Древняя русь периодизация. Средневековый период отечественной истории. Древняя Русь
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Русь в период раздробленности. Древняя русь периодизация


4. Ранняя история Руси.Русь в 9-10 вв.

  1. История как наука. вспомогательные и специальные исторические дисциплины. процесс развития исторического знания.

История как наука возникает в древней Греции. В 5 в.до н.э. Геродот написал книгу о греко-персидских войнах, которую назвал историей. Античность различала мифологию и историю.(Миф-рассказ о далеких временах, История- сравнительно недавнее прошлое) В средние века христианство утверждает представление о линейном характере времени. Античность утверждала что время циклично. В новое время история становится наукой , изучающей закономерности развития, имеющие объективный характер.

История-это самостоятельная наука о прошлом человека и различных форм соц.организации.

В 17-19 вв происходит разделение исторических знаний на специальные и вспомогательные дисциплины.

Специальные дисциплины: археология- изучает материальную культуру прошлого народов как правило лишенных письменности, источниковедение- систематизирует преимущественно письменные источники, историография- изучает процесс развития исторических знаний

Вспомогательные дисциплины: геральдика-наука о гербах, генеалогия- наука о родословной, сфрагистика- типология печатей, дипломатика, нумизматика- наука о монетной чеканке ,бонистика- наука о бумажных деньгах, палеография – наука о орудиях письма,

  1. Зарождение государственности на территории восточнославянских земель. Теории возникновения русской истории.

Концепция происхождения славян:

• имиграционная (славяне пришли на восточно-европейскую равнину(Соловьев))

• славяне как этнос сформировались на территории восточно-европейской равнины(Рыбаков)

Восточные славяне в 6-7 вв:

• Общинное устройство(общ.родовое звено-соседские общины)

Расселение восточных славян:поляки-по реке Днепр(Киев), вятичи-по реке Оке,радишичи-по реке Сорж,дреговичи-между реками Припять и Березка.

Согласно ПВЛ(повесть временных лет),в 862г новгородцы призвали на княжение варяга Рюрика и его братьев. Рюрик княжил в Новгороде а его братья в Киеве. В 879г Рюрик умер. Власть получил князь Игорь как регент малолетнего Игоря Рюриковича. В 882г Олег захватил Киев ,объединил север и юг,что считается традиционной датой возникновения единой Руси.

С конца 9 по конец 10 века – объединение отдельных племен под властью Киева.

907- поход Олега на Византию привел к заключению первого Русско-Византийского договора , который позднее подписали с изменениями в 911 году

944- 3-й Русско-Византийский договор

977-1015- правление Владимира I, который провел две реформы:

981- упразднение части языческих богов, остальные поставлены под власть Перуна

988- принятие христианства по восточно-провославному обряду из Византии , во главе церкви стал митрополит Киевский которого до 15 века назначал Патриарх Константинопольский

988г-крешение Руси.

5.Киевский период русской истории. Древняя Русь в 11-13вв.

В это время происходило существование Руси с центром в Киеве.

1015-1016 и 1019-1054-правление с перерывами Ярослава Мудрого,

1015г-создание «русской правды»-первого свода законов

,1050г-митрополитом церкви стал Илларион,

1113-1125г-правление Владимира IIМономаха,

1125-1132г-княжение Мстислава Великого,после которого распад Руси стал необратимым,

середина 12-середина 13вв-период феодальной раздробленности.

6.Древняя Русь как особый тип цивилизации. Культура русских земель 9-13 вв. Словесность, живопись, архитектура.

На культуру влияла религия, норманны, Византия, татаро-монголы.

Особенности древней культуры: накопление знаний при отсутствии их научного анализа; существенное влияние религии, синтез языческой и христианской культуры; влияние норманнов, Византии, монголо-татар на характер культуры.

Вторая половина 9в- Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку. Литература была преимущественно переводная; оригинальная древнерусская литра,летописание,житие,слово,хождение. Архитектура. С конца 10в-каменное строительство;крестово-купольная система строительства храмов, скань,з ернь ,эмаль.

