Экономические мысли древнего востока. Экономическая мысль Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экономическая мысль Древнего Востока. Экономические мысли древнего востока


Экономическая мысль Древнего Востока Википедия

Экономи́ческая мысль Дре́внего Восто́ка имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан[1].

Экономическая мысль Древнего Китая

Изучение истории экономических учений древнего Китая началось в начале XX века. Вышедшая в 1911 году в Нью-Йорке на английском языке книга Чэнь Хуаньчжана «Экономические принципы Конфуция и его школы» положила начало исследованиям китайской экономической мысли на западных языках. В двадцатые годы были опубликованы работы Гань Найгуана «История доциньской экономической мысли» (Шанхай,1926) и Сюй Мэна «Экономические идеи Мо-цзы» ( Пекин, 1925) и "История экономической мысли философов конца эпохи Чжоу"(Шанхай,1930). Большой вклад в изучение истории экономической мысли и ее соотношения с другими науками Китая внесла работа известного китайского ученого Тан Цинцзэна «История китайской экономической мысли» (1936). Одним из первых экономических трудов является древнекитайский «Гуань-цзы», объединивший 564 трактата, созданных в VII—IV вв. до н. э. Перевод и исследование экономических глав этого древнекитайского памятника был осуществлен В.М. Штейном. В «Гуань-цзы» появилась идея уравновешивания рыночной стихии. Правитель должен удерживать товар, который находится в избытке у населения, и выпускать в обращение товар, который находится в недостатке. Авторы трактатов высказывались за нормированную эмиссию денежных знаков, а также государственное регулирование цен в целях стабилизации экономики[2].

Экономическая мысль Древней Индии

Основным экономическим трудом Древней Индии является трактат «Артхашастра», состоящий из 15 книг. Трактат посвящён «артхе» — материальной выгоде, которую можно получить путём завоевания новых населённых земель. За счёт доходов от новых земель царь может собрать больше войск и в итоге стать «владыкой мира». В трактате имеются конкретные рекомендации для пополнения казны: максимально возможные и разнообразные налоги, в том числе за алкогольные напитки, взимание средств с паломников, казнь и конфискация имущества преступников. Одной из главных задач ставится борьба с коррупцией и в качестве меры борьбы предлагается частая смена чиновников, чтобы они не успели привыкнуть к должности и использовать своё положение в корыстных целях[3].

Экономическая мысль Вавилонии

Социально-экономическим трудом в Вавилонии являются законы царя Хаммурапи, в которых давались конкретные шаги по улучшению экономической ситуации. В значительной мере уделялось внимание защите имущества граждан, в первую очередь чиновников и воинов. Законы Хаммурапи строились на основе разделения населения на полноправных свободных граждан, неполноправных свободных и рабов. Соответственно, наказание для полноправных свободных было наименьшим, для рабов — наибольшим. Регулировалась деятельность ростовщиков: чёткое определение процентной ставки, ограничение долгового рабства тремя годами, в случае неурожая срок погашения долга продлевался, устанавливалась ответственность за плохое обращение с должниками. Большое внимание уделялось вопросам найма, но не было различия между наймом людей и наймом имущества[3].

Экономическая мысль Древнего Египта

В центре древнеегипетской литературы стояли вопросы управления. В «Поучениях» отражались вопросы управления на разных уровнях, в «Поучениях гераклиопольского царя своему сыну Мерикара» уделялось внимание укреплению чиновничьего аппарата, в «Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» прославлялась карьера писца . Из литературных источников можно сделать вывод о высоком уровне централизации управления в Древнем Египте[1].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Е. Н. Лобачёва, 22.1. «Экономическая мысль Древнего Востока», стр. 435
  2. ↑ Е. Н. Лобачёва, 22.1. «Экономическая мысль Древнего Востока», стр. 433
  3. ↑ 1 2 Е. Н. Лобачёва, 22.1. «Экономическая мысль Древнего Востока», стр. 434

