Древняя греция раса. Расология, Антропология, Генетика
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Греция и расовая теория. Древняя греция раса


Расология, Антропология, Генетика : Расово-познавательная история цивилизаций: Древняя Греция

[] Начиная публиковать главы из книги «Антропологическая история цивилизаций. Северные европеоиды в мировой истории» я оказался озадачен проблемой, каким образом раскрыть перед массовым читателем проблему книги, не погружаясь при этом в глубину специфических отраслей науки, малодоступных без специальной подготовки. В оригинале книги вся ее первая часть посвящена рассмотрению вопросов физической антропологии и расологии и только объяснив читателю терминологию и проблематику работы, следовал переход к истории человеческих цивилизаций, в развитии которых основную роль сыграли представители североевропеоидной расы.

В публикации отдельных глав первая часть книги стала бы излишней и только затруднила бы понимание. Поэтому в это введений в цикл статей представленных главами из моей книги, я хочу кратко обозначить, какие же именно цели я преследовал, когда работал над текстом книги. Прежде всего мне хотелось реабилитировать для научной среды термины «арии» и «арийский». Выведенные из обихода ученых благодаря политическому фактору эти термины чрезмерно сузились и превратились в обозначение народов (и их языков) непосредственно связанных с теми племенами индоевропейцев, которые завоевывали Индию и расселились в Персии.

Я полагаю, что надо вернуть этим терминам их первоначальное - правильное толкование. Арии это не только и не столько иранские племена, сколько огромная общность древнейшей цивилизации северных европеоидов, первой цивилизации на земле, цивилизации чье влияние мы ощутим по всему свету от Атлантического до Тихого океана. Везде, где возникала великая цивилизация, у ее истоков стояли представители северных европеоидов принадлежащих к большой белой расе.

Отсюда проистекает вторая задача - показать историю цивилизаций через расовую проблематику. Ведь, как правило, наш современник имеет весьма смутное представление о том какая цивилизация была создана какой расой, какие расы участвовали в их создании, какие составили большинство населения, а какие враждовали. В лучшем случае, в книгах промелькнут упоминания о том, что создатели той или иной цивилизации относились к большой белой или желтой расам, но это максимум сведений, которые можно узнать человеку, если не углубляться в исследования слишком серьезно.

И, наконец, третья задача, которую я ставил перед собой это исследование тех признаков на основании которых мы можем говорить об арийской общности, о том как различных исторических условиях проявляли себя североевропеоидные народы, что позволяет говорить нам о том, что общность арийских наций существовала тысячелетия назад и существует до сих пор. Ведь все цивилизации созданные северными европеоидами - ариями имели ряд общих признаков, которые проявлялись независимо от того, III это тысячелетие до н.э. или I тысячелетие н.э.

Надеюсь, эти задачи я в меру своих сил смог решить. Очень рассчитываю на то, что мое исследование окажется полезным для всех, кому интересна история не только своего государства, но и своего народа, своей расы, кто ищет след прошлого уходящий в глубь веков и тысячелетий. Нам есть что вспомнить и о чем рассказать, поэтому - начинаем эту публикацию, и начинаем мы ее с истории цивилизации и народа, о которых, казалось бы, известно если не все, то очень многое - с Древней Греции.

Греческая цивилизацияБелая раса в Греции. Расовые характеристики. Отражение расового характера в греческой мифологии. Вторжение ахейцев. Вторжение дорийцев.

История греческой цивилизации начинается на рубеже III - II тысячелетия, когда на греческую землю с севера приходят ахейцы - народ, относящийся к числу арийских народов. До завоевания ахейцами Греции на ее территории жили не арийские племена, говорившие на не индоевропейском языке. Греческие предания донесли до нас память о древнейших жителях Греции – карийцах, лувийцах и других. Именно этими народами была создана раннеминойская цивилизация, которая типологически схожа с другими цивилизациями Древнего Востока – Египетской, цивилизации Двуречья и Древней Индии. Догреческие племена не являлись и североевропеоидами, относясь к южной ветви европеоидной расы. Можно предполагать связь раннеминойского периода с археологической культурой Винча (в том числе по причине географической близости). Это подтверждается тем что «в течение периода известного нам как раннеминойский, 3300-2200 годы до н.э., количество брахицефалов, на острове (Крит) сильно возросло, и некоторые минойские правители более позднего времени явно принадлежали к анатолийскому типу. … В развитии культуры прослеживается определенная преемственность вплоть до прихода ахейцев около 1250 г. до н.э. Неиндоевропейские элементы характеризуют минойскую культуру в целом. Поэтому у нас нет оснований считать, что она была создана индоевропейцами» [1] .

Но среди азиатских народов карийцев и лувийцев мы встречаем пеласгов, которые без сомнения были северным народом, пришедшим в Грецию до ахейцев и создавшим цивилизацию минойской эпохи. В «Илиаде» и «Одиссее» пеласги упоминаются в связи с Критом и Троей [2], однако греки отличали пеласгов от «подлинных критян». Это вероятнее всего является следствием заметных антропологических различий между северянами-пеласгами и южанами-критянами. Пеласги имели свою письменность, которая, судя по сохранившемуся памятнику, была весьма похожа на руническую письменность германцев и скандинавов. Память о пеласгах и их культурных достижениях оставалась в Греции очень долго. Геродот сообщал, что именно пеласги возвели стену вокруг афинского акрополя. Язык пеласгов близок к этрусскому и хурритскому. Его индоевропейское происхождение не доказано, но он также не является языком афразийским, кавказским, уральским, алтайским или принадлежащим к иной языковой семье. Язык пеласгов один из числа древних языков, происхождение которых не ясно. Вполне возможно он выделился из протоиндоевропейской языковой общности, еще до ее окончательного оформления.

Рис. 1. Письменность пеласгов (Лемносская стелла)

Предполагают, что библейские филистимляне являются одним из ответвлений пеласгов (в частности, Библия указывает на их родство с жителями Крита). Термин филистимляне — типичное в греческом переводе Библии искажение древнееврейского «пелиштим». В свою очередь, библейское «пелиштим» — возможная переделка слова пеласги с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение странники, переселенцы. От видоизменённого этнонима пелиштим и получила своё нынешнее название Палестина (Земля Филистимская). Интересно, что Древняя Греция прежде, чем именоваться Элладой, по словам Геродота, обозначалась словом Пеласгия. Принадлежность антропологического типа пеласгов к североевропейской расе подтверждается исследованиями археолога и антрополога Р. Вирхова [3], который, исследуя троянские черепа (а троянцы по греческим источникам как раз происходили от пеласгов), констатировал преобладание у них долихоцефалии и мезоцефалии с весьма небольшою примесью брахицефального типа, то есть типично североевропейские расовые признаки. То есть и в случае с Грецией мы видим все тот же пример того, как цивилизация населенная не североевропеоидными расами все же была создана именно североевропейской ветвью большой белой расы.

