Древняя русь новгород. история городов древней руси новгород
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

история городов древней руси новгород. Древняя русь новгород


Вендская миграция в Новгородскую землю

52299.html

До недавнего времени одной из самых интригующих загадок ПВЛ была фраза: «Новугородьци ти суть людье Ноугородстии от рода Варяжьска, преже бо беша Словени». Иначе говоря, современные летописцу новгородцы происходят от «варяжского рода», тогда как изначально они были «словенами». Таким образом, мы имеем дело со сменой этнической идентификации населения Новгородской земли на рубеже XI–XII вв.

Норманнисты, конечно, поторопились объявить это свидетельством «скандинавской колонизации» древней Руси. Однако археологический материал, соотносимый со сколько-нибудь массовым пребыванием скандинавов, обнаружен лишь в древнерусском пограничье. (http://sergeytsvetkov.livejournal.com/55400.html) Выводить новгородцев от скандинавских переселенцев нет никаких оснований.

Между тем еще М.В. Ломоносов в своих «Возражениях на диссертацию Миллера» провидчески писал: «...варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии... имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано...» [М.В.Ломоносов. Полное собрание сочинений. Т.6, М.,Л. 1952]

Действительно, в настоящее время накоплен богатый и разнообразный археологический, антропологический, этнографический, лингвистический материал, доказывающий «вендские» корни значительной части славянского населения Новгородской земли. Антропологический материал из местных курганов, относящийся к XI-XIII столетиям, удостоверяет, что физический облик местного славянского населения соответствует расовому типу балтийских славян. Выделяется «ареал близких антропологических типов, принадлежащих к балтийскому морю, - балтийский. В него входят поляне (польские), висляне, ободриты, поморяне, словени новгородские, кривичи полоцкие, радимичи, дреговичи и, возможно, волыняне.» (Т.И.Алексеева. Славяне и германцы в свете Антропологических данных"// Вопросы истории, 1974, N3). Обследование современного населения Псковского обозерья, проведенное в 1976 г. сотрудниками Института этнографии Ю. Д. Беневоленской и Г. М. Давыдовой, выявило его принадлежность к западнобалтскому антропологическому типу, который «наиболее распространен у населения южного побережья Балтийского моря и островов от Шлезвиг-Гольштейна до

Восточной Прибалтики и, как показывают наши материалы, еще далее к востоку, на Псковском побережье» [Русское население Псковского обозерья//Полевые обследования Института этнографии. М., 1979, с. 187-188]. Расхождения незначительны: «...Узколицые суббрахикефалы Новгородской земли обнаруживают ближайшие аналогии среди краниологических материалов балтийских славян. Так, черепа ободритов... также суббрахикефальны (черепной указатель 76,6; у новгородских словен – 77,2) и узколицы (скуловой диаметр 132,2; у новгородских словен – 132.1) Весьма близки они и по другим показателям... Все эти данные свидетельствуют о том, что славяне, осевшие в Ильменском регионе, имеют не днепровское, а западное происхождение» [Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995, с. 245].

Языковеды, в свою очередь, отмечают некоторые особенности новгородского и псковского диалектов, не встречаемые у других восточнославянских племен, но находящие параллели в славянских наречиях южного побережья Балтики. К ним относится смешение звуков ч и ц, ш и с, ж и з, широкое распространение личных имен Варфоломей, Микула, Ян, Матей, Домаш (Фома) и уменьшительных на -ята и -хно: Петрята, Гюрята, Смехно, Жирохно и т. п., а также бытование терминов смерд, собака, невед (невод), неизвестных другим славянским народам [cм. Зализняк А. А. Новгородские берестяные грамоты с лингвистической точки зрения.//В. Л. Янин, А. А. Зализняк. Новгородские грамоты на бересте. (Из раскопок 1984-1989 гг.). М., 1993; Зеленин Д. К. О происхождении северновеликорусов Великого Новогорода; Лецеевич Л. Балтийские славяне и

Северная Русь в раннем средневековье. Несколько дискуссионных замечаний//Славянская археология. Этногенез, расселение и духовная культура славян. 1990: Сборник. М., 1993; Петровский Н. М. О новгородских словенах//Известия Отделения русского языка и словесности. Пг., 1922].

Западнославянские элементы сохранились в планировке новгородских поселений по типу «кругляшки», когда дома располагаются вокруг центральной непроезжей площади, служащей чем-то вроде хозяйственного двора, на котором летом ночует домашний скот; при этом дома обращены к площади тыльной стороной. Подобный тип селений был распространен у средневековых полабских славян и их онемеченных потомков в «венедских» селениях Люнебурга, Ганновера и Мекленбурга, где его еще в XIX в. наблюдал Гильфердинг [Гильфердинг А. Ф. Собрание сочинений. СПб., 1874. Т. 1]. Между балтийскими и новгородскими славянами отмечено сходство и в технике строительства оборонительных укреплений.

Находки в Новгородской и Псковской землях керамики, различных бытовых предметов и ремесленных изделий IX-X вв., имеющих стилевое сходство с западнобалтийскими славянскими памятниками, зачастую прямо свидетельствуют даже не о культурном заимствовании или торговых контактах, а о непосредственной деятельности западнославянских ремесленников и рабочих в городах и поселениях Северо-Западной Руси [Седов В.В. Лепная керамика Изборского городища// Краткие сообщения института археологии, вып 155. М., 1978; Седов В.В. Древнерусская народность. М., 1999.]. Керамика западнославянского типа, в частности, составляет от 30% до 80% керамического материала Пскова, Городка на Ловати, Городка на Луге, Старой Ладоги, Изборска, Великих Лук.

Определенная преемственность прослеживается в религиозных представлениях и обрядах балтийских славян и новгородцев. Так, в Устюге Великом и на всем Архангельском севере этнографами было отмечено широкое распространение вотивных* приношений: больные делали из металла или дерева изображения больных частей тела или всего больного человека и подвешивали их на икону в храме. Аналогов этому обычаю среди великорусского населения к югу от Новгородской земли не отмечено, зато вотивы хорошо известны в Западной Европе, откуда они могли проникнуть на русский Север только вместе с переселенцами из балтийских славян.

* Вотив - предмет, посвященный (пожертвованный) божеству.

То же можно сказать о каменных крестах и церковной скульптуре, получивших преимущественное распространение в севернорусских землях. Любопытной этнографической параллелью является также почитание железной стрелы населением Вятской губернии. В селе Гостеве близ Котельнича на реке Вятке такая древняя железная стрела хранилась в храме - ей приписывались целебные свойства; а в селе Волкове близ древнего города Вятки подобную стрелу носили вместе с иконами в крестном ходе. Подвески на иконах в виде стрелы встречались в церквах средневекового Новгорода. Почитание таких «святынь» нигде более на Руси не встречается. Но в балтийском Волине свято чтилось водруженное на особой колонне железное копье, которое считалось знамением победы.

Еще одно известие о западнославянских переселенцах сохранилось в вологодских преданиях. В древние времена, еще до крещения Руси, говорит одна легенда, возле Вологды и Кубенского озера обитало племя волотов, почитаемое местным населением за богов. Эти волоты легко опознаются как велеты, т. е. лютичи-вильцы, хранители культа Радогоста, весьма популярного божества среди балтийских славян, наряду с арконским Святовитом; вероятно, благодаря религиозному авторитету своего племенного идола велеты и прослыли «богами», иначе говоря, чем-то вроде «божьего народа». Близ Новгорода также находилось Волотово поле – место погребения новгородских витязей.

На южнобалтийском берегу и в землях Северо-Западной Руси имеются географические «двойники» - водоемы и населенные пункты, например, Ильмень-озеро и Ильменава (современная Ильменау) – приток Эльбы в районе нынешнего Гамбурга. Впрочем, в древности, кажется, существовали и другие Ильмени. Хроника епископов Мерзебургских указывает, что «Ильменью называлась одна из рек, протекавших по вендской земле». Кстати, сама форма этого названия, употребляемая в «Повести временных лет», - «Илмер» - характерна именно для западнобалтийского региона. Илмером, в частности, в старину назывался залив Зейдерзее.

Итак, все факты говорят о том, что «варяжская колонизация» Новгородско-Псковской земли (уже заселённой ильменскими словенами – выходцами из Повисленья) шла не из Скандинавии, а из славянского Поморья.

