Древняя индия план. О том как возникла цивилизация Древней Индии План
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 5. Древняя Индия в эпоху Маурьев План:. Древняя индия план


Тема 5. Древняя Индия в эпоху Маурьев План:

  1. Характеристика источников.

  2. Объединение Индостана под властью Маурьев.

  3. Государственный строй державы Маурьев.

  4. Экономика Индии в конце IV - начале II вв. до н.э.

  5. Общественные отношения в Индии эпохи правления династии Маурьев:

а) древнеиндийская община;

б) рабство;

в) варны и касты.

Источники и литература:

  1. Практикум по истории древнего мира. / Под ред. П. С. Свенцицкой. Вып. 1. М, 1981. С. 92-108.

  2. Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителей. / Сост. Ю. С. Крушкол и др.М. 1975. С. 101-112.

  3. Хрестоматия по истории древнего Востока. / Под ред. М. А. Коростовцева и др. 4.2. М., 1980.С. 75-131.

  4. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. М., 1979.

  5. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.

  6. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.

  7. Бонгард-Левин Г. М. Индийский брахман Чанакья в античной традиции // ВДИ, 1982, № 1.

  8. Бонгард-Левин Г. М. Индия эпохи Маурьев (общество, государство, культура). М., 1973.

  9. Бонгард-Левин Г. М., Вигасин А. А. Общество и государство в древней Индии (по данным Артхашастры). // ВДИ, 1981, № 1.

  10. Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М., 1983.

  11. Бонгард-Левин Г. М, Ильин Г. Ф. Древняя Индия. М, 1969 или 1985.

  12. Вигасин А. А. «Устав о рабах» в «Артхашастре» Каутильи. // ВДИ, 1976, № 1.

  13. Вигасин А. А. Свободные и рабы в древней Индии. // ВДИ, 1980, № 4.

  14. Вигасин А. А., Самозванцев А. М. «Артхашастра»: Проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

  15. Данге Ш. А. Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельческого строя. М., 1975.

  16. Древняя Индия: Историко-культурные связи. / Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1982.

  17. Законы Ману. М., 1960.

  18. Ильин Г. Л. Особенности рабства в древней Индии. // ВДИ, 1951, №1.

  19. Ильин Г. Ф. Религии древней Индии. М., 1959.

  20. История и культура Древней Индии. М., 1963.

  21. Куценков А. А. Эволюция индийской касты. М., 1983.

  22. Лелюхин Д. Н. Структура державы Маурьев по сведениям «Эдиктов Ашоки». // ВДИ, 1998,№2.

  23. Очерки экономической и социальной истории Индии. М., 1973.

  24. Рабство в древней Индии. // История древнего Востока. Материалы по историографии. Изд.МГУ, 1991, гл. IV.

  25. Смирнов К.Ф., Кузьмина Е.Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. М., 1977.

  26. Чанана Д. Р. Рабство в древней Индии. М., 1964.

  27. Шарма В. Ш. Древнеиндийское общество. М., 1988.

Методические рекомендации:

Основными источниками по данной теме являются «Законы «Ману», «Артхашастра», сведения, оставленные Мегасфеном, царские эдикты и пр. документы, работая с которыми не следует забывать, что некоторые из них дошли до нашего времени в более поздних редакциях. Поэтому нужно тщательно разобраться в наслоениях различных эпох, выделить данные непосредственно относящиеся к интересующему нас периоду.

Более глубокому усвоению темы будет способствовать знакомство с предпосылками объединения большей части территории Индостана в едином государстве, с личностью и деятельностью основателя династии Маурьев Чандрагупты, с борьбой против македонских завоевателей и государства Селевка, её основными событиями и итогами.

Характеризуя государственный строй державы Маурьев следует ч делить внимание организации управления страной, системе налогового обложения, мероприятиям направленным на усиление центральной власти и авторитета царя, выяснить истоки религиозной политики Ашоки, роль буддизма в укреплении единства государства. При изучении экономики необходимо разобраться в особенностях сельского хозяйства, ремесленного производства, подчеркнуть превращение городов в центры сосредоточения ремесла и торговли, специализацию отдельных областей Индии на изготовлении определенной продукции, расширение внутреннего рынка, внешнеторговых связей и пр.

Знакомясь с общественным строем Индии эпохи Маурьев важно усвоить особенности сословной структуры общества, определить уровень развития рабовладельческих отношений (источники рабства категории рабов, их положение, сферы и степень распространения рабского труда). Особое внимание следует обратить на древнеиндийскую общину, её тип, специфику, функции, права и обязанности общинников, связь с натуральным хозяйством, отношение государства к общине.

