Игра - викторина по теме "Мифы Древней Греции". Древняя греция викторина


Игра - викторина "Мифы Древней Греции"

Игра викторина «Мифы Древней Греции»

Цель: систематизация знаний, усиление положительной мотивации обучения.

Решаемые задачи:

  • образовательные: активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование формы игры.

  • развивающие: развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения; развитие навыка работы в творческих группах.

  • воспитательные : воспитание интереса к литературе

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята сегодня мы с вами проведем игру – викторину: «Мифы Древней Греции».В нашей игре – викторине участвует три команды . В каждой команде по 7 участников. На протяжении всей игры им будут заданы сложные вопросы, на которые мы надеемся получим достойные и правильные ответы. А оценивать эти достойные и правильные ответы будет наше с вами жюри. Каждой команде мы желаем успехов, и конечно победы в этой честной борьбе.

Тур 1.Конкурс «Представление команд».

(Название, эмблема, девиз должны соответствовать теме игры.) Судейство оценивает этот конкурс в 5 баллов.

Тур 2.Конкурс « РАЗМИНКА». В этом туре каждой команде будут заданы по 5 вопросов, если та или иная команда не сможет ответить на свой вопрос, возможность ответить на этот вопрос достается команде противника. Этот конкурс оценивается в 5 баллов.
  1. команда
1.Сколько подвигов совершил Геракл? Ответ:12 2. На каком острове властвовал царь Минос? Ответ: на крите 3. Кто является главным греческим богом?

Ответ: Зевс

4. У кого из богов были крылатые сандалии?

Ответ: Гермес

5. Богиней чего является Афродита?

Ответ: Богиней любви и красоты

  1. команда

1.Какой мифологический герой убил Минотавра? Тесей

2.  Этот титан украл огонь у богов, чтобы отдать его людям. Кто он? Прометей

3. Как звали Циклопа, которого хитростью победил Одиссей? (Полифем)

4. Кто, согласно греческой мифологии, построил лабиринт Минотавра? (Дедал)

5. Чем отличались боги от людей? ( бессмертием)

3 команда

  1. Какие богини были дочерьми Зевса? (Афина и Афродита)

  2. Как звали великана держащего на своих плечах небесный свод? (Атлант)

  3. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом? (Цербер)

  4. Какая война разгорелась из-за спора трёх богинь (Троянская война)

5 . Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (Три яблока)

Тур 3.Конкурс: «Вопрос- ответ». Каждой команде на листочке предоставлены 10 вопросов, на которые они должны ответить, очень коротко. Ведь краткость – это сестра таланта. Им дается на это 4 минуты. Свои ответы команды предоставляют жюри. Конкурс оценивается в 10 баллов.
  1. Что такое мифы?(Мифы – сказания , повествование, предание)

  2. Кто такие эллины? (Древние греки.)

  3. Из кого состоял афинский демос? ( из простого народа)

  4. Кто такие илоты? (рабы)

  5. Что обозначает слово «демократия»?(власть народа)

  6. Кто был отцом Тесея? (царь Эгей)

  7. Кем были созданы поэмы «Иллиада» и «Одиссей»? (Гомер)

  8. Царь острова Итака? (Одиссей)

  9. Кому принадлежат эти слова: «О,владыка,морей! Отец мой!Пусть Одиссей никогда не увилит отчизны.Если же волей судьбы он достигнет Итаки,пусть возвратится один,на чужом корабле и несчастье найдет в своем доме!» ( Полифему)

  10. Назовите имя юной красавицы, которую похитил бог Аид? ( Персефона)

Тур 4. Конкурс «Черный ящик». Конкурс оценивается в 3 балла.

Командам предстоит узнать, что лежит в черном ящике. Им будет предложена небольшая подсказка. Услышав эту подсказку, вы должны записать свой ответ на листке бумаги и предоставить жюри.

Подсказка. Каждая из богинь считала, что этот предмет, который лежит в черном ящике должен быть предназначен только ей. Чтоб разрешить свой спор, они обратились к богу грома и молнии, но он повелел им обратиться к троянскому царевичу. Что лежит в черном ящике?

Яблоко!!!!!!!!!!!!

Тур 5. Конкурс капитанов. Капитанам предоставляются вопросы с ответами. где нужно выбрать один правильный вариант ответа. Свои ответы они предоставляют жюри. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Время 4 минуты.

1

2

3

4

5

Когда началась Троянская война:

А).VIII в.д.н.э

Б).594 г.д.н.э

В).1200 г.д.н.э

Г).XV в д.н.э

В какой области были расположены Афины?

А).Лаконии

Б).Аттике

В).Мессении

Бесстрашный Гектор - это

А). древнегреческий поэт

Б).военный вождь троянцев

В). муж богини Деметры

Г).сын царя Афин Эгея

Зевс является богом:

А).грома и молнии

Б).богом моря

В).богом виноделия и виноградства

Г).богом «царства мертвых»

Богиня Фетида является мамой:

А).Гектора

Б)Гермеса

В)Патрокла

Г)Ахиллеса

1-в,2-б,3-б,4-а,5- г.

В это время команды дают объяснения выражениям. Конкурс оценивается в 4 балла. Время для проведения конкурса 4 минуты.

1.Когда употребляют выражение «нить Ариадны»? (В случае, когда можно выйти из затруднительного положения.)

2.«Ахиллесова пята»? (Наиболее уязвимое место.)

3. «Троянский конь»? (коварный замысел,обман)

4.«Олимпийское спокойствие»? (Абсолютное спокойствие, свойственное богам.)

Тур 6.Конкурс: «Угадайка». Максимальный балл- 6.

Командам на экран будут выведены несколько слайдов на которых будут изображены Боги Древней Греции.

Команды должны обсудить и записать свои ответы на листке бумаги. Свои ответы они должны предоставить нашему жюри.

1.Гера 2.Зевс 3.Дионис 4.Гермес 5.Арес 6.Посейдон

Тур 7. Конкурс:ПОЕДИНОК.

Каждая команда поочередно называет мифы Древней Греции, которые были пройдены на уроках истории Древнего мира.

Та команда которая больше всего назовет мифы Древней Греции, получит 3 балла.

Миф о Тесее и Минотавре, Миф о Дедале и Икаре, миф о начале Троянской войны, миф и Дионисе и морских разбойниках, мифы о приключении Геракла, миф о споре Афины с Посейдоном.

kopilkaurokov.ru

Урок "Викторина древняя Греция"

Урок-викторина «Мифы древней Греции».

Цель: повторение и закрепление материала по теме;

развитие творческих способностей учащихся.

воспитывать интерес к литературе, культуру коллективного ответа.

Ход урока

Викторину ведет учитель, ему помогает один из сильных учеников (объявляет правила игры, следит за временем, считает очки).

1. Слово учителя: На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали мифологию древней Греции.

Вы спрашивали: «Мы живем в 21 веке, используем атомную энергию и летаем в космос, научились делать сложнейшие медицинские операции и играючи управляться с компьютером. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в очень далекие времена»?

Да, это действительно так, человеческая цивилизация достигла многого. Но вслушайтесь в свою речь. Человек часто произносит слова, например, тетрадь, стадион, герой, или так радующее вас слово «каникулы», не задумываясь о том, что произошли они из древнегреческого языка.

