Древняя китайская головоломка танграм. Внеклассный кружок "Мыслитель". "Знакомство с танграмом – древней китайской головоломкой"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Танграм — знаменитая китайская головоломка. В чем ее секрет? Древняя китайская головоломка танграм


Загадочный Танграм

Для развития пространственных представлений детей, конструктивного мышления, логики, воображения и сообразительности очень полезны геометрические игры-головоломки. Одна из таких игр — древняя китайская игра Танграм.

 Загадочный Танграм

Фото © Аlgodoo

 

Какая загадка кроется в этой игре?

Происхождение игры

Игра родилась в Китае более 3000 лет назад. Хотя слово «Танграм» было придумано чуть более века назад в Северной Америке, китайская игра была известна под названием «доска из семи фигур мудрости».

 

Согласно одной легенде Великий дракон, который жил среди людей, вступил в бой с Богом Грома. И Бог Грома разрубил небо топором на 7 частей, которые упали на землю. Куски были настолько черными, что поглотили весь свет на земле, уничтожив тем самым формы всех объектов. Дракон, опечаленный такой трагедией, взял эти семь частей и принялся строить различные формы и существа, начиная с человека, животных и растений.

 

Другая легенда рассказывает о монахе, который поручил своим ученикам путешествовать, рисуя разнообразие красоты мира на керамической плитке. Но однажды плитка упала и разбилась на 7 частей. Ученики пытались в течение семи дней собрать плитку в квадрат, но безуспешно. И тогда они решили: красоту и разнообразие мира можно составить и из этих семи частей.

 

Что представляет из себя игра?

Головоломка состоит их семи геометрических фигур путем рассечения квадрата:

2 больших прямоугольных треугольника

1 средний прямоугольный треугольник

2 маленьких прямоугольных треугольника

1 квадрат

1 параллелограмм

 

Каждая из этих частей называется Тан (по-китайски «часть»).

 

Из этих фигур выкладываются самые разные ситуэты. Игра имеет 1600 вариантов решений, которые включают большое разнообразие животных и человека, объектов и геометрических фигур.

 

Как и с другими головоломками,  танграм можно собирать одному, а можно соревноваться с другими игроками.

 

Как играть в Танграм?

Начертите на картоне квадрат и разделите его на части. Лучше использовать двусторонний цветной картон. Если такового не имеется, возьмите обычный цветной картон, склейте его изнаночной стороной и вырежьте фигуры. Так детали получатся более плотными. Сделайте несколько таких наборов разного цвета.

 шаблон 

Для начала попросите ребенка сложить из этих кусочков снова квадрат. Лучше, если ребенок справится с заданием, не глядя на рисунок квадрата. Но если не получается, можно воспользоваться образцом.

 

Выкладывая фигуры, ребенку проще пользоваться образцами с прорисованными составными частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения.

 

 

На заметку

Танграм можно вырезать из листа мягкого магнита (магнитной ленты). Отличным вариантом будет взять листы разного цвета. Тогда можно будет собирать танграм прямо на холодильнике.

 

При игре следует соблюдать следующие правила
  1. при составлении изображений используются все семь фигур;
  2. фигуры должны быть в одной плоскости, т.е. не должны перекрывать друг друга, располагаться поверх других частей;
  3. все части должны быть смежными, т.е. иметь точку соприкосновения с другими частями.

 

Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых создается с помощью игры-головоломки. В этом случае ребенку будет легче представить изображаемый объект и, может быть, составить свой вариант. Такие занятия очень полезны при подготовке детей к обучению в школе.

 

Видео взято с youtube.comПользователь WwwIgrovedRu

 

Автор Сейтнефесова Светлана

Источник схем: walls360.com

 

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

ncuxolog.ru

Внеклассный кружок "Мыслитель". "Знакомство с танграмом – древней китайской головоломкой"

Разделы: Внеклассная работа

Задачи занятия:

  • познакомить с понятием «головоломка»;
  • познакомить историей появления танаграма;
  • повторить названия фигур, известных первоклассникам, учить сравнивать фигуры по форме, размеру;
  • научить составлять картинки с заданным разбиением на части;

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Напоминаю, меня зовут Диана Юрьевна, и сегодня у нас занятие кружка «Мыслитель»

II. Актуализация

- Вы слышали слово «головоломка»?