Определенный интерес представляет вопрос о сущности системы варн, способствовавшей разложению родового строя и оформлению классовых отношений. Исходя из этого, рекомендуется выяснить примерное время возникновения варн, основные занятия, права и обязанности членов различных вари, их роль в древнеиндийском обществе. Не менее важно разобраться в том, что такое касты. Иногда в литературе кастами называют варны. В действительности касты возникли значительно позднее варн и были связаны с наследственными профессиональными занятиями, религиозными верованиями, этническим, социальным происхождением и пр.

studfiles.net

Тема 5. Древняя Индия в эпоху Маурьев План:

  1. Характеристика источников.

  2. Объединение Индостана под властью Маурьев.

  3. Государственный строй державы Маурьев.

  4. Экономика Индии в конце IV - начале II вв. до н.э.

  5. Общественные отношения в Индии эпохи правления династии Маурьев:

а) древнеиндийская община;

б) рабство;

в) варны и касты.

Источники и литература:

  1. Практикум по истории древнего мира. / Под ред. П. С. Свенцицкой. Вып. 1. М, 1981. С. 92- 108.

  2. Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителей. / Сост. Ю. С. Крушкол и др. М. 1975. С. 101-112.

  3. Хрестоматия по истории древнего Востока. / Под ред. М. А. Коростовцева и др. 4.2. М., 1980. С. 75-131.

  4. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. М., 1979.

  5. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.

  6. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.

  7. Бонгард-Левин Г. М. Индийский брахман Чанакья в античной традиции // ВДИ, 1982, № 1.

  8. Бонгард-Левин Г. М. Индия эпохи Маурьев (общество, государство, культура). М., 1973.

  9. Бонгард-Левин Г. М., Вигасин А. А. Общество и государство в древней Индии (по данным Артхашастры). // ВДИ, 1981, № 1.

  10. Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М., 1983.

  11. Бонгард-Левин Г. М, Ильин Г. Ф. Древняя Индия. М, 1969 или 1985.

  12. Вигасин А. А. «Устав о рабах» в «Артхашастре» Каутильи. // ВДИ, 1976, № 1.

  13. Вигасин А. А. Свободные и рабы в древней Индии. // ВДИ, 1980, № 4.

  14. Вигасин А. А., Самозванцев А. М. «Артхашастра»: Проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

  15. Данге Ш. А. Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельческого строя. М., 1975.

  16. Древняя Индия: Историко-культурные связи. / Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1982.

  17. Законы Ману. М., 1960.

  18. Ильин Г. Л. Особенности рабства в древней Индии. // ВДИ, 1951, №1.

  19. Ильин Г. Ф. Религии древней Индии. М., 1959.

  20. История и культура Древней Индии. М., 1963.

  21. Куценков А. А. Эволюция индийской касты. М., 1983.

  22. Лелюхин Д. Н. Структура державы Маурьев по сведениям «Эдиктов Ашоки». // ВДИ, 1998, №2.

  23. Очерки экономической и социальной истории Индии. М., 1973.

  24. Рабство в древней Индии. // История древнего Востока. Материалы по историографии. Изд. МГУ, 1991, гл. IV.

  25. Смирнов К. Ф. Кузьмина Е. Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. М., 1977.

  26. Чанана Д. Р. Рабство в древней Индии. М., 1964.

  27. Шарма В.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1988.

Методические рекомендации.

Основными источниками по данной теме являются «Законы «Ману», «Артхашастра», сведения, оставленные Мегасфеном, царские эдикты и пр. документы, работая с которыми не следует забывать, что некоторые из них дошли до нашего времени в более поздних редакциях. Поэтому нужно тщательно разобраться в наслоениях различных эпох, выделить данные непосредственно относящиеся к интересующему нас периоду.

Более глубокому усвоению темы будет способствовать знакомство с предпосылками объединения большей части территории Индостана в едином государстве, с личностью и деятельностью основателя династии Маурьев Чандрагупты, с борьбой против македонских завоевателей и государства Селевка, её основными событиями и итогами.

Характеризуя государственный строй державы Маурьев следует ч делить внимание организации управления страной, системе налогового обложения, мероприятиям направленным на усиление центральной власти и авторитета царя, выяснить истоки религиозной политики Ашоки, роль буддизма в укреплении единства государства. При изучении экономики необходимо разобраться в особенностях сельского хозяйства, ремесленного производства, подчеркнуть превращение городов в центры сосредоточения ремесла и торговли, специализацию отдельных областей Индии на изготовлении определенной продукции, расширение внутреннего рынка, внешнеторговых связей и пр.

