Древняя японская обувь. Гэта и дзори национальная японская обувь
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Японская традиционная обувь. Древняя японская обувь


Гэта и дзори национальная японская обувь

японская национальная обувьНациональная японская обувь за всю свою историю становления и развития, претерпела ряд больших изменений. Огромное влияние западных тенденций на развитие экономической и политической ситуации в стране, коренным образом повлияло и на внешний облик японцев, которые стали постепенно отходить от своей традиционной одежды, заменяя ее более европеизированным стилем.

На сегодняшний день европейские фасоны одежды наводнили шкафы каждого современного японцы. Узнать японца по походке можно теперь только на различных карнавалах и праздничных шествиях, приуроченных к национальным праздникам.

В чем отличительная черта походки японцев? Все дело в обуви. Национальная японская обувь, довольно необычная и специфическая для европейца, в современной Японии перестала использоваться для повседневной носки, не выстояв конкуренции с удобной и комфортной обувью европейских моделей.

Обувь в Японии

Одна лишь японская тенденция в мире обуви остается без изменений – никто не может похвастаться такой регулярной и частой сменой обуви, как жители японских островов. Для каждого случая у японца есть своя определенная обувь.

Для хождения по улице жители Японии надевают дзори или гэта, которые в течение нескольких столетий являются необходимым атрибутом гардероба. Входя в дом, японцы переобуваются в мягкую обувку, которая называется суриппа. Идя в уборную, японец снова сменит обувь, и наденет специальные шлепанцы. Для посещения святынь и храмов применяется отдельная обувь.

История формирования обуви японца также необычна и интересна, как сама японская культура. Изначально дзори являлись универсальной обувью, которая подходила под любую одежду, и обувалась на все случаи жизни.

Гэта – специфическая обувь, называемая скамеечкой. Гэта представляет собой деревянную платформу, которая помещается на двух брусках дерева. Крепится такая конструкция к ноге с помощью специальных тесемок или веревочек, которые продеваются между большим и указательным пальцами.

В такой обуви невозможно было сделать широкий шаг, поэтому все японки ходили маленькими шагами, создавая эффект парения в воздухе. Именно такая походка являлась единственно приемлемой для японской женщины.

Форма и другие особенности обуви гэта

Несколько веков назад для изготовления гэта использовалось дерево.обувь гэта Несмотря на специфическую конструкцию, из которой, казалось, невозможно сделать что-то большее, гэта имела несколько стилевых разновидностей. Гэта могут иметь круглый носок, который носили, предпочтительно, пожилые люди и служители храмов, и гэта с прямоугольным носком, который носили представители среднего возраста.

Есть и другая разновидность гэта – номэри, которая отличается наклоном носка вперед. Такая обувь особенно цениться у эстрадных звезд и представителей творческих профессий.

Гэта имела не только разную форму носка, но и материал, который применялся для отделки обуви. Материал отличался от социального сословия человека, а также от времени года.

Гэта для мужчин имела менее эстетичный вид, нежели женские модели, но отличилась высоким качеством древесины, которая относилась к благородным породам дерева, а поверхность гэта украшалась резьбой из затейливых узоров. Женские модели, используемые для торжественных случаев, украшались парчовой тканью, и по своему внешнему виду очень походили на современные сланцы.

В зимний период, или для жителей горной местности, такие гэта делались значительно выше, чтобы уберечь ноги от холода. Сегодня современная японская женщина предпочитает носить на работу удобные сандалии из мягких материалов.

Дзори – своеобразная модель сандалий

Характерная черта дзори – отсутствие каблука, но наличие утолщения подошвы в области пятки. Дзори – один из самых комфортных видов обуви, обуваемый для ежедневной носки. Для изготовления дзори используется солома, кожа, различные синтетические материалы, например, винил.дзори

Сегодня на улицах Японии уже не встретишь девушек и женщин, ходящих мелкой, шаркающей походкой. Японцы очень любят и уважают свои традиции, поэтому традиционная японская обувь является обязательной к надеванию во время различных религиозных обрядов, в частности, но обряд наступления совершеннолетия, которое наступает в Японии в 20 лет. Надевается такая обувь для прохождения обряда бракосочетания, и деятелями сцены и кино.

Видео: Изучение японских цифр

www.jtheatre.info

Обувь традиционная японская

Купить традиционную японскую обувь >>

Красочные, многослойные, своеобразного фасона традиционные японские наряды удивляют, восхищают и завораживают. Но, обычно, под всем нагромождением тканей, особенно в длинных церемониальных одеждах, совсем незаметна обувь. Но ведь они-то во что-то обуты – не босые же ходят. И действительно, у жителей Японии в процессе формирования традиций костюма параллельно складывались обувные обычаи.

Самурай обутый в варадзі.Нам сложно было бы судить, как выглядела одежда и обувь в те далекие времена до изобретения и распространения фотографии, если бы не изобразительное искусство. Благодаря серии гравюр с изображением самураев известного японского художника Утагава Куниёси можно увидеть, что благородные господа самурайского рода обували в нечто, похожее на наши лапти, – варадзи.

