Древняя греция разработка урока. Разработка урока по истории Древнего мира "Древнейшая Греция" по ФГОС
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Разработка открытого урока по истории на тему:"Древняя Греция". Древняя греция разработка урока


Разработка урока "Культура Древней Греции"

Всемирная история

Класс: 6

Дата: 14.04.2016

Тема урока: Культура Древней Греции.

Цель урока: Продолжить знакомство с культурой Древней Греции, с примечательными  местами и сооружениями Древних Афин

Задачи:

Образовательные: Знакомство с богатой историей культуры Древней Греции, содержанием поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”, с литературой Греции, жизнью и творчеством ее представителей.

Воспитательные: Уважительно относится к античной истории, разъяснить ученикам роль Древней Греции в цивилизации человечества.

Развивающие: Систематизация знаний, формирование у них навыков и умений.

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный, проблемный

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

Хайрете пайдес! Калой кай агатой!

Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!

Организационный момент

Изучение нового материала

План

  1. Школы и научные знания

  2. Игры и достижения греков

  3. Литература. Мифы Древней Греции

  4. Театр в Древней Греции

  5. Архитектура. Скульптуры

Работа с презентацией

Школы

На основе финикийского алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы.

Школа – образование в Греции было платным. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.

Палестра (“пале” - борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую).

Гимнасий– взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.

Работа с учебником. Олимпийские игры.

Просмотр фильма: Олимпийские игры. (4 мин.)

Выступления учащихся. Опережающий материал. Достижения греков.

Метод “Демонстрация”.Эрида: Боги устроили роскошный пир. Гостям подавали вкусные кушанья и вина, все веселились, пели, слушали игру на музыкальных инструментах. Всех богов позвали на пир, кроме меня – Эриды – богини ссор и раздоров. Я отомщу пирующим. Незаметно для всех я брошу на пиршественный стол золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”. Кому должно принадлежать яблоко? Вот начнется ссора…

Гера: Какое красивое яблоко. Ой тут написано “Прекраснейшей”. Я Гера – старшая из богинь, богиня неба. Это яблоко предназначено мне. Потому что я самая прекрасная.

Афродита: Нет это я самая красивая. Я – Афродита – вечно юная богиня красоты и любви. 

Афина: Я не желаю уступить вам. Я Афина – богиня мудрости и справедливой войны. Я самая прекрасная.

Гера: Наш спор здесь неуместен. Я поросила Зевса рассудить нас. Но Зевс не хотел вмешиваться в наш спор, потому что я его жена, а вы Афина и Афродита – его дочери. Зевс повелел обратиться нас к троянскому царевичу Парису, который и должен решить, кому из богинь отдать золотое яблоко.

Гера: Если Парис присудит мне это яблоко я сделаю его властителем всей Азии.

Афина: Если он присудит мне яблоко, то я сделаю так, что он совершит великие подвиги и станет знаменитым героем.

Афродита: Если он даст мне это яблоко, то я найду Парису в жены самую красивую женщину в мире.

Учительница: И так Парис выбрал Афродиту. Самой красивой женщиной считалась Елена Прекрасная. Она была женой царя Менелая. Парис похитил ее, а с ней все его сокровища. Гера и Афина возненавидели Париса, Трою и всех троянцев и решили погубить город и весь народ. Менелай узнав о том, что Елена обманула его пришел в страшный гнев. Он стал звать на войну всех греческих царей. Так из-за яблока раздора началась Троянская война. 

Около 1200 года до нашей эры греки совершили поход на Трою, расположенную в Малой Азии, на берегу Эгейского моря. Война велась за богатой добычи. Однако греческие сказания называли другую причину. Девять лет греки безуспешно осаждали город.

О последнем, десятом годе войны рассказывает знаменитая поэма Гомера “Илиада”. 

Гомер – легендарный древнегреческий поэт, считается автором поэм “Илиада”

и “Одиссея”. О его жизни почти не сохранилось сведений. В легендах он описывается слепым странствующим певцом, исполнившим свои стихи под аккомпанемент струнного инструмента.

По совету царя Итаки Одиссея греки пошли на хитрость: они сделали огромного деревянного коня, пустого внутри. В нем-то и укрылась часть греческих воинов, а остальные отплыли к одному из ближайших островов. Троянцы решили, что греки сняли осаду города и подарили им коня, чтобы задобрить покровительницу Трои Афину Палладу, и втащили коня в город.

Ночью из коня вышли воины, открыли ворота, и Троя была захвачена. В современном языке выражение “троянский конь” означает подарок, от которого будут неприятности.

Главный герой “Илиады” – Ахиллес. Мать, желая сделать сына бессмертным, окунула его в реку Стикс. При этом сухой осталась только пятка, за которую она держала. В одном из сражений Ахиллес был убит стрелой, попавшей в пятку. С тех пор выражение “ахиллесоав пята” означает уязвимое место.

В конце XIX века немецкий ученый Генрих Шлиман, изучив поэмы Гомера, вычислил местоположение Трои. В 1870 году он начал раскопки на территории города Гиссарлык в Турции действительно обнаружил остатки Трои.

