Искусство Древнего мира. Египетские кошки древние


Кошки в истории древнего Египта

Около четырёх с половиной тысяч лет назад появилась в Древнем Египте домашняя кошка. Как ни трудно в это поверить, но мурлыка произвела настоящую революцию в египетском пантеоне.  Богиня Бастет (Баст) с головой кошки стала одним из самых уважаемых божеств Древнего Египта. Ей поклонялись все, от мала до велика.

Культ Бастет

Именно Баст считалась защитницей детей фараона, силой, посылающей царям пищу, а всем женщинам — детей.  Она чтилась как покровительница беременных и рожающих. Учёные считают, что на эту мысль жрецов натолкнуло наблюдение за кошками, которые часто и  легко котятся, а затем становятся заботливыми матерями. Египтяне верили, что богиня оберегает детей от болезней и укусов скорпионов, поэтому малыши носили амулеты с изображением Бастет или даже соответствующие татуировки. Кошек настолько почитали, что во время пожара египтянин сначала спасал из горящего здания мурлыку, а уже потом начинал тушить огонь.

Богиня Баст Баст изображалась в камне, бронзе и в золоте: она бывала запечатлена в виде либо кошки, либо девушки с кошачьей головой и с систром (музыкальным инструментом), а у её ног находились четыре котёнка.

Существует миф о том, как бог Ра, желая помочь людям, послал на землю свою дочь. Она приняла облик львицы Сехмед и, обезумев от крови, принялась истреблять человеческий род.  Тогда бог Онурис пошёл на хитрость: он налил на землю подкрашенное в красный цвет пиво. Львица подумала, что это кровь, и принялась лакать. Она опьянела и уснула. Тогда Онурис превратил кровожадную львицу в пушистую мурлыку. Так что, кроме кошачьей сущности, Баст обладала львиной, преображаясь в жестокую Сехмед. Таким образом, вероятно, египтяне хотели выразить двойственность кошачьей натуры: ласковой мурлыки и коварной хищницы.

Культ Баст продержался до IV века нашей эры. Историки связывают возвышение этого божества и, соответственно, принижение роли Исиды с политическими переменами на территории Египта. В этот период центральная власть переместилась из Верхнего Египта в Нижний, в новую столицу Пер-Баст (дом Баст). В этом городе был построен роскошный храм богини, куда стекались паломники со всей страны.

Жизнь кошек в Древнем Египте

Культ кошки Бастет имеет и экономические предпосылки. Ведь Египет — аграрная страна. Египтяне сильно зависели от урожая и его сохранности, а он нередко истреблялся полчищами грызунов.  А ведь, по подсчётам специалистов, одна кошка, охотящаяся на мышей, спасает от них в год до десяти тонн зерна. Кошки-защитницы урожая были необходимы для выживания нации.

А еще они уничтожали гадюк, которых в Древнем Египте было очень много. Там распространены рогатые гадюки – ядовитые змеи, имеющие пару клыков, с помощью которых они способны при укусе впрыскивать в жертву яд. Яд гадюк может быть весьма опасен для людей и даже смертелен.

Удивительно, но факт: египтяне использовали кошек в качестве охотничьих животных, как сейчас нередко используют собак. Кошки сопровождали хозяев на охоту на птиц или на рыбную ловлю.

Египтяне очень чтили кошек. Например, при каждом храме, где жили кошки, был человек, исполняющий почётную должность — «страж кошек». Эта должность была наследственной.

При храмах специально для кошек разводили рыбу, у которой не было чешуи, чтобы кошка не поранилась. Жрецы внимательно наблюдали за мурками, ожидая, когда через одну из них богиня подаст какой-нибудь знак.  Если какой-то египтянин просил помощи богини, он обривал волосы своего ребёнка и относил их жрецам Бастет. На специальных весах волосы уравновешивали серебром, оно тотчас передавалось «сторожу кошек». На эти деньги он от имени просителя выдавал священному животному рыбу.

