Древняя спарта литература. Тема 2. Общественный и государственный строй древней Спарты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

древняя история спарта краткое содержание литература. Древняя спарта литература


древняя история спарта краткое содержание литература

Спарта

Лакония составляла юго-восточную часть Пелопоннеса и получила название от манеры тамошних жителей выражаться лаконически.

Летом в Лаконии было жарко, зимою холодно. Эта необычайная для других стран система климата, по свидетельству историков, способствовала развитию жестокости и энергии в характере жителей.

Главный город Лаконии без всякой причины назывался Спартой.

В Спарте был ров, наполненный водою, чтобы жители могли упражняться в сбрасывании друг друга в воду. Сам город не был огражден стенами; мужество граждан должно было служить ему защитой. Это, конечно, стоило местным отцам города дешевле самого плохого частоко-лишки.

Спартанцы, хитрые по природе, устроили так, что у них царствовали всегда два царя зараз. Цари грызлись между собою, оставляя народ в покое. Конец этой вакханалии положил законодатель Ликург.

Ликург был царского рода и опекал своего племянника.

При этом он все время тыкал всем в глаза своей справедливостью. Когда терпение окружающих наконец лопнуло, Ликургу посоветовали отправиться путешествовать. Думали, что путешествие разовьет Ликурга и так или иначе повлияет на его справедливость.

Но, как говорится, вместе тошно, а врозь скучно. Не успел Ликург освежиться в обществе египетских жрецов, как соотечественники потребовали его возвращения. Ликург вернулся и утвердил в Спарте свои законы.

После этого, — опасаясь слишком горячей благодарности со стороны экспансивного народа, — он поспешил сам себя уморить голодом.

— Зачем предоставлять другим то, что можешь сделать сам! — были его последние слова.

Спартанцы, увидя, что с него взятки гладки, стали воздавать его памяти божеские почести.

Население Спарты делилось на три сословия: спартиатов, периэков и илотов.

Спартиаты были местные аристократы, занимались гимнастикой, ходили голые и вообще задавали тон.

Периэкам гимнастика была запрещена. Вместо того они платили подати.

Хуже всех приходилось илотам, или, по выражению местных остряков, «недоэкам». Они обрабатывали поля, ходили воевать и часто восставали на своих господ. Последние, чтобы склонить их на свою сторону, придумали так называемую криптию, то есть, попросту, в известный час убивали всех встречных илотов. Это средство быстро заставило илотов одуматься и зажить в полном довольстве.

Спартанские цари пользовались большим уважением, но небольшим кредитом. Народ верил им только на месяц, затем заставлял снова присягать законам республики.

Так как в Спарте царствовало всегда два царя и была притом еще и республика, то все это вместе называлось республикой аристократической.

По законам этой республики спартанцам был предписан самый скромный, по их понятиям, образ жизни. Например, мужчины не имели права обедать дома; они собирались веселой компанией в так называемых ресторанах — обычай, соблюдаемый многими людьми аристократической складки и в наше время как пережиток седой старины.

Любимое кушанье их составляла черная похлебка, приготовлявшаяся из свиного отвара, крови, уксуса и соли. Похлебку эту как историческое воспоминание славного прошлого и доселе еще приготовляют у нас в греческих кухмистерских1, где она известна иод названием «брандахлыста».

В одежде спартанцы были также очень скромны и просты. Только перед битвою наряжались они в более сложный туалет, состоявший из венка на голове и флейты в правой руке. В обычное же время отказывали себе в этом.

istoriya-kratko.ru

Избранная библиография. История Спарты (период архаики и классики)

А) Библиография на русском языке

1. Андреев Ю. В. Спартанские "всадники" // ВДИ. 1969. № 4. С. 24-36.

2. Андреев Ю. В. К вопросу об организации критских сисситий // Античный мир и археология. Вып. 1. Саратов, 1972. С. 56-65.

3. Андреев Ю. В. К проблеме "Ликургова законодательства" (О так называемом перевороте VI в. в Спарте) // Проблемы античной государственности / Под ред. Э. Д. Фролова. Л., 1982. С. 33-59.

4. Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Т. I. М., 1983. С. 194-216.

5. Андреев Ю. В. Мужские союзы в структуре дорийского полиса // Проблемы социально-политической организации и идеологии античного общества. Межвуз. сб. Л., 1984. С. 4-20.

6. Андреев Ю. В. Архаическая Спарта: культура и политика // ВДИ. 1987. № 4. С. 72-76.