Живопись- использовались фреска, мозаика, канон( свод правил) по изображению святых

7. Русь языческая и христианская. Православие как особый характер русской истории.

Религией восточных славян было язычество(многобожие).Его можно определить как систему взглядов на мир человека в его неразрывной связи с природой,где человек рассматривает себя как часть природы.Мировые религии в центре мира ставят человека,т.е. переход к христианству не являлся прихотью Владимира,а был предрешен,как и ориентация на Византию.Православие,провозгл.гос.религией Руси,признавало приоритет светской власти над духовной.Крещение Руси имело важные последствия-князь и окружение получили идейную основу для единства,для укрепления центр.власти;расширялись связи России м Европой и распространялись нормы христианской морали.

8.Феодальная раздробленность на Руси. Киевское, галицко-волынское, черниговское княжества в 12-15вв.

Феодализм-это сочетание власти и земельной собственности при сословно-иерархической структуре об-ва. В 11 веке появились новые формы землевладения

Удел- это доля члена рода в обще родовом владении

Вотчина- это наследственная собственность с комплексом прав владельца на землю и обрабатывающих ее людей

Помесите- это условная собственность получаемая за службу.

Имение –это наследственная собственность на правах вотчины.

К началу 12в выделяются новые силы,создается великое княжество Черниговское. На северо-востоке создается Ростово-Суздальская земля, на юго-западе возникает галицко-волынское княжество,на западе великое княжество Смоленское. Особое место в системе княжеств занимал Великий Новгород,кот.с 1132г являлся республикой. Таким образом,к концу 12в Русь превратилась в политически независимые княжества.

studfiles.net

Ответы на вопросы по истории.

  1. История как наука. вспомогательные и специальные исторические дисциплины. процесс развития исторического знания.

История как наука возникает в древней греции. В 5 в.до н.э. Геродот написал книгу о греко-персидских войнах,которую назвал историей. Античность различала мифологию и историю. В средние века христианство утверждает представление о линейном характере времени. В новое время история становится наукой,изучающей закономерности развития,имеющие объективный характер.

История-это самостоятельная наука о прошлом человека и различных форм соц.организации.

В 18-19 вв происходит разделение исторических знаний на специальные и вспомогательные дисциплины.

Специальные дисциплины: археология, источниковедение, историография

Вспомогательные дисциплины: геральдика, генеология, сфрадистика,дипломатика, нумизматика,бористика, палиография, эпиография

  1. Зарождение государственности на территории восточнославянских земель. Теории возникновения русской истории.

Концепция происхождения славян:

• имиграционная (славяне пришли на восточно-европейскую равнину(Соловьев))

• славяне как этнос сформировались на территории восточно-европейской равнины(Рыбаков)

Восточные славяне в 6-7 вв:

• Общинное устройство(общ.родовое звено-соседские общины)

Расселение восточных славян:поляки-по реке Днепр(Киев), вятичи-по реке Оке,радишичи-по реке Сорж,дреговичи-между реками Припять и Березка.

3.Ранняя история Руси.Русь в 9-10 вв.

Согласно ПВЛ,в 862г новгородцы призвали на княжение варяга Рюрика и его братьев. В 879г Рюрик умер. Власть получил князь Игорь как регент малолетнего Игоря Рюриковича. В 882г Олег захватил Киев ,объединил север и юг,что считается традиционной датой возникновения единой Руси.

С конца 9-начала 10в происходил процесс объединения племен под властью Киева. 907 и 911гг –походы Олега на Византию,944г-3ий русско-византийский договор,977-1015-кнаяжение Владимира 1,около 381г-языческая реформа,989г-крешение Руси.

4.Киевский период русской истории. Древняя Русь в 11-13вв.

В это время происходило существование Руси с центром в Киеве.

1015-1054-правление с перерывами Ярослава Мудрого,1015г-создание «русской правды»-первого свода законов,1050г-митрополитом церкви стал Илларион,1113-1125г-правление Владимира 3 Мономаха,1125-1132г-княжение Мстислава Великого,после которого распад Руси стал необратимым,середина 12-середина 13вв-период феодальной раздробленности.

