Древняя керамика фото. Керамика – ее богатейшая история, виды и художественная ценность
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя перуанская керамика - Моче, Наска, Инки. Древняя керамика фото


Археологический музей античной Горгиппии - Часть 2

Торговля, ремесла и быт в древнем античном городе

Археологический музей античной Горгиппии в АнапеВсего 56 фотоГончарный промысел составлял значительную часть потребностей города. В Афинах квартал гончаров назывался «Керамик», по всей видимости и Горгиппии он назывался также. При раскопках в Анапе в районе Набережной были найдены три гончарные печи, функционировавшие с III в до н.э. до III в н.э. Продукция, которую они выпускали была довольно разнообразной.Особенной красотой выделялись изящные изделия с применением черного лака и с рисунками  сюжетов из греческих мифов. Большей частью они привозились из Аттики, но кое-что изготовляли и местные умельцы.02.Античные гончарные изделия
03.Экспозиция археологического музея Горгиппии04.Продукция горгиппских гончаров05.Гончарные изделия из Горгиппии

Пелика06.Пелика

Пелика07.Пелика

Ойнохойя, кратер и килик08.Ойнохойя, кратер и килик

Стамнос09.Стамнос

Пелики10.Пелики

Фрагменты чернолаковой керамики11.Фрагмент чернолаковой керамики12.Фрагмент чернолаковой керамики

Ойнохойя13.Ойнохойя

Лекиф14.Лекиф

Ольпа15.Ольпа

Килик16.Килик

Скифос17.Скифос

Пелика. Любопытное изображение сфинксов.18.Пелика. Любопытное изображение сфинксов.

Стамнос19.Стамнос

Стамнос20.Стамнос

Чернофигурный лекиф. V век до н.э.21.Чернофигурный лекиф. V в. до н.э.

Ольпа22.Чернофигурная ольпа. V в. до н.э.

Скифос или Кубок Геракла.23.Скифос или Кубок Геракла

Килик24.Килик

Чернолаковый канфар - сосуд для питья вина, V в. до н.э.25.Чернолаковый канфар - сосуд для питья вина. V век до н.э.

Скифос26.Скифос

Стамнос27.Стамнос

Очень важную роль в хранении и перевозке продуктов играли амфоры и пифосы. Амфоры использовали для хранения вина, зерна, оливкового масла, меда, соков косточковых. Они были относительно компактных размеров. Небольшие амфоры подвешивали на веревках, а более крупные ставили на деревянные подставки с отверстиями. Пифос же являлся очень крупным гончарным сосудом, обычно он использовался для стационарного хранения. Пифосы вкапывали в землю или делали в каменном полу специальные отверстия для того, чтобы их туда поставить. В частности, на этом фото видно как амфоры перевозились морским путем, на кораблях. Корабли в те времена были небольшими, поэтому много амфор погрузить не удавалось.28.Амфоры в трюме корабля - реконструкция способа транспортировки

29.Амфора30.Амфора31.Амфоры32.Амфора
33.Амфора34.Амфоры35.Пифос36.Амфоры, довольно своеобразной формы37.Амфора38.Амфоры

Глиняный светильник39.Глиняный светильник

Предметы быта.40.Предметы быта

Краснолаковый лагинос с орнаментом «барбатин» I в. н.э.41.Краснолаковый лагинос с орнаментом «барбатин» I в. н.э.

Канфар42.Канфар

Скифос43.Скифос

Гончарные изделия44.Гончарные изделия

Полихромная чаша из цветного стекла45.Полихромная чаша из цветного стекла

Древние изделия из стекла удивительно напоминают современные46.Чаши из цветного стекла

Женские украшения из захоронения47.Женские украшения из захоронения

Экспозиция женских украшений и сопутствующих им аксессуаров48.Экспозиция женских украшений и сопутствующих их красоте аксессуаров

Женские ювелирные украшения49.Женские ювелирные украшения

Украшение50.Украшения

Украшения античных красавиц51.Украшения античных красавиц

А это древний ткацкий станок. Его новые готовые глиняные пирамидальные элементы-грузила были найдены в мастерской гончара, разрушенной при нападении кочевников. На плоских вершинках грузил были оттиснуты геммами-каменными печатями, изображения воина со щитом в левой руке, и наносящему удар мечом правой рукой. Вероятно, это была печать заказчика. Но, никто за заказом так и не вернулся…52.Античный ткацкий станок

