Египет древний женщины. ПОЧЕМУ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ КРАСИВЫХ ЖЕНЩИН ХОРОНИЛИ НЕ СРАЗУ, КТО ТАКИЕ “ПАСТУХИ АНУСА” И ЕЩЕ 8 НЕ ОЧЕНЬ ПРИЯТНЫХ СТРАННОСТЕЙ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ЖЕНЩИНЫ - ФАРАОНЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Египет древний женщины


Женщина в Древнем Египте - Энциклопедия Древнего Египта

1. Роль женщины в Древнем Египте

Умерший жрец Ниаи и его жена пьют священную воду, даруемую богиней в облике дерева. XIX династия

оли женщин в истории Древнего Египта учёные уделяют мало внимания. Даже о таких великих царицах, как Нефертити, Нефертари или женщина-фараон Хатшепсут практически невозможно найти достаточно полную и объёмную информацию. Мы рассмотрим жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству.

Основной функцией женщины, несомненно, было продолжение рода. Каждый египтянин, глава семьи, должен был иметь свой собственный дом, будь то дворец или жалкая лачуга. Понятия «построить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. До нас дошли свидетельства того, что нередко браки заключались по воле родителей или господ, однако лирические стихи, донесённые до нас папирусами из музеев Турина и Лондона показывают, что молодые люди пользовались значительной свободой и могли жениться по любви. Кроме того, в египетских любовных сказках нередко часто описываются ситуации, когда влюблённому юноше приходилось походить испытания, чтобы добиться руки возлюбленной. Интересно, что сюжет сказки о Золушке, написанной Ш. Перро в 17 веке, был известен египтянам. Расшифровка папирусов показала, что эта сказка была очень популярна, её героиню звали Родопис, а вместо хрустального башмачка у неё была золочёная сандалия.

В любовных песнях юноша называет свою невесту «моя сестра», а та его – «мой брат». После свадьбы муж продолжал называть жену «сенет» – «сестра», а не «хемет» – «супруга», правда, на судебных процессах на подобные тонкости не обращали внимания. Эта игра слов вызвала недоразумения у некоторых египтологов, которые утверждали, что у древних египтян браки заключались между родными братьями и сёстрами. Конечно, некоторые фараоны женились на своих сёстрах и даже на дочерях, но «закон дозволяет фараону делать всё, что он хочет».

Моногамия была у египтян основной формой брачных отношений. Однако, в отличие от женщины, неверность которой каралась смертью, мужу разрешалось иметь в своём доме наложниц. Известны случаи полигамии, но они довольно немногочисленны среди простых смертных. Фараоны же обладали огромными гаремами. Например, у Рамзеса 2 было около 160 детей. Нетрудно представить, сколько женщин обитало в его дворце! Впрочем, за редким исключением, жёны прекрасно ладили между собой.

О свадебных обрядах нам практически ничего не известно. Как правило, за невестой давалось приданное. Ритуал «сватовства» был прост: когда фараон из «романа» о Сатни-Хаэмуасе решает поженить своих детей, он просто говорит: «Пусть приведут Ахури в дом Неферкаптаха этой же ночью! И пусть принесут с ней превосходные дары!» Судя по всему, именно пышная процессия, сопровождавшая переход невесты в новый дом и была египетской «свадьбой». После перехода породнившиеся семьи пировали и гуляли в меру своих возможностей.

Начальник сокровищницы Майа с женой Мерит. XVIII династия

Вполне вероятно, что брак в Египте регистрировался в так называемых «Домах жизни» – центрах духовной жизни египтян, в которых писцы и жрецы составляли и хранили записи и документы. После свадьбы женщина получала имя своего мужа; если замужнюю женщину вызывали в суд, её называли сначала её собственным именем, а затем следовало имя её мужа. Например: «Мутемуйа, супруга писца Несиамона». Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством и торговлей наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю.

В стране, где палка играла такую значительную роль, муж имел право бить свою жену, а брат – сестру, однако, в разумных пределах: увечья наказывались законом. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит 100 палочных ударов сам и будет лишён права на совместно приобретённое имущество.

Огромное значение египтяне придавали тому, чтобы выкормить и вырастить всех родившихся детей. Благодаря плодородию земли и жаркому климату дети практически ничего родителям не стоили: до определённого возраста они бегали нагишом (мальчики носили только ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок). Типичная египетская семья была многодетной. Египтяне интересовались своим будущим и будущим своих детей, поэтому, как только ребёнок рождался, в «Доме жизни» составлялся гороскоп, по первому крику новорожденного определялось, выживет он или умрёт.

Несмотря на «счастливость» или «несчастливость» дня рождения, предсказаний богини Хатхор, родители торопились дать своему ребёнку имя, которое могло бы защитить младенца и помочь ему в жизни. Оно выбиралось в соответствии с особо почитаемыми богами, поэтому некоторые древнеегипетские имена подлежат расшифровке: «Амон впереди», «Мут сладостна», «Птах доволен» и т.д. Ребёнок регистрировался в «Доме жизни».

Обычно ребёнок оставался при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее спереди, чтобы руки были свободны. Очевидно, царицы и другие знатные дамы не так обременяли себя: детей воспитывали как кормилицы, так и воины, жрецы. Известно, например ,что дочь женщины-фараона Хатшепсут, Нефрура, воспитывалась одним из велимчайших зодчих тех времён – Сененмутом, и между ними существовала нежнейшая привязанность, нашедшая отражение в нескольких статуях.

Пирующие девушки. Гробница Нахта. XVIII династия

Первые одежды в жизни ребёнка были большим событием. Наступало время, когда мальчику давали пояс и набедренную повязку, а девочке – платье. Этот день, скорее всего, совпадал с первым днём обучения в школе (для знатных детей). Дети же простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время. Если египетские мальчишки играли чаще в подвижные игры, состязались в силе и ловкости, до девочки, не пренебрегая, конечно, и подобными занятиями, обожали танцы. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались они становиться профессиональными танцовщицами или нет. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели. В комнатах гарема почти всегда хранились арфы, лютни, цитры и барабаны. Предположительно, обитательницы гарема развлекались по вечерам тем, что играли на музыкальных инструментах и танцевали.

Древние египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте своего тела и одежды: мылись несколько раз в день, натирались благовониями и носили одежду из тонких тканей. В одежде предпочтение отдавалось белому цвету – «символу чистых помыслов». Кроме того, белая одежда была очень практична в условиях жаркого климата, защищала тело от перегрева. Наиболее популярным материалом был белый лён.

Древние египтянки активно пользовались косметикой, мазями, предотвращающими появление морщин, молодящими кожу, придающими ей красивый ровный цвет. Египтянам нравились удлинённые глаза, поэтому женщины накладывали на веки специальный грим: зелёный порошок малахита и чёрный галенит или свинцовый блеск. Это спасало глаза от воспалений, вызываемых ярким солнцем, ветром, пылью и насекомыми. На губы наносилось некоторое подобие современной помады: вещество, в состав которого входила медь и натуральные красители.

