Древняя греция ляпустин суриков. Книга: Ляпустин Борис Сергеевич, Суриков Игорь Евгеньевич «Древняя Греция: учебное пособие для вузов»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга Древняя Греция. Содержание - Борис Сергеевич Ляпустин,Игорь Евгеньевич Суриков Древняя Греция. Древняя греция ляпустин суриков


Борис Сергеевич Ляпустин Игорь Евгеньевич Суриков

Древняя Греция

Борис Сергеевич Ляпустин,Игорь Евгеньевич Суриков

Древняя Греция

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Древняя Греция» предназначено для студентов, которые углубленно изучают историю Древнего мира на исторических факультетах вузов.

В пособии представлены все этапы развития древнегреческого мира: от зарождения в III тысячелетии до н. э. до включения в состав Римской империи. Цивилизационный подход к освещению истории Древней Греции и основных исторических феноменов позволяет авторам по‑иному расставить акценты в рассмотрении многих важнейших вопросов, касающихся различных сторон жизни древнегреческого общества. Авторы излагают материал и дают датировку событий с учетом новейших данных как отечественной, так и зарубежной науки.

Материал книги поделен на четыре раздела в соответствии с крупнейшими эпохами в истории Древней Греции: 1) крито‑микенская цивилизация, существовавшая в эпоху бронзового века; 2) история становления полисного мира; 3) расцвет античной Греции в эпоху классики; 4) эпоха эллинизма. В каждой главе приведены основные источниковедческие и историографические данные, дан список литературы по теме (включены наиболее интересные работы отечественных и зарубежных ученых).

Подготавливая данное пособие, авторы стремились предоставить читателю возможность увидеть исторические реалии прошлого глазами творцов этой истории и тем самым облегчить студентам изучение курса истории Древней Греции. А материал об исторических источниках позволит учащимся самостоятельно оценить своеобразие и объем дошедшей до нас источниковой базы того или иного этапа исторического процесса, на основе которой и реконструируются учеными события прошлого.

Разделы об историографии дают возможность познакомиться с дискуссионными точками зрения на важнейшие проблемы древнегреческой истории и не только составить представление о развитии антиковедения, но и обратить внимание на многообразие подходов в исторической науке. Зная о существовании своеобразных оценок исторических фактов и явлений учеными различных эпох и направлений, студенты смогут понять обоснованность исторических подходов и выводов, представленных авторами в данном учебном пособии.

Такая подача материала в книге позволяет не только дать традиционное описание событий, но и, предлагая учащимся сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, заложить основы исторического мышления, необходимого специалисту в области гуманитарных наук.

Авторы разделов:

Б. С. Ляпустин– «Введение», главы 1–6, 10, 16, «Заключение»;И. Е. Суриков– главы 2, 7–9, 11–15, 17–23.

В конце книги приведена хронология основных событий древнегреческой истории и таблица древнегреческих мер.

Б.Ляпустин

Введение

АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Древняя Греция занимает уникальное место в истории человечества. Именно здесь, в восточной части Средиземноморья, в тесном контакте с древнейшими цивилизациями Востока, несколько тысяч лет назад зародилась европейская цивилизация.Античную Грецию характеризует небывало высокое развитие всех сторон существования общества – социальной, экономической, политической и культурной жизни. И эти удивительные достижения античного мира во многом определили ход всей истории человечества.

Термин «античность» (лат. antiquus–древний) означает не просто далекую древность, но особую эпоху в развитии греко‑римского мира. Греки и римляне принадлежали к одной южноевропейской, средиземноморской расе, к одной индоевропейской языковой семье. Их характеризовала историческая близость. Они создали сходные общественные институты, обладали близкими культурными традициями и оставили во многом похожие памятники материальной и духовной культуры. Но, конечно, все это не исключало и различия путей и форм конкретно‑исторического развития древних греков и римлян. Таким образом, история Древней Греции являетсяпервым этапом истории античной цивилизации.

