Духовные учителя древней греции. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Духовная культура Древней Греции. Духовные учителя древней греции


ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Религия ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

просмотров - 400

1. ВВЕДЕНИЕ

Существует представление о Греции как о «Золотом облаке» счастливого язычества, о солнечной юности человечества, о блаженной Элладе.

Греческое искусство дает много свидетельств в пользу такого взгляда на античность. Но если эллинский мир дает нам факты светлых солнечных тонов то он же полон черт обратного свойства.

Судя по археологическим данным, мы должны заключить следующее: древнейшие элементы греческих верований были те же, что и у первобытных народов. Это – обожествление явлений природы, тотемизм, фетишизм и культ предков.

Обоготворение природы в скрытом виде обнаруживается в почитании некоторых божеств, с которыми связаны представления натурального характера. Таков Зевс, олицетворявший первоначально небо, Посœейдон – море, Гея – Землю. Вместе с тем, во всœе времена существования греки почитали рощи, отдельные деревья, ручьи и реки. Главой всœех мелких стихийных божеств, нимф, дриад, сатиров, фавнов являлся древний бог Пан, культ которого происходил из Аркадии и существовал задолго до культа великих олимпийских богов. По общему признанию, это был бог местный и пастушеский, изобретатель свирели и покровитель охотников. Существует версия, что его имя «Пан» обозначало совокупность всœей природной жизни, одиннадцатый орфический гимн прямо называет Пана космосом, создателœем мировой гармонии, родителœем всœего. Более поздняя мифология (гомеровских гимнов) делает Пана сыном Зевса, т. е. богом более молодым.

Почитание природы вообще было соединœено с обожествлением отдельных явлений природы. Упомянем, к примеру, о культе деревьев.

О души дремныя безропотных дерев,

Нам сестры темныя – дриады!

И обличья зыбких зелœенооких дев,

Зелœеновейныя прохлады,

Ковчеги легких душ, святилища дерев

Все деревья – жилища дриад, но некоторые породы и отдельные деревья чтились особо. Мы знаем о священном дубе в Додоне и в Аркадии, о священной лавре в Темпейской долинœе, откуда брались венки победителям на пифийские игры, статуэтки Артемиды вешались на деревьях, как и маски Диониса; в Афинах считалось священным масличное дерево, посвященное Афинœе.

Следы культа животных можно проследить до самого позднего времени. Змеи были посвящены Асклепию, и в них, по верованию греков, всœелялись души героев. В Афинском акрополе, в храме Эрехтеяйона жила змея. Превращение богов в животных (Зевса в орла, быка, лебедя, Гермеса и Пана в козла и т. д.), а также посвящение некоторых животных и птиц богам (павлины – Гере, совы – Афинœе и т. д.) могут также указывать на древний тотемизм и на позднейшее слияние старых богов-животных с новыми богами-олимпийцами.

Благоговейное отношение к умершим и связанный с этим культ предков тоже занимает в греческой религии видное место на всœем протяжении ее истории, выражаясь в похоронном ритуале и многочисленных обычаях, связанных с почившими предками.

Здесь видим уже знакомые нам элементы погребального обряда: сожжение вместе с покойником запасов пищи, собак и коней, необходимых ему, и, наконец, пленников.

Микенские раскопки еще подробнее показывают нам заботы греков о предках и их веру в загробную жизнь, подобную этой жизни. Гробницы Микенских царей, обстроенные, как жилища, наполнены всœевозможными вещами, оружием, украшениями, остатками одежды и сосудами, содержавшими когда-то пищу.

Почитание предков получало иногда вид почитания героев. Таким культом является культ Тезея, Кадма, Одиссея и других героев, память о которых с течением времени окружалась всœе более легендарными рассказами, возводя их на положение потомков богов – полубогов (героев).

