Древняя месопотамия хронология. Периодизация и хронология истории Древней Месопотамии.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

23. Северная Месопотамия во II тыс. До н.Э. Древняя месопотамия хронология


23. Северная Месопотамия во II тыс. До н.Э.

2 периода: староассирийский, среднеассирийский. 1)Ашшур, Ниневия, Арбелы. Власть не централизована. Виды деятельности – земледелие, скотоводство, охота. Суровый, но более влажный климат, транзитная торговля. рабовладельческое общество, но сохранялись пережитки родового строя. правители – Шамши-Адад1 (современник Хамураппи). Захватил северомесопотамские города, Мари, ввел войска в сирийский город Катну. Ашшур стал одним из центров крупного переднеазиатского государства, Шамши-Адад1 присвоил титул «царь множеств». Царь возглавлял административный аппарат, был верховным военачальником и судьей, руководил царским хозяйством. Территория делилась на округа или провинции, во главе с наместниками из царской семьи. 2)развитие частной собственности. Царю подчиняется административный аппарат. Роль ашшурского совета старейшин постепенно уменьшается. Цари начинают ограничивать права совета. Правитель - Тиглатпаласар1 захватил северную Сирию и Финикию. Сокращение объема торговли привело к возрастанию роли земледелия, расширению сельскохозяйственного производства. Расширение металлургической базы. Развитие строительства. Доходы растут за счет поступления даров, дани, жертвоприношений и налогов с населения подвластных территорий.

22. Законы Хаммурапи как исторический источник.

Важнейшим источником по истории Месопотамии являются юридические памятники, и прежде всего своды законов. Самый большой сборник законов, состоящий из введения, основной части, насчитывающей 282 статьи, и заключения, дошел от времени вавилонского царя Хаммурапи (18в. до н.э.). сначала он был записан на глиняных табличках, а в конце царствования Хаммурапи приобрел «парадную форму» - был высечен на черном базальтовом столбе, увенчанным вверху рельефом с изображением царя-законодателя в молитвенной позе перед богом Солнца, правды и справедливости Шамашем, вручающем ему символ власти. Столб с законами Хаммурапи нашли французские археологи в 1901г. при раскопках эламской столицы – города Сузы, куда он попал в виде военного трофея эламитов в 12в. до н.э.

Законы были направлены не на обновление общества, а на поддержание традиционных общественных институтов, таких как общинная собственность на землю, натуральное хоз-во и т.п. не затрагивались экономические основы общества:характер производства и уровень развития производственных сил в старовавилонсской Месопотамии оставался тем же, что и в Шумере.

27. Периодизация и хронология истории древней Месопотамии.

7-4тыс до н.э. – разложение первобытнообщинного строя, предпосылки возникновения классового общества.

Нач3тыс – первые небольшие государства в южной части страны (Шумер).

28-24вв. до н.э. – раннединастический период.

К. 3тыс – создание деспотических монархий.

24-23вв – гос-во Аккад, объединившее по своей властью Шумер и северные области Месопотамии.

Нач2тыс. – Вавилонское царство (старовавилонский период(аморейский)-19-16вв, средневавилонский(касситский)-16-12вв, период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость-12-7вв, нововавилонский период подъема и возрождения-7-6вв).

16-13вв – государство Митании.

3тыс – Ассирийское гос-во с центром в городе Ашшур (староассирийский-20-16вв, среднеассирийский-15-11вв, новоассирийский-10-7вв).

studfiles.net

Периодизация и хронология истории Древней Месопотамии.

I. Северная (Верхняя) Месопотамия

1. Докерамический неолит (Джармо, Магзалия) (сер. VIII – сер. VII тыс. до н. э.). Земледелие и скотоводство появились, но нет керамики.

2. Предхассунский период (сер. VII тыс. – ок. 6000 г. до н. э.). Появление керамики.

3. Хассуна-Самарра (6000–5500 гг. до н. э.). Полностью сложившая земледельческо-скотоводческая культура.

