Духовный мир древнего человека. Урок окружающего мира. Тема "Духовный мир древнего человека. Язычество"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок окружающего мира. Тема Духовный мир древнего человека. Язычество. Духовный мир древнего человека


Урок окружающего мира. Тема "Духовный мир древнего человека. Язычество"

1 слайд Урок окружающего мира. 3 класс.

Тема: Духовный мир древнего человека. Язычество.

Цель: познакомить с понятием язычество; способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции

Планируемые результаты:

Предметные: рассказывать о выдающихся учёных Древней Греции

Личностные: проявлять интерес к изучению истории

Познавательные: раскрывать значение понятий «религия», «боги», «духи», «язычество»

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Оборудование: историческая карта, иллюстрации, изображающие богов, серия иллюстраций «Жизнь и занятия греков», карточки со словами.

План

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2 слайд

Древние греки, античные греки,

Многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берет:

Ну до чего знаменитый народ!

- Расскажите о талантливых учёных Древней Греции.

1) Астроном Аристарх учил, что наша Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца.

3 слайд 2) Учёный Аристотель был и философом, и историком, и зоологом.

В Древней Греции в 4-м веке до н. э. существовала удивительная школа, глее собирались лучшие умы, для того чтобы обсудить важные проблемы: как устроена природа? Каким должен быть человек? Как надо управлять государством? и другие вопросы. Эту школу создал знаменитый греческий философ Платон. Эту школу назвали Академией, потому что Платон любил беседовать со своими учениками в саду возле статуи легендарного героя Академа.

В 366 г. до н. э. в Академии появился новый ученик. Он был родом из Стагира, и звали его Аристотель. Тогда ему было 18 лет.

Целых 20 лет трудился Аристотель в Академии. Он стал великим учёным. он размышлял над различными явлениями природы. Он изучал поведение животных, строение их тел – и написал 5 книг под названием «О возникновении животных», 10 книг «Описания животных».

4 слайд 3)Архимед был одним из самых замечательных учёных Древней Греции.

Интересна легенда о том, как был открыт один из законов физики.

5 слайд

Однажды, погрузившись в ванну в купальне, Архимежд заметил, что своим телом он вытеснил часть воды и она выплеснулась, а при этом вода его как бы поддерживала.Учёный сразу понял, что здесь и заключается решение мучавшей его проблемы. С криком «Эврика» (Нашёл!» он выскочил из купальни и помчался по улице: ему не терпелось сделать вычисления. Так был открыт знаменитый архимедо закон выталкивающей силы.

Архимед соорудил невиданные до той поры метательные военные машины для обороны города.

Придумал он и способ поджигать вражеские корабли – с помощью тысячи больших зеркал, которые держали в руках воины осаждённого города. Этими зеркалами солнечные зайчики были сфокусированы в единый луч, который и воспламенил суда неприятеля.

Он изобрёл винт, для подъёма воды из водоёма на сушу. Винт и колесо являются составными частями большинства современных механизмов.

Архимед был гениальным математиком, механиком, физиком.

  1. Постановка целей урока.

6 слайд

Сегодня на уроке мы будем говорить о духовной жизни древнего человека. Мы должны ответить на вопросы:

Что такое язычество.

Как греки представляли себе богов.

Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.

Для достижения цели мы будем : читать, анализировать отрывки из мифов

  1. Открытие нового знания

С появлением государства прежних племенных духов и божков вытеснили общенародные боги. Их было много у каждого народа.

7 слайд

Религия основанная на многобожии, называется языческой. Мы познакомимся с язычеством на примере многобожия древних греков.

8 слайд

Греки считали, что боги живут на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Её высота почти 3 км. Это самая высокая гора Эллады, и оттуда удобнее всего наблюдать за жизнью смертных Греческие боги очень походили на людей. Они ели, пили, гневались, обижались, ябедничали друг на друга, В общем, это была та же Греция, только на Олимпе и награждённая бессмертием.

9 слайд

Верховным владыкой был повелитель стихий громовержец Зевс.

- Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков?

(Дождь смывал почву в горах, молнии вызывали пожар)

10 слайд

Жена Зевса Гера считалась богиней семейной жизни.

11 слайд

Кроме Зевса и Геры особенно могущественными, как считали греки, были два брата Зевса. Первый - Посейдон – владыко морей. Его изображали всегда с трезубцем.

-Как думаете, почему люди так боялись Посейдона? (Они считали, что он вызывал бурю или тихую погоду на море ударом своего трезубца).

12 слайд

Второй брат Аид правил подземным царством мёртвых. Ездил он на колеснице, запряжённой в чёрные лошади. Вход в царство мёртвых охранял цербер.

13 слайд

У Зевса была сестра Деметра.

- Что держит в руках Деметра? (колосья). Следовательно, она является покровительницей земледелия.

- Прочитайте миф о Деметре и её дочери.

Богиня плодородия Деметра имела красавицу дочь Кору. Прельстившись красотой Коры, Аид похитил ее, и она стала его женой и владычицей подземного царства Персефоной. Но Деметра, тоскуя по дочери, упросила Зевса заставить Аида отпустить Персефону из преисподней. Но Аид отпустил жену не навсегда. Прощаясь с ней, он дал ей проглотить гранатовое зернышко - символ верности. Пробыв некоторое время с матерью Деметрой на земле, Персефона возвращалась к мужу в преисподнюю.