Наряду с почитанием явлений природы и культом предков греки уже в глубокой древности почитали отдельных богов, выделяя их из общего сонма духов и демонов и наделяя их специальными функциями. Многие боги имели значение покровителœей тех или иных видов земледельческой работы. Богини Дамия и Ауксезия в Эпидавре, Ауксо и Гегемона в Аттике способствовали успешному произрастанию хлебов; Пандроза является богинœей весеннего дождя, Герса – богиня росы, Эрехтей – бог плуга, разбиватель земляных глыб, Кекропс – бог жатв и т. д.

Следующей стадией этого перехода нужно считать ту эпоху, когда стали слагаться великие боги греческого народа – Зевс, Аполлон, Артемида и т. д. – проникая во всœе уголки древнего мира и вытесняя оттуда древних местных богов. Есть очень много оснований полагать, что греческие боги-олимпийцы суть «составные» боги. Все олимпийцы имеют массу прозвищ-эпитетов; анализируя эти прозвища, можно проследить, что прозвище данного бога образовалось из имени местного бога, поглощенного новым. Таково, к примеру, прозвище Зевса Ликийским. Ликос был древним богом света в Аттике; он не мог «устоять» рядом с Зевсом и обратился в его атрибут.

При ознакомлении с духовной культурой Греции также нужно иметь в виду, что в одно и то же время, в одном и том же месте могли существовать различные верования в различных слоях общества.

Развитие греческой духовной культуры осложнялось еще и иностранными влияниями.

Грекам были чужды фанатизм и сознание исключительности, они охотно давали у себя место даже чужеземным богам и культам.

Уже в VI веке до Р. X. Ксенофан сомневался в человекообразности богов, а вместе с тем при римских императорах, уже после Рождества Христова, в Греции наблюдались самые грубые виды культа в низших слоях населœения: поклонение фетишам и даже человеческие жертвы, а вера в гадания, амулеты сохранялась даже в то время, когда империя была официально христианской.

Геродот сообщает в своей истории, что поэты Гомер и Гесиод первыми установили точно греческий пантеон, назвали богов по именам, определили значение и функции каждого и установили культ. Οʜᴎ связали, систематизировали и закрепили те бесчисленные религиозные представления, которые бродили разрозненно среди различных племен Греции, и сделали их бессмертными. Поэмы Гомера и Гесиода – первоклассный источник для изучения греческой религии, но до нас дошли отрывки многих других мифологических систем (теогоний, космогоний), которые иногда значительно разнятся от теогоний Гомера и Гесиода. Помня об этом, остановимся на теогонической системе Гесиода, как наиболее полной, используя в тоже время другие источники.

Читайте также

  • - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    1. ВВЕДЕНИЕ Существует представление о Греции как о «Золотом облаке» счастливого язычества, о солнечной юности человечества, о блаженной Элладе. Греческое искусство дает много свидетельств в пользу такого взгляда на античность. Но если эллинский мир дает нам факты... [читать подробенее]

  • - Духовная культура Древней Греции

    Идеологической основой духовной жизни древних греков были антропоморфный политеизм и мифология. Древнегреческие боги в период классической Греции (V-IV вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Духовная культура Древней Греции

    Поиск Лекций

    Идеологической основой духовной жизни древних греков был антропоморфный политеизм и мифология. Древнегреческие боги в период классической Греции (5-4 вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, на стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов.

    За очень откровенную критику богов существовали наказания вплоть до смертной казни. Так, философ Протагор за книгу "О богах" был осужден на казнь, но спасся, бежав из Афин. Содержанием мифов были деяния богов - Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и др., их борьба с титанами, отношения к героям (Гераклу), простым людям. Греки не относились к вере экстатически. Это придавало деловой характер вере. Богов они воспринимали как реальных существ, связывали с ними свои дела. Каждый грек считал, что родоначальником его рода является какой-либо бог или герой. Так, врач Гиппократ считал себя 17 потомком бога врачевания Асклепия, а потомки Гиппократа еще в течение 200 лет тоже считали себя асклепиадами. Мать македонского царя Александра была из рода гераклидов, что предполагало непосредственное родство с Гераклом. Каждому божеству посвящался храм, где было его изваяние и где хранились подношения. Выдающимися архитектурными шедеврами классического времени являются храмы Парфенон и Эрехтейон на афинском акрополе.