Массовый отток ободритов из отеческих земель на восток начался, по всей видимости, с 939 г., когда, по сообщению германского хрониста Видукинда под властью саксонских королей оказались все славянские племена, живущие между Эльбой и Одером, и, вероятно особенно усилился со второй половины X столетия, после того как основатель Священной Римской империи Оттон I нанес поморским славянам сокрушительное поражение на реке Регнице (955 г.). Славяне пытались сопротивляться германскому натиску, и эта борьба по необходимости приняла формы религиозной войны. В 1001 г. ободритские князья Мстивой и Мечидраг «отпали от веры» и подняли восстание против немецкого владычества. Последовала ужасная резня христиан в Гамбурге и Альденбурге; по словам Гельмольда, к востоку от Эльбы не осталось и «следа от христианства». Новый взрыв этническо-религиозной вражды произошел в 1024 г., когда славянский князь Готшалк «обрушился на всю нордальбингскую землю (районы вдоль северного течения Эльбы. - С. Ц.) и учинил такое избиение христианского народа, что жестокость его перешла все границы», - и повторился в 1066 г., вновь сопровождаясь опустошением «всей гамбургской земли». Все эти восстания в конце концов заканчивались поражениями славян и ответными репрессиями немцев, что, безусловно, подталкивало ободритов к миграции.

С технической стороны массовое переселение не представляло сложности. Хорошо известно, что поморские славяне были отличными мореходами, они отличались большим искусством в построении судов и могли строить большие корабли, вмешавшие на свои палубы лошадей.Таким образом, активное проникновение ободритов на Русь продолжалось два столетия – с середины X до середины XII в., когда сопротивление балтийских славян было окончательно сломлено, и на месте славянского Поморья возникло Бранденбургское маркграфство.Впрочем, путь в Новгородскую землю поморские славяне проложили, по археологическим данным, еще со второй половины VIII в., когда активно включились в торговлю с Багдадским халифатом.

В настоящее время можно считать твердо установленным, что древнейшие мостовые Новгорода были проложены по территории трех родовых поселков-концов, по крайней мере один из которых населяли выходцы из славянского Поморья [Горюнова В.М. Проблемы происхождения западнославянской керамики в Приильменье // Новгород и Новгородская земля. История и археология (Материалы научной конференции. Новгород, 26–28 января 1994 г.). Выпуск 8. Новгород, 1994, с. 65–75; Смирнова Г.П. К вопросу о датировке древнейшего слоя Неревского раскопа Новгорода // Древняя Русь и славяне. М., 1978, с. 170; Янин В. Л., Алешковский М. Х. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы)//История СССР. 1971. N2, с. 41]. Кончанская система Новгорода аналогична административно-территориальному устройству Щецина/Штеттина.

Стоит принять во внимание и любопытное свидетельство Титмара Мерзебургского о том, что «племенами, которые вместе называются лютичами, не управляет один отдельный властитель». Как тут не вспомнить неспособность населения Новгородской земли выдвинуть из своей земли «надплеменного» вождя…

Итак, летописное предание о Рюрике и «варягах-руси», вероятнее всего, зафиксировало полёт «вендского сокола» с южного берега Балтики на берега новгородского Ильменя. Не исключено, что само своё название Новгород получил «в противовес» ободритскому Старграду (ныне Ольденбург).

Весь этот комплексный материал позволяет сделать вывод о тесных связях древней Руси со славянским Поморьем, что, в свою очередь, проливает новый свет на политическую и культурную жизнь Новгородского Севера.

oldrus.livejournal.com

История Великого Новгорода: Главные вопросы | Древняя Русь

«Господин Великий Новгород» играл ключевую роль в геополитике Древней Руси. Наше первое окно в Европу, город с народным управлением, оберегавший свою независимость до того, пока не был усмирён Иваном Грозным.

Журнал: История «Русская Семёрка» №6, август 2016 годаРубрика: ГлавноеТекст: Русская Семёрка

Когда был создан?

Основание НовгородаОфициальной датой появления Новгорода считается 859 год. Эта дата была предложена советским историком Михаилом Тихомировым на научной конференции накануне 1959 года, что позволило отметить 1100-летие Великого Новгорода.Эта дата основывается на Никоновской летописи, где указано, что в этом году умер Гостомысл, однако там не говорится о том, что в этом году основан Новгород.По археологическим данным известно о том, что земли Приильменья были заселены ещё в V веке. Исконным населением новгородской земли были финно-угры, о чём свидетельствуют топонимы. В VI веке на эти земли пришли племена славян-кривичей, в VIII веке — словене.Русские летописи не проясняют вопрос. Скорее наоборот. По «Повести временных лет» Новгород существовал уже ко времени прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами. По Ипатьевской: «Словене же седоша около озера Илмера и прозвашася своим именем и сделаша город и нарекоша Новгород».Проблема с датировкой времени возникновения города в том, что практически любое обновление поселения у Ильменя могло приниматься за зарождение «нового города».По дендрохронологическим данным, самые ранние новгородские мостовые датируются 930-ми годами. Культурный слой IX — начала X в. здесь пока не был обнаружен.В зарубежных источниках самое раннее упоминание Новгорода (Немогард, Νεμογαρδάς) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». По предположению Т.Н. Джаксон и Е.А. Рыдзевской, Новгород в скандинавских сагах называется Хольмгардом (Holmgård, Holmgarðr) — столицей Гардарики.

Была ли измена?

Переломным моментом истории Новгорода является новгородский поход Ивана Грозного в 1570 году, когда московский царь провёл карательную операцию, подозревая новгородцев в сговоре с литовским князем Сигизмундом.Был ли заговор? Современные историки, пытающиеся ответить на этот вопрос, сталкиваются с проблемой дефицита достоверных сведений. Главными источниками погрома являются очень сомнительная «Повесть о разгроме Великого Новгорода», созданная в годы шведской оккупации города (1611-1617 гг.), мемуары некоего Альберта Шлихтинга, уверявшего, что он служил опричником, и авантюриста Генриха Штадена, автора «Московских воспоминаний», которые он написал в Голландии. Он также уверял, что был опричником.Ни о Штадене, ни о Шлихтинге в России никаких документов не сохранилось.В принципе измена была более чем вероятной. Новгородской торговле была не выгодна политика Грозного, стремившегося пробиться к Балтике. Кроме того, они были недовольны англофильством московского князя, предоставившего Англии хорошие преференции. Англия открыла новый торговый путь Холмогоры-Вологда-Москва. Логичным решением было вступление Новгорода в Люблинскую унию, созданную в 1569 году путём объединения Литвы и Польши.Основанием для похода стала грамота с подтверждением сговора, подписанная архиепископом Пименом и знатными новгородцами. Многие историки сомневаются в подлинности подписей, но доказать, что они были сфальсифицированы, никто так и не смог.

Была ли в Новгороде демократия?

Сегодня, когда говорят о примерах демократического устройства, любят вспоминать Новгородскую республику. Действительно, после изгнания в 1136 году князя Всеволода Мстиславовича в Новгороде стало править народное вече. Формально в нём могли участвовать все свободные взрослые мужчины, но по факту на вечевой площади не помещалось больше 300-500 человек.Вече выбирало новгородского епископа, посадника, тысячника, по желанию приглашало и изгоняло князя. Идея была благая. Возможно, изначально вече и имело общенародный характер, но во времена расцвета Новгородской республики существовало 30-40 наиболее знатных родов, которые лоббировали решения вече и заставляли горожан голосовать в своих интересах. Они получили название «300 золотых поясов».В их ряды невозможно было попасть со стороны, «золотые пояса» ревностно охраняли свой статус и благополучие, и не только при помощи народного собрания.Так как вече собиралось нерегулярно, был необходим постоянный орган управления. Им стал олигархический по своей сути (то есть состоящий из тех же богатейших горожан) Совет Господ, число членов которого доходило до 50. Совет формально не имел своего голоса на вече, но именно новгородские аристократы выносили решения, а голосование на вече лишь придавало им законности в глазах граждан.

Был ли ганзейским городом?

Новгород был одним из главных партнёров Ганзейского союза. Через него вывозились товары со всей русской земли: мёд и воск, смола и кожа, зерно и меха. На рубеже XI и XII веков в Новгороде основывают свою факторию голландские купцы. Она получает название «Готский двор». На острове Готланд в свою очередь находилась фактория новгородских купцов с православной церковью, руины которой сохранились и по сей день.Во второй половине XII века немецкие купцы основали в Новгороде Петерсхоф — Подворье святого Петра. С образованием Ганзейского союза все торговые фактории объединились под общим управлением. Они представляли собой «государства в государстве». Фактории имели своё, независимое от города управление, новгородские власти не вмешивались в дела иностранных купцов. Каждая фактория была окружена частоколом и тыном. Они не имели постоянного населения, «немцы» (чужестранцы) приезжали туда два раза в год — зимой и летом. Приезжали — и привозили на Русь цветные металлы, дорогие ткани, французские вина, голландскую сельдь.Новгородские купцы не отставали от своих западных партнёров. Для защиты своих интересов они основали Купеческие сотни — объединения купцов, торговавших одним и тем же товаром.Со своими иноземными коллегами новгородские купцы заключали торговые договоры, наиболее важным пунктом которых было предоставление «чистого пути», то есть безопасной дороги по Балтике и Новгородской земле.Одним из доказательств того, что Новгород был ганзейским городом, могут служить недавно изученные торговые документы на нижненемецком языке. По словам историка Екатерины Сквайрс, в XIV веке нижненемецкий язык Ганзы уже функционировал в качестве международного языка торговли и дипломатии на территории всей Северной Европы, от Новгорода и Пскова до Англии и Шотлании, в том числе включая Скандинавию и Прибалтику. Сохранились документы на нём и в Новгороде.