Пока Персефона была с матерью, на земле расцветали и плодоносили деревья, кустарники, травы, а когда она возвращалась под землю к Аиду, жизнь замирала. Так древние греки объясняли смену времен года, появление ростков из посеянных семян и созревание урожая.

- Так какие явления природы олицетворяла Персефона? (смену времён года)

14 слайд

Гефест.

-Как вы думаете бог Гефест какому занятию покровительствовал? (кузнечному ремеслу)

- Почему у греков был такой бог?

15 слайд

- А это бог Гермес. Чему покровительствует этот бог? (торговле, посланник богов). Изображают его в дорожной шляпе, сандалиях с крылышками. Боги поручали ему самые деликатные поручения. У Гермеса был крылатый жезл вестника – кадуций, способный мирить врагов. Кадуций имел на себе две змеи, которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Гермес использовал свой жезл, чтобы усыплять или будить людей – для того чтобы передать послание от богов кому - нибудь из смертных, и чаще всего это делалось во сне.

- Таким образом, давайте сделаем вывод, как была связана деятельность людей с миром богов?

- Можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?

- Какие занятия у греков были основными?

Для своих богов греки строили прекрасные храмы.

16 слайд – 17 слайд

Так Акрополь в Афинах многие считают и сейчас непревзойдённым по красоте архитектурным сооружением. Языческим богам служили жрецы. Это были влиятельные люди. Считалось, что им ведомы намерения богов.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

– Почему греки верили в богов? (Люди в глубокой древности не понимали, что творится в природе.)

- Каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих богов и богинь.

– Назовите главных богов

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

- Выполните тест.

По мнению греков,

1 Боги обитали:

На холмах

На горе Олимп

На небесах

2 Богом моря был:

Дионис

Аполлон

Посейдон

3. Выращивать пшеницу людей научила богиня:

Деметра

Гера

Афродита

4 Покровителем торговли считался бог:

Дионис

Гермес

Гефест

6. Взаимопроверка

18 слайд

7. Рефлексия деятельности учащихся. Итог.

– Какие впечатления остались у вас от урока?

- Еще многое осталось недосказанным. Можете прочитать книгу Легенды и мифы древней Греции и узнаете много интересного.

infourok.ru

Духовный мир человека Древней Руси. Образы русской святости — Мегаобучалка

Существует несколько типов святости: княжеская, монашеская, святители, юродство.

1) Княжеская святость. Весь сонм святых князей в зависимости от понесенного ими жизненного подвига подразделяется на несколько групп. Первую группу составляют князья равноапостольные, суть подвига которых состоит в распространении христианства. Это прежде всего – святой князь Владимир, креститель Руси, и его бабка – святая княгиня Ольга. К чину равноапостольных князей причислен также Константин, просветитель глухой языческой муромской земли. Вторую группу составляют князья-иноки. В далеком северном Спасо-Каменном монастыре подвизался заозерский князь Андрей, в ранней юности принявший монашеский постриг (15 в.). Наиболее многочисленной является группа князей-страстотерпцев. Здесь прославляются и князья, ставшие жертвами политических убийств (Андрей Боголюбский, Игорь Киевский – 12 в.), и князья, погибшие на поле брани (Георгий Всеволодович – 13 в.), и князья, претерпевшие мученическую смерть, отстаивая христианскую веру (Михаил Черниговский, Василько Константинович, Роман Ольгович – 13 в.). Большинство князей, удостоенных небесной славы, жило в эпоху монголо-татарского нашествия, когда исторические обстоятельства обязывали их следовать примеру Бориса и Глеба (Михаил Тверской, Михаил Черниговский, Александр Невский). В эпоху сложения централизованного государства княжеская святость иссякает. С того момента, как русскими был усвоен византийский государственный идеал, ни один московский правитель не был канонизирован. Однако с этого момента берет начало развитие процесса сакрализации царской власти. Внутри него неоднократно предпринимались попытки ввести в сонм русской святости царей в силу совершенного над ними таинства миропомазания, важнейшей составной части обряда венчания на царство.

2). Монашество. Не меньшее значение, чем княжеская святость, в русской истории имел чин преподобных, тех, кто избрал иноческий путь и в своей жизни стремился уподобиться Самому Христу. Первые монахи на Руси. Антоний Печерский — основатель Киево-Печерского монастыря. Антоний предпринял паломничество на Святую Гору Афон, где в одном из монастырей принял монашеский постриг. В начале XII в. состоялась первая церковная канонизация русского инока, в чине преподобного — Феодосия Печерского. Один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря, крупнейший православный подвижник и церковный идеолог Киевской Руси второй половины ХI века, "отец русского монашества". Печерский игумен выступал за необходимость духовного контроля Церкви над светской властью. Феодосий Печерский сыграл значительную роль в развитие отечественной религиозно-философской мысли. Развитие русского монашества, основанного Антонием и Феодосием, на целое столетие было прервано монголо-татарским разорением. В то же время именно в этот тяжелый период был подготовлен тот путь, на который вступили русские иноки во второй половине 14 в., путь пустынножительства, основания новых обителей в глухих отдаленных лесах северо-восточных русских земель. Центральной фигурой этого возрождения стал преподобный Сергий Радонежский. Большинство святых 14 и начала 15 в. – его ученики. Сергий Радонежский не изменяет сложившемуся уже типу святости русского монаха. В его жизни также присутствует и «худость риз», и телесная сила и крепость, но еще более смиренной становится кротость преподобного, а его чудеса – благодетельными и безгневными. Будучи последователем пришедшей с Востока аскетической практики «умного делания» (сосредоточенной духовной молитвы в сочетании с медитацией), Сергий Радонежский соединял любовь к уединенной молитве с деятельным участием в жизни московского государства. Благословив князя Дмитрия Донского на ратный подвиг, он во многом определил историческую судьбу Московского княжества.

