Древняя погребальная архитектура. Архитектура погребальных сооружений - История архитектуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

7. Особенности римской погребальной архитектуры. Древняя погребальная архитектура


Архитектура погребальных сооружений античных государств северного Причерноморья

Архитектура каменных склепов нагляднее всего представлена на Боспоре. Подкурганные склепы служили местом погребения боспорской эллинизированной знати, вышедшей из местной синдо-меотской среды. Поэтому в погребальных сооружениях Боспорского государства с его рано определившейся греко-туземной культурой четко прослеживается и сочетание элементов античной архитектуры и строительных традиций местных племен.

Появление каменных склепов, над которыми насыпались земляные насыпи, нередко обнесенные в нижней части каменной кладкой, крепидой, относится к началу IV в. до н.э. Склепы состояли из одной, реже — двух погребальных камер и входа, образующего длинный коридор — дромос. Для устройства погребальной камеры выкапывался большой котлован, который обкладывался хорошо обработанным штучным камнем. Стенки ступенчатых или пологих дромосов облицовывались тоже камнем или оставались земляными.

Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Склеп Мелек-Чесменского кургана, IV в. до н.э. Продольный разрез. Планы потолка и пола. Поперечные разрезы
31. Пантикапей. Склеп Мелек-Чесменского кургана, IV в. до н.э. Продольный разрез. Планы потолка и пола. Поперечные разрезы

Погребальные камеры различаются между собой устройством перекрытия. Наиболее ранним типом перекрытия была уступчатая конструкция, образованная напуском последующих рядов квадров одновременно по всем четырем сторонам помещения, примером чего может служить склеп Мелек-Чесменского кургана 2-й половины IV в. до н.э. (рис. 31). Кроме того, выделяется группа монументальных погребальных сооружений с полуциркульным сводом. Происхождение уступчатой конструкции перекрытия этих боспорских склепов истолковывают по-разному: в ней видят наследие архитектуры эгейского мира, влияние фракийского зодчества и, наконец, самостоятельное развитие, сочетавшее особенности местных типов погребальной архитектуры с эллинской. Наиболее яркими образцами склепов с уступчатым купольным перекрытием служат склепы Золотого и Царского курганов, расположенных вблизи Пантикапея. План их камер различен.

Камера склепа Золотого кургана была круглой диаметром 6,4 м и перекрыта уступчатым куполом высотой 9 м. Купол начинался с нижнего ряда кладки и состоял из 17 постепенно сужающихся концентрических рядов кладки, выложенной из тщательно обработанных блоков известняка. Дромос длиной 4,75 м тоже был перекрыт уступчатым сводом, пол его горизонтален. Земляная насыпь кургана над склепом была укреплена в нижней части мощной крепидой из циклопической каменной кладки.

Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Царский курган, IV в. до н.э. Дромос
32. Пантикапей. Царский курган, IV в. до н.э. Дромос: а — поперечный разрез дромоса; б — ступенчатый пандатив склепа; в — поперечный разрез склепа
Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Царский курган, IV в. до н.э. Дромос
33. Пантикапей. Царский курган. Дромос

Еще более грандиозным и монументальным погребальным сооружением является Царский курган, относящийся к IV в. до н.э. (рис. 32, 33). Этот памятник, прекрасно сохранившийся до наших дней, является уникальным сооружением античного зодчества. Он не находит себе аналогий ни среди погребальной архитектуры Северного Причерноморья, ни вне его территории. Почти квадратная в плане камера Царского кургана длиной 4,37 м шириной 4,22—4,25 м была выложена гладкими квадрами. Переход от стен камеры, образующих в нижней части квадрат, к купольному перекрытию осуществлен посредством уступчатых парусов, которые на высоте 4 м постепенно переходят к нависающим один над другим рядам кладки купола. Высота камеры достигает 9 м. С южной стороны камеры был расположен дромос длиной 36 м при средней ширине 2,5 м. Боковые стенки дромоса выложены каменными блоками с рустом. Примерно на середине длины дромос постепенно повышался и переходил в уступчатый свод высотой 7 м, считая от уровня пола. В целом все сооружение отличается тщательностью строительного выполнения, безукоризненными пропорциями и монументальностью.

Сверху над склепом была земляная насыпь 17-метровой вышины. Окружность кургана достигала 250 м.

Склепы с уступчатыми сводами сооружались до I в. до н.э. (например, склеп Пигмеев в Пантикапее), но время расцвета их строительства относится к IV в. до н.э. В первых веках н.э. из строительной практики их полностью вытеснили склепы с цилиндрическими сводами, появившиеся в конце IV в. до н.э. До конца эллинистической эпохи и те, и другие перекрытия сосуществуют, но уже в первые века н.э. цилиндрический свод становится господствующей формой перекрытия погребальных сооружений.

Если склепы с уступчатым сводом представляли своеобразное направление в архитектуре Боспора эллинистического времени, то склепы с полуцилиндрическим сводом относятся к архитектуре, связанной с традициями эллинского зодчества Балканского полуострова и Малой Азии.