Куда исчезли новгородские кланы?

Противоборство боярских родов, упорное, ожесточённое, вплоть до столкновений и кровопролития, — неотъемлемая часть истории Великого Новгорода. Гюрятиничи против Завидичей, Микульчичи против Иванковичей, Захарьиничи против Якуньичей, Михалчичи против Нездиничей и так далее — борьба продолжалась в течение шести веков, до разгрома Новгорода Иваном Грозным.Куда потом подевались эти кланы? Часть из них была уничтожена в ходе расправ, однако многие со временем превратились в дворянские. Так, род дворян Авиновых ведёт свою родословную от новгородских бояр. Они состояли в партии Марфы Борецкой, активно участвовали в консолидации с Литвой, и, как следствие, два брата Авиновых, посадники Захарий и Кузьма, были убиты разъярённой толпой. После присоединения Новгорода к Москве и особенно после разгрома новгородцев Иваном Грозным переселились в Рязанскую губернию.

Загадка герба

Современный герб города фактически повторяет герб Великого Новгорода, утверждённый в 1781 году Указом императрицы Екатерины II, но создан он был ещё раньше. В основу новгородского герба легла печать новгородского наместника, изготовленная в 1565 году по приказу Ивана Грозного.Но на печати, которая была призвана скрепить грамоту о перемирии Новгорода со шведским королём, был только один медведь. Второе животное так и не было идентифицировано: одни считают, что это собака, другие — рысь. Центральное же место на эмблеме занимала вечевая степень (трибуна для выступления, например, посадника) в виде трёхъярусного здания с арочными проёмами. На степень положен посох. Под степенью можно разглядеть двух рыб. По кругу надпись: «Печать наместника Великого Новгорода».Существует много трактовок этой символики. Как правило, учёные сходятся в том, что вечевая степень символизирует старую республиканскую форму управления, а посох — символ власти царского наместника, который как бы отменяет вече.

Сложнее с животными и рыбами

В новгородских печатях домосковского периода встречаются пять изображений: Спас Вседержитель, пеший воин с копьём (вероятно, Андрей Первозванный), всадник, сидящая птица и так называемый «лют зверь», которого обычно ассоциируют со львом. Ни рыб, ни собак, ни медведей там нет.Надо сказать, что в независимом Новгороде не было культа медведя. Как, впрочем, и собаки. Зато в «символизме» Ивана Грозного эти животные занимали особое место. Травля собаками и медведями являлась одной из самых излюбленных форм экзекуции у московского государя. Так, согласно русской книжной традиции, знатоком которой являлся Иван Васильевич, считалось, что медведь мог напасть на человека и съесть его лишь с позволения Бога. В наказание за совершённый грех.Поэтому косолапого на Руси использовали как своего рода «незаинтересованного» судью: не тронет — безгрешен, порвёт — виновен.С собаками была похожая история. На Руси, как и во многих других традициях, они считались инфернальными животными, проводниками бесов. В народе считалось, что погибший от зубов собаки обречён на вечные загробные страдания. Неслучайно «псовая» символика активно использовалась опричниками.Появление этих довольно неоднозначных символов на печати Великого Новгорода в 1565 году можно рассматривать либо как проявление своеобразного чувства юмора Ивана Грозного, либо как облечённую в символы угрозу.Угрозу, которую Иван IV воплотил в жизнь спустя пять лет после утверждения печати — во время похода на Великий Новгород в 1570 году. Тогда новгородцев травили и медведями, и собаками, жгли на огне, топили в реке. Не исключено, что последнюю экзекуцию символизировали на печати, «дарованной» Грозным Новгороду, две рыбы. Которых, по неясным причинам, при Екатерине Великой стало четыре…

Почему поделён на пять концов?

Древний Новгород раскинулся на обоих берегах реки Волхов. На правом берегу находилась Софийская сторона, названная в честь белокаменного храма Святой Софии, а на левом — Торговая, получившая имя от «торга» — рыночной площади и торговых рядов.Софийская сторона делилась на три района — конца, кроме того, там размещался Новгородский кремль. Торговая сторона состояла из двух «концов».Таким образом, «господин Великий Новгород» слагался из пяти концов. Каждый из них в прошлом был самостоятельным поселением.Когда концы слились в единый город (получивший название Новый), они сохранили относительную самостоятельность. Жители каждого ходили в свою церковь, составляли отдельный отряд народного ополчения и решали наиболее важные вопросы на своём вече.Новгородские концы назывались Загородский, Неревский, Людин, Славенский и Плотницкий. Все земли Новгородской республики также делились на пять частей — пятин. Вдоль озера Нево (Ладожского озера) раскинулась Водская пятина, до Белого моря протянулась Обонежская, Бежицкая — до реки Мсты, Деревская — до Ловати и Шелонская — от Ловати до Луги. Происхождение необычного пятинного деления до конца не ясно. Сведения о нём не сохранились в летописях. Историк и краевед Константин Алексеевич Неволин считал, что пятинное деление происходит от деления Новгорода на пять концов и появилось задолго до присоединения Новгородской республики к территории Древнерусского государства.

Знаете ли вы что…

Великий Новгород — один из древнейших городов России. Само название «Новгород» даёт понять, что перед новым существовал ещё и старый город.Считается, что средневековый город сложился на месте более ранних селений у истока Волхова из озера Ильмень, где люди жили со времён неолита за 3 тысячи лет до нашей эры. Согласно «Повести временных лет» (Лаврентьевский список), город-предшественник Новгорода существовал уже к моменту призвания на княжение Рюрика в 862 году.Старым городом, по некоторым данным, считают городище, расположенное в 2 км к югу от современного Великого Новгорода. По данным археологических раскопок, поселение датируется с VIII-IX веков. Городище получило название Рюриково в XIX веке на основании прочтения «Повести временных лет».Самые ранние деревянные мостовые в Великом Новгороде археологи при помощи метода дендрохронологии датируют X веком.Именно об истории этого города в следующем году телеканал «365 дней ТВ» создаст новый документальный фильм. Герман Трегубенко, главный редактор исторического телеканала «365 дней ТВ».

  • < Назад
  • Вперёд >

bagira.guru

Господин Великий Новгород. Древняя Русь

«Господин Великий Новгород», как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств.

Новгородские земли простирались на огромные расстояния – от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.

Получив известность уже в IX в. как центр славянских земель в северо‑западном углу Руси, Новгород с тех пор быстро набирает силу и к концу IX в. становится соперником Киева (см. § 1 данной главы). Киевские князья смотрели на Новгород как на свой северный форпост.

Он не стал, как, скажем, Чернигов, Полоцк, Переяславль, позднее Ростов или Владимир‑Волынский, «отчиной» какой‑нибудь княжеской ветви – Мономаховичей, Ольговичей или Ростиславичей. Присланные сюда князья были временными людьми, и их власть не укоренилась здесь, как в других центрах различных княжеств. Причина особого положения Новгорода кроется во всем строе жизни древнего города.

Новгород с самого начала вырос не столько как резиденция варяжских князей, но в первую очередь как торговый и ремесленный центр. Он располагался на знаменитом пути «из варяг в греки». Отсюда шли пути в Южную Прибалтику, в немецкие земли, в Швецию и Норвегию. Через озеро Ильмень и реку Мету пролегал путь на Волгу, а оттуда в Волжскую Булгарию, Хазарию, страны Востока. По днепровскому пути новгородские купцы доходили до Западного Причерноморья, Балкан, Византии. Новгородцам было чем торговать. Они вывозили прежде всего пушнину, которую добывали в северных лесах, ремесленники поставляли на внутренний и зарубежный рынки свои изделия. Славился Новгород своими мастерами кузнечного и гончарного дела, золотых и серебряных дел, оружейниками, плотниками, кожевенниками. Улицы и «концы» (районы) города зачастую носили названия ремесленных профессий: Плотницкий конец, улицы Кузнецкая, Гончарная, Щитная. На пушном промысле, искусных и разветвленных ремеслах взрастала торговля Новгорода. Здесь ранее, чем в других городах Руси, появились объединения крупных купцов, развилась кредитная система. Богатые торговцы имели не только речные и морские суда, но и склады, амбары. Они строили богатые каменные дома, церкви. В Новгород приходило немало иноземных купцов. Здесь располагались «Немецкий» и «Готский» дворы, что указывало на тесные торговые связи города с немецкими землями. В торговлю включались не только купцы, ремесленники, отдававшие свою продукцию скупщикам, но и бояре, представители церкви, в том числе новгородский владыка – архиепископ.