В 16 в. в едином потоке развития русского иночества произошел раскол на «нестяжателей» и «иосифлян». Первые (последователи св. Нила Сорского) выступали хранителями заветов Сергия Радонежского, вторые следовали новому учителю, преподобному Иосифу Волоцкому, в житии которого впервые проступают совершенно иные черты русского монаха: практический ум, талант хозяина и строителя, обеспечивающего богатство монастыря, строгость соблюдения уставных правил, непримиримость и даже жестокость по отношению к инакомыслящим. Вместе с новым типом святости, явленным преподобным Иосифом, в религиозную жизнь Руси надолго входит иссушающее и обедняющее ее «обрядовое», формальное благочестие, преодоленное лишь в 20 в. Знаменательной вехой на этом пути стала канонизация в 1913 преподобного Серафима Саровского, апостола любви и смирения, мистика и созерцателя, аскета и учителя, жизненный путь которого начался в 18, а завершился в 19 в.

3) Святители. Из Византии Русь переняла обычай избрания епископов из монашествующего духовенства. Однако святые епископы – святители – третий по значимости чин русской святости, прославляются Церковью не за аскетические подвиги, хотя иноческие черты так или иначе присутствуют в образе любого епископа. Подвиг святителя соединяет в себе и иноческое, и мирское, и церковное служение. Его смысл в учительстве, защите чистоты веры, в служении спасению своей паствы.

4) Юродство – так называется новый чин святости, который входит в Русскую церковь с начала 14 в. «Христа ради юродивый», или «блаженный» – человек, принявший на себя облик безумия ради отвержения ценностей мирской жизни. Своим подвигом притворного безумия или безнравственности они выявляли несовместимость таких понятий, как христианская правда и здравый смысл. Почти всем юродивым приписывается дар пророчества, который дается им в качестве награды за презрение к человеческому разуму. Наиболее прославленным среди них был Василий Блаженный (16 в.). В 18 в. Синод запретил канонизацию блаженных. Последними святыми этого чина святости стали блаженная Ксения Петербургская (18–19 вв.) и блаженный Николай Рынин (19 в.), канонизированные в 20 в.

megaobuchalka.ru

Как развивить и познать духовный мир человека

Что такое духовный мир? В русской литературе и философии часто говорят про духовный мир человека, его также называют внутренним миром. В западной литературе понятие духовный мир — это, скорее, некий иной, эзотерический мир (spiritual world), который представляет из себя противоположность природному миру, невидимый и существующий параллельно с физическим. Когда мы противопоставляем духовный и физический миры, то констатируем этим, что человек представляет из себя триединство тела, души и духа, и что каждый член человеческого существа живет в своем мире: тело — в материальном мире, душа — в астральном, дух или «я» человека — в духовном. Но можно ли сказать, что эти высшие миры объективно существуют?

Человек как индивидуальный мир

Каждый человек представляет из себя целый мир, этот мир индивидуален и не похож на миры других людей. Духовный мир современного человека отличается от духовного мира древнего, духовный мир русского человека — от духовного мира китайца, внутренний мир ребенка — от внутреннего мира взрослого и т.д. Мы не знаем, что в происходит в мирах других людей, и воспринимаем их как человеческие фигуры, появляющиеся в нашем поле зрения. В этом смысле существует великое множество духовных миров, куда мы однако не можем проникнуть, так как заключены в тело, ограничивающее нам видимость пределами наших органов чувств. О мирах других людей мы можем говорить только как о духовных.

Мировоззрение, религия и нравственность — это лишь часть духовного мира человека. Кроме этого есть и другие составляющие: духовные переживания, мысли, духовные ценности, путь ученичества, который человек проделал, духовное окружение, духовные достижения и, конечно же, сама личность, или духовная индивидуальность, или «я» человека. Все это вместе называется духовным миром личности, и это тоже лишь часть индивидуального мира, в котором есть еще разнообразные впечатления и события, не оставившие следа в духе.

Если вам требуется написать реферат или сочинение о духовном мире какой-нибудь знаменитой личности, то надо не рассказывать всю ее жизнь, а сосредоточиться на следующих характеристиках:

  1. Важные вехи биографии и этапы жизненного пути
  2. Духовное окружение личности, учителя, друзья, враги
  3. Духовно-нравственный мир личности, философские взгляды, гражданская позиция, вера
  4. Основные достижения, духовные кризисы, победы и поражения
  5. Проявления личности: поведение, внешний вид, любимые вещи, пристрастия, художественные приемы
  6. Ученики и последователи; что о личности говорят, как к ней относятся
  7. Духовный портрет

Познание духовного мира

Можно ли познать духовный мир другого человека?

