Экономические учения древнего рима. 1.Экономические учения древности: Вавилония,Индия,Китай.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона. Экономические учения древнего рима


Экономические учения Древнего Рима

 

 

1. Экономические воззрения Ксенофонта

КСЕНОФОНТродился в Афинах в 430 г . до н.э.. (умер в 355 г . до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он — ученик известного древнегреческого философа Сократа, современник Платона. Предшественник Аристотеля. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.

Написал большое количество разнообразных произведений. Экономические взгляды нашли отражение в "Домострое"("Экономикос"), время написания неизвестно, подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, "земледелие — мать и кормилица всех искусств" Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно -денежных отношений.

Именно от названия этой работы произошло название науки - экономика, хотя во времена Ксенофонта под ней понимались лишь правила ведения домашнего хозяйства ("ойкос"- дом, хозяйство; "номос" - закон, правило). В силу жизненных условий связан с господствующим классом. Служил персидским деспотам, спартанским царями олигархам, не поладил с афинской демократией, стал ее изгнанником.

"Домострой" содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными.

Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.

Ксенофонт — идеолог, прежде всего, натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах. Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости — с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

В "Домострое" в форме диалога формулировались принципы :

1. Эффективной эксплуатации рабов - хозяину часто приходится увещевать рабов, раздавать обещания, так как добрая надежда нужна рабу не меньше, чем свободному, чтобы у него была охота оставаться у хозяина. Рабов можно сделать послушными едой сверх меры, хотя этот способ и годен лишь для животных, похвалы со стороны хозяина так же действуют на рабов. Кризис рабовладения Ксенофонт пытался смягчить путем смягчения противоречий между хозяином и рабами.

2. Решительно высказывается за натуральное хозяйство, против торгово-промышленного направления экономики. Автор считает, что натуральное хозяйство не разделяет людей на богатых и бедных, так как каждый производит на своем земельном участке не больше, чем необходимо для потребления и не участвует в торговых операциях, не использует земли для производства на продажу и для обогащения.

3. Идеализация сельского хозяйства, противопоставление его ремеслу: "Ремесло задорно, его дурная слава - естественна, оно осуждает человека на сидячий образ жизни (вредный для тела) и лишает людей солнца".

4. Понятие богатства - фонд личного потребления и средство приобретения политических друзей.

5. "Ценность"- есть нечто хорошее" и зависит от полезности вещей. Полезные предметы представляют ценность, вредные - нет.

6. Несмотря на явные симпатии к натуральному хозяйству, Ксенофонт с большим интересом относился к проблеме денег. "Когда приобретено столько утвари, сколько нужно для хозяйства, редко покупают еще"; напротив, денег никто не имеет столько, чтобы не желать их иметь еще больше, и если у кого-нибудь они оказались в избытке, то он закапывая излишек, получает не меньшее удовольствие, чем если бы он ими пользовался". Отрицать значение денег уже нельзя. Совет Ксенофонта: копить деньги на "черный день", а также для того, чтобы иметь возможность при необходимости расширить свое хозяйство. Итак, деньги - это сокровище, концентрированное богатство, которое всегда можно пустить в ход. Другая функция денег состоит в том, чтобы служить средством обращения. Но деньги в качестве торгового и ростовщического капитала вызывали резкое осуждение Ксенофонта.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Экономические учения Древней Греции и Рима.

В Древней Греции и Римской империи экономические воззрения систематизируются и приобретают научный облик, причем выразителями этих теорий были, как правило, мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств. Выдающиеся греческие философы-мыслители Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.), Платон (427-347), Аристотель (384-322) уже могут быть названы первыми учеными-экономистами.

Ксенофонт в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд «О доходах» - это попытка найти выход из экономических трудностей Древней Греции. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему: естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов, любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость). Ксенофонт делит экономику на отрасли, пишет о сельском хозяйстве, ремесленничестве и торговле.

