Един от древних. Книга: Схиархимандрит Симеон (Холмогоров) «Един от древних. Преподобный старец Гавриил»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга: Схиархимандрит Симеон (Холмогоров) «Един от древних Преподобный старец Гавриил». Един от древних


архимандрит Симеон (Холмогоров) Схиархимандрит Гавриил, Старец Спасо-Елеазаровой пустыни

Схиархимандрит Гавриил, Старец Спасо-Елеазаровой пустыни

Родился Батюшка Схи-Архимандрит Гавриил 14 марта 1844 года, в семье зажиточных и благочестивых государственных крестьян Пермской губ., Ирбитского уезда, Феодора и Евдокии Зыряновых. Родители его были грамотны и потому в праздники, после возвращения из храма, что был в соседнем селе Бобровке, верстах в 4-х, всегда заполняли день чтениями житий святых, евангелия и псалтири. И сам маленький Ганя (Гавриил), единственный сынок их, научился грамоте по псалтири же от своих старших сестер Евгении и Анны (впоследствии монахинь Евстолии и Агнии). Эти чтения производили на всю семью сильнейшее впечатление: все воздыхали о греховности своей жизни и загорались желанием подражать святой жизни угодников Божьих – по заповедям Христовым. Семья жила очень дружно, была трудолюбива и не знала недостатков. Дети видели только разумную ласку, не знали грубых наказаний. Единственным способом вразумления детей, кроме слова, их матушка избрала «жалобу» к Богу. Сам Батюшка-Старец об этом рассказывал так:

– Бывало, нашалишь, а матушка и скажет: «Ганя, не шали! вот ты все не слушаешь – шалишь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу... Ты своими шалостями грехи выращиваешь, – потом и сам с ними не сладишь.»

– А молодость берет свое: как ни удерживаюсь – опять и нашалю... Тут матушка, бывало, встанет на колени пред образами и начнет со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться: «Господи! вот, я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушает меня. Что же мне с ним поделать?... и сам погибнуть может, и меня погубить... Господи! не оставь, вразуми его, чтоб не шалил!»... И все в этом роде – молится вслух, плачет. А я стою возле – притихну, слушаю ее жалобы. Стыдно мне станет, да и матушку жалко.

– «Матушка! а матушка! я больше не буду»... – шепчу ей несмело. А она все просит Бога о мне. Я опять обещаю не шалить; да и сам уж начну молиться рядом с матушкой.»

Матушка была женщина духовная. Даже и на детские шалости смотрела, вот, с той точки зрения, что грешно это или нет? Так и все в жизни она оценивала только с религиозной стороны: угодно ли Богу? Крепко верила в промышление и попечение Божие о людях; жила этой верой и вся семья. Случалось ли единственному горячо-любимому сыну Гане заболеть, – о нем прежде всего молились Богу. Если не выздоравливал Ганя, – давался обет благочестивый, и ребенок начинал поправляться. Так как мальчик Ганя родился слабеньким и часто болел, то и обетов дано было много: и в церковь ходить ежепразднично, и милостыню подавать, и мяса не есть, и домашние моления совершать, и супружеские отношения прекратить и т. д. Чрез это жизнь семьи Зыряновых стала совершенно особенной, полумонашеской; она выделялась даже наружно из ряда прочих крестьян и потому вызвала сначала подозрения, а потом и судебную клевету со стороны родного их дяди и приходского священника. Следствие окончилось, конечно, в их пользу.

Благочестие родителей передавалось и усвоялось в сугубой степени восприимчивой душой детей. Они тоже непоколебимо верили в Бога, ярко чувствовали Его любовь и попечение. Вот ряд случаев, рисующих настроение Гани – дитяти, отрока и юноши.

Еще трех-четырехлетним ребенком взяли родители Ганю в первый раз к пасхальной утрени. Картина торжественного богослужения в сельском храме, веселый звон, зажженная люстра, неперестающее пение, масса народа с зажженными свечами, радостные у всех лица и дружное ответное восклицание народа – на приветствие священника: «Воистину воскресе!» – все это так глубоко запечатлелось в сердце и памяти Гани, что он не переставал спрашивать у своей матушки:

– А скоро опять будут стоять со свечами? А когда народ будет кричать «воистину воскресе»?

– Через год, Ганя.

Долго показалось ждать мальчику... И вот, он захотел сам себе устроить Пасху: ушел в подклеть, сел на окно и, прижавшись личиком к стеклу, стал рисовать в своем воображении пасхальную утреню. Вот священник в ярком облачении, вот масса горящих свечей, люстра!

– Но что это? что это? ..

На небе вдруг появилась воздушная люстра, полная движущихся огней, и как бы спустилась ближе к Гане; какой-то неизреченный свет столбами переходил с места на место, и кругом – радуги, образующие подобие креста.

Ганя весь замер, прильнул к стеклу и смотрит, смотрит... Чудная картина! Это даже лучше, чем тогда в приходском храме! И вдруг – голос:

– Ты – Мой!

-Чей это – недоумевает Ганя.

– Божий! – и одновременно видение исчезло.

Опять обычное небо, облака, та же подклеть... А мать уже кличет своего любимца:

– Ганя! Ганютка! куда ты запропал? Иди обедать. Пришел Ганя в избу и не посидится ему от радостнаго волнения, – так и прыгает на одной ножке и все твердит:

– Я не ваш, я не ваш!

– Господи! да что с ним сделалось? – тревожится мать и спрашивает:

– А чей же?

– Я – Богов, Богов! и опять прыгает кругом со своим «я не ваш.»

Прошло лет десять. Ганя подрос. У него свои салазки, но нет горы, чтобы кататься. А на деревенскую гору матушка его не отпускает: еще наслушается, насмотрится мальчик чего-либо вредного!

Настал Великий пост; идет строгая в деревне первая седмица. Никого нет из деревенской молодежи на ледяной горе. Вот Ганя и надумал покататься.

– Теперь можно! – решил он. Пошел – и родителей не спросил. Но только покатился – сразу налетел на палку, которой был загорожен ледяной скат горы, чтоб не катались. А на палке той торчал старый гвоздь. Ганя как наскочил со всего размаху на эту палку, – сразу вылетел да ногой о гвоздь... Пропорол себе штанишки и новые валеночки. Кровь бежит... Мальчик и боли не чувствует: очень уж испугался за свое непослушание и за валеночки.

– Что тятенька с матушкой теперь скажут! Скорее домой!

