Древняя персия социальная структура. Реформы Дария I и социальная структура империи Ахеменидов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ill ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА. Древняя персия социальная структура


Ill ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА. Древняя Персия

Ill ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

В одной из надгробных надписей в Накш-и Рустаме (DNa) Дарий I представляется следующим образом:

Царская власть ахеменидов!

|«Ахура Мазда есть великий бог, который со- ;

j здал эту землю, который создал это небо, ко- | I торый создал человека, который создал счас- j I тье для человека, кто сделал Дария царем, ; j единственным царем многих, единственным j | правителем многих. Я Дарий, великий царь, ; I царь царей, царь многих стран, царь на этом ; ; огромном пространстве, сын Виштаспы, Ахе- : j менид, перс, сын перса, арий из арийского j ; рода» (DNa 1—15).;

Эти фразы, которые с некоторыми изменениями, можно найти и в других царских надписях, отлично иллюстрируют центральное место царя и его

семьи, а также привилегированное положение персов среди народов персидской империи в ахеменид- ский период. Дарий был царем милостью Ахура Мазды, которому он был обязан своей властью, не будучи сам богом или потомком бога. Вся власть была сосредоточена в его руках (он сам назначает своего преемника, который нередко был его старшим сыном). Очень немногие лица не персидского происхождения становились приближенными, имели доступ к высшим постам в политической или военной иерархии. Напротив, знать и прочие подданные из других народов империи занимали важные посты в своих собственных странах (они могли достигнуть статуса «делающих благо для царя»), и царь, убедившись в их лояльности, великодушно распределял подарки, вознаграждения и почести между всеми, кто хорошо служил ему. Вся политическая система Ахеменидов была основана на принципах централизованной власти, с царем во главе и локальной самостоятельностью местной элиты.

Барельеф. Накш-и-Рустам

Мидийская (в шапках) и персидская (в тиарах) знать на рельефе из ападаны в Персеполисе

Эта модель ахеменидской царской власти также использовалась последующими династиями предис- ламской эпохи: у парфянских Аршакидов принятие царского титула «царь царей» и нового имени при вступлении на престол, чествование учредителя династии, идея царской харизмы, церемонии царской инвеституры и т.д. — все это, без сомнения, продолжает иранские традиции, восходившие к Ахеменидам (за исключением использования царских имен, все эти характеристики также использовались позднее Сасанидами). Но взаимоотношения, поддерживаемые царствующей династией парфян и главами кланов или народностей, несомненно являются наследством от полукочевого парнского прошлого. Наконец, не стоит пренебрегать селевкидско-эллинским пластом традиций, которые использовались парфянской царской властью, они наиболее заметны в использовании греческих царских титулов, таких, как epiphanes («знаменитый»), dikaios («справедли-

вый») или philhellen («друг греков»). Привилегии знатных парфянских семей (греч. megistanes), в особенности рода Сурена, у которого была прерогатива венчания царя (греч. syngeneis), порой препятствовали развитию парфянского государства. Мудрецы (греч. sophoi), маги (греч. magoi), знать являлись членами царского совета (греч. synhedrion), который, похоже, играл важнейшую роль в назначении преемника царя и в его выборах (даже если царская власть оставалась, в основном, наследственной). Роль этого совета была существенно ограничена при Митридате I (171—139/8 гг. до н.э.), которого его отец Фраат I (176—171 гг. до н.э.) навязал стране в ущерб старшим братьям и против желания царского совета. Начиная с I в. до н.э., нам известно о целой серии открытых конфликтов между царями и их советом.

В противоположность парфянам Сасаниды придерживались проиранской концепции царской власти: будучи царем царей, сасанидский правитель находился выше всех других царей империи. В отличие от ахеменидских царей сасанидским царям приписывались божественные качества и происхождение. Так же как и у парфян, у Сасанидов, похоже, было нечто вроде избираемого совета, собиравшегося для того, чтобы назначить преемника царя (или по крайней мере для того, чтобы одобрить выбор, сделанный предшественником), но детали относительно его состава и процедур остаются неизвестными. Высокопоставленные религиозные деятели и знать (в особенности главы самых высокопоставленных семи семей, а также — к концу сасанидской эпохи — военачальники, главы четырех административных регионов Сасанидской империи) обладали значительной политической властью. Власть религиозных функционеров, в особенности власть