Смерть кошек в Древнем Египте

За убийство кошки, даже непреднамеренное, человек мог поплатится жизнью. Так, например, греческий историк Диодор Сицилийский описал случай, как один римлянин случайно переехал кошку на колеснице и был за это немедленно убит разъяренными египтянами.

Однажды этим воспользовался царь Персии Хамбиз. В одной из битв он приказал первым рядам персов нести перед собой кошек. Египетские воины не посмели пустить стрелы по персам, потому что боялись поранить священных животных.

Мумия кошкиЕсли в доме умирала кошка, вся семья погружалась в траур, который длился 70 дней. В знак траура все люди сбривали себе брови.  Кошек хоронили на специальных кладбищах, предварительно мумифицировав. Вмести с ними в саркофаг укладывали мумии мышей и землероек. Если же кошка принадлежала богатому человеку, то её мумию дополнительно заворачивали в узорчатое полотно, а затем помещали в ящик, украшенный золотом и обсидианом. Даже погибших котят хоронили в бронзовых гробиках.

До нас дошло много кошачьих мумий, поэтому мы знаем, как выглядели древнеегипетские кошки. Они были среднего размера, рыжеватого однотонного окраса, очень худощавые, похожие на современных представительниц абиссинской породы.

В древнеегипетской Книге мёртвых изображён Великий Мату – светлый кот, спасающий людей от змея Апопа. Вероятно, кошки почитались в двояком обличии: как богиня-кошка Бастет (женская ипостась), и как кот-свет (мужская).

Дикие кошки Египта

По мнению учёных, в Древнем Египте жили три вида кошачьих. Одна из них и была одомашнена.

  1. Степная кошка. Это небольшое животное, от пятидесяти до семидесяти сантиметров и весом до семи килограммов. Её можно встретить повсюду в Африке, кроме пустынь и тропических лесов. Внешне она похожа на обычную домашнюю кошку, только с более длинными лапками.
  2. Камышовый кот (хаус). Он покрупнее, ростом до семидесяти пяти сантиметров, а весом до пятнадцати килограммов. У хауса чёрные кисточки на ушах, а на лапках чёрные полоски.
  3. Сервал. Нубийская кошка. Её размер около семидесяти сантиметров, а вес может достигать восемнадцати килограммов. Сервал отличается пятнистой шерстью, очень длинными лапами, большими ушами и глазами.

Как кошки попали за пределы Египта (почти криминальная история)

Культ кошек в Древнем Египте существовал много столетий. Все египетские мурлыки с точки зрения закона являлись собственностью фараона. Вывезти кошку из страны считалось преступлением, заслуживающим смертной казни. Если египтяне, приехав куда-нибудь за границу, встречали там домашних кошек, они были уверены, что зверюшка украдена из Египта, и старались выкупить животное и привезти его обратно.

Однако кошки в Европу всё-таки попадали: их крали и тайком вывозили хитрые финикийские купцы, торговавшие с Египтом. Они понимали, что за такой редкий товар можно получить очень высокую цену. В Грецию кошки, по-видимому, попали за полтысячелетия до нашей эры. А вот в Италии и Швейцарии мурлыки стали известны лишь во II или III веке после Рождества Христова.  Значительно раньше мурки появились в Индии, Таиланде и Китае. Но широкое распространение эти животные получили не раньше второго тысячелетия нашей эры.

Рекомендуем посмотреть интересный документальный фильм о кошках древнего Египта

Вам будет интересно:

kotkoshka.ru

Значение кошки в Древнем Египте

Кошки пользовались большим уважением у древних египтян. В этой статье попытаемся пролить некоторый свет на значение кошки в Древнем Египте.

Древний миф В битве между персами и египтянами, первые захватили большое количество кошек, чтобы использовать это против последних, зная их любовь и почтение к этим животным. Увидев такое, египтяне решили сдаться, но не допустить убийства кошек.