Женщины, равно как и мужчины, следили за своими причёсками, правда, голову они не брили. Простые женщины предпочитали укладывать волосы самостоятельно, одной из наиболее популярных причёсок был всем знакомый «конский хвост». К помощи парикмахеров прибегали лишь изредка, в особых случаях. Знатные же дамы вверяли свои волосы ловким рукам служанок. Нередко они носили парики. В замысловаты причёски вплетались разнообразные украшения, одно из которых, наиболее распространённое, имело форму конуса и сильно благоухало. К сожалению, нам неизвестно, из чего оно изготовлялось. Волосы требовали постоянных забот: седые волосы просто вырывали, а чтобы не седели брови, существовали специальные мази. Кроме того, египтянки знали составы, которые могли способствовать облысению соперницы и нередко их использовали.

Юные египтянки с лотосами

Многочисленные свидетельства говорят о том, что во времена фараонов женщины старались одеваться изящно и в то же время практично, отдавая предпочтение платьям, облегающим фигуру, без излишеств в отделке. В более поздний период стали популярны двойные платья: нижнее из тонкого плотного материала и верхнее – широкое, полупрозрачное. Для придания большей стройности фигуре платье затягивалось одним поясом на талии и другим – выше груди. Иногда надевалось и третье платье поверх первых двух: что-то вроде короткого плаща, украшенного вышивкой.

В отличие от простолюдинов, одежда которых часто была украшена вышивкой, наряды аристократов выдерживались в строгом белом цвете. Пёстрые расцветки в одежде египтян появились намного позже, в результате смешения культуры Древнего Египта с культурами других цивилизаций – Кипра, Крита, Греции, стран Средиземноморья.

Манера одеваться, разумеется, разнилась в зависимости от социального положения. Профессиональные певицы и танцовщицы носили такие же одежды, что и знатные дамы, а зачастую выступали обнажёнными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и серёжек. Служанки и рабыни носили короткие платья, не сковывавшие движений, совсем юные служанки ходили и вовсе обнажёнными.

Очень широко как среди женщин, так и среди мужчин, были распространены украшения: кольца, браслеты, ожерелья, цепочки, подвески. Только серьги оставались привилегией женщин.

Феномен «невидимости» и практической неизученности египетских цариц объясняется не отсутствием интереса к самому предмету и не «самодовольством» египтологов-мужчин, но и самой спецификой этого института в Древнем Египте, которая делает эту задачу почти невыполнимой, особенно в европейском понимании этой проблемы – как самостоятельной или хотябы индивидуализированной истории супруг монархов. Проблема возникает уже на терминологическом уровне: в древнеегипетском языке титул «Царица» («жена царёва», «сестра царёва» и т.д.) обозначал как «главную» жену фараона, так и женщин, приближённых к фараону (их число иногда доходило до 300). Царица – неотъемлемая часть царя, дополняющая его.

Характерная черта древнеегипетской общественной организации заключалась в том, что, несмотря на достаточно большое количество прав, роль царицы была специфической. Для этой роли всегда характерны несколько особенностей, которые можно обозначить, как её мифологизированность, комплементарность и коллективность. Образы, в которых появляются царицы на фресках, посмертных надписях, отражают, как правило, не столько индивидуальные свойства или индивидуальную норму поведения, сколько их особые функции в пределах того, что можно обозначить как концепцию божественной власти. Эти функции были многоуровневыми, связанными с идентификацией царицы и её мифологического «прототипа» (обычно им являлась богиня Хатхор), с её особо понимаемой ролью продолжательницы рода, с тем, что она являла собой воплощение женского начала в дуалистической модели божественной власти, в двойном понимании царства вообще.

Дама Чепу. Фрагмент росписи гробницы XVIII династии

Царица в глазах древних египтян всегда выступала как дополнение к преобладающему мужскому элементу, а её социальные проявления реализовывались, как правило, через эту доминанту – саму личность царя, причастность к его культу, соответствие его титулатуре, иконографическому облику и т.д.

Многочисленные титулы главной жены фараона служили скорее для того, чтобы выделить её из числа прочих цариц. Политикой – внешней и внутренней – царицы обычно не занимались. Истории известно лишь несколько великих египтянок, сумевших возвыситься над обычным положением «второй половины». По исключительности своего положения при фараоне, зримости своего присутствия, степени причастности к важнейшим событиям его жизни и, возможно, по силе своего личного влияния на фараона выделяются царицы 18-ой династии, жёны Аменхотепа 3, Эхнатона, Рамсеса 2 и др. Царица Нефертари Меритенмут, «главная царица» Рамсеса 2, не зря именовалась Великой царицей. Эта женщина выделялась во всех отношениях; известно даже её письмо к хеттской царице с благопожеланиями и выражением надежды на будущее согласие между царями Египта и Хатти, которое было написано после заключения мирного договора между двумя государствами. Следовательно, внешняя политика не была безразлична Великой Царице и она пыталась сыграть в ней хоть какую-то роль, хотя насколько Нефертари преуспела в этом, нам неизвестно. О степени вовлечённости Нефертари в политическое управление или другие государственные дела можно предположить по дошедшим до нас источникам – скорее всего, оно было незначительным. Но было!

Нефертари была исключением не только в политике и социальной жизни, но и в искусстве. Её статуи, достаточно многочисленные, присутствуют практически во всех храмах и гробницах, построенных для Рамсеса II и для него. Её изображения находятся на триумфальном барельефе, на различных фресках, и при этом её изваяния одного размера со скульптурами Рамсеса. Египетские художники изображали мужчин и женщин разными красками: тела человекообразных богов и мужчин были красными, женщины изображались желтым цветом. Некоторые художники, правда, для придания большей реальности своим фрескам пытались смешивать краски. Но в настенных росписях гробницы Нефертари царица имеет тот же оттенок кожи, что и фараон. Исследователи полагают, что это вызвано стремлением показать сильную личность, выделить Великую царицу.

Сохранившиеся на стенах храмов и гробниц фараонов изображения свидетельствуют об очевидной стройности и изяществе женщин в те времена. Секрет этого, скорее всего, кроется в том, что представительницы средних и низших слоёв древнеегипетского общества активно работали наряду с мужчинами, а их обычный рацион питания не содержал жиров в большом количестве.

Погребальный пир, родители умершего. Рельеф гробницы Рамосе. XVIII династия

Египетская литература не слишком жаловала женщин. Рассказчики и моралисты называли их сонмом всех пороков, мешком всевозможных хитростей и описывали как легкомысленных, капризных, неспособных хранить тайны, лживых, мстительных и, разумеется, неверных. Так, согласно древним сказкам, женщина стоила немногого, зато мужчина верен, заботлив, предан и рассудителен. Однако в тех же сказках фараон предстаёт как человек ограниченный, взбалмошный, вынужденный по каждому поводу обращаться к своим писцам и чародеям. Таковы были законы жанра. В действительности многие властители Египта отличались доблестью и умением управлять страной в мирное время, а многие египтянки были безупречными супругами и нежными матерями.