    Древние греки, заимствовав у египтян форму колонн, усовершенствовали их и использовали при строительстве храмов (прямоугольных и круглых в плане с одним или несколькими рядами колонн). Храмы имели портики, богато украшались скульптурой. Скульпторы Скопас, Мирон, Поликлет, Фидий и др. создали неповторимые по уровню художественности произведения.

    Греки - родоначальники театра в его профессиональном понимании. Мировую славу греческой драматургии принесли комедиограф Аристофан ("Осы", "Лисистрата"), автор трагедий Эсхил ("Прометей прикованный", "Персы"), драматурги Софокл("Царь Эдип") и Еврипид ("Медея"). Имея богатую литературу: эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", поэтическое творчество Анакреонта, Сафо, Эзопа, Гесиода и др., греки основали и науку о литературном творчестве.

    Заимствовав у финикийцев принцип фонационного письма, греки создали свою систему обучения грамоте. Считается, что в Афинах, например, грамотным было большинство свободных греков. С 7 до 16 лет мальчики из семей свободных греков получали образование в платных школах, где изучали грамоту, арифметику, музыку, читали тексты Гомера и Гесиода. С 13-14 лет юноши посещали палестры и гимнастические школы. В Афинах существовала академия Платона (с 386 г до н.э. по 529 г до н.э.), ликей Аристотеля, где можно было получить философское (самое широкое в те времена) образование и другие школы.

    Существовали школы ремесленников, школы при храмах. Знание в Греции в отличие от Египта не было сакральным (передаваемым только посвященным). Греки собирали и систематизировали знания, добытые другими народами. Знания финикийцев, египтян, вавилонян и других народов были прикладными. Греки же, заимствовав эти знания, сумели придать им абстрактно-теоретический характер. Они были первыми, кто заложил основы принципиально новой науки - философии, которая долгие времена была основой основ общего образования.

    Философские достижения древних греков связаны с огромным числом выдающихся мыслителей: Фалесом и Анаксагором, Сократом, Платоном и Аристотелем, Левкиппом и Демокритом и многими другими.

    Спортивные занятия и культура тела для греков имели особое значение, т.к. греки были хорошими воинами. Это были первые профессионально обученные воины, дававшие наемников в любые армии. Римляне переняли у греков систему военной подготовки юношества. Особой воинственностью отличались греки-спартанцы. Государство Спарта в Лаконии вошло в историю мировой культуры и военного дела как военнизированное государственное образование, в котором дети с раннего возраста готовились стать доблестными воинами.

    Свое спортивное мастерство греки демонстрировали на многочисленных спортивных играх: Олимпийских, Пифийских, Немейских, Истмийских и других. Греческая культура оказала огромное влияние на развитие культуры других народов.

    Экономический кризис. Во-первых, в это время происходит спад производства. Рим был переполнен людьми, разорившимися или не желающими работать. Большие толпы нищих броди по Риму, предаваясь праздности и лени.. Главный девиз того времени: «Хлеба и зрелищ». Во-вторых, прежняя экономическая система себя уже исчерпала. Происходит переход к феодализму. В результате многочисленных войн завоеванная территория часто становилась частной собственностью. Как следствие - появляются крупные землевладельцы и мелкие, которые еще больше мельчают. Теперь земля – главная собственность и показатель достатка и богатства. Это говорит о том, что античный рабовладельческий строй заканчивает свое существование.

     

    

    poisk-ru.ru

    Сравнительная характеристика культуры Древней Греции и Древнего  Рима. Мировая художественная культура.

      Культура Древней Греции

    БОГИ в образе человека. Грек созерцал свое Божество. Главными богами были Олимпийские боги во главе с Зевсом.

     

    _______________________________________ ЛИТЕРАТУРА греков: мифология, легенды из жизни богов, трагедии, комедии. Знаменитые драматурги: Эсхил, Еврепид, Софокл, Аристофан. Великие ученые: Сократ, Платон, Гомер. _______________________________________

    ЦАРИ: Приам, Перикл, Александр Македонский

    РАЗВЛЕЧЕНИЯ: Олимпийские, Пифийские, Панафинские,Истмийские игры, театральные представления.

