Дворцы древнего египта. Описание дворца древнеегипетского фараона кратко
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Дворцы Египта. Дворцы древнего египта


Дворцы Египта

Конец XVIII династии – это период, имевший совершенно исключительное значение в истории египетского искусства.

Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати и тесно связанного с ней жречества; это обогащение усиливало влияние придворной знати и жречества и противопоставляло их царской власти. В результате началось новое обострение отношений между фараоном и рабовладельческой знатью, разбогатевшими жрецами, особенно жрецами главного египетского храма бога Амона-Ра в Фивах. Обострение вылилось в открытый конфликт в начале 14 в. при фараоне Аменхотепе IV. Этот фараон провел большую социальную и религиозную реформу.

Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что значит «Небосклон Атона». По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется «амарнским». Сам он также принял новое имя – Эхнатон – «Дух Атона».

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели и ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний.

Обе части соединялись крытым переходом, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием.

Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами и даже особые помещения для зверинца.

www.apxu.ru

повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Современников безмерно восхищал царский дворец в Пер-Рамсесе. К сожалению, их описания ничем не подтверждены. Даже точное местоположение дворца неизвестно. Раскопки не принесли на этот счет никаких позитивных результатов.

В Дельте известны и другие царские резиденции. Остатки дворца были обнаружены в Кантире,*) деревушке под сенью двух пальм, в двадцати пяти километрах к югу от Пер-Рамсеса.19) Когда фараон ожидал свою невесту, дочь хеттского царя, которая, стремясь к своему нареченному, пересекла в середине зимы всю Малую Азию и Сирию, он из галантных побуждений построил в пустыне между Египтом и Финикией укрепленный дворец, где собирался ее встретить. Несмотря на удаленность, в этом дворце было все, что душа могла пожелать.20)

В своем городе к западу от Фив Рамсес III имел дворец, который называл «домом радости». Остатки его были раскопаны и изучены археологами Чикагского восточного института.21) Фасад дворца выходил на первый двор храма. Украшавшие его рельефы красноречиво свидетельствовали о могуществе фараона. На них Рамсес избивал врагов булавой, в сопровождении блестящего эскорта посещал свои конюшни, на колеснице, в боевых доспехах готовился повести войска в бой и, наконец, вместе со всем своим двором следил за борьбой и упражнениями своих лучших воинов. В середине фасада был пристроен богато изукрашенный балкон для появлений царя перед народом, под балконом четыре изящные колонки в форме стеблей папируса несли трехчастный рельеф: в нижнем регистре был изображен крылатый солнечный диск, в среднем — пальмы, а верхнем — уреи с солнечными дисками на головах. Здесь появлялся фараон, когда народ допускался на храмовой двор в честь праздника Амона. Отсюда он раздавал награды. Балкон этот сообщался с царскими покоями. Они представляли собой анфиладу множества залов с колоннами (в том числе тронный зал, личный покой фараона и ванная комната). От покоев царицы их отделял вестибюль. Покои царицы тоже насчитывали множество комнат. Длинные прямые коридоры облегчали переходы из одних апартаментов дворца в другие, а также [21] наблюдение и охрану, потому что Рамсес III, наученный своим горьким опытом, был подозрителен и осторожен.

Тронный зал, если судить по глазурованным плитам, найденным здесь более тридцати лет назад, и фрагментам рельефа, обнаруженным сравнительно недавно американской экспедицией, выглядел довольно сурово. Фараон повсюду представлен в виде стоящего сфинкса, а также его царскими картушами.*) Враги Египта изображены связанными у его ног. Они облачены в богатые одеяния, расшитые варварскими узорами, при этом художник постарался как можно точнее передать их лица, прически и украшения. На ливийцах мы видим татуировку, на неграх — крупные серьги, у сирийцев на шее — медальоны, у кочевников-шасу*) — заколотые гребнями длинные, отброшенные назад волосы.22) Однако, надо думать, личные покои фараона и царицы украшали росписи и рельефы на более приятные темы.

Царские жилища занимали не особенно большую площадь. Это было квадратное сооружение со стороной менее сорока метров. Несомненно, фараон не останавливался здесь надолго, потому что у него был дворец и на другом берегу. В Дельте дворцов построено предостаточно, только выбирай! Мемфис, Он, Пер-Рамсес всегда радовались приезду фараона. Но он затеял еще одно строительство между Оном и Бубастом, на месте, которое арабы называют Телль-эль-Яхудиа; здесь и найдены глазурованные плитки того же типа, что в Мединет-Абу.23)

Время так безжалостно обошлось с дворцами фараонов Сети и Рамсесов, что, для того чтобы составить более ясное представление о дворцах фараонов Нового царства, нам приходится обратиться к царской резиденции Эхнатона, отстоящего по времени от этих фараонов совсем недалеко.

Пол колонных залов украшает мозаика — пруд с рыбами и водяными лилиями, окруженный зарослями камыша и папируса, с летящими над ним водоплавающими птицами; с воды взлетают дикие утки. Колонны обвиты виноградными лозами и плетями вьюнка. Капители и карнизы прекрасно инкрустированы. На стенах изображены сцены из жизни царской семьи: царь и царица сидят друг [22]

Рис.: Роспись полов во дворце Эхнатона в Ахетатоне [23]

против друга: Эхнатон — в кресле, Нефертити — на подушке. На коленях у нее младенец; старшая из царевен обнимает младшую; две другие играют рядом на полу.24) Многие ученые утверждают, что не встречали более очаровательной сцены в египетском искусстве, но это, пожалуй, преувеличение. В самом деле, пруды, папирус, птицы, животные — все это классические персонажи рельефов. А в Мединет-Абу мы видим фараона, окруженного очаровательными наложницами. Можно с уверенностью утверждать, что дворцы фараонов XIX и XX династий украшались с такой же роскошью. Как и во времена Эхнатона, стены, потолки, мозаичные полы, колонны и карнизы радовали глаза и душу свежестью красок и образов. Богатая мебель, роскошные украшения и одежды создавали исключительно изысканный ансамбль.