мобедан мобедов (верховных жрецов, начиная с IV в. н.э.), значительно возросла с V в. Конфликт между царем царей и сасанидской знатью серьезно изменил структуру иранского общества, начиная с первых десятилетий VI в., которая до того времени практически не отличалась от структуры общества парфянской империи: подавление движения мазда- китов спровоцировало отстранение от активного участия в политической жизни традиционной аристократии, от которого она более не оправилась, в пользу нового класса знати, составленного из мелких землевладельцев (dahigan, перс, dehkan).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Социальная структура

КОНСТИТУЦИОННОЕ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПЕРСИИ

Социальная структура

Для понимания современного Востока необходимо вспомнить конституционное и национально-освободительное движение в Персии.

В Персии, с конца XIX века происходит ожесточенная борьба двух основных сил: на левом фланге мы видим торговую буржуазию, к которой примыкают ремесленники и интеллигенция; на правом фланге – помещичье-дворянское сословие, охотно блокирующееся с придворными бюрократическими кругами.

Третья сила, с которой приходилось бороться прогрессивным кругам, был западный империализм, который опирался на отсталые полукочевые племена и на исконный сепаратизм провинций.

Социальная структура Персии начала складываться в 80 годах XIX века. До этого Персия была страной натурального хозяйства, ведущей незначительную торговлю почти исключительно импортного характера. В социальной области господствовали чисто феодальные отношения. Властители племен и провинций представляли помещичью земельную аристократию, сохранившую военный характер. Они концентрировали в своих руках административно-судебные функции, и, не ведя собственного хозяйства, получали с подданных треть урожая, идущего на их содержание и содержание многочисленного двора.

Начиная с 70-х годов XIX века, вся эта старая социально-экономическая система идет на слом. Переворот, происшедший в жизни Персии, вызван был «мирным проникновением» России и Англии, затронувшим все стороны народного хозяйства и вызвавшим необычайное оживление в области торговли. По только что отстроенным железнодорожным магистралям Закавказской и Закаспийской устремился в Персию поток дешевых европейских товаров, разрушивших туземное ремесло и необычайно расширивших внутренний потребительский рынок. Наплыв европейских товаров вызвал нужду в деньгах. Благодаря этому бурно протекает переход Персии от натурального к товарно-денежному хозяйству.

В такой типично аграрной стране, как Персия, этот процесс означал переход к капиталистическому сельскому хозяйству. Торговля с Западом, в течение столетия ограничившаяся исключительно ввозом продуктов западной индустрии (некоторые сорта мануфактуры, сахар, чай), теперь приобретает ярко выраженный экспортный характер. Теперь Персия начинает вывозить продукты своего сельского хозяйства: хлопок, рис, сухие фрукты, шерсть Сбыт продуктов земледелия естественно вызвал повышение ценности земель и разложил архаическое феодальное хозяйство, рассчитанное только на внутреннее потребление.

Все имущие классы: купцы, ростовщики (сарафы), духовные сановники, придворная бюрократия – жадно бросаются на приобретение земель. В Персии нарождается класс помещиков – «мелькдаров», идущих на смену феодалам.

Способы мобилизации земельной собственности носили самый разнообразный характер. Обычно земли покупались у разорившихся феодалов, еще недавно стоявших во главе полукочевых племен. Все чаще происходила самая беззастенчивая экспроприация крестьянских участков или общинных земель. Все это сопровождалось тяжбами. Иногда сами же крестьяне прибегали к закладничеству у крупных помещиков, чтобы избежать поборов податных чиновников. Крупный помещик не стеснялся с последними и просто закрывал им доступ в свои владения. Крупная помещичья собственность создавалась также в результате стихийного расхищения церковно-благотворительных земель.

В результате всех этих процессов около половины обрабатываемых земель Персии очутилось в руках помещиков. Некоторые из них являлись настоящими магнатами; так «царь помещиков» принц Зилль-эс Салтане владел 2000 деревень.

Мобилизация земельной собственности сильно подняла цену на рабочие руки. Стремясь приобрести как можно больше батраков, помещики ведут ожесточенную борьбу против самостоятельного крестьянского владения. Борьба эта была неравной. В распоряжении помещиков были все орудия принуждения в виде вотчинного суда, налогового аппарата. В результате мы видим не только обезземеливание крестьян, но сплошь и рядом даже переход их на крепостное положение. Если в устах феодала звучало: «мои подданные», то в устах помещика звучало: «мои крепостные».

