Древняя греция керамика. Урок МХК в 7-м классе по теме: "О чем нам рассказали вазы…" Керамика Древней Греции. Вазопись
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности древнегреческой керамики (конспект). Древняя греция керамика


25.Чернофигурная керамика Древней Греции

Наиболее значимыми центрами гончарного искусства - и соответственно вазописи - в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Керамика классического периода часто называют аттической. Изделия этого периода делятся на чернофигурную и краснофигурную вазопись. До этого были : 8 до н. э - Геометрический стиль -преобладал декор, покрывавший почти весь сосуд: шахматные узоры, меандр, кресты, свастики, точки, ленты, штриховка и т.п.,7 до н. э. - Ориентализирующий или ковровый стиль начали осваивать изображения животных(грифы, сфинксы, львы, птицы). Клякса-схем. изображение цветов или растительности. Вся поверхность покрыта изображениями.

Керамические изделия делали из глины с добавлением песка, других минеральных субстанций. Их обжигали, а затем расписывали.

Со второй половины VII века до начала V века до н.э. развивается как самостоятельный стиль керамики чернофигурная вазопись. После формовки на гончарном круге греческие вазы держали в сырой комнате до тех пор, пока они не будут готовы для декорирования. Роспись наносили на отвердевшую полусухую поверхность. Силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины (так называемый лак), которая после обжига приобретала глянцевость и черный цвет, мелкие детали прочерчивали штихелем. Когда вазы высыхали полностью, их обжигали. Процесс обжига разделялся на три отдельных стадии: окисление, восстановление и вторичное окисление. Оксид железа, содержащийся в глине, придавал изделию красный цвет, если оно обжигалось в окисляющей среде, и черный, если обжиг проводился в восстановительной среде. Во время первой, окислительной стадии обжига и ваза, и лак становились красными. При восстановительном обжиге и ваза, и лак приобретали черный цвет. При повторном окислительном обжиге пористая обожженная глина снова становилась красной, а лак уже не мог вновь окислиться, поскольку образовавшаяся окалина прочно отделяла входящий в его состав черный оксид железа от контакта с кислородом воздуха. Таким образом, ваза выходила из обжига красной, а лак оставался черным. Все чаще на изображениях появляются человеческие фигуры. Композиционные схемы подверглись изменениям. Нет перспективы. Большая композиционная ясность. Композиция строится на взаимодействии силуэтов. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения и мифы. Декоративные мотивы использовались сдержанно, для разграничения сцен с фигурами. Шейка и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (пальметты).  Впервые стали использовать белый цвет в Коринфе, прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур. Коринф выходит на первое место по производству чернофигурной керамики, но были другие центры производства, например Афины, они заимствовали технику коринфского вазописного стиля и к 570 г д.н. превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Впервые же в это время мастера  стали подписывать свои произведения (Клитий, мастер виллы Джулия, группа Леагра. Безлиственная группа и т.д.)Эксекий -вписывал изображение в форму. Один из первых начинает правильно изображать бег и фигуру человека. Телисон- край очерчен тонкой черной линией-лип кап, отсутствие симметрии -ощущение движения, сдвиг от центра несколько фигур, остальное пр-во пустое. Начиная с 530 года до н.е. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность.

studfiles.net

"О чем нам рассказали вазы…" Керамика Древней Греции. Вазопись

Разделы: МХК и ИЗО

Методические рекомендации: Данный урок – один из уроков по культуре Древней Греции. Явление антропоморфности свойственно всей древней культуре, в том числе и античной, поэтому с методической точки зрения урок лучше начать с развития керамики вообще и древнегреческой в частности. Необходимо также сделать акцент на мифологичность сознания древнего человека: сосуд - вместилище – дом – человек - душа, подчеркивая при этом ритуальную роль сосуда. Урок рассчитан на два часа, поэтому более подробно учитель должен все же остановиться непосредственно на вазописи (стили, сюжеты и т. д. ). На данном уроке необходима наглядность!! Я считаю, что презентация Power Point “Керамика Древней Греции. Вазопись” вбирает в себя все: наглядность, красочность, доступность. При желании учитель может очень быстро ее подогнать под план своего урока (у каждого свое видение урока). Если нет возможности использовать материалы презентации, обратите внимание на приложения, где есть весь основной иллюстративный материал. Учитель, который будет использовать презентацию, должен иметь в виду, что введение презентации в урок требует от него дополнительных знаний, необходимых для пояснения слайдов. Количество слайдов можно регулировать, т. е. переставлять и удалять

При проведении урока нужно опираться на знания, полученные детьми на уроках истории. Урок предполагает и опережающие задания, и должен учитывать региональный компонент (дети сравнивают орнаменты и делают вывод). Урок по вазописи – это урок по искусству, поэтому без поэзии здесь не обойтись. Обратите внимание на оформление доски. Это краткий конспект урока, необходимый детям для повторения материала. Детей надо заинтересовать тем, как делалось то или иное произведение, почему оно делалось именно так, а не иначе. Домашнее задание предполагает практическую работу - роспись вазы. Это может быть роспись готовой заготовки или собственное творение. Такая позиция приводит к особому пониманию художественной красоты как сочетания технологии и смысла, а вазопись – это и есть идеальное сочетание формы и образа.