Древние египтянки имели возможности, которых женщины многих государств того времени были лишены: могли работать наравне с мужчинами. Обладать имуществом, наследовать, торговать, отстаивать свои права в суде. Однако, факты свидетельствуют, что равноправия между мужчинами и женщинами в Древнем Египте не существовало. Чтобы встать во главе государства, женщине-фараону Хатшепсут пришлось создать культ не просто царя, а царицы, главные же царские жёны не могли вмешиваться в политику государства, несмотря на своё влияние на фараона. Несмотря на то, что женщины не могли быть учёными, художниками, писцами, социальный статус женщины в Древнем Египте был сравнительно высок.

2. Женские образы в изобразительном искусстве

В традиционном изобразительном искусстве Египта женщин чаще всего представляли в образе любящей жены, держащей мужа за руку, или обнимающей его за плечо. Так как мужчины работали на свежем воздухе на полях или у реки, их кожа была тёмной, в то время как у женщин, занятых в закрытом от палящего солнца помещении - светлой. Этот жизненный уклад создал правила раскраски изображений:  женское тело красилось в желтоватый цвет, мужское - в кирпичный. Считалось, что если кожа жены светла, значит - её муж трудолюбив и заботлив.

Согласно изобразительному искусству, египтянок обычно представляют хрупкими и изящными (только на изображениях эпохи Древнего Царства представлены женщины крепкого телосложения с округлыми лицами). Это относится не только к портретам знатных утонченных дам, широко известны изображения жриц, танцовщиц, музыкантш, акробаток, кухарок, служанок - женские образы египетской живописи поражают своей грацией и стройностью.

На стенах гробниц рядом с умершим мужем часто изображалась его жена. Предвзятые исследователи ссылаясь на подобные фрески, утверждали, что живую жену похоронили вместе с покойным мужем. Позднее этот миф был опровергнут. Подобные изображения символизируют любовь друг к другу, которую даже смерть не в силах разрушить, и надежду на встречу в загробном мире.

На стенах гробниц иногда изображалась и мать умершего.

В скульптуре, в отличие от живописи, в основном представлены знатные женщины. Женщина в скульптурном портрете обычно изображалась рядом с мужем или в кругу семейства.

3. Женские образы в литературе

Статуя богини Селкет из гробницы Тутанхамона

В египетской поэзии женщины предстают в лёгких романтических образах. Египетская любовная лирика рисует множество красивых любовных историй и трогательных признаний в любви.

"Её точеный лоб меня пленил, Подобно западне из кипариса. Приманкой были кудри, И я, как дикий гусь, попал в ловушку"

(С. Альдред. "Египтяне - великие строители пирамид")

В поэзии женщина выступает не только как объект признаний, она сама трогательная смелая влюблённая:

"Твоей любви отвергнуть я не в силах. Будь верен упоенью своему! Не отступлюсь от милого, хоть бейте! Хоть продержите целый день в болоте! Хоть в Сирию меня плетьми гоните, Хоть в Нубию - дубьем, Хоть пальмовыми розгами - в пустыню Иль тумаками - к устью Нила. На увещанья ваши не поддамся"

В отличие от поэзии, где доминируют образы романтических возлюбленных, в египетской прозе женщина обычно представлена как жена или мать. В прозаических произведениях воспевались образы заботливой любящей верной жены (например, "История Исиды и Осириса"), а сварливые и неверные жёны жёстко высмеивались и представлялись ярко выраженными отрицательными персонажами, которых ждало наказание за злодейства (например, "Сказка о двух братьях"). Предположительно, подобные образы несли цель воспитать из юных египтянок заботливых жён - показать со стороны: как отвратительна капризная сварливая женщина и как прекрасна любящая верная жена - подобная самой Исиде.

Согласно "Поучениям" в Египте изначально воспитывалось уважение и бережное отношение к своей жене.

"Если ты склонен к добру, заведи себе дом. Как подобает, его госпожу возлюби. Чрево ее насыщай, одевай ее тело, Кожу ее умащай благовонным бальзамом, Сердце ее услаждай, поколе ты жив! Она - превосходная пашня для своего господина"

(Поучения Птахотепа)

4. Женское образование и карьера

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Около 2700 г. до н. э. Известняк. Египетский музей, Каир

Женщины Древнего Египта могли при желании получить образование. Для царских дочерей это было обязательным. Сохранились дощечки для письма дочерей фараона Эхнатона. А Сен-Мут, фаворит царицы Хатшепсут, был наставником её дочери Нефрура.

Может показаться удивительным, что не только дочери фараонов, но и простые домохозяйки умели читать и писать. О чем свидетельствуют бытовые записи, сделанные женщинами. Естественно, они были женами и дочерьми образованных людей. О распространённой женской грамотности свидетельствуют ироничные надписи Ступенчатой пирамиды, в которых говорится о литературных потугах женщины.

Женщина Египта имела возможность реализовать себя не только как хозяйка дома. Она могла быть официальным представителем своего мужа на время его отсутствия и имела право взять на себя ответственность за ведение его дела. Женщины Египта работали не только музыкантами, танцовщицами и плакальщицами, при желании и старании они получали профессиональные положения и должности, например, наблюдателей или управляющих.

Упоминания о женщинах-писцах встречаются во времена Среднего Царства и становятся более распространёнными в эпоху Нового Царства. Женщины-писцы служили при храмах, их нанимали в знатные дома для помощи хозяйке в управлении имуществом.

Женщинам также удавалось получить профессию врача. Первая в истории женщина-врач - Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.

Женщина могла быть жрицей, что поощрялось обществом, а также занимать храмовые должности по учёту имущества. В жреческой карьере женщины нередко удостаивались высшего жреческого титула Ур-т ("возвышенная"). Например, высшая жрица в Иуну - Ур-т Текхент.

Самые распространенные женские административные должности - должность "наблюдателя": "Наблюдатель ткани" ткацкой мастерской, "Наблюдатель за танцовщицами", "Наблюдатель за прислугой", "Наблюдатель за имуществом". В данном случае женщины выступали в роли организаторов. Иногда египтянки достигали высокого административного статуса при дворе фараона. Например, женщина по имени Небет занимала положение "правой руки" фараона подобно визирю, но также известно, что свои должностные обязанности она выполняла при помощи мужа. При дворе женщины могли получить должности распорядителей и казначеев.

5. Женщины и закон

Роспись в гробнице Нефертари - жены Рамсеса II

Перед законом женщины имели равные права с мужчинами. Египтянки могли унаследовать имущество, покупать и продавать недвижимость. Женщина могла заключать контракты, быть истцом в суде, брать взаймы. Ей позволяли жить как единоличной владелице имущества без мужчин-опекунов. В других странах древнего мира мужчины сильнее доминировали над женщинами.