Варадзи и варадзори

Главной особенностью японской традиционной обуви является способ ее удерживания на ноге – при помощи петли, которая выходит из подошвы между первым (большим) и вторым пальцами ноги, и продетыми через эту петлю ремешками ханао (яп. 花緒), закрепленными обратно в подошве по обе стороны ступни. Точно также удерживаются на ноге плетеные варадзори (яп. 草履, «соломенная обувь»).Передняя петля для ханао размещена по центру овальной подошвы, из-за чего обе подошвы одинаковые и не делятся, как мы привыкли, на правую и левую. Традиционное размещение петли близко к краю подошвы, обусловливало, что пальцы ног нависали спереди над носком варадзори, а стандартная длина обуви – что аналогично могла свисать и пятка. Изготовлялись  варадзори из льняных волокон, рисовой соломы, лубяных волокон, полосок хлопковой ткани и др. Такая обувь очень быстро изнашивалась. Срок ее жизни был – несколько дней, поэтому приходилось всегда иметь достаточный ее запас. Утешали лишь легкость и простота изготовления и доступность и дешевизна материала. В основном, варадзори носили простые люди. Их было легко и удобно одевать и снимать, что было очень важно в условиях японской традиции не входить в обуви в дом.

Путешественники, монахи, самураи, торговцы, в общем, те, кому приходилось много передвигаться, предпочитали другой вариант обуви – соломенные сандалии варадзи (яп. 草鞋). У них подошва более надежно крепилась к стопе при помощи боковых двух или трех пар петель ти, дополнительной петли на пятке с бантом каёси и длинных ремешком о вместо ханао, которые продевались в петли и пяточный бант и шнуровались вокруг ноги. Варадзи с четырьмя петлями (двумя парами) назывались ёцудзи, с шестью – муцудзи. Способы завязки у разных слоев населения были различны, и по ним можно было отличить социальный статус владельца.

Для увеличения срока службы соломенной обуви, ее подошву часто подшивали кожей или сложенным жгутом из соломы или пеньки, который, в свою очередь, тоже мог быть усилен куском кожи в задней пяточной части или даже металлической накладкой.

Носить такую обувь было не очень приятно. Чтобы добавить комфорта, носочная петля и ремешки ханао обворачивались бумагой, хлопковой тканью, бархатом и даже кожей. Женщины использовали для  ханао-футляров красный или другие яркие цвета. Мужчины – приглушенные (синий, коричневый, черный). Но лучше всего защищали кожу ступней от трения ремешков носки.

Таби

Совершенно понятно, что для обуви, у которой крепление к ноге проходит между пальцами, нужны специальные носки с отдельно выделенным большим пальцем, что-то вроде варежек для ног. Такие носочки, с дополнительно уплотненной нижней частью, называются таби (яп. 足袋). Их носят не только с соломенной обувью, но и с другими традиционными видами.

Шьют их с хлопковой, атласной или шелковой ткани. Подкладка их делается из хлопка или фланели (утепленный вариант). Изначально они неплотно обхватывали ногу у щиколотки и завязывались сверху веревочками, но впоследствии сложилась современная форма с разрезом и креплением сзади для плотной посадки на ноге.

Мужчины используют таби белого, синего, черного цвета. Белые шелковые – непременный атрибут самого строгого дресс-кода, кстати, не только мужского, но и женского. Цветные таби носят в неофициальной обстановке, но с белой нижней частью. А вот полностью черные предназначены для профессионального использования – артистами в традиционном японском театре, будока (занимающиеся боевыми искусствами, будо) на тренировках, рабочими в особо загрязненных условиях.

Женские таби, за исключением белых официальных, могут быть всевозможных расцветок, с узорами, рисунками, вышивкой или с использованием нетрадиционных материалов – кружева, велюра, кожи.

Для ношения совместно с соломенной обувью существуют таби с дополнительно защищенными областями под пальцами ног и под пяткой.

Существует еще один вариант таби – джика-таби (яп.  地下足袋, англ. Jika-tabi, "соприкасающиеся с землей таби "). Их уже нельзя назвать носками, поскольку прикрепленная мягкая резиновая подошва делает их обувью для улицы. Раньше они использовались как удобная рабочая обувь, но в последнее время на них распространилась мода в молодежных кругах.

Гэта

Следующий вид традиционной японской обуви – деревянные гэта (яп. 下駄), на высоких каблуках или платформе. Вообще-то, нельзя сказать, что они – чисто японское изобретение. Еще в Древней Греции актеры театра выступали на сцене в обуви на высокой платформе, котурнах. Позже в турецких гаремах тоже использовались высокие платформы, полностью напоминающие гэта. А в Китае привязанные к ногам дощечки на высоких ножках использовались для работы на затопленных рисовых полях. Именно через Поднебесную и попали гэта в Японию. Но только здесь они широко распространились и используются до сих пор.

  Сначала они применялись как рабочая обувь на тех же рисовых полях. Высокие гэта оказались удобны при сборе плодов с деревьев или морских водорослей на побережье. Также оказалось, что и в ненастную погоду в них очень даже неплохо – и ноги не промокают, и подол кимоно остается чистым. В результате, хотя гэта в Японии и относятся к неофициальной обуви, но они до сих пор пользуются здесь популярностью и представлены в разных видах.

Самым традиционный вариант - хиёри-гэта. Прямоугольная дощечка на двух других тонких дощечках-каблуках ха (яп. 歯, «зубах», как принято их называть). Передний зуб отстоит от края гэта значительно дальше чем задний от своего края. Подошва прямоугольной формы, у стариков могут быть округлены углы. Дополняются специальными съемными колпачками на носок для защиты от ненастья. В основном, используются мужчинами.

Мужчины также носят кири-гэта той же прямоугольной формы, но или полностью без зубов или с маленьким вырезанным каблуком. Сукэроку-гэта без зубов с толстой наклоненной вперед подошвой округленной формы используются актерами театра Кабуки.

Юкон-гэта – это уже почти обычная обувь, овальной формы и с небольшим цельнорезным каблуком.

Гейши и их ученицы майко используют поккури-гэта на высокой до 20 см платформе и срезанным передним нижним углом.