Конечно — поскольку духовное может познать духовное. Самое духовное в человеке — это его мышление. Однако и оно не может проникнуть в душу другого человека дальше его мыслей. И если ты хочешь познать истинные мысли других людей, то сначала надо познать свой собственный мир, надо самостоятельно дойти до тех мыслей, которые ты хочешь увидеть у другого.

«Человек, познай себя!» — было начертано у входа в греческий храм.

Если у человека настолько сильное мышление, что его собственный внутренний мир лежит перед ним как на ладони, то естественно, ему легко проникать и в другие человеческие миры, читать мысли и представлять себе их путь. Поэтому нет ничего сверхъестественного в познании духовных миров. Все культурное развитие человечества есть, по сути, познание духовных миров выдающихся деятелей науки, религии и искусства, а также исторических личностей и литературных героев. Обычно это требует от нас времени, мыслительных усилий и длительного изучения личности. В книге Рудольфа Штайнера «Как достигнуть познаний высших миров» говорится о такой тренировке мышления, с помощью которой можно мгновенно представить себе духовный мир другого человека, как если бы ты увидел этот мир, как видишь физический. Можно, прочитав одно произведение, буквально войти в духовный мир Достоевского, или, прослушав одну сонату, войти в духовный мир Бетховена и т.д.

Существуют ли границы духовного познания?

Вероятно, эти границы есть, так как с помощью духовного можно познать только духовное, можно проникнуть в духовно-нравственный мир ранее живших людей, переживать вместе с ними духовно, как переживали они, и смотреть на мир их духовными глазами, но нельзя видеть то, чего не видит никто, нельзя увидеть внутренность арбуза и многое другое в материальном мире. Духовное познание следует отличать от ясновидения, которым обладали древние люди. Они умели выходить из тела и путешествовать в пространстве в тонкой оболочке. Очевидно, что современным людям вовсе не следует этого делать, чтобы явственно увидеть, например, духовный мир А.С.Пушкина, но нужно усилить свои познавательные способности мышления.

Изучение чужих духовных миров — это большая работа, которую невозможно эффективно делать при существующих способностях мышления. И ясно, что возврат к старым ясновидческим способностям, к магии и гаданию, только бы помешал развитию духовного познания.

Влияние природы на духовный мир человека

Человеческое мышление не может повлиять на законы природы, но законы природы могут повлиять на человеческое мышление. Влияние на духовный мир человека оказывают не только миры других людей, исторических личностей и учителей, но и силы природы, и космические явления, и прошлое состояние Вселенной. Своим усиленным мышлением человек может проникать не только в человеческие духовные миры, но и в духовные миры природных существ, которые обладают разумом (так называемые элементарные существа), а также в миры высших духовных существ (или духовных иерархий).

У человека есть также нечеловеческие воспитатели и учителя, под чьим водительством всегда находится духовный мир человека. Очевидно, они, эти Боги и сверхчувственные учителя, умеют духовно проникать в наш мир, а мы еще нет. При определенной тренировке духовных способностей мы тоже сможем этого достигнуть. В результате таких исследований в духовных мирах у нас должна возникнуть духовная наука, как сейчас есть философия и естественные науки. Изучение миров разнообразных духовных существ придет в будущем на смену старых религий, познание заменит веру, и это сильнейшим образом обогатит внутренний духовный мир человека, приведя его, наконец, к гармонии с природой.

Михаил Андреев, 2018

Читайте дальше: «7 привычек мышления, отделяющие нас от финансовой и личной свободы» 

137

anderzeit.ru

Урок окружающего мира. Тема Духовный мир древнего человека. Язычество

1 слайд Урок окружающего мира. 3 класс.

Тема: Духовный мир древнего человека. Язычество.Цель: познакомить с понятием язычество; способствовать усвоению знаний о богах Древней ГрецииПланируемые результаты:Предметные: рассказывать о выдающихся учёных Древней ГрецииЛичностные: проявлять интерес к изучению историиПознавательные: раскрывать значение понятий «религия», «боги», «духи», «язычество»Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.Оборудование: историческая карта, иллюстрации, изображающие богов, серия иллюстраций «Жизнь и занятия греков», карточки со словами.ПланМотивация (самоопределение) к учебной деятельности2 слайдДревние греки, античные греки,Многим прославились греки навеки.Даже порой удивленье берет:Ну до чего знаменитый народ!