Платон создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство». Он довольно подробно высказывается о специализации трудовой деятельности, анализирует ряд основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом. Некоторые взгляды Платона на экономические и социальные процессы представляют значительный интерес. Так, возникновение государства он связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом. Государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве, и если деньги имеют ограниченное хождение. Поэтому он считал, что горожан надо наделять земельными наделами. Однако имущество граждан не должно быть чрезмерным. Запрещаются ссуды под проценты. Закон должен устанавливать пределы колебаний цен. В таком государстве не будет ни богатых, ни бедных. Платон стремится доказать, что большое богатство и счастье несовместимы. Богатый человек не может быть вполне хорошим человеком, так как, по крайней мере, часть его богатства приобретается и расходуется несправедливо.

Однако наибольший вклад в экономическую науку Платон внес косвенно, созданием своей теории идеального общественного устройства. Основой такого устройства является идея справедливости. Справедливым называется такое общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. Поясняя это, он вводит существование трех основных добродетелей человека: мудрость, мужество и сдерживающая мера. Те, кто не обладает ни одной из этих добродетелей, должны быть рабами. В итоге справедливое общество должно состоять из четырех классов: правителей; воинов; свободных крестьян и ремесленников; рабов.

По мнению Платона, правители не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться.

Благодаря такому устройству, полагал Платон, исчезнет соперничество и раздоры, а суды станут ненужными, равно как золото и серебро. Деньгами послужат бумажные знаки (чтобы исключить торговлю с соседними странами). Будут запрещены кредит и процент. Все имущество подлежит учету, основываясь на котором государство отбирает у граждан любой излишек, превышающий установленный максимум.

Гениальный ученый и мыслитель древности Аристотель пошел дальше Ксенофонта и Платона. Он заложил основы экономической науки, приблизился к пониманию стоимости товаров, выявил экономическую сущность обмена, предложил трактовку цены как денежной меры стоимости. У него есть интересные мысли о происхождении и функциях денег, об их превращении в капитал, приносящий собственнику новые деньги.

Ключевые положения труда Аристотеля «Политика» следующие:

  • обязательным является наличие частной собственности;

  • все виды деятельности разделены на две группы: а) экономию – производство для удовлетворения естественных потребностей и б) хрематистику – производство и обмен для обогащения. Первая им одобряется, а вторая порицается;

  • деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать;

  • государство важнее семьи и отдельной личности.

Аристотель проявлял консерватизм в ряде взглядов на экономические явления. К примеру, он отрицательно относился к развитию торговли и денежных отношений в Греции того периода, идеализировал небольшие натуральные земледельческие хозяйства, оправдывал рабство и считал рабов «говорящими орудиями».

В Древнем Риме такие ученые, писатели и политики, как Варрон, Катон, Цицерон, Плиний старший уделяли внимание экономике сельского хозяйства, земельной собственности, организации труда рабов, высказывали мысли о роли отдельных видов экономической деятельности, а также множество хозяйственных советов. Особо следует выделить ученого Плиния старшего (123-79 гг. до н.э.) как автора энциклопедического труда «Естественная история», а также двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (I век н.э.) «О сельском хозяйстве».

studfiles.net

1.Экономические учения древности: Вавилония,Индия,Китай.

