • Сюн Мэн. Мо-цзы цзинцзи сысян (Экономические идеи Мо-цзы). Пекин: Чжисюэ чубаньшэ, 1925. -83 с.
  • Сюн Мэн. Вань Чжоу чжуцзы цзинцзи сысян ши (История экономической мысли философов конца эпохи Чжоу). Шанхай: Шанъу иньшугуань, 1930. 189 с.
  • Тан Цинцзэн. Чжунго цзинцзи сысян ши. Ди и цзюань (История китайской экономической мысли. Т. 1. Шанхай: Шанъу иньшугуань, 1936. 411 с.
  • Артхашастра или Наука о политике: Перевод с санскрита и издание подготовил В. И. Кальянов. М., 1993.

ru-wiki.org

Реферат - Экономические учения Древнего Востока

Реферат

На тему:

«Экономические учения Древнего Востока»

ПЛАН

Введение

1. Экономическаямысль Древнего Востока

2. Наука обуправлении и богатстве

3. Управлениеобщественным хозяйством

4. АрабскийВосток

Заключение

Списокиспользованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Хотя экономическое мышление и является ровесником человеческого общества,но, строго говоря, у мыслителей древности экономической науки как таковой ещене было. В своих трудах, записках, трактатах они излагали практическиерекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства.

Литературные источники, относящиеся к тем временам, представляют собойконгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе, это своего рода преддвериеобобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже. Что касается самоготермина «Экономика» («домоводство»), то он возник в древнегреческом обществе.Что значит «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон, правило, то есть наука одомашнем хозяйстве.

Экономические учения эпохидорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира исредневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственныеобщественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным.Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозныедеятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепцийне обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построенийтого времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующуюся сугубо напроблемах экономики.

Истоками считают папирусыДревнего Египта, законы царя Хамурапи, древнеиндийский трактат «Артхашастра».Интересные и весьма поучительные экономические заповеди содержатся в Библии. Всочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона можно увидеть различные вариантытеоретического осмысления экономического бытия.

1. Экономическая мысль Древнего Востока

Споявлением первых государственных образований и зарождением различных формучастия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций,перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важностькоторых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их численаиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальноймодели социально экономического устройства общества на основе логически вывереннойсистематизации экономических идей и концепций в экономической теории,принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действиюпри осуществлении хозяйственной политики.

Экономические воззрения мыслителей восточных цивилизаций – Китая, Индии,Ирана – тесно связаны с особенностями хозяйственного строя этих стран,созданием государственных образований еще в период слабого развития рыночныхотношений.

Важную роль в эволюции Востока играли природная среда, сложившиесятрадиции и обычаи, жесткая регламентация форм и методов хозяйственнойдеятельности, обеспечивавшая социальный порядок и нередко тормозившаяпрогрессивные сдвиги в развитии производства.

В ранних цивилизациях, как отмечал А. Маршалл, «влияние экономическихфакторов оказывается скрытым под поверхностью»(1). Их последствия проявляютсяне через годы, а через поколения, они трудно уловимы. Производственнаядеятельность крестьян и ремесленников не должна была отклоняться отустановившейся практики. Сложная система правил фактически опутывала каждого,кто обрабатывал землю и «он не мог руководствоваться собственными суждениями ирекомендациями даже в отношении самых заурядных вопросов».

Особенности государственно — регламентирующей системы хозяйственнойорганизации стран Востока нашли отражение в памятниках древности: хрониках,философских трактатах, юридических установлениях. В этих документах зачастуюнелегко выделить экономическую составляющую, определить мотивы, которымируководствовались создатели нормативных положений и законов.

2. Наука об управлении и богатстве

В Индии одним из первых экономических трактатов античности является«Артхашастра», (санскр. />–«Наука о пользе»), описывающий деяния индийского властителя(предположительно IV в. до н.э.). Историки, изучающиеэтот труд, называют его «Инструкцией по материальному процветанию».

Истоки индийской «политологии» восходят еще кпоздневедийской эпохе (в перечне дисциплин знания Чхандогья-упанишадыупоминается и экаяна – «наука единоправления»). Среди первых теоретиков и,вероятно, уже популяризаторов артхашастры были странствующие философыпаривраджаки, которые обсуждали такие незначительные с точки зрения буддистовтемы, как «цари, воры, министры, армии, опасности, сражения» и т.д.

Трактат состоит из нескольких разделов, из которых третий – наука обуправлении и четвертый – раздел о богатстве, они содержат подробное изложениеэкономических вопросов, как правило, в виде нормативных положений ирекомендаций по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийскогогосударства. Автором «Артхашастры» считается Каутилья – полулегендарный министр и советник основателя династии мауриевимператора Чандрагупты I.

В древнеиндийском трактате упоминается, что одной из обязанностейверховной власти было создание страховых запасов «на несколько летпользования».