Троянская война была закончена. Греки разграбили Трою и с богатой добычей решили вернуться домой. Им предстояло проделать долгий и опасный путь через Эгейское море. Но больше всего трудностей и приключений выпало на долю Одиссея – главного героя одноименной поэмы Гомера – и его спутников. Десять лет скитался он по морям и чужим землям, пока наконец не добрался до родной Итаки.

Если бы у современных ученых не было “Илиады” и “Одиссеи”, то мы почти ничего не  знали бы о жизни греков три тысячи лет тому назад.

Театр.

Две с половиной тысячи лет назад в Греции возник театр. Слово “театр” в переводе с греческого означает “место для зрелищ”. Древнегреческие театры отличались огромными размерами. Афинский театр был рассчитан на 17 тысяч мест. Представления устраивались только по праздникам. Они начинались на рассвете и продолжались весь день. Зрителям показывали сразу несколько пьес.

За вход брали небольшую плату. Неимущим гражданам выдавались деньги на посещение театра. Места в первых рядах были бесплатными и предназначались для почетных зрителей: жрецов, стратегов и граждан, оказавших важные услуги государству.

В греческом театре все роли исполняли только мужчины. В представлении участвовало не больше двух-трех актеров. У каждого персонажа было несколько масок – с веселым, грустным и злым выражением лица. В зависимости от содержания текста, который они произносили, актеры меняли маски.

Пьесы, в которых показана борьба, обычно заканчивающаяся гибелью действующих лиц, назывались трагедиями. Наиболее известные трагедии – “Царь Эдип” и “Антигонна” – написал Софокл.

В комедиях было много выдумки, веселья, юмора, высмеивались человеческие пороки. Самым знаменитым автором комедий (“Осы”, “Птицы”, “Лягушки”) был Аристофан.

Просмотр фильма: «чудо театр в эпидавре»

Архитектура и скульптура.

Одним из величайших греческих скульпторов был Фидий. Он руководил строительством Парфенона в Афинах и перестройкой Акрополя. Самым знаменитым его произведением, которые назвали одним из семи чудес света, была статуя Зевса Олимпийского. Архитектор и скульптор Дедал построил для царя Миноса знаменитый дворец-лабиринт.

В Афинах в центре Акрополя был воздвигнут Парфенон. Он был выстроен из лучшего в Греции мрамора. В зависимости от освещения он меняет свой цвет – от золотистого до голубого или серого. Основанием Парфенону служит высокий холм. Храм как будто врос в скалу и стал ее частью. Его украшает портик – выступающая вперед часть здания с колоннами. На верхней части устанавливали фигуры главных богов.

Закрепление: вопросы в конце параграфа

Домашнее задание:

infourok.ru

Разработка урока "Древнейшая Греция. Греки и Крите"

Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: Древнейшая Греция. Греки и критяне.

Цель: сформировать у учащихся представление об истории Древнейшей Греции через знакомство с новыми понятиями, осознания смысла этих понятий, с географическими и природными условиями Древней Греции, мифологией .

Задачи: продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстративным материалом, сравнивать природные условия разных стран, формировать интерес и уважение к изучению истории государств и их культуре.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», компьютор, презентация, раздаточный материал.

План урока:

I. Местоположение Древней Греции.

II. Природные условия Древней Греции.

III. Миф о Тесее и Минотавре.

IV. Миф о Дедале и Икаре.

V. Гибель Критского царства.

На доске: тема урока, новые слова: Балканский полуостров, о. Крит, Афины, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал, Икар, Лабиринт, фреска.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя (показ слайдов)

Сегодня на уроке мы отправимся путешествовать.

? ребята в какую страну мы оправимся? слайды 1-3

? зачем нам нужно изучать историю Греции?

? что вы знаете по истории Греции? Чем прославилась Греция?

Греция маленькая страна, но древние греки создали высокую культуру. В русском языке много слов греческого происхождения.

школа

география

ботаника

арифметика

история

грамматика

тетрадь

кино

Олимпийские игры

Театр

скульптура

? как мы называем уровень развития общества, где на первое место приходится развитие культуры народа?

? что мы должны знать о цивилизации? Как мы изучали ранее историю цивилизаций( примеры)

? а как мы можем узнать о развитие цивилизации, что нам должно помочь раскрыть историю таких цивилизаций?.....( понятия, термины, изучение карты)

2 . Совместная постановка целей урока

Значит сегодня через изучение понятий, мы откроем для себя историю Древнейшей Греции ( запись темы) слайд 4

Нам будет необходимо останавливаться на станциях нашего путешествия……и мы разабьемся на вагоны…..

Поехали……

1.Учитель: первая наша станция называется «Географическая»

1) Местоположение Греции (задание: составьте по карте рассказ о местоположении Греции) страница 119., слайд 5

Вопросы: слайд 6

  • На каком полуострове находится Древняя Греция?

  • Какими морями омывается Греция?

  • На какие части делится Греция?

  • Есть ли крупные реки в Древней Греции?

  • Назовите крупный остров Греции.

