Древняя религия японии. Синтоизм — японская национальная религия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Современная религия Японии. Древняя религия японии


Религия Японии Синто | Синтоизм Ру

Слово синто (буквально «путь ками») — термин, сегодня обозначающий религию синтоизм. Этот термин довольно древний, хотя и не получил широкого рас­пространения в давние времена ни среди населе­ния, ни среди богословов. Впервые он встречается в письменных источниках в Нихон секи — «Анналах Японии», написанных в начале VIII века. Там его употребили для того, чтобы отделить традиционную местную религию от буддизма, конфуцианства и дао­сизма — континентальных верований, проникших в Японию в предыдущие столетия.

Слово «синто» составлено из двух иероглифов: “син”, символизирующего исконно японское ками, и “то”, что значит «путь». Соответствующее китай­ское слово «шэньдао» в конфуцианском контексте ис­пользовалось при описании мистических законов при­роды и дороги, ведущей к смерти. В даосской тради­ции оно означало магические силы. В китайских буд­дийских текстах однажды словом «шэньдао» названо учение Гаутамы, в другом случае этот термин подраз­умевает мистическую концепцию души. В японском буддизме слово «шэньдао» использовалось значитель­но шире —для обозначения местных божеств (ками) и их царства, причем под ками подразумевались су­щества призраки более низкого порядка, чем будды (хотокэ). В основном именно в этом смысле слово «синто» употреблялось в японской литературе на протяжении столетий, последовавших за Нихон секи. И наконец, начиная примерно с XIII века словом синто именуют религию ками, чтобы отличать ее от буддизма и конфуцианства, широко распространившихся в стране. В данном значении оно используется и по сей день.В отличие от буддизма, христианства и ислама, у синтоизма нет основоположника, такого, как просветленный Гаутама, мессия Иисус или пророк Мухаммед; нет в нем и священных текстов, таких, как сутры в буддизме, Библия или Коран.С точки зрения личности, синто предполагает веру в ками, соблюдение обычаев в соответствии с разумом ками и духовную жизнь, достигаемую через поклонение ками и в слиянии с ними. Для тех, кто поклоняется ками, синто — собирательное имя, обозначающее все верования. Это всеобъемлющий термин, охватывающий самые разные религии, интерпретируемые согласно идее ками. Поэтому те, кто исповедует синтоизм используют данный термин иначе, чем принято использовать слово «буддизм» при разговоре об учении Будды и слово «христианство» — об учении Христа.В широком понимании, синтоизм есть нечто большее, чем просто религия. Это сплав воззрений, идей и духовных методов, которые за два с лишним тысячелетия стали неотъемлемой частью пути японского народа. Таким образом, синтоизм — и личная вера в ками, и соответствующий общественный уклад жизни. Синтоизм сформировался в течение многих столетий под влиянием различных слившихся воедино этнических и культурных традиций, как коренных, так и чужеземных, и благодаря ему страна достигла единства под управлением императорской семьи.

Исэ-дзингу в Миэ

Исэ-дзингу в Миэ святилище Аматэрасу

Типы синтоизма

Народный синтоизм.

Существует несколько типов синтоизма. Самый доступный из них — народный синтоизм. Вера в ками глубоко укоренилась в сознании японцев и накладывает отпечаток на их повседневную жизнь. Множество представлений и обычаев, присущих этой религии в древние времена, сохранялись веками и передавались в виде народных традиций. Сочетание этих традиций с заимствованиями из иностранных источников привело к появлению так называемого «народного синтоизма» или «народной веры».

Домашний синтоизм.

Под домашним синтоизмом понимают совершение религиозных обрядов у домашнего синтоистского алтаря.

Сектантский синтоизм.

Сектантский синтоизм представлен несколькими разнородными религиозными группами, оказавшимися под надзором специального ведомства в правительстве Мэйдзи, которое национализировало храмы и сделало синтоизм государственной религией. Впоследствии основные отколовшиеся группы стали независимыми религиозны¬ми организациями и получили официальное название «сектантский синтоизм». В довоенной Японии насчитывалось тринадцать таких сект.

Синтоизм императорского двора.