Доходы, приобретенные в браке совместно, были формально разделены - жена имела право на свою долю от общих семейных доходов. Она могла передавать своё имущество по наследству кому пожелает.

"Я - свободная женщина Египта. Я вырастила восемь детей и обеспечила их всем необходимым для начала их взрослой жизни. Но теперь я постарела и созерцаю, что мои дети не заботятся обо мне больше. Поэтому я передам мою собственность тем, кто позаботились обо мне, и не дам ничто тем, кто пренебрегли мной"

(Завещание Наунахт)

Египетский закон защищал жён от жестокого обращения. Если муж, избивая, причинил жене увечье, его ждало наказание. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, а в случае нарушения клятвы он получал сто палочных ударов и лишался права на совместно приобретенное имущество. Этим иногда пользовались корыстные жены, обращаясь к судебным властям, они получали долю имущества, принадлежащую мужу.

Египетские женщины вели довольно свободную жизнь. Они не были феминистками, но имели своё положение в обществе. Египтянка помогла своему мужу в управлении домашним хозяйством, могла работать и учится.  Она жила подобно своей матери и бабушке согласно закону Маат, оставаясь слабой женщиной.

egyptopedia.info

Женщины фараоны древнего египта | Colors.life

Древний Египет - один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в истории Древнего Египта были периоды, когда бразды управления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее власть над собой.

Женщина в Древнем ЕгиптеЧто всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».

Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи – награды за выдающиеся заслуги на поле боя.Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.)Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).

Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.)Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек – бог с головой крокодила. Да, странные были у египтян представления о красоте.) Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.

Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250 лет.Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.)Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.

Хатшепсут. Женский и мужской варианты

Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоныя, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).

Хатшепсут. Женщина-фараон

Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.Таусерт (ок. 1194—1192г.)Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.

Правили она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.Клеопатра (47—30 гг. до н. э.)

Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.Автор Klim Podkova, источник

www.colors.life

ПОЧЕМУ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ КРАСИВЫХ ЖЕНЩИН ХОРОНИЛИ НЕ СРАЗУ, КТО ТАКИЕ “ПАСТУХИ АНУСА” И ЕЩЕ 8 НЕ ОЧЕНЬ ПРИЯТНЫХ СТРАННОСТЕЙ

sankt-peterburg-kair

Древний Египет — это земля солнца, пирамид и гробниц, наполненных сверкающими сокровищами. Фараоны считались детьми богов и сами правили страной как боги, купаясь в роскоши и богатстве. Но за всем этим внешним лоском, как это часто бывает, скрывают обычные, бытовые будни. Которые в случае с Древним Египтом являются ещё и грязными и отвратительными. Вот лишь несколько фактов из жизни древних египтян, которые доказывают, что с сегодняшней точки зрения они были настоящими варварами.

Носить на голове свои волосы было уделом бедняков

Третья из десяти казней египетских — нашествие кровососущих насекомых, в том числе мошек, клопов и вшей. Доподлинно неизвестно случился ли этот библейский сюжет на самом деле, но то, что весь Древний Египет страдал от вшей — факт. Со временем люди нашли самый простой способ как избавить себя от этой напасти, они просто начали брить голову на лысо. Это касалось и мужчин, и женщин. Детям так и вовсе до 12 лет волосы на голове сбривали регулярно в принудительном порядке. Обеспеченные граждане, имевшие высокий социальный статус обычно носили парики. Те же, кто был поскромнее, так и ходили лысыми. Ну, а бедняки ходили с собственными волосами, иногда даже весьма длинными и заплетёнными в косу.

У древних египтян были очень своеобразные методы контрацепции

Учёные и историки до сих пор спорят использовались ли презервативы в античности. Достоверных сведений об этом нет, хотя древнейшие презервативы вероятно существовали ещё 12–15 тысяч лет назад. В Древнем Египте, как позже и в Греции, и в Риме, ценилась малодетность, поэтому практиковались различные методы контрацепции. В основном, конечно, женские, потому как считалось, что контролировать свою беременность женщина должна сама. Чаще всего для этих целей девушки использовали мёд, хотя иногда готовили некие особые мази, смешивая листья деревьев с крокодильим навозом. Мужчины, в качестве контрацепции окунали член в смолу или луковый сок.

Не менее странными были способы определения способности женщины иметь детей

Древнеегипетская медицина была невероятно передовой для своего времени. Но с высоты пролетевших тысячелетий мы понимаем, насколько дикими и варварскими были их методы. Особого внимания заслуживают способы определения «плодородности» женщины. К примеру, некоторые врачи втирали по всему телу пациентки масло и велели ей лежать до утра. Если на утро она выглядела «хорошо и свежо», значит женщина была в состоянии забеременеть. Другой, не менее интересный способ: вечером врач вставлял во влагалище женщине зубчик чеснока или небольшую головку лука, а утром проверял её дыхание. Если при этом он чувствовал запах чеснока или лука, значит всё было в порядке. А суть тут в том, что древние египтяне верили, что каждое отверстие в теле женщины связано напрямую. И если от рта и вниз «путь свободен», то и забеременеть она может без проблем.

Красивых женщин не хоронили сразу, чтобы избежать некрофилии

4k9hzo_yepuyh3g-6hmksw3witcygmhw

В Древнем Египте когда человек умирал, его бальзамировали и погребали сразу же. Но это не касалось знатных или просто красивых женщин. Их отдавали бальзамировщикам лишь на третий или четвёртый день, когда труп уже начинал разлагаться. Делалось это для того, чтобы бальзамировщики не могли совокупляться с трупами. А такие случаи бывали.

Фараоны страдали от лишнего веса

Изображения древних египтян, дошедшие до наших дней, показывают фараонов как стройных и мускулистых людей. Однако, сами мумии, найденные в гробницах говорят, что это далеко не всегда было так. Просто художникам говорили как нужно рисовать. Многие письменные источники указывают на то, что пиры в царских дворцах устраивались каждый день. Стандартный при в Древнем Египте — это килограммы мяса, вёдра вина и много-много пирогов. Не удивительно, что у мумий обнаруживали закупорку артерий, выпирающие животы и жировые складки. К слову, египтяне уже в 1500 году до нашей эры писали медицинские трактаты о вреде ожирения.

Проктологов в Древнем Египте называли «пастухами ануса»

Медицине древние египтяне уделяли достаточно большое внимание. Подобно современному миру, доктора тогда тоже имели различную специализацию: были окулисты, дантисты и, конечно же, проктологи. Правда практически единственной их работой было приготовление растворов для клизм, зато их гордо называли «пастухами ануса». С клизмами у древних египтян (в особенности у фараонов) вообще были интересные отношения. Из-за постоянного переедания каждый месяц примерно три дня они «чистили» свой организм с помощью слабительного и клизм. И вот тогда-то у проктологов работы было предостаточно.