Цели урока:

  1. Дать детям целостное представление об образной и смысловой стороне живописи (вазописи) Древней Греции, об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесенности с наследием русской национальной художественной культуры.
  2. Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, формирование знаний учащихся о древнегреческой живописи.
  3. Приобретение учащимися навыков по отбору информации, умения выделить основные значимые моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.

Эпиграф урока:

В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей. (Ю. М. Лотман)

Оформление урока: в\ф “Посланцы Эллады”, м/диск “История Древнего мира. Загадки сфинкса”, схема “Космос – мир – человек”, набор иллюстраций.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Древняя Греция. Античность. Любое время, даже самое далекое, живет сегодня и ведет диалог с нами посредством памятников искусства. Человек обживет свой большой всемирный дом, если будет знать, как из одной его комнаты попасть в другую, и что можно найти в них для счастья и радости.

В одну из комнат мы попробуем сегодня войти. Итак, продолжаем путешествие по Древней Греции.

Поэтическим прологом к уроку будет стихотворение Валерия Брюсова “Античные вазы”.

Они пленительны и нежны, Они изысканно - небрежны, То гармонически - размерны, То соблазнительно – неверны, Всегда законченны и цельны, Неизмеримо – нераздельны, И завершенность линий их Звучит, как полнопевный стих. От грозных и огромных пифов До тонких, выточенных скифов, Амфоры, лекифы, фиалы, |Арибаллы и самый малый Каликий, все – живое чудо: В чертах разбитого сосуда, Загадку смерти разреша, Таится некая душа! Глубокий мрак тысячелетий, Расходится при этом свете! И преданья мира – немы! Как стих божественной поэмы, Как вечно ценные алмазы, Гласят раздробленные вазы, Что их творец, хотя б на миг, Все тайны вечности постиг.

1916 –1917 гг.

II. Запись темы урока и эпиграфа. (Каждый этап урока имеет свой эпиграф)

… Что ты хотя б на миг, Все тайны вечности постиг. (В. Брюсов)

Словарная работа

Чтобы наш разговор получился предметным, начнем с объяснения некоторых слов. Дети объясняют слова.

Антропоморфный - человекоподобный

Калогатия - гармония тела и духа

Керамика - изделия из обожженной глины, пошло от названия квартала гончаров в Афинах – Керамик

Орнамент - (от латинского – украшение) узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов для украшения чего-либо

Пальметта - скульптурный или живописный орнамент, напоминающий пальмовые листья

Меандр - геометрический узор в виде изогнутых линий

Учитель: Такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была и живопись Древней Греции, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11–10 вв. до н. э. Приглашаю вас на выставку древнегреческих ваз. Приоткроем завесу времени и посмотрим на частичку древнегреческого базара ваз.

Выставка ваз (слайды презентации и работы детей).

Учитель: А прежде, чем расписать вазу, ее нужно было изготовить. Глина, обожженная в костре – первый искусственный материал, полученный человеком. Есть старая русская загадка: “ Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил. А стар стал, пеленаться стал”. (слайд).

- Вспомните, ребята, путь от глины до печного горшка или вазы (дети вспоминают материал предыдущего урока: “копанцы” - ямы, где добывали глину. Найти нужную глину это совсем непростое дело. Например, хорошего качества бурую и красную глину добывали в 12 км. от Афин со дна реки Кефис, а в Коринфе использовали местную, беловатую глину, которая после обжига приобретала бледно-зеленый или буроватый оттенок. На табличке из Коринфа изображен процесс добычи глины. В подвешенной амфоре – вода для утоления жажды. (Показать слайд).

“Топанцы” - место, где глину хорошо разминали. А далее гончарный круг – “кружало”, затем – “пожар”, т. е. Обжиг. Последней стадией обработки был “обвар” - погружение изделия в жидкость (ржаной, овсяной квасной и другие отвары).

- Как горшок людей кормил объяснять не надо, а зачем его в старости пеленали? (Даже треснувшие горшки не выбрасывали, их обматывали лентами распаренной бересты, и они еще долго могли служить).

Учитель: Действительно, как для наших предков, так и для античного человека, в керамике объединены усилия 4-х основных элементов мира: земля, вода, огонь и воздух. А процесс лепки изделия воспринимался как творение, ведь недаром на Руси “творением”, “творчеством” называли процесс замеса глины. Какое интересное первоначальное значение у слова “творчество” (запись в тетрадь). Вспомните первоначальное значение слова “культура”. Ведь есть же что-то общее! (В тетрадях появляется запись: керамика = земля, вода, воздух, огонь).

Ребята, вспомните миф, связанный с керамической вазой. (если дети не вспомнят, учитель расскажет миф о Пандорре). Пандорру слепила Афина из глины, Гефест обжег ее в огне, чтобы отомстить людям за огонь, украденный для них Прометеем. Став женой Эпиметея, она, ради любопытства, открыла данный ей на хранение глиняный сосуд – пифос (большой яйцевидный сосуд для хранения вина, воды, зе6рна) и из него вырвались все беды человеческого рода и лишь маленькая надежда осталась под крышкой сосуда. (Учитель может зачитать и рубаи О. Хайяма:

Слышал я: под ударами гончара Глина тайны свои выдавать начала: "Не топчи меня! - глина ему говорила. Я сама человеком была лишь вчера").