Кроме того, древнегреческая мифология – источник появления в языке большого количества устойчивых сочетаний: сизифов труд, нить Ариадны, олимпийское спокойствие и др. В каких жизненных ситуациях их произносить? Какой смысл они несут в себе? Ответ на этот вопрос и даёт нам изучение мифологии.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему погоны военных врачей и вывеска аптек украшаются чашей со змеёй? Почему некоторые созвездия носят названия «Большая медведица», «Кассиопея», «Близнецы»? Откуда в нашем языке названия месяцев январь, март, май, июнь?

Источник всего один – античная мифология.

Сегодня на уроке вы под моим руководством вспомните и примените на практике свои знания по мифологии древней Греции.

Итак, объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, где нет места ссорам и обидам.

2. Помощник учителя: Прошу вас посовещаться и выбрать две команды по 6 человек (команды делятся так, чтобы было равное количество сильных и слабых учеников). Придумайте название команде, выберите капитана. Остальные – болельщики, которые тоже могут заработать себе фишки за правильный ответ. Фишка – лавровый лист, символ олимпийских игр.

1 конкурс. Блиц-турнир.

Помощник: В течение трех минут командам по очереди будут заданы вопросы, на которые сразу должен быть дан ответ.

1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов? (кентавры).

2. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом? (Цербер)

3. Какой бог самый некрасивый? (Гефест)

4. Какая богиня носит прозвище Пенорождённая? (Афродита)

5. Где находилось жилище богов? (Олимп)

6. Кто являлся верховным богом Греции? (Зевс).

7. Как звали отца Зевса? (Кронос)

8. Какая из богинь была рождена самим Зевсом? (Афина)

9. Назовите имена братьев Зевса. (Посейдон, Аид).

10. Кто подарил людям огонь? (Прометей)

11. Кто из богов Олимпа прихрамывал и почему? (Гефест, был сброшен с Олимпа).

12. Чудовище с туловищем человека и головой быка? (Минотавр).

13. У кого из богов были крылатые сандалии? (Гермес)

14. Кто из богов дал людям азбуку, письменность, счет и числа? (Гермес).

15. Как называется река подземного царства, дающая людям забвение? (Лета)

16. Назовите имена богов-близнецов, детей Зевса. (Аполлон и Артемида).

17. Имя героя, освободившего Прометея? (Геракл).

18.Что означает имя Прометей? (предусмотрительный).

19. Как назывался корабль, на котором Ясон отправился за золотым руном? (Арго)

20.Имена каких персонажей мифа о Персее стали названиями созвездий? (Кассиопея, Цефей, Андромеда, Персей, Кит).

21.Кто сделал первые инструменты и научил людей пользоваться ими? (Прометей)

22.Кто сделал крылья и впервые подумал о полете? (Дедал)

2 конкурс. Толкование фразеологизмов.

Помощник: на столе у каждой команды находится фразеологический словарь. Ваша задача: взять конверт и через пять минут объяснить значение и происхождение находящихся в нем устойчивых сочетаний.

рог изобилия яблоко раздора

бочка данаид ящик Пандоры

панический страх муки Тантала

авгиевы конюшни прокрустово ложе

Пока команды совещаются, вопросы болельщикам.

1. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (нектар, амброзия)

2. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите)

3. Какая война разгорелась из-за этого спора трех богинь? (Троянская)

4. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесполезного труда. (Сизиф)

5. Что обозначает фразеологизм «титаническая борьба»? (тяжелая, долгая борьба).

6. Что означает имя Пандора? (наделенная всеми дарами)

7. Как звали козу, вскормившую Зевса? (Амалфея)

8. Сколько дочерей было у царя Даная? (13)

9. Назовите имя греческого героя, убившего Медузу горгону? (Персей)

10. Назовите имя греческого героя, убившего Минотавра? (Тесей)

Слушаем ответы команд, оцениваем, награждаем фишками (каждый верный ответ – 1 фишка).

3 конкурс. Состязания капитанов.

Помощник: капитаны команд выходят к доске. На доске написаны имена греческих богов. Ваша задача – написать их функции и дать римское соответствие имени.

1. Зевс – Юпитер (царь богов и людей)

2. Гера – Юнона (покровительница семьи)

3. Афродита - Венера (богиня любви)

4. Посейдон – Нептун (бог морей)

5. Аид – Плутон (бог подземного царства)

6. Артемида – Диана (богиня охоты)

7. Гефест – Вулкан (бог огня)

8. Арес – Марс (бог войны)

9. Гермес – Меркурий (вестник богов)

4 конкурс. Подвиги Геракла.

Помощник: пока капитаны выполняют задания, вопросы командам. Вам дается конверт, в котором на отдельных карточках написаны названия 12 подвигов Геракла. Ваша задача: за 3 минуты восстановить последовательность подвигов.

1. Немейский лев. 2. Лернейская гидра. 3. Стимфалийские птицы. 4. Керинейская лань. 5. Эриманфский вепрь. 6. Авгиевы конюшни. 7. Критский бык. 8. Кони Диомеда. 9. Пояс Ипполиты. 10. Коровы Гериона. 11. Цербер. 12. Яблоки Гесперид.

Вопросы болельщикам:

1. Кому служил Геракл, выполняя 12 подвигов? (Эврисфею)

2. Сколько голов было у гидры? (9)

3. Кто помог Гераклу одолеть гидру? (Иолай – племянник Геракла).

4. Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде).

5. Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (В большой бронзовый сосуд).

6. Кто из богов подарил быка царь Крита? (Посейдон).

7. Чем кормил Диомед своих коней? (Человеческим мясом).

8. Какая богиня все время помогала Гераклу? (Афина).

9. Кто из богов подарил пояс царице амазонок Ипполите? (Арес).

10. Сколько золотых яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3)

Затем заслушиваются ответы капитанов, ответы команд. Анализ ответов. Награждение фишками.

5 конкурс. Собери муз.

Помощник: каждой команде даны конверты, в которых находится бумажная мозаика. Если вы правильно её соберете, то у вас получатся шесть имен муз. Каждое имя поделено на 6 кусочков. Время, данное командам, 5 минут

  1. Муза эпической поэзии. (Э-в-т-е-р-па)

  2. Муза лирики. (К-а-л-л-и-опа)

  3. Муза любовных песен. (Ме-л-ь-по-ме-на)

  4. Муза астрономии. (Т-е-рп-си-хо-ра)

  5. Муза священных гимнов. (По-л-и-г-и-мния)

  6. Муза истории. (У-р-а-н-и-я)

hello_html_m52c68069.png

Пока команды выполняют задания, болельщикам предлагается разгадать мифологический кроссворд. Подсказка: если правильно отгадаете, то узнаете любимый цвет бога Посейдона.

1.Хранительница брака и семейного очага.

2. Богиня любви и красоты.

3. Бог, объезжающий мир каждый день на золотой колеснице.

4. Продолжите: Сизифов …

5. Бог северного грозного ветра.

Слушаются ответы участников команд. За каждый правильный ответ команда получает 1 фишку. Количество фишек суммируется, выявляется команда-победитель. Болельщики в каждой команде выделяют наиболее сильных игроков, которые награждаются оценками.

Помощник учителя определяет победителей среди болельщиков.