 

В японии существую и другие, более экзотичные, разновидности гэта, например, на очень высоких зубах (выше 30 см) нибонха-аши с двумя зубами и самбонха-аши с тремя. В них гейши передвигаются уже только с посторонней помощью.

Или тэнгу-гэта с одним зубом по центру стопы. Они требуют особой сноровки при использовании.

Деревянные гэта украшают не только ремешками ханао, но и покрывают лаком, разрисовывают, обтягивают кожей или парчой. Их очень часто используют на босую ногу с летним неофициальными кимоно юката.

Дзори

Японские дзори (яп. 履, обувь) традиционно на плоской подошве без каблука, овальной или прямоугольной формы (в женских подошва может быть в виде платформы). В них используется покрытие камышовое или тканевое. Удерживаются на ступне при помощи ремешков ханао, белого или черного цвета у мужских дзори и красного у женских. Производят их из разных материалов – от дешевых (ткань, солома) и до дорогих (лакированное дерево, парча). Или от традиционно используемых (бамбук) и до современных (пластик). Дзори из дорогих материалов вместе с белыми таби входят в комплект официальной одежды. Кимоно одевается только с дзори. Их обувают не только вместе с вафуку («традиционная одежда»), но и с современной одеждой, особенно если в обуви использованы неформальные элементы и материалы.

В отличие от гэта, которые вне пределов Японии признаются неудобными, дзори такой дурной славы не имеют. Их разновидность, пляжные дзори с каучуковой подошвой, после второй мировой войны американскими солдатами была вывезена в США, где, сначала там, а затем и в остальном мире, завоевала популярность и сейчас известна у нас как «вьетнамки».

Япония. Камакура. Молодожены в традиционных костюмах.

tairoom.ru

Японская традиционная обувь. - О Японии

Голосовать 9 сентября 2012 года в 11:39 | 12953 просмотра | 4 комментария

Гета.

Гэта – традиционная японская обувка, весьма неудобная по меркам европейцев, однако, японцы в ней не один век ходили, бегали, воевали – словом, вели активный образ жизни и ничуть не смущались "неудобностью". Внешне гэта выглядят следующим образом: деревянная платформа покоится на двух поперечных брусочках, которые в зависимости от надобности могут быть довольно высокими. На ноге всё это крепится посредством двух шнурочков, протянутых от пятки к передней части гэта и проходящих между большим и вторым пальцами. Форма гэта была одинаковой для обеих ног, т.е. сверху они напоминают самые обычные прямоугольники.

Японская традиционная обувь.

В Японию гэта проникли, как водится, из Китая и первоначально носились в среде буддийских монахов и простонародья, что легко объяснимо: в силу особенностей национального сельского хозяйства, в гэта на высокой танкетке чрезвычайно удобно культивировать рис, а также снимать плоды с деревьев (для этого использовалась самая высокая танкетка), собирать дары моря, ну и передвигаться в дождливую погоду и слякоть. И только с течением времени гэта стали носить и аристократы, разумеется, эти гэта были не чета простонародным и украшались самым различным образом, в частности, женские гэта покрывались позолоченной парчой, украшались различными рисунками и колокольчиками. Мужская обувь была более сдержанной в этом плане и тут основное внимание уделялось выбору породы дерева, наносимой на поверхность резьбе и лакировке. Разумеется, столь специфическая обувь откладывала свой отпечаток на походку и до сих пор, нося нормальную (для нас с вами, разумеется) японцы шаркают, приволакивают ноги и косолапят, т.к. именно эти качества культивировались гэта на протяжении множества столетий. Внесли гэта свою лепту и в понимание прекрасного у японцев – опять - таки не один век привлекательной считалась мелко семенящая походка у женщин, что в свою очередь привело к культу "маленькой женской ножки", ради чего множество женщин шли буквально на адские муки. Зато, например, куртизанки могли доставить особым своим клиентам особое же удовольствие, демонстрируя им свои маленькие ступни. При всём своем кажущемся однообразии гэта могут многое сказать о своём владельце: социальное положение или род занятий. Например, гэта со скруглёнными углами носят священнослужители; номэри гэта (гэта, наклонённые вперёд) любят актёры, а классические гэта строгой прямоугольной формы носят мужчины средних лет (мужчины более зрелые носят ту же форму гэта, что и священнослужители). Женские же гэта чётко указывают на возраст их обладательницы, правда, в настоящее время японки чаще всего носят дзори;) Современные японцы предпочитают в большинстве своём европейскую обувь, а гэта обувают только на традиционные действа вроде Праздника совершеннолетия или в храме. Также гэта до сих пор носят гейши и люди искусства, которым по долгу службы необходимо носить традиционные одеяния. И тем не менее, нет-нет, да и прошествует сквозь вечно спешащую куда-то толпу строгая obasan в кимоно, мерно шаркая гэта.Первые изображения гэта на свитках с рисунками относятся к Х веку нашей эры. В начале XVIII века с появлением новых инструментов, гэта перешли в массовое производство. В то время они стали модной обувью в Эдо (Токио). Их оформление становилось все более затейливым, и Сёгунат, орган который наказывал простых людей за излишнее внимание к собственному внешнему виду, даже запретил ношение покрытых лаком моделей. Сначала гэта носили только простолюдины: в высокой обуви было удобно снимать плоды с деревьев, передвигаться по мокрой земле и пр. Со временем сандалии на деревянной подошве стали носить и представители высших сословий. Их обувь мастера украшали золотой парчой, росписью, резьбой, колокольчиками.Со временем сформировалось четкое разграничение типов гэта – сандалии с закругленными углами носили священнослужители и зрелые мужчины, классические прямоугольные – мужчины средних лет, наклоненные вперед – актеры. Женские модели четко указывали на возраст их обладательниц. Гэта были основной обувью японцев в течение нескольких веков. Самое большое количество пар было реализовано в 1955 году – 93 миллиона. Примерно с этого же времени в Японии начала распространяться европейская обувь, а популярность гэта стала угасать. В настоящее время их обычно надевают в храмы и на традиционные праздники. Также гэта носят гейши и люди, должность которых обязывает ходить в традиционном костюме.Японская традиционная обувь.Японская традиционная обувь.Виды гета:Тагэта – самые древние гэта эпохи Яёй. Их носили японские крестьяне, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Существование тагэта является опровержением теории о том, что этот вид обуви изначально появился в Китае.Янаги - гэта – ивовые гэта для неторжественных случаев, которые носили японские гейши в конце XVII века. Платформа - скамеечка на двух "зубах" имеет округлую форму.Поккури - гэта (коппори -гэта) – роскошно декорированные гэта с полой подошвой из древесины павалонии, предназначенные для гейш, майко, гэйко, кабуро и камуро. Имеют платформу высотой от 10 до 20 см, скошенную под носком. Высота разновидности поккури – окобо - гэта – от 7 до 11 см.Кири - гэта – мужские гэта темных цветов без каблуков или с небольшими "зубами". Могут иметь полузакрытый верх.Хиёри - гэта (тошихиса - гэта) – парадная мужская обувь на двух тонких "зубах". Гэта этого типа могут быть обтянуты кожей или иметь съемные носки, защищающие от влаги.Сукэроку - гэта (фунагата) – гэта актеров японского театра Кабуки с округлой подошвой – "лодочкой" и одним высоким "зубом".Тэцу - гэта – железные гэта, предназначенные для тренировок воинов сюгэндо (ниндзя, ямабуши). Чтобы ноги не разъезжались, сандалии скреплялись между собой цепью.Сукээто – гэта – гэта на лезвиях или железной проволоке для катания на льду.