Оружие и его элементы находят в Анапе очень часто. Обычно его укладывали вместе с умершим53.Мечи54.Меч и наплечный ремень для меча

А это медные и бронзовые гвозди…55.Античные гвозди

Что это, я так и не постиг, очевидно, детали какого-то механизма. За смысловой частью всей экскурсии я не полностью следил, иначе не успел бы сделать все эти снимки…)56.Археологические артефакты

Источники:И.Т.Кругликова "Синдская гавань. Горгиппия. Анапа". Изд. Наука. Москва. 1977. 106 с.Сайт археологического музея Горгиппии в Анапе: нажать здесьПервая часть экскурсии в музей античной Горгиппии - нажать здесьА теперь, если готовы, перейдем к третьей части нашей экскурсии, где ознакомимся с терракотовыми изделиями, фресками из склепа Геракла и ещё кое с чем из ритуальных погребальных артефактов - нажать сюда

© Vladimir d’Ar

vladimirdar.livejournal.com

Керамика – ее богатейшая история, виды и художественная ценность

Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека. Развитие культуры привнесло керамическим изделиям художественную ценность, наравне с их бытовой пользой и разнообразием технологий. Испокон веков совершенствовалось качество глиняной массы, черепка и глазури. Одновременно росло стремление создавать более разнообразные формы и делать оформление наружной поверхности все богаче. Так, в наше время, керамика становится объектом художественного творчества с яркой историей.

Слово Керамика относится к греческому обозначению горшечной глины, от слова keramos – глиняная посуда. Под керамикой понимают такие изделия, для которых глина служит главным сырьем. Глина, кстати, далеко не коричневая, иногда это каолин, смешанный с полевым шпатом, кварцем или известью. Эти вещества перемешивают и перерабатывают в массу, которая формируется в изделие и затем обжигается.

Производственные процессы различались в зависимости от свойств черепка и калильного жара. Древнейший вид керамики – обыкновенный горшечный товар с землистым цветом. Сюда входит типичная бытовая керамика, которую в некоторых случаях облагораживали – штампованием и гравировкой, тонким облицовочным слоем и цветной глазурью.

В 16 веке в Европу приходит майолика. Это белая фаянсовая масса или изразцовая глина, которая покрыта двумя глазурями: непрозрачной с содержанием олова и прозрачной блестящей свинцовой, а декор исполнен огнеупорными красками.

Майолика из заальпийских стран называется фаянсом. И это тоже керамика! Декор писали на майолике по сырой глазури и затем обжигали при температуре 1000 оС. Огнеупорные краски в старые времена брали из окислов металлов и их было лишь 4 – синяя, зеленая, желтая и фиолетовая.

С 18 века приходит эра муфельных красок. Их наносят на уже обожженную глазурь и с их помощью, особенно на фарфоре, достигают исключительных результатов декорирования керамических изделий.

В 16 веке в Германии распространяется производство каменной посуды (stone ceramics). Белый или окрашенный очень плотный черепок состоит из глины, смешанной со шпатом, кварцем, шамотом и др. Обжигаясь при температуре 1250 оС, каменная керамика очень тверда и почти непориста. В Голландии, по образцу китайской керамики, ее делали красной. В Англии каменную посуду изготовлялась Веджвудом, где в 18 веке рождается тонкий фаянс, как особый сорт керамики, твердый черепок, которой совсем без извести, напоминает каменную посуду или фарфор.

Посуду с тонкими стенками изготавливают на гончарном круге (и, как известно, по сей день). Для круглых и плоских изделий, как тарелок и блюдец, брали шаблоны, чтобы форму делать сравнительно одинаковой.

Техника керамического производства с давних пор была знакома людям. В гончарной отрасли ремесла человеческое уменье достигает наибольших высот. Также важно, что керамика не подвержена атмосферным влияниям и поэтому керамические изделия дошли до нас от всех эпох.

И теперь подробнее о всех ее видах!

Майолика. Название Майолика, скорее всего, происходит от острова Майорка, главного центра по экспорту испано-мавританской керамики в Италию. В 15 веке производство настоящей майолики распространяется во Флоренции, где применялась техника с большим рельефом и помимо росписи использовалась цветная глазурь. В 16 веке происходит смена готического стиля (растительность, побеги, лиственный орнамент и готические надписи) на ранний ренессанс с гранатовым узором, розетками, чешуйками, арабески, бюстами известных женщин и мужчин. Распространяется плоская посуда – блюда и тарелки, не как предмет быта, а как предмет роскоши и декорирования, а также более тонкие изящные сосуды и кувшины. Совершенствовалась роспись путем более богатого колорита и тематического разнообразия.