Полуцилиндрические перекрытия более совершенны по конструкции. Под склеп выкапывался в материке котлован, соответствующий высоте стен склепа до пяты свода. Поэтому стены хорошо выдерживали распор, возникающий от веса перекрытия и земляной насыпи кургана поверх него. Свод из клиновидных камней, уложенных насухо, возводился на деревянной опалубке. Пята свода подчеркивалась карнизом простой формы. В случае штукатурки стен склепа эта конструктивная деталь выделялась декоративными средствами.

Архитектура античных государств северного Причерноморья. Васюринская гора на Таманском полуострове. Подкурганный склеп, начало II в. до н.э. Архитектура античных государств северного Причерноморья. Васюринская гора на Таманском полуострове. Подкурганный склеп, начало II в. до н.э.
34. Васюринская гора на Таманском полуострове. Подкурганный склеп, начало II в. до н.э. Вход и роспись задней стены

Образцом наиболее раннего склепа с полуцилиндрическим сводом может служить подкурганный каменный склеп начала III в. до н.э. на Васюринской горе на Таманском полуострове (рис. 34). Погребальное сооружение общей длиной 14 м состояло из двух помещений и дромоса. Дромос длиной 4,8 м представлял каменную лестницу, обрамленную стенами из камня, в которые по обеим сторонам спуска были вделаны каменные ящики, содержащие захоронение лошадей. Лестница вела в небольшое предкамерное помещение (длина 2,3 м, ширина около 3,7 м), перекрытое, как и сам склеп, каменным полуциркульным сводом. Погребальная камера высотой 3,38 м имела в плане форму не совсем правильного четырехугольника (длина 4,65—4,7 м, ширина 3,65—3,73 м).

Для кладки стен и свода применены известняковые плиты, скрепленные железными скобами, залитыми свинцом. Стены и потолок камеры оштукатурены и расписаны. Богатая роспись, являющаяся одним из лучших образцов монументальной живописи эпохи эллинизма, имитировала кладку стен здания типа героона. Вместо потолка, отсутствующего обычно у героонов, нарисован натянутый ковер.

Архитектура античных государств северного Причерноморья. Ольвия. Склеп Еврисивия и Ареты. План, продольный и поперечный разрезы
35. Ольвия. Склеп Еврисивия и Ареты. План, продольный и поперечный разрезы
Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Склеп Деметры, 1-я половина I в. н.э. Росписи задней стены Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Склеп Деметры, 1-я половина I в. н.э. Росписи потолка и люнеток
36. Пантикапей. Склеп Деметры, 1-я половина I в. н.э. Росписи задней стены, потолка и люнеток

Сооружение каменных склепов продолжается по традиции в первых веках н.э. К этому времени относится склеп Еврисивия и Ареты (рис. 35), склеп Зевсова кургана в Ольвии и некоторые склепы Боспора.

Но в этот период становятся более характерными, особенно на Боспоре, погребальные сооружения, высеченные в материковой скале или вырезанные в твердом глинистом грунте. В их архитектуре прослеживается постепенная утрата понимания закономерностей тектоники и соответствующего выделения конструктивных элементов сооружения. Это явление наблюдается, например, в склепе Деметры в Пантикапее (рис. 36) 1-й половины I в. н.э., где отсутствует четкое членение стен и свода при помощи пяты, что строго выдерживалось в склепах предшествующего периода.

Стенам склепа на значительном расстоянии от потолка придан наклон, благодаря чему они постепенно переходили в полуцилиндрический свод. Пята свода была искусственно подчеркнута живописным изображением детикульного фриза. Отмеченный процесс завершается в позднеантичных и раннесредневековых склепах, открытых в районе Госпитальной улицы. В этих погребальных сооружениях наклон стен начинается почти у их основания и поэтому создается впечатление, что пята свода лежит примерно на уровне пола.

Боспорские склепы первых веков н.э. служат прекрасными источниками для изучения истории развития местной архитектуры. Но, кроме того, они дают представление о дальнейшей эволюции монументальной живописи.

В конце I в. до н.э. — I в. н.э. в настенной живописи сохраняются принципы структурного членения, применявшегося в росписях эллинистического времени. Однако новым элементом являются сюжетные изображения, которые обычно помещаются в люнетах свода. Образцы такой росписи можно видеть в склепе Анфистерия (рис. 37) и в склепе, открытом в 1891 г. в Пантикапее.

Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Роспись склепа Анфистерия, конец I в. до н.э. — начало I в. н.э.
37. Пантикапей. Роспись склепа Анфистерия, конец I в. до н.э. — начало I в. н.э.
Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Роспись склепа Стасовского, 1-я половина II в. Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Роспись склепа Сабазиастов, III—IV вв.
38. Пантикапей. Росписи склепов Стасовского, 1-я половина II в. и Сабазиастов, III—IV вв.

В I в. складывается новый, так называемый цветочный стиль росписи, который очень характерен для боспорской живописи не только этого времени, но и более позднего. В этих росписях потолок и стены понимались как единое целое и покрывались изображениями веток, гирлянд, листьев, лепестков и т.д. в сочетании с фигурными мифологическими сценами и сценами из реальной и загробной жизни. В этом стиле расписан ряд склепов, в том числе так называемый склеп Деметры, выделяющийся высокохудожественными росписями. Психологическая характеристика образа богини Деметры, изображение которой помещено было в центре сводчатого потолка склепа, отличается удивительной силой (см. рис. 36).