7. Андреев Ю. В. Греческий полис без бюрократии и литературы (Письменность в жизни спартанского общества) // Hyperboreus. Studia Classica. Vol. I. Petropoli, 1994. Fasc. 1. C. 10-18.

8. Андреев Ю. В. Спартанская гинекократия // Женщина в античном мире. М., 1995. С. 44-62.

9. Бергер А. К. Социальные движения в древней Спарте. М., 1936.

10. Бергер А. К. Спарта // Древняя Греция. Под ред. В. В. Струве и Д. П. Каллистова. М., 1956. С. 88-100.

11. Бузольт Г. Очерк государственных и правовых греческих древностей. Харьков, 1895.

12. Валлон А. История рабства в античном мире. Греция. М., 1936.

13. Васильевский В. Г. Политическая реформа и социальное движение в древней Греции в период ее упадка. СПб., 1869.

14. Голубцова Н. И. К вопросу о внутреннем положении Спарты в н. IV в. до н. э. // Труды Московского историко-архивного института. Т. 12. 1958. С. 248-266.

15. Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.

16. Доватур А. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л, 1957.

17. Доватур А. И. Политика и Политии Аристотеля. М.; Л., 1965.

18. Дьяконов И. М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // ВДИ. 1973. № 4. С. 8-29.

19. Зайков А. В. Периэки в структуре спартанского полиса // Античная древность и средние века. Межвуз. сб. Свердловск, 1988. С. 19-29.

20. Зайков А. В. Территориальная экспансия Лакедемона и становление спартанского полиса // Вестник Ленинградского университета. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. 1991. Вып. 3. С. 24-29.

21. Зайков А. В. К вопросу о специфике спартанской экономики // Из истории античного общества. Межвуз. сб. Н. Новгород, 1991. С. 5-14.

22. Зайков А. В. Спартанские ксенеласии // Античная древность и средние века. Межвуз. сб. Екатеринбург, 1999. С. 6-25.

23. Колобова К. М. Древняя Спарта (X-VI вв. до н. э.): Уч. пособие. Л., 1957.

24. Латышев В. В. Очерк греческих древностей. Изд. 3-е. Ч. I. Государственные и военные древности. СПб., 1897.

25. Лурье С. Я. История античной общественной мысли. М.; Л., 1929.

26. Лурье С. Я. О фашистской идеализации полицейского режима древней Спарты // ВДИ. 1939. № 1. С. 98-106.

27. Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993.

28. Мандес М. И. Мессенские войны и восстановление Мессении. История и традиции // Записки Новороссийского университета. Т. 73. Одесса, 1898. С. 1-252.

29. Пальцева Л. А. Из истории архаической Греции. Мегары и мегарские колонии. СПб., 1999.

30. Паршиков А. Е. Павсаний и политическая борьба в Спарте // ВДИ. 1968. № 1. C. 126-138.

31. Печатнова Л. Г. Спарта и Персия в конце V в. до н. э. // Проблемы античной государственности. Межвуз. сб. Л., 1982. С. 85-108.

32. Печатнова Л. Г. Заговор Кинадона // ВДИ. 1984. № 2. C. 133-140.

33. Печатнова Л. Г. Неодамоды в Спарте // ВДИ. 1988. № 3. С. 19-29.

34. Печатнова Л. Г. Гипомейоны и мофаки (Структура гражданского коллектива Спарты) // ВДИ. 1993. № 3. С. 100-115.

35. Печатнова Л. Г. Кризис спартанского полиса (конец V - начало IV в. до н. э.). Уч. пособие. СПб., 1998.

36. Печатнова Л. Г. Формирование спартанского государства (VIII-VI вв. до н. э.). Уч. пособие. СПб., 1998.

37. Пёльман Р. История античного коммунизма и социализма. СПб., 1910.

38. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. I-II. М., 1992.

39. Протасова С. И. К вопросу об источниках Плутарха в биографии Ликурга // ЖМНП. Новая серия. Ч. LIX. 1915. Октябрь. С. 419-450.

40. Соколов Ф. Ф. Дань лакедемонских союзников // Труды Ф. Ф. Соколова. СПб., 1910. С. 263-270.

41. Строгецкий В. М. Возникновение и структура Пелопоннесского союза // Из истории античного общества. Межвуз. сб. Вып. 1. Горький, 1975. С. 3-18.

42. Строгецкий В. М. Истоки конфликта эфората и царской власти в Спарте // Античный полис. Межвуз. сб. Л., 1979. С. 42-57.

43. Строгецкий В. М. Политическая борьба в Спарте в 70-е годы до н. э. (дело Павсания) // Проблемы античной государственности. Межвуз. сб. Л., 1982. С. 60-85.