- Расскажите о талантливых учёных Древней Греции.1) Астроном Аристарх учил, что наша Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца.3 слайд 2) Учёный Аристотель был и философом, и историком, и зоологом.В Древней Греции в 4-м веке до н. э. существовала удивительная школа, глее собирались лучшие умы, для того чтобы обсудить важные проблемы: как устроена природа? Каким должен быть человек? Как надо управлять государством? и другие вопросы. Эту школу создал знаменитый греческий философ Платон. Эту школу назвали Академией, потому что Платон любил беседовать со своими учениками в саду возле статуи легендарного героя Академа. В 366 г. до н. э. в Академии появился новый ученик. Он был родом из Стагира, и звали его Аристотель. Тогда ему было 18 лет.Целых 20 лет трудился Аристотель в Академии. Он стал великим учёным. он размышлял над различными явлениями природы. Он изучал поведение животных, строение их тел – и написал 5 книг под названием «О возникновении животных», 10 книг «Описан

weburok.com

Первые боги. Духовный мир древности - 19 Июня 2011 - Аномальная планета

Первые Боги Как люди пришли к идее того, что на свете существует некий духовный мир, в котором обитают боги, какими были эти первые боги — всё это остаётся тайной. Раскрыть эту тайну не представляется возможным. Гипотез по этому поводу высказано немало, но ни одно из них нельзя считать бесспорным, надёжно обоснованным.

Факты, добытые археологами, историками, исследователями древнейшего искусства и этнографами, позволяют сделать некоторые обобщения, касающиеся образа жизни, занятий, быта, а отчасти знаний и верований людей (духовный мир), которых мы считаем первобытными. Это были охотники, рыболовы, собиратели — представители так называемого Homo sapiens, кроманьонского человека (к этому виду или подвиду относимся и мы).

Они распространились на земном шаре около 40 тысячелетий назад, со временем освоили все обитаемые материки. Судя по сохранившимся с тех пор орудиям труда, произведениям искусства, интеллектуально и психически эти люди существенно не отличались от нас, а в чем-то, пожалуй, превосходили.

Прежде кроманьонцев на Земле господствовал другой вид (подвид) человека разумного — неандертальцы. Однако их духовный мир для нас во многом остаётся неясным: слишком скудны факты, допускающие разные толкования. Неандертальцы жили разрозненными группами. Есть сведения, что они хоронили умерших, а значит, чтили их, осыпали могилы цветами.

 

У них имелись какие-то примитивные формы натуралистического, предметного искусства (подобие современным разновидностям поп-арта, изготовления муляжей). Нет веских оснований считать, что они выработали представления о высших существах.

 

Первые свидетельства такого рода появляются в эпоху кроманьонцев: наскальные рисунки, гравюры на кости, фигурки из камня, кости, дерева. Это — изображения фантастических существ или стилизованные женские фигурки. Большинство исследователей склоняется к мнению, что эти произведения архаичного искусства отражают представления людей об окружающем мире и своём месте в нём. Если бы всё ограничивалось только подобными «немыми» артефактами, то смысл их оставался бы неясен. Однако по материалам изучения племён первобытной культуры известно, что у них существовали представления о великих богах, а чаще — обожествлённых предках, животных (реже — растениях, камнях), о неких человеко-богах или бого-зверо-людях и других духовных сущностях. 

Характерная черта искусства кроманьонских охотников: великолепные реалистические изображения крупных млекопитающих, которые служили объектом охоты. А вот люди почти всегда показаны схематично или искажённо. Почему? Вряд ли дело только в узкой специализации художников. Что мешало им рисовать портреты, хотя бы в профиль, верно отражающие оригинал?

 

Наиболее правдоподобный ответ: мешала вера в магическую силу изображения тех или иных объектов. Подобное суеверие характерно для многих племён архаичной культуры, с которыми сталкивались европейцы. Курьёзный случай, подтверждающий это, произошёл с Н. Н. Миклухо-Маклаем. Его слуга, туземец, веривший в магическую силу фотоаппарата, позволяющего получать копии людей, категорически запретил себя фотографировать.

Миклухо-Маклай обещал учесть это желание. Однажды, когда слуга спал, учёный решил сделать его фотопортрет, но в последний момент отказался от своего намерения. Он поступил честно. А, делая снимок, рисковал жизнью человека. Ведь туземец мог проснуться во время съёмки, ужаснуться и решить, что белый человек обрёл власть над его душой. Образ человека, как считали представители архаичной культуры, обладает мистической сопричастностью с живым человеком (или животным).

Такое суеверие могло бы довести туземца до тяжёлой болезни, депрессии, а то и могилы (подобные случаи бывали). Действенность магии определяется степенью веры в неё. Но если конкретных реальных людей древние охотники избегали изображать, то этот запрет распространялся на животных, а также, по-видимому, и на фантастические существа или условно-символические образы мужчин и женщин. Из них определённо выделяются два: человеко-звери и женщины с пышными формами.

Великий Бог Охоты

Имя этого божества нам неизвестно. Точнее сказать — у него сотни, тысячи имён. Такие боги, обожествлённые предки или животные, с незапамятных времён были у различных охотничьих племён в разных частях земного шара. Конечно, ни о каком едином великом боге не может быть речи. Каждое племя или род вырабатывали представление о своём более или менее индивидуальном божестве или духе.

 

Вера в них характерна для коренных народов во всех частях света. Но во всех случаях было нечто общее, позволяющее говорить о великом боге охоты как выразителе чувств, мыслей, верований, обычаев охотников разных времён и народов.

За основу мы возьмём древнейшее изображение фантастического существа, определённо имеющего отношение если не к охотничьей магии, то во всяком случае к духовному миру первобытных охотников. Во Франции есть знаменитая пещера Труа Фрер (Ле-Труа-Фрер —Три Брата — названная в честь открывших её трёх сыновей графа Бешуана). В ней сохранились загадочные изображения «зверолюдей» и химерических животных. Из них выделяется один образ, получивший названия «Колдун», «Шаман», «Владыка зверей».