5.Древняя Русь как особый тип цивилизации.Культура русских земель 9-13 вв.Словесность,живопись,архитектура.

Особенности древней культуры: накопление знаний при отсутствии их научного анализа; существенное влияние религии,синтез языческой и христианской культуры; влияние норманнов,Византии,монголо-татар на характер культуры.

Вторая половина 9в- Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку.Литература была преимущественно переводная;оригинальная древнерусская литра,летописание,житие,слово,хождение. Архитектура. С конца 10в-каменное строительство;крестово-купольная система строительства храмов,скань,зернь,эмаль.

studfiles.net

Древняя Русь в период раздробленности

К середине XI в. Древнерусское государство достигло своего расцвета. Иногда Киевскую Русь называют даже раннефеодальной монархией. С течением времени единого государства, объединенного властью киевского князя, уже не стало.

Согласно общепринятой точке зрения с середины XI – начала XII в. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической и феодальной раздробленности.

Политическое дробление – закономерный этап в развитии государственности и феодальных отношений. Его не избежало ни одно раннефеодальное государство Европы. Повсюду в эту эпоху власть монарха была слабой, а функции государства – незначительными. Тенденция к сплочению и централизации государств начала проявляться только в XIII- XV вв.

Политическое дробление государства имело множество объективных причин. Экономическая причина политической раздробленности заключалась, по мнению историков, в господстве натурального хозяйства. Торговые связи в XI- XII вв. были развиты достаточно слабо, и не могли обеспечить экономического единства русских земель. К этому времени некогда могущественная Византийская империя начала приходить в упадок. Византия перестала быть мировым торговым центром, а следовательно, утратил свое значение главный древний путь «из варяг в греки», который долгие века позволял Киевскому государству осуществлять торговые связи.

Другой причиной политического распада были пережитки родоплеменных отношений. Ведь Киевская Русь объединила несколько десятков крупных племенных союзов. Немалую роль сыграли и постоянные набеги кочевников на днепровские земли. Спасаясь от набегов, люди уходили жить в малонаселенные земли, расположенные на северо- востоке Руси. Непрерывная миграция способствовала расширению территории и ослаблению власти киевского князя. На процесс непрерывного дробления страны могло повлиять и  отсутствие в русском феодальном праве понятия майорате. Этот принцип, существовавший во многих государствах Западной Европы, предусматривал, что все земельные владения того или иного феодала переходили только к старшему их сыновей. На Руси же земельные владения после смерти князя могли делиться между всеми наследниками.

Одним из важнейших факторов, породивших феодальную раздробленность, большинство современных историков считают развитие крупного частного феодального землевладения. Еще в  XI в. идет процесс «оседания дружинников на землю», появления крупных феодальных вотчин – боярских сел. Класс феодалов приобретает экономическое и политическое могущество. Наличие большого числа крупных и средних феодальных владений становилось несовместимым с раннефеодальным государством, имевшим огромную территорию и слабый государственный аппарат.

Киевская Русь была обширным, но нестабильным государственным образованием. Племена, вошедшие в ее состав, долгое время сохраняли свою обособленность. Отдельные земли при господстве натурального хозяйства не могли образовать единого экономического пространства. Кроме того, в XI- XII вв. возникают новые факторы, способствующие раздроблению этого неустойчивого государства.

Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть.

Рост населения и соответственно военного потенциала различных областей Руси стал основой для образования ряда суверенных княжеств. Возникали междоусобицы князей.

Постепенный рост городов, торговли и хозяйственное развитие отдельных земель привели к потере Киевом исторической роли в связи с перемещением торговых путей и появлением новых центров ремесла и торговли, все более независимых от столицы русского государства.

Произошло усложнение социальной структуры общества, зарождение дворянства.

Наконец, распаду единого государства способствовало отсутствие серьезной внешней угрозы для всей восточнославянской общности. Позднее эта угроза появилась со стороны монголов, но процесс обособления княжеств зашел к тому времени уже слишком далеко.

