Древняя ладога история. Крепость Старая Ладога
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние города. Древняя ладога история


Ладога — Славянская культура

Ладога

Несколько вопросов по истории древней славянской крепости Ладога.  Ладога, древний славянский город-крепость на реке Волхов. История Ладоги выдвигает много вопросов. В рассмотрении которых, трудно избежать темы норманизма, Рюрика и варягов. Однако эти три темы для отдельного исследования и описания.  Но затронуть, хоть вскользь, мне их придется. Потому что они неразрывно связаны с историей Руси и ее городов-крепостей. Вопрос номер один — Создание.  Первое упоминание в летописях относиться к 862 году. «И избрашася трие братья с роды своими и пояша по собе всю русь, и приидоша к словенам первее, и срубиша город Ладогу. И седее старейший в Ладози Рюрик, а другий, Синеус, на Беле Озере, а третий, Трувор, в Изборьсце…»  В этом отрывке более всего интересует упоминание, что Рюрик срубил (построил)  город Ладогу. Согласно археологическими исследованиями Ладоги, установлена дендрохронологическая дата ее основания — 750-е годы. Разница между известной летописной датой 862 г. и реальной историей Ладоги, не менее чем на 100 лет.  Об этом говорит и А. Н. Кирпичников в исследовании «Ладога и Ладожская земля VIII—XIII вв.».  Следовательно, Рюрик ни как не мог построить крепость на мысе слияния двух рек Волхова и Ладожки.   Тогда кто?  Ответ один славяне. Почему не финны-чудь? В слоях ладожского Земляного городища второй половины VIII—IX вв. выделяются характерные украшения: уточки, трапециевидные подвески, височные кольца полулунных очертаний, медальон — все имеющие аналогии, в основном среди находок кривичских смоленских длинных курганов. В Ладоге найдены достоверные памятники словянских погребений — сопки. С. Н. Орловым еще в 1938 и 1948 гг. в Старой Ладоге к югу от Земляного городища во время археологических раскопок, найдено 9 трупосожжений в грунтовых ямках. Выявленные погребения датированы не позже VIII в. и сопоставляются с грунтовыми захоронениями культуры новгородско-псковских длинных курганов. Правда, на территории Ладоги  в урочище Плакун, обнаружен один могильник, принадлежащий скандинавам. Остальные могильники Полой сопке, урочище Сопки, урочище Победище и других, содержащих трупосожжение, назвать скандинавскими нельзя. По простой причине, что скандинавы не сжигали своих покойников. Это  обряд  присущ славянам, как восточным, так и западным. Правда такой ответ не устраивает норманистов. Однако им не мешает утверждать скандинавское происхождение Ладоги. Тот же А. Н. Кирпичников, в начале книги заявляет «Выявлены достоверные основы ладожской версии «Сказания о призвании варягов».  А затем опровергает свое утверждение, основываясь на дендрохронологическом методе. А еще ниже соглашается, что дата 750 год « уточняет время появления в невско-ладожском регионе славянских поселенцев». Странная непоследовательность.  Эдакое метание между славянизмом и норманизмом, и вашим и нашим. Археологами также открыты дома площадью 50—92 м2 — предшественники посадских пятистенок X—XV вв. По раскопкам исследователей Ладоги Н. И. Репиикова и В. И. Равдоникаса, домостроительство изначально  обусловливалось  нуждами усадебной застройки торгово-ремесленного поселения. Крупные дома обладали характерными общеевропейскими чертами, как столбовая конструкция и прямоугольная печь в центре помещения. Но  по типу и плановой структуре (отапливаемое помещение и пристроенный к нему со стороны входа узкий холодный отсек) эти постройки — можно считать  предшественники более поздних русских городских домов-пятистенок. Общеевропейские черты, присущие также и западным славянам вендам-вагирам-ободритам. Для такого заявления  ученым не хватило, либо смелости, либо возможности. Но такое заявление сделали другие. Правда, по археологическим данным Новгорода, построенного в 950 году. В контексте рассматриваемого вопроса, думаю, будет уместно привести эти данные. Наземное срубное домостроительство, конструкции оборонительных сооружений новгородского детинца и полабских славян —указывают на связи Ильменского региона с Польско-Поморским». Еще в  XIX веке об этом писал А.Ф. Гильфердинг, а в советское время Д.К. Зеленин находил и общие элементы в планировке новгородских и «венедских» селений в Ганновере, в Мекленбурге и по реке Лаба.  Что тоже не вяжется с нормансим созданием города.   Преподнесла Ладога и еще один сюрприз ученым. На месте существующей ныне каменной крепости конца XV в. открыты ее две каменные предшественницы конца IX и начала XII в. Ладога являлась строительным достижением того времени.  Сооружение на мысу, образованном рекой Ладожкой и Волховом, обводной крепостной каменной стены с башней (или башнями). Тут нет ничего удивительного. Крепость Изборск, вотчину брата Рюрика Трувора, в X-XI окружала каменная стена с башней на мысе.  Возводилась каменная твердыня, исходя из летопии, не по инициативе князя Рюрика, а Олега Вещего, который в 882 г. «нача городы ставити». Но кто бы из них не начал подобное строительство, оба они рода варяжского. К слову сказать, в Скандинавии каменные крепости начали строить с XII века. До этого ничего подобного скандинавы не создавали.  Вопрос номер два. Откуда имя твое Ладога? Известны три названия Ладога – Альдегья — Алдейгьюборг. Историки разделились во мнениях о происхождении названия города-крепости. Одни считают, что название городу дала речка Ладожка. Но позвольте, тогда и город бы назывался не Ладога, а Ладожка.  Вероятней всего, что речку назвали по имени города. Ладожка – при Ладоге. В истории Руси известны города производные от имен и названий рек. Но эти имена имеют тенденцию удлиняться за счет прибавления слога, а не убавления. Изборск, по легенде от князя Избора. Киев, от князя Кия. Псков (Плесков) мужская производная от реки Псковы(Плескова). И традиция сохраняется в русском языке. Пример тому Волгоград.  Если название Ладога от реки, тогда уж имя городу должно быть Волхов. Словосочетание «седой Волхов» довольно часто употребляется в сказаниях, былинах. В сравнении с Волховом Ладожка проигрывает. Если допустить, что река Ладожка изначально звалась Ладогой, то когда изменилось название? То, что название речки не постоянно доказано ее третьим названием Елена. Речку освятило духовенство в XIX веке в честь первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, сосланную в монастырь и получившей монашеское имя Елена. Но название не прижилось. Ладожкой и осталась. На древнефинском Аладегья (aladjogi) – нижняя речка. С трудом вериться, что славяне, строившие свой город, дали бы ему название древних финнов. Почему тогда скандинавы согласно норманнской теории, давали свои названия славянам? Потому что они согласно той же теории стояли выше по развитию, нежели славяне.  Значить скандинавам разрешается, а славянам нет. Они должны финское название брать. Вероятнее финны-чудь нарекли город  Аладегья. По причине того, что для торговли со славянами чудь сплавлялись по Ладожке, от истока к устью.  «Скорее всего, исходный гидроним — финск.*Alode-jogi (joki) — "Нижняя река"» утверждает  Т.Н. Джаксон в статье «АЛЬДЕЙГЬЮБОРГ: АРХЕОЛОГИЯ И ТОПОНИМИКА».  Если допустить это то Ладогу основали и населяли в основном финны-чудь. И преобладали над славянским населением. Вот только одна загвоздка. Чудь городов-крепостей не строила и уж тем более каменных.  Дальше еще интереснее Т.Н. Джаксон выводит «Возникновение древнерусского названия Ладога не прямо от субстратного (др.фин. курсив мой) *Alode-jogi, а через посредство скандинавского Aldeigja» . Вот значить как. Выходит, что не только славяне отсутствовали на поселении Ладога,  но уже и чудь-финны тоже. Одни скандинавы, от них все пошло. Через них и образование города, и название к славянам пришло.   Вот только не знали шведы названия Ладоги, а датчане и вовсе о нем не слышали. Согласно описанию  осады  Бирки датчанами в 852 г., описанной Римбертом в «Житии святого Ансгария». Шведский король Анунд сумел уговорить данов, захвативших предместья Бирки, покинуть Швецию. И отправиться к некоторому городу (ad urbem), расположенному оттуда далеко, в пределах земли, принадлежащей славянам (in finibus Slavorum). Заметьте, шведы не указали ни одно из трех названий. Даны, отступив от Бирки, и на 21 корабле, направились куда им указал Анунд. «Напав неожиданно на его обитателей, живших в мире и тишине, они захватили его силой оружия и, взяв большую добычу и сокровища, возвратились восвояси».  