Уверенное хозяйственное развитие Новгорода во многом объяснялось не только выгодными природными и географическими условиями, но и тем, что он со времени варяжских нашествий в IX в. более не знал внешней опасности. Ни печенеги, ни половцы не доходили до здешних мест. Немецкие рыцари появились здесь позднее. Это оберегало народный труд, создавало благоприятные условия для развития края.

Большую силу в Новгороде со временем получили крупные бояре‑землевладельцы. Именно их земельные владения, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию – пушнину, мед, воск, рыбу, другие продукты земли, леса, воды. Именно бояре и крупные купцы нередко организовывали дальние экспедиции «ушкуйников», речных и морских мореплавателей, в целях овладения новыми промысловыми землями, добычи пушнины. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались здесь воедино; вот почему верхушка города, так называемая аристократия, опираясь на свои несметные богатства, играла такую большую роль в политической жизни Новгорода. И здесь она вела за собой ремесленников, прочий люд. Новгород выступал единым фронтом против постоянного политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово‑Суздальского княжества. Все новгородцы были заодно, защищая свое особое положение в русских землях, свой суверенитет. Но во внутренней жизни города такого единства не было: нередки были острейшие столкновения интересов простых горожан и городской верхушки, что выливалось в открытые столкновения, восстания низов против боярства, богатого купечества, ростовщиков. Не раз врывались восставшие горожане и на архиепископский двор. Городская аристократия также не представляла собой единого целого. Остро соперничали между собой отдельные боярские и купеческие кланы. Они боролись за земли, доходы, привилегии, за то, чтобы поставить во главе города своего ставленника – князя, посадника или тысяцкого.

Подобные же порядки складывались и в других крупных городах Новгородской земли – Пскове, Ладоге, Белоозере, Изборске, где были свои сильные боярско‑купеческие кланы, своя ремесленная и работная масса населения. Каждый из этих городов, являясь частью Новгородского княжества, в то же время претендовал на относительную самостоятельность, боролся за свои права и привилегии с новгородской аристократией.

Новгород соперничал с Киевом не только в смысле хозяйственном, торговом, но и по части внешнего облика города. Здесь, на левом берегу Волхова, на взгорье, рано появился свой кремль, обнесенный каменной стеной, в отличие от многих других русских детинцев, огороженных деревянно‑земляными укреплениями. Сын Ярослава Мудрого Владимир выстроил здесь свой Софийский собор, который соперничал по красоте и монументальности с киевской Софией. Напротив кремля располагался торг, где обычно проходило городское вече – сход всех политически активных новгородцев. На вече решались многие важные вопросы жизни города: выбирались городские власти, обсуждались кандидатуры приглашаемых князей, определялась военная политика Новгорода.

Между левобережным и правобережным Новгородом был выстроен мост через Волхов, который играл важную общественную роль в жизни города. Здесь нередко происходили кулачные бои между различными новгородскими враждующими группировками и их сторонниками. Отсюда по приговору городских властей сбрасывали в глубины Волхова осужденных на смерть преступников.

По берегам Волхова стояли многочисленные пристани. У причалов теснились речные и морские суда. Они стояли так тесно, что в случае пожаров огонь порой по судам переходил с одного берега на другой. На окраинах города располагались богатые монастыри, чьи стены служили как бы дополнительными оборонительными укреплениями. На берегу озера Ильмень, к югу от города, стоял Юрьевский монастырь. В северной части располагался Антониев монастырь.

Новгород был для своего времени городом высокой культуры быта. Он был мощен деревянными мостовыми, власти внимательно следили за порядком и чистотой городских улиц. Признаком высокой культуры горожан служит повсеместная грамотность, которая проявлялась в том, что многие новгородцы владели искусством письма на бересте. Берестяные грамоты в изобилии находят археологи при раскопке древних новгородских жилищ. Берестяные грамоты посылали друг другу не только бояре, купцы, но и простые горожане. Это были долговые расписки и просьбы о займах, записки к жене, приглашение на похороны, челобитные грамоты, завещания, любовные письма и даже стихи.

Особый хозяйственный, политический, социальный и культурный облик города, а также городов Новгородской земли, которые во многом копировали свой город‑сюзерен, привел к тому, что и после воссоединения Севера и Юга страны Новгород постоянно боролся за свою «особность» от Киева. Не случайно, зная это стремление Новгорода, киевские князья зорко следили за политической жизнью города. Не случайно они направляли туда своих старших сыновей‑наместников, которым со временем надлежало не укореняться в оппозиционном Новгороде, а возвращаться в Киев и принимать родительский престол.

И все же даже в этом случае наместники – сыновья киевского князя – силой обстоятельств, силой всей обособленности Новгорода от общерусской жизни входили в противоречие с Киевом, даже когда там сидел отец или старший князь. Так, мы знаем, новгородское общество сплотилось вокруг Владимира в его борьбе со своим братом Ярополком. Позднее против Владимира I выступил его сын Ярослав, который был послан в Новгород наместником киевского князя. Во времена Владимира II Мономаха в Новгороде в 1118 г. созрел боярский заговор против центральной власти. Лишь вызов в Киев новгородских бояр и их арест сорвали намерение новгородской аристократии обособиться и на этот раз от власти Киева, утвердить на новгородском столе своего ставленника.

Уже в течение XI в., принимая от киевских князей наместников‑сыновей, местная аристократия тем не менее стремилась «выкормить» своего князя, который бы прежде всего отстаивал интересы «господина Великого Новгорода». Так, своим «вскормленником» новгородцы считали сына Мономаха Мстислава Владимировича. И когда Святополк, заняв киевский стол, отодвинул в Чернигов, а затем в Переяславль Владимира Мономаха, а потом попытался сместить Мстислава из Новгорода и послать туда своего сына, то новгородцы выразили резкий протест и заявили, что если у него два сына, то пускай посылает своего кандидата на верную смерть. Киевский князь отступил перед угрозой новгородской аристократии. В 1118 г. новгородцы воспротивились присылке сюда вместо Мстислава, которого Мономах перевел на Юг, его сына и своего внука Всеволода Мстиславича. Всеволод не был с малолетства «выкормлен» в Новгороде, поэтому город выступил против него.

В дальнейшем во времена Владимира Мономаха и его сына Мстислава Новгород вел себя более или менее лояльно. Тем более что на киевском престоле сидел «его» князь – Мстислав Владимирович, благоволивший Новгороду.

Но затем по мере ослабления власти киевских князей и развития политического сепаратизма Новгород стал проявлять все больше независимости от Киева. Особенно ярко это проявилось после смерти Мстислава Великого. На киевский престол, как мы помним, встал другой сын Мономаха, Ярополк, а в Новгороде продолжал «сидеть» Всеволод Мстиславич. Когда же он выехал из Новгорода и попытался неудачно добыть себе более почетный в княжеской семье престол Переяславля, новгородцы не пустили его обратно и выгнали из города. Но Новгород нуждался в княжеской руке – для командования войском, для обороны новгородских границ. Считая, видимо, что Всеволод Мстиславич получил хороший урок, бояре вернули его назад, но Всеволод, выросший в традициях сильной киевской власти и чувствуя себя представителем Киева, вновь попытался, опираясь на Новгород, проводить собственную династическую политику, ввязавшись в межкняжескую борьбу за власть, за «столы». Он втянул Новгород в противоборство с Суздалем, которое закончилось поражением новгородской рати. Это переполнило чашу терпения новгородского боярства. Против князя выступили и «черные люди», не поддержали его ни церковь, ни купечество, которое он ущемлял в правах. 28 мая 1136 г. Всеволод с семьей по приговору веча, в котором приняли участие представители от Пскова и Ладоги, был заключен под стражу в архиепископском дворце, где он находился под охраной 30 вооруженных воинов два месяца. Затем Всеволода выслали из города, обвинив его в том, что он «не блюдет смерд», т. е. не выражал интересов простых людей, плохо руководил войском во время противоборства с суздальцами, втянул Новгород в межкняжескую борьбу на Юге.

После событий 1136 г. к власти в Новгороде окончательно пришла городская аристократия – крупное боярство, богатое купечество, архиепископ. В Новгород в качестве наемного военачальника был приглашен Святослав Ольгович из Чернигова, отец Игоря Северского, героя «Слова о полку Игореве». Так после событий 1136 г. Новгород вышел на дорогу полной независимости от других русских княжеств, стал своеобразной аристократической республикой, где несколько крупных боярских и купеческих фамилий, посадник, архиепископ определяли всю политику Новгородской земли.