Вавилония – это древневосточное государство, которое располагалось в долине между реками Тигр и Евфрат. Из этого государства до нас дошли так называемые законы царя Хаммурапи. В истории их чаще всего называют кодексом законов, который использовался уже в XVIII в. до н. э. Нарушение законов, которые были записаны в этом кодексе, могло повлечь за собой строгие наказания: экономическую, уголовную ответственность, смертную казнь. Также были очень распространены административные наказания. Некоторые из законов выглядели приблизительно так. Тот, кто посягнул на чужую собственность, даже на раба, сам может стать рабом или быть осужденным на смертную казнь. Если царские воины или граждане Вавилона несвоевременно платили налоги, по новому закону их лишали земельных наделов. Если кто-то попадал в долговое рабство, то не мог быть оставлен в рабах дольше, чем на три года, а после отбывания наказания в качестве раба долг прощали. Из подобных примеров возможно увидеть, что уже в очень древних странах, существовавших еще до нашей эры, уже начинали появляться первые «ростки» экономической мысли и законов об устройстве этого общества. Древняя Индия. «Артхашастра– один из самых ярких документов Древней Индии в IV – III вв. до н. э. Этот документ повествует нам об экономических достижениях страны. Автором этого труда считают Каутилью, одного из советников царя Чандрагупты I.Он старался объяснить своему народу то, что богатство появляется за счет труда, а также то, насколько необходимо разделение прибыли купцов с государством, потому что только государство позволяет льготное землепользование, ведет строительство дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, освоение полезных ископаемых (например, руды), борьбу со спекулянтами, которых не так-то просто выявить среди добропорядочных купцов. По его мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, он призывал к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Каутилья выступал за то, чтобы государство регулировало хозяйственный механизм. Издержки, по его мнению, должны быть установлены заранее, составляя 5% на местные товары и 10% – на привозные. Экономическая мысль в Древнем Китае Чаще всего Древний Китай ассоциируется с Конфуцием. Также у более знающих историю этой страны он ассоциируется еще и с популярным в то время коллективным трактатом под названием «Гуань-цзы». Конфуций (Кун Фуцзы) (551(2) – 479 гг. до н. э.) – философ и мыслитель Древнего Китая. По мнению Конфуция, хорошее государство должно быть похоже на добропорядочную семью. Государь – это отец, который обо всех заботится, а жители государства – это дети, которые во всем слушаются своего государя-отца. Конфуций всегда стоял на защите привилегий родовой знати. Также он считал, что все люди разделены по сословиям самим богом, но все-таки напоминал, что человек любого сословия должен стараться стать совершенным в моральном плане. Конфуций полагал, что может наступить тот момент, когда у каждого появится достаток, потому что управление хозяйством будет умелым, богатство государства станет приумножаться, причем независимо от того, будет ли это частное хозяйство или общее крестьянское владение. Главной задачей автора книги «Гуань-цзы» тоже было построение такого общества, в котором весь народ стал бы обеспеченным и поэтому счастливым. Также он полагал, что государство должно обязательно регулировать цены на хлеб и создать хлебный запас на случай неурожая. Еще, по его мнению, государство должно создать самые выгодные условия по кредитованию для земледельцев. Он предложил заменить прямые налоги на соль и железо на косвенные, которые бы учитывались уже в готовых продуктах, изготовленных из этих товаров. Золото он считал товаром, который существует для измерения других товаров. Мо – цзы (ок. 470 – 391 гг. до н.э.) Противник Конфуцианства. Учение о всеобщей любви (моизм). Природное равенство людей, отрицание сословностей и привилегий знати. Необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения.

studfiles.net

3.Экономические учения Древнего Рима.

Экономическая мыль древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблем рабства, его оправдания. Организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). По этим вопроса выступали Катон Старший, Варрон Колумелла. Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении «Землевладение» Катоном Старшим. Трактат Катона отразил периоды подъема римского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивающее прежде всего свои потребности однако не исключалась торговля, призванная реализовать часть продукции приобретать то, что не могло производиться собственными силами. Большое место сочинениях Катона занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам эксплуатации. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать питание, одежда, жилище должны были соответствовать положению говорящих орудий. Все эти советы Катона нацелены на обеспечение рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства. Разработку проблем латифундийского хозяйства в I веке до н.э. продолжил римский ученый Варрон. Его взгляды изложены в трактате «О сельском хозяйстве». В своем Варрон высказывает серьезную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в городах, перепоручив латифундии управляющим. Автор ищет пути укрепления экономики. Латифундия –поместье, занимающее большую площадь. В древнем Риме латифундиями называли поместья, специализирующиеся на выращивании зерновых, производстве оливкового масла и виноделии.

4.Экономические учения средневековья.Восток.

