Древняя спарта ликург. Древняя Спарта: законодательство царя Ликурга
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Государственная реформа Ликурга в Спарте. Древняя спарта ликург


Ликург Спартанский Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ликург.

Ликург (греч. Λυκοῦργος) — древнеспартанский законодатель, которому древние писатели единогласно приписывают политическое устройство, господствовавшее в Спарте в течение нескольких веков.

Биография

Происхождение

Относительно жизни и деятельности Ликурга имеются различные, иногда противоречивые сведения. Все сходятся в том, что Ликург был из царского рода, но различно определяются также время его жизни и его законодательства. Ксенофонт относил деятельность Ликурга ко времени Гераклидов. У Плутарха[1] и Геродота[2] приведены различные списки спартанских царей, по которым Ликург может оказаться или дядей Евнома или его внуком. Подобные трудности в генеалогии можно объяснить и тем, что в Спарте оставались пережитки полиандрии, когда у двух братьев могла быть одна общая жена.

Начало деятельности

Из разнообразных хронологических дат наибольшим авторитетом, по-видимому, пользовалась в древности дата Ктесия, принятая также александрийскими хронографами Эратосфеном и Аполлодором; по их расчёту начало деятельности Ликурга относилось к 884 году до н. э. По Геродоту, Ликург издал законы, заимствованные с о-ва Крита, как только по смерти своего старшего брата стал за малолетством его сына Лабота правителем государства. По рассказам Плутарха, Ликург, преследуемый матерью малолетнего царя Харилая, решил до достижения Харилаем совершеннолетия покинуть родину и отправился путешествовать, прежде всего на Крит, где он изучил государственное устройство, перенесенное им в Спарту. Согласно историку IV века до н. э. Эфору, Ликург, прибыв на Крит, сблизился с «мелическим поэтом» Фалетом, сведущим в законодательстве, а во время своих дальнейших странствий познакомился, «по словам некоторых», даже с Гомером (очевидно, в Ионии). Из Ионии Ликург впервые вывез в Пелопоннес песни Гомера (а по другим источникам, даже с ним встречался)[3].

Изменение государственного устройства

Вернувшись в Спарту, где тем временем раздоры и неурядица ещё усилились, и видя, что оба царя и народ тяготятся таким положением дел, Ликург задумал изменить государственное устройство. Для этого он предварительно получил согласие дельфийского оракула, затем заручился содействием влиятельнейших граждан и в сопровождении их внезапно явился на площадь. Царь Харилай принял его сторону, и таким образом он получил возможность провести свои законы.

Конец жизни

Желая, чтобы данное им государственное устройство оставалось навеки неизменным, Ликург отправился в Дельфы, клятвой обязав царей, геронтов и народ не изменять данных законов, пока он не вернется. Получив в Дельфах прорицание, что его законы вполне удачны и что государство будет пользоваться высшей славой, пока будет оставаться им верным, он препроводил этот ответ бога в Спарту, а сам, чтобы не освобождать сограждан от данной ему клятвы, уморил себя голодом.

Законы Ликурга

Древние, особенно сами спартанцы, склонны были относить к Ликургу все предписания, касавшиеся общественной и частной жизни Спарты. Из предшествовавшего государственного строя Ликург сохранил только власть двух царей. Он установил совет из 30 (вместе с двумя царями) старейшин (герусия, γεροντία), обсуждавшим и решавшим все дела, ежемесячное народное собрание (апелла άπέλλα) из всех граждан не моложе 30-ти лет, имевшее право только принимать или отвергать решения герусии (причем в случае неблагоприятного решения герусия имела право распустить апеллу), а также избиравшее геронтов и других должностных лиц. Ещё более сужала права апеллы практика принятия ею всех решений путём аккламации. Даже учреждение коллегии из 5 эфоров, имевших высший надзор над ходом государственных дел и с V века до н. э. пользовавшихся в Спарте наибольшим влиянием, спартанцы, по словам Геродота, возводили к Ликургу, тогда как остальные авторы относили его к более позднему времени.

По общему мнению древних, Ликург ввёл в общественную жизнь спартиатов военную организацию, обязательное участие в дружествах, являвшихся подразделениями войска, обед за общим столом (φιδίτια , аналог критской сисситии) и суровую дисциплину в воспитании юношей и девушек. Ему же приписывались различные меры против роскоши, в том числе запрещение золотой и серебряной монеты и введение вместо них железной, которое, однако, не могло иметь места в IX веке до н. э., так как серебряная вводится в употребление в Греции только в VIII веке до н. э., а золотая — ещё позднее. Ещё менее основательно мнение древних, будто Ликург разделил всю Лаконику на 39 000 равных участков: 9000 для спартиатов и 30 000 для периеков. Спартанцам тогда не принадлежала ещё значительная часть Лаконики, не говоря уже о Мессении; их область не могла вместить в то время такого количества участков.

Мера эта, очевидно, была приписана Ликургу лишь тогда, когда в III веке до н. э. цари Агис IV и Клеомен III задумали произвести подобный раздел. Ликург, по словам Плутарха, запретил спартанцам иметь писанные законы: его законы были формулированы в виде кратких изречений, ретр (ρήτραι), и заучивались наизусть. Одну из таких ретр сохранил нам Плутарх. Весьма вероятно, что государственное устройство Спарты, сводимое к одному Ликургу, на самом деле образовалось путём постепенного видоизменения патриархального строя. Ликург-законодатель является для нас не историческим лицом, а абстракцией, воображаемым устроителем спартанской жизни. Это понимал, может быть, ещё Гелланик, старший современник Фукидида, который, говоря о спартанском государственном устройстве, совсем не упоминает о Ликурге; не упоминает о нём и Фукидид.

Теория божественного происхождения Ликурга

Обыкновенно полагают, что Ликург, хотя и пользовавшийся божескими почестями, — все же наполовину историческое лицо, деяния которого в предании народном были разукрашены вымыслом, вследствие чего он мало-помалу обратился в божество. Вероятнее, однако, что Ликург — забытое, очень древнее божество, которое первоначально почиталось как охранитель права и законности в государственной и общественной жизни. Когда в других греческих государствах появились знаменитые законодатели, то и в Спарте бог — охранитель законов окончательно был низведён в человека-законодателя. Что Ликург был первоначально богом, это подтверждается тем, что героев (то есть забытых богов) и божеств с этим же и сродными по корню именами встречается немало и в окрестных с Лаконикой странах — например, Ликург, сын Алея, мифический царь аркадян; Ликург, сын Ферета, мифический царь Немей; Ликаон, сын Пеласга, царь Аркадии, отец эпонимов целого ряда городов Аркадии. Ликург, царь фракийских эдонян, ярый противник Диониса и его исступленных спутниц, менад, по всей вероятности, также однороден с древним лаконским и аркадским божеством (тождественным, может быть, с Паном), которое позднее было вытеснено Зевсом и Аполлоном. Таким образом может быть разъяснена и связь между законами Ликурга и дельфийским святилищем: Аполлон в Дельфах занял прежнее место Зевса Ликория (Λικώρειος), властвовавшего над Парнассом (носившим то же название Λικώρειον), соседним с древней родиной спартанцев, Доридоа, так же как над горой Λικαιον, в соседстве с их новой родиной.

Память

Барельеф Ликурга, выполненный скульптором Карлом Полом Дженивейном, установлен в Здании Конгресса США на капитолийском холме.

Примечания

  1. ↑ Плутарх. Биография Ликурга, I
  2. ↑ Геродот. История. Книга 8, 131
  3. ↑ Страбон. География, X, 4, 19.

Литература

wikiredia.ru

Ликург Спартанский — WiKi

У этого термина существуют и другие значения, см. Ликург.

