Экономика древних славян. Восточные славяне в древности. Политический строй и экономические отношения.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Общественно-политический строй, экономика древних славян. Экономика древних славян


Общественно-политический строй, экономика древних славян

В борьбе с варягами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов это сотенная система, когда каждое племя выставляло сотню воинов во главе с "сотским", а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность "тысяцкого". Одним из военных руководителей был и князь. Слово "князь" - общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Сведения о племенных вождях-князьях сообщают нам иностранцы. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всего и были летописные "племена" полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз (И. Я. Фроянов). Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках, державших "княженье в полях". Такие княжения были и у других восточнославянских союзов племен. Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан - о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Племенной князь мог избираться на время, в период военных действий. Его власть не велика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять, войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья отправляли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники - старцы градские (летописи употребляют термины "старейшины" и "старцы градские" как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине Х в., переломное время княжения Владимира, они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию - общения населения с князем. Старцие градские - племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытнообщинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и также как и князь исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.

Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. О них писал еще Прокопий Кессарийский, повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших свидетельств о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родоплеменных связей, оно активизировалось.

Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития. На какой же социально-экономической базе основывалось общество восточных славян в этот ранний период?

Экономика

Экономика восточных славян была комплексной: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия. Земледелие носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере в лесной зоне господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки земли и сжигались). Но урожай был какое-то время очень высок. При такой системе землепользований приходилось использовать специальные орудия труда, Основным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки по поверхности земли, не углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. В былинах говорится о том, что соха лишь "по камешкам почиркивает". На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт земли и переворачивал его, а эволюция землепользования - от переложно-залежной системы к трехполью. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень.

Славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. Не случайно в древнерусском языке слово "скот" означает также и деньги.

Огромные, дремучие леса, изобиловавшие природными богатствами, способствовали развитию всякого рода промыслов. Летописи пестрят сообщениями о княжеских охотах и ловах. Но еще важнее то, что охотой занималось рядовое население, о чем свидетельствуют археологические находки. Охотились на самых разнообразных животных, некоторые из которых не дожили до XX столетня (например, "буй тур" - дикая лошадь и др.).

Реки Восточной Европы изобиловали рыбой, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, били острогой и т.д. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.

Характеристика промыслов была бы неполной, если не назвать бортничество - добычу меда диких пчел. Борть - место обитания роя пчел - не случайно появляется на страницах Русской Правды: мед и горячительные напитки из него - излюбленное питье славян.

Что касается ремесла, то его развитие также зависело от природных условий, точнее от тех источников сырья, которыми могли располагать наши предки. Большое распространение получило железоделательное ремесло, а следовательно и обработка металла. Сырьем здесь служила болотная руда, которая откладывается на корнях болотных и озерных растений. Плывя на плотах, добытчики специальными черпаками доставали руду со дна водоемов. Для выработки железа из руды применялся сыродутный процесс. В специальных горнах руда восстанавливалась - доводилась до тестообразного состояния, а потом эти так называемые "крицы" обрабатывались кузнецами.

Хорошо обстояло дело и с сырьем для гончарного ремесла: по берегам рек залегали разнообразные глины, качество которых было хорошо известно мастерам. Из них изготавливалась как грубая кухонная посуда, так и красивая столовая.

Вполне были обеспечены сырьем и такие ремесла, как кожевенное и ткацкое, в которых восточные славяне достигли большого мастерства. Гораздо хуже было с сырьем для ювелирного ремесла. Ближайшее месторождение серебра находилось на территории Волжской Булгарии. Сырьем служили и монеты, которые поступали в результате обмена с Востоком.

Рассуждая о древнейшем ремесле, надо иметь в виду следующее. Отделившееся от земледелия ремесло, прежде чем стать ферментом, разлагающим доклассовые отношения, проходит стадию общинного ремесла, существующего в недрах общины и удовлетворяющего общинные нужды. Восточнославянское ремесло VIII-IX вв. носило общинный характер. На поселениях восточных славян, которые есть все основания считать родовыми поселками, археологи находят ремесленные мастерские. Обнаружены также целые поселения ремесленников, занятых, например, металлургией. И ремесленные мастерские на территории поселений, и поселки ремесленников соответствуют стадии общинного ремесла.

В древнейший период зарождается и торговля, развитие которой связано со становлением путей сообщения. Наиболее устойчивые пути сообщения складываются на основе крупнейших речных систем. Одним из важнейших был путь из варяг в греки. Из варяжского (Балтийского) моря по Неве шли в Ладожское озеро, затем по Волхову в Ильменское озеро и далее по Ловати к волоковым путям на Днепр. По Днепру выходили в Черное море и плыли в далекий Царьград. Одно из ответвлений этого пути пролегало к Западной Двине, начинавшееся от волока между Ловатью и Днепром. Путь от Днепра на Западную Двину шел из района Смоленска по реке Каспле. По нему можно было идти на север и на запад - в Прибалтику.

Одним из древнейших был Волжский путь, который вел в Булгарию и далее по Каспийскому морю в арабские страны. Были и сухопутные пути, по которым двигались торговые люди. Источники называют сухопутный путь из Киева на запад через Владимир, Червень на Краков и далее в Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, где добывали соль.

С древнейших времен основным предметом восточнославянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и др. В большом количестве вывозились рабы - добыча в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие материи, украшения, вина и т.д.



biofile.ru

Восточные славяне в древности. Политический строй и экономические отношения.

Происхождение славян

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:

1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.

2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноевропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI — VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Ученые отмечают и другой путь переселения славян в Восточную Европу: с южного побережья Балтийского моря на берега Ладоги и Волхова (в район будущего Новгорода).

В Восточной Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало всем. Постепенно угро-финнское население было ассимилировано славянами, носителями более высокой культуры.

Расселение восточно-славянских племён

Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине.

·На Днепре - поляне, к северу от них - северяне, к северо-западу - древляне.

·На р. Припять - дреговичи (от "дрягва" - болото).

·На р. Сож - радимичи.

·В районе Смоленска и севернее - кривичи.

·На Ильмень-озере и р. Волхов - Ильменские славене.

·На северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) - вятичи.

·На юго-западе (зап. Украина) - уличи, тиверцы, волыняне.

Занятия древних славян

Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.

Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет.

Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще - через 6 -8 лет.

Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охоились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.

Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море.

4. Общественно- политический строй восточных славян:

В VII - IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полу землянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было.

Выделилась родоплеменная знать - вожди (князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

Каждое племя имело своего князя. Слово " князь " происходит от общеславянского " кнез ", означающего " вождь ". Одним из таких племенных князей-вождей VI (VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись (" Повесть Временных лет ") называет его основателем Киева. Некоторые историки даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают и самого Кия легендарной фигурой.

5. Экономические отношения:

Экономика восточных славян была комплексной: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия. Земледелие носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере в лесной зоне господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки земли и сжигались). Но урожай был какое-то время очень высок. При такой системе землепользований приходилось использовать специальные орудия труда, Основным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки по поверхности земли, не углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. В былинах говорится о том, что соха лишь "по камешкам почиркивает". На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт земли и переворачивал его, а эволюция землепользования - от переложно-залежной системы к трехполью. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень.

Славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. Не случайно в древнерусском языке слово "скот" означает также и деньги.

Огромные, дремучие леса, изобиловавшие природными богатствами, способствовали развитию всякого рода промыслов. Летописи пестрят сообщениями о княжеских охотах и ловах. Но еще важнее то, что охотой занималось рядовое население, о чем свидетельствуют археологические находки. Охотились на самых разнообразных животных, некоторые из которых не дожили до XX столетня (например, "буй тур" - дикая лошадь и др.).

Реки Восточной Европы изобиловали рыбой, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, били острогой и т.д. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.

 

Билет 4.

Образование древнерусского государства в 9-10 вв.

 

Образование Древнерусского государства в 9-10 вв. представляло собой сложный процесс, в котором взаимодействовали как внутренние (общественная эволюция местных, прежде всего вост.-славянских племён), так и внешние факторы (активное проникновение в Восточную Европу военно-торговых дружин варягов - выходцев из Скандинавии). Роль последних в строительстве древнерусской государственности является основой т.н. норманнской теории, согласно которой норманны (варяги) считались основателями государства в Древней Руси (формулировалась со 2-й четв. 18 в. Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и др.; временами приобретала политическое звучание). К норманнской проблема тесно примыкает вопрос о происхождении названия «Русь». Попытки найти скандинавские корни слова «Русь» не привели к успеху. Вместе с тем достаточно многочисленные византийские, западноевропейские, арабо-персидские источники подтверждают, что в 9 -

1-ой пол. 10 вв. название «Русь» прилагалось именно к варягам и что Русь в это время отличали от славян.По преданию, отразившемуся в «Повести временных лет» и в предшествовавшем ей летописном своде кон. 11 в., варяжское присутствие в Восточной Европе поначалу ограничивалось взиманием дани со славянских племён словен и кривичей, а также с финских племён чуди, мери и, возможно, веси. В результате восстания эти племена избавились от даннической зависимости, но начавшиеся внутренние раздоры заставили их призвать в качестве князей варягов Рюрика и его братьев, правление которых, по всей видимости, было обусловлено договором. Часть варяжской дружины Рюрика во главе с Аскольдом и Диром ушла на юг и осела в Киеве. После смерти Рюрика его родственник князь Олег захватил Киев и объединил новгородский север и киевский юг, создав, основу Древнерусского государства.

 

Билет 5.Внутренняя и внешняя политика первых Киевских князей.

 

Олег ВещийВнутренняя политика:1. Сделал Киев столицей Древней Руси.2. Объединил северный и южный центры восточных славян, путём завоеваний земель уличей, северян, древлян, радимичей, подчинения таких городов, как Смоленск, Киев, Любеч.Внешняя политика:1. Совершил успешный поход на Царьград в 907 году.2. Заключил выгодные для страны мирные и торговые договора с Византией.

Игорь СтарыйВнутренняя политика:1. Продолжал объединение восточнославянских племён2. Был наместником в Киеве во время правления ОлегаВнешняя политика:1. Русско-византийская война 941-944 гг.2. Война с печенегами3. Война с древлянами4. Военный поход на Византию

Княгиня ОльгаВнутренняя политика:1. Укрепление центральной власти путём расправы на племенем древлян2. Провела на Руси первую налоговую реформу: ввела уроки- фиксированый размер сбора дани и погости- места свода дани.Внешняя политика:1. Была первой русской княгиней и вообще правительницей, которая приняла христианство2. Смогла препятствовать вокняжению в Киеве древлянский династии князей

Святослав ИгоревичВнутренняя политика:1. Ввёл дальнейшее укрепление древнерусского государства, как и свои предшественники2. Попытался создать империюВнешняя политика:1. Провёл военный поход на Болгарию в 967 году2. Разгромил Хазарский каганат в 965 году3. Провёл военный поход против Византии

Владимир l СвятославовичВнутренняя политика:1.Окончательное присоединение земель вятичей, червенских городов, а также земли по обе стороны Карпат.2. Языческая реформа. С целью упрочнения великокняжеской власти и приобщения Руси к остальному миру, в 980 году Владимиром была проведена Языческая реформа, согласно которой во главе пантеона славянских богов ставился Перун. После неудачи реформы Владимиром I принимается решение крестить Русь по византийскому обряду.3. Принятие христианства. После неудачи языческой реформы, при Владимире в 988 году, в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсунь. Поводом к выбору христианства как основной религии была женитьба Владимира на Византийской царевне Анне и распространенность этой веры на Руси.Внешняя политика:1. Защита границ Руси. При Владимире в целях защиты была создана Единая Оборонительная Система от кочевников и Система Оповещения.2. Разгром ополчения радимичей, поход в Волжскую Булгарию, первое столкновение Руси с Польшей, а также покорение Полоцкого княжества.