Инкрустационный стиль, появившийся в конце I—II в. н. э., передающий облицовку стены ценными породами камня и ее расчленение колоннами, во II в. часто применяется в сочетании с цветочным стилем росписи. Включаются также сюжетные изображения. Лучший пример росписи этого типа — в так называемом Стасовском склепе 1-й половины II в. в Пантикапее (рис. 38).

Живопись I—II вв. была многокрасочной и яркой, в III в. она почти полностью сменилась монохромной, рисунки все больше геометризировались и вырождались, что можно наблюдать в пантикапейских склепах Сабазиастов III—IV вв., роспись которых была нанесена прямо на стену без штукатурки.

Глава «Архитектура погребальных сооружений» подраздела «Архитектура античных государств северного Причерноморья» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: Я.Я. Сорокина (Москва, Стройиздат, 1973)

totalarch.ru

Архитектура погребальных сооружений античных государств северного Причерноморья | Архитектура Древней Греции

Глава «Архитектура погребальных сооружений» подраздела «Архитектура античных государств северного Причерноморья» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: Я.Я. Сорокина (Москва, Стройиздат, 1973)

Архитектура каменных склепов нагляднее всего представлена на Боспоре. Подкурганные склепы служили местом погребения боспорской эллинизированной знати, вышедшей из местной синдо-меотской среды. Поэтому в погребальных сооружениях Боспорского государства с его рано определившейся греко-туземной культурой четко прослеживается и сочетание элементов античной архитектуры и строительных традиций местных племен.

Появление каменных склепов, над которыми насыпались земляные насыпи, нередко обнесенные в нижней части каменной кладкой, крепидой, относится к началу IV в. до н.э. Склепы состояли из одной, реже — двух погребальных камер и входа, образующего длинный коридор — дромос. Для устройства погребальной камеры выкапывался большой котлован, который обкладывался хорошо обработанным штучным камнем. Стенки ступенчатых или пологих дромосов облицовывались тоже камнем или оставались земляными.

Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Склеп Мелек-Чесменского кургана, IV в. до н.э. Продольный разрез. Планы потолка и пола. Поперечные разрезы
31. Пантикапей. Склеп Мелек-Чесменского кургана, IV в. до н.э. Продольный разрез. Планы потолка и пола. Поперечные разрезы

Погребальные камеры различаются между собой устройством перекрытия. Наиболее ранним типом перекрытия была уступчатая конструкция, образованная напуском последующих рядов квадров одновременно по всем четырем сторонам помещения, примером чего может служить склеп Мелек-Чесменского кургана 2-й половины IV в. до н.э. (рис. 31). Кроме того, выделяется группа монументальных погребальных сооружений с полуциркульным сводом. Происхождение уступчатой конструкции перекрытия этих боспорских склепов истолковывают по-разному: в ней видят наследие архитектуры эгейского мира, влияние фракийского зодчества и, наконец, самостоятельное развитие, сочетавшее особенности местных типов погребальной архитектуры с эллинской. Наиболее яркими образцами склепов с уступчатым купольным перекрытием служат склепы Золотого и Царского курганов, расположенных вблизи Пантикапея. План их камер различен.

Камера склепа Золотого кургана была круглой диаметром 6,4 м и перекрыта уступчатым куполом высотой 9 м. Купол начинался с нижнего ряда кладки и состоял из 17 постепенно сужающихся концентрических рядов кладки, выложенной из тщательно обработанных блоков известняка. Дромос длиной 4,75 м тоже был перекрыт уступчатым сводом, пол его горизонтален. Земляная насыпь кургана над склепом была укреплена в нижней части мощной крепидой из циклопической каменной кладки.

Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Царский курган, IV в. до н.э. Дромос
32. Пантикапей. Царский курган, IV в. до н.э. Дромос: а — поперечный разрез дромоса; б — ступенчатый пандатив склепа; в — поперечный разрез склепа
Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Царский курган, IV в. до н.э. Дромос
33. Пантикапей. Царский курган. Дромос

Еще более грандиозным и монументальным погребальным сооружением является Царский курган, относящийся к IV в. до н.э. (рис. 32, 33). Этот памятник, прекрасно сохранившийся до наших дней, является уникальным сооружением античного зодчества. Он не находит себе аналогий ни среди погребальной архитектуры Северного Причерноморья, ни вне его территории. Почти квадратная в плане камера Царского кургана длиной 4,37 м шириной 4,22—4,25 м была выложена гладкими квадрами. Переход от стен камеры, образующих в нижней части квадрат, к купольному перекрытию осуществлен посредством уступчатых парусов, которые на высоте 4 м постепенно переходят к нависающим один над другим рядам кладки купола. Высота камеры достигает 9 м. С южной стороны камеры был расположен дромос длиной 36 м при средней ширине 2,5 м. Боковые стенки дромоса выложены каменными блоками с рустом. Примерно на середине длины дромос постепенно повышался и переходил в уступчатый свод высотой 7 м, считая от уровня пола. В целом все сооружение отличается тщательностью строительного выполнения, безукоризненными пропорциями и монументальностью.

Сверху над склепом была земляная насыпь 17-метровой вышины. Окружность кургана достигала 250 м.