Учитель: Гончарный круг на Крите использовали уже во 2 тыс. до н. э. . Начиная с VIII в. до н. э., по мере отделения ремесла от земледелия, гончарное производство распространяется по всем греческим городам. Но всегда существовали центры, которые задавали тон и моду. В VII в. до н. э. ценились вазы из Коринфа. В этом городе был изобретён чернофигурный стиль росписи. С VI в. до н. э. прервенство переходит к Афинам. Отсюда происходят самые прекрасные чернофигурные вазы, а также вазы изобретённых здесь краснофигурного и белофонного стилей. Гончарное производство в Афинах практически единственное, где заправляли всем не метеки, а свободные граждане. Одной из причин этого было особенное представление о профессии гончара. Как и многие другие народы, греки считали, что первые люди были вылеплены из глины. Сделал это Прометей, а Афина, по преданию, вдохнула в вылепленных им людей душу,она была покровительницей гончаров. Греческая печь для обжига состояла из двух отделений: топки и камеры обжига, отделённой стенкой с отверстиями, чтобы копоть не садилась на сосуды. Температура в печи была от 800 до 960 градусов!! Её регулировал с помощью воздуходувных мехов. Большинство печей были высотой до 1,5 м и использовались одновременно для подсушки изделий.

Ш. Обратимся к эпиграфу:

… В чертах разбитого сосуда, Загадку смерти разреша, Таится некая душа! (В. Брюсов)

Форма сосуда очень рано начала восприниматься как антропоморфная. Человек ощущал сосуд как маленькое вместилище, в отличии от дома – большого вместилища. Да и сам человек тоже был вместилищем, только духовным. А что было в сосуде? Керамические сосуды четко различались по назначению. Ваза, позднее ставшая общим обозначением любого античного сосуда, отличалась от чаши, кувшина, ритона и урны. Культовыми считались только высокие вазы (лутофор, лекиф, алабастр), вытянутые по вертикали, в отличии от горизонтальных чаш.

- Давайте вспомним, каким представлялся мир древнему греку? (Мир в понимании древнего человека представлялся в виде яйца, приплюснутого по краям).

Работа со схемой мира = космоса (Рисунок №1)

Мир у древнего грека четко распадался на уровни: Олимп – жилище богов, узкая полоска земли, где обитал человек и Тартар – царство мертвых. Реально человек сталкивается с ними в моменты рождения и смерти, т. е. моменты перехода. А сосуды начинают играть ритуальные роли уже не только по отношению к богу, но и по отношению к умершему человеку. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней на могиле ставится большая человекоподобная амфора с отбитой ножкой или дном. В нее наливают ритуальную жидкость, которая проникает к умершему в подземный мир.

Вазописец знаменитой дипилонской вазы, разбивая поверхность сосуда на уровни, помещает в средней части условное, силуэтное изображение похорон, показывая тем самым временность человеческого пребывания на земле. (Рисунок 2, 3)

И все же мир для древнего грека был вместилищем Любви, Гармонии и Красоты.

И именно это они воплотили в вазной живописи. (Запись в тетрадь)

IV. Обратимся вновь к эпиграфу.

И завершенность линий их Звучит, как полнопевный стих. (В. Брюсов)

Учитель: Греческая керамика – настоящее воплощение той страсти к красоте, что была присуща древним грекам. Форма (силуэт) и роспись разнообразных ваз, повседневной утвари греков, восхищают сегодня посетителей крупнейших музеев мира. В нашей делегации есть представители различных вазописных стилей. – Ребята рассказывают и показывают, используя соответствующие слайды презентации, разумеется, с комментариями учителя.

1-й вазописец (геометрический стиль) В IX – VIII вв. до н. э. В вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Появляется излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр, а затем и волнообразный орнамент. Геометрический орнамент располагался горизонтальными полосками, возможно, имел какой-то магический смысл. Позже, в VIII веке до н. э. В абстрактный рисунок стали включать условные, плоские, стилизованные изображения фигур людей и животных. Возьмем, например, известную вазу из Дипилона, на которой среди геометрического узора изображена сцена оплакивания умершего вождя. (Рисунок 4, 5,6)

Я попросила вас найти общие мотивы между двумя культурами и в геометрическом стиле. 1-й рисунок – орнамент античного геометрического стиля, а 2 и 3-й рисунки – традиционный бурятский национальный орнамент. И здесь налицо связь не только во времени, но и на расстоянии!!

1)

2)

3)

2-й вазописец (ковровый стиль) В VII в. до н. э в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. Стиль этот еще называют “ориентализирующим”. Пестрым ковром лежит роспись на островных сосудах (лутофорах). Поверхность сочного и пухлого по форме родосского кувшина - ойнохои разделена на фризы - полосы с мерно выступающими на них животными. На родосских вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров. (Рисунок 7,8,9)

Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца. В отличии от сухих линий геометрических узоров ковровые вазы насыщены полнокровной сочностью и жизнерадостной энергией. См. узоры пальметты (Рисунок 10) и бутонов лотоса. Изображение начинает отделяться от поверхности сосуда и становиться самостоятельным.

Вновь попробуем найти общие мотивы между двумя культурами в орнаменте.

- Посмотрите на эти два рисунка, есть ли что-нибудь общее? (Да, это лотос. Распустившийся лотос – бурятский национальный орнамент).