Знакомясь с общественным строем Индии эпохи Маурьев важно усвоить особенности сословной структуры общества, определить уровень развития рабовладельческих отношений (источники рабства категории рабов, их положение, сферы и степень распространения рабского труда). Особое внимание следует обратить на древнеиндийскую общину, её тип, специфику, функции, права и обязанности общинников, связь с натуральным хозяйством, отношение государства к общине.

Определенный интерес представляет вопрос о сущности системы варн, способствовавшей разложению родового строя и оформлению классовых отношений. Исходя из этого, рекомендуется выяснить примерное время возникновения варн, основные занятия, права и обязанности членов различных вари, их роль в древнеиндийском обществе. Не менее важно разобраться в том, что такое касты. Иногда в литературе кастами называют варны. В действительности касты возникли значительно позднее варн и были связаны с наследственными профессиональными занятиями, религиозными верованиями, этническим, социальным происхождением и пр.

studfiles.net

О том как возникла цивилизация Древней Индии План

О том, как возникла цивилизация Древней Индии План 1. Индия. Страна божественного Ганга 2. О том, как возникла цивилизация Древней Индии План 1. Индия. Страна божественного Ганга 2. Климат Индии 3. Индия в III-II тыс. до н. э. 4. Ведический период Разработала: Тараненко Л. 2 -в

Индия. Страна божественного Ганга Гималаи р. Инд р. Ганг Деканский п. остров Индийский океан Индия. Страна божественного Ганга Гималаи р. Инд р. Ганг Деканский п. остров Индийский океан В Южной Азии на Деканском полуострове Врезается в Индийский океан С северной стороны ограничивается Гималаями Северная часть расположенная на материке, делится пустыней на две части – западную и восточную. По ним протекают величайшие реки Инд и Ганг

Климат Индии • Там где протекала Инд, климат был засушливым. Применялось искусственное орошение. • Климат Индии • Там где протекала Инд, климат был засушливым. Применялось искусственное орошение. • В низовьях Ганга климат был влажным (произрастали сахарный тростник, рис, хлопок и др. культуры). • Ганг - божественная река, она избавляет от болезней, очищает от греха, а души тех, чей пепел был рассеян над ее поверхностью получают небесное блаженство.

Индия в III-II тыс. до н. э. Древнейшая цивилизация. Культура Хараппы Города Хараппы и Индия в III-II тыс. до н. э. Древнейшая цивилизация. Культура Хараппы Города Хараппы и Мохенджо-Даро

Индия в III-II тыс. до н. э. • В городе мощные цитадели, склады для Индия в III-II тыс. до н. э. • В городе мощные цитадели, склады для зерна и товаров, роскошные дворцы, бараки для слуг и рабов, бассейны • Орудия из бронзы и меди • Ювелирные изделия • Керамика, множество статуэток из обожжённой глины.

Культура Хараппы Печати из Хараппы с надписями Культура Хараппы Печати из Хараппы с надписями

Индия в III-II тыс. до н. э. Культура Хараппы Повозка с двойной упряжкой Танцовщица Индия в III-II тыс. до н. э. Культура Хараппы Повозка с двойной упряжкой Танцовщица из Мохенджо-Даро. Около XXVIII в. до н. э. Национальный музей, Дели. Жрец. Мохенджо. Даро.

Индия в III-II тыс. до н. э. Культура Хараппы Улицы Хараппы Индия в III-II тыс. до н. э. Культура Хараппы Улицы Хараппы

Индия в III-II тыс. до н. э. Культура Хараппы • Цивилизация долины Инд совпадает Индия в III-II тыс. до н. э. Культура Хараппы • Цивилизация долины Инд совпадает по времени существования с расцветом Вавилона и Египта • Ученые предполагают , что между ними существовали торговые связи • Как и многие древнейшие цивилизации культура Хараппы постепенно пришла в упадок. На территории Индии пришли новые племена, которые селились в долинах рек Инда и Ганга. Пришельцы называли себя ариями и смешиваясь с народами Индии, многое заимствовали из их культуры.