Историки спорят о каком городе идет речь. Согласно А. Н. Кирпичникову «Во время раскопок на Земляном городище в Старой Ладоге выделен горизонт E2, датированный 842—855 гг. Постройки горизонта погибли в тотальном пожаре, который можно приурочить не к расписанным в Сказании о призвании варягов междоусобиям среди славян и финнов, а к датскому нападению 852г».   Однако уместно заметить, что  финское название Ладоги  — Aldeigja, похоже на скандинавское Aldeigjuborg. Да,  название действительно имеет одинаковую часть Aldeigj. Но это лишь доказывает связь чуди со скандинавами.   Вот только каким путем пришло слово в скандинавский язык? Скандинавы заимствовали Aldeigja. у финнов-чуди.  Каким образом? Прежде, чем добраться до Ладоги, норманнским разбойникам приходилось проплывать через земли чуди, води. Селения этих племен большой добычи не сулили, дань с них брать мехами, прибыльно. А грабить нечего. Возможно, один из чудьского племени указал на город Ладогу. Называя его при этом Aldeigja. А уж скандинавы позаботились подстроить слово под свой язык. И если шведский  король позволял себе перенаправить войска норманнских-разбойников в далекий славянский город. То почему так же не могли поступить и чудь. Направив налетевших викингов к славянскому городу Aldeigj –Ладоге. Чудь близко общалась со славянами из Ладоги, выменивая на меха так необходимое им оружие и не только. Так что они прекрасно знали этот город и даже называли его по-своему. В отличии от короля шведов, который даже названия Ладоги не знал. Можно не соглашаться с таким утверждением, но и оспорить его тоже крайне сложно.  Именем Алдейгьюборг нарекли Ладогу скандинавы. Самое ранее название топонима Алдейгьюборг  — в Саге об Олаве Трюггвасоне монаха Одда (конца XII в.). К этому времени Ладога уже мощная каменная твердыня.  По утверждению Т. Н. Джаксон «Используемый сагами композит Aldeigjuborg построен при помощи корня borg, и это достойно внимания, поскольку данный корень служит для оформления древнескандинавской топонимии Западной Европы и не типичен для обозначения городов Древней Руси». Опять всплывает Западная Европа, где проживали славяне. Вероятно корень «borg», мог появиться когда скандинавы столкнулись с ладожанами. И признали в них грозу морей вендов-вагиров. Однако норманисты упорно замалчивают вендско-ободритское начало. Оно и понятно, ведь тогда и Рюрик не скандинав. По мнению той же Т. Н. Джаксон и Г. В. Глазыриной, наименование Ладоги Альдейгьюборгом связано уже, во-первых, с этапностью знакомства варягов с русскими городами, во-вторых, передает нетипичное для русских поселений впечатление от Ладоги, снабженной не деревянной, а каменной крепостью. Вот так вывод. И где это они успели насмотреться русских поселений? Древнерусский летописец, называл Ладогу городом словен — первым на пути «из-за моря» в глубь Руси. И к тому же в  XII веке уже и Псков и Изборск в камень оделись. Согласно норманнской теории Рюрик варяг-скандинав. Это как получается. Пришли скандинавы с Рюриком срубили город Ладогу. Заметьте Ладогу, а не Алдейгьюборг. А потом пришли другие скандинавы, город по-другому назвали и дивились каменным городам на Руси. Выходит Рюрик говорил на другом языке, раз они одному и тот же город по-разному называли.  И хотя датировка образования Ладоги и строительство его Рюриком разниться, но есть над чем задуматься.  Крупнейший скандинавист Е.А.Рыдзевская отметила, «что ни один из больших древнерусских городов не носит названия, объясняющегося из скандинавского». Историк М.Н.Тихомиров еще в 1962 г. Выразился более четко «во всей древней Руси не было ни одного города, который бы восходил бы ко временам первых русских князей и носил бы скандинавское название» (по его словам, «даже название Ладога не может быть без натяжки выведено из скандинавских корней»). С ним полностью соглашался лингвист С.Роспонд, указывая на совершенное отсутствие среди названий древнерусских городов ІХ-Х вв. «скандинавских названий...».  Недоработка граждане норманисты.  Название Ладога от славянской богини Лады, норманисны стараются не рассматривать. «Ничего кроме улыбки эта версия вызвать не может» отмечают А.С. Власов и Г.Н. Элькин в книге «Древнерусские крепости северо-запада». Значить назвать город в честь славянского божества вызывает смех у норманистов. А как же Киев, Львов или Владимир? Смеха не вызывает?  Не именами богов, а князей нарекали городам.  Так неужели князя почитали на Руси сильнее богов? У кого язычники славяне помощи просили и покровительства, как не у своих богов. Кому города посвящать со светлым именем, как не богам своим. Лада – Ладога, славянский корень чистый и прямой. И название от имени удлиняется. Вопрос третий, а правили ли скандинавы Ладогой?  Такой факт имел место. Только произошло сие при Ярославе Мудрым. Князь  отдал Ладогу и ее область в лен своей жене Ингигерд. Вот только чем все обернулось? Н. А. Кирпичников пишет «Деятельность норманских правителей Ладоги, далеких от насущных государственных задач, проводивших время в бесконечных распрях и соперничестве, поглощавших значительную долю даней, не всегда, очевидно, выполнявших функции военного заслона со стороны Балтики, со временем перестала удовлетворять центральную власть. Вызывали недовольство и попытки членить Ладожскую область по разным, подчас случайным владельцам». Куда уж тут норманнской теории о создании скандинавского порядка на Руси. Не то, что организовать государство, даже городом управлять не сумели. Только присвоить, отобрать силой, разорвать на клочки, каждому по куску. Не согласны?  Перечитайте еще раз, что пишет А. Н. Кирпичников. «Все эти обстоятельства в конце концов привели к тому, что в последней четверти XI или начале XII в., видимо, при князе Мстиславе Владимировиче во время его первого (1088—1094 гг.) или второго (1096—1116 гг.) пребывания на Новгородском княжении в Ладоге на смену иноземной появилась собственная русская администрация». Вот истинно норманнское отношение к русскому городу и его территории. Где уж тут проводить параллель с Рюриком или Олегом Вещим, радевшим за силу, мощь и славу Руси и ее городов-крепостей.  Да какая-то не скандинавская у них политика была – объединение Руси. Ладога каменная твердыня обеспечивала безопасность судоходству и торговле, Верным стражем стояла город-крепость заслоняя Русь от норманнов -находников, на случай их подступа к городу с разбойничьими и пиратскими целями. А уж как они рвались чинить разорение. 1164 г. ладожане отбили нападение шведов в XII в. «пожьгоша хоромы своя, а сами затворишася в граде с посадником с Нежатою». После.неудачного приступа шведы отходят на кораблях  к реке Ворона — Воронеге (впадаетв Ладожское озеро между р. Пашей и Сясью), где и их окончательно разбивают  новгородские войска. 1228 г. Емь воюет по побережью Ладожского озера «на Исадех и Олоньсь». Флот ладожан преследует нападавших у побережья Обонежской земли и Ладожской городовой волости. На берегу Невы у ее истока, там где находился Ореховый остров, емь разгромлена окончательно. 1240 г. Шведы с союзники терпят поражение на реке Неве от войск князя Александра, в битве участвовали новгородцы и ладожане.  1283 г. Отвечая на разбойничий рейд шведов в Ладожское озеро, ладожане направляются на перехват разбойников «идоша ладожане в Неву и бишася с ними». 1293 г. Совместное войско новгородцев и ладожан  сражаются у истока Невы против шведов,  «хотяще на кореле дань взять». 1301 г. В составе новгородского войска ладожане, а также суздальцы, штурмуют «свейскую» Ландскрону на р. Охте в дельте Невы. 1348 г. В Ладоге — сбора общеновгородских войск для прихода и освобождения Орешка, захваченного шведами. И сейчас стоит Ладога, отражаясь крепостными стенами и башнями в водах Вохова и Ладожки. И пока стоит она, не забудется имя славянской богини Лады. Стояла Ладога на страже земель Руси от алчных скандинавов. И долго еще будет стоять костью в горле у норманистов. 