4. Халаф (5500–4500 гг. до н. э.).

II. Убейдская культура (4500–3500 гг. до н. э.). Господствует над всей территорией Месопотамии.

III. Южная Месопотамия

1. Урукский период (3500–3100 гг. до н. э.).

2. Протописьменный период или Джемдет-Наср (3100–2800 гг. до н. э.).

3. Раннединастический период I–III (2800–2370 гг. до н. э.).

4. Аккадский период (2370–2200 гг. до н. э.). Господствует над всей территорией Месопотамии.

5. Период смуты и господство гутиев (2200–2116 гг. до н. э.).

6. III династия Ура (2113–2006 гг. до н. э.). Господствует над всей территорией Месопотамии.

7. Династии Исина (2006–1794 гг. до н. э.) и Ларса (2025–1763 гг. до н. э.).

8. Старовавилонский период. Вавилония, I династия (1895–1595 гг. до н. э.). Ассирия, ранние цари (XIX–XIV вв. до н. э.).

9. Касситский период (1595–1200 гг. до н. э.).

10. Первая Ассирийская империя (XIV–XII вв. до н. э.).

11. Новоассирийская империя (X–VII вв. до н. э.).

12. Нововавилонское царство (626–539 гг. до н. э.). Заканчивается захватом Вавилона персами во главе с Киром в 539 г. до н. э.

Даты Южная Месопотамия (Шумер и Вавилония) Северная Месопотамия (Ассирия)
X-IX тысячелетие до н.э. Первые поселения земледельцев в Месопотамии  
6500 лет до н.э. Докерамическая культура  
Начало IV тысячелетия до н.э. Древнейшая месопотамская керамика и бронза  
1-я пол. IV тысячелетия до н.э. Эриду — первый город шумеров, колыбель шумерской цивилизации  
2-я пол. IV тысячелетия до н.э. Культура Эль-Обейда (дошумерский период)  
3000 — 2800 гг. до н.э. Зарождение шумерской пиктографии, Протописьменный период (культура Урука)  
2800 — 2700 гг. до н.э. Культура Джемдет-Насра (первые памятники шумерской письменности)  
2600 — 2350 гг. до н.э. Раннединастический период в Шумере. В Лагаше — время правления Лугальанды, реформы Уруинимгины. В Уруке — правление Лугальзаггеси, первая серьезная попытка объединения всех городов Шумера в единое царство Регулярные появления первых кочевых скотоводческих племен семитов
2350 — 2284 гг. до н.э. Время правления Саргона Древнего, возникновение Аккадского царства  
2284 — 2150 гг. до н.э. Правление Саргонидов в Шумере. Аккадское царство  
2150 — 2060 гг. до н.э. Нашествие кутиев, завоевание ими северной Месопотамии и северного Шумера (кроме Ура и Урука)  
2060 г. до н.э. Изгнание кутиев из Шумера  
2050-е годы до н.э. Правление Гудеа в Лагаше, последний подъем Лагаша как культурного и политического центра Шумера  
2050 — 1950 гг. до н.э. Правление III династии Ура, объединение Месопотамии под властью Царства Шумера и Аккада  
1950 г. до н.э. Вторжение кочевых племен амореев. Приход ассирийцев на территорию Междуречья.
1950 — 1700 гг. до н.э. Время мелких царств, частичный возврат к эпохе городов-государств Шумера. Образование Ассирийского царства со столицей в г. Ашшуре
1850 г. до н.э. Вавилон становится крупнейшим торговым центром и фактической столицей Южной Месопотамии. Основание I вавилонской династии, начало старовавилонского периода истории Двуречья. Начало староассирийского периода, объединение всей северной Месопотамии
1728 — 1686 гг. до н.э. Время правления Хаммурапи, шестого правителя I вавилонской династии. Конец старовавилонского периода  
1680 — 1530 гг. до н. э. Правление I вавилонской династии, постепенная утрата вавилонскими правителями власти над Месопотамией Рост политического и экономического влияния Ассирии
1530 — 1160 гг. до н.э. Захват Вавилонии кочевниками-касситами. Средневавилонский, или касситский период. Ассирия под властью царей Митанни
Рубеж XV-XIV вв. до н.э.   Ассирия подчиняет себе всю Месопотамию во время правления царя Ашшурубаллита
XIV-XI вв. до н.э.   Среднеассирийское время. Завоевательные походы Тиглатпаласара I (1116 — 1078 г. до н.э.), значительное усиление мощи Ассирии
1128 — 1105 гг. до н.э. Правление Навуходоносора I  
Конец XI в. до н.э.   Ослабление Ассирии под натиском кочевников, перенос столицы страны из Ашшура
900 — 605 гг. до н.э. Вавилон попадает в зависимость от Ассирийского царства, но остается привилегированным городом. Новоассирийское время. Объединение всей Месопотамии
809 — 804 гг. до н.э. Правление царицы Шаммурамат (Семирамиды) Перенос ассирийской столицы в Ниневию
745 — 727 гг. до н.э.   Правление Тиглатпаласара III, захват Ассирией Египта
704 — 680 гг. до н.э. Разрушение Вавилона войсками Синаххериба, потеря политической независимости Вавилонии Правление Синахериба. Отмена всех вольностей древних городов
669 — 633 гг. до н.э.   Правление Ашшурбанипала. Последний подъем политической мощи Ассирии. Культурный расцвет, формирование знаменитой “библиотеки Ашшурбанипала”
626 — 605 гг. до н.э. Восстание покоренных Ассирией вавилонян. Вторжение мидян на территорию Месопотамии
625 г. до н.э. Начало Нововавилонского периода. Последний подъем Вавилонии  
605 г. до н.э. Начало правления Навуходоносора II Поражение последнего ассирийского правителя Ашшурубаллита II. Гибель Ассирии
539 г. до н.э. Завоевание Вавилона персидскими войсками. Полное разрушение Вавилона  