Ярослав МудрыйВнутренняя политика:1. Установление династических связей с Европой и Византией, путем заключения династических браков.2. Основатель письменного русского законодательства – «Русской Правды»3. Возвел Софийский Собор и Золотые воротаВнешняя политика:1. Военные походы в Прибалтику2.Окончательный разгром печенегов3. Военный поход на Византию и польско-литовские земли

Владимир МономахВнутренняя политика:1. Остановил распад Древнерусского государства. «Каждый да держит отчину свою»2.Нестором составлена «Повесть Временных лет»3. Ввел «Устав Владимира Мономаха»Внешняя политика:1. Организовал успешные походы князей против половцев2. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой

 

Билет 6.



infopedia.su

Социально-экономические отношения восточных славян

Основным занятием славян было оседлое земледелие. Скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, собирательство имели подсобное, вторичное значение. Важную роль играли ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, ткачество и другие. Ряд необходимых товаров ввозились в обмен на рабов, пушнину. В земледелии преобладал экстенсивный способ обработки земли. Через 3-4 года земли истощенные ежегодной запашкой земли забрасывались и переходили на другие места. В лесных районах использовалось подсечное земледелие (выжигание леса и распашка земли – через определенное время переход на другой участок). Как мы можем характеризовать социальные отношения у восточных славян? Они миновали рабство по ряду причин:

  1. Главным занятием у них было, земледелие и рано сложилась собственность на землю. Основным производителем был свободный общинник со своими орудиями труда;

  2. славянские племена не вели масштабных, постоянных войн (как древние античные государства), дававшие большое число рабов;

  3. рабы у славян были – холопы – использовали на вспомогательных домашних работах, но были малочисленны.

От родовой общины произошел переход к соседской (территориальной), где единство было основано не на родстве, а на совместном проживании. Каждая семья, имея свою собственность, могла себя прокормить, а коллективный труд уже не имел решающего значения (причина – развитие орудий труда, агротехники). Такая община называлась вервь. Постепенно начинала формироваться раннефеодальная монархия – государство, где власть передавалась по наследству, а процесс формирования феодальных отношений происходил при пережитках первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи и т.д.). Государство возникло не как «Орудие классового господства», а как потребность общества: родовая власть не могла защитить общинников от нападения извне, не решала объективно-судебные дела, защищая интересы своего племени или рода. Князь, его окружение, дружина начали господствовать над свободными общинниками, требовать дань – полюдье. Образовались классы бояр – крупных землевладельцев и смердов – общинников. К VII веку появилась первая форма государственности – племенное княжение – военная демократия, при которой власть князя, опиравшаяся на дружину, ограничивалась народным собранием (вече).

Управление в период военной демократии.

Важную роль в жизни славян играли «грады» - города обозначавшие укрепление, постепенно превращаются в центры торговли и ремесла и в политические центры. В центральное место в таком средневековом городе занимал кремль (крепость), а вокруг него общинный ремесленно-торговый посад.

Культура и религия древних славян

Известный византийский историк 6 века Прокопий Кесарийский писал: «Славяне считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву богов и совершают другие обряды… они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания». Арабские авторы IX- X веков сообщают, что покойников своих славяне сжигают и справляют тризну, почитают быка и являются огнепоклонниками.

В начале XII века русский летописец Нестор писал о недавнем прошлом радимичей, вятичей и северян, о том, что они жили в лесах «зверинским» образом, не знали брака, мертвых своих сжигали и помещали пепел вдоль дорог. Описывая начало правления Владимира в Киеве, под 980 год летопись сообщает, что им поставлены, были кумиры: «Перуна древяна, а главу его серебряну, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы…»

У восточнославянских племен IX-X веков распространен был обряд трупосожжения с помещением остатков кремации под курганной насыпью. Анализ костных останков показал, что в ряде случаев вместе с человеком сжигались такие животные, как конь, собака, иногда птица (петух или курица). Этнографические исследования XVIII-XIX веков некоторых примитивных народов позволяют рассматривать такие жертвоприношения животных и сожжение покойников, как обычай, связанный с верой в определенные пути мертвых и культ плодородия.

Главным богом восточных славян в X веке можно считать Перуна, бога-воителя и громовержца, именем которого клянется Русь при подписании договора с Византией в 944/45 годах и существование деревянных кумиров которого упоминается летописью в Киеве и в Новгороде. Большинство обрядовых праздников отражало циклы сельскохозяйственных работ, и сельскохозяйственные продукты были основными объектами языческих жертвоприношений. С аграрными культурами связаны имена богов Даждьбога, Хорса, Стрибога и Велеса.

Таким образом к IX столетию постепенно, медленно у восточных славян в основном сложились феодальные отношения, хотя и продолжали жить пережитки первобытно-общинного строя. Одним из важнейших вопросов в жизни древних славян, стал вопрос о создании государственности.

studfiles.net

Древние славяне [Древнерусские] — народ, история, быт, занятие, общество, хозяйство, экономика, вики — WikiWhat

История древних славян

Отношения с Византией

см. Византия и славяне

Образование Киевской Руси

см. Образование Древнерусского государства

Народы и племена древних славян

  • Западные славяне: чехи, поляки, словаки, поморские и полабские племена.
  • Южные славяне: болгары, греко-македонцы, далматинцы (хорваты, сербы).
  • Восточные славяне: дулебы, северный союз и др. предки украинцев, белорусов и русских.

Словене

см. Словене

Жизнь и быт древних славян

Пища (еда)

Основу питания древнеславянских земледельцев составляли каши из овсяных и ржаных круп, блины. Широко использовали грибы. В прибрежных селениях основой питания была рыба. Из напитков широко использовался квас. Алкоголь готовили на медово-ягодной основе.

Одежда

Самой распространенной одеждой у мужчин древних славян были рубаха и штаны из льна дополняемые накидкой из овчины или меха или овчины, а у женщин — сарафан или рубаха. Серьги славянки не носили, они предпочитали украшения — височные кольца, вплетавшиеся в прическу. Из глубины времён пришёл праздничный народный головной убор русских женщин — кокошник.

Брак (семья)

У славян на раннем этапе формирования общества было распространено многоженство, но при одном муже разные жены со своими детьми жили в разных домах, о чём свидетельствуют обнаруженные гнёзда малых домов объединенных одним хозяйством.

Большое ритуальное и магическое значение имела нагота, а сексуальные акты играли важную роль в языческих религиозных обрядах. Известно, что на Руси в некоторых местностях долгое время сохранялся обычай ритуального совокупления мужа с женой на пашне, которое, как считалось, повышало плодородие земли.

Община

Одним из мощных факторов силы ассимиляции народов на Руси считается организация славянского общества основанного на общине, куда легко принимались чужеземцы. Община на Руси — самоуправляющийся социально-хозяйственный коллектив возникший в доклассовом обществе. В сельской местности для совместной работы до настоящего времени дошла своеобразная форма общественного неоплачиваемого труда — помочь (или толока). Индивиду с тех далеких времен постоянно внушалось, что общественные (а в более современное время — государственные) интересы выше личных.