44. Строгецкий В. М. Полис и империя в классической Греции. Уч. пособие. Н. Новгород, 1991.

45. Струве В. В. Плебеи и илоты. Из истории докапиталистических формаций // ИГАИМК. Вып. 100. 1933. С. 363-373.

46. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

47. Фролов Э. Д. Греческие тираны. Л., 1972.

48. Фролов Э. Д. Из предыстории младшей тирании (Столкновение личности и государства в Спарте на рубеже V-IV столетий до н. э.) // ВДИ. 1972. № 2. С. 22-41.

49. Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988.

50. Фролов Э. Д. Греческий полис в отражении древнейших эпиграфических документов // Philologia Classica. Вып. 5. MNHMHS CARIN. СПб., 1997. С. 213-233.

51. Хвостов М. Хозяйственный переворот в древней Спарте // УЗКазУ. Кн. ХI. 1901. С. 175-196.

52. Шишова И. А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. Л., 1991.

53. Шмидт Р. В. Античное предание о дорийском переселении // ВДИ. 1938. № 2. С. 50-65.

54. Яйленко В. П. Греческая колонизация VII-III вв. до н. э. М., 1982.

55. Яйленко В. П. Архаическая Греция // Античная Греция. Т. I. М., 1983.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древняя Спарта

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь со  вторым по значению полисом Греции – Спартой. Она находилась на юге полуострова Пелопоннес. После нашествия в Грецию дорийцев часть их вторглась в Лаконику и постепенно завоевала ее. Лаконика представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот. Гаваней, удобных для мореплавания, не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами, в которых имелись запасы железной руды.

 

Полуостров Пелопоннес

Рис. 1. Полуостров Пелопоннес (Источник)

Дорийцы являлись гражданами Спартанского государства. Большую часть населения Лаконики и соседней Мессении (рис. 1) спартанцы поработили, их стали называть илотами.

Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и убивали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. Они выбирали молодых и сильных мужчин, тех, которые могли дать отпор. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»

Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов.

Спартанцы окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту – спартанцы ничего не покупали и не продавали. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей-воинов.

Укрепить Спартанское государство смог мудрец Ликург (рис. 2). Фигура Ликурга вызывает много вопросов. Прежде всего, о том, было ли это имя божества ли это или реального исторического персонажа. Согласно сохранившимся данным он дал Спарте законы и позаботился, чтобы они стали вечными. По легенде Ликург отправился в Дельфы, взяв со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. В Дельфах он покончил с собой. Так спартанские законы остались неизменными. 

Ликург

Рис. 2. Ликург (Источник)

Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с VIII по III век до нашей эры. Во главе государства стояли два царя – полководца из разных родов – и Совет из 30 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Важнейшие из них обсуждались общим собранием воинов-спартанцев (рис. 3).

Рис. 3. Управление в Спарте

Особым в Спарте было и воспитание детей. В Спарте существовал обычай. Если у спартанца рождался сын, родители несли его показать старейшинам. В случае, если младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё родят здоровых и крепких детей.

Мальчиков с 7 лет отбирали у родителей и воспитывали в военных отрядах. Спали они на подстилках из колючего тростника, ходили босиком. Раз в год им выдавался плащ, который одевали на голое тело. Волосы стригли наголо. Взрослые следили за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закалялся характер и появлялось мужество. Их обучали стойко переносить лишения и голод, кормили плохо, поощряя воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радовался: «Молодцы, они сумеют прокормить себя во время военного похода, их не испугают трудности!» Если же мальчиков поймают, выпорют.

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы. (Такая речь называется лаконичной – по названию области Лаконика).

Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту мальчики учили мало. Зато напряжённо занимались бегом, гимнастикой, метанием диска и копья, показывая смелость и ловкость. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой. Юные спартанцы прославляли павших за Спарту, воспевали храбрость и смелость.

 

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Clan-rw.ru (Источник)
  2. Travel-in-time.org (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Чем отличались условия жизни Жителей Спарты и Афин в VII–VI вв. до н. э?.
  2. Что вам понравилось, а что нет в воспитании мальчиков-спартанцев? Почему?
  3. Какой должна была быть речь спартанцев?