кошки в Древнем ЕгиптеРасположенная на пересечении Африки, Азии и Европы, земля Египетская включает в себя горячие, песчаные пустыни, пересекающиеся извилистыми ходами Нила, который держит свой путь в Средиземное море. Долина Нила является одним из самых плодородных регионов мира, и он продолжает поддерживать жизнь людей, как это делал почти 9000 лет. Около 7000 лет назад, на этой земле появилась могучая цивилизация и достигла такой высоты, что мы можем только восхищаться ею.

Древние египтяне оставили огромное наследие, которое помогает нам понять множество интересных аспектов их жизни и культуры этого народа. Их пирамиды и мумии всегда были предметом благоговения. Тем не менее, есть несколько других аспектов, которым удалось привлечь значительное количество общественного внимания. Одним из таких аспектов является своеобразное отношение египтян к кошкам. Это достойно восхищения, так как кошки не только вошли в быт Древнего Египта, но и заняли важное место в их религиозной жизни.

Кошки в Древнем Египте

Кошек в Древнем Египте называли “Mau”, и с самого начала это животное занимало особое место в качестве защитника зерновых культур в стране, так как кошки убивали грызунов и змей. Благодаря этому, кошки стали рассматриваться в качестве защитников от всякого зла у древних египтян, и были ими одомашнены. Многие археологические находки указывают на одомашнивание кошки в Древнем Египте. Кроме того, различные сравнения ДНК также показывают, что многие виды современных кошек, возможно, были потомками египетских.

кошка

 

Домашние кошки

При отсутствии достаточных доказательств, довольно трудно оценить точно, когда кошки были одомашнены, но то, что древние египтяне имели домашних кошек это доказано. Тенденция приручения кошек у древних египтян, возможно, началась, когда они поняли, потенциал и выгоду от этих животных из семейства кошачьих в обеспечении себя продовольствием. Археологи предполагают, что древние египтяне ,вероятно разработали своего рода симбиотическое отношения с дикими кошками, которые охотились на разных грызунов. Кошкам же понравилось ухаживание людей, которые их кормили и лелеяли.

Древние египтяне восхищались дружелюбными, игривыми и интеллектуальными чертами кошек. Но, также они были в почете за их некоторую самостоятельность, отчужденность и таинственные свойства. Существует достаточно исторических и археологических доказательств того, что кошка была, по сути, неотъемлемой частью обычной древнеегипетской семьи. Большинство картин и захоронений представляют бытовые сцены, где есть изображения кошек , когда их кормят или они просто отдыхают.

 

Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший в Древний Египет, упомянул в одном из своих путешествий о важности домашних кошек. Геродот писал, что в Древнем Египте, любимая кошка считалась другом и членом семьи. Даже когда умирала любимая кошка, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь.

Одно из самых очевидных свидетельств показывающих, что кошки были, действительно наиболее одомашненными животными в Древнем Египте восходит к периоду между вторым и первым тысячилетием до н.э.. Уже ближе к нашему времени в пустыне на окраине города Бени Хасан, было обнаружено древнее египетское кладбище. Здесь случайно в 1888 году египетский фермер наткнулся на тысячи и тысячи мумий кошек, погребенных под песками пустыни. Это, по мнению археологов, были одомашненные кошки, так как только люди могли их мумифицировать.Египтяне поклонялись огромным пантеоном богов и богинь, с включением различных священных животных. Кошки были наиболее важные из них.

Если учесть, что кошки похожи на львов, то культ львиной головой богини Сехмет в этом очень заметен. Она была богиней воином, который возглавлял фараонов в военных действиях. Она также защищала людей от ядовитых животных, и таких ядовитых существ, как змеи и скорпионы которые просто в огромном изобилии бродят в египетской пустыне.

Богиня-кошек-из-храма-Богини-кошек

 

В то же время все остальные древние египетские боги и богини изображены в виде больших кошек. В облике домашней кошки была представлена богиня Бастет. На самом деле, все кошки считались проявлением Бастет, которая была, в свою очередь, их защитником. Бастет изображали в виде молодой женщины с кошачьей головой. Тем не менее, есть примеры, когда она была изображена полностью, как кошка. Она сидела в согнутом положении в большинстве изображений.