 • Священными книгами ариев являлись «Веды» . • В них хранились знания о • Священными книгами ариев являлись «Веды» . • В них хранились знания о различных сторонах жизни древнего человека. «Веды» могли читать и толковать только жрецы

ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД • Время формирования религиозных отношений, наступивших после гибели цивилизации Хараппы, в истории ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД • Время формирования религиозных отношений, наступивших после гибели цивилизации Хараппы, в истории Индии называется ВЕДИЧЕСКИМ. • Этот период ни сохранил ни каких вещественных свидетельств о нем судят только по литературным источникам. • Веды рассказывали о развитии ремесла: ткачестве, гончарном, плотницком, кузнечном деле, о медицине • Но главное –ЗНАНИЯ О БОГАХ и МИРОЗДАНИИ.

Концепция мироздания Миром правит невыразимая божественная абсолютная сущность Проявляется в виде трех божеств (Тримурти) Концепция мироздания Миром правит невыразимая божественная абсолютная сущность Проявляется в виде трех божеств (Тримурти) – Брахмы Вишну Шивы

Тримурти ВИШНУ поддерживает стабильность и порядок в природе БРАХМА – создатель мира ШИВА – Тримурти ВИШНУ поддерживает стабильность и порядок в природе БРАХМА – создатель мира ШИВА – созидатель и разрушитель одновременно, участник всех войн, владыка танца

Миротворение Брахмы Критаюга • золотой век Трета- • Серебряный юга век Магаюга Двапа- • Миротворение Брахмы Критаюга • золотой век Трета- • Серебряный юга век Магаюга Двапа- • Медный раюга век Калиюга Век железа

present5.com

План урока "Древняя Индия".

Технологическая карта урока

Предмет: история

Класс: 5

Тип урока: урок новых знаний «урок первичного предъявления новых знаний»

Учитель: Гришанина Г.М.

Обучающие (познавательные): познакомить с историей Древней Индии, дать представление о религиозных культурных ценностях и общечеловеческих;

Развивающие (регулятивные): анализируя смысл религии Древней Индии, проводить сравнительный анализ религиозных ценностей других древних народов, научить объяснять, как религиозные ценности влияют на историю древнего народа;

Воспитательные (личностные): формировать понимание культурного многообразия мира.

УУД

ЛичностныеУУД:   умение высказывать свое мнение о роли истории в жизни людей

Регулятивные УУД: обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

Коммуникативные УУД: обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: обучающиеся смогут сравнивать виды источников.

Планируемые результаты

Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древней Индии

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Основные понятия

 Индостан, Инд, Ганг, джунгли, хлопчатник, переселение душ.

Межпредметные связи

 география, биология

Ресурсы:

 основные дополнительные

 1.Новые государственные стандарты школьного образования. «Астрель». Москва. 2004г.

2.Оценка качества по истории. Москва. «Дрофа».2000г.

3. История древнего мира. 5 класс. Поурочное планирование. В.Г.Петрович., Н.М.Петрович. Москва. Творческий центр.2003г.

4. Нестандартные уроки истории 5 – 6 классы. Л.М. Лопатюк. Волгоград. «Учитель».2004г.

5. История древнего мира. Методические рекомендации, разработки уроков. В.Быльева., В.Н. Лупоядов., И.В.Семенихина. Брянск. «Курсив».2003г.

6. История древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин., Г.Н. Годер., И.С. Свенцицкая. Москва. «Просвещение».2014г.

7. Уколова В.И. Методические рекомендации к учебнику «История Древнего мира»: 5 кл.: Пособие для учителя / В.И. Уколова. – М.: Просвещение, 2003. – 191 с.

Формы урока

Урок творчества

Технология

 Личностно-ориентированные, ИКТ, игровая технология

Дидактическаяструктура урока

Деятельностьучеников

Деятельностьучителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I

Организационный моментВремя:Основные этапы:

 

 Приветствие.

2 мин

 

II

Проверка домашнего заданияВремя: 10 минЭтапы:

infourok.ru

Древняя Индия

Тема урока: Древняя Индия.

Тип урока: игра-беседа учеников друг с другом.

Средства обучения: карта «Древняя Индия», мультимедийное оборудование.

Цели урока: сформировать у школьников представления о географическом положении, основных событиях в истории Древней Индии, о культурных достижениях страны; приступить к формированию умений ставить по задаваемой теме вопросы к источникам разных видов, вести на их основе беседу с одноклассниками; формировать ценностное отношение к гуманистическим традициям народа Индии.

План урока: 1. Географическое положение Индии.

2. Занятия индийцев.

3. Древние города Индии.

4. Объединение Индии. Царь Ашока.

5.Религия Древней Индии.

6.Индийские касты.

7.Культура Индии.

Преемственные связи: Межпредметные (опережающие) – география: географическое положение Индии.

Внутрикурсовые – культура стран Египта и Двуречья, библейские заповеди.