Литература

  • Экономическая теория / Под ред. Е. Н. Лобачёвой. — 2-е изд.. — М.: Высшее образование, 2009. — 515 с. — ISBN 978-5-9692-0406-5.
  • Штейн В.М., Гуань-цзы. Исследование и пер., М., 1959.
  • Штейн В.М. Трактат "Гуань-цзы" и его место среди экономической литературы древнего Китая // Ученые записки Института востоковедения АН СССР. Т.16. М.-Л., 1958.
  • Штейн В.М. Основные направления экономической мысли древнего Китая // Проблемы социально-экономической истории Древнего мира. М.-Л., 1963. С. 95-109.
  • Полянский Ф. Я., Платонов Д. Н. Экономические идеи легизма // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 99-103. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.
  • Борох О.Н. Наследие Тан Цинцзэна и изучение китайской экономической мысли в 1920-1930-е годы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2010.№ 2. С. 78-92.
  • "Economic Dialogues in ancient China" Selections from the Kuan-tzu,a book written probably three centuries before Christ. Translators:T'an Po-fii and Wen Kung-wen (Adam K.W.) Expert critic: Hsiao Kung-chuan. The enterprise directed, the book edited and published by Lewis Maverick, Carbonale, Illinois, 1954
  • Cheng Lin, Terry Peach and Wang Fang (eds.). The History of Ancient Chinese Economic Thought. Routledge, London and New York. 2014. - 236 c.
  • Guang-Zhen Sun The economics of the division of labour in early Chinese literature: With partic-ular comparison to the ancient Greek thought // The European Journal of the History of Economic Thought. Volume 23 Issue 1 2016 С. 102-126.
  • Chen Huan-Chang. The Economic Principles of Confucius and His School. New York: Longmans, 1911. 2 Vols. 756 p.
  • Гань Найгуан. Сяньцинь цзинцзи сысян ши (История доциньской экономической мысли). Шанхай: Шанъу иньшугуань, 1926. 71 с.
  • Сюн Мэн. Мо-цзы цзинцзи сысян (Экономические идеи Мо-цзы). Пекин: Чжисюэ чубаньшэ, 1925. -83 с.
  • Сюн Мэн. Вань Чжоу чжуцзы цзинцзи сысян ши (История экономической мысли философов конца эпохи Чжоу). Шанхай: Шанъу иньшугуань, 1930. 189 с.
  • Тан Цинцзэн. Чжунго цзинцзи сысян ши. Ди и цзюань (История китайской экономической мысли. Т. 1. Шанхай: Шанъу иньшугуань, 1936. 411 с.
  • Артхашастра или Наука о политике: Перевод с санскрита и издание подготовил В. И. Кальянов. М., 1993.

wikiredia.ru

Экономическая мысль Древнего Востока — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Экономи́ческая мысль Дре́внего Восто́ка имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан[1].

Экономическая мысль Древнего Китая

Изучение истории экономических учений древнего Китая началось в начале XX века. Вышедшая в 1911 году в Нью-Йорке на английском языке книга Чэнь Хуаньчжана «Экономические принципы Конфуция и его школы» положила начало исследованиям китайской экономической мысли на западных языках. В двадцатые годы были опубликованы работы Гань Найгуана «История доциньской экономической мысли» (Шанхай,1926) и Сюй Мэна «Экономические идеи Мо-цзы» ( Пекин, 1925) и "История экономической мысли философов конца эпохи Чжоу"(Шанхай,1930). Большой вклад в изучение истории экономической мысли и ее соотношения с другими науками Китая внесла работа известного китайского ученого Тан Цинцзэна «История китайской экономической мысли» (1936). Одним из первых экономических трудов является древнекитайский «Гуань-цзы», объединивший 564 трактата, созданных в VII—IV вв. до н. э. Перевод и исследование экономических глав этого древнекитайского памятника был осуществлен В.М. Штейном. В «Гуань-цзы» появилась идея уравновешивания рыночной стихии. Правитель должен удерживать товар, который находится в избытке у населения, и выпускать в обращение товар, который находится в недостатке. Авторы трактатов высказывались за нормированную эмиссию денежных знаков, а также государственное регулирование цен в целях стабилизации экономики[2].