 

Труа Фрер. В одной из полостей пещеры, которая считается «святилищем», большое панно с крупными изображениями (бизон — более 2 метров), а над ним широко известное изображение «рогатого бога» или «колдуна», сочетающее гравировку и раскраску. Высота около 90 см.

В нём соединены черты человека и нескольких животных. У него рога и уши оленя, совиные глаза и клюв, медвежьи передние лапы, лошадиный хвост и человеческие ноги, а также орган, отличающий мужчину, хотя и находящийся не совсем на своём месте.

Нет никакого сомнения, что талантливый первобытный художник со знанием дела отразил характерные особенности человека и животных, стремясь выразить определённую идею. Странное соединение черт, не встречающееся в природе, безусловно, рождено силой воображения и какими-то мыслями и эмоциями.

 

Очень показательно уже то, что перед нами образ «комплексный» и не имеющий аналогов в природе. Его создатель выразил нечто своё, собственное, как свободный (отчасти, конечно) творец, находящийся в некотором роде, вне или даже над природой. Он словно пожелал показать, что человеку свойственны черты самых разных обитателей Земли. «Всё это вместе, — по словам американского учёного и писателя Тома Придо, — создаёт существо, источающее жизненную энергию, волшебный сплав звериных и человеческих сил».

Такого ли воздействия на зрителей добивался художник? Или он просто шутил, подтрунивая над каким-то охотником? Или изобразил монстра, чтобы запугать соплеменников? Или это — детская страшилка из сказки? Или — наркотическое видение, возникшее во время шаманских камланий? Такие предположения имеют право на существование, но выглядят надуманными.

Они не учитывают главное: данный художественный образ уникален по выразительности, мастерству, смысловой глубине, фантастичности. Он должен воплощать какую-то значительную, великую идею. Есть в той же пещере ещё одно изображение подобного типа: так называемая «сцена с колдуном»: бегущий и, похоже, раненый олень, молодой бизон (впрочем, похожий и на крупного козла), а за ними — бизон с рогами и хвостом, но стоящий на человеческих ногах.

 

Смысл этой композиции неясен. Предположение, что показан колдун в маске или охотник, замаскированный под зверя, вряд ли убедительно — слишком уж велик бизон, чтобы человек смог надеть на себя часть его шкуры с головой, да ещё и притвориться бизоном. То, что можно показать на рисунке, не всегда осуществимо в реальности. Сказки о превращениях людей в животных, и наоборот, очень распространены едва ли не у всех народов Земли.

 

Каждый из нас слышал и читал их в детстве. Животные в сказках наделяются человеческими чертами. В мифах древних народов нередко присутствуют звероподобные люди или человекоподобные звери. Поэтому не исключено, или даже вполне вероятно, что в пещере Трёх Братьев запечатлён персонаж древней волшебной сказки. Надо только иметь в виду, что понятие волшебной сказки появилось и укоренилось сравнительно недавно.

 

В древности люди относились к волшебству с доверием. Они ещё не знали чётких пределов законов природы, а сновидения толковали как перемещения души в другие миры. Нередко то, что мы склонны считать волшебной сказкой, некогда было мифом — преданием, выражавшим жизненный опыт племени, его отношение к миру.

 

Итак, есть основания считать фантастические образы пещеры Трёх Братьев мифологическими персонажами, которых обожествляли охотники. Эти персонажи показывают замечательные качества и возможности великого охотника, способного справиться с любым зверем.

 

Как художественное и философское обобщение, такой образ был вполне оправдан и правдив. Охотники каменного века действительно справлялись с любыми животными-гигантами: мамонтом, шерстистым носорогом, диким быком, огромным пещерным медведем, львом. Конечно, в большинстве случаев охота была коллективной. В мифах присутствовали образы обобщенные, героические, обожествлённые.

В мифах легендарный предок умел превращаться в зверей, птиц и других животных, приобретая их качества. В то же время он оставался человеком. Так считали охотники-туземцы Африки, Сибири, Юго-Восточной Азии, Австралии, Южной Америки. Отличия были непринципиальны. Если в Сибири преобладали легенды о человеке-олене, то в Австралии почитались люди-кенгуру, а в Африке — люди-леопарды.

…До сих пор у целого ряда народов, главным образом африканских, сохраняется вера в местных богов или духов. Упоминать о таких божествах, считая их великими, нет никаких оснований. Тем более, что пришлось бы говорить скорее о суевериях, чем о вере.

Образ Великого Охотника — нечто совсем другое. Он был порождён не только фантазией, но и выразил отношение человека-охотника к окружающему миру и своему месту в нём. Это — одна из тех общих идей, которая позволяет говорить о духовном единстве человечества.

 

Итак, едва ли не первым великим божеством у людей, занимавшихся преимущественно охотой, с древнейших времён было существо, воплощающее в себе человеческие и звериные качества. Оно символизировало единство человека с природой, а также, отчасти, господствующее положение охотника в мире животных, обладание им особой мистической силы. Можно сказать, что в этом случае человек, ясно того не сознавая, поклонялся всему человечеству и всей окружающей природе, в которой он существовал и единство с которой ощущал.