Основные понятия: джунгли, раджа, касты, брахманизм, буддизм.

Ход урока.

Изучение нового материала.

Учитель сообщает, что он будет задавать вопросы, отвечать на которые будет та группа, которая быстрее найдет верный ответ.

1. Географическое положение Индии.

2. Особенности рельефа.

Изучение нового материала начинается с того, что на экран выводится пункт и подпункт плана: «1. Географическое положение Индии. А. Местоположение Индии» и карта Древней Индии. Предполагается, что группа должна задать вопросы: в какой части света расположена Индия? В какой части Азии? С какими странами она граничит? и т. д. Далее аналогичным образом ставятся вопросы по карте к подпунктам Б. (Рельеф Индии) и В. (Реки Индии). Для постановки вопросов и ответов подпункта Г. (Природа Индии) выводятся изображения животных этой страны. Здесь же уместно заслушать доклад «Священные животные Индии». При описании растительного мира ученики должны догадаться о значении слова «джунгли» (гиперссылка) или найти его в словаре «Историческая география». Здесь и далее учителю целесообразно самому предлагать задания сделать выводы по пунктам плана. В данном случае вывод может быть связан с тем, что в Индии был благоприятный для жизни климат, по ее территории протекали большие реки, которые, скорее всего, станут местом поселения первых жителей страны. От врагов Индия была защищена с севера горами Гималаи, а на западе и востоке – морскими пространствами.

2. Занятия жителей Индии.

Ученикам надо в вопросно-ответной форме освоить содержание этого пункта плана.Можно дополнить сведения о земледельческой культуре Индии.

В Индии была известна ирригация («вода, добытая копанием земли»). Благодаря жаркому климату (длительный летний период) за год собиралось два урожая (известны запасы зерна одной семьи на три года). Хлопок упоминается в текстах с IV в. до н. э. до этого одежда производилась из шерсти, реже – изо льна. Животных использовали как вьючный и рабочий (слоны) скот и для получения молочной продукции. Мясо животных в пищу не употреблялось.

3. Древние города Индии.

Результаты археологических раскопок свидетельствуют о расселении людей на территории Индии начиная с каменного века (неолитические стоянки обнаружены от Северной Индии до Бомбея). Археологи также находили более поздние орудия труда из шлифованного камня, меди, бронзы, железа. Но самыми интересными находками, свидетельствующими о высоком уровне развитии культуры Индии, были те, которые были найдены на территории древнеиндийских городов. Ученики по карте устанавливают местоположение древних городов Индии Хараппа и Мохенджо-Даро (Мохенджодаро). Учитель рекомендует при изучении информации об археологических раскопках древних городов формулировать вопросы, которые бы начинались со слов: «как выглядели», «какой», «о чем свидетельствует эта находка» и т. д. Учитель может дополнить описание памятников истории и культуры Хараппы и Мохенджо-Даро (см. словарь «Историческая география»).

На месте Мохенджо-Даро обнаружено 9 последовательно расположенных культурных слоев, очевидно, город существовал и перестраивался веками. При этом памятники разных слоев мало чем отличаются друг от друга, что говорит о замедленном историческом развитии. Строгая ориентировка улиц с севера на юг свидетельствует о планомерности застройки города, различные размеры домов – о наличии социального расслоения. Интерес вызывают обнаруженная система водоснабжения (включающая бассейны), крытые рынки, гигантские зернохранилища, цитадели. В Двуречье найдены каменные печати III–II тыс. до н. э. индийского происхождения, позволяющие предположить наличие торговли между странами в древние времена.

В итоге ученики подводятся к выводам о существовании в III тыс. до н. э. в Индии высокоразвитой, своеобразной культуры.

4. Объединение Индии. Царь Ашока.

До нас дошли высеченные на скалах и колоннах указы царя Ашоки. Они позволяют судить о границах государства, об управлении, социальных отношениях, религии и культуре. Известно, что Ашока захватил царский престол в результате победы в кровопролитной борьбе с братьями. Путем завоеваний он смог расширить свое государство. Ашока сделал попытку примирить враждующие на религиозной почве силы внутри страны, сам принял буддизм и стал ревностным сторонником этой религии. Он добивался соблюдения всеми людьми нравственных норм (послушание родителям, уважение учителей и старших, почитание брахманов, хорошее отношение к рабам и слугам, друзьям, родственникам, щедрость в подаяниях, воздержание от мотовства и скупости, запрет убийства живых существ). Для этого в государстве была создана специальная служба чиновников, следившая за соблюдением этих норм. Для животных были открыты, возможно, первые в истории ветеринарные лечебницы. Время правления Ашоки ознаменовано значительным развитием индийской культуры, архитектуры, распространением письменности. Расширились торговые связи с Европой. Впоследствии Ашоку обвинили в том, что он растратил государственные средства на строительство буддийских храмов, и назначили соправителем внука.

