Древняя греция рим. 16. Государственное устройство античных цивилизаций (Древняя Греция, Древний Рим)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Греция и Древний Рим. Историческое значение античной цивилизации. Древняя греция рим


Древняя Греция и Древний Рим. Историческое значение античной цивилизации.

АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Древняя Греция занимает уникальное место в истории человечества. Именно здесь, в восточной части Средиземноморья, в тесном контакте с древнейшими цивилизациями Востока, несколько тысяч лет назад зародилась европейская цивилизация. Античную Грецию характеризует небывало высокое развитие всех сторон существования общества – социальной, экономической, политической и культурной жизни. И эти удивительные достижения античного мира во многом определили ход всей истории человечества.

Термин «античность» (лат. antiquus– древний) означает не просто далекую древность, но особую эпоху в развитии греко-римского мира. Греки и римляне принадлежали к одной южноевропейской, средиземноморской расе, к одной индоевропейской языковой семье. Их характеризовала историческая близость. Они создали сходные общественные институты, обладали близкими культурными традициями и оставили во многом похожие памятники материальной и духовной культуры. Но, конечно, все это не исключало и различия путей и форм конкретно-исторического развития древних греков и римлян. Таким образом, история Древней Греции является первым этапом истории античной цивилизации.

Античная цивилизация возникла в Древней Греции, где достигла своего расцвета. Затем достижения Греции продолжил развивать Древний Рим, и с падением Римской империи завершила свое развитие и античная цивилизация.

Основным феноменом, отличавшим цивилизацию античного мира от других древних цивилизаций, является возникновение городской гражданской общины как основной социально-экономической, политической и социокультурной структуры. В античной

Греции государство, существовавшее в рамках гражданской общины, получило название пОлис. Полисный тип государства отличался рядом особенностей. Важнейшей из них было появление понятия «гражданин». Это был свободный, независимый член общества, пользовавшийся всей полнотой гражданских и политических прав, которые рассматривались в неразрывном единстве с его обязанностями. Государство-полис в лице гражданского коллектива гарантировало соблюдение всех политических прав и свобод, а также социально-экономические и духовные условия достойного существования каждого своего члена.

Система ценностей в гражданском коллективе имела гуманистическую направленность. На первое место выдвигались интересы общины, гражданского коллектива. Это означало, что коллективное, общественное благо превалировало над индивидуальным, частным. Но при этом в период расцвета античной цивилизации гражданину были созданы все условия для всестороннего развития своей личности, проявления всех способностей. Это обеспечивало гармоничную и нерасторжимую связь личности и коллектива.

Именно гражданин полиса, который выступал одновременно как мелкий свободный производитель (прежде всего крестьянин – собственник и труженик), как носитель высшей государственной власти и как воин, защитник полисных институтов и ценностей, был олицетворением и носителем античной цивилизации.

Но помимо полноправных граждан, которых было запрещено порабощать, в античном полисе существовал и антипод свободного гражданина – стоящие вне гражданского коллектива подневольные работники. Античное общество породило наиболее полную и развитую форму зависимости и принуждения иноплеменников – классическое рабство. Раб не признавался человеком, а считался говорящим «орудием труда». Но именно благодаря использованию рабского труда стали возможны многие достижения античной цивилизации.

Таким образом, античная цивилизация– это полисная цивилизация. С историей полиса и его гражданского коллектива связаны все взлеты и падения этой уникальной цивилизации Древнего мира.

Античный Рим

Римское государство возникло на Апеннинском полуострове. Вместе с островом Сицилией «итальянский сапог» представляет собой естественный мост между Европой и Африкой. Природные условия полуострова позволяли заниматься как хлебопашеством и скотоводством, так и ремеслом, строительством (имелись строевой лес, медь и олово), мореплаванием.

В VII–VI вв. до н. э. наиболее могущественным народом Италии были этруски. Они были хорошими земледельцами, обрабатывали металлы, изготавливали зеркала и вазы, изделия из золота и слоновой кости. Они активно торговали с соседями[45]. Династия этрусских царей Тарквиниев правила Римом с момента его предполагаемого основания 21 апреля 753 г. до н. э. Предпоследний царь Сервий Туллий провел реформы, схожие с реформой греческого Солона. Население и территория Рима были разделены на 4 округа (трибы) и 5 имущественных классов в зависимости от доходов. Беднейшие граждане назывались «пролетариями» (те, у кого нет ничего, кроме детей). В народном собрании преобладали более состоятельные граждане. Царский период в истории Древнего Рима окончился изгнанием рода Тарквиниев и установлением в 510 г. республики.

В республиканский период, с 510 по 27 г. до н. э., римляне создали развитую демократическую систему, завоевали огромные территории[46].

Всей полнотой прав обладали римские граждане. Наиболее влиятельными были потомки старинных родов, землевладельческая аристократия, которых называли патрициями, а тех, кто мог в военное время выступить с оружием и на коне, называли всадниками. Основную массу составляли плебеи (простолюдины) – мелкие и средние крестьяне, ремесленники и торговцы. Не гражданами были провинциалы, т. е. те, кто жил вне Рима, но на территории римских владений, а также рабы. Борьба низших групп населения за равные права с высшими слоями пронизывала общественную жизнь на протяжении веков. Все неримляне стремились стать полноправными гражданами.

Формально высшим государственным органом республики было народное собрание с участием всех полноправных граждан, на котором выбирались должностные лица. Фактически Римом управлял сенат, в работе которого пожизненно участвовали главы крупнейших патрицианских фамилий и некоторые должностные лица, также выбиравшиеся из числа сенаторов. За несколько веков число сенаторов выросло со 100 до 600. Высшими представителями власти, избираемыми на один год, были два консула, которые, советуясь друг с другом (консультируясь), управляли всеми делами, включая военные. Суд осуществляли преторы, которые при вступлении в должность издавали эдикты, давая в них толкование действующих законов. В особо сложных случаях заключение о виновности давал суд присяжных, состоявший из 75 свободных граждан, которые заседали в суде в определенной очередности. Эдилы наблюдали за порядком на рынках, улицах и в общественных зданиях, организовывали и оплачивали общественные зрелища. Финансами ведали квесторы. Проверкой списка сенаторов, заключением государственных договоров, организацией общественных работ и сбором налогов занимались цензоры. В чрезвычайных обстоятельствах сроком на 6 месяцев мог назначаться диктатор, обладавший огромными полномочиями.

В республике все государственные должности не оплачивались, их отправление считалось почетным делом в богатых, аристократических семьях, активно участвовавших в политической жизни. Семью (фамилию), в которую входили жена и дети главы, жены и дети его сыновей, а также рабы, возглавлял патерфамилиас (отец семейства), обладавший огромной властью. Так, отец мог трижды продать в рабство своих сыновей. К семьям, настоящим первичным ячейкам римского общества, присоединялись иностранцы, вольноотпущенники (бывшие рабы) и другие лица, не имевшие нормальной правовой поддержки. Они назывались клиентами, а их покровители – патронами. Жены глав семейств именовались матронами. Жизнь Древнего Рима в значительной степени регулировалась развитым законодательством. Первым сводом законов были Двенадцать таблиц, обнародованные в 450 г. до н. э. Плебеи, свободные небогатые римляне для защиты своих прав ежегодно избирали народного трибуна, который имел право приостанавливать действие любого закона, принятого сенатом, чтобы не доводить дело до острого столкновения интересов. Тем не менее такие столкновения происходили постоянно. В конце II в. до н. э. началась почти непрерывная политическая борьба, временами перераставшая в настоящую гражданскую войну. На протяжении нескольких десятилетий на развитие событий решающее влияние оказывали политические амбиции, лидерские качества Мария, Суллы, Помпея, Красса, Цицерона, Марка Антония, Юлия Цезаря, Октавиана и других выдающихся деятелей. Сложившиеся политические «партии» оптиматов, выступавших за сохранение твердой власти сената, и популяров, которые считали возможным расширить участие населения в решении государственных дел, своей ожесточенной борьбой довели римскую республику до установления диктатуры сначала Юлия Цезаря, а затем Октавиана Августа. Огромную роль в событиях сыграла армия. Этот бурный период римской истории закончился в 27 г. до н. э. установлением империи.