Это название получили религиозные церемонии, которые проводятся в трех храмах, расположенных на территории императорского дворца и открыты только для членов императорской семьи и служащих при дворе людей. Центральный храм — Касико-докоро, посвященный мифологической прародительнице императорской семьи, возник благодаря наследству Ниниги-но-ми-кото, внука Богини Солнца, которому было подарено священное зеркало — Ята-но-кагами. В течение нескольких веков зеркало хранилось во дворце, потом была изготовлена его точная копия, которую поместили в храм Касико-докоро, а сам священный символ перенесли во внутренний храм (найку) Исэ. Это зеркало, символизирующее дух Богини Солнца — одна из трех императорских регалий, передаваемых императорами от поколения к поколению. В западной части комплекса находится Святилище Духов Предков — Корэи-дэн, где (о чем говорит название храма) обрели покой священные духи императоров. В восточной части комплекса расположено святилище Ками — Син-дэн, являющееся святыней всех ками — и небесных, и земных.В древние времена ответственность за проведение синтоистских церемоний при дворе возлагалась на семьи Накатоми и Имбэ, причем эта почетная миссия передавалась по наследству. Сегодня данная традиция уже не существует, однако церемонии, которые проводятся в дворцовых храмах, почти полностью соответствуют императорскому закону о церемониях, принятому в 1908 году. Иногда торжественные обряды осуществляют знатоки ритуала — служащие императорского двора, но в большинстве важнейших церемоний, согласно древней традиции, священнодействие возглавляет сам Император. В апреле 1959 года святилища привлекли всеобщее внимание во время свадьбы наследного принца, которая проводилась во дворце. В традиции синтоизма императорского двора сохранился обычай отправлять гонцов с приношениями в определенные храмы, у которых сложились особые отношения с императорской семьей.

Момотэ-сики синтоистский священник

Священники синто открывают праздник лучников Момотэ-сики в храме Мэйдзи

Храмовый синтоизм.

Самый древний и распространенный тип веры в ками — это храмовый синтоизм. Храмы в стране начали возводить с незапамятных времен, еще до начала японской государственности. В течение столетий, по мере того как кланы расширяли свои владения, число храмов возрастало и к началу XX века их насчитывалось уже около двухсот тысяч. После Реставрации Мэйдзи храмы были национализированы и включены в так называемую «Систему храмов», после чего их количество постепенно сократилось до ста десяти тысяч. После Второй мировой войны храмы утратили государственный статус и стали частными организациями. Сейчас их примерно восемьдесят тысяч.Великий Храм Исэ. Великий Храм Исэ считается уникальным и заслуживает отдельного рассказа. Его главное божество, Богиня Солнца, первоначально была ками — хранителем рода Ямато, из которого происходит императорская семья, управляющая Японией на протяжении всей ее истории. Когда в руках клана Ямато оказались бразды правления всей страной, храм, в некотором смысле, стал главным национальным храмом. Великий Храм Исэ, по всеобщему признанию, превосходит все остальные святилища. Службы в нем выражают не только веру в ками, но и означают проявление глубочайшего уважения к Императору, ко всему лучшему, что есть в культуре, истории страны, выражая национальное самосознание японцев.

Государственный синтоизм.

На основе синтоизма императорского двора и храмового синтоизма в сочетании с определенными идеями, тенденциозно трактующими происхождение и историю Японии, сформировался еще один тип синтоизма, до недавнего прошлого известный как «государственный синтоизм». Он существовал в то время, когда храмы имели государственный статус.

www.sintoizm.ru

Современная религия Японии :: SYL.ru

Японцы – весьма необычайный и уникальный народ. Они способны создавать чудеса технической и научной мысли, и при этом никогда не забывают о многовековой мудрости предков. Основная религия Японии на настоящий день представляет собой интересную смесь из древних верований исконных жителей Японских островов и пришедшего извне буддизма.

Путь богов

религия японииДревнейшая религия Японии синтоизм представляет собой верование в многочисленных духов ками, способных обитать в любом материальном предмете или олицетворяющих собой природные явления. Зачастую сила ками ограничена территорией, на которой они обитают. Издревле японцы считали, что у каждой горы, леса или деревни есть свой дух-защитник. Ему поклонялись в небольших местных храмах и приносили в дар чаши с саке, рисовые лепешки и фрукты. Японцы также верят, что души умерших предков живут бок о бок с людьми, защищая своих потомков от зла и невзгод. К слову, понятия о добре и зле в синтоизме кардинально отличаются от христианства. Эта религия Японии строит свою философию на том, что оценка конкретного действия человека напрямую зависит от целей, которые тот преследует, и обстоятельств, сподвигших его на этот шаг. Если человек уважительно и доброжелательно относится к окружающему миру, то он добродетелен. Синтоизм утверждает: творить зло людям от природы не свойственно, если их не вынудят на это действительно серьезные обстоятельства.