Античная цивилизация возникла в Древней Греции, где достигла своего расцвета. Затем достижения Греции продолжил развивать Древний Рим, и с падением Римской империи завершила свое развитие и античная цивилизация.

Основным феноменом, отличавшим цивилизацию античного мира от других древних цивилизаций, является возникновение городской гражданской общиныкак основной социально‑экономической, политической и социокультурной структуры. В античной

Греции государство, существовавшее в рамках гражданской общины, получило название пОлис.Полисный тип государства отличался рядом особенностей. Важнейшей из них было появление понятия«гражданин».Это был свободный, независимый член общества, пользовавшийся всей полнотой гражданских и политических прав, которые рассматривались в неразрывном единстве с его обязанностями. Государство‑полис в лице гражданского коллектива гарантировало соблюдение всех политических прав и свобод, а также социально‑экономические и духовные условия достойного существования каждого своего члена.

Система ценностей в гражданском коллективе имела гуманистическую направленность. На первое место выдвигались интересы общины, гражданского коллектива. Это означало, что коллективное, общественное благо превалировало над индивидуальным, частным. Но при этом в период расцвета античной цивилизации гражданину были созданы все условия для всестороннего развития своей личности, проявления всех способностей. Это обеспечивало гармоничную и нерасторжимую связь личности и коллектива.

Именно гражданин полиса, который выступал одновременно как мелкий свободный производитель (прежде всего крестьянин – собственник и труженик), как носитель высшей государственной власти и как воин, защитник полисных институтов и ценностей, был олицетворением и носителем античной цивилизации.

Но помимо полноправных граждан, которых было запрещено порабощать, в античном полисе существовал и антипод свободного гражданина – стоящие вне гражданского коллектива подневольные работники.Античное общество породило наиболее полную и развитую форму зависимости и принуждения иноплеменников –классическое рабство.Раб не признавался человеком, а считался говорящим «орудием труда». Но именно благодаря использованию рабского труда стали возможны многие достижения античной цивилизации.

Таким образом, античная цивилизация– это полисная цивилизация. С историей полиса и его гражданского коллектива связаны все взлеты и падения этой уникальной цивилизации Древнего мира.

ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ

Достижения античного общества легли в основу современной европейской цивилизации и во многом предопределили пути ее развития. Полисная цивилизация выработала многие институты и категории, ставшие основополагающими для современного общества.

Среди достижений полисной цивилизации в политической сфере центральное место занимает понятие «гражданин»,предполагающее наличие неотъемлемых прав и обязанностей каждого полноправного члена полиса. Непосредственно с понятием статуса гражданина связано понятиесвободыкак высшей личностной ценности, в том числе политической свободы, олицетворявшей условия полноправного существования гражданина. Именно в античной Греции был успешно реализован первый опытдемократического республиканского устройства.Античная демократия, обеспечившая самое широкое и прямое участие граждан в управлении государством, до сих пор остается для современной демократии недосягаемым идеалом.

Огромен вклад античного общества и в мировую культуру.Культура греко‑римской античности по праву получила названиеклассической,поскольку она стала образцом для последующего культурного развития человечества. Без преувеличения можно сказать, что нет ни одной сферы культуры, на которую не повлияли бы плодотворные идеи древних греков. Античная культура оставила нам в наследство систему ценностей, характеризующуюся высокой гражданственностью и гуманизмом. И эти духовные ценности, ориентированные на повседневную норму поведения, получили свое выражение в памятниках совершенной художественной формы.

Исповедуя языческую религию, древние греки свое образное видение картины мира выразили в яркой мифологии.Греческие мифы стали неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, скульпторов и художников всех времен.

Греки «подарили» человечеству и наукукак отдельную и самостоятельную сферу духовного творчества. И более того, в каждой из отраслей знания: философии, истории, астрономии, геометрии, медицине др. – они заложили основы научного изучения мира.

Греки создали большинство литературных жанров,стали основоположникамитеатра,а разработанные ими принципыордерной архитектурышироко использовались в архитектурных стилях последующих эпох. Достижения античной цивилизации лежат в основе всей европейской культуры, и без обращения к великому наследию прошлого невозможно полноценное развитие современного общества.

ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

История Древней Греции изучается уже на протяжении длительного периода, и за это время исторической наукой были выработаны различные исследовательские подходы. В наши дни наиболее плодотворным следует признать цивилизационный подход к изучению античности. Цивилизацияпонимается как исторически обусловленная специфическая форма существования крупномасштабного общества, прошедшего свой исторический путь: зарождение, развитие, расцвет и гибель. На этом историческом пути были созданы присущие лишь данному обществу социально‑экономическая, политическая и культурная системы с их основными ценностями и принципами жизнеустройства. Все эти элементы и породили множество черт, предопределявших специфику данной цивилизации, ее отличие от других.

Центральное место в каждой цивилизации занимает человек,который и выступает ее носителем. Человек является не только частью системы социально‑экономических связей, определяющихся его производственным и сословно‑классовым положением, но икультурно‑историческим типом,несущим в себе картину мира с присущими данной цивилизации базовыми ценностями и ориентирами, которые и формируют мотивацию поведения человека. Таким образом, при цивилизационном подходе древнегреческая история там, где это возможно, раскрываетсячерез познание человека той эпохи.При этом прошлое познается через объективизацию субъекта, т. е. через раскрытие внутреннего «я» человека во всем многообразии его деятельности (трудовой, социальной, политической, идеологической, повседневно‑бытовой) и общественных связей.

Цивилизационный подход к изучению прошлого позволяет сделать общество центральным объектом исторического исследования, рассматривать его как всеобъемлющую макросистему. Благодаря этому открывается возможность не только выделять глобальные аспекты исторических процессов, не только рассматривать отношения больших социальных слоев и групп, но и изучать особенности их повседневной деятельности и мотивации поступков в зависимости от господствующих в обществе духовных ценностей. Таким образом, цивилизационный подход к истории ориентирует на познание человека в истории, а также созданного им общества.

Античная цивилизация имеет ряд особенностей, благодаря которым связь между процессами исторического развития и повседневной жизнью общества просматривается весьма отчетливо. Главная из этих особенностей – предельная сближенность государственно‑политической, хозяйственной и личной, повседневно‑бытовой сфер. В античном мире их взаимопроникновение было так естественно и глубоко, что разделить эти сферы порой оказывается невозможно. Личностное человеческое начало в жизни античного общества особенно ярко и своеобразно проявляется в том, какую роль играли в нем разного рода микроколлективы, например такие, как воинские контингенты, всевозможные коллегии и ассоциации, сообщества и содружества.

Тяготение к замыканию повседневной жизни в тесные, обжитые социальные мирки характерно для большинства ранних обществ. В Древней Греции это были фратрии, местные общины, религиозные сообщества. По принципу контактной группы, спаянной специфическими межличностными отношениями и взаимозависимостью ее членов, формировались боевые дружины царей‑басилеев и вождей, защищавшие поселения архаической Греции. И в позднейшее время сообщества сторонников того или иного политического деятеля продолжали играть значительную роль в жизни полисов, поддерживая своего руководителя в народном собрании (порой даже терроризируя его противников). Для истории античной Греции характерна сближенность политической, хозяйственной и повседневно‑бытовой сфер, повышенная роль личности в политике, а микроколлектива – в общественной жизни.

При исследовании общества и его исторического прошлого общие закономерности становятся яснее, если рассматриваются в тесной связи с их реальным субъектом – человеком, через его повседневную деятельность, межличностные отношения: семейно‑родст‑венные, патронажные, дружеские и т. п. При этом ведущее место в истории занимают основные социальные структуры античного общества – семья и община, в рамках которых реализуются как общественные связи, так и личностные отношения человека. Это позволяет проследить основные процессы развития древнего общества не только в традиционных социально‑экономических и политическом аспектах, но и в их повседневно‑бытовых проявлениях.