Со временем Новгород в своих хозяйственных связях все менее ориентировался на Юг, теснее становились его связи с южнобалтийским миром, скандинавскими и немецкими землями. Среди русских земель наиболее прочные связи Новгород сохранял со своими ближайшими соседями Полоцким и Смоленским княжествами и Ростово‑Суздальской Русью.

moitvoru.ru

Новгород, 13 век - Древняя Русь

Новгород, 13 век [Oct. 10th, 2005|09:02 am]

Древняя Русь. Научное сообщество

Согласно нашим русским летописям в 1230 г. мало того, что было землятресение (церкви рушились как карточные домики), так еще и страшный неурожай случился. В Новгороде померло огромное количество людей. Жрали коней, собак, кошек. Замечены случаи массового канибализма. Причем, иногда ели не просто трупы, а сначала убивали, а потом ели. Короче, кирдык настал Новгороду.

И вот, в начале 1231 г. в Новгород "прибегоша Немци из замория с житом и с мукою, и створиша много добра, а уже бо бяшеть при кончине град сий". Немцы всех накормили даром, захоронили трупы (то, что от них осталось) и ушли.

В 1234 г. князь Ярослав с новгородцами уже бил немцев под Юрьевым...

Что это была за гумунитарная операция? Кто были эти немцы из заморья? Почему даром накормили тучу народа и спасли русский город? Чем новгородцы им отплатили?

Comments:
"Немци"не обязательно здесь обозначают именно тех кого бил потом кн.Ярослав, а после него-св.блгв.кн.Александр Ярославич.Например противников Александра Невского в Невской битве русские обозначали словом "римляне"(т.е. принадлежащие не к православным христианам, а к христианам, подвластным Папе Римскому)."Немцами" же обозначали вроде бы всех вообще не понимающих по-русски.

Но конкретно кто бы это были увы я не знаю

Не совсем согласен с постулатом, что "немцы - все ие, кто не говорил по-русски". В истории того жк Александра Невского в битве на Неве откровенно нет никаких немцев, а есть свеи, то бишь шведы. Да и при Ледовом побоище ьыли как таовые не римляне, а "латины" м большим куском нашей самой что ни на есть родной чуди.Кстати, не кажется ли Вам странным, тчо "исконно русские земли" носили неродное нам название "Чудское озеро", а какие то пришлые чудины их почему-то пытались у нас отобрать? :)

Тут надо по-моему различать ещё городское и сельское население.Земли обычно носят названия сельского населения. тех кто непосредственно работает на земле,

города же- названия того населения, которое их основывает.

например в Прибалтике имеем название земли-Эстония(собственно по сельским жителям), название древнего города- Юрьев(русское),название более нового города- Датский город(Таллинн).Три этноса-три разных места на небольшом участке земли.Озеро в таком случае называется по названию тех кто заеимался на нем рыболовством.

Основатели городов -русичи,пришедшие на Чудское озеро, естественно назвали его по имени плававших на нем рыбаков, а свой город Юрьев назвали в честь своего святого.

Это не значит, что озеро принадлежит чудинам, а горожане все -святые.

""исконно русские земли" носили неродное нам название "Чудское озеро","

Забавная фраза.Прочитаешь такое, и начинаешь сомневаться, вправду ли Господь отделил землю от воды, и не поплывем ли мы скоро в светлое завтра с такими взглядами вообще неизвестно на чем.

From: (Anonymous)2008-05-05 05:17 pm (UTC)

(Link)

ну и доклад ёбти

old-rus.livejournal.com

история городов древней руси новгород

^Наверх

Новгород - древний русский город: история, достопримечательности, культура, архитектура, фото. Кто управлял древним Новгородом?

Господин Великий Новгород - так уважительно называли этот северный город все восточные славяне. Первые новгородцы выбрали место для поселения очень удачно – уже через несколько десятилетий небольшое поселение становится оживленным перекрестком торговых путей. Чем примечательна история древнего Новгорода, как образовался этот город, и почему, в конце концов, потерял свое значение? Попробуем разобраться.

Взгляд в прошлое

Чем руководствуются историки, изучая прошлое такого образования, как Новгород? Древний город возник не на пустом месте – и до этого на сырых протоках Ладоги возникали и исчезали безымянные деревушки, различные городки и местечки. Историки принимают во внимание и архитектурные раскопки, и анализ фольклорных произведений. Вся информация, собранная по крохам, становится основанием для рождения исторических гипотез.Так возник и Новгород. Древний город был упомянут в летописях, датируемых 859 годом. Возникновение населенного пункта связывают с именем князя Рюрика, который пришел с северных земель управлять восточными территориями. Поначалу Рюрик даже сделал Новгород своей столицей. Но после, взяв Киев, оставил за Новгородом звание пограничного пункта – крепости, стоявшей на страже границ северных земель.

Происхождение названия

Древний Новгород не всегда был древним. Само название этого населенного пункта говорит о том, что он создавался при уже существующем городе. По одной из гипотез, Новгород возник на месте трех небольших поселков. Объединившись, они огородили свое новое поселение и стали Новым городом – Новгородом.Другая гипотеза указывает на наличие еще одного, более давнего населенного пункта. Такое поселение нашлось на холме, расположенном совсем неподалеку от того места, где сейчас стоит Новгород. Древний холм называется Городищем. Раскопки показали, что на территории холма существовали компактные поселения (возможно, местной знати и языческих жрецов). Но ни одна, ни другая гипотеза не может дать ответы на многочисленные вопросы, накопившиеся за тысячелетнюю историю существования этого города.

Первые века

В первое время древний Новгород был небольшим деревянным поселком. Из-за частых наводнений жители строили свои дома на некотором расстоянии от озера, вдоль берега реки. Позднее появились «пробойные улицы, соединявшие различные участки города. Первый кремль Новгорода был ничем не примечательным деревянным сооружением. Такие небольшие крепости на Руси назывались детинцами из-за небольших размеров и кажущейся прочности.Детинец занимал всю северо-западную часть поселка. Этим достопримечательности древнего Новгорода и ограничивались. Противоположный берег занимали хоромы князя и избы богатого Словенского поселка.

Первые походы

Какими бы малыми ни казались нам сведения, почерпнутые из летописей, по ним все-таки можно сложить историю Новгорода. Например, в хрониках конца 9-го века говорится о походе князя Олега на Киев. Результатом этого стало объединение двух славянских племен – полян и ильменских славян. В летописях Х века говорится, что новгородцы были данниками варягов и платили им 300 гривен в год. Позднее Новгород стал подчиняться Киеву, и княгиня Ольга сама установила размер дани с Новгородской земли. Хроники рассказывают о большом размере дани, которая могла быть собрана лишь с богатого и процветающего населенного пункта.

Расширение новгородских земель

Невозможно рассказать про древний Новгород, не упоминая при этом особенностей его внешней и внутренней политики. Новгородские земли постоянно прирастали новыми территориями – в период наибольшего расцвета влияние этого города простиралось от берегов Северного Ледовитого океана до Торжка. Часть земель была захвачена в результате военных операций. Например, поход против племени чудь, проживавшем на севере современной Эстонии, принес богатую дань в казну города, а в исконных чудских землях появился славянский Юрьев, основанный Ярославом Мудрым.Грамота, переданная кн. Святославу Ольговичу, перечисляла несколько небольших погостов, расположенных далеко на севере, но если они упомянуты в переписи, значит, дань князю поступала и оттуда. В течение нескольких столетий территории новгородских земель прирастали и мирным путем - русские земледельцы в поисках плодородных земель немало поспособствовали мирной колонизации неславянских племен.

Территориальное разделение земель

Такая большая территория нуждалась в администрировании, поэтому она была поделена на пять районов (пятин), руководил которыми древний Новгород. Пятины располагались так:
  • Обонежская пятина – простиралась к берегам Белого моря.
  • Водская пятина – занимала часть современной Карелии.
  • Шелонская пятина – район южнее и юго-западнее Новгорода.
  • Деревская пятина – простиралась к юго-востоку.
  • Бежецкая пятина – единственная, границы которой не соприкасались с городской чертой, эта пятина располагалась между территориями Деревской и Обонежской пятин.
Население пятин занималось в основном обработкой земли, охотой, рыболовством. Управляли пятинами представители, посылаемые из Новгорода должностными лицами. Более отдаленные земли ежегодно навещали сборщики дани, которые доходили даже до мест проживания племен манси и ханты – далеко на северо-востоке. Дань уплачивалась в основном мехами, которые затем успешно продавались в Европу. Благодаря пушным податям и активной торговле в короткие сроки Новгород древний стал одним из самых богатых городов Киевской Руси.