Вторым влиятельным классом в Персии является купечество. В Персии купцы сохранили старинную корпоративную организацию, управляющуюся выборными старшинами; не уплачивают в казну никаких налогов, помимо расходов на содержание базара. Характерно, что Тегеран до 1906 г. давал казне лишь 20000-25000 туманов налогов.

Мирное проникновение России во многих отношениях очень не выгодно отразилось на положении персидского купечества. Она не только ввозила в Персию свои товары, но экспортировала туда своих посредников, главным образом армян Закавказья, которые благодаря связям с русскими фирмами, банками и представителями власти создавали сильную конкуренцию местным купцам. Персидские купцы должны были платить ростовщикам за ссуды по 20-25%, русские платили Учетному Банку лишь 6-7%, легко получая под товары до 50% их стоимости.

Персидские купцы вознаграждали себя за потери работой по экспорту. Тем не менее, им было не под силу конкурировать с европейскими купцами, так как на них падала вся тяжесть внутренних таможенных и дорожных сборов, от которых были освобождены европейские коммерсанты. Развить же промышленность в условиях административного произвола, отсутствия капиталов и общей отсталости страны, они были лишены возможности.

Все эти обстоятельства вполне объясняют оппозиционное настроение среди персидского купечества, направленное одновременно против своего правительства и против России, парализующей своим проникновением развитие их экономической мощи.

Гораздо менее влиятельный класс составляют ремесленники. Они группируются по цехам, сохраняющим старинное устройство. В больших городах (Тегеран, Исфахан) насчитывают 20-40 цехов. Последние обыкновенно входят в ремесленные союзы, имеющие своей задачей: улучшение производства, защиту своих членов и т.д. В некоторых городах благодаря низкому экономическому уровню развития, ремесленники сращиваются с мелочной торговлей, и тогда базар находится в руках цехов; наоборот, в Тегеране весь базар зависит от крупных оптовиков.

Персидское ремесло находится в стадии упадка и распада организационных форм из-за конкуренции со стороны западной промышленности. Положение их еще более ухудшается из-за притеснений со стороны своих же оптовиков и администрации.

Благодаря своему тяжелому положению именно ремесленники становились активными в борьбе за свое положение в обществе. Ремесленники в виде протеста закрывали базары, снаряжали отряды борцов – моджахедов.

Из-за очень слабо развитой промышленности в Персии практически отсутствовали рабочие. Лишь после 1908-1909 г.г. в стране стали организовываться рабочие союзы. В конституционной борьбе они принимали участие вместе с ремесленниками, от которых в социальном положении мало отличались.

Духовенство также является классом персидского населения. Оно делится на две большие группы: на крупное духовенство, связанное с мечетями, вакуфами, святилищами и на огромную часть рядового духовенства, занимающего бедственное положение. Крупное духовенство получает в свою пользу десятину с чистого дохода населения, четвертую часть с наследств, а также доходы с сиротских имуществ, благодаря чему в ее руках скапливаются крупные капиталы. Именно благодаря этому, в эпоху мобилизации земельной собственности, представители крупного духовенства успешно конкурировали с купцами и ростовщиками и часто становились влиятельными помещиками.

Мелкое духовенство вело полупролетарский образ жизни и обслуживало суды, школы, нотариат; играло в стране роль низшей интеллигенции. В начале XX века их положение также сильно пошатнулось. Прежде всего, правительство в поисках денег отстранило их от управления доходными гробницами и прочими святилищами, которые начали обслуживаться шахскими чиновниками. Еще более подрывали положение духовенства те реформы, которые правительство пыталось проводить в судах, стремясь сделать их светскими. Все это содействовало оппозиционному настроению среди духовенства.

Краткий анализ социальной структуры Персии показывает, что в начале XX века все классы населения находились в состоянии недовольства.

Купечество протестовало против колониальной политики России, которая, опираясь на бессилие тегеранского правительства, препятствовала экономическому развитию страны.

Ремесленники также стихийно протестовали, стремясь в политических реформах найти спасение от надвигавшейся экономической катастрофы.

Духовенство в своей беднейшей части также вступило в лагерь оппозиции.

