Древняя месопотамия вавилон. Древняя Месопотамия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Месопотамия. Древняя месопотамия вавилон


Древняя Месопотамия — Википедия

История Древней Месопотамии Периодизация:  · Север  · Юг  · Период Ниневии V  · Раннединастический период  ·  · Период III династии Ура  · Среднеассирийский период  · Средневавилонский период
Babylonlion.JPG
Хронология
 · Период Гавры  · Урукский период,         Период Джемдет Наср
 ·  · Аккадский период
 · Староассирийский период  · Старовавилонский период        Период Исина и Ларсы
 · Новоассирийский период  · Нововавилонский период
Висячие сады Семирамиды — Вавилон (реконструкция)

Древняя Месопотамия — одна из великих цивилизаций Древнего мира, существовавшая на Ближнем Востоке (основ

ru.bywiki.com

ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ. ШУМЕР, АККАД И ВАВИЛОН 3500—1200 гг. до Р.Х.

Ценность Двуречья как желанной добычи завоевателя заключалась не только в относительном богатстве продуктов местного сельского хозяйства и ремесленного производства, но также и в значении Месопотамии как центра наиболее значительных торговых путей Древнего мира, связывавших Персидский залив со Средиземным морем. Ранняя военная история региона складывается из двух взаимосвязанных процессов.

Первый - внутренний цикл, рожденный стремлением одних расположенных в долине городов добиться господства над всем регионом и его торговыми путями, преодолевая встречное стремление других сохранить независимость. Второй - постоянное внешнее давление, осуществляемое варварскими племенами юговосточных пустынь и северных гор с целью частичного или полного захвата плодородной долины или оккупации стратегических пунктов на торговых дорогах. Всякая военная активность здесь являлась, по сути дела, результатом усилий местных жителей не уступить завоевателям стратегически важные торговые центры.

Стратегический успех какого-либо государства часто являлся результатом захвата одного конца торговой дороги, а не прямого нападения на противника. Военная мощь давала государству возможность контролировать торговлю дефицитными стратегическими минералами и другими ресурсами, контроль же этот, в свою очередь, способствовал военному ревосходству. Постепенно процесс расширялся - по мере того, как соперничающие стороны становились все большими политическими образованиями с большими доступными военными ресурсами. В итоге регион приобрел значительно более динамичный и изменчивый характер, нежели Египет, за своими естественными барьерами веками остававшийся, по сути дела, неизменным.

Процессы эти завершились покорением всего региона и его ближайших окрестностей одной сверхдержавой - Персией

Около3500 г. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШУМЕРА. Шумеры — народ неопределенного этнического происхождения — мигрировали на юг через Малую Азию или Кавказские горы и осели в Южной Месопотамии. Хотя они и создали собственную цивилизацию практически одновременно с египтянами, однако никогда не образовывали устойчивого объединенного государства. Шумер был разделен на ряд независимых, постоянно воюющих городов государств.

Шумер. Шлем из Ура
Шумер. Шлем из Ура

САМЫМИ известными из шумерских городов были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Всего же таких самостоятельных городов и областей было несколько десятков. Управляли городом и областью жрецы главного городского храма; верховный жрец чаще всего носил титул «эн» или «энси». Меньше всего с храмом был связан командир городского ополчения, называвшийся «лугаль». Однако и лугали часто происходили из жреческих семей. На протяжении долгого времени власть жрецов была в Шумере намного сильнее власти военных вождей.

Особое положение жрецов в Шумере подкреплялось хитро продуманной организацией храмового хозяйства. Сначала у храмов не было своей земли. Каждая деревня просто выделяла «богу» особый участок поля. Его обрабатывали все крестьяне вместе, а собранный с этого участка урожай деревенская община отдавала храму. Постепенно храмы забрали у общин эти земли и стали вести на них свое собственное хозяйство. Появились и зависимые от них люди, которые работали на храмовых полях за продуктовый паек.