У мужчин в Древнем Египте тоже была «менструация»

Вернее, они так думали. На самом деле все «менструирующие» были больны шистосомозом — это опасное заболевание, вызываемое тропическими паразитами. До сих пор в мире около 200 миллионов человек страдают от этой болезни, причём от 20 до 200 тысяч человек в год от неё умирают. Но в Древнем Египте шистосомоз был настолько распространён, что никто не считал его болезнью. Люди просто думали, что кровь в моче у мужчин — это так же нормально, как и менструация у женщин. Если мужчина в Древнем Египте писал кровью, это было отличным знаком того, что он готов к отцовству.

Косметикой пользовались и мужчины, и женщины, причём в основном в медицинских целях

Тот самый знаменитый египетский макияж вокруг глаз делался не только для красоты. При анализе многочисленных образцов этой косметики современные учёные установили, что большая часть её делалась на основе свинца, который увеличивал оксид азота в клетках кожи до 240%. Важно то, что оксид азота является ключевым сигнальным агентом в организме, усиливающим иммунную систему. В тропических и болотистых районах Нила, где свирепствовали глазные инфекции, это было очень важно. К тому же макияж защищал кожу от прямых солнечных лучей.

Древние египтяне не только не стеснялись наготы, но и старались всячески покрасоваться своим телом на публике

Особенно это касается, конечно, людей знатных и богатых. Знатные египтянки носили платья из полностью прозрачного материала, которые хорошо демонстрировали все формы тела. Люди попроще вообще не заморачивались по поводу одежды. Было время когда и мужчины, и женщины носили просто короткие набедренные повязки, позже трансформировавшиеся в юбки. Впрочем, на сельскохозяйственных работах все могли работать обнажёнными. Дети до определённого возраста вообще не носили никакой одежды.

Сандалии были единственным важным, но нелюбимым атрибутом одежды у египтян

sandalii10-fotor

Несмотря на общее пренебрежение какими-либо правилами гардероба, к сандалиям древние египтяне относились крайне трепетно. Чаще всего для людей попроще они изготавливались из тростника, для знати и фараонов, конечно же, из кожи. Сандали входили в комплект вещей, необходимых египтянину в загробной жизни. А у фараонов даже существовала специальная должность — носильщик сандалий. Этот человек всюду следовал за фараоном и носил его сандали. Просто сами древние египтяне обувь очень не любили, предпочитая ходить босиком. А зайти в обуви в дом так и вовсе было страшным поступком, как плюнуть в колодец, например.

Источник: http://fishki.net/2132599-10-ne-ocheny-prijatnyh-strannostej-drevnih-egiptjan.html

Заглавное фото http://tidiflight.ru

www.fotik.top

Секс в Древнем Египте - Энциклопедия Древнего Египта

Древнеегипетская статуэтка изображающая половой акт

сли спросить обывателя о том, что он знает об эротике в культуре Древнего Египта, то скорее всего, в ответ он лишь недоуменно пожмет плечами. Сексуальность в древних культурах традиционно ассоциируется с греческой, индийской и китайской цивилизациями, на фоне которых, по распространенному клише, Египет предстает монолитным, сакральным, целомудренным и далеким от всего, связанного с чувственным миром. Между тем, это мнение глубоко ошибочно...

Что может быть чувственнее египетских изображений знатных дам в полупрозрачных одеяниях, сидящих на пиру, или скульптурных портретов цариц с обнаженной грудью, на соски которой наклеивались золотые чашечки в виде цветков лотоса? Однако за внешней парадностью, светскостью, а порой и неприкрытым эротизмом всегда таились другие, глубинные смыслы, ведь по египетским представлениям сексуальность – основная движущая сила божественного развития вселенной, в котором сексуальный акт бога-творца был началом жизни всего сущего.

Египетская сексуальность изначально священна. Согласно древней доктрине города Иуну, названного греками Гелиополем, солнечный творец Атум создает первых богов посредством мастурбации; его женское дополнение, принимающее облик его руки, его супруги, его творящей энергии – Хатхор Небетхетепет, богиня любви и экстатического опьянения, радости во всех ее формах, но одновременно и покровительница смерти как трансформации и залога существования, новой жизни в ином мире. Она - воплощение вселенской женственности, перерождающей умершего в своей утробе. Сексуальная привлекательность богини любви являлась стимулом развития мира, вечного обновления мужского божества, его бессмертия. Вместе с воплощающей миропорядок богиней Маат, принципы мужской творящей силы и женской сексуальности, зачинающей и перерождающей мир заново, были основами существования мира в египетских представлениях.

Осирис, владыка мира усопших, победивший смерть, изображался с эрегированным фаллосом в знак своей нескончаемой плодородной силы, которая оплодотворяет мир вместе с паводком вод Нила, после которого из земли прорастает первое зерно, дающее пропитание. Разрубленный врагом на части и собранный вновь супругой – владычицей магии и материнства Исидой и сыновьями – Хором и Анубисом, Осирис восстанавливает свою целостность тогда, когда, по легенде, Исида собирает его тело воедино, а фаллос, утерянный в водах реки, создает вновь из нильского ила; только обретя вновь фаллос Осирис может возродиться, попрать смерть, а затем и стать залогом возрождения любого умершего. При мумификации, уподобляя умершего Осирису, египтяне запеленывали мужские тела с половым органом в поднятом положении: сексуальная сила была способна, по их мнению, победить смерть. Хор, сын Осириса и Исиды вступает в бой с Сетхом, богом хаоса и песков пустыни, убившим его отца; в процессе многоэтапного сражения Хор подчиняет Сетха, вырвав у него семенники, лишив тем самым противника не только мужественности, но и способности к собственному перерождению и власти над миром. До этого Сетх нередко ассоциировался в египетской мифологии с агрессивной сексуальностью, чем нередко пользовались богини. Исида, желая помочь Хору в великом противостоянии, принимает облик прекрасной девственницы, которая в итоге обманула сладострастного бога песков, либо магической птицы, за которой Сетх, приняв облик могучего быка, безрезультатно несется по долине Нила и, упустив, в изнеможении проливает семя на землю, став объектом насмешек богини и прародителем растений беддеткау – бахчевых, выросших из его семени. Наконец, пытаясь подчинить Хора, Сетх завлекает его обманом в свою постель и насилует соперника. Лишь хитростью Хор, подставивший под половой орган Сетха ладони и, таким образом, оставшийся девственным, не был сексуально подчинен соперником, а следовательно, не упустил право на вселенскую власть. Исида, задумав отомстить, собрала семя Хора в сосуд, и тайно полила им салат-латук, по мнению египтян, сильнейший афродизиак и излюбленную пищу развратного Сетха, растущую у него в саду. Поев латука, Сетх оказался оплодотворенным Хором и вновь стал объектом насмешек остальных богов, непригодным к царству над миром.

Осирис в ковчеге Шетаит. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. XIII в. до н.э.

Сексуальность мужская необходима для власти над миром: массивные, выполненные из известняка статуи бога плодородия Мина, сжимающего рукой свой фаллос, были созданы египтянами еще на заре цивилизации, приблизительно в XXXII в. до н.э. и хранятся в собрании Ашмолеанского музея в Оксфорде. Иконография бога, повелевающего урожаями, за последующие тысячелетия истории Египта практически не изменилась.