5. Религии Индии.

Материалы презентации позволяют ученикам поставить вопросы (и найти ответы) о том, как назвались две основные религии, которые исповедовали народы Индии, каким богам поклонялись сторонники брахманизма, какие идеи проповедовал буддизм, кто и когда стал основоположником этой веры. Возможны сообщения о богах Индии. Важно остановиться на анализе изречений Будды, приводимых в презентации, обсудить вопрос, считают ли ученики для себя приемлемым руководствоваться нравственными правилами буддизма? Выяснить, какие нравственные правила являются общими для этой религии и заповедей Моисея. В заключение следует отметить, что буддизм и по сей день остается одной из мировых религий.

6. Индийские касты. Перед рассмотрением вопроса об индийских кастах в беседе на основе презентации.

7. Культура Индии.

Презентация предоставляет ученикам возможность организовать беседу о письменности, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре и танцах Индии или выступить с соответствующими сообщениями на основе информации словаря «Культура Древнего мира».

Итог: важно оставить время для того, чтобы ученики сформулировали и освоили выводы по данной теме.

Домашнее задание. Вопросы и задания после параграфа учебника.

dereksiz.org

Древняя Индия

ч. 1 Тема урока: Древняя Индия.

Тип урока: игра-беседа учеников друг с другом.

Средства обучения: карта «Древняя Индия», мультимедийное оборудование.

Цели урока: сформировать у школьников представления о географическом положении, основных событиях в истории Древней Индии, о культурных достижениях страны; приступить к формированию умений ставить по задаваемой теме вопросы к источникам разных видов, вести на их основе беседу с одноклассниками; формировать ценностное отношение к гуманистическим традициям народа Индии.

План урока: 1. Географическое положение Индии.

2. Занятия индийцев.

3. Древние города Индии.

4. Объединение Индии. Царь Ашока.

5.Религия Древней Индии.

6.Индийские касты.

7.Культура Индии.

Преемственные связи: Межпредметные (опережающие) – география: географическое положение Индии.

Внутрикурсовые – культура стран Египта и Двуречья, библейские заповеди.

Основные понятия: джунгли, раджа, касты, брахманизм, буддизм.

Ход урока.

Изучение нового материала.

Учитель сообщает, что он будет задавать вопросы, отвечать на которые будет та группа, которая быстрее найдет верный ответ.

1. Географическое положение Индии.

2. Особенности рельефа.

Изучение нового материала начинается с того, что на экран выводится пункт и подпункт плана: «1. Географическое положение Индии. А. Местоположение Индии» и карта Древней Индии. Предполагается, что группа должна задать вопросы: в какой части света расположена Индия? В какой части Азии? С какими странами она граничит? и т. д. Далее аналогичным образом ставятся вопросы по карте к подпунктам Б. (Рельеф Индии) и В. (Реки Индии). Для постановки вопросов и ответов подпункта Г. (Природа Индии) выводятся изображения животных этой страны. Здесь же уместно заслушать доклад «Священные животные Индии». При описании растительного мира ученики должны догадаться о значении слова «джунгли» (гиперссылка) или найти его в словаре «Историческая география». Здесь и далее учителю целесообразно самому предлагать задания сделать выводы по пунктам плана. В данном случае вывод может быть связан с тем, что в Индии был благоприятный для жизни климат, по ее территории протекали большие реки, которые, скорее всего, станут местом поселения первых жителей страны. От врагов Индия была защищена с севера горами Гималаи, а на западе и востоке – морскими пространствами.

2. Занятия жителей Индии.

Ученикам надо в вопросно-ответной форме освоить содержание этого пункта плана.Можно дополнить сведения о земледельческой культуре Индии.

В Индии была известна ирригация («вода, добытая копанием земли»). Благодаря жаркому климату (длительный летний период) за год собиралось два урожая (известны запасы зерна одной семьи на три года). Хлопок упоминается в текстах с IV в. до н. э. до этого одежда производилась из шерсти, реже – изо льна. Животных использовали как вьючный и рабочий (слоны) скот и для получения молочной продукции. Мясо животных в пищу не употреблялось.

3. Древние города Индии.