infopedia.su

Древняя Месопотамия - часть 2

Во второй половине II тысячелетия до н.э. из Северной Аравии в Серийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа арамейских племён, которых аккадцы называли сначала ахламу, а позднее - араму. В конце ХIII в. до н.э. арамеи создали в Западной Сирии и Юго-Западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тысячелетия до н.э. они почти полностью ассимилированы хурритское и амореское население Сирии и Северной Месопотамии. Много численность арамейского населения и простота усвоения, алфавитного арамейского письма способствовали тому, что арамейский язык начал широко и прочно распространяться на этой территории.

Начиная с IХ в. до.э. в Южную Месопотамию стали вторгаться и оседать там родственные арамеям халдейские племена.

После завоевания Вавилонии персами в VI в. до н.э. арамейский стал государственным языком в этой стране.

Заметная пестрота этнического состава Месопотамии была обусловлена также осуществлением в больших масштабах политики насильственного переселения Ассирийской и Нововавилонской держав, и сильной этнической циркуляцией, имевшей место в Персидской державе куда входила и Месопотамия.

Периодизация. На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетие до н.э. шел процесс разложения первобытного строя и возникновения классового общества.

В начале III тысячелетия до н.э. образовались первые небольшие государства в южной части страны в исторической области Шумер. Период охватывающий первую половину 111 тысячелетия до н.э. носит название раннединастической эпохи. В ХХIV-XXIIIвв. до н.э. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившей под своей властью Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кочевников-кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству с центром на юге-в городе Уре, историей которого завершается III тысячелетие до н.э.

Во II тысячелетие до н.э. в долине Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делиться на несколько периодов: старовавилонский (ХIХ-ХVI вв. до н.э.), средневавилонский или касситский (ХVI-ХII вв.до н.э.), период политического ослабления Вавилона и борьбы за независимость (ХII-VII вв. до н.э.) и, наконец, кратковременный нововавилонский период подъёма и возрождения (VII-VI вв. до н.э.) завершившийся завоеванием страны Персией. С ХVI по ХIII вв. до н.э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митании.