Общинность жизни славян, описанная всеми без исключения исследователями, обусловлена, в конечном счете, малой вероятностью выживания отдельного человека в условиях Древней Руси.

Культура древних славян

Религия

Важным фактором объединения древних славян была вера. Для поклонения специальные храмы были не нужны — в Древней Руси мольбища совершались на открытом воздухе. Отличительная черта восточнославянской дохристианской религии — отсутствие человеческих жертвоприношений. Поклонение богам осуществлялось в основном в формах «проСЛАВления» играми, гимнами, плясками и ритуалами в их честь. Они, по сути, вросли в новую веру: в православном христианстве насчитывается более сотни праздников. Сохранились и почти в открытую элементы старой веры: Минское языческое капище (на р. Свислочь) просуществовало до XX века. До XIX в. в Российской Империи просуществовали оргиастические Купальские игрища. Обычай добывания «живого огня» путем трения сохранялся в Самарской губернии до 1907 г., а купальские обряды (костры) существуют в Европе и по сей день.

Принятие христианства

см. Принятие христианства на Руси Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Праздники

Наиболее важные праздники у древних славян, дошедшие до наших дней: Масленица, Иван Купала, Коляда, Кострома и др. В них соединились и остатки языческого мировоззрения, и сакральный символизм, и первобытный ритуал. Традиции, возникшие в глубинах веков и тысячелетий, передавались из поколения в поколение, закреплялись в слове и обрядовой символике, демонстрируя нераздельность человека и высших космических сил.

Солнцу у древних славян были посвящены два праздника — Купала и Коляда, приуроченные по времени к важнейшим астрономическим событиям — солнцестояниям, которые на Руси назывались солнцеворотами.

Отсчитывалось начало года чаще всего с весны с Масленицы (период весеннего равноденствия). Мартовский стиль был национально­-русским, позже из Византии пришла традиция встречать Новый год в сентябре.

Язык

Ассимилирующая сила русского языка, благодаря которой Древняя Русь объединила многие народы, была колоссальной. При этом, как ни парадоксально, ассимилируя другие народы его носители почти никогда не становились господствующим классом.

На этой странице материал по темам:

wikiwhat.ru

Хозяйственные структуры восточных славян в Древней Руси

Многочисленные останки следов древнего человека свидетельствуют о том, что на территории России образованию раннефеодального русского государства предшествовали столетия родоплеменного строя с присущим ему первобытнообщинным хозяйством, с военно-политическими союзами, носившими родовой, племенной, а затем соседский и территориальный характер. Решающий перелом в хозяйственной жизни первобытного общества был определён возникновением земледелия и скотоводства в эпоху неолита примерно за 4-2 тысячи лет до н.э.

Переход к земледелию связан с началом оседлой жизни. Для всех без исключения праславянских племён основным занятием было земледелие. Охота, рыболовство и собирательство (бортничество) играли хотя и важную, но вспомогательную роль.

Самой большой группой племен на территории нынешней России в начале новой эры были восточные славяне1 — предки русского, украинского и белорусского народов, которые занимали территорию от Ладожского озера, бассейна реки Печоры и берегов Ледовитого океана — на севере, до Черного и Азовского морей на юге. От Дона, Оки, верховий Волги и Урала на востоке, до Днестра, Карпат и Прибалтики — на западе.

Главная отрасль хозяйства восточных славян — земледелие — базировалась на использовании деревянных и железных орудий труда (лемехи, сошники, наконечники сох и т.п. изготавливались из железа). При этом сложилось несколько типов пахотного земледелия: в лесостепной зоне — переложная система, в лесной зоне — подсечная (огневая). При первой в течение ряда лет засеивались площади, а истощив их, земледелец возвращался обратно через 20-30 лет; при второй — участок очищали огнём от кустарника и деревьев, несколько лет сеяли, а после того, как почва истощалась, переходили на новое место. Это придавало земледелию как бы «кочевой» характер.

Наибольшее распространение имели такие культуры, как: рожь, пшеница, ячмень, овёс, горох, просо, репа, лён и конопля. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней.

В 6-8 в.в. ремесло начинает отделяться от земледелия. Появилось кузнечное, литейное дело, изготовление золотых и серебряных изделий, гончарное производство в укреплённых «градах» и «погостах», становившимися центрами небольших округов — будущих городов.

Первыми крупными древнерусскими городами по упоминаниям летописей были Новгород Великий (859 г.), Киев (860 г.). Ростов Великий (862 г.), Смоленск (863 г.), Дебрянск (Брянск), Серпейск и др.

Общественная структура славянских поселений постепенно приспосабливалась к господству пахотного земледелия. На смену родовой общине пришла соседская. На юге соседская община «вервь» возникла в 5 в., в северных районах несколько позже, в 7-9 веках. Здесь она получила название «мир». И в «верви», и в «миру» земля первое время оставалась собственностью общин. Луга, выгоны, леса водные угодья использовались сообща всей общиной.

Для славян, и особенно южных славян, была характерна патриархальная сельская «домашняя» община (сербская «задруга»). Она наблюдалась также у германцев и римлян.

Славянские земледельческие племена в лесостепной полосе и севернее Киева и Переяславля стали довольно рано переходить от старых, примитивных методов обработки к двухпольной и даже трёхпольной системе земледелия. Подсечная система земледелия была связана с общинной формой землевладения и коллективной обработкой почвы. Трёхпольная же система землевладения в большей мере допускала индивидуальное производство. Стало возникать мелкое индивидуальное крестьянское хозяйство на общинной земле.

По мере движения «кочевого» земледелия к «оседлости», то есть выбора постоянного места проживания и ведения хозяйства (в основном у рек, озёр, на пересечении дорог), укреплялась соседская, территориальная (сельская, земледельческая) община. Она была первым социальным и экономическим объединением людей, не связанных узами родства.

Родовая земельная община превращаюсь в соседскую и территориальную общину, становилась административно-территориальной единицей, что практически являлось зарождением политического устройства с единым массивом этногенеза.