 

3-й вазописец (чернофигурный стиль) Во второй половине VI в. до н. э. первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль. Это светлый (красный) фон и черные изображения. На сырой сосуд краской наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными, процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь и в определенный момент закрывали в печи все отверстия, и сосуд становился черным. После этого температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а непокрашенные – красными. Дополнительная белая краска использовалась для большего эффекта. На чернофигурных сосудах расписывалась не вся поверхность, а лишь выделенные поля. Вся поверхность сосуда заливалась блестящим, зеркальным лаком. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью, отсутствием объемности и условностью изображения. Появляются талантливые мастера (Экзекий – автор известных ваз: амфоры с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости; килика с изображением Диониса в ладье. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза “Франсуа” (названная по имени открывшего ее археолога), на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахилла, охота на вепря.

(Рисунок 11,12)

4 –й вазописец (краснофигурный стиль)

Около 530 века до н. э. Афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики., который постепенно стал вытеснять чернофигурную роспись. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали,а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. В Афинах появилась целая плеяда блестящих вазописцев (Ефроний, Евтимий и др. ), которые стали работать в новом, краснофигурном стиле. (Рисунок 13,14,15)

II. Сюжеты древнегреческих ваз

Эпиграф:

…И каждая ваза - с рисунком – рассказом. (И. Таратута)

Учитель: В культуре и цивилизации Древней Греции огромную часть составляла керамика. Росписи на различной посуде - это носитель искусства эллинов, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление об образе жизни древних греков и их культуре.

Сосуд постепенно переставал таить в своей глубине нечто неведомое, а все больше становился отражением реальной жизни. А вскоре на керамике появились и первые подписи мастеров (ребята могут их назвать). Так постепенно забывался смысл керамики, и она из ритуала плавно перешла в область искусства. Греческая мифология была главным источником сюжетов всех вазописцев. На вазах также изображены жанровый сцены, которые дают нам ценные сведения о том, как жили древние греки, чем занимались, о чем мечтали.

Чтение стихотворения О. А. Таратутина “Античные вазы” из сб. “Что я видел в Эрмитаже”. (стихотворение можно как прочитать, так и разыграть).

Прекрасные эти античные вазы понравились нам почему-то не сразу. “Подумаешь вазы!” - подумали мы. Другим были заняты наши умы. Сначала взглянули на них мы, скучая, потом мы к одной пригляделись случайно, потом загляделись… И может быть час никак не могли оторваться от ваз. То вазы-гиганты, то карлики-вазы, и каждая ваза с рисунком-рассказом! …Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. Афина Паллада диктует законы. Сражается с Гектором грозный Ахилл (и Гектор, как видно, лишается сил)… А вот Артемида, богиня охоты, из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей. А вот – Одиссей, подающий советы. А это – кентавры… А это… А это… Но мы описать и не пробуем враз крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Учитель: Поэтому быстро летим в Эрмитаж! В Улан-Удэ мы не останемся, а быстро переместимся в Петербург и посетим один из крупнейших музеев мира – Эрмитаж.

Просмотр эпизода из в/фильма “Посланцы Эллады” и слайдов презентации с комментариями учителя, если таковыеесть.

Итог урока.

Именно вазопись дала ученым представление о том, как выглядели древние греки, что ели, пили, носили, какими были их дома и какую жизнь они вели. То есть ваза – это неотъемлемая часть их жизни от 3-летнего возраста и до смерти. Обратимся к словам Ю. Лотмана: “ В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей”. Я думаю, что сегодня мы говорили не просто о вазах, а о неотъемлемой части настоящего искусства и о нас с вами. Одну комнату большого всемирного дома мы осмотрели, проложили незримый мостик между античностью и нашим временем, и если в каждого из вас античная ваза перельет хотя бы капельку своей души, значит, вы стали лучше и духовно богаче. Спасибо!

Домашнее задание: роспись ваз (по стилям).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Керамическое производство в Древней Греции

Мирина, терракотовая группа, III в. до н. э.

Гончарная лавка. На прилавке и на полках — различные виды сосудов, выставленные на продажу. Мирина, терракотовая группа, III в. до н. э. Лувр, Париж

Наряду с металлургией и металлообработкой важнейшей отраслью ремесла являлось керамическое производство. Основной продукцией гончаров были амфоры для транспортировки и хранения вина и масла, а также разнообразные сосуды, кувшины и чаши повседневного использования. К особому типу керамических изделий относятся огромные, выше человеческого роста, сосуды, предназначенные для долговременного хранения зерна — пифосы. Украшением в домах служили многочисленные терракотовые статуэтки и маски. Кроме того, из глины изготавливались масляные светильники, ульи, водопроводные и канализационные трубы, облицовочные плиты, ванны и даже погребальные саркофаги. Греческие мастера добились больших успехов в гончарном ремесле, для их изделий было характерно разнообразие и высокое качество массовой продукции. Традиционным лидером в этой области являлся Коринф, затем его сменили Афины.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Технология керамического производства была относительно проста, что позволяло осуществлять его в форме кустарного промысла. Мелкие мастерские были основными производителями дешевой гончарной продукции не слишком высокого качества. Вместе с тем стабильно высокий спрос на керамику обусловил в этой отрасли ранний переход к массовому производству, появлению крупных мастерских и началу дробной специализации. В гончарном деле раньше, чем в других отраслях, стали использовать рабский труд. Из письменных источников известно о существовании крупных мастерских, в которых было занято 10-15 и даже 30-40 работников, зачастую рабов. Так, знаменитый афинский оратор Демосфен имел две мастерские с 20 рабами в одной и 32 — в другой. Афинский финансист Пасион в начале IV в. до н. э. имел мастерскую со 100 рабами, а отец судебного оратора Лисия Кефал владел эргастерием в 120 рабов. Процесс производства хорошо иллюстрируется рисунками на аттической керамике. Глину перед использованием хорошо перемешивали. Заготовку клали на вращающийся гончарный круг, и мастер формовал сосуд. Как правило, ремесленника изображали человеком пожилого возраста, поскольку такая работа требовала немалого опыта.