 

Первая Богиня Культ охотника, воплощённого в божество мистического зверо-человека, возможно, был хронологически не первым в истории культуры. Хотя более или менее точных датировок в этих случаях нет, но, безусловно, в искусстве каменного века на протяжении не менее десяти тысячелетий абсолютно преобладали изображения женщин. Фигурки и изображения женщин каменного века были найдены в разных районах Европы, Азии, Африки.

 

Нередко их называют «первобытными венерами». Правда, большинство из них вряд ли с нашей точки зрения могут считаться эталоном женской красоты. У большинства этих женщин грузные фигуры, утрированные половые признаки, нередко жировые накопления на бедрах, талии, ногах. Другая особенность: почти у всех у них отсутствуют лица.

 

 

Одни фигурки женщин вырезаны из камня или кости (часто — мамонтовой), другие выполнены в виде гравюр или барельефов, третьи нарисованы. По стилю они тоже различны: от натуралистических до стилизованных, символических, полуабстрактных Порой некоторые фигуры удивительным образом напоминают создания авангардистов XX века.

Что подвигло людей на создание этих фигур? Какими были эти люди, в каких условиях и для чего они занимались таким творчеством? На подобные вопросы ответить нелегко. Некоторые исследователи полагают, что так проявлялись в далёкой древности эстетические и эротические чувства. Подобные взгляды характерны для людей, которые озабочены именно эстетизмом и эротизмом или увлечены фрейдизмом.

Насколько известно, представители архаичной культуры не страдали подобными отклонениями. В нелёгких, далёких от комфорта условиях примитивного охотничьего, а также скотоводческого и земледельческого быта основной заботой нормального человека, тем более мужчины, являлось добывание пищи и обеспечение безопасности.

 

Если бы те, кто чрезвычайно озабочен сексуальными проблемами, вынуждены были постоянно охотиться на диких зверей, их мировосприятие изменилось бы коренным образом; в противном случае они бы погибли.

Вообще, представления о том, что «дикари» необычайно сексуальны, обладают какой-то поразительной половой потенцией и готовы беспрестанно совокупляться — не более, чем дикий предрассудок. Он не подтверждается никакими наблюдениями (а изучало племена архаичной культуры очень немало исследователей).

Много ли могло быть полных, а то и чрезмерно полных женщин 10–20 тысячелетий назад, в конце ледниковой эпохи у племён, которые вели кочевой или полукочевой образ жизни? Вряд ли. Пожалуй, такое могло быть только в особых случаях: если данная группа людей, семья, род относились к процветающим и в то время, когда отношение к женщине было не только почтительным, но подчас и благоговейным.

Если бы мужчины воспринимали женщин преимущественно как объекты сексуальных вожделений, то их изображения были бы связаны с половым актом и позы были бы соответствующими. Подобные рисунки древних людей известны, но их очень мало.

 

И не удивительно. Удовлетворение полового инстинкта в разных формах не являлось для «первобытного» человека чем-то неутолимо желанным и малодоступным. В архаичных обществах были свои представления о половой жизни, которую обычно не связывали с деторождением, а то и с добрачным воздержанием и сохранением верности в браке.

Сошлёмся на мнение авторитетных исследователей австралийских племён Рональда и Кэтрин Берендтов: «Нигде среди аборигенов Австралии, насколько нам известно, добрачные и внебрачные взаимоотношения полов полностью не запрещаются. В ряде случаев они даже поощряются… Половые сношения воспринимаются, как нормальный, естественный фактор человеческой жизни».

 

Какого-нибудь особого сексуального интереса к представителям противоположного пола у таких народов нет именно благодаря в значительной мере естественному образу жизни. Чрезмерная озабоченность половыми проблемами характерна для так называемых цивилизованных обществ.

Кстати, те же авторы отметили, что «очень немногие аборигены в традиционных условиях полнеют», и привели примеры распада семей из-за того, что жёны были слишком грузными. И хотя этнографы и археологи нередко называют стилизованные фигурки полных женщин каменного века «первобытными венерами», в действительности подобные образы ни тогда, ни теперь не могут служить эталоном женской красоты.

 

Испокон веков для сексуальных утех мужчины предпочитают пользоваться услугами молоденьких стройных девушек. Убедительные примеры на этот счёт приводили многие специалисты-этнографы. Например, французский учёный Клод Леви-Стросс наблюдал в джунглях Бразилии жизнь племени, в котором у вождя была одна старшая супруга, которая вела домашнее хозяйство, и несколько молоденьких жён.

 

«Естественно, — писал Леви-Стросс, — ему импонирует возможность доступа к молодым и красивым девушкам; это даёт ему удовлетворение не столько физическое, сколько эмоциональное. Однако главным образом полигамный брак и его специфические атрибуты служат средством помочь вождю выполнять свои обязанности.

 

Если бы он был один, то ему было бы трудно делать больше, чем остальным. Его второстепенные жёны, освобождённые от тяжёлых обязанностей своего пола, оказывают ему поддержку и утешение. Они одновременно являются вознаграждением за власть и её инструментом».

