Урок по истории в 5 классе "Древнее Двуречье". Двуречье древнее таблица


Урок истории в 5 классе "Древнее Двуречье"

Приложение № 1

Виза

ФИО___________________________________________________________________

Пункт назначения ____________________________________________________________

Заполните пропуски в тексте:hello_html_m51c6e64f.png

Я, фараон Хеопс, которому построили самую высокую пирамиду. Моя страна находится вдоль полноводной реки ____________ , которая одаривает землю. Люди моей станы занимаются _________________ . Сбор в пользу государства - _____________. Высокий тростник в Египте, из которого изготавливали материал для письма - ______________ .

Древнее Двуречье

Цель: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны.

Задачи:

  • Развивать навыки работы с исторической картой.

  • Анализировать фрагмент исторического документа.

  • Расширять познавательный интерес школьников.

Термины и понятия: Передняя Азия, Месопотамия (Междуречье), клинопись, глиняные таблички.

Оборудование и дидактический материал: учебник, презентация “Древнее Двуречье”, пакет документов, глиняные таблички, заостренные палочки.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-путешествие.

Форма урока: урок-погружение.

Ход урока

1. Оргмомент

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

“Река времен в своем стремленьеУносит все дела людейИ топит в пропасти забвеньяНароды, царства и царей”.

Объяснение нового материала

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с государствами древнего мира.

На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему?

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется А впрочем в сами попробуйте дать название этой Древней стране.

. Согласны?

2. Подготовительный этап

Я буду вашим экскурсоводом, и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить

А ещё на путешествие у нас не так много времени, нам его с вами нужно беречь. . Когда в древности спрашивали, сколько времени прошло, то они отвечали, сколько песка утекло.

3. Повторение ранее изученного материала

А чтобы попасть в нам в новую Страну , нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте.

С каким государством мы познакомились на предыдущих уроках?

(Древний Египет)– ответ у доски

- Где находится это государство? (в северо-восточной Африке).

Давайте все вместе ответим на вопросы:

  1. Царь Древнего Египта. (Фараон)

  2. Растение, из стеблей которого делали материал для письма. (Папирус)

  3. Знак письменности Древнего Египта. (Иероглиф)

  4. Гробница египетских фараонов. (Пирамида)

  5. На каком материке находится Египет? (Африка)

  6. Столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)

  7. Место в пустыне, где есть растительность и вода. (Оазис)

  8. Бог Солнца древних египтян. (Ра)

  9. Здание, где люди поклонялись богам. (Храм)

  10. Назовите священных животных Древнего Египта. (кошка, бык, крокодил, ибис и т.д.)

Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу и декларацию. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно заполнить визу, а зетам применив свои знания по истории Древнего Египта декларацию.

(Приложение 1)

Самостоятельная работа по заполнению визы и декларации. (На заполнение визы – 3 минуты, на декларацию - 5 минут).

Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия?

Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

Варианты ответов. Учитель обобщает полученные ответы.

Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны

Работа с карт

- Давайте совершим путешествие из Египта на Восток.

- Открываем учебник на стр.31, перед вами карта, которая будет нашим путеводителем.

- Приготовились!

слайд №1 КАРТА

- Из дельты Нила отправляемся на северо-восток путь преграждает Красное море, пройдя по перешейку между Средиземным и Красным морями, попадаем на север Синайского полуострова. Здесь начинается Азия.

Далее простирается огромная пустыня. Лишь через много дней странствий по пескам с караваном верблюдов мы сможем увидеть, что достигли границ какого-то государства.

слайд № 2,3, 4 ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ

- Кто может сказать название этого государства? (Междуречье)

- А второе название Двуречье.

слайд № 6 Запишем название темы нашего урока: «Древнее Двуречье»

- Почему страна получила такое название? (Она расположена между реками Тигр и

Евфрат).

СЛАЙД № 7 ТЕМА НАШЕГО УРОКА ДРЕНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ

- Эти реки берут свое начало с Закавказских гор на севере и текут впадая в Персидский

залив.

слайд № Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат.

план урока

слайд № 8 что мы с вами должны узнать на уроке о новой Древней стране

слайд №9

Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом. Откроем учебник с.63 и сравним климатические условия двух стран.

слайд №10 внимательно слушая мой рассказ , в конце урока вы должны будете заполнить таблицу Сравните природные условия Египта и Междуречья.

ЕГИПЕТ

ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ

ДВУРЕЧЬЕ

теплый климат

климат

теплый климат разливы рек сильнее

плодородная

почва

плодородная

растительность

земледелие, ремесло, строительство каналов.

занятия

земледелие, ремесло, строительство каналов, дома из глины

слайд №11,12,13,14 А что бы наше путешествие было успешным, нам необходимо ознакомиться с природно - климатическими условиями.

4. Объяснение нового материала слайд №

В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат,

А КАКИМИ ЖЕ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИТЕЛИ ЗАНИМАЛИЬ..

слайд № 16, 17,

земледелие, скотоводство.

Основное занятие жителей Двуречья – земледелие. А что там выращивали?

Возьмите из файла документ, давайте его прочитаем и ответим на вопросы.

Работа с документом (Приложение 3) запись в дневник путешественника.

Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат.

- (Приложение 2)

Вывод учителя. слайд таблица

слайд№18 Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся посмотреть страну. Показ презентации.

Ну что ж, мы немного устали, пора нам размять уставшие от похода по музеям ноги.

Физкультминутка.

Учитель называет слова, если слово относится к первобытным людям - поднять руки, к Жителям Древнего Египта – присесть.

Вождь, пирамида, жрец, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община,

Молодцы.

слайд № 19 выход на понятие государства

слайд№ 20 карта города Ур Урук

слайд № 21,22,23

.. Примерная дата возникновения государства 5000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы.

Вывод учителя.

Несмотря на отсутствие строевого леса и камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома. Строительным материалом являлась глина, из которой делали большие кирпичи.

слайд №24 посмотрите внимательно на карту , что обозначено красными линиями

слайд № 25

слайд № 26

слайд № 27- Несмотря на то, что строительного материала было мало, строились, дома, дворцы,

храмы.

- Что такое храм? (жилище богов).

слайд. № 28, 29 храм Зикурат

- Почему я спросила вас о храме? (в Двуречье люди тоже покланялись богам).

- Каким богам поклонялись люди? учебник стр. 67. 1 абзац.

слайд № 31 Боги двуречья

слайд№ 32, таблички с письменностью

Но самое интересное предназначение глины - использование ее в качестве писчего материала. На холмах Двуречья археологами найдены среди обломков глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые значками в виде клинышков. Эти знаки называются клинописью.