Склепы с уступчатыми сводами сооружались до I в. до н.э. (например, склеп Пигмеев в Пантикапее), но время расцвета их строительства относится к IV в. до н.э. В первых веках н.э. из строительной практики их полностью вытеснили склепы с цилиндрическими сводами, появившиеся в конце IV в. до н.э. До конца эллинистической эпохи и те, и другие перекрытия сосуществуют, но уже в первые века н.э. цилиндрический свод становится господствующей формой перекрытия погребальных сооружений.

Если склепы с уступчатым сводом представляли своеобразное направление в архитектуре Боспора эллинистического времени, то склепы с полуцилиндрическим сводом относятся к архитектуре, связанной с традициями эллинского зодчества Балканского полуострова и Малой Азии.

Полуцилиндрические перекрытия более совершенны по конструкции. Под склеп выкапывался в материке котлован, соответствующий высоте стен склепа до пяты свода. Поэтому стены хорошо выдерживали распор, возникающий от веса перекрытия и земляной насыпи кургана поверх него. Свод из клиновидных камней, уложенных насухо, возводился на деревянной опалубке. Пята свода подчеркивалась карнизом простой формы. В случае штукатурки стен склепа эта конструктивная деталь выделялась декоративными средствами.

Архитектура античных государств северного Причерноморья. Васюринская гора на Таманском полуострове. Подкурганный склеп, начало II в. до н.э. Архитектура античных государств северного Причерноморья. Васюринская гора на Таманском полуострове. Подкурганный склеп, начало II в. до н.э.
34. Васюринская гора на Таманском полуострове. Подкурганный склеп, начало II в. до н.э. Вход и роспись задней стены

Образцом наиболее раннего склепа с полуцилиндрическим сводом может служить подкурганный каменный склеп начала III в. до н.э. на Васюринской горе на Таманском полуострове (рис. 34). Погребальное сооружение общей длиной 14 м состояло из двух помещений и дромоса. Дромос длиной 4,8 м представлял каменную лестницу, обрамленную стенами из камня, в которые по обеим сторонам спуска были вделаны каменные ящики, содержащие захоронение лошадей. Лестница вела в небольшое предкамерное помещение (длина 2,3 м, ширина около 3,7 м), перекрытое, как и сам склеп, каменным полуциркульным сводом. Погребальная камера высотой 3,38 м имела в плане форму не совсем правильного четырехугольника (длина 4,65—4,7 м, ширина 3,65—3,73 м).

Для кладки стен и свода применены известняковые плиты, скрепленные железными скобами, залитыми свинцом. Стены и потолок камеры оштукатурены и расписаны. Богатая роспись, являющаяся одним из лучших образцов монументальной живописи эпохи эллинизма, имитировала кладку стен здания типа героона. Вместо потолка, отсутствующего обычно у героонов, нарисован натянутый ковер.

Архитектура античных государств северного Причерноморья. Ольвия. Склеп Еврисивия и Ареты. План, продольный и поперечный разрезы
35. Ольвия. Склеп Еврисивия и Ареты. План, продольный и поперечный разрезы
Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Склеп Деметры, 1-я половина I в. н.э. Росписи задней стены Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Склеп Деметры, 1-я половина I в. н.э. Росписи потолка и люнеток
36. Пантикапей. Склеп Деметры, 1-я половина I в. н.э. Росписи задней стены, потолка и люнеток

Сооружение каменных склепов продолжается по традиции в первых веках н.э. К этому времени относится склеп Еврисивия и Ареты (рис. 35), склеп Зевсова кургана в Ольвии и некоторые склепы Боспора.

Но в этот период становятся более характерными, особенно на Боспоре, погребальные сооружения, высеченные в материковой скале или вырезанные в твердом глинистом грунте. В их архитектуре прослеживается постепенная утрата понимания закономерностей тектоники и соответствующего выделения конструктивных элементов сооружения. Это явление наблюдается, например, в склепе Деметры в Пантикапее (рис. 36) 1-й половины I в. н.э., где отсутствует четкое членение стен и свода при помощи пяты, что строго выдерживалось в склепах предшествующего периода.

Стенам склепа на значительном расстоянии от потолка придан наклон, благодаря чему они постепенно переходили в полуцилиндрический свод. Пята свода была искусственно подчеркнута живописным изображением детикульного фриза. Отмеченный процесс завершается в позднеантичных и раннесредневековых склепах, открытых в районе Госпитальной улицы. В этих погребальных сооружениях наклон стен начинается почти у их основания и поэтому создается впечатление, что пята свода лежит примерно на уровне пола.

Боспорские склепы первых веков н.э. служат прекрасными источниками для изучения истории развития местной архитектуры. Но, кроме того, они дают представление о дальнейшей эволюции монументальной живописи.

В конце I в. до н.э. — I в. н.э. в настенной живописи сохраняются принципы структурного членения, применявшегося в росписях эллинистического времени. Однако новым элементом являются сюжетные изображения, которые обычно помещаются в люнетах свода. Образцы такой росписи можно видеть в склепе Анфистерия (рис. 37) и в склепе, открытом в 1891 г. в Пантикапее.

Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Роспись склепа Анфистерия, конец I в. до н.э. — начало I в. н.э.
37. Пантикапей. Роспись склепа Анфистерия, конец I в. до н.э. — начало I в. н.э.
Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Роспись склепа Стасовского, 1-я половина II в. Архитектура античных государств северного Причерноморья. Пантикапей. Роспись склепа Сабазиастов, III—IV вв.
38. Пантикапей. Росписи склепов Стасовского, 1-я половина II в. и Сабазиастов, III—IV вв.

В I в. складывается новый, так называемый цветочный стиль росписи, который очень характерен для боспорской живописи не только этого времени, но и более позднего. В этих росписях потолок и стены понимались как единое целое и покрывались изображениями веток, гирлянд, листьев, лепестков и т.д. в сочетании с фигурными мифологическими сценами и сценами из реальной и загробной жизни. В этом стиле расписан ряд склепов, в том числе так называемый склеп Деметры, выделяющийся высокохудожественными росписями. Психологическая характеристика образа богини Деметры, изображение которой помещено было в центре сводчатого потолка склепа, отличается удивительной силой (см. рис. 36).

Инкрустационный стиль, появившийся в конце I—II в. н. э., передающий облицовку стены ценными породами камня и ее расчленение колоннами, во II в. часто применяется в сочетании с цветочным стилем росписи. Включаются также сюжетные изображения. Лучший пример росписи этого типа — в так называемом Стасовском склепе 1-й половины II в. в Пантикапее (рис. 38).

Живопись I—II вв. была многокрасочной и яркой, в III в. она почти полностью сменилась монохромной, рисунки все больше геометризировались и вырождались, что можно наблюдать в пантикапейских склепах Сабазиастов III—IV вв., роспись которых была нанесена прямо на стену без штукатурки.

antique.totalarch.com

7. Особенности римской погребальной архитектуры. Культура Древнего Рима и археология

Похожие главы из других работ:

Древнегреческая и древнеримская скульптура

Скульптура Римской республики

После установления республиканского строя Рим приобрел основные черты гражданской общины, т.е. полиса. Ранняя Римская республика была аристократической и патрицианской...

Древнегреческая и древнеримская скульптура

Упадок Римской империи

Начиная с третьего столетия, Римская империя почти постоянно находилась в состоянии кризиса. Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, "варваризация" Империи, растущий сепаратизм провинций...

Зрелищность и ее формы в древнеримской культуре

2. Зрелищность в римской культуре

зрелище амфитеатр гладиаторский Винничук утверждала, что: "Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов…" [4, с.406]...

Искусство Древнего Рима

1. Искусство Римской республики

История Рима начинается как история небольшой родовой общины на Тибре, затем разрастается до истории Апеннинского полуострова и к середине 2 в до н.э. превращается в историю всего Средиземноморья. С VIII по VI в до н.э...

Культура Древнего Рима

Культура римской республики

После установления республиканского строя Рим приобрел основные черты гражданской общины, т.е. полиса. Ранняя Римская республика была аристократической и патрицианской...

Культура Древнего Рима и археология

9. Выдающиеся памятники римской архитектуры

В центре города высится самый грандиозный памятник Древнего Рима -- амфитеатр Колизей. Пантеон («Храм всех богов») служит национальным мавзолеем. В Риме сохранились не только отдельные памятники античности...

Особенности античной скульптуры

2.2 Влияние римской скульптуры

Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. В идеях и памятниках Рима многие поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам...

Особенности архитектуры древней Греции. Ансамбль Афинского Акрополя

2.1 Особенности архитектуры гомеровского периода (XI - VIII века до н.э.)

Города гомеровской эпохи являлись одновременно и рабовладельческими государствами-полисами. Полисы были небольшими. Они состояли из города и мелких областей вокруг него...

Особенности архитектуры Древней Греции. Храм Парфенон в Афинах

Глава I. Особенности архитектуры Древней Греции

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм, а также их конструктивной основой, которые составляют единое целое. Основными элементами конструкций являются каменные блоки, которые служили основой для стен. Такие детали...

Особенности возникновения и развития циркового искусства

1.3 В римской Африке

Огнем и мечом оттеснив сопротивлявшихся берберов в горы, римляне, начиная со II столетия до новой эры, приступили к выкачиванию богатств из североафриканских приморских поселений...

Погребально-поминальный ритуал

§1 Эволюция погребальной обрядности праславян-сколотов

Этапы развития языческого мировоззрения древнего славянства в значительной мере определялись среднеднепровским историческим центром. Здесь произошел отказ от веры в реинкарнацию, здесь рано возникла идея кремации...

Русская культура конца ХХ века. Архитектура постмодернизма

Особенности архитектуры конца 20 столетия. Постмодернизм

Выход из системы, четко ассоциирующейся с несвободой, - из-под жесткого диктата тоталитарной власти, из экономического ущемления сферы архитектуры, доведших профессию почти до полного исчезновения, - вызвал поначалу эйфорию свободы...

Софийский собор в Киеве, Новгороде, Полоцке

1.2 Особенности архитектуры Софийского собора

Софийский собор - большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее - схема вписанного креста). С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи...