В восточной её части еще в III тысячелетие до н.э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: староассириский (ХХ-ХVIвв. до н.э.), среднеассириский (ХV-ХIвв. до н.э.) и новоассириский (Х-VIIвв. до н.э.). В этот последний период Ассирия разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу, прекратившую своё существование в VII в.до н.э.

Восстановить хронологию древней истории Месопотамии весьма сложно. Для древнейшего периода, по которому имеются вещественные памятники палеолитической, мезолитической и неолетичесокой эпох, пользуются обычно археологическими методами датировки: по керамике, строительным приемам, содержанию радиоактивного углерода С14 в деревянных предметах и др.

Для восстановления хронологии III-I тысячелетия до н.э. используют царские списки Шумера, Вавилонии, Ассирии, ассирийских должностных лиц-лимму, по которым велось летоисчисление, надписи шумерских и аккадских правителей, надписи и летописи вавилонских и ассириских царей стандартные датировочные формулы в официальных и частных документах и др.

Для установления надежной хронологии большое значение имеет выявление синхронизмов в истории Месопотамии и других государств Ближнего Востока: Элама, Египта, Хеттского царства, государств Восточно средиземноморского побережья, Урарту, Мидии, Перси. Синхронизмы устанавливаются как по археологическим находкам, так и по данным дипломатических документов из архивов, обнаруженных в Египте, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, по произведениям из библии, трудам Греко-восточных поздних историков (Бероса, Манефона, Птолемея).

За основу обычно берётся время правления вавилонского царя Хамураппи, хорошо освещаемое астрономическими, письменными и вещественными данными. Сторонники «краткой» хронологии, наиболее полно обоснованной в трудах американского ученого Олбрайта, считают начальной датой правления этого вавилонского царя 1728 год до н.э. По «средней» хронологии, разработанной английским ученым С.Смитом и советским академиком В.В Струве, наиболее сейчас распространённой таковой датой считается 1792год до н.э. По длинной хронологии (А Гетце и др.)-1856год до н.э.

В советской исторической литературе для истории Месопотамии принята «средняя» хронология С. Смита- В.В Струве.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА.

ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ШУМЕРА

В древнейшую эпоху стойбища охотников каменного века располагались а гористом районе, на северо-востоке Месопотамии, в пределах современного Курдистана (Барда-Балка, Шанидар). В период среднего палеолита (70000-29000гг. до н.э.) здесь жили охотники неандертальцы, объеденные в небольшие общины и обитавшие в пещерах или под скальными навесами.

ВХI-VIII тысячелетиях до н.э., в эпоху мезолита, в долине Тигра и Евфрата, наблюдается постепенный переход к земледелию и скотоводству, о чем свидетельствует находки зерностроек, пестов и ступок, кремнёвых вкладышей серпов, а также данные о приручении овцы. Стоянки зимой распологались в пещерах, а летом- в долине, по берегам рек(Зави-Чеми-Шанидар, Млефат, Карим-Шахир).

Более быстрыми темпами идёт развитее в эпоху неолита. В VII-VI тысячелетиях до н.э. в горных долинах Загроса, на окраинах Месопотамской низменности появляются так называемой культуры Джармо.

Постепенно племена земледельцев и скотоводов спускаются с гор в долины и в конце VII-начале VI тысячелетия до н.э. в Северной Месопотамии возникает целый ряд оседлых посёлков, состоявших из прочных глинобитных строений (Телль0Сотто, Умм-Дабагия). Их жители в основном занимались земледелием. О сложившимся земледельческо-скотоводческом хозяйстве можно судить по памятникам хассунской культуры, датируемой серединой и второй половиной VI тысячелетия до н.э.(Хассуна, Ярым-тепе 1 и др.) хассунские племена широко осваивают районы Северной Месопотамии. Развивается ткачество и гончарное производство, где для обжига сосудов применяются специальные печи, а сама посуда покрывается нарядными цветными узорами. Глиняные фигурки женщин с вмазанными в них зёрнами свидетельствует о почитании женского божества, покровителя плодородия.