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

СТАРАЯ ЛАДОГА | Энциклопедия Всемирная история

Памятник археологии ‒ городской центр Древней Руси, основанный в середине VIII в. на высоком мысу правого берега р. Волхов при впадении в нее р. Ладожка.

Первые письменные упоминания

В скандинавских письменных источниках Ладога встречается под названием Альдейгьюборг (Aldeigja, Aldeigjuborg). Первое достоверное упоминание о Ладоге в древнесеверной литературе сообщает о нападении на неё в 997 году норвежского ярла Эйрика, сына Хакона.

В 1020 году шведская принцесса Ингигерд, выданная замуж за киевского князя Ярослава Мудрого, получила Ладогу в качестве свадебного дара.

В некоторых списках Повести временных лет сообщается, что призванный на княжение в 862 году Рюрик изначально появился в Ладоге и только через два года, после смерти братьев переехал в Новгород.

История изучения

Старая Ладога считается местом первых раскопок в истории отечественной археологии. В 1708 году пастор Вильгельм Толле провел здесь первые полевые работы.  В XIX в. памятники Старой Ладоги стали предметом исследований Н.Е. Бранденбурга и В.В. Суслова. В начале XX в. археологические раскопки в Старой Ладоге на высоком для своего времени уровне проводил Н.И. Репников. В 30-е годы XX в. В.И. Равдоникас начал масштабные работы и соединил вновь исследованные площади со старыми раскопами Н.И. Репникова. Планомерное изучение памятника было возобновлено в 70-е годы. С 1972 года по настоящее время Староладожской экспедицией ЛОИА/ИИМК РАН руководит А.Н. Кирпичников. В разные годы изучением Старой Ладоги занимались О.И. Александровский, А.Л. Давидан, Н.В. Григорьева, Г.П. Гроздилов, С.Н. Орлов, Н.А. Кренке, В.С. Нефёдов, Е.А. Рябинин, В.П. Петренко и др.

История развития поселения

Древнейший культурный горизонт Старой Ладоги относится к середине VIII в. Наиболее ранняя дата, которую удалось получить дендрохронологическим методом ‒ 753 год. В начале своего существования Ладога была небольшим неукрепленным поселением площадью 4-5 га, жилища и хозяйственные постройки в котором располагались практически бессистемно.

На рубеже IX-X вв. в годы правления князя Олега (Вещего) на ранее необитаемой стрелке мыса возводятся первые каменные укрепления. Меняется характер городской планировки ‒ появляются первые улицы вдоль р. Волхов, ведущие в крепость.

В 1114 году назначенный из Новгорода Ладожский посадник Павел строит каменную крепость из известняка. К середине XII в. Ладога занимала территорию, превышающую 16 га, но площадь её каменного детинца была только около 1 га. К концу века город достигает своего расцвета, в нём было построено шесть каменных церквей ‒ больше чем во многих крупных городах того времени.

С XII по XVIII в. Ладожская крепость является важнейшим форпостом, обороняющим северные рубежи от шведов. Город неоднократно переходил из рук в руки. В XVI в. крепость была перестроена в связи с распространением огнестрельного оружия, некоторые башни и участки прясел того времени сохранились до наших дней.

После Северной войны Ладожская крепость утратила своё оборонительное значение. В 1704 году Пётр I основал город Новая Ладога в устье Волхова, после чего древняя Ладога стала именоваться Старой Ладогой и была лишена городского статуса.

В культурном слое Ладоги до XI в. сохранились деревянные конструкции и предметы, что предоставляет дополнительную информацию о жизни на городище.

Жилища

Для VIII-IX вв. в Ладоге характерны два типа наземных построек. В первом случае это прямоугольные срубные жилища размерами 5-6х7-8 м с открытым очагом в центре и неотапливаемыми сенями. В некоторых домах использовались дополнительные столбовые конструкции, поддерживающие крышу вдоль длинной стены. Вероятно, такие дома не имели потолков. Крыша их покрывалась дерном, а вокруг домов устраивались крытые галереи. Во втором случае использовались небольшие квадратные в плане срубы размером 4х4 м или 5х5 м с печью в углу. Постройки первого типа исследовали связывают со скандинавским компонентом в составе поселения, вторые же ‒ со славянским.

Торговля

Первые века своего существования Ладога была одним из центров международной торговли, чему способствовало её выгодное положение на пересечении торговых путей из Скандинавии на Восток. Торговали привозным серебром, предметами роскоши, оружием в обмен на местный мех, мёд, воск и рабов.

Металлообработка

Ладожское металлообрабатывающее производство отличалось высоким качеством. Согласно последним данным археологии, к XII в. ладожские мастера умели выплавлять медь из местного сырья, а не только из привозного.

В Ладоге впервые осваивались передовые ремесленные навыки и технологии обработки железа, которые потом распространялись дальше по территории Руси. Так, например, ладожские кузнецы первыми стали изготавливать трёхслойные ножи, распространившиеся по всему Приильменью.

На городище был открыт уникальный кузнечно-ювелирный комплекс 750-770-х годов, включавший кузницу, кузнечно-слесарную мастерскую и ювелирный горн. Там же обнаружен клад ремесленных инструментов, аналогичный скандинавский клад найден на о. Готланд.

Население

В населении древней Ладоги встречается как скандинавский, так и славянский компонент. Несмотря на большой процент скандинавского населения, на основании изучения оставленной материальной культуры, исследователи пришли к выводу, что Ладогу нельзя считать сугубо скандинавской колонией. С X в. в городе преобладает славянский компонент.

Городище связывается с носителями культуры сопок, об этом свидетельствуют, например, характерные типы лепной керамики. Также целый ряд находок свидетельствует о присутствии среди славянского населения выходцев из Верхнего Поднепровья.

Социальный статус жителей Ладоги был неоднородным, что отразилось в многообразии погребальных памятников её округи.

Вопрос о том, была ли Ладога первой столицей Северной Руси, остается дискуссионным. Несмотря на важную торговую роль Ладоги в северных землях и формирование в ней элементов государственности, город стоял особняком от основных славянских территорий Приильменья и не имел своей земледельческой округи, а значит и местной администрации, которая могла управлять районом.

 

w.histrf.ru

Крепость Старая Ладога — Славянская культура

Крепость Старая Ладога

Славянские и финские племена постоянно враждовали между собой, поэтому нет оснований не верить летописцу, утверждавшему, что в 862 г. старейшины славянских и финских племен собрались в Ладоге и приняли решение пригласить на службу скандинавского князя. Приглашение принял датчанин Рюрик с братьями.  

Крепость Старая Ладога

Он служил верно: собирал дань и обеспечивал защиту края, откупаясь от варягов. В Ладоге Рюрик в 862-864 гг. построил на новом месте, в стороне от прежнего поселения, деревянную Ладожскую крепость, в которой укрывался со своей дружиной. Она заняла невысокий мыс, образованный рекой Ладожкой иВолховым. Теперь Ладога превратилась в город с обнесенным деревянной стеной детинцем и посадом площадью 10-12 га. Город, стал первой государственной столицей Руси и назывался Великий город. Лишь в последней трети XI в. его в этом качестве сменил Новгород. В древнескандинавских источниках крепость известна под названием Альдейгьюборг - «крепость на Ладоге».