В Аравии феодальные отношения возникли в результате разложения первобытнообщинных отношений на большей части полуострова и кризиса рабовладельческого уклада. В древности в Аравии (на юге) существовали государства, где рабство играло определенную роль. Однако главная масса непосредственных производителей была представлена свободными общинниками, занимавшимися земледелием, основанным на искусственном орошении.В Аравии переход к феодальным производственным отношениям и создание единого государства совпали с возникновением новой единобожной религии -- ислама. Глава первого общеарабского государства Мухаммед носил сан пророка, осуществляя и светскую и духовную власть. Это соединение светского и духовного начал наложило отпечаток на все последующее развитие мусульманских стран, на идеологию, историографию, правоведение, экономическую мысль и т. д.Коран «Чтение» (610 – 632 гг.) - собрание проповедей, молитв, притч, обрядовых и юридических установлений, произнесенных пророком Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине. Положил начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву.В Коране земля объявлена принадлежащей богу и не каждый может рассчитывать на ее получение или же сохранение за собой земельной собственности. Но Коран утверждает принцип неприкосновенности частной собственности, подчеркивая недопустимость присваивать чужое имущество, входить в чужие дома «с задней стороны» или входить без разрешения. Строгое наказание грозило ворам; им следовало отсекать руки «в воздаяние за то, что они приобрели». Хотя Мухаммед порицает скупых, любящих богатство, золото, серебро, тем не менее, проявляет большую заботу о сохранении богатства, выступает против расточительства, излишней траты средств, призывает к бережливости. Правоверным рекомендуется не поедать «достояний меж собой попусту» и не отдавать его судьям, ибо «съесть часть достояния людей преступно», но давать родственнику «должное ему», и бедняку, и путнику.Все верующие обязаны были тратить часть своего имущества «на пути божьем», уплачивая очистительную милостыню. Милостыня в понимании Корана не обычная, добровольная благотворительность. Это своего рода единое обложение всех принявших ислам, благотворительность, возведенная в степень общерелигиозного и общегосударственного обязательства.Коран неоднократно обращается к проблеме ростовщичества. Мухаммед всячески устрашал ростовщиков воздаянием от аллаха, запрещение брать высокий процент приписывал аллаху.В результате завоеваний (632 -- ок. 751) арабы создали обширную империю, в состав которой вошли различные земли и народы. Первоначальные установления, принятые при Мухаммеде и зафиксированные в Коране, стали основой дальнейшего развития правовых и экономических концепций. Кроме того, законоведы обращались к хадисам -преданиям о поступках и высказываниях Мухаммеда, чтобы его именем освящать свои действия или толкования. Собирание и толкование хадисов стало важным элементом развития, как права, так и экономических концепций. Мусульманское право «шариат» (от слова «шар»-- закон) сложилось на основе трех источников: Корана, хадисов и обычного права.Мусульманские законоведы признавали разницу между стоимостью товара и объявленной ценой. Было подробно разработано право преимущественной покупки недвижимого имущества, заключения договоров о залогах, оформления торговых товариществ, основанных на доверии, и компаний. Объединения купцов для ведения крупных торговых операций были широко распространены во всем мусульманском мире. При заключении крупных сделок прибегали к чекам и векселям. Безналичная торговля была выгодна всем участникам сделки. По чекам можно было получать наличные деньги по всей территории халифата.

studfiles.net

Экономические учения Аристотеля

Лучшие достижения экономической мысли античного (классического) рабства были достигнуты в V-IV вв. до н.э., а самымизвестным представителем этого периода является древнегречес­кий философ Аристотель(384—322 до н.э.). Он родился в 384 г . до н.э. в семье врача (умер в 322 г . до н.э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не разделял, однако, платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Аристотель известен как воспитатель наследника престола в Македонии знаменитого Александра Македонского. В дальнейшем он основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т.д. После смерти Македонского был обвинен в безбожии. Вынужден покинуть Афины.