Культура Хассуна - важный этап в истории Месопотамии. В ней прослеживаются связи как восточным очагом - Загросом, так и с западным - Малой Азией и Северной Сирией.

В V тысячелетия до н.э. в жизни Северной Месопотамии наблюдаются изменения , связанные как с развитием производительных сил, так и с7 передвижением племён. По названию поселения Телль-Халаф, где проявились характерные четы этого периода, данный этап получил наименование халафской культуры. Поселение халафского типа обнаружены на большой территории от Сирии до Юго-Западного Ирана.

Халафская культура вносит в историческое развитие Месопотамии новые черты. В скотоводческом хозяйстве значительную роль играет крупный рогатый скот, буро развиваются различные производства. Высокого уровня достигло камнерезное производство: при раскопках Ярым-Тепе II в изобилии найдены алебастровые вазы, чаши, кубки и.т.п. Устанавливаются связи районами Закавказья: там найдены женские статуэтки и керамика халафского типа.

Одновременно с развитием халфской культуры в Северной Месопотамии продолжается продвижение племен на юг, где образовались древнейшие поселения в Эриду, Уре, Уруке. Их жители начали интенсивное освоение Южной Месопотамии, что в условиях болотистой низменности было возможно только при создании мелиорации и искусственного орошения. В последней трети V-в первой половине 1V тысячелетия до н.э. в Южной Месопотамии формируется убейдская культура (по названию поселения Эль-Убейд около Ура). Она характеризуется наличием системы оросительных каналов, развитием ремёсел керамического(стандартные формы, красивая и строгая геометрическая роспись, появление гончарного круга), металлургического (знакомство с техникой литья, большой набор орудий из меди). В Убейдский период происходит рост населения. Наряду с мелкими поселениями возникают крупные центры площадью до 10га. Монументальные храмы. Видимо, в это же время на территории Южной Месопотамии появляется новая этническая волна - племена шумеров, которые смешались с населением.

Урукская культура (вторая половина IV до н.э.) характеризуется созданием основ шумерской цивилизации, возникновением классового общества и государственности.

Всё больший прибавочный продукт даёт ирригационное земледелие. Всё более быстрыми темпами идёт отделение ремесла от земледелия. Закладываются основы товарного обращения, развивается внешний и внутренний обмен. Обитатели Месопотамии ввозят в страну из соседних областей металлы (медь, золото),

Строительный материал, драгоценный и полудрагоценный камни, вывозят зерно и продукты ремесла. В качестве транспортных средств употребляются лодки и повозки. Рождение цивилизации венчает возникновение пиктографической протошумерской письменности, насчитывающей около 2000 рисуночных знаков, каждый из которых передавал целое понятие. В документах хозяйственной отчетности из Урука часто встречаются пиктограммы, обозначавшие рабов и рабынь. По мере усложнения социальной структуры и обособление органов власти, среди которых значительную роль играют храмы во главе со жречеством. Жречество в значительной мере сосредоточило в своих руках функции управление ирригационным хозяйством.

mirznanii.com

Древняя Месопотамия. Всемирная история в сплетнях

Древняя Месопотамия

Очень-очень-очень давно, шесть тысяч лет назад, в долину между реками Тигр и Евфрат пришли люди. Сами они называли себя «черноголовыми», а свою землю — Шумер, поэтому современные ученые стали и народ называть шумерами. Откуда они пришли — никто не знает, но именно эти люди создали первую известную современной науке цивилизацию, выстроили первые, известные ученым города. Урук, Ур, Уруа — их названия имеют общий корень: «Уру» по-шумерски — город. Они не были первыми поселенцами на земле Двуречья, до шумеров там жил народ, не знавший письменности, но оставивший шумерам в наследство своих богов — Нанну, Инанну, Абабу, Анунна, Игиги и других, чьи имена различают по забавно звучащим повторяющимся слогам. Тот народ канул в небытие, а шумеры создали религию и культурные традиции, которые на несколько тысячелетий пережили своих создателей. Образ жизни шумеров сегодня кажется нам странным, даже зловещим, но в то же время не лишенным красоты и мудрости.