основная религия японииРелигия и императорская династия

Как государственная вера Японии синтоизм имеет свою зафиксированную систему мифов и преданий. Официально верховным ками считается богиня-солнце Аматэрасу Омиками, от которой ведет свою родословную императорская династия. Вплоть до конца Второй мировой войны божественное происхождение императорского рода не подвергалось сомнению. Однако, несмотря на принятие конституции в 1957 году и упразднение синтоизма как официальной религии, японцы продолжают соблюдать многочисленные обряды, отмечать традиционные праздники мацури и возносить богам молитвы.

Влияние буддизма

религия японии синтоизмКогда буддизм только проник в Японию, большой популярностью он пользовался лишь среди аристократии. Однако со временем и простой люд стал ассоциировать ками с буддийскими святыми. Строились новые храмы с изображением бодхисатв, заимствовались новые ритуалы и праздники. Гармонии с духами и окружающим миром теперь пытались достичь через очищение сознания и отказ  от всего мирского. Появились многочисленные школы буддизма и развивались его различные течения и учения. Однако как бы ни был популярен буддизм, исконная религия Японии никогда не была забыта. Люди могли спокойно прийти в храм и просить Будду об удаче и благополучии, а придя домой, принести подношение духам-защитникам предков на домашнем алтаре камидана. В конечном итоге взаимодействие двух религий привело к полному смешению традиций и верований, что вылилось в особый вид религиозного синкретизма.

Христианство и другие религии

Несмотря на то, что современная религия Японии примерно в 90—95% случаях представлена синтоизмом и буддизмом, в стране, тем не менее, существуют и другие религиозные конфессии. Так здесь живет более миллиона прихожан различных христианских церквей и немногочисленные представители ислама, даосизма, индуизма и иудаизма.

www.syl.ru

Религия в Японии | Японский язык онлайн

Религия в Японии

В большинстве статей, посвященных Японии, упоминается о присущем японскому обществу религиозном синкретизме. И о том удивительном факте, что согласно опросам и переписям населения число сторонников синтоизма составляет 84% населения, буддизма – 71%. А еще ведь в Японии живут почти 3 миллиона христиан, есть последователи различных сект. Это не путаница и не арифметическая ошибка.

Для японцев совершенно естественно молиться в синтоистском храме, венчаться по христианскому обычаю в церкви, а прощаться с близким человеком навсегда – в буддистском. Это и есть пример религиозного синкретизма – соединения в жизни человека и всего общества различных религиозных положений и их взаимного влияния. Речь идет, прежде всего, о синтоизме и буддизме. Такое соединение и взаимовлияние порождают веротерпимость, уважительное отношение к чужим религиозным взглядам.

У японского общества есть печальный опыт кровавой религиозной войны в VI веке между сторонниками общепринятого тогда культа предков синто (синтоизма) и поборниками проникшего с Корейского полуострова буддизма. В действительности, эта была

борьба двух могущественных родов Мононобэ и Сога за власть в стране. Победил тогда род Сога, буддизм был провозглашен Религия в Япониигосударственной религией. Ради победы «правильной» новой религии Сога не пожалели даже императора. На престол впервые в истории Японии была возведена женщина по имени Суйко, а принцем-регентом стал ее племянник Сётоку. Он был ярым сторонником рода Сога и буддизма, правителем, основавшим в стране несколько десятков буддистских храмов. И человеком, добровольно оставившим пост принца-регента и проведшим последние 15 лет своей в жизни в молитвах в храмовом комплексе Хорюдзи. Самое любопытное, что основы религиозной терпимости заложил в японском обществе именно принц Сётоку. Поддержав «буддистскую» группировку и поднявшись благодаря ее победе на самую вершину власти, он осознал размер возможной катастрофы для страны в случае продолжения религиозной резни. Принц предпринял попытки примирить победителей с оставшимися в живых синтоистами. Ему принадлежит фраза: «Буддизм – это ветви на дереве синто, а конфуцианство – листья на этих ветвях».

Религия в Японии. Синтоизм

Религия в Японии

Культ предков синто (синтоизм) – это японская национальная религия, в отличие от привнесенного в страну буддизма или христианства.