В небольшой мастерской мог работать один мастер, но на крупных предприятиях были задействованы несколько специалистов, каждый из которых занимался изготовлением керамики определенного вида. Полученное изделие вначале просушивалось, затем расписывалось вазописцем. На ограниченном пространстве внешних стенок сосуда художники могли создавать сложные многофигурные композиции — настоящие шедевры искусства. Расписанный сосуд помещали в печь. Обжиг производился при температуре 800-900 °С, которую могли регулировать, подавая в печь воздух с помощью мехов. Проверкой качества продукции и доставкой готовых изделий заказчику, как правило, занимался сам хозяин мастерской.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Особенности древнегреческой керамики (конспект)

План-конспект

урока изобразительного

«Особенности древнегреческой керамики».

Выполнила преподаватель

МБУ ДО «ДШИ»

Пгт.Восток

Лугина А.Ю.

План-конспект

урока изобразительного искусства

Тема: «Особенности древнегреческой керамики».

Цели:

Обучающая: Познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через основные виды, формы и декор древнегреческой керамики.

Развивающая: Развивать творческую активность, фантазию у учащихся на уроке ИЗО.

Воспитывающая: Воспитывать в учащихся нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с новыми понятиями «керамика», «вазопись».

2. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их форме, декоре (основные стили и сюжеты древнегреческой живописи по керамике), о разнообразии орнаментов.

3. Закреплять навыки и умение работать с художественными материалами.

4. Совершенствовать приемы построения композиции.

Оборудование:

Материалы: цветная красная, терракотовая бумага, простые карандаши, чёрные фломастеры, маркеры, чёрные гелиевые ручки, шаблоны греческих ваз, шаблон фигуры человека, мультимедийный проектор, компьютер.

Зрительный ряд: фотографии, слайды изделий древнегреческой керамики, таблица с изображением основных видов древнегреческих ваз, сцены с древнегреческими атлетами, мифологические сюжеты.

Литературный ряд: стихотворения «Античная ваза» Александр Кушнер, «Античные вазы» О. Тарутин.

Музыкальный ряд: древнегреческие мелодии.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Сообщение темы и целей урока – 2 мин.

  3. Беседа – 10 мин.

  4. Физкультминутка – 1 мин.

  5. Самостоятельная работа учащихся – 20 мин.

  6. Подведение итогов урока (выставка работ учащихся) – 5 мин.

Ход урока

Организационный момент.(негромко звучит древнегреческая музыка).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы опять вспомним Древнюю Грецию, которая подарила нам множество интересных мифов и легенд, великолепные архитектурные сооружения, скульптуры и олимпийские игры.

Тема сегодняшнего урока «Особенности Древнегреческой керамики».

У.: Давайте вспомним как называлась столица Древней Греции.

(Ответы учащихся)

Учитель: Правильно - это город Афины. Давайте посмотрим на план древнего города Афины и найдем на нем район Керамик. Подумайте и скажите, чем могли заниматься жители этого района?

План Афин Вид Афин с Акрополем

(Ответы учащихся)

Учитель: Вы верно предположили, что они могли изготавливать керамику. Этот район и местные гончары славились своей великолепной посудой. В переводе с греческого слово «керамик», «керамос» - это «глина», а отсюда уже и слово «керамика» - изделия из обожженной глины, глиняная посуда и само гончарное искусство.

Учитель: В Древней Греции лепка из глины считалась важным и

почетным делом. Этим делом занимались даже боги, такие как Прометей.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Давайте заглянем в одну из мастерских древнегреческих гончаров и посмотрим, какие сосуды они изготавливали, узнаем их назначение и примем непосредственное участие в их украшении.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы :

Таблица видов древнегреческой керамики

  1. Канфар – чаша для вина.

  2. Ойнохоя – кувшин для воды или вина.

  3. Кратер – сосуд для смешивания вина с водой.

  4. Гидрия – сосуд для воды.

  5. Лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.

  6. Скифос – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».

  7. Киаф –черпак для разбавленного вина.

  8. Килик – самая распространённая чаша для вина

  9. Пелика – сосуд для хранения.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы :

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения и транспортировки масла и воды.

Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.

Килик - широкая чаша с ручками для вина.

Пиксида - сосуд для хранения женских украшений.

Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.

Канфар – чаша для вина

Гидрия – сосуд для наливания воды

Лекифы –сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу.