В 18 веке в Тоскане и особенно Венеции приходит новая волна расцвета керамики с барочной концепцией. Очень тонкий черепок ее сосудов покрыт серой, чистой и блестящей глазурью, роспись исполнена маловыразительными красками матовых тонов. Отсюда майолика перемещается в заальпийские страны – Франция, Германия, Моравия, а также выдающиеся в смысле керамики – Голландия и Англия.

В это время, центр барочного фаянсового производства основался в Нидерландах с изобретением самой благородной керамики, а в изготовлении каменной посуды и позднее тонкого фаянса преимущественное положение занимает Англия. Новостью явилось и появление первого европейского фарфора, созданного в Мейсене в начале 18 века.

Чуть ранее в Голландии массовый характер приняло производство облицовочных плиток и изразцов. Дельфтский фаянс стал конкурировать китайскому и японскому фарфору по всей Европе, в том числе из-за уменьшения и даже временного запрета импорта фарфора из этих стран в конце 17 века. В техническом отношении в Дельфте достигают такого совершенства тонкого черепка, глазури и росписи, что на первый взгляд фаянс мог сойти за фарфор. Развитию также благоприятствовало расположение города у гавани и вблизи необходимых залежей глины, а также становятся шире возможности по росписи огнеупорными и муфельными красками. Голландцы используют неограниченное число декоративных мотивов, которые вытекают из двух сфер – отечественных и, всегда востребованных, восточных. Нидерландские сюжеты находили себе выражение в фигурных композициях, изображающих повседневную жизнь голландского народа в городе и на море, в пейзажах, интерьерах, морских сражениях, сценах Ветхого и Нового Завета, мифологии. Живописцы и художники переносят свои работы с холстов на керамику, написанные одной лишь синей краской. Рембрандт, Вермеер, Брейгель и другие великие голландские художники и их известные работы целиком или частично встречаются на керамике Дельфта по сей день.

Восточные тенденции также продолжают утверждать свою позицию. А стремление подражать китайскому фарфору приводит голландцев к высоким результатам в эстетическом плане. Декоративные мотивы состоят из скомпонованных в одно гармоническое целое цветов, букетов, птиц и завитков из цветочных садов с человеческими фигурами и птицами или из ламбрекенов с не закрашенными орнаментами.

Наряду с синим находит применение и полихромный декор. В начале 18 века стали копировать китайские «зеленое семейство», «розовое семейство» и японский «имари», но также придумывали новые композиции с под- и надглазурной росписью.

Новым также становится причудливые барочные формы сосудов – пальцевидных ваз (большая ваза с большим количеством пальчиков отверстий для цветов) и высоких ваз для гиацинтов в виде пагод, сосуды в форме картофелины или в виде животного и птичьей клетки.

Помимо дельфтского фаянса в Голландии осваивают новый материал – красную каменную массу, для изготовления посуды, в основном чайников. И тут европейские мастера достигают своего апогея в качестве и твердости черепка и конечно же в декоре. Отличительной чертой той эпохи было помещение богемского граната в центре цветущей завязи.

Дельфтская каменная посуда стимулировала производство аналогичных видов в Англии и Мейсене, а вскоре их примеру последовали во Франции и Германии. Пальму первенства держали изделия Марселя, как наиболее оригинальный и самый лучший французский фаянс. А в Германии стояла задача достичь в художественном и техническом отношении уровня голландского производства и конечно же прибыльности, поэтому здесь часто встречалось подражание, обеспеченное несомненным успехом. В 18-м веке здесь появляется красная керамика или каменная посуда. Немцы называли ее коричневый фарфор, по существу, разумеется, фаянс, с красно-бурым черепком и темно-коричневой глазурью. Отделаны сосуды были рельефами с золотой и серебряной росписью.

Развитие керамики в Англии происходит более менее самостоятельно, независимо от континентального фаянса. И поэтому здесь создают новый вид керамики, которая завоевываем почти весь мир – тонкий фаянс. Все английское керамическое производство концентрируется в графстве Стаффордшир, а потолка в этой области достигает выдающийся керамист Дж. Веджвуд (Wedgwood) в конце 18 века.