Название этой религии «синто»(神道) пишется двумя иероглифами, первый из которых означает «божество», второй – «путь», а вместе «путь богов». Согласно мифологии синто, японские острова создала супружеская пара божеств Идзанаги и Идзанами. Их дочь Аматэрасу, богиня Солнца, отправила на Землю своего внука Ниниги, завещав его потомкам править Страной восходящего солнца до скончания веков. Завет был скреплен передачей символов власти императоров Японии. Эти символы – меч, ожерелье и зеркало – сохранились в синтоистском храме Исе до наших дней. Выполнить завет смог правнук Ниниги по имени Дзимму-тэнно, который стал первым императором, основав государство в 660 году до н.э. в завоеванной им священной местности Ямато. Отсюда следует догмат об исключительности Японии и божественном происхождении императорского рода.

У древних японцев был культ обожествления усопших предков и окружающей природы. Божествами (их называли «ками» 神) могли стать деревья, реки, озера, горы, явления природы. Чтобы указать, что это ками, японцы ограждали место его нахождения канатом, который украшали бумажными флажками белого цвета. Канат плели из рисовой соломы. Ками можно задобрить жертвоприношениями и выполнением ритуальных обрядов. Чтобы ками обратили на человека внимание, он должен перед алтарем дважды хлопнуть в ладоши.Религия в Японии

Богов и духов в синтоизме великое множество. Каждый японец ведет свое происхождение от одного из этих духов. После смерти японца его душа может превратиться в ками, но только при определенных обстоятельствах.

Для нас покажется странным и необычным, однако в синтоизме не существует канонических книг. У каждого синтоистского святилища свои предписания, свои мифы. В других святилищах о них могут просто не знать. В исторической летописи «Кодзики», которая написана на смеси китайского и японского языков и датируется VIII веком, собрана часть общих мифов синто. Летопись создавалась на основе преданий, которые до этого передавались из уст в уста. В «Кодзики» впервые озвучена мысль о божественном происхождении микадо (императора) и о превосходстве японцев над другими народами. Часть мифов попала в знаменитые «Нихон Сёки» («Записанные кистью анналы Японии»). Любопытно, что анналы и мифология японские, но записаны они на китайском языке.

Синто проникнут националистическим духом. Божественное происхождение имеет только японская нация, в силу этого остальное человечество исповедовать синтоизм не может. Целью жизни последователя культа синто должно стать осуществление идеалов предков. А предки видели это в духовном слиянии с божеством при помощи молитв и обрядов. Таким путем спасения души можно достичь уже в нашем, а не в потустороннем мире.

Религия в ЯпонииПосле «Реставрации Мэйдзи» синтоизм в 1868 году провозглашается государственной религией. Создается министерство по делам синто. Главным культом провозглашается культ микадо. Для поддержания боевого духа своих солдат в начавшихся войнах с Россией и Китаем погибших бойцов стали сразу объявлять ками. К чему это все привело, общеизвестно. После капитуляции император отказался от своего божественного происхождения, а синтоизм по новой конституции стал одной из религий.

Составляющие службы в синтоистском храме: очищение (хараи), жертвоприношение (синсей), молитва (норито), возлияние. Таких храмов в стране насчитывается более 80 тысяч. Обычно храмы посвящают одному ками, но есть и такие, где почитаются несколько ками. Построены храмы в очень живописных местах. Есть святилища, которые не имеют построек. Это участки, замощенные галькой и огороженные соломенным канатом. Перед входом на территорию основного строения в храмовом комплексе (оно называется «хондэн») обязательно ставят так называемое «тории»(鳥居). Это сооружение, похожее на ворота. Когда-то боги выманивали скрывшуюся в небесном гроте богиню Аматэрасу, отчего весь мир погрузился в темноту, с помощью петухов. Петухов посадили перед гротом на насест, который со временем принял у японцев форму тории.

Отправляют службу в храмах священники, которых называют «каннуси». Их готовят два университета. Раньше должности каннуси передавались по наследству. В храме каннуси одевают белое кимоно, белую или цветную плиссированную юбку и черную шапочку.

Давайте прогуляемся по одному замечательному храму в Киото!