Киаф - черпак для вина

Скифос- керамический сосуд служащий для питья вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».

Беседа Платона и его ученика Аристотеля

Псиктер - сосуд для охлаждения жидкостей

Ефроний «Пикирующие гетеры»

Пелика- форма амфоры. В отличие от обычных амфор имеют основание, которое позволяет им сохранять вертикальное положение.

Пелика с ласточкой Ефроний

Учитель: Ребята, вы заметили, что все вазы имеют роспись и украшение? Вспомните, как называют узор, предназначенный для украшения предметов?

(Ответы учащихся)

Учитель: Верно, орнамент. Какие виды орнамента вы знаете?

(Ответы учащихся)

Учитель: Слова «сосуды», «посуда» на латинском языке - «вазы». Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись – роспись керамических сосудов. Греки считали, что предмет должен быть удобен и красив.

Сейчас мы познакомимся со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике или вазописью.

Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи

1.Геометрический стиль -линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей, а также условные стилизованные изображения людей и животных. Появляется строгий геометрический орнамент в виде изогнутой под прямым углом линией. Такой орнамент называется меандр (волна).

Меандр и волна

2. Ковровый стиль - этот стиль вобрал в себя восточные мотивы. Геометрические узоры уступают место растительному орнаменту. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. На вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические. Пальметта – стилизованное изображение пальмового листа и бутон лотоса. Это знак мира и любви.

Пальметта Бутон лотоса

3. Чернофигурный стиль - рисунок наводился густым черным лаком, секрет которого до сих пор не разгадан. Лак наносился на желтый, розовый или оранжевый фон сосуда, детали рисунка процарапывались.Чернофигурная роспись отличалась декоративностью и силуэтностью, отсутствием объема и условностью изображения. Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.

Демонстрируются вазы чернофигурного стиля.

4. Краснофигурный стиль - на черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывались, а прорисовывались тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции. Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.

Демонстрируются вазы краснофигурного стиля.

Учитель: Ребята. Какие стили древнегреческой вазописи вы запомнили?

(Ответы учащихся)

Учитель: Правильно - геометрический, ковровый, краснофигурный, чернофигурный.

Учитель: В чем их различие?

(Ответы учащихся)

Учитель: Правильно. А еще чернофигурный и краснофигурный стили вазописи отличаются от остальных стилей наличием сюжетов. Послушайте стихотворение «Античные вазы» О.Тарутина

Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему–то не сразу.

«Подумаешь, вазы», - подумали мы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

потом мы к одной пригляделись случайно,

потом загляделись…..

И может быть, час

никак не могли оторваться от ваз.

…….То вазы-гиганты, то карлики вазы,

и каждая ваза- с рисунком-рассказом!

…Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это….А это ….

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Росписи на различной посуде – это носитель искусства, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление о том, как жили древние греки, чем занимались. Давайте посмотрим слайды с вазами с сюжетным изображением различных древнегреческих героев и богов.

Ахилл и Аякс, играющие в кости.

Древнегреческие актеры.

Прощание с воином. Стамнос. Мастер Клеофона.

Учитель: Ребята, давайте повторим, какие сюжеты для росписи ваз использовали древнегреческие художники?

(Ответы учащихся)

Учитель: Да - это сцены повседневной жизни, легенды и мифы, спортивные состязания атлетов.

Физкультминутка.

Упражнение для мышц глаз: Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.

Учитель: А теперь мы будем выполнять практическую работу на уроке. Не забывайте, что мы на экскурсии в древнегреческой керамической мастерской. Греческий гончар просит вас расписать предложенный сосуд в краснофигурном стиле. Для этого вы берете шаблон вазы, обводите его на терракотовой бумаге, располагаете на горлышке и донце орнамент, а в тулове вы придумываете сюжет с античными богами, спортсменами, героями. (Учащиеся приступают к работе).

Учитель: Для передачи пропорций фигур людей не забудьте воспользоваться бумажным шаблоном человека. Помогать в выполнении рисунка вам будут иллюстрации, напоминающие о том, как одевались древние греки и музыка. Помните, что мы выполняем вазу в краснофигурном стиле, поэтому нужно закрасить красный (терракотовый фон) черным маркером, а фигуры и орнамент оставить красным. Мелкие детали можно проделать черной гелиевой ручкой. Пока вы работаете, я хочу зачитать вам еще одно стихотворение «Античная ваза» Александра Кушнера

На античной вазе выступаетЧеловечков дивный хоровод.Непонятно, кто кому внимает,Непонятно, кто за кем идёт.

Глубока старинная насечка.Каждый пляшет и чему-то рад.Среди них найду я человечкаС головой, повернутой назад.

Он высоко ноги поднимаетИ вперёд стремительно летит,Но как будто что-то вспоминаетИ назад, как в прошлое, глядит.

Что он видит? Горе неуместно.То ли машет милая рукой,То ли друг взывает - неизвестно!Оттого и грустный он такой.

Старый мастер, резчик по металлуЖизнь мою в рисунок разверни,Я пойду кружиться до отвалаИ плясать не хуже, чем они.

И в чужие вслушиваться речи,И под бубен прыгать невпопад,Как печальный этот человечекС головой, повернутой назад.

Подведение итогов урока: В конце урока проводится выставка работ учащихся с анализом работ.