Дзори

Помимо гэта в повседневный обувной гардероб средневекового японца входили ещё и дзори, каблука у них не было, а изготавливались дзори не только из дерева, но и более мягких материалов: кожи, соломы, а в современности и из винила, например. Еще одной немаловажной особенностью дзори было то, что они делались отдельно для правой и левой ног. Дзори мужские и женские обычно плетут из высушенной травы игуса, которая обладает бактерицидными свойствами, а также делают из кожи, цветного шелка или шелковой парчи, современных искусственных материалов. Ближайший родственник дзори (или полностью вара-дзори) - это наши русские лапти. Обувь простых крестьян, изготавливаемая вручную. Как и у нас, японцы изначально плели дзори из соломы - получалась безумно дешевая и легкая обувь.Только в отличии от русских лаптей, это обычные шлепанцы. Позже, в солому начали вплетать ткань, что позволило делать дзори различных расцветок и придать им больше индивидуальности. Поначалу крестьяне делали себе комплекты этих сандалий для дома и для сада. Позже появились дзори и для работ в поле. А когда были основаны первые большие города, башмачники наладили производство дзори и для городских жителей.Японская традиционная обувь.

Таби

Японская традиционная обувь. Обувь для традиционных японских видов единоборств (будо) называется таби. Таби шьются из прочного плотного хлопка, с разделением для большого пальца. Подошва таби обычно изготавливается из мягкой резины, чтобы можно было использовать их для улицы, либо из замши или хлопка - для занятий в спортивном зале.Изначально, таби были традиционными японскими носками. Отличительными особенностями носков таби являются высокий голеностоп и разрез между большим и остальными пальцами. Таби также входит в традиционный костюм наряду с кимоно и другой вафуку. Носки таби чаще шьют белого цвета; таби белого цвета непременный атрибут официальных мероприятиях, таких как чайная церемонии. Мужские таби для путешествий могут быть синими или черными. Таби также называют ниндзя шуз ( ninja shoes), так как когда-то таби носили Японские самураи и ниндзя, позже эта обувь стала использоваться во всем мире для занятий восточными единоборствами, но теперь каждый может ощутить её удобство и комфорт. В Японии эта обувь популярна, как и много веков назад. Благодаря современным технологиям модельный ряд ниндзя шуз существенно расширился и мода на обувь с отдельным большим пальцем распространилась по всему миру.Японская традиционная обувь.

Вы можете также прочитать статью:Гета

 

Над материалом работали

Inessa Кегли: Статьи о Японии Похожие материалы:1. Прически отаку - яркое самовыражение2. Эрогуро. Как вид литературы и искусства?

animekun.ru

Национальная японская обувь

традиционная японская обувьЯпонская обувь может похвастаться достаточно богатой историей. Несмотря на то, что сейчас большинство жителей Страны восходящего солнца носят туфли, кроссовки и прочие европейские предметы обуви, традиционная обувь никуда не пропала.

Началось же все с того, что некоторые виды обуви были заимствованы из Китая. Пару тысяч лет назад именно Китай был самым развитым азиатским государством. Нет ничего удивительного, в стремлении японцев воспользоваться местными технологиями в своих интересах. Тогда же обувь начали строго делить на: открытую и закрытую.

Обувные традиции Японии

Ниже представлен список японских традиций, связанных с обувью:

- Входя в дом, обувь нужно снимать. Японцы, как и россияне, очень сильно удивляются, когда видят европейцев и американцев, которые могут не снимать обувь практически целый день и перемещаться в ней по жилому помещению. Для чистоплотных жителей Страны восходящего солнца такое неприемлемо, в результате чего обувь принято оставлять у двери.