Реально эти процессы проявились в середине второй половины XI в. Князь Ярослав Мудрый незадолго до смерти (1054) разделил земли между пятью своими сыновьями. Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Ярослав пытался решить подобным образом сразу две проблемы: с одной стороны, он стремился избежать кровавых усобиц между наследниками, обычно начинавшихся после смерти киевского князя: каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование как владетельного князя; с другой стороны, Ярослав надеялся, что его дети будут сообща защищать общерусские интересы, связанные прежде всего с обороной границ. Великий князь не собирался разделять единую Русь на самостоятельные, независимые государства; он рассчитывал лишь, что теперь ею, как единым целым, будет управлять не один человек, а весь княжеский род.

Не вполне ясно, как именно обеспечивалось подчинение разных земель Киеву, как распределялись эти земли между князьями. Описанный еще историками XIX в. принцип постепенного (поочередного) перемещения князей с одного престола на другой был скорее идеальной схемой, чем практически функционировавшим механизмом.

С. М. Соловьев, анализируя политическое устройство Руси после Ярослава Мудрого (1019-1054), пришел к выводу, что подвластные великому князю земли не дробились на отдельные владения, а рассматривались как общее достояние всего рода Ярославичей. Князья получали во временное управление какую- либо часть этого общего владения – тем лучшую, чем «старше» считался тот или иной князь. Старшинство, по замыслу Ярослава, должно было определяться следующим образом: за властвующим киевским великим князем шли все его братья; после их смерти их старшие сыновья наследовали отцовские места в веренице князей, постепенно продвигавшихся от менее престижных престолов к более значимым. При этом на титул великого князя могли претендовать только те князья, чьи отцы успели побывать на столичном княжении. Если же какой-то князь умирал прежде, чем наступала его очередь занять престол в Киеве, то его потомки лишались права на этот престол и княжили где-нибудь в провинции.

Такая система «лествичного восхождения» - «очередной порядок» наследования, была очень далека от совершенства и порождала постоянные распри между братьями и детьми князей (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев). Споры о старшинстве между дядьями и племянниками были частым явлением на Руси и в более поздний период, пока в XV в. там не установился порядок передачи власти от отца к сыну.

При каждом удобном случае Ярославичи норовили нарушить очередность – разумеется, с пользой для себя или своих ближайших родственников, союзников. «Лествичная схема» оказалась не жизнеспособной; запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди за власть, приводило к тому, что они обращались за помощью к венграм, полякам, половцам.

Таким образом, с 50-х гг. XI в. шел процесс определения границ будущих самостоятельных земель. Киев стал первым среди княжеств- государств. Вскоре другие земли его догнали и даже опередили в своем развитии. Сложилось полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии.

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Мурманское, Рязанское, Ростово- Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро- Волынское, Полоцкое, Турово- Пинское, Тьмутараканское, Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Новой формой государственно- политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию.

В 1097 г. по инициативе внука Ярослава переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. На нем был установлен новый принцип организации власти на Руси – «каждый держит да отчину свою». Таким образом, Русская земля перестала быть совокупным владением целого рода. Владения каждой ветви этого рода – отчины – становились ее наследственной собственностью. Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Только позже, когда великим князем киевским стал Владимир Мономах (1113-1125), а также при его сыне Мстиславе (1126-1132) государственное единство Руси было на время восстановлено. Русь сохраняла относительное политическое единство.

Начало периода раздробленности (и политической, и феодальной) следует считал с 1132г. Однако готова Русь к распаду была уже давно (не случайно В. О. Ключевский определяет начало «удельного периода», т.е. период самостоятельности русских княжеств, не с 1132г., а с 1054г., когда по завещанию Ярослава Мудрого Русь была поделена между его детьми). С 1132 г. князья перестали считаться с великим князем киевским как с главой всея Руси. 