Религия в Японии. Буддизм

Религия в Японии

Буддизм проник на территорию Японии в VI веке из Кореи. В ту далекую эпоху государство Ямато поддерживало одно из корейских государств в войнах с соседями. По преданиям, именно тогда на острова прибыло несколько буддистских монахов. Безусловно, влияние на благосклонное восприятие буддизма частью японской знати был тот факт, что эта религия уже укоренилась к тому времени в Китае. Так сложилось исторически, что «японский» буддизм сложился из соединения буддистских идей, мифов синтоизма и японской культуры.

Неожиданно появившийся в жизни страны буддизм был использован одной из дворцовых группировок во главе с родом Сога для укрепления своих позиций при дворе императора. Сога настолько вошли во вкус, что этим не ограничились, императора убили и фактически захватили власть в стране. В самом начале VII века Сётоку объявил своим указом, что отныне все японцы должны Религия в Япониипочитать три новые святыни: Будду, дхарму (учение) и сангху (община, храм). В 685 году императорским указом буддизм фактически объявлялся государственной религией.

«Равновесие» в положении двух религий власти страны установили только к концу VIII века, повелев буддистским монахам и синтоистским каннуси совместно проводить богослужения и вместе участвовать в празднествах. Было также объявлено, что старые божества культа синто – это перевоплощение буддистских богов, а некоторые из ками смогли достичь просветления, то есть объявлялись бодхисатвами.

В Японии буддизм получился очень «пестрым»: постоянно возникали, исчезали все новые секты. Самой известной стала разновидность буддизма «дзэн-буддизм». Ее догматы во многом совпадают с догматами китайского чань-буддизма. Цель человека – достижение просветления (сатори). Это возможно только путем духовного общения.

Религия в ЯпонииСо временем буддистские монастыри превратились в серьезную силу. Начались стычки, а потом и настоящие войны монастырей между собой и с феодалами. Япония погрузилось в эпоху Смутного времени. В попытке положить конец смуте и снова объединить страну крупный феодал Ода Нобунага умело воспользовался преимуществами огнестрельного оружия, которое стал получать от первых проникших в Японию европейцев, и нанес удар по многочисленным недругам и по буддийским монастырям. В них он видел одну из причин раздробленности страны. Он не только нападал и разрушал самые крупные и богатые из них, но и приказал истреблять буддистских монахов. Счет шел на десятки тысяч убитых и замученных. Буддизм перестал существовать как политическая сила, с которой власти раньше должны были считаться, и стал инструментом управления в руках правителей эпохи Токугава.

Однако с упадком последнего в истории сёгуната пришла в упадок и буддийская церковь. Окончательно буддизм лишился своего привилегированного положения в Японии с началом «Реставрации Мэйдзи».

Религия в Японии. Христианство

Религия в Японии

Появление на островах первых европейцев, привезенное ими огнестрельное оружие сыграло заметную роль в истории Японии. Именно благодаря поддержке европейцев Ода Нобунага стал одерживать свои победы. Он был близок к объединению страны, но был убит. К этому моменту в Японии активно продвигали христианство многочисленные миссионеры, в том числе иезуиты. Остров Кюсю фактически стал христианским – новую религию приняли местные феодалы. Такое сверх активное проникновение не понравилось новым властям, которые взяли курс на самоизоляцию стран от чуждых и вредных иностранных влияний. Иностранцы были изгнаны из страны, отныне им разрешалось торговать только в строго ограниченных местах под контролем сёгунов. Миссионеров убили, христианство запретили. Победивший клан видел в нем инструмент влияния европейских держав. В ответ вспыхнули восстания в «христианских» областях. Власти смогли быстро и с невиданной жестокостью подавить.

Когда контакты под дулами пушек «черных кораблей» американского командора Перри возобновились в 1853 году, новую волну Религия в Япониимиссионеров (теперь протестантских) массы встретили враждебно, дело часто доходило до их убийства и террористических акций против христианских миссий. По словам прибывшего в Японию в 1860 году иеромонаха Николая (Касаткина), для японцев иностранцы были просто зверьми, а христианство – злодейской сектой чародеев. Япония в ту эпоху оставалась последним островком, который еще не захлестнула волна протестантско-католической экспансии.

Христианство было разрешено официально в 1873 году, а уже через два года епископ Николай открывает духовную семинарию. В 1891 году в Токио завершается строительство первого православного Собора Воскресения Христова. На его освящении должен был присутствовать сам наследник русского престола, будущий император Николай II. Однако известное покушение заставило наследника свои планы изменить.