По той причине, что домашние кошки были известны своим таинственным и скрытным характером, а также способностью видеть в темноте, Бастет и все ее земные проявления стали ассоциироваться с царством мертвых. Благодаря статусу кошки, как опекуна, она стала рассматриваться как священная стража преисподней.

богиня бастет

 

Культ кошки

Культ кошки, как это было известно, имел место в Египте и после 16-го века до нашей эры. Однако кульминацией считается 8-й века до н.э., когда основатель Двадцать второй династии построил город Бубастис. Бубастис, расположенный на востоке от дельты Нила, был крупным центром для поклонения Баст. В связи с ростом значения города, культ Бастет также становится все более популярным по всей египетской земле. Культ в Бубастис стал настолько огромным за это время, что название города стало почти синонимом имени богини.

мумии кошек

 

Согласно Геродоту, популяции кошек вокруг храма Бубастис были настолько большими, что для того, чтобы управлять ими, этих животных из семейства кошачьих, регулярно приносили в жертву богине. Их трупы после этого мумифицировали и продавали паломникам в качестве реликвий. Каждый год люди из всех уголков Египта стекались к месту паломничества, и город стал ассоциироваться с символом плодородия, материнства, а также защиты от всякого зла.

Кошки стали очень важным и общим священным символом, стали появляться на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний. Мумифицированная кошка становится одним из главных товаров Египта, которую приобретали для гробниц знати и королевских семей.

Древнее египетское законодательство запрещало убийство кошек, за исключением, конечно, когда это делалось для жертвенных целей. Наказание за убийство или причинение вреда (даже случайно, даже бездомной кошке), каралось смертью. Также и экспорт кошек был запрещен законом в Древнем Египте, но они часто попадали за пределы государства при помощи финикийских торговцев, которые занимались контрабандой и продавали животных в странах Средиземноморья. Тем не менее, египетские фараоны посылали своих солдат, чтобы вернуть своих кошек обратно.

Похожие записи

ancientart.ru

Кошки в Египте | сфинкс

Многие любители домашних животных просто не представляют, как можно жить без милого, нежного, пусть иногда шкодливого, пушистого существа. А вы знаете, кого надо благодарить за это чудо природы? Египтян! Историки уверяют, что еще в Древнем Египте во втором тысячелетии до н. э. впервые появились эти домашние животные, свидетельством чего являются датированные этим временем их древнейшие изображения.

Родоначальником египетской домашней кошки стала дикая буланая кошка, обитающая в местных степях. Это животное легко поддавалось одомашниванию, чему способствовало кормление и ласковое отношение к нему людей. А заработала труженица это благодаря развитию земледелия. Урожай зерна надо было как-то защищать от разных грызунов. Вот тут-то кошечки и стали незаменимыми его охранниками.Но в истории Египта кошкам пришлось не только охранять зерно. Обладая способностью к дрессировке, их учили охоте на пернатую дичь, кротов.

О почтенном отношении к кошкам в ЕгиптеЭто домашнее животное настолько завоевало любовь египтян, что в каждом жилище стало «добрым гением», которого возвели до ранга божественных существ и стали поклоняться в египетских храмах. В древнеегипетском городе Бабустисе – центре кошачьего культа, был построен громадный храм великой Баст (богини-кошки), у главного входа в который посетителей встречала статуя этой богини с кошачьей головой. А бога солнца Ра здесь часто изображали в образе рыжего кота. Существовал в городе и некрополь мумифицированных кошек.Почтение к ним выражалось даже тем, что когда животное умирало, его хоронили с особым ритуалом на специальном кошачьем кладбище. В доме же объявлялся траур, а его жители сбривали себе брови. Примечательно и то, что их хоронили даже в гробницах фараонов, что подтверждают найденные кошачьи мумии.