Расовый тип догреческих народов может быть отнесен к альпинидам, которые в бронзовом веке приходя в Европу с Востока, из Анатолии, а также к динарцам, которые в свою очередь тоже пришли в Европу из Азии. Трипольская археологическая культура (VI – IV тысячелетия до н.э.) была создана людьми динарского расового типа. Альпийский расовый тип, судя по всему, был основным для культуры Винча. Именно к трипольцам и винчанам восходит происхождение догреческого населения Крита, Пелопоннеса и южных Балкан. Определенное влияние на расовый тип раннеминойской цивилизации оказала и средиземноморская раса, также относящаяся к южноевропеоидной ветви большой белой расы. Именно о смешении альпинидов и медитерранидов писал Г.Чайлд когда говорил об увеличении числа брахицефалов, то есть признаке свойственном именно альпинидной расе. Обе этих расы и средиземноморцы и альпиниды были расами со смуглой кожей, темными волосами и глазами. Культура минойцев также не имела никакой связи с ариями. Хотя минойская письменность до сих пор не дешифрована, имеющиеся данные позволяют сделать вывод о том, что язык минойцев не принадлежал к индоевропейским языкам. Центром минойской цивилизации был остров Крит, после того как к середине II тысячелетия до н.э. минойская цивилизация ослабла, она была завоевана ахейцами в XII веке до н.э.

Рис. 2. Вторжение альпийской расы в Европу с востока. Бронзовый век 3000-1800 гг. до н.э.

Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северно-западная Анатолия пережили вражеское вторжение, о чём свидетельствуют следы пожаров и разрушений в поселениях. Под влиянием захватчиков до 2000—1800 гг. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов. Ахейцы как и все арии принесли с собой супероружие того времени – боевую колесницу. Сражаясь на этой боевой машине, они, как и другие арийские народы, легко побеждали всех своих противников. Не стали исключением и догреческие племена Пелопоннеса, кроме острова Крит, где защищенная сильным флотом минойская цивилизация продолжала существовать.

Рис. 3. Экспансия ариев - индоевропейцев с 4000 по 1000 г. до н.э. (по «курганной теории» М. Гимбутас)

Ахейцы создали свою цивилизацию, которая отличалась общим для всех арийских народов признаком – наличием замков - цитаделей аристократии, господствовавших над поселками в которых проживали свободные земледельцы. Так была создана микенская цивилизация (название она получила по одному из крупнейших государств ахейской Греции – Микенам), которую историки традиционно относят в одну группу с минойской. Эта классификация на наш взгляд не вполне правильна, так как помимо этнических и расовых признаков у микенцев, в отличие от минойской цивилизации, тяготевшей к восточным деспотиям [4], общество было типично арийским - военно-аристократическим.

Ахейцы в повседневной жизни сохраняли обычаи, принесенные ими с севера, так в частности их характерным отличием от средиземноморских народов были усы и бороды [5]. В отличие от изнеженной минойской цивилизации пришельцы культивировали суровость и мужественность, нашедшие художественное выражение в памятниках искусства микенской Греции. Излюбленной темой ахейских дворцовых росписей были сцены войны и охоты. Символами могущества царей были массивные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Конструкция этих укреплений заметно отличается от критской архитектуры.

Расовый тип ахейцев являлся североевропейским [6], основной расой была нордическая раса, но и северная кроманидная раса, распространенная среди ариев также была достаточно широко представлена. Антрополог К.С. Кун прямо связывает ахейцев с нордическими представителями культуры шнуровой керамики (Corded). На фреске Пелопоннесского города Тиринф мы видим белого ахейца окруженного краснокожими минойцами. Ахейцы принесли с собой арийский пантеон, где в отличие от древнеевропейской Богини-Матери главенствующую роль играли мужские божества. Боги ахейцев имели не хтонический а небесный характер, что также было общим для ариев явлением. Хтонические же божества, хотя и вошли в греческий пантеон, несли в своих признаках множество архаичных черт, что позволяет сделать вывод о том, что они были следствием влияния на ахейскую цивилизацию более древних – доарийских культур. Интересно и то, что все небесные, солярные боги греков – блондины, а хтонические боги – брюнеты. Так в мифологии народа нашла отражение его расовая история. Небесные боги греков показаны в их мифологии борцами с хтоническим злом – гигантами, змеями, разнообразными монстрами.

Рис. 4. Культура шнуровой керамики (Corded) в период энеолита

Очевидна и связь греческих богов с севером. Так Аполлон каждый год улетает в страну гипербореев на колеснице запряженной лебедями. Аполлон же тесно связан с волками, которые сопровождают его, а волк надо заметить типично североевропейское животное, которое оставило очень много следов в мифологии скандинавов, германцев и славян, но практически не представлено в южной мифологии. Аполлон же в греческой мифологии выступает носителям основного арийского индоевропейского мифа – борьбы за змеем, также Аполлон борется с хтоническими чудовищами – гигантами, циклопами. Аполлон покровительствовал городу пеласгов – Трое. Но что еще интереснее – Аполлон в описании Гомера типичный пришелец с севера – он не стрижет волос и пользуется в войне луком со стрелами.

В переводе с греческого «Гиперборейцы» означает — «те, кто живут за Бореем (Северным ветром)», или, проще говоря, «те, кто живут на Севере». О существовании Гипербореи и гиперборейцах сообщали многие античные авторы. Плиний Старший — писал о гиперборейцах, как о реальном народе, жившем у полярного круга и связанном с эллинами через культ Аполлона Гиперборейского. Не только Аполлон, но и герои-полубоги Геракл и Персей, имели эпитет — Гиперборейский. Еще один факт, сближающий греков с жителями севера – распространение в регионе Кольского полуострова и побережья Белого моря лабиринтов, чрезвычайно похожих на лабиринты минойцев. Возможно, это свидетельствует о том, что предки пеласгов жили на Севере Европы, перед тем как придти в Грецию. Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков, считались выходцами из страны гипербореев. Они обучали людей новыми культурными ценностями - музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, умением строительства храмов. Как писал греческий поэт Пиндар - гипербореи относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Так же как их покровитель Аполлон, гипербореи художественно одарены. Счастливая и беззаботная жизнь сопровождается у гипербореев песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное веселье и благоговейные молитвы характерны для этого народа — жрецов и слуг Аполлона.