Возвращаясь чуть назад, в 17 век, подходящее сырье для выделки фаянса и каменной массы в Англии нашли голландские и немецкие заводчики. Тем не менее английский фаянс не мог достичь совершенства своих дельфтских образцов из-за меньшей твердости исходного материала и плохого качество глазури. Будущее искусства керамики в Англии заключалось в каменной посуде и тонком фаянсе! Мастерские продолжали оставаться и развиваться в графстве Стаффордшир (Staffordshire). Керамика из каменной массы с солевой глазурью с очень светлым, беловато-серым и иногда просвечивающим черепком были на пути создания тонкого фаянса. Черная, красная и светлая каменная посуда производилась повсеместно, оттачивалось мастерство производства глазури и росписи для достижения истинной английской изящности. Желтоватая свинцовая глазурь на светлой каменной посуде получила название тонкий фаянс. Он получил к концу 18 века широкое распространение в Стаффордшире, пока его место не занял более качественны товар, связанный с именем Джозайя Веджвуда, с так называемым фаянсом цвета сливок!

Веджвуд (Wedgwood) был выдающимся организатором в сочетании с большими техническими и инновационными знаниями, а также высоко-художественными претензиями. Он был знаком со всеми видами керамики в Стаффордшире, и в 1759 году им была основана собственная мануфактура, которая могла поставлять керамику всех стаффордских типов. Но ему удается создать несколько новых видов керамики. Усовершенствованный тонкий фаянс производится в крупных масштабах. Технически улучшенный светло-желтый тонкий фаянс с оловянной глазурью, сначала назывался сливочный, а позднее королевский. Также Веджвуд смог обесцветить черепок путем добавки каолина и кварца. Керамика Веджвуда, приобретает популярность не только в Англии, но и на всем континенте и становится самым распространенным материалом 19 века наряду с фарфором. Помимо этого Веджвуд облагораживает черную и красную каменную посуду и создает «базальтовую керамику» – необычно твердую, зернистую каменную массу, которую можно обрабатывать камнерезкой и поверхность которой получается блестяще матовой. Базальтовая керамика позволяет делать очень четкую моделировку и поэтому ее использовали для декоративных предметов интерьера, а также делали портретные бюсты, плакетки, медальоны и интальи. Этот материал пригоден для самых роскошных изделий. А красная масса использовалась лишь для бытовых товаров вроде кувшинов, кружек, чайных сервизов, тарелок и мисок.

В ряду многочисленных видов изделий Веджвуда особенно славится яшмовый товар. Его каменная масса получается при добавлении сульфата бария. Она очень тверда, что ее можно полировать, но в тоже время отлично прокрашивается насквозь окисью металла. Сначала она изготавливалась белой, синей и зеленой, а с 1775 года семи цветами: синий, лавандовый, зеленый, оливковый, розовый, черный и желтый. Вещи из такой одноцветной массы декорируются лепными рельефами другого цвета, чаще всего белого. Яшмовый товар включает в себя декоративную посуду, а также разные мелкие изделия, вроде пуговиц, серег, ожерелий и брошей, а также разные детали украшения мебели. Популярность изделий из этой массы такова, что их выпускают и по сей день и называют матовым или бисквитным фарфором Веджвуд. И звенит он почти как фарфор, звук лишь немного ниже и глубже. Однако – это керамика!

Расцвет тонкого фаянса в Европе падает при массовом распространении фарфора и падению цен на него в начале 19 века. Тем не менее Веджвуда стали копировать и на континентальных керамических фабриках и этот материал до сих пор пользуется спросом. В середине 19 века благородный тонкий фаянс местами заменяется другими сортами глиняных масс, как терралит, гидролит и сидеролит. Однако в 19 веке растет тенденция возрождения старых способов изготовления керамики, особенно в части художественной ценности, мастерству росписи и декору, который возможен лишь на этом материале и неповторим на фарфоре. В 1878 году на Парижской всемирной выставке мастера перенимают искусство Дальнего Востока и воодушевляются новыми для себя сюжетами и уходят от традиционных исторических стилей. В 19-20 веках основным игроком на рынке керамики становится Франция. Здесь привлекли к сотрудничеству ряд именитых художников, содействовав новой эре и подходу к керамическому производству и стилю. Вскоре конкуренцию Франции начинает составлять Дания, а потом Германия, Польша и Венгрия, где везде в росписи и сюжетах участвуют великие художники тех времен и тех стран. В 20-м веке и по настоящее время грань между прикладным и свободным искусством в производстве керамики стерта, и именно благодаря профессиональной работе художников-керамистов и великих мануфактур Европы.