Входя в дом, обувь нужно снимать

- Чистота и опрятность – это важно. Вам придется сильно постараться, чтобы найти в Японии человека, который готов ходить в грязной или откровенно потрепанной обуви. Как правило, местные жители регулярно чистят предметы своего гардероба и заменяют их чем-то новым, когда требует ситуация.

Чистота и опрятность – это важно

- Обуви должно быть много. У японцев достаточно много обуви. Например, в гостях человеку могут предложить мягкие тапочки (суриппа), но идя в уборную, он должен будет переобуться в специальные шлепанцы. Также не принято приходить на торжественные мероприятия в повседневной обуви, а для посещения священных храмов и вовсе имеется отдельная пара, которую не надевают в иных случаях. В итоге, в гардеробе среднестатистического японца может быть не один десяток пар обуви.

суриппа

- Национальная обувь актуальна только по праздникам. Учитывая тот факт, что традиционная японская обувь (о ней речь пойдет чуть ниже) не очень-то удобна, ее принято одевать только во время праздников. В сочетании с кимоно и другой аналогичной одеждой, она выглядит крайне привлекательно.

традиционная японская обувь

Примеры японской обуви

Хочется выделить три наиболее популярных модели японской обуви:

- Гэта. Такая обувь представляет собой доску, подобранную под размер ступни, в основании которой крепятся два бруска. Для закрепления на ноге используется тесемка/веревочка, продеваемая между большим и указательным пальцем. Именно благодаря постоянному ношению такой обуви, у японских женщин на протяжении многих веков была специфическая «летящая походка». Дело все в том, что гэта не позволяет сделать широкий шаг без дополнительных усилий, в результате чего, женщины двигались очень плавно, и со стороны казалось, будто бы они парят над поверхностью земли.

Обувные традиции Японии

- Поккури. Обувь такого типа обращает на себя внимание благодаря высоте платформы (от 7 до 12 сантиметров) и экстравагантному по европейским меркам дизайну. Вообще, поккури никогда не были особо популярной обувью. Их носили исключительно майко – девушки, которые в будущем должны стать гейшами. Подобная обувь все еще производится в Японии, но стоит очень дорого и используется исключительно во время разнообразных церемоний. Следовательно, встретить на улицах Токио или любого другого города девушку в поккури практически невозможно.

Обувные традиции Японии

- Дзори. Эта модель не подразумевает наличие брусков-каблуков. Тем не менее, подошва здесь не прямая – в области пятки присутствует ощутимое утолщение. Было решено отказаться и от использования древесины в процессе производства обуви. Ей на смену пришла кожа, а в дальнейшем резина и прочие синтетические материалы. А вот техника крепления к ноге осталась без изменений. Сейчас японцы не носят такую обувь каждый день, но надевают, когда проходят обряд посвященный совершеннолетию.

Дзори

На заметку: приобретайте недорогую и удобную обувь на сайте www.дешевая-обувь.рф. Здесь вы найдёте богатый ассортимент мужской, женской и детской обуви по доступной цене.

<Японская культура в ландшафтном дизайне

Японское искусство благовоний>

viewout.ru

История японской обуви - Самурайкин

Японская обувь Поговорим немного о японской традиционной обуви.ТэгетаСовременные японцы являются в настоящее время исключением в том, что сумели сохранить традиции и культуру своего народа практически без изменений. Японская молодежь сейчас, конечно, редко носит кимоно и юката, также как традиционную обувь: гэта или дзори. Хотя стоит возвратиться всего на полвека назад, и эта одежда была самым привычным обликом японца. Однако даже сегодня, на улицах мегаполисов можно обнаружить некие элементы традиционного костюма. Японку или японца можно легко узнать по уникальной обуви и легкой, семенящей походке. Нигде в мире люди так часто не меняют обувь как в Японии. На улице японцы носят гэта или дзори, при входе в дом одевают суриппа. И даже для посещения ванной есть специальные шлепанцы. Один из первых предков традиционной японской обуви – тагэта. Появились они более 2000 лет назад. Использовали их крестьяне, чтобы не погружаться ногами в грязь при посадке риса. Самая первая обувь имела вид обычных дощечек чуть больше ступни, веревочки для ног продевали в отверстия в основании дощечек. Вскоре тэгета сменились варадзи – соломенными сандалиями, которые лучше было снимать при входе в дом. Такую обувь носили все, начиная от простых крестьян и заканчивая младшими чинами. Они были легки, удобны и недороги в изготовлении. Именно от них пошли современные дзори. Чтобы поточнее описать дзори нужно представить себе сандалии без каблука, но с утолщением к пятке. Придерживаются они ремешком, проходящим между большим и вторым пальцами. Сейчас это излюбленная обувь для повседневной жизни и, конечно, же неизменный атрибут национального костюма. Современные тэгета – это гэта, обувь-скамеечка. Японка, обутая в гэта, передвигается маленькими, шаркающими шажками. ГэтаИ все это из-за необычной конструкции: деревянной платформы, которая лежит на двух вертикальных брусочках, установленных на некотором расстоянии друг от друга. Женские гэта – настоящие произведения искусства, украшенные вышивкой, бисером, отделанные бархатом. Еще одна разновидность гэта – поккури, сделанные специально для будующих гейш. Бывают разной высоты от 7 до 11 см. На передней части таких вот гэта располагали бубенчик и каждый шаг сопровождался мелодичным звоном. Встречается еще одна специфическая разновидность гэта – трехзубцевые. Их носили японские куртизанки – ойран. Современные японцы многое переняли у Запада и многих можно сейчас встретить в туфлях. Но вот традиция снимать обувь у порога дома осталась. Японская обувь призвана улучшить здоровье ног, ее легко надеть и также легко снять.   ДзориПоккуриУвабаки - сменная обувь для школьниковЦарануки - обувь военачальниковисточник

samuraikin.livejournal.com

Японские «шлёпанцы» гэта | Изюминки

Японские «шлёпанцы» гэта

Гэта — один из самых древних видов японской обуви. Когда именно «скамеечки» вошли в обиход — сказать сложно, но остатки деревянных обувок и каменные модельки находят в некоторых захоронениях периода Кофун, т.е. III-VI в.в.