Мифология греков дает нам еще одно подтверждение прямой и непосредственной связи ахейцев с ариями. «Легендарные титаны были сыновьями древнего арийского бога, известного в Индии — в ведических текстах его зовут Варуна, — которого почитали предки белой расы, и чье имя эллины сохранили в течение долгих веков: это Уран. Титаны, сыновья Урана, самого древнего бога арийцев, также были арийцами и говорили на языке, который имеет большое сходство с санскритом, кельтским и древнеславянским» . [7]Потомком титана Прометея был герой Девкалион, которого ахейцы считали своим предком, то есть ахейцы прямо возводили свое родство к временам когда арийская общность еще была единой и не успела разделиться на отдельные народы.

Крупнейшим историческим событием микенской цивилизации стала Троянская война, которую в XII веке до н.э. союз ахейских государств вел против Троянского государства. Поэмы Гомера оставили нам богатейший источник знаний по греческой цивилизации и особенно военному делу дорийского периода. На битву аристократия выезжала на двухколесных колесницах, запряжденных парой коней.

Воины были защищены бронзовыми доспехами и шлемами, защитным вооруженим являлся и большой щит, обтянутый кожей и расписанный различными изображениями. Основным оружием было копье, которым воин с колесницы поражал противников. В колеснице ехали двое воинов, один управлял лошадьми, второй атаковал врагов и защищался.Вооружение простых общинников было гораздо проще. В качестве защитных средств использовались кожаные шлемы, армированные костью, тело часто защищала холщовая одежда и щит. Оружием служили дротики и мечи. В бою вначале бросали дротики, а затем, сойдясь вплотную, сражались мечами. Многие бои начинались с поединков знатнейших воинов, которые специально искали друг друга, чтобы померяться силами.

Рис. 5. Микенское изображение воинов и колесницы

Социальная структура ахейского общества, как уже указывалось выше, носила военно-аристократический характер. Во главе государства стоял правитель с титулом «ванака» бывший также крупнейшим землевладельцем в государстве. Вторую по значимости роль играл командующий армией носивший титул «лавагетас». Аристократию составляли «терета» вероятно обычные дворяне и более малочисленное сословие «гепетай» бывшие дружиной царя. Для консультаций и вероятно в качестве средства хранения традиций существовал совет старейшин.

Непривилегированные сословия – ремесленники, земледельцы, скотоводы были свободными общинниками и зачастую держали рабов, которые помогали им в хозяйственной деятельности. Также свободные ахейцы были основой для войска. Рабы, судя по данным источников, происходили из иных этнических и расовых групп и были представлены жителями Малой Азии или минойцами, которых захватили как пленных во время войны. Это подтверждает и само наименование рабов – «равияя», что означает – военная добыча.

У ахейцев существовали храмы и жрецы, хотя развитого храмового хозяйства свойственного восточным деспотиям не было. Верховным жрецом являлся царь. Управление осуществлялось царем, который для совета созывал собрание знатных людей [8]. Изредка, для решения важнейших вопросов, собирали народное собрание. Воины, собравшись, садились рядами, на специальном возвышении размещались аристократы. Вел собрание царь, он же определял, какое мнение поддерживается большинством, что решалось по силе крика одобрения или негодования. В народном собрании мы видим след времен военной демократии древних Ариев, элементы которой просуществовали еще тысячелетия и были известны нам в славянском вече и в германских тингах.

Военный характер ахейского общества приводил к тому, что микенцы постоянно осуществляли внешнюю экспансию на богатые земли юга и востока. Так был захвачен, разграблен и разрушен Кносс на Крите, осуществлялись вторжения на Кипр, а завоевательные походы в Египет дали ахейцам имя народов моря. Троянская война была одним из таких походов, ее всемирная слава связана с тем, что о ней сохранилась великая поэма Гомера, в то время как песни менее известных поэтов не дошли до нашего времени. Кстати надо отметить, что песенная культура ахейцев была также очень близка арийской традиции и ближайший свой аналог находит ни в чем ином, как в русских былинах. Даже исполнение греческих эпических песен по своей манере было похоже на манеру русских сказителей рассказывать былины, сопровождая их струнной музыкой [9].

В поисках жизненного пространства ахейцы обратились к колонизации близлежащих земель. Придя с севера в благодатный климат Греции, ахейцы увеличили свое число, и им стало не хватать небольших по размеру земель Пелопоннесского полуострова. Основными направлениями колонизации микенской эпохи стали южное – на Крит, Кипр и острова средиземного и Эгейского моря и восточный – в Малую Азию, где на побережье образовалось множество греческих колоний. Завоевания ахейцев нашли свое отражение в греческой мифологии. И Персей и Ахилл были типичными колонизаторами, осваивающими для микенцев новые земли. В процессе колонизации произошло размывание расового единства ахейцев. Смещение с азиатскими и средиземноморскими расами привело к постепенной утрате североевропейского антропологического типа, в результате образовался народ ионийцев – греков живших Ионии – на побережье Малой Азии. Ионийцы не только образовали отдельную греческую народность, но и отличались своим диалектом, который, однако же, был довольно схож с ахейским. Греческий язык очень рано выделился из индоевропейской общности (более ранними являются только хеттский и тохарский языки). В позднеахейский период греческий язык был представлен 2 основными диалектами эолийским и ионийским.

Ахейцы не остановились на завоеваниях и колонизации близлежащих земель и устремились дальше на юг, где находились территории богатого Египта. Около 1400 г. до н.э. египетские источники [10] фиксируют вторжения ахейских племен. На протяжении почти двухсот лет греческие набеги угрожали египетским берегам и разоряли страну [11]. Только Усилиями выдающегося правителя Рамсеса III натиск народов моря был остановлен. Отмечу здесь показательную историческую параллель экспансионизма ахейцев, с регулярными набегами норманнов на Европу, имевшими место более чем два тысячелетия спустя. Не подлежит сомнению факт того, что этнические и расовые стереотипы арийских народов оказались столь сильны, что действовали и у ахейцев и у их родственников по расе – норманнских викингов.