Забрался на сенник и давай молиться св. праведному Симеону, чудотворцу Верхотурскому (весьма почитаемому по Приуралью и всей Сибири). Молился жарко, со слезами: уж и каялся-то, что без благословения родителей ушел, и исправиться-то обещал, и наконец дал обет Угоднику:

– Непременно пешком схожу к Твоим мощам (280 верст), только ты исцели меня, непременно исцели!! Даже уснул от усталости, – так намолился...

И вот, во сне видит: подходит к нему муж удивительно благообразный. Лице такое строгое, но и приветливое. На нем бедный сермяжный балахон, но чистый – чистый и такой урядливый, будто ниточка к ниточке прилажена. Спрашивает Ганю:

– Зачем ты меня звал? Ганя во сне отвечает:

– Исцели меня, Угодник Божий!

– А обещание исполнишь – в Верхотурье сходишь?

– Схожу, непременно схожу! только Ты исцели меня! Угодник Божий, – пожалуйста исцели!

Праведный Симеон прикоснулся к ноге, провел по ране и удалился.

Ганя проснулся от страшного зуда в ноге. Машинально протянул руку – почесать, но тут пришел окончательно в себя и ужаснулся: рана зажила, а при чесании с нее сошел как бы сухой струп, под которым видна была уже молодая розовая кожица.

Пал Ганя на колени и со страхом и радостью стал благодарить Верхотурского Чудотворца. От родителей он скрыл это событие.

Прошло несколько лет. Ганя все собирается в Верхотурье, к прав. Симеону. Наконец вышел удобный случай: собралась большая партия богомольцев из деревни Фроловой на поклонение прав. Симеону. Ганю тоже отпустили с сестрами.

В ночь накануне выхода Ганя во сне видит какую-то дорогу; мелькают пред ним деревни, села, реки, леса; он стремится все дальше, дальше, но не знает – куда и что это за путь?... Когда же пошли на другой день, Ганя начал узнавать во всех попутных деревнях, лесах и реках все то, что видел во сне: – знакомая дорога!

В Верхотурье говели, приобщились и на седьмой день собрались уходить. Ганя непокоен: у него в кармане лежат новые медные пятачки, а подать их некому, – нет того дивного странника, которого он повстречал при входе в город Верхотурье, и который был так похож на явившегося ему во сне исцелителя. И вдруг, когда уже не было надежды видеть, этот дивный странник вдруг тоже встал возле Гани: – стоит на коленях, смотрит на него и, протягивая руку, тихо говорит:

– Монах будешь! схимник будешь! – и еще, показалось Гане, прибавил:

... здесь будешь!

А Ганя тем временем спешит – торопливо вынимает из кармана новенькие пятачки и кладет их в руку странника. Странник быстро смешался с толпой и скрылся.

Пророчество дивного странника сбылось: Ганя стал и монахом и схимником. Но что означали слова «здесь будешь» – об этом и сам Батюшка-старец не любил говорить, уклонялся.

Прошло еще года два-три. Ганя уже стал юношей, усердно помогает отцу в обширном сельском хозяйстве. Но у него мало силы физической. Родные объясняли это тем, что семья Зыряновых не ест мяса, и настаивали кормить Ганю мясом.

Но Ганя больше верит в силу Божию, чем в мясо; он убежден, что Господь и без нарушения поста может сделать его сильным. И вот Ганя начинает молиться своему Ангелу-Архистратигу Гавриилу и всем вообще небесным силам об укреплении его физических сил.

Прошло лет пять. Ганя все не перестает молиться, а видимого результата нет. Но вот однажды Гане поручили нарубить дров из длинных жердей. Он с утра отправился на работу и тут-то стал с удивлением замечать, как легко ему удается одним взмахом топора сразу перерубать довольно толстые жерди. Вот пора уже обедать, а Ганя с воодушевлением все рубит, рубит. Отец и мать удивляются, даже с испугом смотрят на мощные удары Гани, а Гане – хоть бы что! Так весь лес и изрубил!

С этого времени физические силы Гани стали развиваться и, как сам Батюшка говаривал, впоследствии он был так силен, что двухпудовую гирю мог ногой перебросить через амбар, а шесть человек не могли его с места сдвинуть.

Из этого случая Ганя увидел, что все можно от Бога получить, и что «не в силе Бог, а в правде.» Да и родители Гани, особенно матушка его, старались внушать благоговейное отношение к таким милостям Божиим. Ганя поэтому все силы употреблял, чтобы жить свято и угождать благодеющему Господу. Бывало, поедет на несколько дней пахать дальние поля, да в первый же день и раздаст нищим всю еду, какую матушка ему положит. Пашет, а сам молится; потом сильнейший голод вынуждал его есть разные травы и даже землю. Кажется, землей-то Старец и испортил свой желудок на всю жизнь.

В это же время у Гани стала открываться удивительная способность видеть и слышать все происходящее на дальних расстояниях, или знать, что думают другие. Матушка его сильно была встревожена этим и умоляла сына – не вдаваться в веру этим своеобразным откровениям, опасаясь, как бы Ганя не впал в прелесть от беса.

Уже впоследствии батюшка Старец понял, что эта способность зреть сокровенное является у человека только при чистоте сердца. Когда, будучи уже иеросхимонахом, он тоже воспринимал мысли человеческие, как явный разговор, или видел совершающееся на расстоянии, или удостаивался зреть усопших и Угодников Божьих, то с умилением говорил:

– Воистину справедливо слово Христово: «Блажены чистые сердцем, яко тии Бога узрят»! – И не только Бога узрят, но в Боге и вся сокровенная мира узрят...

Будучи же юношей, он, действительно, был так чист и целомудрен сердцем, что соблазны мира и плоти вовсе не интересовали его. Наоборот: все в жизни он воспринимал или как творение Божие, или совершающееся по воле Божьей, или попускаемое Богом. Всюду – Бог и Рука Его. От этого, вероятно, до конца жизни своей сохранил он жизнерадостность, детскую простоту и ту целомудренную, остроумную шутливость, при которой всем делалось легко и весело, и расходились насупленные брови. От этого же, несомненно, ум его был удивительно гибкий, вдумчивый и практичный, и память, поражавшая всех, знавших старца. То, что было им прочитано хотя раз в годы юности и зрелости, он помнил буквально. Случались курьезы: напишет Старец письмо кому-нибудь, и вот получивший недоумевает: откуда у Старца такой витийный слог, такая правильность речи? Оказывается, это само собой, незаметно для самого Старца, написалось прочитанное лет 30–40 назад то у митрополита Платона, то у свят. Тихона Задонского и т.п.