Крепость Старая Ладога

В последней четверти IX в. на месте деревянных стен была построена первая на Руси каменная крепость. Ее возведение связывают с преемником Рюрика Олегом Вещим, который приступил к строительству в 882 г. Сооруженная для защиты от викингов каменная крепость представляла собой стену высотой 2 5-2,8 м и толщиной около 1,8 м, защищавшую территорию площадью около 1 га. Поставленная без фундамента, стена повторяла изгибы мыса. Она была сооружена из известняковых плит, сложенных на глине без применения извести. В юго-западной части крепости с внутренней стороны к стене примыкала башня. Вероятнее всего, она предназначалась для наблюдений.

Открытие санкт-петербургскими учеными старейшей среди известных на Руси каменной крепости явилось событием огромной важности. Начало каменного фортификационного строительства Киевской Руси было отодвинуто в глубь веков как минимум на целое столетие, а, возможно, и на два.

Крепость Старая Ладога

1. Стрелочная башня 5. Воротная башня 2. Тайничная башня 6. Вход в тайник 3. Раскатная башня 7. Участок стены 1114г. 4. Климентовская башня

Ладожская каменная крепость конца IX в. уникальна и не имеет аналогов в русском оборонном зодчестве. Подобные сооружения получили распространение на Руси лишь в XI в. Древнейшая Ладожская крепость стоит в одном ряду с подобными сооружениями Западной Европы.

В 997 г. норвежский ярл Эйрик после продолжительной осады захватил Ладожскую крепость и разрушил ее. Крепость снова восстановили в самом начале XI в. Ее стены срубили из дерева. С южной, приступной стороны они шли по гребню высокого вала, перед которым был вырыт глубокий ров, шедший от реки Ладожки до реки Волхов. Возможно, ров был заполнен водой и служил дополнительной защитой расположенной на мысу деревянной крепости.

Новый этап в истории Ладожской крепости связан с Мстиславом Владимировичем, последним Великим князем Киевской державы. К этому времени Ладога уже управлялась посадником, назначавшимся из Новгорода. В 1114 г. ладожский посадник Павел, как сообщает летопись, заложил новую каменную крепость на насыпи. Повелевая построить в Ладоге каменную твердыню, Мстислав Владимирович учитывал огромное значение города как центра внешней торговли и ставил цель превратить его в сильный форпост на окраине Русского государства, предназначенный для освоения северных земель. Возведение каменной крепости свидетельствовало о государственной заботе о защите северных рубежей Руси.

Ладога

Сложенные из плитняка на известковом растворе стены достигали в высоту 8 м. Они не имели фундамента и были построены на гребне насыпного вала высотой до 3,6 м и шириной в основании около 20 м. По верху стены шел двухметровой ширины боевой ход. На восточной стороне стены на высоте 7 м от ее основания располагался торговый люк, служивший для погрузки и разгрузки товаров, доставлявшихся по Волхову.

Среди дерево-земляных укреплений, распространенных в это время, Ладожская каменная крепость была исключением. Она наметила тот путь в оборонном зодчестве, который получил распространение лишь столетие спустя. Крепость доказала свою надежность. Она оказалась неуязвимой для шведов и немцев, хорошо знакомых с передовой европейской техникой осады, и на протяжении XII—XV вв. надежно защищала северные русские земли.

В конце XV в. московское правительство, учитывая сложные отношения со Швецией, предприняло масштабную реконструкцию ряда северо-западных крепостей. Была перестроена и Ладога, ставшая важным опорным пунктом порубежной обороны Московского государства. Новая крепость времен Ивана III представляла собой мощное фортификационное сооружение. Ее главными узлами обороны являлись пять выстроенных заново трехъярусных пушечных башен. Ониокружили по периметру небольшую территорию крепости и придали Ладоге грозный и неприступный вид.

Крепость сложили из крупных валунов и облицевали плитами. Стены достигали высоты 7,2-12 м, а их толщина составляла 7 м, чуть ли не в два раза превосходя стены старой крепости. Их протяженность (без башен) - 256,8 м. В них были устроены 13 бойниц подошвенного боя и около 45 настенных. Изгиб северо-восточного прясла образовывал мертвое пространство. Этот недостаток был умело преодолен строителями, соорудившими в этом месте сразу шесть бойниц подошвенного боя. Особого внимания заслуживает прясло между Раскатной и Климентовской башнями. Оно представляло собой земляной вал протяженностью 41,6 м с каменной стеной 1114 г. Ее ширина составляла 3, а высота - 3,6-3,8 м. Стена имела около 9 настенных бойниц и соединялась с обоими башнями. Перед валом с напольной стороны проходил ров с водой глубиной более 4 м, соединявший Ладожку и Волхов.

Ладога

Сильно выдвинутые в сторону поля башни Ладожской крепости были поставлены достаточно близко одна от другой. Круглая Климентовская являлась самой мощной. Ее основание составляло 24,5 м в ширину, а высота (с зубцами) - 16 м, толщина стен (у основания) -9 м. Она имела 14 бойниц - больше, чем любая другая башня. Следует заметить, что земляной вал с каменной стеной, примыкавший к Климентовской башне, исключал возможность устройства в ней бойниц для обстрела пространства вдоль южной стороны крепости.

Единственная квадратная в плане Воротная башня располагалась на середине западной стены и была снабжена коленчатым въездом, который помимо створчатых дверей защищала деревянная опускная решетка - герса и, вероятно, ров с подъемным мостом. Позже, уже в XVII в., въезд прикрывал деревянный острог. Прямо над въездными воротами в южной стене башни, устроена бойница. Еще одна бойница сооружена на уровне ворот в прясле стены рядом с башней. Кроме того, въезд в крепость находился под обстрелом из северных бойниц Климентовской башни.

Северную оконечность Ладожской крепости завершает круглая Стрелочная башня. Она имеет 13 бойниц, ширину у основания 22,5 м и толщину стен первого яруса 8 м, уступая по этим показателям лишь Климентовской башне. Особая роль отводилась Тайничной башне, располагавшейся на середине восточной стены. В ее первом ярусе был устроен колодец, который соединялся трубами с Волховом. Второй и третий ярусы башни были боевыми и имели по три бойницы. Сравнительно небольшая по габаритам башня с толщиной стен первого яруса в 5 м получила серьезные повреждения и в 1672 г. была разобрана. Юго-восточная Раскатная башня имеет 11 бойниц. В ней наряду с Воротной башней была установлена большая часть пушек, имевшихся в крепости.

В 1585-1586 гг. при царе Федоре Иоанновиче ввиду шведской угрозы с южной стороны к каменной крепости пристроили дерево-земляные укрепления с тремя бастионами, занимавшие площадь 170x170 м. Дополнительная земляная крепость стала одним из наиболее ранних образцов укреплений бастионного типа, возведенных в конце XVI в. По верху земляных валов были поставлены стены, рубленые тарасами. Они имели высоту 4 м, ширину 2 м и примыкали к Раскатной и Климентовской башням. На острие трех выступов бастионного типа и на валу возвышались две глухие и одна проезжая шестиугольные трехъярусные башни диаметром и высотой около 8-9 м. Выступы позволили выдвинуть вперед позиции обороняющихся, что затрудняло атаку неприятеля. С южной и западной сторон земляного укрепления шел ров глубиной 4 и шириной 12 м. К Волхову из крепости вел тайник.