Ликург (греч. Λυκοῦργος) — древнеспартанский законодатель, которому древние писатели единогласно приписывают политическое устройство, господствовавшее в Спарте в течение нескольких веков.

Биография

Происхождение

Относительно жизни и деятельности Ликурга имеются различные, иногда противоречивые сведения. Все сходятся в том, что Ликург был из царского рода, но различно определяются также время его жизни и его законодательства. Ксенофонт относил деятельность Ликурга ко времени Гераклидов. У Плутарха[1] и Геродота[2] приведены различные списки спартанских царей, по которым Ликург может оказаться или дядей Евнома или его внуком. Подобные трудности в генеалогии можно объяснить и тем, что в Спарте оставались пережитки полиандрии, когда у двух братьев могла быть одна общая жена.

Начало деятельности

Из разнообразных хронологических дат наибольшим авторитетом, по-видимому, пользовалась в древности дата Ктесия, принятая также александрийскими хронографами Эратосфеном и Аполлодором; по их расчёту начало деятельности Ликурга относилось к 884 году до н. э. По Геродоту, Ликург издал законы, заимствованные с о-ва Крита, как только по смерти своего старшего брата стал за малолетством его сына Лабота правителем государства. По рассказам Плутарха, Ликург, преследуемый матерью малолетнего царя Харилая, решил до достижения Харилаем совершеннолетия покинуть родину и отправился путешествовать, прежде всего на Крит, где он изучил государственное устройство, перенесенное им в Спарту. Согласно историку IV века до н. э. Эфору, Ликург, прибыв на Крит, сблизился с «мелическим поэтом» Фалетом, сведущим в законодательстве, а во время своих дальнейших странствий познакомился, «по словам некоторых», даже с Гомером (очевидно, в Ионии). Из Ионии Ликург впервые вывез в Пелопоннес песни Гомера (а по другим источникам, даже с ним встречался)[3].

Изменение государственного устройства

Вернувшись в Спарту, где тем временем раздоры и неурядица ещё усилились, и видя, что оба царя и народ тяготятся таким положением дел, Ликург задумал изменить государственное устройство. Для этого он предварительно получил согласие дельфийского оракула, затем заручился содействием влиятельнейших граждан и в сопровождении их внезапно явился на площадь. Царь Харилай принял его сторону, и таким образом он получил возможность провести свои законы.

Конец жизни

Желая, чтобы данное им государственное устройство оставалось навеки неизменным, Ликург отправился в Дельфы, клятвой обязав царей, геронтов и народ не изменять данных законов, пока он не вернется. Получив в Дельфах прорицание, что его законы вполне удачны и что государство будет пользоваться высшей славой, пока будет оставаться им верным, он препроводил этот ответ бога в Спарту, а сам, чтобы не освобождать сограждан от данной ему клятвы, уморил себя голодом.

Законы Ликурга

Древние, особенно сами спартанцы, склонны были относить к Ликургу все предписания, касавшиеся общественной и частной жизни Спарты. Из предшествовавшего государственного строя Ликург сохранил только власть двух царей. Он установил совет из 30 (вместе с двумя царями) старейшин (герусия, γεροντία), обсуждавшим и решавшим все дела, ежемесячное народное собрание (апелла άπέλλα) из всех граждан не моложе 30-ти лет, имевшее право только принимать или отвергать решения герусии (причем в случае неблагоприятного решения герусия имела право распустить апеллу), а также избиравшее геронтов и других должностных лиц. Ещё более сужала права апеллы практика принятия ею всех решений путём аккламации. Даже учреждение коллегии из 5 эфоров, имевших высший надзор над ходом государственных дел и с V века до н. э. пользовавшихся в Спарте наибольшим влиянием, спартанцы, по словам Геродота, возводили к Ликургу, тогда как остальные авторы относили его к более позднему времени.

По общему мнению древних, Ликург ввёл в общественную жизнь спартиатов военную организацию, обязательное участие в дружествах, являвшихся подразделениями войска, обед за общим столом (φιδίτια , аналог критской сисситии) и суровую дисциплину в воспитании юношей и девушек. Ему же приписывались различные меры против роскоши, в том числе запрещение золотой и серебряной монеты и введение вместо них железной, которое, однако, не могло иметь места в IX веке до н. э., так как серебряная вводится в употребление в Греции только в VIII веке до н. э., а золотая — ещё позднее. Ещё менее основательно мнение древних, будто Ликург разделил всю Лаконику на 39 000 равных участков: 9000 для спартиатов и 30 000 для периеков. Спартанцам тогда не принадлежала ещё значительная часть Лаконики, не говоря уже о Мессении; их область не могла вместить в то время такого количества участков.

Мера эта, очевидно, была приписана Ликургу лишь тогда, когда в III веке до н. э. цари Агис IV и Клеомен III задумали произвести подобный раздел. Ликург, по словам Плутарха, запретил спартанцам иметь писанные законы: его законы были формулированы в виде кратких изречений, ретр (ρήτραι), и заучивались наизусть. Одну из таких ретр сохранил нам Плутарх. Весьма вероятно, что государственное устройство Спарты, сводимое к одному Ликургу, на самом деле образовалось путём постепенного видоизменения патриархального строя. Ликург-законодатель является для нас не историческим лицом, а абстракцией, воображаемым устроителем спартанской жизни. Это понимал, может быть, ещё Гелланик, старший современник Фукидида, который, говоря о спартанском государственном устройстве, совсем не упоминает о Ликурге; не упоминает о нём и Фукидид.

Теория божественного происхождения Ликурга

Обыкновенно полагают, что Ликург, хотя и пользовавшийся божескими почестями, — все же наполовину историческое лицо, деяния которого в предании народном были разукрашены вымыслом, вследствие чего он мало-помалу обратился в божество. Вероятнее, однако, что Ликург — забытое, очень древнее божество, которое первоначально почиталось как охранитель права и законности в государственной и общественной жизни. Когда в других греческих государствах появились знаменитые законодатели, то и в Спарте бог — охранитель законов окончательно был низведён в человека-законодателя. Что Ликург был первоначально богом, это подтверждается тем, что героев (то есть забытых богов) и божеств с этим же и сродными по корню именами встречается немало и в окрестных с Лаконикой странах — например, Ликург, сын Алея, мифический царь аркадян; Ликург, сын Ферета, мифический царь Немей; Ликаон, сын Пеласга, царь Аркадии, отец эпонимов целого ряда городов Аркадии. Ликург, царь фракийских эдонян, ярый противник Диониса и его исступленных спутниц, менад, по всей вероятности, также однороден с древним лаконским и аркадским божеством (тождественным, может быть, с Паном), которое позднее было вытеснено Зевсом и Аполлоном. Таким образом может быть разъяснена и связь между законами Ликурга и дельфийским святилищем: Аполлон в Дельфах занял прежнее место Зевса Ликория (Λικώρειος), властвовавшего над Парнассом (носившим то же название Λικώρειον), соседним с древней родиной спартанцев, Доридоа, так же как над горой Λικαιον, в соседстве с их новой родиной.

Память

Барельеф Ликурга, выполненный скульптором Карлом Полом Дженивейном, установлен в Здании Конгресса США на капитолийском холме.

Примечания

  1. ↑ Плутарх. Биография Ликурга, I
  2. ↑ Геродот. История. Книга 8, 131
  3. ↑ Страбон. География, X, 4, 19.

Литература

ru-wiki.org

Ликург Спартанский — Википедия РУ

У этого термина существуют и другие значения, см. Ликург.