Японские «шлёпанцы» гэтаВот, например, вырезанная из камня модель гэта (примерно 12 см длиной), найденная в захоронении Кагамияма на территории нынешней префектуры Киото.

Утверждают, что изначально гэта использовали для работы в полях. Но потом приспособились и просто гулять в этом, а также красоваться и выпендриваться.

За прошедшие века и даже тысячелетия дощечка с поперечинами многократно видоизменялась под разные нужды и потребности носителей.

Раз уж гэта были придуманы для работы в поле, то вот вам несколько вариаций так называемых «тагэта» (полевых гэта).

Японские «шлёпанцы» гэтаХлюпать по рисовому полю и не тонуть в жидкой грязи — основная цель подобных конструкций.

Японские «шлёпанцы» гэтаВариация на ту же тему.

Или так:

Японские «шлёпанцы» гэта

Поскольку «тапочки» эти не отличались изяществом и лёгкостью (особенно в сочетании с налипшей на них грязью), частенько к ним прилагались верёвочки для управления.

Японские «шлёпанцы» гэтаПримерно так.

Модификацией этих рабочих тапок можно считать обувь для работы в глубоких, но не топких местах. В море, например.

Японские «шлёпанцы» гэтаТак называемые «нори-гэта» (нори знаете, да? суши в них заворачивают, водоросли такие). Камешки на нижней части, чтобы не всплывали.

Такие же конструкции использовались и при строительстве мостов, тем более, что высоту можно было сделать практически любой (в пределах разумного, конечно).

Японские «шлёпанцы» гэтаОбувь со встроенной стремянкой. Утверждают, что высота «стремянки» варьировалась от 30 см до 1 метра. Как на них забирались, неизвестно. Наверное, лестница прилагалась.

Японские «шлёпанцы» гэтаВариация на тему нори-гэта. Если у вас прохудилась пара вёдер — не выбрасывайте, пригодится.

Ну, а обычные прогулочно-общецелевые гэта выглядят так (вдруг кто не знает?):

Японские «шлёпанцы» гэтаДощечка либо прямоугольной, либо овальной формы с двумя поперечинами-«каблуками» и лямками, в которые и вставляются ступни.

Интересно, что древние гэта делались на правую и левую ноги отдельно:

Японские «шлёпанцы» гэтаОстатки деревянных гэта из захоронения времен Нары (8й век).

Но уже к периоду Хэйан перестали этим баловаться и вырезали одинаковые дощечки на обе ноги с симметричными дырками для лямок.

Новые гэта не различаются на правый и левый тапок, но в процессе носки лямки слегка вытягиваются по форме ног, а «каблуки» стачиваются в зависимости от особенностей походки, и гэта начинают различаться.

Верхняя прямоугольная двухкаблучная модель — наиболее универсальна. Такое носят и девочки, и мальчики всех возрастов. И на работу, и на праздник.

Высота «каблуков» вариьироваться может очень широко. От полного отсутствия (как на тагэта) до полуметра и выше. «Каблуков» также может быть и два, и один, и три.

Японские «шлёпанцы» гэта«Однозубые» гэта, также называемые «тэнгу-гэта» (тэнгу — это такой очень длинноносый герой местной мифологии).

Японские «шлёпанцы» гэтаВариации высоты однозубых гэта. Это, так сказать, среднее, для обычного потребителя.

А вот модели для духовно-развитых:

Японские «шлёпанцы» гэтаОбувь буддийских монахов. 60 см, говорят, для особой духоподъёмности.

Кстати, о монахах. Образец обуви, хранящийся в храме Кйомизу-дэра в Киото:

Японские «шлёпанцы» гэта

Утверждают, что это принадлежало монаху Бэнкэю, герою времён очень позднего Хэйана. Железные гэта, весом 12 кг каждая тапочка. Желающие ныне могут попробовать примерить и походить.

Тоже для духовно-развитых, но в другой области:

Японские «шлёпанцы» гэтаТрёхкаблучная вариация гэта для высокоранговых проституток типа таю и ойран. До 30 см высотой.

Более скромная вариация женских гэта, для молодых знатных девочек и девушек:

Японские «шлёпанцы» гэтаЭто, конечно, современная модель, но мало отличающаяся от более ранних. Такое обычно носят девочки на праздновании 3-5-7.

Побогаче модель:

Японские «шлёпанцы» гэта

Модели примерно такой же высоты, но без рисунка и с бубенчиком, встроенным в носовую часть, носят майко (ученицы гейш) Киото. Такое называется «поккури» (имитация издаваемого при ходьбе звука) или «окобо».

Вот ещё модель рабочих гэта, хотя и довольно специфическая:

Японские «шлёпанцы» гэтаКоробочкой и с оплёткой из рисовой соломы, чтоб не стучало. Это «бутай-гэта», в которых ходят по сцене головные артисты кукольного театра бунраку. Те, которые носят куклу и исполняют её роль. Всякие вспомогательные артисты, заведующие движениями ног-подолов-хвостов и прочих второстепенных деталей носят на сцене плетёные из рисовой соломы вараджи, чтобы быть заведомо ниже головного артиста.

Японские «шлёпанцы» гэтаПримерно так это выглядит изнутри.