Ладога

1. Воротная башня 2. Стрелочная башня 3. Тайничная башня 4. Раскатная башня 5. Климентовская башня 6. Проезжая башня 7. Наугольная башня 8. Бережная башня 9. Тайник к реке

Каменная и дерево-земляная крепости сообщались через проход в Климентовской башне. Система их огня была тщательно продумана и являлась единой, что значительно повышало обороноспособность укреплений. Земляная крепость, таким образом, являлась второй линией укреплений, защищавшихкаменную крепость с напольной стороны. Если XVI в. оказался для Ладожской крепости спокойным, то XVII в. явился периодом тяжелых испытаний. Уже в начале столетия отряд Пьера Делавиля сумел захватить крепость с помощью мощного взрыва. Русским войскам пришлось позже затратить большие усилия, чтобы выбить интервентов артиллерийским огнем. При этом крепость получила значительные разрушения, которые были устранены наспех с использованием дерева. Именно в это время в лишенных шатровых крыш Тайничной и Раскатной башнях соорудили раскаты для установки орудий.

К середине XVII в. деревянные укрепления Ладожской крепости пришли в негодность. К тому же обвалилось около 40 м прясла между Стрелочной и Воротной башнями, начала разрушаться Тайничная башня. Крепость больше не ремонтировали, а после постройки города Новая Ладога в начале XVIII в. ее окончательно забросили, сняв пушки. 

Похожие статьи:

Рассказы → Дождь

Альтернативная история → Пророчества Велесовой книги и духовная борьба предков

Ремесла → Гончарное мастерство дорюриковских времен

История → А были ли готы на Руси?

История → Викинги и варяги

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Старая Ладога - Древние города

 

Древние стены Старой Ладоги

 Старая Ладога − село в Ленинградской области, расположенное на левом берегу реки Волхов, в восьми километрах к северу от города Волхов. Предположительно, название населенного пункта происходит от древнескандинавского слова «Альдейгья» (Aldeigja) или «Альдейгьюборг» (Aldeigjuborg) (так скандинавы называли Ладогу). Позднее славяне, позаимствовав данное название, преобразовали его в соответствии с особенностями древне-русского языка в «Ладога».

Согласно археологическим исследованиям, в восьмом веке (не позднее 753 года) около одного из самых сложных порогов реки Волхов, предположительно, выходцами из Северной Европы (вероятнее всего скандинавами) было основано поселение. Оно находилось в двух километрах к югу от словенской Любшанской крепости и представляло собой несколько построек столбовой конструкции.

В 760 году данное поселение было разрушено ильменскими словенами, у которых на смену прежних построек пришли дома срубной конструкции.

В 830-х годах словенское поселение захватили варяги.

Впервые Ладога, уже как город, упоминается в летописи, датируемой 862 годом. Известно, что до 864 года в Ладоге правил Рюрик. Затем он перенес княжескую резиденцию в другой город на Волхове (будущий Новгород). При нем и его преемниках Ладога являлась важным торговым центром, находящимся на пути «из варяг в греки», а также северо-западным форпостом княжества (примерно в 870 году здесь была построена первая крепость).

В 997 году ладожская крепость была разрушена Эйриком, будущим норвежским правителем.

В 1116 году посадником Павлом в Ладоге была заложена каменная крепость, высота стен которой была равна восьми метрам, а толщина − двум метрам. Город становится важнейшим пунктом в системе укреплений, защищавших Новгород от внешних врагов. В 1142 году крепость выдерживает осаду шведских войск.

В двенадцатом веке вокруг крепости, находящейся в центре города, образовался посад, разделенный на пять концов: Спасский, Богородицкий, Никольский, Климятский, Семеновский. Город процветает, о его значимости и богатстве в этот период свидетельствуют шесть каменных храмов, расписанных фресками.

В пятнадцатом веке Ладога продолжает расти: в городе возводятся еще пять храмов, городская крепость становится пятиугольной. Все желающие побывать в Ладоге могут забронировать номер в Санкт-Петербурге, расположенном в 132 километрах от этого древнего поселения.

В конце Ливонской войны (1558-1583 гг.) Ладога была перестроена Борисом Годуновым.

В 1609 году шведские войска помогли русским освободить северо-запад государства от войск Лжедмитрия II, за это царь Василий Шуйский пожаловал Швеции город Корелу с уездом, в который входила и Ладога.

В 1617 году согласно Столбовскому миру, поставившему точку в русско-шведской войне 1613-1617 годов, Швеция отказывалась от притязаний на Ладогу. Уходя из города, шведы разрушили в нем несколько храмов и разорили монастыри.

До 1704 года Ладога являлась центром Ладожского уезда Водской пятины Земли Новгородской. В 1704 году царем Петром I в устье Волхова был основан город Новая Ладога. Тогда же его указом Ладога была лишена статуса города и переименована в Старую Ладогу, из нее в новый город были переведены все административные учреждения и переселена часть горожан.

В 1718 году Старая Ладога вошла в состав Новгородской провинции.

В девятнадцатом веке село являлось частью Михайловской волости первого стана Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии, при Советской власти − административным центром Староладожского сельсовета Волховского района.

В наши дни Старая Ладога является селом с численностью населения более двух тысяч человек. На его ста шестидесяти гектарах сохранилось более ста пятидесяти памятников истории и архитектуры восьмого-девятого веков.

www.ancientcity.ru

Старая Ладога - это... Что такое Старая Ладога?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ладога. Волхов. Курганы. Ниже Старой Ладоги 1250-летие Старой Ладоги; на фотографии можно видеть древние курганы и людей в исторических костюмах во время празднования Георгиевский собор

Ста́рая Ла́дога (до 1703 года Ла́дога) — село в Волховском муниципальном районе Ленинградской области, административный центр Староладожского сельского поселения.

Расположена в северной части района на левом берегу реки Волхов, в 8 км к северу от административного центра района — города Волхова.

До 1703 года Ладога была городом. В 2003 году отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, в ходе которого село позиционировалось как «древняя столица Северной Руси»[1].

Происхождение названия

Скандинавское название Ладоги — Альдейгья, Альдейгьюборг (др.-исл. Aldeigja, Aldeigjuborg).

Название Ладога носит река, озеро и город. При этом до последнего времени не было вполне ясно, какое из названий является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas «волнующийся» — от aalto «волна»), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка, из фин. *Alode-joki, где alode, aloe — «низкая местность» и jok(k)i — «река»).

Как пишет Т. Н. Джаксон, «к настоящему времени можно считать почти доказанным, что сначала возникло название реки, затем города и лишь затем озера». Поэтому первичным она считает гидроним Ладога, от др.-фин. *Alode-jogi (joki) «нижняя река». От названия реки произошло название города др.-исл. Aldeigja, и уже оно было заимствовано славянским населением и преобразовано при помощи метатезы ald → lad в др.-рус. Ладога. Т. Н. Джаксон предполагает скандинавское посредство между финским и древнерусским словом: скандинавы на Ладоге впервые появились в начале 750-ых годов, то есть на пару десятилетий раньше славян[2].

Е. А. Хелимский, напротив, предлагает германскую этимологию. По его мнению, первичным является название озера — от др.-сканд. *Aldauga «старый источник, подобный открытому морю». Данный гидроним связан с названием Невы (которая вытекает из Ладожского озера) в германских языках — «новая». Через промежуточную форму *Aldaugja это слово дало др.-исл. Aldeigja, а впоследствии Ладога.

История

Древнейшие известные постройки — производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года и построены, вероятно, выходцами из Северной Европы. Раскопки показывают, что первое поселение в Ладоге было основано и первоначально заселено предположительно скандинавами (по мнению Е. А. Рябинина — готландцами)[3].

Церковь Св. Георгия

Первое поселение состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в Северной Европе. В 760-е годы оно было разрушено ильменскими словенами и застроено домами срубной конструкции. Отмечено отсутствие преемственности между первыми обитателями Ладоги и последующим населением, имевшим иные культурные традиции. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. Словенское поселение просуществовало до 830-х годов и было захвачено варягами[4].