     

    АРХИТЕКТУРА: греческие ордера  ( колонны) дорический, ионнический, коринфский. Храмы в антах, простиль, амфипростиль, периптер. Акрополь с храмами богини Ники, Афины Парфенос, Эрехтейоном, пинакотекой. Знаменитые архитекторы: Иктин и Калликрат.

    СКУЛЬПТУРА: Фидий, Мирон, Поликлет, Пракситель, Леохар, Лисипп. Главными в скульптуре были образы богов, в период эллинизма, в живописи – фаюмские портреты (образы юношей и девушек).

    МУЗЫКА:  гимны богам, музыкальное сопровождение во время театральных представлений. Музыкальные инструменты: авлос,арфа, кифара, лира, сиринга, тимпан.

    Главным для греков были красота, искусство, спорт,

     

     

     

    Диктант( по теме:  «Возрождение» )вариант 1Вопросы:

    1. Автор скульптуры «Давид» во Флоренции?
    2. Автор картины «Рождение Венеры»?
    3. Автор картины «Сикстинская мадонна»?
    4. Автор фрески «Тайная вечеря»?
    5. Автор фрески «Страшный суд»?
    6. Автор фрески «Афинская школа»7
    7. Автор портрета «Джоконда»?
    8. Автор картин «Мадонная Бенуа» и «Мадонна Литта»?
    9. Автор скульптуры «Моисей»?
    10. Автор картины «Поклонение волхвов» с портретом автора?

     

    Вариант 2Вопросы:

    1. Город- родоначальник эпохи Возрождения.
    2. На основе какого литературного прозведения Микеланджело создает сцену  «Страшный суд»?
    3. Какие сюжеты отражены в росписях  потолка Сикстинской капеллы?
    4. В каких художественных жанрах проявился талант  Микеланджело?
    5. Кого и что воспевает Рафаэль в образах мадонн?
    6. Какое искусство стало основой культуры эпохи Ворождения?
    7. Какой язык объединял народы Западной Европы в эпоху Возрождения?
    8. Назвать этапы развития эпохи Возрождения.

     

    Культура Древнего Рима

    Римляне позаимствовали богов у древних греков, но главным  был не только Юпитер (Зевс), а также Двуликий Янус.Боги были безликими. Римляне не имели права смотреть на своего бога. В римской религии соединились боги разных племен.

    ЛИТЕРАТУРУ римляне заимствовали у греков, особенно их мифологию. Большое внимание уделялось ораторскому искусству, философии. Великие поэты: Вергилий, Гораций, Овидий.

     ИМПЕРАТОРЫ: Октавиан Август, Юлий Цезарь, Нерон и др.

    РАЗВЛЕЧЕНИЯ: цирковые представления, гладиаторские бои, соревнования конницы, бега на ипподроме.

    АРХИТЕКТУРА:триумфальные арки, аркады, храмы в форме ротонды, Пантеон ( храм всех богов) с куполообразной крышей, акведуки, термы, Коллизей. Изобретен бетон.

    СКУЛЬПТУРА:  образы императоров – скульптурные портреты, конная статуя Марка Аврелия.

     

    МУЗЫКА: сольные пантомимы под музыку.

     

    Главное для римлян – патриотизм, мужество,  железная дисциплина,  подчинение закону.

     

     

     

    ( для учителя)

    Ответы:

    Микеланджело

    Боттичелли Рафаэль Леонардо да Винчи Микеланджело Рафаэль Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи

    Микеланджело Боттичелли

     

     

    Ответы: Флоренция

    Данте, «Божественная комедия», «Ад»

    Библии

    Скульптура, живопись, архитектура

    Святую Марию и материнство

    Античное (Древней Греции)

    Латинский

    Проторенессанс, Раннее Возрождение,Высокое Возрождение.

    mxk-guru.narod.ru