В конституционном движение крестьянство не принимало никакого участия, так как находилось в полукрепостной зависимости у своих помещиков и нещадно эксплуатировалось. (См. далее)

farsiiran.narod.ru

Реформы Дария I и социальная структура империи Ахеменидов

Создав огромную империю, немногочисленный этнос персов должен был выработать оптимальную формулу для управления разноплеменным конгломератом высокоразвитых и примитивных народов, различных по своим судьбам и уровню развития стран, объединенных отныне под властью единой администрации. Стоит заметить, что в распоряжении персидских правителей не было развитой религиозной системы, которая могла бы послужить основой для формирования крепкой власти. Такого рода система в форме иранского зороастризма еще только зарождалась и потому не могла быть использована в необходимом для нужд империи объеме. Поэтому центр тяжести был вынужденно перенесен на создание оптимальной административной структуры, типа той, основы которой были заложены еще ассирийцами. Вот эту-то структуру и вырабатывал в ходе своих реформ Дарий I.

Суть реформ Дария сводилась прежде всего к обеспечению господства персов в рамках созданной ими мировой державы. Сами персы - кара (это слово означало одновременно «народ» и «воины», что адекватно отражало сравнительно ранний этап развития персов как этноса, и те социально-политические функции, которые выпали на их долю в империи) - занимали привилегированное положение. Именно из их числа формировался командный состав армии, именно они составляли ядро административного аппарата, разветвленная сеть которого густо опутала всю державу Ахеменидов. Следуя уже апробированному ассирийцами методу, Дарий разделил страну на провинции - сатрапии, во главе которых им были поставлены ответственные перед центром управители-сатрапы. Но в отличие от ассирийцев Дарий пошел дальше: для упрочения власти центра и ограничения всевластия сатрапов он ввел разделение военной и гражданской власти на местах. В функции сатрапов входило осуществление гражданской администрации, обеспечение регулярного поступления податей и выполнения повинностей. Они же выполняли судебные функции, имели право чеканить серебряную и медную монету. Однако сатрапы не имели военной силы, за исключением небольшой личной охраны и аппарата принуждения на местах. Что же касается военной администрации, то вся империя была поделена на пять больших округов во главе с военачальниками, в ведении которых находились военные руководители сатрапий, независимые от сатрапов и не подчинявшиеся им. Это разграничение гражданской и военной администрации при взаимном контроле ответственных руководителей различных ведомств сыграло важную роль в упрочении всевластия центра.

Именно центральный аппарат власти сохранял за собой все основные руководящие функции. Из заново отстроенной столицы (Сузы) по стратегическим дорогам, снабженным почтовыми станциями с лошадьми, гонцами, складами продовольствия и необходимого снаряжения, шли распоряжения и указания. Для упрощения канцелярско-деловой переписки в многоязычной державе Дарий перевел всю ее на арамейский язык, широко распространенная лексика которого удачно соответствовала переведенной на алфавитную основу по финикийскому образцу унифицированной клинописи. Только столичное казначейство, в сокровищницы которого ежегодно стекались подати из всех сатрапий, в строгом соответствии с их богатством и степенью экономического развития, имело право чеканить золотую монету, дарик, получившую широкое распространение не только в персидском, но и греческом мире. Во главе административного аппарата центра стояли знатные персидские вельможи, им помогали многочисленные чиновники из персов и мидян, причем часть этих же чиновников посылалась в сатрапии, где они выступали в качестве помощников сатрапов, исполняя судебные и иные функции.

Что касается администрации внутри сатрапий, особенно таких крупных и развитых, как Египет или Вавилон, то они делились на области, для управления которыми обычно привлекались чиновники и писцы из числа местных жителей. В сатрапиях, где политические связи издревле основывались на добровольном подчинении мелких государств (Финикия и др.), роль руководителей подчиненных сатрапам областей выполняли местные правители с их традиционным аппаратом власти, и местным самоуправлением. Далекие периферийные районы, населенные небогатыми племенами, тоже обычно сохраняли традиционную систему управления во главе с вождями, а их взносы в персидскую казну ограничивались небольшой данью, принимавшей форму спорадических подарков. При этом почти во все окраины державы центр посылал свои военные отряды, сооружая там крепости и форпосты. Воины гарнизонов обычно получали освобожденные от налогов земельные наделы и жили за счет их обработки. При этом строго соблюдался принцип, согласно которому в число воинов не должны были включаться жители данного района, даже вообще страны, особенно если имелась в виду такая страна, как Египет, Вавилония.