- Как вы понимаете это слово?

- Какие головоломки вы знаете?

III. Сообщение новых знаний.

1. Беседа «Головоломки».

Рассказ учителя о знаменитых головоломках: Кубик Рубика, Пирамидка Рубика, Змейка Рубика, Волшебные кольца, Цилиндр.

Показ головоломок (презентация)

«Кубик Рубика» (первоначально был известен как «Магический кубик») — механическая головоломка, изобретённая в 1974 году венгерским скульптором и профессором архитектуры Эрно Рубиком. Головоломка представляет собой пластмассовый куб, составленный из 27 кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей. Каждый из девяти квадратов на каждой грани кубика окрашен в один из шести цветов. Задача игрока заключается в том, чтобы, поворачивая грани кубика, вернуть его в такое состояние, когда каждая грань состоит из квадратов одного цвета («собрать кубик Рубика»).

«Пирамидка Рубика» Известная механическая головоломка с 4-мя сторонами разного цвета. Цель — собрать все элементы одного цвета на одной стороне. Как и Кубик Рубика, она состоит из элементов, которые при повороте граней могут перемешаться с грани на грань, только роль кубиков здесь выполняют маленькие тетраэдры, из которых и сложен большой тетраэдр. По сути, измененная версия Кубика Рубика, однако для сборке потребуются другие алгоритмы, ведь перемещение игровых элементов — 14 маленьких аналогов пирамидки происходит вокруг осей, расположенных по отношению друг к другу не под прямым углом, как у Кубика Рубика.

Змейка Рубика — головоломка, также придумана Эрнё Рубиком. Задача состоит в сборке различного рода геометрических фигур, животных и прочих ассоциативных вещей. В начале 1980-х годов, Змейка Рубика пользовалась большой популярностью в СССР и до сих пор остается одним из «бестселлеров» среди механических головоломок, сравнимых по популярности с кубиком Рубика. Из данной головоломки можно сложить более ста  фигур. Очень хорошо развивает пространственное мышление.

Цилиндр - представляет собой вращающие вдоль оси кольца с цветными шариками. Задача, перемещая шарики - собрать полоски одного цвета.

Волшебные кольца - два кольца соединены в форме восьмерки. Кольца заполнены цветными (всего от 2 до 4 цветов) шариками, которые могут свободно перемещаться в кольцах. Необходимо из перемешавшихся шариков составить непрерывные последовательности каждого цвета.

Танграм – головоломка с перекладыванием картинок – всего лишь один из множества видов задач для ума. Ребусы, загадки, различные хитрые задачки на подсчёты, логические головоломки – человечество придумывает всё новые и новые развлечения. Все они, на первый взгляд – не более чем забава, на самом деле являются прекрасным средством развить и поддержать свой интеллект на должном уровне.

2. Рассказ о древней китайской головоломке «Танаграм».

Танграм – самая популярная игра из серии «геометрических конструктов». Относительно её существует следующее предание.

Это было давно, почти две с половинной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

На первый взгляд, игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталей (они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется лёгкой. Не всякий взрослый сможет решить мудрые комбинации фигурок танграма.

В Китае слово танграм неизвестно, а игра имеет название Чи – Чао – Ту (семь хитроумных фигур).

IV. Практическая работа по теме занятия.

  • Достать из конверта все фигуры пересчитать. (Должно быть 7 фигур)
  • Назвать каждую фигуру (Большие треугольники, маленькие треугольники, средний треугольник, квадрат, четырёхугольник)
  • Найти одинаковые фигуры. (Два больших треугольника, два маленьких треугольника).
  • На первом этапе проходит составление картинки с заданным разбиением на части. Учащимся раздаются листы с рисунком (Приложение 1)
  • Фигуры собирают в указанном учителем порядке – от более простого к более сложному.
  • За время занятия нужно собрать все фигуры уровня. Каждую собранную фигуру проверяет учитель.
  • Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся с неразвитыми пространственными представлениями.

V. Итог работы

- С какой игрой познакомились на занятии?

- Где была придумана эта игра?

- В чём она заключается?

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

В мире "ТАНГРАМ". Игрушка на все времена... – Ярмарка Мастеров

Добрый день!

« Мама, давай поиграем!» - просит ребенок с утра до вечера.

«Что бы предложить?» –думает мама.