Сексуальность женская была крайне привлекательна, но опасна: богиня любви «золотая» Хатхор в гневе трансформировалась в разъяренную львиноголовую Сехмет, госпожу пламени и ярости, попирающую человечество. Процесс ритуала «сехетеп Сехмет» - умиротворения богини был одним из главных в храмах, посвященных гневной форме небесной матери. Залогом умиротворения было опьянение священным вином и пивом, в результате которого яростная львица становилась то кошкой Бастет, покровительницей женственности, плодовитости и изысканного эротизма то, наконец, самой Хатхор – «сладостной любовью». В V веке до н.э. «отец истории» Геродот писал о знаменитом празднике богини-кошки, проходившем в городе Бубастисе – центре ее культа, расположенном в северо-восточной части дельты Нила: «когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 тысяч людей обоего пола, кроме детей». Празднество символизировало собой умиротворение богини, возрождение ее привлекательности и сексуальной силы, божественное совокупление и, наконец, последующие беременность и рождение божественного младенца. Агрессивная, оргиастическая сексуальность трансформировалась храмовыми ритуалами в материнство и подлинную женственность. Другая легенда повествует о Хоре, который вступает в брак с самой, наверное, агрессивной формой богини, «госпожой Табитит», огромным огненным скорпионом, которую тексты, словно иронизируя, называют «крошкой на руках у Ра», бога Солнца. Успешная первая брачная ночь становится залогом умиротворения богини, возвращения ее истинного облика, в котором она почитается как «владычица того, что в женском сердце». Взамен страшный яд богини, проникающий в тело ее супруга, трансформируется и становится панацеей от всех болезней и любого зла, которое могло быть до этого в его теле.

Царь перед статуей Амона-Камутефа с иконографией Мина и его священным латуком. Рельеф из "Белого святилища" Сенусерта I в Карнаке. XX в. до н.э.

А что же мир земной? «Великая супруга царская» почиталась как земное воплощение Хатхор, точно так же как фараон – Хора. Под управлением главной царицы или же царицы-матери находился огромный женский дом царя, сильно отличающийся от стереотипного восточного гарема, в котором обитали младшие царицы и «нефрут» – красотки-наложницы, непосредственные служительницы Хатхор, призванные непрерывно возрождать жизненные силы и сексуальную энергию царя. Одетые в одеяния из тончайшего льна, звенящие бисерные сетки или же обнаженные, всего лишь в поясках вокруг бедер, но непременно – в массивных париках, ожерельях, браслетах, они изображены играющими на музыкальных инструментах и поющими, танцующими и даже играющими с царем в игру «сенет» – подобие шашек. Стоит вспомнить, что, например, неисчислимые жены и наложницы фараона Рамсеса II были матерями 111 сыновей и 67 дочерей. Речь идет только о тех детях, что были официально признаны царственным отцом.

Обнаженность была распространена и ни в коей мере не считалась зазорной. На рельефах и росписях в египетских гробницах мы видим абсолютно обнаженных рыбаков на Ниле, прилюдно собирающих свой улов, рыдающих плакальщиц, посыпающих песком и пеплом груди в знак скорби и вновь обнаженных и привлекательных молодых служанок, потрясающих на пиру в знатном доме тамбурином и играющих на лютне. Истинный Египет фараонов был далек от того пуританского облика, который ему порой сегодня приписывают, однако сексуальность здесь всегда была хотя бы отчасти сакральной. В одной из знаменитых сказок «Папируса Весткар» рассказывается о царе Снофру, который «утомился», т.е. умер. Он становится в ином мире Солнцем, плывущим на своей ладье в окружении очаровательных спутниц - «нефрут». Одна из девушек, обряженных всего лишь в ритуальные сетки, теряет бирюзовую рыбку – «украшение» для волос и вся флотилия останавливается: речь символически идет о рыбе лоцмане, за которой следует по водам неба солнечная «Ладья миллионов лет». Для непосвященного глаза между тем, текст говорит всего лишь о развлечениях «томимого скукою царя», которому придворный мудрец Джаджаеманх дает поистине бесценный совет: «Пусть твое Величество отправится к озеру дворца фараона… Снаряди себе ладью с экипажем из всех красавиц внутренних покоев твоего дворца, и сердце твоего величества освежится, когда ты будешь любоваться тем, как они, не переставая, гребут туда и обратно». Царь радостно соглашается «Я действительно устрою себе прогулку на ладье! Пусть принесут мне двадцать весел из эбенового дерева, отделанных золотом, с рукоятками из дерева секеб, отделанными светлым золотом. Пусть приведут ко мне двадцать женщин, у которых красивое тело, красивые груди, волосы, заплетенные в косы, и лоно которых еще не открыто родами. И пусть принесут мне двадцать сеток. И пусть эти сетки отдадут этим женщинам после того, как с них будут сняты одежды!» Сердце царя, в итоге, ликует, т.е. он возрождается к жизни. Отголоски священной, ритуальной сексуальности были всегда неотъемлемой частью повседневного быта дворца.

За стенами царской резиденции дело обстояло куда проще. Любовная поэзия и отдельные светские тексты, среди которых особое место занимают рамессидские папирус Честер-Битти I и папирус Харрис 500, повествуют о встрече возлюбленных, за которой подглядывают деревья сада, рассказывая друг другу об увиденном. «Неджеммит» - влечение и «мерут» - любовь представляются здесь как нечто сродни тяжкой болезни, если страсть не удовлетворена, а городская красавица проводит часы у зеркала, завершая необходимый макияж, чтобы привлечь проезжающего по площади военачальника Мехи, будущего фараона. Влюбленным, стоящим на разных берегах реки, не может стать преградой даже крокодил, лежащий на отмели и вот, оно случилось: мужчина подобен «гусю, пойманному на приманку» в силки из эбенового дерева, которым подобны руки любимой. Кстати, именно египтянки считались самыми красивыми женщинами средиземноморья в древности.

1. Брак

Чепу, мать художника Небамона. Роспись из гробницы Небамона и Ипуки. XIV в. до н.э. Бруклинский музей

Брак играл очень важную роль в древнеегипетском обществе. Некоторые исследователи даже утверждают, что жениться или выйти замуж тогда было долгом любого египтянина. Мужья могли иметь нескольких жен, а родственники (двоюродные братья, сестры и т.д.) могли жениться друг на друге, хотя инцест, в принципе, осуждался. Исключения составляли браки в царских семьях, которые создавались специально для продолжения династии.

В Древнем Египте не было определенного возраста для брака. В основном девочек отдавали в жены примерно в 14-летнем возрасте, когда у них начинались менструации. Однако согласно некоторым источникам, были случаи, когда девочек выдавали замуж в восемь и девять лет. Археологам даже удалось нарыть мумию 11-летней молодой жены.