Само собой разумеется, что богато-одаренный и высоко-настроенный юноша не удовлетворялся обычной мирской, хотя и благочестивой жизнью в семье. Сердце его искало высшего подвига для Бога; однако, стремление в монастырь было еще смутно и неопределенно. Последним толчком к решимости оставить мир послужило следующее дивное событие.

Было лето, уже колосилась пшеница. Но случилась в деревне Фроловой сильнейшая гроза с бурею и градом, и богатого урожая – как не бывало: градом и ветром все смяло, прибило, спутало. Крестьяне в отчаянии. Ожидать поправки хлеба – невозможно; сеять новый – не время; решили подождать несколько и скосить побитую пшеницу просто на солому.

У Гани сердце сжимается: пропали тяжелые, святые труды! И возникает невольный, боязливый вопрос:

– Для чего это бедствие? Как Бог допустил его? Разве Он, Всеблагой, не мог удержать тучу? – Мог! Но тогда – что же: благ Господь, или... или?

Искуситель подсказывает ему:

«Или вовсе нет Бога»?

Но Ганя не может произнести богохульного слова,.. и мучится безвыходностью мысли, попавшей в тупик между верой и печальным фактом.

Проходит день, два. Ганя и молиться не может. Сомнение мучительное, тяжелое разрослось и совсем придавило его.

– Есть Бог или нет Бога? ..

В такой безвыходности он решается на страшно-дерзновенное дело: спросит. об этом у Самого Бога.

Воспользовавшись необходимостью исполнить какую-то полевую работу, Ганя уходит несколько в сторону от отца. Тут у него любимая полянка, где он часто тайно молился. Привязал свою лошадку и опустился на колени.

Как начать? как сказать Богу свою мысль...? Страшно! Ум и слово сковываются... Стал вспоминать:

– Ты, Господи, благ и преблаг! Ты являл милость Твою Израилю, пророкам, апостолам, мученикам. – Вспомнил о манне в пустыне, о воде из камня и т. д.

– Яви-же, Боже мой, и ныне вечную милость Твою; пусть будет пшеница!

Смирился, припал к земле, весь затих и в глубине духа, как бы без слов, с замирающем трепетом прибавил:

... если Ты есть!!!

И в этот же момент то-ли гром ударил, в котором послышался голос, то-ли просто громоподобный голос сказал:

– Будет пшеница!!!

Ганя упал... Через некоторое время очнулся. И первая мысль:

– Есть Бог! есть Бог!!!

Трепетная радость, переходящая в благоговейнейшую благодарность наполняла сердце; и ясное небо с сияющим солнцем, и лошадка, щиплющая травку, – все вторило этой радости, и весь мир предстал в новом ярком понимании: «Есть Бог! – Господня есть земля и исполнение ея»! Такое чувство, будто побывал на небе...

В это время подходит отец:

– Ты что – какой бледный? – нездоровится?

– Да... что-то не по себе.

– Так иди домой, а я и один здесь управлюсь. Прошло малое время, и Фроловские крестьяне начали косить свою побитую пшеницу. Хотел и Феодор Зырянов косить, да Ганя не советует, все просит родителя подождать хоть с недельку.

– Это почему?

– Да может быть Господь еще даст поправку пшенице. Прошла неделя. По ночам стали выпадать мельчайшие, как из сита, дождички, а днем – жара. Пшеница на Зыряновской полосе стала расти, набухать. Отец уже решительно заявляет:

– Пора косить! а то и зерна не дождемся, и соломы лишимся – Ганя умоляет подождать.

– Да чего ждать-то? Ведь осень близко!

– Тятенька, подождите! Господь пошлет пшеницу.

– Да ты что: пророк, что ли? Ведь кругом чужой скот пущен – весь хлеб вытравят.

– Мы караулить будем.

– Ну, смотри у меня, пророк! Шкуру сдеру, коли пшеницы не будет!

А дожди перепадают, днем жара стоит. Ганя ходит на полосу, с благоговением наблюдает, как приподнимаются примятые колосья, как они жиреют и какие длинные – многозерные. Смотреть радостно. Однодеревенцы завидуют, жалеют – зачем свою пшеницу скосили... И уж сам Феодор Зырянов ходит по своей ожившей полосе – такой притихший: Гане ничего не говорит, а отвернется в сторону – слезу утирает... А потом уж и без шапки по полосе ходил: – «Божья»!

Солнце – пекло, пекло, да жатву приготовило. Созвали Зыряновы помочь – мало чуть не всю деревню, и с тихой радостью сжали богоданную пшеницу. Солома в рост человека, и снопов столько, что сплошь услали ими всю полосу – и не пройти. А когда вымолотили зерно да стали в амбар ссыпать, и дверей не запереть... Взяли заколотили двери, разобрали крышу и, как в ящик, насыпали амбар полнешенек. Вся семья в тихих слезах переживает это чудо милости Божьей. В словах, в движениях, на лицах чувствуется что-то новое, святое, будто от Причастия вернулись. И тут Ганя заговорил о монастыре. Матушка, сестры в слезы ударились. Отец насупился и как отрезал!

– Не пущу! – Жаль было ему родительницу жену, которая души не чаяла в своем Гане, да и самому невмоготу было представить свою старость без такого кроткого, необычайного сына-кормильца.

Но Ганя не унимается. Пройдет немного времени – он опять за свое: «Благословите в монастырь!»

С год минуло времени. Уже Ганя многое в своей жизни перестроил на монашеский лад, а отец все не отпускает, и наконец, пришел почему-то в такое раздражение из-за этой просьбы, что вместо всякого ответа сходил во двор, принес ремень, схватил Ганю за волосы, сунул его голову промеж колен и давай хлестать. Матушка даже руками закрылась – не дышит, сестры заревели в голос.

– Цыц вы! – Все притихли, а в воздухе слышны лишь свист ремня да пыхтенье отца... А Ганя? .. Ганя спокойно ощущает удары по спине, но ему не больно. Это поразило его мысль, и он тотчас же решает:

– Значит это воля Божья, чтоб я просился в монастырь! – И только что вспотевший отец бросил ремень и выпустил сына, – Ганя со спокойным и светлым лицем поклонился отцу в ноги:

– Благословите меня, тятенька, в монастырь! – В голос заревел отец. В самое сердце сразил его Ганя своею кротостью.

– На кого же ты нас оставляешь? Я уж старею, мать болезненна; кто-же нас прокормит? ..