Охранялись в Египте кошечки и на уровне закона. За умышленное убийство «священного сторожа» египтян наказывали казнью, а за случайное, без злого умысла, — большим размером штрафа.Особенно ярко поклонение кошкам в Египте описывает исторический факт его завоевания, произошедший в пятьсот двадцать пятом году до н. э.: по приказу персидского царя было отловлено большое количество бедных кошек, которых воины-персы привязали к своим щитам. Увидев это чудовищное зрелище, египетские воины отказались от сражения с противником и без боя сдались в плен.

Отношение к кошкам в современном ЕгиптеСегодня к домашним кошкам в Египте относятся как во многих других странах. Одни их просто обожают и стараются ублажать, другие на дух не переносят. Но поклонение, выработанное многовековьем, не могло так просто быть забыто. Кажется, что оно оставило отпечаток в египтянах на генетическом уровне. Их с любовью рисуют художники, о них снимают фильмы и просто с восторгом рассказывают друг другу при встречах.

Похожие записи

kotsfinks.ru

КОШКА: в МИФОЛОГИИ ЕГИПТА - Действительность существует как зеркало...

КОШКА: в МИФОЛОГИИ ЕГИПТА

1229705431_menneferfull[1] (357x500, 47 Kb) (170x226, 15Kb)

Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова "кот" и "кошка", относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как "минт" и "миу".

Древнейшие изображения кошек, которые дошли до нас из Анатолии (территория современной Турции) VI век до н.э., из Иерихона - V век до н.э., показывают несколько женщин, забавляющихся с кошками. Изображения кошек, как правило, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Египта и Помпеи. В Китае этих животных знали за тысячу лет до н.э

 (700x525, 68Kb)

В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки - истребителя грызунов. Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным. Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.

Но их подлинной богиней стала львиноголовая Бастет.

Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге "Эволюция символизма": "Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью. Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле.... И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме.

Кошка называлась по-египетски "мау", что значит зрячий, от глагола мау - видеть.... Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале".

Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила - стал местом паломничества. Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.

Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.

Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался. Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, сто тысяч жрецов собирались в Бубастисе на большое поминовение божественной кошки.

В 525 году до н.э. египтяне потерпели поражение в битве у Пелузиума. Персидский царь Камбис II использовал коварный военный прием: он велел отловить кошек и привязать их к щитам своих солдат. Камбис выступил с этим живым "божественным" оружием против пришедших в ужас египтян. Фараон Псамметих III тотчас капитулировал, и персы без потерь вступили в Пелузиум.

Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее "святости", плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина. Ее вывоз из страны был категорически запрещен.

http://kokheskoshka.beon.ru/

df33818b9fb5 (176x440, 18 Kb)

 (700x412, 66Kb)

 (700x525, 79Kb)

 (700x422, 56Kb)

 (700x525, 69Kb)

 (498x698, 98Kb)

 (466x699, 125Kb)

 (497x699, 104Kb)

 (523x699, 141Kb)

 (562x699, 144Kb)

Картинки с сайта "Кошки в египесткой мифологии"

http://koteiko.ru/news/2009-03-02-337Написано AmYulija555 Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

alyona-x.livejournal.com

Кошки в Древнем Египте — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Статуэтка кошки

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия и солнца.

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Мумия кошки (Музей Лувр)

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет тр

ru.bywiki.com

Кошки в Древнем Египте — WiKi

Статуэтка кошки

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия и солнца.

Египетские кошки

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Кошки в повседневной жизни

  Мумия кошки (Музей Лувр)

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

   или   
miw miw[1]

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н.э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.[2]

— Геродот, «Евтерпа», 66–67.

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным»[2]. Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[3]).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Кошки в египетской мифологии

  Статуя египетской богини Баст с головой кошки

Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.

Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[4].

Бубаст и культ кошек

  Ра в образе кота, убивающего змея Апопа

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие, после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис (Тель-Баста по-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек

Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.