 

Скорее всего, большое количество изображений женщин каменного века объясняется не сексуально-прикладной ориентацией, не является выражением половой страсти художника и его вожделений, а представляет собой памятники первобытной религии.

Вот что писал о них известный исследователь первобытного общества П. П. Ефименко: «Переданы они почти всегда нагими, с подчёркнутыми признаками пола. Особенно в них бросается в глаза желание первобытного художника передать черты зрелой женщины-матери; об этом говорят такие постоянно присущие им признаки, как объёмистые груди, огромный живот и общий характер фигуры — с чрезмерно развитыми жировыми отложениями в области таза и бёдер. В некоторых, правда, всё же довольно редких, случаях они, несомненно, прямо изображают беременных женщин».

Он обратил внимание на то, что подобные фигурки встречаются, по большей части, вблизи очага. Порой у них были отбиты головы, и почти всегда отсутствовали лица. Учёный пришёл к выводу, что, по крайней мере в ряде случаев, статуэтки были разбиты сознательно — «хотя бы для того, чтобы уничтожить «покровителей» жившей здесь общины». Спору нет, встречаются среди памятников первобытного искусства изображения, созданные именно с любовью, желанием передать красоту и привлекательность женщин. В подобных случаях художник старался запечатлеть и черты лица женщины, а фигуру делал подчас преувеличенно вытянутой.

 

Но это — скорее исключение, чем правило. По мнению Н. Н. Ефименко, большинство изображений женщин каменного века представляет собой проявления матриархата и показывают родоначальниц рода или исполнительниц семейно-родовых обрядов.

Обнаружив изображение такого типа с рогом в руке, учёные предположили, что это символ благополучия, обилия.

 

Хотя такой символ возник несравненно позже, не исключено, что рог стал служить им ещё в каменном веке. Впрочем, не менее вероятно, что таким образом люди увековечили образ женщины, приготовившей магический опьяняющий или дурманящий напиток, способный переносить человека в «мир иной», мир видений, галлюцинаций.

Согласно версии советского этнографа С. А. Токарева, эти женские статуэтки изображают хозяйку очага или хранительницу огня: «следы подобного мифологического образа, предмета семейно-родового культа, сохранились у многих современных народов, особенно у народов Сибири».

 

У аборигенов Австралии, а также у некоторых африканских племён существуют предания о том времени, когда женщины господствовали над мужчинами (австралийцы особо чтили женщин-первопредков). Вообще, у многих народов женщина служила олицетворением плодородия и соответствующее божество было преимущественно женского рода. При этом мать-прародительница представлялась не как молодая красивая женщина, а как пожилая опытная многознающая и владеющая магическими приёмами.

А вот свидетельство французской исследовательницы африканских племён Д. Пом: «Парадоксальным образом африканская женщина должна перестать рожать, чтобы быть окончательно принятой семьёй мужа. Сами африканцы признают, что, переступив определённый возрастной порог, женщина почти не отличается от мужчины. Не важно, является ли она женой вождя либо нет, умная женщина, семья которой преуспела, имеет право на общее уважение. Тем большее — чем многочисленнее её живущие дети».

Наконец, сошлемся на американского учёного XIX века Л. Г. Моргана. Он привёл, в частности, сведения, полученные от миссионера Артура Райта, проведшего много лет в одном из ирокезских племён: «Обычно управляли домом женщины и притом, конечно, прочно держались вместе. Запасы были общими, но горе тому злополучному мужу или любовнику, который пренебрегал своей обязанностью участвовать в добыче средств существования.

 

Сколько бы ни имел детей или имущества в этом доме, он мог каждую минуту получить приказание свернуть своё одеяло и убираться… И если какая-нибудь тётка или бабушка не вступалась за него, он должен был возвратиться в свой клан… Женщины были большой силой в кланах, как и повсюду. Они не задумывались, когда требовали этого обстоятельства… «сбить рога» с головы вождя и сделать его опять простым воином. Точно так же назначение вождя находилось всегда в их руках».

Не станем умножать примеры. Постараемся сделать общие выводы. По мере того, как уменьшалось количество крупных животных, на которых успешно охотились первобытные люди (особенно явно такое оскудение охотничьих ресурсов проявилось в Новом Свете и Австралии, а также на территории Сахары и в Европе), всё более важное значение для выживания племён приобретало собирательство, а затем — примитивное земледелие и скотоводство.

 

Появились первые достаточно долговременные поселения, и ведение домашнего хозяйства, наряду с собирательством и обработкой земли, стало, как мы теперь выражаемся, более престижным. Соответственно менялось и общее отношение к женщинам, что находило отражение в мифах и верованиях.

Пожилая, опытная, мудрая женщина, умело ведущая хозяйство, имеющая много детей и внуков, стала служить символом благополучия и процветания рода. Отсюда — и обожествление женщины-прародительницы. Такой, по всей вероятности, была первая богиня у многих первобытных (точнее — архаичных) племён и народов.

 

Конечно, у каждого рода и племени, а то и у каждой семьи она имела индивидуальные черты. Но сходства в этих изображениях — в самых разных регионах, при определённом уровне материальной культуры — гораздо больше, чем отличий. Поэтому этот образ с полным основанием можно считать первой Великой Богиней.

 

Рудольф Баландин, «100 великих богов»

paranormalnews.ru