В Шумере очень рано была разрешена законом купля и продажа земли. Пользуясь этим, храмы все время увеличивали свои владения; все больше становилось безземельных крестьян, вынужденных батрачить на храмовых полях. Часть полей храм сдавал в аренду. Любой человек мог взять участок земли и вести на нем хозяйство, отдавая жрецам часть урожая. Получалось, что каждый крестьянин мог рассчитывать на помощь от храма: бедняку храм обеспечивал кусок хлеба, малоземельному крестьянину — возможность обработать дополнительный клочок земли, а крепкому хозяину аренда давала возможность расширить производство и часть урожая продавать на рынке. Поэтому крестьяне в Шумере крепко держались за храмы и часто вставали на сторону жрецов во время их ссор с лугалями, а позже — с царями.

Ворота богини Иштар и крепостные укрепления
Ворота богини Иштар и крепостные укрепления

Лугали стремились завоевать соседние города, объединить страну и объявить себя царями. Для этого им нужно было превратить городское войско в свою собственную дружину, послушную всем приказам предводителя. Однако у лугаля не было средств, чтобы содержать такое войско, поэтому он начинал торговаться с храмами и просил у них землю для раздачи ее своим воинам. Взамен лугаль, повидимому, обещал жрецам покорение городов-соперников и богатые подарки из военной добычи. Иногда лугалю удавалось получить доступ к храмовым землям, и тогда начинался бессовестный грабеж храмового имущества: лугаль сгонял с полей крестьян, сажал вместо них своих воинов, отменял раздачи продуктов населению, передавал храмовую землю по наследству своим сыновьям.

Что же изменилось в шумерских городах после перехода власти к военным вождям? Ответ на этот вопрос дает история Лагаша. Около 2400 г. до Р.Х. власть в том городе захватил лугаль Эанатум. Используя богатства городских храмов он вел успешные войны с соседними городами и заставил их признать господство Лагаша. При этом гибли тысячи людей; соперники нередко разрушали плотины на Евфрате и затопляли поля и селения друг друга.

Победы, одержанные такой ценой, радовали далеко не все население. В Лагаше начались мятежи и один из преемников Эанатума Уруинимгина вынужден был вернуть храмам их земли и восстановить многие из древних обычаев. Но было уже поздно. Лагаш настолько ослаб из-за внутренних раздоров, что в борьбе за спорные земли был разгромлен своим вечным соперником — соседним городом Умма.

Шумерские воины

Шумерские воины. Изображение на штандарте из Ура.Около 2500 г. до Р.Х.

Вооружение шумерских воинов состояло из короткого копья с медным наконечником и медного топорика на длинной рукоятке. Кроме того, у них имелись медные кинжалы и каменные булавы. Все это было оружие ударного действия. В качестве защитного вооружения шумерский воин имел медный шлем, шерстяную одежду с нашитыми на нее медными пластинками и кожаный, окованный медью щит. Дружинам Шумера был уже известен строй. Первая шеренга строя несла большие щиты, каждый щит прикрывал несколько человек.

Для ведения боя применялись четырехколесные боевые колесницы, запряженные четырьмя мулами. Экипаж колесницы состоял из двух человек — возницы и воина, последний был вооружен метатель ными копьями, запас которых помещался в колчане, прикрепленном к передку колесницы.

Около 2400 г. ЦАРСТВОВАНИЕ ЛУГАЛЬЗАГГИСИ ИЗ ДЖОХИ (УММА). Он создал обширную, хотя и недолговечную, империю и правил всей Месопотамией и частью Сирии и Малой Азии — в границах от Персидского залива до Средиземномо-рья (хотя в том, что его армии действительно достигали Средизем-ного моря, есть некоторые сомнения).

2371—2316 гг. ЦАРСТВОВАНИЕ САРГОНА АККАДСКОГО. Он поднял семитские народы на завоевание Шумера и раздвинул границы государства на северо-запад, в Малую Азию вплоть до берегов Средиземного моря. Эта империя просуществовала почти 299 лет.

Статуя Гудеа — правителя Лагаша
Статуя Гудеа — правителя Лагаша. XXII в. до Р.Х.

ШУМЕРАМ так и не удалось создать единое царство. Человек, который смог это сделать, оказался не шумером, а аккадцем. Звали его Саргон, хотя, скорее всего, это не имя, а один из титулов, принятых им после победы над своими соперниками. Шумерское царство пало под натиском агрессивных восточносемитских племён из области Аккад. Основателем Аккадского царства стал Шаррумкен, или Саргон Древний. Он пленил Лугальзагеси и посадил в клетку для собак. При Шаррумкене, однако, «черноголовые», как они сами себя называли, сохранили и политическую силу, и собственную культуру, а некоторые номы — и автономное управление. Мало того, аккадцы во многом переняли культуру и обычаи шумеров, выучились их письменности.