Стилистические особенности архитектурных памятников Древнего Китая

§ 2. Характерные особенности архитектуры Китая

Источником для изучения древней архитектуры являются изображения на костях и черепах животных периода Шань (XVI-XI вв. до н.э.), а также живописные и литературные свидетельства...

Творчество Фриденсрайха Хундертвассера. Опыт творческой интерпретации в современном гобелене

Глава 2. Стилистические особенности архитектуры Фриденсрайха Хундертвассера

...

cult.bobrodobro.ru

Архитектура погребальных сооружений - История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info

Погребальные сооружения Рима эпохи Республики

Погребальные сооружения римлян располагались за пределами городских стен, по обеим сторонам дорог, сходившихся к Риму, особенно вдоль Аппиевой дороги. От республиканского периода их дошло сравнительно мало.

Чаще всего захоронения производились по этрусской традиции в вырубленных в скале семейных склепах, преимущественно квадратной или прямоугольной формы, нередко с опорными столбами в центре. Саркофаги или урны с прахом умерших ставились в ниши, высеченные в стенах. Такова гробница Сципионов (III в. до н.э.) на Аппиевой дороге с фасадной поверхностью, обработанной в виде ордерной системы (рис. 78). Интерьер гробниц иногда украшался стуковым декором или росписями (гробница III—II вв. до н.э. на Эсквилине).

Архитектура Древнего Рима. Рим. Гробница Сципионов на Аппиевой дороге. III в. до н. э. Реконструкция фасада
78. Рим. Гробница Сципионов на Аппиевой дороге. III в. до н. э. Реконструкция фасада
Архитектура Древнего Рима. Гробница на Аппиевой дороге I в. до н.э. а — тумулус Горациев; б — тумулус близ Тоди
79. Гробница на Аппиевой дороге I в. до н.э. а — тумулус Горациев; б — тумулус близ Тоди

Другим типом погребальных сооружений был тумулус, также воспринятый римлянами у этрусков и усовершенствованный в сторону регулярности планировки. Ранние тумулусы еще близко напоминали курган, окруженный каменной крепидой. Таковы тумулус Горациев на Аппиевой дороге и тумулус близ Тоди (рис. 79), лишенные погребальной камеры. Эти низкие цилиндрические каменные сооружения завершались земляным холмом со стержнем в виде башенки, окруженным у основания венцом надмогильных алтарей — циппов. Масса их земляного заполнения расчленялась: в первом случае кольцом полукруглых перегородок, идущих по периметру стен; во втором — радиальными перегородками. Урны с прахом усопших, заключенные в каменные блоки, были помещены в основании сооружений. Тумулус Луцилиев на Соляной дороге близ Рима (56 г. до н.э.) уже имел погребальную камеру в центре нерасчлененного внутреннего пространства, заполненного землей. Крестообразная камера содержала три саркофага вдоль стен и соединялась коридором со входом.

Любопытен мавзолей Валерия Котты на Аппиевой дороге, прошедший три фазы развития. Сначала он был маленьким тумулусом, преобразованным затем в каменную круглую гробницу с земляным верхом. В эпоху Августа земляной верх был заменен мраморным конусом, а главный фасад украшен экседрой.

Тип прямоугольной гробницы в виде храмика на подии представляет гробница Поплиция Бибула в Риме (2-я четверть I в. до н.э.), сложенная из туфа и облицованная травертином. В этом, как и в аналогичных памятниках, нашел свое развитие на римской почве распространенный эллинистический тип гробниц, исходящих из малоазийского памятника нереид в Ксанфе (IV в. до н.э.).

Некоторые погребальные сооружения имитировали форму алтаря, поднятого на подий. Такова гробница консула Гальбы в Риме (конец II — начало I в. до н.э.), завершавшаяся, видимо, ступенчатой пирамидой.

Свое полное развитие все эти формы гробниц получили в императорскую эпоху.

Глава «Погребальные сооружения» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)

totalarch.ru

Египет архитектура

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

В доисторические времена древние египтяне заселили долину Нила. Скалы, окаймлявшие долину, служили им неиссякаемым источником строительного камня. Потребовались столетия, чтобы освоить трудоемкий процесс обработки каменных блоков. Однако прежде египтяне научились увеличивать прочность кирпича, который сушили на солнце, вставляя в него стебли папируса и лотоса – растений, в изобилии встречавшихся по берегам реки.

Для древних египтян жизнь после смерти, простирающаяся в вечность, была гораздо более значимой, чем земное существование. Поэтому и жилой дом и даже дворец (как в Телль-Эль-Амарне) могли сооружаться из непрочных материалов, но гробница и храм – только из камня.

Мастаба. Для достижения бессмертия требовалось сохранить не только душу умершего (с помощью молитв и жертвоприношений), но и его мумифицированное тело. В эпоху Древнего царства (2880–2250 до н.э.) был придуман способ сохранения мумии и возник тип гробницы, получивший название мастаба. В плане это простой прямоугольник, стены которого слегка наклонены внутрь, а кровля плоская. Наклонный коридор вел от кровли мастабы через толщу сооружения вниз, к погребальной камере. После погребения коридор полностью засыпали. Внутри мастабы располагался сердаб – узкая камера, где бессмертная душа усопшего («Ка») продолжала жить; считалось, что она питается изображенными на стенах яствами. Рядом находилась маленькая капелла с ложной дверью – узкая щель, ведущая в сердаб; стены капеллы покрывали фресками и барельефами со сценами из жизни умершего.