Видео по теме

Экономическая мысль Древней Индии

Основным экономическим трудом Древней Индии является трактат «Артхашастра», состоящий из 15 книг. Трактат посвящён «артхе» — материальной выгоде, которую можно получить путём завоевания новых населённых земель. За счёт доходов от новых земель царь может собрать больше войск и в итоге стать «владыкой мира». В трактате имеются конкретные рекомендации для пополнения казны: максимально возможные и разнообразные налоги, в том числе за алкогольные напитки, взимание средств с паломников, казнь и конфискация имущества преступников. Одной из главных задач ставится борьба с коррупцией и в качестве меры борьбы предлагается частая смена чиновников, чтобы они не успели привыкнуть к должности и использовать своё положение в корыстных целях[3].

Экономическая мысль Вавилонии

Социально-экономическим трудом в Вавилонии являются законы царя Хаммурапи, в которых давались конкретные шаги по улучшению экономической ситуации. В значительной мере уделялось внимание защите имущества граждан, в первую очередь чиновников и воинов. Законы Хаммурапи строились на основе разделения населения на полноправных свободных граждан, неполноправных свободных и рабов. Соответственно, наказание для полноправных свободных было наименьшим, для рабов — наибольшим. Регулировалась деятельность ростовщиков: чёткое определение процентной ставки, ограничение долгового рабства тремя годами, в случае неурожая срок погашения долга продлевался, устанавливалась ответственность за плохое обращение с должниками. Большое внимание уделялось вопросам найма, но не было различия между наймом людей и наймом имущества[3].

Экономическая мысль Древнего Египта

В центре древнеегипетской литературы стояли вопросы управления. В «Поучениях» отражались вопросы управления на разных уровнях, в «Поучениях гераклиопольского царя своему сыну Мерикара» уделялось внимание укреплению чиновничьего аппарата, в «Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» прославлялась карьера писца . Из литературных источников можно сделать вывод о высоком уровне централизации управления в Древнем Египте[1].

См. также

История экономических учений

Примечания

  1. ↑ 1 2 Е. Н. Лобачёва, 22.1. «Экономическая мысль Древнего Востока», стр. 435
  2. ↑ Е. Н. Лобачёва, 22.1. «Экономическая мысль Древнего Востока», стр. 433
  3. ↑ 1 2 Е. Н. Лобачёва, 22.1. «Экономическая мысль Древнего Востока», стр. 434

Литература

  • Экономическая теория / Под ред. Е. Н. Лобачёвой. — 2-е изд.. — М.: Высшее образование, 2009. — 515 с. — ISBN 978-5-9692-0406-5.
  • Штейн В.М., Гуань-цзы. Исследование и пер., М., 1959.
  • Штейн В.М. Трактат "Гуань-цзы" и его место среди экономической литературы древнего Китая // Ученые записки Института востоковедения АН СССР. Т.16. М.-Л., 1958.
  • Штейн В.М. Основные направления экономической мысли древнего Китая // Проблемы социально-экономической истории Древнего мира. М.-Л., 1963. С. 95-109.
  • Полянский Ф. Я., Платонов Д. Н. Экономические идеи легизма // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 99-103. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.
  • Борох О.Н. Наследие Тан Цинцзэна и изучение китайской экономической мысли в 1920-1930-е годы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2010.№ 2. С. 78-92.
  • "Economic Dialogues in ancient China" Selections from the Kuan-tzu,a book written probably three centuries before Christ. Translators:T'an Po-fii and Wen Kung-wen (Adam K.W.) Expert critic: Hsiao Kung-chuan. The enterprise directed, the book edited and published by Lewis Maverick, Carbonale, Illinois, 1954
  • Cheng Lin, Terry Peach and Wang Fang (eds.). The History of Ancient Chinese Economic Thought. Routledge, London and New York. 2014. - 236 c.
  • Guang-Zhen Sun The economics of the division of labour in early Chinese literature: With partic-ular comparison to the ancient Greek thought // The European Journal of the History of Economic Thought. Volume 23 Issue 1 2016 С. 102-126.
  • Chen Huan-Chang. The Economic Principles of Confucius and His School. New York: Longmans, 1911. 2 Vols. 756 p.
  • Гань Найгуан. Сяньцинь цзинцзи сысян ши (История доциньской экономической мысли). Шанхай: Шанъу иньшугуань, 1926. 71 с.
  • Сюн Мэн. Мо-цзы цзинцзи сысян (Экономические идеи Мо-цзы). Пекин: Чжисюэ чубаньшэ, 1925. -83 с.
  • Сюн Мэн. Вань Чжоу чжуцзы цзинцзи сысян ши (История экономической мысли философов конца эпохи Чжоу). Шанхай: Шанъу иньшугуань, 1930. 189 с.
  • Тан Цинцзэн. Чжунго цзинцзи сысян ши. Ди и цзюань (История китайской экономической мысли. Т. 1. Шанхай: Шанъу иньшугуань, 1936. 411 с.
  • Артхашастра или Наука о политике: Перевод с санскрита и издание подготовил В. И. Кальянов. М., 1993.