Предлагаю вспомнить, а тем, кто не знает познакомиться с интересной игрой "ТАНГРАМ" .

Сейчас эту головоломку продают в разных исполнениях – и деревянную, и бумажную, и пластиковую, но можно сделать самим из цветного картона, разрезав квадрат на 7 частей.

 ЧТО ТАКОЕ «ТАНГРАМ»?

игрушка                             игра    

 «Танграм»- это древняя китайская игра-головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур), полученных разрезанием  квадрата на семь частей – два больших (1, 2),  два маленьких (3, 4) и один средний треугольник (5), один квадрат (6)  и один параллелограмм (7), которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Условия игры:

•   В каждую собранную фигуру должны  входить все 7 элементов.

•  При составлении фигур элементы не должны накладываться  друг на друга.

•   Элементы фигур должны примыкать один к другому.

 Суть игры: сконструировать  разнообразные предметные силуэты

Задания головоломки:

    1.Необходимо  сложить фигуру по контурному рисунку.

     2. Необходимо  сложить фигуру по рисунку со  

         сплошной заливкой.

    3.Необходимо сложить с наибольшей точностью

        силуэтыузнаваемых предметов.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета .

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

головоломка

 досуг с детьми

досуг

 игры

                                       

ЛЕГЕНДЫ ПОЯВЛЕНИЯ «ТАНГРАМ»

танграм

Танграм  - очень древняя  игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.

 Легенда первая: версия про разбитую плитку.

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам.Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Легенда третья: семь книг Тана.

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома».Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора. Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на «известные» китайские пословицы типа «Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана».

"ТАНГРАМ" В ЛИТЕРАТУРНЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

 Льюис Кэрролл

Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла . Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”.

Эдгар А. По

Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Известный писатель и дипломат Роберт Ван Гулик в романе “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг танграма

ПРИМЕНЕНИЕ «ТАНГРАМ»

Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй в качестве мебели. Вся мебель построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из этих симпатичных полочек. Сами производители выпустили вместе с инструкцией по сборке несколько страниц с идеями для библиотеки, гостиной, спальни и детской.   Самое вкусное применение танграма в шоколаде.

  отдых

 игры с детьми

 

умные игры

игра-головоломка

геометрия

 

 китай

Закончить о танграмах хочется словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»

Желаю всем хорошей разрядки от трудных ежедневных проблем , погрузившись в мир «ТАНГРАМ».

 

www.livemaster.ru

Конспект внеурочного занятия 1 класс

Кружок «Занимательная математика»

Занятие по внеурочной деятельности

Тема : Танграм- древняя китайская головоломка

Цель: создать условия для формирования пространственных представлений и простран­ственного воображения

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Составление картинки с заданным разбиением на части

Познавательные: выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуаль­ное затруднение в пробном действии;

выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де­тали в соответствии с заданным контуром конструкции;

Регулятивные: включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем­ных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Оборудование: образцы фигур, китайская музыка, ковер

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы совершим путешествие в одну из экзотических стран – в Китай. Китай находится в Восточной Азии. В нем проживает около 1млрд.300млн. человек. Это примерно в 5 с половиной раза больше, чем в России.

В Китае родилась удивительная игра- танграм.

Это было давно, почти две с половинной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

На первый взгляд, игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталей (они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется лёгкой. Не всякий взрослый сможет решить мудрые комбинации фигурок танграма.

А кто нам скажет, что это за игра? И каковы ее правила?

-К нам из Китая пришла телеграмма.

« Ребята, помогите! Злой волшебник заколдовал принца и превратил его в фигурку танграма. Части этой фигурки он разбросал по всему свету. Вам надо найти их, собрать и прислать мне. А мой придворный маг расколдует принца. Пожалуйста, помогите!

Китайская принцесса»

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (Собирать танграм.)

-А для чего нам это нужно? (Мы хотим помочь принцессе и принцу)

-Итак, мы разделимся на 2 команды: мальчики и девочки. Вам предстоят сложные испытания, за каждое выполненное задание , вы получите часть фигурки танграма, а потом мы все вместе попытаемся собрать силуэт принца.

(Дети располагаются по группам на коврике)

1 задание

Отправляемся на поиски. Нам нужно средство передвижения. Нам надо будет плыть по реке. На чем мы можем поплыть? (На корабле) Какая команда первой соберет кораблик? На том корабле и поплывем.