Ликург (греч. Λυκοῦργος) — древнеспартанский законодатель, которому древние писатели единогласно приписывают политическое устройство, господствовавшее в Спарте в течение нескольких веков.

Биография

Происхождение

Относительно жизни и деятельности Ликурга имеются различные, иногда противоречивые сведения. Все сходятся в том, что Ликург был из царского рода, но различно определяются также время его жизни и его законодательства. Ксенофонт относил деятельность Ликурга ко времени Гераклидов. У Плутарха[1] и Геродота[2] приведены различные списки спартанских царей, по которым Ликург может оказаться или дядей Евнома или его внуком. Подобные трудности в генеалогии можно объяснить и тем, что в Спарте оставались пережитки полиандрии, когда у двух братьев могла быть одна общая жена.

Начало деятельности

Из разнообразных хронологических дат наибольшим авторитетом, по-видимому, пользовалась в древности дата Ктесия, принятая также александрийскими хронографами Эратосфеном и Аполлодором; по их расчёту начало деятельности Ликурга относилось к 884 году до н. э. По Геродоту, Ликург издал законы, заимствованные с о-ва Крита, как только по смерти своего старшего брата стал за малолетством его сына Лабота правителем государства. По рассказам Плутарха, Ликург, преследуемый матерью малолетнего царя Харилая, решил до достижения Харилаем совершеннолетия покинуть родину и отправился путешествовать, прежде всего на Крит, где он изучил государственное устройство, перенесенное им в Спарту. Согласно историку IV века до н. э. Эфору, Ликург, прибыв на Крит, сблизился с «мелическим поэтом» Фалетом, сведущим в законодательстве, а во время своих дальнейших странствий познакомился, «по словам некоторых», даже с Гомером (очевидно, в Ионии). Из Ионии Ликург впервые вывез в Пелопоннес песни Гомера (а по другим источникам, даже с ним встречался)[3].

Изменение государственного устройства

Вернувшись в Спарту, где тем временем раздоры и неурядица ещё усилились, и видя, что оба царя и народ тяготятся таким положением дел, Ликург задумал изменить государственное устройство. Для этого он предварительно получил согласие дельфийского оракула, затем заручился содействием влиятельнейших граждан и в сопровождении их внезапно явился на площадь. Царь Харилай принял его сторону, и таким образом он получил возможность провести свои законы.

Конец жизни

Желая, чтобы данное им государственное устройство оставалось навеки неизменным, Ликург отправился в Дельфы, клятвой обязав царей, геронтов и народ не изменять данных законов, пока он не вернется. Получив в Дельфах прорицание, что его законы вполне удачны и что государство будет пользоваться высшей славой, пока будет оставаться им верным, он препроводил этот ответ бога в Спарту, а сам, чтобы не освобождать сограждан от данной ему клятвы, уморил себя голодом.

Законы Ликурга

Древние, особенно сами спартанцы, склонны были относить к Ликургу все предписания, касавшиеся общественной и частной жизни Спарты. Из предшествовавшего государственного строя Ликург сохранил только власть двух царей. Он установил совет из 30 (вместе с двумя царями) старейшин (герусия, γεροντία), обсуждавшим и решавшим все дела, ежемесячное народное собрание (апелла άπέλλα) из всех граждан не моложе 30-ти лет, имевшее право только принимать или отвергать решения герусии (причем в случае неблагоприятного решения герусия имела право распустить апеллу), а также избиравшее геронтов и других должностных лиц. Ещё более сужала права апеллы практика принятия ею всех решений путём аккламации. Даже учреждение коллегии из 5 эфоров, имевших высший надзор над ходом государственных дел и с V века до н. э. пользовавшихся в Спарте наибольшим влиянием, спартанцы, по словам Геродота, возводили к Ликургу, тогда как остальные авторы относили его к более позднему времени.

По общему мнению древних, Ликург ввёл в общественную жизнь спартиатов военную организацию, обязательное участие в дружествах, являвшихся подразделениями войска, обед за общим столом (φιδίτια , аналог критской сисситии) и суровую дисциплину в воспитании юношей и девушек. Ему же приписывались различные меры против роскоши, в том числе запрещение золотой и серебряной монеты и введение вместо них железной, которое, однако, не могло иметь места в IX веке до н. э., так как серебряная вводится в употребление в Греции только в VIII веке до н. э., а золотая — ещё позднее. Ещё менее основательно мнение древних, будто Ликург разделил всю Лаконику на 39 000 равных участков: 9000 для спартиатов и 30 000 для периеков. Спартанцам тогда не принадлежала ещё значительная часть Лаконики, не говоря уже о Мессении; их область не могла вместить в то время такого количества участков.

Мера эта, очевидно, была приписана Ликургу лишь тогда, когда в III веке до н. э. цари Агис IV и Клеомен III задумали произвести подобный раздел. Ликург, по словам Плутарха, запретил спартанцам иметь писанные законы: его законы были формулированы в виде кратких изречений, ретр (ρήτραι), и заучивались наизусть. Одну из таких ретр сохранил нам Плутарх. Весьма вероятно, что государственное устройство Спарты, сводимое к одному Ликургу, на самом деле образовалось путём постепенного видоизменения патриархального строя. Ликург-законодатель является для нас не историческим лицом, а абстракцией, воображаемым устроителем спартанской жизни. Это понимал, может быть, ещё Гелланик, старший современник Фукидида, который, говоря о спартанском государственном устройстве, совсем не упоминает о Ликурге; не упоминает о нём и Фукидид.

Теория божественного происхождения Ликурга

Обыкновенно полагают, что Ликург, хотя и пользовавшийся божескими почестями, — все же наполовину историческое лицо, деяния которого в предании народном были разукрашены вымыслом, вследствие чего он мало-помалу обратился в божество. Вероятнее, однако, что Ликург — забытое, очень древнее божество, которое первоначально почиталось как охранитель права и законности в государственной и общественной жизни. Когда в других греческих государствах появились знаменитые законодатели, то и в Спарте бог — охранитель законов окончательно был низведён в человека-законодателя. Что Ликург был первоначально богом, это подтверждается тем, что героев (то есть забытых богов) и божеств с этим же и сродными по корню именами встречается немало и в окрестных с Лаконикой странах — например, Ликург, сын Алея, мифический царь аркадян; Ликург, сын Ферета, мифический царь Немей; Ликаон, сын Пеласга, царь Аркадии, отец эпонимов целого ряда городов Аркадии. Ликург, царь фракийских эдонян, ярый противник Диониса и его исступленных спутниц, менад, по всей вероятности, также однороден с древним лаконским и аркадским божеством (тождественным, может быть, с Паном), которое позднее было вытеснено Зевсом и Аполлоном. Таким образом может быть разъяснена и связь между законами Ликурга и дельфийским святилищем: Аполлон в Дельфах занял прежнее место Зевса Ликория (Λικώρειος), властвовавшего над Парнассом (носившим то же название Λικώρειον), соседним с древней родиной спартанцев, Доридоа, так же как над горой Λικαιον, в соседстве с их новой родиной.

Память

Барельеф Ликурга, выполненный скульптором Карлом Полом Дженивейном, установлен в Здании Конгресса США на капитолийском холме.

Примечания

  1. ↑ Плутарх. Биография Ликурга, I
  2. ↑ Геродот. История. Книга 8, 131
  3. ↑ Страбон. География, X, 4, 19.