– Не бойтесь, батюшка, – Господь не оставит! – И нечего возразить отцу при виде пшеницы... А Ганя все убеждает и убеждает, что они доброе дело совершат, все равно – как свечку Богу поставят за себя.

Согласились родители. Потихоньку стали подготовлять нужное из одежи и белья, а отец за паспортом в волость съездил. Все справили, как следует, только денег на дорогу не дает Феодор... Да ничего: Гане и не нужно!

Тем временем об уходе сына Зыряновых проведали все родственники и знакомые. Стали к ним приходить – прощаться, просят за них помолиться, а кто и деньжонок маленько даст.

В назначенный день помолились Богу, Ганя всем и каждому поклонился в ноги, попрощался со всеми даже лошадками и коровушками, – так и те слезы лили, особенно любимые лошади. А про людей что и говорить! Отец замертво повалился, и его понесли на руках. А мать, сестры и вся деревня за околицу проводили и всю дороженьку слезами полили.

Ганя бодро едет. Скорбно расставаться с местом стольких радостей и великих милостей от Бога, но он идет Богу служить! И потому у него скорбь смешана с торжественной серьезностью. В душе он – уже монах, не принадлежащий миру сему.

azbyka.ru

«Един от древних» К 100-летию со дня преставления прп. Гавриила Седмиезерного

Ровно 100 лет назад, 7 октября (24 сентября по старому стилю) 1915 года в Казани, в одном из флигелей Духовной академии, в келье своего духовного сына, инспектора академии архимандрита Гурия (Степанова) – впоследствии священномученика – упокоился известный старец, бывший наместник Седмиозерной Богородичной пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов).

Жизнь старца Гавриила (Зырянова) – удивительное, можно даже сказать исключительное явление в русской духовной жизни рубежа XIX-XX веков. В ней, словно в зеркале, отразились духовные искания, взлеты и падения многих русских богоискателей и духоносцев – кратко сказать, всего русского боголюбивого народа. И сама личность старца – духовного исполина, воистину «единого от древних», наполнена не столько исключительными подвигами, сколько терпеливым, богопреданным несением креста скорбей, перенесением постоянной людской злобы и собственной немощи с истинно христианской кротостью и смирением. У старца Гавриила было множество учеников и почитателей, из них – одни были случайными кратковременными посетителями его гостеприимной кельи, другие надолго оставались у ног старца, испытывая великую притягательную силу его личности и сами напитываясь его присутствием, являющим на земле реальность иного мира.

По-разному преломлялся облик и речения старца у его посетителей: одни, как схиархимандрит Симеон (Холмогоров) видели в старце живую икону современного православного подвижника, другие – подобно известному духовному писателю епископу Варнаве (Беляеву) нашли в его личности подтверждение своим духовным исканиям – убедительную альтернативу законническому аскетизму.

Замечательно, что богатая натура самого старца давала основание для этих противоречивых трактовок. Живой, чуждый всякой рисовки и позы, всегда готовый к прямой и искренней реакции на любую жизненную ситуацию – он одновременно являл собой типичный образ святорусского подвижника-монаха, знающего и ценящего по-настоящему в жизни лишь «единое на потребу» — драгоценный бисер Богообщения.

Будущий старец схиархимандрит Гавриил родился 14 марта 1844 года в Пермской губернии, в Ирбитском уезде от благочестивых крестьян Феодора и Евдокии Зыряновых. Вся жизнь будущего старца от раннего детства проходила как бы на грани земного и небесного мира. Его избранничество многократно подтверждалось многочисленными видениями и событиями, необъяснимыми с рациональной точки зрения.

Однако его путь к иночеству не был простым, впрочем, и само иночество, начатое в Оптиной пустыни в 1864 году под духовным окормлением старца Амвросия, оказалось воистину тернистым путем – множество страшных, можно сказать, лютых искушений неотступно преследовали его в течение всей его жизни, и если бы не исключительные посещения Божией благодати, то было от чего прийти в отчаяние. Жизнь старца лишний раз указывает нам, что в Царство свободы и благодати не ведут легкие пути, а избранники Божии подвергаются особенным испытаниям, зачастую непреодолимым для обычных людей. Непонимание, тяжкая болезнь, клевета, предательство и непрестанная бесовская брань – отныне были постоянными спутниками преподобного старца. Из Оптиной пустыни, где послушник Гавриил не мог дождаться пострига в течение многих лет по причинам явно не духовного характера, со скорбью в сердце он в 1875 году переходит в Московский Высокопетровский монастырь, где вместе с долгожданным постригом наступает время особенно тяжких искушений, связанных с особенностями монашеской жизни в большом городе, полном соблазнов. Но и перед лицом духовных потрясений и даже падений, в общем-то, неизбежных на иноческом пути, ни на миг не пропадает в подвижнике сознание поставленной цели, раз и навсегда выбранный жизненный идеал.

В 1882 году иеродиакон Тихон (такое имя получил старец при постриге) покидает Москву – точнее, бежит из нее по настоятельному совету старца Амвросия и водворяется в Раифской пустыни Казанской епархии, где его рукополагают в иеромонаха и назначают братским духовником, но остается он там совсем ненадолго, и уже в ноябре

1883 года переводится в Седмиезерную Богородичную пустынь – обитель, в которой старцу предстоит провести целых 25 лет и где на одре болезни произошло преображение монаха-подвижника в великого старца, наделенного благодатными дарами Святого Духа. В тяжком недуге, в полушаге от смерти он провел пять лет. В 1892 году как безнадежно больной старец был пострижен в схиму, в которой он был наречен именем своего небесного покровителя от купели – Архангела Гавриила.

На духовное состояние старца этого периода проливает свет его собственное признание о тех благодатных переживаниях и изменениях, которые происходили в его душе: “И вот, Господу было угодно, чтобы я заболел; и я заболел и сильно плакал во время болезни о том, что остался побежденным во грехах моих грехом, а любви-то еще не имею… Спешу каяться не раз и не два, очень много каюсь и получаю радость… Чем более я страдал, тем легче себя чувствовал. Я ощущал сильную потребность причащаться – и меня причащали. По причащении Святых Таин мой дух окрылялся неизреченной надеждой на Бога, а сердце переполнялось благодарностью ко Господу Иисусу Христу. Здесь-то мне, убогому, и открылась в необъятной полноте любовь Божия к миру в искуплении человеческого рода. Эта любовь заговорила как бы во мне, внутри всего моего существа, с такой силой ко Господу, что я не чувствовал и своих страданий…·· Отныне эта любовь к Богу будет сопровождать старца всю его жизнь, тепло и свет этой любви будут привлекать к старцу Гавриилу сердца и мятущиеся души людей, жаждущих духовного и телесного исцеления. У старца открылся дар прозрения, слезной умиленной молитвы и, главное, дар духовного благодатного водительства – старческого душепопечения.