Распад Древнерусского государства не разрушил сложившуюся древнерусскую народность. Искусствоведы и филологи отмечают, что духовная жизнь различных русских земель и княжеств при всем своем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Росли и строились города – центры вновь возникших удельных княжеств. Развивалась торговля, что привело к возникновению новых путей сообщения. Важнейшие торговые пути проходили от оз. Ильмень и р. Западной Двины к Днепру, от Невы к Волге, Днепр также соединялся с Волжско- Окским междуречьем.



biofile.ru

Средневековый период отечественной истории. Древняя Русь

Средневековый период отечественной истории. Древняя Русь. Московская Русь, Россия(6-17век)

1.1 Древняя Русь (У1-ХП1 вв.)

Расселение Восточных славян.

5век(нач)-11век - раннее средневек

11-15 век - классич средневек

15-16(европ)и17(россия)-позд средневек

Средневековая общество - аграрное общество. Основанное на ручном труде и феодальных, социально эконом отношений.

Крестьянин имел-жилище, тяговую силу и орудие труда, и отдавал часть произведённого продов феодалу ввиде феодальной ренды.

Виды феод ренды:

Отраб ренды или барщины.

Натуральная ренда или оброк.

Денеж ренда.

Крест примен меры внеэконом принужд. В феод обществе землевлад тесно связанно с политич властью. Феодал явл не только собст земли но и господ над крест. Госуд предост ему право сбора налогов и совершение суда над крест - это право феодального иммунитета.

Феод земля собст носила небольш расщеплён сословн характер.

Домен - личная собственность(земля) монарха

Сюзерем - монарх стоящий выше феод.

Феод иерархия - сопочин друг другу.

Воссал - стоит ниже сюзерена.

В средневек обществе существ устойчивое малоподвижная система ценностей и представ церковн догмами и церковными учениями. Средневек общ - развивало динамич общество. Именно в этом периоде появл народы осн европ.

В средневек существ несколько центр цивил(Азия и Европа).

В Азии слож тип Арабск мусулм. Цивил. На территор Азии возник болш государств.

Арабский халифат. В этой цивил высок уровеньдостигли медицин, астроном и др науки. Высок уровень урбаниз(рост город).

Европейская цивил возникла на обломках римской империи. В 70-е годы 5 века н.э запад часть римск империи подверг напад варворов(немцы и др). На обломках в результ синтеза возникли госуд Лангобугское, Вестгогнское.

Вост часть Римс империи не подверглась варварским налётам, там продолж существовать. В Византии была сильна власть импер(он был глав церкви.

Образование Древнерусского государства.

Образование государственности у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

Процесс имущественного, и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Начальную форму государственности представляли собой восточно-славянские союз племен во главе с князем Кием (VI в.). Восточ­ные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских пле­мен : Куябы, Славии и Артании. Куябой или Куявой тогда называлась область вокру Киева. Славня занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третье­го крупного объединения славян точно не установлено.

В 859г. северн славянск племена, плат тогда дань варягам, или норманам (выходцы из скандинавии), изгнали их за море.Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяж­ских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировка­ми. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новго­родцами, положив начало русской княжеской династии. Рюрик стал кня­жить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске.

После смерти братьев Рюрик стал княжить один. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли племена по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали меря, варяги, словене, кривичи, весь и в 882 г. захватили Киев. Это положило начало образованию Древнерусского го­сударства с центром в Киеве.

Олегу так понравился Киев, что он назначил его своим местопребы­ванием и назвал «Матерью городов русских». Киев был самым южным городом на Днепре и соседил со степью. Поэтому в Киеве собирались все те купцы, которые везли из Руси товары на юг и восток

Словом Киев был торговым центром для всей тогдашней Руси : про­чие торговые русские города от него зависели в своих торговых оборотах.

Так же происходило усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Ко времени Святослава (957-972) с князьями племен было покончено. Их власть свели на степень пасадников князя Киевского.