Учитель: честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна всем участникам нашей Олимпиады.

infourok.ru

Викторина по истории "Древняя Греция"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 7

с углубленным изучением отдельных предметов»

Методическая разработка

5 класс

«Викторина по теме «Загадки Древней Греции»

Автор разработки: Кучерова С.В.

Железнодорожный, 2018г.

«Загадки Древней Греции»

Цель данной разработки –

  • проверить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Египта,

  • создать условия для мотивации учащихся к дальнейшему изучению указанной темы

  • развитие устойчивого интереса к изучению истории в школе. 

  • повышение познавательной активности учеников.

разнообразить методы деятельности учащихся во время уроков.

Организационный момент:

Из класса выбирают 10 человек(команда)

Выбирается жюри – 3 чел

Каждая команда проходит блиц-этап. После проверки суммарно ставятся общие баллы команде.

Задания вытягиваются представителями команды

Затем команда совместно дает общие ответы на 2 и 3 этапы.

 

1 этап - блиц«Древняя Греция»

Этот остров был родиной одного из трех великих братьев богов

Крит

    На этой высоте селились и жили только боги

    Олимп

      Этот древнегреческий полководец выиграл Марафонскую битву

      Мильтиад

        В Афинах он был известен как автор жестоких законов

        Драконт

          Эта коварная богиня спровоцировала Троянскую войну

          Богиня раздора

            Это был герой троянской войны, но оказался уязвимым в пятку

            Ахилесс

              Древнегреческий царь, который упорно не хотел воевать в Троянской войне и долго не мог попасть домой

              Одиссей

                Место в Афинах, где еле-еле можно было протолкнуться и, поэтому туда ходили только мужчины

                Агора

                  Этот предмет таил смерть Троянцам

                  Троянский конь

                    Эти греки все делали сообща и из свой территории редко выбирались

                    Спартанцы

                      Это были легкие суда греков очень маневренные

                      Триеры

                        Этот бог дал людям огонь и за это был наказан

                        Прометей

                          Он отменил долговое рабство, но был по достоинству не оценен в Афинах

                          Солон

                            Он был самым известным правителем Афин

                            Перикл

                              Так назывался верхний город

                              Акрополь

                                Это были города-государства

                                Полисы

                                2 этап Загадки

                                1 Загадка

                                Кто был этот герой и с кем он встретился?

                                Этот воин встретился со страшным чудовищем со своими товарищами на острове и назвал себя никто

                                Ответ: Одиссей , Полифем

                                2 загадка

                                О ком идет речь

                                Он попал в плен к пиратам и они хотели продать его в рабство, но он превратился в рычащего льва, а они в дельфинов

                                Ответ: Дионис

                                3 загадка

                                О какой богине идет речь?

                                Она долго горевала, так как дочь ее в жены была отдана Аиду.

                                Ответ: Деметра

                                4 загадка

                                О каком правителе идет речь?

                                Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?

                                “Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”     

                                Ответ:   Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море.

                                4 этап Путешествие по Древним Афинам

                                hello_html_1988c006.png

                                Назовите основные районы Древних Афин и что Вы могли там увидеть

                                Оценивание-1 ответ в описании – 1 балл. Если укажут дополнительную правильную информацию можно добавить по 1 баллу

                                infourok.ru

                                Игра - викторина по теме "Мифы Древней Греции"

                                Историческая игра - викторина для 5-х классов

                                "Герои мифов Древней Греции"

                                Разработала учитель истории высшей категории

                                МОУ «ЛСОШ № 2», г.Лихославль - С.В.Зверева

                                Цели:

                                • обобщить и закрепить знания учащихся о мифах Древней Греции;

                                • расширить представление учащихся о жизни древних греков;

                                • воспитывать уважение к литературному наследию древних греков;

                                • повысить интерес учащихся к историческому прошлому;

                                • прививать моральные ценности, знакомить с моральными нормами на основе мифологических сюжетов, поступков героев;

                                • развивать умение работать в группе; четко и ясно формулировать главную мысль; проявлять находчивость и смекалку.

                                Оборудование:

                                • компьютер;

                                • мультимедийная установка;

                                • презентация;

                                • грамоты;

                                • жетоны для болельщиков за правильный ответ;

                                • оценочные листы для жюри

                                • видеоролик, который учитель включает при выполнении задание № 4,6,7.

                                Участники игры: три команды учащихся 5-х классов.

                                Подготовительный этап.

                                Учитель заранее объявляет учащимся тему игры, дату; по желанию учащихся формирует команды (по 6 человек), остальные учащиеся - болельщики.

                                Рекомендует литературу:

                                Ю.В.Зайцев «Мифы Древней Греции», М.: Из – во «Белый город», 2008, 144 с.: с илл.

                                Г.А.Кулагин 100 игр по истории, пособие для учителей, Из – во: «Просвещение», М.: 1998,

                                Кун «Мифы Древней Греции»,

                                Большая серия знаний. Мифы народов мира. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 128с.: с илл.

                                Ход игры

                                Вступительное слово учителя.

                                Сегодня мы проводим историческую игру "Герои мифов Древней Греции". Вспомните, что такое «миф»?

                                Правильно, мифы – это предания о богах, героях и чудесных существах. Эти предания отличаются от сказок и легенд. Само слово «миф» - греческого происхождения. Сложены они древними греками в те далекие времена, когда люди только начинали изучать окружающий мир. Те явления, которые происходили в природе, объясняли действиями сверхъестественных сил - богов. Древние греки, сочиняли и пересказывали друг другу удивительные истории: о том, как возник мир, что в нем происходит.

                                А ещё, нужно сказать, что мифы поучительны. Изображая своих богов и героев, древние греки наделяли их самыми лучшими или самыми дурными качествами человека. Восхищались благородством, мужеством героев, презирали предателей, осуждали зависть, жадность.

                                Но творчество греков заключается не только в создании мифов, но и в прекрасных поэмах: "Илиада" и "Одиссея". Одна о Троянской войне, другая о приключениях и подвигах одного из участников похода - Одиссея.

                                Итак, мы начинаем.

                                Учитель приглашает команды за игровые столы, представляет жюри.

                                Задание 1.Назови имя мифологического героя.

                                1. «Орел садится ему на грудь и терзает ее острыми когтями. Орел рвет своим острым клювом печень Титана». (Прометей)

                                2. «В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю». (Гефест)

                                3. Она дает плодородие земле, и без ее благотворительной силы ничто не произрастает ни в лесах, ни в лугах, ни на пашнях. Она обучила людей земледелию, по ее велению созревают хлеба, но очень скучает без своей дочери. (Деметра)

                                4. Богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел. Это богиня справедливой войны. Она покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и помогает во время опасности. (Афина)

                                5. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Выполняя приказы Эврисфея, он совершил 12 великих подвигов.(Геракл)

                                Задание 2. Кто это сказал?

                                1. "Ударю я трезубцем - и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как легкие скорлупки. Отложу я трезубец - и утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я на колеснице, запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в великолепный дворец". Посейдон.

                                2. "Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром - все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой - и поражу клятвопреступника пламенной молнией". Зевс

                                3. "Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса". Гера

                                4. "Не осуждайте бедного отца. Да, мне некого винить в гибели сына!