У схиархимандрита Гавриила появляется круг учеников и почитателей. Совершенно особые отношения складываются у него со студентами и преподавателями Казанской духовной академии, преимущественно из числа монашествующих, для многих из которых он становится духовным отцом и наставником. Следует сказать, что Казанская духовная академия в конце ХIХ – начале ХХ веков переживала духовный и интеллектуальный расцвет. Во многом это объяснялось той духовной атмосферой, которая сложилась в Академии благодаря личности ее ректора, епископа Антония (Храповицкого). Стремясь воспитать в своих подопечных настоящих духовных пастырей Церкви, преосвященный Антоний направлял юношей к старцу Гавриилу, в котором он увидел лучшего воспитателя для будущих священнослужителей. Студенты часто ездили в Седмиезерную пустынь на исповедь и совет к благодатному духовнику. Здесь они чувствовали себя, как дома, в гостях у родного отца. С благословения старца они произносили даже проповеди в монастырском храме.

Историческое здание Казанскй духовной академии

Историческое здание Казанской духовной академии

Для молодых “академиков”, искавших дорогу в жизни, наверное, невозможно было найти лучшего наставника, не столько словами, сколько самим своим духовным обликом эту дорогу освещающим. Знаменательно, что несмотря на доброту и простоту в обращении, подчеркнутую веселость и открытость, старец сохранял в своем сердце и прививал своим ученикам чрезвычайно высокие понятия о монашестве: «Смотрите, — шутил он, — чтобы у меня от вас за версту монахом пахло!» И неудивительно, что среди учеников и постриженников старца оказалось так много исповедников и новомучеников, стойких и непоколебимых воинов Христовых, дерзновенно противоставших сатанинской злобе и насилию богоборцев. Ни один из учеников старца не оказался ни в числе обновленцев, ни в числе «павших», то есть отрекшихся от Христа и Его страдающей Церкви.

Со временем к старцу начала приходить известность. Постоянной его посетительницей стала Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, которая у него духовно окормлялась. Через нее протягивалась таинственная ниточка духовного общения старца с Царской Семьей. Посещал старца в Казани перед своим появлением в Петербурге и Григорий Распутин. Старец предостерегал его от грядущих соблазнов и искушений, перед которыми ему устоять, судя по всему, не удалось. Впоследствии старец отзывался о нем крайне отрицательно.

В 1902 году Казанский архиепископ Арсений (Брянцев) назначил старца наместником Седмиезерной Богородицкой пустыни. Трудился святой старец над благоустроением Богом ему врученной обители не покладая рук. 

Храм прп.Евфимия Великого в Седмиезерной пустыни

Храм прп.Евфимия Великого в Седмиезерной пустыни

Еще до своего наместничества он приступил к построению на средства благотворителей храма для неусыпного поминовения усопшей братии монастыря и всех православных христиан. 15 октября 1900 года архиепископ Арсений совершил чин освящения нового двухэтажного храма в честь преподобного Евфимия Великого (небесного покровителя основателя Седмиезерной пустыни схимонаха Евфимия) и святителя Тихона Задонского (небесного покровителя схиархимандрита Гавриила до принятия схимы). В нижнем храме было помещение для чтения неусыпающей Псалтыри. И совершенно поразительно, что, начиная с 1928 года – года разгрома обители, подверглись уничтожению практически все монастырские постройки: храмы, хозяйственные помещения – был почти полностью снесен весь монастырь, за исключением только этого храма, ставшего видимым знаком святости его строителя и указанием на великое духовное значение непрестанной молитвенной памяти. В этом храме преподобный старец сподобился видения тайны Христовой Жертвы за человеческие грехи, здесь старец проливал святые молитвенные слезы за совершаемой им литургией, здесь от избытка сердца, наполненного светом и радостью Царства Небесного, произносил он глубокие и проникновенные слова о духовной жизни и назначении христианина…

Но наряду с верными и любящими чадами появились и другие – завистники и недоброжелатели. Чем дальше простирались труды старца в Седмиезерной обители, тем более множились доносы недовольных из числа братии. Вступивший в 1908 году на Казанскую кафедру преосвященный Никанор (Каменский), не разобрался в существе дела и удовлетворил прошение схиархимандрита Гавриила об увольнении от должности наместника. После этого последовало обвинение старца в нерадивом ведении монастырского хозяйства и фактически в присвоении церковного имущества.

Тогда один из близких духовных сыновей старца Гавриила будущий священномученик Иувеналий (Масловский), в то время игумен псковской Спасо-Елеазаровой пустыни, смог выхлопотать перевод старца к себе. Замечательны и обстоятельства переезда старца: уже перед самым отходом парохода выяснилось, что у нестяжательного подвижника, обвинявшегося в растрате монастырского имущества, не только не хватало денег на билет, но даже вовсе не было средств на предстоящую дорогу!

Во Пскове старца ожидал торжественный прием: у святых ворот Спасо-Елеазаровой обители его поджидала вся братия монастыря с чудотворным образом Всемилостивого Спаса на руках во главе с игуменом Иувеналием. А уже после того как состоялся перевод схиархимандрита Гавриила из Седмиезерной обители по заключению комиссии он был полностью оправдан от возведенных на него обвинений. Здесь же, в обстановке духовной любви и доверия благодатный дар старчества беспрепятственно изливался на многочисленных богомольцев, искавших у старца утешения и действенной помощи в скорбях и болезнях. В день старец порой принимал до 150 и более человек, так широко разнеслась слава о прозорливом молитвеннике и утешителе. Великая Княгиня Елисавета Федоровна по-прежнему навещала своего духовного отца, а он в свою очередь, посещал устроенную ею Марфо-Мариинскую обитель. На средства Великой Княгини в Спасо-Елеазаровой пустыни ввиду великой слабости старца и невозможности ему служить в монастырском храме была устроена домовая церковь, которая была освящена 7 августа 1910 года епископом Иннокентием (Ястребовым), также духовным чадом батюшки, воспитанником Казанской духовной академии.