Одним из важнейших аспектов жизни любого общества является духовная культура,порожденная всесторонней деятельностью членов этого общества. Основу духовной сферы народа составляет совокупность его представлений об окружающем мире, о месте в этом мире как всего общества, так и каждого индивида. Восприятие человеком мира обусловлено природной и общественной средой его обитания, историческими корнями человека, а также традициями, относящимися ко времени формирования его мировосприятия. Данный комплекс представлений и основывающихся на них верований в конечном счете и формирует этические нормы и духовные ценности народа. Таким образом, основная функция духовной сферы состоит в том, чтобы укреплять единство общества и обеспечивать сохранение его идентичности.

При цивилизационном подходе к истории большое внимание уделяется и государствукак центральному элементу политической структуры общества. В античной цивилизации государство имело немало особенностей, отличавших его от политических структур, существовавших в последующие эпохи. Не отрицая сути государства как инструмента политического господства правящей социальной группы, все же должное внимание следует уделять тем его чертам, которые в сознании людей каждой эпохи выдвигаются на первый план: государство как олицетворение правосудия и справедливости, как хранитель целостности и безопасности народа, как арбитр в «споре» между личными и общественными интересами. Наконец, очень важна цивилизирующая функция государства.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

История Древней Греции охватывает огромную историческую эпоху – от конца III тысячелетия до н. э. до конца I в. до н. э., т. е. свыше двух тысячелетий. За этот период в Эгеиде (бассейн Эгейского моря) произошел переход от бронзового века к железному и сменили друг друга две цивилизации.

В эпоху бронзового векана острове Крит и на территории Балканской Греции сложилась цивилизация, которая по двум основным центрам – в Эгейском море (Крит) и на материке (Микены) – получила названиекрито‑микенской.Согласно археологической датировке, в истории Крита и Балканской Греции выделяются три периода.

Для истории Крита они называются минойскими(по имени его легендарного царя – Миноса):

1) раннеминойский период – ХХХ‑ХХвв. до н.э. – заключительный этап существования родового строя, когда создавались условия для возникновения цивилизации;

2) среднеминойский период – ХХ‑Х?Пвв. до н.э. – так называемый период «старых дворцов» – возникновение цивилизации на Крите;

3) позднеминойский период – ХVII‑ХIV вв. до н. э. – время расцвета цивилизации на Крите вплоть до грандиозной катастрофы, после которой Крит был завоеван ахейцами, а минойское общество – уничтожено.

Периоды истории Балканской Греции называются элладскими:

1) раннеэлладский период– ХХХ–ХХГ вв. до н.э.– существование позднеродовой общины у автохтонного населения Балканского полуострова;

2) среднеэлладский период – ХХ–ХVII вв. до н. э. – заселение Балканского полуострова греками‑ахейцами, которые находились на стадии разложения первобытнообщинных отношений;

3) позднеэлладский период – ХVI–ХIIвв. до н. э. – возникновение у ахейцев микенской цивилизации бронзового века и ее гибель в результате дорийского нашествия.

После этого греческий мир вновь оказывается в первобытной эпохе, одновременно с началом железного века.В этих условиях зарождается новаяантичная цивилизация,центральным элементом которой становится социально‑политический и экономический феномен – полис.

В истории античной цивилизации Древней Греции выделяют четыре периода:

1) гомеровский,илипредполисный,период – ХГ–ГХ вв. до н. э. – эпоха существования родового строя;

2) архаическийпериод – VIIГ–VIвв. до н. э. – возникновение античной цивилизации, формирование греческого полиса; распространение полисного устройства государства по всему Средиземноморью;

3) классическийпериод– ?–IVвв. до н.э.– расцвет античной цивилизации и греческого классического полиса;

4) эллинистическийпериод – конец IV–Г в. до н. э. – покорение персидской державы Александром Македонским и слияние на обширных пространствах Восточного Средиземноморья античного мира с цивилизациями Древнего Востока; завоевание эллинистических государств Римом на западе и Парфией – на востоке.

После падения последнего эллинистического государства – царства Птолемеев в Египте – центром исторического развития Средиземноморья и всей античной цивилизации становится Рим, и история древнегреческого общества, ставшего составной частью древнеримской мировой державы, уже рассматривается в рамках истории Древнего Рима.