(Дети собирают на полу кораблик из фигур танграма)

2 задание

Плыли мы плыли и вот причалили к берегу. Дальше надо идти пешком. А на встречу нам зверь невиданный.

Прыгун-трусишка:Хвост-коротышка,Глазки с косинкой,Ушки вдоль спинки,Одежка в два цвета –На зиму, на лето.

Кто это (заяц)

Итак, нам надо сложить фигурку зайца.

3 задание

Трудный путь впереди. Нам надо быть в хорошей физической форме. И чтоб добыть еще одну часть фигуры танграма, надо размяться и сделать зарядку.

Физминутка

4 задание

Идем дальше. Вдруг видим под кустом лежит записка, а в ней загадка. Горело 7 свечей, 2 погасли. Сколько свечей осталось? (2, остальные догорели и растаяли). Давайте сложим свечку.

5 задание

Долго мы шли и вот скоро наступит ночь. Нам надо найти место для ночлега. Давайте построим дом. Какая команда пригласит нас к себе ночевать?

Мы устали, нам надо отдохнуть. Легли на коврик, закрыли глазки.

(Дети удобно ложатся на ковер, закрывают глаза. В это время играет тихая китайская музыка)

Представили, что вы лежите в теплых постельках, на мягких пушистых подушках. Вам хорошо и спокойно. Вам снятся чудесные цветные сны. Ваше тело отдыхает, набирается сил. Вас ничего не беспокоит. Вы крепко спите. И вот, вы чувствуете, что уже отдохнули и наступает пробуждение. Вы проснулись, чувствуете себя полными сил и готовыми к новым испытаниям.

6 задание

Мы проснулись, потянулись. Что по утрам надо делать? (зарядку). И за это, если мы хорошо разомнемся, мы получим еще одну часть танграма.

Дети самостоятельно проводят физминутку.

7 задание

Итак, последнее задание.

Задача про конфеты. У Вани и Юли было одинаковое количество конфет. Ваня отдал Юле 2 конфеты. На сколько конфет стало больше у Юли? (на 4 конфеты). Пора бы нам и подкрепиться. Сложили конфетку.

Молодцы, теперь все части у нас есть. И у нас получился силуэт принца на коне. Мы отправим этот танграм принцессе, а ее добрый маг-волшебник расколдует его. Скажите, какая цель была у нас сегодня? Вам понравилось наше путешествие? А какие фигуры вам показались более сложными? Как вы думаете, мы достигли своей цели? Будем надеяться, что у принца с принцессой все сложится хорошо. А вам спасибо, что помогли им и не оставили в беде.

hello_html_357de78d.gif

hello_html_26dc62a9.jpg

hello_html_m2800f416.png

hello_html_1b81fd3c.png

infourok.ru

Что такое танграм и чем он может быть полезен?

Доброго времени суток, дорогие читатели! Есть ли среди вас знатоки, которые могли бы нам объяснить, что такое танграм? Забегая вперёд, сразу дам подсказку, чтобы вспомнили те, кто знал да подзабыл, и заинтересовались те, кто не знал о нём совсем ничего. Это такая китайская головоломка.

Познакомившись с правилами, убедилась, что игра действительно занимающая и интересная. Причём это зарядка для мозга не только для детей, родителям тоже придётся поломать голову над старинной китайской геометрической загадкой.

В чём загадка танграма?

деревянный-танграм

Игра танграм значится как семь дощечек мастерства. И это название неслучайно. Головоломка в действительности состоит из семи геометрических фигур, прозванных танами. Дощечки – это потому что в игре используются плоские фигуры. Получились они из разделённого на части квадрата. Сначала его делят на два больших равных треугольника с углами вершин по 45 градусов, а потом согласно схеме из этих треугольников получается семь танграмовских фигур:

  • два больших треугольника, у которых одна сторона (гипотенуза) получается равной стороне изначального большого шаблона-квадрата;
  • один средних размеров треугольник, у него по схеме катеты длиной по половинке длины стороны квадратного прародителя;
  • два маленьких треугольника с гипотенузами, равными половинкам длины стороны большого квадрата;
  • один параллелограмм с углами в 45 и 135 градусов;
  • один средний квадрат.