Это было время расцвета старческой деятельности преподобного Гавриила. Множество любящих духовных чад окружало его. К нему приезжали целыми семьями, паломническими группами. У кельи старца можно было встретить архиерея и монаха, чиновника, священника, аристократа, и простого крестьянина или мастерового – старец не знал ни социальных, ни иных различий – каждому посетителю было открыто его сердце, полное любви, сострадания, желания помочь и утешить, духовно напитать…

По-прежнему, особенную заботу оказывал старец воспитанникам духовных учебных заведений. Во время своих приездов в Москву, он неопустительно заезжал и в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в стенах которой исполнял должность ректора Московской духовной академии его близкое духовное чадо еще по Казани епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский). И воспитанники Московской духовной академии с великой любовью и доверием принимали старца. Сохранились воспоминания об одном из посещений старцем Гавриилом Академии. Владыка Феодор собрал всех недавних постриженников-студентов к себе для духовного назидания и беседы со старцем: «Батюшка рассказывает, — вспоминает повествователь, — я внимательно слушаю, не спуская с него глаз. И прямо не верится, что все это было. Батюшка сидит весь белый, как лунь, мирный, веселый, за окном стоит тихий вечер, из сада доносится приторный и сильный запах жасмина… Хорошо было так сидеть со старцем о. Гавриилом тихими теплыми вечерами… Я в жизни как раз переживал исключительный период, собственно: переход из мысленного Египта через «моря Чермнаго пучину»… И встретить на пути такого Моисея мне было крайне сладостно и, как я вижу теперь, прямо необходимо…». Старец, видно, уже предчувствовал, если просто не знал наверняка, какие страшные испытания выпадут на долю только вступающих в церковную и общественную жизнь будущих деятелей Церкви, ее защитников и строителей, какие соблазны и трагические коллизии им предстоит пережить и преодолеть…

Но многотрудная жизнь старца уже подходила к концу. В 1915 году он совершенно неожиданно для всех возвращается в Казань с ясным сознанием своего близкого конца: «Поеду в Казань – и там умру!». 27 августа он прибывает в Казань. Месяц длится здесь его последнее предсмертное пребывание. Он прощается со своими духовными учениками, стремясь передать им бесценное и драгоценное наследство опытного стяжания Святого Духа, нажитое им за долгую и праведную жизнь, передать им плоды опытного богообщения, которого он удостоился, и словно ветхозаветный патриарх собирает своих чад, преподает им последние наставления и благословения, которые будут хранить их во всю последующую многоскорбную жизнь. Неслучайно, что многим из посещавших его в те дни духовных чад из бывших академических воспитанников выпала судьба стать впоследствии архиереями уничтожавшейся большевиками Русской Православной Церкви.

Наступили последние дни земной жизни старца Гавриила, которые сопровождались предсмертной болезнью. Последнее причастие Святых Христовых Таин преподобный старец принял из рук своего духовного сына иеромонаха Ионы (Покровского), впоследствии епископа Ханькоуского, причисленного к лику святых Русской Зарубежной Церковью в 1996 году. Последними словами старца были: «Спастися подобает многими скорбями». Воистину это был девиз всей его жизни и ее славный итог. 24 сентября 1915 года в 23 часа 10 минут под последние слова отходной душа подвижника покинула многотрудное тело.

Прощание с почившим старцем прошло при огромном стечении народа. Со всех сторон толпами прибывал народ ко гробу угодника Божия. Отпевали старца в академическом храме четверо архиереев – его духовных детей, в сослужении более чем двадцати священнослужителей из числа его духовных чад. На отпевание приехала и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна с несколькими сестрами Марфо-Мариинской обители. После отпевания погребальная процессия направилась в Седмиезерную пустынь, путь до которой занял почти целый день. Торжественно, с великим почетом встречала братия Седмиезерной обители изгнанного и оклеветанного настоятеля, во всем показывая свое раскаяние и являя торжество правды Божией. После панихиды в главном храме монастыря старец был погребен в храме преподобного Евфимия Великого, строителем которого он был.

Схиархимандрит Гавриил оставил замечательное духовное наследство. В первую очередь, им стала сама его жизнь, многотрудная и многопоучительная, в которой действия Божиего Промысла тесно переплетались с человеческим недостоинством и греховной немощью собратий и в которой всегда побеждала Христова любовь. Плеяду выдающихся деятелей Русской Церкви составили его духовные дети. Нелегко найти в истории нашей Церкви старца, воспитавшего столько достойнейших архипастырей, сочетавших высоту и святость епископского сана с глубоким и несокрушимым монашеским устроением и огненной ревностью к хранению чистоты православной веры.

Перечислить всех его чад, о которых сохранились сведения и свидетельства современников, задача трудноисполнимая. Упомянем здесь лишь о наиболее известных из духовных последователей преподобного Гавриила. Это священномученики Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский и Шацкий; Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский, Герман (Ряшенцев), архиепископ Вязниковский, Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский, Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский. Среди учеников старца – выдающиеся иерархи Русской Церкви ХХ столетия: архиепископы Феодор (Поздеевский), Иннокентий (Ястребов), Гурий (Степанов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин) и Варнава (Беляев) и многие другие.

Отдельно следует упомянуть о схиархимандрите Симеоне (Холмогорове), авторе, наверное, самой известной биографии старца, которая вышла в 1915 году под названием “Един от древних”. Благодаря этой книге, собственно, большинство современных православных христиан в России и зарубежье и познакомились с благодатным образом старца-молитвенника и утешителя.

Особым почитанием пользуется преподобный Гавриил и в русском зарубежье, где оно появилось, очевидно, благодаря духовному сыну старца святителю Ханькоускому Ионе (Покровскому), прославленному Русской Православной Церковью Заграницей в 1996 году.

Со смертью старца память о нем не только не угасла среди его учеников и посетителей, но продолжала жить и среди людей лично его не знавших. Воистину жизнь старца закончилась, началось его житие. Во многом это было возможно благодаря духовному подвигу людей, хранивших память о старце Гаврииле, знакомых с его духовными чадами.

В Казанском крае, где протекла большая часть жизни старца Гавриила, благодарная и молитвенная память о дивном любвеобильном подвижнике не оскудевала никогда. Свидетельством тому служит факт изображения старца Гавриила на иконе «Собора Казанских святых», написанной в начале 80-тых годов двадцатого века для кафедрального собора Казани. Милостью Божией удалось сохранить и мощи преподобного, которые почитатели старца смогли вывезти из разоренной безбожниками обители, и тем самым спасли их от поругания. Спасший святые мощи иеросхимонах Серафим (Кожурин) хранил их у знакомых монахинь, постоянно опасаясь своего ареста или обыска и перед приближением кончины передал их казанскому архиерею. Мощи старца Гавриила сохранялись в Крестовом храме архиерейского дома. Среди казанских жителей память о старце была жива и хотя никто не знал, где находятся его мощи, православный народ шел к разоренному сохранившемуся храму обители и молился у оскверненной могилы старца Гавриила.