Пока существовала Древняя Греция, границы античного мира непрерывно расширялись. Колыбелью первой европейской цивилизации на рубеже III–II тысячелетий до н. э. стали острова Эгейского моря и юг Балканского полуострова. На материке первые очаги цивилизации на протяжении долгих веков оставались лишь островками в обширном море первобытного племенного мира. В конце II тысячелетия до н. э. греческие племена освоили весь бассейн Эгейского моря, плотно заселив и западное побережье Малой Азии. В архаическую эпоху греки вывели колонии на остров Сицилия и в Южную Италию, а также на побережье Испании и Галлии. Они создали ряд поселений на севере Африки и прочно обосновались в бассейне Черного моря. В эпоху эллинизма в результате победоносных походов Александра Македонского античная цивилизация распространилась на обширной территории от греческих колоний на побережье Испании до эллинистических царств на границе с Индией и от Северного Причерноморья до южных границ Египта. Но во все времена центром античной Греции оставались Балканская Греция и Эгеида.

studfiles.net

ПРЕДИСЛОВИЕ

Борис Сергеевич Ляпустин,Игорь Евгеньевич

Суриков

Древняя Греция

Борис Сергеевич Ляпустин

Игорь Евгеньевич Суриков

В учебном пособии представлен материал по истории Древней Греции, изучаемой студентами исторических специальностей вузов в курсе «История Древнего мира».

Цивилизационный подход к освещению развития древнегреческого мира позволяет по-новомурассказать о многих исторических феноменах, о различных сторонах жизни древнегреческого общества.

Изложение материала и датировка событий опираются на новейшие научные разработки. В каждой главе приведены основные источниковедческие и историографические сведения, указана литература по теме.

Учебное пособие «Древняя Греция» предназначено для студентов, которые углубленно изучают историю Древнего мира на исторических факультетах вузов.

Впособии представлены все этапы развития древнегреческого мира: от зарождения в III тысячелетии до н. э. до включения в состав Римской империи. Цивилизационный подход к освещению истории Древней Греции и основных исторических феноменов позволяет авторам по-иномурасставить акценты в рассмотрении многих важнейших вопросов, касающихся различных сторон жизни древнегреческого общества. Авторы излагают материал и дают датировку событий с учетом новейших данных как отечественной, так и зарубежной науки.

Материал книги поделен на четыре раздела в соответствии с крупнейшими эпохами в истории Древней Греции: 1) крито-микенскаяцивилизация, существовавшая в эпоху бронзового века; 2) история становления полисного мира; 3) расцвет античной Греции в эпоху классики; 4) эпоха эллинизма. В каждой главе приведены основные источниковедческие и историографические данные, дан список литературы по теме (включены наиболее интересные работы отечественных и зарубежных ученых).

Подготавливая данное пособие, авторы стремились предоставить читателю возможность увидеть исторические реалии прошлого глазами творцов этой истории и тем самым облегчить студентам изучение курса истории Древней Греции. А материал об исторических источниках позволит учащимся самостоятельно оценить своеобразие и объем дошедшей до нас источниковой базы того или иного этапа исторического процесса, на основе которой и реконструируются учеными события прошлого.

Разделы об историографии дают возможность познакомиться с дискуссионными точками зрения на важнейшие проблемы древнегреческой истории и не только составить представление о развитии антиковедения, но и обратить внимание на многообразие подходов в исторической науке. Зная о существовании своеобразных оценок исторических фактов и явлений учеными различных эпох и направлений, студенты смогут понять обоснованность исторических подходов и выводов, представленных авторами в данном учебном пособии.

Такая подача материала в книге позволяет не только дать традиционное описание событий, но и, предлагая учащимся сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, заложить основы исторического мышления, необходимого специалисту в области гуманитарных наук.

Авторы разделов:

Б. С. Ляпустин – «Введение», главы1—6,10, 16, «Заключение»;И. Е. Суриков – главы 2,7—9,11—15,17—23.