Вообще на организацию армии обращалось особое внимание, ибо именно военная сила была основой власти персов. Элитой армии был корпус «бессмертных» из 10 тыс. лучших персидских воинов, первая тысяча которых, состоявшая из представителей знатных родов, занимала привилегированное положение в качестве личной охраны царя. Остальная армия делилась на пехотинцев-лучников и всадников, причем периферийные ее подразделения, стоявшие гарнизонами в сатрапиях, включали в свой состав не только персов и мидян, хотя именно иранские племена по-прежнему оставались костяком армии. Вначале строго следили за тем, чтобы воинские наделы оставались наследственно-должностными и не переходили в личную собственность, не становились объектом купли-продажи. С течением времени, однако, наделы начинали отчуждаться, что не могло не сказаться на боеспособности армии. Как известно, это привело к тому, что последние персидские цари вынуждены были все большую ставку делать на воинов-наемников. Став мировой державой, империя Ахеменидов вынуждена была активно строить военные корабли, особенно после того как ей пришлось столкнуться с сильными именно на море греками.

Серия военно-политических и социально-экономических реформ Дария, приведшая к укреплению внутренней административной структуры и усилению власти правителя, сравнительно мало затронула те привычные социальные и экономические отношения, которые существовали на Ближнем Востоке издревле. При всем несходстве между развитыми и отсталыми странами, при всех модификациях моделей эволюции эти отношения в общем были однотипными: эффективная администрация центра опиралась на власть-собственность, производители выплачивали ренту-налог в казну, а частное хозяйств всегда было под строгим контролем чиновников.

Завоеватели-персы, облагавшие огромными податями подвластное им иноплеменное население, выступали в качестве правопреемников тех правителей, которые прежде олицетворяли собой власть-собственность в каждой из покоренных персами стран. Во всех них система царско-храмовых хозяйств становилась одним из важнейших источников дохода казны Ахеменидов, причем земли этих хозяйств по-прежнему обрабатывали арендаторы, обычно зависимые либо неимущие полноправные из числа местного населения. Параллельно с царско-храмовыми многие из аннексированных земель были розданы знатным персам и иным приближенным либо заслуженным лицам, которые тем самым приобретали большие должностные и личные владения, обрабатывавшиеся для них на правах аренды преимущественно теми же зависимыми (многих из них именовали персидским словом «гарда», в эламском варианте - «курташ»), нередко из числа бесправных покоренных пленников. Часть крупных владений имела привилегии и иммунитеты, т.е. была освобождена от налогов, тогда как с остальных налоги взимались по минимальной ставке. К должностным землям крупного масштаба были близки по характеру и более мелкие должностные владения чиновников и воинов, которые обычно также обрабатывались арендаторами.

Основная доля земельного фонда в персидской империи принадлежала общинникам, выплачивавшим налоги непосредственно в казну и исполнявшим все повинности. Среди них были и богатые, и бедные, причем богачи подчас сдавали излишки земли в аренду беднякам. Долговое рабство распространено не было, но практика заклада имущества была хорошо известна, особенно в связи с системой откупов: крупные дельцы, бравшие на откуп тот или иной район империи, беспощадно выколачивали из населения не только причитавшийся с каждого налог, но и немало сверх этого, что и вынуждало бедняков расставаться с имуществом либо закладывать его.

В период расцвета державы Ахеменидов был достигнут высокий уровень развития ремесла, торговли, строительства. Ремесло и особенно транзитная торговля - как, впрочем, и операции по закладу либо аренде - нередко сосредоточивались в руках больших торговых домов частных собственников, в основном вавилонских. Рабов в империи было немного, причем использовались они либо в государственных хозяйствах на тяжелых работах (рудники, каменоломни), либо в сфере услужения в частных домах. Те из рабов, которые сажались на землю или обзаводились кое-каким имуществом, включались в торгово-ростовщические операции, приобретали ремесленные специальности и тем постепенно изменяли свой реальный статус, сближаясь в имущественном отношении с иными слоями населения, хотя юридически долго оставались неполноправными, что находило отражение в системе оброка-пекулия.

studfiles.net

Древняя Персия - часть 2

Система больших феодальных поместий, сложившаяся при Ахеменидах, дожила до периода Селевкидов, но цари в этой династии существенно облегчили положение крестьян. Затем, в парфянский период, огромные феодальные поместья были восстановлены, и при Сасанидах эта система не изменилась. Все государства стремились получить максимальные доходы и устанавливали налоги на крестьянские хозяйства, скот, землю, вводили подушные подати, производили сборы за проезд по дорогам. Все эти налоги и сборы взимались либо имперской монетой, либо натурой. К концу Сасанидского периода число и величина поборов превратились в невыносимое бремя для населения, и этот налоговый пресс сыграл решающую роль в распаде социальной структуры государства.