                                Знаю, знаю, человек не птица: Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо!» Дедал

                                1. «Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб: Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!» Эгей

                                2. «Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь!» Деметра

                                3. "Меня называют самым прекрасным из богов, покровителем искусства. Без промаха разят врагов стрелы из моего лука. Ими я поразил страшное чудовище - дракона Пифона". Аполлон

                                4. "По решению Зевса две трети года - весну и лето – я провожу на Земле. В это время цветут деревья, цветы, поля дают хлеб, а на треть года я спускаюсь под Землю к мрачному Аиду, и Земля замирает". Персефона

                                5. Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Там текут реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых". Аид

                                Задание 3. Кто быстрее ответит на вопросы

                                1. Назовите остров, на котором родился и царствовал Одиссей? Итака

                                2. Как называли птиц с женским лицом, заманивающих своим пением моряков? Сирены

                                3. Кому троянский царевич отдал яблоко с надписью "Прекраснейшей"? Афродите

                                4. Как звали циклопа, которого Одиссей лишил зрения? Полифем.

                                Задание 4.Объясни «крылатое выражение»

                                1.Танталовы муки.

                                2. Нить Ариадны

                                3. Яблоко раздора.

                                4. Кануло в лету.

                                5. Ахиллесова пята.

                                6. Сизифов труд.

                                Задание 5."Зоосад в Древней Греции"

                                1. С каким богом связано появление дельфинов? Дионис

                                2. Кто превратил в паучиху известную рукодельницу Архану? Афина

                                3. Какая богиня всегда ходит с совой? Афина

                                4. Какую войну выиграла всего одна лошадь?

                                Задание 6. Сгруппируйте изображения, относящиеся к мифам о:

                                а) Тесее;б) Геракле;в) Дедале и Икаре.

                                Задание 7

                                Соотнесите изображенные предметы с именами богов, которым они принадлежат:

                                1.Афина

                                2. Артемида

                                3. Гермес

                                4. Гефест

                                5. Дионис

                                6. Зевс

                                7. Посейдон

                                8. Аполлон

                                Заключительное слово учителя.

                                Слово жюри. Подведение итогов.

                                Награждение лучшей команды, болельщиков, набравших за игру наибольшее количество жетонов.

                                6

                                kopilkaurokov.ru

                                Урок-викторина «Мифы Древней Греции»

                                Разделы: История и обществознание

                                Форма урока: викторина

                                Класс: 5

                                Цели урока:

                                Образовательные:

                                • обобщать и систематизировать знания учащихся по данной теме;

                                Развивающие:

                                • развить способность проявления реакции в использовании своих знаний   в нестандартных ситуациях, а так же внимательности;
                                • развивать образное и логическое мышление путем выполнения учащимися познавательных и конкурсных заданий

                                Воспитательные:

                                • помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
                                • воспитывать уважение к истории;
                                • На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного в ходе викторины – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям

                                Оборудование урока:

                                • Карточки с заданиями, презентация, ноутбук, мультимедиа .

                                ХОД УРОКА

                                I. Организационный момент.

                                II. Мотивация уч-ся

                                1. Вступительное слово.

                                 - Сегодня на уроке мы с вами вспомним и применим на практике свои знания   по мифологии древней Греции.

                                 - Итак, объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, где нет места ссорам и обидам.

                                Урок пройдёт в форме викторины. Викторина состоит из конкурсов, творческих заданий. В ходе викторины вы должны проявить чувство товарищества, уважения и поддержки к своим одноклассникам. Иными словами те качества, которые были характерны древним эллинам. В конце урока мы узнаем, кто же лучше всех знает мифы Древней Греции.

                                III. Основная часть.

                                1.Разминка.

                                1. Знаменитый греческий герой, совершивший двенадцать подвигов.(Геракл)
                                2. Титан, который похитил огонь с Олимпа и принёс его людям. (Прометей)
                                3. Чудовище, которое обитало на острове Крит в лабиринте. (Минотавр)
                                4. Как звали царя острова Итака, который 10 лет возвращался с Троянской войны? (Одиссей)
                                5. Циклоп, которого перехитрил Одиссей. (никто)
                                6. Как звали бога морей? (Посейдон)
                                7. Как звали свирепого пса, охранявшего ворота Аида? (Цербер)
                                8. Юноша, которого боги превратили в цветок за сильную любовь к себе. (Нарцисс)
                                9. Кто одолел Минотавра? (Тесей)
                                10. Юноша, поднявшийся в воздух на крыльях и погибший от лучей солнца. (Икар)
                                11. Герой, тело которого почти всё было неуязвимо для стрел. (Ахиллес)
                                12. Кто из богов подарил быка царю Крита?(Посейдон)  
                                13. Какая богиня все время помогала Гераклу? (Афина). 
                                14. Кто из богов подарил пояс царице амазонок Ипполите? (Арес).    
                                15. Сколько золотых яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3).
                                16. Греческий верховный бог? (Зевс)
                                17. Название острова, на котором Дедал сделал крылья для побега себе и своему сыну Икару?(Крит)
                                18. Название горы – места обитания богов? (Олимп)
                                19. Главный герой “Илиады”? (Ахилл)
                                20. Мифическое существо, полуконь-получеловек? (Кентавр)
                                21. Имя чудовища, для которого Дедал построил лабиринт? (Минотавр)
                                22. Жена Одиссея? (Пенелопа)
                                23. Царь острова Итаки, участник осады Трои? (Одиссей)
                                24. Мифические одноглазые великаны? (Циклопы)

                                2. Отгадай загадку.

                                - История нам часто преподносить загадки, над которыми работают не один год ученые. Вот я и вам предлагаю попробовать отгадать исторические загадки:

                                1.

                                Он собьет с пути,  Или на путь наставит,  От усталости глаза сомкнуть заставит.  Весть как молнию,  Доставит всем с небес,  И зовут его Зевс

                                2.

                                Под землей на тропе Мрачный он сидит, Души эллинов умерших Он надежно сторожит.  Пес его свирепый Цербер Никогда не спит.  Бога этого зовут  Аид

                                3.

                                Своей наружностью пугает всех невест. От горы его огонь пылает до небес. Троны, щит для героя и много чудес Кует в своей кузнице умелец  Гефест

                                4.

                                Белолика и стройна, Из пены родилась она.  Полна любви и не сердита Богиня эта  Афродита

                                5.

                                На фронтоне Парфенона  Необычная картина: В спор вступила с Посейдоном Богиня мудрости  Афина

                                6.

                                Он меткий стрелок  И на лире играет.  Девять муз его сопровождают. В блеске и свете является он  Брат Артемиды, бог  Аполлон

                                7.

                                Короткая шпаргалка Для маленьких детей: Тесей покорил Минотавра,  А Медузу-Горгону Персей.

                                3. Крылатые выражения

                                 - Древнегреческая история, мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями.

                                 - Как сказали бы греки?

                                Причину ссоры мы называем Яблоко раздора

                                Подарок, сделанный с коварным замыслом Троянский конь

                                Уязвимое место мы называем Ахиллесова пята

                                Способ, помогающий выйти из трудного положения - нить Ариадны

                                4. Кто мог сказать такие слова?