Управление городом

Новгород, древний город русских земель, имел уникальную для средневековья форму управления – республику. На протяжении IX-XI веков новгородские земли ничем не отличались от прочих владений Киевской Руси. Но в XII веке основной формой управления становится городское вече. Кто управлял древним городом? Как Новгород превратился в республику?Ответ можно поискать в грамотах начала XII века. В списках 1130 года мы находим стандартные распоряжения князя Мстислава своему сыну Всеволоду. Все правильно – в княжеских землях так и должно быть. Но вот в грамоте 1180 года князь Изяслав испрашивает у Новгорода отвести землю ближайшему монастырю. Как видно, в конце XII века князья вовсе не были полноправными владыками, и должны были испрашивать разрешения у городских властей.Поворотной точкой стало Новгородское восстание 1136 года. В этот период восставшие арестовали князя Мстислава вместе с его семьей и шесть недель держали в плену, после чего разрешили покинуть древний Новгород. Кратко об этом периоде можно сказать так: славянское вече возродилось и превратилось в мощный законодательный орган. Появились первые выборные должности – посадники, которые проводили независимую политику. Такая форма правления успешно просуществовала в новгородских землях более трехсот лет. Лишь после кровопролитного присоединения новгородских земель к московскому княжеству новгородской вольнице пришел конец.

Посадники управляли городом?

Существует мнение, что древним Новгородом управляли посадники. Да или нет? На данный вопрос нет определенного ответа. Формально посадники управляли работой вече, созывали и распускали городской совет. В их руках находились ключи от арсенала и городской казны. Они регулировали работу вече и утверждали принятые там решения.Так древним Новгородом управляли посадники? Да или нет? Подойдем к проблеме с другой стороны. Форма принятия решений в те времена отличалась от принятой в современном мире. Решения на вече принимались не простым большинством голосом, а в пользу тех, кто громче всех кричал. Таких крикунов хитрые посадники нанимали в своих районах и продвигали на вече, с тем чтобы принять нужные законоположения. Можно сказать, что формально Новгородом руководили все жители. Но фактически власть была в руках выборных посадников.

Князья в Новгороде

Князья в Новгороде не имели никаких прав. Лишь в военное время по указу вече могли пригласить их командовать обороной города. Наемным князьям было запрещено владеть собственными землями и принимать участие в управлении городом. Они с семьями и домочадцами селились в Городище – там для них были обустроены специальные хоромы.Зато князья были единственными, кто управлял древним Новгородом во время войны. Специальное вече рассматривало кандидатуры соседних князей и принимало решение, кого же из них звать на подмогу. Выбранного селили в Городище, давали в руки все полномочия, собирали под его руководством городское ополчение. А после ликвидации военной угрозы его просто изгоняли, как говорится в древних летописях, указывали ему путь. При этом от всех князей новгородцы добивались твердого соблюдения пунктов договора:
  • не вмешиваться во внутреннюю жизнь новгородских земель;
  • довольствоваться сбором дани;
  • руководить военными действиями.
Те князья, что не соблюдали условия, бывали попросту изгнаны из новгородских владений. Исключением, пожалуй, стало лишь княжение Александра Невского. Твердая рука и жесткая политика в сочетании с нависшей опасностью временно примирили новгородцев с княжескими порядками. Он был единственным, кто управлял древним Новгородом как князь и правитель. Но, после того как Невский принял великокняжеский престол, новгородцы не запросили к себе ни родственников князя, ни его наместников.

Новгород военный

Многие столетия независимости Новгорода обязывали его вести вполне самостоятельную внешнюю политику. Вначале основной целью военной экспансии было расширение границ Новгородской республики, позднее речь шла о том, чтобы сохранить существующие границы и защитить суверенность государства. Для выполнения этих задач новгородцам приходилось принимать иностранные делегации, вступать в политические союзы и разрывать их, нанимать дружины и армии и проводить мобилизацию среди местного населения.Костяк новгородской армии составляло ополчение. В него входили крестьяне, ремесленники, бояре и вольнонаемные. Не имели права быть в ополчении рабы и представители духовенства. Элиту войска составляла дружина приглашенного князя, а командовал военной операцией сам князь, выбранный решением вече.Основными защитными доспехами новгородцев были щит, кольчуга и меч. Многие из образцов данного вооружения были обнаружены при позднейших раскопках, а лучшие образцы и сейчас хранятся в музеях и на фото древнего Новгорода.Для головы использовались разнообразные металлические шлемы. Для нападения использовались сабли и рогатины, в рукопашном бою применялись кистени и булавы. Для дальнего боя активно использовались луки и арбалеты. Арбалеты уступали в скорострельности, зато тяжелые наконечники таких стрел могли пробить любую, даже самую прочную броню противника.

Культура древнего Новгорода, традиции выбора

Концепция православного христианства стала фундаментом для моральной, нравственной и идеологической жизни новгородского общества. Храмы древнего Новгорода собирали массу людей и управлялись епископами. Должность епископа, как и должность посадника, в Новгороде была выборной. Процедурой избрания духовного пастыря также занималось вече.Интересно, что даже в такие далекие времена существовала процедура выбора светских и духовных правителей. На месте вечевых собраний оглашались имена трех претендентов, они наносились на пергамент и запечатывались посадником. Потом новгородцы выходили под стены Софиевского храма, где честь вытянуть жребий доставалась слепцу или ребенку. Выбранный вариант немедленно оглашался, и избранный епископ принимал поздравления.В XI веке процедура несколько изменилась. Стало считаться, что выигрывает не тот, кто уходит, а тот, кто остается и становится владыкой. Протопоп Софийского собора брал жребии, зачитывал имена, а имя победителя оглашалось в самом конце. В подавляющем большинстве случаев владыками епископами и архиепископами Новгородских храмов становились настоятели близлежащих монастырей и представители белого духовенства.Но бывали и случаи, когда избранный не имел даже духовного сана. Так, в 1139 году эту высокую должность занял приходской ключник Алексий, выбранный за праведность и богобоязненность. Авторитет архиепископов был очень велик среди новгородцев. Не единожды они предотвращали междоусобицы, мирили поссорившихся, благословляли на войну. Без благословления владыки не признавались ни хозяйственные, ни военные договора правителей Новгорода с заезжими князьями и представителями иностранных государств.

Архитектура древнего Новгорода

Искусство древнего Новгорода занимает отдельное место в истории русской культуры. Во второй половине XII века новгородские архитекторы строят здания по собственному образцу, отделывают стены культовых сооружений собственными, самобытными фресками. Поначалу епископы и архиепископы, которым посчастливилось занять верховные должности в церковной иерархии, не жалели денег на храмы и соборы древнего Новгорода. Могущество церкви щедро подкреплялось доходами от обширных земельных угодий, пожертвований частных лиц, системы повинностей и штрафов.К сожалению, немногие шедевры деревянного зодчества дожили до наших дней. Ранние храмы Новгорода во многом копируют известные киевские христианские святыни, но уже на заре нового тысячелетия в очертаниях соборов проявляются специфические новгородские черты. Например, Софийский собор древнего Новгорода был скопирован с аналогичного храма в стольном Киеве.Его стены венчают тяжелые, свинцовые купола, и лишь самый высокий из них, пятый, сверкает позолотой. Первоначально новгородский храм Св. Софии был сделан из дерева, как и все архитектурные сооружения того времени. Но первоначальное здание, отстояв около пятидесяти лет, дотла сгорело в большом пожаре.Князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, задумал возвести новый, каменный собор, похожий на знаменитый киевский храм. Для этого князю пришлось вызывать каменщиков и зодчих из Киева – в Новгороде не нашлось строителей, умеющих работать с камнем. Собор пользовался большой популярностью у новгородцев и жителей пятин – во время великих праздников его стен не было видно из-за большого скопления народа. В храме хранилась городская казна, а стены этого здания скрывали в себе немало тайников с сокровищами. Возможно, некоторые из них остались не обнаруженными и по сей день.Во второй половине XII века заказчиками храмов и сооружений выступает уже не церковь, а богатые приказчики и бояре. Другие известные образцы новгородского зодчества – храм Петра и Павла в Кожевниках, храм Спаса-Преображения на Ильине, церковь Федора Стратилата на Ручью – выстроены на боярские пожертвования. Не скупились бояре и на внутреннее убранство храма – все богослужения проводилось с использованием золотых и серебряных сосудов. Стены храмов были украшены яркими фресками местных художников, а новгородские иконы, написанные в то время, не перестают удивлять и сегодня.

Современные достопримечательности Новгорода

Туристы нашего времени смогут найти в современном Новгороде немало памятников истории этого города. В списке обязательных достопримечательностей – знаменитый детинец, неоднократно сожженный дотла и заново возродившийся в 13-м веке, только уже в каменном виде. Церковь Параскевы Пятницы и церковь Успения на Волотовом поле привлекают посетителей своими удивительными фресками и иконами, яркость красок которых не тускнеет и сегодня. Для желающих погрузиться в эпоху древнего Новгорода существует экскурсия на Троицкий археологический раскоп – именно там можно пройтись улицами X века, увидеть множество свидетельств этого давнего времени.