Внешняя политика римлян, вдохновляемая сенатом, была чрезвычайно активной и агрессивной. На протяжении V–III вв. до н. э. Рим объединяет под своим господством всю Италию, ведя войны против вольсков, эквов, этрусков, самнитов, галлов и др. От этого времени остались выражения «гуси спасли Рим», когда защитники холма Капитолия сбежались на крик гусей и отразили неожиданный приступ противника, а также «пиррова победа», которая была связана с тем, что противник, победивший римлян, понес невосполнимые потери и был ими повержен.

studfiles.net

Рим, древняя Греция и история

Рим и древняя Греция Рим и древняя Греция

История Древней Греции начинается в III тысячелетии до нашей эры. Данное государство включало в себя несколько цивилизаций, обитавших на юге Балканского полуострова, на соседних островах и в отдельных районах в Малой Азии, особенно на ее западном берегу. Греки даже сегодня предпочитают себя называть эллинами, так как для них Греция до сих пор остается Элладой. Известное же сейчас название «Греция» пришло со времен Древнего Рима.

Древняя Греция, Древний Рим

Греческая и римская цивилизации в древности заняли расположение географически практически по соседству. Существовали они тоже почти в то же время, поэтому неудивительно, что они постепенно между собой оказались тесно связанными. Культура и того и другого государства развивалась под влиянием их друг на друга.

Именно родившиеся здесь цивилизации со всеми приобретениями и открытиями несколько позднее стали базой для возникновения европейской цивилизации. Все это оказало мощнейшее воздействие на развитие культуры и искусства средневековья, а, следовательно, и на современность.

Древняя Греция и древний Рим, характеристики

Искусство древней Греции Искусство древней Греции

Как уже было упомянуты, данные цивилизации оказываются достаточно близкими друг другу. Но наряду со всеми схожими чертами между этими цивилизациями присутствовало и некоторое количество довольно таки существенных различий. Во-первых, это было связано со сложностями организации взаимосвязи культур через определенные расстояния.

История Древней Греции делится на строго определенное количество этапов, среди которых отмечаются:

  • Крито-микенский.
  • Гомеровский.
  • Архаический.
  • Классический.
  • Эллинистический.

Наиболее важным центром соседней империи оказался Рим, численность населения которого выросла до 1,5 млн. граждан.

В некоторых частях великой державы находились и другие крупные города:

  • Египетская Александрия.
  • Эфес.
  • Антиохия.

Крупнейший город Греции в эпоху существования Империи - Коринф, который восстановил сам Юлий Цезарь. 

Столица Римской Империи и другие крупные города украшены великолепными большими зданиями, среди которых были:

  • Храмы как общеимперских так местных богов.
  • Дворцы.
  • Здания для развлечений.
  • Базилики.
  • Амфитеатры и театры.
  • Портики для прогулок.
  • Цирки.

В амфитеатре представляли достаточно часто травлю животных, гладиаторские сражения, здесь же устраивались и казни для публики.

Для справки. До сих пор, главным римским амфитеатром остается Колизей, позволяющий вмещать не менее 50 тысяч человек. Однако наряду с ним до настоящего времени сохранились и свидетельства других амфитеатров, расположенных в разных местах бывших городов Римской империи (в Париже, в Вероне и т.д.).

Главной отличительной особенностью городов, входивших в государства Древняя Греция и Рим той эпохи, стали мосты из камней, водопроводы, система канализации.

Акведуки (водопроводы) представляли собой длинные ряды арок, на которых держались труб из глины или свинца. По ним на огромные расстояния и поступала вода в города с горных источников, В современном Риме до сих пор функционируют 2 акведука, построенные в те времена.

Иностранные влияния, которые оказывали друг на друга древние Греции и Рим, воспринимались достаточно лояльно, поскольку они не противоречили внутренним система ценностей 2 государств.

Искусство древних цивилизаций Рима и Греции

Искусство древнейших цивилизаций Искусство древнейших цивилизаций

Данная сфера общественной жизни развивалась в обеих культурах исключительно, в условиях, существовавшего тогда рабовладельческого строя. Искусство Рима считается завершением искусства древнего общества.

Для справки. Среди ученых до сих пор нет согласия относительно искусства древнего Рима. Некоторые считают, что римские мастера лишь продолжили традицию эллинистической цивилизации, тогда как другие категорически полагают, что искусств, развивающееся в древнем Риме, было самостоятельным явлением.

В работах древних римлян, в отличие от греческих произведений, символизм и аллегория преобладали. Соответственно, эллинистические пластические образы и ансамбли уступили в Риме живописи. Римские мастера в отличие от греков, которые видели реальный мир в единстве, стремились познать его в деталях. Для них важно было расчленить единую систему и проследить ее детали в отдельности.

Что касается скульптуры, то в древнем Риме она была ограничена рельефами с изображениями исторических событий и портретами. Исторические журналы представляют достаточно большое количество материалов, отражающих особенности предметов искусства и Древней Греции, и Рима (см. Архитектура древней Греции). Последним удалось добиться иллюзорной интерпретации объема и формы. Это стало возможным благодаря фрескам, мозаики, станковой живописи, которые в Греции были развиты очень слабо.

Развитие архитектуры достигло небывалого успеха, как в строительстве, так и в инженерии. 

Новыми для римлян оказались такие понятия, как:

  • Художественная форма.
  • Пространство.
  • Их взаимосвязь.

В Древнем Риме архитекторы, как правило, затрагивали в ансамблевом масштабе, отдавая предпочтение замкнутой форме. Архитекторы любили обустраивать здания с колоннадой, которая на половину была утоплена в стене.

Архитектура Рима Архитектура Рима
Для справки. Если древнегреческие ансамбли всегда были открытыми, то римские наоборот могли быть обнесены высокими стенами, а чаще всего они располагались в неких низинах, углублениях.

Важным фактором, повлиявшим на характер древнеримского искусства, стал - огромный размах поля его действия. Это обусловлено не столько художественным потенциалом и развитием именно Рима, сколько историческими условиями, в которых протекало данное усовершенствование.

Стоить только вспомнить, что в территориальные рамки Древнего Рима входило огромное количество территорий, для того чтобы определить то, что все достижения эти являются общеевропейскими. Рим же здесь стал своего рода интерпретатором, направляющим звеном наследия древности.

Наиболее яркой чертой древнегреческого искусства стала, конечно же, литература. Мифы и легенды Древней Греции не оставляют равнодушными ни одного читателя. А для тех, кто не относится к книжным червям, снято огромное количество видео фильмов по мотивам древнегреческих мифов.