Литература

http-wikipediya.ru

Спарта. Ликург

Одна из самых сложных и запутанных проблем спартанской истории - это законодательство Ликурга. Уже древние не имели точного представления о личности законодателя, времени проведения реформ и их содержании. Отчасти это объясняется отсутствием в Спарте собственной историографии. Что же касается внешнего мира, то там о спартанских реалиях имели весьма смутное представление. Все, что происходило внутри Спарты, тщательно скрывалось. Такова была принципиальная политика спартанского правительства на протяжении всех веков. На эту засекреченность спартанского государства намекает Фукидид, говоря, что его сведения о спартанцах весьма ограничены из-за "тайны их государственного устройства" (V, 68,2; 74,3). Из-за отсутствия реальных фактов слишком большую роль, особенно при реконструкции событий далекого прошлого, стали приобретать мифы и легенды. Этот процесс мифотворчества шел как внутри, так и вне Спарты. Ее политическое лидерство и необычная внутренняя структура вызывали огромный интерес у теоретиков полиса к тем механизмам, которые сумели обеспечить подобный эффект. Для Платона и Аристотеля Спарта стала эталоном стабильности и была положена в основу концепции их идеального полиса. Этот круг мифов и легенд, сложившийся вокруг Спарты еще в период античности, в современной науке иногда образно называется спартанским миражем.

Трудность изучения раннеспартанской истории определяется не только недостатком надежной исторической традиции. Сложившаяся уже в древности спартанская легенда часто подменяла собой историю, в результате чего любые, основанные на ней, исторические реконструкции стали вызывать сомнение и недоверие, а иногда и полное отрицание.

В науке об античности XIX-XX вв. ясно прослеживается эта тенденция в сторону полного разрушения и отрицания античной литературной традиции о Ликурге и его законодательстве. Причем иногда это отрицание приобретает тотальный характер: Ликург признается фигурой полностью легендарной, а законодательство его - чистой фикцией. Несмотря на остроумие некоторых из подобного рода гипотез, тотальный скептицизм в отношении античной традиции о Ликурге неоправдан. Более позитивной кажется позиция тех ученых (а их немало в современном антиковедении), которые считают Ликурга лицом историческим, а его законы - важнейшим событием ранней истории Греции.

Перечислим основные источники по законодательству Ликурга в их хронологическом порядке. Первое очень краткое свидетельство о Ликурге встречается у Геродота. По его словам, от Ликурга спартанцы получили теперешнюю политическую благоустроенность, т.е. евномию. Геродот датирует это событие временем правления малолетнего царя Леобота (н.X в.), дядей и опекуном которого был Ликург (I, 65-66). По словам Геродота, законы Ликурга носили, главным образом, политический характер. Он учредил герусию и эфорат и реорганизовал спартанскую армию. За образец Ликург взял устройство критских дорийских общин (Гер., I, 65).

У следующего крупного греческого историка Фукидида о Ликурге нет ни слова. Однако его замечание, что Спарта уже более четырех веков живет в состоянии благозакония, явно перекликается с рассказом Геродота о Ликурге(Фук., I, 18,1). Если у Геродота деятельность Ликурга падает на первую половину X в. до н.э., то Фукидид прекращение стасиса и установление евномии датирует концом IX века. Однако если не придираться к мелочам, то и Фукидид и Геродот говорят об одном и том же: в Спарте уже с незапамятных времен царило благозаконие (евномия). Это особое качество отличало спартанское государство от всех прочих греческих полисов. Под евномией греки понимали две вещи: конституционное правление и гражданский мир. Спарте, где гражданское согласие было гарантом самого существования государства, удалось избежать тирании и анархии. Это безусловно вызывало и восхищение, и зависть всей Греции. По меткому замечанию одного ученого, "евномия - это состояние государства, в котором граждане подчиняются законам, а не состояние государства, в котором хорошие законы".

В том же примерно кратком и сухом стиле, что и Геродот, о Ликурге упоминает в своей "Лаконской политии" Ксенофонт. О самом Ликурге Ксенофонт говорит очень мало, причем названные им детали иные, чем у его предшественника Геродота. Во-первых, Ксенофонт относит Ликурга к гораздо более раннему времени, чем кто-либо из античных писателей: он делает Ликурга современником Гераклидов (XI в. до н.э.) (Ксен. Лак.пол., 10,8; Ксен. у Плут. Лик., 1,5). По его версии, санкцию на введение в Спарте новых законов Ликург получил из Дельф, а не вывез с Крита, как думал Геродот.

В IV в. до н.э. о Ликурге писал Эфор, в рассказе которого встречаются такие подробности, как путешествие Ликурга в Египет и на Хиос и встреча его с Гомером. Согласно Эфору, Ликург был связан как с Критом, так и с Дельфами (Эфор у Страб., X, 4,19 р.482). Отдельные детали в рассказе Эфора, такие, как встреча Ликурга с Гомером, сразу же возбуждают недоверие к его показаниям. Неясное представление о древнейшей спартанской истории Эфор, по-видимому, восполнял искусственной подтасовкой исторического материала. При этом он, конечно, использовал богатую лаконофильскую традицию, у истоков которой стояли Критий и Платон. Авторы лаконофильских трактатов вовсе не были заинтересованы в точном отображении реалий спартанской истории. Они лишь создавали воображаемую модель для подражания, и в этом отношении их сочинения носили не столько исторический, сколько пропагандистский характер. Кроме лаконофильской литературы, созданной вне Спарты, основным источником по спартанским древностям являлся для Эфора трактат спартанского царя Павсания (ок. 395 г. до н.э.), специально посвященный законодательству Ликурга (Эфор у Страб., VIII, 5,5 р.366).

Важные замечания относительно Ликурга и его законодательства встречаются у Аристотеля в "Политике". Ликург для Аристотеля, бесспорно, исторический персонаж такой же значимости, как и Солон. По его словам, Ликург и Солон были не просто создателями отдельных законов. Введя новую конституцию, они тем самым создали новый государственный строй (Пол., 1273b 33-34), что для Аристотеля имело абсолютную ценность. Дальнейший упадок спартанского государства Аристотель приписывал не последующим искажениям ликургова законодательства, как думали многие, а ошибкам и просчетам самого законодателя. Это - оригинальная точка зрения и отличная от общепринятой. Судя по тому, что Аристотель высказывал мнение о недостаточном почитании Ликурга в Спарте, его собственная оценка деятельности Ликурга была очень высокой (Арист. у Плут. Лик., 31). Аристотель довольно точно определяет время жизни Ликурга, предлагая самую позднюю датировку из всех, имевших хождение в древности. По его словам, имена Ликурга и Ифита были прочитаны им на архаическом диске из Олимпии, что позволяет отнести Ликурга ко времени первой Олимпиады (776 г. до н.э.) (Арист. у Плут. Лик., 1,2).

С течением веков легенда о Ликурге обрастала все большими подробностями. Самая пространная его биография, содержащая немало антикварных фактов, дана Плутархом. Она как бы подводит итог многовековой литературной традиции о Ликурге. Конечно, в этой плутарховой биографии много фиктивных деталей и элементов вымысла. Плутарх собрал все, что было известно о Ликурге до него, и, таким образом, подвел итог долгому процессу складывания мифа о Ликурге. Он сам чувствовал сомнительность своего рассказа и в предисловии даже сетовал на то, что о Ликурге невозможно сообщить ничего достоверного.

Самая важная черта, которая отличает биографию Ликурга у Плутарха от всех более ранних версий, заключается в том, что согласно Плутарху законотворчество Ликурга носило всеобъемлющий характер и затронуло все сферы жизни спартанцев. Оказывается , Ликург изменил не только политическую систему, как думали Геродот и Ксенофонт. Его новации коснулись всего спартанского полиса и изменили образ жизни целого народа. У Плутарха Ликург - не только автор Большой Ретры, он является также изобретателем сисситий и знаменитой системы спартанского воспитания. Он же, согласно Плутарху, разделил всю завоеванную землю на клеры. Таким образом, Ликург в античной традиции постепенно превратился в своеобразного "бога из машины" (deus ex machina) , с помощью которого можно было объяснить всю странную и экзотическую коллекцию спартанских законов и обычаев.