Вконце книги приведена хронология основных событий древнегреческой истории и таблица древнегреческих мер.

Б. Ляпустин

studfiles.net

Древняя Греция. Содержание - Борис Сергеевич Ляпустин,Игорь Евгеньевич Суриков Древняя Греция

Борис Сергеевич Ляпустин,Игорь Евгеньевич Суриков

Древняя Греция

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Древняя Греция» предназначено для студентов, которые углубленно изучают историю Древнего мира на исторических факультетах вузов.

В пособии представлены все этапы развития древнегреческого мира: от зарождения в III тысячелетии до н. э. до включения в состав Римской империи. Цивилизационный подход к освещению истории Древней Греции и основных исторических феноменов позволяет авторам по-иному расставить акценты в рассмотрении многих важнейших вопросов, касающихся различных сторон жизни древнегреческого общества. Авторы излагают материал и дают датировку событий с учетом новейших данных как отечественной, так и зарубежной науки.

Материал книги поделен на четыре раздела в соответствии с крупнейшими эпохами в истории Древней Греции: 1) крито-микенская цивилизация, существовавшая в эпоху бронзового века; 2) история становления полисного мира; 3) расцвет античной Греции в эпоху классики; 4) эпоха эллинизма. В каждой главе приведены основные источниковедческие и историографические данные, дан список литературы по теме (включены наиболее интересные работы отечественных и зарубежных ученых).

Подготавливая данное пособие, авторы стремились предоставить читателю возможность увидеть исторические реалии прошлого глазами творцов этой истории и тем самым облегчить студентам изучение курса истории Древней Греции. А материал об исторических источниках позволит учащимся самостоятельно оценить своеобразие и объем дошедшей до нас источниковой базы того или иного этапа исторического процесса, на основе которой и реконструируются учеными события прошлого.

Разделы об историографии дают возможность познакомиться с дискуссионными точками зрения на важнейшие проблемы древнегреческой истории и не только составить представление о развитии антиковедения, но и обратить внимание на многообразие подходов в исторической науке. Зная о существовании своеобразных оценок исторических фактов и явлений учеными различных эпох и направлений, студенты смогут понять обоснованность исторических подходов и выводов, представленных авторами в данном учебном пособии.

Такая подача материала в книге позволяет не только дать традиционное описание событий, но и, предлагая учащимся сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, заложить основы исторического мышления, необходимого специалисту в области гуманитарных наук.

Авторы разделов:

Б. С. Ляпустин – «Введение», главы 1—6, 10, 16, «Заключение»; И. Е. Суриков – главы 2, 7—9, 11—15, 17—23.

В конце книги приведена хронология основных событий древнегреческой истории и таблица древнегреческих мер.

Б. Ляпустин

ВВЕДЕНИЕ

 АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Древняя Греция занимает уникальное место в истории человечества. Именно здесь, в восточной части Средиземноморья, в тесном контакте с древнейшими цивилизациями Востока, несколько тысяч лет назад зародилась европейская цивилизация. Античную Грецию характеризует небывало высокое развитие всех сторон существования общества – социальной, экономической, политической и культурной жизни. И эти удивительные достижения античного мира во многом определили ход всей истории человечества.

Термин «античность» (лат. antiquus– древний) означает не просто далекую древность, но особую эпоху в развитии греко-римского мира. Греки и римляне принадлежали к одной южноевропейской, средиземноморской расе, к одной индоевропейской языковой семье. Их характеризовала историческая близость. Они создали сходные общественные институты, обладали близкими культурными традициями и оставили во многом похожие памятники материальной и духовной культуры. Но, конечно, все это не исключало и различия путей и форм конкретно-исторического развития древних греков и римлян. Таким образом, история Древней Греции является первым этапом истории античной цивилизации.

Античная цивилизация возникла в Древней Греции, где достигла своего расцвета. Затем достижения Греции продолжил развивать Древний Рим, и с падением Римской империи завершила свое развитие и античная цивилизация.