Его политические взгляды изложены в работе "Политика" и других произведениях. Он — противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии.

Этот автор, будучи убежденным идеологом сложившихся в его стране натурально-хо­зяйственных отношений, смог значительно больше других своих современников (Ксенофонта, Платона и др.) углубиться в конкретные экономические проблемы и разработать оригинальнейший по тем временам проект идеального государства.

Согласно проекту Аристотеля естественные «законы природы» обусловливают деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический. При этом оригинально то, что все виды хозяйства и деятельности людей (будь то: свободные граждане, выполняющие управленческо - контрольные функции, или зем­ледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы) рассматриваются в нем с точки зрения используемых каждым сословием способов жизнеобеспечения и приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере —экономике, либо к неестественной сфере — хрематистике.

Граждан Греции он делил на пять групп (классов):

1) земледельческий класс,

2) класс ремесленников,

3) торговый класс,

4) наёмные рабочие,

5) военные.

Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество. Рабы, по мнению Аристотеля, должны были обеспечивать все виды физического труда.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества.

Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники "истинного богатства", состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.

Экономика в суждениях Аристотеля представлена, прежде всего, важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, а также теми, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель — удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, и поэтому она должна быть объектом заботы государства.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники "истинного богатства", состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.

Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал в хрематистику, которая рассматривалась как искусство "делать деньги", создавать богатство, не имеющее границ. Он отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель накопления денежных богатств, осуждал ростовщичество. Являясь сторонником ведения хозяйства на основе экономики, великий мыслитель древности решительно выступал против того, что относилось к хрематистике.

Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ростовщических операций. Ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере — «обладание деньгами».

В концепции об экономике и хрематистике очевидна недвусмысленная позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства.

К «издержкам» аристотелевской концепции об экономики и хрематистике следует отнести также двойственную характеристику обмена. Речь идет о том, что в одном случае обмен расценивается им как акт удовлетворения потребности и позволяет трактовать потребительную стоимость товара как категорию сферы экономики, а в другом случае — наоборот: обмен символизирует акт наживы и дает основание меновую стоимость товара считать категорией сферы хрематистики.

Наконец, с позиций этой же концепции Аристотель демонстрирует свое неприятие крупной торговли и ссудных операций, тенденциозно анализируя этапы эволюции форм торговли и денеж­ного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он относит к сфере экономики, а движение торгового капитала, т.е. когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, — к сфере хрематистики. По словам Аристотеля, ростовщичество «с полным основанием вызывает ненависть» и является «по преимуществу противным природе» потому, что «оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег».

Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

4. Экономические учения Древнего Рима

 

Экономическая мысль древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Она отразила очередную ступень эволюции рабовладения, новые формы организации рабовладельческих хозяйств, характерную для них более жестокую эксплуатацию рабов, обострение противоречий и усиление борьбы в условиях разлагавшегося рабовладельческого общества. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). По этим вопросам выступали Катон Старший (234-149 гг. до нэ), Варрон (116-27 гг. до н.э.), Колумелла (I в н. э.).

Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении "Землевладение" Катоном Старшим, являвшимся крупным землевладельцем.

Трактат Катона отразил период подъема римского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивавшее прежде всего свои потребности. Однако не исключалась торговля, призванная реализовывать часть продукции и приобретать то, что не могло производиться собственными силами. Большое место в сочинении Катона занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам эксплуатации. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд. Катон считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении, в духе, угодном хозяину. Предусматривая возможные возмущения и выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними, своевременно освобождаться от дряхлых и больных. Рабы жестоко наказывались за малейшие проступки. Питание, одежда, жилище должны были соответствовать их положению говорящих орудий. Все эти советы Катона нацелены на обеспечение рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в до н.э. продолжил римский ученый Варрон. Его взгляды изложены в трактате "О сельском хозяйстве". Он отразил, с одной стороны, более развитые формы рабовладения, высшую степень эволюции крупных рабовладельческих экономик; с другой — новые моменты социально-экономической обстановки, связанные с углублявшимися противоречиями, все более пронизывавшими экономику Римского рабовладельческого государства.