 

mirror.vsibiri.info

Тема 2. Общественный и государственный строй древней Спарты

1. Характеристика источников

2. Особенности образования спартанского государства. Ликург

3. Социальная структура спартанского общества:

а) организация "общины равных (гомеев)" у спартиатов

б) периэки, их права и обязанности

в) илоты. Проблема "илотизма" в историографии (доклад)

4. Государственный строй

а) народное собрание

б) герусия и басилей

в) коллегия эфóров

5. Быт и воспитание спартанцев (доклад)

6. Оценка спартанских общественных порядков в историографии

Источники

Хрестоматия по истории древнего мира. Т. 2. М., 1951. С. 88-104

Хрестоматия по истории древнего мира. Саратов. 1973

Хрестоматия по истории древней Греции. М., 1964. С. 118-137

Практикум по истории древнего мира. М., 1965

Ксенофонт. Лакедемонская полития. М., 1936

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург (любое издание)

Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. 1. М., 1987. С. 91-125

Литература

Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Т. 1. М., 1983. С. 194-216

Он же. К проблеме "Ликургова" законодательства // Пробле­мы античной государственности. Л., 1982

Дьяконов И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // ВДИ. 1973. № 4. С. 3-29

Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963

История древнего мира. Кн. 2. М., 1983. С. 89-92

Казаманова Л.Н. Из новых работ по истории илотии и сходных о ней форм рабской зависимости // ВДИ. 1961. № 2

Колобова К.М. Древняя Спарта. Л., 1957

Лурье С.Я. О фашистской идеализации полицейского режима древней Спарты // ВДИ. 1939. № I

Пикус Н.Н. Характерные черты спартанского общества и государст­ва IX-IV вв. до н. э. // ПИШ. 1953. № 5

Черниловский З.М. История рабовладельческого государства и пра­ва. М., 1960

Методические указания

Источники по истории древней Спарты довольно обширны и разно­образны. Авторы этих сочинений жили в разное время, различна и степень достоверности сообщаемых ими сведений. Но при всём разнообразии авторов, всех их объединяет одна черта, попробуйте догадаться, какая? Необходимо выяс­нить социально-политическое кредо каждого из авторов и его отно­шение к спартанским порядкам. Особенно осторожно надо подходить к сведениям Ксенофонта, объясните почему? Подумайте, чем объяснить отсутствие собственно спартанских письменных источников?

На основе изучения рекомендованной литературы необходимо установить особенности возникновения государства в Лакедемоне, поскольку это позволит лучше понять своеобразие их общества, в частности, объяснить, почему у них было два царя. При подготовке всех остальных вопросов следует выделять имевшиеся у спартанцев архаические черты общественной жизни и объяснять, почему спартиаты были заинтересованы в их искусственном сохранении.

Постарайтесь отделить реальное от легендарного в античной традиций о Ликурге. Каково его происхождение, занимал ли он какую-нибудь должность, каковы черты его характера? Зачем он обращался к Дельфийскому оракулу, кто поддерживал его, почему именно его призвали для разрешения социального конфликта? Получил ли Ликург при этом какие-нибудь официальные полномочия для переустройства полиса? Если нет, то на каком основании он приступил к реформам? Можно ли наметить этапы в ходе проведения его ретры в жизнь?

При анализе социального строя Спарты особенно сложным представ­ляется вопрос об илотах. Необходимо выяснить их происхождение, объяснить название (для этого внимательно прочитайте отрывок из сочинения Страбона), установить, кому они принадлежали, кем и как эксплуатировались, каким имуществом располагали. Какими методами спартанцы поддерживали господство над илотами? Среди учёных сущест­вуют различные мнения о происхождении и положении илотов; какая из точек зрения кажется Вам более правильной? Чем илоты отличались от обычных рабов, и чьё положение было более тяжёлым? Выясните, кто такие периэки, каково их происхождение и отличие от илотов.

Определите состав и функции каждого органа государственного уп­равления. Почему в Спарте было два царя? Особое внимание уделите функциям и значению коллегии эфоров. Когда и с какой целью она была создана? Ведь ни в каком другом полисе не было подобной магистратуры. Обратите внимание на то, как в спартанских государственных органах сохрани­лись пережитки военной демократии, чем это было вызвано?

Говоря о быте и воспитании спартиатов, нужно выявить их прямую, жесткую обусловленность общественной жизнью, выделить систему и цель воспитания юношей и девушек, дать им собственную оценку, разделив достоинства и недостатки.

В заключение попытайтесь определить, какой политический строй существовал в Спарте – олигархия, демократия, или что-то другое? Была ли Спарта милитаристским или полицейским государством? Отметьте различное отношение древних и современных авторов к общественному строю Спарты, выскажите и свое к нему отно­шение. Объясните причины идеализации некоторыми авторами спартанс­ких порядков. Посмотрите для этого работы Ю.В. Андреева и С Я. Лурье.

studfiles.net


Смотрите также