Пирамиды. Знать хоронили в мастабах, фараонов в грандиозных гробницах – пирамидах. Эти гигантские сооружения возводили, сплавляя каменные блоки на барках по Нилу и втаскивая их затем по наклонной плоскости наверх: один слой камней (более метра высотой) над другим. Пирамиды облицовывали известковыми плитами, пригнанными друг к другу столь плотно, что казалось, будто они сделаны из цельного камня. С северной стороны (пирамиды точно ориентированы по сторонам света) длинный коридор спускался через толщу камня к скальному основанию. От этого коридора другой поднимался вверх к погребальным камерам. После погребения коридоры засыпали камнями, чтобы обеспечить сохранность мумии. Почти в центре пирамиды была расположена царская камера с саркофагом, которая повторяла форму мастабы. В толще пирамиды могли находиться еще т.н. камера царицы и несколько других малых камер, которые должны были играть роль сердаба. Капелла располагалась в отдельном здании у подножия пирамиды.

Эти колоссальные гробницы стали символом вечности, свидетельством страстного стремления древних египтян к стабильности. В эпоху Среднего царства (2050–1700 до н.э.) фараонов хоронили в скальных гробницах в районе Бени-Хасан. Вход в погребальную капеллу украшал портик из двух шестнадцатигранных столбов; из капеллы к погребальной камере вел коридор. Как и в мастабах, сюжетами настенных рельефов и росписей служили сцены из повседневной жизни покойного, его семья и слуги. Сокровища, хранившиеся в мастабах, пирамидах и скальных гробницах, впоследствии притягивали грабителей.

Строители эпохи Нового царства (1600–1100 до н.э.) создали глубокие подземные гробницы Долины Царей. Галереи длиной до 46 м проникали в толщу скал у их подножия и вели в помещения, выполнявшие функции сердаба и погребальной камеры. Вход тщательно маскировался строительным мусором. Хорошо скрытая от «посторонних» глаз гробница Тутанхамона была обнаружена лордом Карнарвоном и Говардом Картером только в 20 в. См. также ПИРАМИДЫ.

Храмы. Погребальная капелла существовала отдельно от самого погребения, задолго до создания гробниц Долины Царей. В Гизе храм Сфинкса был связан с Великой пирамидой закрытым переходом. В храме отесанные гранитные монолиты поддерживали каменную кровлю; центральный пролет был выше боковых, пропуская внутрь свет через боковые верхние окна.

К эпохе Нового царства храм уже приобрел каноническую форму. Аллея, по обе стороны которой выстроились сфинксы, вела к монументальному входу, оформленному в виде двух пилонов. По обе стороны от входных ворот возвышались гигантские статуи богов или правителей. Наружные фасады храма были покрыты рельефами, прославлявшими власть фараона и его победы. Единственный дверной проем, располагавшийся между пилонами, вел в залитый солнцем перистиль – внутренний двор, окруженный колоннадой. Пройдя перистиль и продолжая двигаться по центральной оси, можно было попасть в гипостиль – многоколонный зал, плоскую кровлю которого поддерживали тесно поставленные столбы; за ним находилось святилище со священной баркой фараона. Меньшие помещения вокруг святилища служили сокровищницами, складами и т.п. По мере движения от входа к святилищу потолок снижался, а пол повышался, словно сдавливая пространство. Поскольку окон не было, гипостиль освещался через двери, ведущие в него из перистиля, и до святилища доходил лишь слабый отсвет.

Такие храмы могли иметь колоссальные размеры, как храм Амона-Ра в Карнаке, где расстояние от первой пары пилонов до стены святилища более трехсот метров (см. КАРНАК ЕГИПЕТСКИЙ). Стремясь превзойти предшественников, фараоны пристраивали к комплексу все новые и новые пилоны и перистили. Колонны древнеегипетских храмов сохраняют свою преемственность от растительных форм: их цилиндрические стволы слегка сдавлены у основания, где ствол обегают раскрашенные рельефные изображения листьев. Капитель сначала расширяется, а затем сужается наподобие закрытых бутонов лотоса и папируса; рельеф и раскраска имитируют плотно сжатые лепестки цветка. У более высоких колонн центрального нефа гипостиля капителям придана колоколообразная форма раскрытых цветков тех же растений. В других случаях мы обнаруживаем еще более древнюю форму колонны в виде связки тростника, восходящую к эпохе Древнего царства. Росписи стен и колонн гипостильного зала обычно изображали растения в нижнем ярусе, людей за различными занятиями – во втором, летящих птиц – в третьем, и над всем этим – синее небо, усеянное звездами. См. также КОЛОННА.

Привычные элементы храмовой архитектуры сохраняются и в таком комплексе, как поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, где внутренние помещения глубоко врезаны в скальный массив наподобие древних подземных гробниц. Здесь шестнадцатигранные колонны, по-видимому, ведущие свое происхождение от квадратных в плане опор храма Сфинкса, обрамляют перистиль. В Абу-Симбеле Рамсес II приказал высечь свой заупокойный храм в скале. Его фасад с гигантскими статуями фараона по сторонам от входа занял место пилонов, а гипостиль и святилище находятся в толще скалы. Важное место, которое занимали в зодчестве древних египтян погребальные сооружения, свидетельствует об огромной роли религии; мощь этих построек отразило страстное желание оставить о себе память.

Архитектура Древнего Египта

· ок. 10000 - 5000 лет до н.э. Первые деревни на берегах Нила; образование 2 - х царств - Верхнего и Нижнего Египта

· ок. 2630 до н.э. Построена 1 - я ступенчатая пирамида

· ок. 2575 до н.э. В эпоху Древнего царства бронза вытесняет медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших

· ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство

· ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии

· ок. 1700 до н.э. Конец Среднего царства

· 1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия

· 1400 до н.э. Египет достигает вершины могущества

· 1070 до н.э. Начало упадка

· 332 до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским

· 51 до н.э. Начало правления Клеопатры

· 30 до н.э. Египет становится римской провинцией

Возникновение

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Историческая характеристика

Египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку. Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т.н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара и была сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.

Строительные особенности

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания - они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.

Пирамида Хеопса.

Храм Амона в Карнаке.

Из пирамид и масштаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Карнака, которые были основаны примерно в 16 - 14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Развитие земледелия, основанного на цикличности летне-осеннего разлива Нила и последующего засушливого сезона, сформировало представления о расцвете и умирании природы, заложило основы религиозного мифа о жизни, смерти и возрождении бога Озириса.

По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. Считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире, и для того, чтобы он возродился в будущем, необходимо сохранить его тело. В связи с этим в Древнем Египте получает распространение искусство мумификации и строительства погребальных сооружений. Самая прочная и величественная гробница строилась для фараона. Он приступал н ее возведению, как только занимал престол. Жизнь фараона и царского двора также регламентировалась в соответствии с божественными мифами. Для проведения сложных дворцовых церемоний, а также для управления хозяйством, учета богатств существовал аппарат жрецов. Они постепенно создали особую касту храмовых служителей, приобрели большое влияние, соперничая с фараоном властью и экономическим могуществом,

Типы сооружений

В стране с хозяйством, основанном на земледелии, фазы которого определялись временами года и периодическими разливами Нила, естественным было развитие астрономии, геометрии, геодезии. В Древнем Египте наука измерения стояла на высоком уровне и позволяла решать опытным путем достаточно сложные математические задачи, связанные с прокладной каналов, определением объема водохранилищ, разбивкой и нивелированием планов гигантских храмовых сооружений.

Народная архитектура Египта основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы.

Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила.

Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Ценность дерева вызывала повышенный интерес к растительным мотивам в архитектурном декоре.

Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение жилища в Египте, была необходимость укрытия от палящего солнца. Поселения группировались кварталами, образующими тенистые узкие улицы с глухими глиняными фасадами домов, вся жизнь в которых сосредоточивалась на небольшом дворике. Комнаты имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивались под навесами на крышах. От жары спасали также водоемы и зелень.

Комнаты, разделенные толстыми стенами, перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывали циновки, а затем толстый слой глины.

Храм Гора в Эдфу I - II вв. до н.э.

Отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло, как и в Двуречье, расширять пролеты помещений. Хозяйственные и складские отсеки иногда перекрывались сводами из сырца.

Виллы крупных государственных чиновников и жрецов занимали большую территорию, хорошо озелененную, с прудами и проточной водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север; хозяйственные службы изолировались на заднем дворе. Многочисленные кладовые и амбары окаймляли парадную часть, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина.

Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Мумия умершего помещалась в погребальном сооружении - мастаба. Внешне мастаба представляет глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагались одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Целые кварталы таких погребений - «город мертвых» - занимали специально отведенные территории.

Дворцы и усыпальницы фараонов и важных сановников вначале тоже строились из кирпича, а затем начинают возводиться из камня - вечного материала, или размещаться в скальных массивах.

Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры рабовладельческого Египта.

Этапы истории архитектуры Древнего Египта следуют периодам его социально - хозяйственного развития, известным по письменным источникам:

Древнее Царство - III - IV династии (3000 - 2400 гг. до н. э.)

Среднее - Царство - XI - XIII династии (2100 - 1700 гг. до н. э.)

Новое Царство - XVIII - XX династии (1584 - 1071 гг. до н. э.)

Поздний Египет (1071 - 332 гг. до н. э.)

Эллинистический Египет (332 - 30 гг. до н. э.)

В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама.

Перемещение экономических центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с более прогрессивными формами социально - экономической организации подрывают консервативные устои жизни рабовладельческого Египта.

Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время и породивший ее общественный строй, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов.

Тем не менее различные типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры, хотя и в других формах и соотношениях.

Архитектура явилась той организующей средой, где были решены проблемы синтеза строительной техники, мастерства пространственной композиции, живописи и скульптуры.

Подражания исключительному по самобытности и яркости искусству Древнего Египта, его отточенной символике не раз прокатывались волной по истории человеческой культуры.

studfiles.net

Погребальные сооружения - История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info


Смотрите также