*) Шадуф — колодец, «журавль», изобретенный в Египте в эпоху Нового царства.

16)Posener. La premiere domination perse en Égypte. Le Caire, 1936, c. 15-16.

17) ASAE, XVIII (1918), 145.

18) Kêmi, VIII.

*) П. Монтэ полагает, что именем Сесострис античные авторы называли Рамсеса II. Однако это собирательный образ, включивший черты нескольких великих царей (в частности, кроме Рамсеса II — Сенусерта III), а в более поздних античных сочинениях, видимо, и Александра Македонского.

*) См. Послесловие.

19) ASAE, XXX, 40, 41.

20) Bibl. eg., VII, 12; ср.: Drame d'Avaris, c. 135-136.

21) The Oriental Institute of the University of Chicago, Communications, № 7, c. 1-23.

*) В картуш — овал — заключалось имя фараона, данное ему при рождении. Выделение в текстах царских имен картушами сыграло важную роль при дешифровке египетских иероглифов.

*) Племена, кочевавшие на Синайском полуострове и в Южной Палестине.

22) ASAE, XI (1910), 49-63.

23) Pap. Harris. I, 29, 8; Montet. Tanis. T. II.

24)Petrie. Tell el Amarna, c. 2-4; Davies. Mural Paintings in the City of Akhenaten. — J. E. A., VII, табл. l и 2.

historylib.org

Описание дворца древнеегипетского фараона кратко

 

Данная статья посвящена краткому описанию дворца фараона в Древнем Египте. Как и у любого другого человека, у фараона был свой дом, где он проживал со своей семьей. Но высокое положение этого человека не предусматривало жизни в обычном доме, поэтому для фараона и членов его семьи строились дворцы. Их возводили либо в составе храмового комплекса, либо как самостоятельное сооружение, но имеющее храмовую постройку на своей территории.

 

Самым распространенным строительным материалом для постройки дворца были глиняные кирпичи, высушенные на солнце. Такие дома получались недолговечными, в отличие от храмов, для строительства которых использовались камни. Это связано с тем, что каждый фараон, вступивший на престол, стремился построить себе свой собственный дворец. Здание, принадлежавшее его предшественнику, оказывалось заброшено и в ближайшее время приходило в негодность. Именно благодаря этому факту до наших дней сохранилось не так много сведений о том, какими были дворцы фараонов, особенно в эпоху Раннего и Древнего царства.

 

Есть предположение, что внешний вид дворца был такой же, как и царских гробниц. Это связано с особенностями религиозного мировоззрения египтян, которые считали, что после смерти человек продолжает жизненный путь в загробном царстве. Соответственно, дом для жизни на том свете должен быть почти таким же, как жилище, используемое при жизни.

До наших дней сохранилась палетта фараона Нармера. На ней можно увидеть изображение дворца, имеющего четырехугольную форму и обнесенного крепостной стеной. Также судить о том, какими были дворцы, можно по изображениям, нанесенным на саркофаг. На каждой стороне саркофага можно увидеть фасады здания, в котором проживал фараон и его семья.

 

Исходя из сохранившихся источников можно сделать вывод, что в эпоху Древнего царства среди фараонов была популярна такая постройка, как дворец-замок. Он имел прямоугольную форму, был огорожен стеной, представляющей собой серию башенных строений. Что касается внутреннего обустройства, дворец делился на две зоны. Одна из них была предназначена для официальных царских помещений – тронный зал, зал для аудиенции, и многие другие. Вторая зона включала в себя помещения, предназначенные для министерств.

Такая форма, как дворец-замок, перестала существовать с началом эпохи Нового царства. Это связано с ростом могущества Египта. С этого времени дворец фараона, считавшегося божьим сыном и властелином всего мира являлся храмом. Тронный зал напоминал молельное помещение в храме. Постройку украшали колоннами и пилястрами.

 

Также следует обратить внимание на дворец, построенный фараоном-реформатором Эхнатоном. Он перенес столицу в Тель-эль-Амарну, назвав ее Ахетатон. Там и расположилась резиденция правителя. Дворец также представляет собой храмовую постройку, включавшую в себя не только тронный зал и резиденцию фараона и его семьи, но и зоологический сад, гарем и внутренние дворы, в которых расположились цветники. Резиденция Эхнатона расположилась по обеим сторонам от храма божества Атона.

После смерти Эхнатона его город был заброшен, жрецы и новые правители приложили все усилия, чтобы искоренить реформы этого царя.

 

Спустя годы фараоны стали строить свои жилища неподалеку от заупокойных храмов. Вместе со всеми постройками дворцы фараонов Древнего Египта представляли собой, если описывать кратко, полноценный город внутри города, включающий в себя все необходимое. Также помимо официальной резиденции, находящейся в столице Египта, у правителя были дома, расположенные на территории всей страны. Он находился в них, когда путешествовал по государству, и они были не такими богатыми и пышными, как столичная резиденция. Как правило, дворцы фараонов в Древнем Египте были окружены роскошными садами, где правитель и его семья могли насладиться прохладой.

antiquehistory.ru