Делаем вывод об географическом положении Греции. Учитель: мы с вами узнали, что Греция находится на Балканском полуострове, самый большой остров страны - Крит, а теперь давайте познакомимся с природными условиями этой территории.

2. Вторая наша станция «Познавательная»

2) Просмотр презентации «Природные условия Греции», чтение стр.119 текста учебника

Сделайте вывод

-Каким занятиям людей благоприятствовали природные условия Греции, а каким нет?

-какая нами ранее изученная страна схожа по природно-климатическим условиям с Грецией?......

3) Таблица «Египет – Греция», слайд

  1. Минута отдыха разминка

  2. Станция мифологичекая ( познавательная)

Учитель: любая страна интересна нам не только с точки зрения природы, она славится прежде всего своими людьми. Память о древнейшей истории греков сохранили мифы.

(Станция «Познавательная»)

Мы расскроем тайну мифов Древней Греции из истории могущественной морской державы на острове Крит царя Миноса, который во 2 тыс. до н.э. подчинил народы населявшие территорию современной Греции- ахейцев, и острова Эгейского моря.

  1. Выступление по домашнему заданию по Миносу.

  2. Прочитать по группам миф т Тесее и Минотавре.

Миф о Тесее и Минотавре

Об отношениях между греками и критянами, жителями Крита, рассказывают древние сказания. Выслушайте одно из них. Это миф о Тесее и Минотавре.

В глубокой древности на острове Крит существовала могучая морская держава. Царь Минос подчинил своей власти острова в Эгейском море и многие греческие города.

У царя был громадный дворец с бесчисленным количеством комнат и коридоров - Лабиринт. Заблудившийся в Лабиринте неизбежно попадал в центральный зал, где жил Минотавр- чудовище с человеческим телом и головой быка. Греческий город Афины (в Средней Греции) должен был ежегодно отправлять на съедение чудовищу семь юношей и семь девушек.

Афины охвачены горем. Рыдают женщины, отчаяние на лицах мужчин. Сам царь Афин седой Эгей надел темные одежды. Зловещий слух подтвердился: прибыл корабль с острова Крит. Посол царя Миноса, могущественного владыки Крита, сошел на берег.

- Настал условленный срок,- обратился к Эгею посол.- Готов ли ты к уплате дани, царь Афин?

- О, посол, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть тебя вновь!- воскликнул Эгей.

- Афиняне!- обратился он к жителям города.- царь Минос в третий раз требует семерых девушек и семерых юношей на съедение чудовищному Минотавру. Решайте жребием, кому из вас суждено погибнуть!

Толпа заволновалась.

-Мы шлём на смерть наших детей, а собственный сын Эгея избавлен от жеребьёвки! Вот он стоит, глухой к чужим бедам: скажи, Тесей, не в насмешку ли тебя прозвали бесстрашным?

Тесей не мог дольше оставаться безучастным.

-Снаряжайте корабль. Я поеду на Крит добровольно. Да помогут мне Боги одолеть это чудовище Минотавра

Вместе с теми, кому выпал жребий, Тесей взошел на корабль. Эгей напутствовал сына:

- Если останешься жив, замени чёрный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.

Через несколько дней афинский корабль вошёл в главную гавань Крита. Чужеземцев провели во дворец Миноса. Красота Тесея тронула сердце царской дочери Ариадны. Неужели он будет растерзан кровожадным Минотавром или заблудится в лабиринте, откуда никто ещё не нашёл выхода? Как Ариадне спасти Тесея?

Девушка обратилась за помощью к строителю лабиринта знаменитому мастеру Дедалу, который был родом из Афин. По его совету Ариадна тайно принесла Тесею меч и клубок ниток.

- Привяжи нить у входа, - сказала она Тесею,- и углубляясь в лабиринт, разматывай клубок. По этой нити найдёшь обратный путь.

Содрогаясь от ужаса афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам лабиринта. Страх охватил и Тесея: смертельная опасность ждала за каждым поворотом.

Вдруг с грозным ревом явилось чудовище, имевшее туловище человека и голову быка. Громадными острыми рогами готовилось оно пронзить Тесея. Внезапно Минотавр прыгнул, и вопль ужаса огласил своды лабиринта. Казалось, Тесей погиб… Но герой не был даже ранен. Одной рукой он схватил Минотавра за рог, другой нанес ему удар мечом прямо в сердце. Мертвое чудовище рухнуло к его ногам.

По нити Ариадны вывел Тесей своих спутников из лабиринта. У входа ждала их Ариадна.

- Бежим скорее на корабль, пока отец мой ничего не знает!

На обратном пути греки ликовали и радовались своему спасению, и Тесей так и не вспомнил просьбу старого отца… А между тем Эгей подолгу стоял на крутом берегу, вглядываясь в морские дали. И вот показался корабль.

- Афиняне!- закричал он.- Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса.- Мужайся, царь,- был ответ,- парус остался черным.

Решив, что сын погиб, Эгей бросился с обрыва в бурлящие волны и разбился насмерть. С тех пор это море называют Эгейским…

Ответьте на вопросы:

- Какие новые слова вам встретились?

- Как вы считаете, что в мифе вымышленного? Можем ли мы воспринимать как исторический источник?