С 780-х в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. «Глазки», то есть глазчатые бусы, — первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы. К 786 году относится первый клад арабских дирхемов, найденный в Ладоге. Арабский путешественник X века утверждает, что за один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню[5].

Далее Ладога была торгово-ремесленным поселением, которое в очередной раз разрушили в 860-е годы в результате междоусобных войн. Примерно в 870-е гг. в Старой Ладоге была построена первая крепость[6], по конструкции сходная с соседней Любшанской крепостью, запустевшей в те же годы. В итоге Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город. В одном из вариантов толкования «Повести временных лет» Ипатьевского списка древнерусской летописи, ладожане в 862 году в целях защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика:

И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик

Хотя в других вариантах прочтения говорится, что он сел княжить в Новгороде (Рюриково городище). Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 865 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге (руководитель — А. Н. Кирпичников), доказывают тесные контакты ильменских словен, финно-угорских племён и норманнов (урман) в этом районе в IX−X веках.

Город был известен как часть пути «из варяг в греки».

По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице).

В 997 году на Ладогу нападал варяг Эйрик, будущий норвежский правитель. Первая ладожская крепость, существовавшая более 100 лет, была разрушена. В сагах есть упоминание, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, принцесса Ингегерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое (вено) получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды) [7], а посадником (ярлом) Ладоги был назначен Регнвальд Ульвсон — ярл Вестра-Гёталанда (родственник Ингегерды по материнской линии). Ульв (Улеб) и Эйлив — сыновья Регнвальда. По скандинавским источникам, Эйлив стал ярлом (посадником) в Ладоге после смерти отца, а Улеб упомянут в летописи под 1032 годом как новгородский воевода.

В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость[8]:

В лѣто 6624[…]Того же лѣта Павелъ, посадникъ ладоскыи, заложи Ладогу город каменъ

Древняя Староладожская крепость, ставшая «сердцем» сегодняшней Старой Ладоги, стоит на месте впадения реки Елена/Ладожки в Волхов. Во времена Новгородской Руси была стратегически важным местом, потому что это была единственная возможная гавань, где могли остановиться морские суда, не способные плавать по порогам Волхова.

В 1142 году «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках» — шведы нападают на Ладогу.

После завершения русско-шведской войны 1590—1595, по Тявзинскому миру Ладога признана принадлежащей России и по Столбовскому миру, завершившему русско-шведскую войну 1613—1617, Швеция вернула России Ладогу.

В 1703 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. До этого события Ладога была центром Ладожского уезда Водской пятины Земли Новгородской. В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I — Евдокия Лопухина. В 1719 году Старая Ладога вошла в состав Новгородская провинция была образована в составе Санкт-Петербургской губернии. В 1727 году Староладожский уезд Новгородской провинции был включён в состав новой Новгородской губернии. В 1770 году Староладожский уезд был упразднён.

В 2003 году широко проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги как «древней столицы Северной Руси», которое освещалось прессой и привлекло внимание властей. Российский президент Владимир Путин издал указ по подготовке и проведению юбилея и дважды посетил Старую Ладогу[1].

Демография

Динамика численности населения с 1920 по 2007 год[9]:

Достопримечательности

Транспорт

Через село проходит автодорога Новая Ладога — Волхов — Кириши — Зуево.

От Волхова до Старой Ладоги можно доехать на автобусах № 23 и 23А.

Примечания

Ссылки

 Просмотр этого шаблона Населённые пункты Староладожского сельского поселения Сёла Деревни

Старая Ладога (административный центр)

Ахматова Гора • Балкова Гора • Велеша • Зелёная Долина • Ивановский Остров • Извоз • Княщина • Лопино • Межумошье • Местовка • Мякинкино • Обухово • Подол • Сельцо-Горка • Трусово • Чернавино

dvc.academic.ru

Старая Ладога - РУССКАЯ ИСТОРИЯ

А. А. Селин, заместитель директора музея «Старая Ладога»

На северо-западе России, в 120 километрах от Санкт-Петербурга расположено современное село Старая Ладога. Первое, что видит путешественник, едущий по шоссе, соединяющей трассы «Кола» и «Россия», – каменную крепость, точнее – две башни и стену между ними на берегу реки Волхов. Нельзя не остановиться и не поинтересоваться историей этого места. Сегодня частично восстановлен облик позднейшей крепости, построенной в XVI столетии на месте сохранившейся лишь фрагментарно стены XII века. Сооружение первых каменных стен в Ладоге летопись относит к 1114 или 1116 году.

В 2003 году, одновременно с празднованием 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, в Ленинградской области отмечалось 1250-летие Старой Ладоги. Празднование было пышным, с участием первых лиц государства. В связи с юбилеем были сделаны заметные вложения и инфраструктуру села и сделаны попытки связать с этим местом своеобразный бренд «Первая столица». Действительно, в среде исследователей раннего русского средневековья до сих пор идут дискуссии о том, какой из текстов Начальной летописи верный: тот ли, что именует местопребыванием летописного Рюрика Ладогу, или тот, который связывает имя Рюрика непосредственно с Новгородом.

Рязумеется, в 753 году никакого «основания» города Ладога не было. Просто где-то в середине VIII века в устье Волхова зашло два или три корабля, что коренным образом изменило не только жизнь этого лесного уголка, приюта рыбаков, но, чудесным образом, получило отражение в позднейшей русской истории. Даже сегодня след этих кораблей имеет огромное значение для многих жителей России.

Это были не просто случайные заблудившиеся корабли. За несколько десятилетий до этого некоторые обитатели фьордов Балтийского моря начали покидать отчие дома и плыть вдаль, в поисках новых мест для проживания. Их поселения появились на Аландских островах и на южном побережье Финляндии.

Через несколько десятилетий окрепших и возмужавших скандинавов увидит Европа. Начнётся эпоха викингов, всколыхнувшая спокойную жизнь жителей Англии, Франции, Испании, Сицилии. В европейских монастырях будут молиться: «И от жестокости норманнов избавь нас, Господи!». В 750-е годы ничто, казалось, не предвещало таких изменений. Только два-три дома встали там, где Волхов делает изгиб и с правой стороны в него впадает речка, ныне именуемая Ладожкой. Два бревна упали в глинистую землю более двенадцати веков назад. Одно из них было срублено в 753 году, потом, видимо, полежало, подсохло и стало частью настила близ древнейшего дома. Вот так и возникло то, что позже стало именоваться первой столицей Руси.

Размер поселения, возникшего в середине VIII века, был крайне невелик. Сегодня известно всего несколько построек, связанных с этим временем. Но с первых дней существования поселения здесь жили люди, знакомые с европейским производством и европейским «качеством жизни». Уже в 780-е годы здесь появляется стеклодельная мастерская, производившая высококачественные бусы. Здесь пользовались восточным сырьём и восточной техникой обработки стекла.

Резкий рост ладожского поселения произошел в середине IX века. Там, где в середине VIII века стояла два-три домика, близ которых затем появились кузница и стеклодельная мастерская, возводится несколько десятков усадеб. Некоторые учёные смело связывают это обстоятельство с летописной легендой о призвании варягов. Так это или нет, проверить, наверное, никогда не удастся, но именно с IX века можно говорить о непрерывности жизни на Староладожском поселении. В конце IX – начале Х века здесь строится несколько «больших домов», наподобие скандинавских.

В Европе этого времени был огромный дефицит серебра. Одновременно существовало знание о том, что далеко на Востоке, в Прикаспии, есть страна, где серебра много. И с начала IX века викинги плывут на восток, в Сёркланд, как они именовали арабские страны. Здесь же, на ладожском поселении, можно было переночевать, перезимовать, и двигаться дальше. Викинги пересаживались с килевых суден на плоскодонки.

В Ладожском поселении в  какой-то момент становится так много людей, осваивавших пути лесного Севера Европы, что их активность перестает ограничиваться только простым движением в арабские земли. Они осваивают реку Волхов, вдоль которой возникают новые посёлки. Самым важным из них становится тот, где позднее возникла княжеская резиденция – Городище под Новгородом.