В 90-е годы ХХ века почитание старца стало распространяться как в Казани, так и в других городах России. В 1991Тернистым путем к небу году по благословению епископа Казанского и Марийского Анастасия была написана икона старца Гавриила для иконостаса Сретенского придела Петропавловского собора Казани. В эти же годы начали издаваться жизнеописания старца Гавриила, доступные в советское время лишь немногим в самиздатских копиях и в нелегально провезенных репринтных зарубежных изданиях. Большим событием для почитателей старца стал выход в 1996 году книги епископа Варнавы (Беляева) “Тернистым путем к небу” , которое является на сегодняшний день наиболее полным жизнеописанием преподобного Гавриила Седмиезерного.

25 декабря 1996 года архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий получил благословение Патриарха Алексия II совершить прославление схиархимандрита Гавриила в лике местночтимых святых Казанской епархии. После канонизации старца началось и возрождение Седмиезерной пустыни. 5 января 1997 года была совершена первая литургия в домовой церкви сохранившегося братского корпуса обители. Стараниями братии монастыря под руководством наместника игумена (ныне – архимандрита) Германа был восстановлен единственный сохранившийся Свято-Евфимиевский храм обители. 10 августа 1999 года, в день памяти Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий совершил в этом храме первую Божественную Литургию при огромном стечении почитателей старца. 30 июля 2000 года мощи преподобного старца Гавриила вновь вернулись в его родную обитель.

Игумен Евфимий,

Протоиерей Андрей Лобашинский

А.М. Елдашев

 

kazpds.ru

Архимандрит Симеон (Холмогоров). Един от древних. Преподобный старец Гавриил

Един от древних. Преподобный старец Гавриил

Жизнь старца Гавриила (Зырянова) - исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились духовные искания многих русскихбогоискателей и духоносцев - кратко сказать, всего русского боголюбивого народа. И сама личность духовного старца - воистину "единого от древних", духовного исполина - наполнена не только исключительными подвигами, но и терпеливым, богопреданным несением креста скорбей, постоянной людской злобы и собственной немощи с истиннорусской кротостью и смирением. С каждой страницы жития старца веет на читателя дивная непередаваемая теплота подлинной христианской любви, завоеванной в тяжком повседневном целожизненном подвиге.

Издательство: "Издание Спасо-Елеазаровского монастыря" (2012)

Формат: 70x100/32, 288 стр.

ISBN: 978-5-98361-158-0

Купить за 168 руб на Озоне

Другие книги схожей тематики:

АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
    Схиархимандрит Симеон (Холмогоров)Един от древних. Преподобный старец ГавриилРекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Жизнь старца Гавриила - исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились… — Спасо-Елеазаровский монастырь, - Подробнее...2012426бумажная книга
    Архимандрит Симеон (Холмогоров)Един от древних. Преподобный старец ГавриилЖизнь старца Гавриила (Зырянова) - исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились духовные искания многих русскихбогоискателей и духоносцев - кратко… — Издание Спасо-Елеазаровского монастыря, (формат: 70x100/32, 288 стр.) Подробнее...2012168бумажная книга
    Схиархимандрит Симеон (Холмогоров)Един от древних Преподобный старец ГавриилРекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Жизнь старца Гавриила - исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились… — Издание Спасо-Елеазаровского монастыря, (формат: 70x100/32, 288 стр.) Подробнее...2012488бумажная книга

    См. также в других словарях:

    • ЗОСИМА И САВВАТИЙ — Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Сер. 2 я пол. XVI в. (ГИМ) Преподобные… …   Православная энциклопедия

    • ИОАНН БОГОСЛОВ — [Иоанн Зеведеев; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Θεολόγος], один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (см. Апостолы), с именем к рого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов НЗ, в т. ч. Евангелия от Иоанна,… …   Православная энциклопедия

    • ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН — [лат. Ioannes Cassianus] (IV V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества. Жизнь Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. Кон. XX нач. XXI в. (мон рь Дервент, Румыния) Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.… …   Православная энциклопедия

    dic.academic.ru

    Схиархимандрит Симеон (Холмогоров). Един от древних Преподобный старец Гавриил

    Един от древних Преподобный старец Гавриил

    Производитель: "Издание Спасо-Елеазаровского монастыря"

    Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Жизнь старца Гавриила - исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились духовные искания многих русских богоискателей и духоносцев - кратко сказать, всего русского боголюбивого народа. И сама личность духовного старца - воистину`единого от древних`, духовного исполина - наполнена не только исключительными подвигами, но и терпеливым, богопреданным несением креста скорбей, постоянной людской злобы и собственной немощи с истинно русской кротостью и смирением. С каждой страницы жития старца веет на читателя дивная непередаваемая теплота подлинной христианской любви, завоеванной в тяжком повседневном целожизненном подвиге.

    Издательство: "Издание Спасо-Елеазаровского монастыря" (2012)

    ISBN: 978-5-98361-158-0

    Купить за 488 грн (только Украина) в

    Другие книги схожей тематики:

    АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
      Схиархимандрит Симеон (Холмогоров)Един от древних. Преподобный старец ГавриилРекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Жизнь старца Гавриила - исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились… — Спасо-Елеазаровский монастырь, - Подробнее...2012426бумажная книга
      Архимандрит Симеон (Холмогоров)Един от древних. Преподобный старец ГавриилЖизнь старца Гавриила (Зырянова) - исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились духовные искания многих русскихбогоискателей и духоносцев - кратко… — Издание Спасо-Елеазаровского монастыря, (формат: 70x100/32, 288 стр.) Подробнее...2012168бумажная книга
      Схиархимандрит Симеон (Холмогоров)Един от древних Преподобный старец ГавриилРекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Жизнь старца Гавриила - исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились… — Издание Спасо-Елеазаровского монастыря, (формат: 70x100/32, 288 стр.) Подробнее...2012488бумажная книга

      См. также в других словарях:

      • ЗОСИМА И САВВАТИЙ — Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Сер. 2 я пол. XVI в. (ГИМ) Преподобные… …   Православная энциклопедия