Несмотря на довольно многочисленное число христиан в современной Японии (звучат разные цифры от 2 до 3 миллионов человек), отношение японского общества к этой религии носит скорее поверхностный характер и ограничивается любопытством. И еще модой. Именно по этой причине проводятся свадьбы в христианских храмах.

Секты в Японии

Религия в Японии

Когда разговор заходит о сектах в Японии, сразу вспоминается печально известная Аум Синрикё. Создал ее Сёко Асахаро в 1987 году, а через 8 лет своим террористическим актом в метро японской столицы секта «прославилась» на весь мир. Запрещена во многих странах мира. Кроме… Японии. Японское правительство не смогло добиться решения суда об объявлении секты вне закона. Новое название – Алеф.

Есть в Японии секта «Учение цветка». За лжепредсказательства, шарлатанство и вымогательство руководство секты пошло под суд, заплатило огромный штраф и сейчас продолжает свою деятельность под названием Yorokobi Kazoku no Wa.

Религия в Японии продолжает играть огромную роль в жизни очень однородного по национальному составу и закрытого японского общества. Многовековая история синтоизма и буддизма оказали огромное влияние на судьбу страны Восходящего солнца. Религия в Японии сильно изменилась, но осталась очень почитаемой.

Если вы читаете данную статью, то, возможно, мечтаете когда-нибудь поехать в Японию. Возможно, вы уже даже выбрали время и место.  Но знаете ли вы, что бОльшая часть населения Страны Восходящего Солнца не говорит по-английски? Чтобы сделать ваше путешествие незабываемым, я бы советовала выучить хотя бы основы японского языка. Знаете, японцы очень радуются, когда иностранцы говорят им даже самые простые фразы! Как выучить японский язык? Для начала я вам предлагаю вступить в наш Закрытый клуб любителей Японского языка, где вы сможете учиться по таким направлениям, как Разговорный японский язык, Расширение словарного запаса, Изучение ключей японских иероглифов и пр. Эти знания сделают вашу поездкой незабываемой и помогут завести вам друзей-японцев!

Чтобы узнать больше о нашем основном курсе для начинающих учить японский язык, пройдите по ссылке. 

nihon-go.ru

Религия в Японии

 Объектами синтоистского культа являются как предметы и явления природы, так и души усопших, включая души предков — покровителей семей, родов, отдельных местностей. Верховным божеством («ками») синтоизма считается Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе), от которой, согласно мифологии синто, ведет свое происхождение императорская фамилия.

 Главная специфическая особенность синтоизма — глубокий национализм. «Ками» породили не людей вообще, а именно японцев. Они самым интимным образом связаны с японской нацией, отличающейся вследствие этого уникальным характером.

В Японии насчитывается около 80 тыс. синтоистских святилищ (дзиндзя), в которых отправляют обряды свыше 27 тыс. священнослужителей (каннуси). В то время как крупные храмы обслуживают десятки каннуси, на несколько десятков мелких приходится по одному священнослужителю. Большинство каннуси сочетает служение синтоизму с мирскими занятиями, работая в качестве учителей, служащих местных муниципалитетов и других учреждений. 

Дзиндзя, как правило, состоит из двух частей: хондэн, где хранится предмет, символизирующий объект культа (синтай), и хайдэн — зал для молящихся. Обязательным атрибутом дзиндзя служит устанавливаемая перед ним арка П-образной формы — тории.

Главным источником доходов крупных храмов служат традиционные новогодние паломничества, когда количество посетителей каждого из них колеблется от сотен тысяч до миллионов. 

Солидную прибыль приносит и торговля амулетами, заклинаниями, предсказаниями судьбы. При этом одни из них «специализируются» на предотвращении дорожных катастроф, другие «уберегают» от пожаров, третьи «обеспечивают» сдачу экзаменов в учебные заведения и т. п. Внушительный доход синтоистскому духовенству приносят и находящиеся в ведении храмов залы для свадебных церемоний.

Синтоистский культ отправляется не только в дзиндзя. Его объектом может быть любой предмет, «святость» которого обозначается сплетенной из рисовой соломы веревкой — симэнава. Во многих семьях имеются домашние алтари — камидана, в которых объектами почитания служат таблички с именами предков.

Синтоистский обряд начинается с очищения, заключающегося в омовении водой рта и рук. Его обязательным элементом является чтение обращенных к божеству молитв. Завершается обряд ритуалом, в ходе которого каннуси и верующие выпивают по глотку рисовой браги, что символизирует вкушение «вместе с божеством» сделанных ему подношений.