Определение керамических изделий. Как правило на донце фаянсовых и тонко-фаянсовых изделий находятся мануфактурная марка, по которой можно установить время и место их происхождения. На фаянсе эти клейма чаще всего сделаны огнеупорными красками (синей, марганцевой или черной). На другой керамике они врезаны или неглубоко оттиснуты. Однако не во всех случаях это марки мануфактуры. Иногда, и особенно на фаянсе – это монограмма живописца, токаря или лепщика. Или просто серийный номер изделия, цифра предмета, изготавливаемого в гончарных мастерских. Кроме марки, приходится учитывать способ исполнения, форму, цвет глазури, и в том числе стиль декора. Существует надежное и популярное руководство по определению фарфоровых и керамических марок – справочник Грессе-Еникке-Циммерман. Для уверенного классифицирования любых керамических изделий необходим долголетний опыт, но и он не всегда спасает от заблуждения. Большой спрос на старую керамику вызвал появление как подражаний, так и подделок. Подражания – это скорее оригиналы, которые имитируют известное изделие и они стали появляться в 19 веке. А степень фальсификации в подделках может быть разная. Первое – это поновления и улучшения состояния керамики. Это не будет наносить вред коллекционеру, ибо добавления и роспись сделаны так искусно, что изделие выглядит как хорошо сохранившаяся старая вещь. Иная фальсификация – это маркировка мануфактурным клеймом задним числом сравнительно нового изделия, что технически легко выполнимо, но и с трудом может быть распознано. Третий вид подделок – современная роспись нерасписного старого фаянса. Если же над изготовлением таких подделок работают с нужными знаниями стиля и техники, то и саму подделку не возможно отличить от оригинала и приходится полагаться на свою интуицию и вкус.

В качестве ухода за керамикой, мы рекомендуем держать изделия в витрине и оберегать от пыли (как фарфор, стекло и хрусталь). Для мыться лучше всего брать пластмассовый таз или дно ванночки устилать мягким сукном, чтобы не повредить изделия. Заделку поврежденного предмета лучше предоставить специалисту.

Магазин винтажа из Европы 3 СОРОКИ предлагает вам керамические находки из Европы от именитых и малоизвестных керамических домов и мастерских 20-го века. Любите и радуйтесь керамике за ее возраст, историю и благородное происхождение, с которым вы смогли кратко познакомиться в нашей статье о керамике Европы.

www.3soroki.ru

Древняя перуанская керамика - Моче, Наска, Инки

Древний Перу был резиденцией нескольких андских цивилизаций, в первую очередь, инков, чья империя была захвачена испанскими конкистадорами в 1533 году.

 

Во время правления Инков керамика в Андах была искусством, распространенным в регионе в течение уже нескольких тысяч лет. Одной из характерных черт керамики Инков является то, что она не изображала людей. В отличие от керамики других культур, которые процветали до Инков.

 

В рисунках на керамике Инков преобладали геометрические узоры и орнаменты, а также изображения животных. В ней было уже гораздо меньше артистизма и мощи, свойственных керамике более ранних цивилизаций, таких Моче и Наска.

 

 

Цивилизация Моче (культура Мочика, Ранняя Чиму) существовала в северном Перу со столицей около современного города Трухильо примерно с 100 г. н.э. до 800 г. н.э. 

 

 

Лучшие образцы керамики, созданной людьми древних цивилизаций до империи Инков, относятся к цивилизации Моче, которая процветала от 100 до 700 г. н.э. в северной части перуанского побережья.

 

Моче применяли литейные формы и ручную лепку, поэтому создали большое количество весьма специфической керамики. Они делали антропоморфные керамические предметы, изображающие фигуры и лица людей, тела животных.

 

В доинковой цивилизации они стали единственными из всех, кто использовал лепку и изображал в своих гончарных работах сложные реалистичные объекты с точной детализацией, вплоть до выражения лиц и эмоций на них. Основные цвета Моче это – охристый, терракотовый, красный, черный и белый.

 

Керамическое творчество  Моче широко освещало все стороны человеческой жизни, сюжетные линии были разнообразны — от мифологических и религиозных сюжетов до бытовых и сексуальных сцен.