Греческий писатель Гомер, поведавший миру о странствиях Одиссея, о Троянской войне, является главным свидетельством достижения высочайшего уровня Греческого народа в литературном жанре. Смотрите видео об удивительных историях Рима.

pracivilization.com

Древняя Греция и Древний Рим сравнение Греция Рим

Древняя Греция и Древний Рим: сравнение Греция Рим Исторические периоды • Гомеровский период (XI-IX Древняя Греция и Древний Рим: сравнение Греция Рим Исторические периоды • Гомеровский период (XI-IX вв. до н. э. ) • Архаический период (VIII-VI вв. до н. э. ) • Классический период (V-IV вв. до н. э. ) • Эллинистический период (IVI вв. до н. э. ) • Царский период (VIII-VI вв. до н. э. ) • Республиканский период (VI-I вв. до н. э. ) • Императорский период (I в до н. э. – 5 в. н. э. ) Характеристика периодов Гомеровский период (XI-IX вв. до н. э. ) Предшественники – развитая Крито-микенская цивилизация. Упадок в экономической и культурной сфере, патриархальные отношения, натуральное хозяйство Сосуществование на территории современной Италии множества различных племен, самыми развитыми из которых были этруски

Древняя Греция и Древний Рим: сравнение Греция Характеристика периодов Рим Архаический период (VIII-VI вв. Древняя Греция и Древний Рим: сравнение Греция Характеристика периодов Рим Архаический период (VIII-VI вв. до н. э. ) Экономический и культурный рывок за счет Великой греческой колонизации и оформления полисов Царский период (VIII-VI вв. до н. э. ) Основание Рима племенем латинов, союз с этрусками и сабинами, патриархальное общество Классический период (VIV вв. до н. э. ) Экономический и культурный расцвет, развитие полисов, войны с Персией Республиканский период (VI-I вв. до н. э. ) Ранняя Республика, формирование государственного управления, борьба плебеев с патрициями

Древняя Греция и Древний Рим: сравнение Греция Характеристика периодов Рим Эллинистический период (IV-I вв. Древняя Греция и Древний Рим: сравнение Греция Характеристика периодов Рим Эллинистический период (IV-I вв. до н. э. ) Упадок полисов, образование империи, власть одного человека, распад империи. Республиканский период (VI-I вв. до н. э. ) Поздняя Республика. Освобождение от греческого контроля, завоевание Апеннинского полуострова и последующая колонизация всего Средиземноморья Греция превратилась в одну из римских колоний Императорский период (I в до н. э. – 5 в. н. э. ) Образование империи, власть одного человека, борьба за власть, распад империи.

Древняя Греция и Древний Рим: сравнение Греция Рим Форма государственного устройства в период расцвета Древняя Греция и Древний Рим: сравнение Греция Рим Форма государственного устройства в период расцвета Политически независимые друг от друга полисы (городагосударства) Единое государство Участие в политической жизни Могут принимать все граждане полиса (кроме эллинистического периода) Могут принимать как патриции (граждане), так и плебеи. Право собственности на землю Земля принадлежит гражданам полиса; в отдельные периоды есть ограничения на максимальный надел, которым можно владеть Земля принадлежит свободным гражданам Участие в военных действиях Ополчение собирается из граждан полиса Ополчение в основном собирается из плебеев и наемников

Древняя Греция и Древний Рим: сравнение Греция Рим Социальная защищенность О гражданах полиса заботилась Древняя Греция и Древний Рим: сравнение Греция Рим Социальная защищенность О гражданах полиса заботилась Необходимо было община покровительство патрона – влиятельного патриция Судебная система Все граждане полиса могут принимать участие в судебных заседаниях и принимать решения Идеология/ Высшие ценности – благо основные ценности полиса, общины, семьи, а также гармоничное интеллектуальное и физическое развитие личности Суды состоят из чиновников, создана сложная законодательная система из письменных законов – римское право Высшие ценности – личное благополучие, финансовая обеспеченность и власть, чувство долга

Древняя Греция и Древний Рим: сравнение Греция Рим Культура Скульптура, архитектура, Архитектура, литература, музыка, Древняя Греция и Древний Рим: сравнение Греция Рим Культура Скульптура, архитектура, Архитектура, литература, музыка, живопись, правовая система, литература, философия инженерная мысль Отношение к другой цивилизации Римляне в глазах греков – варвары, добившиеся значительных военных успехов и перенявшие многое из греческой цивилизации Греки в глазах римлян – высокоразвитая цивилизация; стремление подражать лучшим образцам греческой скульптуры и живописи

Римское право • Зарождение – в ходе борьбы плебеев за свои права, начало – Римское право • Зарождение – в ходе борьбы плебеев за свои права, начало – Закон XII таблиц (450 г. до н. э. ) • Стремление зафиксировать все правовые положения в письменном виде • Разделение права на публичное и частное • Формирование различных разделов права, используемых по сей день (вещное право и т. д. ) • Появление многих терминов, используемых затем в юриспруденции в течение веков • Появление профессиональных юристов

Марк Туллий Цицерон 106 -43 гг. до н. э. • • • Основоположник ораторского Марк Туллий Цицерон 106 -43 гг. до н. э. • • • Основоположник ораторского искусства Совмещение политической и культурной деятельности Заговор Катилины Защита устоев «сенатской республики» Ставка на Октавиана в борьбе за жизнь Цитаты: • Epistula non erubescit • O tempora! O mores! • Silent leges inter arma

Тит Лукреций Кар 99 -55 гг. до н. э. • Развитие идей атомизма • Тит Лукреций Кар 99 -55 гг. до н. э. • Развитие идей атомизма • Свобода воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей • Свобода судьбы и выбора , а не атеизм • Идеи атараксии и логичное окончание жизни

Публий Вергиллий Марон 70 -19 гг. до н. э. • • Поэтический наследник Лукреция Публий Вергиллий Марон 70 -19 гг. до н. э. • • Поэтический наследник Лукреция Попадание в кружок Мецената Заступничество Октавиана во время реформ Буколики – попытка привить греческую поэзию на римские традиции, на деле – социальная поэзия • Георгики – прославление честного труда, протест против атеизма • Энеида – искусственность и подражание Гомеру • Почитание в ряду дохристианских героев, персонаж иконостасов и религиозных образов

Квинт Гораций Флакк 65 -8 гг. до н. э. • • Революционный кружок Брута Квинт Гораций Флакк 65 -8 гг. до н. э. • • Революционный кружок Брута Битва при Филиппах – 42 г. до н. э. Амнистия противникам режима – возвращение в Рим Личный секретарь Октавиана Августа? Сатиры – размышления о природе людей и общие поучения Написание стихов на заказ для Августа Традиции греческой поэзии (Сафо, Пиндар и др. ) Любимый поэт Возрождения

Публий Овидий Назон 43 -18 гг. н. э. • Развитие жанра любовных элегий • Публий Овидий Назон 43 -18 гг. н. э. • Развитие жанра любовных элегий • «Наука любви» и «Лекарство от любви» – пример фривольной поэзии (для укрепления чувств или избавления от оных) • «Скорбные элегии» и «Понтийские письма» - угасание таланта? • Метаморфозы – новый виток развития • Где находится город Томы ?