В XII веке до н.э. в Грецию вторглись дорийцы, еще один арийский народ, пришедший с севера. Несмотря на попытки некоторых исследователей представить дорийцев менее развитыми, чем ахейца, они стояли на более высоком уровне цивилизации, так как знали и использовали железо, что делало дорийское войско более эффективным против использовавших бронзовое оружие ахейцев. От других греческих племен дорийцы отличались строгой военной дисциплиной, воинственностью, устойчивыми родовыми традициями, гордостью и простотой образа жизни. Они избегали роскоши и излишеств. Наивысшее воплощение дорийские добродетели нашли в спартанцах, создателях спартанского государства, которым восхищалась вся Греция. Велики были и культурные достижения дорийцев, так именно дорийский диалект лег в основу литературного греческого языка [12].

Еще одним доводом о высоком развитии дорийской культуры может считаться то, что именно вскоре после дорийского завоевания в Греции стали пользоваться письменностью, которая появляется в IX веке до н.э. Образцом для греческой письменности стала письменность финикийская, но это не значило того, что семиты сыграли роль создателей греческого алфавита. Из финикийского письма греками была позаимствована только идея знаков, которые бы передавали не слова или понятия, не слоги, а звуки. Также нельзя игнорировать и вероятность того, что греческая письменность наследовала рунической письменности пеласгов и уже в свою очередь именно письменность пеласгов использовали финикийцы для разработки своего алфавита. В то же время финикийское письмо было весьма архаичным, так как буквы использовались лишь для передачи согласных звуков, что не обеспечивало абсолютной точности в передаче значений на письме. Греки же первыми из всех цивилизаций стали использовать буквы для передачи и гласных и согласных звуков, что сделало их алфавит наиболее точным для выражения любых смыслов. Можно сказать, что первый шаг к науке был сделан греками именно после того, как они создали свой алфавит.

Дорийцы были близки по происхождению к ахейцам, но, будучи изолированными, от связей с южными землями, сохранили свой расовый нордический тип неизменным. Этническая близость подтверждалась сходством языка и мифологией, так как дорийцы считались потомками Дора - сына прародителя греков Девкалиона. Сами же дорийцы считали, что происходят от Геракла полубожественного героя архаичной эпохи. Геракл был, пожалуй, самым архаичным полубогом греков, так как его оружием являлась деревянная палица, а вместо доспехов и шлема он использовал шкуру и череп льва. В образе Геракла дорийцы сохранили самые древние признаки арийской цивилизации неолита.

Расовый облик дорийцев хорошо известен. Он представлен во множестве памятников античной Греции, в литературных описаниях, прежде всего в поэмах Гомера, созданных в период, когда расовое смешение еще не затронуло значительную часть греков [13]. Если же мы обратимся к письменным источникам, то увидим, что Гомер описывает внешний облик греков (опираясь на внешность дорийцев, современником которых он был), используя такие прилагательные, как: «светлоглазые», «светловолосые», «светлые», «высокие». В тексте мы встретим следующие описания:

«Сыну Пелея рекла светлоокая дщерь Эгиоха»«…восстал Одиссей градоборецС скиптром в руках; и при нем светлоокая дева, Паллада»«Светлый Атрид, и теперь, как и прежде, душою ты твердый»«…и мертв Мелеагр светлокудрый»«…в бою поразит Менелай светловласый»«…и впредь с светлокудрым Атреевым сыном»«…светлокудрый Адраста»«…светлокудрой жены Агамеды»

Рис. 6. Греческая скульптура архаической эпохи. Хорошо заметен светлый цвет волос

Антропологически дорийцы были представлены двумя основными типами североевропеоидных рас: нордиды и массивные северные кроманиды. Преобладание именно этих двух типов не случайно: нордический расовый тип являлся основным для археологической культуры шнуровой керамики, а массивный северный кроманидный - основным расовым типом для ямной археологической культуры. Именно ямная культура стала местом зарождения протоариев, а культура шнуровой керамики (из которой впоследствии образовались протобалтославяне и протогерманцы) наследовала ямной культуре и была первой археологической культурой созданной нордической расой. Даже в позднейшее время эпохи классической Греции (VII – II века до н.э.) не менее 27% греков несли в своем фенотипе нордические черты [14], это очень большой показатель, сегодня в большей части европейских государств, процент людей нордической расы существенно меньше.

Воинственные дорийцы быстро подчинили своей власти ахейцев, частично подчинив и частично вытеснив их в горные менее плодородные земли Аттики, Ахайи и части островов Эгейского моря. Пришествие дорийцев открыло дорийский период в истории Греции, который также называют гомеровским периодом, поскольку великий поэт создавал свои произведения в районе VIII века до н.э. Поэмы Гомера являются источником одновременно и по истории ахейского периода, так как в них описано множество архаичных элементов, исчезнувших из жизни греков после дорийского завоевания, и в то же время зачастую описывают жизнь в Греции в позднейший период уже после того, как дорийские порядки утвердились на всем полуострове.

Какие же перемены произошли в греческом обществе? Во-первых, дорийцы еще более укрепили аристократическую специфику греческого государства. Вместо наследственных царей микенской эпохи, все чаще власть становится прерогативой царей выбираемых из среды аристократии. Либо власть царя дополняется введением высших государственных должностей, которые занимались вопросами военного управления и судом. Так в Коринфе аристократия стала выбирать царя из своей среды. В Афинах, которые хотя и не были завоеваны дорийцами, но испытали их сильное культурное влияние, царю были приданы верховный военачальник – полемарх, регент – архонт и коллегия судей – фемосфетов [15]. А со временем власть наследственного царя и вовсе была заменена властью выборного правителя носившего титул архонт-базилевс.

Во-вторых, дорийцы окончательно утвердили политическую организацию греческих государств в качестве городов-государств – полисов. Полисы представляли собой политическую организацию свободных греков, образовавшуюся в результате объединения нескольких родов (явление, получившее название синойкизм). Полис нес в себе сильное родовое начало, так как принадлежность к полису было неразрывно связано с происхождением из одного из родов входивших в полис. Гражданство полиса было невозможно купить, право крови, а не право собственности обеспечивало существование этой системы. Полис был как бы средством, поднимающим положение даже самого бедного его гражданина до статуса благородного человека, воина и правителя.