Записать определение в дневник путешественника.

слайд № 35 Клинопись - вид письма Древнего Двуречье.

слайд №36 школа древнего двуречья

А сейчас мы отправляемся на урок в школу Древнего Двуречья.

работа с учебником стр. 68. 3-абзац 2 предложение (Много лет.....)

(Учитель рисует на доску несколько знаков и обозначение)

слайд № 37 работа с табличками

работа в парах, один рисует на глиняной табличке, другой в тетради, затем меняются.

Знаки выдавливались на мягкой глине концом специально заостренной палочки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней.

Каждый знак в клинописи - это рисунок, который означал целое слово.

Учитель: Скажите ребята, а где вам было удобнее писать. Как вы думаете почему?

Вывод учителя.

5. Закрепление изученного материала

слайд №38,

На путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задание которое звучало в начале урока.

слайд № 39,40,41,42

Заполните сравнительную таблицу «Египет и Двуречье – общее и различия»

слайд № 43закрепление знаний

На следующий урок вы узнаете, как хорошо вы справились с заданиями во время путешествия.

6. Рефлексия. выберите смайлики которй больше подходит вашему настроению

- Вам понравилось путешествие?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке?

Ответы уч-ся.

Итог урока. В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

6. Всем спасибо за урок! Запишите домашнее задание.

Параграф 13, читать, отвечать на вопросы. рабочая тетрадь стр.__ задание №__

слайд № 45,46

Общее

Различия

ЕГИПЕТ

ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ

ДВУРЕЧЬЕ

теплый климат

климат

плодородная

почва

растительность

земледелие, ремесло, строительство каналов.

занятия

бъяснение нового материала

- С каким государством мы познакомились на предыдущих уроках?

(Древний Египет)– ответ у доски

- Где находится это государство? (в северо-восточной Африке).

Сегодня мы на уроке мы продолжим знакомство с государствами древнего мира.

Работа с картой

- Давайте совершим путешествие из Египта на Восток.

- Открываем учебник на стр.31, перед вами карта, которая будет нашим путеводителем.

- Приготовились!

- Из дельты Нила отправляемся на северо-восток путь преграждает Красное море, пройдя по перешейку между Средиземным и Красным морями, попадаем на север Синайского полуострова. Здесь начинается Азия.

Далее простирается огромная пустыня. Лишь через много дней странствий по пескам с караваном верблюдов мы сможем увидеть, что достигли границ какого-то государства.

- Кто может сказать название этого государства? (Междуречье)

- А второе название Двуречье.

Запишем название темы нашего урока: «Древнее Двуречье»

- Почему страна получила такое название? (Она расположена между реками Тигр и

Евфрат).

- Эти реки берут свое начало с Закавказских гор на севере и текут впадая в Персидский

залив.

- Давайте по карте попробуем определить географическое положение и климатические условия Двуречья (учебник стр.31)

Двуречье - страна расположенная в Передней Азии, между реками Тигр и Евфрат.

(Запись в тетрадь).

- Каков климат Древнего Двуречья? (теплый, мягкий, влажный).

- Чем могли заниматься жители? (земледелием).

- Что такое земледелие? (возделывание, обработка земли с целью выращивания

сельскохозяйственных растений).

- Что способствовало этому виду деятельности?(климат, наличие рек, разливы, плодородие).

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 63, рассмотрите рисунок.

- Что вы видите на нем, опишите.

- Чем кроме земледелия занимались жители Двуречья? (скотоводством)

- Что такое скотоводство? (разведение крупного и мелкого рогатого скота для получения

молока, мяса, шкур, шерсти, и др. продуктов.

Работа с контурной картой

стр. 32 задания 2,3,4 – рабочая тетрадь № 1.

Работа с учебником

- Читаем на стр. 64 текст о природе Древнего Двуречья.

- Несмотря на то, что строительного материала было мало, строились, дома, дворцы,

храмы.

- Что такое храм? (жилище богов).

- Почему я спросила вас о храме? (в Двуречье люди тоже покланялись богам).

- Каким богам поклонялись люди?

Запись в тетради стр.64.

- Рассмотрите рисунок на стр. 68, что вы видите? (школа для писцов)

Чему учили в школе? На чем писали? Чем писали? Как называлось письмо?

- Клинопись – письмо клинообразными значками (запись в тетради).

Обобщение

Заполните сравнительную таблицу «Египет и Двуречье – общее и различия»

Общее

Различия

Реки

Земледелие, скотоводство

Язычники

Письменность

Нет древесины

Клинопись, иероглифы

Две реки

Разные боги

Местоположение

Материал для письма

Итоги

- С каким государством познакомились?

- Где оно располагается?

- Основные занятия?

Д/З § 13, вопросы, № 5,6; р. т. с 32, з. 48, 49

Выставление оценок.

Каков климат Древнего Двуречья? (теплый, мягкий, влажный).

- Чем могли заниматься жители? (земледелием).

- Что такое земледелие? (возделывание, обработка земли с целью выращивания

сельскохозяйственных растений).

- Что способствовало этому виду деятельности?(климат, наличие рек, разливы, плодородие).

infourok.ru

Урок по истории в 5 классе "Древнее Двуречье"

Тема урока: Древнее Двуречье.

Форма урока:

Тип урока: урок изучения нового материала.

1-ый урок по теме "Западная Азия в древности" в 5 классе. (8-й в разделе «Древний Восток»)

Цель:

  1. Знакомство с древним государством - Двуречье, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация.

  2. Совершенствование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на уровне, работать с исторической картой.

Задачи:

  • дидактические: познакомить учащихся с географическим положением, природно-климатическими условиями Древнего Двуречья, с зарождением государственности;

  • развивающие: формировать картографические и хронологические способности учащихся, активизировать познавательные возможности, способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, развитию внимания, памяти, логического мышления и исторического воображения, развивать навыки работы с историческим источником, учить извлекать новые знания из текста учебника, давать полные аргументированные ответы на поставленные вопросы, объяснять значение терминов и понятий и умение оперировать ими;

  • воспитывающие: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории Древнего мира.

Методы и приемы:

  • устный: объяснение, рассказ, беседа, фронтальный опрос;

  • печатно-словесный: работа с терминами и понятиями, с историческим источником, составление опорного конспекта;

  • наглядный: работа с картой, иллюстрациями;

Оборудование урока: Карта Азии, рисунки учащихся по теме Египет, раздаточный материал по Истории Древнего мира, учебник для 5 класса (А.А. Вигасина), тетради.