      • ИОАНН БОГОСЛОВ — [Иоанн Зеведеев; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Θεολόγος], один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (см. Апостолы), с именем к рого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов НЗ, в т. ч. Евангелия от Иоанна,… …   Православная энциклопедия

      • ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН — [лат. Ioannes Cassianus] (IV V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества. Жизнь Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. Кон. XX нач. XXI в. (мон рь Дервент, Румыния) Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.… …   Православная энциклопедия

      dic.academic.ru

      Схиархимандрит Симеон (Холмогоров). Един от древних. Преподобный старец Гавриил

      Един от древних. Преподобный старец Гавриил

      Серия: "-"

      Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Жизнь старца Гавриила - исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились духовные искания многих русских богоискателей и духоносцев - кратко сказать, всего русского боголюбивого народа. И сама личность духовного старца - воистину "единого от древних", духовного исполина - наполнена не только исключительными подвигами, но и терпеливым, богопреданным несением креста скорбей, постоянной людской злобы и собственнойнемощи с истинно русской кротостью и смирением. С каждой страницы жития старца веет на читателя дивная непередаваемая теплота подлинной христианской любви, завоеванной в тяжком повседневном целожизненном подвиге.

      Издательство: "Спасо-Елеазаровский монастырь" (2012)

      ISBN: 978-5-98361-158-0

      Купить за 426 руб в My-shop

      Другие книги схожей тематики:

      АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
        Схиархимандрит Симеон (Холмогоров)Един от древних. Преподобный старец ГавриилРекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Жизнь старца Гавриила - исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились… — Спасо-Елеазаровский монастырь, - Подробнее...2012426бумажная книга
        Архимандрит Симеон (Холмогоров)Един от древних. Преподобный старец ГавриилЖизнь старца Гавриила (Зырянова) - исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились духовные искания многих русскихбогоискателей и духоносцев - кратко… — Издание Спасо-Елеазаровского монастыря, (формат: 70x100/32, 288 стр.) Подробнее...2012168бумажная книга
        Схиархимандрит Симеон (Холмогоров)Един от древних Преподобный старец ГавриилРекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Жизнь старца Гавриила - исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились… — Издание Спасо-Елеазаровского монастыря, (формат: 70x100/32, 288 стр.) Подробнее...2012488бумажная книга

        См. также в других словарях:

        • ЗОСИМА И САВВАТИЙ — Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Сер. 2 я пол. XVI в. (ГИМ) Преподобные… …   Православная энциклопедия

        • ИОАНН БОГОСЛОВ — [Иоанн Зеведеев; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Θεολόγος], один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (см. Апостолы), с именем к рого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов НЗ, в т. ч. Евангелия от Иоанна,… …   Православная энциклопедия

        • ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН — [лат. Ioannes Cassianus] (IV V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества. Жизнь Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. Кон. XX нач. XXI в. (мон рь Дервент, Румыния) Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.… …   Православная энциклопедия

        dic.academic.ru

        ЯКО ЕДИН ОТ ДРЕВНИХ. | Храм в честь святого мученика Андрея Стратилата, село Андреевское

        В храме св.муч. Андрея Стратилата 2 июля его настоятелем протоиереем Вячеславом Иголкиным была совершена Божественная Литургия.Свет, тепло, умиротворение — наполняли сердца прихожан присутствующих на Богослужении. Это, воистину, счастье- быть сопричастником Великого Таинства Евхаристии. И только люди с окаменевшим сердцем могут добровольно отлучить себя от участия в Общем Деле соединения с Божественной Правдой и Источником Вечной Жизни.

        Сегодня, Православная Церковь воспоминает удивительного святого — святителя Иоанна Шанхайского Сан-Франциского Чудотворца нашего современника, который своими трудами и подвижнической жизнью сравнился с аскетическими подвигами святых отцов древности, яко «един от древних».

        В Псалтири есть такие слова: «с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши» Любовь и радость, которые источал этот Угодник Божий согревали сердца всех страждущих и нуждающихся, кто обращался к нему за помощью. И самым главным чудом святителя, было преображение погибающих во грехах и пороках людей, видивших «блаженного простеца» в епископском сане, могущего одним добрым словом изменить сердце человека от тьмы к свету.

        Как говорил о нем первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий): «в наше время всеобщего духовного расслабления епископ Иоанн был зерцалом непостижной строгости и твёрдости».

        И в житии этого трудника Христова, написанного на скрежалях вечности, золотыми нитями божественной славы и истины -для всех нас отражены единственные условия возможности достижения брачных чертогов небесной любви -это смиренное несение своего креста, полное упование на святую волю Господню и самоотверженное служение Богу и ближнему.

        (староста храма св.муч. Андрея Стратилата в деревне Андреевское, Павел Куринков)

         

        andreevskoe-hram.cerkov.ru

        Един от древних. Преподобный старец Гавриил, Архимандрит Симеон (Холмогоров)

        Един от древних. Преподобный старец Гавриил, Архимандрит Симеон (Холмогоров)

        Автор: Архимандрит Симеон (Холмогоров)

        Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

        Страниц: 288

        Год издания: 2012

        Язык: Русский

        Жизнь старца Гавриила (Зырянова) - исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились духовные искания многих русских богоискателей и духоносцев - кратко сказать, всего русского боголюбивого народа. И сама личность духовного старца - воистину "единого от древних", духовного исполина - наполнена не только исключительными подвигами, но и терпеливым, богопреданным несением креста скорбей, постоянной людской злобы и собственной немощи с истинно русской кротостью и смирением. С каждой страницы жития старца веет на читателя дивная непередаваемая теплота подлинной христианской любви, завоеванной в тяжком повседневном целожизненном подвиге.

        Отзывы

        Мария, Челябинск, 27.11.2017Искала книгу Един от древних. Преподобный старец Гавриил, подруга насоветовала. А так как читаю в метро или урывками дома, мне надо электронную. Вбила в поисковик название. Пробы скачать на других сайтах заканчивались фразой: «бесплатный отрывок закончился». А к вам как в библиотеку пришла) скачала бесплатно, только смска с кодом на тлф для подтверждения была. Ваш сайт в закладки занесла. Дружить будем? Ева, Хабаровск, 25.08.2017Удобное пользование сайтом, большой каталог нехудожественной литературы. Нужна была книга "Един от древних. Преподобный старец Гавриил", нашла без проблем , скачала еще парочку похожих и читаю в свое удовольствие)))

        Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:

        dracobook.xyz


        Смотрите также