В своем трактате Варрон высказывает серьезную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в городах, перепоручив латифундии управляющим. Автор ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности и т.д. Его заботы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства Варрон уделяет большое внимание обращению с рабами, методам их эксплуатации. Рабов он относил к одному из трех видов сельскохозяйственных орудий: говорящим. Два других вида орудий в его классификации составляли немые (инвентарь) и издающие нечленораздельные звуки (рабочий скот).

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении "О сельском хозяйстве" Колумелла. В обширном трактате, состоящем из 12 книг, подробно рассматривается состояние рабовладельческих латифундий. Колумелла писал о крайне низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев и т.п. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономика рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал углубляться. По словам Колумеллы, "латифундии погубили Италию".

В поисках выхода из кризиса римский ученый отдает предпочтение более производительному труду свободных производителей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.

Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интересы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундистов. Его возглавляли братья Тиберий (163-132 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.) Гракхи. Требуя ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, они предполагали осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путем укрепить его.

В Древнем Риме большого размаха достигла борьба рабов за свое освобождение. Их требования в обобщенном виде выдвигались во время восстаний. Главными из них являлись уничтожение рабовладельческих латифундий, освобождение от рабства. Наиболее яркие страницы антирабовладельческих выступлений связаны в Древнем Риме с крупнейшим восстанием рабов под руководством Спартака (74-71 гг.. до н.э.).

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Древнеримская экономическая мысль

Древнеримская экономическая мысль представляет собой экономические представления мыслителей античного Рима. По сравнению с древнегреческими учеными римляне в общетеоретическом плане оставили значительно меньшее наследство, их мало интересовали вопросы обмена, торговли, денег, ценности, капитала, процента и т.п. Такое положение вещей имело место в силу того, что Древний Рим на протяжении своей истории (от патриархальных времен завоевания Греции во II-I вв. до н.э. и до окончательного краха Римской империи в 476 г. н. э.) был сельскохозяйственной страной, которая, несмотря на значительный объем торгового оборота, не смогла выйти за пределы замкнутого хозяйства. Из-за недостаточного развития промышленность обслуживала преимущественно потребности сельского хозяйства. Римское государство почти ничего не производило для мирового оборота, его торговля имела пассивный характер, а деньги выполняли преимущественно функцию номинальной расчетной единицы. Огромные капиталы римских земельных и денежных магнатов направлялись на новые завоевания и беспощадную эксплуатацию провинций через откуп, ростовщичество и т.д. Сохранился значительный объем натурального обмена. Все шире использовался труд рабов. Это тормозило процесс общественного разделения труда. Промышленность и торговля отделились от сельского хозяйства практически только в начале III в. н.э., но, по сути, без смены собственника – римской плутократической олигархии. Единственным продуктивным использованием этих капиталов было сельское хозяйство плантаторськой модели, сосредоточенное в огромных латифундиях и до конца I в. н.э. базировавшееся исключительно на использовании рабского труда. Именно эта отрасль хозяйства, которая во II в. до н.э. – II в. н.э. достигла высокой степени развития и совершенства. Вместе с тем именно в этой сфере все отчетливее проявлялись признаки кризиса, вызванного непомерным ростом латифундий, недостаточной для их нужд производительностью рабского труда, разорением мелких землевладельцев, упадком земледелия и т.д. Эти факты и объясняют то, что именно сельское хозяйство стало предметом особого внимания древнеримских мыслителей.