Сейчас Месопотамия представляет собой пустыню, но в те далекие времена все было иначе: это была плодородная равнина, дававшая возможность собирать высокие урожаи и пасти обильные стада. Одно плохо: реки Тигр и Евфрат часто разливались и затапливали целые деревни. Поэтому у местного населения было два выхода: либо уйти, либо научиться бороться со стихией.

Шумеры выбрали второй путь: центром любого их города стало высокое ступенчатое строение, не имевшее внутренних помещений. Называлось оно зиккурат, это название можно перевести как «вершина». Именно на таких искусственных «вершинах» жители и спасались от наводнений. Постепенно насыпи становились все выше и выше, их стены оформлялись в виде ступеней, числом от трех до семи. На вершине зиккурата помещались небольшой храм — святилище местного бога и площадка, с которой жрецы наблюдали за звездами. Иногда ступени зиккурата окрашивались в разные цвета и посвящались планетам (которых шумеры знали целых пять). В его стенах делались ниши — жилища жрецов и служителей, хранилища глиняных клинописных табличек с архивами, имущества храма и состоятельных горожан. Можно считать эти клети прообразом современных банковских сейфов. Считается, что даже знаменитая библейская «Вавилонская башня» была именно таким зиккуратом. Именно по описаниям «наследника» Шумера — Вавилона, существовавшего двумя тысячелетиями позже, — мы сейчас можем восстановить многие шумерские обычаи.

Пересказал Геродот:

«В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части — царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой — святилище Зевса Бела с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок — четырехугольный, каждая сторона его длиной в 2 стадии. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в 1 стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней — еще башня, в общем восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе».

Супруга бога и его жрица пользовалась особым почетом и не вступала в сношения с земными мужчинами.

Вокруг зиккурата располагались дома, сложенные из обожженных кирпичей и камня, — это храмы многочисленных богов, жилища царя и знати. В отдалении стоят дома попроще — из кирпичей, высушенных на солнце. Все они без окон, с одной дверью, через которую можно попасть во внутренний дворик, куда выходят двери жилых комнат для членов семьи. Покойные могли быть зарыты тут же — в центральном дворике (впрочем, иногда их относили и на городское кладбище). На крышу такого дома можно было подняться, там находилось нечто вроде балкона или хозяйственного двора. Там шумеры занимались своими повседневными делами — а дел этих было очень много: они молотили ячмень и полбу, растирали зерно в муку, валяли шерсть, выделывали шкуры, замешивали и лепили глину… Именно глина была основным материалом, из нее делали все — даже ножи и серпы.

Одевались шумеры в шерстяные туники (иногда длинные, до самой земли), плащи и валяные или кожаные сапоги. На голову повязывали тюрбаны. Ткацкого станка шумеры не знали, и одежды их были не ткаными, а валяными, сделанными из тонкого войлока. Войлок иногда окрашивали в темно-фиолетовый и ярко-красный цвета. Это было очень дорого! Лишь самые знатные люди могли позволить себе подобную роскошь.

Женщины вдобавок украшали свои платья бахромой, сделанной из длинных узких полосок овечьей шкуры.

Еще шумеры любили драгоценности, их носили и мужчины, и женщины: многочисленные бусы, браслеты, крупные серьги, расшитые бусинами накидки, обручи и ленты на голову, вернее — на пышный парик.