Даже из этого краткого источниковедческого обзора видно, насколько противоречива античная традиция о Ликурге. Нет единства во мнениях как относительно сущности законов Ликурга, так и относительно времени их введения. Хронологический разнобой у древних авторов очень велик - он составляет чуть ли не 350 лет, от конца XII до первой половины VIII в. до н.э

Источники:

1. Печатнова Л.Г. Кризис спартанского полиса; СПб., 1999

См. также:

www.world-history.ru

4. Государственная реформа Ликурга в Спарте. Мифы древнего мира

4. Государственная реформа Ликурга в Спарте

(Около 800 г. до Р. X.)

В Беотии царское достоинство было уничтожено в 1126 году до Р. X., в Аргосе в 984 году, в Элиде в 780 году, в Коринфе в 584 году до Р. X. О времени уничтожения царского достоинства в Ахайе точных сведений нет.

Одна Спарта не утратила у себя царского достоинства. Но и она не избегла внутренних смут, господствовавших в прочих греческих государствах. Страсти были возбуждены до такой степени, что один из царей — Эвном был убит на площади народом во время возмущения. Но как раз в период этих смут среди спартанских граждан нашелся муж, оказавшийся способным найти противоядие от этого государственного недуга своего отечества. Биография этого государственного человека основывается не на достоверных данных, а на легендарных сказаниях. То был Ликург — младший сын царя Эвнома. Он должен был наследовать своему старшему брату Полидекту, который умер после кратковременного правления. Но на восьмом месяце своего правления он узнал, что вдова брата собирается родить. Тогда он торжественно объявил, что отказывается от престола. Вдова, женщина честолюбивая, велела секретно сообщить ему, что она тайно умертвит ребенка, если Ликург согласится жениться на ней и остаться царем. Гнушаясь подобным предложением и желая спасти жизнь ребенка, Ликург медлил с ответом и в то же время поручил своим слугами тайно наблюдать за матерью и, как только родится ребенок, немедленно принести его к нему. Он сидел за столом со знатными спартанцами, когда ему принесли только что родившегося племянника. В радости Ликург воскликнул: «Спартанцы! У вас родился царь!» Он немедленно объявил себя опекуном новорожденного и назвал его Харилаем, что означает «радость народа». Сам Ликург отказался от престола.

Ликург (с античной статуи)

Царская одежда в Спарте

Несмотря на такую благородную скромность и бескорыстие, Ликург не избег клеветы оскорбленной царицы и ее приверженцев. Они распустили слухи, что он хочет уничтожить младенца. Для устранения всяких подозрений Ликург вынужден был покинуть Спарту. Может быть, он уже тогда возымел намерение предпринять путешествие для обогащения себя политическими сведениями и опытностью, чтобы принести потом пользу отечеству. Прежде всего он отправился на остров Крит, славившийся мудростью и строгими законами Миноса.

Здесь, должно быть, впервые Ликург принял решение сделаться законадателем своего народа. Затем он направился в Малую Азию, объехал тамошние греческие колонии и привез оттуда с собой неизвестные до того времени в собственной Греции поэмы Гомера. По некоторым известиям он посетил и Египет.

Пока Ликург вдали от родины усердно готовился стать законодателем своего отечества, лица, жаждавшие восстановления порядка и прочных основ государства, с нетерпением ожидали его возвращения. Именно на таких лиц мог рассчитывать Ликург, собираясь проводить в жизнь свои законы. Он также не упустил случая на возвратном пути в Спарту посвятить в свою тайну и в свои намерения расположенных в его пользу лиц. Многие из-за личных соображений были против изменения порядка в государстве. Ликург обратился к дельфийскому оракулу, спросив его, следует ли вводить новые законы. Пифия объявила, что она почитает Ликурга более божеством, чем смертным, а составленные им законы наилучшими.

Пять эфоров в Спарте

Подкрепленный божеской помощью, Ликург выступил на площади с торжественным объявлением о своих преобразованиях. С ним вместе явилось тридцать вооруженных сторонников — для отпора возможных противников. Преобразования касались взаимных отношений властей и граждан, частной собственности и образа частной жизни. Благодаря этим преобразованиям должна была установиться прочная власть государства над отдельными лицами, взаимное равноправие граждан и свободное слияние их в общее целое. В своем законодательстве Ликург сумел искусным образом соединить старинные обычаи с новыми узаконениями, иноземное с отечественным. Упорная привязанность спартанцев к старинным обычаям и совершенно изменившееся культурное положение остальных эллинов позволяют думать, что нововведения Ликурга действительно нечто новое и преднамеренное, хотя и основанное на древне-дорических законах.

Во главе государства в Спарте издавна стояли два царя. Отношения между властью наследственных царей и правами народного собрания Ликург старался упрочить учреждением герусии, то есть совета старейшин. Он состоял из двадцати восьми геронтов и обоих царей. Геронты были людьми рассудительными и опытными, поэтому каждый геронт должен был иметь шестьдесят лет. Только безукоризненная жизнь могла доставить это достоинство. Выборы нового геронта происходили следующим образом: в день выборов кандидаты, один за другим, являлись перед народным собранием; особые лица, которые находились в отдельном закрытом помещении, и не видели кандидатов, решали, кого из кандидатов народ встречал более громкими приветствиями и кто из них оказывался таким образом наиболее достойным занять столь почетную должность. Должность эта была почетная и весьма важная: в руках геронтов находилось государственное управление. Они также обсуждали предварительно все предложения, которые рассматривало народное собрание. Это собрание состояло из всех спартиатов, достигших тридцатилетнего возраста. Голосование на нем происходило криком одобрения или неодобрения, без подсчета голосов. Решения народного собрания распространялись на вопросы о войне и мире, о договорах и о выборе новых должностных лиц.

За царями сохранились два чрезвычайно важных преимущества: они предводительствовали войском на войне и были первосвященниками. В этом звании они как в мирное, так и в военное время совершали торжественные жертвоприношения от лица всего народа, вели дипломатические переговоры с иностранными государствами и в наиболее важных случаях приносили окончательные приговоры по судебным делам.

Позднее была введена должность эфора. Пять сменяемых ежегодно эфоров имели высший надзор за совершением правосудия. Они составляли демократический противовес власти царей и геронтов. Значение эфоров впоследствии достигло такой силы, что сами цари должны были подчиняться их приговорам.

Чтобы это новое государственное устройство имело прочное основание, Ликург постарался уничтожить главную причину недовольства — поразительно неравномерное распределение имущества между гражданами. Он разделил всю Лаконскую область на равные земельные участки; при этом земельная собственность самих спартанцев, то есть дорийских завоевателей, состояла из девяти тысяч, а периэ-ков — покоренных спартанцами людей — из тридцати тысяч частей. Чрезмерно разбогатевшие лица с большим трудом были принуждены к этому разделению. Весьма вероятно, что Ликург возобновил лишь старинное разделение страны, которое существовало после покорения Спарты Гераклидами, и восстановил это разделение на старинных правах, уничтоженных силою, хитростью или случаем.

При этом Ликург позаботился так устроить новое распределение собственности, чтобы возвращение к неравенству в имущественном отношении стало невозможным. Для этого он запретил землевладельцам продавать свои участки и определил, что наследство отца должно всегда переходить к старшему сыну, а, если сына не будет, участок переходит к дочери, но эта дочь могла выходить замуж только за человека, не имеющего никакой собственности.