Политическая и социальная организаци.

Все персидские правители являлись абсолютными монархами, управлявшими подданными по воле богов. Но абсолютной эта власть была лишь теоретически, на деле же она ограничивалась влиянием наследственных крупных феодалов. Правители старались добиться стабильности с помощью браков с родственниками, а также беря в жены дочерей потенциальных или действительных врагов – как внутренних, так и иноземных. Тем не менее правлению монархов и преемственности их власти угрожали не только внешние враги, но и члены их собственных семейств.

Мидийский период отличался весьма примитивной политической организацией, что весьма типично для народов, переходящих к оседлому образу жизни. Уже у Ахеменидов появляется концепция унитарного государства. В государстве Ахеменидов сатрапы несли полную ответственность за положение дел в своих провинциях, но могли подвергнуться неожиданной проверке инспекторами, которых называли глазами и ушами царя. Царский суд постоянно подчеркивал важность отправления правосудия и поэтому непрерывно переезжал из одной сатрапии в другую.

Александр Македонский женился на дочери Дария III, сохранил сатрапии и обычай простираться ниц перед царем. Селевкиды переняли от Александра идею слияния рас и культур на гигантских просторах от Средиземного моря до р. Инд. В этот период происходило быстрое развитие городов, сопровождавшееся эллинизацией иранцев и иранизацией греков. Однако среди правителей не было иранцев, и их всегда считали чужаками. Иранские традиции сохранялись в районе Персеполя, где строились храмы в стиле эпохи Ахеменидов.

Парфяне попытались объединить древние сатрапии. Они сыграли также важную роль в борьбе с наступавшими с востока на запад кочевниками из Центральной Азии. Как и раньше, во главе сатрапий стояли наследственные наместники, новым же фактором стало отсутствие естественной преемственности царской власти. Легитимность парфянской монархии перестала быть неоспоримой. Преемник выбирался советом, составленным из знати, что неизбежно приводило к нескончаемой борьбе между соперничавшими группировками.

Сасанидские цари предприняли серьезную попытку возродить дух и первоначальную структуру государства Ахеменидов, отчасти воспроизведя его жесткую социальную организацию. В нисходящем порядке располагались вассальные князья, наследственные аристократы, знать и рыцари, жрецы, крестьяне, рабы. Государственным административным аппаратом руководил первый министр, которому подчинялось несколько министерств, в том числе военное, юстиции и финансов, каждое из которых имело свой штат умелых чиновников. Верховным судьей был сам царь, правосудие же отправлялось жрецами.

Культура

Архитектура и искусство

Ахеменидский период

Архитектурных памятников доахеменидского периода не сохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранском нагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах население нагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянные постройки. Действительно, монументальные сооружения Кира в Пасаргадах, включая его собственную гробницу, напоминающую деревянный дом с остроконечной крышей, а также Дария и его преемников в Персеполе и их гробницы в соседнем Накши-Рустеме представляют собой каменные копии деревянных прототипов. В Пасаргадах царские дворцы с колонными залами и портиками были разбросаны по тенистому парку. В Персеполе при Дарии, Ксерксе и Артаксерксе III залы приемов и царские дворцы строились на приподнятых над окружающей местностью террасах. При этом характерны были не арки, а типичные для этого периода колонны, перекрытые горизонтальными балками. Рабочую силу, строительные и отделочные материалы, а также украшения доставляли со всей страны, стиль же архитектурных деталей и резных рельефов представлял собой смесь художественных стилей преобладавших тогда в Египте, Ассирии и Малой Азии. При раскопках в Сузах найдены части дворцового комплекса, строительство которого было начато при Дарии. План сооружения и его декоративное убранство обнаруживают гораздо большее ассиро-вавилонское влияние, чем дворцы в Персеполе.

Ахеменидское искусство также отличалось смешением стилей и эклектикой. Оно представлено резьбой по камню, бронзовыми фигурками, статуэтками из драгоценных металлов и ювелирными изделиями. Лучшие ювелирные изделия были обнаружены в сделанной много лет назад случайной находке, известной как Амударьинский клад. Всемирно известны барельефы Персеполя. На некоторых из них изображены цари во время торжественных приемов или побеждающие мифических зверей, а вдоль лестниц в большом зале приемов Дария и Ксеркса выстроилась царская охрана и видна длинная процессия народов, приносящих дань владыке.

Парфянский период

Большинство архитектурных памятников Парфянского периода найдены к западу от Иранского нагорья и имеют мало иранских черт. Правда, в этот период появляется элемент, который будет широко использоваться во всей последующей иранской архитектуре. Это т.н. айван, прямоугольный сводчатый зал, открытый со стороны входа. Парфянское искусство было еще более эклектичным, чем искусство Ахеменидского периода. В различных частях государства изготавливались разные по стилю изделия: в одних – эллинистические, в других – буддистские, в третьих – греко-бактрийские. Для украшения использовались гипсовые фризы, резьба по камню и настенная живопись. В этот период популярностью пользовались глазурованные глиняные изделия, предтеча керамики.

Сасанидский период

Многие сооружения Сасанидского периода находятся в сравнительно хорошем состоянии. Большинство из них были сложены из камня, хотя использовался и обожженный кирпич. Среди сохранившихся зданий – царские дворцы, храмы огня, дамбы и мосты, а также целые кварталы городов. Место колонн с горизонтальными перекрытиями заняли арки и своды; квадратные помещения увенчивались куполами, широко использовались арочные проемы, многие постройки имели айваны. Купола поддерживали четыре тромпа, сводчатые конструкции конусообразной формы, которые перекрывали углы квадратных помещений. Руины дворцов сохранились в Фирузабаде и Сервестане, на юго-западе Ирана, и в Касре-Ширине, на западной окраине нагорья. Самым большим считался дворец в Ктесифоне, на р. Тигр, известный как Таки-Кисра. В центре его находился гигантский айван со сводом высотой 27 и расстоянием между опорами, равным 23 м. Сохранилось более 20 храмов огня, основными элементами которых являлись квадратные помещения, увенчанные куполами и иногда окруженные сводчатыми коридорами. Как правило, такие храмы воздвигались на высоких скалах, чтобы открытый священный огонь был виден на большом расстоянии. Стены зданий покрывались штукатуркой, на которую наносился выполненный техникой насечки рисунок. Многочисленные высеченные в скалах рельефы встречаются по берегам водоемов, питаемых весенними водами. На них изображены цари перед Агурамаздой или побеждающие своих врагов.

Вершиной Сасанидского искусства являются ткани, серебряные блюда и кубки, большинство из которых изготавливались для царского двора. На тонкой парче вытканы сцены царской охоты, фигуры царей в торжественном убранстве, геометрические и цветочные орнаменты. На серебряных чашах встречаются выполненные техникой выдавливания или аппликации изображения царей на троне, батальных сцен, танцовщиц, дерущихся зверей и священных птиц. Ткани, в отличие от серебряных блюд, выполнены в стилях, пришедших с запада. Кроме того, найдены изящные бронзовые курильницы и широкогорлые кувшины, а также глиняные изделия с барельефами, покрытыми блестящей глазурью. Смешение стилей до сих пор не позволяет точно датировать найденные предметы и определить место изготовления большинства из них.

Персидский язык

Персидскийязык(фарси), родной язык персов, официальный язык Исламской Республики Иран. Распространен по всей территории Ирана (население более 65 млн. человек, примерно половина – персы). Персидский, как и близкородственные ему таджикский и дари Афганистана, относится к юго-западной группе иранских языков. Современный персидский язык сформировался за последние 70–80 лет на основе живой персидской диалектной речи и классического персидского языка (язык классической персидско-таджикской литературы 9–15 вв.), на базе которого развились три близкородственных языка – персидский, таджикский и дари Афганистана (расхождения начались с 16–17 вв.). Таким образом, огромное литературное наследие на классическом персидском (Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Хафиз, Руми, Джами и др.) является общим для народов Таджикистана, Ирана и Афганистана.

mirznanii.com