1 На этой территории восточные племена праславян, называвшиеся «анты», освоили Северное Причерноморье ещё за 4-3 тысячелетия до н.э. На западе, переместившиеся от Балкан (Норикское царство — первое государство праславян в Европе) к Балтийскому морю обосновались в тот же период и несколько позже в районах современной Прибалтики славины, венеды, венеты. Племена дулебов образовали мощное поселение в северо-восточных отрогах Карпат (Волынь) и в районе современного Киева. По свидетельствам многих греческих, римских, византийских и арабских историков, основными славянскими племенами периода 1-5 вв. н.э. были славины, венеды, анты. В VI веке н.э. византийский историк Прокопий Кесарийский упоминает уже одно название — славяне, а арабский историк Масуди (IX век) ставит знак равенства между антами и русскими (русы, росы). Отсюда пошло двойное название земли российской — Русь, Россия.

/>

finance-doc.ru

2. Хозяйственная жизнь древних славян Сельское хозяйство

Тема 2. Хозяйственная жизнь древних славян

Сельское хозяйство. Как уже указывалось выше, земледелие у восточных славян носило исключительно экстенсивный, трудоемкий и крайне рискованный характер. Крестьянская общинная колонизация новых территорий – характерная черта русской экономики, сохранившаяся до настоящего времени. Ход колонизации находился в сильной зависимости от рек, перерезавших в разных направлениях страну, а также от лесов, ее покрывавших. Огромное протяжение государства с севера на юг обусловили существование различных природных зон, что оказало большое влияние на агротехнические методы и в результате привело к заметной разнице между севером и югом.

Степная зона была открыта внешней опасности, поэтому славяне вынуждены были селиться крупными массами, скучиваться в огромные села. Главным сельскохозяйственным орудием на юге, в степной зоне, был плуг. обеспечивающий достаточно глубокую и качественную вспашку Почвы здесь благодаря низкому уровню осадков чрезвычайно плодородны и давали хорошие урожаи несколько сезонов подряд, не требуя дополнительной обработки Через несколько лет, когда почвы истощались, земледельцы покидали участок, оставляя его на продолжительный отдых, и распахивали новый участок степи. Такая система использования земли получила название залежная или перелог.

На севере, в зоне лесов и лесостепи, земледельцы применяли крайне трудоемкую подсечно-огневую систему. Чтобы подготовить пашню, в первый год обдирали кору с вековых деревьев, на следующий год в феврале производилась вырубка высохшего леса, весной срубленные деревья и подлесок сжигали, а затем выкорчевывали пни, корневые сплетения и лишь после этого пахали. Земли в лесной зоне тощие – серые лесные и подзолистые, первые два три года крестьяне собирали неплохой урожай, благодаря тому, что зола является превосходным удобрением, но, как пишет В.Ключевский, - «это было насильственное и скоропреходящее плодородие» (12). К тому же главным сельскохозяйственным орудием в зоне лесов, как правило, была соха хотя и более легкая и маневренная по сравнению с плугом, но дававшая неглубокую вспашку и почвы очень быстро истощались. Поэтому земледелец был вынужден расчищать новые участки леса. Старые же оставленные участки быстро покрывались молодой порослью. которую опять нужно было выжигать, когда земледелец возвращался к ним.

В целом земледелие носило характер простого, а не расширенного, производство и было направлено на удовлетворение лишь непосредственных физиологических потребностей человека.

Сельское хозяйство древнерусского человека было комплексным его невозможно представить без животноводства. Скот выращивали как в степной, так и лесной зонах. Огромное внимание уделялось коневодству, так как именно лошадь служила главной тягловой силой в лесной зоне. Не меньшее значение имел и крупный рогатый скот: мясо, молоко, рог, кость – все это широко использовалось в хозяйстве. На юге главной тягловой силой были волы, и значение крупных рогатых еще более возрастало. Ради шерсти разводились овцы и козы. Но, тем не менее, животноводство на Руси, из-за недостатка кормов, носило в основном натуральный характер (т.е. скот выращивался для личного потребления), недаром некоторые исследователи называют русских нацией вынужденных вегетарианцев. Правда в летописных источниках упоминается об огромных табунах лошадей в княжеских доменах, но этот факт легко объяснить: князья уделяли особое внимание разведению лошадей исходя из военной необходимости.

Ремесло. Ремесло на Руси находилось на достаточно высоком уровне развития. Изделия, изготовленные руками русских ремесленников, были известны далеко за пределами русского государства и не уступали изделиям как западноевропейских, так и восточных мастеров.

Еще с VII в. берет свое начало металлическое производство. Несмотря на то, что единственным металлом, добываемым в пределах будущего русского государства, было болотное железо, а остальные металлы приходилось ввозить из-за рубежа,1 к IX в. искусство металлургии достигло высокого уровня. Затейливые висячие замки с ключами сложного рисунка, самозатачивающиеся ножи были весьма популярны и пользовались огромным спросом в соседних странах. Но особенно прославились искусные русские оружейники, изготавливавшие кольчуги, шлемы, пластинчатые брони, чешуйчатые панцири, копья, боевые топоры, сабли, булавы, палицы, а русский булатный меч вполне успешно конкурировал со знаменитым дамасским мечом.

До наших дней дошли и восторженные отзывы о шедеврах, русских златокузнецов, мастеров черни и эмали. Ювелирные изделия древнерусских мастеров ставились в один ряд с изделиями из Византии, Италии, Франции и Аравии.

Суровость русского климата, создававшего необходимость строить дома, которые могли бы защитить человека от холода, и обилие лесов обусловили появление плотницкого ремесла. Первые крепости, дома, церкви, мосты, мостовые, замки все возводилось из дерева. Основным инструментом древних русских плотников был топор, и в умении обращаться с ним они достигли высокого мастерства, кроме того они использовали долото, сверло, тесло, а вот пила вошла в широкий обиход лишь в XVI в. Русские плотники украшали свои изделия, служившие человеку изо дня в день, такой же тонкой и причудливой резьбой, как и стены знаменитых владимирских храмов. Плотники и бондари изготавливали бочки без дна, трубы, выдолбленные из распиленных вдоль длинных стволов деревьев, которые шли на устройство дренажной системы, осушавшей город. Широко на Руси были развиты и такие ремесла как кожевенное, гончарное, скорняжное.