В-третьих, аристократизм греческой цивилизации достиг после дорийского завоевания своего пика. В рамках полисной системы не только власть принадлежала аристократии, но и власть превращала в аристократию весь народ. Во главе полиса, как правило, стоял совет старейший, глав родов. Верховные должности в системе управления государством занимали лица благородного происхождения, но при этом сохранялось и народное собрание, в котором участвовали все мужчины-граждане полиса. Впервые в истории, таким образом, уже в рамках государства, а не до государственных систем военной демократии, все представители народа конституировались в качестве господствующего класса. Свободные жители полиса не имевшие родовой (то есть этнической и расовой) связи с филами (родами) этого полиса гражданских прав не имели, хотя и могли проживать в городе и владеть имуществом. Так в дорийской Греции появилось явление, которое впоследствии получило название расовой и этнической сегрегации.

Об этом писал и такой исследователь как В.Б. Авдеев: «Греки делили весь мир на своих, то есть эллинов, и всех иных, то есть варваров. Уже это деление, восходящее к дофилософским временам и не имеющее конкретного автора, указывает на изначальный расовый и, главное, конкретный характер мышления древних греков. «Свой — чужой» — это правило, возведенное затем в ранг культурного абсолюта, не оставляет нам никаких шансов на ошибку» [16]. В свою очередь Ж. де Гобино как бы продолжая мысль делал заключение об аристократических основах греческой цивилизации: «Таким образом, ариец-грек, суверен в своем доме, свободный человек на площади, настоящий феодальный сеньор, безраздельно владычествовал над своими рабами, детьми, сервами и буржуа» [17].

Гомеровская поэзия рисует нам психологические типы аристократической среды: правитель Менелай, военный предводитель Ахилл, колонизатор Одиссей – все эти типажи были знакомы и близки современникам, которые узнавали в них себя. Идеалы Гомера это идеалы аристократические и обращается он к носителям аристократической культуры и самосознания. Им были наиболее близки строки, посвященные великим воинам и правителям – потокам богов или рассказ о наказании бунтовщика, плебея Терсита, кстати, описанного с типичными чертами южных рас, то есть даже с точки зрения физической антропологии чуждого нордическим грекам. Высшая цель благородного не нажива или сиюминутный успех, хотя герои Гомера не чужды стремлению к богатству, но больше всего их волнует посмертная слава, вечная память о герое и его подвигах.

Примечания

[1] Г. Чайлд «Арии», с 78[2] Впоследствии Трою населяли тевкры и тирсены, по мнению исследователей принадлежавшие к «народам моря», речь о которых пойдет дальше[3] R. Virchow «Alttrojanische Gräber und Schädel»[4] «Структура политического объединения на Крите, несомненно напоминала по своему характеру великие восточные деспотии. Земля, по всей вероятности, была государственной собственностью. Кроме царя и аристократии существовал также слой ремесленников.. По всей видимости было и рабство, но не «классического» типа, какой мы находим позднее в Греции и Риме, а характерное для Востока «домашнее» рабство» - К.Куманецкий «История Культуры древней Греции и Рима», с.19[5] Там же с. 20[6] См.: С.S. Coon “The Races of Europe”, The Greeks[7] Ж. де Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас», гл.III[8] Р.Ю. Виппер «История древнего мира», с. 77[9] Там же, с. 79[10] Архив Телль-эль-Амарна[11] Об этом подробнее в главе 4.[12] Й. Ирмшер, Р. Йоне «Словарь античности», с. 192[13] Более того именно дорийцы более других греческих народов стремились сохранить свою национальную уникальность и расовый фенотип. Именно дорийская Спарта дольше остальных греческих государств сопротивлялась смешению греков с восточными народами.[14] См.: Angel, J. Lawrence, 1944, A racial analysis of the ancient Greeks: An essay on the use of morphological types, American Journal of Physical Anthropology[15] К. Куманецкий Указ. соч. с. 33[16] В.Б. Авдеев «Расовое мышление у древних греков»[17] Ж. де Гобино Указ. соч. глава III

branibor.blogspot.com

Древняя Греция и расовая теория.: loreley10

2600 лет тому назад жил

Феогнид (еще одна версия написания имени - Теогнид) из Мегар - древнегреческий поэт-лирик.  Жил он во второй половине VI в. до н. э. (некоторые исследователи считают, что еще раньше) Будучи аристократом по происхождению, Феогнид стал изгнанником из родного города ( там пришли к власти демократы-народники, и изгнали всех аристократов) и был вынужден скитаться по всей Греции немало лет. Впрочем, не только в его городе такое случилось. Грецию натурально лихорадило, и дух мировой греческой революции бродил по ней из города в город, требуя "свержения царских режимов".

Цитирую :"Феогниду приписывается две книги под названием «Элегии». Его стихи представляли собой короткие сочинения политико-нравоучительного характера, исполняемые во время застолий. В них Феогнид обращался к какому-то юноше по имени Кирн. Его знатный поэт, следуя древнему обычаю, обучал главным постулатам этики аристократов. Однако в произведениях, созданных в жанре традиционных нравоучений, то и дело можно заметить отражение чувств, испытываемых самим автором.

Он стал выразителем идей отчаявшихся и находящихся в пессимистичном настроении аристократов, их ненависти к представителям народа, демоса, к горожанам, которые, несмотря на свое «низкое» происхождение, богатели и приобретали все больше власти, влияния;

Творчество Феогнида считается отражением исторического периода, когда вследствие революции родовой строй прекратил существовать и возникло античное общество.

В мировой литературе можно найти немного примеров столь ярко выраженного презрения людей, имеющих «высокое», благородное происхождение, к низшим социальным слоям. Феогнид взывает к аристократам, призывая их объединиться, осуждает новую тенденцию, когда знатные, но беднеющие люди ради улучшения финансового положения связывают себя браком с состоятельными выходцами из народа, что, по мнению поэта, приводит к биологическому ухудшению «породы».