Основным феноменом, отличавшим цивилизацию античного мира от других древних цивилизаций, является возникновение городской гражданской общины как основной социально-экономической, политической и социокультурной структуры. В античной

Греции государство, существовавшее в рамках гражданской общины, получило название пОлис. Полисный тип государства отличался рядом особенностей. Важнейшей из них было появление понятия «гражданин». Это был свободный, независимый член общества, пользовавшийся всей полнотой гражданских и политических прав, которые рассматривались в неразрывном единстве с его обязанностями. Государство-полис в лице гражданского коллектива гарантировало соблюдение всех политических прав и свобод, а также социально-экономические и духовные условия достойного существования каждого своего члена.

Система ценностей в гражданском коллективе имела гуманистическую направленность. На первое место выдвигались интересы общины, гражданского коллектива. Это означало, что коллективное, общественное благо превалировало над индивидуальным, частным. Но при этом в период расцвета античной цивилизации гражданину были созданы все условия для всестороннего развития своей личности, проявления всех способностей. Это обеспечивало гармоничную и нерасторжимую связь личности и коллектива.

Именно гражданин полиса, который выступал одновременно как мелкий свободный производитель (прежде всего крестьянин – собственник и труженик), как носитель высшей государственной власти и как воин, защитник полисных институтов и ценностей, был олицетворением и носителем античной цивилизации.

Но помимо полноправных граждан, которых было запрещено порабощать, в античном полисе существовал и антипод свободного гражданина – стоящие вне гражданского коллектива подневольные работники. Античное общество породило наиболее полную и развитую форму зависимости и принуждения иноплеменников – классическое рабство. Раб не признавался человеком, а считался говорящим «орудием труда». Но именно благодаря использованию рабского труда стали возможны многие достижения античной цивилизации.

Таким образом, античная цивилизация– это полисная цивилизация. С историей полиса и его гражданского коллектива связаны все взлеты и падения этой уникальной цивилизации Древнего мира.

ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ

Достижения античного общества легли в основу современной европейской цивилизации и во многом предопределили пути ее развития. Полисная цивилизация выработала многие институты и категории, ставшие основополагающими для современного общества.

Среди достижений полисной цивилизации в политической сфере центральное место занимает понятие «гражданин», предполагающее наличие неотъемлемых прав и обязанностей каждого полноправного члена полиса. Непосредственно с понятием статуса гражданина связано понятие свободы как высшей личностной ценности, в том числе политической свободы, олицетворявшей условия полноправного существования гражданина. Именно в античной Греции был успешно реализован первый опыт демократического республиканского устройства. Античная демократия, обеспечившая самое широкое и прямое участие граждан в управлении государством, до сих пор остается для современной демократии недосягаемым идеалом.

Огромен вклад античного общества и в мировую культуру. Культура греко-римской античности по праву получила название классической, поскольку она стала образцом для последующего культурного развития человечества. Без преувеличения можно сказать, что нет ни одной сферы культуры, на которую не повлияли бы плодотворные идеи древних греков. Античная культура оставила нам в наследство систему ценностей, характеризующуюся высокой гражданственностью и гуманизмом. И эти духовные ценности, ориентированные на повседневную норму поведения, получили свое выражение в памятниках совершенной художественной формы.

www.booklot.ru

Книга: Ляпустин Борис Сергеевич, Суриков Игорь Евгеньевич. Древняя Греция: учебное пособие для вузов

Су́риков И́горь Евге́ньевич — доктор исторических наук, один из крупнейших российских специалистов в области истории античной Греции. Автор более 150 опубликованных работ, в том числе около двух десятков книг.

Биография

Родился в 1965 году. В 1984—1991 гг. (с перерывом на службу в армии) обучался на историческом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который окончил с отличием. Специализировался по кафедре истории древнего мира. В 1991—1994 гг. учился в аспирантуре при той же кафедре. В 1995 г. присвоена ученая степень кандидата исторических наук, в 2004 г. — учёная степень доктора исторических наук.