Учитель: Спасибо за урок!

Литература:

  1. Герои Древнего мира (Пересказ К.Сторр;перевод с англ.) – М.,1993

  2. Герои Эллады:Из мифов Древней Греции (Пересказ В.Смирновой) – М.,1988

  3. Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М.,1980

  4. Уколова В.,Маринович Л. История Древнего мира: Учебник для 5 класса. – М.,2001

  5. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона, Пер. с франц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. - М.: Искусство, 1992 -- 269 с., ил.

  6. Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом. - М.: Гелеос, 2007

  7. Орнамент всех времен и стилей.- М. Арт-Родник.2004.

  8. http://yandex.ru/yandsearch краснофигурная вазопись

  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Краснофигурная_вазопись

videouroki.net

Керамика Древней Греции

Древнегреческая керамика благодаря своей относительной долговечности является хорошим археологическим материалом для изучения искусства, быта и истории Древней Греции.

Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и в эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н.е. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Греческая керамика является наиболее распространенной находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить ее можно во всем ареале расселения древних греков. Кроме греческого метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, Крит, частично остров Кипр и заселенные греками районы южной Италии. Как экспортный товар, греческая керамика, а вместе с ней древнегреческий вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.

Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их сначала относили к этрусского или итальянского искусства. Впервые о греческом происхождении находок заявил Иоганн Иоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено на основании первых археологических находок в конце XIX века в Греции. С XIX века древнегреческий вазопись является важным направлением исследований классической археологии.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, который использовался для хранения, приема пищи, в обрядах и празднествах. Изделия керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Пройдя сильный обжиг, устойчивы к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческий вазопись незаменим при установлении возраста археологических находок.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцы, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцы "служебные" имена. Они отражают либо тематику росписи и ее характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.

1. Технология изготовления и гончарные мастерские

Процесс изготовления керамики в античные времена восстанавливается учеными на основе анализа глины, результатов раскопок античных гончарных мастерских, сравнение их с современными аналогами и результатов искусствоведческих исследований росписи ваз. Источниками информации также сцены из жизни гончаров и вазописцы с Коринфских глиняных табличек. Изображение гончарных мастерских сохранились на 16 аттических вазах и на одном Беотийский Скифос.

1.1. Глина

Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качество глины. Горная порода должна быть выветрен. Исходный материал часто размачивается на месте добычи и смешивается с другими добавками, которые предоставляли глине желаемый цвет после обжига. Глина в Коринфе имела желтоватый оттенок, в Аттике - красноватый, в нижней Италии - бурый цвет. Перед обработкой глина подвергалась очистке. Для этого в гончарной мастерской глину размачивают или промывали в большой емкости. При этом крупные частицы глинозема опускались на дно, а органические примеси поднимались к поверхности воды. Глиняная масса помещалась затем во второй бак, где из нее удалялись излишки воды. Далее глину вынимали и долгое время выдерживали во влажном состоянии. Во время такого созревания глина "стареет" и становится эластичной. Слишком жирные (мягкие) сорта глины перед обработкой смешивали с песком или размолотым керамическим боем для того, чтобы "обезжирить" их, сделать глину прочнее. Поскольку на украшенных росписью афинских вазах отсутствуют следы "обезжиривания" глины, можно сделать вывод, что они были изготовлены из очень хорошо "состаренной" глины.

2. Периодизация древнегреческой вазописи

В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческий вазопись делится на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают.

Периодизация начинается с крито-минойского вазописи, одновременно с которым существовала кикладская керамика (по стилям идентична критский) и элладская керамика (ранний стиль - минийська керамика, которую со временем меняют стиле, идентичные критским). Вскоре после прихода в Грецию греков и завоевание ими Крита возникает микенский стиль керамики.

В узком смысле слова древнегреческий вазопись, появившийся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050 до н.е. периодом геометр. По окончанию ориентализирующим периода в VII в.до н.е. и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и следующий за ним еще в архаическом периоде краснофигурная вазопись. Оба стиле господствуют в вазописи классической Древней Греции в V и IV веках до нашей эры.

Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись на белом фоне, а начиная со второй четверти IV ст.до н.е. появляются вазы- гнафии, в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III ст.до н.е. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамическая посуда уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике меняется рельефными украшениями.

2.1. Эгейский вазопись в Древней Греции

2.1.1. Минойская керамика

Украшенный росписью глиняная посуда появляется в крито-минойской культурном ареале начиная с 2500 роки в до н.е. (есть сходство с керамикой Бутмирськои культуры). Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 лет до н. е. изменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на черный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период в минойской культуре (1650 до н. Э) внес серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне темной краской. Начиная с 1450 до н. е. изображение подвергаются все большей стилизации и становятся несколько грубее.

2.1.2. Минийська керамика

На территории материковой Греции в среднеэлладского период получила распространение так называемая минийська керамика - из тонкой глины, изящная, но без росписи. К концу Среднеэлладский период ее начинает вытеснять минойская керамика. К. Блеген связывал минийську керамику с приходом греков; в 1970-е годы Дж. Каски установил, что она имеет местное происхождение и характеризует последний этап догреческой культуры в материковой Греции.