Обратите внимание: традиционные японские гэта имеют строго горизонтальную ровную поверхность. Но в начале XX-го века европейские тенденции проникли и в эту область. И гэта начали приобретать плавные изгибы по форме ступни.

Японские «шлёпанцы» гэтаЭто уже европейское влияние. Хотя тапки по-прежнему «на одну ногу».

Затейливая вариация столетней давности:

Японские «шлёпанцы» гэтаГибрид, так сказать. И такое было.

В начале 20го же века гэта принимали участие в зимних олимпийских играх. В качестве беговых коньков, да.

Японские «шлёпанцы» гэтаЧтобы не терялись в процессе, их ещё и верёвочками подвязывали к ногам.

Японские «шлёпанцы» гэтаТоже коньки. Видимо, особо сбалансированные.

Более практичная и удобная модель гэта на мокрое и холодное время:

Японские «шлёпанцы» гэтаС покрышкой на носовую часть и меховой оторочкой.

Это тоже, говорят, появилось под европейским влиянием:

Японские «шлёпанцы» гэтаОснова — как у гэта. Но лямок уже нет, одна перемычка через всю ступню. Такие тут очень популярны в онсэнах и в качестве туалетных тапок.

Ну, а в наше время гэта бывают всякие. Традиционные по-прежнему в ходу, за исключением разве что тагэта и нори-гэта. Сейчас для работы в поле и в море есть способы и поудобнее. И коньки с гэта тоже мало кто пользует.

Фотографии современных гэта разных видов и дизайна.

Японские «шлёпанцы» гэтаВот такая художественно-зубчатая красотень.

Японские «шлёпанцы» гэтаПодобное тоже с какой-то стороны может считаться гэта. Вполне себе в рамках традиции, только более нарядненькое и со стразиками.

Японские «шлёпанцы» гэтаЭто — так и вовсе почти традиционное.

Японские «шлёпанцы» гэтаТоже практически никакой экстравагантности.

Японские «шлёпанцы» гэтаМодификация туалетных тапок, но с изгибом. Говорят, для здоровья полезно.

Вообще, тема ортопедических гэта чрезвычайно популярна.

Японские «шлёпанцы» гэтаВот таких, например.

Говорят, это растягивает мышцы задней поверхности ног, что способствует их (ног) стройности и здоровью. Профилактика варикоза, опять же.

Японские «шлёпанцы» гэтаВариация на ту же тему.

Японские «шлёпанцы» гэтаМодель «кролик».

Японские «шлёпанцы» гэтаПоперёк тоже можно. Из бамбука.

Японские «шлёпанцы» гэтаНа все пять пальцев тоже, говорят, полезно. Врастопырочку.

Японские «шлёпанцы» гэтаМодификация на тему. Модель называется «Кяри». Явно инспирировано стилем популярной поп-певицы Кяри Памю-Памю.

Кстати, о певицах.

Японские «шлёпанцы» гэтаТуфли, выполненные японским дизайнером обуви Норитака Татэхана для Леди Гага.

Японские «шлёпанцы» гэтаУтверждается, что идеей для этого креатива послужили именно гэта.

Японские «шлёпанцы» гэтаТоже креатив. Но на фоне предыдущего довольно скромненький и даже традиционный.

Японские «шлёпанцы» гэтаТоже типа гэта. Эти точно сами не свалятся.

Японские «шлёпанцы» гэтаДля духоподъёмности на современном этапе.

Ещё дизайнерские гэта:

Японские «шлёпанцы» гэтаС перьями. «Феникс» называются.

Японские «шлёпанцы» гэтаС мехом.

Японские «шлёпанцы» гэта«Тэнгу». Это, кажется, носить не предполагается в принципе.

Японские «шлёпанцы» гэтаИ это тоже не для носить, а для красоты. Поставить и любоваться. Пыль только смахивать периодически.

Японские «шлёпанцы» гэтаА это даже для носить. Гэта от компании «кико ашиато».

Вся примочка — в оставляемых следах.

Японские «шлёпанцы» гэтаПод котика.

Японские «шлёпанцы» гэтаВ определённых кругах должно пользоваться бешеной популярностью.

Японские «шлёпанцы» гэтаДа-да, это тоже гэта. Удобно же: надевать можно с любой стороны. Способствует, говорят, развитию чувства равновесия и здоровью нижних конечностей.

Читайте также

izuminki.com

ОБУВЬ В ЯПОНИИ. Япония Нестандартный путеводитель

ОБУВЬ В ЯПОНИИ

Многих иностранцев, впервые оказавшихся в Японии, удивляет наличие в японском доме специальных тапочек для туалета. Необходимо переобуваться в них перед входом в туалет, а главное — обязательно снимать их при выходе из него. Если по рассеянности забыть, что у вас на ногах туалетные тапки, и разгуливать в них по дому, это будет воспринято японцами, по крайней мере, как нечто чрезвычайно смешное и нелепое, а то и неприличное. Впрочем, и сами японцы порой допускают подобные оплошности и высмеиваются своими же соотечественниками. Тапочки для туалета обычно изготавливаются из водоотталкивающих материалов, поэтому их легко отличить от обычных домашних тапок. На них могут быть также и соответствующие надписи или рисунки, которые с головой выдадут растяпу, забывшего переобуться. Туалетные тапки встречаются не только в частных домах, но иногда и в туалетах зданий общего пользования. Кстати, достоинством туалетных тапочек можно назвать то, что они отличаются по цвету для женщин и мужчин, что не даёт перепутать мужской и женский туалеты в общественных местах.