Вот вам наглядное изображение с размерами, чтобы попонятнее было:

схема-танграма

Сделать игрушку для мозгов можно из обычного картона. У некоторых есть деревянные наборы.

Кто придумал танграм?

На этот вопрос не знает ответа никто. Вот на страничках интернета нашла несколько интересных легенд, которыми окутана тайна появления китайской головоломки.

По первой из них, более 4 тысяч лет тому назад в Китае у одного ремесленника из рук выпала плитка из фарфора и разбилась на 7 осколков – тех самых, про которые мы с вами уже знаем. Человек расстроился и стал пытаться спешно их собрать воедино, однако, раз за разом получал всё новые и новые комбинации. Его неловкость послужила основой для удивительного занятия.

танграм-в-коробочке

Согласно второй истории из глубин древности, танграм появился для обучения нерадивого сына китайского императора основам математики. Случилось это 2,5 тысячи лет назад. Трое мудрецов были призваны на изобретение такой игры, которая оказалась бы по душе маленькому наследнику.

В результате, художник, философ и математик придумали такую головоломку, которая научила сына императора смотреть на мир пристальным глазом художника, дала основы математики и сделала терпеливым, показав, что сложное всегда состоит из простого.

Есть и третья тайна о семи книгах великого китайского мудреца Тана, в каждой из которых описано по тысяче фигур, собранных из великого квадрата. Что интересно, каждая книга с комбинациями является продолжением последующей, и все вместе они представляют семь стадий развития жизни на Земле, начиная с хаоса, перерождаясь в простейшие формы, затем в образы животных, в творения человека и архитектурные сооружения.

Современная наука связывает появление танграма с 1780 годом. Это первая дата, которая знакомит с фигурками через работу китайского художника. На его полотне люди складывают что-то из танов. До этого времени официальных упоминаний о головоломке ни археологами, ни учёными не нашлось.

китайская-картина-с-танграмом

Европейцы познакомились с игрой только к началу 19 века, когда она попала с китайскими моряками к американскому судовладельцу в виде презента из слоновой кости. Есть мнение, что название головоломки состоит из двух корней: «тань» — китаец, и «грамм» — буква. Первое время это была вовсе не игрушка для развлечения, а средство обучения геометрии.

Как играть в танграм?

дети-играют-в-танграм

Казалось бы, наипростейшая комбинация, что сложного. Однако, это набор для миллионов вариаций. Вся суть игры – из имеющихся элементов создавать свои образы. Это похоже на конструктор, из которого можно собрать предметы, только в данном случае они будут не объёмными, а на плоскости. Тут есть три основных условия:

  1. каждая собранная фигура должна включать в себя все семь танов;
  2. при конструировании таны располагаются каждый на плоскости, друг на дружку их класть нельзя;
  3. каждый тан должен соседничать хотя бы одной своей стороной либо вершиной с другим таном.

В результате из простых геометрических фигур можно сложить наиболее сложную, например, сделать из танов человечка либо дом, сложить букву либо цифру. Всё зависит от фантазии вашей и вашего ребёнка.

фигуры-из-танграма

Вообще, такая игрушка у педагогов выступает отличным дидактическим материалом для дошкольников, позволяющим выучить в математике основные геометрические фигуры, дающим понимание величины и формы, части и целого, тренирующим мышление и комбинаторские способности.

Вы только представьте, что история танграмовского творчества насчитывает более 6,13 миллионов различных вариаций, придуманных простыми игроками, от простейших фантастических до наисложнейших, близких к реалиям!

Изюминка головоломки в её парадоксах, когда из всего набора танов иногда получаются две фигуры, и одна при этом – подмножество другой. Вот вам задачка – парадокс, обнаруженный математиком Генри Дьюдени. Сможете собрать двух его монахов, один из которых с ногой, а другой – абсолютно такой же, но безногий?

загадка-танграм-монахи

А вот у парадоксальной, логически необъяснимой комбинации американского шахматиста Сэма Лойда у одного квадрата срезали угол, а частей-то всё так же семь!

загадка-танграм-квадраты

Согласитесь, есть над чем призадуматься!

Для детей можно использовать простейшие примеры по принципу мозаики, когда из частей составляется целое. Это помогает дошкольникам освоить навыки присоединения элементов друг к другу, дадут представление о пропорциях. На следующем этапе овладения техникой танграма собираются фигурки по предложенному образцу, что учит анализу и сравнению.