Особое внимание уделяли законы Ликурга воспитанию юношества. Ликург считал детей собственностью государства, а воспитание их правом государства. Поэтому дети тотчас после рождения подвергались осмотру, здоровы ли они, сильны и неувечны ли. В последнем случае дети, как не могущие стать способными орудиями государства, обрекались на гибель, для чего и сбрасывались в пропасть с Тайгетской скалы. Если же они были здоровы, то возвращались родителями на воспитание. Но родители занимались этим делом только до шести лет. На седьмом году воспитание принимало на себя государство. Все городские мальчики разделялись на разряды и классы и жили вместе под наблюдением особо назначенных государством надзирателей. Надзиратели, в свою очередь, со всеми своими подчиненными находились под начальством главного надзирателя — педонома. Эту должность обычно занимал один из знатнейших и почетнейших граждан. Этим совместным воспитанием достигалось то, что все дети были проникнуты одним общим духом и направлением.

Детей воспитывали в величайшей простоте и умеренности, подвергали всякого рода лишениям. Пища их была дурна и настолько недостаточна, что они должны были сами добывать себе недостающее пропитание, но пойманный при этом подвергался наказанию. Одежда детей состояла из простого плаща, и они всегда ходили босиком. Спали на сене, соломе или тростнике, собираемом ими самими из реки Эврота. Ежегодно в праздник Артемиды мальчиков секли до крови и некоторые из них падали мертвыми, не произнеся ни одного звука, не издав ни одного жалобного стона. Этим думали достигнуть того, что вышедшие из таких мальчиков мужчины не будут бояться в сражении ни ран, ни смерти.

Законы, касавшиеся частного образа жизни, также были направлены на уничтожение неравенства. Ни один спартанец не имел права есть у себя дома, а все пользовались общим столом в так называемых общественных фидитиях или сисситиях, обыкновенно из пятнадцати человек за одним столом. На покрытие издержек такого общего стола каждый спартанский гражданин был обязан ежемесячно доставлять какое-то количество съестных припасов: ячменной муки, вина, сыру и фиг. Приправы приобретались на незначительные денежные взносы, составлявшие для каждого десять оболов.

Самые бедные люди, которые были не в состоянии платить эти взносы, освобождались от них. Но от сисситии мог быть освобожден только тот, кто был занят жертвоприношением или чувствовал усталость после охоты. В этом случае, чтобы оправдать свое отсутствие, он должен был послать в сисситию часть принесенной жертвы или убитого им животного. Это исполнялось так строго, что, когда впоследствии царь Агис, возвратившись домой после войны с афинянами, пожелал обедать дома, то распорядители не отпустили из сисситии следовавшей ему порции. Для поддержания этих сисситии служил еще другой закон, по которому ни под каким видом не дозволялось есть до обеда дома, а за общественным столом только делать вид, что ешь. К различного рода невкусным кушаньям принадлежала между прочим и знаменитая «черная похлебка». Это был род супа, сваренного из крови и уксуса. Однажды сиракузский тиран Дионисий попробовал этого национального спартанского блюда. На вопрос, как оно ему понравилось, он отвечал, что оно ему пришлось вовсе не по вкусу. Тогда повар заметил: «Охотно верю, потому что в нем не доставало приправы, то есть ни трудов на охоте, ни испарины после купания в Эвроте, которые и составляют приправу, придающую вкус кушанью для спартанцев». В частных жилищах Ликургом был изгнан всякий признак роскоши, для чего им было предписано не употреблять при постройке домов никаких других инструментов, кроме топора и пилы.

Спартанский воин

Естественным следствием простоты таких отношений и потребностей было то, что деньги в государстве не обращались в большом количестве, и при ограниченности торговли с другими государствами, в особенности в первые времена, легко обходились без золота и серебра. Это обстоятельство приписывается Ликургу, будто бы изгнавшему из государства все золото и серебро и заменившему их железной монетой, которая своей тяжестью и количеством должна была затруднить денежные обороты. Но в столь ранние времена не было ни надобности, ни необходимости отменять золотую монету: у спартанцев никогда не было большого количества благородных металлов, так что они не могли впоследствии даже доставить золота, потребного на позолочение головы Зевса Амикклейского. Поэтому скорее всего можно предположить, что малое количество золота и серебра во времена Ликурга было весьма естественно и только позже, когда в остальных греческих государствах золотая монета была уже в большом обращении, Спарта стала отличаться тем, что в ней было мало золота.

Таким же образом напрасно приписывают Ликургу и запрещение всякого умственного занятия в то время, как в остальной Греции, сначала в немногих местах, а потом и во всей эллинской нации проявлялись уже признаки научного образования.

При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, приспособленной к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучением грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву. Мальчиков приучали с ранних лет к кратким, ясным ответам. Такая речь называлась лаконической. Речь эта отличалась меткостью и остроумием, а в выражении чувства духовной свободы и независимости возвышалась над речью тех, которые, хоть и имели прославленное образование, но утратили силу, ясность речи и душевную чистоту. С такими понятиями, вытекавшими из жизненного опыта, неразрывно было связано свойственное преимущественно спартанцам и прославившее их почитание старших, так как мудрость приобретается главным образом долгою жизнью. Цицерон рассказывает один показательный случай. Однажды в Афинах один мудрец вошел в театр, но не нашел себе места между согражданами. Тогда он подошел к местам, занятым случайно находившимися в Афинах спартанскими послами, которые все встали, чтобы дать место мудрецу. Такая самобытность в нравах и образовании, которую поддержали законы Ликурга, ещё больше усиливала противоположность между спартанцами и всеми остальными эллинами вела к еще большей отчужденности природного характера спартанско-дорийского племени. Поэтому, хотя и указывают на Ликургов закон, по которому ни один иностранец не мог оставаться в Спарте дольше необходимого времени и ни один спартанец не имел права долго жить вне отечества, но, очевидно, что это был просто обычай, вытекавший из самой сущности вещей. Природная суровость Спарты уже сама по се,бе удаляла от нее чужеземца, и если что и могло привлекать его туда, так это только одна любознательность. Для спартанца же чужая сторона не могла иметь никакой заманчивости, так как там он встречал чуждые ему обычаи и условия жизни, к которым он приучался с самого детства относиться не иначе, как с презрением. А так как Ликург постарался как можно теснее слить всех граждан с государством, то каждый из них в отдельности и не стремился удаляться из страны и долго жить в чужих краях, за исключением того случая, когда он шел туда в составе всего государства, то есть войной.

Кроме изложенных выше законов, устанавливающих умеренность, сохранение телесного здоровья, презрение ко всякого рода опасностям, существовали еще и другие постановления, непосредственно стремившиеся образовать из спартанцев воинов и храбрых мужей.

Пребывание в военном лагере считалось праздником. Здесь строгость домашней жизни получала некоторое облегчение и жилось несколько свободнее, а отнятая у неприятеля добыча доставляла большее разнообразие и изобилие в пище и питье. Багряная одежда, носимая ими на войне, венки, которыми они украшались, вступая в сражение, звуки флейт и песен, сопровождавших их при наступлении на врага, — все это придавало страшной прежде войне веселый торжественный характер.

Храбрые воины, павшие на поле битвы, погребались увенчанные лавровыми венками. Еще почетнее было погребение в багряной одежде; имена указывались только на могилах убитых в сражении. Трус же наказывался оскорбительным позором. Кто бежал с поля битвы или уходил из строя, тот лишался права участвовать в гимнастических играх, в сисситиях, не смел ни покупать, ни продавать, одним словом, во всем выставлялся на всеобщее презрение и поношение.