- Что могло соответствовать исторической действительности?

- В каких случаях можно употребить крылатое выражение «нить Ариадны»?

Миф о Дедале и Икаре.

Царь Минос догадался, кто помог бежать Ариадне и Тесею:

- Ты предал меня, Дедал, и будешь казнен! А тайком не уплывешь: береговая стража надежна!

Дедал тотчас разыскал своего сына Икара:

- Царь угрожает нам расправой!

- Мы погибли, отец, путей к спасению нет: суша и море принадлежат Миносу!

- Ты забыл про воздух, сын мой!- ответил Дедал и сразу же приступил к работе. Из перьев, ниток и воска сделал он для себя и Икара огромные крылья. А когда все было готово к полету, старый мастер предостерег сына:

- Мы полетим между морем и небом. Не спускайся к воде, Икар, соленые брызги намочат крылья. И к солнцу не приближайся: его лучи растопят воск, скрепляющий перья.

Взлетели они подобно птицам. И вот уже давно позади царство жестокого Миноса. Увлеченный полетом Икар забыл совет отца и взвился высоко к солнцу. Растаял воск, и разлетелись перья, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремительно стал он падать вниз…

-Икар мой, где ты, Икар?!- кричал обезумевший отец. Но ответа не было. Только птичьи перья покачивались на волнах.

Задания:

- Дайте характеристику герою мифа Дедалу.

1. Кто такой Дедал?

2. Какой подвиг совершил?

3. Какими качествами обладал?

- Что общего у этих двух мифов?

(Непослушание детей)

- Чем поучительны эти истории для вас?

  1. Практическая станция

6) Гибель критского царства.

В 15 в.до н.э. Критская цивилизация погибла

в результате взрыва вулкана о.Фера

Решите задачу

Сосчитайте, сколько веков прошло от гибели дворцов на Крите до сегодняшнего дня.

Учитель: на последней станции мы подведём итог нашим знаниям.

7) Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их.

8) Найдите и вычеркните лишнее в логическом ряду.

Эгей, Дедал, Тесей, Минос, Тутмос, Минотавр, Ариадна.

9) Вставьте пропущенное слово.

__________- громадный дворец с бесчисленным количеством комнат и коридоров.

__________- картины, которые рисуют на влажной штукатурке.

10) Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.

М _ _ _ с – царь Крита.

А _ _ _ _ _ а – дочь критского царя.

Э _ _ й – царь Афин.

Т _ _ _ й – сын царя Афин.

М _ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.

Д _ _ _ л – знаменитый афинский мастер, живший на Крите.

И _ _ р – сын мастера, утонувший в море.

Учитель: вот и закончилось наше путешествие. Мы оказались в классе.

- Понравилось ли вам путешествие?

-нам нужно проявлять уважение к истории Греции?

Рефлексия….

  1. Сегодня я узнал…( к целям урока вернуться)….

  2. Было интересно….

  3. Было трудно……

  4. Я понял, что……..( к теме будущего урока перейти…..)

  5. Я научился……

  6. У меня получилось……

  7. Я смог…..

  8. Я попробую……

  9. Меня удивило…..

  10. Мне захотелось…..

каким цветом вы бы обозначили наш сегодняшний урок?.....почему?

infourok.ru

Разработка урока МХК Древняя Греция

9 класс Тема 14-15 ГРЕЦИЯ - «КОЛЫБЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ» (слайд 1)

Начиная разговор о своеобразии художественной культуры Древней Греции, хочется повторить вместе с поэтом: (слайд 2)

Как часто я тоскующей душою

Безумно рвусь в твой чудный древний мир,

Святая Греция!.. (слайды 3,4,5)

М.Михайлов

Действительно, «чудный древний мир» Эллады привлекает вни­мание и восхищённые взоры человечества на протяжении многих ве­ков, рождая представление о мире совершенной красоты и силе челове­ческого разума. (слайд 6)

Непревзойдёнными образцами стали художественные творения древнегреческих мастеров и художников, для поэтов и музыкан­тов следующих эпох. (слайд 7) стих о Венере Милосской

Что же позволило древним грекам достигнуть таких высот? Что стало причиной столь чуткого восприятия прекрасного, вы­разившегося в совершенном и гармоническом представлении о мире и че­ловеке? (слайд 8)

Грецию часто называют «колыбелью европейской цивилизации». (слайд 8) Это не случайно, так как именно здесь возникло желание разобраться в простейших законах природы(щелчок) и научиться управлять ими. Достижения в области математики(щелчок) и астрономии(щелчок), физики(щелчок) и медицины(щелчок), философии(щелчок) и ис­тории(щелчок) сегодня хорошо известны во всех уголках Земли. Но не менее значи­тельно её культурное достояние. (щелчок)

Одной из характерных особенностей художественной культуры Древ­ней Греции было отражение в ней мифологических представлений о явле­ниях природы и жизни человека. Фантазия и живое воображение греков населили мир всемогущими богами и мужественными героями, которым они поклонялись и которых свято чтили. Становится понятным, почему А.С. Пушкин, так часто обращавшийся к античной мифологии, воспри­нимал Грецию как «страну героев и богов». (слайды 9,10,11,12)