Однако, несмотря на столь высокий уровень развития, ремесло в Киевской Руси на протяжении IX−XI в.в. носило в основном придворный, вотчинный характер. Главной фигур ремесленного производства был не свободный посадский мастер, а зависимый, работающий на усадьбе своего хозяина и изготавливающий продукцию на заказ. Такой ремесленник не обладал правом собственности на орудия труда и его результаты. Пространная Правда ставит таких ремесленников на один уровень с высшими представителями княжеской или боярской дворни (штраф за убийство ремесленника 12 гривен, тогда как за убийство смерда или холопа – 5 гривен). Именно вотчинное и придворное ремесло главным образом и совершенствовалось. К XI в. существовало уже около 60, а в крупных городах (Новгород, Киев) до100 ремесленных специальностей. Но специализация шла по чисто средневековому принципу – не по материалу, а по готовому изделию. К тому же работа, прежде всего, по государственным заказам делала их самостоятельно нежизнеспособными.

XI – XII в.в. важный этап для хозяйственного развития: часть орудий сельского хозяйства начинают производиться не ремесленниками на заказ, а мелкими товаропроизводителями для реализации на рынке, т.е. прослеживаются начальные этапы перерастания ремесла в мелкое товарное производство. Именно в этот период происходит отделение ремесла от земледелия, что нашло выражение в росте городов. Если в IX−X в.в. было известно 26 городов, то XI в. возникло еще 62 города, а в XII в. – 119. Древнерусский город был одновременно сосредоточием ремесла, торговли и сельского хозяйства и тем самым напоминал древнегреческий полис, но только внешне. В отличие от греческого полиса русский город эксплуатирует сельскую волость подчиняя ее себе прежде всего внеэкономическим путем. Отличался древнерусский город и от современного ему западноевропейского города – коммуны. Отношения которого с деревней основывались не на власти-собственности, а на свободных товарно-денежных отношениях.

Промыслы. При всей важности земледелия, скотоводства и ремесла именно промысловые занятия еще длительное время играли едва ли не первостепенную роль в хозяйстве древнерусского человека.

Охота была не только любимой забавой, но и важным промыслом русских князей. Охота давала князьям одну из основных статей экспортных товаров – пушнину. Еще более важной она была для простых людей, так как, во-первых, давала пищу; во-вторых, обеспечивала мехами, необходимыми для изготовления одежды, уплаты налогов; в-третьих, давала шкуры для кожевенных работ.

В связи с важностью охоты как промысла, охотничьи угодья охранялись законом. У каждого князя были собственные места для охоты. В «Русской Правде» предусмотрены суровые наказания за охоту в чужих угодьях, а также за кражу или порчу охотничьих сетей и убийство охотничьих собак.

Не менее важным лесным промыслом было бортничество (сбор меда диких пчел). Продукция бортничества – воск и мед – пользовались огромным спросом как внутри страны, так, и что особенно важно для княжеской торговли, за ее пределами. Стволы деревьев в которых находились дупла с пчелами метились специальным знаком и охранялись, права владельца защищались законом. Штраф в три гривны был установлен в Русской Правде» за снос чужого улья и в 12 гривен за удаление с дерева знака владельца.

Рыболовство же, игравшее не последнюю роль в русской экономике, особенно после принятия христианства, носило в основном натуральный характер.

В связи с рыболовством необходимо отметить ловлю моржей в Северном ледовитом океане и на Белом море. Моржей добывали из-за клыков (называемых по-древнерусски рыбий зуб), пользовавшихся огромным спросом на внешнем рынке.

Торговля. Внутренняя торговля длительный период времени носила примитивный и, как правило, вынужденный характер и существовала в виде простого продуктообмена.

Главными причинами развития внутренней торговли Киевской Руси, как впрочем, и других стран, можно усматривать в различии природно-климатических условий. Известно, что на севере, в Новгородской земле, всегда не хватало собственного хлеба. Поэтому с юга на север везли хлеб. А в обратном направлении в обмен на хлеб – новгородские ремесленные изделия из железа. Соль развозилась из Галицкого княжества и Новгородской земли по всей Киевской Руси.

Другим фактором развития внутренней торговли являлось различие между городами и сельскими районами. На первом этапе становления Древнерусского государства это различие, правда, сказывалось слабо. Крестьяне все необходимое им для жизни производили внутри собственного хозяйства. Повседневная одежда, из домотканой ткани и овчины, обувь, предметы домашнего обихода, простейшие орудия труда изготовлялись умельцами, которые имелись в каждой большой семье. В IX−X в. каждый дом был одновременно и ремесленной мастерской. Горожане в виду недостаточно высокой производительности сельского хозяйства сами вынуждены были себя кормить и заниматься пахотой. По оценке В.Ключевского земледелием в Киевской Руси занимались 19 из 20 трудоспособных мужчин и женщин.

На рубеже XI−XII вв. в связи с постепенным развитием земледелия, ремесла начинает развиваться и товарная торговля, на что указывает использование всеобщего эквивалента – денег. В безмонетный период на Руси использовались меховые деньги (К.Маркс назвал их «русскими деньгами»). Самой крупной денежной единицей считалась шкурка черной куницы – соболя. Вместо мелкой монеты использовались уши, половина ушей, лбы и морды куниц и белок. Но эти деньги не были конвертируемы и имели ряд других недостатков. Широко использовались в этот период также иностранные монеты, как восточные (арабские), так и западные (римские, позже византийские).

Во время княжения Владимира на Руси начинается чеканка собственной золотой и серебряной монеты. За образцы были взяты византийские золотые и серебряные монеты, что было обусловлено значительным ростом русско-византийской торговли в X−XI в.в., а также принятием в 988 году христианства в его византийском варианте. Но в обращение русские монеты поступали мало и в большей степени использовались в качестве наградных знаков. В общей сложности чеканка русской монеты продолжалась 25 – 30 лет. А затем страна вновь вступила в безмонетный период, который продолжался до второй половины XIV в. Сказалось отсутствие на Руси собственных источников благородных металлов и сокращение притока на Русь арабских динариев. Стандартной единицей во всех крупных торговых сделках была серебряная гривна (весовая) равная одному тройскому фунту серебра, или 96 золотников, т.е. около 400 грамм. Некоторое время разменные деньги были меховыми, что прослеживается в их названии, затем применялись в качестве расчетных единиц. В одной гривне было 20 ногат (наименование арабской денежной единицы перешедшее в название русских денег), 25 кун (наименование в древности русских пушных денег,) 50 резан. Самой мелкой денежной единицей была векша (также бывшее наименование пушных денег). В одной гривне было 150 векшей. При бытовых наличных расчетах использовалась гривна кун (счетная).