В трактате рекомендуется кастовое деление, возникшее первоначально на основеразделения жителей по роду занятий.

Социальное и кастовое деление закрепляли традиции господствующей религии — индуизма. Этические идеи индуизма предписывали стремиться к самоограничению,нравственному совершенствованию, в известной степени к отрешению отповседневных забот о материальном благополучии.

Таким образом, экономические идеи в древнеиндийском обществе имели подсобой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся нарелигиозно – предписывающие основы. Религия и государственная власть оказывалисущественное воздействие на формы общинного устройства, способствоваликонсервации безденежного обмена, регламентировали организацию ремесел, ведениеторговых операций.

3. Управление общественным хозяйством

Экономическая мысль Китая складывалась под влиянием идей Конфуция (551 –479 до н.э.), его последователя Мэн-цзы (372 – 289 до н.э.), философские иэтико–политические воззрения которых были достаточно специфичны. Конфуцианствопроповедовало нормы поведения в обществе, основанные на почитании старейших,подчинении правителям, которым предписывалось управлять и воспитывать народ.Каждому члену общества было определено то или иное место в социальной иерархии,и этому он должен был следовать в своих делах и поступках.

Сторонник регламентированных патриархальныхотношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати ивсех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованныйправитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реальноповлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этотфилософ хотя и признавал божественное и природное начало деления людей посословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремитьсяк моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших,сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народабудет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающийбогатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великойобщности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частноговладения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

В политико-экономическом трактате Древнего Китая «Гуаньцзы» (IV – III в. до н.э.), были обоснованыпринципы и организация налогового обложения, различных повинностей (трудовойповинности, промысловой подати), установлен принцип подворного обложения.Крестьяне не только платили налоги, но и определенное число дней участвовали встроительстве укреплений, дворцов, рытье каналов, перевозке грузов.

В мозаике экономических представлений, которые мы находим в документах,хрониках, трактатах китайских мыслителей древности, отражены особенности жизнии быта, специфика социально – экономического и культурного развития страны,системы азиатского способа производства. Детально обрисованы системы налоговогообложения, организация общественных работ, методы денежной политики.

4. Арабский Восток

Феодальный общественно – экономический строй начал развиваться в странахАрабского Востока с VII в. Земля обращалась вфеодальную собственность, крестьянство жестоко эксплуатировалось и закреплялосьза феодалами. Однако сохранились на весьма продолжительное время существенныеостатки и пережитки рабовладельческого строя. Рост классовых противоречийприводил к выступлениям крестьянства против феодального гнета, авнутриклассовые противоречия порождали политическую и идейную борьбу междупередовыми и отсталыми группами внутри господствующего класса.

На Аравийском полуострове в начале VII ввозросшие социально – классовые противоречия привели к образованию арабскогогосударства, религиозно – политической идеологией которого был ислам,отражавший интересы феодальной знати и торговцев.

Основатель новой религии и государства Мухаммед стремился привлечь насвою сторону родовую аристократию и богачей, но в то же время он и егопоследователи, желая расположить к себе бедноту, выступили против богатства,ростовщичества, лихоимства. Священная книга мусульман – Коран требует, чтобыверующие не были жадны к наживе и не стремились к чрезмерному обогащению.

Вместе с тем Коран пытается обосновать божественным предопределениемобщественное неравенство, наличие в обществе богатых и бедных, господствующих иподчиненных.

«Мы, — вещает Коран от имени бога, — … возвышаем одних над другими встепенях, так что одни из них держат других подвластными себе невольниками».Существующий общественный и политический строй, по Корану установлен богом,чтобы на Земле был порядок. В Коране говорится: «Если бы богу не удерживатьодних людей другими, то Земля расстроилась бы».

Всемерно защищая частную собственность, Коран устанавливает жестокиенаказания за всякие покушения на нее.

Коран учит бедняков: «Не засматривайся очами твоими на те блага, которымимы наделяем некоторые семейства».

Угнетенные массы должны проявлять покорность и смирение, чтобы получитьза это вознаграждение в загробной жизни. Непокорных же ждет вечное наказание.Как известно, ислам признает Коран не только священной книгой, но и основойзаконодательства. Таким образом, ислам защищает эксплуататорское феодальноеобщество с присущим ему угнетением народных масс как незыблемое божественноеустановление.

В Коране нормируется торговля и предписывается, чтобы мусульманесоблюдали в ней определенные правила. Прибыль в торговле Коран признаетнормальным явлением и отличает ее от ростовщического процента, которыйобъявляется порождением сатаны. Ростовщичество, согласно утверждению Корана,является делом богопротивным, высокие проценты им запрещаются.