Воззрения Феогнида характеризуются в первую очередь традиционализмом. Сам он заявляет о том, что передает Кирну те правила, какие были получены им самим в юности от «добрых» старшего поколения

Стихотворение, в котором находятся эти слова, раскрывает нам сущность социальных воззрений поэта. Традиционные воззрения представляются ему вполне ясными, незыблемыми, не вызывающими сомнений. Хранителями их являются «добрые» — αγαθοί.

У них следует учиться молодому человеку. Обучение происходит в процессе непрерывного общения: следует держаться только «добрых», «честных» (έαθλοί), только с ними пить, есть, проводить время, только им угождать.

Последнее выражено словами: και άνδανε τοΐς ών μεγάλη δύναμις (34). Такая формулировка могла бы подать повод к недоразумению; Феогнид будто бы советует угождать тем, в чьих руках в данный момент находится власть. Между тем весь контекст восстает против такой интерпретации. Эти люди, имеющие μεγάλη δύναμις (великую силу, могущество), тождественны с теми αγαθοί, о которых только что была речь в стихотворении.13К толкованию слов Феогнида можно привлечь место из стихотворений Солона — οι δ’εί-χον δυναμιν καί χρήμασιν ήσαν άγητοί (Solo, № 5, 3).

У обоих поэтов имеются в виду люди высшего социального слоя; у обоих нельзя допустить возможность включения в число «имеющих могущество» тех, кого поэты именовали κακοί (злыми, плохими, "кака") .

Именно они, наследственные представители верхов населения, являлись теми άγαθοί, έσθλοί (добрыми, честными), которые были способны научить юношу не заниматься «безобразными и несправедливыми делами» и не приобретать таким путем почести, репутацию, доблести и богатство. Перед нами одно из тех стихотворений, где с полной определенностью доброе и дурное разграничивается по социальному признаку.

«Добрые» — это великие мира, «дурные» — те, кто к ним не принадлежит."

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вот так нам объясняют творчество Феогнида. Это, якобы обиженный аристократ, настроенный против бедного угнетенного народа, который он возненавидел. И ненависть исключительно "классовая", как у нас любили говорить большевички. Ну или, максимум - нравственная.

А мы усомнимся в этом. А мы проверим нашу догадку, не говорил ли Феогнид именно о евгенике, и более того - о расовой теории и чистоте крови, именно в  смысле чистоты белой расы и ее превосходстве.

Посмотрим на перевод его самого известного стиха:

Русский вариант:

Кирн! Выбираем себе лошадей мы, ослов и барановДоброй породы, следим, чтобы давали приплодЛучшие пары. А замуж ничуть не колеблется лучшийНизкую женщину брать, — только б с деньгами была!Женщина также охотно выходит за низкого мужа, —Был бы богат! Для нее это важнее всего.Деньги в почете всеобщем. Богатство смешало породы.Знатные, низкие — все женятся между собой.Не дивись же тому, что порода согражданВсе ухудшается: кровь перемешалася в ней.

Английский:

In rams and asses and horses, Cyrnus, we seek the thoroughbred,and a man is concerned therein to get him offspring of good stock;yet in marriage a good man thinketh not twice of wedding the bad daughter of a bad sireif the father give him many possessions,nor doth a woman disdain the bed of a bad man if he be wealthy,but is fain rather to be rich than to be good. For 'tis possessions they prize;and a good man weddeth of bad stock and a bad man of good; race is confounded of riches.In like manner marvel thou not that the race of thy townsmenis made obscure; 'tis because bad things are mingled with good.

А теперь заглянем  в древнегреческий оригинал:

κριοὺς μὲν καὶ ὄνους διζήμεθα, Κύρνε, καὶ ἵππους

εὐγενέας, καὶ τις βούλεται ἐξ ἀγαθῶν

πάσασθαι: γῆμαι δὲ κακὴν κακοῦ οὐ μελεδαίνει

ἐσθλὸς ἀνήρ, ἤν τις χρήματα πολλὰ διδῷ:

οὐδὲ γυνὴ κακοῦ ἀνδρὸς ἀναίνεται εἶναι ἄκοιτις

πλουσίου, ἀλλ᾽ ἀφνεὸν βούλεται ἀντ᾽ ἀγαθοῦ.

χρήματα γὰρ τιμῶσι: καὶ ἐκ κακοῦ ἐσθλὸς ἔγημεν

καὶ κακὸς ἐξ ἀγαθοῦ: πλοῦτος ἔμειξε γένος.

οὕτω μὴ θαύμαζε γένος, Πολυπαΐδη, ἀστῶν

μαυροῦσθαι: σὺν γὰρ μίσγεται ἐσθλὰ κακοῖς.

Μαυρό – черныйμαυροῦσθαι - чернеть, темнеть, затмение(солнца), - в общем смысле для древних греков - тождественно плохому, худшему, ухудшающемуся.

Каждому это слово известно, оно пришло в русский со словом "мавр" - т.е. черный (человек).

Итак, истинная, а не толерантная и приглаженная переводчиками строка у Феогнида должны быть такой :

Не дивись же тому, что порода согражданВсе чернеет: кровь перемешалася в ней.

Это дает нам ценнейший факт: смешение светлых с черными (интернационализм?), добрых с худшими - почему-то совпало с "демократическими революциями" в Древней Греции и свержением там аристократических монархий.

Ненавистные аристократу Феогниду "низкие", захватившие власть - оказываются низкими не столько в классом смысле, сколько в именно  расовом.

Именно с этим он связывает ухудшение породы людей. Именно черных он называет - низкими. Одновременно это порода торгашей. Более того, юноша, к которому обращается автор - удивляется, почему порода граждан вдруг стала худшей и черной. Следовательно, раньше была другой? Интересненько.

Но может быть мы ошибаемся? Может быть и сами аристократы того времени не отличались от ненавистного низкого народа фенотипом, и речь у Феогнида идет исключительно о классовой ненависти?

Читаем его стих, обращенный с упреками к родной аристократии:

*****Как же дерзаете вы распевать беззаботно под флейту?Ведь уж граница страны с площади вашей видна!Кормит плодами родная земля [врагов] ...(а вы сидите) ... беспечно пируяВ пурпурных ваших венках на волосах золотых!****

Идеология Феогнида - это белая расовая идеология.

Ее, по свидетельству Феогнида, и должны придерживаться все аристократы. Да и сами аристократы - добрые, честные люди - это белые люди, в нордическом понимании. Сам он ее - эту идеологию, как учение, - получил от старших, и обучает этому же молодого аристократа.