Территории в рамках единого раннефеодального государства,управ князьями воссалами киевского прав получили наименования волость. Владимир Святославович посадилна княжение в девяти крупн центр своих сыновей (отсуда и появилась фраза русская земля или русь): в Новго­роде (земля словен) - Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) - Изяслава, в Турове (дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Свято­слава, во Владимире-Волынском (волыняне) - Всеволода, Смоленске (кривичи) - Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) -Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) - Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) - Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в 1Х-Х вв.; сложилась широкая неславянская переферия из финоязычных и болтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Киевской Руси, но были обязаны русским князьям данью. В нее входили этносы, обитавшие вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ; Руси : литва, курши, земгалы, ливы, чудь (эсты), еж (племя в Восточной; Финляндии), печеры, пермь, черемисы ( марийцы), мордва и др.

Норманнская теория

В исторической науке по вопросу образования государства у восточных славян с XVIII в. кипят страсти. Так, за год до смерти в 1724 г., Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук, выписав в нее из Германии ученых. В 30-60-е годы XVIII в. немецкие ученые Иоган Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать что Древнерусское государство было созданно варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им.

Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов, кото­рому императрица Елизавета Петровна поручидла написать историю России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.

Норманисты единодушны в двух принципиалных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить): Во- вторых, они считают, что слово «русь» норманнского происхождения

Антинорманисты считают, что термин «русь» доваряжского проис­хождения и восходит к очень древним временам. В «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трёх братьев княжить. За 852 г. есть указание о том. что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской ле­тописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь.

Научная несостоятельность норманской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных личностей

Если варяжская легенда не вымысел, рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхожде­нии власти была довольно типична для Средневековья.

Социально- политический строй Киевской Руси в 1Х-Х вв.

Политический строй древней Руси 1Х-Х вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял Киевский князь, называвшийся великим князем. Княнь управлял при помощи совета из других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием Боярская дума. Сбор дани и судебных пошлин осуществ княжескими дружинниками.

Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть бы­ла ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание- вече- в 1Х-Х1 вв.

Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на зем­лю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет раз­личные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального го­сударства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.

Расширению феодального землевладения способствовали и прямые; захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост эко­номического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев.

Категории населения

Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин «крестьяне» появился лишь в Х1У в. Смерды зависящие от кого либо.

Основной общественной ячейкой земледельческого населения про­должала оставаться соседская община - вервь. Она могла состоять из од­ного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены вер­ви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за пре­ступления, совершенные на территории общины, круговой порукой. В состав общины входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевники), которые обеспечивали по­требности общины в ремесленных изделиях. Человек, порвавший связь с общиной и не пользовавшийся ее покро­вительством, назывался изгоем.

С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от земледельца. Распро­страненным названием временно зависимою крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от земледельца купу - помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами.

Другой термин, относящийся к зависимым людям - рядович, т.е. че­ловек, заключивший с феодалом определенный договор - ряд и обязан­ный выполнить различные работы согласно этому ряду.

В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, значительной роли в эко­номике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство по­падали прежде всего пленники.

Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. Приблизительно в УП-УШ в. ремесло окончательно отделяется от земле­делия. Выделяются специалисты-кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. К XII в. в городах Руси насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Русские ремесленники произво­дили более 150 видов железных изделий.

Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах-градах или на городищах-погостах, которые из военных укреплений по­степенно превращаются в центры ремесла и торговли - города.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как рас­положение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть го­рода, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой.

С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из «варяг в греки «. Через Неву или Западною Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра.

Дружинники жили на княжеском дворе, участво­вали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина - это состав­ная часть аппарата управления. Дружина неоднородна.

1. Наиболее приближенные дружинники (старшие) составляли по­стоянный совет, «думу». Они именовались боярами. С ними князь сове­товался по важнейшим государственным делам. Впоследствии бояре выступали в роли воевод.

2. Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполни­телей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли ос­нову нарождавшегося класса феодалов.

« Русская правда «

Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой кодификацию древнерус­ского права. Первые сведения о существовании на Руси системе права со­держаться в договорах киевских князей с греками, где сообщается о так, называемом «законе Русском». Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник - «Русская правда». В состав «Русской правды» входят юри­дические установления сыновей Ярослава Мудрого - «Правда Ярослави-чей» (принята около 1072 г. ). «Устав Владимира Монаха» (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники.