                                - Подумайте, кто из героев греческих мифов мог бы сказать о себе такие слова:

                                1. Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло! (Тесей)

                                2. Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О если бы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков! (Дедал)

                                3. До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое! (Геракл)

                                4. Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце мое разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими! (Персефона)

                                5. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня! (Прометей)

                                Именно я построил богам величественные золотые дворцы. Именно я мог сделать несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра. (Гефест).

                                5. Кто мог потерять эти вещи?

                                Клубок ниток, золотое яблоко, воск и перья, черный парус, крылатые сандалии, трезубец.

                                Ответ:

                                Ариадна, Афродита, Дедал, Тесей, Гермес, Посейдон.

                                6. Родительское горе героев мифов.

                                - Подумайте, кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами:

                                - Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица... Но удивительно прекрасен созданный богом мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо!

                                - Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет паруса! Мой сын погиб: Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!

                                - Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь!

                                Ответ: Дедал, Эгей, Деметра.

                                Угадай миф и расскажи его

                                - Миф о Прометеи

                                - Миф о Дедале и Икаре

                                - Миф о Минотавре

                                IV. Подведение итогов.

                                xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                                Викторина "Из истории Игр древней Греции"

                                Из истории Игр Древней Греции

                                1. Где именно проводились в Древней Греции Игры? (На Пело­поннесском полуострове, в городе Олимпии, на берегу реки Алфей.)

                                2. В каких видах соревновались древние олимпийцы? (Пятибо­рье; бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба; кулачный бой;

                                а также гонки на колесницах, забег на марафонскую дистанцию в пол­ном боевом вооружении, состязания поэтов и музыкантов.)

                                3. Во время Олимпийских игр объявлялось священное переми­рие. Нарушалось ли оно в Древней Греции? (Да. В 36г. до н. э. арка-дийцы захватили Олимпию. Греки, разгневавшись, надолго запретили им участвовать в Играх.)

                                4. Кто из знаменитых людей Древней Греции принимал участие в Играх? («Отец медицины» Гиппократ [I], философы Сократ [2] и Пла­тон [З], драматурги Софокл [4] и Еврипид [5], математик и филосрф Пифагор [6].)

                                5. В какое время года и с какой периодичностью проводились Игры? (Каждые четыре года, между жатвой и сбором винограда.)

                                6. Кто допускался к Олимпийским играм? (Мужчины-греки.) В Элладе соревновались в беге на один стадий. Дистанцию, по преда­нию, бегунам размечал сам Геракл [7]. Чем он отмерял расстояние? (Ступнями: стадий приблизительно равен 600 ступням, или 92м 27см.)

                                8. Когда состоялись первые Олимпийские игры? (В 776г. до н. э.)

                                9. В чью честь проводились Игры? (В честь Зевса /8/)

                                10. На острове Родос проживала династия олимпийцев. Глава се­мьи, его сыновья и внуки выступали на Олимпийских играх более 80 лет, приняли участие в 12 Играх, завоевали для своего острова девять лавровых венков. Вспомните имя основателя династии. (Диагор.)

                                Вопросы второго конверта

                                Из истории современных Олимпийских игр.

                                1. Кто выступил с предложением возродить Олимпийские игры? (Французский общественный деятель барон Пъерде Кубертен [9].)

                                2. Когда и где были проведены первые Олимпийские игры совре­менности? (В 1896г. в Афинах.)

                                3. В каком году прошли 1 зимние Олимпийские игры? (В 1924г., Шамони, Франция.)

                                4. Вспомните девиз Олимпийских игр. («СШш, аМи5,/огПи5^ — <&ы-стрее, выше, сильнее^.)

                                5. Какие Игры не состоялись из-за мировых войн? (Шестые (1916), двенадцатые (1940), тринадцатые (1944).)

                                6. В каком году советские спортсмены впервые приняли участие в Олимпийских играх? (В 1952г., Хельсинки, Финляндия, XV Олимпийс­кие игры.)

                                7. Когда в Олимпийских играх стали принимать участие женщи­ны? (1900г., II Олимпийские игры.)

                                8. XI зимние Олимпийские игры впервые проводились в Азии. Когда и где?(1972т., Саппоро, Япония.)

                                9. Когда в честь побед россиян впервые на Олимпийских играх поднялось трехцветное знамя? (1992г., Барселона, Испания.)

                                10. Назовите континент, на котором проводились Олимпийские игры в 2000 г. (Австралия.) Вопросы третьегоконверта Выдающиеся спортсмены

                                1. Первый российский олимпийский чемпион, фигурист. (Нико­лай Александрович Панин-Коломенкин, 1871/72— 1956, чемпион 1908г.)

                                2. Первый олимпийскийчемпион современности. (Американский легкоатлет Джеймс Конноли; его результат в тройном прыжке — 13м 71см.)

                                3. Двукратная олимпийская чемпионка, метательница диска, за­воевавшая первую золотую олимпийскую медаль в истории советс­кого спорта. /Ям^д/7ояол(о/?^а/Рол<ош/со@й^.^

                                4. Уникальная гимнастка: имеет 18 олимпийских медалей, из них девять — золотых. (Лариса Латынина.)

                                5. Звезда этого легкоатлета горела ярче других три года подряд: в 1962, 1963, 1964 гг. Его называли лучшим спортсменом мира. (Вале­рий Брумель.)

                                6. Прыгун в высоту Дик Фосбери стал олимпийским чемпионом, прыгая изобретенным им способом. С тех пор все мировые достиже­ния в этом виде спорта были установлены только этим способом, на­званным «Фосбери-флоп». Что это за прыжок? (Спиной к планке.)

                                7. Одну из самых редких медалей для нашей команды завоевал Вла­димир Белоусов. Больше в этом виде спорта нашим соотечественни­кам не удавалось побеждать никогда. Назовите его. (Прыжки с трам-

                                8. Чудом игр XXI Олимпиады стал прыжок в длину Боба Бимона. Этот чернокожий американец пролетел 8 м 90 см. Сколько лет продер­жался небывалый мировой рекорд? (Почти четверть века: до 1991 г.)

                                9. Абсолютный рекорд по числу завоеванных золотых медалей на одних Играх установил в Мюнхене американский пловец Марк Спитц. Сколько раз он становился чемпионом? (Семь раз.)

                                10. В Италии на VII Олимпийских играх в 1956 г. советские хокке­исты сумели победить родоначальников этой игры — канадцев, Вспомните имена спортсменов, завоевавших победу. (Всеволод Боб­ров, Евгений Бабич, Николай Сологубов, Иван Трегубое, вратарь Нико­лай Пучков.)

                                Вопросы четвертого конверта

                                Олимпийская мозаика

                                1. Что представляет собой олимпийский флаг? (Белое полотнище с пятью переплетенными кольцами синего, черного, красного, зеленого и желтого цветов. Пять колец символизируют пять континентов,)

                                2. «Олимпийское движение призвано способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой любительс­кого спорта, воспитывать молодежь с помощью спорта в духе лучше­го взаимопонимания и дружбы, способствуя таким образом созда­нию лучшего и более спокойного мира». Что это за текст? (Олимпий-скаяхартия.)

                                3. Процитируйте главные слова знаменитой «Оды спорту» Пьера де Кубертена. («О спорт, ты — мир!»}

                                4. Как называется организация, возглавляющая олимпийское дви­жение в икре? (Международный олимпийский комитет.)

                                5. Во время открытия Олимпийских игр один из выдающихся спортсменов страны-хозяйки произносит речь от имени всех участ­ников Игр. Что это за речь? (Олимпийская клятва.)

                                6. Каждый национальный Олимпийский комитет имеет эмбле­му. Как выглядит эмблема НОК России? (Пять олимпийских колец и изображение трехцветного языка пламени.)

                                7. За особые заслуги перед олимпийским движением Междуна­родный олимпийский комитет (МОК) награждает спортивного дея­теля или спортсмена высшим знаком олимпийского почета. Как на­зывается этот знак? (Олимпийский орден.)

                                8. Какие Олимпийские игры состоялись без участия советских спортсменов по политическим мотивам? (ХХШлетние Олимпийские игры, 1984г., Лос-Анджелес, США.)

                                9. XXII летние Олимпийские игры состоялись в Москве. В каком году? (В 1980 г.)

                                10. Как зажигают олимпийский факел? (На факел направляют пучок солнечных лучей, собранных при помощи системы линз и отражателей.) Вопросы пятого конверта Олимпиада-2000

                                1. Какие по счету Игры состоялись в Сиднее (Австралия)? (XXVII.)

                                2. Перечислите страны, команды которых завоевали больше всего медалей наОлимпиаде-2000. (США — 97, Россия — 88, Китай— 59.)

                                3. В каком виде спорта наши атлеты завоевали больше всего меда­лей? (Спортивная гимнастика: по пять золотых, серебряных и бронзовых.)

                                4. Серебряная награда вьетнамки Тан Хью Гран стала первой олим­пийской медалью в истории ее страны. В каком виде спорта эта медаль была завоевана? (Такэвондо.)

                                5. Назовите виды спорта, в которых российские команды завое­вали олимпийское «золото». (Фехтование на саблях и шпагах, гандбол (мужчины), синхронное плавание и художественная гимнастика.)

                                6. Олимпийские игры в Сиднее начались за два дня до официаль­ной церемонии открытия. По какому виду спорта состоялись «преж­девременные» соревнования? (Футбол.)

                                7. На трех Олимпиадах подряд/этот спортсмен останавливался в шаге от победы. Четвертая попытка оказалась счастливой. Благода­ря его победе в копилке российской сборной появилась первая на­града высшего достоинства. Назовите имя знаменитого фехтоваль-щика. (Пйвел Колобков.)

                                8. Сергей Алиференко одержал первую победу в международных соревнованиях высшего ранга в Сиднее, на Олимпийских играх. В каком виде спорта?(Стрельба изпистолета.)

                                9. Ольга Брусникина и Мария Киселева стали первыми в истории Игр двукратными олимпийскими чемпионками в синхронном пла­вании. Как называлась музыкальная композиция, под которую они выступали? (М. П. Мусоргский. «Ночь на Лысой горе».)

                                8. Награды Олимпиады-2000 стали скандально знаменитыми. За изображенной на них греческой богиней победы Никой находится

                                не афинский Парфенон... А кто? (Римский Колизей.)

                                II ТУР Олимпийская азбука

                                Ход игры: на столе разложены буквы в алфавитном порядке. Уча­стник, у которого больше всего жетонов, выбирает букву и читает вопрос; если отвечает правильно, получает еще жетон, если не отве­чает, выбывает из игры. За него может ответить другой участник и получить жетон. Затем выходит еще один играющий и т. д. Ответ дол­жен начинаться на букву, которую выбрал играющий. Три игрока, набравшие больше всего жетонов, переходят в III тур.

                                А) Над каким городом впервые был поднят олимпийский флаг? (Антверпен, Бельгия.)

                                Б) В каком городе олимпийский огонь был зажжен горящей стре­лой, пущенной из лука? (Барселона, Испания.)

                                В) Чем награждали победителей Игр в Древней Греции? (Венком из листьев лавра.) ^

                                Г) На открытии Олимпийских игр команды идут в порядке алфа­вита страны-организатора. Но впереди всегда шествует команда од­ной и той же страны. Какой? (7)?е1<м^

                                Д) Что получают спортсмены, занявшие на Олимпиаде в личных и командных соревнованиях с 1-го по 8-е места? (Дипломы МОК.)

                                Е) Впервые в истории действующая спортсменка отмечена выс­шей наградой нашей страны. За выдающиеся достижения в спорте, мужество и героизм ей присвоено звание Героя Российской Федера-ции. Кто она? (Любовь Егорова, лыжница.)

                                Ж) Орган, созданный для определения спортсменов или команд, достойных награждения. (Жюри.)

                                3) Медаль за высшее спортивное достижение. (Золотая.)

                                И) Царь небольшого греческого государства Элиды, с именем ко­торого связывают учреждение атлетических игр второде Олимпии? I (Ифит.)

                                К) История донесла до нас имя победителя Игр 776 г. до н. э. — быстроногого повара из Элиды. С этого имени начинается история олимпийского движения. Назовите его. (Норэб, иначе Кораибос.)

                                Л) В каком городе находится штаб-квартира Международного олимпийского комитета? (Лозанна, Швейцария.)

                                М) Талисман Олимпийских игр в Москве. (Медвежонок Миша,)

                                Н) Когда римский император, известный своей жестокостью, по­желал лично участвовать в состязаниях, на старт гонки колесниц он выехал в гордом одиночестве. Никто из атлетов не составил ему конкуренцию, дабы понапрасну не рисковать жизнью. Дважды упав, он. все же приехал к финишу и был увенчан олимпийским лавровым венком. Кто это? (Нерон.)

                                О) Как называли победителя Игр в Древней Греции? (Олимпионик.)

                                П) Математик и философ с острова Самос, который оставил в «наследство» школьникам всего мира свою знаменитую теорему, был увенчан на Играх лавровым венком чемпиона по кулачному бою. Назовите его. (Пифагор.)

                                Р) Трехкратная олимпийская чемпионка в фигурном катании, партнерша Алексея Уланова и Александра Зайцева. (Ирина Роднина.)

                                С) Знаменитый пловец, четырехкратный олимпийский чемпион, которого не хотели включать в олимпийскую сборную на том осно­ваний, что он «стар». (Владимир Сальников.)

                                Т) Хоккейный вратарь, трехкратный олимпийский^емпион, в 22 года признанный лучшим вратарем мира, (Владислав Третьяк.)

                                У) Наказание за нарушение правил игры. (Удаление с поля.)

                                Ф) Имя римского императора-христианина, запретившего в 394 г. н. э. Олимпийские игры как «языческие». (Феодосии I Великий.)

                                X) Олимпийская чемпионка II, III, IV зимних Олимпийских игр, норвежская фигуристка, кинозвезда, снявшаяся в фильме «Серена-да Солнечной долины». (Соня Хени.)

                                Ц) Клуб, воспитавший победителей Олимпиад — фехтовальщи­ков, хоккеистов, баскетболистов, волейболистов и т. д. (ЦСКА — Цен­тральный спортивный клуб армии.)

                                Ч) Спортсмен у одержавший победу в соревнованиях. (Чемпион.)

                                Ш) Вид спорта, в котором Юрий Власов нарушил «американское господство» и установил небывалые мировые рекорды. (Тяжелая атлетика. Штанга.)

                                Э) Как назывались судьи и распорядители Игр в Древней Греции? (Элладоники.)