2.1.3. Микенская керамика

Кратер воинов

Около 1600 до н. е. с началом позднеэлладский период вырастает первая высокоразвитая континентальная микенская культура, которая оставила след и в вазописи. Ранние образцы отличаются темным тоном, преимущественно коричневыми или матово-черными рисунками на светлом фоне. Начиная с середньомикенського периода (около 1400 г. до н.е.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 до н.е. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.

2.2. Древнегреческий вазопись

2.2.1. Протогеометричний и геометрический стиле

С упадком микенской культуры после дорийского вторжения все достижения бывшего вазописи потеряны. В течение примерно века существует субмикенского керамика, для которой характерно полное отсутствие орнамента (в отдельных случаях она украшена несколькими простыми линиями). Около 1050 до н.е. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. На ранних этапах ( протогеометричний стиль) до 900 до н.е. керамическая посуда расписывался обычно большими строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз были также проведены с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделенными друг от друга огибающим сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометр, начиная с 900 г. до н. е., происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении переменные одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины в фризовиднимы процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях все чаще преобладают черные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII века до н. е. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Ольпе в ориентализирующим стиле
2.2.2. Ориентализирующим стиль

Начиная с 725 до н.е. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующим, или иначе протокоринфський стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очередность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника выполнения аналогична чернофигурным вазописи. В настоящее время уже применялся необходимое для этого трехразовое обжига.

2.2.3. Чернофигурная вазопись
Чернофигурным аттическая амфора

Со второй половины VII века до начала V век до н.е. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль керамики. Все чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиры, битвы, мифологические сцены, рассказывающие о жизни Геракла и о Троянской войне. Как и в ориентализирующим период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенные необожженной глины. Мелкие детали прочерчивают штихелем. Шейка и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (так зввани пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 года до н.е. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название "аттическая чернофигурным керамика".

Впервые мастера гончарства и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 года до н.е. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V веке до н. е. победителям спортивных соревнований на так называемых Панафинеях вручались Панафинейских амфоры, которые выполнялись в чернофигурным технике. В конце IV век до н.е. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурным вазописи у этрусков.

2.2.4. Краснофигурная вазопись

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н.э. Считается, что эту технику впервые применил вазописец Андокид. В отличие от чернофигурным вазописи, черным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах выполнялись тончайшие детали изображений. Различные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурного вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвы, на одной стороне которых фигуры были черными, а на другой - красными.

Краснофигурная стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурная вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.

Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах преобладают автографы гончаров. Гончары оставляли подпись в виде своего имени в сочетании с глаголом дав.-гр. ἐποίησεν (Epiesen - сделал), а вазописцы - дав.-гр. ἔγραψεν (grapsen - нарисовал). Если вазописец сам изготовлял сосуд для росписи, то он ставил оба "штампы". Благодаря подписям удалось атрибутировать многие произведения гончарного искусства конкретным мастерам, одновременно составив представление об их творческом развитии.

Уже в V веке до н. е. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, которые работали с этим стилем вазописи и конкурировали с вазописнимы мастерскими в Аттике. Краснофигурная стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

2.2.5. Вазопись на белом фоне

Для росписи ваз в этом стиле как основу использовали белую краску, на которую наносились черные, красные или многоцветные фигуры. Эта техника вазописи преимущественно применялась в расписании лекифы, арибалив и алабастронив.

2.2.6. Вазы-гнафии

Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии ( Апулия), появились в 370 - 360 годах до н.э. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по черном лаковом фона использовались белый, желтый, оранжевый, красный, коричневый, зеленый и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV век до н.е. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III век до н.е.

2.2.7. Вазы из Канозы

Около 300 года до н.е. в апулийский Канози возник регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, что не требовали обжига красками на белом фоне. Эти произведения вазописи получили название "канозських ваз" и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения. Кроме своеобразного стиля вазописи для канозськои керамики характерны крупные лепные изображения фигур, которые устанавливались на вазы. Канозськи вазы изготовлялись в течение III и II веков до н.е.

2.2.8. Вазы из Чентурипе

Как и в случае с канозськимы вазами, чентурипськи вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому назначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипських ваз использовались пастельные тона по нежно-розовом фоне, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одежде различных цветов и прекрасными аппликативного рельефами. На чентурипських вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов.

3. Центры вазописи

Наиболее значимыми центрами гончарного искусства - и соответственно вазописи - в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Получили известность также вазы с Беотии и Лаконии.

Благодаря греческим колониям в нижней Италии их гончарное искусство и вазопись распространились и в этом регионе. Начиная с VIII века до н. е. греческая керамика имитировалась итальянскими мастерами, возможно, благодаря осевшим в Италии греческим мастерам. Начиная с IV века до н. е. в Италии получает развитие собственный стиль, отличный от греческих образцов. Вазопись нижней Италии, отличается своими размерами и богатством декора, в котором в дополнение к традиционным цветов использовались белая и красная краска.

Вазы расписывались преимущественно на мотивы из жизни греческих богов и героев, однако присутствуют и бытовые сцены. На многочисленных сохранившихся вазах, например, изображены свадебные пиры или сцены из жизни атлетов. Часто на вазах встречаются и эротические сцены. Особой формой нижне-итальянского стиля вазописи считаются "наискови вазы", получившие свое название по изображенным на них наискосам и предназначались для погребальных ритуалов.

www.nado.znate.ru


Смотрите также