Итоги

Вплоть до XV века Новгород вел вполне самодостаточное суверенное существование, принимая и навязывая собственную политику соседним государствам. Влияние Новгорода распространялось далеко за официальные границы этого княжества. Богатство его граждан и успешные торговые связи привлекали внимание всех соседних государств. Новгородцам приходилось часто отстаивать собственную независимость, отражая натиск шведов, ливонцев, немецких рыцарей и своих неуемных соседей - Московского и Суздальского княжеств.С богатым Великим Княжеством Литовским Новгород предпочитал торговать, а не воевать, торговые связи двух стран имеют давнее происхождение. Историки уверены, что именно с юга в новгородские земли пришла система образования, позволяющая каждому свободному мужу читать и писать. Исследователи находят множество берестяных грамот с бытовыми или обучающими текстами именно в новгородских землях - возможно, другие княжества, оставшиеся после распада Киевской Руси, не придавали большого значения уровню грамотности собственных жителей.К сожалению, сильное и богатое государство не выдержало экзамена временем. Агрессивная политика насильственного присоединения русских земель сыграла свою роль. Новгород не смог устоять перед натиском сил Ивана Грозного, и в 1478 году был включен в состав Московского княжества. Богатая культура и традиции постепенно приходили в упадок, центр культур и ремесел сдвинулся в восточном направлении, и Новгород в конце концов стал обычным провинциальным городом.Автор:

Древний Новгород — интересные факты

Города и страны. Древний Новгород — интересные факты. Великий Новгород – один из самых интересных и загадочных городов на Руси. В период своего расцвета (приблизительно в XII веке) Древний Новгород – это не просто город, это огромное государство, простиравшееся от Балтийского моря до Уральских гор. Это первый опыт демократического строя, который можно назвать удачным, несмотря на все сложности и недостатки общественной жизни новгородцев. Знаменитая новгородская береста и обилие летописей, сохранившихся для потомков, делают этот город чрезвычайно богатым на исторический материал. Новгородские иконописцы, ремесленники, строители оставили нам такое количество материальных памятников эпохи, что Новгород по праву получил прозвание «русской Флоренции и был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Тем не менее, Древний Новгород таит в себе немало загадок и тайн.

Точная дата основания города неизвестна

Дело в том, что само начало летописания на Руси застало Новгород уже построенным и довольно крупным городом. В летописях 859 г. значится как год смерти новгородского старейшины (главы города) Гостомысла, поэтому можно заключить, что и сам город к этому времени уже существовал, если уж у него был старейшина. Эту дату и принято считать датой основания Новгорода, хотя, предположительно, город образовался на северо-востоке Руси несколько раньше. Или же, согласно другому мнению, позже; летописец же, описывая события далёкого прошлого, просто перенес свои знания о Новгороде как о городе, на те времена, когда самого города ещё могло и не быть. Как бы то ни было, о значении Новгорода говорит следующий факт.

Новгород – первая столица Русского государства

Согласно норманнской теории, первые русские правители, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор были призваны «править и владеть именно северными племенами, селившимися вокруг озера Ильмень. Именно на их земле и возник впоследствии Новгород. Правда, Рюрик поселился несколько южнее нынешнего Новгорода, на Городище, а первым новгородским князем, поселившимся непосредственно в черте города, был Ярослав Мудрый.

Ярославово Дворище в Новгороде – исторический факт и археологическая загадка

Князь Ярослав Мудрый, как утверждает III Новгородская летопись, поселился на берегу реки Волхов на Торговой стороне, там, где во времена летописца уже стоял Николо-Дворищенский собор. Новгородские предания утверждают, что это был один из самых красивых и величественных дворцов в Европе. Однако, никаких археологических подтверждений этому, в виде следов княжеского дворца, так и не было найдено. Профессору А. В. Арциховскому, руководившему археологической экспедицией в Новгороде, проводившейся вскоре после окончания Великой Отечественной войны, удалось обнаружить невдалеке от колокольни собора основание большого деревянного здания. Было ли это остатками Ярославова дворца или нет — мы до сих пор не знаем, существовавшие на тот момент методы определения возраста построек не позволяли ничего точно утверждать. С тех времен повторные исследования не проводились. Однако же, новгородские строители вполне могли сотворить на своей земле такое чудо света. Об этом говорят, к примеру, новгородские мостовые, которые также были обнаружены во время раскопок.

По древним мостовым Новгорода и сегодня может пройти грузовая машина

Новгород стоит на болотистой, влажной почве, без мостовых обойтись было очень трудно. Поэтому, начиная примерно с конца X века, мощение улиц становится обязательным занятием для всех горожан. Новгородские мостовые делались из толстых сосновых плах. Вдоль улиц ставились даже специальные ограждения из брёвен, а для стекания сточной воды – деревянные желоба и трубы. Всё это сохранилось настолько хорошо, что мостовыми и сейчас можно было бы пользоваться, возникни вдруг у новгородцев такое желание.Прочие постройки Древнего Новгорода также считаются выдающимися образцами архитектуры и строительного искусства. Знаменитый храм Святой Софии в Новгороде, Детинец (Кремль), многочисленные соборы новгородских монастырей не перестают удивлять туристов.

Была в Новгороде и своя «вавилонская башня» — храм святых Бориса и Глеба

Высота храма Святой Софии составляет 38 метров. По современным меркам это совсем немного, но в то время считалось выдающимся достижением. И вот в 1167 году новгородский купец Сотко Сытинич решил построить храм ещё выше. И это ему удалось. Правда, украшал город храм святых Бориса и Глеба недолго. Он сгорел от удара молнии, и снова не стало в Древнем Новгороде постройки выше знаменитой Софии Новгородской.

Дома обычных горожан были скромными и неприметными постройками

Они были тесными, около 16 метров квадратных, как очень маленькая однокомнатная квартира. Избы топились по-чёрному, т.е. труб не было, и дым шёл прямо в комнату. Комната эта была одновременно и кухней. Новгородцы эффективно использовали пространство стен, увешивая их полками, из которых каждая имела своё название: были полки для мисок – мисники, для блюд – блюдники, полки над лавками – залавники и т.д. У богатых горожан (бояр и купцов) были хоромы побольше, а к кухне примыкала неотапливаемая комната – горница, в которой можно было спать летом и принимать гостей.

В Новгородской республике не было своей монеты

Новгород, как известно, город торговый. Само его расположение на знаменитом «пути из Варяг в Греки определило его великую славу. Но при этом в Новгородской республике не было своей монеты. Даже самого слова «монета, впрочем, как и слова «деньги, не было. Звонкую монету называли словом «скот, причём домашние животные не имели к нему никакого отношения: корень этого слова восходит к древнегерманскому «skat, обозначавшему серебряную монету. Для торговых сделок использовались либо монеты иностранной чеканки – византийские солиды и арабские дирхемы, либо серебряные гривны (слитки весом около 200 г.) и шкуры пушных зверей. За этими шкурами новгородским охотникам зачастую приходилось путешествовать к самым берегам «Дышучего моря, т.е. Северного Ледовитого океана. Шкура куницы так и называлась – «куна, а беличья шкурка – «виверица. На одну куну можно было купить хлеба примерно на один день, или маленькую порцию рыбы. Украшения, воск, пряности и некоторые резные игрушки также стоили достаточно дорого.

Новгородские игры и игрушки были бы интересны нам сегодня

Согласно археологическим данным Новгороде играли в шахматы, в «крепость или «мельницу (логическую игру на построение фигур из фишек), а также в тавлей – таинственную игру, в которую играет в былине Садко, правила её, к сожалению, утеряны. Среди активных игр можно назвать игру в мазло – прообраз современного гольфа, в которой требовалось загонять в лунку шарик при помощи клюшки. При раскопках были найдены и некоторые необычные детские игрушки: кубари (нечто вроде деревянной квадратной юлы) и огромные по нашим меркам кубики, с длиной стороны 35 см. Коньки, на которых зимой катались новгородские дети, несколько отличались от современных. Чтобы на них ехать, приходилось отталкиваться палками, как при езде на лыжах. Впрочем, юные жители Новгорода не только веселились, как могли, но и серьезно учились.

Новгород – город просвещения

Новгородские былины и жития сохранили для нас множество свидетельств о том, что в этом европейском городе образование было в целом доступнее, чем в Европе, где получить его могли только привилегированные классы. В школе учились Садко (купеческий сын) и Василий Буслаевич (боярский сын), грамотными были их дружинники (военное сословие) в житии св. Александра Свирского (крестьянин) упоминаются многие его сотоварищи по школе. Более того, образование в Новгороде получали и девочки. Само обилие найденных записей на бересте говорит о высокой степени грамотности населения.