Сама церемония брака не предусматривала ни религиозных обрядов, ни какой-либо юридической регистрации. Свободная любовь. Или что-то типа того.

Более интимные моменты супружеской жизни также были важны для египтян. Они рассматривали жизнь как цикл рождения, смерти и перерождения. Как уже упоминалось ранее, большая часть их религии основывалась на подобной «цикличности». И, конечно же, совокупление являлось основой этого цикла. Египтяне, не в пример нам, не считали секс чем-то постыдным, рассуждая о праведности и духовной жизни. Скорее они рассматривали его как средство для поддержания своей потенции и плодовитости.

Для древнеегипетских женщин беременность имела большое значение. Для них способность рожать означала благополучие и счастье в жизни. Девушки в «интересном положении» пользовались уважением общества и одобрением своих мужей. Их менее удачливым сестрам и бесплодным подругам оставалось лишь завидовать. Мужчины также доказывали свою «мужественность», производя на свет как можно больше детей, которыми они могли хвастаться.

2. Проституция

Обнаженная лютнистка. Остракон XIII в. до н.э. Каир, Египетский музей

В египетских документах IV-III веков до н.э. указывается, что жена не должна бесчестить мужа, а супруг – брать в дом наложниц и заводить внебрачных детей. Чуть позже эти законы существенно ужесточились: мужчинам строго настрого запрещалось иметь любовницу или возлюбленного, а также второй дом, в котором можно было тайно жить с наложницей. Но мир устроен так, что мужчины всегда любили женщин, женщины – мужчин, а те и другие во все времена любили за деньги, и Древний Египет не было исключением.

В Египте существовала храмовая проституция, подобная той, что была в Древней Греции. Согласно Геродоту, в египетском городе Бубасте в храмах совершались праздники в честь богини Исиды, одной из главных богинь древности. Во времена их проведения «мужчины и женщины путешествуют по реке вместе, без всякого различия пола… Когда… лодки причаливают к берегу… женщины… танцуют, бесстыдно поднимая свои платья кверху». После этого массового стриптиза все собравшиеся входили в двери храма и предавались в честь богини самому дикому разврату. Число желающих прочувствовать на себе все удовольствия освященного жрецами разгула превышало иногда полмиллиона человек. Соответственно, подобное мероприятие оказывалось существенным источником доходов для алтаря богини. А так как деньги эти заработанными «во грехе» не считались, деятельность жриц любви, трудившихся в поте лица на благо храма, числилась весьма почтенной.

Публичные женщины жили повсеместно, даже рядом с хижинами строителей гробниц в Долине царей. В таких заведениях собирались самые разные люди. Говорят, что однажды Рамзес, из сокровищницы которого были украдены драгоценности, отправил свою дочь «поработать» в один из таких вертепов, а заодно и «пошпионить». Отыскалась ли пропажа – неизвестно. Однако история эта подтверждает, что и цари особым ханжеством не страдали.

Чтобы привлекать клиентов, женщины легкого поведения должны были иметь соответствующий «товарный вид». Способов для этого имелось много: румяна, белладонна для закапывания в глаза (чтобы придать им блеск), палочки губной помады и даже рыбий клей, прекрасно маскирующий морщины. Мастера, изготавливавшие футляры для косметических средств, делали эти предметы максимально эротичными. К примеру, ручки туалетных ложечек изготавливали в виде фигур нагих девушек.

Арфистка. Фрагмент кожаного покрова из Дейр эль-Бахри. XVI в. до н.э. Музей Метрополитен

И все же сексуальность в Египте, даже связанная с публичным домом, священна. Знаменитый эротический папирус, хранящийся в собрании Египетского музея в Турине, сохранил изображения 12 самых разнообразных поз сексуального акта, в которых участвует мужчина и девицы из заведения. Папирус XII в. до н.э., найденный в 20-х годах XIX века и сильно поврежденный, в свое время произвел сенсацию в научном сообществе, был признан, увы, «обсценным» и потому долгое время не издавался. Это отнюдь не просто древнейший порнографический свиток, но опять же изображение ритуального соития: особенная прическа мужчины выдает в нем «бритоголового» жреца богини Хатхор. У мужчины огромный половой орган, которым он умудряется удовлетворять женщин не только на ложе, но и стоя у колесницы, в которой стоит женщина, лежа на полу или удручив даму поистине акробатической позой, когда она стоит на голове и руках (!). Порой в руках мужчины – сосуд с пивом или же амулет богини любви. Рядом с женщинами также изображены предметы культа Хатхор – ее ритуальные музыкальные инструменты, зеркала, неизменные лотосы. В последней сцене мужчину, лишившегося сил и твердости фаллоса, служанки несут на руках.

Между изображениями сохранились надписи, которые комментируют происходящее, либо содержат реплики участников действия: «Не бойся, что я тебе сделаю?», «давай, войди в меня сзади твоей любовью», «о, мой разбойник!», «мой большой член уже болит изнутри». На свитке сохранились и указания о его владельце, который был «носителем опахала с права от Его Величества», «царским писцом» и «военачальником». Увы, имя древнеегипетского эротомана не сохранилось. Документ уникален по своей целостности, но отнюдь не по содержанию: на остраконах XVI-XII вв. до н.э. сохранились похожие сцены, изображающие мужчину, входящего в женщину сзади или в «классической» позе. В царском доме подобного изобразить не могли; чувственность между царем и его супругой показывалась символами, тем, что он держит жену за запястье, в исключительном случае – сажает на колени или же прогуливается с ней по саду, получая от возлюбленной букет с плодами мандрагоры – известного на Востоке символа сексуальности.

3. Гомосексуальные отношения

Что касается гомосексуальных отношений, то информации о них совсем немного. Однако есть основания утверждать, что подобное поведение в различных частях Египта не одобрялось. Основываясь на одной из версий мифа о борьбе Гора и Сета, отношение египтян к гомосексуальности было похоже на то, которое было у древних греков. Мужчины выражали так свое доминирующее положение, но не были гомосексуалами как таковыми.

Нианххнум и Хнумхотеп. Интерьер их гробницы в Саккаре. XXV в. до н.э.

Уже знакомый нам Гор, пока он рос и планировал месть за отца, имел гомосексуальные связи со своим дядей Сетом. Когда он поведал об этом матери Исиде, той не понравились подобные расклады. Понятное дело: Сет задумал унизить Гора и показать всем богам, что он не достоин быть одним из них. Креативная парочка Гор-Исида решили перехитрить дядюшку (та еще семейка). Матуся собрала сперму любимого сыночка, намазала ее на листья салата, которые потом и скормила Сету. Всего делов-то – вот так Гор победил. Такие себе «эники-беники, ели вареники» - на древнеегипетский сакральный лад.

Возможно, самые ранние изображения гомосексуальных пар принадлежат именно Древнему Египту. В 1964 году в древнем некрополе Саккара археологи нашли первую в мире гробницу, в которой не было ни мумий королевской крови, ни ослепительных драгоценностей. В ней они увидели изображения двух мужчин Нианххнума и Хнумхотепа, которые держат друг друга за руки и целуются носами (самым популярным в Древнем Египте поцелуем).