Греческие боги имеют человеческий облик, (слайд 13) они, как и люди, страда­ют от горя и радуются прелестям жизни, страстно влюбляются и люто ненавидят, совершают беспримерные подвиги и позволяют себе малень­кие человеческие слабости. (слайд 14) И живут они не в заоблачных мирах, а на ре­ально существующем Олимпе, и их можно увидеть. (слайд 15)

В честь олимпийских богов возводятся храмы и колоссальные статуи, (слайды 16,17) разыгрываются театраль­ные представления и слагаются гимны, создаётся подлинная «Библия греческого народа» - «Илиада» и Одиссея» Гомера. (слайды 18,19)

Прогулка по афинскому Акрополю

Высшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамб­лем Акрополя(слайд 20)- общественного и культурного центра Афинского государ­ства, созданного в классическую эпоху, в V в. до н. э. Многократно разру­шенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник «золото­го века» античной культуры всё же и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность. (слайд 21)

Давайте совершим небольшую прогулку(слайд 22) по знаменитому Акрополю, где, кажется, «поселились» все олимпийские боги Древней Греции. Да­вайте войдём в Акрополь через центральный вход - Пропилеи. (слайд 23)

Мне будет вечно дорог день,

infourok.ru

Разработка урока "Культура Древней Греции"

Тема урока: Культура Древней Греции.

Тип Урока: Интегрированный.

Цели урока: 1. образовательная: ознакомить учащихся с культурой Древней Греции, искусством,

спортивными играми, мифами, театрами, раскрыть их особенности и мировое значение.

2. развивающая: способствовать развитию творческого мышления

3. воспитательная: использовать материал урока в целях эстетического воспитания,

вызвать у учащихся интерес к глубокому изучению этой культуры.

Оборудование: политическая карта мира, карта Древней Греции, схема «Сотворение мира и богов»,

ключевые понятия, аудиосистема, аудиозаписи: греческая музыка «Сиртаки», Гимн

Республики Казахстан, иллюстрации, учебный материал, литература по теме,

тестовые задания.

План урока: 1. Организационный момент.

2. Объяснение новой темы:

А) Географическое положение Греции.

Б) Понятия: культура, искусство, архитектура.

В) Архитектура Древней Греции.

Г) Школа.

Д) Научные знания.

Е) Греческая мифология.

Ж) Олимпиада.

3. Заключение.

4. Закрепление полученных знаний: тест/приложение.

5. Домашнее задание.

А) Географическое положение Греции.

Греция – европейское государство, находящееся на юге Европы. С восточной, западной и южной стороны омывается Средиземным морем. Столица – Афины. В древности территория Греции делилась на три части: Северная Греция, Средняя Греция и Пелопоннес.

Б) Понятия: культура, искусство, архитектура.

-Что такое культура, искусство и архитектура?

Культура – достижения человечества в материальной и духовной жизни.

Искусство – художественное творчество: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика,

театр, музыка и другие разновидности человеческой деятельности.

- высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Архитектура – (от греч. строитель) – искусство проектировать и строить сооружения и их комплек-

сы в соответствии с назначением, техническими возможностями, эстетическими

воззрениями общества.

В) Архитектура Древней Греции.

Греческая архитектура состоит из 3 направлений или стилей: дорический, ионический и коринфский.

1. Дорический стиль (от названия древне-греческого народа дорийцы).

К данному стилю относятся храмы VIII-VI вв. до н.э. Обычно они строились в легко доступных местах, их территория считалась священной и неприкосновенной. Любой человек мог укрыться в стенах храма. Нападение на него приравнивалось к святотатству (осквернению храма).

Этому периоду присуще большое количество храмовых праздников, которые были одновременно ярмарками.

2. Ионический стиль (от названия древне-греческого народа, проживавшего на ионических островах).

Данный стиль более развит. В этот период строится большое количество храмов. Наиболее ярким представителем данного стиля является Афинский акрополь (в городе Афины) – построенный в V веке до н.э. Наружные колонны выполнены в дорическом стиле, а внутренние – в ионическом.

Главным храмом акрополя является Парфеон - посвящен богине Афине (богиня мудрости). Архитекторы данного сооружения – Иктин и Калликрат. Внутри храма находится статуя Афины, выполненная Фидием из слоновой кости и золота.

infourok.ru

Разработка открытого урока по истории на тему:"Древняя Греция"

Разработка урока по теме "Древняя Греция"

Цели урока:

  • изучить древнейший период в истории Греции, исследуя древнегреческие мифы, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник;
  • формировать умение анализировать исторические источники и делать выводы;
  • развивать интерес к изучению истории.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока:

  1. «История древнего мира». Учебник
  2. Карта «Древняя Греция до V века до н.э.»
  3. Хрестоматия по истории Древнего мира.

Ход урока.