Ликург запретил окружать город стенами и укреплениями и искать защиту его в чем-либо другом, как только в храбрости его граждан. Спартанцы не любили и не умели осаждать укрепленные города и башни. Сражаться один на один вот искусство, которое они изучали с детства, и все гимнастические упражнения и звериная охота, составлявшие их ежедневные занятия, основывались на правилах только подобной войны.

Спартанский обед

Упражняясь в единоборстве, метании диска, военных плясках, плавании, приобретали они ту неустрашимость, благодаря которой их короткий, изогнутый меч в единоборстве, длинное, далеко достававшее копье, тесно сплоченная фаланга при наступлении на неприятеля приводили к расстройству противника. Для того, чтобы никакие посторонние влияния не могли помешать этому направлению, спартанские девушки и молодые женщины должны были также участвовать в гимнастических упражнениях, причем, крнечно, имели отдельные места для этих занятий, но при некоторых состязаниях и играх молодежь обоего пола присутствовала вместе. Законодатель хотел, чтобы они даже ценой потери женской стыдливости не только рождали стройных и сильных сыновей, но и сами проникались мужественным духом и не уступали мужчинам в любви к отечеству, в презрении к смерти и в перенесении всяких лишений. Поэтому насколько их похвала была поощрением для спартанских юношей, настолько порицание было огорчением и унижением. Нет ничего удивительного в том, что спартанские женщины пользовались в государстве таким большим уважением.

Женщины в Спарте так же мало, как и мужчины, занимались ручным трудом, но проводили свою жизнь исключительно в занятиях, наиболее соответствовавших их гражданскому призванию.

Такая свобода граждан основывалась на тяжелом труде рабов, подавшем повод к известной во всей Греции поговорке, что «нигде свободный человек не свободнее, а раб не подвержен большему притеснению, как в Спарте».

Уже выше было сказано, что завоевание Пелопоннеса дорийцами породило два совершенно противоположных по своим правам каласса жителей: победителей — дорийцев и побежденных — ахейцев. Только спартиаты считались действительными, полноправными гражданами; побежденные, известные под именем периэков, а также лакедемоняне, жившие внутри страны и в приморских городах, занимались частью торговлей, частью ремеслами или же возделыванием оставленных им полей, от дохода с которых они должны были отдавать часть спартанцам. Они также обязаны были нести военную службу в войсках и во флоте, но, несмотря на это, не имели права принимать участие в государственном управлении и исключались из народных собраний.

Периэки составляли переходную ступень к третьему классу — илотам или общественным рабам. Илоты были собственностью государства, и оно отдавало их в пользование отдельным спартанцам. Название их, по общему мнению, произошло от имени города Гелоса, жители которого были обращены в рабство. Завоевание многих других городов увеличило число илотов. Им, впрочем, дозволялось вступать в брак.

Илоты были обязаны возделывать государственные земли и поля спартанцев и доставлять определенное количество ячменя, вина и оливкового масла, исполнять различные мелкие работы: прислуживать при общественных обедах, носить тяжести во время похода, работать в военное время при укреплении лагеря, а в случае нужды сопровождать спартанцев и на войну в качестве легковооруженных.

Гимнастические упражнения спартанского юношества

От свободных граждан илотов отличала одинаковая одежда — кожаная шапка и овчина. Они должны были часто напиваться допьяна, чтобы пьянство представлялось молодым спартанцам в отвратительнейшем виде, петь неприличные песни и танцевать непристойные пляски. Но петь песни, сочиненные Терпандром и Алкманом для возбуждения благородных чувств, илотам не дозволялось: такие песни могли петь только спартанцы.

Сурова и бесчеловечна была так называемая криптейя, которую считают также в числе Ликурговых постановлений. То была правильно организованная система шпионства. Молодых спартанцев посылали бродить по стране, подслушивать речи илотов и всех подозрительных из них убивать своими кинжалами. Самых сильных и отважных илотов тайно убивали, а в отношении остальных обращали внимание на то, чтобы число их не превышало полумиллиона, так как в противном случае они могли бы быть опасны для девяти тысяч спартиатских семейств. Таким образом, спартанцы жили, постоянно опасаясь илотов, а илоты всегда были готовы к возмущению и к мщению, «подстерегали несчастье Спарты», как говорил один писатель. Само собой разумеется, что эти взаимные отношения становились все враждебнее, так как гнет илотов все увеличивался и делался бесчеловечнее, а с другой стороны, после покорения Ликургом Мессении жители ее были обращены в илотов, и их число значительно увеличилось.

О смерти знаменитого законодателя существуют разные сомнительные сообщения. По одному преданию, Ликург, написав и введя в действие свои законы, предпринял путешествие в Дельфы, чтобы спросить оракула, не следует ли изменить что-либо в его законодательстве, и что перед отъездом он взял со своих соотечественников клятву не предпринимать никаких изменений в законах до его возвращения. Когда же оракул ответил, что при этих законах Спарта возвысится и возвеличится, то он послал этот ответ в Спарту, а для того, чтобы лишить спартанцев возможности освободиться от данной ими клятвы, добровольно уморил себя голодом в Фокиде или в Элиде. По другим же сказаниям, он умер на острове Крите и приказал там же сжечь его тело, а пепел бросить в море, чтобы с перенесением его останков в Спарту граждане не сочли себя освобожденными от данной ими клятвы, а наоборот, строго бы исполняли его постановления. Спартанцы исполняли законы Ликурга в течение многих веков.

Благодаря духу этого законодательства, они окрепли и достигли преобладающего положения не только среди дорийских племен, но на некоторое время, как покажет дальнейший ход истории, возвысились даже над всеми эллинами. Прежде всего, они очень скоро заняли первое место в Пелопоннесе благодаря войне с мессенцами. Счастливый исход войны создал для них внешнюю безопасность в такой же мере, как законодательство Ликурга способствовало благоприятному развитию их внутреннего гражданского быта.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древняя Спарта: законодательство царя Ликурга

Древняя Спарта: законодательство царя Ликурга

Ликургу (IX - VIII вв. до н.э.) - предание приписывает создание госуд. и общественного строя Спарты, сохранявшего свои черты на протяжении 4 - 5 веков. Однако, что в этом строе явилось результатом развития Спарты, которая была основана около 900 г. до н.э., а что - плодом деятельности законодателя - об этом можно лишь догадываться.

Основным источником наших знаний о Ликурге является его жизеописание, созданное Плутархом, который опирался на множество источников, до нас не дошедших.

Согласно Плутарху, Ликург происходил из царского рода (в Спарте с древнейших времен было 2 царя) и занялся законодательством, являясь опекуном (продиком) малолетнего племянника.

Предание гласит, что подготавливая реформу, Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую Азию, Египет, где ознакомился с местными обычаями. Вернувшись, он обратился к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н. “Великую ретру” (“ретра” переводится как “договор” и как “изречение оракула”).

Реформы Ликурга:

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:

-созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком;

-создание Совета Старейшин (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ:

-разделеление земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ).

-разделение граждан на филы и обы;

-замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши.

-введение сисситий - совместных трапез. Спартанцы были обязаны участвовать в совместных обедах, когда вся принесенная еда собиралась в складчину. При этом было запрещено обедать дома, а к трапезам привлекались все, вплоть до базилевсов. За столом собиралось около 15 человек, причем для вступления в это общество было необходимо единогласное одобрение всех членов сисситии.

В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ: Реформа была направлена на воспитание воинов.

-слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость;

-с 7 лет детей записывали в отряды - “агелы”, где их учили гимнастике, воспитывая “беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать”;

–с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков;

–с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.

Всю жизнь спартанец принадлежал государству, а его воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом.

Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает о трех “ретрах” Ликурга:

1)запрет писанного законодательства;

2)строительство дома только с помощью топора и пилы;

3)неучастие долгое время в войне с одним и тем же противником (чтобы не научить его военному искусству).

Закат законов Ликурга происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам гос-ва.

Государственное устройство Древней Спарты

На основании “Лиркурговой ретры”, которую приводит Плутарх в биографии Ликурга, можно выделить следующие госуд. органы:

Народное собрание (апелла) - состояло из всех женатых спартиатов старше 30 лет. Голосование производилось криком. Высказываться имели право только базилевсы (архагеты) и геронты. Остальные могли голосовать только “за” или “против” законопроекта, внесенного герусией.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 геронтов, достигших 60 лет и 2 архагетов (царей). Геронты заседали пожизненно. Новые геронты избирались апеллой.

Компетенция герусии:

–ведение текущих дел;

–внесение законопроектов в апеллу.

В Спарте была диархия - власть двух царей (один царь пелаег, другой - дориец). Это звание было наследственным, а не выборным. Архагеты исполняли функцию военачальников, причем один из них отправлялся с войском в поход, а другой оставался в Спарте. Также они выполняли функции жрецов, а до появления эфоров, еще и судебные функции.

Позже появились эфоры - высшие должностные лица Древней Спарты. Они избирались сроком на 1 год. Всего избиралось 5 эфоров. Эфоры осуществляли высший надзор за госуд. делами, а также созывали герусию и апеллу; они являлись высшей судебной инстанцией.

В более поздний период 2 эфора сопровождали царя в походе и следили за ним. Эфоры имели право требовать отчета от любого из геронтов и царей.

Разряды населения в древней Спарте

В процессе образования спартанского государства решающую роль сыграли завоевания. Произошло порабощение аборигенов и превращение их в илотов. Завоеватели составили класс полноправных граждан Спарты.

Илоты. Они не были рабами, их положение было очень своеобразно. Илоты являлись собственностью государства. Отдельный спартанец, в распоряжении которого состоял илот, обладал правом полного распоряжения им, но не имел право продать его за границу. Илот собственной земли не имел, а работал на участке, предоставленном спартанцу государством. От урожая с этоц земли илот отдавал около половины своему господину. Илоты несли службу в армии в качестве легковооруженных воинов. Господство над илотами поддерживалось путем систематического террора (криптии). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам. Илоты нередко поднимали восстания против спартанцев, используя любые благоприятные обстоятельства, однако всегда терпели поражение не смотря на то, что их было в несколько раз больше спартанцев.

Периэки. Они не пользовались политическими правами, но были лично свободны и правоспособны. Могли совершать сделки и приобретать собственность. Их главным занятием было торговля и ремесло. Периэки несли воинскую повинность, должны были являться в армию в качестве тяжеловооруженного война. За ними осуществляли надзор должностные лица-гармосты. Эфорам было предоставлено право предавать периэков смертной казни в любом количестве без суда.

Спартанцы. Только они обладали политическими правами. Все спартанцы были обеспечены земельными наделами, которые обрабатывали илоты. В общественных порядках спартанцев наблюдался военно-лагерный строй. Граждане обязаны были участвовать в общественных трапезах - сисситиях. На это каждый спартанец ежемесячно делал взносы, кто не мог этого сделать по бедности, переходил в разряд опустившихся - "гипомейонов". Воспитание было делом государства. С семилетнего возраста мальчики проходили обязательную выучку под руководством должностных лиц - педомонов, причем особое мнение обращалось на физическое воспитание. Это воспитание продолжалось до 20-летнего возраста. С 20 до 60 лет каждый спартанец был обязан нести военную службу. Женится ему разрешалось по достижении 30-летнего, когда он признавался совершеннолетним и приобретал политические права.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа



vuz-24.ru

Древняя Спарта: законодательство царя Ликурга

Древняя Спарта: законодательство царя Ликурга

Ликургу (IX - VIII вв. до н.э.) - предание приписывает создание госуд. и общественного строя Спарты, сохранявшего свои черты на протяжении 4 - 5 веков. Однако, что в этом строе явилось результатом развития Спарты, которая была основана около 900 г. до н.э., а что - плодом деятельности законодателя - об этом можно лишь догадываться.

Основным источником наших знаний о Ликурге является его жизеописание, созданное Плутархом, который опирался на множество источников, до нас не дошедших.

Согласно Плутарху, Ликург происходил из царского рода (в Спарте с древнейших времен было 2 царя) и занялся законодательством, являясь опекуном (продиком) малолетнего племянника.

Предание гласит, что подготавливая реформу, Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую Азию, Египет, где ознакомился с местными обычаями. Вернувшись, он обратился к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н. “Великую ретру” (“ретра” переводится как “договор” и как “изречение оракула”).

Реформы Ликурга:

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:

-созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком;

-создание Совета Старейшин (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ:

-разделеление земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ).

-разделение граждан на филы и обы;

-замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши.

-введение сисситий - совместных трапез. Спартанцы были обязаны участвовать в совместных обедах, когда вся принесенная еда собиралась в складчину. При этом было запрещено обедать дома, а к трапезам привлекались все, вплоть до базилевсов. За столом собиралось около 15 человек, причем для вступления в это общество было необходимо единогласное одобрение всех членов сисситии.

В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ: Реформа была направлена на воспитание воинов.

-слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость;

-с 7 лет детей записывали в отряды - “агелы”, где их учили гимнастике, воспитывая “беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать”;

с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков;

с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.

Всю жизнь спартанец принадлежал государству, а его воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом.

Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает о трех “ретрах” Ликурга:

1)запрет писанного законодательства;

2)строительство дома только с помощью топора и пилы;

3)неучастие долгое время в войне с одним и тем же противником (чтобы не научить его военному искусству).

Закат законов Ликурга происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам гос-ва.

Государственное устройство Древней Спарты

На основании “Лиркурговой ретры”, которую приводит Плутарх в биографии Ликурга, можно выделить следующие госуд. органы:

Народное собрание (апелла) - состояло из всех женатых спартиатов старше 30 лет. Голосование производилось криком. Высказываться имели право только базилевсы (архагеты) и геронты. Остальные могли голосовать только “за” или “против” законопроекта, внесенного герусией.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 геронтов, достигших 60 лет и 2 архагетов (царей). Геронты заседали пожизненно. Новые геронты избирались апеллой.

Компетенция герусии:

ведение текущих дел;

внесение законопроектов в апеллу.

В Спарте была диархия - власть двух царей (один царь пелаег, другой - дориец). Это звание было наследственным, а не выборным. Архагеты исполняли функцию военачальников, причем один из них отправлялся с войском в поход, а другой оставался в Спарте. Также они выполняли функции жрецов, а до появления эфоров, еще и судебные функции.

Позже появились эфоры - высшие должностные лица Древней Спарты. Они избирались сроком на 1 год. Всего избиралось 5 эфоров. Эфоры осуществляли высший надзор за госуд. делами, а также созывали герусию и апеллу; они являлись высшей судебной инстанцией.

В более поздний период 2 эфора сопровождали царя в походе и следили за ним. Эфоры имели право требовать отчета от любого из геронтов и царей.

Разряды населения в древней Спарте

В процессе образования спартанского государства решающую роль сыграли завоевания. Произошло порабощение аборигенов и превращение их в илотов. Завоеватели составили класс полноправных граждан Спарты.

Илоты. Они не были рабами, их положение было очень своеобразно. Илоты являлись собственностью государства. Отдельный спартанец, в распоряжении которого состоял илот, облада

www.studsell.com