Особой принадлежностью богатого человека была его личная печать — тяжелый каменный цилиндр с особым знаком. Их всегда носили с собой: оттиск печати заменял подпись. Позднее такие знаки стали вырезать на ручках посохов и на перстнях.

Шумерские корабли, связанные из длинных тростниковых стволов, промазанные для водонепроницаемости природным асфальтом, плавали аж до самой Индии, где тоже существовала одна из древнейших цивилизаций на Земле! Они везли в далекий порт на реке Инд овечью шерсть и уже свалянный из нее войлок, асфальт, нефть, битум, а возвращались с грузом тканей, золота и драгоценных камней.

Шумерские мудрецы производили сложнейшие вычисления и наблюдали движение планет, строители возводили огромные ступенчатые зиккураты, врачи знали целебные свойства трав, поэты слагали гимны богам, а жрецы проводили кровавые жертвоприношения. Причем жрецами, поэтами и строителями были одни и те же люди.

Они много знали, много понимали, умели тонко чувствовать, понимать красоту, слагать звучные стихи, передавать музыкальную гармонию, создавать изящнейшие украшения… Их мир был богат и красочен, однако лишен одного ставшего привычным современному человеку понятия — представления о добре и зле.

Если вообразить, что некий современный моралист перенесся бы на тысячелетия назад и принялся бы убеждать древнего шумера в том, что убивать или грабить нехорошо, тот, скорее всего, его бы не понял.

— Почему нехорошо? Разве я оскорблю этим какого-то бога? — вероятно, спросил бы он.

Боги были для них не отвлеченными образами, а вполне реальными, конкретными существами, наделенными индивидуальностью. Они могли наградить смертного, но могли и жестоко отомстить. Власть богов не была абсолютной: хитрый и сильный смертный герой мог стравить их между собой, сразиться с некоторыми из них или с их посланниками. А мог и заслужить от конкретного божества особые милости.

Люди знали богов, которые либо определяли правильный мировой порядок, либо противодействовали ему. Именно эти понятия составляли основу их морали. Сила означала право, человеческая жизнь не стоила почти ничего.

По представлениям шумеров, в давние времена, когда еще не было людей, богам приходилось трудиться на себя самим. Они изнемогали от усталости и выбивались из сил.

Наскучив ежедневным трудом, боги решили себе слепить из глины покорных рабов. Поначалу статуэтки выходили кривыми и некрасивыми, потом у богов стало получаться все лучше и лучше. Они вдохнули в эту фигурки жизнь — и мир населился первыми людьми, смысл существования которых был в труде на благо божества.

Не знали шумеры и понятия о каком-то загробном воздаянии за земные поступки. На какое воздаяние может рассчитывать вышедший из строя инструмент? Разве вы благодарите за долгую службу сломанный стул? А именно так, по мнению шумеров, боги относились к людям. Мертвец становится бесполезен и, значит, не нужен богам. Они отправляли мертвых на свалку — в некий скудный, темный, лишенный растительности мир, расположенный за подземной рекой и отделенный от мира живых семью вратами. Там не было ни света, ни зелени… ничего, лишь глина для еды и мутная вода для питья. Властвовала там злая и жестокая богиня Эрешкигаль. Лишь жертвы, принесенные при погребении, могли обеспечить мертвецу более или менее сносную жизнь за гробом. Если покойник имел детей, он мог рассчитывать на постоянные жертвы. Если же он был бездетен или забыт своими потомками, ему грозила совсем плохая участь: не дождавшись от родных внимания, он выходил из-под земли и бродил по миру в образе голодного духа. Этот дух приносил вред всем встреченным им людям, и прогнать его можно было только чтением сложных заговоров и выполнением магических процедур. Находил ли бедняга пищу или возвращался в свою вечную обитель голодным — никого не заботило. Иными словами, шумеры старались преумножить земное богатство и по возможности унести его с собой в могилу.