1. Вводный рассказ учителя

Мы познакомились с вами с историей древнейших государств на северо-востоке Африки и в Азии. Более 3,5 тыс. лет назад первые государства возникли и в Европе. Одним из них была Древняя Греция.Перенесемся в дельту Нила и оттуда на гребных судах совершим путешествие к острову продолговатой формы. Это остров Крит.  Расположенный в Средиземном море он считается частью Европы. С конца III тысячелетия до н.э. на Эгейском море владычествовали цари Крита. Города Древней Греции Микены, Тиринф, Пилос, Афины платили дань критскому царю. Сто лет назад археологи раскопали на Крите огромный многоэтажный дворец, стены которого украшены росписями.  Также были найдены глиняные таблички с письменами, однако эти надписи до сих пор не разгаданы В 15 веке до н.э. на острове Фера близ северных берегов Крита произошло извержение вулкана и землетрясение. Остров был разрушен. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки. Самым богатым и могущественным городом Древней Греции был город Микены. Он расположен на скалистом холме. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, вел через Львиные ворота. Внутри крепости находился царский дворец. Поблизости археологи раскопали царские могилы.  Вслед за Критом греки стали заселять и другие острова Эгейского моря. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах. Сильным соперником в этой борьбе было Троянское царство.

 Около 1200 г. до. н.э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Греки разрушили и сожгли Трою. Но потом в Грецию с севера вторглись воинственные племена. Они разрушили Микены и многие другие города. Произошел упадок культуры, греки перестали пользоваться письмом и забыли его. Среди пришельцев были и греческие племена, родственные тем, что жили в Греции до их вторжения. Они поселились на опустевших землях.

Вопросы классу

  • Откуда мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом?
  • Кто изучает исторические источники?
  • Какие бывают исторические источники?

- Такими источниками для изучения Древней Греции являются мифы. Что такое мифы? Историческими источниками являются поэмы древнегреческого поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея». ( Слайд 9). Более ста лет назад вопрос о Древней Греции даже не ставился. Поэмы Гомера просто считались литературными произведениями, не связанными с жизнью. Весь ученый мир того времени склонялся к мнению, что они соединение различных мифов. И только немецкий археолог Генрих Шлиман (Слайд 10.)подошел к ним как к историческим источникам. Эта мысль настолько овладела им, что он забросил бизнес и занялся поисками Трои. И он нашел ее 14 июня 1873 г. Так началось открытие микенской цивилизации.

2. Мотивация учащихся.

А вы хотите поработать в роли историков-исследователей? Давайте попробуем. Для этого я вам предлагаю следующие задания.

/Учащимся предлагаются задания на выбор, но учитель корректирует и направляет его в соответствие с уровнем способностей учащихся. Задания могут выполняться как в группе, так и индивидуально/

КОЗ 1. Задание.

  1. Изучите карту Древней Греции и карту мира.
  2. Определите географическое положение Древней Греции.
  3. Охарактеризуйте по карте природные условия Древней Греции.
  4. Сделайте вывод: каким занятиям благоприятствовали эти природные условия, а каким нет.

Источник информации :

  1. Атлас по истории древнего мира.
  2. Карта мира.

Модельный ответ:

Древняя Греция располагалась на материке Евразия, в южной части, на Балканском полуострове. С запада, юга и востока омывается морями.

Климат теплый, полноводных рек нет, местность гористая, почвы каменистые.

Природные условия Древней Греции благоприятствовали мореплаванию и торговле, и не благоприятствовали земледелию.

Задания

Критерии оценивания

Баллы

Общее количество баллов

1. Определение географического положения.

Указан:

- материк

- географическая часть материка

-географический объект

1

1

1

3

2. Характеристика природных условий.

Охарактеризованы:

- климат

- реки

- почва

1

1

1

3

3. Вывод.

Вывод сделан:

- самостоятельно

-с помощью учителя

2

1

2

Аналитическая шкала:

8-7 баллов – оценка «5» 6–5 баллов - оценка «4» 4-3 балла – оценка «3»

КОЗ 2. Задание.

  1. Изучите отрывки из поэм “Илиада”и ”Одиссея”.
  2. Проанализируйте их и сделайте вывод о том, чем занимались древние греки.
  3. Распределите эти занятия по степени значимости для греков.
  4. Аргументируйте свой ответ.

Источник информации:

  1. Хрестоматия по истории древнего мира.
  2. Карта Древней Греции

Модельный ответ.

Греки занимались земледелием, выращиванием оливок и винограда, ремеслом и торговлей, мореплаванием. Наиболее значимыми для греков были разведение оливок и выращивание винограда, ремесло и торговля, мореплавание, которым способствовали природные условия Греции и не способствовали земледелию, так как в Греции не было полноводных рек и плодородных почв, потому что местность была гористой.

Задания

Критерии оценивания

Баллы

Общее количество баллов

1.Определение занятий греков.

Указаны:

- 6 занятий

- 5 занятий

- 4 занятия

- 3 занятия

- 1-2 занятия

5

4

3

2

1

5

2. Расположение по степени значимости.

Самостоятельно

С помощью учителя

Не выполнено

2

1

0

2

3. Аргументация ответа.

Самостоятельно

С помощью учителя

Не выполнена

2

1

0

2

Аналитическая шкала

9-8 баллов – оценка «5» 7-6 баллов – оценка «4» 5-4 балла – оценка «3»

КОЗ 3. Задание.