В современной Старой Ладоге существует известная с 1500 года улица под названием «Варяжская». Разумеется, хочется верить, что такое название свидетельствует о каких-то событиях древнего прошлого поселения. Доказать это невозможно. Однако именно здесь, на левом берегу Ладожки были также открыты следы застройки IX–X веков. Самым ярким из найденных археологами построек является так называемое «святилище» –  окружённое высоким частоколом пространство без очага и крыши, видимо просуществовавшее много десятилетий. Среди всего прочего, в нём была найдена подвеска с рунической надписью, похоже, магического характера.

Памятником дохристианской эпохи являются также погребальные насыпи, до наших дней сохранившиеся с юга и севера ладожского поселения. Это – высокие курганы, расположенные на открытых пространствах. Большинство из них было ограблено ещё в древности, некоторые исследованы археологами XIX–XX веков. Сегодня они считаются подлинным свидетельством погребального обряда рождавшейся Руси. Обряд этот, возникнув в конце IX века, через столетие, с принятием христианства, полностью исчез. Самым известным из ладожских курганов является «Олегова могила». Малосведущие экскурсоводы часто именуют эту насыпь местом захоронения летописного князя. Это основано на двух обстоятельствах: тексте Новгородской первой летописи о существовании в Ладоге XII века предания о захоронении здесь двумя столетиями ранее князя Олега и на «археологической мифологии» середины ХХ века, когда в экспедиции романтиков-шестидесятников было принято называть одну из сопок Ладоги «Олеговой могилой». На самом деле сопки Ладоги – это часть шести или семи десятков таких монументальных сооружений, насыпанных в Х столетии в нижнем Поволховье, от гостинопольских порогов до коренного берега Ладожского озера. Именно в это время – в Х веке – значение Ладоги размывается. Всё пространство от устья Волхова до порогов было, по сути, одной агломерацией.

Мы не знаем, на каком языке думали и любили те люди, которые строили большие дома в Ладоге в конце IX – Х веков. Однако существует упоминание скандинавских саг о существовании в это время здесь «ладожского ярлства» владения жены Ярослава Мудрого Ирины и её скандинавских родичей. Однако к концу XI века Ладога стала древнерусской. Позднее здесь строится первая на Севере Руси каменная крепость. Примечательно, что с этим временем связаны и личные впечатления летописца: мы знаем, что в начале XII века в Ладоге разговаривали о существовании здесь могилы уже забытого князя Олега, а также о том, как ладожские дети из грязи выковыривают уже ставшие археологическими находками бусы прежних веков и играют ими. Мало какое поселение современной России имеет столь живое подлинное описание первых веков своего существования.

В XII веке происходит новый расцвет Ладоги. Один за другим строится шесть каменных храмов, расписанные фресковой живописью. Сегодня два сохранившихся храма – церковь святого Георгия и церковь Успения Богородицы – самые привлекательные здания Старой Ладоги. Фрески церкви Георгия, с первым дошедшим до нас изображением святого Георгия на территории Руси – шедевр мирового уровня.

Новые летописные известия о Ладоге относятся к последним десятилетиям новгородской независимости. В 1445 году сюда прибывает новгородский владыка Евфимий II Вяжицкий, поновивший церковь святого Георгия и организовавший вокруг неё монастырь. По всей вероятности, одновременно были проведены ремонтные работы в Ладожской крепости. Почему после нескольких столетий забвения у новгородских правителей вновь возникает интерес к своей северной крепости, о которой летописи упорно молчали в XIII, XIV веках, большую часть XV века? Видимо, при последних новгородских владыках эпохи независимости – Евфимии Вяжицком, Ионе Отенском, умершем в московской тюрьме Феофиле – начинает формироваться новая идеология. Реставрацию ранних новгородских церквей следует рассматривать как попытку обращением к древности обосновать специфическую идею «новгородскости», местной самоидентичности, отличности Новгорода, как от Московской Руси, так и от Литвы. Попытка эта была обречена на поражение, но именно ей мы обязаны восстановлением Георгиевской церкви в XV веке.

В конце XV века Ладога становится частью Московского государства. В течение XVI века город активно рос, пережил опричнину  и бои Ливонской войны. После этой войны в Ладоге была возведена новая крепость с толстыми стенами и пятью башнями. Вскоре с южной стороны к ней были пристроены укрепления «Земляного города», перекрывшие ядро древнейшей застройки Ладоги.

Крепость и Земляное Городище в Ладоге представляют собой уникальный комплекс военно-оборонительного зодчества эпохи становления русской государственности. Сложное фортификационное сооружение, возникшее в «московскую эпоху» на месте одной из первых древнерусских каменных крепостей, представляет собой творческую реализацию отечественной и европейской инженерной мысли в тот исторический момент, когда Россия впервые открыто обратила лицо к Западу – в конце XVI столетия.  Именно тогда первые русские студенты по приказу Бориса Годунова были посланы в Европу. Тогда же в древней русской столице строятся два «города» – каменный, с пятью башнями и дерево-земляной, с тремя бастионами.

В годы Смуты, когда Ладога была занята войсками шведского короля, в крепости производятся дополнительные фортификационные работы. Позже, в течение всего XVII века, московское правительство не уделяло серьёзное внимание укреплениям на Севере государства, несмотря на то, что в 1656–1658 годах русско-шведская война бушевала вблизи стен ладожской крепости.

Только в начале Северной войны, когда новая опасность со стороны Северного соседа стала очевидной, бастионы Земляного города в Ладоге были спешно реконструированы. И почти сразу же начался поход 14 петровских полков на Запад, к Нотебургу-Орешку и Ниеншанцу, закончившийся, как известно, отвоеванием Невы и основанием Санкт-Петербурга.

rus-istoria.ru

Старая Ладога - РУССКАЯ ИСТОРИЯ

А. А. Селин, заместитель директора музея «Старая Ладога»

На северо-западе России, в 120 километрах от Санкт-Петербурга расположено современное село Старая Ладога. Первое, что видит путешественник, едущий по шоссе, соединяющей трассы «Кола» и «Россия», – каменную крепость, точнее – две башни и стену между ними на берегу реки Волхов. Нельзя не остановиться и не поинтересоваться историей этого места. Сегодня частично восстановлен облик позднейшей крепости, построенной в XVI столетии на месте сохранившейся лишь фрагментарно стены XII века. Сооружение первых каменных стен в Ладоге летопись относит к 1114 или 1116 году.

В 2003 году, одновременно с празднованием 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, в Ленинградской области отмечалось 1250-летие Старой Ладоги. Празднование было пышным, с участием первых лиц государства. В связи с юбилеем были сделаны заметные вложения и инфраструктуру села и сделаны попытки связать с этим местом своеобразный бренд «Первая столица». Действительно, в среде исследователей раннего русского средневековья до сих пор идут дискуссии о том, какой из текстов Начальной летописи верный: тот ли, что именует местопребыванием летописного Рюрика Ладогу, или тот, который связывает имя Рюрика непосредственно с Новгородом.

Рязумеется, в 753 году никакого «основания» города Ладога не было. Просто где-то в середине VIII века в устье Волхова зашло два или три корабля, что коренным образом изменило не только жизнь этого лесного уголка, приюта рыбаков, но, чудесным образом, получило отражение в позднейшей русской истории. Даже сегодня след этих кораблей имеет огромное значение для многих жителей России.

Это были не просто случайные заблудившиеся корабли. За несколько десятилетий до этого некоторые обитатели фьордов Балтийского моря начали покидать отчие дома и плыть вдаль, в поисках новых мест для проживания. Их поселения появились на Аландских островах и на южном побережье Финляндии.