Его он постоянно предостерегает от любого общения, от любого доверия к "низким", к "каке", от которых порода сограждан чернеет..

****Друг мой, с доверьем в душе, к любому из граждан из этих

Делать ни шагу не смей, клятве и дружбе не верь.

Даже если они призовут в поручители Зевса -

Он над бессмертными царь, - все же им верить нельзя.

Не завязывай искренней дружбы ни с кем из тех граждан,

Сколько бы выгод тебе этот союз ни сулил.

Всячески всем на словах им старайся представиться другом,

Важных же дел никаких не начинай ни с одним.

Ибо, начавши, узнаешь ты душу людей этих жалких,

Как ненадежны они в деле бывают любом.

По сердцу им только ложь, да обманы, да хитрые козни,

Как для людей, что не ждут больше спасенья себе.

******

Еще интерен его стих, где он говорит о той самой "черной неблагодарности" низких, и истинной благодарности добрых.

Кого он подразумевает под "низкими", а кого под "добрыми" - мы уже поняли.

****Низкому сделав добро, благодарности ждать за услугуТо же, что семя бросать в белые борозды волн.Если глубокое море засеешь, посева не снимешь;Делая доброе злым, сам не дождешься добра.

Ибо душа ненасытна у них. Хоть разок их обидел -Прежнюю дружбу тотчас всю забывают они.

Добрые ж все принимают от нас, как великое благо,Добрые помнят дела и благодарны за них.

****

Для легкомысленной черни твердынею служит и башнейМуж благородный, и все ж чести так мало ему!Пьют не вино в мою честь. В гостях у девочки милойКто-то сегодня другой, много он хуже меня.

Мать и отец ее пьют за меня холодную воду.Слезы роняя, она воду приносит им в дом,В дом, где крошку мою, рукой обхватив, целовал яВ шею и нежно в ответ губы шептали ее.

****

О произошедшей либеральной демократической большевисткой  революции.Стих современен до сих пор:

***Ныне несчастия добрых становятся благом для низких(т.е.черных!)Граждан; законы теперь странные всюду царят;Совести в душах людей не ищи; лишь бесстыдство и наглость,Правду победно поправ, всею владеют землей.

И все же:

****Людям одно божество благое осталось — Надежда.Прочие все на Олимп, смертных покинув, ушли.Скромность ушла от людей. Богиня великая — ВерностьТоже оставила нас вместе с харитами, друг.Клятвам верить нельзя. Они даются нечестно.Нет на земле никого, кто бы боялся богов.Род благочестных людей прекратился. О праведной жизниЗнать не желает никто, нет благочестья ни в ком.

Но покамест живешь и видишь сияние солнца,Нужно богов почитать, ждать, что Надежда придет.

****

loreley10.livejournal.com

Преемственность поколений между древними и современными эллинами (греками)

В настоящее время существует множество различных мифов и ненаучных гипотез о том, что якобы современные греки не являются потомками античных греков. Причем эту тему муссируют самые различные группировки и народности - нацисты распространяют бредовые сказки о том, что дескать древние греки были светловолосыми и голубоглазыми, турки утверждают, что современные греки сильно смешались с турками, албанцы о том, что большинство греков албанского происхождения (а значит иллирийского). кроме того долгое время считалось, что многие греки славянского происхождения (тоесть они якобы эллинизированные южные славяне пришедшие на Пелопоннес в 6-7 веках). Но все эти мифы опровергаются антропологическими и генетическими исследованиями.

Современные генетические исследования показывают, что среди греков преобладают Y-гаплогруппы E1b1b1 и J2 (которые распространены в средиземноморском регионе, Северо-Восточной Африке и на Ближнем Востоке), причём E1b1b1 преобладает на Пелопоннесе, а J2 доминирует на острове Крит.

Y-ДНК гаплогруппы жителей Греции по данным веб-сайта "Eupedia: Your Guide to Europe in English":

* гаплогруппа E1b1b1 - 27%

* гаплогруппа J2 - 25%

* гаплогруппа R1a - 12%

* гаплогруппа R1b - 12%

* гаплогруппа I2a - 10%

* гаплогруппа I1 - 4%

* гаплогруппа G2a - 3,5%

* гаплогруппы T и L - 3%

* гаплогруппа J1 - 2%

* гаплогруппа I2b - 1,5%

Срединные сети показали, что большинство греческих гаплотипов группируется в пять известных гаплогрупп, и что множество гаплотипов распределено среди греков и других европейских и ближневосточных популяций. В пределах изученных мест, генетический состав греков указывает значительно более низкий уровень разнородности по сравнению с другими европейскими популяциями.

Уровни гаплотипа R1a1, связанного миграциями протоиндоевропейцев, были менее 12 % (для сравнения, в Сирии — 10 %, Польше — 60 %).

Недавние генетические исследования греческих популяций обеспечили свидетельство статистически существенной непрерывности между древними и современными греками (низкая примесь).

по результатам антропологических исследований привожу перевод статьи опубликованной Dienekes Pontikos:

"Расовый тип древних эллинов по сравнению с современным

Введение

Это эссе является попыткой критической оценки существующих версий о расовом типе древних эллинов. Отчасти, это самостоятельное антропологические исследование, и, отчасти, ответ тем (особенно нордицистам), кто утверждает, что древние эллины физически отличались от современных. Если некоторые моменты говорят о том, что слишком большие усилия затрачены на то, что,s убедить читателя в достаточно простых «истинах», то это лишь обусловлено моим желанием заранее пресечь выпады людей, никогда не изменяющих свои мнение о тех или иных вещах.

Антропологические данные

Ранние антропологи обычно полагали, что греки были, преимущественно, представителями средиземноморской расы. Таких взглядов, например, придерживались Серджи и Рипли . В более поздних исследованиях антропологических проблем Джон Бейкер в одной из своих работ указывает на то, что более поздние исследования не опровергли эти представления. Бакстон в одной из своих работ разделяет мнение своих предшественников, хотя он замечает, что брахикефальный элемент присутствовал среди греков уже на раннем этапе, и что среди греков уже на раннем этапе были распространены альпийско-средиземноморские сочетания. Американский антрополог Кун соглашается с тем, что греки представляют собой альпийско-средиземноморское сочетание с небольшой нордической составляющей, будучи «remarkably similar�� (представляют собой необыкновенное подобие) своим древним предкам.