Аккадцы тоже жили в Междуречье, к северу от шумеров. Изначально они были кочевниками-скотоводами, позже обратились к земледелию и поддерживали с шумерами тесные отношения. Воспользовавшись распрями между лугалями, Саргон укрепился сначала на севере Шумера, за несколько лет создал сильную армию. Вооружил ее дальнобойными луками (шумерские воины пользовались в бою только мечом и копьем), а вскоре захватил и юг страны. Саргон не принял ни одного из почетных шумерских титулов и не выбрал ни один из древних шумерских городов своей столицей. Он именовал себя царем Шумера и Аккада и построил новую столицу — город Аккад. Саргон установил контроль над всеми храмовыми хозяйствами, но взамен постоянно давал храмам богатые дары.

Объединение способствовало изменению основы вооруженной организации. Военная мощь нового государства была столь велика, что к Саргону обращались за военной помощью торговые колонии семитов, находившиеся в Малой Азии.

В 2200 в. до Р.Х. МЕЖДУРЕЧЬЕ ВСТУПИЛО В ПОЛОСУ ЗАТЯЖНОГО КРИЗИСА.

Страна пылала междоусобными конфликтами. Господство захватывают правители соседнего Элама и воинственные горцы-кутии (или гутии) из Западного Ирана. Месопотамская цивилизация обыкновенно «переваривала» в себе любых захватчиков. Постепенно они сами становились её частью. Но с кутиями дело обстояло иначе. Они хозяйничали в стране на протяжении семи десятилетий и вызвали у местного населения настоящую ненависть. Наконец, правитель Урука Утухенгаль, личность легендарная и героическая, разбил вождя кутиев Тирикана и взял его самого со всей семьёй в плен, избавив тем самым страну от иноземного ига.

Около 2000 г. до Р.Х. ВТОРЖЕНИЕ КОЧЕВНИКОВ-АРОМЕЕВ Под давлением новой волны миграции рухнул Аккад. Воспользовавшись этим, свое превосходство в Южной Месопотамии приблизительно на два столетия вновь утвердили шумеры.

В 2003 г. до до Р.Х. ПАДЕНИЕ ШУМЕРА. Последний шумерский правитель, Ибби-Син, предпринимает отчаянные и трагические усилия спасти свою державу. Ур пал, а сам царь был заключён в оковы. «Черноголовые» сходят с политической сцены. Эламиты, вторгшиеся с восточных гор, разрушили Шумерское царство.

Около 2200 г. УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕРВОЙ (СТАРОВАВИЛОНСКОЙ) ИМПЕРИИ. Новый семитский народ, амориты (иначе амореи; возможно, выходцы из Сирии), стал господствующим в Месопотамии, с Вавилоном в качестве столицы.

1792—1750 гг. до Р.Х. ПРАВЛЕНИЕ ХАММУРАПИ. Способный вавилонский военачальник и просвещенный царь, распространивший свое правление на всю Месопотамию, он был и первым в древней истории знаменитым законодателем.

В КОДЕКСЕ Хаммурапи большой интерес представляют статьи 26—41, в которых излагаются обязанности и права воина, а также статьи 133—135, где говорится о правах воинов, попавших в плен. Кодекс отмечает две категории воинов — «реду» и «баиру», и два звания военачальников — «деку» и «лабутту», не поясняя, к сожалению, в чем их различие. Но и эти данные важны, так как они говорят о наличии определенной структуры вавилонского войска и военной иерархии. Уклонение воина от похода и даже попытка выставить наемника в качестве заместителя карались смертной казнью. Попавший в плен воин выкупался за счет государства. Присвоение собственности воина каралось смертью. В этом документе мы видим одну из первых попыток регламентирования прав и обязанностей воинов.

Вавилонское государство имело большое постоянное войско. За свою службу воины получали землю, дом и скот, которые они не имели права продавать, но могли передавать по наследству, если сын продолжал службу отца. Во время больших походов войско усиливалось ополчениями земледельцев.