                                Ю) Молодой спортсмен (до 20 лет). (Юниор.)

                                Я) На Олимпийских играх в Мехико впервые появился зверь-та­лисман. Какое животное стало талисманом? (Ягуар.)

                                infourok.ru

                                ВИКТОРИНА по мифам Древней Греции «Сказочная Эллада»

                                ВИКТОРИНА

                                по мифам Древней Греции

                                «Сказочная Эллада»

                                Цели и задачи:

                                • Развивать представление учащихся о мифах на примере мифов Древней Греции.

                                • Привлечь учеников к самостоятельному изучению мифов.

                                • Дать представление о древнегреческих мифах, их главных героях - олимпийских богах.

                                • Продолжить работу по развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся.

                                • Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.

                                ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

                                Здравствуйте, уважаемые зрители и участники сегодняшнего конкурса. Мы посвящаем сегодняшнюю игру греческой мифологии.

                                Много, много лет назад на полуострове в Эгейском море поселился народ, который назвали греками. Себя этот народ называл эллинами, а свою страну Элладой. Эллины оставили народам мира богатое наследство литературы и искусства. Они оставили свои предания и древние сказания – мифы. В представлениях древних греков, в их прекрасной стране обитали прекрасные боги, которые внимательно следили за жизнью людей с вершины олимпа. Древние греки верили, что бессмертные боги вершат всем. Происходящим на земле, помогают людям, или гневно наказывают их. Эти боги были близки людям, были похожи на людей. Они ссорились и мирились, вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах. Боги любили и ненавидели как люди, ревновали, плакали, страдали и радовались и отличались от людей только тем. Что были бессмертны. Но если боги схожи с людьми, то и люди, по мнению греков, были схожи с богами. А поэтому любимые герои греков бросали вызов богам и выходили из борьбы победителями, и даже получали от богов как великий дар бессмертие.

                                Древние греки были деятельным энергичным народом! Не боялись познавать окружающий мир. Свои знания они облекали в форму мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры. Начиная с эпохи Возрождения писатели, художники и скульпторы заимствовали для своих сюжетов мотивы из сказаний и легенд Древней Греции. Греческая мифология проникла и в русскую литературу. Достаточно вспомнить стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова. Образы из мифов глубоко проникли в мысли современного человека. Действительно и сейчас могучий человек называется Гераклом (Геркулесом), смелая и решительная женщина - Амазонкой, красивый мужчина – Аполлоном, а красавица – Афродитой. Много выражений современные люди используют, даже не зная, что своими корнями они уходят в образы греческой мифологии. Например, выражение «панический страх» происходит от имени бога Пана, который имел очень причудливую внешность, способную испугать. В современном языке существует выражение «строить химеры» т.е. предаваться несбыточной мечте. Химера – чудище с головой льва, туловищем коза и хвостом змеи.

                                Великий Платон сказал: «Нужно проводить жизнь в игре, играя в определенные игры, устраивая жертвоприношения, распевая и танцуя, дабы расположить к себе богов и отбить врагов, победив их бою…»

                                Давайте последуем мудрому совету древних и примем участие в состязании.

                                (звучит музыка)

                                Представьтесь, пожалуйста!

                                Поприветствуйте команды!

                                1.Конкурс «Разминка».

                                (Командам по очереди задается вопрос, если нет ответа, отвечает другая команда, 1 балл за правильный ответ)

                                1. Назовите братьев Зевса.(Аид и Посейдон)

                                2. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита)

                                3. У какого царя служил Геракл (Эврисфей)?

                                4. За что должен был служить и сколько лет? (12 лет. В припадке безумия убил своих детей и племянников)

                                5. Как Гераклу за 1 день удалось очистить Авгиевы конюшни? (Изменил русла рек, направил их воды через конюшни)

                                6. Какое особое свойство имели яблоки Гесперид? (Давали вечную молодость)

                                7. Кого из известных титанов освободил Геракл? (Прометей)

                                8. Кто из героев был учредителем олимпийских игр?(Геракл)

                                9.Что явилось причиной начала Троянской войны? (Похищение троянским царевичем Парисом прекрасной Елены, жены спартанского царя Милая, помогла Афродита)

                                10. Вспомните имя воина, который стал неуязвимым от того, что в раннем детстве мать окунула его в волшебную воду реки, дарующую неуязвимость. (Ахилл)

                                11. Кто выковал ему щит? (Гефест)

                                12. Но, как мы помним, неуязвимый Ахилл все же был убит. Почему же удалось его одолеть? Какая поговорка связана с этой легендой. (Отравленная стрела Париса попала в пятку, единственное уязвимое место. «Ахиллесова пята» - уязвимое место.)

                                13. Как называлась пища греческих богов, дающая им вечную юность и бессмертие? (Нектар, амброзия)

                                14. Кто подарил людям огонь? (Прометей)

                                2. А сейчас давайте проверим, как вы знаете мифологические персонажи.

                                Это конкурс «Знатоков». Для него потребуются ребята, которые готовы распознать имя олимпийского бога, сколь скудны и противоречивы сведения о нем ни были бы. Должны прозвучать признаки, определяющие имя бога, загаданного командой. Их всего семь. Понятно, что первый признак самый редкий и сложный, за него отгадывающий получит высший балл – 4. Последний признак самый распространенный, угадав его, участник получает один балл. Чем меньше Вам надо признаков для определения имени бога, тем выше балл за ответ. ( Участники приглашаются парами по одному из команды).

                                Максимальная оценка 4 балла. Ваше задание: по описанию определить, о каком боге идет речь.

                                1. Она родилась из пены морской, богиня красоты, любви и вечной молодости. Она прекрасна, никто не в силах противиться ее чарам. Ее сын имеет крылья и колчан с волшебными стрелами, способными любого заставить испытать муки любви.(Афродита)

                                2. Это хромой бог - кузнец. Он добр и простодушен, никому не делает зла, послушен Зевсу. Ему помогают Циклопы. А еще он умеет ковать волшебные доспехи и оружие, которые делают неуязвимым того, кто ими воспользуется. (Гефест)

                                3. Перед нами могущественная богиня мудрости и победы. Сам отец - грозный Зевс побаивается своей дочери. Ей построено, пожалуй, самое большое количество храмов, в ее честь называют боевые корабли, ее расположения и покровительства добиваются многие герои. (Афина)

                                4. Она жена грозного Зевса, богиня календарного года, покровительница браков и семьи, обладает гордым, упрямым и сварливым характером, очень ревнива, хотя и не без причины. (Гера)

                                «Атрибуты Богов»

                                3. Конкурс театрализованный

                                Каждая команда покажет сценку.

                                5. Перед вами миф, а вы должны найти в нем ошибки, которые допустил автор.

                                Однажды Геракл - сын Посейдона - решил отправиться в путь за золотым руном. Геракл помолился богине Гере, всегда покровительствовавшей ему, и отправился в путь. И вот он прибыл в царство, хранившее золотое руно, и предъявил права греков на сокровище. Царь очень обрадовался, что приехал законный хозяин руна, и поведал, что давно мечтал вернуть руно в Грецию, восстановив таким образом справедливость.

                                Вы правильно определили ошибки, которые допустил горе - автор мифов.