Публий Корнелий Тацит 56 -117 гг. н. э. • • • Сомнение в прогрессе Публий Корнелий Тацит 56 -117 гг. н. э. • • • Сомнение в прогрессе и защита стародавних времен Недоверие к демократии Знать – лучшее благо для народа Virtus – древнеримская доблесть Основоположник общей истории История нравов, политической и духовной культуры от принципата Августа до Траяна • Монтескье и далее – история римской империи по Тациту, забвение с 5 по 14 века

Архитектура Древнего Рима Важнейшие нововведения: • Широкое использование бетона и цемента • Арки • Архитектура Древнего Рима Важнейшие нововведения: • Широкое использование бетона и цемента • Арки • Своды

Использование арок – экономическая необходимость? Система акведуков Использование арок – экономическая необходимость? Система акведуков

Римский Колизей (72 -80 гг. н. э. ) Римский Колизей (72 -80 гг. н. э. )

Своды 1) Бочарный (полуцилиндрический) свод 2) Крестовой (пересечение двух бочарных) 3) Купольный Своды 1) Бочарный (полуцилиндрический) свод 2) Крестовой (пересечение двух бочарных) 3) Купольный

Пантеон (II в. н. э. ) Пантеон (II в. н. э. )

Пантеон (II в. н. э. ) Пантеон (II в. н. э. )

Скульптура и рельефные изображения Древнего Рима • • Особенности: Заимствование классических образцов скульптуры из Скульптура и рельефные изображения Древнего Рима • • Особенности: Заимствование классических образцов скульптуры из Греции Бюсты и «портретная» скульптура как продолжение традиции хранения посмертных масок в знатных домах Рима Придание императорам черт богов при сохранении портретного сходства Огромные монументальные сооружения, призванные возвеличить достижения того или иного политического или военного деятеля

Статуя Октавиана Августа (ок. 20 г. до н. э. ) Статуя Октавиана Августа (ок. 20 г. до н. э. )

Рельефные изображения: арка Тита (ок. 80 -х гг. н. э. ) Рельефные изображения: арка Тита (ок. 80 -х гг. н. э. )

Рельефные изображения: колонна Траяна (113 г. н. э. ) Рельефные изображения: колонна Траяна (113 г. н. э. )

Домашнее задание • 1. Составить кроссворд на тему «История и культура древнего Рима» из Домашнее задание • 1. Составить кроссворд на тему «История и культура древнего Рима» из 25 -30 слов (вместе по вертикали и горизонтали). Отдельно сдать пустую кроссвордную сетку с номерами и вопросами, отдельно – ответы на кроссворд. • 2. Сравнить главного героя в «Энеиде» Вергилия (одна из книг) с героями «Илиады» Гомера. В чем различие авторских методов? Привести цитаты, подтверждающие Ваши тезисы. • 3. Сделать сравнительную таблицу империй Древней Греции и Древнего Рима: причины возникновения и распада, особенности управления, положительные и отрицательные стороны существования этих империй и т. д.

Вторник 8 ноября 18: 55 Ждем вас! Вторник 8 ноября 18: 55 Ждем вас!

present5.com

Реферат Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим)

МГУИЭ

Реферат на тему:

«Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим)»

студентка

ЖУКОВА О.В.

182ГРУППА

руководитель, доцент

Павлов Ю.А.

МОСКВА 2004г

Введение

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре.

В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

Древнегреческая цивилизация

Античная цивилизация существовала двенадцать столетий, начиная с 8 века до н.э. и закончилась 5 веком н.э. Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации;

а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)

б) Древнеримскую (8 век до н.э.-5 век н.э.)

Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 23 г. до н.э. до 30 г. до н.э.

Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н.э.), гомеровский (XI – IX вв. до н.э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.) и эллинистический (IV – I вв. до н.э.) Древнегреческая цивилизация возникла на балканском полуострове и также она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трёх сторон омывается тремя морями: с запада Ионическое, с юга Средиземное, с востока Эгейское море. Балканский полуостров в основном представлен гористой местностью очень мало плодородных долин и основным видом хозяйства в основном являлось скотоводство (выращивание овец и коз). Так же занимались земледелием (выращивали виноград (вино) и оливки (оливковое масло)), но только в двух долинах. В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее, прежде всего на Эвбее. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но, прежде всего керамику. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря нему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры.

Так какой же народ создал древнегреческую цивилизацию? некоторые наверно скажут греки. Но понятия греки и эллины это собирательные названия огромного конгломерата племен. В то время как среди этого конгломерата племен особенно ярко выделялись такие как:

Племена архейцев (динамичный, агрессивный народ), дорийцев, фелакки.

Древнегреческая цивилизация делится на три периода:

1. Архаический (8-6 вв.)

2. Классический (5-4 вв.)

3. Эллинистический (4-1 вв.)

В исторической науке существует мнение, что древнегреческая цивилизация сложилась не сразу. Что было как бы две попытки формирования цивилизации. Первый опыт цивилизации был связан с крито-минойской культурой или просто минойская культура. Любая цивилизация не формируется на пустом месте, ей что-то предшествует. В данном случае древнегреческой цивилизации предшествовало несколько цивилизаций, таких как:

киклатская (возникла на упоминаемых в древнегреческих мифах одноимённых островам), которая в свою очередь способствовала возникновению новой, яркой цивилизации, так называемой минойской цивилизации (на острове Крит, она получила своё название от имени царя Миноса).

Минойская цивилизация возникла на рубеже 3-2 тыс. лет до н.э. и она просуществовала около 500 лет. Эта цивилизация (минойская) была открыта английским археологом Артуром Лева в районе города Кнос. Он обнаружил неповторимые дворцовые сооружения, которые принадлежали царю Миносу. Исходя из находок А. Лева, можно представить жизнь населения того времени на острове Крит. Минойская цивилизация во- первых характеризуется рассветом земледельческой культуры. Здесь была освоена вся пригодная для обработки земли территория. Также важнейшую роль играло скотоводство. Наблюдался прогресс в ремесленничестве. Это было сильное централизованное государство, которое возглавил царь Минос. Кроме того, надо отметить тот факт, что жители занимались не только сельскохозяйственными работами, но также и активным морским пиратством. Царь Минос считался владыкой моря. Также минойскую цивилизацию можно встретить под названием дворцовая цивилизация из-за монументальных дворцов, строительство которых, по мнению ученых, было заимствовано у египтян. Но в 15 веке до н.э. остров Крит пережил страшную катастрофу. Существуют две версии относительно гибели цивилизации. Согласно одной из них на одном из небольших островов, который расположен где-то в 120 км к северу от Крита, произошло извержение вулкана с большим выбросом пепла и образовавшимся цунами. Существует и другая версия, что цивилизация погибла в результате нашествия агрессивных адериков, которые пришли с материковой части на остров. До настоящего времени единой точки зрения на гибель минойской культуры не существует.

На смену минойской цивилизации в этом регионе как бы в преддверие древнегреческой цивилизации появляется микенская цивилизация.

Севернее города Афины находится город Микены, на месте которого и возникла микенская цивилизация.

Отрыл микенскую цивилизацию Генрих Шлиман. Ища Трою в этом регионе, он наткнулся на великолепные дворцовые сооружения, чем и открыл микенскую цивилизацию или как её еще называют архейская культура от названия племени архейцы. Эта цивилизация очень хорошо описана в поэмах Гомера «Эллада» и «Одиссея».

Микенскую цивилизацию можно охарактеризовать следующими чертами. Такими как развитость дворцового строительства, но также строились грандиозные усыпальницы, которые получили название Толосы. В районе Микен и острова Крит было найдено около 600 глиняных табличек. Эти таблички представляли собой определенный вид письменности.