Буддизм

Буддизм наряду с синтоизмом — национальной японской религией — исповедуют большинство верующих японцев.

В процессе утверждения буддизма в Японии сформировалось несколько его сект, или школ, которые, в отличие от новых религий буддийского происхождения, называются традиционными. Все они принадлежат к махаяне, или так называемой северной ветви буддизма. Самые древние по происхождению секты (Кэгон, Рицу, Хоссо), образовавшиеся еще в период Нара, со временем утратили свое влияние.

Наиболее распространенным направлением буддизма в Японии является амидаизм, в котором основу культа составляет поклонение Будде Амитабха (яп. Амида) — повелителю Чистой земли — буддийского рая. Самые популярные амидаистские школы Дзёдо сю (Школа Чистой земли) и Дзёдо син сю (Истинная школа Чистой земли) были основаны в ХIII веке проповедниками Хонэном и Синраном. Культовая практика амидаистов — традиционное обращение верующих к Будде Амида за помощью.

Большое распространение в Японии получила школа Дзэн, проповедующая достижение идеала буддизма — выявление в себе сущности Будды — путем погружения в углубленное самосозерцание.

Дзэн-буддизм 

Получил широкое распространение в ХII–ХIII вв. В дзэн-буддизме выделяются две основные секты: Риндзай, основанная Эйсаем (1141–1215), и Сото, первым проповедником которой был Догэн (1200–1253).

Особенность этого вероучения состоит в усиленном подчеркивании роли медитации и других способов психотренинга в достижении сатори. Сатори означает душевное спокойствие, равновесие, ощущение небытия, «внутреннее просветление».

Особенно широкое распространение дзэн получил в ХIV–ХV вв. среди самураев, когда его идеи стали пользоваться покровительством сёгунов. Идеи жесткой самодисциплины, постоянного аутотренинга, непререкаемости авторитета наставника как нельзя лучше отвечали мировоззрению воинов. 

www.best-country.org

The300Spartans » Древняя религия Японии

Опубликовал Spartan | Дата 13 апреля, 2013

Когда начинают разговаривать о Японской религии, зачастую забывают о самой древней религии под названием синтоизм. О синтоизме можно будет узнать чуть позже, а сейчас мы поговорим об Японском буддизме, религия которая стала государственной.

Став государственной религией, буддизм пережил моменты кризиса, поскольку распался на секты, враждовавшие друг с другом.

государтсвенная религия в Японии

Буддизм, являющийся по происхождению индийской религией, попал оттуда в Китай, а затем и в Японию, где у него появились многочисленные поклонники. Конечно, будучи новой, эта доктрина должна была пробивать себе дорогу, преодолевая многочисленные трудности. В то время, когда буддизм начал распространяться по Японии, страна была охвачена эпидемиями болезней, уничтожавшими население. Противники буддизма воспользовались этим для того, чтобы утверждать, что японские боги мстят и не прекратят казнить людей до тех пор, пока новая религия не будет окончательно изгнана. Доведенный до отчаяния народ в гневе сжег буддистские храмы.

Когда ситуация в стране начала нормализовываться, буддизм вновь начал пускать свои корни, в этот раз завоевав поддержку некоторых представителей знати и родственников императора. Популярность нанесла вред религии, поскольку в итоге она разветвилась на многочисленные секты, совершенно различные, хоть и признававшие общего основателя.

После разделения на секты бонзы частично отступили от тех моральных принципов, которые привлекли к религии стольких людей, и начали заниматься коммерцией. Кроме того, они сами приглашали наемные войска для борьбы с другими сектами.

Японцы, недовольные поведением своих священнослужителей, взбунтовались и нашли способ заполнить душевную пустоту, приняв амидаизм, поощрявший постоянную медитацию и превозносивший образ милосердного Будды, награждавшего всех верных пребыванием после смерти в счастливом и радостном месте.

Если бы нам удалось посетить японский дом 2500 лет назад и пришли бы мы туда с утра, прежде чем люди ушли на работу, то застали бы всю семью за молитвами. Но молились они не своим богам, а своим предкам. Насколько известно, специальные места для молитв в домах появились не сразу, но впоследствии под обряд был отведен специальный угол в доме. Здесь был установлен алтарь, вокруг которого собирались для молитв все члены семьи. Они просили у предков защиты, молились о том, чтобы от них были отведены беды и болезни.