В «Правде Ярослава» говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже.от­мирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. Все денежные взыскания определяются гривнами серебра. Так, за убийство княжеского дружинника взималась наибольшая вира - 80 гривен, за убийство свободного человека - 40 гри­вен и за убийство женщины - 20 гривен. Так закон старался охранить вся­кую личность от насилия и заменить грубый самосуд частной мести пра­вительственною карою и судебным правосудием.

Точно так же «Русская правда» охраняла частное имущество от во­ровства и грабежей, устанавливая за них различные наказания. За наибо­лее тяжкие уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжки­ми преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.

Религиозные верования славян

Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись силам ви­димой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества.

Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолы». Им приносились жертвы, иногда даже че­ловеческие ; этим и ограничивалось идолослужение.

Кроме культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства.

С падением родовых связей, когда семьи обособлялись в отдельных дворах, место рода заступил семейный предок - дедушка домовой, по­кровитель своего двора, невидимо управляющий ходом его хозяйства.

Так созда­вался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков.

Одновременно шли праздники и в воспоминаниях об умерших, но­сившие общее название тризн.

Крещение Руси

Могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Торговля с Грецией облегчала Руси знакомство с Христовою верою. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. Илии. В дружине самого Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкой.

В следующем (987 году) созвал Владимир своих советников и расска­зал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть «кто как служит Богу.

Побывав па востоке и на западе, послы попали н Царьград и был поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников ; «Где крещение примел ?» А они ответили : «Где тебе любо». И вот в следующем, 988 г. Влади мир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще. он послал в Царьград к царям- братья Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж «поганого», т.е. за язычника. Владимир ответил, что готов креститься Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещение!» Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая ве­ра распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Нов­городе пришлось применить силу.

В глухих углах (например у вятичей) язычество держалось, не усту­пая христианской проповеди, еще целые века: да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероуче­нием в пеструю смесь веры и суеверия.

Последствия принятия Русью христианства

1. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых ус­тановлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставленный Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митропо­литу епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до пятнадцати).

2.Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на познавших .его людей. Богослужебные и священные книги принесены на Русь на доступном для всех языке - сла­вянском, том самом, на котором изложили из славянские первоучителя св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. На Руси возникают школы с учителями священ­никами и появляются книжники - любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги.

3.Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю.

4.На Руси церковь образовала особый союз- церковное общество. В состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, населенные рабами.

Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

5.Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании греческого церковно­го закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их «церковных уставах», все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церков­ные суды, во-первых, судили за святотатство, ересь, волшебство, языче­ские моления. Церковные суды, во-вторых, педали всеми семейными де­ лами, возникавшие между мужьями и женами, родителями и детьми.

6.В особенности восстало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб - такой же человек и христианин, как и сам его госпо­дин.

Влияние церкви охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.

7. Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительскую деятельность церкви. Она была многообразна. Пре­жде всего просветительное значение имели те практические примеры но­ вой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные под­вижники и целые общины подвижников - монастыри. 8. Христианская вера на Руси совершила переворот в области пла­стического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствова­лась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. Но оно в Киевской Руси отличалось резко вырожденным византийским характером, и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.

Русь в период феодальной раздробленности

Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения вот­чин в условиях господства натурального .хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономиче­ские связи которых ограничивались ближайшей округой. Раннефеодальному обществу времен Киевской Руси были присущи неизбежные социальные противоречия между верхами и низами. Форми­рующийся класс феодальных землевладельцев стремился к установлению

различных форм экономической и юридической зависимости земледель­ческого населения.

Но в Х1-Х1П вв. имевшиеся классовые антагонизмы носили в основ­ном локальный характер, для разрешения вполне хватало сил местных, и они требовали общегосударственного вмешательства. Данные условия делали крупных землевладельцев - бояр-вотчинников почти полностью экономически и социально независимыми от центральной власти.

do.gendocs.ru


Смотрите также