Наиболее полное исследование греческих останков, начиная от эпохи неолита, до современности, было проведено американским антропологом Лоуренсом Энджелом , который установил факт, свидетельствующий о том, что на ранних этапах расовая изменчивость в Греции была на 7 % выше среднего числа, указывая на то, что антропологический состав греков был изначально разнообразным в пределах европеоидной расы . Энджел отметил то, что с древности “расовая непрерывность в Греции является поразительной”. Бакстон , который ранее изучил греческий скелетный материал и провел антропометрические измерения современных греков, особенно на Кипре, находит то, что современные греки “обладают физическими особенностями, не отличающимися по существу от таковых из прошлого [древние греки].”

Наиболее обширное исследование современных греков провел греческий антрополог Арис Поулянос . Исследование Поуляноса включало сбор данных и исследование более чем семидесяти различных антропометрических измерений тысяч греков из различных регионов страны. Выводы его исследований заключаются в том, что все греческие популяции представляют собой, в основном, смесь эгейского типа (локальный средиземноморский вариант) и эпиротского (динарского) типа, и ведут свое происхождение от людей, населявших эти земли в древности. Наличие людей нордической расы минимально, и не превышает 4-6 % от населения даже в наиболее депигментированных популяциях Греции. Более распространенными являются представители альпийской расы. В некоторых популяциях их численность достигает до 20-30 %, и часто они смешанны с более южными расовыми типами. Выводы Поуляноса о греческой «непрерывности» являются не просто принятием желаемого за действительное. В критическом обзоре его книги [53] Лоуренс Энджел заявляет, что “Поулянос верен в своих суждениях…, что имеет место быть генетическая непрерывность греков от древности до современности”.

Николаус Ксиротирис , позднее проводил анализ греческого скелетного материала, а также немалое количество генетических и антропометрических исследований современных греков. Его открытия базировались на том, что греческий ландшафт, который способствует изоляции, привел к формированию местных типов путем микро-эволюции. Он также приходит к выводам о расовой непрерывности в Греции, не находя следов любого существенного изменения греческого расового комплекса в доисторические времена, Классические период, Средневековье и в эпоху современности.

Американский антрополог Роланд Диксон изучил похоронные маски спартанцев и выяснил то, что они были представителями альпийского типа . Итальянский антрополог Рафаэлло Батаглиа нашел посмертные маски микенцев, на которых представлены черты динарского типа . Лоуренс Энджел всегда отталкивался от того, что северные пришельцы в Греции всегда были носителями “динароидно-альпиноидной центральноевропейской составляющей” , которая смешалась с более ранним средиземноморско-альпийским субстратом. На момент создания греческой цивилизации расовые элементы были не обособленными, а смешанными . В итоге, комплексное сравнение древних и современных греческих черепов привело к открытию “замечательного подобия в черепно-лицевой морфологии между современными и древними греками.”

Бейкер дискутирует относительно происхождения блондизма и говорит, что “часто подразумевается, что белокурость – признак нордической примеси. Но в отдельных случаях здесь отсутствует какая-либо связь”. Следовательно, можно предположить, что существование белокурых людей во времена Классического периода не требует наличия северо-европеоидной примеси, на которую указывает как Ганс Гюнтер , так и нордицисты в целом. Позже мнению Бейкера разделил и Бакстон в , где он заявляет, "В отношении ахейцев мы можем говорить о том, что, кажется, нет никакого основания для того, чтобы подозревать присутствие северо-европеоидной составляющей”. Дебец также выражает подобное мнение , когда он заявляет, что “В составе населения Бронзового века мы вообще находим те же самые антропологические типы как в современном населении, лишь с другим процентным соотношением представителей тех или иных типов. Мы не можем говорить о смешении с нордической расой”. Относительно современных греков Бакстон говорит [30] : “свидетельства о наличии синих глаз, конечно, недостаточно, чтобы установить присутствие их [северных европеоидов] как существенного элемента в тогдашнем населении”. Карлтон Кун также высказывается против причисления светло-пигментированных элементов в средиземноморских популяциях к “вторжению готов или скифов, или смешению с крестоносцами” отмечая, что “одна из особенностей средиземноморской расы – тенденция к депигментации (блондизму)” Кун утверждает , что “мы не можем убедиться, что весь доисторический скелетный материал, который кажется северо-европеоидным в остеологическом смысле, был связан со светлой пигментацией” . То же самое представление отражено Энджелом , который заявляет относительно одного морфологического типа (норд-иранида), что “нет никаких оснований предполагать, что норд-иранид в Греции был столь же светлопигментированным , как и нордиды в северных широтах.” Кроме того, среди представителей альпийской расы (распространенный в большей части континентальной Европы) встречаются, как исключение из правил, белокурые волосы и серые глаза . В. Хоуэллс из Гарвардского университета также отмечает , что «Не все северные европеоиды являются белокурыми, и не все блондины - северные европеоиды». Американский антрополог Е. Хутон предположил, что наличие «случайных» блондинов в греческой литературе “не говорит о псевдоисторическом влиянии северных племен, вторгавшихся в Грецию”. Американский антрополог В. Крогман обосновывал это довольно просто : “В наше время не только северные европеоиды обладают светлой пигментацией ”

К. Кун , проанализировав данные 113 греков, чьи антропометрические измерения он провел в Бостоне, указывал на связь небольшого светло-пигментированного (<5 %) компонента в греках с северным происхождение , главным образом, из-за особенностей строения бровей. Но такая корреляция не отмечена в выборке Поуляноса , в которой представлены 3 000 людей из различных областей. Стоит отметить также то, что у наиболее светло-пигментированной греческой популяции (Македония) черепной индекс равняется 83.08, т.е. выше чем, средние данные по Греции. Как и в Италии , светлая пигментация в Греции коррелирует с широкими черепами. Что полностью противоречит версиям о северо-европеоидном происхождении греков.

В заключение стоит отметить, что наиболее вероятно то, что светло-пигментированный элемент , представляющий меньшинство в Греции, не обязательно связан с массовыми миграциями на протяжении истории. Также вероятным является то, что небольшое северное влияние на греческое население в различные времена, привело к увеличению светло-пигментированного элемента."

статья в оригинале находится по этому адресу: http://dienekes.110mb.com/articles/hellenes/

lacedaemonia.livejournal.com


Смотрите также