 

Изображения мифических существ в росписи на посуде, зверей, обитающих в воздухе, на земле и под водой встречаются повсеместно. Чаще всего рисовали Рекуая — мифического зверя, похожего на хищников семейства кошачьих, обитающих в Андах.

 

Сосуды, выполненные в виде антропоморфных фигур людей несравнимы с подобными в других культурах доколумбовой Америки. Непохожесть и индивидуальность изображений, четкость техники и ее мастерство вызывают изумление и недоверие к бытовому применению этих сосудов, ибо каждый из них похож на предмет чистого искусства.

 

 

Цивилизация Наска (культура Наска) существовавала на плато Наска, южнее цивилизации Моче с 200 г. до нашей эры по 550 г. нашей эры.

 

 

В отличие от керамики цивилизации Моче, керамика Наска не обладала реалистичностью изображения, формы  и рисунки были стилизованные, удлиненные и угловатые. Наска не применяли ручную лепку, а изобразительные сюжеты тяготели к геометрическим рисункам, хотя часто встречались и изображения людей, зверей, рыб, птиц.

 

 

Империя Инков — крупнейшее по размерам государство Южной Америки, уничтоженное испаскими конкистадорами и существоавшее с 11 по 16 век н.э..

 

 

Керамика в цивилизации Инков применялась в двух назначениях – в бытовых и культовых целях. Культовая керамика, известная как Уако, была довольно сложной и разнообразной по художественным приемам.  

 

Ее делали специально для церемониальных целей и ритуалов, например, для размещения в могильниках, где хранилась еда и напитки погребенных для их посмертного путешествия. Тончайшая керамика производилась для религиозных церемоний и жертвоприношений богам Инков.

 

Керамика для повседневного использования, как правило, была грубее и проще. Наиболее распространенной посудой Инков был сосуд в форме бутылки с круглой ручкой сверху, из которой торчал носик.

 

Были также популярны керамические амфоры, произведенные в больших количествах, поскольку их отливали поточно из пресс-форм, в то время как сосуды с носиками-ручками были полностью ручной работы.

 

Керамика окрашивалась с использованием полихромной техники с включением изображений животных, птиц, кошек (особенно популярных в культуре Чавин) и геометрических узоров, перешедших к Инкам из керамики Наска.

 

Одной из характерных форм керамики Инков был кувшин для праздничных напитков Arbalo, имеющий длинное горлышко и коническое дно.

 

Вся доколумбовая керамика насыщена колоритом и очень декоративна. Она характерна, узнаваема и несет в себе краски буйной природы Латинской Америки.

 

Древние цивилизации, к сожалению, погибли. Однако, современные художники по-прежнему черпают вдохновение в насыщенности и чудесной декоративной мощи керамических работ древних мастеров.

 

Искусство современной Латинской Америки представляет собой сплав колорита доколумбовых цивилизаций и европейского искусства.

 

О современной керамике Мексики читайте в нашей следующей статье.

www.russian-mayolica.ru

Керамистам каменного века посвящается – Ярмарка Мастеров

Изготовление керамической посуды — одно из величайших изобретений человека, сопровождающее его всю его историю. Пожалуй, рядом можно поставить только изобретение колеса. Кстати, древнейшее изображение колесного транспорта дошло до нас именно на глиняном горшке :) И вот что интересно — технология изготовления керамики изменилась за многие тысячи лет куда меньше, чем те же колёса.

Найти хорошую глину для работы — это удача. Дело в том, что глина бывает очень разной, и различается не только цветом (красная, белая, чёрная, голубая, желтая, зелёная и пр.), но и свойствами. Часто подходящая глина залегает на глубине в 2-3 метра: согласитесь, имея только примитивные орудия, копать такие ямки не очень сподручно. Но есть выходы глины и на поверхность — чаще всего по берегам рек или в самой воде. Добытую глину перебирают (в ней есть корешки растений и камни), размешивают с водой и дают отстояться, подсушивают и вымешивают. Глина может быть слишком «жирной»: она будет легко трескаться, да и лепить из неё сложно. Тогда глину заставляют «похудеть», примешивая к ней отощающие добавки — песок, ракушечник, органику, шамот. Вот почему древние черепки такие неровные, шершавые на ощупь и часто видны разноцветные вкрапления.