Предкам приносились дары, которые могли их   порадовать, — рис, рыба, чай. Алтарь украшался цветами, около него курился ладан, а вечером зажигались свечи.

Культ предков находил объяснение не столько в ожидании благодеяний, сколько в сыновьем уважении к предкам и во внутреннем осознании ценностей, ими олицетворяемых. Помимо преклонения перед предками существовало также преклонение перед императором, в связи с его божественным происхождением.

Просмотров: 7 504

the300spartans.ru

Синтоизм - японская национальная религия

ворота синтоистского храма Хэйан в Киото

Япония на сегодняшний день является одной из самых высокоразвитых капиталистических стран. Япония – пример того, как можно эффективно использовать ресурсы, вывести страну на новый уровень, с высокоразвитой экономикой, политической системой, с современным образом жизни при соблюдении древних традиций и культур. Японская национальная религия многогранна.

Каждый гражданин Японии по закону имеет право исповедовать любую религию, не ограничивая себя рамками традиций.

Согласно опросу, более 70% от всего населения Японии считают себя атеистами. Несмотря на это, японская национальная религия, богатая на различные культы и ритуалы, к которым хотя бы раз в жизни прибегал практически каждый житель Японских островов.

При проведении обрядов бракосочетания, или отпевания, используются каноны и традиции христианской религии, или синтоизма.

Отпевание покойников всегда проходит исключительно в храмах буддийской религии.

До 30 процентов от всего населения современной Японии чтят древние традиции и совершают паломничества к святым местам. При открытии новых магазинов, и мест массового скопления людей, наравне с современными традициями, используются древние обряды.

Основная религия Японии – синтоизм

Синтоизм – одна из самых древних религий, которая начала зарождаться задолго до появления и формирования феодализма в Японии. Японская религия — синтоизм базируется на веровании и поклонении различным божествам. В синтоизме большое значение отводится почитанию душ умерших людей. Если дословно перевести название веры «синтоизм», получается «пути богов».синтоизм

Согласно японской религии, каждый предмет на земле, воодушевленный или невоодушевленный, каждая росинка имеет свою сущность, которая называется ками. Каждый камень, гора, река, имеют душу, которая невидима для человеческого глаза. Ками имеют и различные природные явления.

Духовная сущность, согласно японской религии, например, душа умершего человека, является покровителем и защитников отдельных семей, и даже целых родовых кланов. Ками – нетленная, вечная субстанция, которая принимает участие в бесконечном круговороте смерти и жизни на земле.

Религиозные каноны японского вероисповедания, регулируют жизнь людей в Японии. Главное – единение и взаимопонимание человека с природой. Синтоизм – религия, которая объединяет под своим крылом все живое и неживое в этом мире.

Понятия доброго и злого начал, присущих каждой мировой религии, довольно специфическое, трудное для восприятия и понимания представителями европейских религий. В отличие от многих других вероучений, синтоизм не отрицает наличие потусторонних миров и злых духов, от которых не только можно, но и нужно защищаться, проводя оккультные обряды и используя защитные символы.

Синтоизм это своеобразная пропаганда использования всевозможных защитных тотемов, амулетов, и использование магических обрядов.

Буддизм

Буддизм – японская религия, одна из самых распространённых религий в мире. Буддизм начал зарождаться в шестом столетии, а распространением нового вероучения занимались пять священных монахов, которые были выходцами из Кореи и Индии.Буддизм

За более чем полуторатысячную история своего формирования и развития, религия Японских островов стала очень неоднородной. Буддийская религия имеет значительное количество различных верований, школ и течений, которые раскрывают абсолютно разные аспекты основного буддийского верования.

Одни школы специализируются исключительно на буддийской философии, другие учат искусству медитировать, третье течение учит читать и понимать мантры, некоторые верования делают упор на культурных аспектах буддизма.

Несмотря на столь большое разнообразие различных школ и течений, каждая из них пользуется большим успехом среди населения Японии.

Христианство

Христианство, пришедшее на острова во второй половине XVI столетия, было принято весьма враждебно среди населения. Многих миссионеров казнили, некоторые отреклись от своей веры. Причиной этому послужило тотальное насаждение католической веры во все сферы жизнедеятельности. На сегодняшний день христианская религия исповедуется более чем 10 процентами населения Японии.

Видео: Синтоизская свадьба в Японии

www.jtheatre.info


Смотрите также