Древняя восточная литература. Книга "Литература древнего Востока [Тексты]" - Скачать бесплатно, читать онлайн
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

57.Литература арабского востока. Древняя восточная литература


Литература к Главе VII. Древний Восток

Литература к Главе VII

Алексеев В. М. Наука о Востоке. Статьи и документы. М., 1982. Брей У, Трамп Д. Археологический словарь / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.

Быков Ф. С. Учение о первоэлементах в учении Дун Чжуншу (К проблеме становления неоконфуцианства) // Китай. Япония. История и филология. М., 1961. С. 117.

Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН. М., 1998.

Гоа Мин. О насечках на керамике и об истоках китайской иероглифической письменности. — Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXII. Языкознание в Китае. М.: Прогресс. 1989. С. 303–304.

Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.

История Китая с древних времен до наших дней. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1974.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994.

Климишин И. А. Календарь и хронология. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1990.

Крил Х. Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу. СПб.: «Евразия», 2001.

Крюков М. В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983.

Крюков В. М. Текст и ритуал. Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М., (Серия «Памятники исторической мысли»). 2000.

Куликов B. C. Китайцы о себе. М., 1989.

Малявин В. В. Гибель древней империи. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983.

Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2000.

Материалы по истории кочевых народов в Китае III–V вв. Вып. 1. Сюнну. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.

Старцев П. А. Очерки истории астрономии в Китае. М., 1961.

Титаренко М. Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1985.

Шмидт П. П. Китайские классические книги // «Известия Восточного Института». Т. 2. Вып. 3. Владивосток, 1901.

Щуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга Перемен». М.: Изд-во восточной литературы (2-е изд. 1993).

The Cambridge History of China. Vol. I. The Ch’in and Han Empires, 221 B.C.—A.D. 220. Cambridge University Press, Cambridge a.e., 1986.

Willetts, W. Das Buch der Chinesischen Kunst. Leipzig. VEB E. A. Seemann Verlag, 1970. Foundations of Chinese Art. London. Thames & Hudson Ltd, 1965.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древневосточная литература - ReadRate

Восток всегда представлялся западному человеку дивной и очень тонкой материей с причудливым узором, который так интересно рассматривать. Из чего соткана древневосточная литература? Первые книжные памятники Древнего Египта – раз, Древнего Двуречья – два. А ещё Древний Китай, Древняя Индия, Древний Иран. Сюда же можно добавить и древнеизраильскую литературу.

Литература Древнего Востока не имеет такой точной и чёткой периодизации, как западная. Её нельзя поделить на Возрождение и, например, Просвещение. Так, древнекитайская литература разделяется по правившим в тот или иной период династиям, персидская – по жанрам, индийская часто делится по географическому принципу. Восточная литература, таким образом, – целый мир, который можно изучать всю жизнь. Если же говорить об общих временных рамках, древней восточной литературой можно считать ту, что создана со 2700–2400 гг. до н. э. и до XVI-XVII вв.

Вот только самые известные памятники литературы, которые на слуху у каждого. В первую очередь это религиозные книги: индийская «Ригведа», иранская «Авеста», египетские «Тексты пирамид» и «Книга мёртвых», иудейская книга «Экклесиаст». Любители китайской философии наверняка вспомнят сборник бесед Конфуция «Лунь юй», ценители Индии – эпос «Рамаяна» и «Махабхарата». И, наверное, любой в детстве читал арабский шедевр, сказки «Тысяча и одна ночь». В последнее время большую популярность приобрела философская книга «Искусство войны» Сунь-цзы.

Страны Древнего Востока славились своим трепетным отношением к мудрости слова. Недаром именно там была создана первая настоящая систематизированная библиотека. Ассирийский царь Ашшурбанипал (669–629 гг. до н. э.) собирал в ней все литературные материалы Ближнего Востока.

readrate.com

57.Литература арабского востока

В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. В VIII--X вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника «Хамаса»(«Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов. В X в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книга песен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях.

Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения.

Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747--762 -- между 813--815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность, он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогдаувлечением старыми стихами бедуинов.

Абу ль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище - «не знающий чувства меры».

Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы.

Творчество Абу-ль-Ала аль Маари (973--1057/58) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему Коран, богословие, мусульманские право, староарабские предания и современную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуется колоссальная эрудиция. Он был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было, по его мнению, неизбежным законом бытия (книга лирики «Обязательность необязательного», «Послание о прощении», «Послание об ангелах»). В X--XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок 

>«Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был - дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.

Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму(1048--1122), персидскому поэту, ученому, его стихи - философские, гедонические и вольнодумные рубаи.

В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской веройи Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится наVIII--IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских ученых относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.

studfiles.net

Книга "Литература древнего Востока [Тексты]"

Последние комментарии

 
 

Литература древнего Востока [Тексты]

Литература древнего Востока [Тексты] Автор: Померанцева Л. Е., Никитина В. Б. Жанр: История, Культурология Год: 1984 Добавил: Admin 16 Май 12 Проверил: Admin 16 Май 12 Формат:  DJVU (10792 Kb) Скачать бесплатно книгу Литература древнего Востока [Тексты]

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

В книгу вошли отрывки из литературных, исторических, философских памятников Индии, Ирана, Китая с конца II тыс. до н.э. по V в. н.э. Значительная часть текстов публикуется впервые, многие даны в новом переводе. Книга снабжена комментариями, более подробно знакомящими с бытом, культурой и обстановкой стран древнего Востока.

Объявления

Где купить?

Нравится книга? Поделись с друзьями!

Похожие книги

Комментарии к книге "Литература древнего Востока [Тексты]"

Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
 

www.rulit.me


Смотрите также