керамика, древность

Вымешивать глину перед лепкой нужно долго, несколько часов, делать это физически тяжело, но в итоге получается однородное пластичное глиняное тесто. Вполне возможно, что процесс соединения компонентов, вымешивания, лепки и обжига однажды и подсказал людям, что так же можно поступить и с продуктами питания, получая съедобное тесто, которое следует поджарить на костре.

Думаю, вы уже представили, что получить глину для лепки не так-то быстро и просто. И если уж связались с этим делом, так лучше вылепить сразу много горшков, чтобы как можно дольше не пришлось повторять всё с начала. Сейчас многие ученые считают, что лепкой занимались женщины — такие выводы сделаны исходя из размеров отпечатков пальцев на черепках.

Процесс создания сосудов требует терпения, аккуратности и усидчивости — пожалуй, эти качества действительно больше присущи женщинам.

Итак, представим, как женщины уселись в кружок прямо на земле и начинается интересная работа, во время которой ещё и новости можно обсудить, а может, немного и посплетничать. Из общей массы отщипывается кусок глины, размером в кулак (меньше, больше — кому как удобно), формируется шар, в котором тут же делается выемка большим пальцем. Выемка расширяется пальцами одной руки, потом уже двумя руками вместе и вот уже есть заостренное дно, на которое можно наращивать стенки. Таким же образом можно сделать плоское дно. Раскатываются жгуты, которые выкладывают по кругу, постепенно расширяя и сужая стенки. Здесь важно не забыть смочить водой места соединения жгутов, а лучше — расцарапать их и смазать шликером (это глина, разведенная с водой до консистенции густой сметаны). Не сделав этого, получим при высыхании горшка трещины в местах наложения жгутов.

Вылепливая сосуд, обязательно надо заглаживать жгуты, чтобы получилась ровная поверхность — можно делать это рукой, слегка смоченной в воде, камнем, деревяшкой. Так же позже изделие можно слегка «отколотить» — постучать по немного подсушенному горшку чем-то гладким и в меру тяжелым. Да и просто постоянно будешь осматривать и оглаживать свой горшочек — надо ведь убедиться, что получается он ровным и красивым. Пожалуй, благодаря таким поглаживаниям и изобрели лощение глины, ставшее привычной техникой уже в раннем неолите. Внутри сосуд так же стоит подровнять — быстро и просто это можно сделать пучком травы. Отпечатки трав в результате навсегда остаются на черепке.

каменный век, ручная лепка

Процесс лепки завершен и теперь есть несколько десятков похожих горшков: побольше, поменьше, поровнее, покривее — как уж у кого получилось! К сожалению, некоторые изделия растрескаются уже при сушке (а сушить нужно медленно, не допуская сквозняка и жара), другие лопнут в костре при обжиге. Поставил в костер недосушенный горшок — бах! и он лопнул; остался где-то в стенке камешек или пузырёк воздуха — БАХ! и горшок просто взорвался. Но как отличить именно свой, вышедший целым из костра? И как вспомнить долгой зимой, что запечатано в том или ином горшке на сохранение? Конечно, нам не обойтись без орнаментов и украшений. Первая керамика каменного века была без орнаментов, потом стали появляться цепочки наколов и отверстий под венчиком горшка. Со временем орнаменты становились всё сложнее и крупнее. Действительно, ведь узоры не только интересны и красивы — они имеют как практический, так и сакральный смысл.

«Классикой» неолита можно назвать орнаментацию ямками и «гребенками». Ямки делались белемнитами (окаменелыми моллюсками, называемыми ещё в народе «чертов палец») — получался интересный декоративный эффект. И что ещё важнее, в результате стенки делались тоньше и лучше обжигались — процент брака становился меньше. А вот гребенчатые следы — это отпечатки «штампов». Но что можно было использовать? Оказывается, идентичные отпечатки могут дать позвонки рыб и мелких млекопитающих. Так же можно сделать насечки на кости или деревяшке, и вот у вас уже есть долговечный штамп. Также не стоит забывать об основном инструменте приматов — большом пальце :) Нередко встречалась керамика, украшенная ногтевыми оттисками, а удобнее всего это делать именно ногтем большого пальца. Можно сделать веревочный узор или прочертить его — пустить зигзаг-змею, изобразить дерево, солнце или саму спираль жизни.

Рассматривая древнюю керамику, во мне всегда просыпается уважение к мастерам, её создававшим. Задумайтесь, какими на самом деле были умелыми и изобретательными наши предки. И, безусловно, они стремились к красоте — во многом это и отличает человека от не-человека.