С 1996 г. И. Е. Суриков работает в Институте всеобщей истории Российской Академии наук, где в настоящее время занимает должность ведущего научного сотрудника отдела древней истории. Является также профессором кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета, профессором кафедры истории Московского физико-технического института, членом редколлегии ряда научных периодических изданий («Античный мир и археология», «Из истории античного общества», «Проблемы истории, филологии, культуры»).

Выполнил первый русский стихотворный перевод поэмы Ликофрона «Александра» (2011).

Библиография

Научные книги:

  • И. Е. Суриков. Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассической эпох. Род Алкмеонидов в политической жизни Афин VII-V вв. до н.э. — М.: ИВИ РАН, 2000. — 284 с. — 300 экз.
  • И. Е. Суриков. Эволюция религиозного сознания афинян во второй половине V в. до н. э.: Софокл, Еврипид, Аристофан в их отношении к традиционной полисной религии. Афин VII-V вв. до н.э. — М., 2002. — 308 с. — 300 экз. — ISBN 5-9406-7072-5
  • И. Е. Суриков. Проблемы раннего афинского законодательства. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 144 с. — 1000 экз. — ISBN 5-9551-0040-7
  • И. Е. Суриков. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. — М.: Наука, 2005. — 349 с.
  • И. Е. Суриков. Остракизм в Афинах. — М.: Языки славянских культур, 2006. — 640 с. — 800 экз. — ISBN 5-9551-0136-5
  • И. Е. Суриков. Архаическая и классическая Греция: проблемы истории и источниковедения. — М.: КДУ, 2007. — 236 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-98227-148-8
  • И. Е. Суриков. Солнце Эллады: история афинской демократии. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. — 376 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8465-0759-3
  • И. Е. Суриков. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Время расцвета демократии. — М.: Наука, 2008. — 384 с. — ISBN 978-5-02-036984-9
  • И. Е. Суриков. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2011. — 328 с. — ISBN 978-5-91244-030-4
  • И. Е. Суриков. Очерки об историописании в классической Греции. — М.: Языки славянских культур, 2011. — 504 с. — ISBN 978-5-9551—0489-8

Научно-популярные книги:

  • Е. Б. Евладова, Т. И. Петракова, И. Е. Суриков. Вечная тайна античности. Ч.1: Методическое пособие для воспитателей, учителей и педагогов дополнительного образования. — М.: Импэто, 1995. — 110 с. — 500 экз.
  • Е. Б. Евладова, Т. И. Петракова, И. Е. Суриков. Вечная тайна античности. Ч.2 : Дополнительные материалы для урочной и внеурочной деятельности с учащимися 6-х классов. — М.: Импэто, 1995. — 239 с.
  • И. Е. Суриков. Античная цивилизация: Греция: Учеб. пособие. — М.: МФТИ, 1997. — 136 с. — 150 экз.
  • И. Е. Суриков. Древняя Греция: история и культура. — М.: АСТ, 2005. — 190 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-030418-8
  • И. Е. Суриков. Геродот. (серия «Жизнь замечательных людей»). — М.: Молодая гвардия, 2009. — 444 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03226-2
  • И. Е. Суриков. Сократ. (серия «Жизнь замечательных людей»). — М.: Молодая гвардия, 2011. — 384 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03455-6
  • Б.С. Ляпустин, И. Е. Суриков. Древняя Греция. — М.: Дрофа, 2007. — 528 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-358-01187-8
  • А.В. Махлаюк, И. Е. Суриков. Античная историческая мысль и историография. Практикум-хрестоматия. — М.: КДУ, 2008. — 464 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-98227-451-9
  • И. Е. Суриков, В. С. Ленская, Е. И. Соломатина, Л. И. Таруашвили. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. — М.: Языки славянских культур, 2009. — 729 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-9551-0355-6

Переводы:

  • Ликофрон. Александра. / Вступ. ст. А. В. Мосолкина, пер. и комм. И. Е. Сурикова. // ВДИ. 2011. № 1. С. 219—233. Строки 1-446. № 2. С. 234—267. Строки 447—1474.

Ссылки

dic.academic.ru