wikipedia.green

Экономическая мысль Древнего Востока Википедия

Экономи́ческая мысль Дре́внего Восто́ка имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан[1].

Экономическая мысль Древнего Китая[ | код]

Изучение истории экономических учений древнего Китая началось в начале XX века. Вышедшая в 1911 году в Нью-Йорке на английском языке книга Чэнь Хуаньчжана «Экономические принципы Конфуция и его школы» положила начало исследованиям китайской экономической мысли на западных языках. В двадцатые годы были опубликованы работы Гань Найгуана «История доциньской экономической мысли» (Шанхай,1926) и Сюй Мэна «Экономические идеи Мо-цзы» ( Пекин, 1925) и "История экономической мысли философов конца эпохи Чжоу"(Шанхай,1930). Большой вклад в изучение истории экономической мысли и ее соотношения с другими науками Китая внесла работа известного китайского ученого Тан Цинцзэна «История китайской экономической мысли» (1936). Одним из первых экономических трудов является древнекитайский «Гуань-цзы», объединивший 564 трактата, созданных в VII—IV вв. до н. э. Перевод и исследование экономических глав этого древнекитайского памятника был осуществлен В.М. Штейном. В «Гуань-цзы» появилась идея уравновешивания рыночной стихии. Правитель должен удерживать товар, который находится в избытке у населения, и выпускать в обращение товар, который находится в недостатке. Авторы трактатов высказывались за нормированную эмиссию денежных знаков, а также государственное регулирование цен в целях стабилизации экономики[2].

Экономическая мысль Древней Индии[ | код]

Основным экономическим трудом Древней Индии является трактат «Артхашастра», состоящий из 15 книг. Трактат посвящён «артхе» — материальной выгоде, которую можно получить путём завоевания новых населённых земель. За счёт доходов от новых земель царь может собрать больше войск и в итоге стать «владыкой мира». В трактате имеются конкретные рекомендации для пополнения казны: максимально возможные и разнообразные налоги, в том числе за алкогольные напитки, взимание средств с паломников, казнь и конфискация имущества преступников. Одной из главных задач ставится борьба с коррупцией и в качестве меры борьбы предлагается частая смена чиновников, чтобы они не успели привыкнуть к должности и использовать своё положение в корыстных целях[3].

Экономическая мысль Вавилонии[ | код]

Социально-экономическим трудом в Вавилонии являются законы царя Хаммурапи, в которых давались конкретные шаги по улучшению экономической ситуации. В значительной мере уделялось внимание защите имущества граждан, в первую очередь чиновников и воинов. Законы Хаммурапи строились на основе разделения населения на полноправных свободных граждан, неполноправных свободных и рабов. Соответственно, наказание для полноправных свободных было наименьшим, для рабов — наибольшим. Регулировалась деятельность ростовщиков: чёткое определение процентной ставки, ограничение долгового рабства тремя годами, в случае неурожая срок погашения долга продлевался, устанавливалась ответственность за плохое обращение с должниками. Большое внимание уделялось вопросам найма, но не было различия между наймом людей и наймом имущества[3].

Экономическая мысль Древнего Египта[ | код]

В центре древнеегипетской литературы стояли вопросы управления. В «Поучениях» отражались вопросы управления на разных уровнях, в «Поучениях гераклиопольского царя своему сыну Мерикара» уделялось внимание укреплению чиновничьего аппарата, в «Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» прославлялась карьера писца . Из литературных источников можно сделать вывод о высоком уровне централизации управления в Древнем Египте[1].

См. также[

ru-wiki.ru