Для развития товарного производства и товарно-денежных отношений большое значение имело развитие кредита. Поэтому вполне естественно, что русское законодательство того времени уделяло большое внимание кредитным отношениям. Согласно «Русской Правде» процент по кредиту зависел от срока займа. «Месячная» ставка, которая была максимальной, разрешалась для коротких кредитов на срок не более четырех месяцев; для займов от четырех месяцев и до одного года устанавливалась ставка в «треть» года; для длинных займов законной являлась «годовая» ставка, которая была минимальной, и только для нее оговаривался процентный потолок – 10 кун с гривны, или, иначе говоря, 40%. По высоте процентной ставке можно судить об уровне развития торговли, о скорости оборота капитала. К примеру, в византийском праве XI в.законная процентная ставка по кредитам колебалась от 5,5 до 8%, в зависимости от условий займа. В Древнерусском же государстве уровень развития кредитных отношений еще не обеспечивал потребностей, кредит был дорог. Несмотря на то, что 60% годовых считалось грубым нарушением, «лихвой», за что полагалось наказание, это закон постоянно нарушался, очевидно, в силу чрезвычайной рискованности торговых предприятий и низкой скорости оборота капитала.

После ряда крупных выступлений против ростовщиков в 1068, 1113 Владимиром Мономахом был принят «Устав о резах», в котором было установлено, что ростовщик имеет право брать проценты только три раза, иначе он лишается права на возврат самой кредитной суммы, кроме того, была указана предельная величина процента (около 40%). Владимир Мономах потребовал принимать во внимание причины несостоятельности купцов – должников. Разорившиеся в результате действия стихии или неприятеля не подвергались наказанию, хотя и не освобождались от уплаты долга. Те же, кто по собственной вине потерял капитал, выводились на торг, где распродавалось все их имущество.

Внешняя торговля традиционно считалась главной экономической опорой Киевской экономики. Внешняя торговля являлась продолжением полюдья по своей масштабности, по необычайной сложности, по неизбежной мощной поддержке военными силами молодого государства.

Полюдье – сбор дани с подвластных киевскому князю племен было важной составляющей хозяйственной жизни князя. Достаточно подробное описание полюдья дает Б.А. Рыбаков Князь отправлялся в круговой объезд как только вставали реки в ноябре месяце. В поход вместе с князем отправлялись его дружинники, а также конюхи, ездовые с обозом, ремесленники, кашевары и т.д. Всю эту массу должно было принять становище. По зимнему времени в становище должны были быть теплые помещения для размещения людей, конюшни, амбары для склада и сортировки дани, сусеки и сеновалы для заранее запасенного зерна и фуража, печи для выпечки хлеба, жернова, кузнецы. Должны быть люди, исполняющие разнообразные работы по подготовке становища, по обслуге его во время полюдья. В апреле, когда с рек сходил лед, князь возвращался в Киев, куда уже со всех концов Руси пригонялись ладьи, изготовленные на протяжении зимних месяцев тысячами русских плотников. В Киеве было отведено специальное урочище, где все ладьи окончательно оснащались уключинами и веслами. К работе мужчин следует добавить труд нескольких тысяч славянских женщин, ткавших паруса для оснастки торгового флота. Ко всему этому следует прибавить выращивание и прядение льна и конопли, а также изготовление канатов. Все эти процессы уже свидетельствуют о государственном подходе к этому важному делу. Следующей важной задачей являлась организация сбыта полюдья. Сборщики дани превращались в мореплавателей и караван-башей, воинов, пробивавшихся через кочевнические заслоны, и в купцов, продававших привезенное с собой и закупавших все то, что производилось на Западе и на Востоке. (29) Таким образом, полюдье на Руси являлось не простой формой кормления князя и его дружины, так как большая часть дани взималась «экспортными товарами» и использовалась не для непосредственного удовлетворения потребительских нужд элиты, а для товарного обмена за рубежом.2 Именно сбыт полюдья был главной заботой киевских князей, обеспечивающих свои торговые операции договорами, вырванными зачастую силой оружия. Таким образом появляется уже знакомая формула: аккумулированный в результате редистрибуции внутри страны продукт выступает в качестве товарной массы для торговли за ее пределами. Поставщики ренты – налога от этого, естественно, ничего не получают, зато обогащаются редистрибуторы, которые за пределами страны выступают уже в роли торговцев. Полюдье становилось предметом предприимчивости многих людей: князей, бояр, дружинников. Дружинники, с которыми князья делились частью собранной дани, были лично заинтересованы в обмене приходившихся на их долю товаров. В 1945 году они чуть ли не насильно тянули Игоря за данью: «рекоша дружина Игореви: отроци Свенележи изоделиса суть оружием и порт, а мы нази. Поиди княже с нами в дань, да и ты добудеши и мы» (29). В результате появляется специфический военно-торговый, дружинно-купеческий слой – «военно-торговая аристократия».Но учитывая промысловый характер дани и то, что ее добыча не улучшала состояние ни производительных сил, ни хозяйственных отношений в обществе, их предприимчивость имела поверхностный характер и не закручивала хозяйственный механизм или запускала его очень медленно.

С IX в. Днепр становиться основной артерией русской внешней торговли, главный южный конец которой был в Константинополе. Именно этот путь являлся главной географической осью государства. Византия в этот период становиться привилегированным партнером Киевской Руси. Предпринятые в первой половине X в. военные походы русских князей преследовали цели создания благоприятных условий для русской внешней торговли.