Около 1700—1300 гг. УПАДОК CTAPOВАВИЛОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Воспользовавшись периодом хаоса, наступившим вследствие разрушительных хетттских набегов, касситы, незаметное варварское горное племя с востока Вавилонии, заполнило Южную Месопотамию, приняло гражданские законы завоеванной области и основало царство, которое просуществовало более четырёх веков.     http://historywars.info/p010200_Mespotamia.html         http://historywars.info/p010201_Shumer.html

hist-etnol.livejournal.com

Древняя Месопотамия

Вавилония Вавилония, государство начала 2-го тысячелетия - 539 до н. э. на юге Месопотамии (территория современного Ирака). В период расцвета (при Хаммурапи) - централизованное рабовладельческое государство. Завоевана персами.

В 586 г. до н. э., поздней осенью девятнадцатого года своего правления, царь Навуходоносор II (правил с 604 по 562 г. до н.э.) возвращался из далекого военного похода в свою столицу Вавилон.

Поход был успешным. Радостно возвращались вавилонские воины домой с богатой добычей. Впереди на быстроногих горячих конях мчались лучники и метатели дротиков, в легких панцирях, с остроконечными шлемами на головах. За ними следовали нарядные боевые колесницы, сверкая золотыми и серебряными украшениями. Бодро шли легковооруженные пехотинцы с небольшими круглыми щитами и короткими мечами, от них несколько отставали тяжеловооруженные воины, закованные в прочные доспехи. Каждый из них нес в левой руке огромный, в человеческий рост, прямоугольный кожаный щит, обитый медными полосками и слегка загнутый кверху, а в правой руке - тяжелое копье с железным наконечником.

За войском тянулась вереница пленников в железных ножных кандалах. Их сопровождали плачущие жены и дети. Стражники подгоняли отстающих ударами бича.

Спокойно и мерно покачивая горбами, шли сбоку от них верблюды, нагруженные огромными тюками и узлами с богатой добычей. В самом конце процессии скрипели грузовые повозки и осадные машины на небольших массивных колесах.

Передовые отряды, миновав наружную линию укреплений, прикрывавшую столицу с севера, приближались к главной городской стене. Путь шел среди бесчисленных огородов, засаженных луком и чесноком, и зеленеющих пальмовых рощ. Справа широкой голубой лентой вился Евфрат.

Вниз по течению быстро мчались, подобно гигантским мячам, круглые кожаные корабли. Некоторые из них уже приставали к гавани. Рослые корабельщики выгружали глиняные сосуды, полные ароматного виноградного вина (сами вавилоняне изготовляли вино из фиников) привезенного из далекой Армении, и бережно несли их к городским воротам.

Вавилонские воины между тем прибавляют шаг. Вот уже четко вырисовываются позади большого рва ворота богини плодородия Иштар. Широкие листы бронзовых створов сверкают над слегка изогнутой аркой, упирающейся в массивные прямоугольные башни. Эти башни облицованы разноцветными глазурованными изразцами. На темно-синем фоне выпуклые светлые изображения: белые и желтые быки сменяются фантастическими чудовищами. А на стенах, окаймляющих дорогу, изображены коричневатые львы с золотыми гривами и свирепо оскаленными зубами.

По обе стороны от ворот, охватывая весь город, тянется двойная стена из желтоватых кирпичей, скрепленных асфальтом. Каждая из двух параллельных стен, почти вплотную примыкающих друг к другу, около 7 метров толщиной. Эти стены пересекаются гигантскими башнями с воротами.

Если неприятель даже преодолеет наружный ров и пробьет обе стены, он натолкнется на внутренний ров, вдоль которого тянется третья, низкая стена.

Вавилону пока еще никто не решается угрожать. Бронзовые створы ворот широко раскрыты, и победоносные отряды вавилонского царя движутся под аркой, переходят второй мост и оказываются внутри города.