С конца 13 века, в течение 100 лет армейская культура была уничтожена. Ученые также ведут споры по поводу причины исчезновения этой цивилизации. По доминирующей гипотезе высказывается мнение, что эту цивилизацию уничтожили племена греков дорийцев. Города были уничтожены, часть населения переселилась на острова, а часть на западное побережье малой Азии.

11 - 9 века до н.э. в истории Греции обозначены как «тёмные» века. Они получили своё название из-за того, что в современной истории нет полного, четкого представления о том, что же происходило в эти века на территории Греции. Все что мы знаем, составлено на анализе поэм Гомера «Эллада» и «Одиссея», Этот период характеризуется примитивным развитием земледелия, орудий труда, ремеслом.

Весь этот период Минойская, Микенская цивилизации, все это предшествовало появлению древнегреческой цивилизации. Это можно сравнить как бы с первым опытом образования греческой цивилизации.

Второй опыт начался в архаическую эпоху (8 -6 века до н.э.). Это и было непосредственное строительство древнегреческой цивилизации. Этому способствовало, во-первых, возросшая технологическая база и экономический уровень развития общества в условиях победы железного производства. Во-вторых, углубление общественного разделения труда. В-третьих, формирование подлинных городских центров. В-четвертых, формирование развитого типа рабовладения.

Архаическая эпоха.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям “героической” эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль – коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Общественное устройство Греции – рабовладельческая демократия, и для неё характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком.

Религия

Космогонические представления греков принципиально не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос — жизненное начало. Гея породила звездное небо — Уран, который стал первым властителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов — титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса — Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера — под водительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом, олимпийские боги — третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс – властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей землю и моря, Аид (Плутон) — владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера являлась покровительницей брака, Гестия — богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру, дочь которой Кора, некогда похищенная Аидом, стала его супругой.

Для религиозного греческого сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов.

Литература

В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях — Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний. Победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя. Доблесть не есть личное качество победителя, она передается по наследству в знатных родах в силу их божественного происхождения.

С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. Большое развитие в этот период получают те литературные жанры, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом: продолжает развиваться красноречие и создается философский диалог.

V век до н. э. — время расцвета драматического искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии — Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и, сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлинную драму. Женские роли исполнялись мужчинами.

Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались по праздникам.

Архитектура

Архаическая эпоха — время становления греческой архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Характерная особенность греческой архитектуры — применение ордеров, т.е. особой системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает выразительность несущим и несомым элементам конструкции, выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих вертикальных опор — колонн, поддерживавших несомые части — антаблемент, который отражал конструкцию балочного перекрытия и крыши. Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм, ему жертвовали часть добычи, захваченной у врагов, оружие, подношения по случаю избавления от опасности и т.д. Значительную часть таких даров составляли произведения искусства.

В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и практику. Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений на афинском акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивался в течение всего V в. до н.э. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры.

Скульптура

Скульптура и живопись Греции в V в. до н.э. развивали традиции предшествующего времени. Основными оставались изображения богов и героев — покровителей полиса и “идеальных” граждан. В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура — вид искусства, ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой костью и покрытые листами бронзы. Монументальная греческая живопись известна намного хуже, чем вазопись. В греческой вазописи V в. до н.э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины.

Письменность и язык

Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла “демократизация” системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными.

Древнеримская цивилизация

По вопросу о месте возникновения Римской цивилизации существует две точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий философ Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби, полагали, что Римская цивилизация не является самостоятельным цивилизационным этапом, это всего лишь кризисный период в развитии античной цивилизации, последняя стадия греко-римской цивилизации. Согласно их концепции цивилизация-это в первую очередь культура. Римская культура, с их точки зрения, не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура, они считали, что та цивилизация очень утилитарна. В этой цивилизации духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура римлян носит подражательный характер. Существует, также и другое мнение, которое доминирует в настоящее время в мировой историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки, которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что дает ей полную характеристику. Что же особенное есть в этой цивилизации? Во-первых, установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные войны. Именно эти два фактора и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.

Определим хронологические рамки существования Римской цивилизации, она уникальна тем, что период ее существования мы можем назвать не только с точностью до столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода:

  • царский 8-6 вв. до н.э.,

  • период римской республики 4-1 вв. до н.э.,

  • период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э.

Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э.

Истоки Римской цивилизации.

Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н.э. другие большие города. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — “квадригах”. Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу. Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения.

Религия

В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки религиозных первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах.

В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства.

Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.

Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Представления о богах, первоначально как о безликих и абстрактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. Начиная с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение делало ее недействительной.

Искусство

Искусство древнего Рима развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об “античном искусстве”. Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм — фреска, мозаика, станковая живопись. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. В римской архитектуре предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену.

Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе.

Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Периодизация римского искусства — одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета — классикой и кризисные века — эллинизмом. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.

Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так: древнейшая VII - V вв. до н.э. и республиканская эпохи V в.  до н.э. - I в.  до н.э. — период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно формировались принципы римского творчества. Расцвет римского искусства приходится на I-II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый период — годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна; поздний период — время позднего Адриана и последних Антонионов.

Литература, поэзия и театр

У римлян литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением маленьких отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству.

Однако и те отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтической форме.

Народные поэтические произведения были написаны особым стихотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к былинным стихам других народов.

Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией понтификов погодные записи наиболее крупные события, летописи, заключались договоры, тексты которых записывались на латинском языке

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке.

Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента. Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Как литературный жанр, сатура получила большое развитие в творчестве Гая Луцилия.

Архитектура

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Рост населения Рима привел к застройке пустырей, уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником.

В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которое подавляет человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к практической стороне дела, созданию преимущественно не храмовых комплексов, а практических зданий и сооружений (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли при сооружении зданий арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

Римская архитектура в период IV—I вв. до н.э. прошла два периода своего развития. Первый период обнимает IV—III вв. до н.э. Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены). Второй период — это I – II в. до н.э. Он характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций.

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.

Письменность и язык

Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык распространился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия.

По мере распространения латинского языка и вытеснения им местных языков и наречий в него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова, словосочетания и т.д.). Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык.

Заимствованный алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, не употребляли ряд букв необходимых для изображения звуков, существующих в греческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском.

Латинский алфавит известен с VII в. до н.э., и с этого времени начинается латинская письменность. Писчими материалами были камень (для надгробий, монументальных памятников), медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.

Наука

Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н.э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа.

Математика развилась, прежде всего, под влиянием пифагорейских ученых. В V в. до н.э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н.э. относятся также значительные успехи в астрономии.

Большое развитие получила наука о праве, правоведение, или юриспруденция. В I в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей II в. до н.э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были Нигидий Фигул и его ученик Теренций Варрон.

.

Список использованной литературы:

  1. Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону, "Феникс", 1994.

  2. История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г. — М., Высшая школа, 1971.

  3. Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г. М. — М., Мысль, 1989.

  4. Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима М., "Высшая школа", 1990.

  5. Лев Любимов Искусство Древнего Мира М., "Просвещение", 1971.

nreferat.ru

16. Государственное устройство античных цивилизаций (Древняя Греция, Древний Рим)

Древняя Греция как античная цивиллизация

Греция находится на юге Балканского полуострова и омывается водами Эгейского и Ионического морей. Плодородной земли в Греции немного. Климат засушливый, крупных рек нет. Поэтому не было необходимости создавать оросительную систему, как, например, в Древнем Египте или Древнем Китае. Земледелие стало основным видом деятельности лишь в отдельных областях страны, потому что почва быстро истощалась и часто хлеба не хватало для всех жителей Греции. Более благоприятными были условия для садоводства и скотоводства. Издавна греки выращивали коз и овец, сажали виноград и оливки.