                                Часто в речи мы употребляем фразеологизмы, пришедшие к нам из далеких античных времен. Давайте вспомним их и попробуем объяснить их значение.

                                6. «Конкурс олимпийских журналистов»

                                -От каждой команды приглашается по одному участнику для выбора задания, которое заключается в следующем. Как известно, журналисты интересуются многим и могут описать любые события. Вам предлагается объяснить значения « крылатых» выражений, которые появились благодаря мифам. Команды должны посовещаться одну минуту и ответить, что означают данные выражения.

                                Оценка этого конкурса – 2 балла.

                                1. Авгиевы конюшни -1)грязное помещение; 2) запущенность.

                                Выражение взято из мифа « Скотный двор царя Авгия».

                                2. Ариаднина нить - путеводная нить, помогающая выйти из затруднительного положения.

                                Выражение взято из мифа « Путешествие Тесея на Крит»

                                3. Золотой дождь - богатство, неожиданное обогащение.

                                Выражение взято из мифа «Рождение Тесея» или « Даная»

                                4. Муки Тантала - невыносимые муки при невозможности достигнуть

                                цели. Выражение взято из одноименного мифа.

                                5. Нектар и амброзия – 1) необычайно вкусный напиток, изысканное блюдо;

                                2) вкусное блюдо, 3) пища богов. Выражение взято из мифа « Боги Олимпа»

                                6. Панический страх - внезапный, необъяснимый и очень сильный страх.

                                Выражение взято из мифа « Пан и Сиринга».

                                7. Зевс-громовержец - грозный начальник.

                                Выражение взято из одноименного мифа

                                8. Ящик Пандоры – источник несчастий и бедствий.

                                Выражение взято из мифа « Пандора».

                                7. Конкурс «Мифические животные»

                                (Командам по очереди задается вопрос, если нет ответа, отвечает другая команда, 1 балл за правильный ответ)

                                Команда 1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавры).

                                Команда 2. Туловище этого чудовища впереди львиное, в середине – козье, сзади - змеиное; три головы: льва, козы, змеи – изрыгающие из пасти пламя. (Химера)

                                Команда 1. Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. (Грифон)

                                Команда 2. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Кербер или Цербер).

                                Команда 1. Чудовище с лицом и грудью женщины, толом льва и крыльями птицы. В наказание послала Гера на Фивы. Сидело около города и задавало загадку: «Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на двух, вечером на трех?» Не сумевшего ответить – душило. (Сфинкс). Отгадайте загадку: ребенок, взрослый, старик. (Человек)

                                Команда 2. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Живут на скалистом острове, завлекают своими голосами мореходов, потом убивают и пожирают. (Сирены)

                                8. Конкурс «Пантомима»

                                А теперь вы должны проявить свой артистизм.

                                (Команде дается карточка с названием мифологического существа, команда должна изобразить это существо, вторая команда отгадывает, 4 человека)

                                1. Гидра (легендарное существо с 9-ю головами змеи, ее ядовитое дыхание уничтожает все живое, на месте отрубленной головы вырастают 2 новые).

                                2. Кентавры полулюди-полукони

                                Пока команды готовятся

                                9. Найди ошибку.

                                1. Критская Гидра (Лернейская гидра, Критский бык)

                                2. Керинейский лев (Немейский лев, Керинейская лань)

                                3. Кони Ипполиты (кони Диомеда, пояс Ипполиты)

                                4. Стимфалийские коровы (коровы Гериона, Стимфалийские птицы)

                                10. Он называется конкур «Аэдов». Кто из зрителей вспомнит, кого называли аэдами? ( Аэды – это древнегреческие странники, рассказывающие мифы, исполняющие миф, как песню). Итак, наши аэды будут рассказывать мифы, посвященные подвигам Геракла. Но сначала командам надо отгадать из предложенного списка персонажей героев своего мифа, доставшегося им по заданию. Прошу подойти по одному человеку от команды, чтобы выбрать конверт с заданием (участникиу подходят, берут конверты, в которых находится задание).

                                На совещание командам отводится 30 секунд, затем они должны предоставить жюри свою карточку с названием мифа и подобранные к ней имена персонажей этого мифа. За каждое отгаданное верно имя – один балл (всего пять баллов).

                                1. «Яблоки Гесперид» : Нерей, Антей, Атлант, Геракл, Еврисфей.

                                2. «Рождение героя» : Ата, Еврисфей, Гера, Алкмена, Геракл.

                                Затем игрок, представляющий команду должен кратно и красиво рассказать свой миф.

                                За эту часть ответа максимальная оценка – 3 балла.

                                Пока счетная комиссия подводит итоги, вопросы для зрителей:

                                1. Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена)

                                2. Кто воспитал Геракла? (кентавр Хирон)

                                3.  Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. (Кифара, лира)

                                4. Как Гераклу удалось победить Гидру? (Иолай прижигал меч факелом)

                                5. Как погиб Геракл? (От рук своей жены)

                                6. Какое вооружение было у греков во время Троянской войны. (Луки, дротики, мечи, копья)

                                7. В какое животное мог превращаться Зевс? (Бык)

                                8. Какое свойство имели яблоки Гесперид?(Они давали вечную молодость)

                                9. Сколько яблок должен был принести Геракл? (Три)

                                10. Как Геракл перехитрил титана Атласа? (Геракл попросил Атласа снова принять на свои плечи небесный свод, чтобы подложить себе на плечи подушку, и , забрав принесенные Атласом яблоки ушел)

                                11. Кого из известных титанов освободил Геракл?(Прометей)

                                12. Как погиб Геракл? (От рук своей жены, пославшей ему пропитанную ядом одежду; Деянира считала, что это поможет ей вернуть его любовь – так обманул ее кентавр; Деянира покончила с собой, а Геракл погиб в пламени и вознесся на Олимп)

                                Пора подводить итоги. Обе команды были хороши, показали хорошее знание мифов, но победителем стала команда………. Поздравляю всех участников с победой! Звучит греческая музыка.

                                Завершает нашу викторину стихотворение О.Тарутина «Древние греки»

                                Древние греки, античные греки,

                                многим прославились греки навеки.

                                Даже порой удивленье берет:

                                Ну, до чего знаменитый народ!

                                Храбро с врагами они воевали,

                                мудрые мифы они создавали,

                                с детства знакомы любому из нас

                                и Прометей, и Геракл, и Атлас.

                                Древние греки моря бороздили,

                                время для спорта они находили.

                                И Олимпийские игры они

                                тоже придумали в давние дни!

                                Строили греки театры и храмы,

                                ставили греки комедии, драмы.

                                А посмотрите теперь, каково

                                было скульптурное их мастерство!

                                Ну а всего поразительней, братцы,

                                То, что мы с ними могли б изъясняться!

                                «Физика», «космос», «медуза», «стратег» –

                                понял бы мигом слова эти грек!

                                Скажешь: «асфальт», «стадион» и «динамо» –

                                скажешь ты это по-гречески прямо!

                                «Библиотека», «театр», «берилл» –

                                так, между прочим, и грек говорил!

                                Видите, какое богатое наследие оставили нам древние греки! Вам предстоит всю жизнь открывать для себя и окружающих культуру Древней Греции… До новых встреч с героями Древней Эллады!»

                                         Награждение команд.

                                kopilkaurokov.ru


                                Смотрите также