В Японии вообще приходится переобуваться или вовсе снимать обувь намного чаще, чем в какой-либо другой стране. Например, в таких местах, как раздевалки в спортивных клубах, небольшие клиники, дома культуры, детские сады и школы, при входе на самом видном месте помещается предупреждение: «Вход в уличной обуви строго воспрещён». Полагается снять уличную обувь и переобуться в специально приготовленные тапки, хранящиеся в ящике с множеством отделений. Уличная обувь снимается у самого входа, там, где уровень пола ниже, чем в остальном помещении. Считается, что вы действительно вошли в помещение не тогда, когда вы закрыли за собой дверь, а только после того, как сняли уличную обувь, переобулись и поднялись. Это правило напоминает требование переобуваться в сменную обувь во многих русских школах. Однако, если русские школьники вынуждены носить обувь на смену с собой, то для японцев сменная обувь уже приготовлена заранее. Правда, как правило, все тапочки одного стандартного размера и не отличаются красотой и изяществом.

Необходимо также снимать обувь при входе во многие храмы и старинные замки. Здесь уже сменная обувь предлагается не всегда. Иногда приходится заходить в носках, а иногда всё-таки выдаются тапочки на смену. Ящик с множеством отделений в таких местах обычно используется для хранения не сменной обуви, а уличной. Следует помнить, что в уличной обуви нельзя наступать на деревянный решётчатый настил перед ящиками для обуви. Интересно, что чисто японское правило разуваться перед входом в храм строго соблюдается даже в случае с православными и католическими церквями. Порою необходимость постоянно разуваться и обуваться просто выводит из себя иностранных туристов в Японии, особенно если они имели неосторожность надеть обувь со шнурками. Если вы намереваетесь за один день осмотреть сразу несколько храмов и замков, следует надеть удобную и легко снимаемую обувь. При посещении самого красивого замка Японии — Химэдзи — вам выдадут тапки, а уличную обувь придётся носить с собой в пакете. Кстати, замок Химэдзи, хоть и великолепен снаружи, внутри представляет собой, в основном, множество деревянных лестниц. Тяжелее всего по ним карабкаться, если в замке много посетителей, что часто бывает в сезон цветения сакуры, когда замок особенно прекрасен. Вереница паломников напирает сзади, деревянные лестницы очень скользкие, а выданные тапочки так и норовят слететь с усталых ног.

Снимая обувь перед входом в святилище, посетитель не только помогает поддерживать порядок в храме, но и отдаёт дань синтоистским представлениям о любви божеств, ками, к чистоте — киёси, в отличие от загрязнённости, которая божествам не угодна. Таким образом, улица с её пылью и мусором противопоставляется чистому во всех смыслах пространству святилища, храма, дома.

Кроме того, если в вашей программе стоит посещение ресторана традиционной японской кухни, будьте готовы и там разуться перед тем, как подняться на возвышение, устланное бамбуковыми циновками и уставленное низенькими столиками. За ними сидят, поджав под себя ноги, однако в некоторых ресторанах под такими столами имеются углубления, куда онемевшие от непривычной позы ноги можно свесить.

При покупке обычной обуви иностранец в Японии также может столкнуться с проблемами, поскольку отличается система размеров. В Японии размер обуви — просто длина ступни в сантиметрах. Ниже привожу таблицу соответствия русских размеров обуви японским.

Японские размеры (сантиметры)
23 24 25 26 27 28 29 30
Русские размеры
34,5 36 37,5 39 40,5 42 43,5 45

К сожалению, красивую и модную обувь больших размеров в Японии найти довольно сложно. Чем больше размер, тем нелепее вид туфлей и ботинок: появляются какие-то рюшечки, бантики и т.п. Симпатичная женская обувь заканчивается примерно на 26-м размере, а мужская — на 30-м. Впрочем, обуви больших размеров мало как таковой, что уж там говорить о модных моделях.

Недостаток обычной обуви с лихвой компенсируется огромным количеством всевозможных тапочек. Они гроздьями висят не только в обувных отделах универмагов, но и в «100-йенниках» — дешёвых магазинах, где можно купить всё за 100 йен, в том числе и домашние тапочки. Предлагаются тапки всевозможных расцветок из различных материалов. Особенной популярностью пользуются такие тапочки, у которых стельки из бамбука, то есть натурального материала, комфортного для ног. Тапки появились в Японии в эпоху Эдо. Как ни странно, их завезли в Страну восходящего солнца именно иностранцы. Говорят, что сами японцы впервые изготовили тапки в 1807 году по заказу французов.

Сейчас домашние тапки, в которые нужно переобуваться у входа, есть почти в каждом японском жилище, но раньше японцы дома ходили босиком, да и сейчас многие так поступают. До сих пор во многих японских домах сохраняются комнаты в традиционном стиле — васицу — где принято снимать даже тапочки. В таких комнатах пол покрыт циновками татами, в нише токонома висит свиток с картиной или стихами, и живёт дух настоящей древней Японии.

Японская традиция снимать обувь перед входом практически в любое помещение, от ресторана до храма, уходит в глубь веков. В древности только часть японского дома покрывалась полом и циновками. Остальная же часть размещалась на земляном полу. Поскольку в Японии часты дожди, японцы, проводившие большую часть дня на земляном полу, не могли сохранить в чистоте не только обувь, но и ноги. Поэтому перед тем, как подняться на ту половину дома, где имелся пол, необходимо было разуться и помыть ноги. Постепенно улучшались условия жизни, и часть с земляным полом становилась всё уже, а затем и вовсе исчезла, однако обычай снимать обувь и ходить по дому босиком или в носках сохранился в Японии и по сей день. Хотя в подобной привычке уже и нет особой необходимости, японцы справедливо считают, что это хороший способ сохранить чистоту в доме и дать отдохнуть уставшим ногам.

Е.К.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru


Смотрите также