Через несколько десятилетий окрепших и возмужавших скандинавов увидит Европа. Начнётся эпоха викингов, всколыхнувшая спокойную жизнь жителей Англии, Франции, Испании, Сицилии. В европейских монастырях будут молиться: «И от жестокости норманнов избавь нас, Господи!». В 750-е годы ничто, казалось, не предвещало таких изменений. Только два-три дома встали там, где Волхов делает изгиб и с правой стороны в него впадает речка, ныне именуемая Ладожкой. Два бревна упали в глинистую землю более двенадцати веков назад. Одно из них было срублено в 753 году, потом, видимо, полежало, подсохло и стало частью настила близ древнейшего дома. Вот так и возникло то, что позже стало именоваться первой столицей Руси.

Размер поселения, возникшего в середине VIII века, был крайне невелик. Сегодня известно всего несколько построек, связанных с этим временем. Но с первых дней существования поселения здесь жили люди, знакомые с европейским производством и европейским «качеством жизни». Уже в 780-е годы здесь появляется стеклодельная мастерская, производившая высококачественные бусы. Здесь пользовались восточным сырьём и восточной техникой обработки стекла.

Резкий рост ладожского поселения произошел в середине IX века. Там, где в середине VIII века стояла два-три домика, близ которых затем появились кузница и стеклодельная мастерская, возводится несколько десятков усадеб. Некоторые учёные смело связывают это обстоятельство с летописной легендой о призвании варягов. Так это или нет, проверить, наверное, никогда не удастся, но именно с IX века можно говорить о непрерывности жизни на Староладожском поселении. В конце IX – начале Х века здесь строится несколько «больших домов», наподобие скандинавских.

В Европе этого времени был огромный дефицит серебра. Одновременно существовало знание о том, что далеко на Востоке, в Прикаспии, есть страна, где серебра много. И с начала IX века викинги плывут на восток, в Сёркланд, как они именовали арабские страны. Здесь же, на ладожском поселении, можно было переночевать, перезимовать, и двигаться дальше. Викинги пересаживались с килевых суден на плоскодонки.

В Ладожском поселении в  какой-то момент становится так много людей, осваивавших пути лесного Севера Европы, что их активность перестает ограничиваться только простым движением в арабские земли. Они осваивают реку Волхов, вдоль которой возникают новые посёлки. Самым важным из них становится тот, где позднее возникла княжеская резиденция – Городище под Новгородом.

В современной Старой Ладоге существует известная с 1500 года улица под названием «Варяжская». Разумеется, хочется верить, что такое название свидетельствует о каких-то событиях древнего прошлого поселения. Доказать это невозможно. Однако именно здесь, на левом берегу Ладожки были также открыты следы застройки IX–X веков. Самым ярким из найденных археологами построек является так называемое «святилище» –  окружённое высоким частоколом пространство без очага и крыши, видимо просуществовавшее много десятилетий. Среди всего прочего, в нём была найдена подвеска с рунической надписью, похоже, магического характера.

Памятником дохристианской эпохи являются также погребальные насыпи, до наших дней сохранившиеся с юга и севера ладожского поселения. Это – высокие курганы, расположенные на открытых пространствах. Большинство из них было ограблено ещё в древности, некоторые исследованы археологами XIX–XX веков. Сегодня они считаются подлинным свидетельством погребального обряда рождавшейся Руси. Обряд этот, возникнув в конце IX века, через столетие, с принятием христианства, полностью исчез. Самым известным из ладожских курганов является «Олегова могила». Малосведущие экскурсоводы часто именуют эту насыпь местом захоронения летописного князя. Это основано на двух обстоятельствах: тексте Новгородской первой летописи о существовании в Ладоге XII века предания о захоронении здесь двумя столетиями ранее князя Олега и на «археологической мифологии» середины ХХ века, когда в экспедиции романтиков-шестидесятников было принято называть одну из сопок Ладоги «Олеговой могилой». На самом деле сопки Ладоги – это часть шести или семи десятков таких монументальных сооружений, насыпанных в Х столетии в нижнем Поволховье, от гостинопольских порогов до коренного берега Ладожского озера. Именно в это время – в Х веке – значение Ладоги размывается. Всё пространство от устья Волхова до порогов было, по сути, одной агломерацией.

Мы не знаем, на каком языке думали и любили те люди, которые строили большие дома в Ладоге в конце IX – Х веков. Однако существует упоминание скандинавских саг о существовании в это время здесь «ладожского ярлства» владения жены Ярослава Мудрого Ирины и её скандинавских родичей. Однако к концу XI века Ладога стала древнерусской. Позднее здесь строится первая на Севере Руси каменная крепость. Примечательно, что с этим временем связаны и личные впечатления летописца: мы знаем, что в начале XII века в Ладоге разговаривали о существовании здесь могилы уже забытого князя Олега, а также о том, как ладожские дети из грязи выковыривают уже ставшие археологическими находками бусы прежних веков и играют ими. Мало какое поселение современной России имеет столь живое подлинное описание первых веков своего существования.

В XII веке происходит новый расцвет Ладоги. Один за другим строится шесть каменных храмов, расписанные фресковой живописью. Сегодня два сохранившихся храма – церковь святого Георгия и церковь Успения Богородицы – самые привлекательные здания Старой Ладоги. Фрески церкви Георгия, с первым дошедшим до нас изображением святого Георгия на территории Руси – шедевр мирового уровня.

Новые летописные известия о Ладоге относятся к последним десятилетиям новгородской независимости. В 1445 году сюда прибывает новгородский владыка Евфимий II Вяжицкий, поновивший церковь святого Георгия и организовавший вокруг неё монастырь. По всей вероятности, одновременно были проведены ремонтные работы в Ладожской крепости. Почему после нескольких столетий забвения у новгородских правителей вновь возникает интерес к своей северной крепости, о которой летописи упорно молчали в XIII, XIV веках, большую часть XV века? Видимо, при последних новгородских владыках эпохи независимости – Евфимии Вяжицком, Ионе Отенском, умершем в московской тюрьме Феофиле – начинает формироваться новая идеология. Реставрацию ранних новгородских церквей следует рассматривать как попытку обращением к древности обосновать специфическую идею «новгородскости», местной самоидентичности, отличности Новгорода, как от Московской Руси, так и от Литвы. Попытка эта была обречена на поражение, но именно ей мы обязаны восстановлением Георгиевской церкви в XV веке.

В конце XV века Ладога становится частью Московского государства. В течение XVI века город активно рос, пережил опричнину  и бои Ливонской войны. После этой войны в Ладоге была возведена новая крепость с толстыми стенами и пятью башнями. Вскоре с южной стороны к ней были пристроены укрепления «Земляного города», перекрывшие ядро древнейшей застройки Ладоги.

Крепость и Земляное Городище в Ладоге представляют собой уникальный комплекс военно-оборонительного зодчества эпохи становления русской государственности. Сложное фортификационное сооружение, возникшее в «московскую эпоху» на месте одной из первых древнерусских каменных крепостей, представляет собой творческую реализацию отечественной и европейской инженерной мысли в тот исторический момент, когда Россия впервые открыто обратила лицо к Западу – в конце XVI столетия.  Именно тогда первые русские студенты по приказу Бориса Годунова были посланы в Европу. Тогда же в древней русской столице строятся два «города» – каменный, с пятью башнями и дерево-земляной, с тремя бастионами.

В годы Смуты, когда Ладога была занята войсками шведского короля, в крепости производятся дополнительные фортификационные работы. Позже, в течение всего XVII века, московское правительство не уделяло серьёзное внимание укреплениям на Севере государства, несмотря на то, что в 1656–1658 годах русско-шведская война бушевала вблизи стен ладожской крепости.

Только в начале Северной войны, когда новая опасность со стороны Северного соседа стала очевидной, бастионы Земляного города в Ладоге были спешно реконструированы. И почти сразу же начался поход 14 петровских полков на Запад, к Нотебургу-Орешку и Ниеншанцу, закончившийся, как известно, отвоеванием Невы и основанием Санкт-Петербурга.

rus-istoria.ru


Смотрите также