Также страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, золотом, мрамором. Ещё одним богатством Греции было море. Удобные бухты, многочисленные острова, которые были расположены близко друг от друга, – всё это создавало благоприятные условия для мореплавания и торговли.

Древняя Греция состояла из многих независимых государств. Греки называли каждое государство - полисом, или городом-государством. Полисы достигли своего расцвета в 6 – 5 веках. до н.э. Полис имел своего правителя, военную силу (войско), свои законы, порядки, и территорию. Полис так же включал в себя город и прилегающую территорию. В Средней Греции самым крупным полисом были Афины, в Южной Греции – Спарта, а на побережье Малой Греции – Милет.

Территория самых крупных полисов была очень маленькой, а население – небольшим. Центром греческого города был акрополь (верхний город) – высокий холм с обрывистыми склонами, одновременно крепость и святилище, где стояли храмы. Рядом с акрополем располагалась рыночная площадь – агора, на которой проходили народные собрания. В них участвовали не все жители города и окрестных поселений, а только полноправные граждане. Ими были свободные люди – это коренные жители, имевшие в полисе участок земли. Переселенцы и рабы гражданских прав не имели и не могли участвовать в управлении маленьким государством и владеть участком земли.

Примеры Греческих городов-государств:

Афины:

Афины были главным городом Аттики – области, которая расположена на юге Балканского полуострова. Население Аттики (четыре ахейских племени), постепенно объединялось вокруг Афин (в ходе чего произошел афинский народ). Эта область была богата полезными ископаемыми, но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Спарта:

В 10 века до н. э. народ, который называл себя дорийцами, вторгся в Лаконию – область Южной Греции. Дорийцы покорили местных жителей и основали государство Спарта. Местное население, которое они захватили, было превращено в рабов-илотов. Но это были не обычные рабы, потому что Илоты жили в деревнях со своими семьями и работали на земельных участках как крестьяне.

Древний Рим как античная цивиллизация

Римская цивилизация была очень похожа на древнегреческую цивилизацию.

Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской.

Тёплый климат, обилие пастбищ и плодородных земель, пригодных для хлебопашества, виноградарства и садоводства создавали благоприятные условия для жизни людей. В первом тысячелетии до н.э. Италию населяло много народностей.

Город Рим был построен на берегу реки Тибр. По преданию он был основан 21 апреля 753 г. до н.э. на холме Палатин. Город расположен на семи холмах, главными из которых были Палатин, Авентин и Капитолий. Капитолий был очень хорошо укреплён. Именно здесь римляне построили крепость и храмы, посвящённые их главному богу Юпитеру и его супруге Юноне. Главной площадью Рима был Форум.

Древнейший период истории Рима получил название царского (8 – 6 века до н.э.). По легенде Римом правили семь царей. Первым царём был Ромул (основатель Рима), а последним – Тарквиний Гордый, жестокий тиран, который нарушал все римские законы.

Царь в древнем Риме являлся военачальником, верховным судьёй и высшим жрецом. Он приходил к народу в плаще пурпурного (тёмно-красного или ярко-красного) цвета, в его руках был жезл – трость, которая служила символом власти и была сделана из слоновой кости. Жезл украшала золотая фигурка орла. Его сопровождали 12 ликторов (стражников). Они несли связки прутьев с воткнутыми в них топорами. Эти связки назывались фасции. Они были символами царя, которые означали – казнить и наказывать. Царь должен был советоваться с сенатом (совет старейшин), в котором было семь самых знатных и богатых граждан.

Самые важные вопросы решались на народных собраниях. Постановление народного собрания имело силу закона. Власть царя не была наследственной. Его избирал римский народ.

Римская гражданская община - цивитас. Она возникла в царский период истории Рима и была похожа на греческий полис. Полноправным членом общины (гражданином) был тот, кто имел в собственности земельный участок. Гражданин имел право участвовать в народных собраниях, но кроме этого, он обязан был служить в войске. Поэтому каждый член общины был свободным, но одновременно имел права и обязанности.

Римское гражданство передавалось по наследству, а римские граждане делились на сословия. Первыми римскими сословиями были патриции (имеющие отцов) и плебеи (наполняющие город или простой народ). Только патриции заседали в сенате и участвовали в народном собрании, избирали царя. Они не считались с плебеями и всю захваченную в войнах землю забирали себе. Плебеи тоже были римлянами, но не полноправными. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, но обязаны были служить в войске.

В 509 г. до н.э. Рим стал независимой республикой. Царь был свергнут. Теперь вместо царя ежегодно избирали двух консулов, которыми могли быть только патриции. Консулы обладали одинаковой властью, они командовали войском по очереди. Но если угрожала опасность, тогда консулы назначали диктатора, которому переходила вся власть, как царю, но только на 6 месяцев.

Конфликты в римском обществе между патрициями и плебеями усиливались. Жизнь патрициев после свержения царя стала лучше, а плебеев – намного хуже. Раньше царь иногда защищал плебеев. Теперь их никто не защищал, и у них не было привилегий. Многие плебеи – крестьяне и ремесленники – разорялись и становились рабами. Были и богатые плебеи, которые хотели занимать должности и принимать участие в управлении государством. Но для этого нужны были равные права с патрициями.

В 494 г. до н.э. плебеи отказались выступить в военный поход и вооруженные ушли из Рима. Это заставило патрициев уступить плебеям. Плебеям разрешили выбирать своих должностных лиц – народных трибунов, которые стали их защитниками. Личность трибуна считалась неприкасаемой, его убийство являлось злостным преступлением. Трибун мог отменить любое распоряжение консула или другого должностного лица, кроме диктатора.

Появление первых письменных законов в Риме было очень важным достижением. В 449 г до н.э. законы были записаны на таблицах из меди. Их было 12. Таблицы были выставлены на Форуме, чтобы все могли их прочитать. Теперь патриции должны были подчиняться закону. Так закончился произвол патрициев. Однако только в III в. до н.э. права плебеев и патрициев стали равными, и в Риме сложиласьгражданская община.

studfiles.net

Греция и Рим

Древняя Греция является колыбелью современной демократии.

Культура древней Греции родилась самостоятельно. В отличии от Иудаизма, грекам никто не помогал, они самостоятельно создали свою культуру. Этим они доказали еще один человеческий закон: “Человек всегда делает лучше то, что делает сам, самостоятельно исправляя свои ошибки в постижении окружающего мира”.

Как же появилась греческая цивилизация? Греческая цивилизация – это смесь различных культур. Греки взяли от своих соседей все самое лучшее:

“Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н.э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории” Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый ритор Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. По утверждению одного из учеников Аристотеля, геометрия была изобретена египтянами. Греческий философ Фалес, побывав в Египте, заимствовал у египтян геометрию и перенес ее в Грецию. Позже это сообщение подтвердил знаменитый Плутарх. Он сообщает, что родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.

Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Гераклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой (и культурой других стран Древнего Востока), действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами Востока. Зная о большей древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Такие понятия, как национальный престиж и приоритет, в древности на сферу культуры, видимо, еще не распространялись.

В чем же особенность древнегреческой истории, определившая характер ее культуры? Еще в прошлом веке была высказана мысль, что главной особенностью древнегреческого общества было существование полиса. Полис – это разновидность города-государства, особая форма общественного устройства, характерной чертой которого была демократическая форма правления. Полис и создал условия для рождения “греческого чуда”.