Самым сложным будет процесс игры по контуру, когда нужно зрительно разобрать форму на его составляющие и подобрать нужные таны. Овладевшие основными правилами танграма, они обычно впоследствии сами «лепят» себе образы.

домик-из-танграма

Ну, как, есть среди нас мастера танграма? Сложили монахов и откушенный квадрат? А может у вас родился свой парадокс? Делитесь достижениями в комментариях!

Не забудьте подписаться на новости блога и добавиться в нашу группу «ВКонтакте», что бы наверняка не пропустить ничего важного и интересного)

До новых встреч!

Ваша «ШколаЛа»

shkolala.ru

История создания - Нешарнирные головоломки

Танграм

История

Танграм, возможно, ведёт своё происхождение от яньцзиту (燕几圖) — вида мебели, появившегося во времена империи Сун. Как мебель яньцзиту претерпела некоторые изменения за время правления династии Мин, а в дальнейшем превратилась в набор деревянных фигурок для игры.

Хотя танграм часто считают изобретением глубокой древности, первое печатное упоминание о нём встречается в китайской книге, изданной в 1813 году и написанной, очевидно, в правление императора Цзяцина.

Появление танграма на западе относят не ранее чем к началу XIX столетия, когда эти головоломки попали в Америку на китайских и американских судах. Старейший такой экземпляр, подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из слоновой кости и хранится в шёлковом футляре.

Слово «танграм» впервые было использовано в 1848 году Томасом Хиллом, в дальнейшем президентом Гарвардского университета, в его брошюре «Головоломки для обучения геометрии».

Писатель и математик Льюис Кэрролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами.

У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения. Фотографии этого набора содержатся в книге Джерри Слокума The Tangram Book.

Книга Сэма Лойда «Восьмая книга Тан» (англ. The Eighth Book Of Tan), вышедшая в 1903 году, содержит вымышленную историю танграма, согласно которой эта головоломка была изобретена 4 тысячи лет назад божеством по имени Тан. Книга включает 700 задач, некоторые из которых неразрешимы.

Парадоксы

Парадокс танграма заключается в следующем: каждый раз полностью используя весь набор, можно сложить две фигуры, одна из которых будет подмножеством другой. Один такой случай приписывается Дьюдени: две похожие фигуры изображают монахов, но у одной из них при этом есть нога, а у другой фигуры её нет. Разрешение этого парадокса приводится во многих источниках, в том числе по ссылке.

Другой парадокс предлагается Лойдом в «Восьмой книге Тан»: Седьмая и восьмая фигуры изображают загадочный квадрат, составленный из семи частей. Затем угол квадрата срезали, но при этом всё равно используются те же семь частей.

Подсчёт конфигураций

Ван Футрайн и Сюн Цюаньчжи (熊全治) доказали в 1942 году, что существуют только тринадцать выпуклых конфигураций танграма (таких, что отрезок прямой, проведённый между любыми двумя точками внешнего контура, пройдёт только через точки, заключённые внутри этого контура).

Книга Рональда Рида «Танграм: 330 задач» (англ. Tangrams: 330 Puzzles) просит читателей присылать любые другие фигуры. Такое условие создаёт множество хотя и с гораздо большим числом элементов, чем множество выпуклых фигур, но всё же конечное.

В ответ было предложено приблизительно 6,13 миллиона возможных конфигураций, в каждой из которых при этом хотя бы одна вершина и хотя бы одна сторона любой части совпадают с вершиной и стороной другой части.

Местом где была изобретена игра несомненно является Китай. Дата создания может быть определенна приблизительно 18 век. Первой известной древней книгой по танграму является «Собрание фигур из семи частей» (Китай 1803 г.). Издана она была на рисовой бумаге. Книги изданные в Европе были лишь отчасти оригинальны, а в своей основе имели китайские источники.

Все мы хорошо знаем книгу «Алиса в стране чудес» Л.Кэрролла (Чарльз Лютвидж Доджсон). Однако это его не единственное произведение. В книге «Модная китайская головоломка» он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость». Упоминание о любимой игре Наполеона, скорее всего не соответствует действительности, однако, и нет обратных доказательств, что, в свою очередь, позволяет существовать и такой красивой версии.

Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Известный писатель и дипломат Роберт ван Гулик в романе «Убивающие ногтями» построил весь сюжет книги вокруг танграма.

Одним из первых научных трудов известных человечеству по решению задач на разрезание является трактат Абдул Вефа. Он являлся персидским астрономом. Жил в десятом веке в Багдаде. Сохранились лишь отдельные части этой книги и в том числе решение задачи как разрезать три одинаковых квадрата на 9 частей из которых в дальнейшем возможно сложить один большой квадрат. В дальнейшем решение этой задачи с условием использования минимального количества элементов было сделано англичанином Генри Э. Дьюдени. Он решил задачу Абдул Вефа с использованием 6 элементов, и это является минимальным решение на настоящие время.

Энциклопедией решения различных задач на разрезание является книга Гарри Линдгрена «Геометрия разрезаний». В этой книге можно найти рекорды по разрезанию многоугольников на заданные фигуры. При использовании треугольника как базового элемента — многоугольники можно разрезать на следующие количество частей:

квадрат — 4

пятиугольник — 6

шестиугольник — 5

семиугольник — 9

восьмиугольник — 8

девятиугольник — 9

десятиугольник — 8

двенадцатиугольник — 8

Рассматривая решения задач на разрезание понимаешь, что универсального алгоритма или метода не существует. Иногда начинающий геометр в своем решении может значительно превзойти более опытного человека. Это простота и доступность является основой популярности игр основанных на решении таких задач. сразу на ум приходит пример — тетрис.

Пазлы

Игрой внешне близкой танграму являются пазлы. В начале пазлы являлись большим набором фигур неправильной формы из которых необходимо было сложить картинку — задание. Несмотря на эту схожесть — танграм, задача противоположная, так как семь базовых элементов позволяет значительное множество фигур, а в случае пазла мы ограничены только одним решением.

Сравнительный анализ танграма с другими аналогичными играми был сделан Р.Ридом в книге «Танграмы: 330 головоломок». Для игры танграм основным требованием к человеку является логическое мышление и геометрическая интуиция, а для игры пазл — все-таки всего лишь усидчивость и терпение.

Миф создания

Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры танграм. Наиболее распространенной и известной является та, что игра танграм насчитывает около 4000 лет. Такую дату можно прочитать у Кордемского Б.А. или Котова А.Я., а так же у различных иностранных авторов. Мнение о танграме, как о самой древней головоломке является весьма распространенным. Однако, это всеобщее заблуждение. Миф о этом создал С.Лойд. В 1903 году он выпустил книгу «Восьмая книга Тана» в которой впервые опубликовал свою красивую версию о древнем происхождение игры. Это и по настоящее время один из величайших розыгрышей в мире головоломок.

О названии Танграм

В Китае название Танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю (семь хитроумных фигур). В Оксфордском словаре английского языка — название Танграм появляется с ссылкой на авторитетного Генри Э.Дьюдени, его версию принял составитель словаря Д.Мюррей. Он обнаружил, что слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. По мнению в Мюррея, само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова Тан, что означает на кантонском диалекте китайский, и распространенного суффикса -грам (как в словах анаграмма или криптограмма). Иная теория происхождения слова танграм была выдвинута Питером Ван Ноутом в предисловии к новому изданию книги Ллойда: китайские семьи, живущие на лодках, называются танка, тан по-китайски означает — падшая женщина. Американские моряки, покупавшие головоломку у девушек — танка, могли назвать ее танграмом — головоломкой доступных девушек. В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм — трактуется, как старинное английское слово — обозначающие игрушка головоломка.

Розыгрыш Дьюдени

В своей книге «Математические развлечения» он приводит вымышленную историю о том, как один американский корреспондент приобрел набор перламутровых танов китайской работы, к которому прилагалось отпечатанная на рисовой бумаге брошюра, содержавшая более 300-х фигур. Корреспондента заинтересовал таинственный иероглиф на титульном листе, но все китайцы, к которым он обращался с просьбой объяснить, что означает этот знак, не хотели или не могли ничем ему помочь. Он воспроизвел иероглиф в своей книге и обратился к читателям за помощью. Мы знаем, что ответили Дьюдени его современники, но Рид, у которого была та же брошюра, без труда разгадал загадку. Иероглиф был просто надписью под танграмом, изображавшим двух человек. Надпись гласила — два человека лицом друг к другу пьют чай. Эта картинка свидетельствовала о больших возможностях, таящихся в игре танграм.