Что касается идеологии народных масс, подымавшихся на освободительнуюборьбу против арабского халифата, то она также носила религиозную окраску, ноиспользовала религиозные представления о равенстве и справедливости не вотношении загробной жизни, а в отношении жизни на Земле.

Внутри ислама возникали секты, выражавшие в той или иной мере интересыугнетенных масс и являвшиеся идеологической основой возникавших под религиознойоболочкой антифеодальных движений крестьян и угнетенной городской беднотынародов Арабского Востока.

Наряду с религиозными сектами феодальную идеологию ислама критиковали вэтот период передовые мыслители Арабского Востока.

Чрезмерно большое влияние оказали на развитие всей общественной мыслиАрабского Востока произведения крупнейшего сирийского прогрессивного мыслителяи поэта Аль-Маарри (973 – 1057). Он выступал против религиозного мировоззрения,которое, по существу, ставило задачу прикрыть и защитить феодальнуюэксплуатацию масс. Аль-Маарри критиковал феодальный общественный игосударственный строй, при котором у власти стоят богатые, приобретшие своебогатство за счет угнетенных и обездоленных. Он воспевал труд народных масс ипротестовал против их угнетения, признавал всех людей равными, независимо отобщественного положения и национальности.

Арабская общественная мысль испытывала на себе влияние общественной мыслиантичного мира, особенно произведений греческих мыслителей Платона иАристотеля.

Весьма интересные мысли по экономическим вопросам высказывал арабскийисторик Ибн-Халдун (1332 – 1406). Его жизнь итворчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, какпринято говорить, азиатского способа производства государство традиционносохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельнымиугодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения.

Исходя из того, что у людей имеются потребности, которые удовлетворяютсяразличными продуктами труда, Ибн-Халдун развивает свое учение о производствепродуктов и их обмене. Ибн-Халдун близок к пониманию того, что богатствосоздается трудом, и продукты ремесла обмениваются на другие продукты всоответствии с затратами труда. Он говорит, что «все или большая часть того,что человек приобретает и из чего извлекает прибыль, равноценно стоимоститруда». В земле Судана, по словам Ибн-Халдуна, имеется много золота, но странаостается бедной, так как благосостояние народа зависит не от наличия золота, аот трудолюбия населения. Он говорит о разделении труда. По его словам, труд впромышленности и торговле позволяет получать прибыль. Что касается сельскогохозяйства, то при кочевом скотоводстве и при оседлом земледелии, по словамИбн-Холдуна, в этой отрасли создается лишь такое количество труда, котороенеобходимо для удовлетворения занятых в ней лиц. Только в городах, где имеетсяобилие рабочих рук и широко применяется разделение труда, есть условия дляполучения излишков сверх затраченного на производство. Ибн-Халдун высказываетсяза освобождение торговцев от налогов и за развитие внешней торговли.

Драгоценные металлы, по словам Ибн-Халдуна не создают богатства, но имеютустойчивую стоимость, поэтому представляют удобную форму хранения уже созданныхбогатств, в качестве сокровищ. Пытаясь выяснить закономерности историческогопроцесса, Ибн-Халдун исходил из решающего значения географических факторов.Такая исходная позиция привела его к ошибочному заключению о повторяемостиистории, которая будто бы развивается циклически.

Исходя из принятой им точки зрения, Ибн-Халдун объяснял политическое господствокочевников в странах Азии в XI – XVвеках тем, что будто бы в странах теплого климата кочевое скотоводство болеесоответствует требованиям географической среды, чем земледелие.

Заключение

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества.Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формымышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным,кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты.

В поисках истоков формирования экономических воззрений мы обращаемся кцентрам мировых цивилизаций, к документам и работам античности и средневековья.Отдельные догадки, наблюдения, выводы мыслителей древности представляют собойконгломерат идей и предписаний.

Экономика еще не выделилась в особую сферу деятельности, а экономическаянаука – в самостоятельную область знаний. Объектом познания служат решенияповседневных задач хозяйственной деятельности, установления принципов и нормведения хозяйства, государственные доходы, пути обеспечения общих нужд государства.

Выявление принципов и методов государственного управления, которыенаходим в толковании законов, документах, трактатах Древнего Востока, порой непривлекает должного внимания, а ведь именно Индия и Китая являют собой примернепрерывных цивилизаций, несмотря на все изменения, продолжающиеся напротяжении многих тысячелетий.

экономический концепция восточный цивилизацияконфуций

Список использованных источников

1. Бартенев С.А. История экономических учений. – М., 2000 –455с.

2. Замятин В.Н. История экономических учений. – 3-е издание, переработанноеи дополненное – М., 1964. – 548с.

3. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран (Под редакцией М.Н.Чепурина.) – 2-е издание, исправленное. – М., 2001. – 495с.

4. Чернышевская Е.И. История экономических учений. – Новосибирск, 2000. –63с.

www.ronl.ru


Смотрите также