Эта точка зрения получила признание в науке. Влияние полиса на развитие греческой культуры признают все, но возникает ряд новых вопросов и прежде всего такой: можно ли говорить об исторической уникальности античного полиса. Ведь города-государства существовали не только в античном мире. На Древнем Востоке они появились гораздо раньше, чем в Древней Греции. Ученые расходятся во мнениях по этому вопросу, но большинство из них согласны в том, что между древневосточным и античным городом существовали большие различия. На Востоке сложились такие исторические условия, при которых город-государство терял свою независимость, и попадал под власть деспотического государства. В дальнейшем развитие цивилизаций в странах Древнего Востока проходило в условиях почти полного контроля со стороны государственной власти и жречества над духовной жизнью общества. Регламентация культурной жизни сковывала ее развитие.

Возникновение античного города-государства относится к более поздней исторической эпохе – началу первого тысячелетия до н.э. В Греции не сложилось крупных монархий с деспотической властью царя. Не было здесь и влиятельного жречества, обладавшего монополией на духовную деятельность. Из греческих общин постепенно формируются небольшие по размерам государства-полисы, в которых создаются необходимые предпосылки для развития культуры. Решающее значение при этом имело отсутствие политического и духовного гнета, политическая и личная свобода, которой пользовались граждане полиса. В этом и было главное отличие античного общества как от первобытных общин, где жизнь каждого человека жестко регламентировалась родовыми обычаями, так и от древневосточных обществ, в которых такую регламентацию осуществляла государственная бюрократия.

А какова же роль античного рабства? Отрицать влияние рабства на развитие греческого общества и его культуры нельзя. Распространение рабского труда давало гражданам греческих полисов необходимый досуг и открывало возможность для занятий в разных сферах науки и культуры. Однако заметим, что расцвет греческой культуры наступил раньше, чем рабовладельческие отношения достигли своего полного развития. Выходит, что роль рабства не была решающей.

Теперь, кажется, мы определим те исторические условия, которые сделали возможным появление “греческого чуда”, но возникает еще одно соображение, которое мешает нам признать приведенные объяснения исчерпывающими: всегда ли достаточно политической и личной свободы, наличия досуга для того, чтобы люди обратились к художественному или научному творчеству. Мы знаем много способов использовать свой досуг и не всегда, к сожалению, люди отдают предпочтение таким благородным занятиям, как наука и искусство. Необходим был еще такой общественный и духовный настрой, который бы поощрял творческую деятельность в самых различных сферах, включая культуру. И такой настрой в древнегреческом обществе был. Ученые говорят об агональном характере греческой культуры, который порождал духовный климат, стимулирующий творческие достижения на самых разных поприщах. Агон – древнегреческое слово, означавшее состязание. Каждый современный человек имеет представление о зародившихся в Древней Греции Олимпийских играх. Они свидетельствуют о значении агона в жизни древних греков. Напомним некоторые хорошо известные факты: Олимпийские игры имели общегреческое значение. На игры собирались атлеты и зрители со всех концов греческого мира, т.е. со всего Средиземноморья и Причерноморья, отложив на время Игр и государственные, и частные дела. Списки победителей – олимпиоников, высеченные на мраморных плитах, выставляли в гимназии Олимпии для того, чтобы слава победителей сохранялась в веках. По Олимпиадам, проходившим один раз в четыре года, в Древней Греции велось летосчисление. Олимпионики были окружены почетом в родном городе. Их избирали на высшие должности, предоставляли почетные места в театре, освобождали от налогов и до конца жизни кормили за общественный счет. Трудно найти в истории другую страну и народ, где спортивные соревнования приобрели бы такую популярность, а победа в них так высоко ценилась. Олимпийские игры были самыми известными, но не единственными соревнованиями в Древней Греции. Общегреческие состязания проходили и в других местах. В них принимали участие не только атлеты, но также музыканты, поэты и художники. Агональный, соревновательный дух охватывал все сферы жизни. В книге А. И. Зайцева, о которой мы уже упоминали, приведены факты, свидетельствующие о том, что агон проникает в науку и культуру, становится мощным стимулом творческой деятельности.

Труднее ответить на вопрос: почему агональный дух был присущ грекам в большей степени, чем другим народам. Влиянием полиса его не объяснить. Проявления агонального духа мы находим еще в гомеровский период, когда полиса еще нет. То же можно сказать и об особом характере греческой религии, отличающей ее от религий Древнего Востока. В гомеровском эпосе мы встречаем комические и фривольные сцены с участием богов, что было бы невозможно при господстве религии в духовной жизни”.

Вот мы и находим ответы на вопрос происхождения цивилизации. Это: взаимопроникновение культур, наличие полиса (демократии на местах), наличие свободного времени для занятий наукой или культурой, наличие агона (свободной конкуренции), слабое влияние религии в повседневной жизни. Все это до сих пор является основополагающими принципами развития любого демократического общества.

Легенды древней Греции – особая статья. Греки не только смеются над своими богами, они придают им человеческие черты, то есть сравнивают сами с собой.

Еще один миф древней Греции – миф об Атлантиде. Атлантида, скорее всего – это не остров, а морская база инопланетян, вернее, стартовая площадка для космических кораблей. Когда в площадке отпала необходимость, то она была разобрана, либо затоплена, либо перенесена в другое место. Уходя, гуманоиды распространили миф: атланты ушли, чтобы уступить место суперлюдям. Цель этого мифа: показать людям, к чему стремиться. Фашистская пропаганда поставила вместо суперлюдей арийцев, сделав этот миф основой своей идеологии.

Древняя Греция стала основой для возникновения Римской республики. Римская республика, взяв знания о военном деле еще от эллинов, изучив опыт Александра Македонского, создали хорошо дисциплинированную и обученную армию. Республиканская армия захватила очень большую территорию, но большая территория превратилась в большую проблему. Появились трудности с предоставление гражданства людям на захваченных территориях. Рим стал разрываться от внутренних противоречий, а система полиса себя исчерпала. Этой ситуацией воспользовался Сулла, командующий армией. Сулла впервые ввел войска в Рим. Сулла легко захватил Рим, но впоследствии он был отстранен от власти. Но вскоре Сулла предпринял новую попытку захвата власти, и попытка удалась. Сулла стал тираном, попиравшим законы Рима. Вместо полисов Сулла создал сенат, где собрал самых влиятельных и богатых людей Рима. Сулла стал примером единоличной власти.

mirznanii.com

Античность. Древняя Греция и Рим

Недавно я задумалась, а какой получилась бы ванная, если вдохновиться временем и бытом древних греков и римлян? Чем больше я снова погружалась во времена античности, тем больше хотелось узнать не только о помещениях, но и о традициях и жизни того времени. Мой эскиз выше отразил мое впечатление от античности, а ниже я хочу поделиться некоторыми особенностями уклада того времени.

Первое, что пришло мне в голову, это общественные бани и термы. Поэтому мне захотелось сделать ванну в полу, напоминающую бассейн. В банях проводили все свое свободное время, где не только мылись, но и общались, пировали, читали, занимались творчеством и спортом. Для каждого из занятий были отдельные помещения, для чтения например существовала библиотека. Само умывание, особенно у греков, считалось важным религиозным обрядом, а так же неотъемлемой частью культа здорового образа жизни.