1. Организационный момент.

Сегодня мы совершим увлекательно путешествие в древнее государство, узнаем много нового, интересного. Но прежде чем мы перейдем к новой теме давайте вспомним ранее изученный материал.

2. Повторение пройденного материала.

  1. Где находиться Древний Египет /северо-восточная Африка/

  2. Какая река протекает по территории этого государства /Нил/

  3. З. Куда она впадает /Средиземное море/

  4. Как называлась первая столица единого египетского государства?/Мемфис/

  5. Повелитель Египта/ фараон/

  6. Главное занятие жителей Древнего Египта/Земледелие/

  7. Приспособление для полива /шадуф/

  8. Плодородный слой, основное удобрение на полях /ил/

  9. Растение, материал для письма /папирус/

  10. Жилище богов /храм/

  11. Служители бога /жрецы/

  12. Растение, материал для письма /папирус/

3.Изучение новой темы.

План.

  1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.

  2. Занятия жителей Двуречья

  3. Религия и письменность древних жителей Двуречья. 1. Изучение первого пункта плана.

Рассказ учителя.

Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Каждый из вас подготовил сообщение на тему, которая заинтересовала его больше всего. Такие сообщения мы будем делать после завершения каждого изученного государства, а в конце года отведём урок, что бы прочитать наиболее интересные.

Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе границы Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как можно было добраться египтянам до этой реки?

Работа по карте.

Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находится Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.

  • как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? ( Двуречье )

  • Как вы думаете, с чего мы начнём изучение этого государства? (географическое положение, природные условия, занятия, религию и письменность.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним древним государством Междеречье, сравним природные условия Египта и Междуречья. Как они повлияли на образ жизни населения этих двух стран?

Работа в тетради. Записывают тему и план урока. План.

  1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.

  2. Занятия жителей Двуречья

  3. Религия и письменность древних жителей двуречья.

Почему государство называлось Двуречье? Работа в тетради.

Словарная работа.

Двуречье - страна, расположенная в передней Азии, близ рек Тигр и Евфрат. Двуречье ещё называют Месопотамией, что в переводе с древнегреческого языка означало «Земля между реками» или междуречье. Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив. Местность делится как бы на две части: на севере - гористая и каменистая, а на юге- совсем ровная и камней там нет.

Шумеры - древние жители - появились в Двуречье в IV тыс. до н.э.. Из-за частых разливов рек они селились в горах и на возвышенностях. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота.

В Двуречье возник миф о всемирном потопе.

В нем рассказывается, как стихия истребила почти всех людей.

«Род людской прогневал богов. Боги решили истребить людей Черная туча закрыла небо.

Что было светлым - во тьму обратилось. Ливень обрушился на землю, вода затопила ее ...

Все живое погибло ... »

Поэма о Гильгамеше.

Объясните рождение мифа о всемирном потопе географическим положением Двуречья и известными вам из истории Египта природными явлениями?

Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? (Разливы рек Тигр и Евфрат.)

Какую информацию о людях Двуречья даёт этот документ? (О существовании у них религиозных верований)

Сравните природные условия Египта и Двуречья. Природные условия Двуречья очень похожи на природу древнего Египта, причём как положительные (обилие солнечного света, разливы,плодородный ил), так и неблагоприятные (топи, отсутствие леса,строительного камня)

Вопрос классу. Каким занятиям благоприятствовала природа Древнего Двуречья?

2 Изучение второго вопроса плана.

Работа с классом.

Вместе с классом, выполняя задания, определить главные занятия жителей Двуречья.

Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удалённых от рек. Лишенная влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась, а в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Земледелие

Задание 2. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Скотоводство.

Задание 3. В южном Двуречье не хватало много видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть, товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег?(Вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определенного веса.)

Работа в тетради.

Торговля.

Ремёсла.

Поселения древних земледельцев стали превращаться в города. Они стояли на берегах рек. Основным материалом в строительстве была глина, из которой делали кирпичи.

Кирпич сушили на солнце, поэтому крепостные стены делали очень широкими.

Зачем ? (необожженный кирпич легко крошится, поэтому стену надо было делать очень широкой)

Глина - самый распространенный материал, применяли его и для изготовления посуды, и для сооружения дамб.

3.Изучение третьего пункта плана.

В центре города возвышалась высокая ступенчатая башня- храм. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни. Те, кто оставались у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами .Каждый этаж её строился на более узком основании , так что башня уступами поднималась к небу. Строили их из больших глиняных кирпичей.

В Древнем Двуречье существовало много богов: в одном городе больше всего почитали бога солнца Шамаша, в другом - бога луны Сина, Мудрым считали бога воды Эа, к богине плодородия Эштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях

  • Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (Жители Двуречья не могли объяснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и преклонялись этим богам.)

Но самое интересное предназначение глины - использование её в качестве писчего материала. Для деловой переписки нужен был простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Значки в виде клинышков выдавливали на табличках из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Так сложилось особое письмо Двуречья - клинопись.

Словарная работа.

Клинопись- вид письма Древнего Двуречья. 4.Закрепление знаний, полученных на уроке.

Предлагается игра. Условие игры: Задается вопрос. Если дети согласны, то хлопают, если не согласны - топают. (Игра в тоже время заменяет физкульт. минутку.)

Вопросы:

  1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да)

  2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет.)

  3. Ур и Урук это название рек. (Нет.)

  4. Бога солнца звали Шамаш. (Ответ предлагается найти в 3 пункте параграфа). (Да)

  5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Ответ предлагается найти в 3 пункте параграфа). (Да.)

  6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да.)

  7. Клинопись- это узоры на посуде. (Нет.)

  8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да.)

  9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Исходя из того, как дается ответ, выборочно находим правильный ответ в пункте 4: «Подземные гробницы»). (Нет.)

6. Обобщение изученного материала.

  1. Как называется древнее государство возникшее в передней Азии

  2. Какие реки там протекали?

  3. Чем занимались жители Междуречья?

  4. Существовали там религиозные верования?

  5. Как называлась письменность Древнего Двуречья?

7. Домашнее задание:

§ 13 читать

Дополнительное задание:

1 уровень: Задается домашнее задание слабым ученикам пересказать « Миф о всемирном потопе».

2 уровень: Раздаются напечатанные пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты:

а) Бедняк занимает - себе забот наживает.

б) Хорошо одетому всегда рады.

в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку.

3 уровень:

1) Сильным предлагается найти ответ на вопрос: В клинописи несколько сот разных знаков. Почему так много? Почему знаки письма в Двуречье имели клинообразную форму?

2)По желанию, творческое задание: составить рассказ о том, как учились в школах Двуречья.

8. Итог урока. Выставление оценок

infourok.ru

Древнее Двуречье - Helperia

Предыстория

Двуречье (Междуречье) – другое название Месопотамии (от др.-греч. Месопотамия – «двуречье»). Так древние географы называли территорию, находящуюся между реками Тигр и Евфрат. В III тыс. до н.э. на этой территории образовались шумерские города-государства, такие как Ур, Урук, Лагаш и др. Возникновение земледельческой цивилизации стало возможно благодаря разливам Тигра и Евфрата, после которых по берегам оседал плодородный ил.

События

III тыс. до н.э. – возникновение первых городов-государств в Двуречье (5 тыс. лет назад). Самые крупные города – Ур и Урук. Дома в них строили из глины.

Около III тыс. до н.э. – возникновение клинописи.. Клинопись возникла в Месопотамии первоначально в качестве идеографически-ребусного, а впоследствии словесно-слогового письма. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки.

Боги шумеро-аккадской мифологии:

  • Шамаш – бог Солнца,
  • Эа – бог Воды,
  • Син – бог Луны,
  • Иштар – богиня любви и плодородия.
  • Зиккурат – храм в виде пирамиды.

Мифы и сказания:

Миф о потопе (о том, как Утнапишти построил корабль и смог спастись во время всемирного потопа).Сказание о Гильгамеше.

Участники

Гильгамеш – легендарный царь Урука.

Заключение

Со временем в Двуречье возникали новые города-государства, среди них – Вавилон, который в начале II тыс. до н.э. становится наиболее могущественный царством Месопотамии

Древнее Двуречье

К северо-востоку от Египта между двумя большими реками — Евфратом и Тигром — расположено Двуречье, или Междуречье, известное также под названием Месопотамия (рис. 1).

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося жилища и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы.

Государство здесь возникло приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более 5000 лет назад.

Многие поселения земледельцев, вырастая, превращались в центры небольших городов-государств, население которых составляло не более 30–40 тыс. человек. Самыми крупными были Ур и Урук, располагавшиеся на юге Двуречья. Ученые нашли древние захоронения, найденные в них предметы свидетельствуют о высоком развитии ремесла.

В Южном Двуречье не было ни гор, ни лесов, единственным строительным материалом была глина. Дома строились из глиняных кирпичей, высушенных из-за недостатка топлива на солнце. Чтобы уберечь постройки от разрушения, стены делали очень толстыми, например, городская стена была такой ширины, что по ней могла проехать повозка.

В центре города возвышался зиккурат — высокая ступенчатая башня, наверху которой размещался храм бога — покровителя города (рис. 2). В одном городе это был, например, бог солнца Шамаш, в другом — бог луны Син. Все почитали бога воды Эа, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Жрецы вели наблюдения за движением небесных богов — Солнца и Луны. Они составляли календарь, по звездам предсказывали судьбы людей. Ученые жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием жителей Древнего Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность — на 360 градусов.

В ходе раскопок древних городов в Двуречье археологами были найдены глиняные таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки выдавливались на сырой глине заостренной палочкой. Для придания твердости таблички обжигались в печи. Клинописные значки — это особое письмо Двуречья — клинопись. Значки обозначали слова, слоги, сочетания букв. Ученые насчитали несколько сот знаков, использовавшихся в клинописи (рис. 3).

Научиться читать и писать в Древнем Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Школы, или «Дома табличек», появившиеся в III тысячелетии до н. э., могли посещать только дети из богатых семей, так как обучение было платным. Много лет надо было посещать школу писцов, чтобы овладеть сложной системой письма.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991. Источник

vladimirov.helperia.ru

Древнее Двуречье

Всеобщая история, 5 Класcы
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • ЕГЭ
Предметы
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Математика
  • Информатика
  • Обществознание
  • ОБЖ

web-dev01.interneturok.ru

Урок по теме "Древнее Двуречье"

Разделы: История и обществознание

Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 2-еизд. – М.: Просвещение, 2013

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1. Страна двух рек
  2. Города из глиняных кирпичей
  3. Башни от земли до неба
  4. Письмена на глиняных табличках

Цели урока:

Предметные

  • Познакомить с природными особенностями Двуречья и древней цивилизацией шумеров
  • Показывать на исторической карте реки Тигр и Евфрат, рассказывать о разливах рек, их последствиях и влиянии на особенности ведения хозяйства древними шумерами
  • Знать названия городов древних шумеров Ур и Урук, находить и показывать на исторической карте
  • Характеризовать особенности строительства и архитектурные особенности сооружений в городах Южного Двуречья
  • Анализировать и выстраивать связь природных условий Двуречья с верованиями и взглядами на мир древних шумеров, а также методами хозяйствования жителей Южного Двуречья
  • Объяснять значение слов шумеры, клинопись, глиняная табличка, “отец школы”, “сыновья школы”
  • Понимать и рассказывать, кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар
  • Рассказывать о письменности в Двуречье, школах и занятиях в них

Метапредметные:

  • Анализировать исторические объекты и проводить сравнение
  • Составлять рассказ и представлять его устно
  • Выполнять задания при работе с исторической картой, уметь читать легенду карты, наносить знаковые обозначения в контурной карте и выполнять задания
  • Последовательно излагать учебный материал по плану
  • Понимать и соотносить иллюстративный, знаково-графический и текстовый материал в учебнике
  • Аргументировать свою точку зрения при рассуждении
  • Отвечать на вопросы
  • Делать выводы в форме умозаключений

Личностные:

  • Определить свое отношение к истории и культуре древних шумеров
  • Развивать эстетические чувства, знакомясь с произведениями искусства древних шумеров
  • Понимать ценности образования
  • Уважать культуру и традиции других народов
  • Ценить труд, воспитывать у себя трудолюбие, понимать и уважать ценности коллективизма, взаимопомощи
  • Воспитывать толерантность к другим религиозным взглядам и традициям
  • Развивать любознательность, критическое мышление
  • Усвоить правила ведения диалога, выслушивать и понимать другую точку зрения

Ход урока

1. Мотивация и актуализация знаний и умений обучающихся

  • Работа с исторической картой на странице 33 учебника. Ответы на вопросы (проверка домашнего задания и подготовка к изучению нового материала)
  • Рассмотреть дома внимательно карту на станице 33
  • Найти две реки, в долине которых, как и в долине Нила, было развито земледелие
  • Запомните название этих рек (Тигр и Евфрат), они пригодятся нам в новом историческом путешествии на следующем уроке
  • Найдите в долине этих рек города, прочитайте их названия
  • Обратите внимание на город Вавилон и подумайте, чем он на карте отличается от других городов (там сходятся важнейшие торговые пути)
  • Прочитайте название местности между двумя реками, какие географические особенности местности вы заметили вокруг этой территории

2. Изучение нового материала

Деятельность учителя Деятельность учащихся
а) Природные условия Южного Двуречья

Задание:

Прочитать пункт 1 на странице 65-66 и ответить на вопросы:

Что общего в природных условиях Египта и Двуречья?