Одну из грамот житель современного Новгорода нашёл в цветочном горшке

Это интересное событие произошло в 1983 году. Решив пересадить цветы в новые горшки и вытряхнув землю, местный житель обнаружил в одном из горшков небольшую по размеру древнюю новгородскую берестяную грамоту и сдал её в музей. Конечно, на сегодняшний день учёные располагают далеко не полной картиной жизни Древнего Новгорода. Многие находки ещё ждут своих первооткрывателей, и находятся на очень большой глубине, куда ещё не доставала лопата археолога. Влажная почва новгородских земель обеспечивает замечательную сохранность изделий из кожи, дерева, бересты. Поэтому будем ждать новых открытий!

Вам так-же будет интересно:

Русская историческая библиотека

§ 24. Город Новгород Великий и его страна

Новгород расположен по обоим берегам р. Волхова, при истоке Волхова из озера Ильменя. Среди болот и низменностей Новгород занял ближайшие к озеру возвышенные места по течению реки. На правом берегу Волхова находилась «Торговая сторона города; на левом — «Софийская сторона. Торговая сторона получила свое название от «торга — рыночной площади и торговых дворов и рядов; вся Торговая сторона делилась на две части, называвшиеся «концами. Софийская сторона называлась так потому, что в ее центре находился знаменитый храм св. Софии, построенный Ярославом Мудрым. На этой стороне было три «конца города и, кроме того, среди них внутренняя крепость — «детинец (иначе — «кремль). Думают, что первоначально «концы города были отдельными самостоятельными поселками, которые лишь впоследствии слились в один город с общим «торгом и «детинцем в середине. По отношению к старым отдельным «концам новый общий город и был на самом деле назван «Новгородом. В течение всей новгородской истории «концы Новгорода сохраняли внутреннюю самостоятельность и имели каждый свое самоуправление. Таким образом, «господин Великий Новгород слагался из пяти «концов. Соответственно пяти «концам города вся волость Новгорода разделялась на пять провинций, носивших название «пятин. Кругом Онежского озера (и до Белого моря) лежала Обонежская пятина; кругом Ладожского озера (и до Финского залива) лежала Водьская пятина. На юго-запад от Новгорода и Ильменя шла пятина Шелонская (по р. Шелони), а на юго-восток — пятина Деревская. Эти четыре пятины своими границами подходили к самому Новгороду. Пятая же, Бежецкая пятина лежала вдали от Новгорода на восток, на водоразделах между р. Мстою и притоками Волги. Эти пять пятин составляли территорию Новгородского государства. За ним, на северо-восток, по рекам Онеге, Северной Двине, Мезени, Печоре и по всему побережью Белого моря простирались зависимые от Новгорода «земли Новгородские: Заволочье (по Северной Двине), Тре, или Терская земля (на севере Белого моря), Печора (на р. Печоре), Пермь (на р. Вычегде), Вятка (на р. Вятке) и др. Как в древнем Риме государственною землею была Италия, а земли вне ее были особыми «провинциями (praedium populi romani), так и в Новгороде Великом государственною землею были «пятины, а «земли вне их играли роль зависимых провинций, бывших предметом новгородской эксплуатации.Новгородский Кремль (Детинец) Таков был состав Новгородских владений в эпоху процветания Новгорода (XIII—XIV вв.). Хозяином этих владений был «Новгород Великий — старший город со всем его свободным населением. Новгородцы называли все свои владения «землею Святой Софии, олицетворяя свое государство в своем главном храме, в общей народной святыне. Подчиненные Новгороду города они звали «пригородами новгородскими. Все эти пригороды были в западной половине их государства (на запад от рек Волхова и Ловати). С запада и юго-запада грозили Новгороду чужеземные враги: шведы, немцы и литва; от них Новгород и заслонялся крепостями. Важнейшие из пригородов были: Псков (впоследствии отделившийся от Новгорода), Изборск, Старая Руса, Ладога; небольшие же укрепленные городки на запад и юг от Новгорода и Пскова считались десятками. На восток от Новгорода, напротив, совсем не было городов, ему подчиненных: там роль городов исполняли маленькие неукрепленные поселения, носившие названия «рядков и расположенные главным образом по рекам (Боровичи на Мсте и др.). Таких рядков было много, но в каждом из них не было более 100—200 дворов. Если не считать городов Пскова и Старой Русы, то можно сказать, что и все новгородские пригороды были невелики: они были сильны своими укреплениями, но бедны населением и имели тоже по 200, много по 300 населенных дворов. По сравнению с ними Новгород и Псков можно назвать огромными городами, потому что в них было по 6—7 тыс. дворов, если не более. Вообще в древней Руси не было городов многолюднее Новгорода и Пскова. Стало быть, при слабой населенности страны эти города собирали в своих стенах очень значительную часть населения и на многолюдных вечах тем легче могли распоряжаться делами своих волостей. 

drevnyayaistoriya.ru

Новгородская Русь кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Новгород – один из самых древнейших древнерусских городов. Со временем этот город стал центром, вокруг которого объединились обширные территории, сформировалась волость. К моменту образования Киевской Руси Новгород стал одним из самых мощных городов-государств. Исходно такого понятия, как Новгородская Русь, кратко говоря, не было. Само название Русь появилось уже после того, как новгородские князья, захватив Киев и перенеся туда свою столицу, создали новое могущественное государство – Киевскую Русь. Неизвестно, произошло ли это название от реки, которая протекала возле Киева, или же оно пришло из варяжских традиций, однако со временем все государства, на которые распалась Киевская Русь в 12 веке, также было принято называть Русью.

Новгородская Русь, кратко описанная в данном разделе, окончательно отделилась от Киева в 1136 году, когда был изгнан киевский ставленник – князь Всеволод. С тех пор политическая система государства развивалась в своей, уникальной манере. Жители Новгорода не устранили институт княжеской власти как таковой, однако новые князья были полностью независимы от других государств. Форму правления в этом государстве можно назвать условно демократической – власть в городе принадлежала князю и вече, кроме того большой вес имели люди, занимающие должность посадника и тысяцкого. Во время борьбы с Киевом образовалось и народное ополчение, которое выступило как еще один важный социальный и политический институт государства.

К 30-ым годам была окончательно сформирована Новгородская волость, в подчинении у этого города были такие старинные города как Псков и Ладога. В ходе развития общество этого города становилось все более демократичным, равно как и политическая система. Князья, не угодившие народу, вполне могли быть изгнаны, или же наоборот – новгородцы могли сами выбрать себе нового князя. С 12 по 13 века здесь правило 68 князей, многие из них не правили и трех месяцев. Поэтому естественно, что именно в Новгороде, из которого некогда выступил на Киев основатель династии Рюриковичей, не сохранилась власть этой династии.Благодаря выгодному географическому местоположению, Новгород смог выиграть немало эпизодов борьбы с другими русскими княжествами, и остановить нашествие тевтонских рыцарей и шведов. Именно отсюда некогда выступил на восток князь Юрий Долгорукий, внук Владимира Мономаха, основавший в 1147 Москву на территории примитивных племен – веси и чуди. Со временем именно Москва и положила конец независимости Новгородской Руси.

antiquehistory.ru

История - Новгород в Древней Руси

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Новгород всегда играл одну из главных ролей,причем, особую роль, в ряду существовавших в Древней Руси городов. Известно что большая часть великих киевских князей первоначально княжила в Новгороде. Традиция предусматривала, что князь киевский назначал своим наместником в Новгороде старшего сына, а после смерти великого киевского князя он и наследовал престол Киева. Но титул великого князя Руси был утрачен киевскими князьями, поэтому новгородская знать, влице бояр и богатых горожан, считала для себя унизительным подчиняться внуку Мономаха. И князь Всеволод был изгнан из Новгорода. Высшая власть в городе осуществлялась городским вече - собранием богатых горожан (местные бояре и купцы), которые имели в городе недвижимость. Новгородское вече выбирало посадника (главу администрации города), воеводу,архиепископа (главу церкви, он же был и городским казначеем). Фактически, Новгород стал второй столицей русских земель и это подтверждалось, в частности, и тем что глава церкви в городе избирался самостоятельно, без участия Киева. Городское вече избирало и князя, но его власть была сильно ограничена. Какие же права имел князь? Он собирал дань с выделенного ему земельного удела, он выставлял и возглавлял военную дружину. Но при этом, отстранялся от управления городом, не мог приобретать землю во владениях Новгорода, не имел права жить в городе. Если князь нарушал эти условия, то мог быть изгнан из города. Мы видим, что фактически, князь с дружиной принимался на службу новгородской земле, но не получал реальной власти. Мониторинг транспорта Каталог сайтов Продажа искусственного камня

Рейтинг@Mail.ru

Твитнуть MyCounter - счётчик и статистика Seo анализ сайта

history12.ucoz.ru


Смотрите также