Достопримечательностями аграрно-экономической мысли (а вместе с ней с римского права, являющегося культурным достоянием всех цивилизованных народов, отличительной чертой которого было четкое разграничение частно-правовых и публичных отношений и гарантия неприкосновенности личных прав граждан) стали модели аграрного и социального законодательства. Развитие этих отраслей законодательства (со времен вступления римлян на путь завоеваний и преобразования завоеванных территорий в собственность римского народа) объясняется попыткой урегулировать земельные отношения, обеспечить более равномерное распределение земельной собственности, предоставить ее плебеям, защитить интересы землевладельцев и ограничить возможности захвата земель римскими магнатами. На это были направлены реформы и законы Спурия Кассия, Манлія Капитолийского в V в. до н. э., Гая Лициния Столона и Люция Секстия, а также Петелия (в частности, закон Петелия отменил продажу должников-итальянцев в рабство) в IV в. до н. э., братьев Тиберия и Гая Гракхов и Апулея Сатурнина во II в. до н. э., Рулла, Флавия и Юлия Цезаря в I в. до н.э. Далее новые попытки аграрного реформирования со стороны государства появляются лишь более как через три века после глубокого упадка земледелия (в III в. н.э.) и первых признаков его возрождения с распространением колонату как формы феодальных отношений. Эта форма феодальных отношений приобрела правовой статус в кодексе Юстиниана Великого в VI в. н.э.

Анализ социально-экономического быта римлян в период наивысшего подъема римского земледелия, уровня развития плантаторського латифундарного хозяйства в условиях полного перехода его к эксплуатации рабского труда, сравнительного состояния возможностей мелкого земледелия, влияния торговли и ростовщичества на сельское хозяйство, кризисные явления рабовладельческого хозяйства и т.д содержится в произведениях выдающихся римских мыслителей: Катона старшего, Варрона, Цицерона, Колумелли, Алания старшего, Сенеки (II в. до н.э. – начало I в. н.э.). В своих трудах Катон, Варрон и Колумелла впервые подняли проблему научной организации латифундарного хозяйства, что было предметом их особого внимания. По их мнению данная организация должна была быть построена на основе учета агрономических, организационно-технических, рыночных и других факторов и наиболее рационального их сочетания для достижения наибольшей эффективности (доходности) имений. Данные ими рекомендации заложили основы сельскохозяйственной экономии и, в частности, ее организационно-производственного направления.

topknowledge.ru

4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона. История экономических учений: конспект лекций

4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона

Катон, гораздо менее знаменитый под своим настоящим именем Марк Порций (234 – 149 гг. до н. э.), известен как автор труда под названием «Земледелие». В нем он старался описать экономику Древнего Рима в общих чертах, а также само земледелие и сельское хозяйство в частности. Судя по отзывам многих ученых, это ему удалось в той степени, в которой было возможно на том этапе экономического развития. Катон призывал как можно больше заниматься сельским хозяйством, потому что физический труд не позволяет человеку быть грубым, злым, агрессивным и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный, может приносить пользу здоровью. Нельзя сказать, чтобы Катон был ярым противником торговли, но он и не очень-то приветствовал ее, потому как считал опасным бедствием, которое может создать неудобства и неприятности и привести к появлению недовольных (например, некачественным товаром или слишком высокой ценой на него) граждан. По мнению Катона, все хозяйственные области следует объединить в одну большую. Он очень рьяно поддерживал рабовладельческий строй и указывал на то, что рабов следует постоянно наказывать, дабы они не ленились на своем рабочем месте. Поэтому Катон выдвинул предположение, что хозяин сам должен работать время от времени, чтобы рабы знали, что за ними присматривают, и не позволяли себе расслабляться. У каждого хозяина должен быть надсмотрщик над рабами, возможно, даже один из рабов, который будет наказывать тех, кто плохо работает, по всей строгости.

Со временем в Древнем Риме стали появляться те, кто работает за деньги или определенную часть урожая (впоследствии их стали называть издольщиками). Отражение того, как правильно заключать с ними договор и вести дела, мы можем найти в труде Катона. Также в его трактате можно почерпнуть множество полезных советов по поводу покупки земли или рабов.

Историки и современники считают, что в тот период не было более экономного и умеющего правильно распоряжаться деньгами человека во всем Риме. Катон искал выгоду во всем и четко знал, где можно сэкономить.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru