Дворцы древней греции. РАСЦВЕТ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ«НОВЫХ ДВОРЦОВ»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Европа » Греция » Кносский дворец. Дворцы древней греции


Дворцы Крита - центры древнейшей минойской цивилизации

Остров Крит - родина древнейшей и невероятно развитой минойской цивилизации. Вы наверняка помните ещё из школьных учебников истории Древнего мира фрески и вазы с Крита! Термин "минойская" происходит от имени царя Миноса, который, согласно древним мифам, правил на Крите. Минойская цивилизация существовала в бронзовом веке, примерно с 3300 г. до н.э. до 1000 г. до н.э. Задолго до Античности! Минойская цивилизация процветала примерно два тысячелетия и погибла от сокрушительной катастрофы, которая потрясла Крит, как считается, примерно в 1450 г до н.э. 

Центром этой древнейшей неповторимой цивилизации были дворцы. Выделяют четыре самых главных и крупных дворца Крита:

  1. dvorec_kritКносский дворец - знаменитый Кноссос;
  2. Дворец в Малье - Малийский дворец;
  3. Дворец в Фестосе - Фестский дворец;
  4. Дворец в Закросе.

Кносский дворец был самым крупным и влиятельным, остальные дворцы - более скромными, провинциальными и меньшими по размерам. Вторым по размерам был дворец в Фестосе, занимавший территорию 10 тыс. кв. м.

Вокруг дворцов строился город. А во дворцах концентрировалась религиозная и политическая власть. Минойские дворцы были не только резиденциями аристократов и правящего сословия, они одновременно являлись центрами управления, религии, торговли, правосудия, ремёсел. В каждом дворце были огромные кладовые, где хранился собранный урожай, вино, масло, драгоценности. Десятки помещений носят культовый характер, а множество найденных разнообразных религиозных предметов и элементов дают основания заключить, что дворцы Крита выполняли роль крупных святилищ и центров религиозной жизни. Считается, что здесь существовал культ обожествлённой природы, а во главе духовенства стоял царь, который был и правителем, и жрецом. Потребность в переписи и контроле различного рода деятельности привела к развитию письменных систем. Глиняные таблички с т.н. линейным письмом были учётными документами дворцов. Создаётся дорожная сеть на острове. Постепенно Крит начинает доминировать и на море. Кроме дворцов и городов вокруг них, на всём острове Крит основываются большие поселения с явными признаками богатства и процветания. Свидетельства указывают на контроль торговли на всём Средиземном море. Также не подлежит сомнению минойское влияние и в материковой Греции.

Принцип построения всех дворцов на Крите был примерно одинаковым: вокруг прямоугольного центрального двора размещались в несколько этажей различные помещения. Вместе с западным двором и западными кладовыми центральный двор является необходимым элементом дворцов Крита. Стены строились из камня и поддерживались деревянными балками, чтобы выдерживать землетрясения. Во всех минойских дворцах было много колонн, которые изготавливались из дерева: колонна на древнем Крите имела сакральное значение.

Легенды и мифы, дошедшие до нас благодаря древним писателям, отражают картину великолепия, силы и стабильности минойской цивилизации. В годы правления Миноса начинается длинный период богатства, благополучия и процветания на острове. Исследования доказывают, что во дворцах минойской эпохи на Крите уже в те невероятно далёкие времена были сложные системы канализации, водопровода, хитроумные системы освещения, использующие распределение дневного света. Искусство тоже процветало! В археологическом музее Ираклиона вы можете увидеть своими глазами прекрасные фрески, украшавшие в изобилии стены минойских дворцов, вазы и сосуды, искусные ювелирные украшения. А чего стоит всего лишь одна неразгаданная до сих пор загадка Фестского диска! Некоторым из этих предметов около пяти тысячи лет!!! ПЯТИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ!!!

Я ни в коем случае не имею цели дать исчерпывающую информацию о минойских дворцах Крита! Но я буду рада, если вызову у вас интерес к минойской цивилизации! 

Подумать только: ещё век назад существование Кноссоса и других минойских дворцов на Крите было просто легендой, мифом, а сегодня подтверждено и очевидно! В 1900 году англичанин Артур Эванс начал археологические раскопки на Крите в поисках подтверждения мифа о царе Миносе и легендарном лабиринте Минотавра. Открытие великого Кносского дворца было сенсацией! "Поразительно, ничего греческого, ничего римского!" - писал Эванс спустя лишь несколько дней после начала раскопок. Он и поверить не мог, чтоб обнаружил следы доселе неизвестной крито-микенской культуры и цивилизации, которую он сам затем назвал минойской. Культуры и цивилизации, существовавшей в Средиземноморье на целые тысячелетия раньше знаменитых творений классической Греции!

Возможно, вам также будет интересно:

mementovitae.ru

РАСЦВЕТ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ«НОВЫХ ДВОРЦОВ». Древняя Греция

РАСЦВЕТ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ«НОВЫХ ДВОРЦОВ»

На месте разрушенных землетрясением 1700 г. до н. э. «старых» дворцов очень скоро возводятся новые, еще более громадные, монументальные и роскошные. Эпоха «новых дворцов (1700—1450 до н. э.) – это период расцвета минойской цивилизации, намного опередившей уровень развития остальных районов Эгеиды.

План Кносского дворца: 1 – двор; 2 – святилище; 3 —Тронный зал; 4 – хозяйственные помещения; 5 – жилой комплекс

Дворец становится центром всех сфер жизни критского общества: социальной, экономической, политической, культурной и религиозной. В эпоху «новых дворцов» на Крите возникает единое государство. Цари Кносса, установив власть на острове, поставив под свой контроль других династов, стали единодержавными правителями Крита (об этом свидетельствуют данные археологии).

В этот период остров покрывается обширной сетью мощеных дорог, связывавших Кносский дворец со всеми районами острова. Дворец верховного правителя, кносского царя, превосходил резиденции остальных династов своими размерами и роскошью, по праву олицетворяя собой расцвет минойской цивилизации. Это был сооруженный на общей платформе грандиозный комплекс зданий площадью 16 тысяч квадратных метров, достигавший в центральной части высоты в три этажа. В нем было около 300 помещений самого различного назначения. Такие грандиозные размеры дворца были вызваны тем, что комплекс одновременно выполнял несколько функций. Прежде всего дворец был официальной резиденцией царя и жилищем для его семьи. Одновременно он был сакральным центром государства, местом пребывания жрецов и проведения важнейших религиозных церемоний. Кроме того, это и административный центр, где пребывали придворная знать и царская администрация. И наконец, это был крупный экономический и хозяйственный центр. Здесь трудились ремесленники различных специальностей и хранилась самая разнообразная продукция: оружие, орудия труда, различные ремесленные изделия и собранный урожай. Здесь же зачастую совершались меновые и торговые операции. Все это и предопределило архитектурное своеобразие дворцов на Крите, не похожих ни на один дворец в соседних странах. «Новые» дворцы в Фесте, Маллии и Като-Закро хотя и уступали Кносскому дворцу в размерах, но по основным архитектурным элементам были ему идентичны.

Кносс. Руины дворца. Фотография

Тавромахия. Рисунок с изображения на печати

Центральный двор был не только структурным ядром дворцового ансамбля, но и вместе с примыкающими комнатами выполнял одну из главных функций дворцового комплекса. Это было место для религиозных празднеств, посвященных богам, от расположения которых зависело благополучие общества. Именно здесь разыгрывались мистические сцены и устраивались танцы в честь Великой богини, сил плодородия и грозных хтонических божеств[2] и, конечно же, проводились знаменитые игры с быком (тавромахия), являвшиеся обязательной частью обрядовых действ минойского культа.

Другой важной частью дворца являлись анфилады залов для приемов, парадных церемоний, пиршеств и жилые помещения для правителя и придворной знати. Фасады зданий имели величественные живописные портики. Залы были украшены великолепными фресками с изображениями окружающей природы и подводного мира. Во дворце функционировала система водоснабжения и канализации, были оборудованы ванные комнаты. Все помещения соединялись между собой многочисленными переходами и лестницами, были снабжены вентиляционными и световыми колодцами.

Кносс. Одна из западных кладовых. Фотография

Сосуды с двойными секирами (лабрисами) из Кносса (ок. 1400 г. до н. э.)

Большую часть цокольного этажа занимал хозяйственный комплекс. Здесь в узких кладовых стояли длинные ряды огромных пифосов (глиняных сосудов), в которых хранилось вино, оливковое масло, зерно. Рядом находились изделия местных ремесленников и товары, привезенные из заморских стран. В дальних уголках дворцового комплекса располагались помещения для переработки сельскохозяйственной продукции, а также мастерские ювелиров, кузнецов, гончаров и вазописцев.

Именно в хозяйственных помещениях дворца были найдены многочисленные глиняные таблички дворцового архива с текстами хозяйственной отчетности, написанными линейным письмом А, которое в эпоху «старых дворцов» существовало на Крите и ряде островов Эгейского моря. Эти письмена, обнаруженные на многочисленных глиняных табличках, печатях и т. п., до сих пор не расшифрованы, хотя определено, что данная система письменности была слоговой и никак не может быть связана с греческим языком.

Огромное дворцовое сооружение со сложной и запутанной планировкой производило на каждого человека неизгладимое впечатление. Не случайно именно Кносский дворец стал для древних греков основой мифа о Лабиринте и обитавшем в нем кровожадном чудовище с головой быка – Минотавре, которому приносили человеческие жертвы до тех пор, пока людоеда не убил афинский герой Тесей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Греческие замки

Греция – древняя цивилизация с богатой историей, живописной природой, огромным культурным наследием и неповторимой архитектурой. Замки и крепости во все времена являлись неотъемной частью практически каждого города Эллады. В опасные периоды укрепленные акрополи (башни) служили безопасным убежищем для жителей города. Со временем греки начали укреплять стенами целые города, а акрополи превратились в культурные и религиозные центры. Постепенно у греков то пропадала необходимость в сооружении фортификационных баррикад, то проявлялась снова. Средневековые замки Греции даже стирали с лица земли, но при всем этом часть из них сохранилась став частью культурного наследия Европы.

Крепость Святой Троицы

Крепость Святой Троицы

Айия—Триас или Святая Троица – это дворец в городе Агиа Триада в 4 км от города Феста, расположенного на юге Крита. Он был построен на руинах древней минойской цивилизации уже во времена правления римлян.

Первые поселения появились здесь ещё в эпоху неолита, о чем свидетельствуют раскопки на руинах дворца, начавшиеся в прошлом веке. Доказано, что жилые дома в Агия Триада группировались вокруг виллы, которая служила резиденцией критского царя. Дворец был разрушен во время землетрясения и последовавшего нападения ахейцев на остров Крит в середине 15 века до н. э. После этого он больше не восстанавливался. На сегодняшний день сохранилась только его северо—западная часть, в которой находились залы, кладовые и архивные помещения. В архиве было найдено множество древних документов, отражающих экономику и историю того времени, расшифровкой которых ученые занимаются до сих пор. Помимо этого, на стенах сохранились фрески, найдены произведения искусства и предметы ремесла, которые хранятся в историческом музее города Ираклион. Среди них выделяются резные вазы и саркофаг с изображением «трапезы мертвых», керамика, оттиски печатей, ювелирные изделия и другие памятники культуры древнего Крита.

Крепость Акрокоринф

Крепость АкрокоринфАкрокоринф (Верхний Коринф) – крепость на высокой скале, возвышающаяся над руинами античного Коринфа. Стены цитадели постоянно ремонтировались и перестраивались, поэтому следы оригинальной кладки сохранились только в основании стен.Во времена Византии, оборонное сооружение было надежно укреплено, но выгодное экономическое и географическое расположение крепости не давало покоя завоевателям. Во—первых, в Акрокоринфе находился ценный источник питьевой воды Верхняя Пирене, а во—вторых, владелец крепости мог без усилий контролировать целый Коринфский перешеек. Крепость много раз оказывалась во власти норманн, франков—крестоносцев, турок, потом венецианцев, затем снова турок. После долгих скитаний, Акрокоринф вернулся во владения Греции уже в 1822 году. Предыдущие владельцы меняли или привносили в архитектуру родные им элементы. Византийцы соорудили надстройки на стенах, а их церкви соседствуют с турецкими башнями и мечетями. Холм, на котором расположен Акрокоринф, был окружен стенами в три ряда, а у главных ворот располагался ров, заполненный водой. Археологические раскопки начались в 1929 году, но, к сожалению, на сегодняшний день мы можем наблюдать только живописные руины этого могущественного сооружения.

Ангелокастро – ангельская крепость

АнгелокастроАнгелокастро (Крепость ангелов) – древняя крепость времен византийской цивилизации, расположенная на наивысшей точке острова Корфу. Ангелокастро являлась мощным оборонным комплексом острова. Стража здесь круглосуточно стояла в дозоре во избежание неожиданного появления вражеских кораблей. В мирное время крепость являлась крупным центром торговли.Ангелокастро был фортификационным сооружением во времена Эпирского правления. В 1267 году крепость захватили анжуйцы, а почти через сто лет она стала собственностью могучей Венецианской республики. Ее использовали для контроля торговых и военных путей сообщения в южной части Адриатического и Ионического морей. В разное время остров Корфу пытались захватить, то генуэзские пираты, то турки, но он им так и не покорился.Корфу — самый северный в гряде Ионических островов, он ближе остальных расположен к Италии, и являлся стратегическим объектом, что и провоцировало неоднократные захваты замка. Сначала Наполеон Бонапарт оккупировал все Ионические острова и присоединил их к Франции, затем Турция и Россия изгнали французов. На Корфу часто менялись правители, до тех пор, пока он не был включён в состав Греции. Именно по этой причине на острове царит особенная атмосфера, абсорбировавшая черты многих культур.

Аргосский замок

Аргосский замокАргосский замок (крепость Лариса) – один из самых старейших в мире. Он расположен на холме Лариса, названного в честь любимой дочери основателя города. Аргос является древнейшим европейским поселением, основанным более 5 тыс. лет назад. До сегодня сохранился только фундамент этой крепости. За всю историю Агросская крепость многократно меняла владельцев. Сначала она принадлежала ахейцам, затем византийцам, крестоносцам, венецианцам и туркам. После провозглашения независимости Греции, город вместе с крепостью вошли в состав Греческой республики. Выгодная географическая позиция, непосредственная близость к морю и плодородная земля у подножия холма – разве это могло оставить завоевателей равнодушными? Каждый хозяин привносил в архитектуру крепости свои неповторимые новшества, достраивал и обновлял ее. Богатая история и разные владельцы превратили сооружение в уникальную архитектурную памятку, которая объединяет разные эпохи и культуры. Она состоит из внутреннего замка с индивидуальным укреплением и внешней цитадели с огромными массивными стенами и башнями различной конфигурации. На территории замка есть подземные ходы, но они закрыты массивными решетками.Руины крепости открыты для туристических экскурсий. На верхнюю часть холма, где расположена крепость, можно попасть пешком или на машине. В археологическом музее города экспонируются образцы древних керамических изделий, найденных во время раскопок, а также древние печати и ритуальные принадлежности.

Замок Микен

Замок МикенМикенский замок уже в XV веке представлял собой неприступную крепость, предназначенную для надежной защиты города. Сейчас это удивительный памятник истории человечества, который приоткрывает завесу тайны веков и позволяет увидеть рассвет современной культуры.Стены крепости сооружены с крупных монолитов, поражавших своими размерами исследователей всех времен. На данный момент, от целого дворцового комплекса сохранились только немногочисленные фрагменты фундамента, но этого оказалось достаточно для реконструкции замка. Архитектура крепости отличалась простотой и лаконичностью. В центре дворца располагалось парадное прямоугольное помещение с очагом посередине. Это здание служило залом для трапез и пиров, а вокруг него размещались ванны, кладовые, жилые и гостевые комнаты, стены которых украшали фрески со сценами охоты или боев. Планировка крепости двухуровневая – это «нижний город» и акрополь, рядом с которым собственно и располагался дворец.Стены Микен составляют каменные глыбы весом до 12 тонн. Этот факт заставил задуматься о нечеловеческой силе строителей крепости. Так и была создана легенда о гигантах—циклопах, построивших стены толщиной в несколько метров.Главной достопримечательностью Микенской крепости по праву считаются центральные ворота города. «Львиные ворота» являют собой сооружение, символизирующее могущественность и непобедимость правителей Микен. С правой стороны от входа находилось кладбище правителей. Сегодня на месте знаменитого города, история которого богата на легендарные имена, расположен музей артефактов, полученных при раскопках.

Кроме вышеописанных замков и крепостей, не менее интересными и уникальными объектами, как в историческом, так и в архитектурном плане, являются руины Кносского дворца, крепость Буффавенто, замок Колосси, замок Святого Иллариона, крепость Айгостена, крепость Паламиди, Родосский замок, Фестский дворец и другие фортификационные сооружения Греции. Посетив эти достопримечательности, вы сможете не только активно разнообразить свой отдых, но и пополнить багаж знаний о Греческой истории.

gidvgreece.com

Кносский дворец в Греции | Мировой туризм

Кносс – самый большой из минойских дворцов, а в высшей точке своего расцвета он находился более чем три тысячи лет назад, хотя сравнительно важный город дожил на этом самом месте до прихода римлян и существовал какое-то время и при них. Кносский дворец расположен на низком, по большей части рукотворном холме примерно в 5 километрах к юго-востоку от Ираклиона. Склоны окрестных холмов богаты не столь значительными свидетельствами прошлого, относящимися к 25 минувшим векам, начиная со II тысячелетия до нашей эры.

Всего 100 с небольшим лет назад этот дворец существовал лишь в мифологии. Кноссом назывался дворец легендарного царя Миноса, женатого на Пасифае, которая родила полубыка-получеловека Минотавра. Чтобы было где держать это чудовище, зодчий Дедал построил Лабиринт, и Афины должны были отправлять на Крит молодых людей, которых жертвовали Минотавру – до тех пор, пока Тесей не убил этого людоеда, сумев затем выбраться из его запутанного логова с помощью Ариадны.

Фрагменты Кносского дворца (Греция)

Открытие дворца и сопоставление находок с мифологией – бесспорно, одна из самых поразительных историй новейшей археологии. Генрих Шлиман, тот самый немец, который раскопал Трою, подозревал, что под здешними курганами могут прятаться минойские дворцы, но местные османские власти в конце XIX века так и не дали ему разрешения на раскопки. Более удачливым оказался сэр Артур Эванс, который получил разрешение в 1900 году и благодаря успеху своей деятельности прочно связал своё имя с Кноссом.

Каждые 10 минут автобусы № 1 и 2 от конечной остановки местных автобусов (рядом с восточным автовокзалом) уходят по 25 Августа (есть остановка к югу от платии Венизелу) и затем, пройдя сначала по Одос-1821, потом по улице Эванса, выезжают из города. Если вы поедете на автомобиле, то следуйте этим же маршрутом (по указателям от платии Элефтерияс). Слева у холма, совсем рядом с входом на археологическую площадку, есть бесплатная автостоянка, так что вам незачем разоряться на платные частные паркинги, которых много по дороге.

Такси из центра обойдётся примерно в 7 €. В Кноссе за пределами огороженной площадки вы увидите частично восстановленный минойский караван-сарай, в котором античные путники могли отдохнуть и напоить своих верховых или вьючных животных. Вступив на дорогу к музею, вы обнаружите, что и современные путешественники от жажды не умрут – их поджидает шеренга таверн, пожалуй, дороговатых, и, конечно, лавок с сувенирами.

Археологическая площадка Кносского дворца (Греция)

Войдя в Кносский дворец (ежедневно: апрель-сентябрь 8:30-19:30; октябрь-март 8:30-15:00; 6 €) через древний церемониальный вход, именуемый Западным двором, вы поймёте, почему возникло предание о лабиринте. Даже располагая подробным планом, чрезвычайно трудно ориентироваться в комплексе, хотя специальные деревянные дорожки направляют посетителей по размеченным маршрутам, одновременно отсекая возможность самостоятельного обследования памятников.

Южный фасад Кносского дворца (Греция)

Чтобы не пройти мимо самых ярких местных достопримечательностей Греции, пристраивайтесь к одной из экскурсионных групп, которые всё время курсируют по комплексу, и запоминайте место, чтобы, когда толпа схлынет, вернуться и разглядеть всё то, чего не было видно из-за чужих спин и голов. Если вы приедете не с декабря по февраль, то в какое бы время дня вы здесь ни появились, на удобную позицию для наблюдения рассчитывать не приходится, так что ловите промежуток между экскурсиями, когда удаётся хоть ненадолго подобраться к интересному месту.

Эванс «воссоздал» Кносский дворец по своему произволу, и эта реставрация с тех пор не перестаёт вызывать яростные споры среди археологов. Ясно, что немалая доля верхнего уровня предложенной Эвансом реставрации – так называемый «pizno nobile» (бельэтаж) – чистый вымысел. Но даже если и оставить в стороне профессиональную этику археологов, представление Эванса о том, как мог выглядеть дворец в древности, вряд ли хуже картинки, нарисованной в воображении иного человека.

Куда важнее то, что, побывав в Кносском дворце, другие минойские древности вы будете понимать гораздо лучше. Почти столь же спорными кажутся и те названия, которые придумал Эванс для различных частей дворца: его фантазии насчёт царского рода, якобы жившего в здешних покоях, один критик едко назвал превращением минойцев в «викторианцев II тысячелетия до нашей эры». Другие маловеры сомневаются даже в том, что это вообще был дворец. Вполне возможно, что строение служило религиозным центром или святыней иного рода.

Как бы то ни было, без этой реконструкции вряд ли мы смогли бы оценить величие и сложность сооружения – мы просто не увидали бы ни церемониальных лестниц, ни удивительных сужающихся книзу колонн, ни ярких стенных росписей – отличительной особенности дворца. Чтобы составить какое-то представление о масштабах и замысловатом строении первозданного сооружения, бросьте взгляд на чертежи с разрезами (конечно, сплошная выдумка, но вряд ли уж слишком далёкая от правды), продающиеся у входа.

Царские покои Кносского дворца (Греция)

Блистательные Царские покои, окружающие центральную лестницу, вовсе не догадка, – это несомненно самые лучшие помещения Кносского дворца. Самая Большая лестница (ныне закрытая для посетителей) – шедевр строительной инженерии, не только подобающий путь к роскошно обставленным комнатам, но и неотъемлемая составляющая архитектурного замысла: через просторный колодец лестничной клетки дневной свет попадал на нижние этажи. Подобные световые колодцы, обычно с двором внизу характерны для Кносса и напоминают о том, как ценили минойцы комфорт и умели его создавать.

Мегарон царя в Кносском дворце (Греция)

За свидетельствами роскошного образа жизни далеко ходить не придётся: к Мегарону, или Покоям царицы (их можно рассмотреть через стекло), у величественного Зала с колоннадой, вы спуститесь по деревянному настилу. Главная жилая комната здесь украшена прославленной фреской с дельфинами (это копия, оригинал выставлен в Археологическом музее Ираклиона) и декоративными полосами цветочных и спиральных узоров. Помещение с двух сторон выходит во дворы, откуда льётся свет и приходит свежий воздух, а в меньшем дворе, вероятно, росли цветы.

По комнате, наверное, были разбросаны подушки, сверху свисали бархатные занавеси, а двери и дополнительные портьеры между колоннами помогали ещё более отгородиться от мира – или от летнего зноя вне дворца. Впрочем, всё это догадки, а кое-что – чистый домысел. Фреску с дельфинами, например, обнаружили во дворе, на полу, а не в этих «покоях», и на неё, видимо, смотрели с верхнего балкона, так что создавался эффект «обмана зрения», словно вы глядите в море через стеклянное днище судна. Однако в любом случае этот шедевр минойского зодчества производит сильное впечатление, особенно когда вы следуете по тёмному проходу вокруг Ванной царицы (теперь через стекло видна лишь её часть).

В ней находятся глиняная ванна (вероятно, она тоже отгораживалась шторой или ширмой) и знаменитый смывной «унитаз» (дыра в полу со стоком – для смыва в него опрокидывали ведро воды). Многократно описанная система отвода сточных вод состояла из множества керамических труб, проложенных под полами дворца, и экскурсоводы никогда не упустят случая указать на это свидетельство продвинутости минойской цивилизации – это в самом деле неоспоримое достижение, а особенно восхищают поворачивающиеся заслонки и водосливы, предотвращавшие затопление дворца во время паводков.

Но вот объёмы проточной чистой воды – дело, конечно, другое. Хотя источник находился, как и теперь, у подножия холма, все меры по подаче воды во дворец (накопление дождевых и перекачка родниковых вод) способны были удовлетворить потребности лишь очень малочисленной элиты. Недавно обнаружили остатки акведука, по которому в Кносский дворец подавали воду родников ближней горы Иуктас (тех самых, что питают теперь фонтан Морозини в Ираклионе), так что водоснабжение, возможно, было значительно лучше.

Большая лестница поднимается этажом выше покоев царицы, в анфиладу комнат и залов, которые Эванс счёл Царскими покоями (сейчас закрыты для осмотра). Эти помещения выдержаны в более строгом и сдержанном духе. Лестница выходит в огромную приёмную, называемую Террасой царской стражи (или Залом с колоннами), на стенах которой изображён узор из щитов. Дальше – Зал двойных секир (или Мегарон царя): предполагается, что в первой из этих двух комнат правитель принимал посетителей, а вторая была его личными покоями. Название зал получил потому, что в нём на каждом каменном блоке высечены изображения секир с двумя лезвиями, обращёнными в противоположные стороны.

Южные Пропилеи Кносского дворца (Греция)

Тронный зал и другие помещения Кносского дворца (Греция)

Поднявшись до верхней площадки Большой лестницы (для этого вам нужно пройти по деревянной лестнице), вы окажетесь на обширном Центральном дворе – такие были во всех минойских дворцах. Двор теперь открыт, но некогда его скрывали стены окружающих зданий. На дальнем краю, в северо-восточном углу двора – вход в ещё одно особенное помещение Кносского дворца – Тронный зал. Каменный трон, сильно побитый временем, с очень внушительным углублением, в которое опускалось царственное седалище, приставлен к стене поразительно маленькой комнатки, а вдоль её стен стоят каменные скамьи: властитель, судя по всему, правил не единолично, а вместе с советом.

Над троном на стене – восстановленная фреска с двумя грифонами. Помещение определённо не раз перестраивалось – по крайней мере, когда этот трон нашли, к нему почти вплотную подступали кучи строительного мусора. Потолок и комнаты вверху – творение Эванса, скромно именовавшего свои фантазии «воссозданием». Как бы то ни было, скорее всего, на этом троне восседал не правитель, а жрица. Превращение же этого святилища в царский зал случилось уже при микенцах – они захватили остров со всеми его дворцами, но ненадолго: в XIV веке до нашей эры Кносский дворец вновь был разрушен и более не возрождался.

Этот зал закрыт для посещения, но, перегнувшись через ограждение, вы сможете его рассмотреть. В прихожей Тронного зала стоит такой же трон, только деревянный – посетители любили фотографироваться, восседая на нём, однако теперь и он вне досягаемости. Всё остальное открыто вашему взору, и вы можете блуждать по площадке, вспоминая мифы и легенды, окутывающие волшебным флером всё то, что оказывается перед глазами. Постарайтесь не пропустить огромные глиняные пифосы для хранения припасов на северо-восточном краю площадки, именуемом «дворцовыми мастерскими».

Обратите внимание также на хранилища за Тронным залом и копии фресок в реконструированном помещении над складами, фреску «Царь-жрец» на южной стороне Центрального двора и рельефное изображение разъярённого быка на северной стороне. Этот бык повстречает вас, если вы войдёте через Северные ворота. Ещё вы увидите остатки некоего крытого прохода и чего-то вроде «люстрального бассейна», как в Риме намного позже именовали водоём для обрядовых очищений.

За северным входом снаружи раскинулся Театр (ещё одна фантазия Эванса): открытая площадка и в самом деле слегка похожа на ярусный амфитеатр, где вполне могли устраивать ритуальные зрелища или пляски. Здесь же начинается Царская дорога – вероятно, самая древняя мощёная дорога в Европе. Когда-то она, наверное, пересекала весь остров, сегодня же обрывается через 100 метров от начала, под кирпичной стеной у современной дороги. Пройдясь вокруг внешней ограды дворца, вы лучше оцените масштаб древнего сооружения, а с юга к площадке примыкает пара реконструированных минойских домов, куда тоже стоит зайти.

Северный бассейн Омовений Кносского дворца (Греция)

К югу от Кносского дворца (Греция)

Если у вас есть свой транспорт, то поездки на юг от Кносского дворца могут доставить вам много удовольствия: просёлочные дороги пересекают зелёные равнины с холмами, склоны которых заняты виноградниками и крестьянскими селениями. Если вам хочется увидеть что-то особенное, загляните в симпатичную деревеньку Миртья, где есть маленький музей Казандзакиса (март-октябрь ежедневно 9:00-17:00; ноябрь-февраль только воскресенье 10:00-15:00; 3 €), в доме, где жили когда-то родители писателя. Арханес, у подножия горы Иуктас, – селение побольше и побогаче, и на его месте немало людей жило ещё в минойскую эпоху. Вокруг оживлённой центральной площади много таверн, но переночевать здесь негде.

Ни на одну из трёх местных археологических площадок посетителей не пускают, однако Анемоспилья, в 2 километрах к северо-западу от посёлка (указатели у археологического музея), открыта для доступа и известна тем, что после здешних раскопок 1980-х годов вспыхнули жаркие споры: минойская цивилизация с самого её открытия считалась миролюбивой, но эту идиллическую картину пришлось пересмотреть, когда в Анемоспилье обнаружились улики, свидетельствующие о человеческих жертвоприношениях. Находки из раскопок на этой и соседних площадках выставлены в превосходном Археологическом музее (среда-понедельник 8:30-15:00; бесплатно) возле центральной платии Арханеса.

Из этого селения легко доехать (или дойти – если есть пара часов в запасе) до вершины горы Иуктас, чтобы осмотреть внушительные развалины минойского горного святилища и полюбоваться видом на Кносский дворец (с которым оно было связано) и на северный берег острова за дворцом. Примерно в 4 километрах к югу от горы в Ватипетро туристам показывают минойскую виллу с виноградником (вторник-воскресенье 8:30-15:00; бесплатно), владельцам которой некогда принадлежали и угодья с плодородными почвами к югу от Арханеса. Внутри виллы вы увидите немалое собрание сельхозинвентаря и единственный в своём роде винодельческий пресс, оставшийся там, где давили виноград в древности.

Уцелели и значительные участки усадебных строений и всё это, как и встарь, окружено виноградниками (район Арханеса – одна из важнейших винодельческих местностей острова), плодоносящими вот уже 3,5 тысячи лет подряд, – наверное, это самый старый виноградник в Европе, а то и во всём мире. Ещё в 2 километрах к юго-востоку по той же дороге в сельскохозяйственной деревне Худеци вы обнаружите замечательный Музей музыкальных инструментов всего мира (ежедневно 9:00-15:00 и 17:30-20:30; 3 €).

Основал его лирник (музыкант, играющий на лире) Росс Дейли, родом из Ирландии, на Крите его все знают и он сам живёт в этой деревне. В его коллекции собраны главным образом струнные и ударные (многие – очень редкие) инструменты со всего земного шара. Чтобы найти музей, ищите бар Paranga на верхнем (южном) конце села – музей напротив. Если в рабочее время музей вдруг оказался запертым, свяжитесь с хранительницей Элени Арванди, которая говорит по-английски и откроет вам музей (телефон-автомат – на улице возле бара).

Facebook

Twitter

Google+

Вконтакте

Одноклассники

Мой мир

LiveJournal

turizm.world

Кносский дворец: история, описание, архитектура (фото)

Когда-то на территории Кносского дворца жил Минотавр, сын жены царя Миноса и священного быка. Чтобы чудовище с человеческим телом и бычьей головой согласилось безвылазно жить в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников, а раз в восемь лет присылали дань – семь девушек и семь юношей. Дабы не жертвовать своими подданными, критский царь требовал присылать молодых людей с Афин: этот город находился под влиянием царя Миноса.

Тесей, отцом которого являлся афинский правитель Эгей, узнав о происходящем, решил убить чудовище, а потому уговорил отца заменить его на одну из жертв (они договорились: если Тесей победит Минотавра, он заменит черные паруса белыми). К чудовищу юноша отправился не сразу: оказавшись во дворце Мидоса, он очаровал дочь царя, Ариадну, а влюблённая девушка быстро придумала, как сделать так, чтобы её возлюбленный нашёл дорогу из лабиринта, подарив ему клубок, нить которого указала бы дорогу назад.

Победив чудовище, Тесей отправился домой, захватив с собой Ариадну, но было одно «но». Минос обещал отдать дочь в жёны богу Дионисию – а потому её брак с Тесеем в планы олимпийца не входил. Но на все требования вернуть девушку юноша не прореагировал. Тогда боги наслали на Тесея проклятье – и он забыл о том, что обещал отцу. Эгей, увидев паруса чёрного цвета, не дождавшись прибытия корабля, бросился в море.

Легенда о Минотавре

Учёные, которые занимаются изучением минойской цивилизации, всё больше склоняются к мысли, что легенда о Минотавре возникла не просто так, а имела вполне реальную жизненную историю. По одной из версий, «полубог» являлся учителем царя Миноса, звали его Тавр и был он очень жестоким человеком, который нередко организовывал бои, предлагая в качестве приза афинских детей.

Награда обычно ему и доставалась: он был очень искусным воином и победить его способен был не каждый. Так, долго продолжаться не могло – и, в конце концов, победу над ним одержал афинянин Тесей, в результате чего царь Минос освободил его город от уплаты дани молодыми людьми.

Пизанская башняПизанская башняПизанская башняПизанская башня100124.830

Кносский дворец

Кносский дворец

Есть ещё одна гипотеза, которая раскрывает секрет возникновения легенды о Минотавре. Некоторые учёные утверждают, что борьба с быком была хорошо продуманным театральным представлением и являлась ритуалом посвящением молодых аристократов (многочисленные фрески Кносского дворца непосредственно рассказывают об этом событии).

Дворец

Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.

Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.

Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.

К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.

Двор Кносского дворца

Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.

Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).

С точки зрения архитектуры, интересными являлись сужающиеся к низу красные и чёрные колонны дворца. Наверху каждого столпа находилась круглая капитель, где лежала плита, поддерживающая потолок. Формам, древние мастера Крита, не уделали особого внимания – они исполняли чисто практическую функцию: являлись опорами, в то время как у персов и египтян колонны часто имели форму растения.

Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.

Дворец изнутри

Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат). Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова.

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.

Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).

Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы.  Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).

Кносский дворец

Кносский дворец

Гибель Кносса

Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.

Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.

Александрийский маякАлександрийский маякАлександрийский маякПредназначение Александрийского маяка100124.55

Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.

Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.

Кносский дворец в наши дни

Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст. после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.

awesomeworld.ru

Кносский дворец :: Фото, описание, как добраться

На острове Крит, в 5 км от его столицы Ираклион, располагался один из главных городов Древней Греции - Кносс - и самый большой дворец острова. По легенде, Кносский дворец имел множество запутанных лабиринтов Дедала (выдающегося инженера и изобретателя в древнегреческой мифологии), где был заключен Минотавр и выбраться из которых удалось лишь Тесею благодаря нити Ариадны.

Мифы и факты

Согласно мифам, строительство дворца, началось еще в 2000 году до н.э. по приказу царя Миноса на вершине самого древнего города Греции - Кносс. Спустя три столетия, после мощного землетрясения в XVII веке до н.э., город был полностью разрушен. Но именно в период восстановления минойская культура достигла своего пика развития. На вершине руин почти сразу же возвели царский дворец площадью почти 22 000 кв. м. Огромный комплекс включал помимо 1500 комнат, нескольких банкетных залов, а также театров и храмов, множество подземных лабиринтов, в коридорах которых и родилась легенда о Минотавре.

Во время извержения вулкана на острове Санторин, повлекшего за собой сильнейшее цунами и целый ряд пожаров в XV веке до н. э., Кносский дворец и город вновь были разрушены и люди навсегда покинули их.

Лишь в 1900 году английский археолог Артур Эванс начал раскопки древнего города Греции и обнаружил руины дворца и множества других зданий.

Что посмотреть

Пройдя вымощенный камнем двор, ворота с красными пилонами и сделав несколько поворотов, можно попасть к юго-западному входу руин Кносского дворца. Когда то он представлял собой роскошное здание в несколько этажей, богато украшенное фресками и росписями. Остатки этой красоты можно наблюдать на уцелевших фрагментах стен и колонн. Найденные во время раскопок многочисленные артефакты искусства, глиняные горшки, сосуды, утварь, религиозные принадлежности и фрагменты оригинальных фресок хранятся в музее Ираклиона.

Рядом с дворцом находятся два красивых здания с уцелевшими колоннами и мозаикой Римской эпохи: Царская вилла с северной стороны и Малый дворец с западной. Южнее, за ручьем, была обнаружена царская гробница с подземными камерами, облицованными камнем.

Что еще посмотретьв Греции: взметнувшиеся в небо монастыри Метеоры, храм Аполлона в Дельфи, который древние греки считали центром мира, популярный среди туристов знаменитый храм Посейдона на мысе Сунион, обитель владыки греческих богов - храм Зевса в Афинах и изящный храм Ники Аптерос - богини войны, которой греки обрезали крылья, чтобы она никогда не покинула их город.

Кносский дворец открыт ежедневно с 9.00 до 18.00.Стоимость: 6 €, для детей – 3 €. Комбинированный билет на посещение дворца и музея – 10 €. Бесплатное посещение: первое воскресенье месяца в зимнее время и 27 сентября (Международный день туризма).

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2017-03-27

allcastle.info

Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции имеет самые ранние здания, которые были построены еще в каменном веке — это маленькие хижины с деревянными стенами вокруг них для защиты. Позже начинают возводиться большие строения и каменные стены вокруг деревень. В раннем бронзовом веке можно обнаружить один больший дом в середине деревни, а вокруг него высокие каменные стены. В позднем бронзовом веке под влиянием Западной Азии и города Миноса на острове Крит, на территории Греции начинают возводить огромные дворцы и большие каменные могилы, прокладывают дороги и мостовые, строят каменные мосты и дамбы, возводят вокруг огромные стены. В течение "черного" периода дворцы были сожжены, дороги и мосты разрушены так, что стали пригодны только для ходьбы, но не для поездок на фургонах, дамбы разваливались. Но в конце "черного" периода с началом железного века в Греции, мы видим новый тип построек: храмы богов . Эти ранние храмы построены в дорическом стиле . Строятся новые здания и дворцы, реставрируются каменные дороги и мосты. В классический период архитектура Древней Греции пополняется новыми экспонатами, в этот период строится все больше храмов, в проектах реализовуются новые смелые идеи. В 440 г. до н.э. построен Парфенон. Люди начинают строить в ионическом стиле. Демократия препятствует грекам строить себе отдельные большие дворцы, потому что политически все мужчины, как предполагается, являются равными, поэтому считается дурным тоном иметь большой дворец, даже если имеются возможности для его постройки. Вместо этого греки строят общественные здания: гимназии и сенаты, где мужчины могут встретиться и поговорить. В 300 г. до н.э, в эллинистический период, возникают новые архитектурные типы. Меньше времени уделяется постройкам храмов. Новая форма - театр, поэтому много театров были построены на всем протяжении Греции. Также возник новый интерес к градостроительству: улицы начинают мостить по прямым линиям, а не так, как раньше по ее естественным изгибам. После завоеваний Александра Великого, архитектура становится важным атрибутом распространения греческой культуры, как средство отражения того, кто является главным в завоеванных странах. С другой стороны, как только католики завоевывают Грецию, приблизительно в 200-100 г. до н.э , они тоже начинают внедрять свою архитектуру, чтобы показать, что они являются властителями, поэтому появляется много построек в римском стиле . Коринфская архитектура стала наболее популярной. Приблизительно в 400 г. нашей эры, греки обращаются в христианству, и начинают строить церкви и монастыри. В период средневековья, часть Греции была заселена норманами, которые строили замки, а другая часть все еще управлялась Византийской Империей, поэтому здесь возводили постройки в западно-азиатском стиле. Наконец, в 1453 нашей эры архитектура Древней Греции, после того как Византийская Империя была захвачена турками, началась обзаводиться исламскими мечетями.
Архитектура Древней Греции в фотографиях
  1. Карта Греции.
  2. Колонии Греции.
  3. Акрополь.
  4. Храм Посейдона в Пестуме.
  5. Геракл и Атлас. Метопа храма Зевса в Олимпии.
  6. Триглифно-метопный фриз Парфенона.
  7. Триглифно-метопный фриз Парфенона.
  8. Каннелюры.
  9. Персей, убивающий медузу. Метопа храма.
  10. Геракл сидящий с фронтона храма на острове Эгине.
  11. Мойры с восточного фронтона Парфенона.
  12. Кефал с восточного фронтона Парфенона.
  13. Кефис в восточного фронтона Парфенона.
  14. Ионическая колонна. .
  15. Храм Ники Аптерос. .
  16. Фронтон храма Зевса в Олимпии (соревнование на колеснице).
  17. План Акрополя.
  18. Пропилеи афинского Акрополя. Две ордерный системы.
  19. Реконструкция Парфенона.
  20. Парфенон.
  21. Парфенон. Деталь восточного фасада.
  22. Парфенон в древности . 22а. Парфенон. Реконструкция.
  23. Движение панафинейской процессии.
  24. Рельеф панафинейской процессии на Парфеноне.
  25. Восточный фасад Парфенона.
  26. Эрехтейон.
  27. План Эрехтейона.
  28. Эрехтейон.
  29. Кориатиды.
  30. Акрополь в 1865 году.
  31. Аэрофотосъемка Акрополя.
Используются технологии uCoz

archiline.narod.ru