Результаты археологических раскопок свидетельствуют о расселении людей на территории Индии начиная с каменного века (неолитические стоянки обнаружены от Северной Индии до Бомбея). Археологи также находили более поздние орудия труда из шлифованного камня, меди, бронзы, железа. Но самыми интересными находками, свидетельствующими о высоком уровне развитии культуры Индии, были те, которые были найдены на территории древнеиндийских городов. Ученики по карте устанавливают местоположение древних городов Индии Хараппа и Мохенджо-Даро (Мохенджодаро). Учитель рекомендует при изучении информации об археологических раскопках древних городов формулировать вопросы, которые бы начинались со слов: «как выглядели», «какой», «о чем свидетельствует эта находка» и т. д. Учитель может дополнить описание памятников истории и культуры Хараппы и Мохенджо-Даро (см. словарь «Историческая география»).

На месте Мохенджо-Даро обнаружено 9 последовательно расположенных культурных слоев, очевидно, город существовал и перестраивался веками. При этом памятники разных слоев мало чем отличаются друг от друга, что говорит о замедленном историческом развитии. Строгая ориентировка улиц с севера на юг свидетельствует о планомерности застройки города, различные размеры домов – о наличии социального расслоения. Интерес вызывают обнаруженная система водоснабжения (включающая бассейны), крытые рынки, гигантские зернохранилища, цитадели. В Двуречье найдены каменные печати III–II тыс. до н. э. индийского происхождения, позволяющие предположить наличие торговли между странами в древние времена.

В итоге ученики подводятся к выводам о существовании в III тыс. до н. э. в Индии высокоразвитой, своеобразной культуры.

4. Объединение Индии. Царь Ашока.

До нас дошли высеченные на скалах и колоннах указы царя Ашоки. Они позволяют судить о границах государства, об управлении, социальных отношениях, религии и культуре. Известно, что Ашока захватил царский престол в результате победы в кровопролитной борьбе с братьями. Путем завоеваний он смог расширить свое государство. Ашока сделал попытку примирить враждующие на религиозной почве силы внутри страны, сам принял буддизм и стал ревностным сторонником этой религии. Он добивался соблюдения всеми людьми нравственных норм (послушание родителям, уважение учителей и старших, почитание брахманов, хорошее отношение к рабам и слугам, друзьям, родственникам, щедрость в подаяниях, воздержание от мотовства и скупости, запрет убийства живых существ). Для этого в государстве была создана специальная служба чиновников, следившая за соблюдением этих норм. Для животных были открыты, возможно, первые в истории ветеринарные лечебницы. Время правления Ашоки ознаменовано значительным развитием индийской культуры, архитектуры, распространением письменности. Расширились торговые связи с Европой. Впоследствии Ашоку обвинили в том, что он растратил государственные средства на строительство буддийских храмов, и назначили соправителем внука.

5. Религии Индии.

Материалы презентации позволяют ученикам поставить вопросы (и найти ответы) о том, как назвались две основные религии, которые исповедовали народы Индии, каким богам поклонялись сторонники брахманизма, какие идеи проповедовал буддизм, кто и когда стал основоположником этой веры. Возможны сообщения о богах Индии. Важно остановиться на анализе изречений Будды, приводимых в презентации, обсудить вопрос, считают ли ученики для себя приемлемым руководствоваться нравственными правилами буддизма? Выяснить, какие нравственные правила являются общими для этой религии и заповедей Моисея. В заключение следует отметить, что буддизм и по сей день остается одной из мировых религий.

6. Индийские касты. Перед рассмотрением вопроса об индийских кастах в беседе на основе презентации.

7. Культура Индии.

Презентация предоставляет ученикам возможность организовать беседу о письменности, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре и танцах Индии или выступить с соответствующими сообщениями на основе информации словаря «Культура Древнего мира».

Итог: важно оставить время для того, чтобы ученики сформулировали и освоили выводы по данной теме.

Домашнее задание. Вопросы и задания после параграфа учебника. ч. 1

ansya.ru

“Древняя Индия”

Цель: Познакомиться с понятием и особенностями “индийских каст”, обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Древняя Индия”.

Задачи: Образовательные:

  • обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Древняя Индия”;
  • продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, документа; самостоятельно строить рассказ на основе источников знаний;
  • формировать умения работать в коллективе.
  • Развивающие:
  • формировать потребность в самообразовании и повышении культурного уровня;
  • способствовать развитию навыков заполнения таблиц; логического мышления; способностей к обобщению, систематизации полученных знаний;
  • способствовать развитию познавательного интереса; коммуникативных умений и навыков учащихся; личностных качеств учащихся в деятельности, отвечающей их индивидуальной потребности.
Воспитательные:
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению истории.
  • воспитывать толерантное отношение в классном коллективе.
Здоровьесберегающие:
  • проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов деятельности;
  • снимать психологическое напряжение в коллективе.
 Вид урока: урок-практикум.

Тип урока: урок применения знаний на практике с целью их углубления и расширения.

ЗУН: Учащиеся самостоятельно работают с дополнительными материалами, расширяя, углубляя и систематизируя свои знания по теме “Индийские касты”.

Рефлексия: создание собственного текста (написание сочинения-рассуждения).

Оборудование:

  1. Карта “Древний Восток. Индия и Китай”
  2. Учебник: Вигасин А.В. История Древнего мира, Михайловский
  3. Карточки-задания для групп (Приложение 1).
  4. Мультимедийная аппаратура.
  5. Презентация “Индийские касты” (Приложение 2).
Учебно-методическая литература:
  1. А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, История Древнего мира, М.: Просвещение, 2010;
  2. Ф. А. Михайловский, Книга по истории Древнего мира, 5 класс, М.: Русское слово, 2010 г.;
  3. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, 5 класс, Г. И. Годер, М.: Просвещение, 2010 г. (Приложение 3).
План урока:
  1. Организационный момент (1–2 мин).
  2. Актуализация знаний учащихся по теме (7–10 мин).
  3. Постановка проблемы (1–2 мин).
  4. Изучение новой темы (15–20 мин).
  5. Практическая работа (5 мин).
  6. Закрепление и обобщение нового материала (3–5 мин).
  7. Домашнее задание (1–2 мин).
  8. Рефлексия (1–2 мин).
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся по теме “Природа и люди Древней Индии”.

III. Постановка проблемы.

Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением, с занятиями ее жителей и их религиозными верованиями. По преданию, главный бог Брахма создал касты из своих частей тела. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст.

Учитель. Выясним, что такое касты?

IV. Изучение новой темы.

План.

  1. Миф о происхождении каст.
  2. Характеристика каст. Работа по группам (Приложение 1).
  3. Индийские цифры и шахматы (рассказ учеников).
На доске: тема урока, новые слова: касты, Варны, джунгли, брахман, шудра, буддизм.

V. Практическая работа.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Задание: прочитать п.1 на с. 98 Вигасина, группы детей учебник Михайловского п.3 с. 111.

Беседа по прочитанному (слайд “Группы людей в Древней Индии”).

– Дайте определение понятию “касты” или что называется кастой?

(Касты – это группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.)

– Какие касты существовали у древних индийцев?

Презентация “Индийские касты”, Слайды 1–3: Касты жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. (Приложение 2).

– Откуда появились эти касты?

(По легенде – из частей тела бога Брахмы.)

– У какого народа существовала подобная легенда?

(У древних евреев (в Библии) легенда о происхождении Адама и Евы.)

Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты?

Слайд 4: Жрецы-брахманы – из его рта, воины – из его рук, земледельцы – из его бедер, слуги – из запыленных ступней его ног.

-Может ли человек, принадлежавший к одной касте, со временем перейти в другую касту?

(Нет, не мог. Предание гласило, что человек, от рождения находящийся в одной касте в другую перейти не может. Ведь корова не может родить свинью…)

Слайды 5–8: Выступление групп с сообщениями “Брахманы”; “Буддизм”.

В ходе выступления учащиеся заполняют в тетради таблицу:

Название касты Что имели Чем занимались Права
1. Жрецы (брахманы)      
2. Знатные воины (кшатрии)      
3. Земледельцы (вайшьи)      
4. Слуги (шудры)– “неприкасаемые”      
Работа с рабочей тетрадью: Задание №86,с. 72 (Приложение 3).

Слайд 9: Рассказ учащихся “Индийские цифры”, “Шахматы” (показ слайда).

VI. Закрепление и обобщение нового материала.

Возникновение неравенства среди индейцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии? Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую?

(Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.)

Слайд 10: Словарная работа.

Слайд 11: Вставьте пропущенные буквы.

– По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей своего тела:

Б _ _ _ _а.

Один из периодов в жизни брахмана:

У _ _ _ _ е.

– Река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города :

И _ д.

– Труднопроходимые леса в Индии :

Д _ _ _ _ _ и

– Группы людей с определенными правами и обязанностями в Древней Индии:

К _ _ _а

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

Приложение 4.

polpoz.ru