В 907 году князь Олег предпринял военный поход на Византию, результатом этого похода становиться заключение торгового договора, носящего ярко выраженный протекционистский характер. Согласно условиям договора, греки должны были выделить специальные фонды для важнейших русских городов. Из этих фондов византийское правительство должно помесячно выдавать содержание разными продуктами гостям этих городов в течение их пребывания в Константинополе, предоставлять им право пользоваться столичными банями, а также снабдить их лодки продовольствием и всем необходимым для обратного пути из Константинополя на Русь. Очень важно, что русские гости при совершении торговых сделок не должны были платить торговую пошлину. Это право было предоставлено Византией только руссам. Договор 907 года стал основанием для дальнейшего коммерческого взаимодействия между русскими и греками. В договоре 911 года было добавлено несколько юридических деталей технического свойства. Наиболее примечательной статьей договора является взаимное обещание оказывать помощь потерпевшим кораблекрушение торговцам обеих стран. Это противоречит так называемому «береговому праву», практиковавшемуся в большинстве европейских стран. Что могло заставить могущественную Византию пойти на подписание этих явно невыгодных для нее договоров с варварской Русью? Ответ очевиден: сила русского оружия. Подтверждением является договор 945 года, заключенный после неудачного похода князя Игоря в 944году. В новый договор не было внесено условие относительно освобождения от пошлинных платежей. В договоре 977 года некоторые привилегий «руссов» были восстановлены, что вызвало недовольство греческих купцов, выразившееся в неоднократном избиении «руссов». В 1043 году, после подобного избиения в Константинополе (одного из купцов убили) князь Ярослав был вынужден послать на греков флотилию во главе со своим сыном. Результатом явилось восстановление торговых отношений с Византией.

Основными статьями русского экспорта в Византию были рабы, меха, мед, воск. Из Византии Русь импортировала в основном вина, шелка и предметы искусства, такие как иконы и ювелирные украшения, а также фрукты и изделия из стекла.

По Волго-Донскому пути и Каспию Русь торговала со странами Востока. Русские торговые караваны ходили в Персию, Багдад, Хорезм; есть версия, что русские посещали Египет. В 1006 году Владимир Святой заключил с волжскими булгарами торговый договор, который позволял им проезжать по всему государству беспошлинно. Согласно этому договору булгарам разрешено было торговать только с русскими гостями, а не продавать товары ни крестьянству, ни шляхетству и не покупать у них. В страны Востока Русь продавала меха, мед, воск, клыки моржей, а покупала там специи, драгоценные камни, шелковые и сатиновые ткани, ковры, оружие из дамасской стали и лошадей.

Через Балтийское море Русь торговала со странами Западной Европы. На Запад вывозились меха, мед, воск, в небольших количествах лен, пеньку, канаты, холстину, хмель, овчины, шкуры. Через Новгород в Западную Европу шли также некоторые товары, закупаемые у восточных купцов. Из стран Запада везли шерстяное сукно, льняное полотно, шелк, иглы, оружие, изделия из стекла, селедку, тонкое вино, пиво, металлы.

Анализируя состав русского экспорта и импорта становиться очевидным, что Русь экспортировала исключительно сырье, а импортировала в основном готовую продукцию, прежде всего предметы роскоши, что вовсе не способствует развитию рыночных отношений.

В целом же к особенностям внешней торговли Руси IX – начала X в. можно отнести ее масштабность, необычайную организационную сложность и военную поддержку со стороны государства. Частное же предпринимательство на этом этапе не играло заметной роли во внешней торговле Древнерусского государства.

На рубеже XI – XII в.в. на Руси появляются люди, чьей основной профессией становиться торговля. В этот период наряду с термином «гость» появляется понятие «купец». В узком смысле под ним понимался торговец, участвующий во внутреннем обмене товарами в пределах города и близлежащей округи. В широком смысле купцами называли всех, причастных к организации торговли (6). «Русская Правда» содержит множество статей, защищающих права гостей. Но было бы не корректно считать, что гости занимали достаточно высокое социальное положение в русском обществе. На самом деле они находились на 6 ступени русской иерархической лестницы, ниже них были лишь смерды и холопы. Гости интересовали государство лишь как источник пополнения казны. Свобода предпринимательства не была предусмотрена. Напротив, торговля мелочно регламентировалась и облагалась тяжелыми многочисленными пошлинами. Налоги на торговые сделки были многообразными. Во-первых, это мыто, которое можно назвать «таможенной пошлиной», хотя оно собиралось не на государственной границе, а при подъезде к каждому городу, особенно на мостах – с товара, который везут в повозках, и на речных набережных – с товара перевозимого на кораблях. При этом не делалось разницы между иностранными и иногородними товарами. Во-вторых, это «перевоз» – пошлина за пересечение реки на переправе или за транспортировку товара по волоку. В-третьих, это «гостиное» – налог на склады, которыми пользовались иностранные купцы на рыночной площади. В-четвертых, «торговое» – общий налог с купцов, пользующихся рыночной площадью. В-пятых, «весчее» – налог за взвешивание и измерение товаров. В-шестых, «корчмита» – налог за проживание в гостинице (8). И это далеко еще не весь список. Подобное отношение государства к этому роду занятий рождало соответствующее отношение гостей к торговле, которое можно назвать, мягко говоря, недобросовестным, и населения, крайне неприязненно относившегося к купцам и воспринимавшего торговлю как недостойное дело. Ситуация, которая мало изменилась до сегодняшнего дня.

kzdocs.docdat.com

Хозяйство славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и  огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Следует сказать, что граница тайги в начале 1 тыс. н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей. Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но были просо, гречиха, ячмень.

Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке слово “скот” означало также деньги.

Лесные и речные промыслы также были распространены у славян. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами (“бортями”) и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам рек.

Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей.

       Одновременно вокруг князей складываются дружины — группы боевых постоянных соратников, друзей (слово “дружина” происходит от слова “друг”) князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Появление дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа, ополчения, но создавало предпосылки для этого процесса. Выделение дружины — существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

        Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II—IV вв. говорит заимствование славянскими племенами хлебной римской меры — квадрантала, получившего название четверик (26, 26л) и существовавшем в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.

По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения группировались в своего рода гнезда из 3—4 поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между “гнездами” оно достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли. Площадь такой полуземлянки была обычно невелика: 10—20 м2. Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину — вервь. Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к имущественной, а тем более социальной дифференциации внутри верви. Так, в поселении X в. (т. е. когда уже существовало Древнерусское государство) — городище Новотроицком — не обнаружено следов более и менее богатых хозяйств. Даже скот был, видимо, еще в общинном владении: дома стояли очень тесно, порой соприкасаясь крышами, и не оставалось места для индивидуальных хлевов или загонов скота. Прочность общины на первых порах тормозила, несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение общины и выделение из нее более богатых семей.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

www.coolreferat.com


Смотрите также