В чем разница?

1. Страна двух рек

Читают и анализируют материал

Ожидаемые ответы:

Разливы рек, плодородные почвы, теплый климат, природные условия благоприятны для земледелия

Разливы Тигра и Евфрата проходили бурно и могли наносить вред людям и их хозяйству

б) Работа с историческим документом

Познакомить с иллюстрацией на странице на странице 70 учебника “Глиняная клинописная табличка”

Задание: прочитать миф о потопе на странице 70 учебника

Поставить вопрос: Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?

Миф о потопе (по клинописному тексту на глиняной табличке)

Самостоятельное чтение

Ожидаемый ответ:

Из-за бурных разливов рек Тигр и Евфрат потоки воды обрушивались на селения и пастбища, сносили жилища и загоны для скота, гибли люди. Такие трагические события отразились в рассказах людей, обросли фантастическими подробностями и превратились в миф

в) Города древних шумеров

Задание:

Прочитать пункт 2 “Города из глиняных кирпичей” на страницах 66-67 учебника

Изучить иллюстрацию “Поселок шумеров” на странице 66 учебника

По плану на странице 69 учебника рассказать о поселке шумеров

2. Города из глиняных кирпичей

Самостоятельное чтение, осмысление учебного материала

Соотнесение иллюстративного и текстового учебного материала

Рассказ по плану

г) Боги древних шумеров

Задание:

Выписать имена богов в тетрадь и их характеристики

Объяснить, зачем шумеры строили ступенчатые башни

3. Башни от земли до неба

Выполнение задания

Ожидаемый результат:

Работа в тетради:

Шамаш – бог Солнца

Син – бог Луны

Эа – бог воды

Иштар – богиня плодородия и любви

Объснение:

Башня – храм бога, покровителя города

Вверху святилище, куда поднимались только жрецы

Жрецы “беседовали” с богами – Солнцем и Луной, по звездам предсказывали судьбу

Проводили астрономические наблюдения, вычисляли затмения солнца и луны, создали календарь; сделали открытия в области метематики

д) Письмо древних шумеров

Объяснение учителя :

Глиняные таблички

Понятие клинописи

Объяснение значения рисунков

Чему учили в шумерской школе

4. Письмена на глиняных табличках

Слушают и осмысливают рассказ учителя

Рассматривают и анализируют иллюстрацию “Превращение рисунков в клинописные знаки” на странице 68 учебника

Чтение, понимание и осмысление исторического документа “Сказания о Гильгамеше” на странице 69 как пример того, что изучали в шумерской школе

Пересказ содержания сказания

3. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий на странице 69 учебника:

  • “Объясните значение слов”
  • “Проверьте себя”
  • “Подумайте”

4. Рефлексия

Составление кластера на доске

Ожидаемый результат:

б) ПОПС-формула

Опираясь на кластер, составьте мини рассказ по одной-двум стрелочкам-направлениям

Ожидаемый результат:

а) Древнее Двуречье расположено в долине рек Тигр и Евфрат. Они очень бурные, разливаются и затопляют берега. Следовательно, люди должны были строить крепкие земляные насыпи.

б) В Древнем Двуречье жили шумеры. Они построили города Ур и Урук. При строительстве они использовали кирпичи из необожжённой глины. Кирпичи были непрочными и крошились. Следовательно, крепостные стены приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

в) В Древнем Двуречье люди изобрели рисунчатое письмо, как в Египте. Но в Двуречье было мало растительности, деревьев. Зато много было такого материала, как глина. Следовательно, ее и использовали жители для изготовления табличек для письма.

г) В Древнем Двуречье нашли глиняную табличку с текстом, где рассказывалось о приключениях царя Гильгамеша. Там рассказывается о подвигах легендарных героев и фантастических существах. Следовательно, древние шумеры умели фантазировать и сочиняли мифы.

в) Составление синквейна

шумеры —> древние жители Двуречья —> изобрели клинопись, построили города из глиняных кирпичей, возвели ступенчатые башни, где поклонялись богам —> древняя культура шумеров очень интересная —> они сочинили мифы о потопе и о Гильгамеше —> благодаря древним жителям Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов —> достижения шумеров имеют большое значение для людей

5. Организация домашнего задания

Прочитать параграф 13, ответить на вопросы и выполнить задания на странице 68 учебника, выполнить задания в контурной карте на странице 2

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Разработка урока по теме: древнее Двуречье 5 класс

Урок истории по теме " Древнее Двуречье". 5-й класс

Цель: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны.

Задачи:

  • Развивать навыки работы с исторической картой.

  • Анализировать фрагмент исторического документа.

  • Расширять познавательный интерес школьников.

Термины и понятия:

Передняя Азия, Месопотамия (Междуречье), клинопись, глиняные таблички.

Оборудование и дидактический материал

:учебник, карта "Древний Восток", презентация “Древнее Двуречье”, пакет документов.

Тип урока

: комбинированный урок.

Вид урока

: урок-путешествие.

Форма урока

: урок-погружение.

Ход урока

1. Оргмомент

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

“Река времен в своем стремленьеУносит все дела людейИ топит в пропасти забвеньяНароды, царства и царей”.

На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему?

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Согласны?(слайд1)

В конце нашего путешествия каждый из вас выберет себе жетон с оценкой своей работы на уроке.

2. Подготовительный этап

Я буду вашим экскурсоводом, и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить.

3. Повторение ранее изученного материала

А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте.

Давайте все вместе ответим на вопросы: (слайд 2)

  1. Царь Древнего Египта. (Фараон)

  2. Растение, из стеблей которого делали материал для письма. (Папирус)

  3. Знак письменности Древнего Египта. (Иероглиф)

  4. Гробница египетских фараонов. (Пирамида)

  5. На каком материке находится Египет? (Африка)

  6. Столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)

  7. Место в пустыне, где есть растительность и вода. (Оазис)

  8. Бог Солнца древних египтян. (Ра)

  9. Здание, где люди поклонялись богам. (Храм)

  10. Назовите священных животных Древнего Египта. (кошка, бык, крокодил, ибис и т.д.)

Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу и декларацию. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Получите, пожалуйста, пакет необходимых документов. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно заполнить визу, а зетам применив свои знания по истории Древнего Египта декларацию.

Самостоятельная работа по заполнению визы и декларации. (На заполнение визы – 3 минуты, на декларацию - 5 минут).

Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия?

Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

Варианты ответов. Учитель обобщает полученные ответы.

Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны.

(Слайд 3) План урока.

4. Объяснение нового материала (Слайд 4)

В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 5000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы.

Открываем дневник путешественника и записываем:

Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат. Вывод учителя.

А что бы наше путешествие было успешным, нам необходимо ознакомиться с природно -климатическими условиями. Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом. Откроем учебник с.63 и сравним климатические условия двух стран.

(Слайд 5), (слайд 6)

- Каков климат Древнего Двуречья? (теплый, мягкий, влажный).

- Чем могли заниматься жители? (земледелием).

- Что способствовало этому виду деятельности?(климат, наличие рек, разливы, плодородие).

Это все благоприятные условия. Слайд 7, слайд 8, слайд 9

А какие неблагоприятные условия вы можете отметить? Слайд 10

Мы высаживаемся в аэропорту. Вы наверно устали в полете, пора нам размять уставшие о ноги.

Физкультминутка

Учитель называет слова, если слово относится к первобытным людям - поднять руки, к Жителям Древнего Египта – присесть.

Вождь, пирамида, жрец, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община,

Молодцы.

А теперь отправляемся посмотреть страну. Обязательно посетим её музеи.

Показ презентации (Слайды 11 - 13).

Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства Ур и Урук.

Глина - самый распространенный материал, применяли его и для изготовления посуды и для сооружения дамб. (Слайд 14)

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

ШАМАШ – бог Солнца

СИН – бог Луны

ЭА – богиня воды

ИШТАР – богиня плодородия Слайд 15,16

Основное занятие жителей Двуречья – земледелие, скотоводство, торговля. А что там выращивали?

Возьмите из файла документ, давайте его прочитаем и ответим на вопросы.

Работа с документом запись в дневник путешественника.

Вывод учителя.

Несмотря на отсутствие строевого леса и камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома. Строительным материалом являлась глина, из которой делали большие кирпичи. Но самое интересное предназначение глины - использование ее в качестве писчего материала. (Слайды 17). На холмах Двуречья археологами найдены среди обломков глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые значками в виде клинышков. Эти знаки называются клинописью.

Записать определение в дневник путешественника.

Клинопись - вид письма Древнего Двуречье.

В начале в Двуречьи пытались писать рисунками. Но это очень трудно сделать на толстой глиняной табличке, и со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Каждый знак обозначал слово или словосочетание. Школы в Древнем Двуречье назывались – эдубы – дома табличек. А учителя звали – отец дома табличек.

Дети разного возраста обучались вместе. Много лет требуется мальчикам, чтобы научиться письму, счету, астрономии, узнать сказания и мифы. Учиться в школе было трудно. Будущих писцов учителя держали строго.

Каждый знак в клинописи - это рисунок, который означал целое слово.

Вот и мы с вами побываем в школе Двуречья:

Задание. Историки нашли глиняные таблички, но некоторые слова стерлись попробуйте их восстановить.

1. Почвы в Двуречье были так плодородны, что посеянная пш.. .-давала до ста зерен, а ф… пальма - до 50 плодов в год.

2. Некоторые свободные вавилоняне были очень богаты. Они владели многочисленными полями и садами с гра…, я…. У них было множество домашних животных: о…, к…з, л….

3. Люди не отступали перед трудностями. Они рыли к-… лы, с помощью которых орошали земли. На их полях зрел я…, пш…. Вокруг селений зеленели ф… пальмы.

Прочитаем, что у вас получилось

5. Закрепление изученного материала

На путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить тест по теме нашего путешествия.

Выполнение теста. (5 минут)

На следующий урок вы узнаете, как хорошо вы справились с заданиями во время путешествия.

6. Рефлексия.

- Вам понравилось путешествие?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке?

Ответы уч-ся.

Выберите себе жетон.

7. Д.з. (дифференцированное)

Запишите домашнее задание.

На 4 - Параграф 13, читать, отвечать на вопросы. Р.Т № 46,47

На 5 - Дополнительное задание: перед вами пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты:

а) Бедняк занимает - себе забот наживает.

б) Хорошо одетому всегда рады.

в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку.

Итог урока.

В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами. Всем спасибо за урок!

Открытый урок по истории в 5 классе «Древнее Двуречье»

Опубликовано: 2012-02-15 11:29:03 Автор: Николаев Г.Н.Комментарии (0)

Форма урока: урок-беседа.

Цель: Знакомство с древним государством –Двуречье, его природой и хозяйством.

Задачи:

  1. Формировать знания о процессе создания древнего государства на берегах рек Тигр и Евфрат;

  2. Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, работать по карте, отвечать кратко на проблемные вопросы;

  3. Воспитывать у учеников интерес к предмету.

Оборудование урока: Карта Азии, раздаточный материал по Истории Древнего мира, учебник для 5 класса (А.А. Вигасина), тетради.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Опрос учащихся по теме «Письменность и знания древних египтян»

    • Материал для письма;

    • Что такое иероглифы?

    • Обучение в школе;

    • Изготовление папируса.

    • Научные знания египтян.

  2. Изучение новой темы

  • Учитель сообщает о том, что есть такая страна, которая по природно-климатическим особенностям очень похожа на Египет. Предлагает, по карте отправиться в эту страну.(Сообща через Синайский п/о, вдоль побережья Средиземного моря, по Аравийскому п/о попадают на берег реки Евфрат).

  • Попросив внимательно рассмотреть карту, учитель предлагает учащимся ответить на вопрос их раздаточного материала:

- Предположите, какой народ, и у какой реки оказался, проанализировав обрывок беседы путешественников:«Да это же река течет наоборот!» (Учащиеся дают ответ, что это египтяне и оказались на берегах реки Евфрат).

  • Объявляется тема урока: «Древнее Двуречье», акцентируется внимание на том, что эта территория так называется потому, что расположена по течению двух рек.

    • Тема урока записывается в тетради;

    • задается вопрос: « Как бы вы еще назвали эту страну?»

    • получаем ответы, выбираем тот, который соответствует. (Междуречье)

Обращается внимание учащихся на то, что много сходства с Египтом, учащимся предлагается самим назвать, сходства которые могут быть: разливы рек, отсутствие дерева, камня, плодородная земля и т.д.

  • Природные условия (самостоятельная работа с текстом учебника)

  • Выявление занятий жителей Двуречья на основе вывода по природе.

  • Города Двуречья.

Материалы для строительства – кирпич-сырец (проблемы), дерево как дефицит.

  1. Закрепление знаний, полученных на уроке.Предлагается игра. Условие игры: Задается вопрос если дети согласны то хлопают, если не согласны - топают.(Игра в тоже время заменяет физкульт. минутку)

Вопросы:

  • Междуречие иначе называется Двуречье. (Да)

  • Двери у бедняков были деревянные. (Нет)

  • Ур и Урук это название рек. (Нет)

  • Бога солнца звали Шамаш. (Ответ предлагается найти в 3 пункте параграфа). (Да)

  • К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Ответ предлагается найти в 3 пункте параграфа). (Да)

  • Религия жителей Двуречья - языческая. (Да)

  • Клинопись- это узоры на посуде. (Нет)

  • В природно - климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да)

  • Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего.(Исходя из того, как дается ответ, выборочно находим правильный ответ в пункте 4: «Подземные гробницы»). (Нет)

Пополнение знаний по изученному материалу.

Учитель читает текст: Первыми жителями Южного Междуречья(один по желанию, показывает на карте Южное Междуречье) были шумеры. На глиняных табличках, которым без малого четыре тысячи (обращается внимание на возраст табличек, а значит и на возраст Государства), ученые прочитали шумерские пословицы и поговорки. Вот, например, «нытик», вечно жалующийся на свою судьбу, любил поговорку:

Я родился в злосчастный день. (Анализ пословицы)

В ряде поговорок и пословиц проявляется отношение шумеров к войне и миру.С одной стороны, постоянно готовясь к войне, казалось, была необходима, чтобы выжить. Шумеры говорили:

Если страна плохо вооружена, Враг всегда будет стоять у ворот.

Но, с другой стороны, шумерам была очевидна бессмысленность войн, а также тот факт, что враг в долгу не останется:

Ты идешь завоевывать землю врага, Враг приходит, завоевывает твою землю.

  1. Обобщение изученного материала. Итог урока.

  • С каким государством мы познакомились на уроке?

  • Какие научные знания были в Двуречье?

  • Особенности клинописи

Домашнее задание:

Параграф 13 читать для ответа на вопросы на странице 65.Задание по рабочей тетради Годера (изученная тема)

Открытый урок в 5 - б классе

на тему: «Древнее Двуречье»

Подготовил:

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

Сергеева Марина Геннадьевна

Тема урока: Древнее Двуречье.

Цели урока: 1.Познакомить с историей Месопотамии.

2. Закрепить полученные знания о древнем Египте.

3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»

Понятия: Двуречье, клинопись.

Ход урока:

I Организационный момент

Готовность к уроку: наличие учебника, тетради, дневника.

II Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Древний Египет»

Подготовка устного ответа по карточкам:

а) Рассказать о жизни ремесленников и земледельцев в Древнем Египте.

Карточка №1

Кого называли ремесленниками? Какие ремесла были развиты в Древнем Египте? В каких условиях трудились земледельцы, ремесленники?

б) Рассказать о жизни вельможи в Древнем Египте.

Карточка №2

Кто такие вельможи? Как они жили? Чем занимались вельможи?

в) Рассказать о жизни фараона в Древнем Египте.

Карточка №3

Кто такой фараон? Для чего фараоны участвовали в военных походах? Как было вооружено войско фараона? Как выглядела боевая колесница? Что фараон привозил из похода?

Индивидуальная работа с учащимися

а) Заполнить пропуски:

Первые земледельцы вскапывали землю деревянной ____________. Колосья срезали ____________. Растирали зерна на ____________. Рубили деревья ____________. Земледелие и скотоводство возникли в Западной __________. Из глины научились делать _____. Женщины научились _______ и ____________.

б) Заполнить пропуски:

Вера в богов и духов ____________________. Изображение богов и духов ______________. Подарки богам и духам __________________. Поражение копьями нарисованное животное ___________________. Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей ___________.

в) Вставьте пропущенные буквы

1. Дельта

……

2. …..

Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма.

3. Фараон

…..

4. …..

Сбор в пользу государства.

5. Религия

….

6. ….

Мастер, изготавливающий изображения из глины, камня, дерева, металла

III Изучение нового материала.

На доске план урока: 1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.

2. Занятия жителей Двуречья.

3. Религия и письменность древних жителей Двуречья.

Мозговой штурм:

Страна расположенная на берегах Нила (Египет). Островки зелени в пустыне (оазизы). Правитель Египта (фараон). Приспособление для поливов садов и огородов (шадуф). Вера в богов, духов, души и поклонение им (религия). Жилище богов (храм). Богиня красоты (Бастет). Злой бог пустыни и песчаных бурь (Сет). Название египетского письма (иероглифы). Сплав олова и меди (бронза). Книга из папируса (свиток). Человек пускающий в ход плеть и палку (надсмотрщик). Вырезанная из камня фигура льва с головой человека (сфинкс). Имя фараона совершившего 17 походов (Тутанхамон).

Объяснение нового материала

- С каким государством мы познакомились на предыдущих уроках?

(Древний Египет)– ответ у доски

- Где находится это государство? (в северо-восточной Африке).

Сегодня мы на уроке мы продолжим знакомство с государствами древнего мира.

Работа с картой

- Давайте совершим путешествие из Египта на Восток.

- Открываем учебник на стр.31, перед вами карта, которая будет нашим путеводителем.

- Приготовились!

- Из дельты Нила отправляемся на северо-восток путь преграждает Красное море, пройдя по перешейку между Средиземным и Красным морями, попадаем на север Синайского полуострова. Здесь начинается Азия.

Далее простирается огромная пустыня. Лишь через много дней странствий по пескам с караваном верблюдов мы сможем увидеть, что достигли границ какого-то государства.

- Кто может сказать название этого государства? (Междуречье)

- А второе название Двуречье.

Запишем название темы нашего урока: «Древнее Двуречье»

- Почему страна получила такое название? (Она расположена между реками Тигр и

Евфрат).

- Эти реки берут свое начало с Закавказских гор на севере и текут впадая в Персидский

залив.

- Давайте по карте попробуем определить географическое положение и климатические условия Двуречья (учебник стр.31)

Двуречье - страна расположенная в Передней Азии, между реками Тигр и Евфрат.