nontwistypuzzles.ru

Китайская головоломка - танграм - Внеклассные мероприятия по математике

НАЧАЛЬНАЯШКОЛА
ОСНОВНАЯИ СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕОПЫТА
ТЕМ ВРЕМЕНЕМВ БЛОГАХ... еще... КОММЕНТАРИИ еще... В тепличке, наверное, скорее вырастет, попробуйте. Я сажаю в огороде, теплицы по... Интересная идея, Виктория Валерьяновна! Вот завтра и займусь посадкой рукколы. С... Галина Геннадьевна, я тоже раньше не знала об этом растении, в прошлом году дочь... Елена Викторовна, мне кажется, рукколу можно высаживать в любое время, посадите ... Марина Юрьевна, спасибо за стихотворение! Да, некоторые считают ее сорняком, но ... Валентина Владимировна, очень вкусная зелень, попробуйте вырастить сами! Можно и...

Внеклассные мероприятия по математике

• 1 -4 класс • игра, викторина , презентация 04.11.2015
Танграм - увлекательная китайская головоломка для детей и взрослых. В данной работе представлены 28 различных картинок разного уровня сложности. На первых семи картинках показаны все детали танграма, на следующих слайдах - картинка, не расчленённая на фигурки.

Работа предназначена для учеников начальных классов с целью развития логического мышления, внимания, мелкой моторики. Можно использовать в начале урока(моим ученикам очень нравится) или во внеурочной деятельности.

Можно составлять картинки, перелистывая слайды щелчком. Также на третьем слайде даны гиперссылки на каждую картинку. Возвращаемся обратно, нажав на муравьишку.

Танграм Ольги Михайловны мы уже решали.Предлагаю ещё. © Смоленцева Татьяна Григорьевна Смоленцева Татьяна Григорьевна Понравилось? Сохраните и поделитесь:

По кнопке ниже вы можете скачать Китайская головоломка - танграм категории Внеклассные мероприятия по математике бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Документ является презентация.

Скачать материал 0.5Mb Загрузка началась... Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!
Рекомендации:

Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

arnika #1 | 04.11.2015 | 20:19 | 1

Татьяна Григорьевна, спасибо, возьму для своих третьеклассников. Ресурс насыщенный, выполнен отлично.

Ирина Николаевна! Спасибо за комментарий, рада быть полезной. Дети очень любят такие головоломки.

arnika #3 | 04.11.2015 | 20:44 | 1

Дети любят, да и польза от них велика.

Татьяна Григорьевна,спасибо за познавательный ресурс!

Татьяна Григорьевна, спасибо за отличный ресурс. Беру к себе в избранное.

Дорогие коллеги, очень приятно Ваше внимание. Спасибо за добрые слова.

Забираю себе в копилку. Скоро неделя математики- пригодится. Творчества Вам, Татьяна Григорьевна!

Татьяна Григорьевна, спасибо за уникальный ресурс. Он будет востребован не только на уроках математики, но и на технологии у первоклассников, и летом в лагере. Здорово!

Светлана Александровна, Елена Александровна! Спасибо за внимание и добрые слова!

kor_lb #10 | 06.11.2015 | 10:36 | 0

Татьяна Григорьевна! Спасибо за материал, развивающий логическое мышление и внимание!

Спасибо, Татьяна Григорьевна, за интересную игру! Будем пробовать с первоклассниками.

Любовь Николаевна, Ольга Ивановна! Спасибо за внимание. У меня тоже первоклассники. По рисунку с открытыми деталями уже быстро получается складывать, а вот по контуру пока сложновато.

OlgaSch #13 | 08.11.2015 | 10:31 | 0

Татьяна Григорьевна! Спасибо за ресурс, необычный и оригинальный! Удачи и всего хорошего!

Прекрасный материал, Татьяна Григорьевна! Беру на урок! Спасибо!

Татьяна Григорьевна, спасибо за представленный ресурс!

Татьяна Григорьевна, спасибо за интересный ресурс.

Татьяна Григорьевна, спасибо за интересную работу! Много материала, много труда. Успехов и интересных работ!

easyen.ru