От ворот богини Иштар вдоль дворца и главного входа в храм Мардука, верховного вавилонского бога, пересекая весь город, идет широкая улица Процессий. Она вымощена плитами из известняка сверкающей белизны с каемками из красного камня. Воины проходят вдоль побеленных стен дворца с башнями и бойницами. По ту сторону стен видны знаменитые "висячие сады", украшающие северо-западную часть дворца. На сложенных из кирпича арках, напоминающих уступы гор, насыпан слой плодородной земли и посажены деревья, кустарники и цветы. Издали кажется, что эти сады как бы висят в воздухе. Рабы целыми днями крутят водоподъемные колеса и зачерпывают кожаными ведрами воду из реки для поливки царских садов.

Эти сады велел соорудить сам Навуходоносор для любимейшей из своих жен, взятой из гористой страны Мидии, чтобы на плоских равнинах Вавилонии создать хотя бы подобие родных ей лесистых гор.

Многие чужеземцы, попадавшие в Вавилонию, по ошибке приписывали сооружение "висячих садов" царице Шамурамат, правившей за двести лет до Навуходоносора. Позднее греки, причислившие "висячие сады" к "семи чудесам света", называли их садами Шамурамат (в греческом произношении - Семирамиды).

Дворец Навуходоносора был построен на обширной кирпичной площадке, высоко поднимавшейся над окружающей местностью. Пять дворов следовали один за другим с востока на запад, во дворы выходили двери многочисленных комнат. Особенно роскошен был фасад главного тронного зала, выложенный сплошь цветными изразцами: на синем фоне выступали светлые пальмы и лотосы. Фасад украшали стройные желтые колонны с голубыми завитками капителей (верхняя часть колонны). Окон не было, и свет проникал через три широкие двери.

Улица Мардука, примыкавшая перпендикулярно к улице Процессий, вела к грандиозным воротам храма бога Мардука - главного храма Вавилона.

В северо-западном углу храмового двора высилась семиэтажная башня - зиккурат. Это было одно из высочайших зданий того времени, достигавшее 90 метров в высоту. Издали здание казалось гигантской разноцветной лестницей, ведущей к небу. Постепенно суживающиеся этажи были окрашены в яркие тона: ослепительно-белый, черный, красный, синий, красно-коричневый, серебряный и, наконец, самый верхний был позолоченным. На плоской крыше сверкали гигантские золотые рога. В этом храме царь торжественно приносил жертвы богу Мардуку в благодарность за одержанные победы.

В день возвращения из похода царь принес в жертву богу быков и овец и возлил чашу вина. Затем он удалился к себе во дворец. Разошлись по домам и подданные: жрецы, воины, купцы, ремесленники, земледельцы. Многие отправились на рыночные площади. Там возвратившиеся из похода воины спешат продать свою добычу. Разноцветную одежду отдают за сикль (8 г серебра), выносливого верблюда - за 10 сиклей, красивую пленницу - за 5 сиклей. Монет вавилоняне не знали и при покупке отвешивали слитки серебра на весах, причем не обходилось без обмана. Опытные мастера прекрасно умели изготавливать неточные весы и неполновесные гири.

С наступлением ночи улицы пустеют. Лишь кое-где спешат с факелами в руках запоздалые пешеходы. Заглянем на окраину города, где ютится беднота. Здесь совсем иная жизнь. Вместо широкой, гладко вымощенной улицы Процессий или улицы Мардука лабиринты узеньких переулков, заваленных мусором. В дождливые дни стоит непролазная грязь. Носильщики, лодочники, землекопы, водоносы и другие труженики живут в низких и темных глинобитных хижинах. На деревянную дверь не хватает средств (лес в Вавилонии дорог), и ее заменяет старая, полуистлевшая циновка из тростника. Спят на такой же циновке, подложив под голову груду тряпья.

Обычная пища - лук и чеснок, ячменный хлеб и сушеная рыба.

В огромном сыром сарае, примыкающем к наружной стене города, прямо на земляном полу вповалку спят десятки невольников. Помещение скудно освещено углями, дымящимися в ржавой жаровне. Некоторые рабы в наказание за непокорность - в колодках. А неподалеку, в пристройке, примыкающей к царской пекарне, уже на рассвете поднимаются рабыни и принимаются за свою обычную работу. Согнувшись над ручными зернотерками, они растирают зерна пшеницы. Яркие лучи восходящего солнца озаряют просыпающийся Вавилон - столицу крупнейшего рабовладельческого царства - с его пышными дворцами, храмами и жалкими лачугами на окраинах.

hammurappi.blogspot.com