(Запись в тетрадь).

- Каков климат Древнего Двуречья? (теплый, мягкий, влажный).

- Чем могли заниматься жители? (земледелием).

- Что такое земледелие? (возделывание, обработка земли с целью выращивания

сельскохозяйственных растений).

- Что способствовало этому виду деятельности?(климат, наличие рек, разливы, плодородие).

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 63, рассмотрите рисунок.

- Что вы видите на нем, опишите.

- Чем кроме земледелия занимались жители Двуречья? (скотоводством)

- Что такое скотоводство? (разведение крупного и мелкого рогатого скота для получения

молока, мяса, шкур, шерсти, и др. продуктов.

Работа с контурной картой

стр. 32 задания 2,3,4 – рабочая тетрадь № 1.

Работа с учебником

- Читаем на стр. 64 текст о природе Древнего Двуречья.

- Несмотря на то, что строительного материала было мало, строились, дома, дворцы,

храмы.

- Что такое храм? (жилище богов).

- Почему я спросила вас о храме? (в Двуречье люди тоже покланялись богам).

- Каким богам поклонялись люди?

Запись в тетради стр.64.

- Рассмотрите рисунок на стр. 68, что вы видите? (школа для писцов)

Чему учили в школе? На чем писали? Чем писали? Как называлось письмо?

- Клинопись – письмо клинообразными значками (запись в тетради).

Обобщение

Заполните сравнительную таблицу «Египет и Двуречье – общее и различия»

Общее

Различия

Реки

Земледелие, скотоводство

Язычники

Письменность

Нет древесины

Клинопись, иероглифы

Две реки

Разные боги

Местоположение

Материал для письма

Итоги

- С каким государством познакомились?

- Где оно располагается?

- Основные занятия?

Д/З § 13, вопросы, № 5,6; р. т. с 32, з. 48, 49

Выставление оценок.

infourok.ru

Разработка урока "Двуречье в древности

«Древнее Двуречье»

Цели: 1.Познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;

2.Продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой, школьным учебником;

Тип: Урок изучения нового материала;

Плана: 1. Географическое положение Двуречья;

2. Древнейшие города и занятия древних шумеров;

3. Занятия и быт жителей Двуречья;

Оборудование: 1. Презентация;

ХОД УРОКА

I ОРГМОМЕНТ

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вводное слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

? 1. С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Египет)

Мы познакомились с этой таинственной страной, и узнали, какая природа какой климат существовал в Древнем Египте, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Мы узнали, что самым могущественным человеком в Египте был фараон и именно ему подчинялись все жители страны. Мы узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока.

? 1. Что мы понимаем под словом цивилизация? Исторический процесс развития общества, когда жизнь людей не зависит от природы

2. Чем цивилизация отличается от первобытного общества?

(наличие письменности, городов, государств)

3. Что нам известно о египетской цивилизации?

(Я знаю, что…)

Слайд №3

Скажите, для чего фараоны устраивали свои военные походы? Укрепить свою власть, увеличить территорию, приумножить свои богатства.

При каком Фараоне было совершено больше всего походов? Тутмос

Слайд №4

Из дельты Нила, через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.

Слайд №5

На территории Западной Азии раскинулось ещё одна страна, Древнее Двуречье.

Работа с картой:

Слайд №6

  1. Давайте посмотрим на карту и найдем на ней страну называемую Двуречьем. Как вы думаете, почему, она получила такое название?

  2. Какие крупные реки находятся в этой стране?

  3. Предположите маршрут путешествия из Египта в Междуречье. Какие страны и земли придется пройти путешественнику?

Слайд №7, 8, 9

Итак, Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом, сейчас принадлежит Ираку. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Наносная почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.

Работа с историческим источником:

Слайд№ 10

Геродот. История.

193…Земля же ее орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

…Все Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед.

Вопросы к документу:

  1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (плодородная)

  2. Какие культуры выращивали жители этой страны?

Слайд № 11,12

Давайте заполним таблицу Слайд №13, 14

Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства.

Слайд № 15

Работа с учебником п.2 §13? (Ур и Урук)

Предположите, что могли представлять собой эти города-государства?

  1. Что общего было в жизни и занятиях древних шумерцев и древних египтян?

  2. Скажите, чем могли занимались жители Древнего Двуречья?

  3. Как вы думаете, кто по мнению древних шумеров, могло помогать им в их занятиях? (Боги)

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте, попробуем “оживить” хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Слайд № 16

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

Кистями рук делаем “фонарики”

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Давайте остановимся на одной из площадей… Посмотрите… как вы думаете, что это за сооружение? (Храм)

Слайд № 17

  1. Что такое храм? (Жилище богов)

  2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (в Египте)

  3. Во что верили древние египтяне? (в богов и загробный мир)

  4. Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (они тоже верили в богов, религия?)

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

Слайд № 18

ШАМАШ – бог Солнца

СИН – бог Луны

ЭА – богиня воды

ИШТАР – богиня плодородия

  1. Почему основные почитаемые боги Двуречья так или иначе были связаны с явлениями природы? (шумеры не могли объяснить многих явлений природы, а от ни зависела во многом их жизнь)

  2. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (жрецам)

Видеоряд археологических находок на слайде № 19

  1. Предположите, что вы идите на слайде?(Предметы, исторические источники)

  2. Что такое исторический источник?

  3. Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные)

  4. Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников? (о существовании письменности)

  5. При изучении какого государства мы с вами уже встречались с таким понятием? (Египта)

  6. Как называлась письменность в Египте? (иероглифы)

В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ (запись термина в тетрадь)

Работа с текстом учебника: стр.67-68;

  1. На чем писали в Древнем Двуречье? (на глиняных дощечках) Слайд №21

  2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (рисунки)

  3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (несколько сот)

  4. Где учились клинописи древние шумеры? (в школах) Слайд №22

  5. Как проходил урок в такой школе?

  6. Кто стоял вое главе школы?

IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Слайд № 23,24

Домашнее задание параграф 13

На сегодняшнем уроке, я узнал, что…

  1. В западной Азии есть государство…

  2. Государство Древнего Двуречья возникло около…

  3. Главные реки Древнего Двуречья называются…

  4. Крупные города-государства Двуречья называются…

  5. Населения Древнего Двуречья называли…

  6. Основными занятиями шумеров были…

  7. Шумеры верили в…

  8. Основными богами шумеров были…

  9. Жилищами богов шумеры считали…

  10. Особое письмо жителей Древнего Двуречья называлось…

videouroki.net


Смотрите также