  1. Прочитайте миф о Тесее и Минотавре.
  2. Перескажите его.
  3. Как вы считаете, что в мифе вымышленного?
  4. Что могло соответствовать исторической действительности?

Источник информации:

  1. Учебник по истории древнего мира. § 24

Модельный ответ.

В мифе о Тесее сказочным является чудовище Минотавр с головой быка и телом человека, происхождение названия Эгейского моря. Исторической действительности могло соответствовать существование государства, о чем свидетельствует слова «царь», «дань»; то, что греки умели строить корабли и занимались мореплаванием, умели выплавлять металлы ( меч).

Задания

Критерии оценивания

Баллы

Общее количество баллов

1.Пересказ мифа.

- близко к тексту

- допущены неточности

- неполный пересказ

3

2

1

3

2. Определение, что в мифе вымышленного.

Указаны:

- самостоятельно 2 положения.

- самостоятельно 1 положение.

- 1-2 положения с помощью учителя.

3

2

1

3

3. Определение, что в мифе могло соответствовать исторической действительности.

Указаны:

- самостоятельно 3 -4 положения

- самостоятельно 1 -2 положения

- 1-2 положение с помощью учителя

3

2

1

3

Аналитическая шкала.

9-8 баллов – оценка «5» 7-6 баллов – оценка «4» 5-4 балла – «3»

КОЗ 4. Задание.

  1. Прочитайте миф о начале Троянской войны. Перескажите его.
  2. Как вы считаете, что в мифе вымышленного?
  3. Что могло соответствовать исторической действительности?

Источник информации:

  1. Учебник по истории древнего мира. § 25

Модельный ответ.

Вымышленным в мифе можно считать объяснение причин Троянской войны действиями богов, а соответствующим исторической действительности существование у греков государства, войну Микен и Трои, садоводство.

Задания

Критерии оценивания

Баллы

Общее количество баллов

1. Пересказ мифа.

- близко к тексту

- допущены неточности

- неполный пересказ

3

2

1

3

2. Определение, что в мифе вымышленного.

Указаны:

- самостоятельно 1-2 положения.

- 1-2 положения с помощью учителя.

2

1

2

3. Определение, что в мифе могло соответствовать исторической действительности.

Указаны:

- самостоятельно 3 положения

- самостоятельно 1 -2 положения

- 1-2 положение с помощью учителя

3

2

1

3

Аналитическая шкала.

8-7 баллов – оценка «5» 6-5 баллов – оценка «4» 4-3 балла - оценка «3»

3. Выполнение учащимися КОЗ.

4. Отчет о выполненных заданиях.

5. Итоги урока.

6. Рефлексия.

kopilkaurokov.ru

Разработка урока по истории Древней Греции

Конспект урока по истории в 5 классе «Природа Греции и занятия древних греков»

Цель: способствовать созданию собственного представления о древнейшем периоде греческой истории на основе работы с разными видами источников: исторической картой, учебником, дополнительной информацией.

Задачи:

Образовательные : познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории; активизировать известные школьникам знания по истории Древнего Востока и Азии; в процессе работы продолжить знакомство с картой, формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание.

Развивающие: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу.

Воспитательные: подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей;

Планируемые результаты:

Личностные – формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории как к науке.

Метапредметные

регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.

познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять продуктивное чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.

коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.

Предметные – определять на карте местоположения Древней Греции, природные и климатические условия, сравнивать данные  с ранее изученными государствами.

Формируемые УУД :

Регулятивные: учащийся научится:

- использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, дополнительные источники;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных ориентиров.

Коммуникативные: учащийся научится:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её в сотрудничестве

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .

Познавательные: учащийся научится:

- обобщать понятия:

- осуществлять сравнение.

Оборудование: учебник «История Древнего мира» Т.П. Андреевская изд. «Вентана-Граф», презентация, рабочие листы, раздаточный материал.

Основные понятия: античный, Эллада, эллины

Технологическая карта урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

- Кто из нас сейчас не мечтает о путешествиях - новые страны, острова, земли, города. А в древности люди тоже путешествовали. Вот перед вами страница из дневника одного древнего мореплавателя. Весь текст не сохранился, время сделало свое дело, но остались отрывки. «Я родом из города Тир. …… Сегодня наш корабль ……… Это страна морских людей, не похожая на мою родину..… Крутые обрывистые склоны гор…… Нет рек….. Здесь нет наших лесов …… Жара...... Их боги живут на горе …. Приехали ……. на олимпийские игры. Спарта и Афина - это города…» Жаль, но на этом текст обрывается. Обсудите в группах вопросы

infourok.ru

Разработка урока по истории Древнего мира "Древнейшая Греция" по ФГОС

Тема урока: Древнейшая Греция. Греки и критяне.

Тип урока - комбинированный

Цели урока:

1. Изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков;

2. Развивать основные компетенции:

Информационная:

  • извлечение первичной информации, второй уровень;

  • первичная обработка информации (систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры), первый, второй уровень;

  • обработка информации (делает вывод на основе полученной информации), второй уровень.