Античная ванная, один

Термы

Самым простым способом мытья был таз с теплой водой. Использовали природное мыло и губки, а так же скрабы из дерева и слоновой кости, либо песка с использованием растительных масел. Гиппократ рекомендовал ежедневный массаж тела.

Ванная

Во времена Древней Греции благовония использовали как важную часть религиозных обрядов, предназначенные только для богов, тогда как в Римскую империю их стали щедро использовать для самих себя. Ими натирали свои тела, пропитывали ткани и одежду. Настои для благовоний изготавливались из майорана, лилии, тимьяна, лаванды, шалфея, аниса, розы, ириса и других растений, и замешивались на маслах (оливковом, миндальном, ореховом).

Одним из известных греческих парфюмерных веществ был мегалион, использующийся не только для благовоний, но и для залечивания ран и лечения кожи. Также, очень любили дерево за его аромат. Его обилие в интерьере считалось признаком роскоши, так как сложно было найти высокие стволы в тех краях.

Травы термы

Мягкий климат позволял большую часть времени проводить под открытым небом. Поэтому, жилым домам большого значения не придавалось и они были достаточно простыми. В Древней Греции, в отличии от Рима, дома богачей особо не отличались от бедных граждан. Стены строились, в основном, из тростника и глины, дерева или сырцового кирпича. Окошки были узенькими и маленькими.

Пол часто был земляным. В общественных местах применялась мозаика, изначально из гальки натурального черного и белого цвета. В Римскую Империю мозаика достигла невероятного мастерства. Полы в виллах и храмах украшались еще мрамором, или использовали сразу несколько разных материалов. Широко применялись ковры, пришедшие с востока. Укладка «Пшеничный Колос» (Opus spicatum) из камня, по мнению Витрувия, самый долговечный вариант кладки для пола.

античная ванная

Рим мозаика

Стены отделывали белоснежной штукатуркой и расписывали горизонтальными полосами, имитировали каменную кладку или мрамор. Иногда одну из стен выкрашивали в яркий цвет, например красный, или расписывали реалистичными мотивами пейзажа, архитектуры и другими сюжетами. Стены ещё драпировали тканями ярких оттенков. Потолоки оформляли деревянными квадратными кессонами и искусно расписывали орнаментами. Все эти приемы визуально расширяли небольшие помещения, которые часто были без окон.

греческая вилла мозаика

Античность интерьер

Античные мотивы росписи — это стилизованная растительность и цветы, животные и птицы, мифические божества и астрологические сюжеты. Самым популярным орнаментом был Меандр — бордюр, напоминающий морскую волну с прямыми углами, но встречаются и плавные закруглённые волны. Его можно встретить везде: на стенах, на полах, на кувшинах. Основными цветами, используемыми греками и римлянами были: красный, шафрановый, черный, золотой, зелёный, фиолетовый, малиновый и пурпурный (цвет царей). Позже ещё появилась египетская лазурь.

античность интерьер

греческий орнамент

Дома в Римскую Империю имели канализацию и водопровод. Трубы были изготовлены из обожженной глины. Для обогревания помещений служили переносные кувшины с раскаленными углями. Основным источником света служил внутренний двор, а ночью — переносные металлические или глиняные светильники.

внутренний дворик

Небольшие окошки закрывали деревянными ставнями, металлическими решетками или каменными пластинами. Что касается римских штор, в то время они представляли из себя влажные драпировки на окнах, и защищали от пыли и палящих солнечных лучей с улицы. А уже позже изобрели известный нам механизм, позволяющий приподнимать шторы. Двери тоже представляли из себя занавесы из ткани, особенно во внутренних проёмах помещения.

римская штора

Древнегреческая мебель не сохранилась до наших времён. Но, благодаря сохранившимся росписям на вазах и фресках, можно увидеть как выглядели в те времена предметы обстановки. Особенно часто можно встретить изображение невысокого кресла со спинкой и саблевидными ножками. Это стул Клисмос. Он был создан для удобства женщин. Греки уже знали как гнуть древесину при помощи пара. В Древнем Риме мебель богато расписывалась яркими узорами. Для богатства отделки использовали золото и серебро, слоновую кость, мрамор, рог и панцирь черепахи. Чем знатнее был владелец, тем роскошнее было его кресло. Мебель изготавливалась из таких пород древесины как клен, бук, кедр, кипарис и др. Ее конструкция была простой, а детали мастерски обработаны. Иногда использовали мрамор и бронзу, особенно для предметов сада. Обивка в мебели не применялась, но использовались покрывала и шкуры. Одежду и утварь хранили в сундуках. Самым излюбленным было ложе — Клине. На нём возлежали вовремя трапез, так уж было принято в те времена. А в конце трапезы под него задвигали низенькие обеденные столики. На нём сидели во время письма, на нём, также, отдыхали и спали.

римский спальня с фресками

В быту очень были распространены глиняные вазы и кувшины. В них хранили масла, вино, зерно и другие продукты. Они искусно расписывались ремесленниками и, благодаря этому, сегодня мы можем судить об укладе того времени.

древнегреческие вазы

Гости, приходя на трапезы, снимали обувь, а рабы омывали им ноги, поливали водой с кувшинов на руки. Ели в те времена руками, а пальцы вытирали кусками хлеба. Напиваться было дурным тоном, и вино употребляли разбавленным с водой. На трапезах вели глубокие интеллектуальные и философские беседы. У греков до сих пор считается дурной манерой не предложить чего-нибудь выпить или угоститься любому, кто придет к ним в дом, независимо от времени суток и непродолжительности визита.

римский застолье

Что касается женщин, их свобода была ограниченной, зато хозяйство по дому полностью было под их контролем. Выходить в город они имели право только в присутствии своих слуг. Брак считался целью продолжения рода, а не событием любви и слияния двух любящих сердец.

античность

Продажа роз и плетение венков в Греции считались почетными занятиями. Гости, приглашенные на обед, украшали себя венками. Венками награждали победителей состязаний. Гонцы приносили радостные известия с венком в руках. Юноши вешали красивые венки над дверьми своих возлюбленных.

венок

венки

Розмарин был символом привязанности, любви и смерти. Его использовали в Древней Греции и Риме во время бракосочетания и погребения. В похоронных венках как символ памяти, а в свадебных букетах как символ верности. Считалось, что если прикоснуться к возлюбленному веточкой розмарина, он будет хранить верность.

розмарин

Высоко ценилась перечная мята. В Риме считалось, что запах мяты поднимает настроение, возбуждает мыслительные процессы, что способствует оживленной застольной беседе. Поэтому зал перед пиршеством обрызгивали мятной водой, столы натирали мятными листьями, а гостям предлагали венки из мяты.

мята

У храмов, посвященных богине Венере, сажали мирт. Его цветы приносили в жертву этой богине. Сок плодов и настой бутонов в вине, по мнению римлян, был эликсиром, обладающим силою сохранять людям молодость, красоту, бодрость и здоровье. Венками из его цветов награждали за гражданские заслуги.

мирт

Роза служила символом храбрости, и ею награждали воинов за доблесть. Роза также являлась символом молчания. Распространенная у римлян фраза «Сказанное под розой» означала «Сказанное по секрету».

розы

А теперь вернемся к теме о ванных с античным настроением. Ниже еще несколько вдохновляющих картинок.

ванная

ванная

ванная цемент

ванная

каменная раковина

роспись на стене

душевая галька

Источник картинок: в основном pinterest.com

atomorfen.com


Смотрите также