См. также

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

Кошка - священное животное Египта

По мнению большинства ученых и согласно сохранившимся до наших дней документам, кошки занимали особое, почетное место в истории Египта. Именно египтяне первыми приручили это гордое и независимое животное, одомашнив его. Многие исследователи вообще склонны считать, что сама история возникновения домашних кошек неразрывно связана с историей Египта.

Официальная позиция ученых гласит, что именно на территории этой страны произошло скрещивание дикой евро-африканской кошки с камышовым котом, что и послужило толчком к возникновению домашних пород кошек, которые знакомы нам в современности. Археологи в один голос утверждают, что самые первые изображения кошек датируются примерно двухтысячным годом до нашей эры!

Почему же египтянам так приглянулись именно кошки?

Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос. Во-первых, не стоит забывать о том, что Египет всегда считался аграрной страной, для которой самым настоящим бедствием были грызуны. Спасение урожая от этих мелких вредителей становилось практически делом государственной важности. Сохранение зерновых запасов в периоды разлива Нила означало, что население не будет голодать. Именно поэтому сама природа подтолкнула грациозную кошку к восхищенным ее ловкостью и охотничьими навыками египтянам. Кроме того, многие египтяне существенно преуспели в таком нелегком деле, как дрессировка кошек. Оказалось, что эти умные животные прекрасно слушаются команд и с легкостью могут охотиться на всевозможную пернатую дичь и мелких грызунов.

Кошка - священное животное Египта

Однако если бы египтяне просто содержали кошек в хозяйственных целях, вряд ли они бы стали таким ярким событием в их жизни и практически наверняка не стали бы частью истории страны.  Но египтяне не просто обожали кошек, они стали поклоняться этому животному, возведя его в один ряд с божественными существами, практически сделав их богами. Для подтверждения этого, можно упомянуть тот факт, что вывоз кошки из Египта (а это расценивалось как похищение кошки у фараона) считался наистрашнейшим преступлением и карался смертной казнью.

Наивысшего расцвета культ поклонения кошек достиг к 1813 году до нашей эры. Именно в это время в дельте реки Нил был возведен храм богини Баст, традиционно изображавшейся в виде женщины с головой кошки. Это место стало центром паломничества египтян со всех уголков страны. Богине преподносили в дар специально созданные маленькие статуэтки кошек, выполненные из керамики и отлитые из бронзы. Неподалеку от храма размещался некрополь, где были забальзамированы и захоронены в специальных саркофагах умершие кошки.

Однако такая огромная любовь к кошкам однажды очень дорого обошлась египтянам. В 525 году до нашей эры Египет подвергся нападению персов. Их царь, Камбиз Второй, пошел на коварную подлость. Зная о невероятной любви и о чувствах святости египтян к кошкам, он приказал своим воинам привязать к своим щитам кошек. Таким образом, у египтян просто не осталось выбора - они не могли стрелять в священное животное и были вынуждены открыть ворота и сдаться практически без боя. Тем самым, Камбиз своей изощренной жестокостью смог завоевать Египет.

Изображения кошек встречаются практически на всех папирусах и стенах гробниц. Археологи и по сей день находят статуэтки кошек, выполненные из самых разнообразных материалов - слоновой кости, камня, глины и многих других. У египетских девушек было принято носить специальные амулеты с начертаниями кошек, которые символизировали плодородие. Кошкам же молились о детях, поэтому и количество котят на амулетах означало то количество детей, которое семья хотела бы иметь.

Отношение к кошкам сегодня в Египте похоже на отношение к ним в любой другой стране: кто-то их на дух не выносит, а кто-то просто обожает. Но многовековое поклонение этим изящным животным не могло не оставить свой отпечаток - кошек стараются не обижать, и до сих пор кошек с упоением рисуют на картинах, снимают о них фильмы, упоминают в повседневных разговорах. Любовь и почитание к кошке, пожалуй, заложено в египтянах на генетическом уровне.

tyrizm-egipet.ru


Смотрите также