Коммуникативная:

  • продуктивная групповая коммуникация, уровень первый, второй

  • публичное выступление, уровень первый

Оборудование:

1.ЦОР – презентация учителя по теме «Греки и критяне».

2.Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И. . «История древнего мира».

3.Компьютер, мультимедийный проектор и экран.

4. Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ).

5. Карта «Древняя Греция».

  1. Организационный этап

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Создание комфортной, деловой атмосферы.

2. Актуализация знаний

Стимул (мотивация учебной деятельности учащихся на уроке)

Ребята, мы с вами познакомились с историей многих государств, существовавших в древнем мире. Они дали миру много выдающихся имен и достижений. Помните ли вы их? Давайте посмотрим, насколько хорошо вы их помните.

Возьмите в руки бланк ответа № 1. И заполните его используя свои знания на прошлых уроках.

Назовите имена указанных на изображениях лиц.

Имена запишите под соответствующей буквой.

А – Конфуций

Б- Будда

В- Тутанхамон

Деятельность учащихся - переводит сложную по составу информацию из графического представления в текстовое.

Под буквой нужно написать достопримечательность и страну в котрой оно расположено.

А - Пирамиды – Египет

Б – Великая китайская стена – Китай

В – Большой сфинкс - Египет

Проверка и оценивание (слайд 3)

Изучение нового материала

  1. Стимул (мотивация учеников на изучение нового материала)

Если отправиться по Средиземному морю на север от Египта, то мы попадем в страну, с историей которой начнем знакомиться сегодня.

Это государство древнего мира, в котором один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.

О какой стране идет речь?

Целеполагание

С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение истории этой страны?

План:

  1. Географическое положение

  2. Природные условия Древней Греции

  3. Занятие населения

Определение темы урока - Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне.” (слайд

Задание №1. Заполните контурную карту «Древняя Греция», ознакомившись с текстом учебника на стр. 113. «Миф о Тесее и Минотавре».

Грецией называют юг Балканского полуострова с прилегающими островами, издревле заселенный греческими племенами. Климат здесь мягкий, с жарким и сухим летом и теплой зимой. Большая часть Греции покрыта горами, и пригодных для земледелия земель здесь совсем мало. Ее береговая линия изрезана множеством бухт. Вблизи от берегов материковой Греции большое количество островов. Доплыть до них было нетрудно и на небольшой лодке. А, путешествуя от одного острова к другому, можно было пересечь море. На одном из самых крупных островов возникло во II тысячелетии до н.э. самое древнее из известных нам государств, существовавших на территории Греции. Где оно было расположено? Эту и некоторые другие характеристики географического положения Греции вы сможете узнать из мифа о Тесее и Минотавре.

Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.

М_ _ _ с – царь Крита

А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя.

Э __ _ й – царь Афин.

М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.

Т_ _ _ й – герой, победивший чудовище.

Задание №2 Природные условия Древней Греции.

А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции. Работая в парах, вы заполняете таблицу, используя карту и ваши знания.

Природные условия

Древняя Греция

Реки

Мелкие пересыхающие речки

Почва

Плохая, горная почва

Море

Омывает всю Грецию

Горы

Много, непроходимые

Климат

Теплый

Греция – страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества, ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины.

Физминутка.

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

Задание №3. Используя предложенный ниже текст, карту, назовите не менее 4 занятий населения.

Археологические раскопки на о. Крит связаны с именем Артура Эванса (конец XIX в.) Раскопки заняли 30 лет. Их результат – грандиозный Критский дворец. Сложный и запутанный план дворца позволил Эвансу сравнить его с лабиринтом.

Во дворце найдены ванные комнаты, водопровод. В кладовых дворца хранились различные запасы – продовольствие и ремесленные изделия. За эти запасы отвечали специальные чиновники. Сохранились печати, которыми опечатывались складские помещения. Велся учет всего того, что хранилось во дворце. Об этом говорят сохранившиеся глиняные таблички, где записывалась отчетность.

При раскопках были найдены сосуды редкой красоты. Стенки сосудов были украшены изображениями растений и морских животных. Сосуды метр высотой – в них хранились зерно, вино, масло. Глиняные лампы, с помощью которых освещался дворец.

До нашего времени сохранились фрески, где изображены целые флотилии критских кораблей.

Раскопки позволили изучить религию критян. Верховное божество почиталось в образе быка. Религиозные действия совершались чаще всего в пещерах. Культ состоял в принесении богам первинок урожая.

  1. Виноградорство

  2. Мореплавание

  3. Строительство

  4. Скотоводство

Задание №4. А теперь используя карты и свои знания сравните природные условия Египта и Древней Греции. Для этого давайте заполним таблицу. Работая в паре.

Страны

Египет

Древняя Греция

Крупные реки

Крупная река Нил

Нет крупных рек

Выход к морю

Выход к морю небольшой

Омывается с трех сторон морями

Почва

Очень плодородная

Малоплодородная

Территория

Территория равнинная

Территорию покрывают крутые и скалистые горы.

А теперь давайте оценим свою работу на уроке.

infourok.ru