неолит, архаика история

www.livemaster.ru

Мир вокруг: Индийская керамика

фото Бисваруп Саркар 

Согласно индийской мифологии, первый глиняный горшок был в спешке слеплен самим Висвакармой, богом искусств и ремёсел, когда после пахтания океана срочно понадобился сосуд для нектара. И наверно с лёгкой руки Висвакармы, гончарное ремесло стало одним из самых распространённых в Индии и изделия из глины до сих пор являются неотемлемой частью жизни индусов. В горшках хранят воду и зерно, сбивают масло и готовят простоквашу. Глиняный горшок, наполненный водой, считается символом хорошего предзнаменования и поэтому часто используется в религиозных церемониях. Если так случилось, что под рукой нет изображения божества, глиняный кувшин может исполнить его роль. И конечно же, ни один Дивали не обходится без глиняных лампадок, дий, которые зажигают в этот праздник тысячами.

Глиняная фигура божества и её создатель. Фото Фергус Рэй Мюррэй 

Из глины же лепятся и многочисленные мурти - фигуры божеств, которых в Индии как известно, превеликое множество. Считается, что после церемонии и молитв, фигура утрачивает свои божественные свойства и поэтому для следующей церемонии уже понадобится новая фигура, а старая оставляется где-нибудь на природе, чтобы со временем вновь воссоединиться с ней, или выбрасывается в водоём, где позже растворится в воде. Во многих церемониях и ритуалах используются глиняные фигурки животных: они приносятся в жертву вместо настоящих животных.

Терракотовая панель из храма Хадал Нарайянпур. Фото Азиз К. Чаттерджи 

Казалось бы, такой простой, "земной" материал - глина, но в Индии она идёт и на украшение многих храмов. Особенно в храмах Западной Бенгалии можно увидеть большое разнообразие терракотовых панелей, плиток и настенных панно с изображёнными на них сценками из древних эпосов и легенд.

Индийская декоративная керамика

Керамическая посуда Индии отличается простотой форм и рисунка. Каждому региону присущи какие-то свои отличительные особенности. Одни из самых красивых на мой взгляд - изделия из Дели и Джайпура. В обеих этих городах производится голубая керамика. Изделия из Дели - очень красивого ярко-бирюзово-голубого цвета, иногда с зеленоватым оттенком. Джайпурская керамика -бело-голубая и уникальна тем, что фактически она сделана не из глины и на ней никогда не бывает трещин, что делает ее непроницаемой и более гигиеничной. Джайпурская голубая керамика. Фото отсюда

В современном виде джайпурская керамика появилась во второй половине 19 в. во времена раджи Рам Сингха II и быстро нашла себе широкое применение, не только в быту, но и в дизайне: самый знаменитый пример ее использования в архитектуре - убранство дворца Рамбагх в Джайпуре, где бело-голубой плиткой выложены фонтан и гардеробная комната махарани - супруги правителя.

На рынках Джайпура можно найти большой выбор изделий из голубой керамики: вазы, шкатулки, подносы, блюда, пепельницы. Джайпурская керамика. Фото отсюда Если вы оказались в городе Алвар, то не пропустите местную керамику, она славится необычайной лёгкостью и хрупкостью, со стенками, тонкими как бумага. Она так и называется "кагзи" - бумажная.

Керамика. Кхурджа. Фото Радж Кумар 

Ваза из Кутча

Керамика Уттар Прадеша очень красива - изделия окрашены в цвета осени: различные оттенки красного, кирпичного, жёлто-коричневого гармонируют с простой, но элегантной формой изделий. Керамика Кутча необычайна интересна - натурально-белые изделия, украшенные традиционными рисунками этого региона.

Если вы оказались в Южной Индии, то поинтересуйтесь керамикой из Каригири. Изделиям из этой местности присущи необычные цвета - зелёный, жёлтый, голубой. Помимо всякой кухонной утвари типа горшков, подносов и наборов для чая, здесь можно найти красивые сувенирные вещицы - пресс-папье в виде фигурок животных, курительные трубки и "волшебные горшки", которые не пропускают воду, несмотря на отверстие в дне, через которое они заполняются водой.

Вобщем, в каком бы регионе Индии вы не находились, всегда сможете найти интересные экземпляры керамики.

olga-mir.blogspot.com


Смотрите также