Несмотря на свое незнатное происхождение, они высоко уважались во дворце. Они занимали одинаково высокие посты, исполняя обязанности «начальника маникюров». Их теплым объятиям дают разное толкование. По одной из версий, эти двое мужчин – братья, возможно даже близнецы. По другой, они связаны гомосексуальными отношениями. Эта версия стала популярной в последнее десятилетие и основывается на том, что изображение мужчин очень походит на изображения семейных пар в Древнем Египте. К тому же известно, что у Нианххнума была жена. Она изображена сидящей за ним в сцене загробного пира в гробнице. Однако позже ее изображение было почти повсеместно уничтожено по неизвестной причине. В других сценах на стенах гробницы Хнумхотеп сам занимает то место, на котором обычно изображались жены. Мутная история, покрытая пеленой веков.

4. Контрацепция и обрезание

Несмотря на то, что беременность в Древнем Египте почиталась и уважалась, у египтян были свои способы контроля над деторождением. В 1889 году в городе Эль-Файюме были найдены фрагменты древнеегипетских папирусов, которые, возможно, являются образцами самой ранней медицинской литературы. Согласно им, около 1850 года до н.э. у женщин привилегированных сословий были особые методы контрацепции. Так в качестве пессария они использовали экскременты крокодила, влагалище орошали мёдом и содой и вкладывали в него смолистые вещества. Хотя в более поздние времена на смену экскрементам крокодила пришли экскременты слона, во многих культурах аналогичная практика существовала на протяжении почти трёх тысячелетий. Вероятно, такие контрацептивные меры давали некоторый эффект. Мёд и смола препятствуют продвижению сперматозоидов. Этому же процессу препятствуют и слабо щелочные экскременты крокодила, которые, по сути, ничем не отличаются от пропитанной спермицидом губки.

Наидревнейшее изображение процесса обрезания из гробницы Анхмахор в Саккаре. VI династия. Ок. 2350-2000 гг. до н.э.

Обрезание практиковалось в Древнем Египте с незапамятных времен. Самое раннее упоминание о подобном обряде появляется приблизительно 4,200 лет назад, когда за одну церемонию «обрезали» сто двадцать мальчиков. Данная процедура совершалась в подростковом возрасте (13-14 лет). Называлась она Себи и была обязательной если не для всех подростков, то для всех служителей храмов наверняка. Так как в Египте было всегда жарко и пыльно, возможно, обрезание также делалось и по гигиеническим соображениям. Подобная операция имела религиозное и этническое значение, что позволяло отличать египтян от чужеземцев.

Более того, древние египтяне были первыми, кто начал брить волосы на гениталиях. Изначально они делали это для того, чтобы не допустить появление лобковых вшей, однако со временем это вошло в моду. Не зря египтяне считали киску священным животным, за ними кисками и уход был соответствующий.

5. Эпоха эллинизма

В эпоху эллинизма, вместе с проникновением в Египет греческих влияний, эротика становится все более популярной. В места, посвященные богам плодородия, и некоторые храмы посвящали, как и ранее, многочисленные терракотовые изображения фаллосов или карликов, снабженных гигантскими половыми органами, которые должны были принести стойкость потенции мужчинам и плодовитость – женщинам. В собрании Бруклинского музея в Нью-Йорке хранится «симплегма», или группа соединенных, переплетенных фигур, самая большая из известных сегодня египетских эротических скульптур такого вида. Центральное место в ней занимает большая обнаженная фигура женщины в коротком парике, опершаяся на гигантские фаллосы четырех мужчин разного роста, головы которых украшены «локонами юности». Перед группой сидят еще две меньшие мужские фигуры, держащие на коленях связанную антилопу-орикса. Интерпретировать смысл симплегмы непросто; в целом, памятник тесно связан с осирическим культом: центральная мужская фигура, вероятно, олицетворяющая заупокойного жреца, оплодотворяет женщину, возможно, богиню, которая родит Хора — сына-наследника Осириса, символизирующего продолжение жизненного цикла. Антилопа-орикс, священное животное бога хаоса и убийцы Осириса Сетха, изображена в виде жертвенного животного, поверженного и приготовленного к уничтожению. Подчеркнутая сексуальная сила мужских образов связана с представлениями о неиссякаемом плодородии Осириса и египетской земли, которая является материальным воплощением его тела.

Памятник датируется греко-римской эпохой, когда привнесенная сексуальная свобода породила в Египте, а в особенности в Александрии, новые виды памятников эротического искусства. Не стоит, однако, видеть в симплегме лишь греческое влияние; свидетельства тому – многочисленные древнеегипетские памятники и тексты, возводящие сексуальность в ранг культа и практически забытые современной культурой.

6. Персоналии

Симплегма. Известняк. II-I вв. до н.э. Бруклинский музей

Нефертити, супруга фараона Эхнатона, ставшая общепризнанным эталоном красоты, образцом скромности не являлась. Она была очень страстной женщиной, и Эхнатон отвечал ей не менее пылко, не скрывая от окружающих своего счастья. Однако многие из сегодняшних египтологов склоняются к мысли: «владычица приятностей», как называл ее царственный супруг, Нефертити буквально взяла за образец поведения древнее предание о гетере. В нем говорилось о том, как некая египтянка потребовала, чтобы влюбленный в нее юноша прогнал из дома жену, убил собственных детей и даже лишил своих престарелых родителей права на бальзамирование и погребальные ритуалы. Обезумевший от страсти молодой человек исполнил все в точности. Однако Эхнатон, по всей видимости, был не настолько влюблен в Нефертити и потому однажды он прогнал темпераментную супругу, заменив ее менее прекрасной, но более скромной царицей Киа.

Хатшепсут - единственная правительница Древнего Египта, носившая титул фараона. Сексуальные наклонности царицы точно не установлены. Однако высказывались предположения, что "в своих любовных утехах она, возможно, предпочитала мужчинам женщин". Во всяком случае, она называла себя мужскими именами и ее изображали с бородой. Египетские женщины, особенно знатного происхождения, имели большую личную свободу, поэтому, вполне вероятно, что их сексуальные наклонности должны были выражаться в полной мере и безо всякого чувства вины.

Клеопатра Египетская считается "самой известной феллатрисой Древнего мира и, к тому же, приверженкой свободной любви". Говорят (неизвестно, насколько надёжен источник информации), что Клео совершила фелляцию — или, проще говоря, сосала член — тысяче мужчин. Возможно, именно по этой причине древние греки дали ей имя Мериохане (Распахнуторотая): "та, которая широко открывает рот для десяти тысяч мужчин; широкоротая; женщина с десятью тысячами ртов". Клеопатру также называли Хейлон (Толстогубая). Говорят, что однажды в течение одной ночи она отсосала целой сотне римских патрициев.

egyptopedia.info


Смотрите также