В каждом городе был свой особо почитаемый бог: в Уруке почитали любвеобильную Инанну, в Ниппуре — «владыку ветра» Энлиля, в Эриду — благосклонного к людям пьяницу Энки, в городе Уре, расположенном в устье Евфрата, — сына Энлиля, лунного бога Нанну Его изображали в виде быка с бородой из ценного камня — лазурита. Антагонисткой злобной Эрешкигаль была ее сестра Инанна — богиня плодородия, кокетливая и нарядная красавица, носившая довольно странное на современный взгляд прозвище — «небесная блудница»:

«На ее голове — венец Эдена, Шугур.

На ее челе — налобная лента „Прелесть чела“.

В ее руках — знаки владычества и суда.

Ожерелье лазурное обнимает шею.

Двойная подвеска украшает груди.

Золотые запястья обвивают руки.

Прикрыты груди сеткой „Ко мне, мужчина, ко мне“.

Прикрыты бедра повязкой, одеяньем владычиц.

Притираньем „Приди, приди“ подведены глаза».

Изображали ее крылатой, со стрелами за спиной и с рыкающим львом у ног. Эта любвеобильная, своенравная и весьма воинственная дама приходилась дочерью то ли верховному богу Ану, то ли лунному богу Нанне. По современным меркам она вовсе не была добродетельна: хитра, непостоянна, неверна в любви, мстительна и жестока. Эрешкигаль сестру ненавидела: однажды, с помощью какой-то хитрости заманив Инанну в подземный мир, она велела привратнику у каждых из семи ворот требовать с той один из охранительных амулетов. В итоге бедная Инанна предстала перед сестрой совершенно беззащитной. Воспользовавшись этим, Эрешкигаль убила ее и повесила труп на столбе.

Спас Инанну ее брат — Энки, бог мудрости и воды. Ведь он знал, какими бедами угрожает земле исчезновение богини плодородия! Энки вылепил из глины двух загадочных существ — Кургарру и Калатурру. Они не были ни мужчинами, ни женщинами, ни людьми, ни животными — и поэтому могли без особого риска войти в мир мертвых и вернуться обратно. Получив от Энки «траву жизни», «воду жизни» и соответствующие наставления, эти существа отправились в нижний мир.

Пробравшись по тропам подземного царства, слуги бога мудрости достигли дворца Эрешкигаль. Та насмешливо заявила им, что они могут забирать труп прекрасной богини. Сняв тело Инанны с крюка, посланцы Энки побрызгали его «водой жизни», посыпали «травой жизни» и воскресили богиню. Но раздосадованная Эрешкигаль послала вслед воскресшей Инанне целую толпу демонов, сославшись на главное правило мира мертвых: никто не может вернуться назад, не предоставив себе замену. Эти демоны должны были или утащить богиню назад, или забрать того, на кого она укажет.

Инанна обошла всех своих друзей, братьев, сестер и даже любовников — все молили ее о пощаде, никто не желал отправляться вместо нее в подземелье Эрешкигаль… И кого же она выбрала, в конце концов, в качестве жертвы? Собственного мужа — правителя города Урука по имени Думузи. Бедный Думузи (его имя присутствует в древних списках царей, и он, по всей видимости, реально существовал) был не единственным супругом богини. Правивший в Уре Мес-Анни-Пади тоже именовал себя мужем «небесной блудницы» Инанны. А вот другой легендарный царь шумеров — Гильгамеш — отверг ее божественную любовь: он вспомнил о тех, кого Инанна любила до него; судьба их чаще всего оказывалась печальна.

Разгневанная холодностью Гильгамеша, богиня в отместку наслала на его город Урук небесного быка — чудовище, созданное по ее просьбе богом Ану, отцом Инанны-Иштар. Гильгамеш одолел его и то ли убил, то ли кастрировал. Униженная богиня плодородия, созвав «жриц-блудниц и девок», долго оплакивала гибель быка, а точнее, отрезанный Гильгамешем его «корень».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru